Описание барельефа микеланджело буанарротти «битва кентавров»

Божественный Микеланджело/Классики/Дом Художников

Эпоха Высокого Ренессанса.
Микеланджело Буонарроти. Биография. Скульптуры. Картины и другие работы.

Итальянскому Проторенессансу в истории искусства отведено примерно полтора столетия, а Высокому Ренессансу всего лет тридцать. Его окончание соотносят с 1530 годом, трагическим для итальянских государств, когда они утратили свободу.

Ни одна другая страна не подарила миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. В течение трёх столетий накапливался колоссальный художественный потенциал эпохи Возрождения, дав миру четырёх гениев: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана.

Они все были непохожи друг на друга, хотя в судьбах у них было много общего: их талант сформировала флорентийская школа, а потом они работали при дворах меценатов, терпя их капризы и принимая милости своих покровителей. Их пути часто пересекались, они соперничали, у них были совершенно разные художественные и человеческие индивидуальности.

Но каждый из них и все вместе они совершили переворот в искусстве, продвинув его за пределы всех известных стандартов.

 Микеланджело Буонарроти

Немногих из великих мастеров прошлого можно поставить в один ряд с Микеланджело из-за уникальности его творчества. Четыре музы – скульптура, живопись, поэзия и архитектура – склонились над его колыбелью, чтобы не расставаться с ним всю его жизнь.

Микеланджело Буонарроти. Биография

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело.

Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей.

Бедность, однако, совершенно не мешала Людовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь: должность подесты была выборная и кроме почёта она не приносила никакого дохода. Кстати, Микеланджело, оставаясь равнодушным к внешним атрибутам успеха, как и отец, всю жизнь гордился своим аристократическим происхождением.

Семье приходилось жить на деньги, которые приносила маленькая ферма в деревушке Сеттиньяно недалеко от Флоренции.

 Микеланджело Буонарроти. Барельеф «Мадонна у лестницы»

Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотёса. С давних пор в окрестностях Флоренции добывали камень, поэтому Микеланджело любил говорить, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора».

По окончании службы Людовико с семьёй вернулся на родину, во Флоренцию. Микеланджело было всего шесть лет, когда умерла его мать, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи Людовико. Отец Микеланджело строил большие планы на будущее сына, он хотел, чтобы сын стал юристом и в возрасте десяти лет отдал мальчика в латинскую школу Франческо да Урбино во Флоренции.

Согласно свидетельствам, первые годы учёбы в школе были успешными: Микеланджело хорошо читал, у него был ровный красивый почерк, рано открылся поэтический талант.

Даже в зрелом возрасте поэзия занимала большое место в его творчестве. И в этом же возрасте появились художественные наклонности мальчика.

Этому способствовала дружба с талантливым Франческо Граначчи, учеником знаменитого в то время во Флоренции исторического живописца Доменико Гирландайо.

Микеланджело Буонарроти. «Белыя пятна» в биографии

Отец был недоволен интересом сына к рисованию и долго сопротивлялся его желанию стать художником. Но Микеланджело, всегда отличавшийся твёрдостью характера, настоял на своём. Скрепя сердце, отец подписал договор с Гирландайо.

И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято.

Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным.

Уже в следующем году он перешёл в школу скульптора Бертольдоди Джованни, которая существовала под патронатом фактического хозяина Флоренции Лоренцо де Медичи, прозванного Великолепным.

Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи, и сразу сумел распознать талант Микеланджело. Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо.

 Микеланджело Буонарроти. Барельеф «Битва кентавров»

Во дворе герцога Медичи Микеланджело не только сидел за его обеденным столом, ему разрешили посещать заседания Платоновской академии. В этот период он создал свои первые шедевры – мраморный барельеф «Мадонны у лестницы» и «Битву кентавров».

И снова загадка: неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые работы принесли Микеланджело славу мастера.

Вспыльчивый нрав Микеланджело то и дело давал о себе знать.

Однажды молодой скульптор Торриджано, обидевшись на едкое замечание Микеланджело по поводу своего рисунка, подрался с ним в садах Медичи и страшным ударом сломал Микеланджело нос, который с тех пор остался слегка свёрнутым набок.

Гирландайо разорвал контракт с отцом Торриджано и выслал его. Вид собственного лица отравлял жизнь Микеланджело все последующие годы: он, который понимал и создавал красоту, был внешне безобразен.

В 1492 году умер покровитель Микеланджело Лоренцо Великолепный, и 17-летний художник возвратился в родной дом в полной уверенности, что уже может обеспечить свою жизнь и жизнь своей семьи.

Он выполняет гигантскую, выше человеческого роста, статую Геркулеса. Ещё в XVIII веке она была цела и украшала сады Фонтенбло. Эта работа, доказавшая его мастерство, даже принесла ему деньги.

Но, к сожалению, скульптура не сохранилась до наших дней.

Подробнее о работах Микеланджело читайте в наших следующих материалах.

автор: Людмила Велигорская,

фото с сайтов: payingattentiontothesky.com, xaxor.com, artrenewal.org

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Отзывы о самых нашумевших выставках, фильмах, спектаклях – на портале 2queens.ru!

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Bozhestvennyj-Mikelandzhelo.aspx?ID=1383

Скульптурные шедевры Микеланджело

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 13.12.2016 14:46Просмотров: 1546

По характеру своего дарования Микеланджело ощущал себя прежде всего скульптором. 

Известно более 50 скульптурных произведений Микеланджело, но некоторые из них утрачены, авторство некоторых под вопросом, а одну из них («Флорентийская пьета») разбил сам автор, но его ученик Тиберио Кальканьи восстановил её по предварительной модели. 

Микеланджело «Флорентийская пьета» (около 1555). Мрамор, 226 см. Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Микеланджело «Битва кентавров», или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)

Мраморный барельеф со сценой кентавромахии относится к первым известным независимым произведениям Микеланджело (наряду с «Мадонной у лестницы»), в котором он проявил себя в качестве скульптора. Вазари писал, что, глядя на эту работу, невозможно поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера.

Микеланджело «Битва кентавров». Дом Буонарроти во Флоренции

Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Предположительно, сцена изображает бой кентавров с лапифами (полумифическое-полуисторическое племя).

Это был последний бой, происходивший на свадьбе, поэтому в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу).Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями.

В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.

Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу.

Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей.

Фрагмент барельефа «Умирающий воин»

Этот барельеф вырезан на куске каррарского мрамора.

Микеланджело «Пьета» (1499)

Пьета́ (от итал. pietà – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией.
Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. Копии «Пьеты» находятся во многих католических храмах по всему миру.

Микеланджело «Пьета». Мрамор. Высота 174 см. Собор святого Петра (Ватикан)

«Пьета» Микеланджело – скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна изображена совсем юной, скорбящей об утрате Сына.
Искусствоведы считают композицию «Пьеты» безупречной.

Фигуры являют собой единое целое, но скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)

Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Этот проект существовал в нескольких вариантах.

Второй вариант включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе гробницы. Микеланджело успел закончить 2 из них, и начать 4, но работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.

Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».

Микеланджело «Умирающий раб». Мрамор. Высота 2, 28 м. Лувр (Париж)

В «Восставшем рабе» видели олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» – живописи, так как у ног фигуры видно незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae (крылатое латинское выражение «искусство – обезьяна природы».

Микеланджело «Моисей» (1515)

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/645-skulpturnye-shedevry-mikelandzhelo

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода.

Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.

Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Микеланджело Буонарроти

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца.

Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб.

Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.

Портрет Микеланджело

Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи. 

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.

Рельефная скульптура Микеланджело “Мадонна у лестницы”

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами.

Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.

Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

Рельефная скульптура Микеланджело “Битва кентавров”

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры – “Мадонну у лестницы” и “Битву Кентавров”. Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция.

Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело.

Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

Скульптуры Микеланджело «Вакх» и «Пьета»

В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера.

Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии.

Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция». 

Читайте также:  Описание картины николая крымова «таруса»

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.

Надпись на скульптуре Микеланджело «Пьета»

В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень.

Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой.

Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.

Скульптура Микеланджело «Давид»

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи.

Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников.

Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Картина Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»

Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.

Картина Микеланджело «Битва при Кашине»

Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды.

С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам.

Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных.

Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны.

Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.

Фреска “Адам” Микеланджело в Сикстинской капелле

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан.

В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников.

Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.

Фреска “Страшный суд” Микеланджело в Сикстинской капелле

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения.

Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом: 

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником. 

Микеланджело с маркизой Витторией Колонна

Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III.

С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви.

Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства. 

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны.

Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний.

Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.

Могила Микеланджело в церкви Санта-Кроче

Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Интересные факты

Великий итальянский скульптор и живописец оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Но присутствуют в биографии итальянца моменты, которые известны не многим.

  • Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге.
  • Художник не любил живопись. Удивительно, но Буонарроти считал создание пейзажей и натюрмортов пустой тратой времени и называл эти картины «пустыми картинками для дам».
  • Учитель сломал нос Микеланджело. Это стало известно из дневников Джорджо Вазари, детально описавший ситуацию, где учитель из зависти побил ученика, сломав ему нос.
  • Тяжелая болезнь скульптора. Известно, что последние 15 лет жизни Мике страдал от сильных суставных болей. В то время многие краски были ядовитыми, а мастер вынужден постоянно дышать испарениями.
  • Хороший поэт. Талантливый человек талантлив во многом. Эти слова можно смело отнести к великому итальянцу. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.

Творчество знаменитого итальянца принесло ему славу и богатство еще при жизни. И он смог в полной мере вкусить почитание поклонников и насладиться популярностью, что было недоступно многим его коллегам.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4228-mikelandzhelo-buanarotti.html

Буонаротти Микеланджело: картины и их описание :

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Прожил до 18 февраля 1564 года. Конечно, его больше знают как Микеланджело – известного итальянского скульптора, художника, архитектора, поэта и инженера эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен. Не следует его путать с Микеланджело Караваджо, картины которого были написаны несколько позднее.

Ранние работы Микеланджело Буонарроти

Картины, а точнее рельефы “Битва кентавров” и “Мадонна у лестницы”, свидетельствуют о поисках совершенной формы. Неоплатоники полагали, что это и есть основная задача искусства.

В этих рельефах взору зрителя предстают зрелые образы Высокого Возрождения, которые строились на изучении античности. Кроме того, в их основе лежали традиции Донателло и его последователей.

Начало работы над Сикстинской капеллой

Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих.

Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию.

Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.

Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело.

Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение.

Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.

Человек в работах Микеланджело

Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек. Для мастера это было единственным средством выразительности.

На первый взгляд это незаметно, но если начать знакомиться более внимательно с трудами Микеланджело, картины по минимуму отражают ландшафт, одежды, интерьеры, предметы. И только в тех случаях, когда это необходимо.

Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Их задача – не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном.

Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы занимает площадь более 500 квадратных метров. Микеланджело изобразил только на нем более 300 фигур. По центру располагаются 9 сцен из Книги Бытия. Они разделены на три группы:

  1. Божье сотворение земли.
  2. Божье сотворение рода человеческого и его падение.
  3. Сущность человечества в лице Ноя и его семьи.

Потолок поддерживают паруса, на которых изображены 12 женщин и мужчин, предсказывающих пришествие Иисуса Христа: 7 пророков Израиля и 5 сивилл (прорицательницы античного мира).

Ложные элементы (ребра, карнизы, пилястры), которые выполнены в технике тромплей, подчеркивают линию изгиба свода. Десять ребер пересекают полоток, деля его на зоны, в каждой из которых описано главное повествование цикла.

Плафон огибается карнизом. Последний акцентирует линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода. Таким образом, библейские сцены отделяются от фигур пророков и сивилл, а также предков Христа.

“Сотворение Адама”

Картина Микеланджело “Сотворение Адама” – безусловно, один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы.

Множество людей, которые имеют разное отношение к искусству, в один голос утверждают, что между властной дланью Саваофа и безвольной, трепещущей кистью Адама можно практически увидеть поток живительной силы. Эти почти соприкоснувшиеся руки представляют собой единство материального и духовного, земного и небесного.

Эта картина Микеланджело, руки на которой столь символичны, целиком пронизана энергией. А как только пальцы соприкоснутся, акт сотворения завершится.

“Страшный суд”

Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. “Страшный суд”, картина Микеланджело, – самая большая фреска эпохи Возрождения.

Центральная фигура – Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим.

Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции.

Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.

Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.

Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр – основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.

Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.

Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.

Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.

“Кумская сивилла”

На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Картины эти знамениты на весь мир. Но самой известной является Кумская сивилла. Ей принадлежит предсказание конца всего мира.

На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.

Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. Кроме того, сивилла могла прожить столько лет, сколько она в силах провести вдали от родного дома. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «возвращение стада»

Именно поэтому жрица стала мечтать о быстрой смерти. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.

Описание картины “Ливийская сивилла”

Ливийская сивилла является воплощением красоты, вечного движения живого и мудрости. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Кажется, что она сейчас повернется к зрителю и покажет фолиант. Безусловно, в книге – Слово Божие.

Изначально сивилла была странствующей прорицательницей. Она предсказывала недалекое будущее, судьбу всем желающим.

Несмотря на свой образ жизни, Ливийская сивилла довольно категорично относилась к идолам. Она призывала отказаться от служения языческим богам.

Древние первоисточники указывают, что прорицательница была родом из Ливии. Кожа ее была черна, рост – средний. В руке девушка всегда держала ветвь масленичного дерева.

“Персидская сивилла”

Персидская сивилла проживала на Востоке. Ее имя было Самбета. Также ее называли Вавилонской прорицательницей. Упоминается она в источниках XIII века до н.э. 1248 год стал годом пророчеств, которые сивилла черпала в своих 24 книгах.

Утверждают, что ее предсказания касались жизни Иисуса Христа. Кроме того, она упоминала Александра Великого и многих других легендарных личностей. Предсказания выражены стихами, имеющими двойной смысл. От этого их сложно однозначно трактовать.

Современники Персидской сивиллы пишут, что она была облачена в золотые одежды. У нее был располагающий моложавый вид.

Микеланджело, картины которого всегда имеют более глубокий смысл, представил ее в пожилом возрасте. Сивилла почти отвернулась от зрителя, все ее внимание обращено к книге.

В изображении преобладают насыщенные и яркие тона. Они подчеркивают богатство, добротность и великолепное качество одеяний.

“Отделение Света от Тьмы”

Картины Микеланджело Буонарроти с названиями поражают воображение. Невозможно представить, что чувствовал гений, когда создавал подобный шедевр.

Создавая фреску “Отделение Света от Тьмы”, Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Центром сюжета является Саваоф, который и есть эта невероятная энергия. Бог создал небесные светила, Свет и Тьму. Затем он решил отделить их друг от друга.

Саваоф парит в пустом пространстве и наделяет его космическими телами. Облекает их в материи и сущности. Все это он творит при помощи своей божественной энергии и, безусловно, высшей и великой любви.

Буонаротти неслучайно представляет Высший Разум в облике человека. Возможно, мастер утверждает, что люди также способны отделить в себе свет от тьмы, создав таким образом духовную Вселенную, которая наполнена миром, любовью и пониманием.

Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.

“Потоп”

В начале работы не был уверен в своих силах Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески капеллы были созданы после того, как мастер написал “Потоп”.

Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Но через некоторое время отправил их обратно, так как не был удовлетворен их работой.

“Потоп”, как и многие другие картины Микеланджело (с названиями, как можем заметить, у гения проблем не возникало – они как нельзя лучше передают суть каждого полотна и фрагмента), был местом исследования природы человека, его поступков под влиянием бедствий, несчастий, катастроф, его реакции на все. И несколько фрагментов сложились в одну фреску, на которой разворачивается трагедия.

На переднем плане представлена группа людей, пытающаяся спастись на пока еще существующем клочке суши. Они похожи на стадо испуганных овец.

Какой-то мужчина надеется отсрочить гибель – свою и своей возлюбленной. Маленький мальчик прячется за мать, которая, похоже, отдалась Судьбе. Юноша надеется избежать смерти на дереве. Другая группа укрывается куском холста, надеясь спрятаться от потока дождя.

Беспокойные волны пока еще удерживают лодку, в которой люди борются за место. На заднем плане виднеется Ковчег. Несколько человек колотят в стены, надеясь, что их спасут.

По-разному изобразил персонажей Микеланджело. Картины, составляющие одну фреску, демонстрируют разные эмоции людей. Одни пытаются поймать последний шанс. Другие стремятся помочь близким. Кто-то готов принести в жертву соседа, лишь бы спастись самому. Но каждого волнует один вопрос: “За что я должен погибнуть?” Но Бог уже молчит…

“Жертвоприношение Ноя”

В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску “Жертвоприношение Ноя”. Её образы передают нам всю скорбь и трагедию происходящего.

Ной был потрясен таким количеством обрушившейся воды и вместе с тем был благодарен за спасение. Поэтому он вместе со своим семейством спешит принести жертву Богу.

Именно этот момент решил запечатлеть Микеланджело. Картины с этим сюжетом обычно передают родственную близость и внутреннюю солидарность.

Но только не эта! Что же делает Микеланджело Буонарроти? Картины его передают совершенно другие переживания.

Одни участники сцены демонстрируют равнодушие, другие же – взаимную отчужденность, откровенную вражду и недоверие. Некоторые персонажи – мать с ребенком и старик с посохом – проявляют скорбь, переходящую в трагическое отчаяние.

Бог дал обещание больше не наказывать подобным образом человечество. Земля сбережется для огня.

Художественных шедевров, автором которых является великий флорентиец, так много, что о них можно говорить часами.

К счастью, сегодня любому интересующемуся высоким искусством человеку доступны фото, на которых изображены картины Микеланджело (с названиями и кратким описанием наиболее известных мы вас познакомили).

Таким образом, в любой момент можно начать наслаждаться творениями этого гения эпохи Возрождения.

Источник: https://www.syl.ru/article/187861/new_buonarotti-mikelandjelo-kartinyi-i-ih-opisanie

Начало работы над Сикстинской капеллой

Поиск Лекций

Описание фрески Микеланджело Буанарроти «Грехопадение и изгнание из Рая»

На создание фрески с изображением грехопадения человечества у художника Микеланджело ушло 3 недели. Даже в ночное время суток трудился он над своей работой, а для освящения Микеланджело прикреплял к своей шляпе зажженные свечи.

Изображение состоит из двух частей. В левой его части происходит совершение людьми первородного греха. На правой части фрески Адам и Ева, гонимые ангелом, покидают рай. Раскидистое дерево разделяет эти два эпизода.

В сцене искушения, изображенной слева, зрители видят первых людей, находящихся в тени густой листвы древа познания. Крону его обвивает искуситель в облике женщины со змеиным хвостом.

Адам и Ева, первые люди, олицетворяющие идеальную и величественную человеческую красоту, поднимают свои руки к древу добра и зла. Микеланджело, с помощью игры светотени и естественных разворотов, сделал их движения грациозными и гармоничными.

Хотя по библейской истории именно женщина уговорила мужчину ослушаться Бога, художник делает Адама главным действующим лицом фрески, а Ева просто сидит у его ног.

С левой стороны зритель может увидеть картину, где люди уже нарушили божье предостережение и совершили грех, за который понесли свое наказание. Ангел, держащий меч в своей руке, изгоняет первых людей и преграждает им обратный путь в рай.

По лицу Адама скользит гримаса боли и страха, смешанные с раскаяньем. Ева, беспомощно заламывает руки. Она не смеет поднять своей головы перед ангелом, так как чувствует свою вину и боится возмездия.

Теперь люди не кажутся прекрасными созданиями, унижение, страх и раскаяние исказили их лица.

До сегодняшнего дня фреска, изображающая человеческое грехопадение, красуется на сводах знаменитой Сикстинской капеллы. По причине того, что работа Микеланджело проходила под самым потолком собора, художник использовал в своих творениях лаконичные линии, избегая замысловатых завитков и маленьких деталей.

Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»

Микеланджело начинал свой путь с создания талантливых скульптур. Перед нами первая его работа, которую он искусно высек из мрамора в возрасте 16 лет.

Уже по ней можно понять, что это творение настоящего мастера. Скульптор привносит в этот вид искусства свое. Поражает невероятная пластичность образов.

Тема использовалась множество раз, но у Микеланджело она трактуется именно в серьезном ключе.

Художник создает низкий рельеф с тончайшими нюансами деталей. Перед нами Мадонна, которая держит на руках младенца. Женщина сидит у лестницы, именно поэтому работа так и названа.

Рельеф состоит из трех планов. Все они тонко разделены. Благодаря этому, творение мастера обретает максимальную живописность. Кажется, что Микеланджело нарочито подчеркивает тот факт, что его талантливая скульптура связана с живописью. Общеизвестный факт – будущий мастер учился именно у художника. Будущий живописец начинает с такой скульптуры неслучайно.

Мы видим образ, который уходит от традиций. Младенец и Мадонна наполнены драматизмом и невероятной мощью. Во времена Микеланджело такое прочтение их образов было неординарным.

Богоматери принадлежит основное место в этом выразительном рельефе. Она серьезна и величава. Она сосредоточена. Можно ощутить ноту героизма, которая звучит во всем ее образе.

Мощные ноги и руки резко контрастируют с изящными складками ее одежды. Микеланджело смог найти компактность композиции. Он умело сопоставляет формы и объемы, отличающиеся по величине. Фигуры строятся правильно, а рисунок невероятно точен.

Все детали тонко обработаны. Во всем чувствуется рука будущего мастера.

Работа Микеланджело внешне спокойна, но при этом она внутренне наполнена. Зритель явственно ощущает жизнь, ее ритм. Мы чувствуем, что переживает в эти минуты Мадонна. Она взвешивает то будущее, которое ждет ее сына.

Грандиозность этого творения действительно впечатляет.

Ранние работы Микеланджело Буонарроти

Картины, а точнее рельефы “Битва кентавров” и “Мадонна у лестницы”, свидетельствуют о поисках совершенной формы. Неоплатоники полагали, что это и есть основная задача искусства.

В этих рельефах взору зрителя предстают зрелые образы Высокого Возрождения, которые строились на изучении античности. Кроме того, в их основе лежали традиции Донателло и его последователей.

Начало работы над Сикстинской капеллой

Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих.

Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию.

Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.

Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело.

Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение.

Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.

Источник: https://poisk-ru.ru/s2363t6.html

Читать

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии.

Введение

Искусство Италии

Введение

Искусство Проторенессанса и 14 века

Искусство 15 века

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство 16 века

Введение

Архитектура

Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения

Искусство маньеризма

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей

Прикладное искусство

Искусство Нидерландов

Архитектура

Изобразительное искусство 15 века

Изобразительное искусство 16 века

Искусство Германии

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство Франции.

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство Испании

Искусство Португалии

Искусство Англии

Искусство Далмации

Искусство Венгрии

Искусство Польши

Библиография

Общие работы

Искусство Италии

Общие работы

Искусство проторенессанса и 14 века.

Искусство 15 века.

Искусство 16 века.

Искусство Срелней Италии.

Искусство маньеризма.

Искусство Северной Италии.

Искусство Нидерландов.

Искусство Германии

Искусство Франции.

Искусство Испании

Искусство Англии

Искусство Далмации.

Искусство Венгрии.

Искусство Чехословакии.

Искусство Польши.

Всеобщая история искусств

Том третий

От редакционной коллегии.

Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.

Авторами глав третьего тома являются:

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Проторенессанса и 14 века — Н. А. Белоусова.

Искусство 15 века Архитектура — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — Н. А. Белоусова.

Искусство 16 века Введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения — Е. И. Ротенберг.

Искусство маньеризма — И.А.Смирнова.

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей — Ю. Д. Колпинский.

Прикладное искусство—Н. С. Степанян.

Искусство Нидерландов

Архитектура—Е. И. Ротенберг.

Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.

Искусство Германии — Н. М. Чегодаева.

Искусство Франции

Архитектура — А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.

Искусство Англии

Архитектура—А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство Далмации — Л. С. Алешина.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Чехословакии — Л. С. Алешина.

Искусство Польши — М. Т. Кузьмина

В отдельных разделах тома использованы авторские материалы В. Ф. Маркузона (по архитектуре Италии 15 в.), Е. И. Ротенберга (по изобразительному искусству Италии 15 в.), В. М. Полевого (но искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).

В редактировании отдельных глав принимали участие А. Д. Чегодаев и Н. В. Яворская. В подготовке текстов к печати участвовала Л. С. Алешина.

Подбор иллюстративного материала выполнен Е. И. Ротенбергом, Т. П. Каптеревой и Л. С. Алешиной. Макет альбома иллюстраций составлен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома, список иллюстраций — Т. П. Каптеревой. В подготовке карт принимала участие Л. С. Алешина. Указатель составлен М. Б. Аптекарь; материалы для библиографии представлены авторами глав.

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «мадонна в шатре»

Рисунки в тексте и карты выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д.—редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А.

Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).

За помощь в работе над третьим томом редколлегия приносит благодарность профессору А. Г.

Габричевскому, директору Академии художеств в Венеции профессору Джузеппе Делогу, профессору Стефану Козакевичу (Польша), ректору Академии художеств Чехословакии Иржи Коталику, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Н. Лазареву, кандидату искусствоведения К. М. Малицкой, кандидату искусствоведения А. Н. Немилову.

Введение

Ю. Колпинский

Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) .

По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.

Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени.

Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.

То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития.

Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.

Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия).

В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации.

Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торго-во-ремесленных городах — городских коммунах.

Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений.

На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке).

Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203093&p=75

Творчество Микеланджело Буонарроти (стр. 7 из 45)

– Ах, это Фавн из моего кабинета! – воскликнул Лоренцо. – Да, ты лишил его бороды. – Мне показалось, что без бороды будет лучше. – А разве не должен копиист копировать? – Скульптор не копиист. – А ученик? Разве он не копиист? – Нет. Ученик должен создавать нечто новое, исходя из старого.

– А откуда берется новое? – Оттуда же, откуда берется все искусство. Из души художника. – Твой Фавн слишком стар. – Он и должен быть старым. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого? Все считают, что фавны наполовину козлы. А у козлов выпадают зубы? – Лоренцо рассмеялся.

– Я этого не видал.

Когда Лоренцо ушел Микеланджело принялся переделывать у Фавна рот. Наутро Лоренцо направился прямо к верстаку Микеланджело.

– Твой Фавн, по-моему, постарел за одни сутки лет на двадцать. – Скульптор – властитель над временем: в его силах прибавить лет своему герою или же убавить, – по-видимому, Лоренцо был доволен.

– Видишь, ты срезал у него верхний зуб. И еще два зуба на нижней челюсти с другой стороны. – Для симметрии. – Другой бы выбил у него несколько зубов и на том кончил – Ты даже сделал гладкими десны в тех местах, где были зубы.

– Тут все вытекало одно из другого.

В этом был весь Микеланджело, именно так впоследствии он относился к каждой своей работе. С этой минуты он был принят во дворец.

«Тот же Лионардо несколько лет тому назад хранил в своем доме на память о дяде барельеф с Богоматерью, высеченный из мрамора собственноручно самим Микеланджело, высотой чуть побольше локтя; в нем он, будучи в то время юношей и задумав воспроизвести манеру Донателло, сделал это настолько удачно, словно видишь руку того мастера, но и грации, и рисунка здесь еще больше. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную, ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» Вазари.

В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо.

Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.

«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти), изображенных на верхних ступенях лестницы.

Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Тонкая градация лепки форм этого трехпланового рельефа придает ему живописный характер, словно подчеркивая связь этого вида скульптуры с живописью.

Если учесть то обстоятельство, что Микеланджело начинал обучение у живописца, то становится яснее причина обращения его на первых порах именно к этому виду скульптуры и соответствующая его трактовка.

Но молодой Микеланджело дает, однако, пример совершению не традиционного образа: Мадонна и Младенц Христос наделены непривычной для искусства кватроченто мощью и внутренним драматизмом.

Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства.

Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело.

Найденная здесь особая компактность, плотность, уравновешенность композиции, умелое сопоставление различных по величине и трактовке объемов и форм, точность рисунка, правильность построения фигур, тонкость обработки деталей предвосхищают его последующие работы.

Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.

Мадонны XV века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя, она не изнеженная патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а суровая и величавая дева, которая сознает свою славу и знает об уготованном ей трагическом испытании.

Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, должна была предрешить будущее – будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени.

Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка.

Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым.

«Богоматерь», известная под названием «Мадонна делла Скала», находится теперь во флорентийском музее Буонарроти.

«В это самое время по совету Полициано, человека учености необыкновенной, Микеланджело на куске мрамора, полученном от своего синьора, вырезал битву Геркулеса с кентаврами, столь прекрасную, что иной раз, разглядывая ее сейчас, можно принять ее за работу не юноши, а мастера высокоценимого и испытанного в теории и практике этого искусства. Ныне она хранится на память о нем в доме его племянника Лионардо, как вещь редкостная, каковой она и является» Вазари. Точное название скульптурной группы – «Битва кентавров с лапифами».

Мраморный рельеф «Битва кентавров» (Флоренция, Дворец Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полу животными-кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества.

Сюжет был подсказан Анджело Полициано (1454-1494), ближайшим другом Лоренцо Великолепного. Его смысл – победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен.

Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени.

Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры.

Этот рельеф производит впечатление поистине взрывчатой силы, он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения.

Он решен чисто пластическими средствами и предвосхищает другую сторону последующих творений Микеланджело — его неистребимое устремление к раскрытию всего многообразия и богатства пластики, движений человеческого тела. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода.

И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Микеланджело мало занимает момент повествовательности, рассказа, столь обстоятельного у римских мастеров.

Главное для скульптора — возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу.

В клубке тел, сплетенных в смертельной схватке, мы находим первое у Микеланджело, но уже удивительно широкое воплощение главной темы его творчества темы борьбы, понятой в качестве одного из извечных проявлений бытия.

Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. Среди клубка сражающихся выделяются отдельные идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека.

Одни из них вынесены на передний план и даны в высоком рельефе, приближающемся к круглой скульптуре. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Другие — отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения.

Глубокие тени контрастируют с полутонами и ярко освещенными выступающими частями рельефа, что придает изображению характер живой и чрезвычайно динамичный.

Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность фрагментов, законченных со всей тщательностью и тонкостью. Проявившиеся черты монументальности в этом сравнительно небольшом по размеру произведении предвосхищают дальнейшие завоевания Микеланджело в этой области.

Исследователи до сих пор спорят о том, какой именно эпизод античной мифологии воспроизведен юным мастером, и сама эта сюжетная неясность подтверждает, что целью, которую он ставил перед собой, было не точное следование определенному повествованию, а создание образа более широкого плана.

Многие фигуры в рельефе их драматический смысл и скульптурная трактовка словно во внезапном откровении предвещают мотивы будущих произведений Микеланджело, пластический язык рельефа своей свободой и энергией, порождающей ассоциацию с бурно переливающейся лавой, обнаруживает сходство с микеланджеловской скульптурной манерой гораздо более поздних лет.

Свежесть и полнота мироощущения, стремительность ритма придают рельефу неотразимое обаяние и неповторимость. Недаром же Кондиви свидетельствует о том, что Микеланджело в старости, глядя на этот рельеф, сказал, что «осознает ошибку, которую он сделал, не отдавшись всецело скульптуре» (Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви).

Источник: http://MirZnanii.com/a/129875-7/tvorchestvo-mikelandzhelo-buonarroti-7

Ссылка на основную публикацию