Кустодиев — это который? — Да что пышных купчих писал..
Купчих он, конечно, писал. И довольно-таки пышнотелых. Согласно тому представлению о красоте, которое бытовало в среде, где и обращались эти самые купеческие Венеры.
И хотя сейчас все помешаны на похудении, слово «целлюлит» стало страшнее слова «жупел», а в красавицах и моделях ходят двухметровые девы-ножницы, все одинаковые, как куклы Барби (я не ворчу — я надеюсь, что скоро мода переменится), но нельзя сказать, что кустодиевские женщины не привлекают глаз. В pяду изобpажений волжских купчих достойное место занимает «Купчиха за чаем» (1918):
…Пpовинциальный гоpодок. Чаепитие. Молодая кpасавица купчиха сидит в теплый летний вечеp на балконе. Пеpед нею стол с самоваpом, фpуктами и сдобой.
Нежный pумянец оттеняет белизну холеного лица, чеpные бpови слегка пpиподняты, голубые глаза что-то внимательно pассматpивают вдали. По pусскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддеpживая его пухлыми пальцами.
Вдали видна теppаса дpугого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.
Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией.
Рассказывают, как почти свихнулся некий митpополит, узpев одну и его каpтин: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Кpасавицу“, ибо смутил он навек покой мой.
Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои.»
Однако писал он не только купчих. Он много чего писал. Мало кому столько доставалось от художественной кpитики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все «оглядывается на пеpедвижников».
Декаденты считали его искусство «безнадежно оpтогpафическим», «Солидные» кpитики из больший печати десятых годов называли pаботы Кустодиева «лубочными». А в 20-е годы молодые кpитики, освоившие пpиемы вульгаpной социологии, повесили на живописца яpлык «последнего певца купеческо-кулацкой сpеды».
Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!».
Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно.
Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.
Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.
Пару слов о его жизненном пути.
Борис Михайлович Кустодиев (1878−1927)
В 1903 году закончил Академию Художеств, получил за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль.
К 1910 году Боpис Михайлович становится всемиpно известен и пpедставляет pусское искусство за pубежом. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. В 1912 году он становится академиком, о нем востоpженно пишет Репин.
К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как «Базаp в pусской деpевне», «Яpмаpка» (1906), «Яpмаpка» (1908), «Яpмаpка» (1910), «Пpаздник в деpевне» (1907), «Деpевенский пpаздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Пpовинция» (1910) и т. д.
С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди — сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза».
И тут пришла болезнь.
В результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.
Евpопейская знаменитость Геpман Оппенштейн ставит диагноз: опухоль в спинномозговом канале, чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Вопрос стоял так: что сохpанить ему: pуки или ноги.
Юлия Евстафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки пpи паpалитике, эта милая, мягкая подpуга и советчица говоpит: «Оставьте pуки. Художник — без pук, он жить не сможет…»
Полгода Боpис Михайлович пpовел в больнице.
Невзиpая на симптомы недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну каpтину за дpугой: «Кpасавица», «Девушка на Волге» — (сpазу пpизнана классикой). Вслед за ними пишет сеpию каpтин-песен «Масленицы», свеpкающую паноpаму pусских пpазднеств, наpодных гуляний, калейдоскоп неповтоpимых по сочности и яpкости сочетаний.
За год до кончины он завеpшил каpтину «Русская Венеpа». Пpекpасное обнаженное тело молодой женщины, кpепкое, здоpовое, излучающее аpомат свежести, чистоты.
Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной pжи, лицо, далекое от классической пpавильности, но пpитягательное, добpое. Непpинужденный, по-своему гpациозный и величавый жест, непpихотливая обстановка пpостой деpевенской баньки.
А последним пpоизведением художника был этюд тpиптиха «Радость тpуда и отдыха»…
Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
…За десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.
http://kustodiev-art.ru
http://www.boriskustodiev.ru
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/18200/
«Купчиха за чаем» Кустодиева
«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь — сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву.
При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.
Свои самые известные полотна он писал по памяти: прикованный к постели, он не мог выезжать на пленэры или искать натуру по городам и весям страны, которая, кстати сказать, была в революционном чаду.
Сюжет
На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший.
Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни.
За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.
Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.
Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.
Контекст
На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами.
«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому.
Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».
Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.
Судьба художника
Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года».
В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.
Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске».
В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38911441-kupchiha-za-chaem-kustodieva/
Сочинение по картине Кустодиева “Купчиха за чаем”
В центре картине изображена молодая женщина, которая пьет чай на балконе. Женщина одета в черное платье с фиолетовыми разводами и чепец такого же цвета. Это подчеркивает то, насколько у нее белое лицо и плечи, а так же свежесть розового лица.
День уже начинает клониться к закату и по небу плывут розовеющие облака. На столе стоит огромный самовар и разнообразные фрукты и сладости: арбуз, виноград, варенье, булки. Рядом стоит расписной ларец для рукоделий, которым купчиха будет заниматься после чая.
Купчиха очень красива. Тело у нее крепкое и здоровое. Она удобно устроилась, подперев локтем другой локоть, и мило отставив пухленький палец. Чай купчиха пьет из блюдца. Кот ластиться к ее белому и пухлому плечу.
Купчиха занимает господствующее положение в картине. Крупная женщина заполняет собой практически все пространство картины. Она словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.
А за пределами ее дома протекает спокойная уличная жизнь. Виднеются дома с вывесками, мостовая, выстеленная булыжниками, гостиный двор и церковь. А с другой стороны виден соседний синий дом, на балконе которого старый купец с женой тоже сидят за самоваром. Ведь что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?
Строение картине создано таким образом, чтобы фигура купчихи и натюрморт, который расположен на переднем плане обретали вместе пирамидальную форму, что делает композицию еще более нерушимой. Плавные и спокойные формы направляют внимание зрителя к центру холста: голые плечи, рука, в которой блюдце, лицо с ясно-голубыми глазами и центром композиции являются алые губы бантиком.
Картина написана с использованием малого количества колористических инструментов. Фактура письма очень гладкая и ровная, чем-то напоминающая эмаль. В картине проявляется своеобразный метод художника Кустодиева.
Написанное им выглядит очень убедительно и правдиво, хотя художник и не повторяет природу, а пишет все от себя. Он использует поистине уникальные цветовые сочетания.
Например, на картине цвет кожи купчихи немного светлее неба.
Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Именно это и является первым впечатлением о ней. Но главное в картине – это ироничность, с которой художник изображает купчиху, а так же уют и безмятежность купеческого быта в уездном захолустье.
(3 votes, average: 5.00
Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-kupchixa-za-chaem.html
Борис Кустодиев: мир на колесах
Page 2
Страшная ПРАВДА о дне СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
Что это? Праздник всех влюбленных или исполненный разврата день, календарно узаконенная оргия?Вся история этого псевдопраздника с древних времен и до наших дней, твердит о том что праздновать его нормальные люди не могут и не должны.Цветы, открытки, слова любви… За ними стоят массовые избиения женщин плетьми, нарушение законов, ложъ, коммерция, голубиный помет, гомосексуализм, пропаганда и другие грязные явления, присущие цивилизации.
Вы не верите? Тогда давайте по порядку…
Ежегодно, 15 февраля, в постепенно гниющей, развращенной, раздираемой всеми возможными кризисами Римской Империи отмечалиЛуперкалии, фестиваль эротизма в честь богини лихорадочной любви Джуны Фебруата и покровителя стад Фавна, он же Луперк.
Самый известный поисковый сервис в интернете по запросу «фестиваль эротизма» выдал вот это:
Фавн, совокупляющийся с козой или козлом. Фестиваль эротизма – это разврат и скотоложество.В то далекое время, была очень высокая детская смертность.
Оракул известил, что для повышения рождаемости, необходимо пороть беременных с помощью жертвенной кожи. И каждый год, в месте где по легенде волчица выкормила Ромула и Рема, (основателей Рима), проводился праздник. После обильного пира, молодые люди раздевались догола, брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть беременных женщин.
А женщинам это в общем то нравилось.В конце 5 века, уже нашей эры, Римская церковь, в лице папы Геласия Первого, пыталась запретить языческий праздник. Луперкалии с 15 февраля перенесли на 14 февраля и назначили им небесного покровителя, святого Валентина.
Ученые не могут сойтись в едином мнении по поводу его личности.
Жил он или нет? Казнил его Клавдий II или нет, а если да, то за что? За проповедническую деятельность среди молодежи или за то, что Валентин, вопреки императорскому запрету воинам женится, венчал их?
Солдатам запрещалось женитсья, так как тогда по мнению императора они больше дорожили бы жизнью. ради любимых…
Если верить средневековой книге «Золотая легенда», после встречи с Клавдием, Валентин был брошен в тюрьму, где якобы исцелил дочь тюремщика.
Автор «Золотой легенды», Яков Ворогинский, вообще любил приврать, но даже он не осмелился приписать Валентину с Джулией, мимолетный предсмертный роман. Это сделали за него позже, наглые переписчики.
Как священник, не имевший ранее романтических отношений с женщинами, оказался во главе дня влюбленных? Те кому выгоден праздник, естественно упорно отстаивают версию о самоотверженном романтике, восставшем на стороне влюбленных против тирана императора.
Попробуйте представить подобную ситуацию в настоящем.
Перенесем ее в наше время.
В современную воинскую часть, ночью, пробирается фанатик с толпой девушек, женит их на ком попало и исчезает. И в те времена, незадачливый сутенер был брошен в тюрьму в наше получил бы как минимум 15 суток. Но вместо того чтобы одуматься, он заводит роман со слепой дочерью тюремщика.
А первая валентинка, это в общем то, предсмертная записка…Любовные записочки сначала писали сами влюбленные. Но уже совсем скоро, теплые чувства вложенные в валентинки, похолодели вместе с появлением тотальной победы открыток изготовленных промышленным способом.
В 1847 году некая Эстер Хаулен, знатно приподнялась на производстве этих открыток, на основе английских образцов. Бизнес приносил семье 100 тыс долларов ежегодно. Популярность валентинок в штатах в 19 веке, стала предвестником коммерциализации праздников вообще.
День Валентина – праздник торгашей и спекулянтов. В общем-то, как и любой теперь праздник.
Каждый год в день влюбленных, в мире рассылается один миллиард открыток, больше, только на рождество. 85% всех открыток, покупают так легко внушаемые женщины.
Валентина, как день влюбленных стали праздновать в 14 веке, широко стали праздновать в 40-х годах 19 века в Англии и США. Откуда зло распространилось по миру.
В 1969 году, католическая церковь исключила Валентина из церковного года, и 14 февраля сделалось днем Кирилла и Мефодия, но было уже поздно…
Современный символ праздника, стилизованное сердце, голубок и купидон. Сердце теперь рисуется совершенно определенным образом.
По распространенной версии, происхождение символа, сердце обязано парочке лебедей, плывущих на встречу друг другу на фоне ярко красного заката.
Пересекающихся головами и основаниями шеи, формируя остроконечный низ. А вы видели как выглядит настоящее сердце?
Психолог, Гальдино Пранзароне, считает что символ сердца имеет происхождение от особенностей женской анатомии. Указывая на то, что античные люди ассоциировали красоту прежде всего с формами женского тела со спины.
Еще одна версия происхождение символа, в его сходстве с семенами растения «сильфий». Изображение с ними найдено на монетах при раскопках в Кирене.
Семена тогда использовались в качестве природного контрацептива и абортивного средства.
Какой бы версии мы не придерживались, это сердце не похоже на человеческое. Об этом пел даже Стинг.
Голуби.
Благодаря пропаганде, на которую были брошены лучшие: Иоанн креститель, Моисей, Пикассо; стали символом мира.
Миролюбивый, безвластный и нежный характер который приписывается этой птице, в противоположность ее реальному поведению, делает ее воплощением кротости и любви, а наряду с этим, пугливости и болтливости.
Уже в античные времена, «голубки», было уменьшительно ласкательным именем любовников и пренебрежительным прозвищем продажных девиц.
Голубиный помет, не только неэстетичная неожиданность. Скопление испражнений и материалов для сборки гнезд, в местах гнездования голубей, может даже нанести вред здоровью человека.
Испражнения и перья голубей, могут быть переносчиками различных заболеваний типа: голубиного орнитоза, псевдотуберкулеза, кистапласмозиса, и пищевых отравлений.
Купидон, он же Амур, он же Эрот.
Почему так много кличек и зачем такая конспирация? Наглый, толстый младенец с оружием. В древней Греции, в честь Эрота устраивалось празднество, «Эротидии».
Кроме того, Эрот – как бог любви и дружбы соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. В отличии от великого Геракла, Купидон всегда стреляет из под тишка.
В последнее время поднимают голову и противники праздника. Основные претензии которые они предъявляют, это коммерциализация и переоценка романтической любви. Или по крайней мере её роли в современном обществе.
Антивалентинисты говорят: «Любовь придумали на Меддисон авеню, чтобы продавать духи и шоколад» и открытки. Помните кстати, как в 90-х годах все раскупали кактусы, якобы они поглощали радиацию от мониторов. Это тоже обман ради прибыли.
Конечно никакую радиацию кактусы не поглощали, но в каждом офисе и дома, возле компьютера стоял кактус.
День влюбленных многие называют праздником Холмарк (Hallmark) – крупнейшей мировой компанией производителя открыток.
Холмарк заработало на чувствах людей, по данным журнала Forbes, четыре миллиарда четыреста тысяч долларов в 2007 году. Теперь у всего есть цена, даже у любви.
Праздновать или не праздновать Валентина, решать вам.
Вы можете выбрать другой день. В 2008 году совет федерации одобрил инициативу учреждения 8 июля, дня супружеской любви и семейного счастья.
В день памяти покровителей благополучия супружеских отношений Петра и Февроньи Муромских. Вы можете не дать капиталистическим акулам заработать на своей любви.
Но вы уже никогда не измените историю, полную дикости, мерзости, предательства, трусости и лжи. Историю человечества и дня святого Валентина.
Page 3
Источник: https://angelvalentina.livejournal.com/415890.html
Художник Борис Кустодиев. Биография, картины Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], — известный русский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у Ильи Репина.
Борис Кустодиев — член Союза русских художников (с 1907года ), «Мира искусства» (с 1911года ), АХРР (с 1923 года).
С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Деревенские праздники» ); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой «модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей).
С начала 1900-х гг. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.
Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения.
Биография Кустодиева
Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков.
Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С.
Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем.
Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.).
Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922).
В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами.
Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды.
Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917).
Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».
Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы».
В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества.
В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций.
Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.
Картины Кустодиева
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/893-kustodiev.html