Описание картины ильи репина «отдых»

Отдых – Репин И. Е. :: Артпоиск – русские художники

Портрет жены художника Веры Алексеевны Репиной — один из характерных случаев превращения портрета в жанровую картину. Всегда интересовавшая Репина тема сна, ее лирическая привлекательность получила в этой картине законченное, полное выражение.

В изображении молодой женщины, безмятежно и уютно заснувшей в кресле, Репин создает образ, полный покоя, счастья, теплоты и поэзии. Согретое глубоко личным чувством, это изображение приобретает социальное звучание в своей поэтизации простого человеческого существования, в лирике семейных будней.

Содержательность решения темы составила основу того, что этюдный мотив смог получить законченное картинное решение. Художник удачно нашел нужный для этого масштаб фигуры и ее отношение к свободному фону.

Обаятельна лирика лица спящей женщины, в сущности, не слишком красивого и, главное, самого по себе не очень привлекательного, скорее недоброго.

Но это смягчено тем, что принесла с собой сонная мечта, и тем, что привнесено от чувства самого художника. Как обычно у Репина, выразительны руки с длинными нервными пальцами.

Эти руки своеобразной грацией характерности, а не красоты, словно живущие своей жизнью, напоминают руки чиновника в картине «Арест пропагандиста».

Репин лишь слегка намечает стену и пол интерьера, не выявляя его глубины, и в общем дает изображение на нейтральном фоне, тем самым как бы специфически «подавая» его зрителю. Фигура спящей почти целиком умещается в пределах контура кресла. Этим достигается простота и обобщенность всей массы, четко рисующейся на более светлом фоне.

Только левая рука, подпирающая голову, выходит за пределы этого общего контура, как наиболее выразительная деталь, непосредственно соседствующая с лицом. Это подчеркивает сдвинутость головы к свободному фону. На три четверти помещенная на фоне кресла голова, таким образом, как бы выводится вперед.

Как и в портрете Дельвига, сдвиг головы в сторону свободного фона усиливает ее объемность и зрительно ее акцентирует.

Внутри замкнутого общего контура Репин дает сложный, зрительно красивый и интересный разворот тела спящей.

Благодаря сложности этого разворота тела изображение простого мотива свободно от монотонности и не выглядит бедным.

То, что зритель, сразу охватив взглядом всю фигуру в кресле, затем может постепенно прослеживать, переживать сложность ее позы, придает изображению богатство и внутреннюю жизнь, делает его не этюдом, а картиной.

Аналогично и колористическое решение картины. Оно почти монохромно, очень обобщенно в целом и богато разработано в частностях внутри этого целого. Темно-бордовое платье спящей близко по цвету к вишневому бархату кресла. Но бордовое платье дано в двух оттенках разных материй.

Одна из них имеет белые пятнышки узора, в которых как бы размельчаются, заканчиваясь, светлые пятна, которые с наибольшей силой звучат в лице и руках, подчеркнутых белизной кружев и манжеток.

Как композиция масс представляет собой медленное развитие частностей внутри единого целого, так и колористическая гамма картины являет нам решение на сближенных цветах, где оттенки развиваются внутри объединенной одним ведущим цветом массы.

Эта внутренняя тихая жизнь формы и цвета передает лирику сна, его тишину, где эмоциональная жизнь плавно-медлительна и безмолвна, где все «под сурдинку».

А.А. Фёдоров-Давыдов. 1959

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/otdyh_020/

Картины Репина

Один из самых известных дореволюционных живописцев России Илья Ефимович Репин обладал наблюдательностью и блестящим мастерством, которые помогали ему создавать удивительно жизненные полотна. Увлекающийся, страстный человек, он живо откликался на существующие в тот период проблемы социума, выражая их в своих знаменитых работах.

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты.

В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. Дальнейшим этапом в жизни художника стало его поступление в иконописную мастерскую к Ивану Бунакову, которого Репин впоследствии вспоминал как очень талантливого живописца.

Там быстро отметили способного юношу, и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью.

Он, к примеру, взялся подготовить к поступлению никому не известного тогда паренька по имени Валентин Серов, рассмотрев его талант.

Это художник, который всецело отдавался творчеству, итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой.

Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

Сейчас в селе Ширяеве находится Дом-музей Ильи Репина. Ежегодно в день рождения живописца местные жители устраивают небольшой праздник. Звучат народные песни, разыгрываются сцены и этюды, посвящённые Репину.

Вернувшись в Петербург, Илья Репин продолжил писать картины, ставшие позднее классикой русского искусства.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как живописец посетил концерт Римского-Корсакова.

Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте. Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно.

К примеру, в 1913 году один из особо впечатлительных гостей нанёс картине три ножевых удара. В биографии Репина отмечено, что во время работы над этим сюжетом у него отказала правая рука. Мистики связывали это с тем, что Репин якобы отразил несуществующие события – убийство царём собственного сына до сих пор не подтверждено.

Детство и юность Репина прошли на Украине, и предание о вольных казаках, ответивших на предложение султана добровольно сдаться дерзким письмом, стало мощным творческим импульсом.

Образы запорожцев прописаны гениально: энергичные, бодрые, яркие, удалые молодцы, которые демонстрируют редкую сплочённость перед лицом потенциальной угрозы.

Мастерски прописанный сюжет, глубина образов, реалистичность, предельно точно переданные эмоции – всё это ключевые особенности живописи, характерные для каждой картины Репина.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли!». Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет.

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича, и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли!». Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

Читайте также:  Описание картины леонардо да винчи «витрувианский человек»

А вот знаменитой фразой: «О вкусах не спорят» мы действительно обязаны Репину. В оригинале она звучит несколько иначе: «Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов. Как утверждал сам великий художник, искусство было рядом с ним и никогда его не покидало.

Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.

Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России.

Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.

Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.

Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!

Источник: https://ethnomir.ru/articles/kartiny-repina/

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна :

Одним из наиболее известных русских художников является Илья Репин. Картины живописца получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Автор создал множество замечательных полотен самого разнообразного содержания. При этом он всегда старался показать актуальные проблемы современной ему действительности.

Даже в сюжетах на историческую тематику он всегда стремился приблизить изображаемые сцены к зрителю.

Краткая характеристика творчества

Илья Репин, картины которого заслуженно вошли в золотой фонд отечественной живописи, всегда оставался реалистом. При этом он был открыт для всего нового: интересовался самыми разнообразными художественными стилями: начиная от живописи голландских художников XVII века и заканчивая достижениями современных ему импрессионистов.

Однако сам он неизменно придерживался принципа простоты, реализма и достоверности. Художник всегда избегал каких-либо изысков, предпочитая простоту и ясность сюжетов. Он не экспериментировал с красками, напротив, рисовал объекты так, как они представлялись его воображению. Эти принципы он изложил в работе «Далекое близкое».

«Бурлаки на Волге»

Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».

Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа.

Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности.

Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.

Исторические полотна

Отдельные ключевые моменты в прошлом нашей страны показал Илья Репин. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.

Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности.

Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.

В 1880 году по Малороссии путешествовал Репин Илья Ефимович. Картины художника позднего периода отличаются особенной эпичностью и красочностью. В 1891 году под впечатлением упомянутого путешествия он создал полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Написанию работы предшествовал длительный период изучения условий быта, костюмов, истории народа Малороссии.

Портреты

Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.

Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М.

Мусоргского. Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора – изображение известного мецената П. Третьякова.

Парадные работы

Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.

В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков.

Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И.

Грабарь и другие.

Источник: https://www.syl.ru/article/316702/ilya-repin-kartinyi-istoricheskie-portretyi-paradnyie-polotna

Русская культура. Илья Репин

«Автопортрет»
1878г.Холст, масло 49,6 x 69,5Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова.В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство.

Читайте также:  Описание картины василия сурикова «казак»

“Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни”. В период учения Репин общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее “четвергах”.

О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова перед казнью.

Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими “программами” религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе.

Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А.

Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.

«Иов и его друзья»1869г.Холст, масло 199 х 133Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


«Подготовка к экзамену»1864г.Холст, масло 46,5 x 38Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Портрет Веры Шевцовой»1869г.Холст, масло 67 х 83Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



Портрет матери художника Т. С. Репиной.
1867По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.


«Воскрешение дочери Иаира»1871г.Холст, масло. 229 x 382 см

Государственный Русский музей



В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве. Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».


«Бурлаки на Волге»1870-1873гг.Холст, масло. 131.5 x 281 см

Государственный Русский музей



«Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.



«Вера Репина. Отдых»
1882


Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».


«Дама, опирающаяся на спинку стула»Этюд для картины «Парижское кофе»1875г.Холст, масло 26,5 x 40,3Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.



«Портрет В.А.Репиной, жены художника»1876г.Холст, масло. 59 x 49 см

Государственный Русский музей



В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда‑либо написанным Репиным».


«На дерновой скамье. Красное село»1876г.Холст, масло. 36 x 55.5 см

Государственный Русский музей



Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).



«Мужичок из робких»1877Холст, масло 65 х 54Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород



«Протодиакон»1877Холст, масло 96 х 124Государственная Третьяковская галерея

Москва

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел “Протодьякона”, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

Портрет Веры Репиной 
1878


На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879


Абрамцево. 1880

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).


«Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201,8 х 145,3Государственная Третьяковская галерея

Москва



Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.

Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.



«Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:  Описание картины арсения мещерского «ледоход»

Москва



Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.


Под конвоем. По грязной дороге. 1876


«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. 34.8 x 54.6 см

Государственная Третьяковская галерея



В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было “Убиение Грозным сына”. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г.Холст, масло. 199.5 x 254 см

Государственная Третьяковская галерея



Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… “Иван Грозный” – явление в русской живописи необычайное».

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг.Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «”Запорожцев” я еще не кончил. Какая трудная вещь – кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.
Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.

Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.


«Осенний букет»1892Холст, масло. 114 x 67 см

Государственная Третьяковская галерея



В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман‑Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.


Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал о себе: “Я человек 60-х годов… я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует”.

Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин.

Современники восхищались его до иллюзии “живыми” портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском селе. 
1911




«Какой простор!»1903г.Холст, масло. 179 x 284.5 см

Государственный Русский музей





«Крестный ход. Явленная икона»Эскиз.

1877г.



Л. Н. Толстой босой. 
1901




«Лев Николаевич Толстой в лесу»1891Холст, масло 60 x 50Государственная Третьяковская галерея

Москва





Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 
1879




«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»1888г.Холст, масло. 215 x 196 см

Государственный Русский музей

«Портрет графини Муизы Мерси Д'аржанто»1890Холст, масло. 86.5 x 108 см

Государственная Третьяковская галерея





«Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова»
1893г.




«Портрет Николая II»1895Холст, масло. 210 x 197 см

Государственный Русский музей

http://kolybanov.livejourna…

https://my.mail.ru/mail/ga-vdv/video/752/1803.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43215701172

Ссылка на основную публикацию