Описание картины григория мясоедова «опахивание»

Художник Григорий Григорьевич Мясоедов | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 21.07.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 3 мин   ·   Просмотры:

Три сестры в парке

Искусствоведы утверждают, что художник Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.

Григорий Григорьевич Мясоедов — это прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи.

Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты в области изобразительного искусства.

А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.

Биография художника Григория Мясоедова

Автопортрет

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.

В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.

Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.

В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок».

Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу.

Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это событие в живописи.

Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений». По этой причине огромное количество работ просто не дожили до нашего времени.

Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.

Картины художника Григория Григорьевича Мясоедова

Страдная пора

Дорога во ржи

Молебен на пашне о даровании дождя

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

Поздравление молодых в доме помещика

Чтение Положения 19 февраля 1861 года

Земство обедает

Пристань в Ялте

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)

Монахи. Не туда заехали

Смотрины невесты

У чужого счастья

Лесная река

Опахивание

Лесной ручей близ Полтавы

Осеннее утро

Сам с собою или Игра в шахматы

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-grigorij-grigorevich-myasoedov-biografiya-i-kartiny.html

Мясоедов Г.Г

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1878

 Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но бросил ее, серьезно увлекшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству. 

В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.

В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы заработать на жизнь.

Художник берет бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, написав на заданную тему композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», за которую получил большую золотую медаль и был удостоен шестилетней командировки за границу.

В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И. Герцена, и с семьей художника Николая Ге.

Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В это же время Мясоедов изучает русские народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» (1867) посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни.

В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создает картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.

Еще за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», – писал он своему товарищу К. Лемоху.

В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошел знаменитый «бунт четырнадцати».

Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе «бунтарей» стоял Крамской, возглавивший «Первую художественную артель».

В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В ту эпоху картины мало выставлялись, их видели в основном только в узком академическом кругу.

Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное и культурное значение.

Мясоедов деятельно участвовал во всех выставках товарищества и постоянно заботился о его материальной независимости.

В конце 1880-х Мясоедов переселяется в свою усадьбу Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Усадьба была обширной: с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. В этот период он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым давно увлекался.

В 1890-е годы художник переживал кризис. Он одинок, с семьей по каким-то причинам он давно разошелся и едва поддерживает отношения со своим сыном Иваном, интереснейшим художником с многосложной судьбой послереволюционного времени.

Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознает, что его время безвозвратно ушло.

Полностью отказавшись от «критического направления», столь принципиального для передвижничества, художник отказался тем самым от основ художественной системы 1870-1880-х гг.

Неподготовленый к восприятию новых художественных идей, Мясоедов оказался в числе тех членов ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Мясоедов также писал религиозные картины для храма Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

В 1911 году Григорий Григорьевич Мясоедов умер в своем имении Павленки.

*   *   *

Галерея (33 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/myasoedov-g-g

Григорий Григорьевич Мясоедов — российский живописец

Портрет работы И. Репина (1904)

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 [19] апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 [31] декабря 1911, Полтава) — российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда, сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В.

Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Поздравление молодых в доме помещика

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г.

, когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н.

Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г.

открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах.

В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

«Земство обедает»

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г.

Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц». Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования.

Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

«Косцы»

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Осеннее утро. 1893

Дорога во ржи.

Жница

Лесной ручей. Весной

Пристань в Ялте

Автопортрет

Г.Мясоедов портрет И.Репина. Этюд 1883

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Испанец. 1866

Молебен во время засухи. 1880

Источник: https://obiskusstve.com/345223181508545180/grigorij-grigorevich-myasoedov—rossijskij-zhivopisets/

Художник Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, фото и интересные факты :

Имя художника Григория Мясоедова вошло в энциклопедию русской живописи XIX века как певца крестьянской доли. Образ русского крестьянина с его проблемами и чаяниями, лики русской природы в ее первозданности — основа творчества великого мастера.

Григорий Мясоедов: страницы биографии

Григорий Мясоедов — уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло — его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу.

Читайте также:  Описание картины козимо тура «муза»

Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова.

Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др.

По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.

Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей.

Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына», в которой отразился нрав Мясоедова.

И тот впоследствии даже этим гордился.

Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.

Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова

Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.

Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.

Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:

— на остросоциальные темы:

  • о социальном различии разных слоев в обществе («Земство обедает»);
  • о пренебрежительном отношении к женщинам («Опахивание»);

— воспевающие русскую природу («Зреющие нивы»);

— воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную («Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земский знахарь»);

— воспевающие крестьянский труд («Дорога во ржи», «Страдная пора. Косцы», «Урок пряжи», «Деревенский знахарь»);

— размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа («Опахивание», «Поздравление молодых»);

— на историческую тематику («Бегство Григория Отрепьева», «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской»).

«Земство обедает»

Это произведение Григория Григорьевича Мясоедова затрагивает мысль о бесправном положении крестьянства в России второй половины XIX века, после принятия Земской реформы в 1860 году.

Суть проблемы заключалась в создании земств — органов местного самоуправления в отдаленных российских губерниях, куда крестьяне могли избираться в качестве гласных, то есть имеющих на заседаниях право голоса.

Но при этом, как показала практика, лишь формально. Фактически же власть в земствах забрали помещики.

Картина основывается на двух принципах: противопоставления и углубленной социально-психологической характеристике героев.

«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи.

Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

«Бегство Григория Отрепьева»

Тема из русской истории была выбрана Г. Г.

Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой — именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали.

История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он — сын одного из монахов Чудова монастыря.

Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит.

В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.

«Дорога во ржи»

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы.

Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь — у каждого свой, как стремление — тоже у каждого свое.

Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба.

Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

«Деревенский знахарь»

Произведение было написано Григорием Мясоедовым за год до отмены крепостного права. Эта картина выделяется из прочих силой реалистичности выписанных образов крестьянского быта и психологичностью персонажей. Официально не признаваемые обществом, знахари в условиях преследований помогали людям. Жизнь их была тяжела и бедна.

Питались они, в основном, за счет природных даров и того, чем расплачивались за помощь люди — это нехитрые продукты питания. Жили в сторонке от всего населения, часто в одиночку в лесных избушках. Помогали людям, используя лечебные травы и корешки, снадобья, из которых варили по передаваемым по наследству рецептам, секрет их строго оберегался.

В основном, излечивали от болезней, совершали оберег, привороты и отвороты, снятие сглаза.

Знахарь у Мясоедова — умудренный опытом мужчина, еще не старик, который помогает двум пришедшим к нему в избушку крестьянкам. В его руках ковш со снадобьем, которое знахарь заканчивает готовить.

В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном.

Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет.

Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи — парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо — именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он — отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.

Источник: https://www.syl.ru/article/370578/hudojnik-myasoedov-grigoriy-grigorevich-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi

Григорий Мясоедов: биография, творчество, личная жизнь и картины художника

Григорий Мясоедов — один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. Его творчество — это воплощение основополагающих принципов передвижников.

Художник-гражданин

Григорий Мясоедов родился в семье обедневшего дворянина из Тульской губернии, во владении которого было небольшое поместье. Будущий художник не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни, так как положение его семьи мало отличалось от жизни рабочих. В нужде провел он и студенческие годы:

«Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

Расцвет либеральных идей общества совпал с внутренними убеждениями Мясоедова. «Правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни» привлекает его куда больше, чем безжизненные сюжеты академизма. Так родились его многочисленные работы на крестьянские темы: «Земство обедает» (1872, Третьяковская галерея), «Опахивание» (1876, Русский музей), «Дорога во ржи» (1881, Третьяковская галерея).

Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником.

Помимо жанровых картин, в его творчестве встречаются пейзажи (Крым и Юг Украины), исторические картины («Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1862, Третьяковская галерея) и, конечно, портреты («Портрет И.И. Шишкина», Картинная галерея им. К.А. Савицкого). Кроме того, Мясоедов писал и на религиозные темы (храм Спаса на Сенной).

«Живое» искусство

Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской Академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал во Франции.

Италии, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. Вторая половина XIX века стала временем расцвета критического реализма во Франции, Италии, Германии.

Главной своей задачей художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На примере европейских живописцев Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю.

В своем творчестве он решил противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать объединение передвижников.

Основная цель объединения была прописана в первом пункте устава: «Доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства».[/I]

Реализм и психологизм

По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще.

Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе.

С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.

Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает».

Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле.

Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.

На 1870–80-е годы пришелся период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» отметили большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостоился звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках — не только в качестве художника, но и их идеолога.

«Здравствуй, мое одиночество…»

По воспоминаниям современников, Григорий Мясоедов был человеком незаурядным, остроумным, но в то же время слишком прямолинейным, его хлесткие высказывания часто обескураживали собеседников.

Он был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. Публика же принимала искания молодых художников с восторгом.

Григорий Мясоедов считал, что картинам в духе импрессионизма нет места на выставках передвижников. Столь категоричная позиция привела к расколу в объединении.

Главным оппонентом Мясоедова стал Илья Репин, который потребовал роспуска совета правления передвижников по причине его излишнего ретроградства и неспособности отвечать потребностям объединения.

В результате все члены правления демонстративно покинули совет, предоставив Мясоедову право возглавлять его в одиночестве.

В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставил Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.

«Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, — высказывался Мясоедов. — Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество».

Григорий Мясоедов умер 30 декабря 1911 года в своем имении под Полтавой. В истории искусства художник навсегда останется одним из основоположников важнейшего явления в отечественной живописи — передвижничества.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8963/grigorii-myasoedov

Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, картины

Мясоедов Григорий Григорьевич – выдающийся живописец, вошедший в историю русского искусства как организатор и бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.Если судить по отзывам современников, Григорий пользовался репутацией честного и прямого человека, характеризовался начитанностью, оригинальным мышлением, хотя частенько бывал саркастичен и ироничен.

Мясоедов Григорий Григорьевич: биография художника. Детство и юность

Родился будущий художник 7 апреля 1834 года. Его семья, проживавшая в селе Паньково (Орловская губерния), достатком не отличалась, но принадлежала к старинному дворянскому роду. С самого детства Григорий начал интересоваться искусством.

Отучившись в Орловской гимназии, в 1853 году он начал обучение в Академии художеств города Петербурга. В его стенах Мясоедовым была написана картина «Поздравление молодых в доме помещика».

За нее перспективный автор был удостоен малой золотой медали.

Право пенсионной поездки и большая золотая медаль талантливому живописцу достались за художественное полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год). «Бунт четырнадцати», произошедший в 1863 году в Академии художеств, Мясоедов не застал, потому что выпустился раньше.

Читайте также:  Описание картины зинаиды серебряковой «автопортрет в шарфе»

В путешествии по европе

По окончании учебного заведения Мясоедов Григорий Григорьевич отправился за границу, работал в Италии, Германии, Бельгии, Испании, Швейцарии. В 1867 году поселился во Флоренции, завел знакомство с семьей опального в те времена А. И. Герцена. Это был наиболее видный критик крепостнической Российской империи. На многие годы другом Григория стал русский живописец Николай Николаевич Ге.

Передвижническое настроение

Помимо художественного таланта, Григорий обладал поэтическим даром и писал стихотворения. В зрелом возрасте он публиковал в журналах и газетах небольшие рассказы.

Называемый за свое увлечение «художником писателем», основным призванием своей жизни Григорий Мясоедов считал отстаивание идей передвижничества – направления, основанного на реалистической манере отображения повседневной жизни и символизировавшего социальное искусство.

Идея формирования Товарищества передвижников, руководство которым художник возложил на себя, пришла в 1860 х годах, после путешествия по Европе.

Там Мясоедов мог наблюдать за деятельностью европейских художников, организовывавших передвижные коммерческие выставки. Это он успешно воплотил на территории России.

6 декабря 1870 года дата первого сбора членов Товарищества, на котором было назначено правление. В него вошли: Мясоедов Г. Г., Перов В. Г., Клодт М. К., Ге Н. Н., Крамской И. Н.

Правда, хотя и был в молодости новатором, с возрастом Григорий Григорьевич превратился в неуживчивого, желчного старика, озлобленного на всех и вся. Он по консервативному жестко хранил старые представления об искусстве, не желая признавать творчество молодого поколения, в частности И. И. Левитана, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи.

Мясоедов Григорий Григорьевич: картины

Передвижная художественная выставка впервые открылась в Петербурге 21 ноября 1871 года. Свое творчество на ней Мясоедов Григорий Григорьевич представил картиной «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)». Произведение, принесшее широкую известность, – «Земство обедает», художник представил на второй выставке в 1872 году.

На этом полотне изображена группа крестьян, собравшихся у подъезда земской управы провинциального городка в один из солнечных дней. Один, разместившись на каменных плитах, положил на котомку голову и задремал, остальные неспешно едят лук и хлеб с солью.

А в доме только что отобедали чиновники: через распахнутое окно заметен лакей, тщательно вымывающий посуду. В картине отсутствует прямое противопоставление неимущих и имущих земцев, но контраст бедности и богатства бросается в глаза непроизвольно.

Стремление к повседневному и реальному – ключевая задача передвижнического реализма отражено в этом произведении в полной мере.

В 1872 году за картину «Заклинание» Григорий Мясоедов был удостоен звания академика.

В произведении «Чтение положения 19 февраля 1861 года» живописец ясно изобразил полное недоумение крестьян в вопросе их судьбы и несбывшихся ожиданий.

Люди из народа часто позировали Мясоедову, который, прежде чем вводить в картину персонажей, долго с ними разговаривал, проявляя искренний интерес к судьбе каждого.

Крестьянский мотив в картинах Мясоедова

В 1876 году художник Мясоедов Григорий Григорьевич поселился на хуторе близ Харькова, где занялся садоводством и огородничеством. Именно с этого момента отмечается начало спада его творчества.

Изменилось отношение русского художника к крестьянской жизни; живописец выражает искреннюю заинтересованность народными поверьями и традициями.

Так, в картине «Опахивание» отображен древний языческий обряд, направленный на защиту домашнего скота от болезни и смерти.

В работе «Молебен на пашне о даровании дождя» русский художник сумел достоверно передать эмоциональное напряжение крестьян, молящих о помощи Господа Бога в засушливое лето.

В 1880 х годах Мясоедов наряду с картинами бытового жанра трудился над пейзажами.

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» ярко отражает крестьянский быт, на протяжении веков объединяющий в единый рабочий коллектив все поколения.

Эта работа насквозь пропитана уважением к тяжелому крестьянскому труду, составляющему основу жизни Российской империи.

Последние годы жизни Григория Мясоедова

В конце 1880 х годов Мясоедов жил в городе Полтаве, в просторном доме с садом, прудом и парком. Осенью и зимой посещал Крым. В Полтаве автор сделал эскиз театрального занавеса, создал декорации для городского театра, открыл школу рисования, опубликовал брошюру по садоводству.

Незадолго до кончины собирался исполнить 3 знаковые картины под общим названием «Святая Русь». Среди современников Мясоедов выделялся страстной любовью к музыке: умел и любил играть на рояле, скрипке, альте, иногда пел.

Классики Гайдн, Бетховен, Моцарт, Глинка, Шуман были его любимыми композиторами.

Умер Мясоедов Григорий Григорьевич в 1911 году, 18 декабря, в собственной усадьбе Павленки под Полтавой, в саду которой и был похоронен.

Источник: https://autogear.ru/article/231/396/myasoedov-grigoriy-grigorevich-biografiya-kartinyi/

София Волковицкая – красавица с картин Мясоедова

Совсем недавно (в апреле) на Орловщине отметили 180-летие известнейшего нашего земляка, художника-передвижника Григория Мясоедова. Многие из орловчан, ещё не забывшие курс школьной истории, сразу вспомнили  знаменитую картину «Земство обедает» да и другие работы признанного мастера: «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», «Опахивание», «Косцы», «Дорога во ржи», «Сеятель».

«Из темноты пришедшая былого…»

Но те картины, с которыми я предлагаю читателям и зрителям  познакомиться сейчас, известны до настоящего времени только узкому кругу специалистов. А между тем, на них изображена личность, которую Григорий Мясоедов хорошо знал и регулярно с нею общался.

На этом портрете перед тобой, читатель, — наша землячка София Волковицкая, позирующая перед зрителем в сербском наряде.

Портрет Софии Волковицкой в сербском наряде

Она же стала героиней полотен Мясоедова «Неизвестная» (гораздо больше знакома одноименная работа у И.Крамского), «Женщина в кленовых листьях», «На берегу моря» и «Дама с собакой» (другое название – «Осиротели»).

София Владимировна Волковицкая — дочь известного орловского врача Владимира Ивановича Радуловича и рано скончавшейся его жены Софии Дмитриевны (в девичестве – Чиркиной, происходившей из семьи малоархангельских помещиков – А.П.).

Источник, откуда я первоначально почерпнул эти сведения, совсем неожиданен для орловчан.

В 2011 году в Киеве на украинском языке были опубликованы «Воспоминания» известного украинского историка Наталии Дмитриевны Полонской-Василенко.

Как ни удивительно, но по материнской линии её корни – в орловской глубинке, в сельце Липовица Малоархангельского уезда, где проживали в XIX веке помещики Мухортовы.

Очень большой кусок  «Воспоминаний» Н.Д.

Полонской-Василенко  посвящён её детству, проведённому на орловской земле,  и её многочисленным родственникам – Мухортовым, Мацневым, Чиркиным, Лилиенфельдам (все они – дворяне Малоархангельского уезда.

  Об этих «Воспоминаниях» и перечисленных помещиках я писал в «Орловском вестнике» несколько раз, например, в очерке «Воспоминания об Орле» — 14.12.2011 года – А.П.).

А теперь цитата из  книги Наталии Полонской-Василенко, посвящённая как раз Радуловичам и Волковицким:

«Самая молодая из Чиркиных — София — вышла замуж в середине 60-х годов за доктора Владимира Ивановича Радуловича. Происходил он из новосербских сербов. Он был главным врачом городской больницы в Орле, которую поставил на высокий уровень. Он пользовался всеобщим уважением и был очень популярен как врач».

«Служил усердно, полезно, продолжительно…»

Здесь я добавлю несколько слов о Владимире Ивановиче из других источников. Радулович закончил  Московский университет и, обладая обширнейшими знаниями в области  хирургии и урологии, с 1867 года был старшим врачом Орловской губернской земской больницы.

Кроме того, Владимир Иванович являлся одним из создателей Орловского медицинского общества и долгое время возглавлял его. Имел награды: ордена Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны и Св. Станислава 2-й и 3-й степеней.

За «исключительно усердную, полезную и продолжительную в течение 27 лет службу» он был удостоен чина действительного статского советника (в переводе на военные чины – генерал-майора – А.П.).  Врач  Радулович обладал энциклопедическими познаниями и прекрасной памятью, был начитан, трудолюбив  и предан делу.

Его перу принадлежит «Очерк истории русских медицинских обществ, их цель, значение и взаимная связь»,  изданный на его собственные средства в 1890 году, им написано также более 100 статей для  медицинских журналов.

Владимир Иванович Радулович

У любящих супругов Радуловичей родилось двое детей: дочь София и сын Владимир. К величайшему горю Владимира Ивановича, его жена Софья Дмитриевна, умерла в 1875 году при родах второго ребёнка. Сын, названный Владимиром, остался жив, а вот саму роженицу спасти не удалось.

Оставшихся полу-сиротами детей помогали воспитывать вдовцу  родственники, не оставившие врача  один на один с его горем.

О том, что и как в семействе Радуловичей происходило дальше, я узнал благодаря неожиданному знакомству с прямым их потомком – правнуком Валерием Львовичем Чекмарёвым, проживающим в настоящее время в Воронеже.

Он познакомился в интернете с некоторыми из моих очерков, а потом и позвонил. Завязалось знакомство, результатом которого стал обмен книгами.

Из документальных воспоминаний Валерия Чекмарёва я почерпнул поистине бесценные дополнительные сведения о некоторых героях моих прежних публикаций.

София – не только умная

В его книге «Одноколейка в «Пятьдесят восьмую», выпущенной в Воронеже в 2009 году, приведена копия «Свидетельства», выданного Канцелярией Попечителя Московского Учебного округа, из которого удалось восполнить многие сведения по биографии Софии Радулович, бабушки Валерия Чекмарёва.

Итак, родилась она в Орле 26 декабря (по старому стилю – А.П.) 1865 года. Образование получила в Орловской частной женской гимназии госпожи Чибисовой. По окончании 7 класса София Владимировна Радулович получила аттестат с отличными оценками и была награждена золотой медалью.

Особые успехи уже с детских лет София показывала в ботанике.

Сверх того, она «слушала в дополнительном классе Орловской Николаевской женской гимназии особый специальный курс для лиц, желающих приобрести права на звание домашней наставницы и учительницы по предмету математики», что и было ей дозволено 10 октября 1884 года.

По воспоминаниям близких людей, София Радулович, кроме ума, с детства обладала и необыкновенной красотой. Многие поклонники добивались её руки и сердца. Но София выбрала петербургского юриста Александра Волковицкого, за которого и вышла в 1889 году замуж.

София Владимировна Волковицкая

Александр Викторович быстро сделал блестящую карьеру, начав службу с должности секретаря Департамента Сената. Когда же в 1899 году в Петербурге проходил всемирный съезд криминалистов, Волковицкий был его секретарём. Ну а на всяких раутах там блистала его жена-красавица.

Вот как описала Софию Волковицкую хорошо знавшая её Наталия Полонская-Василенко: «… Соня была удивительно красивая, маленькая, тоненькая, с выточенным профилем и орлиным носом. Замечательные темно-серые глаза были окружены длинными черными ресницами».

К тому же, свою красоту она никогда не портила  какой-либо  косметикой или завивками.

Волковицкие жили в Петербурге весело и шумно. Но – в дополнение к светскости – София была необыкновенной, буквально, идеальной матерью четырёх дочек-красавиц, младшая из которых, Евгения, оставила тёплые воспоминания о своей семье.

Как и когда состоялось знакомство Волковицких с художником Мясоедовым – точно не известно, но уже с середины 80-ых годов XIX века Григорий Григорьевич стал частым гостем в петербургском доме Волковицких, а потом – и в их имении, в сельце «Неручь (Петровское)», Малоархангельского уезда Орловской губернии.

Это была настоящая и крепкая дружба. А вскоре  очаровательная головка Софии Волковицкой стала известна посетителям передвижных выставок, ибо каждый раз Мясоедов именно с неё писал  разные картины. О самых известных я уже упоминал в начале своего рассказа.

Чуть подробнее остановлюсь на работе под названием «Осиротели» (второе название – «Дама с собакой» — А.П.).

Посмотри, читатель.

Картина Григория Мясоедова «Осиротели»

Довольно большая (вертикальная) картина выполнена в тёмных тонах. На ней – уходящая вдаль осенняя аллея большого парка. На переднем плане молодая женщина со скорбным лицом, у её ног с поникшей головой большой сенбернар.

Они недавно потеряли любимого мужа и хозяина – осиротели.

Картина хранится в Харьковском художественном музее, и она фактически стала пророческой для героини картины: её любимый муж и отец четырёх дочерей, Александр Викторович Волковицкий скончался, не дожив и до 50 лет.

Сама же София Владимировна ушла в мир иной 6 июля 1941 года. Похоронили её на Коминтерновском кладбище Воронежа, оказавшемся чуть позже в эпицентре жесточайших боёв за город. И потому могила красавицы с картин художника Мясоедова оказалась полностью уничтоженной во время артобстрелов и бомбардировок.

Но большинство картин знаменитого художника с обликом Софии Волковицкой остались целы, и они на века запечатлели облик нашей землячки. Всмотрись в него ещё раз, читатель.

А об усадьбе «Неручь (Петровское)», в которой бывал художник Мясоедов и встречался там со своими друзьями и знакомыми, — отдельная история.

Александр Полынкин

Источник: http://klub-mastera.narod.ru/publ/istorija_orlovskogo_kraja/sofija_volkovickaja_krasavica_s_kartin_mjasoedova/22-1-0-409

«Земство обедает» в Новосильском уезде. К 175-летию со дня рождения Г.Г. Мясоедова

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Земство обедает» была и есть наиболее известное произведение художника, хотя он постоянно работал, создавая все новые и новые вещи (их немало приобрел П.М. Третьяков и другие коллекционеры).

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911) — выдающийся русский живописец. Владимир Васильевич Стасов всегда называл его в первой пятерке лучших русских художников XIX века. В 1870 году в возрасте 36 лет он был удостоен звания академика. Наряду с крупнейшими русскими живописцами Мясоедов был участником Всемирных выставок в Париже в 1867 и 1878 годах.

В 1870 году Мясоедов собрал вместе всех лучших представителей искусства России в Товарищество передвижных художественных выставок. Его соратниками в создании Товарищества сначала стали московские художники В.Г. Перов, Л.Л.

Каменев, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Затем Мясоедов поехал в Петербург и убедил группу художников северной столицы присоединиться к москвичам. Среди первых, кто поддержал Мясоедова в Петербурге, были Н.Н. Ге и И.Н. Крамской.

Отмечая 175-летний юбилей художника, расскажем о картине «Земство обедает», так как до сих пор о ней известно немного.

В монографии И.Н. Шуваловой, посвященной Мясоедову, читаем: «К сожалению, нам неизвестна история создания этого произведения. Не сохранилось ни одного подготовительного наброска, нет никаких письменных свидетельств художника или его друзей о том, как и где протекала работа над картиной…

Читайте также:  Описание картины николая рериха «заморские гости»

»[1] Еще ранее Н.В. Масалина[2], один из первых биографов Мясоедова, писала: «История создания картины “Земство обедает” осталась неизвестной. Подобную сцену художник мог наблюдать в жизни.

Не случайно под воздействием этой картины известный писатель Гаршин пишет историю N-ского Земского собрания».

Нам удалось несколько приоткрыть завесу таинственности над тем, где мастер мог видеть подобную сцену.

Григорий Григорьевич был сыном мелкопоместного дворянина, и, следовательно, время от времени ему приходилось посещать земство в том уезде, к которому относилось поместье отца. В этом направлении мы и предприняли поиски.

Поскольку село Паньково, где родился и вырос художник, во второй половине XIX века входило в Новосильский уезд Тульской губернии (сейчас город Новосиль и село Паньково входят в состав Орловской области), автор данного эссе обратился в Новосильский краеведческий музей с просьбой об идентификации здания, изображенного на картине Мясоедова. Директор музея Мария Андреевна Казначеева сообщила, что уездное земство было полностью разрушено во время войны, а после восстановления утратило свой прежний облик. Фотографии старого здания не сохранились. Однако в фондах музея имеется письменное свидетельство уроженца села Паньково Анания Семеновича Ремнева, работавшего в здании бывшего земства первые годы после революции, о доме, который изображен на картине его знаменитого земляка. Приведем некоторые строки из этого документа: «Крыльцо и вообще фасад здания, расположение окон точно напоминает мне здание бывшего Новосильского земства. Видимо, его Мясоедов видел и положил на полотно».

Как бы убеждая своих будущих оппонентов, Ананий Семенович еще раз подчеркивает: «Точно такой же был фасад и крыльцо у здания Новосильского земства. В этом здании 28 января 1918 года проходил первый Уездный съезд, и после располагался Уисполком. Я был секретарем — членом Президиума».

Казначеева так комментирует эти сведения: «Ремнев А.С. был избран в 1920—1922 годах депутатом Уисполкома. Посещал наш музей. Я с ним была хорошо знакома. Он утверждал, что на картине здание земства Новосильского. Ананию Семеновичу я верю».

Благодаря упомянутым выше свидетельствам можно с достаточной долей уверенности говорить, что Мясоедов написал сцену скудной крестьянской трапезы, опираясь на местный материал. И в это нетрудно поверить.

Ведь в молодые годы художник, приезжая на каникулы из академии, мог подменять стареющего отца и бывать в Новосиле.

Выезжая из села утром по холодку (а от Паньково до Новосиля около 40 верст), не спеша, как раз к обеду и можно было туда добраться.

Конечно, молодого художника не могла не привлечь подобная сценка, полная особого смысла. И родился у него замысел произведения, которому суждено было обрести мировую известность.

Чем же интересна эта на первый взгляд неброская картина?

Кажется, ничего особенного: на фоне светлой стены дома несколько крестьян отдыхают и перекусывают своей нехитрой деревенской провизией.

Это крестьянская часть земства вышла из душных комнат пообедать чем Бог послал: кто-то жует сухой хлеб, кто-то сдабривает его щепоткой соли или пучком молодого зеленого лука. Всех их объединяет невеселая дума.

Понимают они, что плетью обуха не перешибешь, и потому не надеются на справедливое отношение к своим наболевшим делам.

Волнообразное композиционное построение народной группы показывает, какая мощная потенциальная сила скрыта во внешне покорном и бессловесном крестьянстве. Эта волна может все снести на своем пути.

Но пока крестьяне задумчивы и спокойны. Они написаны с явной симпатией и сочувствием к тяжелой доле тружеников. Убедительны их живые умные лица, естественны позы. Это не натурщики, а живые народные типы.

Что касается чисто живописных задач, которые ставил перед собой художник, то он использовал выразительное контрастное решение: на фоне светлой желтой стены плотными силуэтами выделяются фигуры персонажей.

На переднем плане холодная тень от здания соседствует с освещенным солнцем участком и свежей зеленью в правом углу картины, где Мясоедов расположил интересную в колористическом и содержательном отношении фигуру крестьянина.

«Земство» впервые было показано на Второй выставке ТПХВ в 1872 году[3] под названием «Уездное земское собрание в обеденное время». По свидетельству современников, картина Мясоедова была лучшей среди жанровых работ, представленных на выставке.

О ней очень высоко отозвался Крамской — один из самых взыскательных художников и критиков. В письме к Перову, анализируя экспонаты передвижной выставки Товарищества, он писал: «Пейзажный отдел и отдел портретов — блистательный жанр — средний и даже положительно хорош.

А картина Мясоедова — прекрасная».

Как у каждого живописного произведения, у работы «Земство обедает» — своя история и своя судьба.

Благодаря письменному свидетельству Анания Семеновича Ремнева, с достаточной долей уверенности можно говорить о тульско-орловских истоках, питавших этот замысел.

Мясоедову поступило предложение от Императорской Академии художеств продать картину в академический музей. Художник оценил ее в 1200 рублей. А пока академия раздумывала, к Мясоедову с тем же предложением обратился П.М. Третьяков: он пожелал приобрести «Земство» для своей коллекции, но просил снизить объявленную стоимость.

Как истинный купец, Третьяков никогда не покупал картину за предложенную авторами цену, всегда старался ее снизить. И здесь он остался верен своей привычке. На предложение Третьякова Мясоедов ответил: «Милостивый государь Павел Михайлович!..

Мне, конечно, приятно Ваше желание поместить мою работу в Вашу галерею, и, считая за честь попасть в Вашу коллекцию, я готов сделать всевозможную уступку из назначенной цены; цена, объявленная мною Академии за “Земский обед”, 1200. Но так как Академия до сих пор ничего определенного не говорит и так как мне гораздо приятней быть у Вас, а не в Академии…

то я понижаю до 1000 рублей. Думаю, Павел Михайлович, что, взяв в соображение цены, назначенные другими художниками, которые Вы не находите чрезмерными, я в требовании не перехожу за границу справедливости, и мне будет очень жаль, если Вы не захотите на столько же продвинуться вперед, на сколько я отступил.

Будьте добры, Павел Михайлович, сообщите Ваши окончательные намерения, чтобы я мог свободно располагать своими поступками и чтобы меня не смущало напрасное желание попасть в Вашу коллекцию.»[4]

Третьяков не оценил поступок художника, живущего только от продажи своих произведений и тем не менее снизившего цену за полотно на 200 рублей (а это очень немало; как вспоминал сам Мясоедов, в те времена на 8 копеек можно было пообедать щами и кашей с маслом). Но Павла Михайловича трудно было уговорить заплатить больше, чем он наметил. Он предложил понизить цену еще на 100 рублей, желая заплатить за картину не более 900.

На вопрос о новом снижении цены Мясоедов ответил: «Мое искреннее желание, многоуважаемый Павел Михайлович, сделать всевозможную уступку, чтобы только сойтись к обоюдному удовольствию: хотя сто рублей гораздо более значат для меня, чем для Вас, тем не менее я согласен получить от Вас 900 рублей, но чистых, то есть без вычета тех 5 %, которые я должен заплатить Товариществу; говоря яснее, я прошу Вас, возвысьте до 945, и думаю, что Вы не будете в претензии за эту маленькую прибавку.»[5]

Остается только удивляться бесконечным уступкам художника. Он шел навстречу Третьякову только потому, что его галерея была открыта для посетителей, а музейной коллекцией Академии художеств пользовались лишь ее студенты и преподаватели.

В результате переговоров Третьяков приобрел картину Мясоедова в 1873 году за 945 рублей. Однако Павел Михайлович остался чем-то недоволен и в 1876 году решил расстаться с полотном. Причем был готов уступить его за меньшую сумму, чем купил у художника. Узнав о замыслах коллекционера, Мясоедов написал: «.

уверяю Вас, Павел Михайлович, что я очень доволен, что моя картина у Вас, а не у кого другого. Жалею, что Вы разочаровались в “Земстве”.

»[6] Будучи человеком честным до щепетильности, художник предложил Третьякову оставить себе 500 рублей из тех 2000, что тот обещал выплатить за другую его картину («Чтение Положения 19 февраля 1861 года»), чтобы «покрыть потерю, могущую произойти при продаже. прежней картины».

Поразмыслив, Третьяков передумал продавать «Земство», но что-то в картине его все же смущало. Он обратился к Мясоедову с просьбой внести некоторые исправления. Художник не только согласился поработать со своим завершенным полотном; он дал самые точные указания, как переправить работу в Харьков, где жил в то время: «Милостивый государь Павел Михайлович!..

Всякое исправление в картине “Земский обед” я готов сделать, и, если бы Вы нашли возможным прислать ее теперь же, я занялся бы ею тем с большей охотой, что не имею никакой срочной работы, ибо картину, которую готовлю к выставке, могу писать только летом [речь идет о картине «Засуха. Молебен на пашне». — А.Х. ].

Если Вы найдете возможным вынуть “Земство” из рамы для безопасности и прислать ее тотчас по железной дороге на станцию, а квитанцию в дом Волжско-Камского банка на Рыбную улицу, то я сделаю все, что смогу, чтобы устранить те недостатки, которые в ней замечаются.

»[7] А в следующем письме он уведомил Третьякова: «Картина, высланная Вами для исправления, “Земский обед” получена мною в совершенной исправности, по исправлении всего, что можно, немедленно вышлю ее к Вам.»[8]

Автор данной статьи задался целью найти первоначальный вариант полотна Мясоедова. Помогла книга И.Н. Шуваловой[9].

Знакомясь со списком произведений художника, скрупулезно собранных ею, на странице 136-й автор обнаружил желанные строчки: «Две гравюры на одном листе: “Земство обедает” и “В осажденном городе” 17,6 х 12,1; 31,2 х 21,6. В издании: Иллюстрированный каталог второй передвижной художественной выставки. СПб., 1873».

Эта гравюра, несомненно, была сделана с полотна, которого еще не касалась кисть мастера при последующей переписке. Ведь каталог был издан в 1873 году, а вопрос о некоторых переделках в изображении возник лишь зимой 1876-го. Надо было искать гравированный оттиск.

В Российской государственной библиотеке нужного издания не оказалось.

И тут вспомнилось, что Стасов, активно интересовавшийся деятельностью Товарищества, именно в годы издания каталога (1872—1873) начинал работу в качестве заведующего художественным отделом Санкт-Петербургской публичной библиотеки. Уж он-то, подумалось, не мог пропустить издание с изображениями произведений передвижников. Но вот сохранился ли каталог на протяжении 135 лихих и для страны и для Петербурга лет.

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге в отделе эстампов удалось выловить в безграничном книжном море крохотный оттиск с гравюры. Действительно, она была исполнена с того первоначального варианта картины, который экспонировался на Второй передвижной выставке.

Пересылая Мясоедову картину, Третьяков высказал некоторые свои пожелания по ее доработке. В частности, он считал, что в таком серьезном по замыслу полотне куры на переднем плане мешают.

Художник ответил так: «Думаю, что не куры мешают, а некоторые другие малые недостатки, которые Вы тоже, вероятно, не найдете лишними». И действительно, дело было не в курах, а прежде всего… в петухе: игривая походка куриного ухажера в направлении кур не оставляла сомнений в его намерениях.

Это отвлекало зрителей и мешало сосредоточиться на серьезности замысла полотна. Стоило Мясоедову убрать одиозную фигурку, как все встало на свои места.

Художник переосмыслил и переработал практически всех действующих лиц. Ведь к 1876 году, когда он принялся за доработку «Земства», за его плечами уже был опыт создания картин «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (ГТГ) и «Опахивание» (ГРМ), многих этюдов, портретов, эскизов.

Он чувствовал себя более уверенно, чем в 1871 году, когда только начинал «Земство». В первоначальном варианте картины в фигурах крестьян, во всех вместе и в каждой в отдельности, чувствовалась какая-то обреченность и безысходность.

После доработки это впечатление исчезло; в крестьянской группе появились спокойная раздумчивость и вызывающая уважение внутренняя сила.

Наиболее значительно был изменен крестьянин, сидящий на ступеньке крыльца: вместо дряхлого, согнутого годами, растерянного старика с натруженной спиной зрители видят крепкого мужика, знающего себе цену. Художник несколько переписал и изображение металлического навершия крыльца, что позволило ему разместить на верхней доске читаемое название уездной управы.

Как мы видим, Мясоедов внимательно поработал над присланной из Москвы, порядком уже забытой им картиной. А когда краски просохли, вернул полотно владельцу.

Нынешнее «Земство» — переработанный в 1876 году вариант картины, написанной художником в 1871—1872 годах. Вот почему в отдельных изданиях под репродукцией этого произведения стоит реальная дата завершения работы над полотном — 1876 год. Эту дату можно встретить и у Стасова, имевшего возможность видеть как первоначальный вариант картины, так и окончательное решение.

Третьяков был удовлетворен действиями Мясоедова, и у него больше не возникало желания расстаться с «Земством».

  1. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л., 1971. С. 55.
  2. Масалина Н. Земство обедает, картина Г.Г. Мясоедова // Гос. Третьяковская галерея. М. 1950.
  3. В переписке с П.М. Третьяковым, желавшим приобрести картину, Мясоедов называл ее «Земский обед». Свое нынешнее название полотно получило значительно позже.
  4. Мясоедов Григорий Григорьевич: Письма, документы, воспоминания. М., 1972. С. 58 (Далее — Мясоедов. Письма).
  5. Там же, с. 58-59.
  6. Там же, с. С. 75.
  7. Там же.
  8. Мясоедов. Письма. С. 76.
  9. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л., 1971. С. 136.

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/3-2009-24/zemstvo-obedaet-v-novosilskom-uezde-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-myasoedo

Ссылка на основную публикацию