Описание картины исаака левитана «поля»

Владимирские пейзажи Исаака Левитана

Владимирка — Картина художника Исаака Левитана

Кисти великого русского живописца Исаака Ильича Левитана принадлежит всем хорошо известное полотно «Владимирка». Однако лишь немногие знают, что кроме этого знаменитого шедевра русского исторического пейзажа, Левитан создал еще несколько картин, запечатлевших и другие живописные места нашего края.

Карта мест Владимирской области где рисовал И. Левитан

Большую исследовательскую работу по уточнению и выяснению фактов пребывания и творчества Левитана в нашей области проводили краеведы Н. П. Аксенов, В. Н. Маштафаров, Е. Д. Соловьев. Об их интересной работе рассказано В.

Пименовым на страницах «Комсомольской искры» (№ 34 от 20. III. 1966 г.).

Помещаем здесь опубликованный газетой перечень картин Левитана, написанных им во Владимирской губернии, и схему расположения мест, в которых художник делал свои зарисовки.

1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, созданных Левитаном в 1892 году во Владимирской губернии.Номер и направление зарисовки
Название Размер в см М естонахошдение
1 Шоссе осенью 37×58 Частное собрание
2 Влади ирка 129X176 Москва, Третьяковская галерея
3 Пруд 26×35 Киев, музей
4 Лесистый берег в сумерки 79X123 Калинин, галерея
5 Сосновый лес и речка 29×18 Орел, галерея
6 Сумрачный день 71×123 Пермь, галерея
7 Последние лучи 17X26 Частное собрание
8 Сумерки 50×74 Москва Третьяковская галерея
9 Деревня на берегу реки 60×74 Саратов, галерея
10 Июньский день 44×61 Частное собрание
11 Под вечер 30X40 Частное собрание
12 Дача в лунный вечер 29×45 Частное собрание
13 Осень 38X55 Частное собрание
14 Летний день 36×44 Частное собрание
15 Поезд в пути 59×76 Одесса, галерея
16 Лунная ночь в деревне 60×9 Ленинград, Русский музей
17 Озеро 46×69 Горький, музей

Источник:

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

Источник: http://book33.ru/vladimir-art-remeslo-literature/vladimirskie-pejzazhi-isaaka-levitana.html

Описание картины “Озеро” (“Русь”) Левитана: анализ, материалы для сочинения

Картина “Озеро” (“Русь”)И. И. Левитана

Картина “Озеро” (“Русь”) является одной из последних работ выдающегося русского художника Исаака Левитана.В этой статье представлено описание картины “Озеро” (“Русь”) Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин ЛевитанаВ литературе встречаются несколько вариантов названия этой картины: “Озеро”, “Озеро. Русь”, “Озеро” (“Русь”). Левитан работал над картиной “Озеро” (“Русь”) в 1899-1900 гг. Картина размером 149 × 208 см выполнена маслом на холсте.

Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Эта картина является одним из трёх самых крупных произведений Левитана (в тройку крупнешийх работ также входят полотна “У омута” и “Над вечным покоем”).

Картина впервые была выставлена в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году уже после смерти Левитана.

На картине “Озеро” (“Русь”) Левитана изображено большое озеро в солнечный день.Озеро занимает практически всю нижнюю половину картины. На дальнем берегу озера видны желтовато-зеленые поля и дервенские постройки.

Над крестьянскими избушками возвышается белая церковь. По голубому небу плывут большие белые облака, обрасывая тень на деревню и отражаясь в озере. 

Описание картины “Озеро” из книги В. Петрова “Исаак Левитан”:

“Главным произведением позднего Левитана стала большая картина “Озеро” (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, – “Русь”.

Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения “Последняя тучка рассеянной бури”, это полотно стало “лебединой песнью” Левитана.

Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране…

и именно поэтому особенно добивально монументального лиризма образа, соединения в живописной решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежестви и яркости солнечного дня с декоративно-монументальным началом, роднящим “Озеро” с традициями фресковой живописи.”

(из книги В. Петрова “Исаак Левитан”, изд-во “Белый город”, 2000 г.)

Описание картины “Озеро” из книги С. Пророковой “Левитан”:


“В мастерской осталось недописанным самое большое левитановское полотно. Он работал над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей по краскам картиной художник как бы прощался с жизнью. В ней пылкая привязанность к отчизне, преклонение перед роскошью природы и осуждение нищеты человеческой жизни. В этом полотне — весь Левитан, итог его короткой, мучительной и яркой жизни. Для себя он назвал картину “Русью”, для всех подписал: “Озеро”. Но мыслилась она именно как “Русь”. Когда вы подходите к этой картине в левитановском зале Русского музея, вас ошеломляет волшебство кисти художника. Он писал ее долго, но считал незаконченной. Мы не видим усилий мастера. Ему же она казалась замученной. Он мечтал подняться после болезни и все прописать заново. Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением придают воде загадочный оттенок. Если Клода Моне называли “Рафаэлем воды”, то Левитана можно было с полным основанием назвать “Рафаэлем неба”. Вы ощущаете почти зримо прозрачный осенний день, когда воздух упруг и чист. Вы видите, как быстрая тень чуть касается прибрежного холма.” (из книги С. Пророковой “Левитан”)

Описание картины “Озеро” из книги “Русский пейзаж”:

“В последнем незавершенном полотне Левитана “Озеро. Русь” с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века. 

Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний. 

В картине “Озеро. Русь” Левитан обогатил живопись взволнованной чувствительностью к меняющимся краскам, к изменчивости освещения, к вибрации цвета, отчего былой покой его картин сменился живым движением. Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы. 

Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом – по тем временам явное новшество. 

В конце жизни Левитан опять писал деревню. Но интерпретация ее совсем иная, чем в деревенских сюжетах начала творчества. В картинах конца 1890-х годов художник вовсе не пытался выразить деревенское бытие. Он использовал его как повод для воплощения своих настроений.”

(В. Манин, книга “Русский пейзаж”, изд-во “Белый город”, 2004 г. )

Описание картины из книги “История русской живописи в 12 томах”:

“Солнцем пронизана… последняя его картина — «Озеро» («Русь»), которую он начал писать незадолго до смерти. На ней все тот же бескрайний русский простор, но теперь он светел и радостен. Бегут по высокому небу пышные облака, озерная вода под свежим ветром рябит и сверкает на солнце. Хочется дышать этим ветром, смотреть на этот простор и надеяться, что все будет хорошо.”

(Майорова Н., Скоков Г., “История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века”, том 8, 2006 г.)

Это было описание картины “Озеро” (“Русь”) Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин Левитана

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/ozero-rus-levitan-opisanie.html

Летний день Исаака Левитана. Из истории находок

Номер журнала: 

#1 2014 (42)

КАЖДАЯ КАРТИНА ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПЕЙЗАЖИСТА ИСААКА ИЛЬИЧА ЛЕВИТАНА, БУДЬ ТО ЗАВЕРШЕННОЕ   МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ПОЛОТНО, НАТУРНЫЙ ЭТЮД, БЕГЛЫЙ НАБРОСОК ИЛИ ТОНЧАЙШАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПАСТЕЛЬ, ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕКРАСНУЮ МЕЛОДИЮ О ПРИРОДЕ РОССИИ, ЗВУЧАЩУЮ ТО ЯСНО И СВЕТЛО, ТО НАПРЯЖЕННО И ТРЕВОЖНО, НО ВСЕГДА ИСКРЕННО И ПРОЧУВСТВОВАННО. ПОНИМАНИЕ ЛЕВИТАНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ ВЗРАСТИЛА ЕГО КАК ХУДОЖНИКА И ЧЕЛОВЕКА, КОТОРУЮ) ОН ЗНАЛ И ЛЮБИЛ, СДЕЛАЛО ЕГО ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЧУТКИХ ПЕЙЗАЖИСТОВ, ВЫРАЗИВШИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ И СОКРОВЕННУЮ ТАЙНУ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. «ХУДОЖНИК ЧУТКИЙ И ГЕНИАЛЬНЫЙ» — ТАК НАЗВАЛ ЕГО АЛЕКСАНДР БЕНУА.

В середине мая 1892 года Левитан со своей верной подругой Софьей Петровной Кувшинниковой, неизменной спутницей в совместных летних поездках и работах на пленэре, оставили прогретую солнцем Москву и уехали во Владимирскую губернию, где обосновались в «имении Городок» близ железнодорожной станции Болдино по Нижегородской железной дороге, что в 120 километрах от Москвы. 1892 год оказался трудным в жизни и судьбе художника. Очередной раз ему, как еврею, нужно было испытать на себе унизительную процедуру выселения за пределы Москвы. Более того, художнику грозил отъезд за черту оседлости, несмотря на то, что он к этому времени приобрел широкую известность и полное признание своего таланта. Не только творческой необходимостью летней работы на натуре, но и этими сложными жизненными обстоятельствами объясняется то, что Левитан прожил близ Болдино не только лето, но и осенние месяцы, и начало зимы, вернувшись в Москву лишь в декабре.

Летняя пора для Левитана – это всегда время плодотворной и счастливой работы. К осени он привозил десятки живописных этюдов, множество альбомов с рисунками, а часто начатые или даже завершенные картины. Как правило, уже в московской мастерской продолжалась детальная проработка больших живописных полотен.

Художнику нужно было к выставочному сезону, а он начинался поздней осенью или зимой, завершить картины и показать их на самых ответственных экспозициях.

Прежде всего – это выставка Товарищества передвижников, к которой Левитан относился с особой ответственностью, стремясь показать на ней наиболее значимые работы.

Лето 1892 года не стало исключением в сложившейся творческой практике Левитана. Владимирская земля с лесами и перелесками, тихими речками, небольшими озерами была привлекательна и для работы, и для столь любимой художником охоты.

Он мог пропадать с ружьем и неразлучной собакой Вестой по нескольку дней в полях и лесах.

Эти «охотничьи отлучки» – возможность полного единения с природой, вслушивания в ее голоса – формировали то понимание идеала пейзажиста, которое давало художнику высшее наслаждение «слышать трав прозябанье».

Художественными «трофеями» «страдной» летней поры стали масштабные полотна, давно занявшие свое место в большой истории русской пейзажной живописи. Это знаменитая картина «Владимирка» (1892, ГТГ), «Лесистый берег.

Сумерки» (1892, Тверская картинная галерея), «Вечерний звон» (1982, ГТГ), «Осень», «Под вечер», «Пожар в лесу» (все – 1892, частные собрания). Все они были показаны на XXI выставке передвижников, открывшейся в Петербурге 14 февраля 1893 года. Художник стремился завершить их к открытию передвижной.

В минувшем 1891 году он стал постоянным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и очень ответственно воспринимал свое членство. Товарищество в эти годы еще оставалось самым влиятельным и уважаемым творческим объединением.

Но помимо экспонированных на передвижной масштабных картин художник выставил ряд менее крупных произведений и на другой выставке — периодической — Московского общества любителей художеств (МОЛХ), открывшейся 25 декабря 1892 года.

Левитан был членом Московского выставочного объединения и ежегодно, начиная с 1888 года, экспонировал свои пейзажи на его выставках. После Товарищества передвижников МОЛХ было одним из наиболее значимых художественных обществ в России. В 1891 году Левитан был избран в члены комитета МОЛх и входил в комиссию по присуждению премий за лучшие произведения.

На открывшейся в рождественские дни 1892 года выставке Левитан представил три картины: «Летний день», «Берег реки», «Сумерки». Все три написаны в только что минувшие летние месяцы на Владимирской земле и куплены с выставки разными владельцами по ее окончании.

Судьбы картин, как и людей, непредсказуемы. Казалось, картины навсегда ушли из поля зрения специалистов и недоступны любителям искусства. Но словно из небытия к нам вернулось одно из трех полотен — «Летний день» (холст, масло. 55,5 х 90,8. Слева внизу подпись: И Левитанъ 1892. Частное собрание).

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «возвращение стада»

Художник воссоздает на холсте умиротворенное состояние природы покойного летнего дня, клонящегося к закату. На землю тихо спускаются летние прозрачные сумерки. Солнце слегка золотит верхушки деревьев и волнистые очертания лесного массива, замыкающего горизонт и четко рисующегося на фоне еще светлого неба.

Но густая тень уже легла у ближнего края леса, захватила дальний берег и готова вместе с отражением в воде двинуться и к ближнему краю картины.

Но пока наш глаз с наслаждением вглядывается в мягкий разворот неширокой реки, в ее недвижную воду и ближний к нам берег с его неровностями, с пробивающейся сквозь утоптанную землю травой.

В таком бесхитростном пейзажном мотиве Левитан находит множество простых подробностей и деталей, говорящих не только о жизни природы, но и человека в ней. Бежит по берегу тропинка, протоптанная людьми за многие-многие годы. Она то приближается к берегу, то уходит в лес и снова повторяет изгибы реки.

Вода кажется недвижной, но вот она, журча, огибает маленький островок посередине и легкой прибрежной пеной напоминает о своем течении. Сама живопись с подвижными мазками создает богатую и сложную фактурную поверхность картины.

Левитан то «сталкивает» мазки друг с другом на переднем плане, то длинными «протяжками» кладет их по дальнему берегу, то они мягко «круглятся» в изображении крон деревьев. Именно живописная пластика передает богатство и красоту природного мира, которые завораживают художника, и он мастерски воссоздает в своих пейзажах собственное воприятие жизни природы, ее подвижность и изменчивость.

«Он настоящий живописец. Один из немногих русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво (выделено А. Бенуа – Г.Ч.) писать. Все его картины чисто живописного характера», — отмечал А. Бенуа 1.

Мягкость цветовых соединений и одновременно богатая разработка зеленого цвета вызывают в памяти пейзажи Левитана, где множественные оттенки зелени, освещенной солнцем или погруженной в глубокую тень, свидетельствуют об особой чуткости глаза художника, восприимчивости им десятков оттенков этого очень сложного для воспроизведения на холсте цвета.

У картины «Летний день» есть конкретный адрес. Художник пишет речку пекшу, извилистую, с причудливыми поворотами, впадающую в Клязьму. Она течет то лениво и спокойно, то становится стремительной и бурливой. Не случайно на ней в те, прошедшие времена, были возведены плотины и поставлены мельницы.

Деревня Городок, или, как называл его Левитан в письме к П.М. Третьякову, «имение Городок», где жил художник летом 1892 года, ныне соединилось с деревней пекша. Левитан снимал две комнаты в доме зажиточного крестьянина А.Н. попкова.

Его дом стоял на высоком берегу, окна выходили на реку, и оттуда можно было видеть и обрывистый берег, и поросшую душистыми травами луговину, и подходивший к деревне лес. Между деревьями и вдоль берега бежала тропинка, спускавшаяся к реке.

Многое изменилось за прошедшие годы, но и ныне эти места сохранили ту же притягательную красоту, что в свое время пленяла Левитана.

Окружающая природа предлагала художнику разнообразные сюжеты и мотивы для его пейзажей. Если картина «Летний день» носит камерный характер, то созданное тогда же и в тех же местах большое полотно «Лесистый берег. Сумерки» стремится к монументальности, значительности и драматической наполненности образа.

По своему настроению, сумрачности и настороженности темного леса, куда не ведут обжитые тропинки и в густую темноту которого не хочется входить, картина сближается с созданным годом ранее знаменитым полотном «У омута».

для этой последней, уже купленной Третьяковым, Левитан на берегах пекши, у плотин, где река особенно бурлива, писал этюды воды, «уточняя» верность ее воспроизведения на большом холсте. Об этом просил Левитана Третьяков, которого не удовлетворяло изображение воды на картине.

А художник в свою очередь просил собирателя подождать покрывать картину лаком. «пока не проверю этот мотив с натурою. Теперь напишу несколько этюдов воды и в конце мая приеду в Москву и начну переделывать картину», — писал Левитан из деревни Городок 2.

Самым серьезным результатом этого лета стало создание картины «Владимирка». Простота и ясность изображения подчеркивают содержательную значимость этого великого произведения. Рядом с подписью художник поставил название картины «Володимiрка», как извечно народ называл эту дорогу печали и скорби. С.П.

Кувшинникова в воспоминаниях о Левитане передала эмоциональное возбуждение, охватившее ее и художника, осознавших, какой пейзаж открылся перед ними. «Постойте.

Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастных людей», — записала в воспоминаниях Софья Петровна и привела здесь же строки из стихотворения А.К. Толстого «Колодники»:

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, Колодников звонкие цепи

Вздымают дорожную пыль

…»3

В картине соединяется типичность равнинного, безмерно протяженного русского пейзажа с темой дороги, олицетворяющей человеческую жизнь и судьбу.

«Лесистый берег. Сумерки», «Владимирка» отражают сильные эмоциональные переживания… Многосложными и тонкими настроениями наполнен «Вечерний звон» (1892). художник начал писать картину в иных местах, другие зрительные впечатления лежат в ее основе, но заканчивал он ее в том же 1892 году, что свидетельствует о многообразии восприятий и взаимоотношений Левитана с миром природы.

Столь разные картины — «Лесистый берег», «Владимирка», «Летний день» —вдохновлены пейзажами Владимирской земли. Очевидно, в этих же местах или на основе этюдов, исполненных здесь, написаны и другие полотна.

Мы узнаем причудливый разворот пекши и песчаный язык, огибаемый ее течением, рельеф земли в картинах «деревня на берегу реки» (1890-е, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева), «Тишина» (1898, ГРМ) и ряде других произведений.

Левитан не однажды, спустя годы, использовал и варьировал полюбившиеся ему пейзажные виды.

Лето 1892 года было наполнено творчеством и общением с близкими и интересными художнику людьми. В деревне Городок он сошелся с небогатым помещиком Ларионовым, с которым общался почти ежедневно.

В доме Ларионова останавливался доктор Дмитрий Петрович Кувшинников, муж Софьи Петровны, знавший издавна Ларионова, также врача. Кувшинников приезжал в Городок в сентябре в связи с хлопотами о возможности Левитану вернуться в Москву.

Терраса небольшого усадебного дома Ларионовых изображена на картине живописца «На даче в сумерки» (1892, Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник).

Левитан не случайно выбрал для летней работы эти места. Здесь находились обширные владения семьи крупных предпринимателей и землевладельцев Морозовых, с которыми живописец был хорошо знаком. Сергей Тимофеевич Морозов являлся большим поклонником таланта Левитана и его покровителем.

Он безвозмездно предоставил Исааку Ильичу удобную, с верхним светом, мастерскую в Москве, подобные условия для работы мало кто из художников имел в те годы. Именно в ее интерьере В.А. Серов писал портрет Левитана. Сестра С.Т.

Морозова Анна Тимофеевна Карпова жила с многочисленной семьей (у нее было 15 детей) в богатом имении Сушнево, что расположено также на берегу пекши, в нескольких верстах от Городка, земли которого принадлежали ей.

В этих же местах находилось имение еще одного Морозова, Саввы Тимофеевича, в чьем собрании находилось несколько пейзажных работ Левитана. Художник был дружен с этим семейством и стал частым гостем в усадьбе Сушнево. Морозовы и Карповы имели в своих собраниях картины Левитана.

Другом семей Морозовых — Карповых был историк В.О. Ключевский, живший в летние месяцы в Сушневе. Часто наезжал в имение Карповых близкий к ним по родству И.С. Остроухов, живописец и коллекционер, владевший рядом первоклассных работ Левитана и друживший с ним.

Но вернемся к картине «Летний день». Живописные берега неширокой пекши, прилегающие леса, расположенные по ее берегам деревушки были множество раз исхожены Левитаном, безмерно любившим и тонко чувствовавшим природу.

Ее переменчивые состояния, созвучные настрою души человека, он чутко воспроизводил на своих холстах.

Покой и тишина «Летнего дня» создают впечатление ясной гармонии, разлитой в природе, вызывая в душе человека ответные чувства.

Показанная на выставке в 1892 году4 картина исчезла на долгие 120 лет. Но, как сказано, «рукописи не горят». Будем надеяться, что и картины не пропадают бесследно.

Временно экспонируемая ныне в Третьяковской галерее, в зале Левитана, рядом с «Владимиркой», «Вечерним звоном», созданными художником в том же, что и «Летний день», 1892 году, картина естественно соединяется с этими шедеврами живописца и помогает увидеть еще одну очень важную грань в богатом творческом наследии великого мастера и приоткрыть малоизвестную страницу его жизни.

  1. А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 350.
  2. И.И. Левитан. Письма. документы. Воспоминания. М., 1956. С. 42.
  3. Там же. С. 170.
  4. Каталог двенадцатой периодической выставки картин Московского Общества любителей художеств.[М., 1892], № 49.

Вернуться назад

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/1-2014-42/letnii-den-isaaka-levitana

Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения

Сегодня, 14 октября, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 60-61) открывается выставка «Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения».

  • ИСААК ЛЕВИТАН Март. 1895Холст, масло. 61х76. Источник: пресс-релиз ГТГ

Юбилейная выставка выдающегося пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860—1900), мастера лирического «пейзажа настроения», создавшего из простых, прозаичных видов «иконные образы» русской природы, — один из самых масштабных и ожидаемых проектов сезона.

Последняя монографическая выставка живописца прошла в Третьяковской галерее 50 лет назад. Выросли поколения зрителей, не имевших возможности ознакомиться с разносторонним творчеством художника. Нынешний проект представляет как лучшие, хрестоматийно известные полотна мастера, так и целый ряд открытий.

Собрано около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из двух зарубежных собраний: Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск) и Израильского музея (Иерусалим).

Экспозиция дает возможность осмыслить огромный вклад Исаака Левитана в историю русской пейзажной живописи, осознать масштаб творчества мастера.

Искусство И. И. Левитана связано с реалистическими традициями его предшественников, мастеров пейзажа А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова. В то же время его имя стоит в одном ряду с именами художников нового поколения — В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова. А. Н.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «гора арарат»

Бенуа, определяя значение Исаака Левитана, писал о его знаменитой «Тихой обители» (1890, ГТГ): «Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово и что отныне он должен быть одним из первых среди всех».

Еще более эмоционально отношение к творчеству художника его современника Ф. А. Малявина, который убеждал И. Э. Грабаря бросить писать пейзажи, так как И. И. Левитан «все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать».

Открытия Исаака Левитана в пейзажной живописи не только оказали большое воздействие на его сверстников и учеников, но и получили продолжение почти у всех пейзажистов конца XIX — начала ХХ века, работавших уже в иных системах художественного мышления.

Материал в экспозиции сгруппирован по разделам, соответствующим этапам и основным направлениям творчества художника.

«Начало пути. Становление. 1870-1880-е». Работы «Осень. Дорога в деревне» (1870-е), «Первая зелень. Май» (1883), «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884, все — ГТГ), этюды, написанные во время путешествия в Крым в 1886 году, дают возможность увидеть результаты ученичества И. И.

Левитана у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и понять, как шло становление живописца. В раздел также включены знаковые работы художника — «Березовая роща» (1889, ГТГ) и два варианта картины «Заросший пруд» (1887, ГРМ и Музей-заповедник В. Д. Поленова), демонстрирующие его пленэрные поиски и находки.

Важным событием в жизни девятнадцатилетнего И. И. Левитана стало приобретение П. М. Третьяковым в 1880 году пейзажа «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ).

С тех пор собиратель внимательно следил за творчеством мастера и, по словам М. В. Нестерова, редкий год не брал что-либо из создаваемого им. Всего П. М.

Третьяковым было куплено более 20 полотен художника, ставших основой лучшего музейного собрания произведений И. И. Левитана.

«На Волге. 1887-1890». Раскрытию дарования И. И. Левитана способствовали поездки на Волгу. С 1888-го три года подряд художник жил в Плёсе и путешествовал по приволжским городам. Этот раздел включает работы, принесшие И. И.

Левитану широкую известность среди современников: «Вечер на Волге» (1887-1888), «После дождя. Плёс» (1889), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Свежий ветер. Волга» (1895, все — ГТГ). От камерных мотивов И. И.

Левитан перешел к созданию сложных, обобщенных образов волжской природы, от работы в небольшом формате — к созданию крупных полотен.

«Поиски больших образов. 1892-1894». Творчество И. И. Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств.

Один из центральных разделов выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна «У омута» (1892), «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894, все — ГТГ).

В них раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.

«Красота и радость природы. 1890-е». Зритель увидит прославившие И. И. Левитана, особенно любимые публикой «Золотую осень» (1895), «Тихую обитель» (1890), «Вечерний звон» (1892), наполненную жизнеутверждающим мироощущением картину «Март» (1895, все — ГТГ).

В центре экспозиции — монументальное полотно «Озеро» (1899, ГРМ), над которым И. И. Левитан работал последние два года жизни. Большой формат картины и обобщающий характер пейзажа, включающего все черты среднерусского ландшафта, позволили художнику создать синтетический образ Родины. Известно, что первоначально И. И. Левитан намеревался назвать эту работу «Русь».

«Европейские впечатления. 1890-е». Небольшой раздел выставки посвящен произведениям, написанным по впечатлениям от поездок по Европе: «Близ Бордигеры на севере Италии» (1890, ГТГ), «Канал в Венеции» (1890, Музей-заповедник В. Д. Поленова), «Озеро Комо (Италия)» (1894, ГРМ).

«Последние годы. 1897-1900». Поиск свежих художественных решений и проба сил в разных стилевых формах, включающих элементы модерна и символизма, проявились в полотнах «Тишина» (1898, ГРМ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ), «Буря. Дождь» (1899, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева), «Летний вечер» (1900, ГТГ).

Открытием выставки станет целый ряд ранее неизвестных или выпавших из поля зрения публики и специалистов произведений. К ним относятся недавно выявленные и не публиковавшиеся ранее живописные и графические работы из Израильского музея в Иерусалиме.

Впервые широко демонстрируется графическое наследие И. И. Левитана — печатная графика (литография и офорт), карандашный рисунок, акварель.

Наиболее эффектная и яркая составляющая этого раздела — пастель, крайне хрупкая часть коллекции работ Левитана, никогда не покидавшая стен галереи. Она показана в полном объеме и дополнена листами из Русского музея, Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А.

Врубеля и частных собраний. Творчество Левитана-пастелиста впервые прозвучит как одно из наиболее значительных и самобытных явлений в русском искусстве конца XIX века.

Экспозицию дополняют архивные материалы — письма И. И. Левитана П. М. Третьякову, В. Д. Поленову, В. М. Васнецову, И. С. Остроухову, а также фотографии.

К выставке отреставрировано несколько широко известных полотен, в частности знаменитая «Золотая осень», ставшая визитной карточкой проекта.

Сотрудниками Третьяковской галереи подготовлено издание, включающее более широкий, чем выставка, круг работ художника — все картины и этюды живописца из собрания ГТГ и, впервые в полном объеме, рисунки и акварели из ее коллекции, а также все известные на данный момент пастели.

В него входят материалы из архива художника, считавшегося утраченным, а также не публиковавшаяся в литературе о И. И. Левитане и именуемая тенденциозной статья его поклонника С. П. Дягилева, написанная в 1900 году в связи с кончиной живописца. Также выпущен мультимедийный диск.

Выставка продлится до 20 марта 2011 года.

Источник: пресс-релиз ГТГ

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101014_levitan_gtg.html

Описание картины Исаака Левитана «На озере». Описание картины левитана

Главная » Картины левитана » Описание картины левитана

Левитана называют “художником настроения” и именно в этом амплуа он знаменит. Он воспевал русскую природу и природу вообще, всегда отдавал предпочтение пейзажам и был фактически влюблен в окружающий мир, что видно по всем его работам.

Среди них изображения лесов и полей, сел и рек, и на подавляющей большинстве картин человек отсутствует, как нечто, не вписывающееся в природу.

Человеку Левитан не придавал определяющего значения – максимум, что было человеческого в его картинах, это вложенное в них настроение. Он мог изобразить радость и надежду на лучшее, мог – печаль и тоску.

Мог кистью описать сердечное любовное томление, мог – ожидание или страх.

“Альпы” в его изображении это холодность и отстраненность. Картина выполнена в темных цветах, только небо и туман на ней светлы.

Она четко разграничена внутри себя на несколько уровней – земля, зеленая и поросшая невысокой травой, полоса тумана, завивающегося в фантазийные полосы и завихрения, потом низкий горный хребет, невысокий настолько, что может сойти за холмы, высокие фиолетовые горы, виднеющиеся вдалеке и надо всем этим высокое белое небо.

Никакого участия, никакого интереса не чувствуется за горами. Они просто есть и смотрят на мир отстраненно и холодно. Все оттенки на картине – холодные.

Даже зеленый, который может быть более чем теплого оттенка, здесь холоден, что уж говорить о ледяном белом тумана, о фиолетовой сумеречности далекого хребта, о небе.

При взгляде на картину создается ощущение таинственности, словно заглядываешь в тайный уголок, куда не стоит ходить человеку. Здесь есть лавины и дикие звери, здесь есть лед и холод, здесь не пройдешь и нескольких миль без проводника.

Такой может быть и душа человеческая – замерзшим льдом, куда лучше не соваться без приглашения и где невозможно пройти без подсказки.

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Левитана «Поля»

В картине Левитана «Поля» показана торжественность, величавость и простота красоты русской природы. Здесь царит спокойствие и в то же время великолепие. В дали расположены крестьянские дома и виднеются кроны осенних деревьев. По небу спокойно передвигаются облака, появляющиеся из-за горизонта, как бы подчеркивая бесконечность просторов.

В своем произведении Левитан приближает чистую природу к человеку, отождествляя их друг с другом. Ее торжественные просторы олицетворяют выходной день в деревне, когда вокруг все тихо и спокойно. Картина «Поле» великолепное творение.

Произведение впечатляет, изображенной на нем могучей силы русского поля. На полотне охватывается большой панорамный обзор. Пространственная ширь усиливается облаками. Цветовые оттенки картины очень богаты красками. Здесь есть коричневые, желтые, зеленые, голубые и синие тона.

Колоритность полотен является основой в творчестве художника.

Пейзажи Левитана считаются шедевром мировой культуры. Изображая знакомые всем пейзажи, он вложил всю силу своей любви к родной природе. Кажется, что в картинах художника живет душа, в них звучит прекрасная музыка природы.

С первого взгляда кажется, что в картине нет определенного композиционного построения, но если вглядеться, она очень продумана и качественно оформлена.

С края поля взгляд скользит вглубь, где виднеются маленькие крестьянские домики.

Картина изумляет своей реалистичностью. Изучая красоты природы, Левитан мастерски переносит их изображение на полотно.

Творчество Левитана воспринимается большинством критиков как настроение, передающее грусть. За свою короткую жизнь пейзажист создал большое количество известных по всему миру произведений искусства. Мастерство художника было признано даже его современниками

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Левитана «Вечер»

Картина Исаака Левитана «Вечер», является довольно ранней его работой. Картина имеет довольно грустный вид, имея под собой моральную подоплеку периода из жизни Левитана, когда еще в далекой юности, судьба сложилась так, что он стал сиротой.

Это полностью будет отражаться на красках и цветовой гамме, как этой, так и других картин написанных после. Ее интересный колорит, даже несмотря на явно однотонную цветовую гамму не сильно пестрящую красками и цветами, похожи даже на небольшой акцент, драматичности, но тем временем и величия этой картины.

Конечно, на полотне преобладает грустная атмосфера уходящего дня, солнце закатилось за горизонт, и наступает вечер, это и есть основная идея картины. Но дополняющие ее незначительные на первый взгляд нюансы простор, и даже церквушка на заднем плане, делает образ картины более целостным. Полоска облака накатывается на небо, будто укрывает его теплым одеялом и готовит ко сну.

Туман стелется над рекой, словно мягкой подушкой подкатывая к обоим берегам. Склон холма укрыт большим количеством зелено-желтой травы и деревьями. Безмолвная тишина и спокойствие заставляет задуматься о высоком, глядя на этот пейзаж. Удачно выбранный ракурс позволяет нам рассмотреть, по сути, довольно большое пространство, и охватить своим взглядом всю окраину.

Одинокий, но довольно большой дом стоит прямо у самого берега реки, скорее всего это здание каким-то образом относится к тому собору, что находится немного поодаль. Нетронутые и девственные земли, невольно манят к себе взгляд.

Совершенно спокойная река, тоже готовится ко сну, не издавая на своей поверхности даже малейшей ряби, абсолютный штиль. Спокойствие реки, передается на всю природу и охватывает окрестность, тем самым передавая эти ощущения на зрителя.

Читайте также:  Описание картины федора васильева «возвращение стада»

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Левитана «На озере»

Картина была написана маслом на холсте в 1893 году, когда Левитан находился в Твери. В настоящее время она хранится в Московской Третьяковской галереи.

Именно в это время Левитан начинает увлекаться пастельной техникой написания картин, с помощью которой ему удаётся выразить всю цветовую гамму большинства оттенков света, придавая глубину и воздушность предметам изображения.

Данным сюжетом Левитан был заинтересован ещё в начале 1890 года, это не самая удачная из его работ. Но в этой картине ярко проявлено само настроение – тишина и покой, блаженство природы, которые видны в озере и в подёрнутом облаками небе.

Приближается закат и в его лучах всё становится чуть розовым. На крутом берегу изображены ёлочки, которые как бы упираются своими верхушками в небосвод.

Рядом с ними расположились деревянные жилища, это маленькое рыбацкое селение со своей самобытностью и уставами, спокойной и размеренной жизнью.

Люди, скорее всего, вернулись с уловом и отдыхают, так как сети развешены и полощутся на ветру для просушки.

Перевёрнутые лодочки незатейливо дремлют, уткнувшись своими остроконечными носами в траву. Одна тишина и покой, в которой, кажется, даже притаился ветер, и только одинокий камыш шелестит своими листьями.

Синева неба в облаках отражается на поверхности озера. Воздух прозрачен, чист и свеж. Картина предоставляет зрителю положительные и безмятежные эмоции, что сразу становится спокойно и благостно на душе.

Склон как бы находится в тени, что предвещает вечернее время суток и наступление темноты. Тень покрывает ели и кусты, растущие вдоль берега. Во всей картине показана величественная и спокойна красота природы. Преобладание более холодного и спокойного тона красок, передаёт зрителю всю свежесть холодающего вечера.

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Левитана «Лето»

Привычное для Левитана изображение легкого лесного пейзажа. Природа, русский лес – с детства знакомый зрителю образ.

С годами природа России не сильно меняется. Есть еще в деревнях наших такие леса: с широкими невытоптанными лугами полевых цветов, с несрубленными высокими деревьями, где полным-полно грибов и ягод. Вот и Левитан постарался на полотне передать всю радость ликующей природы лета. Природа живет, торопится жить – летняя пора скоротечна, увы.

Кто бы не хотел оказаться в таком лесу! Зритель ощутит аромат этого луга: яркие васильки, кашка, колокольчики, ромашки…море цветов: кажется, руку протяни и соберешь букет, прямо как в детстве, или свяжешь венок на голову из полевых цветов. Найти бы озеро рядом да искупаться – какой отличный вид бы был вокруг воды.

Поодаль, за лугом можно увидеть лесную дорогу – довольно широкая песчаная дорога. Пожалуй, нечасто по ней проезжают коляски с лошадьми. По такой дорожке хорошо гулять в летних сумерках или в раннее утро, когда роса на лугу будет щекотать босые ноги.

За ярким, разноцветным лугом тянутся сочные зеленые деревья. Справа одиноко стоит береза и растет густой кустарник. А подальше, за дорогой, огромный и густой лес – он полон ягод и грибов. Кто из вас не ходил в такой лес по грибы, по ягоды. Можно там и белку встретить, и зайца. Посидеть на траве, полежать, помечтать, пожевать колосок, глядеть на небо. Красота!

Небо чистое, голубое, а местами ярко-синее. Пара легких облачков на небе только подчеркивает завершенность этого пейзажа; подчеркивает его легкость и невесомость. Наблюдая на картиной, можно даже ощутить этот свежий лесной воздух и запах полевых цветов. Как жаль, что их нельзя протянуть руку и дотянуться до них – хоть бы один такой сорвать – благоухающий кусочек нетронутой природы.

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Июньский день»

1890 г.

Пейзаж, изображающий чудесный теплый летний день, написан маслом на холсте. Так как автор очень увлекался живописью французских импрессионистов, это не могло, не отразится в его собственном творчестве.

Картина «Июньский день» не исключение. Однако наравне с импрессионизмом в пейзаже чувствуется настроение и композиционное построение именно самого автора.

Его собственная сущность, как любителя пейзажей и природы.

Картина изображает лесную полосу на горизонте, изображенную в сочных, ярких, насыщенных зеленых тонах различных оттенков. Вблизи располагаются несколько деревьев более крупным планом. На каждом из них тщательно прорисована пышная крона, которая будто колышется под дуновением теплого летнего ветра.

На передний план выходит сочная зелень травы с разноцветьем цветущих верхушек. Здесь розовые, голубые, бордовые, белые, желтые и нежно сиреневые мелкие цветки органично сочетаются с плотным зеленым ковром разнотравья.

Глядя на этот пейзаж, хочется оказаться там, на той поляне, среди девственно-чистой природы и бескрайних полей.

Еще один акцент в картине сделан на кромке несжатой нивы с высоко стоящими пышными и мягкими колосьями. Очень четко и структурно показана граница между полем и цветочной поляной с деревьями.

Колосья показаны очень густыми и плотными зарослями, по цвету отличающимися от всех остальных деталей картины. Светло-зеленые, очень нежные с темнеющими верхушками, они будто просятся в руки.

Вся нива будто трепещет от ветерка, о чем говорят наклоненные в разные стороны колосья.

Небо очень чистое, окрашено в палитру голубых оттенков от более светлого к почти синему. Единственное легкое облако органично дополняет прелесть небесного свода.

Общий вид картины вызывает положительные эмоции, легкость и позитивный настрой. Настоящий кусочек лета в любое время года.

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Левитана «Дуб»

Пейзаж выполненный Левитаном под названием «Дуб» очень близок по своей композиционной постройке к такой же картине с аналогичным названием Саврасова. Картина очень богата разнообразием цветов, что также можно сравнить с работами Поленова.

Написав растущий на опушке леса очень мощный и большой дуб, переливы света которого сползают по его листьям, озаряя их красками и переливающимся в нагретом воздухе.

Таким образом, Левитан смог идеально передать нежнейший тон еще молодой травы у самого основания дуба, вместе с золотисто-желтым и местами оранжевым цветом, который исходит от смолистых сосен, которые стоят вокруг дуба, и неподражаемую игру теней на ветвях и стволах деревьев.

Когда зритель первый раз видит данное произведение искусства, то сразу понимает всю суть искусства и ее поразительную глубину возможности. Ни для кого не секрет, что Левитан больше всего предпочитал осенние пейзажи, намного реже можно встретить картины, посвященные весенней поре года, и совсем редкость, встретить пейзаж, застигнутый врасплох в разгаре лета.

Естественно главным героем пейзажа является дуб, который стоит на опушке леса окруженный хвойными.

Дуб широко раскинул свои ветки, а его кора просто переливается и золотится при солнечном цвете из-за его густой и пышной кроны, лишь в некоторых местах солнечный свет имеет возможность проникнуть сквозь темно-зеленую листву.

Из-за этого, под ним виднеется подобие нимба золотистого цвета. А эта сухая ветка придает этой картине и дубу в частности еще большую реалистичность.

Своей естественной красотой дуб затмевает все остальные деревья, даже если бы он не был бы выведен на передний план. Могучесть дубу также придают такие мелочные сосны и цветочек, который находится у самого подножья. Дуб всегда ассоциируется с могучестью, стойкостью и силой.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-levitana/opisanie-kartiny-levitana.html

Левитан Исаак Ильич – Школьные сочинения по картинам

    Уже много лет неизменным мастером пейзажа считается Левитан Исаака Ильич.

    Значительное место среди полотен Исаака Ильича Левитана занимают пейзажи с изображенными церквями. В этих произведениях он находил покой и смирение.

    Благодаря известной картине художника Исаака Ильича Левитана «Март» многие художники впоследствии начали приделять большое внимание ранней весне.

    В каждой картине известного художника Левитана Исаака Ильича чувствуется его отношение к природе. Его пейзажи пропитаны любовью, восторгом, загадочностью и притягательностью.

    Любоваться прекрасными картинами Левитана Исаака Ильича одно удовольствие. В каждой существует некий рассказ, целая история, которая раскрывается взору зрителя.

    Среди большого разнообразия, как красочности, так и тусклости пейзажей Левитана Исаака Ильича можно выделить еще одну особенность.

    Одним из самых знаменитых полотен Исаака Ильича Левитана есть картина «Тихая обитель». Это полотно относится к так называемому церковному пейзажу.

    Среди незабываемых и величественных работ художника Исаака Ильича Левитана очень выделяется картина «Свежий ветер. Волга».

    Картина Левитана Исаака Ильича «Сумерки. Стога» была нарисована на одном дыхании и за один сеанс. Эту картин автор нарисовал в дар своему больному друг А.П. Чехову.

    Изучив творчество Исаака Ильича Левитана, бесспорно, можно сказать, что свое вдохновение он черпал в природе. Но больше всего он любил осень.

    Исаак Ильич Левитан известный русский художник-пейзажист. Все его произведения посвящены исключительно природе и ее красоте.

    Рассматривая полотно известного художника Исаака Ильича Левитана «Озеро. Русь» мало кто верит в то, что это последняя не оконченная автором работа.

    Среди множества прекрасных, ярких и красочных полотен Левитана Исаака Ильича, есть такие произведения, которые раскрывают душу художника.

    Каждый свой пейзаж великий мастер Левитан Исаак Ильич превращал в лирическую новеллу. Его картины наделены внутренним содержанием. Каждый невзрачный вид он наполняет жизнью и красками.

    Среди последних работ талантливого художника Левитана Исаака Ильича есть картина «Летний вечер».

    Что может быть прекрасней русской природы. Пышные вековые сосны, игривые белокурые березки, непроглядные поля, радостные и солнечные поляны, разноцветные полевые цветы.

    По картинам художника можно определить, в чем он находит вдохновение, и изображение чего приносит ему радость.

    Известность к Левитану Исааку Ильичу пришла еще в юношеские годы. Он был очень талантливым, и его пейзажи поражали и волновали зрителя. Но также они передавали состояние его души.

    С большой чувственностью и скорбью удавалось известно художнику Исааку Ильичу Левитану передавать на своих полотнах исторические моменты, затрагивающие жизни простого народа.

    Есть в мире такие художники, при воспоминании которых, перед глазами проплывает полотно, поразившее до глубины души.

    Исаак Ильич Левитан любимый художник многих людей. Его картины – это настоящие шедевры искусства.

    Многие творческие люди относятся к осенней теме по-особенному. Они видят в этом времени года не только слякоть, грязь, частые перемены погоды и настроения, но и ее прекрасную палитру.

Источник: https://pokartine.ru/levitan/

Ссылка на основную публикацию