Описание картины федора васильева «евпраксия»

Музей Константина Васильева

«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся».

Из дневника Константина Васильева.

На севере Москвы в парке Лианозово среди обыденных пейзажей и серой архитектуры взгляд цепляет необычный дом. На ограде при входе надпись:
«Музей Славянской культуры им. Константина Васильева».

Это музей выдающегося русского художника, который был открыт в 1998г. силами энтузиастов и за 20 лет пережил поджоги, похищения, суды и рейдерские захваты.

Трагическая смерть(убийство) Васильева, а также трагичность наследия художника после его смерти заставляют получше присмотреться к его творчеству.

Ведь действительно картины Васильева не оставляют равнодушным никого: с одной стороны — безоговорочная любовь, с другой — полное неприятие.

Константина Васильева, вполне осознанно взявшего себе псевдоним Константин Великоросс, действительно волновали большие философские и общечеловеческие проблемы.

Скажем, беспокоил вопрос, какая вселенская сила веками хранит в природе, в людях, в их помыслах и делах все необходимое для существования того или иного народа — славянского, например.

А какие силы увлекают за собой другие народы, живущие своими непреложными законами?

В каждой национальной культуре всегда существует кровная связь с народными преданиями. Художник считал, что они-то и являются тем магическим кристаллом, который подобно камертону настраивает человеческую душу на определенное звучание.

Но даже когда обрывается связь с этими преданиями, а традиции не поспевают за бегом времени, все равно в каждом отдельном человеке продолжают жить отзвуки памяти, настроенной на волну своей Родины.

И едва прорвется где-то мощный аккорд родственных звуков, идущих из глубины веков, как встрепенется настроенная на их прием душа, радостно забьется сердце… Все существо человеческое тянется к корням своим и томится, находясь в вечном ожидании этих встреч как с чем-то самым дорогим и высоким.

И с этим, видно, ничего не поделаешь, это как тот росточек, что неизменно стремится к солнцу, пробиваясь сквозь любые наслоения грунта, сквозь асфальт и бетон.

Художник своими картинами осуществляет мощный прорыв в прошлое и, обращаясь к нашей памяти, рисует ей такие яркие и конкретные образы, что не может не пробудить сильных чувств, отзвука того далекого, но реального, о котором, проживая жизнь, мы можем даже и не подозревать. Но оно есть, оно заложено в нас.

Музей Васильева словно другой мир, в который попадаешь когда закрывается калитка — как-будто не было суетливой столичной жизни 5 минут назад. Перед глазами открывается уютная территория с красивыми деревьями через которые виднеется здание постройки начала 20 века.

Встречаются здесь и необычные люди.

Хранитель наследия Васильева, писатель и директор музея Доронин Анатолий Иванович уже больше 40 лет проливает свет на творчество Васильева, раскрывает глубинные смыслы и скрытые символы, которые спрятаны в картинах художника.

Васильев говорил, что в нашей социальной среде все перепутано, мужское и женское, и  чтобы лучше разобраться в мужественности и женственности — их нужно давать отдельно. Пытаясь создать женский символ — квинтэссенцию женственности, Васильев написал картину «Ожидание».

На холсте, по ту сторону заиндевевшего окна, поросшего ледяными узорами, стоит русоволосая, бледная, с горящей свечой девушка.

В ее глазах застыло ожидание, предчувствие, напряжение… Во всем лике девушки видно стремление сохранить своей любовью дорогого человека на расстоянии.

Это то самое неизменное для славянских женщин на протяжении многих веков ожидание счастливого мгновения и одновременная готовность принять трагические вести.

Очень интересна история создания картины «Северный орел» — продолжает рассказывать Анатолий Иванович:
Друг Васильева Олег Шорников вернувшись как-то с прогулки, рассказал Константину о своей нечаянной встрече на берегу Волги с большущим орлом.

Тот сидел на изломе сокрушенной временем березы и, надменно презирая возможную опасность, перебирал мощным клювом серые перья на своей груди. Олега неодолимо потянуло вперед: ближе, как можно ближе к чудной птице.

Но неожиданно орел встрепенулся и бросил такой огненный взгляд на незваного гостя, что человек оторопел, смутился… Невольно в памяти обозначились подходящие к моменту строчки стихов:В сознании Константина вспыхнула и окончательно сформировалась ясная, четкая мысль: «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!»– Я сделаю картину и назову ее «Северный орел», – отозвался Васильев…Олег удовлетворенно кивнул головой, а про себя подумал: «Как это Константин будет рисовать птицу?»Когда Васильев показал картину своим друзьям, в комнате воцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. Однако талант художника неудержимо притягивает взгляды каждого к картине, заставляет думать, восхищаться небывалой внутренней силой созданного образа. Зрителя буквально сверлит орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей.Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. И красота эта окружала человека, от которого веет не только недюжинной силой, но и звонкой ясностью, веселостью, счастьем неразрывной жизни с лесом. Зрителю хочется такого же увлечения делом в гармонии со всем окружающим. Мысль художника сумела, поднявшись над обычным житейским фактом, прикоснуться к стихии народного мифотворчества.

А вот картина «У чужого окна». На первый взгляд — молодая пара, возлюбленные. Но стоит приглядеться внимательнее, разобраться со всей системой символов, как понимаешь всю трагичность этого сюжета.

https://www.youtube.com/watch?v=JuHjPJpUa7w

Молодой мужчина, в руках у которого вилы — символ мужественности. Причем вилы здесь необычные — с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним — девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест — соединение женского и мужского начал. Уста их соприкасаются, но девушка отвернула от него лицо.

Страсть мужчины передана красным цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Видим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами — символом беды. Никогда этим двоим не быть вместе…

Встав на позицию своих древних пращуров, художник очень серьезно отнесся к образу Свентовита как к действующему вселенскому существу, которое несет в себе все необходимое для жизни славянского племени: оберегает людей, заботится о плодородии их земель. Он огромен, вездесущ, но проявляет себя лишь в отдельных элементах: огне, солнце, воздухе… Свентовит — это вся природа, среда обитания славян, да и сами они являются частью верховного божества.

Константин выразил свое понимание этого существа, создав образ языческого бога, выношенный в процессе творческого поиска и рожденный интуицией художника. Во всяком случае, его эстетическое восприятие мира не позволило изобразить Свентовита о четырех головах, пусть даже каждая из них и имела особое смысловое звучание, выражая все стороны света либо времена года.

Васильев написал величественную фигуру мужественного воина. Во весь рост стоит он на незримом пьедестале, теряющемся за нижней рамой большой картины. В руке его — огненный меч, опущенный до поры книзу; на груди, на массивном панцире, выпуклая, символизирующая плодородие голова тельца, на шлеме восседает, раскинув могучие крылья, сокол. Красивое лицо воина утопает в курчавой русой бороде.

Другая картина с трагическим сюжетом — «Евпраксия».

Княгиня Евпраксия Рязанская славилась своей красотой. Хан Батый хотел завладеть красавицей, убил её мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского. Княгиня, узнав об этом, бросилась вместе с сыном со стены.

В глазах её — решимость и осознанность. И младенец как-будто осознанно обнимает маму, разделяя их трагическую судьбу… Лоб Евпраксии украшает очелье — оберег и знак мудрости.

Развевающийся плащ напоминает крылья.

Последняя картина, которую написал Васильев за 10 дней до трагической гибели «Человек с филином».

В картине «Человек с филином» есть сгорающий свиток с псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его смерти, — 1976-й, есть светоч, который Человек несет в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, — все это символы.

Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. Художник не занимался специальным подбором символов, они рождались у него подспудно при создании образов.

Он работал интуитивно: несмотря на всю свою железную логику, воспринимал требуемую ему информацию неведомым нам чувством.

Так, Васильеву всегда нравилось смотреть на огонь. Константина привлекала стихия огня, его красота. И появился огонь, появились свечи на его полотнах. Они оказались технически удобным средством.

Художник мог получить выгодное цветовое решение картины, нужную освещенность лица героя. Кроме того, свеча — красивый декоративный элемент.

Но постепенно она превращалась у Васильева в некий символ-светоч…

Внешне в светоче у Васильева ничто не зашифровано. Это самодовлеющий символ, который каждый будет воспринимать по-своему. Толкование полотен может быть разным в зависимости от полноты их постижения.

Существует, например, такое прочтение «Человека с филином». В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни — соединителю двух сфер.

Васильев напоминает, что на Земле произрастают не только цветы и деревья, но и человеческие жизни. Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожей своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи его с зимним лесом.

Человек поднялся из самой природы и достиг таких высот, что головой подпирает небесный свод.

Но что же взял с собой мудрец в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?

В основу истинного возвышения художник кладет всякое творческое горение — и как символ его — догорающий свиток с собственным псевдонимом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей, ради своего народа.

Только тогда он становится живительной силой. Творчество — одно из величайших проявлений человеческого духа.

Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба — знак вечности. Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника — древнего символа мудрости и просвещения. Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества!

Над ростком горит светоч, зажатый в правой руке старца. Видимо, это и есть главное, что взял и несет с собою мудрец. Светоч — символ ровного и негасимого горения души.

Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица человека, соединяющие в себе редкую сосредоточенность с возвышенностью мыслей. Какой-то особый смысл переполняет загадочные глаза старца.

В них самоуглубление, зоркость не только зрительная, но и внутренняя, духовная.

Над седой головой он держит плеть, а на рукавице той же руки сидит грозная по виду птица — филин. «Живой» ее глаз — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше — звездное небо, космос. Плеть или бич необходимы, чтобы в любых условиях сохранять стойкость духа: без самоограничения недостижима истинная мудрость.

И, наконец, изображение филина, совы у разных народов всегда было символом мудрости, беспристрастного видения мира. Филин — птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек.

Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и «высказывает то, что молчаливо переживается миром».

Картина утверждает великую ценность самой жизни, неумолимого ее движения, развития. Ее появление предвещало начало некой новой живописи. Художник, завершив полотно, сам это ясно почувствовал.

И, может быть, впервые испытал острую потребность в уединении, чтобы глубже осмыслить найденное направление.

Три дня Васильев провел в лесу, вернувшись домой сказал матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать»… Через несколько дней Константина убили.

Смерть Васильева закономерна, ведь творческой интуицией, каким-то невероятным прозрением ему удалось восстановить в красках и линиях идеальный образ русской души.

Созданные художником полотна мифологического жанра — это законченные образы-символы, то сокровенное, что каждый из нас носит в себе всю жизнь, но не в состоянии четко представить, а тем более выразить.

И вдруг — это потаенное, драгоценное, упрятанное в недрах подсознания, является в красках на полотнах мастера! Порой Высшая Сила посылает гениев, которые способны подпитывать и корректировать русскую цивилизацию. Одним из таких ярких светочей для нас был Константин Васильев.

Картина Мира,
Малахов Владимир

С благодарностью, по материалам Доронина Анатолия Ивановича

Экскурсия по музею: 

Адрес музея К. Васильева: 127576, Москва, ул. Череповецкая, д. 3-б, +7 926 496 39 00

http://museum-slav.com/

http://www.mmkv.org/

Источник: https://view-w.ru/2018/03/01/muzej-konstantina-vasileva/

Музей славянской культуры имени Константина Васильева в Москве

Главная страница » Россия » История и культура России » Музей славянской культуры имени Константина Васильева в Москве

На севере Москвы есть небольшой лесной массив — Лианозовский лесопарк.

На Череповецкой улице взгляд выхватывает из-за деревьев старинный бледно-розовый особняк постройки начала XX века.

В 1998 году стараниями энтузиастов здесь был открыт Музей творчества Константина Васильева, позднее преобразованный в Музей славянской культуры имени Константина Васильева.

* Организатор экскурсии: «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru»

Бывшая дача Лианозова, ныне Музей славянской культуры имени Константина Васильева

Жизнь и творчество Константина Васильева

Талантливый художник Константин Алексеевич Васильев прожил короткую — всего 34 года, но чрезвычайно насыщенную творчеством жизнь.

Он оставил после себя около 400 работ, которые сейчас хранятся в музейных собраниях Москвы, Коломны, Казани и в частных коллекциях. Слава пришла к нему уже после смерти, а при жизни многие обвиняли его и в отсутствии таланта, и в русском фашизме.

До сих пор не раскрыта тайна его гибели — то ли он попал под поезд, то ли был преднамеренно убит. Последнее предположение более вероятно.

Картины Васильева насыщены разнообразными символами, отсылкам к историческим и мифологическим сюжетам. Поэтому без опытного проводника здесь не обойтись. Для нас им стал директор музея Доронин Анатолий Иванович.

Директор музея Анатолий Иванович Доронин

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. После войны семья переехала в небольшой поселок Васильево недалеко от Казани. Мальчик с детства рисовал, предпочитая карандаши игрушкам.

В 11 лет он поступил в Московскую художественную среднюю школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова.

Читайте также:  Описание картины камиля писсарро «красные крыши»

Затем из-за смерти отца был вынужден вернуться в родные края, где продолжил учебу в Казанском художественном училище.

Портреты композиторов

После окончания учебы Васильев вернулся в родной поселок. Внешне жизнь была очень скромной: работа учителем рисования и черчения в средней школе, затем художником-оформителем на заводе.

В тот период жизни Васильев пробовал себя в разных жанрах и техниках. Но в какой-то момент наступил творческий кризис. Полгода художник не брался за кисть.

Пока не произошел один, на первый взгляд малозначительный эпизод.

Константин Васильев, автопортрет

Один его друг, гуляя в лесу, наткнулся на орла, сидящего на ветке и чистящего перья. Человек хотел подобраться к нему поближе, но птица встрепенулась и так грозно посмотрела, что тот поспешил убраться восвояси. Васильев, услышав эту историю, неожиданно пообещал написать картину.

У Константина Алексеевича существовал такой обычай: в назначенный день, перед тем, как представить работу, его друзья должны были прочитать стихи или рассказать истории по теме картины. Так было и на этот раз. После этого Васильев сдернул покрывало, и гости замерли в изумлении.

Северный орел

«Северный орел». Именно так назвал Васильев эту работу. Самого орла мы здесь не увидим. Лишь мужчину средних лет с неестественно светлыми глазами, настороженно вглядывающегося в зрителя.

Может, он и есть орел? Суровый житель Севера посреди таежного заснеженного леса. Потом мы не раз увидим это лицо на полотнах художника. Абсолютное воплощение силы и мужественности.

Здесь же в правом верхнем углу славянской вязью выведен новый псевдоним мастера: «Константин Великорус».

Подпись «Константин Великорус», фрагмент картины

С этой работы начинается новый творческий цикл, который оборвет трагическая смерть. Подчас кажется, что художник словно предчувствовал свой скорый конец.

Велес

Два полюса — мужское и женское, это два начала бытия. В картинах Васильева мы постоянно будем видеть эту символику: крест, лед и пламя, холод и страсть. Воплощением женственности у Васильева выступает образ девушки с удивительными глазами в картине «Ожидание».

Ожидание

Когда эта работа была закончена, мать художника, Клавдия Парменовна, опешила, узнав себя в молодости. В конце августа 1942 года Майкоп заняли фашисты. Её муж ушел партизанить. А её, беременную, вызвали в гестапо.

Потом отпустили, но дома поселили двух немцев: надеялись, что отец найдет способ связаться с женой, чтобы узнать, кто же родился. И его мать ночами стояла у окна со свечой, предупреждая таким образом об опасности.

Каким-то неведомым образом художник уловил ту ситуацию и воплотил её на холсте.

А вот картина «У чужого окна». На первый взгляд — молодая пара, возлюбленные. Но стоит приглядеться внимательнее, разобраться со всей системой символов, как понимаешь всю трагичность этого сюжета.

У чужого окна

Молодой мужчина, в руках у которого вилы — символ мужественности. Причем вилы здесь необычные — с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним — девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест — соединение женского и мужского начал. Мужчина целует девушку, но она отвернула от него лицо.

Страсть мужчины передана алым цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Увидим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами — символом беды и зла. Никогда этим двоим не быть вместе.

Есть у художника другая подобная картина — «Нежданная встреча». Но и там мы увидим неблагоприятные знаки. Может, в этом образе нашли отражение неудачи Васильева в личной жизни?

Еще одна работа с не менее трагичным подтекстом, хотя на первый взгляд она кажется весьма умиротворяющей, хотя и чувствуется в ней некоторая тревожность: «Жница».

Жница

В прошлом, в первый день жатвы вся семья выходила в поле как на праздник. Но дозволялось убрать лишь один сноп. А здесь мы видим девушку в одиночестве. Острие серпа направлено в сторону её сердца.

На голове — венок из васильков, который по некоторым поверьям символизирует связь с загробным миром. На то, что василек здесь имеет негативный оттенок, указывает еще один знак — раненный ствол березы.

Да и сама береза — символ одиночества.

Печальна картина «Русалка».

Русалка

Девушка сидит около лесного озера, рядом с ней изображена береза — символ одиночества. Здесь совсем мало цветов, основные тона — зеленый, серый и бурый. Картина посвящена младшей сестре художника — Людмиле, которая, того не подозревая, искупалась в зараженном радиацией озере и «сгорела» за несколько месяцев…

Еще один цикл работ посвящен древним славянским, германским и скандинавским божествам. На них мы обнаружим знаки и символы, за использование которых Константина Васильева причисляли к фашистам и несколько раз вызывали на допросы в КГБ. Впрочем, и свастика, и сокол с орлом — это древние индоевропейские символы, которые нацисты лишь заимствовали, вложив в них новый, страшный смысл.

«Свентовит», или «Святовит» — бог войны и победы у западных славян, главный бог жителей острова Рюген и прилегающих земель, его статуя стояла в святилище города Аркона. Необычен выбор цветовой гаммы — игра на контрасте различных оттенков серого и красного.

Свентовит

Кажется, что по первоначальному замыслу вовсе не квадрат с косым крестом должен был быть изображен на шлеме и кольчуге. А сокол на щите напоминает тот, который мы обнаружили в экспедиции в Старой Ладоге.

♦ По теме: Старая Ладога — древняя столица Руси

Свентовит, фрагмент картины

Свентовит, фрагмент картины

https://www.youtube.com/watch?v=E3qRYTAXIc8

А вот «Валькирия над сраженным воином», забирающая его душу. Характерный взмах рукой, отстраненный взгляд… Огромное полотно, купленное на с трудом сэкономленные деньги, почти полностью занято изображением серых облаков. Писал эту работу Васильев под музыку «Полет Валикирий» Рихарда Вагнера: Вагнер был одним из самых любимых композиторов художника.

Валькирия над сражённым воином

Валькирия над сражённым воином, фрагмент

Валькирия над сражённым воином, фрагмент картины

«Вотан», или «Один» — верховное божество германо-скандинавской мифологии, бог войны и победы, волхв и шаман, знаток рун, предводитель валькирий.

Вотан — верховный бог древних скандинавов

Интересны работы «Князь Игорь» и «Плач Ярославны». По первоначальному замыслу, это должен был быть триптих, но в результате было написано только две картины.

«Князь Игорь» и «Плач Ярославны», диптих

На картине «Князь Игорь» мы видим древние славянские символы, которые сегодня, увы, стали олицетворением разъединения двух братских народов.

Князь Игорь, фрагмент картины

На картине «Плач Ярославны» одеяния княгини напоминают змеев, которые душат её. Можно даже не вспоминать сюжет.

Плач Ярославны

Рядом с ними висит еще одна картина с трагическим сюжетом — «Евпраксия».

Евпраксия

Княгиня Евпраксия Рязанская славилась своей красотой. Хан Батый хотел завладеть красавицей, убил её мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского. Княгиня, узнав об этом, бросилась вместе с сыном со стены. В глазах её — решимость, готовность принять свою судьбу до конца. Её лоб украшает очелье — оберег и знак мудрости. Развевающийся плащ напоминает крылья.

♦ По теме: Городище Старая Рязань — место силы

Но не все работы Васильева так трагичны. Среди них мы найдем немало картин природы. Хотя и там мы увидим некоторую напряженность, слом.

Гуси-лебеди

Лесная сказка, Осень, Лесная готика

Свияжск

Над Волгой

Еще один большой цикл картин Васильева посвящен русским былинам и сказаниям. Большинство картин выполнены темперой.

Поединок Пересвета с Челубеем

Русский витязь

Огненный меч

Вольга и Микула

Легенда о рождении Дуная

Авдотья Рязяночка

Рождение Дуная

Илья Муромец и голь кабацкая

Русский витязь

Вотан с волками

Дар Святогора

Битва Добрыни Никитича со Змеем

Илья Муромец освобождает узников

Садко и Морской Царь

Садко на кипарисовой дощечке

Особо следует сказать о последней работе Васильева, которую художник завершил незадолго до гибели. Она называется «Человек с филином».

Человек с филином

Внизу огонь пожирает свиток со славянской вязью «Константин Великорус, 1976». Интересно, что свиток своей формой напоминает Сибирь. Васильев верил, что именно оттуда начнется возрождение России.

Человек с филином, фрагмент — надпись «Константин Великорус, 1976»

Было ли это самоисполняющимся пророчеством, или просто эту цифру следует понимать как год написания картины — каждый трактует по-своему. 29 октября 1976 года художник и его друг погибли при невыясненных обстоятельствах. Похоронен Константин Васильев в поселке Васильево, в его любимой березовой роще.

«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся» — Васильев

К сожалению, в Музее выставлены далеко не все работы художника. Так, мы здесь не увидим его знаменитые картины, посвященные Великой Отечественной войне — «Парад 41-го», «Нашествие», «Прощание славянки», «Портрет Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» и другие. Нет здесь и ранних работ в стиле сюрреализма и абстракционизма.

Бывшая дача Лианозова

Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. По другой версии, этот дом, который за цвет портика называли «белой дачей», занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.

Здание Музея славянской культуры имени Константина Васильева

Здание музея

Бывшая дача Лианозова

Окна

Статуя

После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана.

Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано.

Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.

В то время «Клуб любителей живописи Константина Васильева» под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина активно искал помещение под галерею.

Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться.

Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.

«Северный орел» и директор музея Доронин Анатолий Иванович

И тут очень удачно «подвернулась» дача Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.

Бревенчатый дом

Первоначально все 5 залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.

Фотографии и рисунки

В целях безопасности было решено выставить только часть произведений художника, заменив некоторые из них копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название — «Музей славянской культуры имени Константина Васильева».

Русь дохристианская

Можно по-разному относиться к дохристианскому периоду нашей истории. Кто-то верит в существование Ведической Руси и Гипербореи. Другие практически полностью отрицают тот период как темный, лишенный света Истины. Я придерживаюсь в этом вопросе строгого научного подхода, основанного на данных истории и археологии.

Тот долгий исторический этап, несмотря на его малоизученность, сыграл огромную роль в нашей истории. Он оказал влияние на всю нашу культуру и наш менталитет. Его мы угадываем в сказках и былинах, орнаментах крестьянской одежды и хозяйственной утвари.

Согласно теории Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, оно прорывается в наше сознание в виде архетипов. Мы чувствуем древние пласты в различных символах и знаках. Увы, многие из них сейчас связывают исключительно с идеологией фашизма.

Та эпоха бередит души, погружая нас на архаические уровни нашей психики.

И потому так цепляет творчество Константина Васильева и других мастеров, работающих в жанре реконструкции и творческого осмысления древних культур, народов, некогда населявших территорию нашей страны.

Сейчас в музее можно увидеть работы замечательного художника Всеволода Иванова, создающего величественные образы Древней Руси, Владимира Семочкина с его неповторимым стилем, очень светлые работы его отца — Валерия (Радомира) Семочкина, работы в камне и дереве Виктора Гончарова и других.

По теме:

Всеволод Иванов, Ледич (Январь)

Всеволод Иванов, Видение поморам Богини Гипербореи

Сказочные сюжеты

Работы Владимира Семочкина

Владимир Семочкин, Стражи Урала

Валерий (Радомир) Семочкин, Заря-Зареница

Работы в камне Виктора Гончарова

Часть экспозиции занимают предметы русского народного быта: ручная мельница, прялки и самопрялки, куклы-обереги, вышивка. Есть здесь и настоящие гусли, обладающие удивительно мелодичным звуком.

Экспозиция 2-го этажа — предметы крестьянского быта

Информация для посетителей и карта

  • Адрес музея: 127576, Москва, ул. Череповецкая, д. 3-б
  • Телефон: (495) 517-50-65
  • Сайт: http://www.mmkv.org/
  • Часы работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, выходной — понедельник.
  • Проезд на общественном транспорте: от метро «Алтуфьевская» автобусы 92, 685, 774 до остановки «Угличская улица».
  • Музей Константина Васильева в Казани: Республика Татарстан, Казань, улица Баумана, 29/11. Здесь представлена самая большая коллекция картин художника.
  • Постоянная экспозиция работ Константина Васильева в Коломне: Московская область, Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2, «Дом Озерова».

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично.

Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/muzej-slavyanskoj-kultury-imeni-konstantina-vasileva/

Записки о художниках

Николай Сергеевич Матвеев  (1855— 1939) —  русский художник-передвижник, «певец исторической темы».

У ЭТОЙ КАРТИНЫ, она выставлена в Зарайском музее, драматическая судьба. Впрочем, такая судьба у многих подлинных произведений искусства. Что только не делают с ними! Их не только берегут. реставрируют — их часто крадут, режут на части, обливают кислотой, в них стреляют.

Задумав как-то собрать материал о «приключениях картины-, я накопил массу газетных вырезок, всяческих выписок о том как -складывается жизнь- произведений искусства Собранные вместе и как бы продолжающие друг друга, эти истории сами собираются в такую «картину», что поневоле задумываешься: а достоверно ли все это? К сожалению, достоверно ..

Говорю это к тому. что и у полотна из Зарайска своя непростая история…

                                                                                                                      Евпраксия Рязанская.    Копия.

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «поля»

ТИХО у стен Зарайского кремля в зимние сумерки. Чуть скрипит под ногами снег. Поднимаются к дрожащим огонькам первых робких звезд дымы, но скоро слабеют, растекаются по-над долиной реки Осетр серо-сизым туманом.

Еще раз зайти на обратном пути в кремль? Зачем? Что выдумывать. На месте том давно ничего нет, и никто даже не мог указать мне его в точности. Здесь ли было это. и было ли? Рассказывают, маленькую часовню.

поставленную на могиле Евпраксии и ее малолетнего сына в память трагического того события, в память о великой любви княгини, давно разрушили. Вспомнилась табличка на стене Бачковского монастыря в Болгарии «Тот. кто разрушает памятники старины.

— не болгарин»… Не часовню, словно само прошлое — саму эту отшумевшую жизнь, в которой тоже любили, боролись, страдали.— пыталась зачеркнуть недобрая рука.

Но почему так сжимается здесь, у кремля, сердце? Здесь ли найти мне то. что не дает покоя? Здесь ли искать, стоя у молчаливой стены столетий? Мучаюсь и не нахожу сразу ответа. Тихо. И только вышептывают губы живущие в памяти СТИХИ:

Пусть во тьме осыпаются маки, Пусть утихнет порханье и свет, Перестаньте тревожить и плакатъ.

Ничего здесь погибшего нет.

Все, что умерло — рядом таится. Все имеет и душу, к свет. И ночными глазами глядится.

Излучая незримый привет.

В последний раз на мгновение тревожно брызнул красноватый отблеск на кресты словно вырастающего из сиреневого снега древнего собора. Как быстро уходит солнце!

КРУТОЛОБЫЙ АВТОБУС разметая колючее полотно утреннего тумана, добегает по скоростной магистрали от Москвы до Зарайска часа за три. Есть время, рассеянно глядя сквозь широкое окно на оживающие с наступлением дня сельские дома, подумать о том.

повезло или нет Зарайску (сейчас этот древний, второй когда-то по величине город рязанской земли входит в территорию Московской области), что нет сюда прямой железнодорожной ветки.

Остался он еще с прошлого века в стороне от многолюдных, на Коломну и Рязань, путей: это помогло ему до сего дня сохранить древнее очарование

Ритм жизни — неспешный. Все в городе, как и во многих других малых российских городах. И, однако, Что дает мне право выделить в особицу этот город? Неужели только такая нематериальная вещь — ощущение особой сопричастности этих мест родной истории? Истории?

Шумит негромко улица, всяк по своим делам, по своим заботам поспешает неторопко. Магазины. рынок; самые большие предприятия — фабрики — обувная.

текстильная, перовых изделий, Зарайский механический завод, над домами — телевизионные антенны, пробежали с уроков веселые мальчишки — люди живут, работают как везде И планы у них интересные есть, и задумки хорошие — о них рассказывали в горкоме партии, да многое видно и своими глазами.

По инициативе ГК КПСС взяты под охрану многие памятники «изданы книги, путеводители и открытки о Зарайске, контролируются работы по реставрации кремля и торговых рядов» — можно прочесть в одном из томов книги -Города Подмосковья-‘ А все же самая главная достопримечательность города — построенный по новым для начала XVI века архитектурным принципам при слиянии рек Монастырки и Осетр кремль — пока в тяжелом состоянии. И, понятно тревожишься, невеселым опытом наученный не забыли бы и здесь в каждодневных делах то. что оставлено в наследство предками нашими, временем…

При основании своем, более восьми столетий тому назад, город назывался Красным — красивым то есть. «Шуми. Осетр! Твои брег украшен делами славной старины!» — строчки эти принадлежат поэту Д. Веневитинову.

Сколько же связано с этой землей! Сколько отшумело здесь славных и радостных, печальных и трагических событий!.. Сжигая вс, проходили по речной долине полчища Батыя, позднее противостоял Зарайск крымцам. войскам польских интервентов— в Смутное время..

Красный — красивый… А теперь — Зарайск. Почему город изменил свое название? Не просто же так дали люди ему новое имя?

ОСТРОВА ПАМЯТИ на нашей земле — музеи. И в Зарайске историко-художественныи. он же краеведческий музей интересен. Много в нем того, что обычно в перегруженных столичных музеях хранится-хоронится где-то в запасниках А здесь все близко рядом перед глазами. Идет ли рассказ о земляках — Достоевском. Гончаровых.

Пушкиных, можно увидев выставленные на стендах предметы и как бы «оттолкнувшись» от первого •полученного от вещей этих впечатления, съездить в недалекое от города сельцо Даровое, где великий трагический писатель провел детство и куда приезжал поклониться памяти о светлых годах зрелым, пожилым уже и непоклонливым человеком.

О Гончаровых прочтут в музее на память выдержки из письма Натальи Николаевны. где упомянуто Ильицыно. принадлежавшее древнему роду. И Пушкины, предки великого поэта, долгие годы владели этой землей… Или она владела ими? Словом, в музее этом небольшом — разместился он в бывшей церкви,— рассматривая то.

что зовется странным нерусским словом «экспонаты», точно спускаешься по ступенькам лет все глубже и глубже во времени. Далекое, оказывается, совсем недалеко если открыто ему то. что предки наши называли «очи сердечные».

ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ иногда. как это происходило. Раскладываю старые книги рассматриваю иллюстрации.

. .Черное от множества идущих на приступ Рязани татаро-монгольских войск пространство. Вот уже разрушена в одном месте стенобитным орудием стена. Языки пламени вырываются из-за огороженного крепостной стеной города, то здесь, то там поднимается к небу злой дым.

Что за страшный день стоял тогда? Тоже морозный, ясный. Ставший навсегда черным днем рязанской, всей русской земли Далеко до заката, а уж окрасились красным снеги белые.

Что было на рязанской земле потом?

«Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери. ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то.— добавляет летописец емким древнерусским языком.— за грехи наши».

Грехи те известны не пришли на помощь друг другу, не объединились, не дали вместе отпора -врагу басурманскому».

Евпраксинюшка. молодая княгиня. места себе не находила Займется ненадолго рукоделием. поиграет с сыном, а все неспокойно. Чередой шли однообразные дни но вестей от мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского, нет и нет. Отправился к Батыю -со товарищи- в самый стан врага время выиграть, собирая силы русичей. И принесли Батыю дары, и просили царя чтоб не воевал рязанской земли.

Батый же подарки принял, но опьяненный безграничной властью над людьми и злобой безмерною выставил неслыханно унизительное условие: не только десятую часть всего нажитого, отдать татарам в наложницы сестер. жен и дочерей князей рязанских «Царь Батый — свидетельствует один из самых драматических документов русской истории «Повесть о разорении Рязани Батыем .

— распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне княже изведать красоту жены твоей» .О том. что произошло дальше в «Повести » рассказывается немногими словами — «Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю «Не годится нам. христианам, водить к тебе нечестивому царю, жен своих на блуд.

Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

Предчувствия недоброго мучают Евпраксию. Часами простаивает у слюдяного окошка отогревая дыханием маленький глазок. Что несет день? Ах ничего не видно в морозной дымке! «Придут татары Кто заступится? Мужа нет Зарежут меня и сына, или хуже — сведут на поругание .

Нянька принесла Ванюшу. Ему и годика нет. Тянет крохотные ручки к матери, чувствует ведь тоже — тяжело ей молчит Глазенки большие, отцовские. Как неспокойно, тяжело как!

КАКАЯ-ТО СИЛА держит долго у этой картины Погружаясь в «дела давно минувших дней», задумываюсь о том. что время… совсем не непрерывно в своем движении. Иногда оно словно «копится», порой обрушивается водопадом.

Мы воспроизводим сегодня в журнале не саму работу — ее копию. Причина для этого, сказать так, уважительная: подлинник. узнал у директора Аллы Даниловны Климовой похищен из Зарайского музея тридцать лет назад. Те. кто совершил святотатство, найдены не были. Да, разрушившие древние камни в Зарайском кремле, укравшие удивительную картину — разве это не люди «одного порядка»? Точнее. нелюди…

Полотно написано замечательным русским художником-передвижником, «певцом исторической темы» Николаем Сергеевичем Матвеевым (1855— 1939). Называется оно «Евпраксия Рязанская». Конечно, захотелось узнать о художнике, о том, как создавалась картина. как можно больше, но. . Поиски мои можно было бы описывать очень долго.

Скажу только: библиотека имени В. И. Ленина. библиотека Третьяковской галереи, составители «Биобиблиографического словаря русских художников» не дали подробных сведений о Матвееве. Есть, правда — разыскал их не без труда — два альбома, вышедшие еще до революции (1880 и 1904 годы), где воспроизведено несколько работ художника.

Упоминается Матвеев и в двух книгах, изданных малыми тиражами, вышедших уже в советское время. Вот и все. Монографий о творчестве крупного мастера не существует Долгие поиски и расспросы у московских коллекционеров живописи тоже дали не очень утешительные результаты: полотен Матвеева в частных собраниях — единицы.

Зато в результате поиска обнаружил два дома, где жил в Москве Матвеев (бывш. Ушаковский пер., дом Истоминой, и дом на Волхонке). Интересно: Матвеев дружил с великим Репиным. Репин и Суриков писали портреты его сына. Удивительная по мастерству репинская работа — сепия называется «Мальчик Матвеев» — хранится в ГТГ. она 1881 года.

В галерее же — две работы самого Матвеева

Поиск хоть каких-то более-менее достоверных и полных сведений о Матвееве.. Шел он по всем возможным направлениям Были и такие Вот раскрываю справочник членов Союза художников СССР. Вдруг повезет7 Матвеевых в нем несколько — искусствовед, скульптор, театральный художник «Переехал». «Не родственник — однофамилец»
«Не знаю». . Чудес не бывает…

Последняя попытка набираю номер М Д Артамонова, крупнейшего знатока московского некрополя. Николая Сергеевича Матвеева в его картотеке нет. есть Георгий Николаевич. Сын? Тот самый репинский «Мальчик Матвеев»? По годам— подходит. . Похоронен на Введенском кладбище И все — обрывается ниточка.

Кисти Н. С. Матвеева принадлежат удивительные работы! «Венчание в тюремной церкви» (ее можно увидеть в художественном музее в Кишиневе), серия литографий — альбом памяти Пушкина, портрет Марии Волконской, портреты декабристов. .

Значит дышал художник опьяняющим воздухом прошлого, изучал прошлое, и зарайская Евпраксия — тема в его творчестве не случайная. Но что было первотолчком.

что подвигло к этой удивительной фигуре, почему из многих эпизодов древней русской истории так удивительно ярко разработан именно этот сюжет? Нет ли в том отблеска чего-то самим мастером пережитого — ведь он жил в сложные годы революции. гражданской.

Кто художнику служил моделью? О многом хочется знать, но, увы, скупы сведения! Но о главном, думаю. сказать можно: не холодный констататор художник, он ощущает себя сопричастным событиям истории, живет в ней. выбирая в дальних далях времени то. что очищает помыслы, заставляет задумываться о корнях национального характера. делает человека благородней и выше…

…СНИЗУ — ШУМ.

Вот. приехали!— оживляется нянька—Говорила. Евпраксиюшка. нечего раньше времени плакать!»

Быстрее, быстрее, через ступеньки! И вот. словно врезается в мозг, вспыхнув перед глазами. картина.

Оборванный, еле держится на ногах верный служка князя Апоница. Лицо неживое, застывшее. Трясутся руки. Что-то тихо сказал, опустив голову. В крике упала на пол старая княгиня Агриппина. И тихий вопрос Евпраксии. на который нет ответа: «Что… там?..»

Потом…

Описывать этот лебединый порыв навстречу смерти так трудно и больно, что именно поэтому, наверное, и в самой «Повести…», и в произведениях тех. кто обращался к этому эпизоду нашей истории, сказано о происходившем далее скупо.

«…Стояше в превысоком тереме своем и держа любезное чадо свое князя Ивана Федоровича, и услыша таковые смертоносные глаголы, и горести исполнися. абце (тотчас) ринуся из превысокого храма своего с сыном своим Иваном на среду земли и заразися до смерти (разбилась насмерть)».

Страшной занозой вонзаются горестные эти слова в наши
сердца, слова, оставленные нам в вечное напоминание, нам и многим следующим за нами поколениям: можно отнять у русского человека жизнь, но честь отнять невозможно.

«Евпраксия не закричала, не забилась в слезах и причитаниях.— весь словно сжимается писатель-историк В. Ян. — Молча повернулась и. прижимая к груди сына вышла из горницы. Поднялась по витой лестнице в свой терем, подошла к окну, распахнула его и вместе с ребенком бросилась на почерневшие внизу камни»..

Где, хочется спросить, в каких книгах, летописях, рунах есть история, драматичнее этой? И разве она принадлежит одному Зарайску?

Войска захватчиков были разбиты на поле Куликовом, потерпели позорное поражение через много лет. вместивших не поддающиеся исчислению бедствия примеры неслыханной самоотверженности тех. кто отстаивал свободу. Первый из них подала Евпраксия.

Жертвой-призывом к лебединой верности роду, родным, Родине, непоклонливостью и гордостью. привязанностью к мужу-воину заложила поражение врагов эта женщина которой нет. к сожалению, сегодня иного памятника.

кроме летописного слова Что говорить — ведь даже зримая память о ней у нас украдена!..

Человек обладает наверное, особой, исторической памятью зримых путей. Неодолимо влечет его к себе земля, за которую умирали предки. Мир устроен так. что в нем ничего не исчезает Не сгорают сожженные рукописи. Поднимаются из руин разрушенные памятники. Не исчезает легкое дыхание человека. И даже украденная у всех нас картина — жива!

Прошлое — оно подходит к нам. берет за руку. Его нельзя предать забвению, не предав. Дыхание его свежо и бодряще.

С той давней поры Зарайск. где княгиня молодая Евпраксия разбилась, «заразилась». и получил свое имя, дошедшее до нас из древности..

Читайте также:  Описание памятника лайке

ТИХО. Заря померкла. И только вышептывают губы полюбившиеся навсегда строчки:

Спи, душа моя. Утро разбудит. Тихим светом наполнится дом. Все проснется и все еше будет

И сиять, и порхать за окном.»

..Такая вот картина хранится в Зарайском музее.

Максим Иванов

КНЯГИНЯ ЕВПРАКСИЯ

В Зарайске-городе в старинные года Смерть приняла ты на покрове cнежном. Под башнею была погребена тогда

С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.

Зимой морозною ворвалася орда, И пламя деревень взвилось столбом мятежным. Как черная пурга, нагрянула беда.

И разоренный край простором стал безбрежным.

На похоть и позор жестокому монголу Тогда не отдалась ты, верная жена, С узорной лестницы низринулася долу

И памятью веков теперь окружена.

Три каменных креста я помню над могший,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.

Павел Радимов

Источник: http://babanata.ru/?p=11001

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 47)

Мученица Княгиня Евпраксия Зарайская с сыном Иваном Постником.

«Неудобные» святые

МУЧЕНИЦА КНЯГИНЯ ЕВПРАКСИЯ ЗАРАЙСКАЯ

«Это не нами, не нашими руками создано, и не нашим умом судится».

Н.С. ЛЕСКОВ. «Обойденные».

«Когда мы сталкиваемся с чем-то поистине “таинственным”, нередко наш долг состоит не в том, чтобы его объяснить, а в том, чтобы увеличить его неразгаданность».

Лучиан БЛАГА.В последней раз православная общественность вспоминала о Княгине-мученице в 2011 г. в связи с благословением Патриарха Кирилла отпеть генерала М.Г. Ефремова (1897†1942), застрелившегося после отказа сдаться в плен немцам.Обратившиеся к Святейшему, родственники генерала подчеркивали, что самоубийство генерала не было следствием отчаяния, а обстоятельства его смерти являются примером верности Родине, присяге и солдатам.Генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов, с октября 1941 г. командовавший 33-й армией, был одним из главных действующих лиц битвы под Москвой. Именно вверенные ему части в ходе контрнаступления освободили Наро-Фоминск, Боровск и Верею.Развивая, согласно приказу Ставки, успех, армия генерала Ефремова была окружена немцами под Вязьмой. Ослабленная боями, без пополнения людьми и боеприпасами, в условиях отсутствия снабжения продовольствием, она в течение двух с половиной месяцев держала оборону.2 апреля 1942 г. немцы предложили М.Г. Ефремову сдаться, но он проигнорировал этот призыв, равно как и последовавшее 9 апреля предложение Ставки Верховного Главнокомандования послать за командармом самолет, чтобы вывезти его из окружения.Михаил Григорьевич категорически отказался бросить своих солдат.

19 апреля в бою генерал получил три ранения. Не желая попасть в плен, он вызвал служившую санинструктором жену и, застрелив сначала ее, покончил с собой.


Михаил Григорьевич Ефремов с женой Елизаветой Васильевной и сыном Мишей.Практически одновременно со своим командиром погибли командующий артиллерий генерал-майор П.Н. Офросимов и весь штаб армии. Ни в свидетельствах выживших, ни в немецких трофейных документах не зафиксировано ни одного случая коллективной сдачи в плен.Бились до последнего. Когда разрозненные группы теряли надежду на выход из окружения, командир подразделения стрелялся, а солдаты вешались на поясных ремнях…По свидетельству немцев, русские солдаты несли тело своего генерала на самодельных носилках.Ветеран 33-й армии генерал Ю.А. Рябов рассказывал, что тело командарма принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал, чтобы его переложили на носилки. При похоронах он приказал выставить пленных из армии Ефремова перед немецкими солдатами и сказал: «Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию».

«Я приказал, – вспоминал немецкий полковник Артур Шмидт, – похоронить его на площади. Могилу рыли русские военнопленные и местные жители. Никаких эксцессов не было. Я сказал, что доблестная армия фюрера с уважением относится к такому мужеству. По моему приказу на могилу установили табличку с русским и немецким текстом».


Могила генерала М.Г. Ефремова в селе Слободка Смоленской области во время немецкой оккупации. 1942 г.Сразу же после освобождения села в 1943 г. останки генерала М. Г. Ефремова были торжественно перезахоронены в городе Вязьме на Екатерининском кладбище, а в 1946 г. на одной из площадей Вязьмы, названной в честь генерала, был установлен памятник работы скульптора Е.В. Вучетича.Этот эпизод с генералом М.Г. Ефремовым заставляет нас вспомнить другой (то ли по отдаленности лет, то ли по незнанию собственной старины, а, может, и по желанию отделить историю советского времени от единой Русской) случай, до сих пор почему-то не пришедший никому на ум, хотя именно он ясно демонстрирует ЕДИНЫЙ и НЕДЕЛИМЫЙ поток нашего прошлого.Имеем в виду подвиг Евпатия Коловрата (1200†1238), о котором говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».После взятия татарами Рязани и гибели князя этот доблестный воин, именуемый в одних сказаниях «неким из вельмож рязанских», а в других – «Евпатием Неистовым», возглавил сопротивление захватчикам.Посланному к нему для переговоров татарскому посланнику, задавшему вопрос: «Чего вы хотите?», боярин ответил: «Только умереть!»После того, как отряд Евпатия был уничтожен камнеметными орудиями, а сам он убит, Батый, в знак уважения к его мужеству, отдал его тело оставшимся в живых русским воинам и велел отпустить всех уцелевших, не причиняя им никакого вреда.Рассказывается также о торжественном погребении Евпатия Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

В настоящее время в России установлено три памятника этому Русскому богатырю. Все они находятся на территории Рязанской области.


Евпатий Коловрат.Резолюция Патриарха Кирилла на обращении родственников генерала М.Г. Ефремова («Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству»), а также и само отпевание, состоявшееся 5 декабря 2011 г. в Петропавловском соборе Таруссы, вызвало резко негативную реакцию части православных, в том числе даже некоторых священников.С подобными отзывами до сих пор можно ознакомиться в комментариях к информационному сообщению об этом событии на сайте «Русская народная линия».Именно тогда кто-то вспомнил и привел пример мученицы Княгини Евпраксии Зарайской.Но «ревнители» гнули своё, ответив при этом так, что противоположная сторона вынуждена была воззвать к благоразумию («И не хулите память Св. Евпраксии Зарайской, которую Церковь чтит много веков!»), приведя – чтобы остудить некоторые горячие головы – другой пример: мученицы-девы Пелагии Антиохийской (память 8/21 октября), поместив при этом краткое ее житие:

«Святая Пелагия, жившая в царствование Диоклетиана в Антиохии Сирийской, происходила из знатного рода. Правитель города, узнав, что она – христианка, послал воинов взять ее. Воины, исполняя повеление правителя, окружили дом, где жила Пелагия.

Тогда она начала умолять воинов подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том месте, где обычно молилась, и, простерши руки и возведя очи к Небу, усердно молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему жертвою непорочною и чистою.

После сего она оделась в лучшие свои одежды, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу.


Св. мученица-дева Пелагия Антиохийская.Св. Пелагии было всего 15 лет, когда она, для сохранения своего девства, так добровольно пострадала. Это было в начале IV века. См. Амвросий св. Пелагию, хотя она и не успела потерпеть от гонителей мучений за Христа, поставляет в пример мученичества. У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется сия юная блаженная мученица».«…Христос, – говорил в посвященной ей “Похвальной беседе” Великий Святитель, – уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал ее в забаву даже девам. Посему и блаженная Пелагия устремилась на нее с такой радостью, что не дожидалась и рук палачей, не вошла и в судилище, но преизбытком собственной ревности предупредила их жестокость. Она была готова и к мучениям, и к пыткам, и ко всякого рода наказаниям, но боялась, чтобы не потерять венца девства».Но что же, однако, княгиня-мученица Евпраксия?К сожалению, о ней известно очень мало.Собственно все факты, которыми мы располагаем, находятся в записях под 1237 годом в своде рязанских повестей, возникших еще в XIII в.: «Повести о Николе Заразском», а также «Повести о разорении Рязани Батыем». (Ни в одной другой русской летописи никаких упоминаний о них не сохранилось.)

Согласно этим источникам, Евпраксия была родственницей Ромейских Василевсов («княгиней из Царского Рода»).


Княгиня Евпраксия. С картины художника Н.С. Матвеева.Предположительно в начале 1231 г. она стала женой сына Князя Юрия Ингоревича Рязанского – Федора Юрьевича (1205†1237), князя города, называвшегося во время своего основания – по протекавшей рядом реке – Осетром, а затем Красным (Красивым):«Спустя немного лет князь Федор Юрьевич сочетался браком, взяв супругу из царского рода именем Евпраксию. И вскоре и сына родил именем Ивана Постника».Далее в повестях описаны события 1237 года.В тот год «пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к Великому Князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном».

Князь послал гонцов «в город Владимiр к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимiрскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя», но тот «и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем».


Константин Васильев. Евпраксия. 1969 г.Получив отказ, Рязанский Князь «тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами.И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю.

И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли.


Константин Васильев. Евпраксия.Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить.И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим.Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: “Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей”. Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: “Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь”.Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти.И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени».«И принесли тело блаженного князя Федора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Федоровича, в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Николой Заразским по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя “заразила” (расшиблась до смерти)».

Иными словами, смерть наступила сразу, «зараз» (одновременно, без промедления). Так город и получил свое название: Заразск, со временем преобразившись в Зарайск.


Константин Васильев. Евпраксия. Рисунок.Стоит отметить, что мученичество Княжеской семье было предсказано за 12 лет до случившегося во время перенесения в город Красный (Зарайск) из Корсуня чудотворного образа Святителя Николая.Согласно летописному известию, накануне встречи святыни, произошедшей 29 июля 1225 г. рядом с городом у Белого колодца, Князь был чудесным образом извещен об этом:«Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: “Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец Царствия Небесного, и жене твоей, и сыну твоему”».

Случилось это, напомним, через два года после того, как Феодор Юрьевич получил в удел Княжество и за шесть лет до женитьбы его на Евпраксии и рождения сына.

Церковное почитание Князей Зарайских Феодора, Евпраксии и сына их Иоанна явилось практически сразу же.Первоначально местночтимые, ныне их имена включены в текст службы Всех Святых, в Земле Российской просиявшихНад могилой Князей-мучеников заложили храм во имя Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, причем надгробие находилось в алтаре.В 1930 г. храм богоборцами был осквернен и разрушен. В 2002 г. надгробие восстановили.

Ныне на могилах мучеников под сенью высится три креста.

Памятник восстановлен, но внятное объяснение подвига, прославленного некогда Русской Церковью, у нынешних церковных историков и богословов вызывает, как видно, большие затруднения.

Не случайно, видимо, нам не удалось найти ни одной иконы Князей-Мучеников.
В выходящей же в настоящее время многотомной «Православной энциклопедии» персональная справка о Княгине Евпраксии отсутствует. Сведения о ней отложены на потом, когда в одном из последних томов будут помещены сведения о ее супруге, Князе Феодоре…

Продолжение следует.

Источник: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/129021.html

Ссылка на основную публикацию