Описание картины архипа куинджи «на острове валааме»

Архип Куинджи: картины художника. Названия, описания и фото произведений

В Москве проходит выставка Архипа Куинджи — в Третьяковской галерее можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Готовьтесь к выставке и читайте материал искусствоведа Инны Пуликовой о пяти картинах, которые определили творческий путь Куинджи.

«Осенняя распутица», 1870–1872

Собрание Государственного Русского музея

Архип Куинджи родился в 1842 году (по другой версии — в 1840-м) в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии.

Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом.

Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.

Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург.

Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств, однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке.

Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя — внеклассного художника.

В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.

«На острове Валааме», 1873

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».

В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени.

В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».

Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.

Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

«Украинская ночь», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош.

На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков.

Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.

Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».

Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

«Березовая роща», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени.

В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами.

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».

Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.

Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».

«Лунная ночь на Днепре», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.

Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.

Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.

Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» — несмотря на уговоры Тургенева — с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине — ее краски стали темнеть.

В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти.

Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.

Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.

Источник: https://www.culture.ru/materials/167232/arkhip-kuindzhi-istoriya-zhizni-v-pyati-kartinakh

Куинджи Архип Иванович – Школьные сочинения по картинам

    Каждую картину художника Куинджи Архипа Ивановича можно считать уникальной и известной. Его игра света придает каждому полотну изюминку и незабываемость.Совсем новое представление о Севере дает полотно талантливого художника Куинджи Архипа Ивановича «Север».Куинджи Архип Иванович очень любил прекрасные и необычайные ситуации в природе.Глядя на картины Куинджи Архипа Ивановича, непременно в глаза падает яркое пятно света. Он очень любил показывать свои пейзажи при лунном и солнечном свете.Известный мастер света Куинджи Архип Иванович после неодобрительного поведения коллег над произведением «Березовая роща» перестал выставлять свои полотна на выставках.Великим мастером пейзажа и непревзойденным талантом в игре света считается художник Куинджи Архип Иванович.Мастерство А.И. Куинджи передавать точность увиденного им, поражает.Бодрящий воздух поднимается с реки, и туманом расстилается по степи. А.И. Куинджи мог писать свои картины так, чтобы зритель не только видел, но и чувствовал все, что происходит вокруг.Вид заброшенного селения один из самых печальных. Непонятно, как сложилась судьба его бывших жителей. Создается впечатление о всеобщем обветшании и нищете. Вот и А.И.Вечер, тишина, из леса слышатся трели соловья, который прощается с этим днем, и рассказывает, как он счастлив был его прожить. И даже тучи широкой полосой куда-то спешат.Талант мастера по-новому раскрылся в данной картине А.И. Куинджи. На этот раз художник изображает пустынный остров, с речушкой и лесом.Полнолуние всегда вдохновляло творческих людей. Рожденные под его воздействием произведения дышат лирикой необыкновенного момента. Вот и картина великого художника А.И.Реалистичность работ А.И. Куинджи изумляет. Я всегда, когда смотрю на его полотна, чувствую себя не посторонней, а как будто стою рядом с местом действия и наблюдаю.Почему то первое, что приходит на ум, когда слышишь о Севере – это холода и снега. Картина же А.И. Куинджи полная противоположность такому утверждению.А.И. Куинджи разбудил в себе поэта, вторя пушкинским строкам про тихую ночь в Украине, он написал свое произведение не менее задушевно и взволнованно.Отличительная черта таланта А.И. Куинджи заключается в его стремлении рассказать своим почитателям о красоте. Разного рода изящество природы освещено художником в его работах.Когда я впервые увидел картину А.И. Куинджи, то обратил внимание на мастерство автора при изображении света и тени. Он будто играет с ними. Эффект получается очень необычным.
Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «цирк»

Источник: https://pokartine.ru/kuindzhi/

10 неизвестных: пейзажи Архипа Куинджи

Виктор Васнецов “Портрет А.И.Куинджи”, 1869

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.

ru запустило новую рубрику “10 неизвестных”, в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

27 января исполнится 175 лет со дня рождения великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, поэтому сегодня рубрика “10 неизвестных” посвящена ему.

Архип Куинджи “На острове Валааме”, 1873

Архип Куинджи “На острове Валааме”, 1873

Архип Куинджи начинает работать в Петербурге с середины 1860-х, переезжая из Мариуполя с целью поступить в Академию художеств. Первые произведения художника были созданы под влиянием живописи его учителя, Ивана Константиновича Айвазовского, всемирно известного крымского художника-мариниста, работавшего в Феодосии.

С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна “На острове Валааме”, относятся картины “Ладожское озеро” (1873) и “Север” (1879).

Художник Илья Репин писал о новой работе Куинджи: “Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге”.

Картина “На острове Валааме” стала первой работой Куинджи, которую купил для своей коллекции Павел Третьяков, что означало настоящее признание живописца в художественных кругах.

Архип Куинджи “Забытая деревня”, 1874

Архип Куинджи “Забытая деревня”, 1874

О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были “Осенняя распутица” (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, “Забытая деревня” и “Чумацкий тракт в Мариуполе”, которые хранятся в Третьяковской галерее. Звание “классного художника первой степени”, присвоенное Куинджи в 1878, означало награждение живописца большой золотой медалью от Академии Художеств, право на пенсионерскую поездку по Европе, звание академика и гражданский чин девятого класса. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года. Художник Илья Репин, узнав от Ивана Крамского о замысле новой работе Куинджи, сказал: “Какую штуку откопал! … Идея бесподобна”, а биограф Куинджи, искусствовед Виталий Манин описывал картину так: “Убогость российской деревни, выраженная ржавыми красками”.

Архип Куинджи “Украинская ночь”, 1876

Архип Куинджи “Украинская ночь”, 1876

Впервые картина “Украинская ночь” была показана на 5-ой выставке передвижников, где имела огромный успех, после чего Куинджи представил ее в 1878 году на Всемирной выставке в Париже.

“Куинджи, – писала французская критика, – бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других”. Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника.

Начиная с этого момента, он отходит от академической трактовки пейзажа и начинает экспериментировать с колоритом и иллюзией лунного света и освещения в своих произведениях.

Большая часть картины “Украинская ночь” написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины выхвачены из темноты яркими лучами света.

Архип Куинджи “Березовая роща”, 1879

Архип Куинджи “Березовая роща”, 1879

В 1879 году Куинджи представил своеобразную трилогию пейзажей “Север”, “Берёзовая роща” и “После дождя”.

Световые эффекты, которых Куинджи стремился достигнуть живописными средствами, говорят о том, что многократные поездки в Париж позволили художнику близко познакомиться с поисками французских художников-импрессионистов, работавших в те же годы.

И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистских приемов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами – разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и легкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов – было совершенно очевидно.

Архип Куинджи “После дождя”, 1879

Архип Куинджи “После дождя”, 1879

Еще одна живописная работа из трилогии, представленной Архипом Куинджи на 7-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

На картине – дома степного хутора, освещенные проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем.

Но ощущение грозы еще сохраняется в воздухе: черное небо на заднем плане еще покрыто тяжелыми дождевыми тучами, но дождь, очевидно, уже закончился, ветер не гнет траву, вода в реке спокойна, а лошадь мирно пасется на берегу.

Архип Куинджи “Днепр утром”, 1881

Архип Куинджи “Днепр утром”, 1881

В 1881 году художник создает картину “Днепр утром”, где в очередной раз виртуозно передает освещение и мимолетное ощущение предрассветного тумана, смело используя приемы импрессионистической живописи. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться.

Как объяснял сам Куинджи, “художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.

Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи”.

При этом он продолжает работать: возглавляет в Академии художеств пейзажную мастерскую и передает свое мастерство ученикам, среди которых был Николай Константинович Рерих.

Архип Куинджи “Лунная ночь на Днепре”, 1882

Архип Куинджи “Ночь на Днепре”, 1882

Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – “Лунная ночь на Днепре” была написана в 1880 году и хранится сегодня в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге. В Третьяковской галерее же хранится копия произведения, написанная самим художником в 1882 году.

“…Его “Ночь на Днепре” вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое”, – писал друг Куинджи Иван Крамской.

Картина “Лунная ночь на Днепре” была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.

Архип Куинджи “Лесная поляна”, 1887

Архип Куинджи “Лесная поляна”, 1887

В этом полотне нет каких-то сложных цветовых решений или композиционных поисков. Небо написано размашистыми серо-лиловыми мазками, а травы и цветы на переднем плане прописаны довольно подробно. Это, конечно, удивительный “портрет” русской природы, в котором чувствуется мастерство художника Архипа Куинджи.

Архип Куинджи “Эльбрус. Лунная ночь”, 1890-1895

Архип Куинджи “Эльбрус. Лунная ночь”, 1890-1895

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака, при котором можно увидеть отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке.

По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатленный поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Николая Рериха на создание гималайских пейзажей.

Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина “Эльбрус”.

Архип Куинджи “Пейзаж. Степь”, 1890-1895

Архип Куинджи “Пейзаж. Степь”, 1890-1895

В своем творчестве Архипу Куинджи удалось достичь того, к чему стремились и чего не достигали многие художники – создать на плоскости картины впечатление бесконечности живописного пространства. На картине “Пейзаж.

Степь” художник передает эффект густого тумана: такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной.

Благодаря этому, кажется, что граница земли и неба размывается и пропадает, и человеческий глаз не может уловить тончайшую линию горизонта.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/94160

Сочинение по картине Куинджи “На острове Валааме”

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: “Ладожское озеро” (1872), “На острове Валааме” (1873).

Эти пейзажи стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики. По замечанию Константина Кавелина, этика – это “гигиена духа”.

Читайте также:  Описание картины михаила шибанова «крестьянский обед»

Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажей Куинджи.

О картине “На острове Валааме” Репин сказал, что она написана “удивительным серебряным тоном”. С живописной точки зрения картина безупречна.

Ее образ вливается в поток сумеречных пейзажей, так характерных для саврасовско-васильевского направления, с единственной, но существенной оговоркой: образ лишен саврасовской душевности. Он скорее драматичен, нежели лиричен.

Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.

В “Ладожском озере” отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен…картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца.

Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. Картина действительно была хороша. Куинджи преодолел в ней перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков.

Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.

С картиной “Ладожское озеро” произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину “Мертвый штиль”, где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А. С.

Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права.

Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.

(Пока оценок нет)
Loading…Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Куинджи “На острове Валааме”« Семья Болконских сочинениеСочинение по картине Поленова “Цезарская забава” »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-kuindzhi-na-ostrove-valaame/

Архип Куинджи

Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Это проявляется прежде всего в сюжете, передающем бурное состояние природы, в повышенной психологизации пейзажного образа, в живописной свободе и в особой эмоциональной роли, придаваемой фактуре живописи.

Нервный динамичный мазок, способствующий передаче стремительности движения туч, создает сложную структуру полотна. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.

Куинджи не выявляет свои духовные порывы, не субъективизирует восприятие пронесшейся грозы, а старается запечатлеть ее в реальном, объективном качестве. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.

Зеленью прописаны белые мазанки и фиолетовый ручей, дабы выдержать цветовые отношения на плоскости полотна и не прервать его резким цветом.

Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу.

В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. В картине сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер.

В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы.

Русский художник Архип Иванович Куинджи
Вечер на Украине. 1878

Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.

Краски горят на белых стенах хаты. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.

В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. Вечер на Украине едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение.

Цвет сообщает изображению зачарованную недвижность, необычайный покой какого-то неземного свойства. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.

Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А.И.Куинджи отсутствовали, и это было сразу же замечено зрителями. П.М.Третьяков писал И.

Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника.Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».

На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков.

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным.

Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение.

Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.

Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.

Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу.

Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь.

Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью.

Многочисленные атрибуты пейзажа – стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника – поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета.

Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.

Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием.

Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.

Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались…

Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.

Читайте также:  Описание картины виктора васнецова «автопортрет»

Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина… вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.

Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

На острове Валааме.

1873

  По целостности впечатления, производимого картинами Куинджи, он напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но Куинджи более однороден в тонах каждой картины и, сосредоточивая тем внимание зрителя, не дает ему разнообразия после удовлетворения первого впечатления. Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. Особенное возбуждение произвела его “Ночь на Днепре”, где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией.

РАДУГА. 1900-1905

После дождя. 1879

Русский художник Архип Иванович Куинджи
После дождя. 1879

Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Это проявляется прежде всего в сюжете, передающем бурное состояние природы, в повышенной психологизации пейзажного образа, в живописной свободе и в особой эмоциональной роли, придаваемой фактуре живописи.

Нервный динамичный мазок, способствующий передаче стремительности движения туч, создает сложную структуру полотна. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.

Куинджи не выявляет свои духовные порывы, не субъективизирует восприятие пронесшейся грозы, а старается запечатлеть ее в реальном, объективном качестве. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.

Зеленью прописаны белые мазанки и фиолетовый ручей, дабы выдержать цветовые отношения на плоскости полотна и не прервать его резким цветом.

Снежные вершины. 1890-1895

Берег моря со скалой

Бурьян

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895

Ночное. 1905-1908
Ночное. 1905-1908

Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось у Куинджи в картине Ночное с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В Ночном – прощальном произведении Куинджи — воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба.

Элегичность, некая прощальность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Своим творчеством Куинджи опередил время, открыв новое романтическое движение, вырвавшееся на простор XX века. Художник заложил основы романтического искусства и остановился, словно ожидая подкрепления.

И оно пришло, но в следующем столетии.

Закат

Закат

Закат в степи на берегу моря

Зима. Оттепель

Зима. Пятна света на крышах хат

Кипарисы на берегу моря. Крым

Лесное болото

Озеро. Вечер

Осень

 Подсолнухи. Крым

Ранняя весна

Эльбрус на закате

Крым. 1900-1905Редко приходится биографу заниматься характеристикой столь оригинальной, столь исключительно-самобытной натуры…

Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству…

В детстве – сиротство и нищета и пастьба гусей, а под конец жизни – миллионное почти состояние, целиком отдаваемое на нужды родного художества. Первое прикосновение к краскам и кистям…

при раскраске заборов, а затем – без помощи каких бы то ни было меценатов, покровителей, учителей и школ – завоевание такой художественной славы, блеск и шум такого успеха, какие немногим русским художникам выпадали на долю. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками… Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.

«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни… Выковав к 40-летнему возрасту свою славу и достигнув ее вершины при огромном спросе на его картины, при небывало напряженном интересе к нему публики, – он внезапно порывает всякое общение с нею. Нет больше выставок Куинджи. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.

Он заточается в своей мастерской и втайне даже от ближайших учеников и друзей отдается усиленной работе, новым исканиям…Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства…

Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений, исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, – и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю…Таков был этот оригинальный человек…

Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных… А если обратимся к чисто художественной роли и судьбе А.И.Куинджи, то и здесь мы натолкнемся на такие же неожиданности.Он слагается духовно и выступает со своими первыми произведениями в годы расцвета нашего реализма.

Литература, живопись, даже музыка, – все ставит себе целью приближение к действительности, жизненную правду и простоту. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.

Но с первых же своих выступлений он, в сущности, прокладывает дорогу иному искусству, иной концепции: элементы импрессионизма, субъективизма у него налицо с самого начала, и именно из среды его учеников выйдут впоследствии пейзажисты-лирики, пейзажисты-романтики…

Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Но эта правда, проходя сквозь горнило могучей индивидуальности художника, претворялась в ней…

Пожалуй, именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.

Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы? Переполненность личным стихийным настроением да разве это не кардинальная черта всей его фигуры? Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе?..И с юношеских лет это богатое стихийностью я всецело предано, всецело прилепилось к искусству. Это я слилось, спаялось с искусством… Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Эта редкая слитность, это единство личности и дела жизни, эта двуединость – вот основная характеристика Куинджи… А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже…

Имя Архипа Ивановича должно войти в историю русского искусства как имя художника-новатора, затем учителя, создавшего целую плеяду выдающихся художников, и наконец, как имя общественного деятеля на пользу художественной молодежи и родного искусства вообще.

http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm

http://kuinje.ru/kuinji_biog1.php

Источник: https://alindomik.livejournal.com/15072.html

Ссылка на основную публикацию