Описание картины ильи репина «портрет п. с. стасовой»

Репин илья ефимович (1844–1930)

Серов В.А. Портрет И.Е.Репина. 1901
5 августа 2009 года исполнилось 165 лет со дня рождения художника Ильи Ефимовича Репина. Полотна И.Е.Репина «Бурлаки на Волге», «Запорожцы» знакомы каждому с детских лет и являются гордостью реалистического искусства.

Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ.

По времени создания они охватывают длительный полувековой период. Самое раннее произведение – «Приготовление к экзамену» – написано двадцатилетним юношей в год поступления в Академию художеств, а самое позднее – «Портрет артиста П.В.Самойлова» – исполнено в 72-летнем возрасте всемирно прославленным мастером.

Показателен состав живописной коллекции: две трети ее – это картины и портреты, картины на современную тему составляют 10 полотен, исторические – 6, пейзажи – 5, и натюрморт – 1.

Такое жанровое соотношение отражает специфику репинского наследия в целом. Одна треть коллекции представлена этюдами и эскизами, которым Репин придавал большое значение в своей художественной практике.

Многие из них иллюстрируют создание известных полотен, при этом сохраняя самостоятельную художественную ценность.

Особенностью коллекции произведений Репина в Русском музее является наличие целого ряда монументальных, огромных по своим размерам полотен, над которыми художник работал в течение нескольких лет, и которые сегодня ассоциируются с образом самого Русского музея: «Торжественное заседание Государственного Совета», «Запорожцы», «Садко» и т.д.
(В заметке использованы материалы статьи И.Н.Шуваловой «Работы И.Е.Репина в Русском музее»//Илья Ефимович Репин. К 150-летию со дня рождения. Сборник статей, СПб, 1995, с.117-124.)

С произведениями И.Е.Репина из собрания Русского музея можно познакомиться в информационно-образовательных центрах «Русский музей: виртуальный филиал», используя материалы Медиатеки.

Произведения И.Репина в залах Русского музея

Произведения И.Е.Репина в собраниях художественных музеев России
ЖИВОПИСЬ

Борис Годунов у Ивана Грозного. 1860. ТОКГ Приготовление к экзамену. 1864. ГРМ Иов и его друзья. 1869. ГРМ Воскрешение дочери Иаира. 1871. ГРМ
Читающая девушка.1870. ГМИИ РТ Бурлаки на Волге. 1870-1873. ГРМ Садко. 1876. ГРМ На дерновой скамье. 1876. ГРМ
Смерть Ф.В.Чижова.1877. ГМО ХКРС Портрет П.С.Стасовой.1879. ГРМ Проводы новобранца. 1879. ГРМ Христос в Гефсиманском саду.1880-е. МИИ РК
Запорожцы. 1880–1891. ГРМ Запорожец.1884. НТМИИ Выбор невесты. Эскиз.1884-1897. ПГХГ Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных.1888. ГРМ
Портрет В.В.Стасова. 1883. ГРМ Портрет М.П.Беляева. 1886. ГРМ Портрет А.Г.Рубинштейна. 1887. ГРМ Портрет А.К.Глазунова. 1887. ГРМ Портрет А.П.Бородина. 1888. ГРМ Портрет О.С.Александровой-Гейнс.1890. ГМИИ РТ Портрет О.С.Гейнс.1890. ГМИИ РТ
Репин И.Е. Белорус. 1892. ГРМ Портрет И.Р.Тарханова. 1892. ГРМ Портрет В.Н.Герарда. 1893. ГРМ Портрет Н.А.Римского-Корсакова. 1893. ГРМ Портрет Г.Г.Ге. 1895. НТМИИ Портрет А.К.Гейнс. 1896. ГМИИ РТ Портрет Н.П.Головиной. 1896. ГРМ
Л.Н.Толстой босой. 1901. ГРМ «Какой простор!». 1903. ГРМ Торжественное заседание Государственного Cовета. 1903. ГРМ Семейный портрет Деларовых.1906. ГМО ХКРС
17 октября 1905 года. 1907, 1911. ГРМ Портрет И.С.Крючкова. 1908. ТОКГ Портрет Б.Горской. 1910. ГМИИ РТ Головка казака (гайдамака).1910. ГМИИ РТ Портрет Л.Н.Андреева. 1912. ТОКГ Портрет В.В.Веревкиной. 1916. ПГХГ

ГРАФИКА

Портрет Т.А.Мамонтовой. 1879. ГРМ Голова девушки. 1859. ТОКГ Натурщик (юноша). 1866. ГРМ Женщина в чепце. 1870. ГХМАК Горбун. 1880. ГРМ Московская перепись. 1882. ТОКГ Л.Н.Толстой за работой. 1891. ГРМ
Отказ от исповеди. Эскиз. НТМИИ Иван Грозный и сын его Иван. 1882. ГРМ У Доминика. 1887. ГРМ Невский проспект. 1887. ГРМ Портрет Е.В.Лавровой. 1890. ГРМ
Запорожец за Дунаем. НТМИИ Портрет А.В.Жиркевича. 1891. ГРМ Портрет М.К.Тенишевой. 1896. ГРМ Мужской портрет. 1899. ПГХГ Портрет Ц.А.Кюи. 1900. ИГМИИ Портрет Г.И. Шоофса. 1908. ПГХГ
Портрет А.И.Куинджи. 1906. ТОКГ Вдова. 1910. ПГХГ Иван Грозный и сын его Иван. 1913. ГРМ Давид и Голиаф. 1915. ТОКГ Портрет П.Шиндлера.ГХМАК В ложе театра.ИГМИИ
Портрет П.Шиндлера.МИИ РК В верхнем ярусе театра.НТМИИ

Произведения декоративно-прикладного искусства

Декоративное блюдо «Персиянка». 1876. НТМИИ

Пaмятники И.Е.Репину в Краснодаре

О.Яковлева.Памятник И.Е.Репину В.Пчелин. Памятник «Запорожцы пишутписьмо турецкому султану»

Любителям творчества И.Е.Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И.Е.Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.

«Пенаты» — филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки.

В доме сохранен мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда.

Память о художнике бережно хранится и в Доме-музее И.Е.Репина в с. Ширяево под Самарой. Сюда на Волгу в 1870 году вместе с Ф.А.Васильевым, Е.К.Макаровым и В.Е.Репиным отправляется на этюды молодой художник. Творческая экспедиция прошла по Волге от города Рыбинска до города Саратова.

Для работы молодые художники остановились в самом живописном месте — в Жигулях. Здесь у Репина родилась идея создания картины о бурлаках и были сделаны многочисленные этюды.
26 августа 1990 года состоялось открытие Дома-музея Ильи Ефимовича Репина в селе Ширяево.

Отавить отзыв о выставке

Источник: http://virtualrm.spb.ru/resources/galleries/repin

Читать

В серый июльский день, каких немало бывает на взморье, мы отправились в «Пенаты». Автобус остановился почти у самых ворот усадьбы. Сквозь редкие сосны виднелось море. Пенились, сердились волны.

— Осенью он, наверное, слышал шум прибоя, — донесся обрывок разговора.

День был прохладный, очень удобный для экскурсий. Люди шли семьями, группами. Непрерывно. У всех одна цель: густой парк, обнесенный зеленой изгородью.

Войдем в калитку и мы.

Березовая аллея уводит в глубь парка. Березы здесь одна к одной, ровные, стройные. В серый денек особенно заметны белизна коры и какие-то загадочные розовые подпалины. Будто по стволам струится кровь.

Аллея замощена камнями. Истерлись они добела. Много ног прошло по ним с тех пор, как хозяин усадьбы в последний раз проводил гостей до калитки…

Кто только не приезжал сюда, чтобы повидаться с художником, посмотреть его новые работы, а часто и послужить моделью для портрета! Теперь об этих посещениях рассказывают фотографии на щитах, обрамляющих место, где когда-то стоял дом. От него остался только фундамент, рисующий общий чертеж здания. Дом сожгли фашисты, отступая с карельского перешейка в 1944 году, сожгли дотла.

Можно сжечь стены, но нельзя истребить память о дорогом человеке.

Как увлекательный документальный фильм смотрятся фотографии. Кадр за кадром раскрывают они перед нами жизнь этого тихого уголка.

В саду гуляют Стасов, Горький и Репин. Стасов что-то оживленно рассказывает, энергично жестикулируя. Эта живая сценка напоминает о тех горячих спорах, какие велись здесь, на тенистых дорожках, о пережитых восторгах, разочарованиях, о неожиданных размолвках и столь же неожиданных примирениях.

Вдоволь нагулявшись, друзья сели на крылечке дома. На фото — уголок, которого теперь не увидишь в натуре.

Красивы в этих краях зимы. Огромные ели с отяжелевшими от снега ветвями обступают маленькую фигуру человека, завороженного красотой природы. Репин — среди зимнего леса. И еще одно фото. В пальто с развевающейся пелериной Репин уверенно и бодро скользит на лыжах, а впереди — далекая белая равнина.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «дарьяльское ущелье»

Приехал в гости Шаляпин. Он позирует для портрета. Сцена эта очень интересно схвачена фотографом. Шаляпин полулежит на широкой тахте. Мастерская. Мольберт. И Репин — у большого холста, на котором угольный рисунок с артиста и уже довольно рельефно вылеплена голова. Портрета такого не сохранилось, и эта фотография — единственное о нем напоминание.

В минуту отдыха художник и гость отправились в парк. И после долгих часов вынужденного покоя Шаляпин берет большую лопату и с упоением расчищает снег на дорожках.

Уютная столовая в доме. Знаменитый теперь круглый стол, за которым так радушно тут принимали гостей. Среди них — Владимир Маяковский. Он читал в тот день свою поэму «Война и мир». И старый художник, чуткий ко всему новому в искусстве, восхитился необычайной силой этого произведения молодого поэта.

Снова фотографии, одна за другой. Кто-то удачно запечатлел Репина пишущим этюд. Он сидит босиком на большом камне у самого моря. Маленький этюдник на коленях, кисть только что положила мазок, и художник пристально вглядывается в пейзаж.

Огромная светлая мастерская. Здесь ежедневно, пропуская лишь дни, когда уж очень недомогалось, трудился художник. Раннее утро всегда заставало его у мольберта. Самые счастливые часы.

Но когда художник больше не мог творить, он шел в свой рабочий кабинет, как в храм воздуха и света. Тут почти не было стен — сплошные окна. Здесь Репин любил читать письма. Ни одно не осталось безответным.

Даже когда рука больше не слушалась, а буквы походили на странные каракули, он отвечал на каждое обращенное к нему слово, писал много сам. Письма связывали его с друзьями, живущими иногда далеко, а иногда и рядом — в Петербурге. Но встречи ждать долго, а мысли нахлынули.

И вот уж почтальон оставляет в публичной библиотеке очередное письмо на имя В. В. Стасова, которое всегда для него очень интересно и, прочитанное, хранится бережно.

Репин любил лепить. Однажды скульптор Тарханова-Антокольская лепила бюст Репина, а хозяин в то же время лепил свою гостью. Всю эту сцену зарисовывал художник Крыжицкий, фотограф запечатлел этот творческий момент.

Пришли газеты, и в них — печальная весть: умер Толстой. Репин читает это извещение. Слушают Нордман, К. Чуковский, его жена. Большой удар. Репин долгие годы был очень близок с великим писателем и отдал поклонению его искусству много душевных сил…

Вы можете познакомиться и с тем, как выглядел дом, в котором Репин прожил последние тридцать лет жизни. Веселый домик. Весь в остроконечных шпилях, пристройках и пристроечках. По сохранившимся фотографиям можно представить себе внутреннее убранство комнат.

В среду приемный день. Много, очень много людей бывало здесь. И каждому Репин находил приветливое слово, с интересом расспрашивал о жизни какого-нибудь сельского учителя, врача, артиста или ученого. Это были дни, когда будто раздвигались стены тихой усадьбы и Репин соприкасался с широким миром русской действительности.

Приезжающих стало меньше, когда в 1918 году закрылась финская граница и местечко Куоккала с усадьбой Репина оказались на чужбине.

В 1926 году к Репину приехали советские художники. От имени правительства они предлагали ему переехать к нам. Старый художник узнал о том, как гордится своим великим сыном советская земля.

Но он был уже очень стар. Восемьдесят два года. Мелькнула в глазах радостная надежда вернуться на родину, но тут же погасла. Он обещал, зная, что этого не случится. Репин был слишком слаб физически, чтобы совершить такой переезд, он был уже слаб нравственно, чтобы, вопреки желанию родных, вернуться в Россию, к которой они относились враждебно.

Репин был рад встрече с советскими художниками, впивался в них вопросами, показывал свои работы, дарил картины родным музеям, был радушен и оживлен. И на фотографии мы видим его вместе с гостями. Он весел и даже трогательно-торжествен в своем парадном старомодном сюртуке, извлеченном по случаю столь волнующего визита.

И, наконец, последняя фотография. Художник устало опустился на стул. На нем клетчатая блуза, лицо маленькое, сухонькое. Но взгляд еще говорит о неугасающем уме. На фото дата — 1930 год, последний год жизни Репина.

…Худенькая девушка ведет экскурсию. Она восстанавливает по фотографиям историю дружбы художника с различными представителями русской интеллигенции.

Пока шел этот долгий разговор, белоголовый мальчик занялся раскопками на месте репинского дома. Время от времени он подбегал к матери и показывал ей свои «трофеи». Набрал полную пригоршню черепков печных изразцов. На фотографии видны красивые, широкие печи, облицованные веселыми изразцами. Их рисунок можно еще различить на осколках.

Мальчик нашел также куски толстого стекла. Ясно, что они могли быть только от светлого купола над верхней мастерской. Именно сквозь эти стекла струился свет, при котором работал художник.

Девушка приглашает экскурсантов идти дальше.

Направо от дома, на небольшом возвышении, — беседка. Она сохранилась и зовется по-прежнему «беседка Шехерезады». А если углубиться в тенистые дорожки, выходишь к пруду, называвшемуся в репинские времена «прудом Рафаэля».

По дороге нам попался колодец, в котором когда-то была студеная, очень вкусная родниковая вода. Каждое утро Репин пил из него, веря, что только эта целебная вода сохраняет бодрость и позволяет крепко держать кисти в руках.

Овальная площадь. «Площадь Гомера». На щитах — воспроизведения картин, источник бессмертия художника.

Плотно слившись в одно целое, тянут лямку бурлаки. Плечи напряжены, ноги твердо отталкиваются от земли. Им очень тяжело. Но они не сломлены. Взгляните в светлые глаза первого бурлака — в них достоинство, уверенность. Перед нами богатырь, которому под силу не только тянуть плоты по реке, но и повернуть все течение жизни в другую сторону.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=156861&p=88

Репин

сообщить о нарушении

Текущая страница: 27 (всего у книги 27 страниц)

В сентябре 1923 года Репин высказывал в письме к П. И. Нерадовскому мысли о своем столетнем юбилее. Ему представлялось, что к этой поре память о нем уже выветрится.

Репин ошибся. Никогда еще слава его не была такой большой, какой она стала в нашей стране. Н. К. Крупская часто рассказывала о том, как высоко ценил картины Репина В. И. Ленин.

Работы его не только не забыты, но каждый вновь найденный этюд или набросок почитается за счастье причислить к уже известным сокровищам. Каждое слово о Репине человека, знавшего его, записывается и издается. Выходит много книг, в которых публикуются новые данные о создании его картин, об обстановке, в которой он работал, о путешествиях, совершенных для сбора этюдов.

В грозный год, когда враг подступил к столице, в торжественный и тревожный день 7 ноября 1941 года И. В. Сталин с трибуны Мавзолея произнес имя Репина в числе других имен, составляющих гордость и славу русской культуры, которую советские воины будут защищать до последней капли крови.

Читайте также:  Описание памятника комару в ноябрьске

Похоже ли это на забвение, которое рисовалось художнику?

В столетнюю годовщину со дня рождения Репина, когда страна еще истекала кровью в смертельной схватке с врагом, был отмечен юбилей гениального художника и на скромных выставках в разных городах побывали люди в военных гимнастерках.

В канун этого юбилея на Карельском перешейке происходили решающие бои. Километр за километром очищалось от врага шоссе вдоль финского залива, которое шло и мимо «Пенат».

Только некоторая часть советской художественной интеллигенции до последних дней жизни Репина продолжала относиться к нему недоброжелательно, не ценила творческого подвига, совершенного великим тружеником.

Отражение этих настроений проникло и в статьи, опубликованные в советской прессе после смерти Репина.

Одна из них заканчивалась такими откровенными словами:

Но пролетариат не прошел мимо могилы своего любимого художника. И поныне советские люди стекаются к ней на поклон из самых далеких уголков нашей страны.

После того как 30 ноября 1939 года Советская Армия перешла финскую границу, дочь Репина Вера Ильинична панически бежала, захватив с собой самое ценное из художественного наследства отца.

Ценнейшие архивы Репина валялись в беспорядке – разорванные, измятые – на столах, на полу, в столовой, на террасе и даже на кухне.

Пришедшие следом за войсками научные сотрудники бережно собрали все эти документы, привели их в порядок. Они хранились в Доме-музее Репина, который просуществовал очень недолго. В 1941 году картины и документы из «Пенат» увезли.

Но в 1944 году отступающие фашисты намеренно варварски сожгли всю усадьбу Репина, и наши части застали уже пепелище.

Советские войска освободили от врага Карельский перешеек, и в канун столетнего юбилея могила Репина оказалась на родной земле.

ОДЕРЖИМОСТЬ

В семьдесят шесть лет Репин написал свой автопортрет. Вы видите лицо старого человека. Взгляд острых, пытливых глаз еще не угас, но человек, сидящий перед вами, очень устал. Жизнь – позади. И хотя художник изобразил себя старым, немощным, но в руке у него палитра, и он еще не раз, преодолевая недуги, испытает перед мольбертом счастливые, трепетные часы.

Между двумя автопортретами легла большая жизнь, наполненная тяжким, непрерывным и мученическим трудом.

С тех пор как ребенком Репин увидел акварельные краски и рисовал ими до изнеможения, пока из носа не хлынула кровь, и до того дня, когда он не мог встать с постели и, умирая, в забытьи все еще в воображении как бы писал кистью, писал своими быстрыми, порывистыми движениями, художник не знал ни одного дня покоя.

Он был предан искусству до последнего дыхания, он любил его беззаветно, очень редко любя то, что сделал сам. Но он не переставал верить, что и ему доведется когда-нибудь узнать радость от созданного своей кистью.

В заметках об искусстве Репин писал:

И другой завет оставил этот великий труженик:

До старости сохранил Репин свежесть чувств и остроту восприятия. Он мог восторгаться причудливой игрой дыма, поднимающегося ввысь, инеем, покрывающим деревья в лесу, но больше всего он любил человека – его радости и борьбу, его страдание и счастье, его печали и смех, его порывы и увяданье.

Он любил человека – его лицо, тело, движения – и жадно, неутомимо хотел всегда запечатлеть на холсте и бумаге увиденное, восхитившее, запомнившееся. Поэтому он рисовал всегда, везде, всем, что подвернется под руку. Не позволяют кистью – макнет окурок в чернильницу, но не пропустит маняще освещенного затылка, блеска пушистых волос, редкого ракурса головы или поворота тела.

Никогда не мог он насытиться. Шкафы в «Пенатах», наполненные альбомами и рисунками, были свидетелями этой ненасытности.

Репин и сам признавал, что он трудолюбив. И когда однажды, взглянув на его этюд, Т. Л. Толстая воскликнула: «Как вы талантливы, Илья Ефимович!», он ответил, что не талантлив, а трудолюбив. И это не было излишней скромностью. Он действительно так думал.

Безмерная, неугасающая требовательность к себе не давала ему успокоиться. И когда память уже отказывалась служить и он забывал, куда положить краску, взятую на палитре, он все же продолжал свои живописные поиски в надежде найти новую, еще небывалую композицию, новую, более совершенную технику.

Жизнь этого человека – великий подвиг.

…Пойдем поклонимся его могиле. Мы вновь присоединяемся к экскурсии и идем по дорожке немного вверх к могиле Репина. Она скрыта под ковром огненно-красных цветов. Бюст Репина работы скульптора Андреева. Высокие, стройные можжевельники, березы, посаженные Репиным.

А мальчик, собиравший реликвии, нашел возле самой могилы осколок артиллерийского снаряда. Он сунул его к себе за пазуху. Матери такой трофей доверить нельзя.

Бои шли над могилой Репина, снаряды рвались рядом. В жарких боях отстояли воины советской армии эту могилу, дорогую сердцу каждого советского человека.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Основные даты жизни и творчества и. е. репина

1844 – 24 июля родился в г. Чугуеве.

1852–1855 – Обучение грамоте, чистописанию и закону божию у пономаря осиновской церкви и арифметике у дьячка В. В. Яровицкого.

1855 – Ученичество в топографической школе.

1858 – Обучение у художника-иконописца И. М. Бунакова.

1859–1863 – Работа по росписи церквей и заказные портреты. Портрет отца – Е. В. Репина.

1863 – 1 ноября – приезд в Петербург. Рисовальная школа на Бирже. Знакомство с семьей Шевцовых, с девятилетней Верой, ставшей впоследствии его женой. 2 декабря – первый автопортрет. Знакомство с Крамским.

1864 – В конце января – поступление вольнослушателем в Академию художеств. 7 сентября – перевод из вольнослушателей в ученики Академии.

1865 – 8 мая – вторая серебряная медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян». Присвоение звания свободного художника, что освобождало из податного состояния и от телесных наказаний. «Приготовление к экзамену».

1866 – Присутствие при казни Каракозова. Рисунок Каракозова по памяти. Дружба с артелью художников.

1867 – Поездка в Чугуев. Портрет матери. Портрет брата Василия.

1868 – «Диоген». Портрет Хлобощина. «Иов и его друзья».

1869 – Портрет В. А. Шевцовой. Знакомство со Стасовым.

1870 – Летом поездка на Волгу с Ф. Васильевым, братом и академическим товарищем Макаровым для сбора этюдов к картине «Бурлаки».

1871 – «Воскрешение дочери Иаира» – 2 ноября на годичном экзамене за нее получена первая золотая медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку на казенный счет.

1871–1872 – декабрь – май – «Славянские композиторы».

1872 – 11 февраля – женитьба на В. А. Шевцовой. Знакомство с Третьяковым. «Бурлаки, идущие вброд». Апрель – портрет Стасова.

1870–1873 – «Бурлаки».

1873 – Поездка за границу. Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Альбано. В октябре – приезд в Париж. «Продавец новостей».

Читайте также:  Описание картины амедео модильяни «автопортрет»

1874 – Снята квартира и мастерская в Париже. Написан портрет Тургенева. Летом в Нормандии пишутся этюды, много пейзажей, этюд маленькой рыбачки.

1875 – Этюды к картине «Парижское кафе» и сама картина. В июле – поездка в Лондон.

1876 – «Еврей на молитве». Январь – май – «Садко». В июле Репин вернулся в Петербург. С июля по сентябрь жил на даче в Красном Селе. Там написал картину «Дерновая скамья». В начале октября через Москву поехал с семьей в Чугуев.

1876–1877 – С октября по август Репины прожили в Чугуеве.

1877 – «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Под конвоем», «Мужичок из робких», «Парубок из мохначей», «Протодиакон».

1877–1879 – «Проводы новобранца». Сближение с Третьяковым. Портреты Куинджи, Забелина, мертвого Чижова.

1877–1882 – С сентября 1877 по сентябрь 1882 года Репины жили в Москве. В сентябре переехали на постоянное жительство в Петербург.

1878 – «Экзамен в сельской школе».

1878–1879 – «Царевна Софья».

1879 – Квартира в Б. Трубном переулке. Лето в Абрамцеве. Портрет П. С. Стасовой. В сентябре умерла мать Репина. Портрет отца.

1880–1881 – Знакомство с Л. Н. Толстым. «Вечерницы». Портрет Писемского. С апреля по сентябрь Репин с В. Серовым ездил в Запорожье. Был в Качановке у Тарновского. Портреты М. Мусоргского, Н. Пирогова, Н. Ге.

1882 – Летом на даче в Хотькове под Москвой писались этюды для «Крестного хода». Портрет Стрепетовой. «Отдых». Портрет Т. А. Мамонтовой. Сентябрь – переезд в Петербург.

1881–1883 – Поездка за границу со Стасовым: Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Голландия, Мадрид, Венеция. Дрезденский портрет Стасова. «Пер-Лашез». Портрет Третьякова. «Сходка». «Крестный ход в Курской губернии». Портрет Гаршина.

1884 – «Не ждали».

1884–1885 – «Иван Грозный и сын его Иван».

1885–1886 – «Речь Александра III к волостным старшинам».

1879–1885 – «Отказ от исповеди».

1886 – Портреты Беляева, Мясоедова. «Франц Лист».

1887 – «Глинка». Портреты Софьи Ментер, Сурикова. В мае – июне – поездка за границу: Вена, Венеция, Рим. С 9 по 16 августа – у Л. Толстого в Ясной Поляне. Разрыв с женой.

1888 – «Николай Мирликийский». Портреты Микешина, Фофанова. Поездка на Кубань.

1889 – Портрет баронессы Икскуль. Поездка на Всемирную выставку в Париже. Портрет Антокольского. Портрет Е. Н. Званцевой.

1890 – В мае Репин поехал на юг России, в Одессу.

1878–1891 – «Запорожцы».

1891 – Портрет Элеоноры Дузе. Поездка в Ясную Поляну. «Толстой на молитве». Портрет Спасовича. В ноябре состоялась первая персональная выставка Репина к двадцатилетию его творческой деятельности. Впервые показаны на ней «Запорожцы» и «Арест пропагандиста». Куплено имение Здравнево в Витебской губернии.

1892 – В январе и феврале в Москве показывалась персональная выставка Репина. Он побывал в имении Стаховичей и в Ясной Поляне. С мая по сентябрь жил в своем имении, написал «Осенний букет».

1893 – 25 ноября Репин получил звание профессора живописи. Портреты Герарда, Рнмского-Корсакова. С мая по сентябрь Репин жил в Здравневе. Осенью и зимой с сыном Юрием – за границей: Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь. 1 декабря утвержден действительным членом Академии художеств.

1894 – Портрет Юрия в Венеции. Лето – в Здравневе. 1 сентября Репин принял руководство живописной мастерской Академии, и началась его педагогическая деятельность.

1895 – Портреты Л. И. Шестаковой, И. Р. Тарханова, Римского-Корсакова.

1896 – «Дуэль».

1897 – Портреты А. В. Вержбиловича, М. К. Тенишевой, графини Н. П. Головиной, княгини Е. И. Четвертинской.

1900 – Поездка с Нордман-Северовой в Париж на Всемирную выставку. Вторая женитьба. Переезд в «Пенаты». Портрет Н. И. Репиной, «На солнце».

1901 – «Иди за мной, Сатано!», портреты Л. Н. Толстого, графа И. И. Толстого, Е. Н. Корево, В. В. Стасова, Н. Б. Северовой, А. И. Боткиной.

1901–1903 – «Юбилейное заседание Государственного совета» и больше пятидесяти этюдов к нему.

1903 – «Какой простор!»

1905 – Показ портрета М. Горького на выставке в Таврическом дворце. Рисунок: «Горький читает в «Пенатах» свою новую пьесу «Дети солнца».

1906 – Эскизы к картинам, посвященным событиям 9-го января. Портрет шлиссельбуржца Н. А. Морозова. «Трудовик», «Жена трудовика», «Женщина-трудовик», рисунок «Трудовик».

1907–1911 – «Манифестация 17-го октября».

1907 – После тринадцати лет преподавательской деятельности Репин 1 ноября окончательно ушел из Академии.

1908 – «Черноморская вольница».

1909 – «Самосожжение Гоголя».

1910 – Портреты Н. Б. Нордман-Северовой и К. И. Чуковского.

1911 – «Пушкин», «Пушкин пятнадцати лет читает свою поэму».

1915 – Портрет Маяковского.

1916 – Портрет Сварога.

1917 – Портрет Керенского.

1920–1921 – «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы».

1924 – Портрет академика Павлова.

1925 – «Финские знаменитости».

1927–1930 – «Гопак».

1930 – 29 сентября Репин умер.

Краткая библиография

И. Е. Репин,Далекое близкое. Изд-во «Искусство», М., 1953.

И. Е. Репин и В. В. Стасов,Переписка. 1, 2 и 3 тт., изд-во «Искусство», М., 1948–1950.

И. Е. Репин и И. Н. Крамской,Переписка. Изд-во «Искусство», М., 1949.

И. Е. Репин,Переписка с П. М. Третьяковым. Изд-во «Искусство», М., 1946.

И. Е. Репин и Л. Н. Толстой,1 и 2 тт. Изд-во «Искусство», М., 1949.

И. Е. Репин,Письма к художникам и художественным деятелям. Изд-во «Искусство», М., 1952.

И. Е. Репин,Письма к писателям и литературным деятелям. Изд-во «Искусство», М., 1950.

И. Е. Репин,Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову. Изд-во «Искусство», М., 1937.

«Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина»,под ред. Н. Б. Северовой. СПБ, 1901.

Н. Б. Нордман-Северова,Интимные страницы. СПБ, 1910.

И. Э. Грабарь,Репин. Изогиз, М., 1937, два тома.

Сергей Эрнст,Илья Ефимович Репин. Изд. Комитета популяризации художественных изданий при Гос. академии истории материальной культуры. Л., 1927.

К. И. Чуковский,Репин (Воспоминания). Изд-во «Искусство», М., 1945.

«Художественное наследство», «Репин»,1-й и 2-й тома, 1948–1949. Изд-во АН СССР.

О. А. Лясковская,Илья Ефимович Репин. Изд. Третьяковской галереи, М., 1953.

И. С. Зильберштейн,Репин и Горький. Изд-во «Искусство», М., 1944.

Его же,Репин и Тургенев. Изд-во АН СССР, 1945.

Его же,Работа И. Е. Репина над картиной «Отказ от исповеди перед казнью», см. «И. Е. Репин – сборник докладов и материалов». Изд. Академии художеств СССР.

С. Н. Дурылин,Репин и Гаршин. Изд. Академии художеств СССР, 1926.

A. Парамонов,Иллюстрации И. Е. Репина. Изд-во «Искусство», 1952.

М. М. Антокольский,Его жизнь, творения, письма и статьи. Под редакцией В. В. Стасова. СПБ – М., 1905.

B. Москвинов,Репин в Москве. Гос. изд-во культурно-просветительной литературы, 1954.

И. А. Бродский и Ш. Н. Меламуд,Репин в «Пенатах». Изд-во «Искусство», Л.—М., 1940.

Илья Ефимович Репин– альбом. Изогиз, М., 1957.

Назад к карточке книги «Репин»

Источник: http://itexts.net/avtor-sofya-aleksandrovna-prorokova/176068-repin-sofya-prorokova/read/page-27.html

Ссылка на основную публикацию