Борис Михайлович Кустодиев. Часть вторая
Во все периоды творчества у Бориса Михайловича Кустодиева был свой идеал женской красоты — это полная русская женщина с милым открытым лицом. «Папина модель» — так называли в семье художника героинь его портретов.
Любил он писать нарядных купчих, прогуливающихся по городскому парку, медленно распивающих чаи в прохладной тени сада, величественно шествующих по городу с покупками, любующихся своими нарядами, пышными формами перед зеркалом.
Увлечение художника этими темами и желание именно в этом аспекте показать женскую красоту своих героинь связано с намерением автора дать зрителю представление о богатстве и беспечности купеческой жизни.
Кустодиевская героиня не знает тяжести труда. Это сознательно подчеркивается художником. Отсюда нотки иронии, которые проскальзывают в каждой картине. Такова и купчиха в широко известной его картине «Красавица». Молодая, дебелая, стыдливо прикрывая рукой обнаженное тело, лениво поднимается она с мягкого ложа после полуденного сна.
Сочно и вкусно написано ее полное, гладкое бело-розовое тело, пушистые золотистые волосы, небесно-голубые глаза и алые губы на миловидном лице.
В ленивых замедленных движениях ее фигуры, в томности взгляда, мягкой улыбке, скользящей по губам, ощущается беззаботность ее полуживотного существования обывателя, для которого интересы жизни сосредоточены на вкусной еде, сладком сне, домашнем уюте, красоте и добротности окружающих вещей.
Кустодиев любуется своей Венерой и вместе с тем откровенно смеется над ее бездумным существованием.
Каждая картина Кустодиева — это итог его наблюдений жизни. Он любил ходить по городу, изучая нравы его отдельных уголков. В результате прогулок по Москве с актером Московского Художественного театра Лужским родилась картина «Московский трактир». На торгу около Спасской башни был трактир, в котором пили чай и отдыхали извозчики.
Они-то и привлекли внимание живописца. Сделав натурный рисунок, он решил написать картину маслом. «Решив композицию, — вспоминает сын художника К. Б. Кустодиев, — перешел на холст; наметил жидкой охрой рисунок. Сперва написал фон, затем приступил к фигуркам.
При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны. Отец говорил: «…Веяло от них чем-то новгородским — иконой, фреской. Все на новгородский лад — красный фон, лица, красные, почти одного цвета с красными стенами — так их и надо писать, как на Николае Чудотворце — бликовать.
А вот самовар четырехведерный сиять должен. Главная закуска — раки. Там и водки можно выпить с «устатку»…»
…Он остался очень доволен своей работой: «А ведь, по-моему, картина вышла! Цвет есть, иконность и характеристика извозчиков получилась.
Ай да молодец твой отец!» Картина действительно была полна обаяния красочного русского быта.
Поэму художника о старой России завершает серия картин, посвященных масленичным гуляниям, над которой он начал работать с 1916 года. С новой силой прозвучала в них главная тема — тема народного праздника.
Перед зрителем, смотрящим с горы, развертывается широкая панорама холмистого заснеженного пейзажа. Морозным солнцем освещен раскинувшийся на горизонте, в низине, русский город с многочисленными церквами и особняками. Под горой у балагана, у карусели и около торговых рядов движется толпа людей, пришедших на праздник.
На переднем плане, на покрытых снегом холмах, гуляет мастеровой люд — девушки и парни, играющие на гармонии, бегают и катаются на санках ребятишки, мчатся навстречу друг другу сани.
Расписные дуги, яркие ковровые возки, сбруя лошадей, украшенная медными бляшками, ярко-синие армяки ямщиков, желтые и коричнево-красные дома, синие купола церквей — весь этот ансамбль цветов гармонично сочетается с перламутровым с синими тенями снегом и розовато-желтоватым небом.
В кустодиевских масленицах ощущается новый период творческих исканий художника. Вместо анализа, накопления впечатлений, характерных для предшествующего этапа, наступает время их синтеза.
Это было связано с тяжелым недугом мастера, когда в результате паралича ног он уже не мог передвигаться и живо впитывать явления окружающего мира и поэтому был вынужден воплощать в своих творениях ранее полученные жизненные впечатления.
Такова картина «Сенокос». Кустодиев очень любил окрестности села Семеновского-Лапотного. Эта пересеченная лесистая местность с цветущими лугами и полями всегда восхищала его. Она была местом действия многих его картин, в частности и «Сенокоса».
Здесь по склону лесистого оврага, на дне которого протекает светлый ручеек, крестьянки, одетые в яркие платья, фартуки и платки, сгребают сено, ворошат его, нагружают на телегу. Их стройные фигуры, не лишенные грации, красиво выделяются на фоне светлой сочной зелени.
Художник достигает впечатления музыкальности ритмом расположения групп женщин, плавностью и красотой их движений в момент работы.
Кустодиев первый среди русских живописцев с документальностью летописца запечатлел события Февральской революции, увиденные им из окна его квартиры на Введенской улице в Петрограде. Это был эпизод перехода солдат царской армии на сторону восставших рабочих, происшедший 27 февраля 1917 года.
Так художник и назвал свою картину. Написанная широкой кистью зрелого мастера, яркая и солнечная картина передает подъем, царивший в те дни в столице. И в состоянии природы и в настроении людей автор подчеркивает праздничность, радостное приятие людьми революционных событий.
Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца.
После Октябрьской революции Кустодиев обнаружил исключительную чуткость художника, способного своевременно и горячо откликнуться на то, что волновало его соотечественников. Он участвовал в праздничном украшении Петрограда в первую годовщину Октября, писал картины и делал зарисовки, посвященные празднествам в честь II Конгресса Коминтерна.
В 1920 году Кустодиев написал картину «Большевик», где стремился дать символический образ русского пролетариата — нового хозяина земли. Огромная фигура большевика шагает с развевающимся алым знаменем в руках через дома и площади города.
Улицы его заполнены толпами шумящего революционного народа. Большевик у Кустодиева — это жизненно-реальный, обобщенный образ, возведенный в тип. Это в какой-то мере гиперболическое решение темы о партии, неразрывно связанной с народом.
Могучий человек-великан несет миру новую прекрасную жизнь.
Вместе с тем и после Октября Кустодиев остается верен и своим любимым темам — рисующим жизнь провинциального купечества, ушедшую уже в небытие. К таким произведениям относится картина «Осень в провинции».
В 1925 году Кустодиев начал работу над своей последней большой картиной «Русская Венера». Он ее окончил в 1926 году. Картина находится в Горьковском художественном музее. В собрании Третьяковской галереи — авторский вариант, относящийся также к 1925 — 1926 годам.
Кустодиевскую «Русскую Венеру» окружает не пена морская, как это было у древних эллинов, а скромная обстановка деревенской бани, серебристые клубы пара, сверкающие и переливающиеся всеми цветами радуги пузыри мыльной пены. В этой картине уже нет иронического отношения автора к своей героине, как было в «Красавице».
Наоборот, здесь художник искренне любуется здоровой красотой тела крестьянской девушки-работницы. Ее крепкой складной фигуре тесно в темной бане. Она должна слегка согнулась. Розовое тело ее красиво обрамляется золотистыми струями длинных распущенных волос. Веселье видно в ее голубых глазах и светлозубой улыбке.
Этот опоэтизированный образ прекрасной русской женщины, светлую поэму о жизни писал уже очень больной художник, но человек неиссякаемой жизненной энергии и огромного творческого подъема. Прикованный к креслу, он не переставал работать, видя в этом смысл существования.
Борис Михайлович Кустодиев был верным продолжателем традиций великих русских реалистов. До последних дней своих он был полон творческих замыслов.
И. Ростовцева.
Борис Михайлович Кустодиев. Часть первая.
Источник: https://art.sovfarfor.com/izobrazitelnoe-iskusstvo/boris-mihaylovich-kustodiev-chast-vtoraya
Московский трактир — Борис Кустодиев | Культура русского застолья
— Культура — Московский трактир — Борис Кустодиев
В 1915 году Кустодиев побывал в Москве. Он бродил по городу, делал зарисовки.
На Вербном торгу у Спасской башни стоял трактир, любимое место отдыха извозчиков. Они пили здесь чай. Кустодиева увлекла идея написать картину «Чаепитие». Так и родился «Московский трактир».
Московский трактир — место особое. Вопреки сложившимся стереотипам, это не было питейным заведением, где пропивали последнюю рубаху. Обратите внимание на стену за «стойкой бара», как бы это место назвали сегодня. Там стоят чайники, а не бутылки.
Именно таким и предстает трактир на картине.Чай из блюдечка с сушками или баранками. Для тех кто голоден — на стойке раки, окорок, колбаса.
Красные потолки и своды придают картине радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне Пасхи.
Музыкальное сопровождение тех времен — певчие птицы в клетках под потолком. Впрочем, за стойкой бара стоит граммофон.
Вот что рассказывал сын художника Кирилл, позировавший ему для этой картины:
«Отец сперва написал фон, затем приступил к фигурам. При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны.
Держались чинно, спокойно, подзывали, не торопясь, полового, а тот бегом «летел» с чайником. Пили горячий чай помногу – на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели так же чинно, не торопясь.
Кто-то из них читает газеты, он напился, согрелся, теперь отдыхает.»
Московский трактир — Борис Михайлович Кустодиев. 1916. Холст, масло. 99,3×129,3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Есаулков
О чём нам говорит картина? Извозчики из блюдец чинно, Спокойно чай горячий пьют,
О жизни разговор ведут.
В кафтаны длинные одеты – Все синего густого цвета. Пришли за чаем посидеть,
Поговорить и поглядеть.
Узнать всегда могли в трактире О новостях в стране и в мире, И похлебать с мороза щей,
Попить чайку погорячей.
Сидят извозчики спокойно, Ведут себя вполне достойно. В трактире им тепло, уют.
Лишь половые всё снуют.
Один газету уж читает, Попил чайку и отдыхает. А там, где стол пока пустой,
Спокойно дремлет половой.
Трактирщик сам стоит за стойкой – Идёт торговля, видно, бойко: Продуктов много на заказ –
Ветчин, и раков, и колбас.
Красны уже от чая лица… Подносы, пальма, в клетках птицы, И для услады – граммофон
«На всю катушку» заведён…
http://www.stihi.ru/avtor/esaul1940
Источник: https://cultura.menu/kultura/moskovskij-traktir-boris-kustodiev/
Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия
veniamin1 wrote in history_of_artAugust 15th, 2010
Оригинал взят у
veniamin1 в
Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия.
Русская Венера (1925-1926)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927)
Посмотрите на эту радостную открытость плоти!
Он назвал её «Русская Венера», и разве это
не так?Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,— уже куда больше 10-ти лет,— было то,что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника)и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы. Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,неслыханному и невиданному, что происходило в стране.Но не так много.Пока просто посмотрите.После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы) должны быть вместе с остальными.
Поэтому помещаю снова.
Купчиха на балконе. 1920 г.
Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,когда не каждый день случалась селёдка на столе,—- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,—как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?Посмотрите на работы Кустодиева.Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,
и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.
Красавица. 1915г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878—1927)
Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодняесть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.Пока просто смотрите.ОНА—КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.Вот и посмотрите на красавицу!
Купальщица-2. 1921
Аглицкая меря. 1924г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.А там написано: «К Блохе»Да, это сделано для постановки «Левши» в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?Вот это она и есть. То есть меря—это просто английское женское имя—Мэри.Такую героиню ввёл театр. Английская Мэри—или по-нашему: «Аглицкая меря».Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.Кто как это видит или чувствует?По моему она русская, как и та, что на картине ниже.
Матрос и милая. 1920г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ или АГЛИЦКАЯ?Здесь, на этой картине русская Катя! Такой, как эта с матросом, должна быть Катя «толстоморденькая»,из «Двенадцати» Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.Чулочки, и «…С солдатьём гулять пошла…» Снобы выдумывают про неё ипро поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал!!!Вот она! Катя— толстоморденькая!
«Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.» на Яндекс.Фотках
Купчиха и Домовой. 1922г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно смотреть, потому что вы будете понимать.И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.
Нормально!!! Ничего удивительного.
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
Что же мы здесь видим?
Мы видим ЛЮБОВЬ!!!
Посмотрите, как он любил свою дочку.Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве. Мы видим его любовь на портрете.
Вот это и есть сила искусства.
***************************************************************************
Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль и потом он поехал в Европу.Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.
https://www.youtube.com/watch?v=J3sJpP8Nb3g
Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессоразнаменитое московское «Училище живописи…и…».Он не захотел связывать свою творческую жизнь. Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,и у него туберкулёз позвоночника.
Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли. Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,»Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901…
«У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.Совсем немаленькая.Там же пару сотен портретов.Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,—к своему собственному, русскому, расписному миру.И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,—-совершенно оригинален.
Если не сказать—уникален.
**********************************************************************************
Кустодиев был высокого класса портретист.Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина, станет его полным наследником. И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую Россию Кустодиева, как настоящее искусство.Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал
иногда интереснее чем Репин.
Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.
Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.
Вот двойной мужской портрет..Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к начальству, так Кустодиев их и написал.Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом, возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской «Дуэли».Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.
Классный двойной портрет!
Бродский Исаак 1920 г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.Нету желающих.Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.Бродский был талант.Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым—, может к середине 30-х,— он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать сам.
Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.
Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Притягательный дамский портрет.Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он, Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.
Это называется композиция и
это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится.
Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.Но какой портрет.Какой класс!Потом, Кустодиев переменился.И стал писать его собственную Россию.Этого Репин не принимал и не понимал.
Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.
Пасхальный обряд (Христосованик). 1916
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
================================================================
Жить без любви, быть может, просто,
Но как на свете без любви прожить?
Никак не прожить!Старый просто млеет от этого поцелуя!! Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,а потом стала целовать. Всё как полагается.
Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.
Кажется это последний автопортрет,на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,который собирается осуществить всё что он задумал.Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза позвоночника осталось 4 года.Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый. И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске. В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными
страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.
Купальщица-1. 1921 г.
Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)
Купец (Старик с деньгами). 1918 г.
Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)
=====================================================================
Это конечно не приказчик. Это —САМ! То есть —КУПЕЦ.Так его называли приказчики и все его служащие.За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли —САМА.Икона на месте. Чтобы было видно, что : БОГУ—БОГОВО…
А дальше, на прилавке, уже без Бога.
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
==========================================
Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!Что скажете наши прекрасные участницы?Вы ж на него посмотрите—ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!Обратите внимание на дату. У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!Это 1920-ый год— ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввестиподобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.Вот это приказчик!!
Хорош!!
Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,
Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.
Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.
Вениамин.
P.S.Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня. Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.
Источник: https://history-of-art.livejournal.com/482252.html
Московский трактир. Московский трактир картина
ГлавнаяКартиныМосковский трактир картина
Борис Михайлович Кустодиев
«Московский трактир»
1916 год
Третьяковская галерея, Москва
Кустодиев был художником, обладавшим могущественным даром захватывать, увлекать зрителя. Искусство Кустодиева, как и почти все искусство XX века, требует соучастия зрителя в творческом процессе, его сопереживания.
Оно требует от зрителя определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Секрет искусства Кустодиева и его своеобразие заключается в том, что эти усилия зритель совершает почти не заметно для самого себя, с улыбкой, подчиняясь строю мыслей художника.
В 1912—1918 годах Кустодиев пишет много жанровых картин, показывающих, что художник очень хорошо знал настоящий характер современности, которую рисовал в своих произведениях. Таким является застывший мирок «Московского трактира». Уже не ирония, а гротеск лежит в основе этого произведения.
Помещение трактира, оклеенного красными обоями, освещено колеблющимся, неверным и душным светом лампады и керосиновых ламп.
По стенам чинно расставлены и развешаны различные предметы: ряды пузатых чайников, расписные подносы, клетки с птицами, икона в тяжелой раме, картина и обязательная пальма.
Толстый румяный хозяин с сияющей лысиной стоит за стойкой и служит великолепным дополнением к окороку и медной граммофонной трубе.
По трактиру порхают половые в светлых рубахах, быстрые, легкие. А один из них уснул. Он сидит на краешке стула с таким видом, будто сейчас вскочит, и только круглое лицо с волной завитых кудрей и кошачьими усиками выдает безмятежность его сна.
В середине комнаты, прочно, неподвижно усевшись за большим квадратным столом, размеренно и шумно отхлебывая, пьют чай извозчики. Пьют не торопясь, истово помолясь богу, водрузив блюдечки на растопыренные пятерни. Дуют на воду, мочат в ней усы.
Все одинаково стрижены под кружок, у всех медно-красные обветренные лица, окладистые бороды. Их лица суровы, мрачны и неподвижны. Ни солнечный свет, ни шум улицы не проникают сюда.
В левом углу картины серая полосатая кошка, очень частый персонаж на картинах художника, занимается своими повседневными делами. И ей совершенно все равно, что происходит вокруг.
Он не часть этого закостенелого мира с его заскорузлым и зачерствевшим бытом. Она просто ждет кусочка лакомства, которое ей может перепасть со стола ямщиков.
И кажется, что изображена бытовая сцена с достоверным описанием места действия и действующих лиц. Однако в духоте, жарком полумраке, в тревожном красном колорите, в деревянной позе ямщиков есть та самая застылость быта, о которой так любили говорить в применении к Кустодиеву его современники.
Автор сочинения: Рыженко Елена
Похожие записи
design-kmv.ru
Московский трактир — Борис Кустодиев
В 1915 году Кустодиев побывал в Москве. Он бродил по городу, делал зарисовки.На Вербном торгу у Спасской башни стоял трактир, любимое место отдыха извозчиков. Они пили здесь чай. Кустодиева увлекла идея написать картину «Чаепитие». Так и родился «Московский трактир».
Московский трактир — место особое. Вопреки сложившимся стереотипам, это не было питейным заведением, где пропивали последнюю рубаху. Обратите внимание на стену за «стойкой бара», как бы это место назвали сегодня. Там стоят чайники, а не бутылки.
Главное в трактире — общение, отдых.
Именно таким и предстает трактир на картине.Чай из блюдечка с сушками или баранками. Для тех кто голоден — на стойке раки, окорок, колбаса.
Красные потолки и своды придают картине радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне Пасхи.
Музыкальное сопровождение тех времен — певчие птицы в клетках под потолком. Впрочем, за стойкой бара стоит граммофон.
Вот что рассказывал сын художника Кирилл, позировавший ему для этой картины:«Отец сперва написал фон, затем приступил к фигурам. При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны.
Держались чинно, спокойно, подзывали, не торопясь, полового, а тот бегом «летел» с чайником. Пили горячий чай помногу – на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели так же чинно, не торопясь.
Кто-то из них читает газеты, он напился, согрелся, теперь отдыхает.»
Московский трактир — Борис Михайлович Кустодиев.1916.Холст, масло. 99,3×129,3 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Есаулков
О чём нам говорит картина?Извозчики из блюдец чинно,Спокойно чай горячий пьют,О жизни разговор ведут.
В кафтаны длинные одеты –Все синего густого цвета.Пришли за чаем посидеть,Поговорить и поглядеть.
Узнать всегда могли в трактиреО новостях в стране и в мире,И похлебать с мороза щей,Попить чайку погорячей.
Сидят извозчики спокойно,Ведут себя вполне достойно.В трактире им тепло, уют.Лишь половые всё снуют.
Один газету уж читает,Попил чайку и отдыхает.А там, где стол пока пустой,Спокойно дремлет половой.
Трактирщик сам стоит за стойкой –Идёт торговля, видно, бойко:Продуктов много на заказ –Ветчин, и раков, и колбас.
Красны уже от чая лица…Подносы, пальма, в клетках птицы,И для услады – граммофон«На всю катушку» заведён…
http://www.stihi.ru/avtor/esaul1940
15
ЗДЕСЬ БУДЕТ РЕКЛАМА
cultura.menu
Московский трактир Википедия
Борис Кустодиев |
Московский трактир. 1916 год |
Холст, масло. 99,3 × 129,3 см |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
«Московский трактир» — картина российского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году.
Описание
Картина, изображающая чаепитие ямщиков-старообрядцев в одном из московских трактиров, была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи[1].
Примечания
- ↑ Московский трактир. Государственная Третьяковская галерея. Проверено 22 мая 2017.
Ссылки
- Московский трактир. Государственная Третьяковская галерея.
|
wikiredia.ru
Московский трактир — Википедия
Борис Кустодиев |
Московский трактир. 1916 год |
Холст, масло. 99,3 × 129,3 см |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
«Московский трактир» — картина российского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году.
Описание
Картина, изображающая чаепитие ямщиков-старообрядцев в одном из московских трактиров, была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи[1].
Примечания
- ↑ Московский трактир. Государственная Третьяковская галерея. Проверено 22 мая 2017.
Видео по теме
Ссылки
- Московский трактир. Государственная Третьяковская галерея.
|
wikipedia.green
Описание картины Бориса Кустодиева «Московский трактир» Картины художников
1915 год – то время, когда Борис Михайловч Кустоиедиев активно пребывал в Москве, изучая весь ее колорит и закулисье парадной жизни.
Там же художник познакомился с таким особым, пропитанным духом Москвы местом, как трактир.
Трактир в Москве-место совершенно уникальное, в нем люди привыкли беседовать, отдыхать, делиться новостями и рассуждать о чем-то, о чем непринято говорить на парадных просторах большой Белокаменной Москвы.
Именно таким мы видим трактир на картине художника Кустодиева. Холеные, грациозные и празднично-вычурные официанты, как мы бы назвали их сегодня, разносят москвичам чай, кружат вокруг них в желании угодить и сделать их пребывание в этом трактире особенным. Здесь видно и гостеприимство, и щедрость русской души.
Яркий интерьер этого трактира – первое, что бросается в глаза. Его красные стены и сводчатые потолки переносят нас в атмосферу древнерусской сказки. На этом фоне контрастно выделяются люди, которым художник тоже отвел большую роль при
построении композиции. Знатные мужи в синей одежде говорят о чем-то важном, все это чаепитие выглядит как некоторое таинство закулисной московской щедрой жизни.
Действие, изображенное на картине, происходит перед пасхальной порой, об этом зрителю говорит вербная веточка, воткнутая в деревянный образ. Мощный дух русского человека передан этой невероятной по силе восприятия картине.
Центральная группа людей, как об этом было сказано ранее, имеет вид очень важный, но по форме их одежды можно заключить, что принадлежат они, как известно, извозчикам. Это идет вразрез с расхожими представлениями о людях той профессии, и, несомненно, их возвышает, за что Кустодиеву отдельная благодарность.
За своим чаепитием они отдыхают от тяжелой работы, думают о чем-то явно приятном, иначе и быть не может в такой-то гостеприимной атмосфере! Под образом сидит, видимо, старейшина этой группы.
Клетки, повисшие над потолком, бережно хранят пташек, которые служат своего рода музыкальным оформлением этого здания. Все, изображенное Кустодиевым сказочно и волшебно, показывает широту русской души и преданность исконным традициям.
Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 22:24:01
opisanie-kartin.iusite.ru
Московский трактир Википедия
Борис Кустодиев |
Московский трактир. 1916 год |
Холст, масло. 99,3 × 129,3 см |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
«Московский трактир» — картина российского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году.
Описание[ | код]
Картина, изображающая чаепитие ямщиков-старообрядцев в одном из московских трактиров, была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи[1].
Примечания[ | код]
- ↑ Московский трактир. Государственная Третьяковская галерея. Проверено 22 мая 2017.
Ссылки[ | код]
- Московский трактир. Государственная Третьяковская галерея.
|
ru-wiki.ru
Московский трактир
Борис Кустодиев |
Московский трактир . 1916 год |
Холст , масло . 99,3 × 129,3 см |
Государственная Третьяковская галерея , Москва , Россия |
«Московский трактир» — картина российского художника Бориса Кустодиева , написанная им в 1916 году.
Описание
Картина, изображающая чаепитие ямщиков — старообрядцев в одном из московских трактиров , была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи [1] .
Примечания для «Московский трактир»
- ↑ Московский трактир . Государственная Третьяковская галерея . Проверено 22 мая 2017.
Ссылки на «Московский трактир»
- Московский трактир . Государственная Третьяковская галерея .
|
www.cruer.com
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/moskovskij-traktir-kartina.html