Жизнь и боль: «читаем» работы Фриды Кало
6 июля 1907 года родилась самая известная мексиканская художница — Фрида Кало, полюбившаяся всему миру своим бесспорным талантом и невероятной силой духа
Изначально, мы хотели лишь составить подборку интересных фактов о жизни и творчестве Фриды, но быстро поняли, что в рамках одного поста — это практически невозможно. Потому что вся ее жизнь – один большой «интересный факт», состоящий из взлетов и сокрушительных падений. Судьбу драматичнее сложно себе представить.
Красота и талант, тяжелая болезнь в детстве, страшная авария в юности, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены мужа, потеря ребенка, предательство, признание, дружба с революционерами – это все о Фриде. Сегодня, в день рождения художницы, предлагаем погрузиться в ее творчество и поближе познакомиться с несколькими известными картинами.
Фрида Кало написала около 145 картин маслом, 60 из них — автопортреты. Художница была достаточно успешна еще при жизни: уже на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы, но после ее смерти в 1954 году наступил период некоторого забвения.
Интерес к ее творчеству заново возник в 1970-х, когда началось активное изучение женского искусства,и одновременно с этим большой рывок сделали исследователи латиноамериканской культуры.
Казалось бы, эта картина о жизни разного и многоликого мексиканского общества. На одной остановке ждут автобуса домохозяйка, рабочий, мать-индианка, богатый бизнесмен гринго и молодая девушка.
Однако на самом деле картина имеет еще одно значение. Люди на ней ждут именно тот автобус, который врезался в трамвай в 1925-ом году и изменил жизнь художницы. Она чудом спаслась, получив чудовищные травмы.
Молодая девушка на этой картине – сама Фрида.
Существует испанская поговорка – «кормить из воронки». По значению эта фраза близка нашей «вешать лапшу на уши». Именно это «кормление из воронки» изображено на пугающей картине Фриды. Из-за постоянных измен мужа Диего Риверы Кало очень страдала.
Он лгал, и она прекрасно знала об этом. В 40-е годы у художницы усилились проблемы со здоровьем. Но отношения с супругом при этом оставались прежними.
Уставшая от лжи и привыкшая выплескивать всю свою боль на полотно, Фрида написала тогда эту картину – «Без надежды».
Портрет Лютера Бербанка, 1932 год
Лютер Бербанк был талантливым селекционером-самоучкой. Он создал около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» до сих пор один из самых распространенных в США. Фрида и Диего Ривера никогда не встречались с ним лично, но очень интересовались его работой, восхищались им.
Ривера даже поместил Бербанка на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско. Когда Фрида писала этот портрет, селекционера уже не было в живых. Он покоился в саду собственного поместья, Кало и Ривера посещали однажды его могилу. На картине ученый изображен проросшим из земли гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах.
Дерево с гигантскими плодами справа символизирует результаты работы Бербанка. А слева мы видим обычное дерево с обычными плодами. Но самая, пожалуй, интересная деталь на этой картине – растение, которое держит в руках Бербанк. Это куст филодендрона. Фрида отлично разбиралась в ботанике и знала многое о растениях, их свойствах и символике.
Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием. Но в то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации. Как же это связано с Бербанком? Дело в том, что ученый верил в евгенику. Он считал, что раз культивация так хорошо работает с растениями, можно применить этот подход и к человечеству.
Фрида не разделяла этих взглядов и считала их очень опасными. И поэтому на картине изобразила Бербанка именно с филодендроном – потенциально опасным растением, являющимся при этом символом плодородия.
«Больница Генри Форда», 1932 год
Фрида Кало мечтала стать матерью. Вскоре после свадьбы с Диего Риверой в 1929 году она забеременела, но по медицинским показаниям вынуждена была сделать аборт. Вторая беременность случилась в 1932 году и тоже закончилась трагически – был выкидыш.
Именно тогда Фрида пишет картину «Больница Генри Форда». Между прочим, эта работа стала первой в истории мировой живописи картиной, посвященной потере не родившегося ребенка. Пять символов изображено здесь. И все они имеют огромное значение. Ребенок – потерянный сын, о котором так мечтала Фрида.
Улитка – время, которое в больнице ползло так мучительно медленно. Кости таза, раздробленные в той давней аварии, — причина, по которой Кало не смогла выносить ребенка. Орхидея – символ сексуальности, женственности и материнства.
Странное механическое устройство – бесчеловечность, холодность и жестокость медицинских процедур.
«Моя кормилица и я», 1937 год
Обычно эту работу объясняют, опираясь на известный факт из жизни художницы. Через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью, потеряла молоко и вынуждена была обратиться за помощью к кормилице-мексиканке.
Однако, если проанализировать картину с точки зрения символизма, можно увидеть и другой, гораздо более глубокий ее смысл. Куколка и бабочка в правой части картины – это традиционные для европейской живописи символы смерти и воскресения души. Однако давайте обратим внимание на насекомое слева.
Это палочник из семейства привиденьевых. Эти насекомые выживают благодаря мимикрии. В какой-то степени Фрида Кало тоже выживала благодаря мимикрии, прячась за экстравагантный образ и отмечаемое многими современниками чувство юмора. Лицо кормилицы скрыто под ритуальной маской.
Да и сама ее фигура напоминает идол. Фрида Кало очень трепетно относилась к своим индейским корням, и даже на многих фотографиях ее можно видеть в традиционной индейской одежде.
Исследователи творчества художницы делают вывод, что кормилица на этой картине – сама Мексика, которая держит на руках младенца, но одновременно взрослую Фриду, питает ее и защищает.
«Сломанная колонна», 1944 год
Пожалуй, самая известная картина Фриды Кало. Она не нуждается в подробном разборе. Это очень выразительная метафора стойкости перед лицом судьбы. Сломанная колонна символизирует сломанный позвоночник художницы. Гвозди – физические и душевные страдания. А фоном для автопортрета служит Педрегальское плоскогорье, пустынный вулканический пейзаж к юго-западу от Мехико.
Одна из последних картин художницы. В 1953 году Фриде Кало по колено ампутировали ногу. Она стала много пить и заглушала боль сильными болеутоляющими. Конечно, все это не могло не отразиться на манере письма. Исчезло внимание к деталям, появилось больше хаотичности. На этой картине мы видим искалеченную фигуру, словно растворяются в пространстве.
Нет ни цветов, ни растений, ни каких-то узнаваемых форм. Очень страшная и очень эмоциональная работа. В том же 1954 году Фриды Кало не стало.
Однако последней картиной художницы считается не депрессивный «Круг», а яркая, жизнеутверждающая «Viva la vida».
«Надеюсь, что мой уход будет удачным, и я больше не вернусь», — написала Фрида Кало в своем дневнике незадолго до смерти.
Поделиться постом в соцсетях:
Не пропустите анонсы и новости проекта!
Источник: http://hudozhnik.online/frida
Улитки, растения и скелеты: куратор объясняет работы Фриды Кало
В петербургском Музее Фаберже открылась выставка Фриды Кало — она продлится до 30 апреля, и уже сейчас на нее стоят очереди. «Афиша Daily» рассмотрела 10 работ с куратором Екатериной Лопаткиной и кратко изложила историю жизни одной из самых ярких художниц XX века
Екатерина Лопаткина
кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа
«Ретроспектива Фриды Кало — большая удача, за ее выставками музеи стоят в очереди. Все ее наследие — 143 живописные работы, с графикой около 250. При этом значительная их часть отрезана от международной выставочной карьеры.
Дело в том, что коллекция Фонда Кало — Риверы — а это все, что хранилось у ее мужа Диего Риверы, — по уставу не может покидать пределы Мексики; видеть эти вещи можно главным образом в музее, устроенном в родовом гнезде Фриды, так называемом «Голубом доме».
На этом фоне 34 работы, приехавшие в Петербург, выглядят очень солидно.
Ажиотаж вокруг творчества Кало возник на наших глазах: в 2000-х вышел байопик с Сальмой Хайек, Мадонна, в коллекции которой есть две картины Фриды, объявила ее своей любимой художницей, модные журналы стали печатать ее фотографии.
На самом деле Фрида была достаточно успешна еще при жизни: уже на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы, но после ее смерти в 1954 году наступил период некоторого забвения.
Интерес к ее творчеству заново возник в 1970-х, когда началась активное изучение женского искусства и одновременно большой рывок сделали исследователи латиноамериканской культуры.
Сейчас много говорят о том, что она опередила свое время: была протофеминисткой, работала с неудобной темой тела и поднимала вопросы, которые даже сегодня кажутся слишком личными и болезненными для изображения и восприятия.
Главное в творчестве Фриды Кало — сила духа. Это искусство стойкости. Все свои страдания и беды она выплескивала на холст, для нее это служило своего рода арт-терапией.
Меня как куратора часто спрашивают: действительно ли она была глубоко несчастна? Если почитать письма Фриды, то она искрит остротами — у нее было прекрасное чувство юмора, всегда смотрит в будущее, всегда хочет работать. Мне кажется, она была счастлива».
Авария, 1926
17 сентября 1925 года автобус, в котором 18-летняя Фрида ехала со своим ухажером, столкнулся с трамваем.
Многие погибли, она выжила, но получила страшные травмы — многочисленные переломы, в том числе позвоночника, и повреждения внутренних органов: железный прут, вспоровший ей живот, лишил Кало возможности иметь детей.
После аварии девушка год была прикована к постели — именно тогда она начала регулярно рисовать. Подрамник, позволяющий заниматься этим лежа, сконструировал для нее отец, немецкий эмигрант, зарабатывавший на жизнь фотографией.
Он в каком-то роде повлиял и на ее художественную манеру: Фрида Кало — очень детальный художник, тщательно прописывающий былинки, зубки, кружавчики. Дотошность она, видимо, вынесла из отцовского фотоателье, где помогала раскрашивать снимки — такое занятие требует большой сосредоточенности и мелкой кисточки.
Спустя ровно год после аварии Кало создала связанное с катастрофой ретабло — типичный для Мексики лубочный образ с изображением трагического происшествия и святого-заступника. Но на этом рисунке небесного заступника нет — Фрида одинока в своей боли и будет одинока в ней всю оставшуюся жизнь.
Портрет Вирджинии, 1929
Два события, определивших жизнь Фриды Кало: страшная авария и встреча с Диего Риверой. Впервые она увидела его еще подростком, когда Ривера расписывал школу, где она училась. В 1929 году Фриде двадцать два, он на двадцать лет ее старше — они поженились.
Он всячески поддерживает ее как художника, и по его совету Фрида обращается к теме коренного населения Мексики: рисует четыре портрета индейских женщин, в том числе девочки Вирджинии. Кстати, другой портрет из этой серии стал первой работой, которую Кало продала.
Здесь использована более яркая, чем на ее ранних полотнах, гамма, а на обороте из экономии художница набросала свой автопортрет. Он был закончен на другом холсте, получил название «Время летит» и в 2000 году ушел с Sotheby's в частную коллекцию за 5 миллионов долларов — с этого момента Фрида Кало стала самим дорогим художником Мексики, обойдя в том числе Риверу.
Внимание к традиционной культуре, в общем-то, не чужой Фриде (ее мать — индейских кровей), отразилась и на ее манере одеваться. На своих автопортретах она нередко предстает в костюме теуаны, то есть жительницы региона Теуантепек, населенном индейцами-сапотеками.
В этих общинах заведен строй, близкий к матриархату: женщины владеют деньгами и ресурсами, могут торговать, пока мужчины работают в полях. Кало как натура свободолюбивая не могла этого не оценить. Кроме того, длинные юбки удачно скрывали ее хромоту — после перенесенного в детстве полиомиелита, одна нога художницы была короче другой.
В Мехико такие наряды не казались чем-то удивительным — мексиканская элита тогда ратовала за возрождение традиций, но в Нью-Йорке Фрида смотрелась экстраординарно и немедленно прослыла иконой стиля. На выставке в Музее Фаберже мы показываем два традиционных костюма теуаны — они не принадлежали Фриде, но происходят из той же мастерской, где она шила свои платья.
(На подлинные вещи художницы, в том числе корсет с изображением серпа и молота и изукрашенный протез, можно посмотреть, например, здесь. — Прим. ред.)
Портрет Лютера Бербанка, 1932
Лютер Бербанк — американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка, создавший около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» — до сих пор один из самых распространенных в США, именно его используют в «Макдоналдсах».
Фрида и Диего интересовались идеями Бербанка (Ривера поместил даже поместил его на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско), читали его программную автобиографию «Жатва жизни», но никогда не встречались с ним лично.
Более того, к моменту, когда Фрида задумала написать этот портрет, селекционера уже несколько лет как не было в живых. Впрочем, супруги съездили в калифорнийское поместье Бербанка, в саду которого он упокоился согласно завещанию.
Так он и изображен — проросшим из могилы гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Справа от фигуры — результат экспериментов Бербанка, дерево с гигантскими плодами, слева для контраста обычное.
В руках Бербанк держит куста филодендрона, и это не случайная деталь. Фрида отлично разбиралась в ботанике: в ее библиотеке хранилось много книг и атласов по естественным наукам, она ухаживала за огромным садом при доме.
Флора на ее полотнах никогда не носит условный характер — художница не только знала все эти растения, но и была знакома с их символикой. Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием: он легко и быстро пускает воздушные корни, демонстрируя неистребимую жажду жизни.
В то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации. Дело в том, что частью веры Бербанка в прогресс была теория о создании нового человека: если культивация так успешно работает с растениями, то почему не применить тот же метод к людям.
Фриде соображения евгеники была чужды и неприятны, и по мнению некоторых исследований, именно это она подчеркивает, включив в композицию потенциально ядовитый филодендрон. То, что два листа изображены со светлой, изнаночной стороны также может указывать на оборотную сторону идей Бербанка.
Больница Генри Форда, 1932
Вскоре после свадьбы с Риверой Фрида забеременела, но по медицинским показаниям была вынуждена сделать аборт. Вторая беременность тоже закончилась трагически: в 1932 году в Детройте, где Ривера расписывал двор Института искусств, у нее случился выкидыш.
Пытаясь осмыслить произошедшее, она впервые в истории искусства обратилась к теме потери ребенка. На картине обнаженная Фрида лежит в луже крови на больничной койке, а предметы, соединенные с ней нитями-пуповинами, так или иначе рассказывают о пережитом.
Плод — потерянный ребенок, мальчик, что было особенно горько, потому что маленький Диего в отличие от Диего большого принадлежал бы ей безраздельно; улитка — мучительно ползущее в больнице время; кости таза, раздробленные в аварии, — причина, по которой она не могла выносить.
Орхидея отсылает к женской сексуальности и репродуктивной системе, а с помощью изображения механического устройства художница, по ее словам, хотела передать механику медицинских процедур, их холод и жестокость.
Из-за образности этой и других зрелых работ, Фриду Кало часто причисляют к сюрреалистам. Собственно, в их ряды художницу настойчиво пытался записать сам Андре Бретон, называвший ее искусство «ленточкой, завязанной на бомбе». Сама она всячески открещивалась от связи с этим течением.
Если сподвижники Бретона хотели освободиться от сознательного, давая прорваться наружу обрывкам снов и кошмаров, то Фрида напротив пыталась рационализировать свои чувства. В этом смысле ее подход диаметрально противоположен сюрреализму.
Искусство Фриды Кало — это кодировка, шифрование, все то, в чем много мозга.
К слову, с важной работой Фриды «Раненый стол»Раненый стол, 1940, впервые показанной на организованной Бретоном выставке сюрреалистов, приключилась странная история. В 1955 году «Стол» отправился на выставку в Москву и загадочным образом исчез по дороге. Достоверно известно только то, что картина прибыла в Россию, и последний год я занимаюсь поиском ее следов в архивах.
Несколько царапин, 1935
Дословно название работы переводится как «Несколько маленьких уколов», но я позволила себе адаптировать его для выставки — уколы вызывают больничные ассоциации, а здесь речь о ранах, которые кто-то считает пустяком. Раны Фриде наносил Диего.
С ее стороны это была всепоглощающая страсть — достаточно послушать, как она говорит о муже (текст, написанный Фридой, начитывает артистка. — Прим. ред.). Несмотря на то что Кало постоянно находилась в круговороте любовных историй, Ривера был для нее центром мира.
Диего же, неисправимый лгун и бабник, бережно относился к ее таланту, но небрежно — к ее чувствам. Изменять Фриде он начал немедленно после свадьбы. Она быстро поняла, что поделать с этим ничего невозможно, надо просто закрыть глаза.
Но чаша терпения переполнилась, когда она узнала о его связи с Кристиной, своей любимой младшей сестрой. Фрида была оскорблена, унижена, опозорена.
На этом эмоциональном фоне была написана картина, импульсом к созданию которой послужил заметка о женщине, убитой мужем из ревности. На суде он заявил: «Всего-то несколько царапин!». Хотя считалось, что мексиканская революция освободила женщину, дав ей больше прав, общество того времени оставалось глубоко патриархальным, и то, что сейчас называют домашним насилием, было делом обыденным.
В первом наброске, который Фрида сделала к этой картине, она следует фактуре заметки: мужчина усат, рядом с ним стоит его плачущий маленький сын. В итоговом варианте убийце приданы черты злодея — Диего Риверы: это его пропорции, его любимая шляпа. Он одет, в то время как жертва изображена обнаженной, окровавленной.
Это, безусловно, Фрида — растерзанная и раздавленная. Ее тело — кровавый «натюрморт», выставленный на всеобщее обозрение. Даже раму Кало покрыла кроваво-красными пятнами краски, чтобы усилить чувство ужаса от этого преступления. Несмотря ни на что, с Кристиной Фрида помирилась.
Ривера и не думал прекращать ей изменять, и в 1939 году они развелись — только для того, чтобы спустя год снова пожениться.
Моя кормилица и я, 1937
Традиционное истолкование работы опирается на подробности детства художницы: буквально через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью (той самой Кристиной) и, потеряв молоко, бросила девочку на няню-мексиканку.
Отсюда довольно распространенная психоаналитическая трактовка: отчуждение и одиночество, которые испытывает оторванный от материнской груди ребенок. Гораздо интереснее проанализировать эту картину с точки зрения персональной символической системы Фриды.
Например, фон из зеленых листьев — часто встречающийся у Кало охранительный мотив.
https://www.youtube.com/watch?v=4MiTqk0bvJI
Куколка и бабочка с правой стороны — традиционное для европейских натюрмортов олицетворение смерти и воскресения души, но в левой части можно видеть более необычное насекомое, палочника из семейства привиденьевых.
Привиденьевые выживают за счет того, что умеют мимикрировать, прикидываясь веточками и побегами. Желание спрятаться за экстравагантным поведением было в какой-то мере свойственно самой Кало.
Кроме того, палочники вылупляются уже взрослыми, так же как и Фрида, изображенная одновременно и младенцем, и взрослой.
Мощная фигура кормилицы напоминает индейского идола, а ее лицо прикрыто ритуальной маской.
Помня о том, как трепетно художница относилась к своим корням, насколько важно было для нее наследие доколумбовой эпохи, в этом легко читается намек на связь с традициями.
Кормилица-Мексика бережно держит Фриду на руках, сверху льется живительный молочный дождь, одним словом, родина — это то, что дает Кало защиту и силу.
Сломанная колонна, 1944
Это одна из самых известных и растижированных работ Фриды Кало. Возможно, потому что она не нуждается в дополнительных разъяснениях — это выразительный манифест стойкости перед ударами судьбы, образ силы.
Фоном для автопортрета служит Педрегальское плоскогорье, пустынный вулканический пейзаж к юго-западу от Мехико. Эта сухая бесплодная земля появляется в многих работах Кало 1940-х годов: трещины в почве рифмуются с трещинами в ее душе и теле.
В это время из-за многочисленных операций Фриде пришлось носить ортопедические корсеты.
На автопортрете на месте сломанного позвоночника Фрида изображает сломанную колонну, края раны прописаны алым, гвозди, воткнутые в тело, символизируют не только физическую боль, но и душевные страдания. Тем не менее она стоит прямо и открыто смотрит на зрителя.
Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы, 1944
Этому человеку мы во многом обязаны выставкой в Музее Фаберже: агроном и дипломат Эдуардо Морильо Сафа был большим другом Фриды и коллекционировал ее картины. Всего он купил около 35 ее работ, которые впоследствии перешли в Музей Долорес Ольмедо, это собрание и предоставило костяк для петербургской выставки.
В какой-то момент Морильо Сафа заказал Кало портреты членов своей семьи — матери, жены, сына, двух дочерей — и свой собственный. Любопытно, что в этой работе Фрида не использует никаких символов, раскрывающих личность изображенного человека. Это типично для всех сделанных художницей мужских портретов — лицо, костюм, на этом все.
Символическое мужчинам, видимо, не присуще. Особенно это очевидно в сравнении с портретом матери дипломата, доньи Роситы Морильо, насыщенном визуальными подпорками: ее статус матриарха подчеркнут множеством деталей, например — донья Росита вяжет полотно судьбы своей семьи.
Собственно, на этой выставке портрет Морильо Сафы висит между портретом его матери и автопортретом Фриды — опять же, судьба мужчины.
Автопортрет с обезьянкой, 1945
Диего снова обижает Фриду, она грустит — и защищает себя ожерельем из любимых существ и вещей. Обезьянка — заместитель ребенка, которого она не могла иметь.
В «Голубом доме» всегда было много животных: обезьян, попугаев, лысых собачек породы шолоицкуинтли, одна из которых изображена на картине.
Ацтеки держали этих собак при храмах как священных животных и подавали их мясо на церемониальных пирах, а в первой половине XX века, на волне подъема национального самосознания, шолоицкуинтли стали модными питомцами у мексиканской элиты.
И шолоицкуинтли, и индейский божок связывают художницу с ее корнями, традициями древней Мексики. Обереги, отгораживающие Фриду от страданий, обвиты желтой лентой, но начинается все с гвоздя, который, вероятно, отсылает к выражению estar clavado — «быть обманутым» (clavo, «гвоздь» по-испански).
Круг, 1954
Печальная точка выставки. В 1953 году Фриде по колено ампутировали правую ногу, чтобы остановить начавшуюся гангрену. Физические страдания она заглушала алкоголем и сильными болеутоляющими, что отразилось на ее манере письма.
Ушло внимание к деталям — растворение искалеченной фигуры в пространстве передано рваными, хаотичными мазками. В дневнике в это время она пишет «Я есть дезинтеграция».
И это уже не естественное возвращение к земле — как на автопортрете середины 1940-х, где растения мирно прорастают через ее плоть, а болезненное разложение. В том же году, когда был написан «Круг», Фрида Кало умерла.
Источник: https://daily.afisha.ru/brain/501-ulitki-rasteniya-i-skelety-kurator-obyasnyaet-raboty-fridy-kalo/
Сломанная колонна
Зинаида Арсеньева
Пабло Пикассо назвал Фриду Кало «заокеанской орхидеей». Идеолог сюрреалистов Андре Бретон сравнил ее с «лентой, обернутой вокруг бомбы». Вся ее жизнь – пример преодоления боли и страданий, стойкости духа и силы воли. В Музее Фаберже в Шуваловском дворце на Фонтанке открылась ретроспектива самой знаменитой художницы Мексики.
На выставке представлено 35 картин и графических листов, включая «Автопортрет с обезьянкой», который демонстрировался до 20 января в Эрмитаже, а также костюмы и фотографии.
ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Фаберже
Национальное достояние
Конечно, всех интересовала причина, по которой Музей Фаберже организовал выставку Фриды Кало, как она вписывается в его направленность.
– Нам хотелось показать то, что в России еще никто не видел. Здесь видели почти все. А вот выставки Фриды Кало никогда не было, – ответил директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
Выставку готовили год. Это было сложно. Творчество художницы объявлено в Мексике национальным достоянием. Основная часть наследия хранится в фонде Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико. И, по законам Мексики, вещи из этой коллекции не могут быть вывезены из страны. Больше того: их даже нельзя перемещать в пределах Мехико.
Коллекция Музея Долорес Олмедо – одна из немногих, экспонаты которой могут путешествовать по миру. Перевозить коллекцию можно только небольшими партиями, не более десяти картин в каждой.
Поэтому в Петербург их доставили четырьмя самолетами, потом, из Финляндии, до музея везли на четырех машинах в присутствии сопровождающих – мексиканских специалистов. Часть работ предоставила галерея «Арвил».
Есть картины из собрания Хуана Коронела Риверы, внука Диего Риверы. Диего был любовью всей жизни Фриды.
Не все работы удалось получить. Владимир Воронченко выразил сожаление, что публика не увидит гипсовый корсет Фриды, который она разрисовала в больнице. Он хранится в США – помешали санкции.
«То, что нам удалось в конце концов сделать выставку, – это маленькое чудо», – заключил директор музея.
Дерево надежды, стой прямо!
Экспозиция сделана, как это сейчас модно, театрально. В зале – полумрак, экспонаты освещены точечно.
Самая известная работа из всех, что приехали в Петербург, по мнению куратора выставки научного сотрудника Эрмитажа Екатерины Лопаткиной, – автопортрет «Сломанная колонна» (на снимке).
Автопортрет демонстрируется в центре зала, на специальном стенде, окрашенном в алый цвет. Он напоминает алтарь – по бокам две вазы с белыми цветами: сирень и каллы, ниспадающие вниз. Фрида на портрете подобна святому Себастьяну, пронзенному стрелами.
Только вместо стрел – гвозди, повсюду вбитые в живое тело. Вместо позвоночника, который был поврежден в страшной аварии, Фрида изобразила сломанную колонну.
Тело стянуто железными обручами от металлического корсета, который она носила после аварии и множества операций.
Две катастрофы
Картины Фриды Кало – это дневник, до крайности откровенный. Чтобы понять их, необходимо знать факты ее биографии. В 18 лет она попала в страшную автокатастрофу, которая ее искалечила. «В тот день Смерть танцевала вокруг моей постели», – записала Фрида в своем дневнике. Она год пролежала в больнице, закованная в гипс.
Чтобы не сойти с ума, Фрида рисовала себя, сохранив страсть к автопортретам на всю жизнь. Второй катастрофой стал Диего Ривера – известный мексиканский художник, за которого она вышла замуж. Он был некрасив, одни говорили, что он похож на слона, другие сравнивали с людоедом. К тому же он постоянно изменял ей.
Лев Троцкий, роман с которым приписывают Фриде, написал о нем: «Диего ужасен. По складу души он хуже Сталина».
Почему такая современная женщина, феминистка, не могла избавиться от человека, который так мучил ее? Ответ на этот вопрос – перед нами. Двойной портрет «Диего и я» (1944), созданный к 15-летию брака. У существа на портрете половина лица – мужская, это Диего, половина – женская, Фрида. Они не просто вместе, они один организм, с переплетенными кровеносной и нервной системами.
Ленты, кружево, ботинки
Об экстравагантном внешнем облике Фриды, ее манере одеваться зрители могут судить по двум костюмам, выполненным в национальных традициях Мексики, и подборке фотографий. На одной из них она запечатлена в брюках, которые стала носить одной из первых в Мексике. Образ Фриды Кало отразился в коллекциях многих европейских модельеров, в частности, Жан-Поля Готье.
Художница вдохновляла модельеров и при жизни. В конце 1930-х она побывала в Париже. Знаменитая модельерша Эльза Скиапарелли, сотрудничавшая с сюрреалистом Сальвадором Дали, сочинила тогда платье «Мадам Ривера». А Пикассо подарил ей сюрреалистическую серьгу в виде кисти руки.
Любопытно, что костюмы стали показывать совсем недавно: Диего Ривера завещал, что их можно будет демонстрировать только спустя 50 лет после смерти Фриды. Они были спрятаны в ванной комнате в знаменитом «Синем доме», который Диего Ривера после смерти Фриды превратил в музей.
Одна девушка пришла на пресс-показ в образе Фриды Кало: широкая многослойная юбка из цветастой ткани, в пол, широкая блузка, шелковая шаль, длинные серьги, прическа с косами, увенчанная цветами. Она даже нарисовала себе брови, сделав их сросшимися, как у Фриды.
«Страшная красота»
Так назвал свою книгу, посвященную Фриде Кало, французский писатель Жерар де Кортанз.
Так можно определить и ее живопись, в которой перемешались влияния искусства доколумбовой Америки и сюрреализм, культы древних богов, в жертву которым жрецы приносили молодых юношей и девушек, вырывая у них, еще живых, сердце, и католицизм.
Боль, страдания, эротика, жестокость, кровь… Вечный танец со Смертью. Организаторы выставки приняли решение не допускать к просмотру посетителей моложе 18 лет.
Очередь на Фриду
Не повторится ли московская история с очередью на Серова, толпами и выбитыми дверьми? Наверное, нет. Все-таки «кровавое» творчество Фриды Кало, демонстрация страданий – на любителя. Однако на всякий случай в музее приняли меры.
Отменили групповые экскурсии. Но в зале будут постоянно находиться экскурсоводы, которые ответят на все вопросы. Для тех, кто приедет из других городов, по предварительной договоренности будут проводить экскурсии после закрытия музея. В день будут продавать не более 2000 билетов.
Билеты можно приобрести на сайте Музея Фаберже, предварительно выбрав желаемую дату посещения. Билеты в кассе продаются только на текущий день. Выставка продлится до 30 апреля.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5636) от 04.02.2016.
Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/slomannaya_kolonna/
Фрида Кало: знаменитые работы художницы
Мексиканская художница Фрида Кало известна даже тем, кто далек от мира живописи. Тем не менее, мало кто знаком с сюжетами её картин и историей их создания. Исправляем эту ошибку публикацией материала о знаменитых полотнах художницы.
Автопортреты
В детстве и юности Фрида столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем. В 6 лет она заболела полиомиелитом, а спустя 12 лет попала в аварию, в результате которой долгое время оказалось прикованной к постели. Вынужденное одиночество и врожденный талант художницы воплотились во множество полотен, на которых Фрида изображала саму себя.
В творческом наследии Фриды Кало больше всего автопортретов. Сама художница объясняла этот факт тем, что лучше всего она знает себя и свои состояния, тем более, что находясь наедине с собой, волей-неволей изучишь свой внутренний и внешний мир до мелочей.
На автопортретах лицо Фриды всегда имеет одинаковое задумчивое и серьезное выражение: никаких очевидных признаков эмоций и чувств на нем не прочтешь. Но глубину эмоциональных переживаний всегда выдает взгляд женщины.
Больница Генри Форда, 1932
В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности.
Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда».
На картине изображены рыдающая женщина на залитой кровью кровати, окруженной символическими элементами: улиткой, зародышем ребенка, розовой анатомической моделью женского седалища и пурпурной орхидеей.
Автопортрет на границе между Мексикой и США, 1932
Изображая себя в центре полотна, стоящей на границе Мексики и Соединенных Штатов, Кало передала свою растерянность и отстраненность от реальности. Героиня картины раздвоена между технологичным миром Америки и естественной жизненной силой, свойственной Мексике.
Левая и правая часть картины представляют собой контрастное сочетание: дым из труб индустриальных гигантов и светлые чистые облака, электрооборудование и буйная растительность.
Автопортрет «Рама», 1937
Первая работа художницы, приобретенная Лувром, после успешной выставки Фриды Кало в Париже. Притягательная красота мексиканской женщины, спокойное задумчивое лицо, обрамленное узором из птиц и цветов, пестрая цветовая гамма — композиция этого полотна считается одной из наиболее гармоничных и самобытных во всем творческом наследии художницы.
Две Фриды, 1939
Картина, написанная художницей после развода с мужем Диего Риверой, отражает внутреннее состояние женщины после разрыва отношений с любимым.
На полотне изображены две сущности художницы: мексиканская Фрида с медальоном и фотографией мужа и новая, европейская Фрида в белых кружевах.
Сердца обеих женщин соединены артерией, но европейское альтер эго художницы страдает от кровопотери: с потерей любимого женщина теряет часть самой себя. Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно, истекла бы кровью.
Сломанная колонна, 1944
В 1944 году состояние здоровья художницы резко ухудшается. Уроки живописи, которые Фрида давала в Школе живописи и скульптуры, теперь она ведет только на дому. К тому же, врачи рекомендуют ей носить стальной корсет.
На картине «Сломанная колонна» художница изображает своё тело сломанным пополам. Единственная опора, помогающая ей удерживаться в положении стоя — стальной корсет на ремешках. Лицо и тело женщины изрешечены гвоздями, а бедра обернуты белой плащаницей – эти элементы являются символами мученичества и перенесенных страданий.
Источник: https://pre-party.com.ua/content/entry/frida-kalo-znamenitye-raboty-hudoznicy.html
Фрида – что скрыто за мифом
—
—
—
Это стало настоящим культурным событием для Италии.
Такой полной выставки ещё никогда не было в Италии, да и в мире уже 15 лет не вывозили всю коллекцию Музея Dolores Olmedo (Мехико) и Jacques and Natasha Gelman Collection – два самых главных музея по Фриде Кало. Были коллекции из нескольких других музеев, которые также никогда не были в Италии.
Эту выставку собрали после шести лет тщательных исследований архивов Фриды Кало. Неопубликованные ранее удивительные архивные материалы дают новую интерпретацию фигуры Фриды, и стараются избегать принудительных реконструкций, стандартных интерпретаций или банальной привязки к её биографии.
Такой полной выставки Фриды Кало ещё никогда не было в Италии, фото © mudec.it
Её биографию знают многие – она полна боли и страданий. В 6 лет заболела полиомиелитом, в результате которого одна нога осталась частично парализованной. Девочка уже с детства начала хромать.
В 17 лет она попала в жуткую аварию, получив переломы позвоночника, множественные переломы всего тела – два года её собирали по частям, и уже удивительно, что она выжила. В её жизни было всё: боль, отчаяние, преодоление трудностей, любовь, страсть, предательство и позднее признание.
В биографии Фриды много боли и страданий, фото © mudec.it
Много написано о её жизни с Диего Ривера и о встречах с Львом Троцким. Выходили фильмы и песни, посвященные ей. Её жизнь стала легендой, мифом. Потому эта выставка и пытается заглянуть в мир Фриды, скрытый за мифом.
Фрида Кало и Диего Ривера, фото © mudec.it
Главное, на выставку можно идти, совершенно не зная, кто такая Фрида Кало. Там очень много фотографий, писем, материалов о её жизни, и конечно её рисунков и картин. Экспозиция состоит из четырех больших частей: «Женщина», «Земля», «Политика» и «Боль».
Картины Фриды Кало, фото © mudec.it
Фрида Кало была первой художницей, которая сделала свое собственное тело манифестом. Она выражает свою женственность прямым, явным, а иногда и жестоким образом, революционизируя роль женщины в истории искусства.
Во многих своих работах Фрида Кало сосредотачивается на своем состоянии и на своем собственном теле, которое становится ключом, знаком и жестом. С помощью этого рушатся мифы традиций, гендерной идентичности и женственности, растворённой в общественной сфере.
Экспозиция состоит из четырех больших частей, фото © mudec.it
Тело Фриды Кало, брошенное под беспощадный взгляд общественности, является жертвенным и политическим актом. Её автопортреты и картины становятся поэтическим знаком, направленным на то, чтобы подчеркнуть хрупкость, страдания и сильные эмоции человеческого рода.
Её автопортреты становятся поэтическим знаком, фото © mudec.it
Как поясняет куратор выставки Диего Силео, «тело Фриды Кало само по себе является писанием, системой знаков, которые представляют поиск человека, его страхи, его тревоги, его бессознательные желания, его отношение с временем».
Характерный «язык тела», таким образом, описан в серии работ, например, в «Сломанной колонне» или «Госпиталь Генри Форда», в которых Фрида Кало пытается затронуть глубинные чувства человека через анатомический показ страданий и лишений.
«Сломанная колонна» (слева) и «Госпиталь Генри Форда» (справа), фото © mudec.it
Несмотря на пронизывающую боль, на выставке очень много светлых моментов, например, видео, где Фрида вместе с мужем Диего Ривера, которому она в своем «Дневнике» посвятила такие строки:
«Диего — принцип
Диего — строитель
Диего — мой ребенок
Диего — мой парень
Диего — художник
Диего — мой любовник
Диего — мой муж
Диего — мой друг
Диего — моя мать
Диего — мой отец
Диего — мой сын
Диего – это я
Диего – вселенная»
«Моя жизнь — это серьезная история. Мое творчество — словно проводник боли», —написала Фрида в том же «Дневнике». И эта выставка, посвященная ей – очень серьезная история, которую стоит пережить.
Евгений Уткин, Милан, Италия
ИНФОРМАЦИЯ
Выставка открыта для посещения с 01 февраля 2017 по 3 июня 2018 года в Музее Культур мира MUDEC
Адрес: Милан, ул. Тортона, 56
Сайт: www.mudec.it
Здесь может быть Ваша реклама!
Источник: https://vlv-mag.com/rubriki/kultura/frida-kalo-chto-skryito-za-mifom
Детство Фриды Кало: мексиканская драма
История Фриды – это 2 больших трагедии, 33 операции и 145 картин. Это летопись бесконечной борьбы с неумолимой действительностью, людской жестокостью, физическими и душевными муками. Это неженская стойкость, экзотическая красота и пылкий характер.
«Моя няня и я»: строгое воспитаниеФрида Кало родилась на окраине Мексики в небольшом городке Койоакане. Ее отец, сын венгерских евреев Карл Вильгельм Кало, еще будучи молодым фотографом переехал в эту солнечную страну из Германии и прожил там большую часть жизни. Мать Фриды, Матильда Кальдерон-и-Гонсалес была второй женой Вильгельма. Эта женщина, в жилах которой текла кровь испанских конкистадоров, была очень набожной католичкой. Она воспитывала Фриду и двух ее сводных сестер (дочерей Вильгельма от первого брака) согласно строгим религиозным канонам. Будущей художнице было сложно любить эту чересчур строгую и склонную к истеричным выпадам женщину, она то и дело бунтовала против ее строгих устоев и насаждаемого католицизма.Частые депрессии матери начались после того, как она потеряла сына: мальчик умер через несколько дней после рождения. Следующей на свет появилась Фрида, и здоровье Матильды не позволило кормить новорожденную самостоятельно – вместо нее за ребенком ухаживала няня-индианка. Картина 1937 года «Моя няня и я» повествует нам об этом этапе жизни Кало – на ней Фрида изобразила себя со взрослым лицом и телом ребенка, и здесь она мало похожа на убаюканное дитя. Индейскую посмертную маску няни можно воспринимать как отсылку к ритуальным обычаям древних мексиканцев. Маленькая Фрида находится под защитой няни и одновременно будто бы приносится ею в жертву. 2. «Алехандро Гомес Ариас»: первая любовьПервым сложным испытанием в жизни Фриды был полиомиелит, которым девочка заболела в шесть лет. Болезнь иссушила правую ногу, отчего та стала тоньше левой. Прихрамывающей девочке сверстники дали прозвище «peg-leg Frida» («Фрида – деревянная нога»). Но ее было сложно обидеть этим: Фрида не хуже мальчишек играла в футбол, много плавала и даже увлекалась боксом. Чтобы нога выглядела как здоровая, Фрида надевала на нее по три-четыре чулка и прятала под джинсами, а в зрелом возрасте – под длинными юбками национальных мексиканских платьев. В 15 лет Фрида поступила в престижную Национальную подготовительную школу в Мехико. Отец был убежден, что там она получит лучшее для жителей Мексики образование и сможет стать врачом.Девушка подчинилась воле любимого отца, но вскоре ей наскучили учителя и одноклассники, она стала пропускать занятия, охладела к медицине. Чтобы как-то себя развлечь, вместе с группой единомышленников она основала социал-националистический кружок «Cachuchas» (исп. – фуражка») – назывался он так по типу шляпы, которую носили все участники. Можно предположить, что острый интерес к идеям социализма и будущая преданность коммунистической идеологии (в 1928 году Фрида вступила в компартию) зародились в сознании Кало именно в этот период. Лидером группы назначили Алехандро Гомеса Ариаса, студента юридического факультета, который вскоре стал бойфрендом Фриды. 3. «Сломанная колонна»: автокатастрофаЕсли вы смотрели фильм Джули Тэймор с Сальмой Хайек, то наверняка помните, что Алехандро был вместе с Фридой в тот злополучный сентябрьский день 1925 года. Навстречу автобусу мчится трамвай и ударяется ему в бок, осколки оконных стекол летят в разные стороны, стальной поручень пронзает хрупкое тело девушки. Фрида приходит в себя уже в госпитале.
«Это было страшное столкновение. Оно было не сильное, довольно тихое, медленное. Но пострадали все, и я больше всех», — так уже состоявшаяся художница описывает тот трагический день в своем дневнике, который вела последние десять лет жизни.
Врачи, предполагавшие, что Фрида не выживет, буквально собрали ее по частям: позвоночник был сломан в трех местах, как и тазобедренные кости, почти все внутренние органы оказались повреждены. Алехандро повезло больше, он отделался контузией.
После аварии Фрида год пролежала в больнице практически в полной неподвижности, раны плохо заживали из-за грибковой инфекции, а на правой ноге появились первые признаки гангрены. Впереди девушку ждали тридцать три операции, бесконечная смена корсетов и мольберт с зеркалом, который смастерил отец, чтобы дочери было удобно рисовать, лежа в постели.
Так и пришло желание заниматься живописью: по воле случая и как бы вопреки. Фрида всего лишь попросила отца принести ей в больницу краски. И не было никаких многолетних метаний и душевных терзаний от незнания того, в каком жанре нужно работать. Его определила сама судьба Фриды: из 145 ее картин 60 являются автопортретами.
Необходимость чуть ли не постоянно носить стальной корсет, который не снимал боли, а только поддерживал тело, подтолкнула Фриду к созданию картины «Сломанная колонна» (1944). Травмированный позвоночник изображен в виде ионической колонны, треснувшей в нескольких местах.
Как и на всех остальных автопортретах, здесь нет улыбки, и лицо помимо грусти не выражает каких-либо ярких эмоций. Тело, пронзенное гвоздями, напоминает об образах библейских мучеников, что создает особое трагическое ощущение.
Нетрудно представить, как мексиканка с густыми бровями часами всматривалась в свое печальное отражение, а потом писала на холсте историю всеохватывающей боли, которая терзает ее тело ежеминутно. 4. «Фрида и Диего Ривера»: брак между слоном и голубкойВ 20-е годы XX века в Мексике происходил культурный подъем: это время сегодня принято называть «мексиканским Ренессансом».
Спонсируемые правительством местные художники активно рисовали фрески в церквях, школах, библиотеках и общественных зданиях. Именно тогда юная Фрида впервые узнала о художнике Диего Ривере, своем будущем муже, любовь к которому будет вдохновлять и испепелять ее, делать счастливой и несчастной одновременно.
Диего пришел в Национальную школу, чтобы выполнить очередной заказ, и Фрида незаметно наблюдала за его напряженной работой в течение нескольких часов. Буквально на следующий день она заявила одноклассникам, что хочет иметь ребенка от «этого толстяка», чем, безусловно, шокировала их.
Именитый художник-монументалист был старше девушки на 21 год и внешне абсолютно непривлекателен: толстый, грузный, с выпученными глазами – удивительно, что с такой внешностью он имел репутацию ловеласа. В 1929 году Фрида и Диего поженились. Родители Кало не одобрили брак и охарактеризовали союз дочери с Риверой «браком между слоном и голубкой». Ему было 43 года, ей — 22.
Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения.В доме супругов на книжных полках стояли не раз прочитанные тома Маркса, Ленина, работы Сталина, публицистика Гроссмана о Великой Отечественной войне. Известно, что Фрида начинала работать над портретом вождя советского народа, но не успела закончить его.
Время после свадьбы – тот редкий момент в жизни художницы, когда она чувствовала себя по-настоящему счастливой. Здоровая, любимая и непременно рядом с Диего – такой Фрида изобразила себя, к примеру, на картине 1931 года «Frida and Diego Rivera». Здесь нет ни намека на искалеченную душу и тело.
5. «Всего лишь несколько царапин»: измена мужа
«В моей жизни было две трагедии, — говорила Фрида. — Первая — трамвай, вторая — Диего».
Когда Диего сделал предложение, он сразу предупредил свою возлюбленную, что не сможет быть верным, но любить будет только ее. Кало и не догадывалась, что неверность мужа станет для нее настолько нестерпимым мучением. Когда она узнала об измене мужа с ее младшей сестрой Кристиной, на полотна вылился трагизм особой силы.
Переживания, связанные с предательством двух любимых людей, Фрида воплотила в картине «Всего лишь несколько царапин» (1935). Кало прочла в криминальных хрониках заметку об убийстве неверной женщины ревнивым любовником. Мужчина, нанесший множество ножевых ранений, заявил в суде: «Но ведь это были всего лишь несколько царапин!».
Этой притворной, циничной фразой и стала называться картина, на которой Фрида изобразила себя израненной и запятнанной кровью. Фраза написана на белой ленте, которую держат черный и белый голуби – возможно, так художница хотела показать светлую и темную стороны любви.
Картина наделена особой жутковатой экспрессией, поскольку художница в буквальном смысле вышла за рамки: несколько раз она проткнула раму картины ножом и нанесла на нее «пятна» красной краски. 6. «Больница Генри Форда»: выкидышНа картине «Больница Генри Форда» обнаженная Фрида лежит на железной кровати, живот вздут, волосы в беспорядке.
Слезы заливают щеки, а кровь – белую простыню. Рука удерживает «клубок» из нитей красного цвета, тянущихся к шести символам. Таким метафорическим способом художница выразила свои глубокие переживания, связанные с невозможностью иметь детей: все три беременности Фриды закончились выкидышем.
В верхнем ряду мы видим кости таза, оказавшиеся чересчур хрупкими для беременности, эмбриона с закрытыми глазами и улитку – символ медленного течения времени и его цикличности. Из деталей нижнего ряда особенно выделяется увядающий цветок светло-фиолетового оттенка. Известно, что фиолетовый цвет в некоторых культурах обозначает смерть.
В данном случае он может символизировать исчерпанность жизни, ее тусклые цвета и редкие проблески счастья. 7.
«Да здравствует жизнь!»: первая выставка и последняя картина
Работы Фриды Кало традиционно относят к сюрреалистической живописи: причудливые формы и тревожные темы будто бы получены из снов и подсознания, но сама художница не раз объясняла, что сюжеты и образы ее картин не выдуманы, а автобиографичны: «Я рисую себя, потому что почти всегда нахожусь в одиночестве и я – тот объект, который я по-настоящему хорошо знаю».
О связи своих картин с традицией сюрреализма Кало впервые услышала от Андре Бретона, который в 1938 году посетил Мексику: «Я никогда не думала, что я – сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне об этом».
В 1953 году в Мексике открылась первая персональная выставка Фриды Кало. К тому времени здоровье уже не позволяло ей встать с постели: часть правой ноги пришлось ампутировать из-за развившейся гангрены. Но художница не могла не приехать на собственный вернисаж. В итоге сирена «скорой помощи» и рев мотоциклетного эскорта возвестили о прибытии Кало.
В выставочный зал ее, как живой автопортрет, внесли на носилках, которые поместили на подготовленную кровать. В тот вечер, как в принципе и всегда на публике, Фрида много и непристойно шутила, пила свою любимую текилу и пела песни под аккомпанемент марьячи.
Казалось, что пылкая мексиканка – это все еще тот юный сорванец, который гонял с мальчишками футбольный мяч во дворе и не позволял считать себя инвалидом.Несмотря на физическую боль и душевные терзания, Кало знала, что судьба дает ей возможность быть счастливой.
Поэтому она предпочитала жить на полную катушку, хорошо осознавая, что этот карточный домик может в любой момент сложиться пополам. Неслучайно ее последняя картина называется «Да здравствует жизнь!»: радостный натюрморт с сочно-яркими арбузами кажется попыткой уцепиться за этот мир и не покидать его так рано.
«Катастрофа столько определила в моей жизни: от живописи до умения любить.
Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни. Я очень многого ждала от нее, каждую минуту сознавая, что могу все это внезапно потерять. Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего. Отсюда эта неутомимая жажда жизни, жажда любви», — так говорила Фрида.
Когда Кало было три года, началась Мексиканская революция. Однако позже она любила повторять, что родилась в 1910 году, надеясь на то, что таким образом люди будут непосредственно связывать ее с революцией.
Так и получилось: тело умершей от воспаления легких Фриды перед погребением было завернуто в знамя мексиканской компартии, а на похоронах, помимо именитых деятелей искусства, присутствовал бывший президент Мексики Ласаро Карденас.
Поделитесь этим постом с друзьями
Источник: http://interesno.cc/article/2838/detstvo-fridy-kalo-meksikanskaja-drama