Сделал «Смех» Филиппа Малявина. Теперь, самую русскую картину, хотя бы можно разглядеть
Оригинал взят у veniamin1 в
Сделал «Смех» Филиппа Малявина. Теперь, самую русскую картину, хотя бы можно разглядеть.
Сделал «Смех» Филиппа Малявина.
Теперь, самую русскую картину хотя бы можно разглядеть.
У меня есть неплохой пост о Филиппе Малявине. Если вдруг надо, то можно просто кликнуть в списке всех меток на первой странице моего журнала — Малявин.Малявин создал эту работу для экзамена на чин художника. Академия славно и громко посмеялась над этим «Смехом» и отказала ему в звании художника. Малявин был учеником Репина.
И Репин, с ещё несколькими влиятельными к концу века художниками, помогли Академии переменить решение. Малявину дали звание художника по совокупности нескольких старых работ. «Смех» по-прежнему не считался настоящей живописью. В следующем году, Париж и весь остальной мир, приехавший на Парижскую всемирную выставку 1900-го года, восхитился «Смехом».
Филипп Малявин получил золотую медаль.
Когда эта выставка двинулась в Европу (себя показать, на людей посмотреть) в Италии, правительство страны сразу купило «Смех» для открывавшегося в Венеции музея современного искусства.
С тех пор эта работа, которую назвали самой русской, дольше века живёт в Венеции.
В прошлом, в 2013-ом году, впервые за все эти годы, «Смех» привозили на выставку Малявина в Русском музее. Хорошей фотографии этой картины после выставки не появилось. Только маленькие и не слишком с понятием снятые. Из того что появилось тогда,— я повозился и сделал картинку побольше и порезче.
Потом ещё раз увеличил и снова добавлял постепенно резкость. Это была целая история с географией. Цветопередача конечно же получилась неважнецкая, как всегда в таких случаях, но теперь эту картину можно увидеть.Если на сегодня (1 января 2016-го года) вы видели хорошую репродукцию «Смех(а)»), то пожалуйста дайте мне знать.
На многих сайтах вы увидите совсем другую работу, которую художественные блоги называют «Смех» Филиппа Малявина. На самом деле это не картина «Смех», а эскиз к этой картине. Эскиз был создан за год до самой картины и тоже находится за границей (частная коллекция).
Вихрь. 1906г.
Малявин Филипп Андреевич.(1869-1940)Эта работа «Вихрь» считается лучшей работой Малявина вообще. Написана в 1906 году, когда Малявин и его слава были в самом пике. На «Вихрь» опасно смотреть. Если смотреть в глубину, то затягивает всё глубже и глубже.Как детская трубка, которая называлась «Калейдоскоп».
Сегодня их наверное уже и не выпускают. Для этой репродукции правильная цветопередача — важнейший элемент.Эта работа принадлежит Третьяковке. Я надеюсь, что она у них находится в экспозиции, а не в запасниках.
И тогда товарищи москвичи и гости столицы, вы сможете увидеть то, как замыслил и исполнил «ВИХРЬ»
сам автор, яркий и оригинальный талант по имени Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)
Вениамин
Источник: https://history-of-art.livejournal.com/990194.html
Бабий бунт Малявина
23 сентября 2013
В Государственном Русском музее при поддержке банка ВТБ 12 сентября открылась выставка работ художника Филиппа Малявина. Родом из простых крестьян, Малявин в итоге предпочел революции эмиграцию. О том, кем был Малявин и в чем его феномен, рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Владимир Федорович Круглов.
Невзлюбили за народ
– Владимир Федорович, какие музеи предоставили работы для выставки? В Русском музее Малявина ведь немного… Кстати, почему так произошло?
– Шесть музеев передали на выставку картины. Самое лучшее, конечно, хранится Третьяковке. Третьяковская галерея нам дала 14 классических картин Малявина. Дело в том, что Русский музей до революции был весьма консервативен в приобретении произведений новейшего искусства.
Над ним тогда довлел Совет Академии художеств, который с трудом покупал новые вещи. А попечителем Третьяковской галереи с 1913 года был Игорь Грабарь, тонкий ценитель живописи и человек широких взглядов. Потому так и получилось, что в Третьяковке интересных работ Малявина оказалось больше.
А в Русском музее хранятся картины из бывших частных коллекций, которые попали к нам после национализации. Свои работы на выставку предоставили Дворец конгрессов, музей Академии художеств и его филиал Музей-квартира Бродского, Национальная художественная галерея Республики Беларусь.
А дипломная работа Малявина «Смех» 1899 года прибыла к нам из музея современного искусства в Венеции. «Смех» некогда вызвал в Петербурге восторги и яростную критику. За безыдейность. К моменту выпуска из академии Малявина уже знали как талантливого художника, пишущего крестьян.
Однако его новая картина, лишенная повествовательного начала, изображающая весело хохочущих крестьянок на лугу, привела академическую профессуру в изумление. Работу посчитали безыдейной и декадентской.
– Это всего лишь третья большая выставка Малявина в России. Почему?
– Первая, небольшая, состоялась в 1919 году в Рязани, вторая – в 1969 году в музее Академии художеств в Ленинграде. Эта – третья. На ней мы показываем 110 работ – живопись, рисунки и одну гравюру.
Нельзя сказать, что это огромная выставка, но она концентрированно представляет все периоды творчества Малявина. В первом зале собраны его самые ранние работы. Те, которые заставили заговорить о нем.
В первую очередь ряд портретов его однокурсников в Петербургской Академии художеств, учеников Репина: Сомова, Грабаря, Остроумовой-Лебедевой, Мартыновой. Есть в первом зале и портрет самого Репина. Критик Владимир Васильевич Стасов эту работу сильно раскритиковал.
Он никак не мог смириться с новаторством Малявина в отношении трактовки образов крестьян, с его широкой живописной манерой, да и с Репиным тогда был в ссоре, считая, что тот поступился своими демократическими принципами, став педагогом академии.
– А в чем то самое новаторство Малявина, что так переполошило и профессуру, и критику?
– Новизна ощущается уже в самой широкой, обобщающей формы манере живописи. Но главное – как Малявин изображает народ. До него художники-передвижники писали крестьян забитыми, униженными, несчастными людьми.
Их картины должны были вызывать жалость, сочувствие, будить совесть зрителей. Филипп Малявин сам был родом из крестьян, но не крепостных, а государственных. Он родился в Оренбургской губернии, что многое объясняет.
Его земляки не были похожи на крестьян центральной полосы России, где мало земли, голод и прямая зависимость от помещиков, несмотря на отмену крепостного права. Крестьяне Малявина – гордые, свободные люди, преисполненные чувства собственного достоинства.
В каждой черточке их лиц чувствуется совершенно иное мироощущение, нежели у персонажей картин передвижников. Они работящие, мудрые и независимые.
Крестьянская хватка
– Как вообще этот паренек из глухой русской деревни, пусть даже выучившийся писать, сын безграмотных родителей, попал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств? – Он был удивительным человеком. До того как Малявин оказался в Петербурге, в возрасте 14 лет он отправился с одним односельчанином на Афон, в Грецию.
Он с детства рисовал где только мог: на летних палатках, когда родители работали в поле, изрисовывал углем побеленные стены изб, рисовал на земле… Его заинтересовали иконы. Ему захотелось писать их так, как пишут мастера, и он отправился искать учителей. На Афоне он писал иконы, расписал стены одного из храмов монастыря Св. Пантелеймона.
В 1891 году его работы увидел молодой скульптор Беклемишев, который и пригласил парня в Петербург со словами «тебе надо учиться». Малявин приехал в столицу, успешно поступил в академию, где поражал педагогов и соучеников своими успехами – он всего за полтора года прошел программу трех обязательных классов и перешел в мастерскую Ильи Репина.
– Малявин был очень популярен не только в России, но и во Франции, причем с довольно ранних лет. Кажется, он никогда не был «скромным» художником, пишущим «в стол»?..
– Первый свой успех Малявин пережил в стенах академии, где на конкурсных выставках появлялись его полотна. Они вызвали резонанс в среде любителей живописи, критики писали о них в газетах. В 1900 году дипломная работа «Смех», напугавшая своей новизной профессоров академии, получила золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Малявин, как настоящий крестьянин, всегда много и серьезно работал, участвовал во всевозможных выставках. И когда жил в России, и после революции 1917 года, переехав в Париж.
– В первую очередь Малявина «опознают» по серии с условным названием «Бабы»…
– Во втором зале собраны работы 1900–1910-х годов, времени расцвета таланта Малявина. Именно тогда действительно появилась серия ярких и звучных по цвету, сочных по живописи, полных динамики изображений русских крестьянок. Картины «Девка», «Две бабы», «Крестьянские девушки» и так далее. Они у Малявина веселые, независимые, цельные, порой – себе на уме…
И ленин, и шведский король
– Вы говорили, что Малявин чрезвычайно популярен у европейских коллекционеров…
– Его картины часто появляются на западных аукционах и из года в год растут в цене. Наш последний экспозиционный зал в этом смысле уникален – в нем впервые в России показаны картины Малявина зарубежного периода. Они принадлежат коллекционерам Петербурга, Москвы, Нью-Йорка и Швейцарии. И в годы эмиграции художник оставался верен теме русской деревни.
Он тосковал о России, говорил, что без родины нет творчества. Из глубин своей памяти Малявин извлекал то образы ясные и светлые («Русские бабы», «Золотистый платок», «Крестьянка с розовыми бусами»), то – полные драматизма, окрашенные экспрессивностью живописных решений («Предсказатель», «Старуха»).
В советское время его драматизм квалифицировался чуть ли не как злобная клевета на народ и работа на потребу западного мира.
– То есть получается, Филипп Малявин со своими крестьянами не пришелся ко двору ни в императорской, ни в советской России? До революции критиков раздражало человеческое достоинство и жизнерадостность на лицах его героев, а в советское время не устраивал драматизм? Считалось, что он клевещет на советское крестьянство?
– На самом деле никакой клеветы не было и в помине! Уже в предреволюционные годы живопись Малявина была отмечена сложным и трагическим восприятием крестьянской среды – появились мрачные образы «мужиков», обликом напоминающих то ли разбойников, то ли Григория Распутина, сцены плясок, похожие на радения, изображения почитавшихся в старой деревне знахарей, кликуш, всякого рода психически увечных людей. В годы эмиграции в живописи Малявина усилилась экспрессивность образных решений. Работой на потребу западного покупателя было бы как раз иное, «конвейерное производство» прежних, веселых и удалых малявинских «баб» и «девок».
– Владимир Федорович, в творчестве Филиппа Малявина есть даже портрет Ленина. Как так вышло?
– С 1920 года Малявин жил в Москве и в качестве делегата Союза русских художников участвовал во Всероссийской конференции. В Кремле он сделал более двадцати набросков с В. И. Ленина, собираясь писать его портрет маслом. О чем думал в это время художник, неизвестно, а фантазировать на этот счет не хочется. Может быть, он разделял энтузиазм участников конференции, а может, это был холодный интерес к тому, по чьей воле его лишили собственности, налаженного быта и условий для работы? Трудно сказать. В те дни Ленина рисовали также Леонид Пастернак и Мстислав Добужинский, вскоре тоже оказавшиеся за рубежом. Из знакомства с «сильными мира сего» Малявин попытался извлечь пользу, получив разрешение на вывоз своих картин из собрания Третьяковки для экспонирования на персональных выставках в Европе, но тогдашний директор галереи Грабарь стал грудью на защиту коллекции и добился отмены разрешения. Ни в случае с зарисовками Ленина, ни работая над «русскими» жанрами во Франции, Малявин не был художником на потребу, конформистом. Это абсолютно противоречило его честной природе.
Источник: https://vtbrussia.ru/culture/rm/babiy-bunt-malyavina/
Чем интересен художник Малявин?
С детства, самозабвенно увлекаясь рисованием и не ведая о том, что делает, он подручными средствами — угольками, огрызками карандашей, самодельными кисточками — на таких же подручных основах — печке, стенах, досках, парусиновых палатках — создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, панорамные батальные сцены, комические ситуации из жизни крестьянства. Еще одним его художественным развлечением была лепка забавных игрушек из глины — этим будущий художник занимался на берегу речки, где купался, загорал и ловил рыбу и раков с ватагой своих ровесников.
В ранней юности Филипп испытал первую влюбленность и непреодолимую тягу к знаниям и путешествиям, к искусству. Этому поспособствовала просвещенная семья местного священника, куда начинающий художник был вхож на дружеских правах.
В семье Филиппа не было средств на настоящую учебу, заработки не помогли собрать необходимые деньги, и чтобы как-то решить проблему, пришлось даже просить милостыню по соседним селам, и крестьяне охотно давали денежное подаяние на святое, как они считали, дело.
А монах Кораблин не только подал идею о том, что юному дарованию надо учиться в Афонском монастыре (в Греции), но и немало поспособствовал его отправке в иконописную мастерскую и лично сопроводил до самого монастыря, где Малявин постигал Бога, строгий монашеский образ жизни и таинство иконописания.
Иконы молодого художника заметно выделялись на фоне других работ в мастерской, и вскоре его перевели в художественную артель, которая занималась росписью церквей.
Здесь, среди отчаянных завистников, Филипп чуть не погиб, падая с высоких лесов, подпиленных специально для него коварными душегубцами. Малявин вернулся в иконописную мастерскую, а вскоре поехал на побывку домой.
На руках у него был пакет с предписанием и ходатайство об освобождении от солдатчины.
Искусство помогло Филиппу Андреевичу избежать нелегкой, муторной солдатской доли. Военный начальник в г. Бузулуке, решавший судьбу художника, был любителем лошадей, и получил от Малявина в подарок такую «тройку» на холсте, что в восхищении тут же освободил юношу от воинской повинности навечно.
И вот — снова Афон. Художник жаждет учиться, много рисует с натуры, на пленере, а настоящего удовлетворения нет… И в декабре 1881 года происходит событие, круто изменившее всю его жизнь.
Известный скульптор Беклемишев, путешествуя за границей, приехал на Афон, чтобы осмотреть архитектуру, скульптуру и живопись монастырей и церквей.
Здесь он заинтересовался работами Малявина и тут же предложил учиться в императорской Академии художеств в Петербурге.
И снова святые русские отцы помогли Филиппу Андреевичу, оказав посильную денежную помощь на период обучения в Академии, с условием по окончанию учебы вернуться в монастырь. Дали провожатого в Петербург.
Когда Филипп вернулся из Петербурга домой, он начал усиленно готовиться к предстоящему вступительному экзамену в Академию, но перед самым отъездом вновь остро проявила себя денежная проблема. И снова выручили крестьяне.
На сельском сходе писарь написал и зачитал документ под названием «Временный увольнительный приговор для поступления в учебное заведение по науке живописи». 169 крестьян, из которых грамотными оказались лишь 7, документ одобрили, удостоверили, а за неграмотных расписался Алексей Дронский.
Все неурядицы были решены, все сословные препятствия преодолены, и в сентябре 1892 года Малявин успешно сдал экзамен и был принят в Академию художеств.
Академия отучала Малявина от монашеских привычек, давала расширенное общее образование и приобщала к миру художников, которые отмечали большой природный ум и жадную тягу Филиппа Андреевича к искусству и науке.
А Малявин шел дорогой новатора — дерзко ломал устаревшие традиции и нормы. В Академии Филипп Андреевич стал учеником и другом известного художника И. Е. Репина, с которым позднее неоднократно ездил на этюды в родную Казанку.
Первые выставки, первые медали за творчество — всё это в Академии.
А потом была творческая жизнь в деревне Аксиньино Рязанской губернии. На Афон он не вернулся, так как в церковной стипендии ему было отказано. С 1906 года Филипп Андреевич — академик живописи.
В 1918 году — переезд в Рязань, где состоялась его первая персональная выставка. Через два года Малявин жил и работал в Москве, где по инициативе А. В. Луначарского познакомился с В. И.
Лениным, бывал в Кремле и создал ряд известных работ, посвященных вождю мирового пролетариата.
«Малявин — гений, Малявин — талант и мастер, Малявин — философ…» — примерно так отзывались о художнике его наставники, учителя, коллеги и почитатели высокого таланта.
Главная тема работ — тема русской крестьянки. Только его работы «Смех» и «Вихрь» ошеломили зрителей буйством красок, размашистым движением, красотой и удалью русской натуры.
А художник создал десятки картин, сотни этюдов и рисунков.
В 1922 году Ф. А. Малявин с семьей уехал за границу. Там ему пришлось столкнуться с «удручающей безнравственностью и бездуховностью». Там он однажды заявил: «Вне Родины — нет искусства». Там он побывал в фашистской тюрьме.
За границей серьезно заболел и умер, а его близкие родственники дешево распродали живописные полотна, поэтому большая часть творческого наследия художника находится в известных музеях мира. Но и в России, в самых известных музеях страны, выставляются и хранятся работы знаменитого художника из крестьян.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/12458/
Творчество Филиппа Малявина (стр. 2 из 3)
В еще большей мере дарование Малявина раскрылось при обращении к родной для него крестьянской теме. В 1898—1899 годах он создает портреты матери, сестры и некоторые другие. В сравнении с портретами 1895 года эти произведения сразу же производят впечатление особой значительности и широты обобщения. Портретный образ приобретает монументальное звучание.
«Старуха» — не просто портрет матери художника: это превосходно найденный образ старой и мудрой крестьянки-труженицы.
Как всегда, у Малявина и здесь восхищают острота и верность его видения, умение выбрать характерную позу и передать столь присущую русским крестьянкам старой деревни суровую, полную достоинства недвижность черт лица, тяжелые и узловатые кисти рук.
И как, вместе с тем, мастерски написан портрет во всей сложной игре света на морщинистом лице и на белой кофте. Фон портрета нейтрален, но его светлые и темные пятна создают тревожную, словно мерцающую среду, которая усиливает внутренний драматизм образа.
Колорит портрета очень сдержан: как и прежде, в нем нет ни одного яркого, кричащего цветового пятна—скромная гамма красок разработана в тонких отношениях. Репин писал: «В этих простых мужиках, запечатленных кистью Малявина, столько истинного благородства человеческой души, которая уцелела еще в отдаленных от центра местностях».
Подобными произведениями завершается первый период творчества Малявина. Его широко написанные портреты и все более крупные по размерам этюды увлекали студентов, но возбуждали недовольство профессоров, видевших в них только «баловство». С тем большим нетерпением ожидалась дипломная картина Малявина.
Наконец, в 1899 году, он представил на конкурс картину «Смех», изображающую нескольких хохочущих крестьянок в красных сарафанах, под ярким солнечным светом. Она поразила современников и вызвала резкие отзывы в печати и брань в адрес художника. Совет Академии художеств, возмущенный дерзкой картиной, отказал Малявину в заграничной командировке и не хотел признать его художником.
Только благодаря заступничеству Репина, угрожающего уйти из Академии, Малявину дали звание художника, но и то не за картину, а за ранее написанные портреты. «Смех» производил впечатление огромного эскиза, стремительно набросанного уверенным в себе смелым мастером.
Краски (среди которых впервые преобладали красные) казались невиданно яркими, хотя одновременно не уничтожали ощущения световоздушной глубины картины, точности рисунка и объемности формы каждой фигуры.
Широкая манера письма уже одна была неприемлемой для официальной художественной школы того времени. Странным казалось отсутствие повествовательности, обычной для жанровых картин и желание создать образ только на одной эмоциональной основе.
За пугавшей темпераментностью картины не воспринимались значительность ее внутреннего содержания, смелая независимость и яркий характер русской крестьянки, радость, молодость и здоровье в блеске солнечного дня.
Произведение Малявина не было, однако, одиноким: в картине можно уловить связь с рассказами молодого Максима Горького, с образами крестьянок в живописи (правда, более поздней) А. Е. Архипова.
Малявин лишился главной премии дряхлеющей академии – большой золотой медали, а еще важней – заграничной командировки, уступив ее благопристойному, усредненному, прилизанному подражателю из мастерской академического профессора Владимира Маковского.
О конфликте и всей суете вокруг Малявина тончайший художник – мыслитель Нестеров выразился так: « Непосредственное дарование этого сына земли, быть может, на имеет себе равного среди всего, что прошло с основания Академии художеств, с появлением у нас искусства. Его художественные ощущения… тонки, новы, ярки неожиданно смелы.
Малявин как Веласкес, как Милле, как большинство пейзажистов, заряжается самой Природой, а не идеями ее. Его огромная, шестиаршинная картина без названия или, как ее окрестили, «Смеющиеся бабы» вызвала страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры… вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей». Как было не наделать.
Озорные, хохочущие, радостные девки в ярко-красных платьях переворачивали устоявшееся передвижническое унылое представление о русской деревне. Мужицкое здоровое нутро Малявина здесь само собой выплеснулось на полотно – да не хороните вы Русь, городские всезнайки, живет она и жить будет![4] История закончилась своеобразно.
Шум, поднятый вокруг Малявина, усилился благодаря крупнейшему успеху, можно сказать,— триумфу, который картина «Смех» имела в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Художник был награжден золотой медалью выставки, а картина была приобретена для собрания Галереи современного искусства в Венеции.
В художественной жизни России в начале века шла ожесточенная борьба между тремя самыми сильными лагерями: «передвижников», «мир искусников» и «союзников», т.е. членов «Союза русских художников». Боролись за публику, за прессу, за доходы, короче, за место под солнцем.
В стане «передвижников» стояли такие крепкие, хотя и подточенные временем, дубы, как Репин, Суриков, Поленов и Виктор Васнецов. Поросль помоложе – Нестеров, Серов, Коровин, Врубель – колебались, потеряв веру в незыблемость старых ориентиров, искала, перемещалась между странами.
Художники и критики западного толка во главе с Бенуа, Нуроком, Нувелем, Бакстом, Лансоре стремились призвать под свои знамена «из тактических соображений» кого угодно, лишь бы поталантлевей, повесомей.
А тут еще русофилы – «союзники» в лице Архипова, Аполлинария Васнецова, Петровичева, Жуковского, Виноградова, Степанова, Переплетчикова… И в этой лаве доспевал самородный талант Малявина.
Отвергнутый Академией, Малявин вскоре вошел в круг «мирискусников», тем более что среди них находились Сомов, Остроумова, Грабарь (знакомые ему по мастерской Репина).
От камерных, утонченных работ «мирискусников», посвященных любованию ушедшей стариной, картины Малявина отличались своими народными образами, широтой живописи и здоровым оптимистическим восприятием жизни.
Несмотря на все различия, объединение «Мир искусства» было увлечено стихийным размахом творчества Малявина.
Среди работ художника, показанных на выставках «Мира искусства», находился прежде всего, портрет И. Е. Репина, написанный в 1899 году. Малявин, не признававший бесстрастного позирования, показал своего учителя за работой или беседой, в живом движении устремившимся вперед.
Однако сближение с «Миром искусства» наложило печать на творчество Малявина — начали появляться портреты, в которых он изображал людей нового для него круга: баронессы Вульф, Дягилева и других. Вскоре он стал одним из модных портретистов петербургского «света», не чуждавшимся внешних эффектов и манерности.
Малявин покорял зрителей тремя вещами. Первое: Филипп был прирожденным колористом, великим чародеем цвета. Краски у него – выложенный драгоценными каменьями ковер. Каждый мазок самоценен, его хочется поцеловать.
Кое – кто говорил, что Малявин знает секрет старинного темперного лака, изобретенного афонскими иконописцами, поэтому и свежее его краски. Так или не так, сказать трудно.
Но известно точно одно: Малявин покупными масляными красками пренебрегал, тер сам огромным камнем – курантом. А уж какие масла тли лаки применял – Бог весть.
Второе: при всей тяге к новаторству Малявин умел блестяще, не хуже старых мастеров, рисовать. Он великолепно чувствовал не только цвет, но и форму.
Соученники видели, какой ненасытной жадностью Филипп покрывает рисунками лист за листом, как часто откладывает заполненный альбом и берется за свежий. Словом, он был великолепным рисовальщиком, а рисунок, по уверению великого Энгра, — «высшая честность искусства».
Жаль, что Малявин много альбомов отправил на хранение родичам в безулуксую свою деревню. Там они со временем бесследно исчезли.
И наконец третье. Малявин был глубоко национален, его талант шел от крестьянского его нутра, от самой земли русской. Излюбленными персонажами огромных холстов художника на много лет стали рязанские бабы, самые обычные, деревенские коровницы, кухарки. В них виделись символы народной мощи.
Репин писал, что более одаренного ученика, чем Малявин, он не имел. Поэтому три могучих художественных объединения Росси тянули Малявина к себе, как канатами. [5]
В начале 1900-х годов Малявин построил в Рязанской губернии, в Аксиньине, большую мастерскую. В ней и были написаны его известные многочисленные «бабы» в цветистых сарафанах. «Бабы ходили по мастерской, и Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом», — вспоминает И. Э. Грабарь.
После прошумевшей дипломной программы Малявин, как бы не зная более трудностей и колебаний, написал ряд блистательных картин аналогичного содержания: «Девка» (1903), «Три бабы» (1903), «Пляшущая девка» , «Две бабы» (1905), «Две девки», «Вихрь» (1906), «Верка» (1913 ) и другие.
Более всего известна большая картина «Вихрь» – вершина творчества Филиппа Андреевича Малявина — яркая, широкая, мощная живопись, стихийный, безудержный ритм вихревого движения, грубоватые, полнокровные героини – все звучало контрастом по отношению к изысканному стилизму, к утонченной ретроспекции ведущих мастеров «Мира искусства», которая была задумана им в 1905 году (этим годом датирован эскиз к ней из собрания Третьяковской галереи).[6] События первой русской революции 1905–1907 годов повлияли на выбор сюжета и живописно-пластическую манеру огромного монументального холста. Масштабность полотна подчеркивает значительность замысла. Все поле картины заполнено буйным вихрем красок, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица крестьянок. Преобладающий красный цвет благодаря экспрессии кисти и интенсивности накала теряет свойства обозначения предметного мира, но приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией; вторая причина — от иконы.[7] Все полотно картины заполнено ярко-красными сарафанами, захваченными вихревым движением пляски; пестрые ткани несутся куда-то вверх, откуда смотрят на нас пять женских лиц. Особенно выделяются два образа: женщины слева, с лукавым, задорным, улыбающимся лицом, и девушки справа — несколько сосредоточенной, с затаенной улыбкой и остановившимся взглядом. Звучность и блеск красок удивительны. Вся картина, как яркий и драгоценный ковер, написанный с огромным темпераментом и поразительно смело. Вся она празднична, радостна, цветиста, полна движения, как сама русская пляска, как широкая и веселая, свободная душа русского народа.
Источник: http://MirZnanii.com/a/130992-2/tvorchestvo-filippa-malyavina-2
Все бабы — ведьмы
В корпусе Бенуа Русского музея хохочут красные бабы и веют враждебные вихри. Здесь открылась выставка замечательного художника Серебряного века Филиппа Малявина
Выставка Филиппа Малявина, как рассказал ее куратор Владимир Круглов, всего лишь третья по счету в России. Последняя была в 1969 году. Она была огромной, но там практически остались за кадром его эмигрантские работы. Была только одна — «Девушка со спицами».
«Эта выставка поменьше, зато она более полная. Многие эмигрантские работы наша публика увидит впервые. Мы готовили ее полтора года, собирая по крупным музеям России и заграницы, частным коллекциям. Было очень много сложностей, переписки, не все коллеги пошли нам навстречу», — поведал Владимир Круглов о музейных мытарствах. Но зато есть чем гордиться.
Впервые русские зрители видят одну из самых знаменитых картин Филиппа Малявина «Смех». Огромная картина, где зашлись в диком хохоте одетые в красные сарафаны бабы, когда-то шокировала многих.
Это диплом Малявина, который совет Академии художеств не пожелал ему засчитывать. Звание художника Малявин все-таки получил благодаря настойчивости своего учителя Ильи Репина.
Но не за «Смех», а за серию портретов.
Академикам картина показалась новой, почти декадентской. Никакого сюжета. Да и чему они смеются?
Критику Стасову хохочущие до колик крестьянки, облаченные в сарафаны, переливающиеся всеми оттенками и нюансами красного цвета, напомнили шекспировских ведьм из «Макбета»: «Какая адская, какая анафемская сцена! Именно такая, какую Шекспир хотел!» — ужасался критик.
А ведь и впрямь — ведьмы. Странно даже, что написал картину Малявин, проживший несколько лет на Афоне, как монах, писавший иконы. Но дело в том, когда раздались эти громовые раскаты демонического хохота, когда выплеснулись на холст килограммы красной краски. 1899 год.
Художник, тонкая душа, словно предчувствовал все грядущие катастрофы,
крушение мира, слышал музыку гибели, в которой главенствовал этот сумасшедший визгливый хохот. Именно «Смех» задает тон всей выставке.
Картина, не принятая многими в России, в 1900 году отправилась на Всемирную выставку в Париж, где имела огромный успех. Вскоре ее приобрел в свою коллекцию Музей современного искусства Венеции.
И вот только сейчас, 112 лет спустя, «Смех» вернулся в Петербург.
К сожалению, на выставке нет знаменитого «Вихря» (1905), который хранится в Третьяковке. Есть только небольшой русско-музейный эскиз. Нет, Третьяковка не пожадничала. Отказ предоставить картину для выставки в Петербурге был вполне оправдан.
Как рассказал Владимир Круглов, Малявин написал картину с технологическими погрешностями. По совету Грабаря художник добавил в краски слишком много терпентина. Из-за этого даже сегодня, спустя более века, красочный слой не затвердел.
Даже переносить «Вихрь» из зала в зал небезопасно, что уж говорить о транспортировке в Петербург!
Те, кто видел картину в Третьяковке, говорят, что возникает иллюзия, будто красочная масса живая, движущаяся. Словно зловещий вихрь, запечатанный на холсте, стремится вырваться наружу.
И даже по эскизу видно, как горят краски.
Эту картину, показанную на выставке «Мира искусства» называли символом русской жизни 1905 — 1906 годов, откликом на первую русскую революцию, когда еще было не страшно, а было весело.
Сергей Глаголь писал: «В его «Бабах» чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особого в самом русском духе. Какой-то отблеск пожаров, «красный петух» и запах крови, заливший русскую народную историю, вопли кликуш…»
Когда случилась революция, Филипп Малявин, который ее то ли предчувствовал, то ли напророчил, жил какое-то время в Рязани, попытался работать при новой власти, даже намеревался сделать портрет Ленина. Но понял, что не выживет.
Крестьяне, которых он так воспевал, начали жечь барские усадьбы, грабить, мародерствовать. Малявин уехал в Москву, а оттуда, в 22-м году в Париж. В Россию Малявин больше не вернулся.
За границей, как рассказал куратор, Малявин продолжал интенсивно работать, в отличие от многих его товарищей по несчастью, изгнанных с Родины, не впал в депрессию, не спился. Востребован был в основном как портретист — абсолютно блестящий.
Писал даже короля Швеции Густава V, королеву Югославии Марию, экс-премьер-министра Чехословакии Карела Крамаржа, этого доброго ангела всех русских беженцев, нашедших приют себе в этой стране.
Выставку, открывающуюся «Смехом», заключает знаменитый «Предсказатель» Малявина, темное лицо которого едва проглядывает сквозь какие-то тлеющие красные блики.
Все, что напророчили малявинские персонажи, сбылось.
Источник: http://www.vppress.ru/stories/Vse-baby—vedmy-19661
Филипп Малявин: картины, биография
В 90-х годах прошлого века учащиеся Петербургской императорской Академии художеств были немало поражены появлением в их среде странного юноши в какой-то необычной одежде.
С длинными волосами, с шапочкой в виде скуфейки, низко надвинутой на лоб, он казался растерянным и одиноким в шумной студенческой толпе. Но в выражении плоского скуластого лица, освещенного светлыми глазами, трогали какая-то наивная откровенность и простосердечие.
Это был Филипп Андреевич Малявин, известный впоследствии живописец, мастер крестьянской темы в очень своеобычном и темпераментном толковании.
В Академию Малявин попал прямо из Афонского монастыря. В далекой Греции русский мальчик принял послушничество, надеясь научиться живописи. В монастырской иконописной мастерской и увидел его работы молодой скульптор В. А. Беклемишев. Удивительный поворот в судьбе юного послушника совершился мгновенно. Вскоре был сдан вступительный экзамен в Академию художеств.
Успехи Малявина в этом высшем художественном учебном заведении России были блестящи. Из родной деревни в Самарской губернии каждую осень привозил он портреты и композиции «дивные по рисунку и живописи», как вспоминала его соученица А. П. Остроумова-Лебедева. Ранние работы Малявина — «Крестьянская девушка с чулком», «Портрет сестры» (обе —1895 г.
) — поражали целостным восприятием модели, глубоким проникновением в характер изображаемого. Молодой художник не расставался с альбомом. Многие товарищи и академические преподаватели были запечатлены им в рисунках и живописных этюдах. Из последних некоторые вылились в законченные произведения, такие, как «Портрет художника К. А.
Сомова» (1895), «Больная» (1897).
Дипломную картину Малявин посвятил крестьянской теме. На ней были изображены хохочущие крестьянки в ярких красных сарафанах. Это полотно 1899 года, названное «Смех», положило начало своеобразной декоративно-эпической или, как ее называли, «малявинской» манере в живописи.
Но в Академии разразился невиданный скандал в связи с его появлением на конкурсе.
Только авторитет Репина, угрожавшего уйти из Академии, если его ученику не дадут звания художника, смог повлиять на решение академического совета.
Звание все-таки присудили Малявину, правда, не за дипломную работу, а за ранее написанные портреты. Зато в следующем году в Париже «Смех» стал «гвоздем» Всемирной выставки. Малявина удостоили золотой медали.
В первом десятилетии нашего века Малявин был одним из самых известных художников. Он утвердился в декоративно и монументально понимаемой крестьянской теме. Его великолепные «Бабы» и «Девки» покоряли звучностью и блеском красок, выражением загадочной «нутряной» силы.
Бабы
Картин с такими названиями было написано им множество. Но каждый образ нес свою задачу, темные лица были тщательно выписаны и казались особенно значительными в хаосе пламенеющих, струящихся мазков. Особенную славу принесла художнику картина «Вихрь» (1906) с изображением пляшущих крестьянок.
картина «Вихрь»
Почти все полотно занимает праздничный, ликующий вихрь красных сарафанов. Только вверху выделяются пять женских лиц. В пиршестве красного цвета, в кружащихся ритмах мазков жила вечная стихия народного веселья, полного удали, бесшабашного и гордого торжества.
Известны заказные портреты работы Малявина, одно время он считался весьма модным портретистом. Правда, эта линия его творчества раньше других начала клониться к упадку; внешние эффекты, манерность, а иногда и раздражающая безвкусица все чаще появлялись в портретах предреволюционных лет.
Стали повторяться, утрачивая жизненность, крестьянские образы. Слава Малявина постепенно угасала.
Но по-прежнему мастеровиты были его рисунки. Сохранились целые альбомы с изображением крестьянок и портретными зарисовками. В графике у художника не было срывов.
С 1922 года и до самой смерти Малявин жил за границей. Созданные там работы казались слабым повторением его известных картин.
Картины Малявина
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1690-malyavin.html