Описание картины ивана крамского «портрет льва толстого»

Николай Николаевич Ге Портрет писателя Льва Николаевича Толстого: Описание произведения

В апреле 1891 года Павел Третьяков приобрёл для своей галереи портрет Льва Толстого работы Николая Ге.

В Третьяковке это был уже третий портрет писателя: первый был заказан Ивану Крамскому в 1873-м году, а второй, по собственному почину, написал в 1887-м Илья Репин – и его тут же выкупил Третьяков, видевший именно в Репине будущее русской живописи.

Творчество позднего Ге (в особенности его «Страстной цикл» – 1, 2, 3, 4, 5) Третьяков, напротив, не понимал и не одобрял: Льву Толстому даже приходилось убеждать Третьякова, что Ге – это «Монблан среди живописцев».

И всё-таки именно портрет, написанный Ге, получит наилучший зрительский отклик. Многие последователи учения Толстого, никогда до этого не видевшие писателя, после визита к нему в Ясную Поляну, передавали свои впечатления о том, как выглядит Толстой вживую, словами: «Точно такой, как на портрете господина Ге!»

Толстой изображён за работой, в кабинете своего московского дома в Хамовниках. Это 1884-й год – время, когда он работал над трактатом «Моя вера». Классический «кабинетный портрет», где ничто постороннее (фон, интерьер, антураж) не должно отвлекать от главного – человека и его дела.

Просторная блуза «толстовка» не стесняет движений. Свет, льющийся откуда-то сбоку, моделирует лицо в трехчетвертном ракурсе, бороду, лоб с выступающими надбровными дугами и руку, легко держащую перо.

Ге изображает не столько самого Толстого, сколько процесс мышления, внутренней сосредоточенности – напряжённой и в то же время естественной.

Знакомство Ге и Толстого

История их взаимотношений началась в 1882-м году, когда Ге случайно попалась на глаза газетная статья Толстого о переписи населения в Москве. Толстой рассуждал так: 2 тысячи энергичных молодых людей пройдут по всем самым отдалённым уголкам города, посетят трущобы и ночлежные дома, чтобы переписать жителей. Наверняка им встретится множество людей «без хлеба, одёжи и приюта».

Но неужели же вся задача социологии – лишь зафиксировать, что в Москве в 1882-м году было столько-то нищих, проституток, беспризорников? Нет, людям нужна действенная помощь.

Толстой предлагал конкретные вещи: не только «переписчикам», но и всем жителям Москвы, имеющим на это силы, присоединиться и помочь (где нужно деньгами, а лучше – человеческим участием) тем, кто в этом нуждается.

Прочитанное до глубины души потрясло Ге. Он сам описал своё состояние словами «меня всего зажгло». Его первым порывом было ехать в Москву «увидеть этого великого человека и обнять его», вторым – «работать ему».

Импульсивный и страстный по натуре Ге немедленно так и поступил. Приехал, обнял, сказал: «Вот ваша дочь – хотите напишу портрет?» Толстой ответил: «Тогда уж лучше жену». Ге выполнил это.

Так началась история их дружбы.

Ге – последователь учения Толстого

Но было бы неправильно сказать о Ге, что он, подобно многим другим последователям великого писателя, «ударился в толстовство». Это не было слепое следование за поводырём или «подчинение старцу» с отказом от собственной воли. Отношения Ге и Толстого правильнее назвать взаимообогащением.

Ге не пришлось ломать собственное мировоззрение в угоду Толстому – их взгляды на многие значимые вещи совпадали. Когда Ге сделался частым гостем в Ясной Поляне, Толстой нередко говорил своим домашним: «Если меня нет в комнате, Николай Николаевич может вам ответить: он скажет то же, что я».

Отношения между семьями Ге и Толстого сложились почти родственные. Толстой жил в Ясной Поляне, а Ге – на хуторе Ивановское на Черниговщине. Их образ жизни, основанный на идее «опрощения», во многом совпадал.

Вслед за Толстым Ге отказался от табака и животной пищи, приобщился к крестьянскому труду, выучился класть печи и с удовольствием делал это для жившим на хуторе бедняков: «Крестьянин должен знать и видеть, что в душе у меня есть Христос».

Ге подружился с детьми Толстого: он очень уважал Марию Львовну за помощь голодающим, маленький Ваня Толстой помогала Ге учить английские слова, а Татьяна Львовна брала у него уроки живописи. Ге оставил портреты обеих сестёр, а Татьяна Львовна Сухотина-Толстая позднее напишет о Николае Ге интересные мемуары.

Там есть упоминание и о работе над портретом: «Я помню, как доволен был Ге тем, что во время работы отец иногда совсем забывал о его присутствии и иногда шевелил губами, разговаривая сам с собой».

Когда в 1894-м году Ге скоропостижно умрёт, а над его картинами «Страстного цикла», запрещёнными цензурой, нависнет угроза изъятия и уничтожения, Толстой, не побоявшись репрессий власти, храбро спрячет их в мастерской дочери Тани в Ясной Поляне и благодаря этому поздние картины Ге дойдут до потомков. Многие друзья-художники будут утверждать, что Ге «исписался», а Третьяков откажется покупать его картины, прямо говоря, что считает их «нехудожественными», и только Толстой будет продолжать страстно доказывать, что Ге – «один из величайших художников, делающий эпоху в искусстве».

Источник: https://artchive.ru/artists/121~Nikolaj_Nikolaevich_Ge/works/11152~Portret_pisatelja_Lva_Nikolaevicha_Tolstogo

Третьяковская галерея (часть пятая)

ПРОДОЛЖАЮ ПУБЛИКАЦИЮ ФОТОГРАФИЙ ИЗ СЕРИИ “МОСКВА – КОНЕЦ ИЮЛЯ 2017”. ПРЕДЫДУЩИЙ МАТЕРИАЛ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.

Сегодня мы с вами продолжим прогулку по Третьяковской галерее.
Заранее извиняюсь за качество фотографий – я фотографирую прежде всего для себя самого, и никогда никак фотографии не обрабатываю.

1) “Катание на Неве” – картина художника Алексея Петровича Боголюбова.

2) “Устье Невы”. Художник – Алексей Петрович Боголюбов.

3) “Золотой Рог в Константинополе”. Картина Боголюбова.

4) Картины Боголюбова.

5)6)

7) “Нормандский берег”. Художник Лев Феликсович Лагорио.

8)9)10)11)

12) Картина Ивана Константиновича Айвазовского “Бурное море”. Это начались картины Айвазовского…

13)14)15)16)

17) Картина Айвазовского “Радуга”. На море бушует страшный шторм – но показалась радуга, как символ надежды для спасшихся после кораблекрушения…

18)19)

20) “Девушка в венке”. Скульптор Михаил Александрович Врубель.

21) “Голова пророка”. Рисунок Михаила Врубеля (не картина, а именно рисунок).

22) “Демон сидящий”. Картина Врубеля.

23) Скульптура Врубеля “Весна”.

24) Купавна (принцесса Волхова). Скульптура Врубеля.

25) “Египтянка”. Скульптура Врубеля.

26)

27) Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева. Художник Врубель.

28) “Пан”. Картина Михаила Врубеля.

29) “Лебедь”. Картина Врубеля.

30) “Фауст. Триптих”. Картина Врубеля.

31) “Сирень”. Картина Михаила Врубеля.

32) Художник Иван Николаевич Крамской. Автопортрет.

33) “Русалки”. Картина Ивана Николаевича Крамского.

34) “Спящая”. Художник – Софья Ивановна Юнкер-Крамская, дочь художника Ивана Николаевича Крамского.

35) “Полесовщик”. Художник – Иван Николаевич Крамской.

36)

37) “Лунная ночь”. Картина Ивана Крамского.

38) Картины Ивана Крамского: справа – “Девушка с распущенной косой”. Слева – портрет художника Ивана Шишкина.

39) “Христос в пустыне”. Картина Ивана Крамского.

40) Сверху – портрет Грибоедова. Внизу – портрет Льва Толстого. Художник Иван Крамской.

41) Картины художника Ивана Крамского.

42) Сверху – портрет Тараса Шевченко. Внизу – портрет Михаила Салтыкова-Щедрина. Художник Иван Крамской.

43) Иван Крамской – портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко.

44) Справа – портрет актёра Василия Васильевича Самойлова. Художник Иван Крамской.

45) Н. А. Некрасов, в период “последних песен”. Художник Иван Крамской.

46) “Неутешное горе”. Художник Иван Крамской.

47) Картины художника Ивана Крамского.

48) “Неизвестная”. Художник Иван Крамской. Кстати – художник так никогда и не открыл общественности (несмотря на многочисленные вопросы) кто же изображён на этой картине. Так и унёс эту тайну с собой в могилу…

49)50)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.

Источник: https://ogbors.livejournal.com/928113.html

Репин, Илья Ефимович

Илья  Ефимович Репин (1844—1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» .

Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П.

Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

«Садко»

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи.

На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

«Не ждали» (1884)

«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)

В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

«Дуэль»,

“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Читайте также:  Описание картины поля сезанна «яблоки»

На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет».

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…” Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=618

Сочинение по картине Крамского «Портрет Толстого»

Художник Крамской — известный и талантливый живописец, который известен не только своими картинами, но и своей активной общественной деятельностью.

Иван Иванович свою активную позицию стал отстаивать еще в студенческие годы, а затем в то время, когда его замечательные картины были выставлены на выставке.

Но сам живописец использовал разные сюжеты и никак не мог определиться с тем, какой жанр ему выбрать. Самыми выдающимися и талантливыми работами считаются его картины-портреты.

Наибольшее количество портеров, созданных Иваном Крамским, хранится в Третьяковской галерее. Из истории известно, что сам граф Третьяков заказывал художники написание портретов знаменитых людей того времени, которые являлись деятелями культуры.

Поэтому портреты великих людей, которые вошли в историю России, стали его излюбленным жанром. Вообще его живописная галерея, куда собраны написанные им портреты, довольна велика. В ней есть картины, которые изображают знаменитых современников художника, но есть и те полотна, герои которых никому неизвестны.

Среди его полотен особое место занимает портрет Льва Толстого. Написан он в 1873 году.

Потрет известного и талантливого писателя Льва Толстого выполнен в темно-серых тонах. От него веет спокойствием и силой. Автор картины постарался передать и мощь талантливейшего писателя, и его мудрость, и его силу.

Иван Крамской показал всю силу своего живописного таланта, так как образ, созданный им в портрете, точен, многогранен и психологически интересен. Писатель изображен сидящим в кресле. Если внимательно рассмотреть полотно Ивана, то можно увидеть и спинку стула. Она выполнена из темного дерева.

Зная характер Льва Николаевича, можно предположить, что он захотел, чтобы его изобразили на стуле, который прост и незамысловат.

На картине художника видна и небольшая часть ноги, которая, кажется, попала в эту картину просто каким-то чудодейственным образом. Но на самом деле таков был замысел художника.

Он хотел показать, что этот богатый человек, находясь на пике своей славы и популярности, этот великий мыслитель старался не отделять себя от простого народа, поэтому носил штаны простого покроя из грубого коричневого полотна.

Он расслаблен, и его руки спокойно и совсем непринужденно лежат на его коленях. Необычно и прекрасное лицо героя полотна Иван Крамского.

Черты лица выдают в центральном образе картины его русские корни: довольно крупный нос, густая и длинная борода, неухоженные усы, скуластость, и вытянутое лицо.

Кажется, что перед нами не граф Толстой, который известен всему миру, а простой крестьянский мужик.

Но такое необычное сходство возникает лишь только при первом быстром взгляде на портрет Иван Крамского. Стоит лишь только немного присмотреться и тогда становится заметна его одежда: простая, но выполненная по фигуре и из дорогого материала, с хорошим покроем и индивидуальным шитьем.

Темно –синяя блузка элегантно подчеркивает величественный и гордый силуэт писателя, придавая ему особую выразительность и благородство. Под блузкой надета рубашка белого цвета, воротничок которой аккуратно вытащен из –под блузы и разложен поверх нее.

Скорее всего, несмотря на свой строгий и суровый вид, желание быть поближе к простому народу, все-таки Лев Толстой следил за своей внешностью и всегда: в любом возрасте и при любых обстоятельствах — выглядел аккуратно.

Когда художник Иван Крамской описывал лицо писателя, то постарался акцентировать внимание на глазах великого человека. Они удивительные и искристые.

Взгляд его серьезных и умных глаз прямо, кажется, что он смотрит на зрителя, который решится взглянуть на портрет Льва Толстого. Лоб у русского писателя прекрасен, он могучий и даже видна задумчивая и глубокая морщина между широкими и темными бровями.

Это первый признак того, что человек, изображенный на полотне, много работает, думает и его мысли о творчестве никогда не прекращаются.

Облик великого одаренного писателя Льва Толстого, который художник Иван Крамской изобразил в своей картине, говорит о то, что сам мыслитель был искренним и простым человеком, что приближало его к простым крестьянам. Немного видна на полотне художника и комната, в которой находится писатель.

В ней нет мелких деталей, чего-то лишнего, солнечный свет проникает бледно и не отображается на масштабной фигуре Льва Николаевича. Заметны и шторы, которые темного цвета, который прекрасно подходит под основную цветовую гамму всей картины. Именно шторы являются основным фоном для всего портрета.

Картина Иван Крамского прекрасно передает колоритный образ писателя, увековечив его на века. Художник пытался передать не только внешний образ Льва Николаевича, но и его внутренний мир. От всего полотна и его главного образа веет теплом и добротой.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/sochinenie-po-kartine-kramskogo-portret-tolstogo.html

В “ясной поляне” празднуют юбилей портрета мастера

08.08.2013 | 19:32

Летом 1873 года Иван Крамской пишет первый портрет Льва Толстого. Художник знал о страстном желании Третьякова иметь портрет писателя в своей галерее. Знал и о том, что четыре года назад Фет, друживший с Толстым, пытался уговорить его, но получил категорический отказ.

Крамскому же удалось сломить нравственное сопротивление и “убедить неубедимого”, как выразился Третьяков, узнав, что согласие Толстого получено.

О том, что происходило в Ясной Поляне 140 лет назад и почему то лето вошло в историю русской культуры, – в репортаже “Новостей культуры”.

На этой картине Льву Толстому – 45. Он известен, его идеи волнуют общество. О прижизненном изображении писателя мечтал Павел Михайлович Третьяков.

По образцу Лондонской национальной галереи он желал создать коллекцию портретов замечательных людей – своих современников.

Толстой отказывал всем художникам, считая увековечивание себя нескромным, и только Ивану Крамскому удалось уговорить писателя позировать.

“Было решено писать портрет на двух условиях. Первое: если портрет графу не понравится, то он будет немедленно уничтожен. Второе: портрет попадет в Третьяковскую галерею только по воле писателя в то время, когда он сочтет это необходимым”, – рассказывает сотрудница мемориального и природного заповедника “Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна” Галина Алексеева.

Крамской стал писать два портрета Толстого одновременно, поскольку писатель захотел один оставить в Ясной Поляне. 

От Козловой Засеки, где Иван Крамской отдыхал с семьей, до Ясной Поляны всего 4 километра. Целый месяц, пока Толстой позировал Крамскому, они ходили друг к другу пешком. Правда, говорят, иногда писатель приезжал к художнику даже верхом. Общение оказалось взаимополезным. 

Толстой только что приехал из самарских степей, где лечился от депрессии. Близок период духовного кризиса, когда будет написана “Исповедь” и ряд философских трудов. А в 1873 году они с Крамским вели беседы об искусстве, об интеллигенции и нравственности.

Эти разговоры отразились в романе “Анна Каренина”, над которым в тот момент работал писатель. Там даже появился художник Михайлов, прототипом которого считают Крамского.

Художник, за год до этого создавший свою главную картину “Христос в пустыне”, которую многие критиковали за неканоничность, в это время более всего размышляет о нравственном выборе человека. 

“Крамской проложил дорогу к Толстому для других русских художников. И вслед за Крамским в Ясной Поляне появился Репин, потом Ге, скульпторы Трубецкой, Гинзбург.

В итоге мы имеем целую разветвленную, подробную иконографию Льва Николаевича Толстого в разные периоды его жизни, в разных состояниях, в разных положениях”, – отмечает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по науке Татьяна Карпова.

Илья Репин напишет Толстого через 14 лет, и это уже Толстой после кризиса. Многие обратят внимание на изменившийся взгляд писателя: он стал острее и проницательнее. 

Два портрета кисти Крамского будут жить разной жизнью. Но, как у близнецов, их судьбы часто будут схожи. 

“Появлялись критические отзывы, что мало материальной весомости в фигуре Толстого. Конечно, блуза была, та самая блуза, в которой Толстой был одет во время этих сеансов.

Но, тем не менее, фигуру Толстого Крамской завершал уже в своей мастерской. А голова была написана на обоих портретах здесь, в Ясной Поляне.

 Потом, когда он работал, нужно было представить фигуру, и блуза набивалась соломой”, – продолжает Галина Алексеева.

Оба портреты окажутся домоседами. Почти не выезжавший за пределы Ясной Поляны Толстой теперь и Третьяковку никогда не покидает.

И даже когда в 2016 году Лондонская национальная галерея привезет в Москву выставку портретов знаменитых людей, картина кисти Крамского не поедет по обмену в Великобританию.

На портрете надставки, которые делал сам художник в процессе работы. Музейщики оберегают от травм красочный слой в этих местах, и Лев Николаевич никогда не путешествует. 

Напомним, на нашем канале идет показ авторской программы Феклы Толстой, посвященной истории известного рода. Не пропустите сегодня заключительную часть проекта “Толстые”. В 23.10 в эфире – “Большая династия”.

Новости культуры

Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/97154

Портреты кисти И. Репина

И.Е. Репин за работой. Фотография

Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Потрясающую и по количеству созданных образов, и по психологической глубине.

Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П.М. Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И.

Репина получила блестящее продолжение. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами.

Читайте также:  Описание картины микалоюса чюрлениса «сотворения мира»

Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.

Написанные на протяжении всей его жизни портреты имеют, конечно, различную ценность. Но некоторые из них являются настоящими шедеврами портретной живописи. Прежде всего, это портреты известного в то время писателя А.Ф. Писемского и композитора М.П. Мусоргского, портрет которого Репин писал буквально в последние дни его жизни.

Рассмотрим подробнее эти портреты.

И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880)

И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880). Холст, масло, 87х68 см. Государственная Третьяковская галерея

Современников Репина этот портрет поразил своей яркой жизненностью. Не в смысле реалистической точности изображения всех деталей его внешности, а умением уловить в образе этого человека определяющие черты его характера. Каким же был характер Писемского?

Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя; иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость, скептицизм – всё это чувствуется в портрете. Писемский уже не молод и болен, и это тоже видит зритель.

Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит… Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку.

Его борода всклокочена, надо лбом – упрямо торчащий вихор; бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак…

Современники Писемского увидели на портрете не только внешний образ писателя, но и его натуру, отразившуюся в характере его творчества. Знал Репин и драматические обстоятельства жизни Писемского: один его сын покончил с собой, а второй был неизлечимо болен. Следы этой трагедии также присутствуют на портрете…

И. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881)

И. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881). Холст, масло. 71,8 x 58,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. В феврале 1881 г. художник узнаёт о тяжёлой болезни Мусоргского и пишет об этом Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически».

И. Репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский, и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер.

Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. «По всем признакам судя, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека: ясно было, что они уже более никогда не увидятся.

И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя… В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин.

Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная, и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом…»

«Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.

Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Сходство черт лица и выражение поразительны.

Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».

Когда я привез этот портрет на Передвижную выставку, я был свидетелем восхищения, радости многих лучших наших художников, товарищей и друзей, но вместе и почитателей Репина. Я счастлив, что видел эту сцену. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И.Н.

Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго, долго не отходил. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.

Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр! Что-то такое и Рембрандт, и Веласкес вместе! Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, – сам он Я и никто больше. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно – всякий это видит.

Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание!»

Эта картина также была приобретена Третьяковым для его коллекции.

И. Репин «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881)

И. Репин «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881). Холст, масло, 64,5×53,4 см. Государственная Третьяковская галерея

Этот портрет художник писал по собственной инициативе – его привлекала неординарная личность известного хирурга. Портрет был написан 22-24 мая 1881 г. в Москве во время торжественного празднования 50-летнего юбилея врачебной и научной деятельности Николая Ивановича Пирогова.

Во время Крымской войны (1855 г.) Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя.

Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку для лечения ранений конечностей, тем самым он избавил многих солдат и офицеров от ампутации.

Во время осады Севастополя Пирогов руководил обучением сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением тех времён.

Во время русско-турецкой войны Н.И. Пирогов, которому уже исполнилось 67 лет, недалеко от Плевны организовал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах, оперировал не только русских солдат, но и многих болгар.

… Седая голова хирурга чётко смотрится на тёмном фоне, она гордо откинута назад. Выразительно написано лицо этого старого мудрого человека (Пирогову в момент написания портрета было 70 лет). Взгляд его слегка прищурен, в нём чувствуется темперамент и сила, губы плотно сжаты. Лёгкими мазками художник передаёт психологический портрет Н.И. Пирогова, значение его личности – учёного и гуманиста.

И. Репин «Портрет П.М. Третьякова» (1883)

И. Репин «Портрет П.М. Третьякова» (1883). Холст, масло, 101×77 см. Государственная Третьяковская галерея

И.Е. Репин и П.М. Третьяков познакомились ещё в начале 1870-х годов. Их дружеские отношения продолжались до самой смерти Третьякова. Им было приобретено 52 живописные работы и 8 рисунков Репина. Художник был и одним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича Третьякова для его галереи – он задумал собрать портреты выдающихся деятелей русской культуры.

Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры.

Третьяков, человек очень сдержанный и довольно замкнутый, долго не соглашался позировать.

Он не хотел, чтобы посетители выставки узнавали его в лицо – он любил незаметным образом оказываться среди посетителей галереи, наблюдать их чувства, слушать отзывы; иногда Третьяков менял место для картины и помещал её там, где она лучше смотрелась, была ярче освещена или, наоборот, находилась в таинственных сумерках .

А Репин, в свою очередь, считал, что Третьякова должны знать все, т.к. он столько сделал для развития живописи в России и для её популяризации. Третьяков изображён Репиным в своей обычной позе, когда он внимательно кого-то слушает: поглощённым и ушедшим в размышления. Сомкнутые руки указывают на некоторую замкнутость персонажа.

Для портрета художник выбрал суховатую и даже строгую манеру живописи, но Третьяков таковым и был – скромным и крайне сдержанным. Лицо его написано в иконописном стиле, а рука с тонкими, длинными и немного изогнутыми пальцами, лежащими на ткани купеческого сюртука, говорит о его тонкой натуре.

Современники нашли портрет Третьякова очень сходным с оригиналом и психологически точным.

 И. Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887)

И. Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Холст, масло, 101 x 118,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Этот портрет был одним из первых заказов, сделанных П.М. Третьяковым И.Е. Репину в 1872 г. вскоре после их знакомства. Но заказ был выполнен не сразу – к работе над ним Репин приступил лишь в середине 1880-х годов. При создании портрета художнику помогала своими воспоминаниями и рассказами сестра Глинки – Л.И. Шестакова (Глинка умер в 1857 г.).

Композитор изображен в домашней обстановке, полностью погруженным в творчество: лицо сосредоточено и в то же время полно тем внутренним богатством, которое бывает у творческого человека. Предметы, которые окружают Глинку, помогают зрителю ощутить атмосферу творчества великого композитора.

И. Репин «Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» (1887)

И. Репин «Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» (1887). Холст, масло, 110 x 85 см. Государственный Русский музей, Санкт- Петербург

Образы многих известных композиторов, созданных И. Репиным, говорят о том, что художник любил музыку. Несколько раз писал он и А.Г. Рубинштейна, который не только был известным композитором и пианистом, но и другом Репина.

Антон Григорьевич Рубинштейн основал Русское музыкальное общество и первую русскую консерваторию в Петербурге, был её директором и профессором. Он являлся и величайшим пианистом, положил начало мировой славе русского пианистического искусства.

Рубинштейн изображён на этом портрете в процессе своей работы, в момент творческого вдохновения. Его мысли и чувства в данный момент полностью отданы музыке, сложный поворот фигуры, дирижёрский жест руки, нервная трепетность, свойственная импровизатору – всё это соответствует сильному, порывистому характеру музыканта.

И. Репин «Портрет Льва Толстого» (1887)

И. Репин «Портрет Льва Толстого» (1887). Холст, масло, 124х88 см. Государственная Третьяковская галерея

Дружба Репина и Толстого длилась 30 лет, до самой смерти писателя. И хотя оба вдохновляли, обогащали и любили друг друга, их взгляды, в том числе и на искусство, во многом были разными. Часто мнение Толстого подталкивало художника к другому, более правильному решению или заставляло более глубоко посмотреть на материал.

Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Он также вылепил три бюста Л. Н. Толстого.

Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Толстой изображён сидящим в кресле, с книгой в одной руке, а другая рука лежит на ручке кресла. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Чёрная блуза стянута в талии ремнём.

Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Любой, кто смотрит на этот портрет, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя.
Светлый фон картины усиливает впечатление значимости Л.Н. Толстого.

Читайте также:  Описание картины жоржа сёра «лошадь»

Источник: http://www.palitra.co/post/389

«Портрет писателя Льва Николаевича Толстого» работы Крамского Ивана Николаевича

В обширном ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками.

Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с «мужицкими» чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни.

Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: «На гения смахивает!» – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его.

Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе «Анна Каренина», над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

«Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.

– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.

– Как так – Очень просто… Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно…

«Написать его мне очень хочется», – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость.

И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом.

» (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.

Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.

1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее.

Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он «стал лучше второго».

Источник: https://humaninside.ru/gde-kultura/11125-portret-pisatelya-lva-nikolaevicha-tolstogo-rabotyi-kramskogo-ivana-nikolaevicha.html

Мужской портрет: знаменитые картины мировых художников. Обзор Елизаветы Трофимовой

Мужской портрет – это не картинка, созданная с использованием фотоаппарата, а шедевр изобразительного искусства, в ходе производства которого могут быть применены разные технологии, делающие его по настоящему привлекательным, необычным, красочным и воистину живым. Мастера в этой сфере творческой деятельности не только отлично рисуют, они являются настоящими психологами, создания которых могут затронуть и размягчить даже очень черствые сердца.

Новейшие технологии позволяют создать мужской портрет удаленно, на основании предоставленного изображения, созданного тем или иным образом. Получив его, мастер изобразительного искусства создаст виртуальный рабочий эскиз, который будет представлен клиенту на утверждение.

При этом последний может выбрать фон, вид одежды. Например, облечь себя в доспехи средневекового рыцаря, китель бравого гусара, костюм делового человека. Выбрать фон офиса, широкой степи, или древнего замка.

Мужской портрет является отличным решением в качестве достаточно дорогого подарка на юбилей или другое значимое для человека событие. Он может отлично вписаться в разные виды интерьера помещения, начиная от классики и заканчивая модным в настоящее время стилем хайтек.

Марк Шагал, Автопортрет с семью пальцами, 1912-1913 гг.

Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.

Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке.

Кучерявые волосы, миндалевидный разрез глаз, фрак с приколотой к лацкану розочкой и галстук-бабочка создают романтичный образ настоящего артиста.

За окном его мастерской огнями иллюминации сияет Эйфелева башня, а над мольбертом в облаке грез парит православная церквушка. На левой руке художника семь пальцев.

Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте.

Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала Россия, ослы и другие (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых.

Туринский автопортрет, Леонардо да Винчи, 1512 г.

Рисунок объявился в 19 веке в Италии. Была установлена его несомненная подлинность и его приобрели для Королевской библиотеке в Турине, где он и хранится на данный момент. Дата написания этого портрета – 1512 год. Размер – 43,3 х 24,5 см.

На рисунке изображен пожилой человек с неординарной внешностью – не смотря на солидный возраст, он не выглядит дряхлым. Сильный и физически, и умственно, с огромной внутренней мощью умудренного жизненным опытом мыслящего человека. Но в его чертах сквозит горечь, то ли от тягот собственной судьбы, то ли от трагедии окружающей его эпохи.

Великий титан эпохи Возрождения – художник, ученый, мыслитель, философ Леонардо да Винчи был и самым известным мистификатором.

Таинственный смысл изображений, зашифрованные коды его произведений будоражат умы уже более пятисот лет. Не избежала этой участи и картина, которую называют Туринский автопортрет или “Портрет самого себя в преклонном возрасте”. Это даже не картина, а рисунок на бумаге, выполненный пером.

Рембрант Харменс ван Рейн, Портрет молодого человека

Серьёзный сосредоточенный взгляд устремлен куда-то вдаль, точно передана мягкость кудрявых волос юноши, а на щеках виднеется легкий алый румянец. Лицо написано с использованием уникальной техники, оно будто светится в обрамлении темных оттенков одежды и головного убора.

Картина известного художника была оценена в семь миллионов фунтов стерлингов, хотя было предположение, что автором полотна является не Рембрандт, а один из его учеников. Многие эксперты посчитали, что картина слишком примитивна для такого великого художника.

Но в тоже время, картина покрыта слоем лака, имеются различные наслоения, из-за которых невозможно изучить оригинальные мазки и сделать точное заключение.

Исследователи, занимающиеся изучением работ Рембрандта, пришли к выводу, что творчество художника значительно менялось с годами. Были проведены исследования всего наследия Рембрандта.

После них существенно сократился перечень работ художника. Зато в нем стали видеть еще и учителя. Ученики писали свои работы в его же стиле. По этой причине и оказался под сомнением портрет молодого человека. Чтобы доказать авторство Рембрандта было проведено исследование дерева, техники живописи с использованием инфракрасных и рентгеновских лучей.

Микеланджело Меризи да Караваджо, Юноша с корзиной фруктов, 1593 г.

Микеланджело Караваджо – художник с итальянскими корнями, получивший образование в Милане, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко.

Его знаменитая картина «Юноша с корзиной фруктов» является его ранней работой. В своем творчестве Караваджо активно использует резкий контраст света и тени, и в этой картине он тоже демонстрирует свое мастерство. Соприкосновение и противостояние светлого и темного создает особенный колорит, насыщает изображение страстью, создает напряжение.

Например, в глаза бросается волнующая тень, прекрасно прорисованная на шее юноши. Личность юноши не известна. Многие считают, что Караваджо просто попросил позировать первого встречного. Вообще, художник знаменит тем, что изображал на своих картинах самых обычных людей из народа.

Иван Крамской, Портрет Льва Толстого, 1873 г.

В этом знаменитом изображении талантливого писателя Крамской очень отчетливо отобразил свой талант психолога.

Темный, невзрачный, не привлекающий к себе внимание фон портрета позволил автору все внимание обратить на изображенного персонажа произведения. Крамской очень талантливо сумел передать внутренне состояние графа Толстого.

Его полный внимания и холода взор очень проницательно смотрит на зрителя.

Именно этот глубокий взгляд говорит, говорит, что перед нами потрясающий аналитик, способный заглянуть в самую глубину человеческой души. Одним своим тяжелым взглядом он может проникнуть в жизненную суть. В своей работе художник старался максимально продемонстрировать цельность творческой натуры графа Толстого, его несклоняемую силу воли и невероятный интеллект.

И как мы можем видеть, художнику это удалось.

Орест Кипренский, Портрет Пушкина, 1827 г.

На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенными на груди руками.

На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма.

Портрет выполнен с «предельной завершённостью», тщательной отделкой деталей, что было вообще характерно для последних лет работы Кипренского. Цветовая гамма строго уравновешена. Художник передаёт «ощущение торжественной тишины, подчёркивающей значительность встречи с поэтом».

Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому». Некоторые из современников считали, что портрет верно передаёт черты лица поэта, другие критиковали работу Кипренского, который, по их мнению, не смог передать «изменчивое выражение лица», энергию, живость, свойственные Пушкину.

Брюллов, по словам Шевченко, критиковал Кипренского, изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди».

Либрович отмечает, что знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты «африканской породы», унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала, и которыми он гордился.

Портрет молодого человека, написанный Рембрандтом, передает образ юного парня. Картина написана в темных коричневых оттенках. Благодаря уникальной технологии живописи отлично передана фактура ткани, до мельчайших деталей прописана каждая застежка на одеянии молодого человека, каждый шов.

  • « Купить картину для интерьера
  • Нарисовать портрет по фотографии »

Источник: http://VetLiza.ru/muzhskoj-portret.html

Ссылка на основную публикацию