Описание картины архипа куинджи «забытая деревня»

Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи — украинский и русский художник, мастер пейзажной живописи.

Куинджи Архип Иванович родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».

Ладожское озеро. 1873

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

Забытая деревня. 1874

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875

Украинская ночь. 1876

В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.

В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

Березовая роща. 1879

После грозы1. 1879

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Днепр утром

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.

Осенняя распутица. 1872

Забытая деревня. 1874

«Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.

Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.

Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.

Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.

Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре(Санкт-Петербург)

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.

«Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича , «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде — «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.

Ай-Петри. Крым. 1898-1908

Берег моря со скалой. 1898-1908

Березовая роща. 1880-е

Березовая роща. 1901

Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890-1895

Березовая роща

Березовая роща. 1879

Бурьян. 1875

Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

Вечер на Украине. 1878

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882

Волны

Восход солнца

Голова крестьянина — украинца в соломенной шляпе

Горы. 1890-1895

Дубы. 1900-1905

Закат в степи на берегу моря. 1898-1908

Закат в степи. 1900

Зима. Пятна света на крышах хат. 1890-1895

Казбек

Лов рыбы на Черном море. 1900

Лунная ночь на мере

Море с парусным кораблем. 1876-1890

Облако

Осенняя распутица. 1872

После дождя. 1879

Радуга. 1900-1905

Роща. 1898-1908

Стволы берез. 1879

Степь. Нива. 1875

Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895

Источник: https://obiskusstve.com/343098524674820756/master-pejzazhnoj-zhivopisi-arhip-ivanovich-kuindzhi/

Архип Куинджи: биография и личная жизнь художника, разбор картин

Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели.

Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

В Москве проходит выставка Куинджи — в Третьяковской галерее можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Читайте биографию живописца и готовьтесь к походу в музей.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе в семье сапожника. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом.

Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето.

Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи — передвижник

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками.

Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал.

В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро».

В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии.

Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества.

Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.

Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.

В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».

В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.

Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников.

На его могиле на Смоленском православном кладбище установили бронзовый бюст и надгробие по проекту архитектора Алексея Щусева.

В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8240/arkhip-kuindzhi

10 неизвестных: пейзажи Архипа Куинджи

Виктор Васнецов «Портрет А.И.Куинджи», 1869

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.

ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

27 января исполнится 175 лет со дня рождения великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, поэтому сегодня рубрика «10 неизвестных» посвящена ему.

Архип Куинджи «На острове Валааме», 1873

Архип Куинджи «На острове Валааме», 1873

Архип Куинджи начинает работать в Петербурге с середины 1860-х, переезжая из Мариуполя с целью поступить в Академию художеств. Первые произведения художника были созданы под влиянием живописи его учителя, Ивана Константиновича Айвазовского, всемирно известного крымского художника-мариниста, работавшего в Феодосии.

С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна «На острове Валааме», относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «Север» (1879).

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «искушение святого антония»

Художник Илья Репин писал о новой работе Куинджи: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».

Картина «На острове Валааме» стала первой работой Куинджи, которую купил для своей коллекции Павел Третьяков, что означало настоящее признание живописца в художественных кругах.

Архип Куинджи «Забытая деревня», 1874

Архип Куинджи «Забытая деревня», 1874

О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», которые хранятся в Третьяковской галерее. Звание «классного художника первой степени», присвоенное Куинджи в 1878, означало награждение живописца большой золотой медалью от Академии Художеств, право на пенсионерскую поездку по Европе, звание академика и гражданский чин девятого класса. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года. Художник Илья Репин, узнав от Ивана Крамского о замысле новой работе Куинджи, сказал: «Какую штуку откопал! … Идея бесподобна», а биограф Куинджи, искусствовед Виталий Манин описывал картину так: «Убогость российской деревни, выраженная ржавыми красками».

Архип Куинджи «Украинская ночь», 1876

Архип Куинджи «Украинская ночь», 1876

Впервые картина «Украинская ночь» была показана на 5-ой выставке передвижников, где имела огромный успех, после чего Куинджи представил ее в 1878 году на Всемирной выставке в Париже.

«Куинджи, – писала французская критика, – бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника.

Начиная с этого момента, он отходит от академической трактовки пейзажа и начинает экспериментировать с колоритом и иллюзией лунного света и освещения в своих произведениях.

Большая часть картины «Украинская ночь» написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины выхвачены из темноты яркими лучами света.

Архип Куинджи «Березовая роща», 1879

Архип Куинджи «Березовая роща», 1879

В 1879 году Куинджи представил своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя».

Световые эффекты, которых Куинджи стремился достигнуть живописными средствами, говорят о том, что многократные поездки в Париж позволили художнику близко познакомиться с поисками французских художников-импрессионистов, работавших в те же годы.

И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистских приемов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами – разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и легкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов – было совершенно очевидно.

Архип Куинджи «После дождя», 1879

Архип Куинджи «После дождя», 1879

Еще одна живописная работа из трилогии, представленной Архипом Куинджи на 7-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

На картине — дома степного хутора, освещенные проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем.

Но ощущение грозы еще сохраняется в воздухе: черное небо на заднем плане еще покрыто тяжелыми дождевыми тучами, но дождь, очевидно, уже закончился, ветер не гнет траву, вода в реке спокойна, а лошадь мирно пасется на берегу.

Архип Куинджи «Днепр утром», 1881

Архип Куинджи «Днепр утром», 1881

В 1881 году художник создает картину «Днепр утром», где в очередной раз виртуозно передает освещение и мимолетное ощущение предрассветного тумана, смело используя приемы импрессионистической живописи. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться.

Как объяснял сам Куинджи, «художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.

Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».

При этом он продолжает работать: возглавляет в Академии художеств пейзажную мастерскую и передает свое мастерство ученикам, среди которых был Николай Константинович Рерих.

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1882

Архип Куинджи «Ночь на Днепре», 1882

Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году и хранится сегодня в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге. В Третьяковской галерее же хранится копия произведения, написанная самим художником в 1882 году.

«…Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое», – писал друг Куинджи Иван Крамской.

Картина «Лунная ночь на Днепре» была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.

Архип Куинджи «Лесная поляна», 1887

Архип Куинджи «Лесная поляна», 1887

В этом полотне нет каких-то сложных цветовых решений или композиционных поисков. Небо написано размашистыми серо-лиловыми мазками, а травы и цветы на переднем плане прописаны довольно подробно. Это, конечно, удивительный «портрет» русской природы, в котором чувствуется мастерство художника Архипа Куинджи.

Архип Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь», 1890-1895

Архип Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь», 1890-1895

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенского призрака, при котором можно увидеть отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке.

По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатленный поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Николая Рериха на создание гималайских пейзажей.

Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина «Эльбрус».

Архип Куинджи «Пейзаж. Степь», 1890-1895

Архип Куинджи «Пейзаж. Степь», 1890-1895

В своем творчестве Архипу Куинджи удалось достичь того, к чему стремились и чего не достигали многие художники – создать на плоскости картины впечатление бесконечности живописного пространства. На картине «Пейзаж.

Степь» художник передает эффект густого тумана: такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной.

Благодаря этому, кажется, что граница земли и неба размывается и пропадает, и человеческий глаз не может уловить тончайшую линию горизонта.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/94160

«Художник света». К 175-летию Архипа Ивановича Куинджи

«У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга»

И.Н. Крамской

15 января исполнилось 175 лет со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи (1841?-1910), русского живописца-пейзажиста.

Архип Иванович Куинджи, 1870

Архип Куинджи родился в местечке Карасу под Мариуполем в 1841 (по другим данным – 1842), в семье бедного сапожника-грека. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».

Ребёнок рано лишился родителей и жил в большой бедности. В школе Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.

Не окончив школу, он был определён к строительному подрядчику, затем к хлеботорговцу; потом  выучился у учителя-грека грамоте по-гречески.

С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подручном материале – на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Был в учениках у И.К. Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту – лишь толок краски.

В 1860–1861 годах Архип едет в Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств. «Был уже не мальчик, – рассказывал он впоследствии, – понимал, что времени терять в мои годы нельзя.

Желание учиться у меня было горячее и твёрдое, и я решился ехать в Петербург где никого не знал и был почти без денег». Однако поступить ему не удалось: он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах.

Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу.

В 1868 г. на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля в Крыму», за которую получил звание неклассного художника. С третьей попытки он становится вольнослушателем Академии,  окунаясь в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И.Е. Репиным, В.М, Васнецовым, знакомится с И.Н. Крамским, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским.

На выставку 1869 г. Куинджи представил три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Чёрном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В них явно ощущалась увлечённость молодого художника стилем и живописной манерой И.К. Айвазовского и его стремление овладеть основами академической школы.

За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника.

Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников*, посвящённые крестьянской теме.

По раскисшей под дождём дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредёт женщина с ребёнком – вот почти и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

А.И. Куинджи «Осенняя распутица», 1872

Лето 1872 г. Куинджи посещает остров Валаам – любимое место петербургских пейзажистов. В результате появились картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».

Неторопливо, спокойно ведёт художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с тёмными густыми лесами, упавшими деревьями.После выставки 1873 г., на которой экспонировалась картина «На острове Валааме», о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

 О картине И.Е. Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». Картина стала первым произведением Куинджи, приобретённым П.М. Третьяковым.

А.И. Куинджи «На острове Валааме», 1873

В 1873 г. после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь его лежал через Германию.

В Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле, Вене.

Куинджи считал, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы». Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Катина «Север» закончила серию северных пейзажей. Затем долгие годы Куинджи отдаёт свой талант воспеванию природы южной и средней полосы России.      

В «Берёзовой роще»** художник созерцает красоту. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В картине доминирует идея красоты.

Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо – монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берёз на переднем плане кажутся плоскими декорациями.

В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты».

А.И. Куинджи «Берёзовая роща», 1879

Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зелёную поляну, играя на белых стволах берёз, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.

В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Передний план погружен в тень — так подчёркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова.

Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей.

В 1880 г. в Петербурге Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре». Выставка эта имела огромный успех. У входа на выставку стояла огромная очередь.

Картина превзошла все ожидания публики и уже во время создания обрела небывалую славу: в мастерскую к художнику приходили посмотреть на необычный пейзаж И.Н. Крамской, Д.И. Менделеев, И.С. Тургенев и многие другие.

А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880

Картина поразила зрителей сочетанием глубокой правды и не имеющим аналогий живописным решением. Среди зрителей возникали разговоры о том, что художник пользуется специальной «лунной» краской. Пейзажист В.Д. Орловский после долгих размышлений пришёл к выводу, что Куинджи пишет природу, глядя на неё сквозь цветные стёкла.

О Куинджи говорили везде. Он стал самым известным человеком в Петербурге. «Положительно я не помню, – писал поэт Я. Полонский, – чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление».

Картина властно приковывала внимание зрителя. Освещённая с обеих сторон специальными лампами, она казалась окном, открытым в чарующую украинскую ночь. Замер, не шелохнется Днепр, освещённый бледным светом луны. Тёмная, тихая ночь царит в природе. Спит украинская деревушка, примостившаяся на берегу, лишь белые мазанки выступают из мрака ночи…

Особенно поразительным был в картине лунный свет: сильный в центре, насыщенный всеми оттенками зеленоватого тона, он постепенно затухал к краям холста, сливаясь с чернотой воды и облаков. Многие не верили, что художник написал всё это, не прибегая к особым живописным секретам.

Мастерство Куинджи в передаче лунного света – результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя.

Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе.

Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.

«Лунную ночь на Днепре» поспешил приобрести великий князь Константин Константинович, который даже в кругосветном путешествии не хотел с ней расставаться. «…Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное своё течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое», – писал И.Н. Крамской.

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи – художник света», – писал И.Е. Репин.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. Наступили долгие годы молчания.

А.И. Куинджи «Снежные вершины гор», 1890-1895

Последние годы Куинджи много путешествовал. По приглашению Н.А. Ярошенко Куинджи впервые приезжает на Кавказ и становится активным участником вечеров на «Белой вилле» в Кисловодске, где встречались литераторы, артисты, художники, учёные.

Поездка на Кавказские Минеральные воды отразилась в творчестве: с 1888 г. художник пишет вершины Кавказа – Эльбрус и Казбек. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти.

Художника привлекает снежная вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Среди «кавказских» полотен художника: «Снежные вершины гор» (1890–1895), «Эльбрус. Лунная ночь» (1890–1895), «Эльбрус днём. Стадо овец на склонах» (1890), «Вершина Эльбруса, освещённая солнцем» (1898–1908); этюды: «Эльбрус»,  «Казбек вечером», «Лунная ночь», «Пятна лунного света» и др.

А.И. Куинджи «Эльбрус вечером», 1898-1908

Свой богатый опыт и мастерство Куинджи передавал ученикам. С 1894 он был приглашён в Академию художеств на должность профессора пейзажной мастерской.

Начало XX века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживал студенческую кассу помощи для нуждающихся учащихся. В 1901 году выделил капитал в сто тысяч рублей в премиальный фонд весенних академических выставок. В 1909 г. его ученики организовали Общество художников, которое позже стало называться Обществом имени А.И. Куинджи.

А.И. Куинджи «Эльбрус вечером. Розовый закат», 1898-1908

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно.

По завещанию великого художника «Обществу» перешёл его основной капитал, который составил около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все оставшиеся после его смерти работы. Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1929 г.

, а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому музею.

Сегодня картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Ставропольском краевом музее изобразительных искусств***.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) – творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане передвижники противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов.

** В апреле 2008 г. на аукционе Sotbey's картина Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща» была продана за 3 065 000 долларов США.

А.И. Куинджи «Зима», посл. треть XIX в.

*** В Ставропольском собрании два этюда с закатом «Зима» и «Сумерки в степи». Прежде, чем занять своё место в Ставропольском музее этюды Куинджи находились в Государственном Русском музее, куда в 1930 г. поступили из Общества имени А.И. Куинджи.


В фонде библиотеки имеются книги о художниках и их творчестве:

Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.

Камминг, Р. Художники [Текст] / Р. Камминг. – М. : Слово, 2000. – 112 с.

Пейзаж в русской живописи: от классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.

Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. : Художник России, 1994. – 208 с.

Художники, композиторы, артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2016/01/2008-doc-filmik-net.html

Описание картины Архипа Куинджи «Осенняя распутица». Куинджи осень описание картины

Главная » Картины куинджи » Куинджи осень описание картины

Среди картин Архипа Ивановича Куинджи «Осень» – не самое известное полотно. Однако оно притягивает к себе своим тихим очарованием.

Лесной пейзаж с деревьями и едва заметной тропинкой кажется немного сумрачным, что передаёт ощущение неумолимого сокращения светового дня. Природа готовится к зиме. Только одно дерево – оно в самом центре композиции – упрямо продолжает зеленеть.

Возможно потому, что оно одиноко и получает чуть больше света, нежели остальные. Вокруг – буйство красок осени.

На заднем плане золотые деревца. Скорее всего, это берёзки. Слева от «упрямого» дерева, тоже вдалеке, рыжий клён. Часть листвы окрашена в бурые тона, а небо – сероватое, словно пронизанное нитками начинающегося мелкого дождя. Лишь багрянец с правой стороны полотна, да красные кустики, скучившиеся вдоль тропинки, напоминают о том, что пока ещё просвечивают сквозь тучи сонные лучи заката.

Судя по богатым листвой кронам деревьев, художник застал раннюю осень. Деревья словно замерли в ожидании холодов, однако этот пейзаж ещё пронизан остатками летнего тепла, бережно хранимыми осенним лесом. Лес словно подёрнут лёгкой дымкой, какую можно встретить в конце осеннего дня, когда воздух медленно остывает, уступая место влажной ночной прохладе.

Картину «Осень» нельзя однозначно отнести к импрессионизму. Впрочем, это справедливо и в отношении всего творчества Куинджи. Однако влияние этого европейского течения здесь ощущается.

Впрочем, Архип Иванович себя не ограничивал рамками определённого стиля, а вместо этого вырабатывал свою собственную неповторимую манеру. Это сделало его картины узнаваемыми, а его самого – знаменитым.

У мастера было много учеников и последователей, многие из которых тоже снискали себе славу великих художников.

Рекомендуем посмотреть:

www.shollklass.ru

Описание картины Архипа Куинджи «Осенняя распутица»

Картина написана в 1872 году.

Мы видим степь, которая совершенно раскисла от осенних дождей. Небо полностью серое и унылое. По дороге пытается проехать повязка, но она постоянно вязнет в грязи. Слева идут ребенок и женщина. Неизвестно, где художник писал этот великолепный пейзаж.

Эта работа художника максимально реалистична. Не существует другого произведения этого времени, настолько полно передающего беспросветность российской жизни. Пейзаж носит оттенок жанровости. Именно он вносит некий сентиментальный оттенок, который не столь характерен для русских пейзажей.

Мотив дороги был характерен для многих картин той эпохи. Она настолько же бесконечна, как и терпение людей.

Что касается цветового решения, то оно абсолютно небывалое для пейзажа реалистического характера. Его убедительность максимально чувственна.

Мы ощущаем особую промозглость воздуха, который словно напоен влагой. Кажется, что так и слышно характерное чавканье грязи, по которой идут ребенок и женщина.

Осенний пейзаж словно весь пронизан серой мглой. Он рассказывает о бедных людях, в жизни которых все также тускло и абсолютно безрадостно.

Куинджи использовал в своей картине всевозможные оттенки серого и коричневого. Здесь нет ни одного яркого пятна, и это неслучайно.

Все изображение сливается в единую серость, которая создает у зрителей такое же безрадостное настроение. Все существование бедных людей беспросветно. Зрители ощущают это в полной мере, лишь взглянув на эту картину.

Каждая деталь осенней природы максимально осязаема и невероятно значима. Здесь все значимо и неслучайно.

Небольшой просвет мы видим лишь на горизонте. Он озаряет картину изнутри. Скорее всего, это осеннее солнце пытается, но безуспешно пробиться сквозь тучи. Наше настроение от этого света не улучшается. Он не помогает скрасить этот унылый пейзаж, который остается таким же грустным.

Описание картины Архипа Куинджи «Осенняя распутица» | источник

sochinenie-o.ru

Описание картины Архипа Куинджи «Солнечные пятна на инее»

Архип Куинджи – художник греческого происхождения, родившийся в семье бедного сапожника. Родители мальчика рано умерли, воспитывали его тетя и дядя. Маленький Архип плохо учился, зато с раннего детства великолепно рисовал. Но работать будущему живописцу тоже пришлось с самых юных лет, и он поменял множество различных профессий – пас гусей, помогал на стройке, торговал хлебом.

Именно один из работодателей заметил талант мальчика к рисованию и посоветовал ему поехать в обучение к Айвазовскому, но Айвазовский поручал Архипу только толочь краски. В Академию художеств он тоже поступил только с третьего раза.

Однако в дальнейшем его талант был широко признан, а картины неизменно вызывали восхищение зрителей.

В зрелости он был признанным мастером так называемого «философского пейзажа» – пытаясь постигнуть в своих работах «конечный смысл вещей», Куинджи экспериментировал с красками и формами и добился своего собственного, отличного от других художников, стиля.

Полотно «Солнечные пятна на инее» ярко иллюстрирует творчество художника. Яркий, но загадочный солнечный свет, многократно преломленный и отраженный в кристаллах инея, создает объемную пространственную композицию. Из широких, плавных, округлых мазков складывается реальный образ заснеженного леса, глубоких мягких сугробов, укрывших землю, и пушистых ветвей деревьев.

Темно-синие деревья вдалеке почти сливаются с лазоревым цветом неба. Солнечные лучи падают косо, создавая ослепительные блики и глубокие контрастные тени. Деревья на картине обобщены и напоминают кучевые облака – но у каждого, кто хотя бы однажды был зимой в лесу, возникает ощущение дежавю. Зритель как будто оказывается посреди заснеженной полянки в глубине русского леса.

opisanie-kartin.com

Описание картины Архипа Куинджи «Ночное»

Эту картину Куинджи принято считать его творческим завещанием. Обстоятельство незавершенности картины здесь выступает как некий символ вечности творческого пути. Эта ассоциация усиливается лунной освещенностью бескрайних равнин – как бы вечным светом на горизонте.

На картине спокойствие южной ночи как будто готовит к наступлению утра. Это ожидание рассвета подчеркивает и наличие табуна лошадей (с незавершенными фигурами), которые пасутся на холме.

Мастерство Куинджи, его неповторимая чуткость особенно проявляется в ощущении нарастания лунного света. Сама луна, освещающая горизонт несмотря на робость, как бы «скромным» серпом зависает над равниной, указывая на свои ночные права над природой.

Да, она конечно же, не солнце, но ее чарующий свет украшает равнину по своему.

Небо на картине почти безоблачное, а редкие облака как очередной удачный штрих, подчеркивают величие ночного неба.

Картина «Ночное» удивительным образом сочетает грусть и надежду. В этом смысле свою роль, конечно же, играет река. Ее лента в своем стремлении слиться с прозрачным небом уходит вдаль.

Широкая и многоводная, в то же время с мирной и спокойной гладью, она также под властью ночи и луни. Отражение последней перед крайним на картине видимым изгибом, является оживляющим реку и картину в целом штрихом.

Грустная у холма река в конце светлеет и олицетворяет надежду.

Ночной пейзаж не помешал Куинджи как всегда во всем великолепии отразить пространство. И еще, на картине каждая фигура максимально гармонично вливается в общую тему. Это касается и на переднем плане мирно спящих людей.

Композиция у картины «Ночное» составлена по всем правилам классики. В картине преобладают оттенки серого, но это не делает ее мрачной. Здесь серый цвет со своими оттенками все делает чистым и прозрачным.

По картине Куинджи самым выраженным ощущениям является ожидание, ожидание рассвета и ожидание того, что невидимая рука мастера завершит ее.

opisanie-kartin.com

Описание картины Архипа Куинджи «Забытая деревня»

Имя Куинджи всегда было окутано загадками. Множество жизненных непонятностей постоянно рождало разговоры за спиной. Однако, его картины были предельны понятны, ясны и реалистичны.

С самой первой своей картины «Забытая деревня» начинающий художник заставил говорить о себе, как о маститом создателе. Картина резко выхватила один момент серой и убогой жизни забытого, никому не нужного люда, показала приближающуюся гибель деревни, и, как следствие, еще большего обнищания ее жителей.

Весь вид полотна дышит безысходностью, тоской и унынием. Ржаво-грязными красками написана даже сама природа. Черные, сгнившие дома, с мертвыми глазницами окон смотрят в никуда.

Дорога осторожно огибает этот вымирающий уголок и убегает вдаль, туда, где небо еще светлое. Да, там, на горизонте нежные голубые небеса, а над самой деревней даже синь разбавлена грязной зеленью.

Видно, что на дворе осень, однако, даже сено не собрано в аккуратные стога, а безнадежно вывалено прямо во дворе. Да и самого двора, как такового, нет. Возможно, когда – то был и забор, но сейчас от него остались только единичные бревна.

Тощая корова мычанием взывает к хозяину, но тот занят своим делом. Лица его не рассмотреть, но вся фигура мужичка говорит о молчаливом смирении и тихом отчаянии. Остался ли кто-то еще в этом уголке, забытом Богом? Сможет ли пережить очередную зиму этот самый мужик со своей единственной коровой, никому это не интересно.

Всюду грязь, нищета, скудность. Кажется, что сама природа не желает скрасить дни этой деревушкой хоть какой-то растительностью. Тоска и безысходность.

Куинджи удалось настолько сильно отобразить всю непривлекательность и трагичность момента, так наполнить свою картину гнетущим настроением, что его работа на выставке художников заняла первое место.

opisanie-kartin.com

Описание картины Архипа Куинджи «Радуга»

Картина «Радуга» – одна из наиболее известных среди картин Куинджи. На картине запечатлено одно из красивейших явлений природы- радуга после сильного дождя.

Пейзаж на переднем плане скуп и однообразен: под ярким синим небом простирается бескрайняя степь. Нет ни высоких раскидистых деревьев, ни густого кустарника, лишь бескрайнее поле.

Трава пронзительного зеленого цвета – это недавний дождь смысл с нее пыль и грязь, все краски стали резкими и четкими. На холме чуть поодаль трава уже пожелтела под солнечными лучами – скорее всего, уже конец лета. Посреди степи проложена узкая дорога.

Дорога немного размыта после сильного ливня. Вдали, над самым горизонтом, еще видны низко нависшие темные грозовые тучи и полоски дождя.

На синем небе, еще не отошедшем от ливня, от края до края над горизонтом простирается цветная дуга. Радуга выглядит как легкий мазок художника краской, созданной из солнечного света. От радуги исходит светлое, нежное свечение.

Именно это свечение освещает омытую дождем степь. Небо над радугой написано художником таким образом, что создается полное ощущение многослойных светлых облаков, передается вся глубина и бесконечность небесного пространства.

При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.

Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее.

Светлые краски и яркие мазки на картине создают ощущение праздности и великолепия, восторга.

Картина выполнена в стиле реализма с оттенками декоративности. Это выражается в чрезмерно ярких оттенках, которые в живой природе не встречаются.

opisanie-kartin.com

Осенняя распутица (картина Куинджи) — WiKi

На картине изображено степное пространство, раскисшее от осенней непогоды, серое дождливое небо, повозка, увязающая в непролазной грязи, слева от которой бредут женщина и ребёнок. Место, где писался этот пейзаж, неизвестно[2].

Линия, начатая художником в картине «Осенняя распутица», была продолжена в его более поздних картинах «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), которые были выставлены на 3-й и 4-й выставках Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), соответственно[5].

В 1890-х годах Куинджи начал работу над картиной «Осень. Туман»[6], практически повторяющей «Осеннюю распутицу» в зеркальном отображении, но эта работа осталась незавершённой[2].

В статье о творчестве Архипа Куинджи искусствовед Виталий Манин писал[2]:

Реалистическим работам Куинджи было положено начало «Осенней распутицей» (1870). Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Пейзаж имеет жанровый оттенок, вносящий некоторые сентиментальные ноты, более характерные для немецкого пейзажа, чем русского.

А искусствовед Владимир Петров так писал об этой картине в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи[7]:

Характерный для отечественной живописи того времени мотив «дороги, бесконечной, как терпение людское» (В. Г. Перов) запечатлен в этой небольшой картине с действительно небывалой для русского реалистического пейзажа интенсивностью цветового решения и чувственной убедительностью, заставляющей ощутить и промозглость насыщенного влагой холодного воздуха, и чавкание грязи под ногами женщины и ребенка, идущих по глинистому косогору от стоящей на «прокисшей» дороге повозки.

ru-wiki.org

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-kuindzhi/kuindzhi-osen-opisanie-kartiny.html

Куинджи Архип Иванович

Другие известные художники

Архип Иванович Куинджи родился в Крыму в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности. Наиболее вероятная дата рождения — 1842 год. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». 

В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали его «в люди» — сперва к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. У Аморети он прослужил до 1855 года. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Любовь к рисованию проявилась у Архипа еще в детстве он рисовал везде, где приходилось на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств.

«Был уже не мальчик, — рассказывал он впоследствии, — понимал, что времени терять в мои годы нельзя. Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я решился ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег».

Однако поступить в академию ему не удалось он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах. 

В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание неклассного художника, и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным и В.

Васнецовым, знакомится с Крамским. Он начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.

«Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами, он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи, — пишет Э.В. Кузнецова.

— Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни». 

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (И. Е. Репин, 1877)

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валаам» (1873). О последней Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». 

В этот период в творчестве Куинджи увлечение суровой красотой северной природы сочетается с социальными мотивами, отражающими его гражданские чувства, его близость к идейно-демократическому искусству передвижников. Такова, например, его картина «Забытая деревня» (1874).

Отодвинув деревню на дальний план, Куинджи усилил впечатление ее заброшенности среди пустынной равнины и изображением хмурого осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей от дождей дороги, непролазной грязи глинистой почвы сумел вызвать тоскливое ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной, однообразной и скудной природы.

То же настроение порождает и другое полотно Куинджи — «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875)». 

«Море. Крым»
(1898—1908)

Поздней весной 1874 года художник поехал на родину. В Мариуполе его ждала девушка, которую он знал и любил едва ли не с самого детства.

Вера Елевфериевна Кетчерджи (после переезда в столицу ее станут звать Верой Леонтьевной), дочь состоятельного купца, отказывала всем женихам.

Теперь они могли пожениться Куинджи уже зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить жене безбедную жизнь в столице. 

С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).

Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат, придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Контрастом глубоких теней и напряженного света Куинджи стремится передать особую чуткую тишину и какую-то торжественность ночи.

Возносящиеся вверх тополя стоят словно молчаливые стражи. В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. 

История жизни Архипа Ивановича Куинджи

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». 

«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. 

«Радуга»
(1900—1905)

«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году. 

«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.

— Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.

 

«Лунная ночь на Днепре»
(1880)

Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем. 

В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». 

С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».

 

«Эльбрус. Лунная ночь»
(1890—1895)

Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит. 

Э.В. Кузнецова рассказывает:

«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И.

Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму». 

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»
(1890—1895)

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908). 

Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками. 

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие. 

Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Источник: http://tunnel.ru/post-kuindzhi-arkhip-ivanovich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector