Описание картины федора решетникова «переэкзаменовка»

Знаменитая трилогия Фёдора Решетникова

А вы знали, что знаменитая картина «Опять двойка» — это вторая часть художественной трилогии?

Первая часть — «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

«Прибыл на каникулы» — картина народного художника СССР Фёдора Решетникова в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину (совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В.

Сталин») художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.

«Прибыл на каникулы»

Произведение посвящено радостному событию — предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт».

Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором.

Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее.

Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.

Вторая часть — «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году.Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.

«Опять двойка»Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке.

Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.

Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.
Местонахождение картины: Горловский художественный музей.

«Переэкзаменовка»Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году.

Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.

Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.

Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».

Источник: https://mikhailzhukov.livejournal.com/1434387.html

Опять двойка – картина Решетникова в хорошем качестве: описание произведения и история его создания

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Что изображено на картине

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека.

Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне.

Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось.

Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором.

И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/opyat-dvojka.html

«Опять двойка» Решетникова

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба.

У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины.

Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником.

У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38908319-opyat-dvoyka-reshetnikova/

Загадка лауреата

Почему полотно Федора Решетникова «Прибыл на каникулы» стала самой растиражированной картиной Советского Союза?

+

Объявление лауреатов Сталинской премии в области литературы и искусства – это вам не шутки.

События ждала вся Москва, и все, кто попадал в заветные списки, уже заранее готовили банкеты, так что вечером в субботу 9 апреля 1949 года в московских ресторанах яблоку негде было упасть от титулованной орденоносной публики. Собирались все к девяти часам вечера, когда диктор Левитан начинал по радио зачитывать список.

Литераторы, как это водится, ждали объявления лауреатов в ресторане Центрального Дома Литератора.

Актеры – в «Метрополе».

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «портрет давыдова»

А вот художники – кто где. Кто побогаче, пировали в гостинице «Савой», а те же, кто победнее, занимали столы в «Прибое», что у Якиманской набережной.

– Эх, Федька, тащи водки, сейчас гулять будем! – Шампанского неси!

– Тише, товарищи, тише. Сейчас уже читать будут!

И вот раздавался гром курантов, и Юрий Борисович Левитан торжественным голосом начинал оглашать длинный список лауреатов. Первыми шли писатели, за ними поэты, далее кинематографисты, актеры, музыканты.

Наконец, живописцы. Грохочет Левитан: первая премия в области живописи – Кукрыниксам за монументальное полотно «Конец».

– Молодцы, Кукрыниксы, – вздыхает народ, – заслужили. Всю войну пахали как проклятые, каждый день по рисунку в газету «Правда». Заслужили.

Вторая премия – Александр Герасимов за монументальное полотно «Иосиф Виссарионович Сталин у гроба товарища Жданова».

Ну, тут тоже все понятно: Александр Михайлович у нас президент Академии художеств СССР.

Далее идет товарищ Финогенов – за серию рисунков «Сталин в годы Великой Отечественной войны».

Нет вопросов, пьем за товарища Финогенова.

Федор Решетников. Автопортрет

Потом Кривоногов — за картину «Победа». Хорошая картина, и художник хороший. Фронтовик, всю войну до самого Берлина прошагал. И рисовал не вождей, а пехоту огнем прокаленную. Пьем, товарищи!

Наконец, объявляют и Федора Решетникова. Вторая Сталинская премия – и почему-то за две картины сразу. За портрет «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и за картину «Прибыл на каникулы».

Переглядываются художники, ничего не понимают.

– Какой такой Решетников? – недоумевают убеленные сединами академики. – Да карикатурист, «челюскинец»… – Ну что ж… Раз «челюскинец»… Заслужил! Но все равно как-то непонятно: разве можно ставить рядом портрет самого товарища Сталина с какой-то бытовой картинкой?

– Так это сам товарищ Сталин поставил, понимать надо!

* * *

Картинка на первый взгляд действительно бытовая и легкомысленная: розовощекий мальчик-суворовец, приехавший домой на новогодние каникулы, браво рапортует о прибытии деду. Но смотрят на нее фронтовики и сердце щемит: после войны в Суворовское училище, как правило, брали детей, чьи родители погибли на фронте. То есть и отец погиб, и мать, оставив брата с сестрой на попечение деда.

Чем-то она зацепила и товарища Сталина, раз он еще в 1948 году распорядился напечатать рисунок Решетникова на новых советских новогодних открытках.

Тут стоит, конечно, уточнить, что до 1947 года день 1 января был самым обычным рабочим днем, и никакого официального новогоднего праздника не существовало в природе.

Нет, конечно, люди организовывали застолья, в школах проводились елки и новогодние утренники, но – сугубо неофициально.

Удивительно, что почта СССР выпускала и новогодние поздравительные открытки, но – без какого бы то ни было намека на рождественскую символику.

Но потом наши солдаты из освобождённых стран Европы стали привозить домой красочные иностранные рождественские открытки. И вот, для того, чтобы прекратить «идеологическое наступление», партийным руководством и было принято решение о выпуске собственных, правильных «открытых почтовых карточек», первой из которых и стала репродукция картины Решетникова.

В итоге совокупный тираж открыток с репродукцией картины «Прибыл на каникулы» превысил 13 миллионов экземпляров!

Эта картина стала рекордсменом – ни тогда, ни после этого в мире больше уже не выпускалось открыток в таком гигантском количестве.

И ведь что-то такое близкое и родное видели в этой простой бытовой картинке все советские люди – то, чего, быть может, уже не видим мы, их потомки.

Федор Решетников. Прибыл на каникулы

* * *

Федор Павлович Решетников и сам не помнил своих родителей.

Родился он в 1906 году в селе Сурско-Литовское, что стояло некогда под городом Екатеринославом.

Едва Феде исполнилось три года, как отец во время очередного запоя сорвался со строительных лесов в церкви, где он расписывал дивными ангельскими ликами потолок. Но не спасли его ангелы, разбился Павел Решетников насмерть, а следом преставилась и мать. Словно высохла она от какой-то болезни, а от какой – никто толком и не знал.

Мальчишку взял на воспитание старший брат Василий, тоже работавший в артели богомазов – они ходили по деревням и расписывали церкви. Маленького Федю определили в подмастерья – он мыл кисти, растирал и разводил краски, мечтая самому научиться рисовать.

Затем в Российскую империю пришла мировая война, за ней революция и война гражданская. Церквей никто уже не строил, заработки упали, и брат просто выставил Федора из дома – дескать, хватит уже быть нахлебником, пора бы и самому зарабатывать на пропитание. И Федя отправился по городам и весям. Попрошайничал, воровал, работал маляром, плотником и шахтером.

В конце 20-х судьба привела его в Москву, где он каким-то чудом поступил учиться в ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские.

В 1932 году Решетников принял участие в героическом рейде ледокола «Сибиряков». На корабле он выпускал «Ледовитый крокодил» – веселую стенную газету, которую любили все полярники.

В условиях полярной ночи и вечного холода запас бодрости и хорошего настроения начинаешь ценить даже больше, чем плитку шоколада, а уж откуда в Федоре с его-то биографией оказалось столько неиссякаемого оптимизма, ведает один Господь.

Ф. Решетников. Ремонт «Сибирякова» во льдах. Уголь. 1932 год

Через два года Решетникова позвали в экспедицию на «Челюскине». Перед экспедицией стояла задача: до наступления зимы во что бы то ни стало войти в Берингов пролив. Но многолетние паковые льды настолько сжали ледокол, что корпус треснул и в трюмы хлынула вода. Два часа ледокол тонул, пока члены экспедиции высаживались на лед.

И уже на четвертый день после гибели «Челюскина» вышел первый номер стенной газеты «Не сдадимся!» с рисунками Решетникова. Решетников работал в поистине нечеловеческих условиях – или сгорбившись, сидя на корточках, или лежа на животе… Но лагерь Шмидта восторженно реагировал на каждый новый рисунок.

Ф. Решетников. О. Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу. Карандаш, акварель. 1932 год

Затем была война, и Решетников работал художником фронтовой газеты «Красный черноморец». Именно тогда он открыл для себя детскую тему. Просто однажды увидел, с какими радостными лицами суворовцы едут по домам – правда, только те, у кого остался дом и хоть кто-то из родных…

У него самого такого дома не было.

Никто не ждал и его возвращения.

Возможно, именно поэтому рисунок с маленьким суворовцем и получился таким теплым – всю свою тоску по дому и семье Федор Решетников выразил в этой картине.

* * *

В 1952 году Решетников нарисовал, пожалуй, свою самую известную картину «Опять двойка!». Целые поколения советских школьников писали по этой картине сочинения, обличая нерадивого ученика.

Но мало кто знает, что первоначальный замысел картины был совсем иным – тогда Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке. Художник пошел в ближайшую к дому московскую школу искать такого отличника. Учителя, конечно, пошли навстречу лауреату Сталинской премии и посадили художника на «камчатку» – на самую дальнюю парту.

Федор Решетников. Опять двойка

Но отличника Решетников тогда так и не нашел. Ребята при виде серьезного незнакомого дяди смущались и думали, что в школу прислали проверку из гороно. От волнения опозорился даже отличник, который, стоя у доски, не смог решить даже самой несложной задачки. Ему подсказывали, но мальчик ничего не слышал. Только стоял, опустив голову, и молча крутил мел в руках.

Вид несчастного ребенка поразил художника. Он отказался от прежнего замысла и нарисовал свою «двойку», где обычного мальчишку – живого и неглупого – отчитывали родные за плохую оценку. Просто мальчишка сильно увлекся новыми коньками, которые торчат у него из старенького портфеля – вот и получилось, что ничего не получилось…

Уже работая над новой картиной, Решетников вдруг вспомнил, как иные критики буквально по «косточкам» разбирали его картину с суворовцем. Больше всего ему запомнились дурацкие вопросы, а отчего это на стене комнаты висит картинка «Три богатыря» Васнецова?

Тогда Решетников так и не смог найти веселого и остроумного ответа, но сейчас ему в голову пришла идея, как еще больше запутать критиков.

И на стене комнаты в картине «Опять двойка!» он вновь нарисовал репродукцию – но на этот раз своей собственной картины «Прибыл на каникулы».

А вот репродукцию картины «Опять двойка!» он поместил в картину «Переэкзаменовка» 1954 года. На улице лето, но уже знакомый нам двоечник вынужден сидеть дома и заниматься, чтобы пересдать экзамен – в те годы экзамены сдавали все ученики после пятого класса.

Федор Решетников. Переэкзаменовка

И вновь критики недоумевали: что же значат эти кочующие репродукции?

А ведь задачка-то простая: сын русского иконописца Федор Решетников нарисовал свою троицу русских богатырей.

Профессионального военного Добрыню.

Хулигана Алешку, никак не желающего браться за разум.

Упорного Илью, сидящего дома за книгами, пока остальные ребята гоняют во дворе в футбол.

Богатырей, которым и предстояло сокрушить все идолища поганые.

Так оно и случилось.

Кто сейчас помнит про все эти бесчисленные портреты вождей, за которые власть так щедро осыпала золотом? А русские ребята – вот же они. Ну и что что двоечники, они себя еще покажут, дай срок.

Источник: https://s-t-o-l.com/kultura/zagadka-laureata/

Опять двойка? продолжение следует..

03 Октября 2017 года / Текст:  Юлия Коновалова / К номеру: 45  (749)Помните, в школе на уроках русского языка и литературы писали сочинение о картине Федора Решетникова? Нерадивый раскрасневшийся паренек-оболтус стоит, потупив взор, перед матерью в ожидании порицаний. А вы знали, что эта работа — часть художественной трилогии? Причем она напрямую связана с кадетамиДовольный кадет с картины «Прибыл на каникулы» служит уроком и примером для бедолаги на полотне «Опять двойка». Ф. Решетников «Прибыл на каникулы»/ РепродукцияСАЛЮТ, ДЕДУШКА!Художник Федор Решетников работал в жанре социалистического реализма. Сюжеты брал из жизни. Присмотримся пристальнее к картинам. Первая часть — «Прибыл на каникулы». Датирована 1948 годом. В то время художник решил перенести свой взор с карикатуры на живопись — увлекся детской темой. Видим красиво обставленную комнату с украшенной новогодней елкой. В центре — радостный маль-чишка-кадет. — Прибыл на каникулы! — кажется, полушутя рапортует будущий офицер. Готов делиться хорошими новостями: отличная успеваемость, серьезные заслуги. Сестра-пионерка выглядывает из-за стола. Это явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник. — Картина считается шедевром советской живописи. «Прибыл на каникулы» тут же растиражировали на репродукции. Тринадцать миллионов (!) экземпляров открыток с кадетом и его дедушкой было выпущено за все время в Советском Союзе. В СССР этот рекорд так и не был побит. В 1949 году Федор Решетников получил Сталинскую премию второй степени. Не в последнюю очередь, думается, из-за картины про кадета, — рассказывает «СВ» искусствовед, специалист по живописи XX века Оксана Деряба.Ф. Решетников «Опять двойка»/ РепродукцияВСЕ ДЕЛО В ГАММЕ ЧУВСТВСпустя четыре года Решетников вернулся к полюбившемуся сюжету, но заново переосмыслил его. Вторая часть трилогии — знаменитая «Опять двойка». Здесь уже явно небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый растрепанный белобрысый обалдуй, опять схвативший двойку. Есть в кадре и подросшая сестрица-пионерка. И младший брат на велосипедике. Мальчик-кадет с первой картины явно не тот двоечник со второй работы. Откуда же связь? А посмотрите повнимательнее: в левом верхнем углу возле двери на стене висит отрывной календарь и репродукция. Узнаете силуэты? Так и есть: это же картина «Прибыл на каникулы» в миниатюре! К этому идеалу нужно стремиться двоечнику, словно намекает художник. Интересный факт: изначально Решетников задумал вторую картину о мальчике-школьнике в другом ключе — с рабочим названием «Опять пятерка». Что-то не выходило, нужного настроения поймать никак не удавалось. Художнику пришла идея сделать главного героя двоечником. Мол, тогда тут заиграет совсем иная гамма чувств, более глубокие переживания. «Опять двойка» промелькнула, наверное, в жизни каждого советского ученика. Нравоучительное полотно приглянулось составителям школьной программы. Репродукции украшали стены классов, иллюстрировали учебники и книги. Хотя сейчас к нему относятся учителя и искусствоведы по-разному. — На своих уроках я сочинение писать по этой картине не даю. Обратите внимание, с каким укором смотрит семья на школьника. Нельзя ругать ребенка за отметки. Это самый простой способ отбить желание учиться, — убеждена учитель русского языка и литературы московской школы № 1090 Лариса Антонова.Знакомое лицо! Наш двоечник готовится к переэкзаменовке. И его верный четвероногий друг тоже не выходит на свежий воздух из солидарности. Ф. Решетников «Переэкзаменовка»/ РепродукцияДВОЕЧНИКОМ НЕ ПОЗИРУЮСудьба белокурого мальчугана никак не выходила у Решетникова из головы. И спустя два года, в 1954-м, он снова вернулся к этому образу и школьной теме. Третья часть трилогии называется «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, ребята гуляют во дворе, зовут нашего неуча, провалившего годовую контрольную, играть в мяч. А тот чернее тучи — вынужден сидеть в четырех стенах и зубрить. Взгляните-ка на стену в верхнем левом углу: там репродукция «Опять двойка»! Вот вам и причина, почему ребенок летом сидит за учебниками. Кстати, для двух картин Федору Решетникову позировал соседский мальчишка. Правда, когда узнал, что должен будет изображать не отличника, а двоечника, наотрез отказался. «Переэкзаменовка» популярности в народе не снискала. Сегодня ее знают меньше всего. «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» хранятся в Третьяковке. Но в постоянной экспозиции мы их не нашли. Как рассказали в пресс-службе галереи, они сейчас находятся в запасниках, иногда выдаются на выставки. А «Переэкзаменовка» Россию покинула — ее можно увидеть в украинском Горловском художественном музее.Федор Павлович Решетников — советский живописец и график. Родился в 1906 году на Украине в семье иконописца. Учился в столичном Высшем художественно-техническом институте, Московском полиграфическом институте. Был штатным художником полярной экспедиции на ледоколе «Сибиряков». Был в экспедиции в Арктике на ледоколе «Челюскин». Народный художник СССР (1974). Возглавлял Академию художеств СССР. Лауреат двух Сталинских премий. Умер в Москве в 1988 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.Работы Федора Решетникова — не единственное обращение художников к кадетской теме. Еще в 1872-м известный русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств Алексей Корзухин написал картину «Разлука». Сюжет очень трогательный. На полотне изображена мать, обнимающая сына-кадета. Ребенок уже взрослый, чтобы сидеть на коленях. Но семье предстоит надолго разлучиться, и мать будет очень скучать по своему сыну.Мальчик наш — в «Ералаш» Работами «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» вдохновлялись и кинематографисты, и аниматоры. Мальчик-двоечник стал героем серии «Ералаша», а также одного из эпизодов мультфильма о Мурзилке, где получил имя Коля.Персонажей картины «Прибыл на каникулы» — паренька-кадета, его дедушку и собаку в Санкт-Петербурге отлили из бронзы. Скульптуру можно увидеть на территории суворовского военного училища. Ее автор — Карэн Саркисов.Ключевые слова: культуракартиныопять двойкаВерсия для печати Добавить в закладки Постоянная ссылка
Читайте также:  Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

Другие статьи раздела

Культура

В Третьяковской галерее открылась громкая выставка по случаю 175-летия со дня рождения одного из самых ярких российских живописцев

Десять дней. Десять концертов. почти каждый из них — с изюминкой. Организаторы креативно подошли к программе

XIII Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске открыли премьерой двойного концерта для альта и фортепиано с оркестром «Ландшафты исчезающей памяти» композитора Валерия Воронова — уроженца Москвы, который вырос в Беларуси

Всего месяц назад после долгой реконструкции открыл двери один из самых интересных музеев Могилева — художника Бялыницкого-Бирули. А по случаю Форума регионов всех горожан ждал сюрприз. Сюда привезли шедевры из Третьяковки

Финальный аккорд культурной программы — гала-концерт «Мы разам — мы вместе!»

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года

Читайте также

Политика

Во время поездки по Гродненской области президент Беларуси встретился со студентами, посетил агроусадьбу и ледовый комплекс «Пышки».

Экономика: интеграция

Автобусы, трамваи и троллейбусы с брендом made in Belarus давно уже прописались на дорогах больших и малых городов необъятной России от Калининграда до Новосибирска

Туризм

Общество

Чтобы вытащить самозанятых из тени, Минфин предлагает комфорт и упрощение, а депутаты — «кнут» без «пряника»

Союзное государство

Депутаты и молодые парламентарии Союзного государства обсудили вопросы занятости и возможности самореализации подрастающего поколения

Культура

В Третьяковской галерее открылась громкая выставка по случаю 175-летия со дня рождения одного из самых ярких российских живописцев

Общество

Чтобы вытащить самозанятых из тени, Минфин предлагает комфорт и упрощение, а депутаты — «кнут» без «пряника»

Политика

Во время поездки по Гродненской области президент Беларуси встретился со студентами, посетил агроусадьбу и ледовый комплекс «Пышки».

Политика

Президент России продлил каникулы для «малышей» и пообещал бизнесу меньше проверок

Трибуна депутата

Заместитель председателя Парламентского Собрания о 100-летнем юбилее комсомола, модных профессиях и взаимопонимании с внуками

Общество

Как предотвратить беду? Кто должен распознать предпосылки для юношеского бунта и забить тревогу?

Союзное государство

Депутаты и молодые парламентарии Союзного государства обсудили вопросы занятости и возможности самореализации подрастающего поколения

Общество

Ровно 120 лет назад родилась женщина, открытия которой произвели революцию в медицине. Зинаида Ермольева создала новый вид антибиотиков и спасла во время войны десятки тысяч жизней.

Экономика: интеграция

Автобусы, трамваи и троллейбусы с брендом made in Belarus давно уже прописались на дорогах больших и малых городов необъятной России от Калининграда до Новосибирска

Общество

В Москве представили во всей красе Витебщину — историю и культуру, народные промыслы и туристические уголки. Но главное — преференции для инвестиций и бизнеса

Экономика: интеграция

Из столицы Белоруси до Москвы и Санкт-Петербурга с ветерком довезут тверские вагоны

Источник: https://www.souzveche.ru/articles/culture/39278/

Ответы@Mail.Ru: история создания картины ф.п.решетникова «опять двойка»

— Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, художник стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку.

Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам.

«Двойка» была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой. Работа приближалась к концу, а в картине что-то все еще не удовлетворяло художника. На переднем плане оставалась какая-то неприятная пустота.

Фигуры стоящего мальчика и почти рядом с ним стоящей сестры выглядели скучновато. Надо было чем-то разбить это однообразие. А что, если ввести в картину собаку? Она даже усилит выразительность сцены. Собака с радостью бросается к мальчику, а тот так огорчился, что даже не смотрит на своего верного друга.

Худдожник дал команду, и ребята привели со двора бойкого мохнатого пса, но как заставить собаку стоять спокойно? » История создания картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» очень полробно и интересно описана в книге Ольги Туберовской «В гостях у картин».

— Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, художник стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку.

Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам.

«Двойка» была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой. Работа приближалась к концу, а в картине что-то все еще не удовлетворяло художника. На переднем плане оставалась какая-то неприятная пустота.

Фигуры стоящего мальчика и почти рядом с ним стоящей сестры выглядели скучновато. Надо было чем-то разбить это однообразие. А что, если ввести в картину собаку? Она даже усилит выразительность сцены. Собака с радостью бросается к мальчику, а тот так огорчился, что даже не смотрит на своего верного друга.

Худдожник дал команду, и ребята привели со двора бойкого мохнатого пса, но как заставить собаку стоять спокойно? » История создания картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» очень полробно и интересно описана в книге Ольги Туберовской «В гостях у картин».

Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, художник стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку.

Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам.

«Двойка» была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой. Работа приближалась к концу, а в картине что-то все еще не удовлетворяло художника. На переднем плане оставалась какая-то неприятная пустота.

Фигуры стоящего мальчика и почти рядом с ним стоящей сестры выглядели скучновато. Надо было чем-то разбить это однообразие. А что, если ввести в картину собаку? Она даже усилит выразительность сцены. Собака с радостью бросается к мальчику, а тот так огорчился, что даже не смотрит на своего верного друга.

Худдожник дал команду, и ребята привели со двора бойкого мохнатого пса, но как заставить собаку стоять спокойно? » История создания картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» очень полробно и интересно описана в книге Ольги Туберовской «В гостях у картин».

История создания картины «Опять двойка!» Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно».

Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Первый рисунок к картине Первый рисунок к картине Вместо учителя — учительница Вместо учителя — учительница Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница. Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно.

А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще! Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку-вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал.

Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать. Пес Пес Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал.

Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов. В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места.

Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее. На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде.

И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова. Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/47706417

История одного шедевра: «Опять двойка» Решетникова

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Читайте также:  Описание картины эдуарда мане «жанна» (весна)

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба.

У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины.

Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова
Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских.

По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами.

Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Крюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/zhivopis/istoriya-odnogo-shedevra-opyat-dvojka-reshetnikova.html

Юбилей: картину Опять двойка писали… с отличника

Первая версия знаменитой работы Федора Решетникова хранится в его родном селе под Днепром.

Привет из школьного детства

Тем, кому за 30, не надо объяснять, что такое «Опять двойка». Школьная программа в СССР была скроена добротно: если уж что признавалось классикой, то преподавалось «на века» — так, чтобы человек запомнил на всю жизнь. В результате образ непутевого младшеклассника, огорчившего своих домашних очередным неудом, в голове каждого советского школьника сидит крепко. 

Картине, написанной Федором Решетниковым, в следующем году будет 65. А самому художнику, родившемуся 28 июля 1906 года, исполнилось бы 110 лет.

Решетников совсем не «человек одной картины» — он был виртуозным шаржистом, скульптором, путешественником-полярником (спасался во льдах вместе с челюскинцами), играл на многих музыкальных инструментах и ставил спектакли.

Будет ли дата широко отмечаться в Украине – пока не ясно, но для Сурско-Литовского, где действует народный музей Решетникова, этот юбилей – точно праздник.

— Началось все случайно, — рассказывает заведующая музеем Елена Андреевна Хмельковская. – При сельской школе был кружок литературоведческий, его вела Ольга Семеновна Иванова. Как водится, пришло время писать сочинение по картине «Опять двойка».

А ребята в том году были любознательные, пошли в библиотеку читать про художника… Каково же было их удивление, когда они узнали, что Решетников – наш! Прибежали обратно с криками: «Ольга Семеновна, он же из Сурско-Литовского!» Все были взбудоражены, про сочинение уж никто и не думал: вместо этого решили написать письмо Федору Павловичу.

Тут еще были живы старожилы, которые помнили Решетникова и знали его московский адрес. Написали. Ответил художник сразу и, несмотря на регалии, очень тепло. Начал с ребятами переписываться.

Случилось это в 1962-м, а через четыре года, к своему 50-летию, художник приехал в Сурско-Литовское, где не был со времен юности. Привез четыре своих работы, подарил школе – с них и начался музей.

«Опять двойка», вариант первый: не знают даже знатоки

Сурско-Литовское – село с белорусскими корнями, в речи местных старожилов до сих пор проскакивают белорусские словечки. В конце XIX-го века Екатерина Вторая выкупила из-под Гродно ткачей и поселила тут. Это были не крепостные – свободные люди, рабочие фабрики.

Разводили овец, потом стригли, из шерсти делали нитки и пряжу, а на фабрике, построенной в Екатеринославе, ткали сукно, со временем село стало зажиточным.

Семья Решетниковых приехала в Сурско-Литовское, чтобы расписать два храма: Павел Решетников был иконописцем, и Федор – младший из 13-ти детей в семье – унаследовал его талант в полной мере.

Источник: https://kp.ua/life/546410-yubylei-kartynu-opiat-dvoika-rysovaly-s-otlychnyka

Известная по советским учебникам картина федора решетникова «опять двойка! « задумывалась как гимн..

О классике соцреализма, 100-летие со дня рождения которого недавно отмечалось, рассказывает его племянник Евгений Решетников  — Мой дедушка был иконописцем и обучил этому ремеслу своего старшего сына Василия (моего отца), который поступил в Киевское художественное училище, — рассказывает запорожский пенсионер Евгений Решетников.

 — Но после смерти родителей и трагической гибели сестры отец бросил училище, вернулся в село и взял на себя заботы о младших братьях — Ване и Феде. Позже все переехали в Днепропетровск. Отец писал плакаты, рисовал декорации к любительским спектаклям (после революции на это был большой спрос), а Федор помогал ему в выполнении заказов.

Старший брат видел, что у младшего есть способности, и всячески поощрял их…

— В 15 лет, взяв сверток с кистями и красками, узелок с сухарями и новые байковые брюки, дядя Федор тайком уехал на Донбасс, это было в начале 1921 года, — говорит Евгений Васильевич.  — За годы скитаний Феде пришлось поработать плотником, сапожником, маляром, шахтером, художником в железнодорожном клубе. Его способности были столь очевидны, что парень поступил в Москву на рабфак искусств.

Федор был романтиком, энтузиазм первых советских пятилеток захватил его. Когда в 1932 году ледокол «Сибиряков» готовился впервые в истории мореплавания пройти по Северному морскому пути, молодой художник решил принять участие в экспедиции.

Он приехал в Архангельск, откуда должен был отправляться «Сибиряков», и в течение нескольких дней, оставшихся до отплытия, сделал серию зарисовок и дружеских шаржей на участников экспедиции. Потом вывесил свои работы в кают-компании парохода.

Выставка так понравилась начальнику экспедиции Отто Шмидту, что он взял студента художественного училища в поход. В экспедиции Федор сделал много интересных рисунков, они выставлялись потом в Японии, куда отбуксировали «Сибиряков» для ремонта.

Позже Федора Решетникова, как и других участников экспедиции, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды.

Когда на следующий год по проложенному «Сибиряковым» маршруту в свой первый рейс отправился ледокол «Челюскин», Шмидт уже сам пригласил в поход полярника-старожила Федора Решетникова.

Рисунки о жизни челюскинцев в ледовом лагере студенту художественного училища зачли как дипломную работу

В домашнем архиве моего собеседника хранится подшивка публикаций газеты «Правда» за 1933-1934 годы, посвященных челюскинской эпопее.

13 февраля 1933 года «Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и за два часа затонул, а сотня полярников высадилась на «сушу». Уже на четвертый день после катастрофы вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся» с рисунками Федора Решетникова.

В суровых льдах Арктики его искусство оказалось так же необходимо, как теплая одежда и хлеб. «Свои рисунки Решетников выполнял в поистине нечеловеческих условиях, — пишет заместитель начальника экспедиции И. Баевский.  — Ему приходилось рисовать или сидя на корточках, сгорбившись, или лежа на животе.

Несмотря на это, они были хорошо исполнены. Лагерь Шмидта восторженно реагировал на эти рисунки и карикатуры».

Вскоре после спасения полярников в выставочном зале Московского товарищества художников открылась выставка «Челюскинская эпопея».

Это была серия небольших картин и рисунков, созданных студентом выпускного курса Института изобразительных искусств Решетниковым на основе натурных зарисовок и наблюдений.

Работы молодого художника воссоздавали жизнь экипажа на льдине. Эти рисунки студенту Решетникову зачли как дипломную работу.

— Когда Федор с делегацией челюскинцев приезжал в Днепропетровск, он жил у нас, — продолжает Евгений Решетников.  — Я ходил на его встречу с трудящимися, которая происходила на стадионе. Помню, весь стадион хохотал над его рассказом о том, как Федор разыграл полярников, напугав белым медведем.

Решив поднять настроение терпящим бедствие людям, он попросил Шмидта нарисовать медвежий след, сделал с него отпечаток и незаметно «наследил» возле палаток. Перепуганные полярники похватали ружья и бросились на поиски зверя.

А потом Федя вывесил стенгазету, в которой изобразил, как он идет по снегу на четвереньках, а за ним охотники с ружьями… Еще дядя рассказывал, как сложно было устанавливать палатки на льду. Для того чтобы закрепить их, люди мочились на колышки, после чего те вмерзали.

— Средний брат Решетниковых Иван увлекся революцией, и следы его затерялись, — вспоминает Евгений Васильевич.

 — После того как в «Правде» появилась заметка о Федоре, написанная Отто Шмидтом, в редакцию пришло письмо из Мариуполя, в котором автор спрашивал: «Не о моем ли брате рассказала газета?» Мой отец прочитал заметку, и, когда дядя Федор был в Днепропетровске, они поехали в Мариуполь, где, демобилизовавшись из Красной Армии, жил Ваня. Так три брата встретились.

— Федор Решетников был женат?

— После войны он женился на Лидии Бродской, дочери художника Исаака Бродского, ученика Ильи Репина. Лида была очень красивой, работала танцовщицей в цирке, а дядя усадил ее… за мольберт. И не ошибся: Лида начала писать пейзажи, стала известным живописцем, получила звание народного художника СССР. Ее картины сегодня в большой цене.

«На Сталинскую премию дядя купил престижную на то время машину «Победа»

— Как создавалась знаменитая картина «Опять двойка!»?

— Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, он стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку.

Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам.

«Двойка» была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой.

— Произведения Федора Решетникова дважды удостаивались Сталинской премии. Как распорядился ваш дядя деньгами?

— После получения одной из премий он купил престижную на то время машину «Победа». В 1948 году я гостил у дяди в Москве, и он предложил мне: «Хочешь, куплю тебе мотоцикл?» Я отказался. Кстати, одну из премий дядя получил за картину «Дни и ночи», на которой изображен Сталин, стоящий у карты страны.

Генералиссимус был написан с подачи моего отца, посоветовавшего Федору помнить о конъюнктуре. Жил дядя небедно, в трехкомнатной квартире возле стадиона «Динамо», держал домработницу. Мастерская — громадная, с антресолями, заставленными скульптурами и мольбертами, — находилась рядом. У жены была отдельная мастерская.

У Лиды и Федора была дочь Люба, ставшая, по-моему, тоже художницей. Ее дальнейшую судьбу я не знаю.

— Ваш родной брат Василий Васильевич тоже позировал художнику Федору Решетникову?

— Да, «Портрет Героя Советского Союза В. Решетникова» был написан в 1948 году. Мой брат старше меня на шесть лет, ему сейчас идет 86-й.

Во время войны Вася стал летчиком, совершил 307 боевых вылетов, в 1943 году получил звание Героя. После войны дослужился до генерал-полковника, в 80-е годы был заместителем командующего ВВС России.

Живя в Москве, Вася часто общался с дядей Федей, они были дружны.

Я тоже некоторое время служил в авиационном полку, которым командовал брат Василий. После демобилизации окончил в Днепропетровске металлургический институт, работал в мартеновском цеху «Запорожстали»…

Федор Павлович Решетников умер 13 декабря 1988 года. Академика живописи и народного художника СССР похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Сегодня, по свидетельствам очевидцев, могила Решетникова представляет собой печальное зрелище: на чуть возвышающемся, неогороженном холмике нет даже скромного памятника, а дешевая мраморная дощечка (на ней, кроме имени художника, значится имя погребенной здесь же в 1991 году Лидии Исааковны Бродской) разбита и едва держится в металлическом обрамлении.

На родине Федора Решетникова, в селе Сурско-Литовское, торжественно отмечать 100-летие знаменитого земляка будут 21 августа.

В свое время художник передал в дар сельской школе, в которой учился, 20 своих картин, в том числе один из вариантов работы «Опять двойка!» Стараниями бывшего учителя и директора школы Ольги Ивановой был создан небольшой музей.

В преддверии юбилея администрация Днепропетровского района выделила деньги на «евроремонт» двух комнат, которые занимает музей. А для того чтобы произведения Федора Решетникова могли увидеть и жители Днепропетровска, часть картин во время ремонта экспонировалась в помещении городского музея металлургии.

Источник: https://fakty.ua/48271-izvestnaya-po-sovetskim-uchebnikam-kartina-fedora-reshetnikova-quot-opyat-dvojka-quot-zadumyvalas-kak-gimn-otlichniku-i-mogla-by-nazyvatsya-quot-opyat-pyaterka-quot

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector