Описание картины яна вермеера «у сводни»

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)|Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 27.06.2018   ·   Комментарии: 2   ·   На чтение: 6 мин   ·   Просмотры:

Вид Дельфта

Его называют одним из выдающихся живописцев золотого века голландского искусства.

Автопортрет

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft), (Вермеер Дельфтский, Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский), был крещён 31 октября 1632 года в Дельфте. Дата рождения художника точно не известна. Будущий художник родился в семье голландского торговца-содержателя постоялого двора, был вторым ребёнком в семье и единственным сыном.

Достоверно известно, что в декабре 1653 года Jan Vermeer van Delft вступил в гильдию Святого Луки и порядка шести лет изучал основы живописи под руководством Герарда тер Борхома или Леонарда Брамера. Впрочем, это только предположение, поскольку достоверных сведений о этом этапе жизни художника практически нет – больше предположений.

Искусствоведы утверждают, что огромное влияние на творчество художника оказали Карел Фабрициус (ученик Рембрандта) и Питер де Хоох.

В апреле 1653 года Ян Вермеер вступил в брак с Катариной Болнес – деревенской девушкой, которая проживала с семьей в окрестностях Делфта. У художника родилось 15 детей, но четверо умерло ещё в детском возрасте.

Известно, что Вермеер писал в год не более 2 картин и живопись не была для него основным источником дохода – он помогал матери управлять трактиром и постоялым двором. В этом же трактире он выставлял свои работы. А ещё он был деканом гильдии Святого Луки.

За картины художника платили очень приличные деньги, тем более что практически все свои картины он писал на заказ. А ещё Вермеера частенько приглашали, как эксперта, для оценки отдельных картин и коллекций, которые выставлялись на продажу. И за этот труд художнику платили очень приличные деньги, что говорит о его огромном авторитете, как знатока искусства.

С годами материальное положение семьи художника ухудшилось и Ян Вермеер был вынужден брать кредиты.

В 1675 году Jan Vermeer van Delft заболел и через 15 дней умер, был похоронен в семейном склепе на кладбище Делфта. Вдова художника была вынуждена отказаться от наследства и всё имущество художника (включая картину) было продано за долги.

После художника осталось совсем не много картин и одна из самых знаменитых – это «Девушка с жемчужной сережкой».

Девушка с жемчужной серёжкой или Северная Мона Лиза

Изначально эта картина называлась «Девушка в тюрбане». Вскоре её начали называть северной или голландской Моной Лизой. Искусствоведы утверждают, что в этой картине мы видим гений художника в его максимальном проявлении.

Тут и бесконечный лиризм, и нежная женственность, и беззащитный, почти детский, взгляд. А ещё кокетливый разворот милой головки и лицо, которое искусно обрамлено жемчужно-голубой  косынкой.

А ещё мерцающая, как глаза девушки, жемчужина.

На картине, предположительно, изображена дочь художника Мария. Впрочем, это только предположение. Северная Мона Лиза – это такая же загадка, как и легендарная Мона Лиза. Кто был моделью художника и для кого писалась картина – это неизвестно.

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру передалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с  себя.

Спящая девушка

Офицер и смеющаяся девушка

Девушка, читающая письмо у открытого окна

Маленькая улица

Молочница

Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды

Кружевница

Астроном

Любовное письмо

Дама, стоящая у вёрджинела

Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса.

Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft.

До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка

Дама с бокалом вина

Сводница

Концерт

Женщина, держащая весы

Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа

Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке

Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушки по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.

Все картины художника Яна Вермеера

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-yan-vermeer-1632-1675.html

Вермеер Ян Делфтский (1632 — 1675)

Середина 17-го столетия — это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы.

Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода.

Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни «Делфтским сфинксом», и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения.

Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано.

Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами.

При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер — это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера — небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Источник: http://cvetamira.ru/vermeer-yan-delftskiy-1632-1675

Вермеер Ян: картины. Нидерландский художник-живописец Ян Вермеер

Искусство и развлечения 28 июля 2015

Художник Ян Вермеер является одним из знаменитых художников так называемого Золотого века голландского изобразительного искусства. Он считается непревзойденным мастером жанрового портрета и бытовой живописи.

Его имя стоит наравне с Франсом Халсом и Рембрандтом. Поскольку местом рождения и смерти художника является один городок неподалеку от Гааги, в русской традиции искусствоведения его называют Ян Вермеер Дельфтский.

В данной статье мы рассмотрим жизненный и творческий путь живописца.

Детство и юность

Точной даты рождения художника мы не знаем. Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта. Вопреки всем представлениям о многодетных семьях того времени, отец Яна Вермеера имел, кроме сына, лишь дочь.

Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно. Янсон Рейнеер переехал из Антверпена в Амстердам в 1611 году и занимался ткачеством по шелку. Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор.

Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос. Он не забросил ткачество и записался в Гильдию Святого Луки – цех, который объединял всех работников искусства.

В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир.

Образование

Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. У кого же он брал уроки рисования? Ведь для того, чтобы стать членом гильдии Святого Луки, необходимо было заслужить титул мастера. А этому, в свою очередь, предшествовали как минимум шесть лет учебы и пребывания в статусе подмастерья.

Запись о том, что Ян Вермеер Дельфтский стал членом гильдии, относится к концу декабря 1653 года. Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни. Кто был его учителем? Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что им мог быть либо Леонарт Брамер, либо Герард тер Борх.

Существует также версия, не нашедшая документальных подтверждений, что делать первые шаги в изобразительном искусстве Яну Вермееру помогал Карел Фабрициус, бывший ученик Рембранта. Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох. Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах.

Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года.

Видео по теме

Личная жизнь

Еще будучи претендентом на должность свободного мастера в гильдии Святого Луки, Ян Вермеер женился. Его избранницей стала Катарина Болнес, дочь преуспевающего предпринимателя, владеющего фабрикой по обжигу кирпича недалеко от Делфта. На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера.

Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической. Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери. Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. По договору, молодожены переехали в дом невесты.

Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. У Яна Вермеера и Катарины Болнес родилось пятнадцать детей, но только одиннадцать пережило младенческий возраст. Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян. Картины художника иногда изображают Катарину.

Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами».

Карьерный рост

Семья художника не была бедной. Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта. Художники Нидерландов обычно не бедствовали.

Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе. Мастера меньшего таланта сколачивали себе огромные состояния, рисуя по несколько полотен в месяц. Но Ян Вермеер не любил спешить. Он писал две картины в течение года.

Такая медлительность ужасно раздражала его тещу, но не меценатов. Они готовы были платить за его полотна большие деньги. Главными почитателями творчества мастера были Хендрик ван Буйтен и Якоб Диссиус, пекарь и издатель Делфта.

О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах).

Читайте также:  Описание картины кузьмы петрова-водкина «автопортрет»

Последние годы жизни

Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед. С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Он бы никогда не покидал Делфта, если бы Фридриху Вильгельму I, курфюрсту Бранденбуржскому, не предложили купить коллекцию римских и венецианских картин.

Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Сохранился нотариальный акт, в котором указывается, что мастера Йорданс Якоб и Вермеер Ян картины сочли не подлинными и стоящими десятую часть от запрашиваемой цены.

При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. Торговля предметами искусства замерла. Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство.

В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Все его наследство отошло кредиторам.

Вермеер Ян: творчество раннего периода

Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко. Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»). Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох.

Его стиль нашел продолжение и развитие в полотнах Вермеера. Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни». Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника. Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета.

С конца 1650-х художник меняет манеру изображения. Он пишет небольшие полотна с одним или несколькими персонажами и уделяет внимание не столько сюжету, сколько общему настрою, атмосфере сцены. Вместе с тем он тщательно выписывает детали, продумывает освещение, которое преображает интерьер маленькой городской комнаты.

Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница».

Ян Вермеер: «Девушка с жемчужной сережкой»

Это самое известное полотно художника. Оно принадлежит Гаагскому музею, но его практически никогда нельзя застать на месте – так часто оно гастролирует по миру. А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой». Мастер в этом полотне достиг пика своего гения.

Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности. Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом. Разворот головки с беззащитным взглядом, жемчужно-голубые цвета косынки на темном фоне как бы светятся. Кого же изобразил на картине Ян Вермеер? Девушка с жемчужной сережкой…

Это могла быть Мария – старшая дочь художника. Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году. Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать.

Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника.

Поздние полотна

Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру. Теперь у него появляются две излюбленные темы. Это кавалеры и дамы, которые ведут галантные беседы, смакуют вино либо музицируют в богато убранных комнатах. В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой».

А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника». Труд и занятия женщин – еще одна тема, к которой обращается под конец своей короткой жизни Вермеер Ян.

Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» — яркие образчики этого периода творчества художника.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/127011/

Вермер (вермеер), ян

Вермер (вермеер), ян (Vermeer, Jan) (1632–1675), нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию «золотого» 17 в.

Родился в Делфте (отсюда прозвище – «Делфтский») в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами. Был крещен 31 октября 1632. Живя в кальвинистской, но достаточно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, принявшим исповедание своей жены. В 1662–1671 состоял деканом гильдии делфтских художников.

Испытал значительное влияние К.Фабрициуса. Ранние картины на мифологические и евангельские темы (Диана с нимфами, Маурицхейс, Гаага; Христос у Марии и Марфы, Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко.

Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, придавая им по-своему мифологическую, полную тонких поэтических аллюзий окраску.

Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция У сводни (1656, Картинная галерея, Дрезден), – сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил здесь бордельную сцену в романтическое таинство любви; при этом свою супругу, К.Болнес, он, вероятно, представил в виде веселой девицы, а себя – в качестве одного из двух кавалеров.

Любовь в самом широком, равно плотском и духовном, смысле, остается с той поры лейтмотивом его картин.

Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями; все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует). Даже там, где эротические намеки уступают место чистому жанру, сохраняется чувство тайной симпатии, призванной надежно связать зрителя и образ. Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) «естественным светом разума», постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику. К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650–1660-х годах, принадлежат Девушка с письмом (там же), Женщина у окна (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Солдат и смеющаяся женщина (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Дама, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), Кружевница (Лувр, Париж). Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется Мастерская живописца (Художественно-исторический музей, Вена).

Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру – в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией (Улочка, Государственный музей, Амстердам; и Вид Делфта, Маурицхейс, Гаага).

Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты.

Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, «ночном» фоне в Девушке с жемчужиной (там же), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних Географе (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж).

Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, Дама, взвешивающая жемчуг, – Национальная галерея, Вашингтон, – измеряет «сокровища души» на фоне картины со Страшным Судом) предстает несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин.

Работая, вероятно, достаточно медленно (до нас дошло немногим более 30 картин), для поддержания большой семьи из одиннадцати детей художник вынужден был в поздний период по примеру отца заняться антикварной торговлей.

Похоронен Вермер в Делфте 15 декабря 1675. Воздействие наследия художника, которого вначале уравнивали с его современниками-«малыми голландцами», усилилось в первой половине 19 в.

, со временем охватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, например, выражена в фигуре художника Эльстира у М.Пруста в эпопее В поисках утраченного времени).

В современной традиции его имя стало не менее культовым, чем имена таких его соотечественников, как Рембрандт и Ф.Халс.

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VERMER_VERMEER_YAN.html

Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?

?Тем временем на хорошем сайте artchive.ru тоже решили открыть рубрику про вопросы читателей об искусстве.

Оригинал взят у vakin в Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?

Этот образ — один из самых узнаваемых в современной культуре. Он поражает красотой, техникой, драматическим стилем, освещением, тонкой передачей мимолётности момента. Но почему же украшение в ухе у девушки выглядит не жемчужным, а, скорее, серебряным? Если это жемчуг, то не слишком ли он велик? Давайте попробуем разобраться.

Происхождение названия

Начнём с названия картины. Казалось бы, в нём есть чёткое указание на жемчуг — ведь автор-то знал, что изображал? Не так всё просто. Дело в том, что Ян Вермеер — как и другие художники того времени — не давал названий своим произведениям. Чаще всего это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов.

Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «Два трони в турецком стиле» (проще говоря, портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

Название «Девушка с жемчужной серёжкой» стало официальным в 1995 году, когда владелец картины — Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге — выбрала его из многих других для каталога выставки Вермеера в Вашингтоне. Это на английском, а на нидерландском картина именуется еще однозначные — «Девушка с жемчужиной» (Meisje met de parel).

Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила название «Девушка с жемчужной сережкой» в одноимённом романе, по которому в 2003 году был снят фильм с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.Как видим, название полотна не может быть отправной точкой для нашего исследования.

Но прежде, чем искать разгадку серьги, стоит рассмотреть некоторые существенные предпосылки.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной серёжкой» (2003). Режиссер — Питер Уэббер.

Совсем немного истории

Ян Вермеер не оставил после себя ни дневников, ни других записей. Мало упоминаний о нём и в письмах современников. Известно, что при жизни он был состоятельным человеком, но умер в крайней бедности. Его вдове пришлось продать несколько картин местному пекарю, чтобы оплатить счета.

Вермеер родился в нидерландском городе Дельфте в 1632 году. Его отец торговал произведениями искусства и владел постоялым двором. Сын унаследовал оба дела и плюс к этому сам писал картины. В наше время известно лишь о 33-х работах его авторства.Такое скудное количество можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, художник прожил лишь до 43-х лет, во-вторых, писал по два произведения в год, много внимания уделяя каждой детали. Кроме того, стоит учесть высокую стоимость красок, большую семью (11 выживших детей!), необходимость управлять гостиницей и продавать предметы искусства.

Помимо прочего, более двухсот лет творчество Вермеера практически никто не ценил, так что многие его картины могли быть перекрашены, выброшены и пущены на растопку.
Фрагмент картины «У сводни» (1656) — предполагаемый автопортрет Вермеера«Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеер написал приблизительно в 1665 году.

Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная работа, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или в странном костюме. В 1881 году картина была приобретена на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день).

После смерти покупателя полотно попало в Маурицхёйс. Его очищали и реставрировали в 1915-м, 1960-и и, что особенно важно для нас, в 1994 годах.

Вернёмся к нашей загадке

Прежде всего, давайте рассмотрим наш объект настолько близко, насколько позволяют современные технологии. Обратите внимание: серьга выглядит серебристой и отражающей свет так, словно она из металла или окрашена металлической краской. Кроме того, если это жемчужина, то она просто огромна!
«Девушка с жемчужной серёжкой», фрагмент.

Но до реставрации 1994-го года ценители искусства видели нечто совершенно иное. Слои старого лака придавали цветам на картине желтоватый оттенок, а некоторые фрагменты и вовсе стали тёмными. Кроме того, в верхнем слое лака был обнаружен чёрный пигмент, добавленный, очевидно, чтобы изменить его тон.

На нижнем блике серьги заметна небольшая яркая точка, которая, как оказалось, не была фрагментом оригинальной картины. Это капля краски, попавшая туда во время более ранних реставраций. Когда её удалили, украшение обрело своё первоначальное ровное свечение.
На скриншоте с сайта Girl-with-a-pearl-earring.

info отчётливо видна капля краски (фото вверху), удалённая после реставрации (фото внизу).В общем, неудивительно, что в прошлые столетия какой-нибудь клерк мог написать в инвентаризации «Девушка с жемчужной серёжкой» — и с чувством выполненного долга отправиться на обед.
«Девушка с жемчужной серёжкой» в процессе реставрации 1994 года.

Фото via The Epoch Times.
Профессор Йорген Вадум реставрирует «Девушку с жемчужной серёжкой» в 1994 году. Фото via The Epoch Times.

Жемчуг? Фарфор?

Кажется, разгадка близко. Но что насчёт размеров украшения? Могут ли натуральные жемчужины быть столь крупными? Как ни странно, да. В настоящий момент в мире известно о двух гигантах. Одна из них называется «Жемчужина Лао-цзы» или «Жемчужина Аллаха». Она была найдена в 1934 году на филиппинском острове Палаван, её вес — 6,37 кг, а диаметр — 23,8 см.

Но рекорд принадлежит образованию весом в 34 кг и размером 67 см в длину и 30 см в ширину. В 2016 году власти Филиппин сообщили, что некий рыбак обнаружил его ещё 10 лет назад.
Крупнейшая в мире жемчужина весом в 34 кг. Фото via BBC.Теоретически такие огромные перлы можно расколоть на части и отполировать.

Но они встречаются в природе крайне редко и стоят целые состояния (например, «Жемчужину Лао-цзы» оценивают в 40 млн долларов, а вторую, пока безымянную, — примерно в 100 миллионов). Ещё менее вероятно, что жемчужина на картине Вермеера — искусственная.

Первый задокументированный успех в культивировании жемчуга датируется 1761 годом (примерно через 96 лет после создания портрета), а первый официальный патент на этот процесс был выдан только в 1916-м.Ещё одним вариантом может быть фарфор. В нашем представлении фарфоровые украшения — это в основном камеи.

Но записи свидетельствуют, что из этого керамического материала изготавливали глазурованные и расписные бусины для ожерелий, брошей и серёг.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужным ожерельем. Фрагмент
1664
Давайте посмотрим на фрагменты других картин Вермеера — «Девушка с жемчужным ожерельем» и «Дама, пишущая письмо».

У вас не возникает ощущения, что в них изображено то же серебристое украшение, что и в «Девушке с жемчужной серёжкой»? Возможно, это была семейная драгоценность, и Вермеер использовал её как реквизит.
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо.

ФрагментУкрашение в правом ухе «Дамы, пишущей письмо» (то, что дальше от зрителя) явно слишком крупно для обычной жемчужины.При этом на обеих картинах помимо серёг присутствуют нитки жемчуга. И свет от бусин отражается как от натуральных драгоценностей, то есть не очень гладко и ровно, а их цвет — это цвет жемчуга. Итак, Вермеер знал, как писать жемчуг.

Но вот серьги отличаются от бус металлическим отливом.Кстати, крупные «жемчужные» серьги есть и на героинях других картин Вермеера, например, «Женщина с лютней» и «Женщина в красной шляпе».
Ян Вермеер. Женщина с лютней1660-е , 51.4×45.7 см. Метрополитен-музей, Нью-ЙоркЯн Вермеер. Женщина в красной шляпе 1660-е , 23.2×18.1 см

1660-е , 23.2×18.1 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Аргументы профессора Ике

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1128004.html

Ян Вермеер Девушка с жемчужной серёжкой: Описание произведения

«Девушка с жемчужной серёжкой» – самая знаменитая картина Яна Вермеера, которую часто именуют «северной (или голландской) Моной Лизой». Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов.

Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день) некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали название Meisje met de parel (Girl with Perl Earring).

Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила его в одноимённом романе, который лёг в основу фильма с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Вермеер создал картину приблизительно в 1665 – 1667 годах.

Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная фантазия, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме. Так что мы не знаем, кто позировал художнику.

Есть предположение, что это его старшая дочь Мария, которой на тот момент исполнилось 12 – 14 лет. Ян Вермеер был мастером света. Здесь он проявил свой талант, виртуозно изобразив мягкое сияние кожи девушки и блики на её влажных губах.

Художник использовал уникальное сочетание кремовых тонов и пигментов, поэтому лицо модели так эффектно контрастирует с тёмным фоном, где в качестве грунтовки применялся зелёный охристый. Но главное, что привлекает внимание зрителя – это, конечно же, крупная серьга.

Вокруг этого украшения развернулись нешуточные споры. Некоторые исследователи указывают на его маловероятные размеры и странный блеск, словно оно сделано из металла или окрашено металлической краской.

Так, в ноябре 2014 года голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике написал в журнале New Scientist: «…главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины.

Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…».

Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».

В ответ галерея Маурицхёйс опубликовала следующее: «Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о «Девушке с жемчужной серёжкой» Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них всё не то, чем кажется».

Кураторы Маурицхёйса Квентин Бувело и Ариана ван Шухтелен ранее отмечали: «Жемчужина в ухе девушки удивительно велика.

[…] В XVII веке крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Но были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции.

Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы».

Отвечая на аргументы Винсента Ике, Ариана ван Шухтелен указывает: картина — скорее, игра воображения, нежели портрет. Крупное украшение могло быть просто художественным преувеличением.

«Ике определённо прав, если считать, что здесь один в один изображена реальность», — говорит искусствовед.

Но эта работа, по её словам, отчасти выдумка: «Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины».

Голландке вторит её коллега, куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок. Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая.

В конце концов, это главный элемент картины, и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно».

«Я не уверен, что вы захотели бы получить крупный нечёткий объект прямо в центре, — говорит Уилок.

— Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Это не его занятие».

Источник: https://artchive.ru/artists/11658~Jan_Vermeer/works/11620~Devushka_s_zhemchuzhnoj_serezhkoj

Моя искусствотека. Ян Вермеер. «Маленькая улица» (1658)

esdra

Давно я не пополнял свою вирутальную картинную галерею. И сегодня я бы хотел представить картину выдающегося голландского художника Яна Вермеера (Vermeer, Jan) (1632–1675).

Но это будет не «Северная Мона Лиза» — шедевр Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»,  по мотивом которой в Голливуде сняли фильм.

Я хочу вам представить другого Вермеера, метафизичного и необыкновенного художника, который мог запечатлять время. И это картина «Маленькая улочка».

Выдающийся нидерландский живописец , мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию «золотого» 17 в. Вермеер — крупнейший представитель дельфтской школы. Родился художник в семье торговца шелком и картинами. Искусствоведами считается, что сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребенком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г.

переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них.

Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

Уже современники ценили его картины. Есть свидетельство одного французского путешественника, который, побывав в Дельфте, записал, что видел одну картину Вермеера ценой в 600 гульденов (цена для того времени огромная). Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт.

Видимо, он совершенно не гнался за славой и был хорошо известен лишь в кругах знатоков искусства.

О личности самого мастера больше всего сведений, пожалуй, можно почерпнуть непосредственно из его картин. Хотя и тут есть непреодолимые сложности: Вермеер почти никогда не датировал свои произведения. Поэтому определить его стилевую эволюцию трудно.

Ранние произведения художника имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения.

Точнее будет сказать, что он воспринял многие принципы художественной системы Ренессанса через предшествующие и современные ему живописные направления—романизм и караваджизм.

Но мастер проник в суть итальянского искусства глубже, чем это смогли сделать многие его предшественники. Стремление к высшей упорядоченности всех элементов композиции, классическая построенность стали для Вермеера основными художественными приемами.

Одной из первых вещей подобного рода — дрезденской картине «У сводни» — далеко, однако, до строгости. Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов. Но есть и существенные отличия. У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска.

Художник сознательно облагораживает образы. Психологическая ситуация, возникающая в картине, захватывает зрителя, активно привлекает его внимание.

Поэтому полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической.

Творческой зрелости Вермеер достигает очень рано. Уже во второй половине 50-х годов XVII века, то есть после своего двадцатипятилетия, художник окончательно определяется в своих интересах, отдав предпочтение бытовому жанру. Его излюбленным мотивом становятся тихие строгие интерьеры с несколькими фигурами беседующих персонажей.

Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов.

Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Похожи окна с цветными витражами или узорными металлическими переплетами, столы, накрытые коврами, географические карты на стенах.

Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины — госпожа и служанка. Они переходят из картины в картину, как бы перемещаясь из одной комнаты в другую в процессе своих каждодневных дел.

Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (совершенно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»).

Одна из главных причин столь значительной переориентации Вермеера — во все возрастающем влиянии другого дельфтского живописца, ученика Рембрандта — Кареля Фабрициуса и,4 в связи с этим, все большее приобщение художника к местным живописным традициям.

Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного. Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту.

Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям.

https://www.youtube.com/watch?v=ksVNAl-YZaA

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделяет особой светоносностью, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности.

С поистине гениальным мастерством Вермеер моделирует форму одним лишь светом, передавая материальную и сверхматериальную сущность вещей. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине.

Живопись Вермеера, в которой перемежаются чистые локальные цвета и световые точки, напоминает россыпи драгоценных камней. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.

Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе».

С математической точностью он выстраивает устремляющиеся в глубину силуэты предметов, плоскости стен, четкий геометрический орнамент пола.

Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности.

Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Чтобы передать его ощущение, Вермеер сознательно упрощает сюжет, сводит до минимума рассказ, рассаживает своих героев в спокойных задумчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

В те же годы, когда дух безмятежности и покоя царит в картинах и душе художника, появляются на свет единственные в его творческом наследии два пейзажа (существование третьего подтверждается некоторыми документами, но он нам неизвестен).

Один из этих пейзажей «Маленькая улочка» (1658). Почему именно он в моей картинной галерее? А потому, что именно он отражает необыкновенный дар Вермеера.

Он умел  достигать фотографической точности в деталях, но при этом в полотне всегда присутствует то, что невозможно изобразить. Но никто не мог изображать так пространство и овеществлять воздух, как это делал Вермеер.

Именно это и присутсвует в его пейзаже «Маленькая улочка».

Посмотрите на картину.  Вся обстановка городской улицы предстает перед нами с фотографической точностью до малейших деталей. Художник изображает свой родной Дельфт.  Городской вид, производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника.

Во-первых, собственно, изображение городского вида и действующих лиц отделено от зрителя широкой булыжной мостовой.

Во-вторых изображение кирпичного фасада с вырезанными оконными проемами, напоминающими бойницы; и ступенчатого фронтона, который слева переходит в глухую стену между домами, — всё это выглядит на невзыскательный взгляд явно топорно и неуклюже, хотя и находится параллельно плоскости картины. Задней план картины опять же дополняют фронтоны и крыши других городских построек.

И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия.

Бытовой жанр, к которому обратился Ян Вермеер, отличает это полотно от предыдущих работ живописца на библейские и мифологические сюжеты. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми.

Два дома, чьи фасады представлены лишь частично в соответствии с правилом третей, соединены входной аркой. На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками.

Здания изображены с потрясающей реалистичностью, с изношенными местами красным кирпичом и известковой штукатуркой; на первом этаже окна из свинцового стекла, деревянные жалюзи. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой.

Четыре человеческие фигуры изображены в меньшем масштабе и в повседневной обстановке: две женщины заняты работой по дому — одна стирает, другая шьёт, и двое детей, сидя на корточках, играют на тротуаре.

Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков — все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия. Но теперь пейзаж предстает во всей своей полноте, открывая еще одну грань тихой городской жизни.

Кажется, что стоит только открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видели в жанровых сценах Вермеера. В этом полотне время словно застыло и под кистью художника обретает свою материальную жизнь.

Если вы уделите свое время этой картине, включите тихо музыку, то, уверен, вы почувствуете всю метафизику этой картины. Просто смотрите на нее и позвольте самому художнику раскрыть вам тайну метафизики своего произведения.

Кстати, искусствоведы долго не могли найти реальное место, изображенное художником. Франс Гризенхаут (Frans Grijzenhout), профессор истории искусства университета Амстердама, начал свои поиски с изучения архивов южной Голландии. Это позволило ему найти старинные дома и улицы, существовавшие во времена художника и сохранившиеся до наших дней.

“Ответ на вопрос о том, какое место изобразил Вермеер на картине «Маленькая улочка» (The Little Street), имеет большое значение для нашего понимания Вермеера как художника”, — говорит Питер Рулофс (Pieter Roelofs), куратор отдела картин XVII-го века Rijksmuseum.

Дело в том, что городские пейзажи Вермеера – одни из первых в истории искусства Голландии и многие учёные склонны считать заслугой художника то, что кроме домашних портретов знати и простолюдинов, он начал рисовать окружавший его мир.На протяжении многих лет различные исследователи предлагали несколько вариантов того, как можно найти улочку Вермеера.

Гризенхаут был первым, кто догадался изучить документ 1667 года, составленный через десять лет после того, как была написана картина.

Официально известный как «De legger van het diepen der wateren binnen de stad Delft» (Описание глубины каналов в пределах города Делфт), он учитывал сумму налогов, которые владельцы домов должны были заплатить за работу по обустройству канала и набережной. Но кроме финансовой информации, документ содержал ещё и сведения о ширине каждого дома с точностью до 15 см.

Изучая этот интересный документ, Гризенхаут обнаружил в восточном районе Делфта два дома шириной около 6,3 метра с двумя соседними проходами 1,2 метра в ширину каждый. Соотнеся эти данные с другими архивными материалами, учёный пришёл к выводу, что именно это место и мог изобразить на своем полотне великий художник. И он оказался прав.

Старинные дома, которые значатся как 40 и 42 по улице Vlamingstraat (Фламандская улица), не сохранились, уцелел только один из двух проходов, но и сегодня это место поразительно похоже на то, каким увидел его художник больше трех столетий назад.

Дальнейшие исследования показали, что дом, изображённый на картине Вермеера справа, принадлежал вдовствующей тётке художника, Ариайнтген Клас ван дер Минне (Ariaentgen Claes van der Minne), которая содержала себя и своих пятерых детей, продавая рубец. Проход между домами был известен в то время как Penspoort, или Требуховые ворота.

В заявлении Государственного музея (Rijksmuseum) говорится: “Мы также знаем, что мать и сестра Вермеера жили на том же канале, по диагонали от изображённого дома. Поэтому вполне вероятно, что Ян Вермеер хорошо знал эту улицу и она была тесно связана с его личными воспоминаниями”.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://esdra.livejournal.com/2437745.html

Ян Вермеер: жизнь и творчество художника

Ян Вермеер (Верме́ер Де́льфтский, 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Содержание

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г.

переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Творчество Вермеера

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского.

Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах.

По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

И последующие его картины но сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана.

The Little StreetThe MilkmaidWoman reading a letter (Woman in Blue Reading a Letter)

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.

Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.

Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

Интересные факты из жизни художника

О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).

Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников.

Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни.

Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами в до мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.

Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.

В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.

В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась.

Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года.

Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.

Библиография

  • Игорь Довгополов, «Мастера и шедевры», том I, Москва, «Изобразительное искусство», 1986, стр.267, Вермер Дельфтский
  • Р. С. Гиляревский, Б. А. Старостин «Иностранные имена и названия в русском тексте»//Справочник. М.: Высшая школа, 1985, стр. 129.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , smallbay.ru, brick.in.ua

Ян Вермеер: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ян Вермеер: жизнь и творчество художника

3.5 (70%) 2 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/vermeer-jan.html

Ссылка на основную публикацию