Тулуз-Лотрек. Художник, прославивший Мулен-Руж — Дневник живописи
Кабаре “Мулен Руж” у всех на слуху. Однако не все знают, что значительную лепту в его прославление внёс художник Анри де Тулуз-Лотрек. Этому заведению и его обитателям он посвятил сотни своих работ. Картины, плакаты, литографии. Благодаря ему мы до сих пор знаем имена танцовщиц Мулен-Руж той эпохи. Ла Гулю. Джейн Авриль.
Тулуз-Лотрек не случайно так много времени проводил в Мулен-Руж. Если бы не одно обстоятельство, он бы обходил кабаре стороной. Да и художником вряд ли бы стал.
По происхождению Тулуз-Лотрек – аристократ из очень древнего рода. Его ждал мир лошадиных скачек, охоты и балов.
Но на лошадь он так и не сядет. Про охоту и балы тоже придётся забыть. С рождения он был слаб здоровьем. Частые детские болезни. В подростковом возрасте – переломы. Конечности остановились в росте. Генетическое заболевание. Выше 150 см Тулуз-Лотрек так и не вырастет.
Мечты о скачках и охоте разбиты вдребезги. Но его энергичная и амбициозная натура жаждала реализации. Живопись могла его спасти. Тем более, что талант был налицо.
Физическая неполноценность толкнула Тулуз-Лотрека в мир кабаре и публичных домов. Среди проституток, танцовщиц и циркачей он чувствовал себя свободнее. Он забывал о своей ущербности. Среди тех, кто также был обижен судьбой. Как он говорил о проститутках: “Наконец я нашёл женщин, которые не выше меня ростом”.
Вскоре он стал аристократов воспринимать ущербными. Увидев со стороны всю их заносчивость и высокомерие. В мир, к которому он принадлежал по рождению, он уже никогда не вернётся.
Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. 1892-1895 гг. Холст, масло. Чикагский институт искусства
В Мулен-Руж Лотрек был завсегдатаем. Случайный посетитель, увидев там художника, мог подумать, что он один из аттракционов заведения. Все время громко разговаривает. Острит. А вокруг него все хохочут.
На картине “В Мулен-Руж” за столом – знакомые Лотрека. Спиной к нам у зеркала – знаменитая танцовщица Мулен-Руж Ла-Гулю. Она поправляет свой фирменный пучок рыжих волос. Сам Лотрек со своим долговязым родственником – в профиль на заднем плане.
Справа как будто случайно “попала в кадр” женщина. Её лицо ярко освещено. Это английская певица Мэй Милтон. Она выступала в Мулен-Руж один сезон и пользовалась невообразимым успехом.
Картина похожа на фотографию. В кадр слева попали перила. Изображение певицы и вовсе срезано. Посетители за столиком как будто и не подозревают, что их “снимают”.
Как и Эдгар Дега, Лотрек стремился показать жизнь без постановок и декораций. Отсюда такая оригинальная композиция.
Мулен-Руж, как ярмарка продажной любви
Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1890 г. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии, США
Конечно, Тулуз-Лотреку нравились танцы. Безудержная, пошлая кадриль Ла-Гулю. Экстазные выпады ножкой Джейн Авриль.
Однако на картинах сам танец Лотрек изображал не часто. Ему больше были интересны обитатели кабаре. Здесь перемешивались все слои общества. Аристократы приходили за низменными удовольствиями. Кокотки высматривали любовников побогаче.
На картине “Танец в Мулен-Руж” Ла Гулю и Валентин Бескостный танцуют очередной безудержный танец. На переднем плане мы видим женщину в розовом платье.
Современники Тулуз-Лотрека сразу бы поняли, что это куртизанка. Она пришла сюда на работу. Рядом с ней – женщина в тёмном платье. Тогда проституток всегда сопровождали некрасивые и скромно одетые компаньонки.
Нестандартная любовь в Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США
В Мулен-Руж себя вольготно чувствовали представители сексуальных меньшинств. Никто их здесь не осуждал. Тем более Тулуз-Лотрек.
В их нестандартной любви он видел что-то для себя близкое. Ведь с его физическими данными любовь достойной женщины ему была не доступна. Он трезво осознавал, что любовь он сможет лишь покупать.
Ла-Гулю – звезда Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек. Ла-Гулю в Мулен-Руж. 1892 г. Музей современного искусства (МоMA), Нью-Йорк
Тулуз-Лотрек часто писал главную звезду Мулен-Руж Ла-Гулю. Картина “Ла-Гулю в Мулен-Руж” – один из самых известных её портретов. На нем она изображена со своей сестрой (слева) и любовницей.
Как всегда, Лотрек стремился показать характер героини. Обычная торговка в экстравагантном платье. Надменная. Вульгарная. Как называл её Лотрек – “сладострастное и похотливое животное”.
Ла-Гулю виртуозно танцевала Кан-Кан. Благодаря ей этот танец станет таким популярным. Поклонники приходили и кричали “Выше Ла-Гулю, выше!” Это конечно, о её ногах.
Утонченная Джейн Авриль
Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж
Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.
В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.
Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.
Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.
Рекламный плакат Тулуз-Лотрека
Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Не только Лотрек прославлял Мулен-Руж. Но и наоборот. Почти сразу после открытия владельцы Мулен-Руж заказали Лотреку плакат для рекламы заведения.
Плакат получился очень интересным. Толпы людей осаждали трамваи, на которых он был размещён. Их срывали со столбов для коллекционеров. Лотрек за один день стал знаменитым.
Нам сейчас не совсем понятно, что же так поразило в этом плакате публику в конце 19 века. Арабеска из голов зрителей. Ла-Гулю в танце демонстрирует свои панталоны. Силуэт Валентина Бескостного на переднем плане. Слева виднеется развевающаяся юбка другой танцовщицы.
Резкость и грубость линий. Плоскостность изображения. Лаконичность образов. Оригинальность композиции. Все это было для того времени крайне необычно.
Сравните его плакат с плакатом Жюля Шере. Тогда он был первой звездой плакатной живописи. Вы сразу поймёте, насколько предшественник Лотрека был неоригинален и предсказуем.
Жюль Шере. Мулен Руж. Плакат. 1889 г. Частная коллекция
Образы Лотрека гораздо более лаконичны. Плакаты же Шере – это нагромождение фигур. Слащавые образы. Неуместные для плаката светотени.
Мулен-Руж в литографиях
Напоследок ещё одна известная работа Лотрека, посвящённая Мулен Руж. На этот раз – в технике литографии.
Анри де Тулуз-Лотрек. Флирт. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США
Лотрек очень хотел, чтобы его творчество увидели многие. Литография для этого идеально подходила. Ведь с помощью этой техники можно было делать копии рисунка. Так его работы смогли приобретать и за скромные деньги. Конечно, сейчас даже литографические работы Лотрека стоят сотни тысяч долларов.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/mulen-ruzh-tuluz-lotrek/
Жанна Авриль.Звезда Мулен-Руж. Муза Тулуз-Лотрека
Жанна Авриль (Jane Avril; настоящее имя Жанна Луиза Бодон) – французская танцовщица конца XIX века.
Жанна Луиза Бодон родилась 31 мая 1868 года в Бельвиле. Ее мать была куртизанкой и родила ребенка вне брака.
Некоторое время Жанна жила с бабушкой и дедушкой. Но после их смерти в 1877 году мать забирает ее к себе на воспитание. Воспитание заключается в том, что она жестоко избивает ребенка.
В тринадцать лет не выдержав нищеты и побоев, Жанна сбежала из дома. И год спустя оказалось пациенткой психиатрической больницы «Сальпетриер» в Париже. Здесь ее лечил Жан Мартен Шарко. Он не только стал защитником Жанны, но даже собирался обучить ее профессии медсестры.
В больнице «Сальпетриер» проводили балы-маскарады для пациентов.
На одном из таких балов Жанна очаровала всех своими танцами и монахини, которые ухаживали за ней решив помочь девушке, обратились к Шарко с просьбой выпустить ее.
Жанна оказывается на свободе и… вновь попадает в руки своей матери, которая решила извлечь пользу из красоты и молодости дочери, отправив ее на панель.
Но девушка отказывается подчиниться и снова сбегает из дома. Она больше никогда не увидит свою мать.
Жанна Авриль была самоучкой никогда не учившаяся танцам. И тем не менее, в шестнадцать лет она начала свою танцевальную карьеру — в 1889 году она выступает с импровизациями на темы вальсов в ресторане «Бале Бульер».
«Мне хотелось жизни, быть любимой, быть счастливой» вспоминала она впоследствии эти годы. Танец становится смыслом ее жизни.
Постепенно Жанна становится известной личностью в Латинском квартале. Здесь она встретилась с внуком Уильяма Вордсворта, другом Оскара Уайльда поэтом Робертом Шерардом.
Это он придумал ее сценический псевдоним (как тогда было модно в Париже на английский лад) – «Джейн Авриль». «Avril» – апрель так ее теперь называли.
В 1889 году она работает кассиром на парижской выставке. После закрытия выставки ей приходится искать новую работу, и она становится участницей представления «Верховая красавица» на парижском ипподроме.
Но ей хочется танцевать, и Жанна начинает посещать танцевальные залы на Монмартре.
6 октября 1889 года здесь открылось кабаре «Мулен Руж». Танцевальной изюминкой «Мулен Руж» стала оригинальная (натуральная) кадриль, которую вскоре окрестят «французским канканом».
Мулен Руж.
Вот что вспоминала о танце своей молодости одна из звезд «Мулен Руж» Маргарита Ригольбош: «Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры.
Тут нужно изобретать, творить. Канкан – это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все … Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении.
Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову.
Все волнуется вокруг меня – декорации, мебель, свечи … В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее».
Тулуз-Лотрек.
Танец в Мулен Руж.
Жанна Авриль выступила на открытии «Мулен Руж» с сольным номером и стала наряду с Ла Гулю звездой кабаре.
Создатели «Мулен Руж» смогли интуитивно нащупать путь к сердцам и кошелькам монмартрской публики. В короткий срок кабаре стало необычайно популярно.
Танцовщицы «Мулен Руж» вопреки сложившемуся впоследствии мнению, танцевали только одетыми, хотя и относительно фривольно.
Канкан в «Мулен Руж».
Вскоре все лучшие танцовщицы получили от посетителей прозвища, с которыми многие девушки вошли в историю. Например, Нини-Пат-ан-л’Эр — Нини Лапки кверху, а Рэйон д’Ор — Золотой лучик, Ла Гулю — Обжора. Жанну Авриль стали называть – Динамит.
Жанна Авриль танцует канкан.
Несмотря на хрупкую фигуру, она выступала с акробатическим номером. Она танцевала на фоне зеркал, освещенная оранжево-розовыми лампами. Высокая, стройная девушка, с голубыми глазами в танце которой невообразимо сочетались невинность и стыдливость, смешанная с сексуальной провокацией. Современники называли ее «воплощением танца».
Артур Саймонс писал, что Жанна Авриль обладала «красотой падшего ангел. Она была экзотической и возбуждающей, болезненной и мрачной, резкой и жгучей как перец; пленница настроений и страстей».
Костюмы Жанны в кабаре Мулен Руж были уникальны — белый лиф с очень глубоким декольте, черный пиджак, темно-синяя, жемчужно-серая или черная юбка, черные чулки и шляпка.
Канкан, который танцевала Авриль, сильно отличался от своего стандартного образца – высокие броски ногами и никаких трусиков – только фиолетовые нижние юбки.
Хотя ходили слухи, что она лесбиянка, ее карьеру сопровождают многочисленные романы. Она становится протеже менеджера Мулен Руж Зидлера и его стараниями ее слава начала распространяться за пределы Франции.
Жанны Авриль в компании музыкального и литературного критика Эдуар Дюжардена на афише Тулуз-Лотрека,
1892 г.
В 1893 году Жанна Авриль знакомится Анри де Тулуз-Лотреком и становится его любимой с моделью и другом на всю жизнь. Но Авриль и Тулуз-Лотрек никогда не были любовниками.
Друг Лотрека, Поль Леклерк так описал их первую встречу: «В середине толпы — ажиотаж … здесь танцует — кружась изящно, легко и немного безумно Жанна Авриль … бледная, худая, невесомая … Лотрек кричит, выражая свое восхищение».
В течение следующих нескольких лет Лотрек рисовал Жанну много раз. Причем не только танцующей в знаменитых черных чулках и вихре юбок, но и так сказать в «гражданской обстановке».
Картины Тулуз-Лотрека, на которых изображена Жанна Авриль стали символом, визитной карточкой «Мулен Руж». Он изобразил Жанну на двадцати картинах, пятнадцати рисунках, двух плакатах и литографии.
Тулуз-Лотрек.
Жанна Авриль.
1892 г.Жанна Авриль.
Афиша Тулуз-Лотрека.
1893 г.Жанна Авриль.
Афиша Тулуз-Лотрека.
1893 г.Тулуз-Лотрек.
Портрет Жанны Авриль.
Партнершей Жанны Авриль была Мистангетт, друзьями — Жорис-Карл Гюисманс, Огюст Ренуар, Морис Баррес, Альфонс Алле.
Забеременев, Жанна на время покидает «Мулен Руж» и уезжает в дальний пригород Парижа. Она родила мальчика и оставляет его приемным родителям, чтобы вернуться в Мулен Руж и танцевать.
Она по-прежнему самая яркая звезда «Мулен Руж», но испытывает сильную усталость, ее мучает сильный кашель. Знакомые отмечают ее необычную худобу и лихорадочный блеск глаз.
Жанна вновь вынуждена покинуть Париж для лечения в санатории, где по ее собственным словам чувствовала себя «как бабочка в банке».
Maurice Biais.
Жанна Авриль.
Но после лечения она вновь возвращается в «Мулен Руж» чтобы танцевать.
Филип Клейн.
Портрет Жанны Авриль.
1898 г.
Ее слава выходит далеко за пределы кабаре. Она играет в Фоли-Бержер роль Пьеро в балете-пантомиме. Посещает с гастролями Англию.
Наступил ХХ век. Осенью 1900 года Жанна отправляется на гастроли, выступая в Клермон-Феррана, Ницце, Лионе, затем направляется в Женеву, в Брюссель и Россию.
Портрет Жанны Авриль работы Пабло Пикассо. 1901 г.
В 1901 году умер Анри де Тулуз-Лотрек. Жанна воспринимает это как глубокую личную потерю. «Я задолжала ему свою славу» — говорит она. Отныне для нее Монмартр никогда не будет прежним.
Тулуз-Лотрек.
Портрет Жанны Авриль.Тулуз-Лотрек. Портрет Жанны Авриль.Тулуз-Лотрек.
«Troupe de Mlle Églantine».
1895 г.
Некоторое время она танцевала в театре Сары Бернар. Затем гастролирует в Нью-Йорке, Мадриде. И все реже появляется на сцене Мулен Руж.
Эдгар Шахин.
Жанна Авриль.
Гравюра. 1907 г.
В 1910 году Жанна Авриль вышла замуж и покидает Париж.
Она выйдет на подмостки лишь в годы Первой мировой войны, танцуя на благотворительных мероприятиях в пользу раненных солдат.
Жанна живет на пенсию в шестьсот франков, которую ей выплачивают ее друзья.
В начале тридцатых годов она дала интервью французскому журналисту Хосе Шерлифу (который также напишет ее биографию, но согласовано пожеланиям Жанны опубликует ее только после ее смерти).
В 1933 году парижская газета «Midi» публикует ее мемуары.
В 1935 году Жану Авриль в последний раз танцует на сцене — на вечере памяти Тулуз-Лотрека.
Жанна Авриль танцует на на вечере памяти Тулуз-Лотрека.
1935 гЖанна Авриль. 1935 г.
Доживала она в полной нищете.
Жанна Авриль умерла 16 января 1943 года в возрасте в доме для престарелых, куда была устроена в 1942 году хлопотами Саша Гитри.
Она похоронена на кладбище Пер-Лашез, 19 отдел, 2-я линия, 4-й участок 26-й секции.
Николь Кидман в роли Жанны Авриль
в фильме «Мулен Руж»
В фильме режиссера Джона Хьюстона «Мулен Руж» (1952 г.) роль Жанны Авриль исполнила Жа Жа Габор, а в фильме режиссера База Лурмана «Мулен Руж!» (2001 г.) — Николь Кидман. Жанна одна из героинь романа Пера Энквиста «Книга о Бланш и Мари» (2004 г).
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43428595812
Порочная история любви Анри де Тулуз-Лотрека и танцовщицы
Анри де Тулуз-Лотрек родился в богатой французской семье. Его родители были кровными родственниками, и именно поэтому ребенок рос совсем слабеньким и больным.
В возрасте 14 лет Анри неудачно оступился и, упав с лестницы, сломал две ноги.
К сожалению, после этого несчастного случая ноги у ребенка уже больше не росли, превратив красавца Анри в уродливого карлика. Его рост был не больше 145 см, голова была очень большой, ноги непропорционально короткими.
Но образ уродца довершали огромные губы на безукоризненно красивом лице.
Однако, Анри, казалось, все это было нипочем. Всегда веселый, остроумный и улыбчивый, он старался убедить близких, что абсолютно всем доволен. Но все это было не правдой, в глубине души, парень не смирился с трагедией, и изо всех сил искал мир, который бы приютил его. И нашел в кабаре на Монмарте.
Это было странное общество, состоящее из сутенеров, заезжих матросов, бедных студентов и девиц из борделей. Анри смотрел на них и наслаждался их легкостью, обворожительностью, молодостью, силой и красотой.
А в 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской начал учиться искусству живописи.
Он рисовал то, что видел: игривых барышень, красивых певичек из кабаре, пьяных матросов. Анри любил эту публику и старался проводить с ними, как можно больше времени. Девушки тоже отвечали ему взаимностью. Еще бы, ведь аристократические корни давали о себе знать, парень был безупречен в своих манерах, внимателен, нежен и заботлив.
Он не стеснялся девушек из борделей, приглашал их в театры, гулял с ними по столичным улочкам, дарил подарки к Дню Рождению. За свою безумную любовь к женщинам Анри получил прозвище «горбатого донжуана».
Подружек он менял регулярно. Каких только женщин не было рядом с ним: безумные танцовщицы, нежные актрисы, простые уличные девицы. Правда, все отмечали, что особую страсть Анри питал к девушкам с рыжими волосами.
Так однажды в его жизнь ворвалась красавица Луиза Вебер, прозванная Ла Гулю, огненно-рыжая, прекрасная и весьма характерная особа.
Выросла Луиза в нищете, поэтому с детства поняла, чтобы выжить придется работать. И девушка стала танцевать. В вихре танца она кружилась так, что захватывало дух и застывало время. В нее влюблялись все, да и сложно было устоять перед такой энергичной и безбашенной красоткой.
Однако, кто бы не пытался завязать с ней более тесное знакомство, вынужден был получить отказ. Луиза была неприступна.
В 1889 году Луиза впервые выступила на сцене акробатического кабаре «Мулен Руж». Тогда это заведение только открылось и владельцы заведения, во что бы то ни стало, решили сделать его известным во всем мире. Прошло время и это им, несомненно, удалось.
А у истоков стояли наши герои — французский художник Анри и талантливая танцовщица Луиза.
Постоянными посетителями открывшегося заведения стали люди знаменитые и популярные, любители развлечений и роскоши. В «Мулен Руж» подавались изысканные блюда, а дорогое спиртное лилось рекой. К тому же прекрасные танцы актрис, их красота и грация, наркотики и громкий смех манили сюда публику из лучших слоев Франции.
Не обделил своим вниманием «Мулен Руж» и Анри де Тулуз-Лотрек. Здесь он и увидел впервые свою рыжеволосую музу. Ла Гулю была прекрасна и одновременно вульгарна в своем платье для танцев с глубоким декольте, обнажавшим на всеобщее обозрение ее грудь.
Маленькая, огненно-рыжая, чувственная и страстная – она буквально приковала взгляд Анри к себе на долгие годы.
Теперь именно ей французский художник стал посвящать свои картины.
Он писал ее сутки напролет – «Танец в Мулен Руж», «Ля Гулю, входящая в Мулен Руж».
Да и сложно было не влюбиться в эту бестию. На сцене Луиза задорно танцевала канкан, бессовестно обнажая тонкие, изящные ноги и дарила улыбки публике. Совсем скорое, ее признали лучше танцовщицей Франции.
Анри буквально сходил по ней с ума. Он не пропускал ни одного ее выступления, одаривал цветами и подарками, рисовал ее каждую ночь и страстно желал. Луиза снисходительно отвечала на его любовь. Однако, идиллия их длилась недолго.
Бесславный конец успеха
Совсем скоро, гонорары юной танцовщицы стали такими, о которых она не смела и мечтать. Ей открылся вход в мир роскоши, и девушка словно обезумела, скупая уродливые и дорогие наряды. Вскоре она и, вовсе, начала регулярно употреблять вино и наркотики. И в ее жизни для Анри просто не осталось места.
Однажды, она выступала на сцене и просто свалилась в зал, не устояв на ногах. Зрители были недовольны таким поведением и требовали выгнать опустившуюся Луизу. Так бесславно закончилась ее карьера великой танцовщицы.
Такая Луиза стала всем безразлична. Располневшая, оплывшая и вечно нетрезвая, она шаталась по улочкам Парижа в поиске таких же неудачников. Увы, бывшие поклонники и воздыхатели от нее отвернулись.
Забыл свою музу и некогда безумно влюбленный в нее Анри. Теперь у него появилась новая любовь – Рыжая Роза. Она не только подарила художнику свою любовь, но и наградила его сифилисом.
Анри пил без меры, периодически страдал приступами белой горячки. Родные, отчаявшись от его образа жизни, положили его в психиатрическую клинику, в надежде на улучшение здоровье. Но курс лечения ничего не дал, напротив, мужчина начал пить еще больше. А в 1991 году его парализовало, через 3 недели он умер.
А еще через 14 лет мир покинула и Луиза. Она умерла в нищете, успев исповедоваться и покаяться священнику. Он простил ей все грехи, так и не узнав, какая страшная грешница каялась перед ним.
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2014/12/blog-post_15.html
Анри де Тулуз-Лотрек 1864–1901 Дж. Болдини. Портрет Анри де Тулуз-Лотрека. 1890-е. — презентация
1 Анри де Тулуз-Лотрек 1864–1901 Дж. Болдини. Портрет Анри де Тулуз-Лотрека е<\p>
2 Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа был единственным долгожданным ребенком набожной графини Адель и эпатажного графа Альфонса. С детства он занимался верховой ездой, охотился, изучал живопись. Автопортрет перед зеркалом Графиня Адель де Тулуз-Лотрек. 1881–1882 Альфонс де Тулуз-Лотрек, управляющий четверкой лошадей. 1881<\p>
3 Первые уроки рисования Анри преподали его дядя Шарль и профессиональный художник Рене Пренсто. Затем он учился в Париже у Леона Бонна и Фернана Кормона. Познакомился и подружился с Ван Гогом. Эскиз, сделанный на маневрах около Кармо Карикатура, на которой Лотрек изобразил себя на заднем плане рядом с Рене Пренсто Портрет Винсента Ван Гога. 1887<\p>
4 Большую часть времени Лотрек проводил на Монмартре, заходил в кабаре и танцевальные залы – «Элизе Монмартр», «Мулен де ла Галетт», «Ша Нуар», перенося на холст и картон наиболее заинтересовавшие его сцены. В некоторых заведениях он уже стал своим человеком, например в «Мирлитоне», артистическом кабаре, основанном певцом Аристидом Брюаном. В танцевальном зале «Мулен де ла Галетт» Тулуз-Лотрек в возрасте 21 года<\p>
5 Картину «В цирке Фернандо. Наездница» можно считать предвестницей настоящего стиля Лотрека. Именно в этой работе Лотрек окончательно отказался от заимствованного у импрессионистов приема писать широкими мазками и перестал даже пытаться правильно строить перспективу. Основным становилась выразительность сцены. Лотрек называл свое творчество «сражением с листом бумаги». Говорят, что великий Дега, увидев однажды рисунок Лотрека, заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь!» В цирке Фернандо. Наездница. 1888<\p>
6 Ла Гулю и Валентин Дезоссе, танцующие в «Мулен Руж» Когда в 1889 г. на Монмартре появился «Мулен Руж», Тулуз- Лотрек стал завсегдатаем этого кабаре, где для него всегда был забронирован столик, а на стене перед входом висела его картина «Цирк Фернандо».<\p>
7 Танец в «Мулен Руж». 1890<\p>
8 В кафе «Ми» (Никчемные) Мир Тулуз-Лотрека – это мир кафешантанов и кабаре, публичных домов и улиц. Однако он всегда был далек от того, чтобы бичевать пороки современности, напротив – все картины Лотрека наполнены симпатией и сочувствием к этим порой не самым симпатичным персонажам. Быть может, подсознательно художник старается вызвать к ним жалость – ведь эти люди, как и он, оказались выброшенными из жизни.<\p>
9 Две подруги Усталость В салоне на улице Мулен. 1894<\p>
10 Туалет. 1896<\p>
11 Плакаты принесли подлинную славу Тулуз-Лотреку. Его стиль – декоративный и вместе с тем тяготеющий к монументальности, с его резкими и экспрессивными линиями и неожиданными ракурсами, – как нельзя лучше подходил для создания рекламы. «Мулен Руж» – Ла Гулю. 1891Японский диван. 1893Жарден де Пари – Жанна Авриль. 1893<\p>
12 Иветт Гильбер Успеху кабаре «Японский диван» способствовала певица Иветт Гильбер. Иветт не заказывала Лотреку афиши, но мастер сам выпустил серию литографий, посвященных ее творчеству. Альбом, хотя и не понравился друзьям певицы, считавшим, что Лотрек сильно обезобразил свою модель, заострив и без того резкие черты ее лица, тем не менее вызвал хвалебные отзывы критиков. Иветт Гильбер поющая Иветт Гильбер, кланяющаяся публике. 1896<\p>
13 После лечения в психиатрической клинике Лотрек стал больше внимания уделять цвету и тону. Поздние картины художника, темные и тревожные, явно отражают состояние автора. Мессалина Поль Вио, переодетый адмиралом. 1901<\p>
14 Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 3/2012 Жюстин Дьёль, сидящая в саду господина Фореста 1891<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/969999/
Танец в картинах художников. Тулуз-Лотрек
Танец в картинах художников. Тулуз-Лотрек.
Французский живописец и график Анри Тулуз-Лотрек родился в 1864, умер в 1901 в возрасте 36 лет. Он родился в древнем аристократическом роду, в силу врожденной болезни он рос слабым, физически неполноценным, вырос калекой и карликом.
Что, с одной стороны, вкупе с необходимостью много быть на свежем воздухе и наклонностью к рисованию, подталкивало его к проведению времени за изображением окружающего мира, а, с другой стороны, существенно повлияло на «попадание в сети» борделей и прочих вечерне-ночных злачных заведений Парижа. Сам Анри написал однажды: «Не думаю, что я когда-либо занялся живописью, если бы мои ноги были длиннее». Возможно все из-за тех же ног излюбленной темой его детства были лошади, а одной из важных тем молодости — разгульные танцы — то есть именно то, что было для него всегда недоступно.
Невозможность жить, как все, повлияло и на его манеру изображать действительность, на эмоции, к которым подталкивает он нас в своих картинах: яркость красок сочетается с уродством, гармония линий и света — с гротеском и иронией.
Первая картина, интересующая нас в связи с искусством танца, это — «Балетная сцена»(слева) 1886г. Тулуз-Лотрек был поклонником Дега, что отчетливо подтверждается этой картиной.
Лотрек подражает здесь манере Дега изображать танцовщиц и сценическое действо.
Он был завсегдатаем злачных развлекательных кабаре, водевилей, но не балетного театра или школы, поэтому он значительно опирается на впечатления Дега.
Однако больше мы ассоциируем картины Анри не с театром, а с кабаре.
В его годы стала популярна так называемая «натуралистическая кадриль» — такой канкан, при которой танцовщица должна была дико визжать во всю мочь, демонстрируя разгул «животных страстей», да и к тому же максимально задирать ногу, образуя абсолютно вертикальную линию, стараясь показать как можно больше всего, что было под юбкой. Еще его называли «канкан-галоп».
Говоря об этих танцах, нельзя не остановиться на рассказе о самом знаменитом кабаре Парижа «Мулен Руже» — Moulin Rouge. Его основали Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер 5 октября 1889, приурочив открытие кабаре к началу Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни. Красный цвет крыльев, видимо, намекал на район красных фонарей.
«Френч канкан» — французский канкан, рожденный в этих стенах, стал славой и фирменным знаком «Мулен Руж». Конечно, они были не единственными кабаре Парижа, можно отметить еще «Элизе-Монмартр», «Рен-Бланш», «Мулен-де-ла-Галетт», но именно Мулен Руж стал «оплотом» канкана.
Первые исполнительницы канкана в Мулен Руж: Ля Гулю (прозвище — Обжора), Нини Патзанлэр (Лапки вверх), Грий Д'Эгу (Канализационная решетка), Мом Фромаж (Сырок). «Выше, Ла Гулю! Еще выше!» — в экстазе орали ее поклонники. На первых представлениях канкана постоянно дежурил начальник полиции нравов. Он следил, чтобы девушки на сцене не задирали юбки выше колен и не подмигивали публике. Но стоило ему отвернуться, как публика и танцовщицы вели себя совсем по-другому. Что даже вносило особую интригу зрелищу.
Если сравнивать с нашей реальностью, Мулен Руж по сути был подобен не дискотекам, а бикини-клубам, где посетителя приходят не танцевать, а смотреть на провокационно (по меркам своего времени) обнажающихся женщин. Что распаляет воображение многих, подвигая на поиски охотящихся до богатых любовников женщин, и даже проституток.
Ну и как минимум на угощение полуголых танцовщиц, что является одной из целей клуба (продвижение продаж алкоголя по особо высоким ценам, конечно). Сейчас мы не называем канкан эротическим танцем, но в те времена он был для зрителей именно таким.
То есть Анри, по понятиям нашего времени, просаживал деньги предков в эротических ночных клубах. Что понятно и не так предосудительно, учитывая его уродство и болезненную неполноценность.
Самое удивительное, что, несмотря на иронию, гротеск, его картины все равно отражают красоту мира, даже в самых уродливых его формах, радость бытия, хотя в его положении можно было ожидать зеленую тоску и желчь, изливающуюся на полотна.
Со времени открытия Тулуз-Лотрек стал завсегдатаем Мулен-Руж. Ранее он ходил в разные кабаре, но «Красная мельница» (именно так переводится название Мулен Руж) завлекло его сразу и безоговорочно. Анри даже имел свой собственный столик в этом заведении. Шарль Зидлер повесил на стене холла картину Лотрека «В цирке Фернандо: наездница» (еще при жизни художника).
«Танец в «Мулен Руж» (справа) — его третья крупная композиция — 1,5 на 1,15м. Ее сразу купил Оллер, а Зидлер повесил в холле рядом с картиной «В цирке Фернандо: наездница». Среди публики Лотрек изобразил своих приятелей по разгульной жизни.
Кроме картин, Анри запечатлел знаменитое кабаре и на афишах. Первая афиша «Мулен Руж» была сделана Жюлем Шере, который пользовался популярностью со своими слащавыми розово-голубыми плакатами. Лотрек с удовольствием взялся за эту работу, тем более что афиша — возможность познакомить с его творчеством широкие массы. В те годы были даже специальные выставки афиш.
Многие срывали понравившиеся афиши для своей домашней коллекции этих предметов. На следующий день после расклейки его афиша, а вместе с ней, и он сам, стали знаменитыми. Впрочем, кабаре тоже в результате получила качественно новый виток популярности и процветания.
На афише мы видим Ля Гулю вместе с Валентином Дезоссе (Валентином Гуттапчивым, а, если дословно переводить — «Бескостным»). Ля Гулю (настоящее имя Луиза Вебер) — любимая модель художника, ее он изображает чаще всех.
Впервые Лотрек увидел ее на сцене Мулен-де-ла—Галетт, когда девушке было всего 16 лет! Затем она выступала в иных кабаре, пока не попала в Мулен-Руж, став в нем звездой клуба. Их сблизил гедонизм — безудержное поглощение радостей жизни «здесь и сейчас».
В период расцвета карьеры Луиза приобрела дом и жила процветая, но уже в 25 лет ее карьеры пошла к заказу, во многом благодаря закономерному спаду интереса публики к «натуралистической кадрили» — зритель жаждет нового зрелища и новой моды. Она прошла путь смены кабаре, но в обратную сторону — к самым менее популярным, затем была то цветочницей, то борцом на ярмарке, то даже привратницей мрачного борделя.
Еще много картин Лотрек посвятил Жанне Аврил, танцевавший в Мулен Руж под псевдонимом Ля Мелинит (Взрывчатка) благодаря страстности и стремительности движений.
Она стала близким другом художника, эта дружба длилась долго, однако Анри делил ее со многими другими «друзьями» и «покровителями». Судьба была к ней более благосклонной — в 27 лет она вышла замуж за художника — журналиста и у нее не было такого плачевного положения в старости, как у Ля Гулю.
В немалой степени она была обязана своей огромной популярностью Лотреку — и она сама постоянно высказывала благодарность художнику.
«Балет папаши Хризантемы» (слева сверху) был оригинальным номером в «Новом цирке». Арена была заполнена водой для имитации озера, там двигались танцовщицы в прозрачных одеждах.
Номер возник под воздействием моды на японский стиль и на танцы Лой Фюллер (идейная последовательница танцев Айседоры Дункан). А на картине «Лой Фюллер» (справа сверху) нам как раз и представлена такая одежда с развевающимися фалдами, создающие ощущение полета.
Самые интересная часть костюма — огромные рукава-паруса, разлетающиеся, как волшебные крылья.
«Ла Гулю и Валентин Дезоссе, танцующие в Мулен Руж» 1895г, написаны Лотреком по просьбе Ля Гулю фактически как рекламный щит. В паре с другим холстом, она украсила шатер актрисы на ярмарке Трона (площадь Трон) — это были попытки Ля Гулю устроиться в качестве танцовщицы уже на закате своей карьеры.
Еще одна «рекламная работа» — картина «Труппа мадемуазель Эглантин» 1896г. Цель — продвижение новой труппы, в которой подруга художника Жанна Аврил выступала как звезда.
Удивительно сочетание схожести изображения танцовщиц с некоторой карикатурной персонализацией каждой из них. Всего несколькими штрихами мастер показал нам их образы. Афиша была хорошо принята лондонской публикой на гастролях труппы.
Чего не скажешь о реакции публики на само представление.
Давайте обобщим: как изображает танцы Анри Тулуз-Лотрек? Танец в его картинах — это, прежде всего, безудержная радость жизни, буйство красок и форм, танцовщица почто что светится и приковывает все взгляды. Пространство танца — центр картины, оно словно излучает сияние во все стороны. А позы — не застывшие и мертвые, а, словно случайные кадры, мгновения истинной жизни, прожитой на все сто процентов!
Эта статья расположена — http://www.divadance.ru/reports/allfdance_izo_tulus_lotrek.htm
—————————
Танец в картинах художников: от древности до импрессионистов. Эдгар Дега и его картины про балет
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4062855/