Описание иконы андрея рублева «архангел михаил»

Удивительные иконы Андрея Рублёва

Исключительность икон Андрея Рублева была оценена еще в древности, а с XVI века прославленная «Троица» стала служить официальным образцом для русских иконописцев. Предлагаем вспомнить 7 удивительных ликов художественного гения Древней Руси.

«Страшный суд». Лик Христа

Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Эта роспись сегодня является единственным подтвержденным в летописных источниках памятником рублевского искусства.

Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. Центральной фигурой композиции, несомненно, является Христос, который словно сходит с небес к ожидающему Его зрителю. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Он несет мир и спасение людям.

Присутствие каждого участника картины оправдано и символично: Ангел, свивающий небеса, подобно свитку, возвещает о приближении Суда; уготованный Престол с орудиями Страстей напоминает об искупительной жертве Спасителя; фигуры прародителей символизируют узы первородного греха.

Под фигурой Христа —  Богоматерь и Предтеча, которые напоминают зрителю о непрекращающейся молитве святых заступников рода человеческого. Их молитву словно продолжают лики апостолов, которые благожелательно и вместе с тем строго взирают на зрителя.

Едва ли не впервые в русском искусстве идея праведного и милосердного Суда была воплощена в этой картине в столь совершенной художественной форме.

«Троица». Лики Ангелов

Ко времени написания Рублевым иконы Троицы Ветхозаветной (1411 или 1425-1427 (?)) существовала традиция изображения этого библейского эпизода, в основу которого положено сказание о гостеприимстве праотца Авраама, принимающего и угощающего трех странников. Рублевская икона стала новым взглядом на хорошо известный сюжет.

На ней нет традиционных Авраама и Сарры, на заднем плане остаются практически незаметными их жилище и Мамврийский дуб, под которым совершалась трапеза. Перед зрителем предстают три Ангела-странника. Они в спокойном безмолвии сидят вокруг стола с угощением. Всё здесь направлено на создание непревзойденного драматизма и рефлексирующего созерцания.

Центральный Ангел отождествляется с Христом, фигура которого задает круговой ритм всей композиции: силуэты вторят друг другу скользящими и спадающими линиями одежды, склоненными главами, обращенностью взглядов. Равнозначные фигуры Ангелов пребывают в единении друг с другом и абсолютном согласии.

На смену живой конкретике здесь приходит возвышенный образ предвечного совета и предопределенности Христовой жертвы. Увидеть рублевскую «Троицу» можно в Третьяковской галерее.

«Звенигородский чин». Лик Спасителя

В 1918 году в дровяном сарае вблизи звенигородского Успенского собора «что на Городке» были обнаружены три деисусные иконы, которые были приписаны И.Грабарем на основе стилистического анализа кисти Рублева.

Позднее, исследователи практически единодушно признали атрибуцию Грабаря, несмотря на то, что документально авторство Рублева так и не был подтверждено. «Звенигородский чин» включает в себя три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел».

Наиболее совершенным, несомненно, является образ Спасителя, спокойный, задумчивый и удивительно благожелательный взгляд которого направлен на зрителя.

Надежда, обещание близости и сердечного участия наряду с возвышенной, идеальной красотой, которая бесконечно удалена от мира простых людей, – все это удалось прекрасно воплотить русскому иконописцу.

«Звенигородский чин». Лик Архангела Михаила

Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Его лик, обращенный к Спасителю, словно вторит ему задумчивой кротостью и умиротворенностью взора.

Этот образ отсылает нас к Ангелам Святой Троицы, и не только своим смирением, но и визуальным сходством – длинная, гибкая, чуть вытянутая шея, шапка густых кудрей, склоненная голова.

Третья икона — «Апостол Павел» — выполнена в манере, отличной от рублевской, поэтому ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, — например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее.

Список иконы Богоматери Владимирской. Лик Богородицы

Несмотря на явное обнаружение черт рублевского письма, автором иконы мог быть не сам Рублев, а кто-то из его ближайшего круга.

Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа, изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок».

Традиционный византийский прототип – Богородица, держащая на правой руке Своего Сына и нежно склоняющаяся к Нему – был реализован с некоторыми, скорее всего, намеренными отклонениями. Особенно это касается фигуры Матери, так как Младенец воспроизведен точно по византийскому образцу.

В фигуре Богородицы нарушена анатомическая правильность форм, в первую очередь, изгиб шеи, что позволяет лику Матери максимально сближаться с ликом Иисуса. Их взгляды встречаются. Изумительно выписаны руки Богородицы, которые широко раскрыты в молитвенном жесте.

Лик Матери покрыт платом-мафорием, который, словно купол, простирается над Младенцем, защищая и успокаивая его. И, конечно же, поражает рублевская умиротворенность, чистота, отсутствие скорби и страдания, наполненность тишиной, покоем и чувством любви в лике Богородицы. Увидеть икону можно в экспозиции Владимиро-суздальского музея-заповедника.

Троицкий иконостас. Лик Дмитрия Солунского

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Кисть иконописца предположительно видна в иконах Архангела Гавриила, Дмитрия Солунского и апостолов Петра и Павла. Троицкий иконостас – уникален.

Он является единственным полностью сохранившимся до наших дней архитектурно-живописным храмовым ансамблем, созданным в период расцвета древнерусского искусства. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой.

В ходе последних реставрационных работ была высказана твердая уверенность лишь в том, что среди икон несомненно есть те, которые принадлежат Рублеву.

При взгляде, например, на образ Дмитрия Солунского очень хочется верить, что написан он Рублевым: та же склоненная в кротком созерцании голова, те же вознесенные в молитве изящные руки, та же шапка густых кудрявых волос, те же широко распахнутые и по-детски наивные глаза, та же кротость и умиротворенность.

Евангелие Хитрово. Лик евангелиста Матфея

Еще один гипотетический памятник рублевского письма – миниатюры напрестольного Евангелия Хитрово – выделяются в наследии иконописца. Этот уникальный образец рукописи, хранящейся сегодня в собрании Российской государственной библиотеки, был предположительно выполнен в одной из лучших мастерских великокняжеской Москвы на рубеже XIV-XV веков.

Текст рукописи сопровождают восемь лицевых иллюстраций-миниатюр, изображающих евангелистов и их символы. Стилистика миниатюр позволяет говорить о том, что они написаны Феофаном Греком, Даниилом Черным и Андреем Рублевым, при этом наиболее часто называются имена двух последних иконописцев. Среди ученых нет единого мнения: так, Г.

Вздорнов считает, что все они принадлежат кисти Черного, а О.Попова убежденно доказывает противоположное – все они созданы Рублевым. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Наклон шеи, обрисовка шапки пушистых волос, тип лица очень близки рублевским образам, созданным мастером на владимирских фресках.

Однако, взгляд Ангела более резок. В развивающихся по воздуху одеждах с Евангелием в руке, он стремительно движется навстречу зрителю, желая скорее донести до него Слово Божие.

Не смотря на то, что зачастую не предоставляется возможным установить точно авторство святого иконописца, наша страна имеет грандиозное наследие, включающее непревзойденные образцы древнерусской культуры.

Источник: https://labuda.blog/108455

Андрей Рублёв. Архангел Михаил из Звенигородского полуфигурного деисусного чина. 1410-е. ГТГ

После создания этих двух икон, для нас навсегда исчезнувших, наступил однажды, в то же лето, срок писать вестников иного, небесного мира — архангелов Михаила и Гавриила.

Можно представить теперь, каким неожиданным и вместе с тем заветно близким увиделся рублевский Михаил тем нескольким его сотоварищам по художеству и монахам-ценителям, которые были первыми созерцателями этой иконы. Видевшим росписи владимирского Успенского собора он должен был напомнить светлого, нежного ангела, стоящего позади апостола Симона.

Грозный воевода небесных сил, победитель зла и самого сатаны, которого он низвергнул в бездонные пропасти ада, Михаил издавна изображался в виде сурового крылатого вестника в доспехах воина и с оружием в руках — копьем или мечом. Крылатая его фигура, вылитая из меди или серебра, украшала на устрашение врагов воинские шлемы.

Чтили его как покровителя православного воинства, сражающегося за правое дело. Суровость и строгость придавали этому образу в сознании людей той поры и представление, что Михаил провожал души умерших в уготованные им обители, творя правду и защищая человеческую душу от темной бесовской силы.

Посему и посвящались ему кладбищенские церкви — от затерянного в лесной глуши сельского погоста до великокняжеского Архангельского собора — усыпальницы стольного града.

Кроткий и углубленный в себя русоволосый архангел, с нежно склоненной кудрявой головой, не причастен злу. Борец со злом, он не «приразился» к нему, не уподобился враждебной стихии. «Архистратига небесных воинств» (так называли тогда Михаила) Рублев увидел добрым ангелом-хранителем всего сущего.

В этом решении образа — вызревшая, давно ставшая близкой Рублеву мысль: борьба со злом требует величайшей высоты, абсолютной погруженности в добро. Зло страшно не только само по себе, но и тем, что, вызывая необходимость противостоять ему, порождает и в самом добре свой зародыш.

И тогда в оболочке правды и под ее знаменем возрождается в ином виде то же самое зло, и «последнее бывает горше первого». Здесь, решая для себя извечный вопрос о добре и зле как о несоизмеримых, несоприкасающихся началах, Рублев как бы основывает традицию, никогда не оскудевавшую в русской культуре будущего.

Художником-мыслителем, который несет добытое в своем опыте людям, предстает он и в этом произведении.

Что-то свежее, юное, утреннее пронизывает сам образ архангела, настроение, цвет. Светлое выражение распахнутых глаз, нежность мягко округленного, розоватыми плавями светящегося лица. Упругие волны вьющихся волос, мягкие руки. Небесно-лазоревые и розовые, как заря, одежды, теплое свечение золотистых крыл.

Лазоревого цвета повязка, придерживающая волнистые, мягкие волосы, оканчивается развевающимися лентами позади его головы. Они назывались в древнерусском языке «тороками», или «слухами», и обозначали свойство ангелов — достоянное слышание высшей воли, соединенность с вей.

Еще один символ усиливает это значение и помогает яснее понять смысл того тонкого, углубленного выражения, которое сообщил лику своего Михаила Рублев.

Правая рука архангела молитвенно протянута вперед, а кисть ее едва заметно округлена, как будто в этой руке он держит нечто округлое и совершенно прозрачное, не являющееся преградой для взора. Это очерченное легкой линией «зерцало» — образ постоянного созерцания Христа.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360 — 1428)

Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rubljov%20A.%20Arhangel%20Mihail%20iz%20Zvenigorodskogo%20polufigurnogo%20deisusnogo%20china.%201410-e/1.html

Иконы Звенигородского чина мог создать не Андрей Рублев

Атрибуция знаменитых икон Звенигородского деисусного чина, чье авторство до сих пор приписывалось преподобному Андрею Рублеву, поставлено под сомнение экспертами Третьяковской галереи. В ходе круглого стола, посвященного этой проблематике, специалисты сделали сенсационное заявление.

Эксперты высказали предположение о том, что авторами чина являются, возможно, два других художника, работавших в одно время с Андреем РублевымИсследования Звенигородского чина проводились на протяжении 2015−2016 годов. Как заявила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на круглом столе, который состоялся 21 июня 2017 г.

 в Инженерном корпусе ГТГ, современные методы исследований позволили сделать вывод о том, что приемы нанесения рисунка и наложения красок, примененные при создании Звенигородского чина, отличаются от общепризнанных икон Андрея Рублева, таких, как «Святая Троица».

Эти выводы пока не окончательные, однако большинство экспертов по древнерусской живописи с ними согласились.

Три иконы Звенигородскго чина — «Архангел Михаил», «Христос Вседержитель» и «Апостол Павел» — были обнаружены в 1918 году в дровяном сарае при церковной сторожке Успенского собора на Городке, а обнаружила их экспедиция Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи в Звенигороде.

По другим данным, иконы передал музейщикам молодой священник. Атрибутировал Звенигородский чин Игорь Эммануилович Грабарь, который в 1926 году опубликовал статью «Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 гг.».

Вышедшая в журнале «Вопросы реставрации» статья стала основанием для признания авторства трех икон, и именно под такой атрибуцией четыре года спустя произведения искусства поступили в собрание Третьяковской галереи.Судя по ликам, изображенным на уцелевших иконах, изначально Звенигородский чин состоял минимум из 7 икон.

Чин, иначе говоря — определенный порядок расположения икон. Деисусный чин всегда имеет в центре изображение Иисуса Христа, по правую руку которого изображается Богородица, а по левую руку — Иоанн Креститель. Далее изображаются апостолы и архангелы, святые и великомученики, обязательно парами — по одному с каждой стороны от Спаса.

Следовательно, если найдены изображения Христа, Апостола и Архангела, то изначально ликов было минимум семь — три основных и два парных (два Апостола и два Архангела). Деисусный чин украшает Царские врата храма, а лик Спаса является центром этой композиции.

Так называемый Звенигородский чин — один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Он мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита.

Читайте также:  Описание картины исаака бродского «летний сад осенью»

Источник фото

Итак, по мнению экспертов Третьяковской галереи, в свете последних исследований утверждается, что звенигородские иконы были написаны одним или даже двумя художниками, относимыми к «византийско-русскому» кругу московских иконописцев.

Все иконы рассматривали в инфракрасных лучах, разнообразные исследования проводили, в том числе, с помощью недавно приобретенного музеем новейшего оборудования. Они позволили детально проанализировать отличия икон Звенигородского чина и «Троицы».Троица«В „Троице“ другой тип графики.

Мастер позволял себе большую свободу и поиск формы: линия здесь не такая тонкая, аккуратная и ровная, как в иконах чина, а вибрирующая, исполненная короткими широкими штрихами с подтеками на конце, что обусловлено возвратным движением кисти.

Окончательный рисунок далеко не везде соответствует подготовительному, и даже в самом подготовительном рисунке довольно много исправлений.

Здесь отчетливо прослеживаются и различия в составе красочных смесей, а главное — в способе наложения живописных слоев», — рассказал журналистам научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян.

Кроме этого, одна из икон Звенигородского чина отличается от двух других: подготовительный рисунок и итоговая опись почти неотличимы по деталям (в других иконах разница существенна), а живописные приемы чуть менее сложные, однако своеобразные и эффектные.

Как отметил искусствовед Алексей Лидов, это действительно историческое открытие, благодаря которому мы узнали об одном, а, возможно, и двух ярких художниках-иконописцах, работавших в одно время с Андреем Рублевым и Феофаном Греком.

Как отметили в Третьяковской галерее, пока что в экспозиции и на сайте музея иконы будут фигурировать с прежними подписями. Издание об Звенигородского чина запланировано на 2018 году — впереди еще ряд исследований (в том числе и с привлечением специалистов по византийскому искусству из Греции, которые располагают специальным оборудованием для изучения средневековой живописи), и атрибуционный совет.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
При подготовке использованы материалы artinvestment.ru и открытые источники. Часть фото — Wikimedia. Титульная иллюстрация: иконы Звенигородского чина, коллекция ГТГ. Источник фото: ГТГ.Художники, упоминаемые в статьеБиография • Работы

Источник: https://artchive.ru/news/2738~Ikony_Zvenigorodskogo_china_mog_sozdat_ne_Andrej_Rublev

Икона Архангел Михаил — Рукописная икона Михаила Архангела

Рукописная икона Архангел Михаил : выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, гравировка по левкасу, сусальное золото, темпера, олифа. Иконописец: Осипов Александр. 2017 год. город Сергиев Посад.

Данная икона является списком со знаменитой иконы письма Андрея Рублева – Архангел Михаил, из Звенигородского чина.

Поясная фигура Архангела развернута в три четверти, голова наклонена. В левой руке Михаил держит посох, как символ небесного посланничества. В правой – прозрачное зерцало, символизирующее небесную сферу с именем Небесного Владыки Иисуса Христа.

Живописное решение иконы отличается умеренной насыщенностью и мягкость цветов, свойственных Московской школе иконописания.

Лик написан нежными охристыми плавями, розоватые тона румянца и губ,  контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.

Каштановые волосы с чуть заметно прописанными локонами обрамляют лик, выделяя его светлый, теплый тон. В волосах Архангела вплетен лазуритовый гребень, символизирующий небесную стихию Михаила.

Красный цвет Ангельского гематия накинутого поверх синего хитона, мягко перекликается с ярко оранжевой охрой крыльев. Крылья Архангела Михаила расписаны тонкими лучами золотого ассиста, символизирующие свет небесной славы. Они изумительно перекликаются с тонким узором по левкасу и благородным сиянием золотого фона.

В написании иконы применялась цветовая палитра состоящая исключительно из натуральных природных минералов.  Золотистая охра, светло коричневая умбра. Благородная красная киноварь, оттенка “голубиной крови” и  нежно синие цвета небесного цвета Афганского и Байкальского лазурита.

Мягкая природная палитра цветов в сочетании с тонкой резьбой орнамента, золотыми лучами ассиста на крыльях и одежде Ангела, являют нам величественный и утонченный образ Архангела Михаила.

В золотом сиянии фона, словно в лучах Божественной Славы, оживает и предстает нашему взору небесный Архистратиг, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Дорогие братия и сестры, предлагаем вашему вниманию ещё один список с иконы преподобного Андрея Рублева на двухцветном охристом фоне – Архангел Михаил. А так же список с Византийской иконы.

Купить икону Архангела Михаила

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Архангела Михаила. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Бесплатная доставка.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/arxangel-mixail-s-gravirovkoj

Андрей Рублев. Звенигородская история / Православие.Ru

    

С живописными местами подмосковного Звенигорода прочно связаны имена двух крупных, глубоко почитаемых православных святых — преподобных Саввы Сторожевского и Андрея Рублева.

Но память о святом Савве, ученике Сергия Радонежского, игумене Рождественского монастыря на горе Стороже, никогда не иссякала в этих местах. А вот чтобы крепко связать имя великого иконописца со Звенигородом, исследователям пришлось потрудиться.

И сама история «прописки» Андрея Рублева в этом подмосковном городке почти детективная.

Звенигородская тайна

Началась эта история в 1918 году. Искусствоведам не хватало доказательств выдвинутого предположения — фрагментарно обнаруженные в Успенском соборе Звенигорода фрески исполнены гениальным Андреем Рублевым.

Чтобы обосновать эту гипотезу, нужно было найти здесь и другие произведения мастера, которые четко говорили бы: да, Рублев работал в Звенигороде. Ведь ни летописи, ни иные источники не дают никаких сведений об этом.

О трудах знаменитого иконописца в Москве, во Владимире, в Троице-Сергиевой обители — да, говорят. А о Звенигороде — ни слова.

Евангелист Иоанн в образе орла. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.    

Участникам той научной экспедиции 1918 года чрезвычайно повезло. На свет были явлены три иконы: образы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла — так называемый Звенигородский чин Андрея Рублева.

Эти шедевры русской иконописи стали величайшим открытием отечественного и мирового искусствоведения. Но как они были найдены? Официальная версия гласила: под грудой дров в сарае. Лишь недавно выяснилось, что на древние иконы, временно хранившиеся в кладовой, обратил внимание ученых местный священник.

А сарай с «бесхозными» досками возник, очевидно, в качестве прикрытия факта изъятия.

Как бы то ни было, Звенигородский чин задал искусствоведам загадку. Три его иконы представляют собой часть деисуса — главного ряда икон в иконостасе.

Это так называемое «моление» — центральной фигуре Христа предстоят по бокам в молитве Божия Матерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святые. Число предстоящих и, соответственно, икон зависит лишь от размеров храма и ширины алтарной перегородки.

Звенигородский чин, имеющий в составе образ апостола Павла, должен был состоять как минимум из семи икон.

Так вот, у ученых появились сомнения — а мог ли он разместиться во всю ширину в Успенском соборе? Тогда на этот вопрос ответили «нет» и стали искать другой храм, которому изначально принадлежал рублевский деисус. Испробовали разные варианты, и все последующие поиски отказывали Звенигородскому чину в звенигородском происхождении. Так работал ли Рублев в Звенигороде?

Вопрос сложный, в чем-то загадочный. К нему мы вернемся ниже.

В Успенском соборе

Не менее загадочно и происхождение самого Андрея Рублева. Биографические сведения о великом художнике столь ничтожны, что какие-то страницы его жизни исследователи просто домысливают. Родовые его корни могли быть и в Радонеже, и в Пскове, и в тверских краях, и в белозерских, и в иных.

Не коренной москвич, свои первые шаги на Московской земле Рублев как художник мог делать в Троице-Сергиевом монастыре, где принял монашеский постриг. А мог и в великокняжеских художественных мастерских Кремля, где работал над украшением книг миниатюрами.

Можно и совместить эти гипотезы, предположив, что мирянин Рублев в конце 1390-х годов ушел из кремлевских мастерских, чтобы стать монахом в обители Сергия Радонежского. И лишь после этого стал известен как мастер крупных иконописных форм.

А произойти это могло, например, с подачи Саввы Сторожевского, который в 1399 году перешел из Троицкого монастыря на гору Сторожа под Звенигородом. Пригласил туда Савву князь Юрий Звенигородский, попросив старца основать новую монашескую обитель.

Князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского, считался по завещанию отца претендентом на московский престол, наследником старшего брата — великого князя Василия I. Звенигород, самый крупный из подмосковных городов того времени, был столицей его удельного княжества.

Стараниями Юрия он превратился в те годы в один из культурных центров Московской земли. Честолюбивый звенигородский князь, соперничавший со старшим братом, ни в чем не хотел уступать Москве.

Величие своей удельной столицы он обеспечивал широкой программой строительства и украшения города, приглашая для этого лучших мастеров — зодчих, художников, мастеровых. Возвел мощную, неприступную деревянную крепость на холме над Москвой-рекой (княжеский кремль — Городок).

В нем — белокаменный Успенский собор, прекрасный образец раннемосковского зодчества (к сожалению, утративший ныне многое из своей красоты). В пригородном Саввином монастыре построил каменный же Рождественский собор. Главным в этой архитектурно-художественной программе была, конечно, духовная составляющая.

Как крестник Сергия Радонежского и духовный сын Саввы Сторожевского, ученик их обоих, церковный благотворитель и храмоздатель, князь Юрий был глубоко проникнут идеей религиозного преображения Руси.

Вдохновителем этого национального возрождения на путях святости, единения народа в порыве ко Христу, к превращению в Святую Русь и был Сергий Радонежский. Он же стал одним из главных идеологов освобождения Руси от татаро-монгольского рабства.

Сергий благословил Дмитрия Донского на смертельную битву с татарской ордой Мамая. Эту битву на поле Куликовом и сам радонежский игумен, и его современники считали великим жертвенным подвигом Руси, мученичеством русских воинов «за святые церкви и за православную веру».

Вся та эпоха, в которую жил Рублев, пронизана памятью о знаменательном событии Куликовской победы.

Как сын Дмитрия Донского и наследник московского престола, князь Юрий видел свой долг в том, чтобы продолжать дело отца и «наставника земли русской» Сергия — собирать воедино Русь для дальнейших побед. Об этом свидетельствует и программа фресковой росписи его Успенского собора на Городке. Создана эта роспись около 1401—1404 годов.

В том, что часть фресок принадлежит кисти монаха Андрея, у исследователей давно нет сомнений. Это самая первая дошедшая до нас крупная работа прославленного мастера. Возможно, имя по­дающего большие надежды художника, троицкого инока, подсказал князю Юрию Савва Сторожевский.

Содержание же храмовой стенописи утверждал, безусловно, сам Юрий Звенигородский.

За века сохранилось немногое. Лучшие фрагменты фресок расположены на восточных столпах храма, отграничивающих алтарную часть, на их обращенных к центру собора гранях. Рублеву тут принадлежит авторство медальонов с мучениками Флором и Лавром.

Эти два изображения замыкали фриз, опоясывавший поверху всю восточную, алтарную стену храма и содержавший образы христианских мучеников за веру. Если вспомнить, что Сергий дал благословение на Куликовскую битву 18 августа, в день памяти Флора и Лавра, то будет понятен замысел храмовой росписи.

По крайней мере существенная часть ее — это прославление жертвенного подвига русских людей, шедших на Куликово поле, чтобы испить там чашу смертную и принять венцы мученичества «за други своя».

Во всем дальнейшем творчестве Андрея Рублева, «иконописца преизрядна», глубокого мыслителя и богослова, «всех превосходяща в мудрости», смиренного аскета, молитвенника и лиричнейшего художника, будет сквозить эта тема героики, драматизма и жертвенности эпохи. Поразительного времени в истории страны, когда разрозненная, израненная Русь собирала себя воедино, восстанавливала свои духовные силы.

«Троица»

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород. Фото www.lori.ru    

Через несколько лет, около 1410 года, судьба вновь приведет инока Андрея в Звенигород.

К тому времени он уже знаменитый, признанный мастер-иконник и стенописец, исполнитель важных княжеских заказов, расписавший со своим товарищем Даниилом Черным бывший главный храм Руси — Успенский кафедральный собор во Владимире. За два года да того, в 1408-м, Русь подверглась очередному татарскому нашествию.

Были разорены и выжжены многие города и монастыри, множество храмов нуждалось в восстановлении и новом убранстве. Звенигородская крепость «агарянам» оказалась не по зубам (ее стены на высоких валах, обмазанные глиной, и поджечь было нельзя). А вот Саввино-Сторожевская обитель наверняка была сожжена.

Как и Троице-Сергиева, на восстановление которой у троицкого игумена ушло три года. На возрождение запустевшего Сергиева монастыря жертвовали, конечно, оба князя, московский и звенигородский. Но, по одной из современных версий, вклад Юрия, горевшего усердием веры и честолюбием, оказался бесценнее.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «георгий победоносец»

Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408    

Этим вкладом, возможно, стал тот самый Звенигородский чин, деисус, заказанный князем первому иконописцу Руси Андрею Рублеву. Автор этой версии (искусствовед В. В.

Кавельмахер) полагает, что Звенигородский чин был написан для деревянной Троицкой церкви, построенной в 1411 году. Через 12 лет, когда на месте деревянного возвели уже каменный Троицкий храм, деисус Рублева по ряду причин не нашел себе места в нем.

Через какое-то время он вернулся в Звенигород, где и продолжил существование в качестве местного иконостаса.

Но есть и иная версия, предложенная рублевоведом В. А. Плугиным. Согласно ей, Андрей Рублев писал Звенигородский чин… все-таки для Успенского собора на Городке, где он и был найден. Круг поисков замкнулся.

Князь Юрий пожелал, чтобы в его домовом храме стоял иконостас прославленного изографа, большого мастера «богословствовать в красках». Для этого князь не пожалел и целостности фресковой росписи.

Ведь новый широкий деисус встал от стены до стены, закрыв те самые столпы с Флором и Лавром (отчего и были у ученых сомнения в принадлежности чина этому храму). И состоял он не из семи икон, а минимум из девяти.

Троица. Икона Андрея Рублева. 1425    

Как бы то ни было, оба исследователя сходятся в одном. Звенигородский чин составлял один иконостасный ансамбль с вершинным произведением преподобного Андрея — иконой «Троицы Живоначальной».

Их роднят многие стилистические черты, особенности колорита, композиционно-графические характеристики, наконец, совершенство исполнения. Время разлучило их, но до того они являли собой нерасторжимое единство.

Кроткий, совершенный в своем человечестве Спас, исполненный тонкого лиризма архангел Михаил, углубленный в себя апостол Павел — и неотмирная гармония трех ангелов, образ неизобразимого триединства Божества. Иконописный гимн Божественной любви…

Это означает, что «Троица», если и появилась на свет не в Звенигороде, во всяком случае написана по заказу звенигородского князя.

И создана она была «в похвалу» Сергию Радонежскому, с которого на Руси началось особенное почитание Святой Троицы.

Можно сказать, Сергий спас Русь, направив ее взор к Троице, научив любви и преодолению «ненавистной розни мира сего», духовному и национальному единению по образу Триединства.

«Умолены были»

Инок Андрей был одним из множества «птенцов гнезда» Сергиева, прямым продолжателем его молитвенных подвигов и служения ближнему, под которым понимался весь православный народ Руси. Неудивительно, что в 1420-х годах уже маститого старца Андрея зовут из Москвы в Троицкую обитель, где совершается великое событие.

Сергия Радонежского прославляют в лике святых, а его обретенные мощи переносят в новый, каменный Троицкий храм. Попечителем строительства вновь выступил князь Юрий Звенигородский. Но заказ на росписи храма и его иконостас государевы иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный получили не от него, а от троицкого игумена Никона.

«Сказание о святых иконописцах» свидетельствует, что «чудные добродетельные старцы и живописцы» «умолены были» Никоном взять на себя этот большой труд. И добавляет: оба иконописца «прежде были в послушании у преподобного Никона».

По этой подробности мы и знаем, что некогда Андрей и Даниил числились иноками Сергиевой обители, уже после смерти самого Сергия (в 1392 г.). А в другом источнике Даниил назван учителем Андрея. Скорее всего, это было духовное руководство старшего, более опытного монаха младшим, новоначальным иноком.

Ведь оба были иконописцы и, вероятно, при появлении Андрея в монастыре сразу «нашли» друг друга, разделили одну келью на двоих, вместе трудились, постничали и молились — уже до конца жизни.

Ангел. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.    

Почему игумену Никону пришлось умолять их? Оба находились уже в преклонном возрасте. Может быть, одолевали немощи, болезни.

А может, в последние годы жизни они усилили молитвенные труды, завершив или существенно ограничив художническое делание. Но именно эта деталь — «умолены были» — говорит о том, что творческий расцвет Рублева, зрелость его как иконописца остались позади.

Ведь не может художник, еще чувствующий в себе творческие силы, не сказавший «главного», отказываться от работы, позволяющей как раз это «главное» высказать. Таким главным для Рублева была его «Троица».

И не в середине 1420-х годов, как датировали эту икону прежде, родилась она, а раньше. Новой же «похвалой» Сергию от славных иконописцев стал расписанный и украшенный под их руководством храм Святой Троицы.

В этой работе была занята многолюдная артель художников. Андрей и Даниил лишь управляли этим «хором», в котором каждый из талантливых иконописцев, собранных отовсюду Никоном, выводил свою партию.

Рублеву в этом иконостасе принадлежит общий замысел и прорисовка композиций: скорее всего, он выступил здесь в роли знаменщика, т. е. намечал рисунок икон. Но не только.

К примеру, икона «Явление ангела женам-мироносицам» определенно говорит, что Рублев творил и новые, небывалые до того иконографические сюжеты.

Троицкий иконостас и поныне можно видеть в соборе. Это единственный, связанный с именем Андрея иконостас, дошедший до нас полностью. А вот фрески были сбиты и переписаны в XVII веке. Можно лишь с уверенностью надеяться, что поздние росписи повторяют схему и композиции стенописи 1420-х годов.

Андроников монастырь

Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюраИсполняя заказные работы в разных местах Московской земли, монахи Андрей и Даниил неизменно возвращались затем в свой родной Спасо-Андроников монастырь на Яузе. Сейчас это почти центр столицы, а тогда Москва помещалась в пределах нынешнего Бульварного кольца и Андроникова обитель была загородьем.

Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом. Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины. Именно Андрей стал в 1427 году одним из вдохновителей постройки в монастыре каменного Спасского собора. Как пишет В. А.

Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера — исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора.

Сам Андроников монастырь, где сейчас размещен музей, носящий имя великого иконописца, — это место тишины и покоя.

Неспешно обходя по кругу потемневший от времени, но все такой же прекрасный, живописный храм, можно представлять себе, как этих камней касалась рука смиренного инока Андрея. Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу — образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века).

И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство…».

Как добраться до Звенигорода:

Автобусом № 881 от станции метро «Строгино», автобусом № 455 от метро «Тушинская», автобусом № 452 от метро «Кунцевская».

Можно доехать и на электричке до станции Звенигород, но оттуда придется добираться до города на такси или местном автобусе.

Бывший Городок, ныне лесистый холм с остатками валов и Успенским храмом, расположен на западной окраине города. В двух километрах от него, вдоль шоссе на юго-запад, расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/80747.html

Читать

Андрей Рублев — имя, ставшее символом Святой Руси, символом древнерусского искусства. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утраченном покое, счастье и гармонии во Вселенной. Непостижимая для современного человека мудрость, целомудрие и одухотворенность видны во всех его работах, сохранившихся до наших дней.

«Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина.

Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

Андрей Рублев, пожалуй, известнейший из всех русских средневековых живописцев. К сожалению, биографические сведения о нем крайне скудны. Наиболее вероятное место рождения иконописца — Московское княжество (по другим данным, Великий Новгород).

О происхождении Андрея Рублева можно судить лишь по прозвищу — оно происходит от слова «рубель» (инструмент для накатки кож). Следовательно, художник родился в семье ремесленников.

Считается, что год его рождения — 1360-й, но эта дата достаточно условна. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что он родился в промежутке между 1360 и 1370 годами.

Неизвестно также и его мирское имя — имя Андрей он получил, приняв постриг в Троице-Сергиевой лавре, которую застал в самом расцвете, при игумене Никоне.

Есть версия, что Рублев не был в полном смысле монахом. Согласно монастырскому уставу, существовали Великая и малая схима, четыре степени иноческой жизни.

В миниатюрах, представленных в книге «Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения», Рублев изображен без куколя, это говорит о том, что он не был облечен в великую схиму.

Он ушел от мира, но не был связан жестким монастырским уставом.

Позже он перебрался в Москву, в Андроников монастырь, и, вероятно, там же, в мастерской Феофана Грека, научился живописи.

Однако первая работа знаменитого иконописца — это создание миниатюр, украшающих Евангелие Хитрово. Это Евангелие-Апракос, то есть Евангелие, текст которого расположен не в каноническом порядке, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями. Евангелие названо по фамилии своего владельца — боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в дар от царя Федора Алексеевича.

«Евангелист Матфей». Миниатюра из Евангелия Хитрово. 1395 год. Размер страницы 32,2×24,8 см. Российская государственная библиотека, Москва

Евангелие богато декорировано, украшено рисунками четырех евангелистов, изображения которых восходят к византийским традициям XIV века, но отличаются от них.

Матфей изображен мягкими, округлыми линиями, характерными для творчества Рублева. Он задумчив и не столько пишет, сколько сидит, погруженный в молитву. В изображениях апостолов нет драматичности, действия, характерности жестов. Пространственная глубина ограничена при помощи обратной перспективы — сокращения предметов по направлению к зрителю.

Рублев также украшает Евангелие символами четырех евангелистов, которые, как принято считать, позаимствованы из Откровения Иоанна Богослова: евангелисту Матфею соответствует ангел, евангелисту Марку — лев, Луке — телец, а Иоанну — орел.

«Орел». Миниатюра из Евангелия Хитрово. 1395 год. Размер страницы 32,2×24,8 см. Российская государственная библиотека, Москва

Это — принятая символика, несущая в себе глубокую смысловую нагрузку: ангел символизирует Христа как Божьего посланника, лев — символ могущества Царя Небесного, телец — символ жертвы, которую принес Спаситель, а орел — символ высоты Божественного учения и сообщенных в нем истин.

В орле, которого изображает Рублев, нет ничего хищного. Птица вписана в круглый медальон, и это создает гармоничную композицию, делая орла парящим, почти невесомым. Мягкие, округлые линии согласуются с формой обрамления, подчеркивая целостность рисунка.

В миниатюре «Ангел» — символе евангелиста Матфея — пространство снова ограничено кругом, в который замкнута фигура.

Поза парящего ангела достаточно свободная, легкая, но за счет обрамления кажется устойчивой и уравновешенной. Круговая композиция не только уравновешивает изображение, но и отсылает к известному символу вечности.

Одежда выдержана в нежных оттенках голубого и лилового, которые идеально сочетаются с золотом фона.

Хитрово Евангелие содержит также пять больших заставок, которые представляют собой прямоугольные рамки, заполненные стилизованными изображениями бутонов и распустившихся цветов, голубых и зеленых на золотом фоне, и украшенные ременными плетенками в виде решеток и кругов.

«Ангел». Миниатюра из Евангелия Хитрово. 1395 год. Размер страницы 32,2×24,8 см. Российская государственная библиотека, Москва

Кроме того, для Евангелия Андрей Рублев создал очень тонкие, тщательно прорисованные буквицы в виде различных животных — фантастических морских зверей, птиц, змей, — которые украшают каждую страницу.

Часть изображений совпадает с рисунками из более раннего Евангелия Кошки — Евангелия, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу, по прозвищу Кошка, которое он передал в дар Троице-Сергиевой лавре. Это позволяет сделать вывод о том, что рисунки в обоих Евангелиях были выполнены в одной и той же мастерской — мастерской Феофана Грека.

Читайте также:  Описание картины умберто боччони «состояние души»

Считается, что Феофан Грек является автором двух миниатюр из Хитрово Евангелия, автором же остальных изображений называют Андрея Рублева.

Одна из самых ранних икон, авторство которой приписывается Андрею Рублеву, — храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил в деяниях», написанная в 1399 году.

История создания этой работы — почти мистическая. Вдове Дмитрия Донского, Евдокии, в монашестве принявшей имя Евфросинья, было видение архангела Михаила. Евфросинья, пребывая под впечатлением, пожелала воплотить это видение в иконе и заказала изображение Андрею Рублеву.

Рублев — мастер символического образа. Он сумел отразить современные события (спасение Москвы от наступавшего Тамерлана) в библейском сюжете об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска. Отступив от канона, вложив в руки архангела Михаила меч, иконописец придал ему вид грозный, воинственный.

Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=238271&p=1

Михаил Архангел («Звенигородский»), Андрей Рублев, копия старинной именной иконы (ручная работа)

• Москва    • бесплатный самовывоз (м. Китай-город)    • более 40 пунктов самовывоза в черте Москвы — от 150 руб.    • курьер внутри МКАД — 290 руб.

• Москва за МКАД и Подмосковье

   • 45 пунктов самовывоза за МКАД — от 160 руб.       • курьер до 10 км от МКАД — 490 руб.    • курьер до второго бетонного кольца — от 500 руб.

• Санкт-Петербург и Ленинградская область

   • 25 пунктов самовывоза в черте Санкт-Петербурга — от 150 руб.    • курьер внутри КАД — 400 руб.    • курьер за пределами КАД — от 500 руб.

• Доставка по России

   • более 4000 пунктов самовывоза по России — от 160 руб.    • курьер во всех крупных городах — от 450 руб.    • Почта России

• География доставки по России (список не полный): Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тюмень, Тольятти, Ижевск, Барнаул, Иркутск, Ульяновск, Хабаровск, Владивосток, Ярославль, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Рязань, Астрахань, Набережные Челны, Пенза, Липецк, Киров, Тула, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Севастополь, Магнитогорск, Тверь, Иваново, Брянск, Сочи, Белгород, Нижний Тагил, Владимир, Архангельск, Сургут, Калуга, Чита, Симферополь, Смоленск, Волжский, Курган, Орёл, Череповец, Вологда, Владикавказ, Саранск, Мурманск, Якутск, Подольск, Тамбов, Грозный, Стерлитамак, Кострома, Петрозаводск, Нижневартовск, Йошкар-Ола, Новороссийск, Балашиха, Таганрог, Комсомольск-на-Амуре, Сыктывкар, Химки, Нальчик, Шахты, Братск, Нижнекамск, Дзержинск, Орск, Ангарск, Благовещенск, Великий Новгород, Энгельс, Старый Оскол, Королёв, Псков, Бийск, Мытищи, Прокопьевск, Балаково, Рыбинск, Южно-Сахалинск, Армавир, Люберцы, Северодвинск, Петропавловск-Камчатский, Норильск, Абакан, Сызрань, Новочеркасск, Каменск-Уральский, Волгодонск, Златоуст, Уссурийск, Электросталь, Находка, Салават, Миасс, Альметьевск, Березники, Керчь, Рубцовск, Пятигорск, Копейск, Красногорск, Майкоп, Коломна, Одинцово, Ковров, Нефтекамск, Хасавюрт, Кисловодск, Новомосковск, Серпухов, Новочебоксарск, Нефтеюганск, Первоуральск, Щёлково, Черкесск, Дербент, Орехово-Зуево, Батайск, Невинномысск, Димитровград, Новый Уренгой, Кызыл, Камышин, Октябрьский, Домодедово, Муром, Обнинск, Назрань, Каспийск, Раменское, Новошахтинск, Жуковский, Северск, Пушкино, Ноябрьск, Евпатория, Ачинск, Ессентуки, Елец, Артём, Сергиев Посад, Арзамас, Элиста, Новокуйбышевск, Бердск, Ногинск, Долгопрудный, Железногорск, Сарапул, Ухта, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Зеленодольск, Воткинск, Тобольск, Серов, Гатчина, Мичуринск, Великие Луки, Соликамск, Ханты-Мансийск, Глазов, Саров, Реутов, Воскресенск, Киселёвск, Магадан, Канск, Новотроицк, Каменск-Шахтинский, Губкин, Бугульма, Ейск, Кинешма, Кузнецк, Бузулук, Железногорск, Лобня, Чайковский, Усть-Илимск, Михайловск, Новоуральск, Азов, Юрга, Озёрск, Выборг, Кропоткин, Усолье-Сибирское, Клин, Балашов, Бор, Шадринск, Ялта, Троицк, Минеральные Воды, Дубна, Кирово-Чепецк, Биробиджан, Белово, Черногорск, Анжеро-Судженск, Елабуга, Чапаевск, Новоалтайск, Егорьевск, Георгиевск, Анапа, Геленджик, Ивантеевка, Феодосия, Чехов, Минусинск, Туймазы, Сосновый Бор, Кстово, Белогорск, Кунгур, Белорецк, Ступино, Всеволожск, Ишимбай, Асбест, Павловский Посад, Верхняя Пышма, Дмитров, Славянск-на-Кубани, Гуково, Ишим, Заречный, Донской, Вольск, Борисоглебск, Лениногорск, Лысьва, Туапсе, Зеленогорск, Будённовск, Буйнакск, Полевской, Россошь, Сибай, Горно-Алтайск, Наро-Фоминск, Ревда, Когалым, Кумертау, Клинцы, Чистополь, Котлас, Лабинск, Воркута, Ржев, Александров, Лесосибирск, Тихорецк, Мелеуз, Белебей, Видное, Сальск, Фрязино, Шуя, Алексин, Павлово, Краснотурьинск, Михайловка, Щёкино, Тихвин, Прохладный, Нерюнгри, Искитим, Апатиты, Крымск, Избербаш, Гусь-Хрустальный, Нягань, Лыткарино, Берёзовский, Урус-Мартан, Жигулёвск, Свободный, Лиски, Волжск, Вязьма, Краснокамск, Краснокаменск, Выкса, Арсеньев, Узловая, Тимашёвск, Солнечногорск, Кириши, Белореченск, Боровичи, Рославль, Черемхово, Дзержинский, Шали, Гудермес, Назарово, Сертолово, Яблоновский, Энем, Гиагинская, Адыгейск, Ханская, Тульский, Майма, Бирск, Учалы, Благовещенск, Дюртюли, Янаул, Давлеканово, Чишмы, Приютово, Раевский, Баймак, Иглино, Межгорье, Агидель, Красноусольский, Чекмагуш, Кандры, Месягутово, Буздяк, Толбазы, Северобайкальск, Гусиноозёрск, Кяхта, Селенгинск, Закаменск, Онохой, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни, Карабудахкент, Ленинкент, Бабаюрт, Тарки, Семендер, Нижнее Казанище, Ахты, Касумкент, Альбурикент, Ботлих, Шамхал, Белиджи, Новый Хушет, Каякент, Мамедкала, Леваши, Шамхал-Термен, Южно-Сухокумск, Новый Кяхулай, Карабулак, Малгобек, Нестеровская, Троицкая, Экажево, Кантышево, Плиево, Сурхахи, Барсуки, Сагопши, Баксан, Нарткала, Майский, Тырныауз, Дыгулыбгей, Терек, Чегем, Нартан, Исламей, Заюково, Чегем Второй, Шалушка, Хасанья, Лагань, Троицкое, Усть-Джегута, Карачаевск, Зеленчукская, Учкекен, Сторожевая, Кондопога, Костомукша, Сегежа, Сортавала, Медвежьегорск, Кемь, Питкяранта, Беломорск, Печора, Усинск, Инта, Сосногорск, Емва, Выльгорт, Вуктыл, Воргашор, Джанкой, Алушта, Бахчисарай, Красноперекопск, Саки, Армянск, Судак, Белогорск, Гвардейское, Приморский, Черноморское, Красногвардейское, Щёлкино, Советский, Гаспра, Октябрьское, Козьмодемьянск, Медведево, Звенигово, Советский, Рузаевка, Ковылкино, Комсомольский, Зубова Поляна, Мирный, Ленск, Алдан, Айхал, Удачный, Вилюйск, Моздок, Беслан, Алагир, Ардон, Заводской, Эльхотово, Сунжа, Ногир, Кизляр, Дигора, Октябрьское, Заинск, Азнакаево, Нурлат, Менделеевск, Бавлы, Буинск, Агрыз, Арск, Кукмор, Васильево, Мензелинск, Камские Поляны, Мамадыш, Джалиль, Алексеевское, Тетюши, Уруссу, Нижняя Мактама, Каа-Хем, Ак-Довурак, Шагонар, Можга, Игра, Ува, Балезино, Кез, Камбарка, Кизнер, Завьялово, Саяногорск, Абаза, Усть-Абакан, Сорск, Белый Яр, Шира, Аргун, Курчалой, Ачхой-Мартан, Цоци-Юрт, Бачи-Юрт, Гойты, Автуры, Катыр-Юрт, Гелдагана, Гехи, Майртуп, Самашки, Шелковская, Аллерой, Алхан-Кала, Серноводская, Старые Атаги, Герменчук, Мескер-Юрт, Знаменское, Ассиновская, Ойсхара, Червлённая, Канаш, Алатырь, Шумерля, Цивильск, Кугеси, Вурнары, Заринск, Камень-на-Оби, Славгород, Алейск, Южный, Тальменка, Яровое, Белокуриха, Павловск, Кулунда, Алтайское, Горняк, Шипуново, Поспелиха, Благовещенка, Сибирский, Михайловское, Змеиногорск, Волчиха, Борзя, Агинское, Петровск-Забайкальский, Нерчинск, Могоча, Шилка, Чернышевск, Забайкальск, Карымское, Шерловая Гора, Балей, Горный, Первомайский, Хилок, Могойтуй, Атамановка, Новокручининский, Елизово, Вилючинск, Курганинск, Каневская, Усть-Лабинск, Кореновск, Апшеронск, Темрюк, Ленинградская, Абинск, Новокубанск, Динская, Гулькевичи, Горячий Ключ, Приморско-Ахтарск, Павловская, Староминская, Кущёвская, Полтавская, Тбилисская, Мостовской, Северская, Елизаветинская, Новотитаровская, Ильский, Отрадная, Хадыженск, Брюховецкая, Ахтырский, Холмская, Анапская, Гостагаевская, Витязево, Белая Глина, Выселки, Старомышастовская, Нововеличковская, Пластуновская, Васюринская, Кавказская, Казанская, Калининская, Старовеличковская, Стародеревянковская, Новоминская, Платнировская, Трудобеликовский, Марьянская, Новомышастовская, Ивановская, Старонижестеблиевская, Крыловская, Октябрьская, Варениковская, Киевское, Михайловская, Псебай, Новопокровская, Афипский, Петровская, Анастасиевская, Старотитаровская, Тамань, Медведовская, Новомихайловский, Успенское, Ладожская, Старощербиновская, Шарыпово, Сосновоборск, Дивногорск, Дудинка, Боготол, Берёзовка, Енисейск, Шушенское, Бородино, Кодинск, Иланский, Ужур, Богучаны, Емельяново, Курагино, Заозерный, Уяр, Чусовой, Добрянка, Чернушка, Кудымкар, Верещагино, Оса, Губаха, Нытва, Кизел, Красновишерск, Очёр, Александровск, Полазна, Горнозаводск, Яйва, Кондратово, Спасск-Дальний, Большой Камень, Партизанск, Лесозаводск, Дальнегорск, Дальнереченск, Фокино, Лучегорск, Трудовое, Кавалерово, Славянка, Черниговка, Чугуевка, Камень-Рыболов, Хороль, Покровка, Пограничный, Изобильный, Светлоград, Горячеводский, Зеленокумск, Благодарный, Иноземцево, Александровское, Новоалександровск, Новопавловск, Кочубеевское, Нефтекумск, Ипатово, Железноводск, Лермонтов, Ессентукская, Незлобная, Свободы, Краснокумское, Суворовская, Красногвардейское, Солнечнодольск, Зольская, Курская, Левокумское, Юца, Донское, Надежда, Курсавка, Дивное, Арзгир, Прасковея, Александрийская, Лысогорская, Амурск, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Бикин, Ванино, Вяземский, Солнечный, Чегдомын, Эльбан, Тында, Зея, Шимановск, Райчихинск, Завитинск, Прогресс, Магдагачи, Новодвинск, Коряжма, Мирный, Вельск, Няндома, Онега, Вычегодский, Коноша, Плесецк, Каргополь, Ахтубинск, Знаменск, Харабали, Камызяк, Красный Яр, Нариманов, Володарский, Икряное, Шебекино, Алексеевка, Валуйки, Строитель, Новый Оскол, Разумное, Чернянка, Борисовка, Волоконовка, Ровеньки, Ракитное, Северный, Новозыбков, Дятьково, Унеча, Стародуб, Карачев, Жуковка, Сельцо, Почеп, Навля, Трубчевск, Климово, Фокино, Клетня, Сураж, Кольчугино, Вязники, Киржач, Юрьев-Польский, Собинка, Радужный, Покров, Лакинск, Карабаново, Меленки, Петушки, Струнино, Гороховец, Камешково, Судогда, Урюпинск, Фролово, Калач-на-Дону, Котово, Городище, Котельниково, Суровикино, Новоаннинский, Жирновск, Краснослободск, Палласовка, Ленинск, Николаевск, Елань, Дубовка, Средняя Ахтуба, Петров Вал, Светлый Яр, Иловля, Сокол, Великий Устюг, Шексна, Грязовец, Бабаево, Кадуй, Вытегра, Острогожск, Нововоронеж, Новая Усмань, Семилуки, Бутурлиновка, Павловск, Бобров, Калач, Поворино, Анна, Грибановский, Таловая, Богучар, Кантемировка, Эртиль, Вичуга, Фурманов, Тейково, Кохма, Родники, Приволжск, Южа, Заволжск, Шелехов, Усть-Кут, Тулун, Саянск, Нижнеудинск, Тайшет, Зима, Железногорск-Илимский, Вихоревка, Слюдянка, Маркова, Чунский, Усть-Ордынский, Бодайбо, Свирск, Байкальск, Киренск, Советск, Черняховск, Балтийск, Гусев, Светлый, Гурьевск, Зеленоградск, Гвардейск, Светлогорск, Пионерский, Неман, Людиново, Киров, Малоярославец, Балабаново, Козельск, Кондрово, Сухиничи, Товарково, Жуков, Боровск, Сосенский, Кремёнки, Воротынск, Ермолино, Берёзовский, Осинники, Мыски, Мариинск, Топки, Полысаево, Тайга, Гурьевск, Таштагол, Калтан, Промышленная, Новый Городок, Яшкино, Бачатский, Грамотеино, Инской, Краснобродский, Яя, Тяжинский, Шерегеш, Слободской, Вятские Поляны, Котельнич, Омутнинск, Яранск, Советск, Сосновка, Зуевка, Белая Холуница, Луза, Буй, Шарья, Нерехта, Волгореченск, Галич, Мантурово, Ветлужский, Шумиха, Куртамыш, Далматово, Катайск, Петухово, Щучье, Курчатов, Льгов, Щигры, Рыльск, Обоянь, Кингисепп, Волхов, Тосно, Луга, Сланцы, Кировск, Отрадное, Пикалёво, Коммунар, Лодейное Поле, Никольское, Приозерск, Подпорожье, Бокситогорск, Светогорск, Шлиссельбург, Рощино, Сясьстрой, Сиверский, Вырица, Волосово, Ульяновка, Новое Девяткино, Посёлок имени Морозова, Мга, Ивангород, Грязи, Лебедянь, Данков, Усмань, Чаплыгин, Волоколамск, Белоозёрский, Яхрома, Некрасовский, Зарайск, Истра, Дедовск, Глебовский, Высоковск, Нахабино, Развилка, Луховицы, Томилино, Малаховка, Красково, Октябрьский, Можайск, Апрелевка, Калининец, Селятино, Старая Купавна, Электроугли, Обухово, Большие Вязёмы, Голицыно, Кубинка, Новый городок, Ликино-Дулёво, Куровское, Дрезна, Давыдово, Софрино, Правдинский, Быково, Ильинский, Удельная, Тучково, Руза, Хотьково, Пересвет, Краснозаводск, Андреевка, Михнево, Талдом, Запрудня, Шатура, Монино, Фряново, Бронницы, Звенигород, Кашира, Котельники, Красноармейск, Лосино-Петровский, Озёры, Протвино, Пущино, Рошаль, Черноголовка, Шаховская, Электрогорск, Краснознаменск, Власиха, Североморск, Мончегорск, Кандалакша, Кировск, Оленегорск, Ковдор, Полярный, Заполярный, Полярные Зори, Мурмаши, Снежногорск, Никель, Гаджиево, Балахна, Заволжье, Богородск, Кулебаки, Городец, Семёнов, Лысково, Сергач, Шахунья, Навашино, Лукоянов, Первомайск, Урень, Чкаловск, Ворсма, Володарск, Старая Русса, Пестово, Валдай, Чудово, Малая Вишера, Окуловка, Куйбышев, Барабинск, Обь, Карасук, Татарск, Краснообск, Тогучин, Черепаново, Линёво, Коченёво, Болотное, Сузун, Кольцово, Купино, Маслянино, Колывань, Чулым, Криводановка, Тара, Исилькуль, Калачинск, Таврическое, Называевск, Черлак, Тюкалинск, Муромцево, Большеречье, Любинский, Бугуруслан, Гай, Сорочинск, Соль-Илецк, Медногорск, Кувандык, Абдулино, Саракташ, Ясный, Акбулак, Тоцкое Второе, Новоорск, Илек, Новосергиевка, Ливны, Мценск, Знаменка, Болхов, Нарышкино, Каменка, Сердобск, Никольск, Нижний Ломов, Мокшан, Башмаково, Бессоновка, Остров, Невель, Опочка, Печоры, Донецк, Аксай, Белая Калитва, Красный Сулин, Миллерово, Морозовск, Зерноград, Семикаракорск, Зверево, Пролетарск, Орловский, Зимовники, Константиновск, Егорлыкская, Матвеев Курган, Багаевская, Чалтырь, Кулешовка, Самарское, Покровское, Обливская, Персиановский, Кривянская, Каменоломни, Песчанокопское, Гигант, Усть-Донецкий, Целина, Цимлянск, Чертково, Касимов, Скопин, Сасово, Ряжск, Рыбное, Новомичуринск, Шилово, Кораблино, Михайлов, Отрадный, Кинель, Похвистнево, Октябрьск, Безенчук, Нефтегорск, Кинель-Черкассы, Суходол, Рощинский, Усть-Кинельский, Алексеевка, Пугачёв, Ртищево, Приволжский, Маркс, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Ершов, Новоузенск, Калининск, Красный Кут, Хвалынск, Степное, Светлый, Аркадак, Корсаков, Холмск, Оха, Поронайск, Долинск, Невельск, Лесной, Верхняя Салда, Качканар, Красноуфимск, Алапаевск, Реж, Ирбит, Сухой Лог, Тавда, Артёмовский, Богданович, Кушва, Заречный, Карпинск, Североуральск, Камышлов, Невьянск, Красноуральск, Среднеуральск, Сысерть, Нижняя Тура, Кировград, Нижняя Салда, Туринск, Ивдель, Рефтинский, Талица, Дегтярск, Буланаш, Троицкий, Белоярский, Арти, Верхняя Синячиха, Новая Ляля, Пышма, Арамиль, Верхний Тагил, Еланский, Ярцево, Сафоново, Гагарин, Десногорск, Верхнеднепровский, Дорогобуж, Рассказово, Моршанск, Котовск, Уварово, Строитель, Кирсанов, Жердевка, Первомайский, Вышний Волочёк, Торжок, Кимры, Конаково, Удомля, Бежецк, Бологое, Нелидово, Осташков, Кашин, Калязин, Торопец, Лихославль, Редкино, Озёрный, Стрежевой, Асино, Колпашево, Ефремов, Богородицк, Кимовск, Киреевск, Суворов, Ясногорск, Плавск, Венёв, Белёв, Заводоуковск, Ялуторовск, Голышманово, Боровский, Винзили, Богандинский, Новоульяновск, Барыш, Инза, Новоспасское, Ишеевка, Чердаклы, Снежинск, Сатка, Чебаркуль, Кыштым, Южноуральск, Коркино, Трёхгорный, Аша, Еманжелинск, Верхний Уфалей, Карталы, Усть-Катав, Бакал, Куса, Пласт, Катав-Ивановск, Касли, Сим, Роза, Красногорский, Юрюзань, Карабаш, Нязепетровск, Первомайский, Аргаяш, Переславль-Залесский, Тутаев, Углич, Ростов, Гаврилов-Ям, Данилов, Нарьян-Мар, Мегион, Радужный, Лангепас, Пыть-Ях, Урай, Лянтор, Югорск, Советский, Пойковский, Фёдоровский, Белоярский, Излучинск, Покачи, Белый Яр, Нижнесортымский, Междуреченский, Солнечный, Анадырь, Салехард, Надым, Муравленко, Лабытнанги, Губкинский, Тарко-Сале, Пангоды, Уренгой.

Источник: http://Blagochestie.ru/products/mikhail-arkhangel-zvenigorodskii-andrei-rublev-kopiya-starinnoi-imennoi-ikony-000-000-031

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector