Описание картины эдварда мунка «вампир»

Мунк, Эдвард—Великий Основатель Экспрессионизма

Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard
Великий норвежец.
Автопортрет с рукой скелета.Сегодня мы посмотрим и чуть-чуть поговорим, о великом таланте Эдварда Мунка.Мунк вместе с Ван Гогом и с ещё одним художником тех лет, ответственнен за появление экспрессионизма.

Экспрессионизм, это явление такого диапазона, что можно сказать не передёргивая, что почти все новые стили, которые появлялись до конца 50-х годов, были в определённой степени экспрессионизмомНо в любом случае , Новая Вещественность (Объективность) и Веризм, которые мы видели в блоге про замечательного немца Шада, были просто экспрессионизмом

в движении и в развитии.

Мунк, Сестра Ингер.1892.
На другой день.(1894-1895)Как говорил поручик Ржевский:— Чем лучше вечером, тем хуже утром!—Эта истина интернациональна. Она верна для всех языков и всех народов.Экспрессионизм появился когда пост-импрессионизм был ещё не в самом конце. Импрессионизм, происходит от значения—ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Импрессионисты создавали на полотне их впечатление от данного момента жизни(скажем, чтобы понятнее, впечатление от момента жизни на плэнере)—впечатление пропущенное через их творческое восприятие. Импрессионизм писал впечатление от того, что видел.Это просто.Экспрессионизм был новым и невиданным шагом вперёд. Конечно величайший революционер Гойя делал подобные вещи.И у него все учились. Особенно Пикассо и немцы-экспрессионисты.И может быть и Эль Греко что-то делал в этом роде..Но это было давно.

Мунк принадлежал современности!

Меланхолия. 1896Экспрессионизм происходит от значения——ВЫРАЖАТЬ или ВЫРАЖЕНИЕ, Такой концепции ещё не было. Экспрессионист, главным образом, ВЫРАЖАЛ его внутреннее Я.Он, когда писал, в первую очередь создавал на полотне ВЫРАЖЕНИЕ его ощущения, его осознания, и

ещё чего-то, что сидит очень глубоко. Это ещё не был сюрреализм. Но начало положили Мунк и ван Гог.

Мёртвая мать.(1899-1900)Посмотрите на эту картину. Эта работа очень хороший пример экспрессионизма, или если хотите, то предтечи экспрессионизма.Мунк не написал мёртвую маму центральной фигурой, вокруг которой присутствующие могли бы горевать. Это не реализм. Мунк потерял маму, когда ему было 5 лет. Это было одно из центральных событий, круто изменивших его жизнь. Мунк, выражает своё осознание и ощущение, через трагическое поведение ребёнка. Девочка закрылась от звуков

внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что мама—умерла. Это несложно. Эспрессионизм—это выражение себя.

Весенний вечер на улице Karl Johan. 1892 Осло.Какая замечательная работа. С 1891-92 годов, Мунк начал создавать работы в стиле экспрессионизма. Как вот эта картина про Весенний Вечер.Отец Мунка был военный врач, который остался с пятью маленькими детьми на руках после смерти жены. К тому же он не умел достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить семью.Он всё время давил на сознание детей, тем что говорил им,что их мама сверху смотрит и следит за каждым их поступком. Ничего хорошего, кроме лишнего давления на детскую психику, такое воспитание не могло принести. Детство было нелёгким. Но талант ребёнка заметили очень рано. И он начал учиться. Сначала дома , а потом в Академии. При всём уважении, но сам Крог, который учил одно время Мунка, был только Крог.

К счастью нашлись спонсорские деньги и Мунк поехал в центры авангарда. В Париж и в Берлин.

Мунк Эдвард. Крик. 1893.
Одна из версий великой картины. Национальная Галерея. Осло, Норвегия.В 1893 году, Мунк создал эту, АБСОЛЮТНО знаковую работу для экспрессионизма.Про эту картину нужно очень долго рассказывать если со всеми деталями. Этого уже больше нету.Поэтому, поместите картину во весь размер, удобно откиньтесь и не напрягаясь, но сосредоточенно посмотрите на центр картины где-то с полминуты. Вы услышите, или почти услышите,—крик.Эта великая картина —КРИЧИТ! Для развлечения.Вот так картина, название которой по-русски «КРИК», называется в норвежском оригинале на языке художника—«SKRIK» (СКРИК!)Вот после этого, пусть  ещё раз расскажут, что викинги не оказали влияния на язык и развитие славян.

Историю можно переписать, но её нельзя переменить.

Шекспир. сонет 155.
Половая зрелость. 1895.
Потеря девственности. 1890-91
Гоген, Поль, (1848-1903), Gauguin, PaulЭто моё личное ощущение. Но достаточно твёрдое.Эти две работы —увязываются между собой.Между этим работами есть связь похожести между отношением обоих художников к теме.Может быть недаром эти два художника были по-настоящему дружны?Я уже не приглашаю никого высказываться. Я вообще никому здесь не должен. Как сказал в переносном смысле христианский лидер—Не мечите бисер…—

Но если у кого-то есть своё мнение, то мы с удовольствием послушаем.

Мунк, Роза и Амелия.

У меня нет года, но это не позже 20-х. Ботеро ещё даже не родился. Но Мунк не стал
развивать успех из поп-культурной идеи. А сегодня везде кричат —Ах, Ботеро, Ох Ботеро!

Больная девочка.
С этой картины начался новый Мунк.Мунк написал в 20-х годах очень приличную автобиографию. В ней он описывает, как ему пришли в голову главные идеи, объясняет работы с его точки зрения. Интересно.Это он сам и написал, что с этой работы он резко переменился. Главные, значимые работы Мунка написаны в экспрессионизме. Но работ не относящихся к экпрессионизму, больше. Поэтому вы увидите и такие работы.Эта картина, как и многие другие увязана на жизнь самого художника.Его старшая сестра, Иоганна Софи умерла в 1877 году, в возрасте 15 лет от туберкулёза, как и их мать. Смерть сестры повлияла на Мунка и он не мог этого забыть.Об этом и картина, написаная через годы.

Это уже новый Мунк.

Мунк, Автопортрет с бутылкой вина. 1906

Прекрасно!
Танец жизни. 1899

Такая луна и такое отражение в воде, не раз встречается у Мунка.
Я не думаю, что это отражение—фаллическое. Просто так выглядит.

Смерть в комнате больной. 1895.Смерть Софи не забывалась. Это этапная картина экспрессионизма о смерти старшей сестры Мунка.Она в кресле и Мунк сумел создать смерть прямо в воздухе, не показывая нам покойницу. Софи умерла или вот-вот умрёт. Перед ней их отец, врач. Рядом кажется сиделка. (Я забыл) Реакция отца, по-видимому говорит, что больная умерла. Слева в глубине картины, брат Мунка, не в силах смотреть на происходящее.На переднем плане две сестры. Одна видимо сидит и плачет, а вторая тоже не может заставит себя посмотреть на покойницу.И только сам Мунк, согласно его собственной композиции картины, смотрит прямо на сестру. Наверное ему психологически это было нужно.

Он тяжело перёнёс смерть сестры.

Мунк. Женщины на трёх стадиях.
Автопортрет с сигаретой. 1895
Мунк. Сестра Ингер. 1884
У Мунка действительно было психическое заболевание. У него была маниакальная депрессия. В 1908 году он сам лёг в клинику знаменитого профессора. После модного тогда лечения электрошоком, его живопись стала светлее и может быть перестала так давить на психику зрителя. Трудно сказать.

Но краски и свет на полотне действительно переменились.

Мунк. Женщины.
Мунк немало лет жил за границей. в основном в Париже и в Берлине. Среди его современников он заимствовал у Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Ему нравилось как они используют цвета и передают чувства. Кроме того, открытый протест Гогена против реализма совпадал с тем, что тогда думал о развитии искусства

живописи и сам Мунк.

Ратенау, Вальтер. 1907Интересно, что Мунк написал Ратенау.Ратенау, это тот самый министр иностранных дел Германии, который подписал Раппальский договор с СССР, и закончил экономическую и политическую изоляцию СССР. Патриоты объявили, что еврей продал Германию

большевикам и через два месяца убили его.

Munch Edvard, Anxiety,(нервозность) 1894
С 1910 года Мунк жил только в Норвегии до самой смерти. Он стал чем-то вроде национального героя. Выставки, заказы от государства. Он получил степень рыцаря королевского ордена, а потом ему дали высшую степень этого ордена. Но Мунк не был тщеславен. Последние десяток лет и даже больше, он работал меньше и не всегда успешно. Среди картин на этой странице, я поместил два НЮ, («Женщины» и «Женщины на трёх стадиях»)

и это не самые успешные работы художника.

Девушки на причале. 1904 .
Мунк. Дама из моря. 1896
Четыре девочки в Aasgaardstrand.

Мунк. Пепел. 1894.Мунк не посыпал себе голову пеплом в конце жизни. Он преуспел. Но он так и не женился. Похоже что он был по его психологии неженатиком. У него была длинная связь с аристократкой, но как она его не упрашивала, он не соглашался пожениться с ней. Ещё одна, оченьбогатая женщина,

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «мужчина в золотом шлеме»

вытворяла отвратительные вещи, чтобы заставить Мунка жениться. Конечно, ничего не вышло.

Мадонна.(1894-1895)«Мадонна», это великая картина. И она среди самых знаменитых картин Мунка в мире. «Крик» похитили из Национальной Галереи в 1994 году. Сумели найти. В 2004 году из музея Мунка украли другую версию картины Крик» и»Мадонну» Тоже нашли, но реставраторам пришлось немало поработать над повреждениями.Самая дорогая картина Мунка на сегодня, была продана «Сотби» три года назад за больше чем 38 млн. долларов.

Это была картин «Вампир». Я её не люблю, и поэтому не помещаю

Автопортрет между часами и кроватью.1942
Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard

Только в музее Мунка в Осло находятся 1100 работ маслом, 4500 рисунков и 18 тысяч отпечатков с гравюр. Мунк был очень успешный художник-гравёр.Сегодня и уже очень давно, мощное и фундаментальное влияние Мунка на развитие авангардной живописи в 20-м веке заслуженно признано всеми.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Вениамин.

Источник: https://tandberg.livejournal.com/26901.html

История создания картин «Вампир» и «Пепел»Эдварда Мунка

Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года.

В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.

Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни» .

Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению) .

О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь» , «Голос» , «Вампир» , «Мадонна» , «Крик» , «Страх» , «Смерть в комнате больного» , «Пепел» , «Ревность» и некоторые другие.

Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз» . Это «Поцелуй» , «Меланхолия» .

Заклейменная нацистами как «дегенеративная», картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Любовь и боль» («Вампир»).

Мунк написал «Любовь и боль» в 1894 году для большой серии «Фриз жизни», в которую входило и самое знаменитое его полотно — «Крик». У картины с двумя названиями существуют четыре варианта.

С раннего возраста, Мунк боролся с плохим состоянием здоровья, сильные эмоции, депрессии и суицидальные наклонности, хотя он в конце концов прошел терапию, перестал пить и дожил до своего восьмидесятилетия.

Вампир 1895 Мунка — попеременно под названием Любовь и Боль — фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего.

Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих, это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена.

И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращатся в ужас.

Пепел является примером попытки производить наиболее убедительные образы состояний сознания и психологических условиях. На картине изображено прощание после любви, мужчина в отчаянии, женщина равнодушна.

Название Пепел относится к дыму сгоревшего журнала, который проходит вдоль края картины, означающий смерть любви. (?)

Источник: https://otvet.mail.ru/question/66053900

Любовь и смерть Эдварда Мунка

На аукционе Sotheby's почти за 120 миллионов долларов продана картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик».

Сначала ее оценивали на 80 миллионов, но вряд ли неизвестный покупатель расстроился из-за переплаты. Ведь картина легендарная, ставшая неотъемлемой частью мировой культуры, в том числе популярной.

Она повторена в фильмах и вполне заслуженно стала самой дорогой картиной из тех, что продаются на открытых торгах.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ

А для широкой публики расшифровали — что же значит определение «бесценно», которое часто используют искусствоведы. Певец ужаса, смерти и любви, Эдвард Мунк родился в почтенной, многодетной семье военного врача.

Но когда мальчику было пять лет, от туберкулеза умерла сначала его мать, а через несколько лет, когда он стал подростком, та же хворь забрала старшую сестру Софи. Ей было лишь пятнадцать лет.

Первая картина Мунка, получившая широкую известность, «Больная девочка» — как раз о судьбе сестры.

Он отучился в Государственной академии искусств и художественных ремёсел, стал художником. В 1885 году съездил в Париж на восьмую, последнюю выставку импрессионистов.

Их время закончилось, сначала им на смену пришли символисты, а затем наступила эпоха экспрессионизма, и его основоположником в живописи явился Эдвард Мунк. Его первая персональная выставка состоялась в 1889 году. На государственную, или точнее королевскую стипендию он жил и работал в Париже, Берлине.

В Германии Мунк подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его подругой, норвежкой Дагни Жюль. По всей видимости, у них сложился любовный треугольник.

Не известно, сколько там было секса, но творческого экстаза — было много. Она стала его музой, позировала для таких картин, как «Мадонна», «Вампир», «Поцелуй». А также «Ревность» — без нее не бывает.

Из декаданской Европы Мунк приезжал на родину, в Осгордстранд, на берег фьорда. Это было место, куда он стремился, когда уставал измотанный творчеством.

Эдвард гулял там, словно бы среди своих картин, вновь испытывая непреодолимое желание рисовать.

Он задумал цикл картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти», чтобы показать в них все, что узнал о женственности, страхе и отчаянии. В 1893 году Мунк написал «Крик» — своё самое известное произведение, символ экспрессионизма. Ужас, переданный художественными средствами, цветом и линиями.

Мунк работал над этой композицией на четырех полотнах, дважды маслом, дважды пастелью. На аукцион выставили именно пастель, хранившуюся в частной коллекции, все остальные по-прежнему в норвежских музеях. Многие картины художник переписывал по несколько раз, снова и снова возвращаясь к теме.

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти вариантах.

В начале 1900-х у Мунка был роман с молодой наследницей богатого норвежского виноторговца Туллой Ларсен. С нее он писал «Плодородие». Она была влюблена и мечтала о свадьбе. А вот Мунк медлил с предложением, считая, что женитьба ему помешает.

Это длилось около четырёх лет, и однажды, в 1902 году друзья решили его разыграть, сказав, что девушка умерла. По их замыслу она тут же должна была «ожить» и этим растормошить жениха.

Но Эдвард воспринял розыгрыш болезненно, произошла ссора, возможно драка, из-за которой Мунк повредил себе левую руку, так что ему даже пришлось ампутировать палец.

С Туллой они не поженились, а расстались. После этого случая он частенько ссорился с кем ни попадя. Впрочем, быть может, причина в беспробудном пьянстве. В конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене.

Он провёл там более полугода, непрерывно рисуя. В начале ХХ века стиль Мунка изменился. Его работы стали резче, грубее, если не примитивнее.

Он ведь начинал как типичный реалист, писал в изящном стиле модерна и перешел на широкие мазки с контрастными цветами.

В 57 лет у художника произошло кровоизлияние в глаз, он почти прекратил работать, лишь делал наброски того, что видел искаженным зрением. Большую часть жизни страдая от маниакально-депрессивного психоза, он дожил, тем не менее, до 80 лет. К нему при жизни пришла слава и признание. По всей Европе проходили его выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Но все-таки самый большой почет пришел к нему уже после смерти. Может и зря продал пастель норвежский миллионер Петтер Олсен. Он получил ее в наследство от своего отца, который был когда-то соседом и другом Эдварда Мунка. На вырученные немалые деньги он намеревается в своем имении построить музей и центр искусств.

Источник: http://www.yoki.ru/creatiff/04-05-2012/400324-munk-0/

Эдвард Мунк

Самый знаменитый норвежский живописец, представитель символизма и экспрессионизма, театральный художник и искусствовед. Оказал основополагающее влияние на развитие современного искусства.
Начало пути

Читайте также:  Описание картины ильи репина «отдых»

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.

У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.

Под безумием стоит понимать не только болезнь Лауры, но и поведение отца, с горя впавшего в мистицизм и круглые сутки молящегося в своей комнате.В 1879 году Мунк поступил на инженера в Высшую техническую школу в Осло, затем довольно стремительно перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог.

В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».

Но всего пару лет спустя молодой живописец вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.

Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой живописец выставил неоконченную работу. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет.В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.

Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. В Германии Мунк сдружился с семейством Пшибышевских: писателем Станиславом и его супругой Дагни.

Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника.Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани.

«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. Работы Мунка вызвали скандал, и выставку закрыли досрочно.

Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.

Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.

«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет.

Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.

Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны.

Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».

Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».

Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».

Крик природы

«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника, и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.

На первом варианте небо написано в багряных тонах. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.

Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. «Я почувствовал крик Природы»).

В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).

Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений.

Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура.

Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление.

Картина хранится в Национальной галерее в Осло, и была похищена несколько раз. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.

В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Поиски заняли целых два года. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.

Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна.

Иконография Мунка

Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то совершенно схематично. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Но больше всего его раздражали пальцы. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «отречение петра»

Интересно, что Мунк был совершенно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна, и всегда писал её полной.

Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.

Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна! Разве вы не знаете, что луна круглая?». Мунк также верил, что когда-то лун было две.

XX век

В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. Художник страдал бессонницей и паранойей. Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов; выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк.

Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка! Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».

Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества.

В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bull’s Eye. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.

«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.

Алкоголик и наркоман, он, среди прочего, страдал от маниакально-депрессивного психоза, но не стремился излечиться. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий.

В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Здесь он проживёт остаток жизни.

Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Эти перемены нашли отражение и в живописи: палитра стала светлее, чёрный цвет вытеснил тёмно-синий, ритм сделался спокойнее; вдобавок художник стал часто писать пейзажи.

Когда Мунк был недоволен результатом, он выставлял картину на улицу и оставлял там. Он называл это «лошадиным лечением». Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Получается лучшая гармония красок.

В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Поэтому я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Немного грязи и дыр – это им только на пользу».Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии, изготовлял гравюры на дереве. При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах.

Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.

Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти.

Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».

В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.

С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием.

Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.

По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.

В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга.

Память и отражение в мировой культуре

Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.

Мунк заинтересовался кинематографом и частенько ходил на американские и европейские фильмы.Он умер 23 января 1944 года сидя в кресле; возле тела нашли томик Достоевского – «Бесы».

Мунк завещал родному Осло (Христиания была переименована ещё при жизни художника) около 1000 полотен, 15499 графических работ, 4500 акварелей и бесчисленное количество писем, дневниковых записей и литературных заметок. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи.

Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.

С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены.Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах.

В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка; русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже.

После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Она называлась «Дорога никуда». Грин позаимствовал наименование для своего романа. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу.

Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.

Источник: http://sovremennoe-iskusstvo.ru/hudozhniki/edvard-munk/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector