Описание барельефа марка антокольского ярослав мудрый

Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО

Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты

Валентин ДОМИЛЬ, Акко /источник/

Марк Матвеевич Антокольский

Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов Вильнюса — В.Д.) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

«Моя страсть, — вспоминал Антокольский, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее».

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.

Антокольский. Еврей портной 1864

Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.

Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А.А.Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.

Анткольский. Скупой

Яркое дарование Антокольского произвело большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.

* * *

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н.С.Пименов и И.И.Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской же историей.

Довольно быстро Антокольский смог проявить себя. В 1864 году он получил Вторую серебряную медаль за горельеф «Еврей-портной». Год спустя ему была присуждена Первая серебряная медаль за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

Внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

«Таких вещей, — писал В.Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

* * *

Антокольский. Иван Грозный 1870 г.

Вершиной творчества Антокольского стала статуя «Иван Грозный». Работу над ней Антокольский окончил в 1870 году.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

В газете Санкт-Петербургские ведомости И.С.Тургенев писал:

«По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, изображенного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось до сих пор в этом роде».

По единодушному мнению критиков, Антокольскому удалось избежать, традиционно связанной с образом Грозного «канонической риторики» и добиться исполненной драматизма, глубоко реалистичной передачи «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Об Антокольском заговорили как о большом мастере «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но… еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1871 году статуя была выставлена в одном из залов Академии художеств.

Толпы людей собирались у дверей Академии, желая увидеть вызвавшую многочисленные толки статую. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».

* * *

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал из России. Тогда было принято отправлять отличившихся студентов на стажировку в Италию.

Некоторые авторы связывают отъезд Антокольского с ухудшением состояния здоровья. Сказались напряженная работа и скверные условия жизни.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

Позднее Антокольский вспоминал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

М.Антокольский. Петр I

Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры в Третьяковской галерее и Русском музее.

* * *

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.

Практически ежегодно появлялись новые статуи — «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.

М.Антокольский. Барух Спиноза 1882

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

* * *

Критики и искусствоведы выделяют несколько периодов в творчестве Антокольского. Первый период был ознаменован появлением статуй Ивана Грозного и Петра Первого. Антокольский был увлечен переломными в истории России эпохами. И смог найти необходимые непохожие друг на друга средства для изображения их ярких представителей.

Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

«Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений. Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

В их числе «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа», «Мефистофель».

В июне 1873 года Антокольский писал Стасову из Рима: «…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…»

Антокольским выполнены портреты В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Половцева, С.П.Боткина, С.И.Мамонтова.

* * *

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Можно сказать, символ национального возрождения.

М.Антокольский. Нестор летописец 1890 г.

Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

«Ради Бога, избранный народ, — писал Куприн, своему другу Батюшкову, — иди в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты — куда хотите! Но не трогай нашего языка, который вам чужд и который даже от нас, им вскормленных, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения».

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

Изваял там «Спор о Талмуде» или «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» — и продолжай в том же духе. Никто возражать не будет. Что же до всего остального — так извини и подвинься.

* * *

В 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. К отъезду его подтолкнуло прогрессирующее ухудшение состояния здоровья и провал его персональной выставки в Петербургской Академии художеств.

В части своей его последние работы были не поняты и не приняты критикой. В части же в прессе появились многочисленные статьи откровенных антисемитски настроенных, недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

Антокольский продолжал считать себя русским художником:

«Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила», — писал Антокольский В.В.Стасову.

* * *

Repin_portrait-of-sculptor-antokolski-1866

Считая себя русским художником, Антокольский, никогда не отрекался от еврейства. До конца дней он соблюдал еврейские религиозные традиции.

Во время учебы в Академии Репин и Антокольский жили в одной комнате. Репин изобразил скульптора в религиозном облачении за утренней молитвой.

Судьба соплеменников волновала скульптора. Во время еврейских погромов он обратился с письмом к Тургеневу и некоторым другим деятелям русской культуры с призывом встать на защиту евреев.

Антокольский опекал начинающих художников-евреев. Ратовал за предоставление им возможности получения художественно-промышленного образования. Добивался создания в Европе еврейской художественной школы.

* * *

Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Французское правительство наградило скульптора командорским крестом Почетного Легиона.

* * *

Умер Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). У него обострилась болезнь лёгких. Добила Антокольского смерть единственного сына. После, глубоко потрясшей его потери, он уже не смог оправиться.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.

* * *

Общество поощрения художеств 22 декабря 1902 года собралось, чтобы почтить память скульптора. Была исполнена специально написанная по этому случаю кантата.

В газетах было опубликовано сообщение Стасова. В нём говорилось: «В заключение хор синагоги под управлением М.И.Шнейдера исполнил высокоталантливую кантату в память Антокольского (речитатив и хор), музыка для которой, с аккомпанементом фортепиано и валторны, была сочинена А.К.Глазуновым и А.К.Лядовым. Текст для этой кантаты был сочинен Сам. Яковл. Маршаком».

Стихи были написаны Маршаком по просьбе опекавшего его Стасова. Маршаку было в ту пору 15 лет. Они навеяны образами ТАНАХа.

В статье Алексея Сперанского-Маршака приводится текст Кантаты:

«Рече Господь: «Да будет муж великий! Его весь мир недаром ждет. Я одарю его высокою душою, И под его творящею рукою Холодный мрамор оживет!» И вот явился он. К своей желанной цели Чрез край неведомый повел он свой народ, И мощно раздалось над смолкнувшей землею Его «вперед», бесстрашное «вперед». И встал он, и пошел.

И на пути великом Погибших воскрешал, и камню душу дал, И сердце в нем зажег. Свершен высокий подвиг, И гений пал!.. И застонал народ: «Кого похоронил я? Кто одинок в сырой земле лежит, И чья рука протянута недвижно, Чью грудь огонь не оживит?» Но не исчезнет он из памяти народной.

О нет! И будет он как радуга сиять, И яркою звездою путеводной

Наш мрачный путь он будет освещать.

Источник: http://toraart.com/index.php/ternii-i-zvezdyi-marka-antokolskogo/

Скульптор Марк Матвеевич Антокольский

Васнецов. .

Выдающийся скульптор М.М. Антокольский (настоящее имя – Мордух Матысович) родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье.

Его фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города). Марк был младшим, седьмым ребенком в семье.

Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными.

Илья Репин. Портрет Марка Антокольского (после утренней молитвы)Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах, хотя его никто не обучал рисованию. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка “Христос и Богоматерь”, Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова – А.А. Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.Еврей-портной. 1864. Горельеф. ДеревоУчился Антокольский в классе Н.С. Пименова, а после его смерти – с 1863 по 1868 год – у гравера и скульптора И.И. Реймерса. В 1864 году М.М. Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф “Еврей-портной. Вечерний труд старика” (дерево, ГРМ),«Скупой»В 1865 году – серебряная медаль и стипендия Его Императорского Величества за горельеф “Еврей скупой” (слоновая кость, дерево, ГРМ).“Мальчик, крадущий яблоки”, 1866. Гипс. Марк АнтокольскийУже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника.В 1868 году М.М. Антокольский сделал из воска и дерева эскиз “Спор о Талмуде”, в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию по историческому сюжету “Нападение инквизиции на евреев, тайно справляющих Пасху” (ГТГ) и к ней этюд-голову под названием “Натан Мудрый”.ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873«Сюжет взят из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. Многие евреи приняли тогда христианство.Во время учёбы в Академии М.М. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный»,Совет Академии в 1871 году присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика Императорской академии Художеств.В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России.В 1909 году, в связи с 200-летием Полтавской победы, в Санкт-Петербурге были установлены две бронзовые скульптуры императора Петра I.Памятник Петру I находится в центральной части Архангельска, на набережной Северной Двины, возле Красной (Соборной) пристани.“Христос перед судом народа” (1874, мрамор)Как антитеза, противопоставление, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.Его “Мефистофель”, названный ранее “XIX век” (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы “Смерть Сократа” (1875, мрамор, ГРМ) и “Спиноза” (1882, мрамор, ГРМ).Глубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы.Барух (Бенедикт) Спиноза. 1887. МраморВ этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений – надгробие княгини М.А. Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875-1877, гипс).АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙБарельеф для надгробия М. Г. Гинзбурга 1878. Гипс. Ленинград, Академия художествМарк Антокольский. Бюст Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. БронзаАнтокольским выполнены портреты В.В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), с которым его связывала многолетняя дружба,С.П. Боткина (1874), С.С. Полякова (1877), барона М.Г. Гинцбурга (1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Половцева, С.И. Мамонтова и других.Лучшее произведение Антокольского в этом жанре – портрет И.С. Тургенева (1880, гипс, ГРМ), выполненный им незадолго до смерти писателя.ПОРТРЕТ САМУИЛА СОЛОМОНОВИЧА ПОЛЯКОВА. 1877Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. БронзаОблик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты.В 1891 году он завершает еще две работы – майолику “Ярослав Мудрый” (ГРМ) и статую “Ермак” (1891, бронза, ГРМ).Фрагмент скульптуры «Ермак»Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (по некоторым источникам – в городе Бад-Хомбург). М.М. Антокольский был похоронен в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище.
Читайте также:  Описание картины федора васильева «вечер»

Источник: https://edwardjournal.livejournal.com/977538.html

Скульптор Марк Антокольский. Известные скульптуры, памятники, биография

Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], — выдающийся русский скульптор.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей.

Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя “Иван Грозный” (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Марк Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея).

Марком Антокольским исполнены также статуи “Нестор-летописец” (мрамор, 1889) и “Ермак” (бронза, 1891; обе — Русский музей).

Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды (“Христос перед судом народа”, бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; “Мефистофель”, мрамор, 1883, Русский музей).

статуя “Иван Грозный”

“Мефистофель”.

Христос

Ермак


ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА “НЕ ОТ МИРА СЕГО”

Смерть Сократа

Нестор-летописец

Спиноза

Статуя “Петр Первый

Русалка

* смотрите также образ этого мифологического персонажа на подборке картинки русалок

Биография Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) наиболее значительный русский скульптор второй половины XIX века. Его творчество не утратило своего значения и в наши дни. Идеи гражданственности и патриотизма, нашедшие образное воплощение в лучших работах этого замечательного скульптора, глубоко волнуют советского зрителя.

Антокольский родился в Вильне (Вильнюсе) в небогатой еврейской семье. Его художественное дарование проявилось в раннем возрасте, и он был отдан родителями на учение в мастерскую резчика по дереву.

Около трех лет трудился юноша под руководством виленских резчиков по дереву, выполняя иконостасы для церквей. Па его работы обратили внимание местные влиятельные лица, и на их средства Антокольский поехал в Петербург.

Здесь он поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Первым его руководителем стал известный скульптор Н. С. Пименов. После смерти Пименова Антокольский занимался в мастерской гравера и скульптора И. И. Реймерса. Еще в годы пребывания в Академии Антокольский сблизился с молодым И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. В.

Стасовым, композиторами А. Н. Серовым и М. П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.

Идейность содержания, стремление к художественной правде явились основой его взглядов на искусство.

“Правда в искусстве – выше всего, – писал Антокольский В. В Стасову, – но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным”.

Уже в произведениях, созданных в период академической учебы – горельефах “Еврей-портной” (1864), “Еврей-скупой” (1865), “Нападение испанской инквизиции на евреев” (1863-1869), Антокольский, отбросив далекие от жизни традиции Академии, показал себя художником, ищущим новой, оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. В начале 1870-х годов Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений статую Ивана Грозного, которая была экспонирована на Первой передвижной выставке. Эта статуя изображала Грозного в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных врагов.

Работая над “Иваном Грозным”, скульптор основательно подорвал здоровье и поэтому после окончания Академии вынужден был уехать лечиться за границу. Живя в Риме, он создал второе крупное произведение – статую “Петр Первый” (1872).

Образ дальновидного и решительного преобразователя России Антокольский как бы противопоставил психологически противоречивому образу Грозного. Созданная к 200-летпю со дня рождения Петра, эта статуя послужила проектом памятника, установленного в Таганроге и Архангельске.

Меньший ее вариант украсил Нижний парк Петродворца (Петергоф).

В годы пребывания за границей Антокольский обращался к темам морально-философского содержания (“Христос перед судом народа”, 1874 1876; “Смерть Сократа”, 1876; “Спиноза”, 1882; “Мефистофель”, 1883, и другие).

Наиболее удачное из произведений этого плана – “Христос перед судом народа”, в котором скульптор стремился показать Христа реформатором, “восставшим за правду, за братство, за свободу”. В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории.

В 1889 году им была закончена статуя “Нестор-летописец”. Почти одновременно с этой работой он исполнил статую “Ермак Тимофеевич” и горельеф “Ярослав Мудрый”.

Антокольский не раз принимал участие в конкурсах на проекты монументальных памятников (например, на памятник Пушкину). Им был исполнен ряд надгробий. Много времени уделял он портрету (портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева и др.). Умер Антокольский в Германии, но похоронен был в Петербурге.

До конца своих дней он оставался верен Родине. “Вся душа моя, – писал он Стасову, принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня…”

Творчество Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1973 год

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/904-antokolskiy.html

Марк Антокольский: биография, фото, личная жизнь

Работы Марка Антокольского — неоднозначные и новаторские для своего времени — критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II.

Слишком смелый для Академии художеств

Марк Антокольский родился 26 июня 1843 года в Вильне (сегодня — Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей — он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве.

За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына.

В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех».

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора.

В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев».

Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи.

Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«…Заснул бедным, встал богатым»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство… О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский.

В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм.

Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного. Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую.

Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года.

Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну — президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II.

Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей — по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым, Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

Антокольский — почетный член западноевропейских академий

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного.

Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим.

А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех.

По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир, а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске.

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу».

Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа.

К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов.

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни.

В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ», создать надгробный памятник княгини Марии Оболенской, барельеф «Безвозвратная потеря» и другие работы.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «на заре»

В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора.

Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9427/mark-antokolskii

Антокольский марк матвеевич

Российский деятель культуры, скульптор. Профессор (1880), действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Был избран в почетные члены Парижской, Берлинской и Урбинской академий художеств. Кавалер (1878), командор (1900) французского ордена Почетного легиона.

Антокольский родился в 1843 году в небогатой еврейской семье, в которой кроме него было еще шестеро детей. С детства проявлял интерес к скульптуре – лепил и вырезал из дерева фигурки,  и в 1859 году его отдали учиться в мастерскую резчика по дереву.

Жена виленского генерал-губернатора А.А.Назимова заметила одну из его работ и содействовала переезду Антокольского в Петербург, где по рекомендации профессора Академии художеств Н.С.

Пименова будущему скульптору разрешили посещать вольнослушателем скульптурный класс Академии.

В годы учебы  Антокольский сблизился с И.И.Шишкиным, В.М.Васнецовым, А.Н.Серовым, М.П.Мусоргским, И.Е.Репиным, В.В.Стасовым. На него повлияло и знакомство с И.Н.Крамским, возглавившим Артель художников. Скульптурные работы Антокольского отличают реалистичность и глубокий психологизм, он выступал за отказ от академичности и салонного искусства.

В 1864 году его работа «Еврей-портной» была отмечена Второй серебряной медалью, а горельеф 1865 года «Скупой» – Первой серебряной медалью. В годы учения, чтобы прокормиться, Антокольский был вынужден работать в токарной мастерской, вырезая номера на бильярдных шарах.

В 1870 году для участия в конкурсе работ скульптор добивается звания почетного гражданина, дававшего возможность избрать профессию художника.

Созданная в 1870 году скульптура «Иван Грозный» привлекла к Антокольскому внимание великой княгини Марии Николаевны и Александра II, который приобрел статую для Эрмитажа.

Это произведение становится первым в ряду образов персонажей отечественной истории.

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский был вынужден по состоянию здоровью уехать за границу, в Рим и Париж. В Риме он работает над статуей Петра I (1872). Там же скульптор знакомится с семьей мецената С.И.Мамонтова и со временем становится активным участником «Абрамцевского кружка».

В 1874 году Антокольский создает скульптуру «Христос перед судом народа». Образ, созданный скульптором в этой работе, вдохновлял таких художников, как Крамской, Ге, Поленов и др. Сам Антокольский писал о ней: “В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной…”

В эти же годы Антокольский обращается к мемориальной скульптуре (надгробие М.А.Оболенской), а также работает над портретами В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.И.Мамонтова и др.

В 1878 году скульптор принял участие в Международной выставке в Париже, на которой был удостоен большой золотой медали, ордена Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств.

В 1880-х годах в творчестве Антокольского возрождается историческая тема. В этот период он создает одну из самых известных работ – «Нестор-летописец» (1889). В 1891 году были закончены бронзовая статуя «Ермак» и майолика «Ярослав Мудрый».

В 1893 году в Петербурге состоялась персональная выставка произведений Антокольского, однако многие из его работ не были приняты публикой. Антокольский уезжает в Париж, где обращается к малой форме. В это время были созданы такие произведения, как «Сон», «Русалка».

Похоронен скульптор в Санкт-Петербурге.

Основные работы:

«Еврей-портной» (1864)

«Скупой» (1865)

«Иван Грозный» (1870)

«Петр Великий» (1872)

Портрет В.В.Стасова (1883)

«Христос перед судом народа» (1874)

«Смерть Сократа» (1875)

Портрет И.С.Тургенева (1880)

«Мефистофель» (1883)

«Нестор-летописец» (1889)

«Ярослав Мудрый» (1891)

«Ермак» (1891)

Нестор-летописец. 1889 г.

Христос перед судом народа. 1874 г.

Награды

  • Кавалер (1878), командор (1900) французского ордена Почетного легиона

Литература

  • Варшавский Л. Р. Антокольский Марк Матвеевич. М.-Л., 1944.
  • Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971.
  • Марк Матвеевич Антокольский: его жизнь, творения, письма и статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб.-М., 1905.
  • Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. Л., 1970.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/antokolskii_mark_matvieievich

Достопримечательность – Скульптура Ярослава Мудрого

Очень давно в Ярославле планировалась установка памятника основателю этого города — святому князю Ярославу. Много времени занял выбор удачного места.

При этом во внимание брали «Стрелку» (устье Которосли и Волги), первичное место закладки городской крепости; Медведицкий овраг – место, где князь Ярослав зарубил языческую медведицу. Но в итоге местом памятника стала одна из площадей центра города — Богоявленская.

Князь Ярослав будто встречает туристов, прибывающих в Ярославль из столицы России, и является символом тесной связи с Москвой. Памятник создан стараниями скульптора Олега Комова и архитекторов Н. И. Комовой и А. Р. Бобовича.

Открытие памятника свершилось 23 октября 1993 года, при нём присутствовал первый президент РФ Борис Ельцин. Площадь Богоявления и памятник являются одним из мест визита любящих пар после бракосочетания.

В первой половине XIX века в памятник Ярославу Мудрому уже был в Ярославле: «каменный, пирамидальный, стоящий в овраге».

Его разобрали по приказу Николая I, поскольку не соответствовал реальному значению.

Далее, в первой половине XX века городские власти планировали постройку нового памятника и даже собрали для этих целей деньги, однако они были израсходованы на празднование годовщине дома Романовых.

Князь Ярослав Мудрый в одной руке держит меч, а в другой руке — макет будущего града. Это решение изображает князя-созидателя и строителя, который при необходимости сможет защитить этот город. Меч в руке опущен вниз, и такое его положение является символом миролюбивой политики князя.

Барельефы, украшающие пьедестал, содержат на себе изображения герба Ярославля, поединка князя Ярослава Мудрого с медведицей, предание и котором легло в основу рисунка герба, Ярослав за работой, вероятно, у него в руках тексты законов, либо книга из библиотеки, либо договор с каким-то европейским монархом. Допустим любой из вариантов, поскольку при Ярославе произошло создание свода законов «Русская правда», появление крупной библиотеки, а с европейскими королями он укреплял связи путём бракосочетания своих дочерей с ними.

Ярослава изобразили на памятнике по иконописному канону, который появился после его смерти, уже в государстве Московском — по древним представлениям о благом образе с окладистой бородой, такой же, как у спокойного, умиротворённого Христа.

А по более древним канонам, пришедшим от варягов, его изображали коротковолосым, возможно наголо бритым, лишь с небольшим клоком волос, что являлось символом принадлежности к знатному роду, борода короткая, а усы длинные.

Такой был скандинавский тип лица.

Если вы хотите купить шкатулку для часов или другие сувениры о Ярославле, то это можно сделать в Музее заповеднике.

Источник: http://www.yar.ru/skulptura-yaroslava-mudrogo.html

Неизвестный Марк Антокольский

Цитата сообщения rinarozenПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Неизвестный Марк Антокольский

Неизвестный 

Марк Антокольский

Марк Антокольский — первый скульптор–еврей, который, благодаря своему таланту, приобрел известность в России и завоевал мировую славу.Казалось, Антокольский всем нам хорошо известен.

Мы часто видели репродукции его работ во многих альбомах, где обычно Антокольскому уделялось несколько строк: родился тогда–то, умер там–то. Нам было этого достаточно. И только теперь, в Америке, я поняла, как мало мы знали об этом скульпторе.Родился Марк (Мордехай) Матвеевич Антокольский в Вильне в 1843 году.

Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными. Они содержали нечто вроде харчевни. В семье было семеро детей.

Детство Марка было безрадостным. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок. Мне доставалось от всех. Кто хотел — бил меня». Только мать его защищала и любила. Он вспоминал о ней и любил всю жизнь.

Еще мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. «Моя страсть, — писал он, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее». Когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву.

Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни.

Как–то к резчику пришла жена купца–еврея Апатова с дочкой. Обе были в восторге от работ юноши. Между молодым резчиком и дочкой купца начинается серьезный роман. Но Марк беден, и об их будущем союзе не может быть речи.

О юном резчике узнает известная покровительница искусств жена Виленского генерал–губернатора. Желая помочь юному таланту, она пишет письмо–просьбу в Петербург, в Академию художеств. Благодаря высокому ходатайству, Антокольского в академию приняли.

Товарищами Марка по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Васнецов, Репин. С Репиным Антокольский особенно близко сошелся — они жили вместе несколько лет.

Репину не мешало, что его товарищем был верующий еврей, который по субботам никогда не работал, по утрам обязательно молился, а религиозные праздники почти полностью посвящал молитве. Религиозным евреем, соблюдающим заповеди, Антокольский оставался до конца своей жизни.

В студенческие годы, в 1884 году, Антокольский вырезает из дерева скульптуру «Еврей–портной» и получает вторую серебряную медаль и стипендию. В следующем году — «Скупого». И получает первую серебряную медаль.

Наиболее известны его работы в те годы — «Натан Мудрый» и «Нападение инквизиции на евреев». Его друзья–художники бурно приветствовали эти работы. А профессора Академии скрипели зубами, но ничего не могли противопоставить его таланту и побаивались покровителей. В то время президентом Академии была великая княгиня Мария Николаевна.

Она высоко оценила последнюю работу молодого скульптора и заказала себе ее копию.Во время учебы в академии Антокольский увлекся российской историей и литературой. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. Но профессора отказались её смотреть. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну.

Она пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Император самолично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии.

Состоявшийся после этого Совет Академии изменил свое мнение и присудил студенту (!) Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.

«Иван Грозный» был показан публике и имел колоссальный успех. Стасов и Тургенев первыми написали восторженные отзывы и предсказали автору большое будущее. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым.

Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Вскоре его имя становится известным за границей. Кенсингтонский музей в Лондоне приобретает гипсовую копию «Ивана Грозного» — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники.

Невероятно напряженная работа и скверные условия жизни подорвали здоровье художника и он, как тогда было принято, едет в Италию, где продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I. Работу эту он высылает в Петербург.

А вслед за тем едет в родную Вильну, где женится на красавице, дочке купца Апатова, той, которая его терпеливо ждала все эти годы.Молодые уезжают в Италию. То был счастливый период в жизни скульптора. Каждый год он делал по одной большой статуе: «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.

Его избирают член–корреспондентом Парижской академии.В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона.

И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге.

Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью.

Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:

«Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».

Большинство героев Антокольского — жертвы тирании толпы. Сократ отравленный, Христос связанный, Спиноза всеми оставленный, Иоанн–Креститель обезглавленный. Но есть среди его персонажей и люди другого типа. Это Петр I, Ермак, Ярослав Мудрый и другие.Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев–художников.

Он мечтал сгруппировать еврейских художников где–нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.

Но тяжким горем и крушением многих надежд стала для него смерть единственного сына. От этого потрясения он уже не смог оправиться. Обострилась его болезнь легких, и вскоре, в 1902 году, он скончался во Франкфурте–на–Майне. Погребен Марк Антокольский в Санкт–Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.

Главные работы Антокольского находятся в России: в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и в музеях других российских городов.Перу Марка Антокольского принадлежат несколько статей по истории искусства. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен–Изак. Хроника из еврейской жизни». Напечатать его он не успел.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «лазоревый грот. неаполь»

Рукопись романа хранится в Публичной библиотеке в Петербурге. Антокольский написал также свою автобиографию. Он вел обширнейшую переписку с друзьями. Письма эти, собранные Стасовым, были изданы им в книге «Марк Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи».Об Антокольском очень много написано в русской и зарубежной печати, однако, при советской же власти — почти ничего.

Ни книг, ни исследований, посвященных жизни и творчеству этого выдающегося художника, не было все эти годы. Советская власть стремилась не акцентировать внимание на том, что великий русский скульптор Антокольский — еврей.

Время, тем не менее, все расставляет на свои места.

Письмо-отзыв порталу “Зов Сиона” на статью о скульпторе Марке Антокольском от его пра-пра-правнучки Марины Лужиковой.

Прочитала статью относительно Марка (Мордехая) Антокольского и хочу Вам сообщить несколько интересных фактов:1. Антокольский происходит вовсе не из бедной семьи, семья Виленских – Антокольских, к которой я принадлежу, была среднего достатка.

Семья матери Антокольского, урожденной Виленской, пришла в Вильно в 1912 году с наполеоновскими войсками. До этого семья жила на границе Италии и Испании. Мать скульптора – урожд. Виленская – всячески способствовала тому, чтобы сын не только занимался ваянием, но и покинул Вильно.2.

В прессе практически не упоминается то, что Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками – он рассказывал своей сестре – моей прапрабабке Элке – что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам).

Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды.3. К русской культуре у него было весьма специфическое отношение.

Русских он считал антисемитами и поэтому не только свел общение с соотечественниками к минимуму, но и категорически отказался возвращаться в Россию, несмотря на предоставление ему императором чина Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство.4.

Марк (Мордехай) Антокольский оставил своей сестре в наследство ряд картин и малых форм, которые пропали во время оккупации Киева – сестра выщла замуж за киевлянина. Многие работы, которые значатся в каталогах, пропали (возможно, вывезены  немцами).5. Один из потомков Антокольского стал ребе и уехал в Великобританию, а его сын – сэр Рой Веленски с 1956 по 1963 был премьер – министром объединенной Родезии.С наилучшими пожеланиями –

Марина Лужикова.

Я являюсь пра – пра -правнучкой сестры Антокольского по линии Виленских.

Источник: Майя Басс, “Спектр”

источник: http://callofzion.ru/pages.php?id=76

Источник: https://borisliebkind.livejournal.com/756889.html

Ярослав Владимирович Мудрый (годы жизни 978-1054; время правления: в Ростове (987—1010), в Новгороде (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054)), сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, в крещении получил имя Георгий (или Юрий ).

Это — один из наиболее знаменитых древнерусских князей.<\p>

В 987 году, будучи девяти лет от роду, он был послан отцом княжить в городе Ростове. В 1010 году он становится князем новгородским. Предполагают, что именно в конце своего княжения в городе Ростове в 1010 году он и основал Ярославль.

<\p>

Сведений об этом периоде жизни князя мало и они носят легендарный характер. Известно, что будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и в 1014 году отказался платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские.

Новгородцы, которых тяготила зависимость от Южной Руси, поддержали князя. Этот эпизод нашел отражение в летописях.

Разгневавшись на сына, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер.

Власть в Киеве перешла к старшему в роде Святополку, который, опасаясь любимого киевлянами Бориса и желая обезопасить себя от претензий других братьев на великокняжеский престол, умертвил трех из них — Бориса, Глеба и Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу.

<\p>

В злой сече Ярослав одолел Святополка под городом Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол (1016). Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом, и только в 1019 году после смерти Святополка Ярослав смог утвердиться на киевском престоле.

В 1036 г. летописи говорят об осаде Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и разбил печенегов под самыми стенами Киева.

После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. В 1030 г.

Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он основал здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела (христианское имя князя Юрий). Сейчас это город Дерпт.

Одержав военные победы, Ярослав начинает грандиозные по тому времени работы. На месте своей победы над печенегами он заложил новый архитектурный ансамбль, центром которого стал Софийский собор. Киевский храм святой Софьи он построил в подражание цареградскому, великолепно украсив его фресками и мозаикой.

Ярослав не жалел денег на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Он украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота (в подражание таким же цареградским), а над ними – церковь Благовещения.

Стремясь устранить зависимость русской православной церкви от Византии, он предпринял действия, благодаря которым в 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских — Илларион.

Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский. Ярослав очень любил книги и часто читал их.

Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей.

В Новгороде он устроил училище на 300 мальчиков.

При Ярославе Мудром возникают первые русские монастыри, в их числе Киево – Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается свод законов ” Русская правда “.

Во внешней политике князь больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. В то время главным путем для этого были династические браки. И весьма не прочь были лидеры европейских государств породниться с правителем Киевской Руси. Сам Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину), дочь норвежского короля Олафа.

Сын Всеволод был женат на греческой царевне, еще двое сыновей – на немецких княжнах, на сестре князя Доброгневе был женат польский князь Казимир; а сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира.

Норвежский король Гаральд был женат на дочери  Ярослава Елизавете, венгерский король Андрей заключил брак с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I с третьей дочерью – Анной Ярославной.

 Так что киевский князь был отцом, дедом и дядей многих правителей Европы.

Внешность  Ярослава Мудрого

Подробного описания внешности Ярослава Мудрого летописи нам не оставили. Вскрыв гробницу князя, группа российских антропологов под руководством М. Герасимова, воссоздала его облик.

Здесь, на картинке, можно его увидеть.Понятно, что эта реконструкция дает весьма приблизительное представление о внешности Ярослава Мудрого.

Характер Ярослава Мудрого

Описывая характер Ярослава Мудрого, летописец говорит о благоразумии, уме, усердии в православной вере, храбрости, сострадании к неимущим. Нрав князя был строгим, а жизнь скромной. Этим он отличался от своего отца, любившего веселые пиры.

В то же время характер Ярослава Мудрого был далеко не простым.

Противоречивая фигура: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.

Да и трудно предположить спокойствие и русское добродушие в характере Ярослава Мудрого. Ведь мать его была половчанкой, и сам он наполовину половец. В его жилах текла горячая и яростная кровь жителей половецких степей.

Какие города основал Ярослав Мудрый

Для того, чтобы усилить свою власть, в разных частях Киевской Руси Ярослав Мудрый основывал города. Часто они носили имя князя. В числе таких городов:

  • Ярославль. Факт основания князем этого города не является бесспорным.
  • Юрьев (ныне Тарту) был основан в 1030 году во время военного похода дружины Ярослава Мудрого против эстов, который закончился присоединением части их земель к Древнерусскому государству. На этих землях князь основал город, которому дал имя Юрьев (это христианское имя князя, данное ему при крещении).  Сейчас Тарту – второй по численности населения после Таллина город Эстонии.
  • Ярослав был основан  в 1031 году. Город того времени называют «Княжеский город».  Под Ярославом в 1245 году состоялась Ярославская битва. С XIV века в составе Польши. Сейчас входит в Польше в Подкарпатское воеводство, Ярославский повят. Стоит на реке Сан.
  • Ещё один Юрьев был основан Ярославом Мудрым в 1032 году. Он был одним из городов-крепостей, входящих в Поросскую оборонительную линию, построенную для обороны от вторжений степных кочевников Киевского княжества. Был уничтожен в 1240 году, во время монголо-татарского нашествия, от города остались только руины церкви, около которой город возродился вновь. Теперь это Белая Церковь – город областного подчинения в Киевской области Украины.
  • Некоторые историки связывают основание Новгорода-Северского с завоевательным походом Ярослава Мудрого в 1044 году. Однако, по мнению археологов, первое укреплённое поселение на месте города появилось в конце X века, в правление Владимира Святославича. Сейчас Новгород-Северский – город в Черниговской области Украины, административный центр Новгород-Северского района.

Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый. Княжение Ярослава Мудрого было самым продолжительным – 37 лет.

Скончался он в 1054 году и погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе.

Почитание в христианстве

Впервые как Святой  князь упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, называет святым Великого князя Ярослава Владимировича.

Однако формально Ярослав Мудрый не входил в число святых Русской православной церкви. В связи с 950-й годовщиной смерти  9 марта 2004 года он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, день 20 февраля (5 марта) был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого.

Интересные факты о Ярославе Мудром

  • Саркофаг Ярослава Мудрого в XX веке вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.
  • В 1936 году нашли в саркофаге кучу перемешанных костей и определили, что там находятся два скелета: мужской, женский и несколько косточек ребенка.
  • Сам прах доставали только в 1939 году.

    Тогда останки были отправлены в Ленинград, где с высокой долей вероятности ученые из Института антропологии впервые установили, что один из трех скелетов, найденных в захоронении, принадлежит Ярославу Мудрому. Тогда же по найденному черепу великий советский археолог и антрополог Михаил Герасимов восстановил предполагаемый облик Ярослава Мудрого.

  • В 2009 году вновь была вскрыта гробница в Софийском соборе, а останки отправили на экспертизу. Решение о вскрытии саркофага принимала высокопоставленная комиссия, состоящая из ученых и представителей украинского правительства. Шутка ли, останки Ярослава – самые древние из сохранившихся останков рода Рюриковичей.

     Саркофаг вскрыли, чтобы определить внешность, точный возраст, болезни князя, его и с помощью ДНК установить: к скандинавам или славянам принадлежит род Рюриковичей.  Но оказалось, что останков князя там нет. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Правда» и «Известия», датированные 1964 годом.

    В марте 2011 года были опубликованы результаты генетической экспертизы, согласно которым в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки. Что интересно, эти женские останки принадлежат двум женщинам, одна из них жила в эпоху Киевской Руси, а другая на тысячу лет раньше,  то есть во времена скифских поселений.

    Останки киевского времени принадлежат женщине, занимавшейся при жизни много тяжелым физическим трудом, то есть она была явно не княжеского рода. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

  • Легендарной стала «Библиотека Ярослава Мудрого», которую часто сравнивают с «Библиотекой Ивана Грозного».

  • В 2008 году Ярослав Мудрый занял первое место в телепроекте «Великие украинцы».
  • Существует мнение историков, что жена князя Ингигерда была реальной властительницей Руси, активно влиявшей на политические процессы.

  • В приданое Ингигерда получила город Альдейгьюборг (Старую Ладогу) и довольно большую территорию вокруг Ладожского озера, в её честь названную Ингерманландией (землей Ингигерды). На территории Ингерманландии в 1703-м году был основан Санкт-Петербург.

  • В Киеве по инициативе Ингигерды был сооружен первый женский монастырь при церкви Святой Ирины (после крещения Ингигерда приняла имя Ирина). До середины ХХ века возвышалась одна из колонн собора этого монастыря. Сейчас о храме напоминает только название тихой улочки Ирининской в центре Киева.

  • В конце жизни Ингигерда постриглась в монахини, приняв имя инокини Анны. Останки её находятся в Новгороде.
  • В 1439-м архиепископ Евфимий причислил к лику святых Ингигерду-Ирину-Анну и ее сына Владимира. Она стала небесной покровительницей Новгорода. Это тоже свидетельствует об огромном нравственном, как минимум, значении, которое имела эта женщина. Ведь её муж Ярослав Мудрый был официально причислен к лику святых только в XXI веке.

Семья Ярослава Мудрого на фреске собора Святой Софии в Киеве

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/jar-litsn/knjazja/41-n

Ссылка на основную публикацию