Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное — Дневник живописи
Камиль Писсарро. Портрет Эжена Мурера. 1878 г. Музей изобразительных искусств, Спрингфилд, США
Камиль Писсарро – всемирно известный пейзажист. Но среди его городских пейзажей Парижа и красных крыш французских деревень изредка встречаются и портреты.
Эжен Мурер на портрете Писсарро был необычным человеком. На жизнь он зарабатывал благодаря своей кондитерской. Но очевидно больше любил искусство. Писал романы, рисовал картины. Дружил с импрессионистами. И кормил особо голодных из них. Те в благодарность дарили ему свои картины. Картины, которые пока никому не были нужны.
Пирожное ценнее картины Писсарро?
Писсарро был из числа таких голодных художников. Его работы покупали крайне редко. А дома его ждали жена и семеро детей. Мурер придумал, как помочь другу. В своей кондитерской он решил устроить лотерею. За входной билет на мероприятие нужно было заплатить 1 франк. В качестве призов Писсарро передал Муреру 4 свои картины.
Удалось продать 100 билетов. Семья Писсарро получила 100 франков. По тем временам это были хорошие деньги, равные двум месячным зарплатам почтальона. Жена Писсарро была очень благодарна Муреру.
Но самое забавное случилось уже на самом розыгрыше. Молодая девушка выиграла одну из картин Писсарро. Однако дальновидности ей не хватило. Она обменяла её на пирожное. И картина досталась Муреру.
Камиль Писсарро. Эжен Мурер у своей печи. 1877 г. Частная коллекция.
История с обменом картины на пирожное также упоминается в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
Утерянные картины Писсарро
Думаю, Писсарро было неприятно видеть эту сцену. Его работе предпочли пирожное. Но это был уже не первый удар по самолюбию художника. Гораздо более неприятная история случилась с Писсарро ещё до курьеза с лотереей.
Когда началась франко-прусская война, Писсарро с семьёй бежал в Англию. Когда они вернулись в 1871 году, художник обнаружил свою мастерскую в ужасной состоянии. Солдаты побросали его картины на пол и ходили по ним ногами. Большую часть полотен он нашёл в навозной куче во дворе. Уцелело лишь 40 работ из 1500.
Долгожданное признание, Писсарро в России и коллекция Мурера
Камиль Писсарро успел почувствовать сладкий вкус признания ещё при жизни. Правда ему уже было за 60. Особенно охотно покупали его городские пейзажи Парижа. Две из них хранятся в России.
Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваКамиль Писсарро. Бульвар Монмартр после полудня, солнечно. 1897 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мурер благодаря дружбе с импрессионистами собрал более 120 работ Писсарро, Ренуара, Моне. Вы можете подумать, что он сорвал куш. Ведь уже в конце 19 века их картины взлетели в цене.
Но разбогатеть на своей коллекции Мурер не смог. Однажды его настигли финансовые трудности. Ему пришлось продать свою коллекцию за бесценок.
Постскриптум
Историческая справедливость восторжествовала. Работы Писсарро сейчас стоят десятки миллионов долларов. А портреты Мурера висят в музеях. Ведь в знак признательности за поддержку в трудные годы его написал и Ренуар. По-моему, неплохо для кондитера и художника-самоучки.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Эжена Мурера. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
О знаменитой картине Писсарро “Красные крыши” читайте в статье “7 картин импрессионистов, которые стоит увидеть в музее Д’Орсе”.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/kamill-pissarro/
Французский живописец Камиль Писсарро (1830-1903)
бращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека («Почтовая повозка в Лувесьене», 1870).
Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм («Вспаханная земля», 1874).
Был близок к леворадикальному политическому движению.
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. Получил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника.
По возвращения в Сент-Томас он мало интересовался семейным бизнесом и всё свое свободное время проводил за зарисовками живописных портов.
А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.
В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве.
Следуя советам Коро, пейзажами которого он восхищался на ярмарке, Писсарро вскоре рисовал картины и зарисовки в небольших городах и деревнях вблизи Парижа, вдоль рек — Сены, Уаза и Марна. Он учился в Acad?mie Suisse.
В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.
Эрмитаж в Пуазане. 1868
В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью.
Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне.
Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов.
Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых — вид дороги, уходящей вдаль, — является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года — весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством — дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники. В конце 1860-х, его реалистичные пейзажи получают высокую оценку со стороны видных критиков, в числе которых был и Эмиль Золя.
Сбор яблок
Во время Франко-Прусской войны и времен Комунны (1870-71) Камиль переезжает в Англию, где, вместе с Моне, он рисует серию пейзажей вокруг Норсвуда и Кристал Пелес, а также изучает работы английским пейзажистов в музеях. По возвращению домой через год после окончания войны, Камиль обнаружил, что только 40 из полутора тысяч картин, а это практически 20 лет работы, остались целыми.
Летом 1871 Камиль поселился в Понтоазе, там он жил следующие 10 лет, собирая узкий круг друзей, вокруг себя. Сезан часто приезжает, чтобы побыть с ним, и под влиянием Камиля учиться более терпеливому, кропотливому пониманию природы.
В это время под инициативой Моне проходят первые выставки группы французских импрессионистов, в которых Писсарро играет ключевую роль и которые вносят в его творчество большую порцию критицизма.
На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году Писсарро дал пять своих пейзажей: «Фруктовый сад», «Каштаны в Овсни», «Сад в Понтуазе», «Июньское утро». Как известно, выставка вызвала скандал.
Картина «Июньское утро», изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин «импрессионизм» как издевательство над художниками-бунтарями.
Каштаны в Овсни. 1873
Камиль Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе.
Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Камиль Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму.
Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм («Пейзаж в Понтуазе», 1874; «Сад и цветущие деревья. Весна», 1877).
Весна в Понтуазе. 1877
Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы.
Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную «случайность» композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен («Въезд в деревню Вуазен», 1872; «Вспаханная земля», 1874).
Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине «Улица в Сидхеме» (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж «Красные крыши» (1877).
Красные крыши. 1877
В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин.
Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: «Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения»…
На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. «Жатва» (1876) — пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел «настоящую деревню».
В 1879 импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.
Бульвар Монмартр ночью. 1898
Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя.
Не одни его рассуждения, но и сама его живопись — аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, — была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет.
Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции.
Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.
Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро — это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань — он становится художником города. Писсарро подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных.
Он концентрирует внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием.
Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.
Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа. Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, в последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму.
Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности.
Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.
Оперный проезд в Париже. 1899
В пейзажах преобладает светлый тон — в картине «Оперный проезд, эффект снега», здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени.
Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи — живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.
Писсарро умер 13 ноября 1903 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
impressionisme.narod.ru›…kamille_pissaro.htm
Лувр. Утро. 1903
Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.
Жизнь – это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями.
Камиль Писсарро
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/159772.html
Камиль Писсарро
Камиль Писсарро родился в 1830 году на острове Сен-Тома, который находится в датской Вест-Индии. Камиль учился в Париже, а после вернулся к родителям, но совсем скоро отправился в Венесуэлу. Камиль два года проводит в Каракасе, много рисует и постепенно добивается большого успеха, изображая пейзажи.
В 1855 году он снова посещает Париж и твердо решает стать художником. Учится у Камиля Коро, а в 1859 году уже выставляет свои работы в Салон, который является главной выставкой Парижа. Талант молодого художника привлекает к себе внимание. Камиль продолжает много рисовать, но не ограничивается лишь пейзажной живописью, как его друг Клод Моне.
Художник также обращается к сценам из жизни крестьян, ему нравится изображать деревню с пастбищами, огородами, сценами жизни народа.
Постепенно Писсарро вырабатывает свой собственный стиль. Его картины достаточно реалистичны и одновременно с тем наполнены нереальными красками, чего художник добивался с помощью особенной техники в прорисовке света и освещенных предметов. Камиль Писсарро становится достаточно заметным среди художников-импрессионистов того времени.
Во время франко-прусской войны художник живет в Лондоне и продолжает выставляться в Париже, где многие его работы пропадают бесследно. Остается только сорок картин.
В 1874 году художник становится одним из вдохновителей выставки импрессионистов, стоит уточнить – первой выставки. Среди учеников Писсарро были известные импрессионисты – Поль Гоген, Поль Сезанн, Люсьен Писсарро (сын).
В последние годы жизни художника у него сильно портится зрение. Но он продолжает работу и создает серию видов Парижа, которую до сих пор считают одним из невероятнейших достижений импрессионизма.
Умирает Камиль Писсарро в 1903 году в Париже.
Писсарро Камиль
Берега реки
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Писсарро Камиль
Берега Уаза в Понтуазе
Бумага от 320 ₽ / Холст от 541 ₽
Писсарро Камиль
Берега Уаза в Понтуазе
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Писсарро Камиль
Большой орех, весна в Ерагни
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Большой орех, мороз в Ерагни
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Бульвар Монмартр, весна
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Вид Базинкура, туман
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Восход в Ерагни
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Дом англичан, Ерагни
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Дом Пьетте Монфуко
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Дом Рондеста под снегом
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Дома в Буживале, осень
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Писсарро Камиль
Дома в Понтуазе
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Дорога к Пулье, Понтуаз
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Дорога на Версаль
Бумага от 316 ₽ / Холст от 535 ₽
Писсарро Камиль
Ерагни
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Женщина с ребенком на дороге
Бумага от 311 ₽ / Холст от 528 ₽
Писсарро Камиль
Женщина с тележкой
Бумага от 282 ₽ / Холст от 485 ₽
Писсарро Камиль
Заходящее солнце в Валерми
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Копающая крестьянка
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Красные крыши, околица, зима
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Крестьянка и осел, Понтуаз
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Крестьянкие дома, Ерагни
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Крестьянский дом
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Ла Мачин де Марли в Буживале
Бумага от 354 ₽ / Холст от 591 ₽
Писсарро Камиль
Марна у Шеневью
Бумага от 324 ₽ / Холст от 547 ₽
Писсарро Камиль
Мельница в Кнокке
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Мост Ню
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Мост через Сену
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Наводнение в Понтуазе
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Огород
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Около Сиденхама
Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽
Писсарро Камиль
Окрестности Руана
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Осень, Ерагни
Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽
Писсарро Камиль
Паводок Сены, Руан
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Пасмурно, зима
Бумага от 290 ₽ / Холст от 497 ₽
Писсарро Камиль
Пастушка и гуси, Ерагни
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Источник: https://www.artwall.ru/catalog/28
Камиль Писсарро
?kovlam (kovlam) wrote,
2017-03-29 09:31:00kovlam
kovlam
2017-03-29 09:31:00«Я почувствовал, что с тех пор, как открылись мои глаза, моё сознание начало обретать свободу».
«Я никогда не сомневался, что было основой пути, которым мы инстинктивно шли. Изображение воздуха».
«Работая, я забываю все горести и печали. Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников».
«Человек должен быть уверен в успехе до конца, даже тогда, когда кажется, что надежды больше нет».
Камиль Писсарро
Камиль Писсарро. Автопортрет
Камиль Писсарро (1830-1903) – самый старший в плеяде импрессионистов. По возрасту он принадлежал к «поколению 1830 года», но прочно связал свою творческую судьбу с новым течением.
«Камиль Писарро был единственным из группы основателей, кто не покинул поле боя ни разу. В наиболее мрачные годы, когда самые стойкие откалывались, он один оставался на посту, обрекая себя на самую крайнюю нищету». (Л. Волынский, «Зелёное дерево жизни»).
ВРЕМЕНА ГОДА
Писсарро. Огород и деревья в цвету 1877.
«Небо тоже кажется цветущим». Л. Вентури
Камиль Писсаро. Красные крыши.
«В пейзаже всё подчинено передаче эффекта солнечного света и трепетности воздуха. Общее настроение определяется изображенными на первом плане тонкими деревьями. Они купаются в неярком зимнем солнце, их ветви, написанные небольшими зелеными и желтыми мазками, переплетаясь, образуют нежное золотистое кружево».Д. К. Самин
«Будучи художником «тонких состояний» природы, Писсарро отдавал предпочтение переходным сезонам — весне и осени с их частыми переменами погоды. Удивительно, что он, уроженец Антильских островов, где контрасты света и тени отчаянно ярки, нашел себя именно в холодноватых, неброских осенне-весенних пейзажах Франции.
Чудесно передает он и сумрачность весеннего пасмурного дня в «Пейзаже в Лувесьене», 1870, и влажно-морозную дымку над тронутыми снегом полями в «Эраньи, эффект снега», 1894, и «первоначальное увядание» в поздней картине «Осеннее утро в Эраньи. Облачно», 1901. Пейзажи Писсарро способны более очаровать, нежели восхитить».
«Художественная галерея. Писсарро», №111, 2006 г. Камиль Писсарро был вместе с Клодом Моне организатором первой выставки импрессионистов и единственным, кто участвовал во всех восьми. …Моне и Писсарро связывала большая творческая близость, вместе они работали на пленэре в окрестностях Парижа, некоторые их пейзажи тех лет неопытному глазу даже трудно различить. Оба стремились схватить летучий момент в его динамике, передать атмосферу, свет и воздух. Но у Писсарро не было романтических наклонностей Моне. Он строже, как будто бы прозаичнее; не пренебрегает конструктивностью, ясным чередованием планов, перспективной глубиной – что можно видеть в «Оперном проезде». Недаром многому научился у Писсаррро Сезанн, считавший себя более всего обязанным именно этому художнику.Клод Моне. Бульвар Капуцинок.Улица видна с высоты. Мелькание, движение, мерцание. Половина видимого утопает в свете вечернего солнца, половина погружена в холодноватую серо-лиловую тень. Нет предметов – есть жизнь города. (Вспомним: ещё Делакруа говорил, что хочет написать не саблю, а блеск сабли.) Нет традиционного центра или стержня композиции, схвачено мимолётное зрительное впечатление. Справа видны полуобрезанные рамой фигуры людей, стоящих на верхнем балконе, — они смотрят вниз. Картина города – это то, что они видят оттуда.Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже.Серенький облачный день. Крыши слегка запорошены снегом, мостовая мокрая. Всё объемлется единым тоном – розовато-пепельным с сиреневым холодком. Ощутима особая «окраска воздуха», влажного, равномерно окутывающего улицу. Если подойти близко к полотну, видна мозаика мелких, прилегающих друг к другу, но не сплавленных мазочков – характерные «запятые» импрессионистов. Писсарро привлекает не столько чудесная фантасмагория света, как у Моне, сколько «обыкновенное чудо» воздушной атмосферы. Мир у него тоже как бы развеществлён: глядя на «Оперный проезд», мы не чувствуем ни каменности зданий, ни строений экипажей и человеческих фигур, — всё смотрится лёгкими пятнами и кажется сотканным из единой материи… Необычайная динамика пейзажей художника рождается из той смелости и экономной точности, с какой он пользуется своей свободной живописной техникой. Для изображения фигуры человека с зонтиком ему достаточно двух мазков кисти – одного на человека, одного – на зонт. И ни на секунду не исчезает полная убеждённость, что это не два пятна серой краски, а человек под зонтом, — настолько движение мельчайших мазков строго следует форме и движению человеческой фигуры.
ГОРОДСКИЕ ВИДЫ
Особое место в творчестве Писсарро занимают полотна, посвященные Парижу. Мастер страстно любил Париж, поэтому большинство полотен он посвятил именно ему.Как женщины Ренуара, как лондонские туманы Моне, так городские бульвары Писсарро – художественное открытие.Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр во второй половине дня. Дождь. 1897.Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр ночью.
Камиль Писсаро. Бульвар Монмартр туманным утром.
«Писсарро Париж пленяет непрекращающимся и всеобщим движением – ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света. Город Писсарро не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Вся серия состоит из тринадцати полотен. Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту».А. Д. ЧегодаевПиссарро. Площадь Французского театра в Париже. 1898
Писсарро. Эрмитаж в Понтуазе.
Любимым местом работы Писсарро долгие годы был холмистый Понтуаз, городок на реке Уазе. «Безоблачное небо, сочная зелень, яркое солнце – таким предстает лето в картине «Понтуаз» (1867). Короткие, интенсивные по цвету и, кажется, очень подвижные тени от фигурок и деревьев. Большие массы зеленого цвета, уравновешенные голубым, создают ощущение чистого и прозрачного воздуха. Эффекты ослепительного солнца, жаркого дня достигнуты сопоставлением контрастных цветов: среди холодных вкраплены горячие красные в фигурках людей, черепичных крышах»
Г. Абеляшева .Если Эдуард Мане был вдохновителем, а Клод Моне – лидером, то Писсарро называли мозгом импрессионистического движения. С не меньшим правом он мог считаться и его совестью. «Папашу Писсарро не просто любили, его обожали… — вспоминал его младший современник Таде Натансон.- Он всегда один из первых, если не первый, различал и защищал всё новое и интересное. Что только появлялось в искусстве». «В нём всё было благородно: мысли, чувства, характер, — вспоминал Жорж Леконт. – Никогда он не произносил горьких слов или слов зависти и мелочной злобы… Бедняк, с трудом содержавший семью, он находил возможность делать добро – для него это было совершенно естественно – и помогать другим не только подбадривающим словом. Но и делом».
Идея публикации: Л.С. Михеева
Источник: https://kovlam.livejournal.com/2670340.html