Описание картины альбрехта блоха «зима»

Заяц Дюрера: пять веков метаморфоз

Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502.Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, белила, 25,1 × 22,6 см

Музей Альбертина, Вена

Среди шедевров мирового искусства акварель «Заяц» Альбрехта Дюрера примечательна своей скромностью: небольшой размер, сдержанные цвета, немудреная композиция, незначительный сюжет. Если вспомнить прочие «натурные штудии» того же Дюрера, этот зайчишка далеко не так занимателен, как увенчанный рогами олень, сова с огромными глазами, мертвая птица с радужным оперением, экзотический гигант-носорог, клыкастый морж. И все же именно «Заяц» по сей день бьет рекорды популярности не только среди работ Дюрера, но и среди произведений европейского искусства вообще. Чем вот уже пять столетий пленяет нас эта акварель?

Альбрехт Дюрер. Голова оленя. 1503

Прежде всего, познакомимся с «портретируемым». Это самый обычный заяц (Lepus europaeus), по-русски его называют русаком, по-немецки — Feldhase (полевой заяц) из-за приверженности зверька к открытым пространствам.

Оригинальное название акварели Дюрера » Feldhase» (или «Junger Hase» – «Зайчонок»), однако чаще эту работу именуют «Заяц Дюрера» – «Dürer-Hase». Причем слово «Заяц» следовало бы писать с заглавной буквы на всех языках, а не только на немецком, как того требует грамматика.
Альбрехт Дюрер. Голова моржа.

1521 Зайцы-русаки и ныне в изобилии обитают в Германии, а уж 500 лет назад встретить зайца было самым обычным делом.

У нас нет оснований не доверять преданию о том, что Дюрер, который любил гулять в окрестностях Нюрнберга, нашел больного зайчика (по одной из версий, спас от наводнения), принес домой, выходил и изобразил на листе бумаги.

Можно с уверенностью добавить, что акварель создана летом, о чем свидетельствует бурая шубка «модели» – зимой мех русака гораздо светлее. Как свидетельство того, что Дюрер работал с живой натурой, приводят выразительную деталь: в глазу зайца отражается оконный переплет, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка.

Некоторые искусствоведы, впрочем, скептически относятся к благостному преданию о спасенном и прирученном зайце, который послушно позировал Дюреру. Скорее всего, считают они, Дюрер работал по памяти, а эффектный прием отражения оконного переплета в зрачке позаимствовал из фламандской живописи. Однако, был ли заяц живым зверьком, охотничьим трофеем или чучелом, он по праву обрел бессмертие в мире искусства.


Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500

Рисунок выполнен мастерски. «Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов.

Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед», — так описывает акварель немецкий искусствовед Куно Миттельштэд. Зайчика действительно хочется погладить.

Глядя на него, мы словно ощущаем мягкость бархатистого меха, тепло маленького тела, чувствуем, как бьется пульс. Мы видим буквально каждый волосок на шкурке зайца, но в работе Дюрера нет и следа утомительного жизнеподобия — это действительно сама жизнь!
Замок Кайзерсбург в Нюрнберге.

Может быть, где-то здесь Дюрер подобрал зайца? Пусть не весь секрет обаяния Зайца Дюрера, но хотя бы некоторая его часть раскрывается в трех словах: акварель, гуашь, белила. Акварель, известная на Востоке с давних времен, в Европе начала 16 столетия была еще внове.

Дюрер — один из первых европейских художников, работавших в этой сложной технике, его называют родоначальником современной акварели.

Прозрачный мягкий акварельный рисунок передает все богатство цвета заячьей шубки, здесь можно насчитать с десяток оттенков: охристо-серый, бурый, светло-коричневый, рыжеватый, бежевый… Поверх текучей акварели плотной матовый гуашью проработаны тысячи волосков, среди которых буквально нет двух одинаковых: они постепенно меняются по толщине и длине в зависимости от того, как лежит мех на теле животного. Ученые установили, что с помощью самых совершенных компьютерных программ нельзя смоделировать шкуру зайца лучше, чем это сделал Дюрер. И наконец, благодаря положенным с ювелирной тонкостью белилам, тело зверька кажется объёмным, мех – легким и блестящим.
Вид на Нюрнберг со стены замка КайзерсбургДюрер выбирает самую выигрышную композицию, чтобы представить свою «модель» объемно. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция — ладный и разумно сложенный скелет, мы словно видим зверька насквозь.
Дом Дюрера в Нюрнберге, в котором художник жил с 1509 года.Всматриваясь в природу с восторгом художника и невозмутимостью ученого, Дюрер, кажется, достигает невозможного: объективность и точность «научного пособия» он сочетает с эмоциональностью, предельную детализацию – с целостностью образа. Заяц насторожен, чуток, и в то же время доверчив. При всей своей скромности и малой величине, он полон своеобразного достоинства. Если расшифровать послание, которое вложил художник в этот рисунок, он звучало бы примерно так: «Вот я, заяц, неприметная тварь Божия, но и я часть этого огромного, сложного, прекрасного мира, и во мне есть капля его гармонии и мудрости. Посмотри на меня с приязнью, человек, полюбуйся мною, будь ко мне добр!»
Дом-музей  Дюрера в Нюрнберге«Заяц», на наш взгляд, — работа вполне традиционная по жанру и укладывающаяся в рамки анималистики, но для своего времени она была подлинно новаторской: художник изобразил ПРОСТО зайца. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц — символ сладострастия, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, малодушия, бегства от грехов и так далее. Это всего лишь зверек сам по себе, увиденный художником без «упаковки» символов, словно впервые.
Шоколадный  «Заяц Дюрера»Однако не наделенная символическим подтекстом акварель приобрела его независимо от воли автора. Заяц Дюрера стал с течением времени ассоциироваться с пасхальным зайцем Osterhase. Пасхальные открытки и украшения с изображением дюрерова зайца, заячьи фигурки и рельефные медали из шоколада, повторяющие, с большей или меньшей точностью, прототип, – неизменная принадлежность пасхальных дней.
Заяц Дюрера, отлитый вручную из  элитного шоколада.Впрочем, и вне пасхальной символики образ «Зайца Дюрера», как говорится, ушел в народ. Здесь сыграли роль не только совершенство рисунка, но и его небольшой размер, возможность качественного воспроизведения, наконец, сама тема – милый зверек, к которому люди относятся с симпатией. За пять веков своего существования заяц множество раз копировался художниками и репродуцировался. Были времена, когда изображение дюрерова зайца в рамочке создавало уют чуть ли не в каждой немецкой гостиной (и над моим письменным столом висит такая  репродукция, я часто поглядываю на нее, когда что-нибудь сочиняю)).. С развитием массового туризма заяц перекочевал на обложки, сумки, коврики для компьютерной мыши, превратился в статуэтки всех цветов, размеров, материалов. Известная немецкая фирма «Штайф» одно время выпускала мягкую игрушку «Заяц Дюрера».

Заяц Дюрера. Мягкая игрушка фирмы «Штайф» и сувенирный пакетик

Как непомерно разбухший символ массовой культуры знаменитый заяц привлек внимание современного скульптора Юргена Герца, благодаря которому в 1984 году на старинной площади перед домом-музеем Дюрера в Нюрнберге появилась шокирующая и, безусловно, впечатляющая скульптурная композиция «Заяц». На низком гранитом постаменте лежит растерзанная туша огромной зайчихи с устремлённым в небо мёртвым янтарным глазом. Жирное тело зайчихи окружают обломки развалившегося ящика, который стал ей тесен, из прорех в туше вылезают зайцы поменьше, то ли проглоченные зайчихой и стремящиеся на волю, то ли пожирающие ее, а скорее всего – то и другое вместе. Перед зубастой пастью лежат обглоданные кости (впрочем, их можно принять и за стебли растений). Самая жуткая деталь – под когтистой лапой явственно видны пальцы ноги поглощенного монстром человека. О Дюрере напоминает вторая часть композиции — установленная на отдельном постаменте крошечная статуэтка дюрерова зайца, отполированная до золотистого блеска. Протестуя против ажиотажа вокруг произведения, подвергающегося губительным метаморфозам, Герц предостерегает нас и от потребительского отношения к природе: отвечая на насилие, она превращает невинных зверьков в опасных отвратительных мутантов. Парадокс в том, что скульптура Герца в свою очередь стала достопримечательностью Нюрнберга, тиражируемой на открытках, при этом популярность Зайца Дюрера нисколько не уменьшилась.

Юрген Герц. Скульптурная композиция «Заяц» в Нюрнберге. 1984В 2002 году Заяц торжественно отметил 500-летие, и, поскольку оригинал рисунка находится в венском музее Альбертина, вернулся в Нюрнберг весьма необычным путем. Летом 2003 года на Рыночной площади разместилась грандиозная инсталляция «7000 зайцев Дюрера», придуманная скульптором Оттмаром Хёрлем. 7000 зеленых пластмассовых зайцев, рассевшись в строгом порядке, заполнили площадь, что, по словам очевидцев, напоминало то ли газон, то ли огородные грядки. В отличие от мрачной скульптуры Герца, идея непрестанного тиражирования нюрнбергского шедевра трактуется Хёрлем весело и с юмором.Остается сказать несколько слов об оригинале рисунка, который как величайшее сокровище хранится в Вене. Зрителям рисунок показывают, увы, нечасто, и в последнее время не вывозят даже на самые престижные выставки. Состояние наклеенной на картон бумаги и красок таково, что «Заяц» должен соблюдать строгий температурный режим и не повергаться воздействию даже слабого освещения.
Оттмар Хёрль. Инсталляция «7000 зайцев Дюрера» в Нюрнберге. 2003 В залах Альбертины демонстрируется самая лучшая в мире копия «Зайца», а оригинал можно увидеть не чаще, чем раз в 5-10 лет. Весной этого года «Заяц» участвовал в выставке «Основание Альбертины. От Дюрера до Наполеона», но если вы не были в это время в Вене, не стоит огорчаться и ждать годы до следующего явления Зайца Дюрера поклонникам.
Монета  достоинством в  10 долларов, выпущенная Британскими Виргинскими островами
в 2010 году в серии «Шедевры искусства»

Источник: https://marinagra.livejournal.com/101502.html

Ответы@Mail.Ru: Описание картины Г.Г Нисского Подмосковная зима

На картине Г. Г. Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал эту картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль – переломный переход от зимы к весне – это видно на картине. На дороге виден асфальт, а вокруг лежит снег – явное ощущение перехода от зимы к весне.

Художник писал картину днем, а заканчивал уже к вечеру, подтверждение этому длинные тени, падающие от леса на белый тяжелый снег. Зима заканчивает свое существование. Снег нарисован слежавшимся и давно не было. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему.

Всмотревшись внимательнее в картину можно ощутить, даже потрогать этот весенний снег, покажется он липким и немного сырым, из такого снега можно лепить снежные фигуры. Картина явно нарисована в какой-то деревушке на ее окраине. Слева в лесу виднеется двухэтажный дом с куполом, напоминающий то церквушку, то жилой дом, огороженный забором.

Справа на картине нарисован холм, покрытый снегом, по которому движется поезд с составом. В это время года зима спокойная, и картина передает всю атмосферу спокойствия, тишины деревенского быта.

Картина Нисского Подмосковная зима во многом похожа на малоизвестную картину Меддисона «Снег». Она выражает огромное колличество эмоций и несет в себе многогранный смысл. Можно сказать что она, прямо таки, вдохновляет человека, который увидел эту картину, на подвиги.

На картине Г. Г. Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал эту картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль – переломный переход от зимы к весне – это видно на картине. На дороге виден асфальт, а вокруг лежит снег – явное ощущение перехода от зимы к весне.

Художник писал картину днем, а заканчивал уже к вечеру, подтверждение этому длинные тени, падающие от леса на белый тяжелый снег. Зима заканчивает свое существование. Снег нарисован слежавшимся и давно не было. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему.

Всмотревшись внимательнее в картину можно ощутить, даже потрогать этот весенний снег, покажется он липким и немного сырым, из такого снега можно лепить снежные фигуры. Картина явно нарисована в какой-то деревушке на ее окраине. Слева в лесу виднеется двухэтажный дом с куполом, напоминающий то церквушку, то жилой дом, огороженный забором.

Справа на картине нарисован холм, покрытый снегом, по которому движется поезд с составом. В это время года зима спокойная, и картина передает всю атмосферу спокойствия, тишины деревенского быта.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «таруса»

не о той картине вы пишете. «Подмосковная зима» и «Февраль. Подмосковье» — это разные картины. Тоже мне искусствоведы))))))))))

Георгий Нисский – романтик по натуре, остро ощущающий красоту и важность труда, способного преобразовать окружающий мир. Он вошел в историю как выдающийся живописец. Его работы сразу заметны на выставках по особой манере исполнения. Автор превозносил силу духа советского народа, величие страны. По его работам хорошо видно, что он искренне верил в идеалы социализма и очень любил свою родину. Что же это за Подмосковная зима, в чем ее отличие от любой другой? Ведь зима – она и есть зима. Но нет, идея художника лежит в пограничности пейзажа. Изображенное на картине место соединяет в себе черты как деревни, так и города. Мы видим широкие заснеженные просторы с лесополосами и полями, спящими в ожидании окончания зимы, когда они будут засеяны пшеницей. Однако есть в этой картине и урбанистические элемент – широкая асфальтированная дорога, по которой ходят автобусы. Она идеально ровная и прорезает поля и леса. Это человеческая работа. Для ее строительства люди вырубили не одно дерево. Кажется, будто деревья расступаются перед ней. Дороге принадлежит центральное место на полотне. Она разрезает пространство на две части, демонстрируя свою значимость. Для человека, безусловно, такая транспортная артерия имеет огромное значение, ведь она соединяет Подмосковье со всеми остальными путями. Кроме этого, в небе еле угадывается силуэт самолета. Железная птица расправила огромные крылья и летит вдаль. В глаза сразу бросается то, что на дорожном полотне нет снега, который лежит с обеих сторон на обочинах. Это создает цветовой контраст белого и темно-серого, как бы противопоставляя их друг другу. Снег издавна является символом чистоты, красоты и невинности, но он отступает под напором урбанизации.<\p>

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/50539529

П. Брейгель, «Зима»

Так хорошо, так весело и строго

Здесь просто жизнь. И труд без суеты

Земная жизнь. И место есть для Бога

В каком же доме был ребенком ты?

Пропорция картины – золотое сечение или около того (1,3 – 1,6). Это гармония и покой

Пространство внутри картины (поле ясного зрения) описано горизонтальным (лежащим) овалом. Это ее геометрическая характеристика, вызывающая и развивающая исходное чувство природного покоя, гармонии

В то же время это пространство, открывающееся в глубину, – огромная чаша, здесь люди живут как бы в ладонях невысоких гор. отсюда защищенность. они когда-то нашли хорошее место для жизни в этой долине. горы закрывают их от ветров, и есть вода – пруды, река, озерца

Пруды контрастируют своей геометрией с общей свободой расположения всего окружения. Но эта свобода – не хаос, а прихотливое разнообразие. Приятная и простая хаотичность, не перегруженная. Геометризированные постройки поставлены по сложному рельефу (подчинены ему), а не как в современном городе – по стрункам. Причем, природа с ее законом здесь впереди, а человек только пристраивается к ней. Он вписан в природу, как и положено в средневековье

Эти голые деревья первого плана – геометрический закон и вместе с тем порядок. Деревья зримо демонстрируют принцип золотого сечения, органическую логика роста: растущее вверх дерево показывает процесс увеличения количества веток по уровням, и они все тоньше, пока не растворяются в небе. Вместе с тем это и принцип иерархии. О нем дерево напоминает. Причем, иерархия-то небесная (клин треугольника идет сверху вниз). Так что перед нами символ и довольно сложный

Много визуальных стрел, направляющих. Поразительно просто построены кулисы планов, и все они организованы основными линиями визуального поля (кристалл осей). Направляют зрение идущие, едущие, а также поднимающиеся лестницы, мосты (один на втором плане, остальные домысливаются из-за обилия воды), и невидимая по большей части дорога через поселение. Дорога вся прочитывается за счет движения воза с дровами – это темный силуэт на белом снеге в обрамлении деревьев, обсаживающих дорогу. Движение по дороге (интенция) открывает нам мир за пределами этого фрагмента – мы домысливаем из опыта и знания, что дорога приведет в такие же, и другие поселения и города, и страны, и континенты

Кстати, охотники и их собаки входят в жилое пространство из дикого внешнего мира (леса), а воз едет за пределы этого жилого пространства, точнее – указывает на такую возможность. У них однонаправленные движения

А на переднем плане у огня кто-то идет в противоположную сторону. хотя и не так энергично, но на то и контраст

Функция дороги: поместить систему в надсистему, мир в макромир

Что важно – это именно система небольшого поселения как целого, как организма и в ней много элементов – «муравьев» – людей, животных, птиц. Но нет обозначенных и отделенных единиц, как в Возрождении. Это простой мир крестьянской общины, без аристократов и интеллигенции. Некого особо выделять и детализировать. Позднее средневековье

Хотя в других картинах того же времени простая жизнь такого рода чаще служит обрамлением, фоном. У Яна ван Эйка карлики, корабли, дороги, город, бухта – все фон для канонической священной сцены (мадонна с младенцем) и главное – портрета заказчика

А брейгель – он недаром «мужицкий». он любит общинность, хотя все больше посмеивается над ней и ее приколами

Но вернемся в картину

Охотники идут по цилиндрическому (или коническому) холму и вводят в первый план, их багры (или копья) дают разнообразие ритма и точно показывают ось от середины горизонтали до середины вертикали

За этим первым планом сразу начинается полет в пространство, и обозначает его две сидящие и одна летящая в перспективу птица. Горка первого плана довольно высокая, с нее так и хочется ухнуть на лыжах или санках вниз до самого льда второго плана

Площадки замерзших прудов взлетают, они вообще похожи на взлетные полосы аэродрома своей ровностью и ритмом. Эти квадраты, повешенные с двух сторон на ось дороги – какой-то гигантсткий самолет Можайского. А по оси этой дороги, обсаженной деревьями, мирно едет воз с дровами и ветками; в плане треугольный, стремящийся. Прямо указатель движения

Внизу картины вроде как куст (нечто, вроде части спиленного или сломанного дерева с ветками), который держит вертикальную ось центра. Он кстати, здорово «натягивает» пространство, поскольку чтение идет от входящих охотников, но этот куст сбивает, «тянет» зрение на еще более передний план. Это визуальная точка отсчета глубинности картины

Визуальный клин композиции слева направо сходится на церкви. Он задан ритмом деревьев, идущих с левой стороны, прямо в смысловой центр картины – местный храм, в церковь. А это – идея Бога, создавшего и сохраняющего этот мир

Второй клин идет с противоположной стороны, справа. Начинают его массы гор и хаос построек справа. Вибрируя, он исчезает за домами, постройками и холмами. Этот клин – идея материи, вещественности. Она не имеет завершения и центра, поскольку материя вторична. Но вот что важно в символическом плане – этот клин упирается в горящий огонь

Получаются конструкция горизонтали: два встречных треугольника, причем очень вытянутых. Они смысловые: небесное и земное взаимопроникают друг в друга

В картине присутствуют четыре стихии. все тот же символизм. огонь горит, застылая вода – снег и лед, и вода в ведрах и полынье. и густой зимний воздух, едва отличимый по тону ото льда. и, наконец, земля. вещественные камни домов и черепица под снегом, вещественные горы и прочая твердь

И много развернутого в типах. живое – люди, животные, птицы и растения. старики, взрослые и дети

Куда летит в пространстве эта птица? Она пролетает над осью храма. И это тоже символ – символ Духа, аналог Голубя небесного. А сама птица все-таки темная, поскольку мир этот – земной. Введи сюда белого голубя с лучами небесными – и все иное, весь смысл. А вторая птица сидит на этой же оси:

И еще о геометрии – пушистые шары деревьев на заднем плане (или, скорее, «яйца», а не шары), цилиндрические стволы деревьев на переднем плане (что особенно подчеркивает контраст их темноты со снегом). треугольные крыши домов (кстати, трехскатные, а в целом –       усеченные тетраэдры). квадратные катки,  прямоугольник вывески. скрытый геометризм домов и прочих построек. и вся эта неявная геометрия – по контрасту с живым – свободой охапки хвороста, причудливыми силуэтами собак с хвостом «колечком», свободой летящей птицы и т.д. даже горы здесь совершенно не геометричны, они скорее живые по формообразующим линиям и поведению

Круг, квадрат, треугольник. Шар, цилиндр, октаэдр, куб. Полный набор первосимволов

Но у Брейгеля любой геометризм тут же снимается причудливой игрой деталей естественных и сложных по абрису. В любом кусочке картины

На шаре дерева, как на пушистом фоне – прямо перед ним – разнообразное кривое деревце. То же – на фоне ромба заснеженной крыши – сложное дерево силуэтом

На катке (откровенный геометризм, хотя везде нарушенный) броуновское движение групп людей, контрастные силуэты

Общее впечатление: контраст и дополнение естественного и искусственного миров

А какие звуки и запахи!

Охотники идут по снегу, усталые, вразнобой, снег хрустит

Их собаки лают и весело тявкают, почуяв дом. Дом вот он, спустись с пригорка. Поэтому весело. Он предчувствуется

Трещит горящий хворост прямо с левой стороны. Горит огонь на снегу, люди чего-то делают, работают. Пахнет дымом и жильем

Трубы домов может и не дымятся, но запах дыма, домашнего очага, от них исходит – по памяти

Вдалеке на катке звенят коньки (резонирует лед и вся «чаша» долины) и слышны веселые голоса детей. Вспоминается что-то пушкинское про зиму («мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед», «вот бегает дворовый мальчик в салазки жучку посадив…»)

Вдали едет воз с хворостом и дровами, и едва слышны удары кнута о плотный круп лошади и обращение возничего к лошади («Ноо, мертвая!..»)

Кто-то согнувшись несет огромную вязанку хвороста по мосту на втором плане, и явно бурчит, проклиная ее тяжесть. Может даже про себя бурчит, но мы это почему-то понимаем это

Тетка в фартуке осторожно перебегает пруд по льду. Вроде как стирает в полынье и куда-то пошла по делам

Так много движения в картине, оно вроде бы хаотичное, но это все – жизнь, функционирование общины, и добыча пищи, и ожидаемый отдых от трудов, и праздник, и молитвы. Все здесь и все так естественно и так просто

Господи, как хорошо!

***

Кроме того, и это самое важное, перед нами середина истории человечества. Если мы посмотрим назад, в прошлое, то там такой идилии не увидим. Относительный мир бывал, но все чаще войны. Относительая свобода тоже бывала, но все больше рабство и прочее в том же духе. А такая общинная свобода – она очень даже временная. Соотношение свободы человека и свободы общины здесь равновесное. Но это как раз тот момент истории, когда просыпается свобода Я в Европе. Предверие возрождения. Посмотрим вперед в историю – индустриальная цивилизация и эта постоянно ускоряющаяся гонка. Она отрывает  человека от Природы. Эта гармония, равновесие, бывшие в истории только раз, разрушается навсегда.

Я как-то писал об этом: именно в позднем средневековье происходит действие большинства волшебных сказок.

* * *

Прочтя комментарии я рассмеялся  – и написал книгу

Н.Н. Александров, Анализ картины Питера Брейгеля «Зима» (Охотники на снегу) // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17167, 02.01.2012

Источник: http://alexnn.trinitas.pro/2011/01/23/p-breygel-zima/

5 художников, очарованных зимой

Зима — самое сказочное время года. Все вокруг покрывается белым мерцающим одеялом, и остается только чистота и тайна. В такую красоту невозможно не влюбиться.

Читайте также:  Описание картины бориса кутодиева «купальщица»

AdMe.ru предлагает насладиться творчеством талантливых художников, в чьих работах все очарование этого времени года.

https://www.youtube.com/watch?v=mB4dk6_pug8

Евгений Лушпин — один из самых популярных и талантливых художников современности. Его работы восхищают и привлекают своей красотой. Художник пишет в жанре гиперреализма, и порой его картины настолько реалистичны, что их невозможно отличить от фотоснимков.

Заснеженные поля, водяные мельницы, солнечные поляны — все это есть на полотнах Дмитрия Колпашникова. Его пейзажи очень спокойные и величественные, глубокие и живые. Работы этого известного и всемирно признанного художника находятся в частных коллекциях Германии, Франции, Бельгии и Китая.

Леонид Афремов — современный художник-импрессионист, который разработал уникальный стиль написания картин. Он пишет свои работы без использования кисти. Вместо нее у художника специальный нож-лопаточка — мастихин. Неповторимые «мазки» складываются в оригинальные образы, которые восхищают и вдохновляют.

Дмитрий Кустанович — современный художник из Минска. Автор нашел свой почерк, свои технические приемы — художник использует мастихин. Его живопись объемная, многослойная и многозвучная. Она фактурна, графична и тонка, а линии ритмичны и свободны.

Большинство картин американского художника Терри Редлина — это пейзажи и анималистика, часто изображенные в сумерках, на закате или ночью, очень яркие, колоритные и насыщенные. Художник верит, что зима — это всегда немного сказка, завораживающе-волшебный белый покров в вечерних огнях.

  • 15 родных нашему сердцу вещей, которые горячо полюбились иностранцам (Правда, на свой лад)
  • Как на самом деле снимают 12 самых популярных реалити-шоу. Да простит нас «Битва экстрасенсов»
  • 14 красочных свадебных нарядов, в которых слышны отголоски древних традиций
  • 7 стильных юбок для осени, в которых вы не будете выглядеть безвкусно
  • 10 самых безопасных стран для женщин, путешествующих в одиночку
  • 18 шедевров народной поэзии, авторы которых видят рифму буквально на каждом углу
  • 15 стильных лайфхаков, которые должна знать каждая женщина
  • Индийский художник показал, как выглядят отношения с точки зрения парней (Спойлер: про разницу в росте — прямо в точку)
  • 5 маршрутов, отправляясь по которым люди пропадают без следа (И даже ФБР не понимает, в чем дело)
  • При помощи популярного теста мы заглянули в собственное подсознание (Теперь ваша очередь)
  • 18 фактов из мира кино, узнав которые вы захотите пересмотреть любимые фильмы и убедиться, что мы не врем
  • 14 звездных нарядов, которые восстали против всех модных правил (А некоторые — и разума)
  • 15 вещей, которые будут на пике популярности этой осенью
  • 20+ снимков, которые поднимают уровень адреналина в крови
  • Внук несколько лет готовился к дню рождения деда и даже продал свою машину ради подарка. И не зря
  • Я живу в Австралии 5 лет и хочу рассказать о любопытных вещах, с которыми сталкиваюсь здесь каждый день

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/5-hudozhnikov-ocharovannyh-zimoj-1118210/

Картина Шишкина Зима. 1890 г

Во все времена русским пейзажем любовались и восхищались. Истинные знатоки и любители природы ценят подобные полотна, ведь им присущ тонкий психологизм, правдивость, мягкие краски и даже своеобразная мощь.

Все это особенно важно для тех, кто умеет наслаждаться увиденным, понимать и чувствовать красоту природы. И.И. Шишкин – это один из самых знаменитых пейзажистов России. Он мог легко и искусно изобразить морозную свежесть, утреннее солнце, золотистые листья и березовые рощи.

При этом его полотна в точности передают действительность без приукрашиваний.

Картина Шишкина Зима была написала в 1890 году. Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу.

На переднем плане видна заснеженная лесная поляна. Возникает ощущение, что недавно прошла буря. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами. В центре стоит несколько небольших елочек. Буря их пощадила, а снег аккуратно прикрыл, подарив надежную защиту от мороза.

Кажется, что с первыми лучами весеннего солнца они встрепенутся и пойдут в рост. Подобная группа елей заметна и в правой части полотна. Слева видны кусты. Их ветви покрыты блестящим инеем. Они выделяются на фоне соседних деревьев. По сторонам расположены высокие сосны. Оттенок их коры меняется от почти черного до теплого красно-коричневого.

Шишкину удалось очень рельефно изобразить снег. Рассматривая полотно, можно заметить все холмики и даже мельчайшие ямки. У тонких натур возникнет желание протянуть к картине руку, чтобы потрогать снег.

Создается впечатление, что картина Шишкина Зима окутана легкой розовой дымкой. Кажется, что это один из зимних закатов, когда солнце не спеша прячется за горизонт. Особое внимание стоит обратить на задний план. Там виды сосны, уходящие вдаль. Это дает понять, что лес очень большой, он раскинулся на многие километры.

Все детали на полотне выписаны очень точно и тщательно. Благодаря мастерству и технике художника можно рассмотреть оттенки холодного низкого зимнего неба. При этом кажется, что чувствуешь незабываемый характерный запах зимнего воздуха. Кора деревьев изображена настолько реалистично и живо, что хочется ее потрогать и ощутить шершавость.

Автор полотна – настоящий романтик. Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту. Картина Шишкина Зима свидетельствует о том, что художник – пейзажист по призванию.

Современники не зря назвали Шишкина художником совершенной действительности, ведь у этого талантливого мастера есть много преимуществ. Так, он умеет рисовать без прикрас, в точности передавая реальность.

Он не пытается что-то сгладить или изобразить пригляднее.

Шишкин не боится правды, потому его пейзажи всегда ценились. В них чувствуется трепетная и вместе с тем могучая душа природы и ее русский характер. Все это достигается благодаря правдивости и точности изображения.

Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер составлянт 126 на 204 см

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-shishkina-zima.html

Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

Зима

На своей картине великий художник Иван Иванович Шишкин изобразил великолепие снежной зимы. Дремучий, зимний лес, густо окутан белым, пушистым снегом.

Могучие деревья словно окаменели от зимнего холода. Темные, широкие стволы огромных сосен четко выделяются на фоне белоснежного покрывала. Молодые, тонкие деревья согнулись от тяжести, навалившегося на них, зимнего снега. Буквально каждая веточка многочисленных деревьев покрыта слоем пушистого снега. На одной из веток сидит маленькая птичка.

На переднем плане изображена небольшая лесная поляна, укутанная зимним покрывалом. Из под больших сугробов видны, обломанные снежной вьюгой, ветки и стволы сосен.

Справа, лес стоит густой, непроглядной, черной стеной. Слева, сквозь ветки деревьев пробивается свет. Также, вдали виднеется белая полоса света, которая манит вглубь бескрайних просторов леса.

Тишина и спокойствие царит в зимнем лесу. Снег абсолютно чистый и нетронутый, на нем не видно ни человеческого, ни звериного следа. Хвойные деревья, до наступления весны, заснули глубоким, зимним сном.

Талантливый русский художник, для написания картины, использовал белый цвет, оттенки серого, а также слегка желтоватый цвет и множество оттенков коричневого цвета. Несмотря на преобладание на полотне белого, холодного цвета, суровой картина не кажется.

Пейзаж умиротворяет и заставляет с головой погрузиться в сказочную атмосферу зимней чащи. Реалистичность картины пробуждает желание прогуляться по хрустящему зимнему покрывалу таинственного леса.

Сочинение по картине Зима Шишкина

Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения. Великий художник пейзажист, даже его фамилия говорит о его пристрастию к красоте окружающего мира. Эту композицию автор написал в 1890 году.

Как и вся живопись творца, картина имеет свои характерные особенности и штрихи. Снежная мгла окутывает стволы деревьев, небесный свод и тонкую колею дорожного просвета. Больше всего поражает глубина изображения.

Перспектива уводит далеко в сосновый бор, а темные текстуры лесной чащи скрывает истинную душу природы.

Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место. Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом.

Сосновая роща состоит из сравнительно молодых деревьев, некоторые стволы повалены на землю, по всей видимости, еще до начала снегопадов, так как они равномерно укрыты снежным покрывалом.

Острые ветви небольшого куста в левом углу, еще раз подчеркивают не рукотворное происхождение этого дивного места.

Картина изобилует красками, хотя на первый взгляд ее можно назвать черно-белой. Богатую палитру художник использует для оттенения и создания объемных образов. Деревья выполнены не только в черном цвете, но и нескольких оттенках коричневого и даже серого. Снег тоже не девственно чист. Здесь присутствуют различные цвета, в частности — желтый.

Невероятный реализм изображения в наше время можно было бы принять за фотокопию, но во времена художника такой техники еще не изобрели и люди полностью полагались на собственные силы и талант. Вот почему среди отечественных пейзажистов, Шишкин несет пальму первенства, как самый лучший рисовальщик. 

3 класс, 7 класс

← Перед грозой↑ Шишкин И.И.Корабельная роща →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-shishkina-i.i/sochinenie-opisanie-kartinyi-shishkina-zima

Зимние пейзажи известных художников. Самые знаменитые рисунки про зиму

Искусcтво

Волшебница-зима, прилетая каждый год на своей колеснице, все вокруг покрывает белым полотном. И вот стоят запорошенные деревья, дома и ждут своего художника. Давай посмотрим, как эта зимняя сказка была передана с помощью красок мастерами кисти.

Питера Брейгеля считают последним нидерландским художником эпохи Возрождения. Ему доводилось много путешествовать по Европе. Особенное чувство восторга у него пробудил Рим.

Питер Брейгель никогда не писал на заказ – он был свободным художником. Мастер кисти любил изображать на своих картинах людей низших сословий, за что его прозвали «Мужицким».

Одна из его самых известных картин – «Охотники на снегу» из цикла «Двенадцать месяцев». Из этого цикла сохранилось всего пять картин (предполагают, что изначально их было шесть). «Охотники на снегу» соответствуют декабрю и январю.На этом зимнем рисунке– люди с их бытом, которые представляют обобщенный образ всего мира.

Охотники на снегу

Клод Моне «Сорока»

В рейтинге самых дорогих художников мира французу Клоду Моне принадлежит почетное третье место (первое – Пабло Пикассо). Его самая дорогая картина была продана за 80 549 миллионов долларов!

Над зимним пейзажем «Сорока» Клод Моне начал работать, будучи вдохновленным Писсарро, а также Ренуаром и Сислеем.

До того жанр зимнего пейзажа представил Гюстав Кубре. На его картине были люди, кони, собаки, а уж затем снег. Клод Моне отошел от этого и изобразил всего лишь одну, еле заметную сороку. Живописец назвал ее «одинокой нотой». В этом проявилась легкость и красота зимнего пейзажа.Игра со светом и тенью помогает художнику создать особую чувственную атмосферу холодного дня.

Интересно, что жюри Парижского салона (одной из самых престижных художественных выставок Франции) отвергло эту картину. И это понятно, потому что она была очень смелой, новизна манеры Моне сделала картину не похожей на классические изображения зимнего дня того времени.

Сорока

Винсент Ван Гог «Пейзаж со снегом»

Винсент Ван Гог решил стать живописцем в возрасте двадцати семи лет. Когда Винсент приехал в Париж к брату Тео, то быстро разочаровался в столичном художественном обществе. Он покинул зимнюю столицу Франции и переехал в солнечный Арль.

В это время здесь стояла необычная для тех мест морозная погода. Сойдя с поезда, живописец почувствовал себя в царстве снега,он не был привычен к обильным снегопадам и огромным сугробам. Правда, вскоре наступила оттепель и большая часть снега растаяла. Художник поспешил запечатлеть то, что оставалось от снега на полях.

Читайте также:  Описание картины эдгара дега «танцовщицы в розовом»

Пейзаж со снегом

Поль Гоген «Деревня Бретон в снегу»

Поль Гоген – известный французский художник. При жизни его картины не имели спроса, поэтому Гоген был очень беден. Слава к нему, как и к его другу Ван Гогу, пришла лишь через несколько лет после смерти.

Недавно картина Поля Гогена «Когда свадьба?» была продана за 300 миллионов долларов. Теперь это самая дорогая картина из когда-либо проданных! Купила шедевр организация Qatar Museums, продавец – известный швейцарский коллекционер Рудольф Штехелин.

Когда Поль Гоген переехал на северо-запад Франции, он приступил к написанию картины «Деревня Бретон в снегу». Она была найдена на мольберте без подписи и датыв мастерской Поля Гогена на момент его смерти 8 мая 1903 года.

Художник создал тяжелые контуры заснеженных соломенных крыш деревни, шпиля церкви и резко появившихся деревьев в этом пустынном пейзаже. Высокая линия горизонта, дальние дымящиеся трубы – все вызывает чувство драмы и мороза бесплодной зимой.

Деревня Бретон в снегу

Хендрик Аверкамп «Зимний пейзаж с конькобежцами»

Хендрик Аверкамп – нидерландский живописец. Он был первым, кто начал работать в стиле реалистичной пейзажной живописи: природа на его картинах была такой, как на самом деле.

Аверкамп от рождения был глухонемым. Раннее творчество – исключительно городские зимние пейзажи. Именно они сделали художника широко известным.

Поскольку Аверкамп не мог ощущать этот мир с помощью слуха, то зрение прекрасно улавливало чувство цвета, обостриласьспособность замечать мельчайшие элементы в многофигурных композициях. Никто не мог сравниться с ним в передаче меняющегося освещения.

Известная картина Хендрика Аверкампа – «Зимний пейзаж с конькобежцами».Обрати внимание на ловушку из двери и палки для птиц в левом нижнем углу картины – это прямой намек на картину Питера Брейгеля «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» (здесь она в правом нижнем углу).

Зимний пейзаж с конькобежцами

Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

Зимние пейзажи современных художников

Роберт Дункан – современный американский художник, родившийся в штате Юта. В его семье было 10 детей. Рисовать Роберт начал с 5 лет.

Он любил гостить летом у дедушки и бабушки на ранчо. Именно бабушка, когда мальчику было 11 лет, подарила ему набор красок и заплатила за 3 урока живописи маслом.

От зимних картин Дункана так и веет теплом и домашним уютом, несмотря на то, что они все-таки «зимние»!

Кевин Уолш — художник, картины которого нам приходится собирать из тысячи кусочков. Почему? Потому что его работы можно встретить на пазлах, открытках и даже на одежде в качестве принтов.

В работах Кевина Уолша отмечено внимание к техническим и историческим деталям. Изюминка его работ – особая чуткость к гамме, палитре и передаче цветов. Вот подборка его работ на зимнюю тематику.

Ричард де Вольфе – профессиональный канадский художник и блоггер. Он – художник-самоучка. Первая выставка работ Ричарда де Вольфе была представлена, когда ему было 18 лет. Вот несколько его работ.

Джуди Гибсон – современная американская художница. В ее картинах – непосредственность и теплота. На ее зимних рисунках – лесной домик, в который она приглашает Твою фантазию. Тебе нужно представить, как там уютно, сидя у камина с чашкой горячего шоколада.

Стюарт Шервуд – художник-самоучка. Он написал портреты многих известных людей: Папы Римского Иоанна Павла II, Джона Ф. Кеннеди и других. Он единственный, кто награжден четыре раза престижной Канадской премией. Говорят, что он даже писал картины для Президента Франции.

А Тебе не захотелось нарисовать зиму?

Читай также:

Источник: https://pustunchik.ua/online-school/art/zymni-peizazhi-vidomyh-hudozhnykiv

Каверзный Брейгель или зимний пейзаж | Забава

О, каверзный Брейгель!Простейшие пьянки и пляски,Как жуткую тайну, открыл он.Как заговор, предал огласке.И взгляд уловил моментально,

Что это действительно — тайна.(Новелла Матвеева)

   На страницах Забавы я уже писала о картинах Брейгеля. Но хочется  возвращаться и возвращаться к ним , находя в них новые смыслы и подробности…Сегодня покажу картину Брейгеля  «Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц»(1565г).

 .

   Кстати,04 декабря 2013 г. новостные ленты сообщили, что картина «Ловушка для птиц» Питера Брейгеля-младшего продана на вечерних торгах Christie's в Лондоне за 1 миллион 258 тысяч фунтов стерлингов.

Ведущий эксперт по творчеству Брейгеля-младшего Клаус Эртц отметил, что картине «присущи удивительное качество исполнения и превосходная сохранность»«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» — так называется эта маленькая, выдержанная в изысканной жемчужной гамме картина, написанная им незадолго до смерти, в 1565 году.

Она пользовалась особенной популярностью, и сегодня известно 127 ее копий, 45 из которых принадлежат кисти Брейгеля Младшего, сына художника.

      Пейзаж с ловушкой для птиц. Где же ловушка? Признаться, не сразу узнаешь ее в этой тяжелой двери, чуть поднятой над землей, — под ней щедро рассыпано зерно, а вокруг суетятся такие же, как люди, беззаботные птицы.

А где же птицелов? Вряд ли среди этих человечков в ярких одеждах: почти все они отвернулись от нас, каждый увлечен чем-то своим, погружен в свое. Где же тогда птицелов? В безмятежную музыку зимнего дня вливается нотка тревоги.

А может быть, он ждет своего момента за этими деревьями на переднем плане? Там, где находимся мы, зрители, наблюдатели? А если теперь перевести взгляд с птиц вновь на реку? Не за этими ли человечками мы на самом деле наблюдаем? Ведь Питер — Шутник (так прозвали Брейгеля современники) запечатлел пейзаж с высокой точки зрения, зачем-то поднял нас над происходящим, и мы не можем «войти» в картину, шагнуть на лед, словно знаем, заметили что-то такое, чего не хотят видеть конькобежцы…   Брейгель не раз писал реку, по которой люди — кто скользит, кто идет, кто падает и встает, а кто и остановился. Не раз писал реку человеческой жизни. Однако в каждой картине этот символ обретает новый смысл. Здесь река — западня, ловушка: в любой миг лед может треснуть, и легкомысленные фигурки не успеют спастись. Жизнь человека хрупка и эфемерна. Как и жизнь птиц, не подозревающих о ловушке. Еще одно подтверждение этой мысли находят в изображении птиц и людей на первом плане: они почти не отличаются своими размерами.

«Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено», — говорил Абрахам Ортелий, нидерландский географ и друг художника.

Брейгель противоречив — средневековый скептицизм и ренессансная вера в человека, фантастика и реалистическая подробность, нравоучение и любовь к жизни тесно сплелись в его творчестве, но кажется, что где-то там, за первыми понятными смысловыми пластами, все противоположности сходятся…

   Нужно сказать, что эта картина пользуется огромной популярностью не только у зрителей и ценителей истинного Брейгеля, но и у людей творческих, которые сами рисуют и вышивают. Как-то я обитала на форуме, где в значимый для меня день — 21 декабря (потому и запомнила) прочла  забавную историю, что приключилась с набором для…вышивания под названием «Зимний пейзаж по мотивам П.

Брейгеля».Как написала Юля:» Меня привлекла атмосфера картинки, настроение. Маленький, заснеженный голландский городок, домики, деревья, каток, людишки… И очень приятная цветовая гамма.История приобретения этого раритетного набора почти детективная.

А получилось как – давным-давно, лет, эдак 10 назад, Риолис (магазин , торгующий наборами для рукоделия) выпустил этот дизайн по мотивам Брейгеля. Мне он сразу понравился. Прошли годы… Наборчик мелькнул на страничках каталога магазина в разделе «Снимаем с производства».Черт, — подумала я, — снимают с производства. Надо купить и забыла.

Прошли еще годы, я снова вспомнила про «Брейгеля». Жалуюсь маме, что упустила наборчик. Мама говорит – так у меня же он есть! Я кричу – Где????? Дай!!!!! Мама порылась в своих запасах, порылась…, и не нашла набор.

Ну ладно, думаю, не судьба… Снова прошли годы… Буквально этим летом, я в гостях у моей тёти рассматриваю её вышитые шедевры, нахваливаю, и снова вспоминаю про «Брейгеля», и жалуюсь ей, что теперь, уж точно, мне набор найти не удастся. Тётя говорит – А зачем искать? У меня же есть этот набор. – Чтоооооо????? Откуда??????? – Как, говорит, откуда, мне твоя maman давно его отдала.

Тётя тоже порылась в своих запасах, и нашла заветный, изрядно помятый, но, столь долго ожидаемый набор! И вот я его вышила! Работала долго, конечно. Четыре с половиной месяца!Желаю вам, друзья мои, хорошего настроения, много радости и смеха в эти предпраздничные дни. И белой, снежной, чистой Зимы. Вот, прямо, как у нас сейчас!» Полюбуйтесь и вы на эту вышивку.

Источник: http://maxpark.com/community/5004/content/2366132

Сочинение по картине Н. С. Крылова Русская зима.. — презентация

1 Сочинение по картине Н. С. Крылова Русская зима.<\p>

2 Крылов Никифор Степанович<\p>

3<\p>

4 «Русская зима» картина Никифора Степановича Крылова, написанная в 1827 году в деревне не берегу реки Тосна под Петербургом. Картина является частью собрания Государственного Русского музея.<\p>

5 Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где была хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи»<\p>

6 День Солнце Природа. -морозный, ясный, пасмурный, облачно -тихая и безветренная погода -неяркий солнечный зимний день -ярко светит, -белый снег слепит глаза -пробивается сквозь серые облака, плывущие по небу — от деревьев, покрытых снежной бахромой падают на искрящийся снег тени.<\p>

7 На картине изображена жизнь обычных крестьян. Быт русских крестьян Крестьяне не спеша, с удовольствием занимаются привычными для них делами<\p>

8 У одной из них деревянная палка, на которой висит пряжа. С ней разговаривает рядом крестьянка с такой же пешней, она уже пополоскала пряжу в проруби и возвращается в деревню. Деревенские женщины Одежда: длинные юбки, поверх которых надеты фартуки, сверху тёплые тулупы, на головах большие платки. Рядом с крестьянками проходит женщина, у которой на плечах коромысло с вёдрами. Она направляется по воду к реке.<\p>

9 навстречу идёт мужчина; он ведёт коня, которого напоил в поруби Быт русских крестьян мужчина одет в овечий полушубок, шапку, сапоги<\p>

10 Дом: маленький деревянный домик, который стоит под небольшим холмом, возле него строение с крышей из досок, набитых на большом расстоянии друг от друга на них кладут сено для утепления жилища<\p>

11 Река замершая река, по которой едут сани, запряженные лошадью её берег зарос редким кустарником склоны реки крутые, а на другом берегу раскинулся лес по льду протоптана тропа, по которой крестьяне ходят по воду, водят коней на водопой<\p>

12 Лес Художник для описания леса использовал тёмные краски — для контраста сосновый лес, окутанный белоснежным покрывалом. За лесом протянулись бескрайние белые поля.<\p>

13 Словарная работа пасмурныйнеяркий солнечный пробиваетсябахрома искрящийся снег крестьяне с удовольствием<\p>

14 Пешня Пешня, ударное орудие в виде железного или стального заострённого наконечника длиной около 1 / 2 м, весом 24 кг, с раструбом, в который вставляется деревянная рукоять длиной до 1 м. Употребляется главным образом для пробивания прорубей<\p>

15<\p>

16 Работа учителя МОУ «Средняя школа 11» г. Кимры Тверской области Анохиной Н.А.<\p>

17 Используемые материалы: uchaschihsya-3-a-klassa-po-literaturnomu-chteniyu-i-russkomu- yazyku-rukovoditel-plyushkina-ln.html Т.Б. Михеева, О.В. Печкурова. Уроки развития речи в 3 классе. Москва, Русское слово, год.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/764141/

Ссылка на основную публикацию