Караваджо: биография и творчество художника
Приветствую читателей и любителей искусства! В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца.
Караваджо — один из самых знаменитых творцов конца эпохи Ренессанса, он был забыт на несколько веков. Затем интерес к его работам вспыхнул с новой силой. Не менее интересной оказалась и судьба художника.
Караваджо: биография и творчество
Родившись в провинции, недалеко от Милана, юный Микеланджело Меризи мечтает стать живописцем. Поступив учеником в художественную мастерскую в Милане, он неистово смешивал краски, и постигал азы мастерства.
Талант Меризи проявился рано, он мечтал покорить Рим. Но у Микеланджело был большой недостаток, он обладал отвратительным характером. Заносчивый, грубый, он постоянно принимал участие в уличных драках. После одной из таких потасовок, он бежал из Милана, бросив обучение.
Жизнь в Риме
Микеланджело нашел себе пристанище в Риме, где в то время творили Буанаротти, Леонардо да Винчи. Он начинает писать одну картину за другой. Слава пришла к нему довольно быстро. Взяв себе имя Караваджо, в честь места, где он родился, Микеле Меризи становится популярным художником.
Папы Римские и кардиналы заказывают ему картины для соборов и личных дворцов. Пришла не только известность, но и деньги. Однако и дурная слава не заставила себя ждать. Редко выдавался день, когда в полицейских сводках отсутствовало имя Караваджо.
«Шулера». ок. 1594, Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, США. Между двумя игроками третья фигура — автопортрет Караваджо
Он постоянно участвовал в уличных драках, ему приписывали создание банды, он проигрывал огромные суммы в карты. Несколько раз он попадал в тюрьму. И только покровительство знатных вельмож способствовало его быстрому освобождению. Все хотели иметь работы популярного художника у себя во дворце.
Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Они долго беседовали. Бруно оказал на него большое влияние. Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам, играть в карты. Но при этом он успевал создавать великолепные произведения.
После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Он долго скитался, болел, раскаивался. И продолжал много работать. Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим.
Кардинал Боргезе обещал помощь мастеру в обмен на все его картины. Микеле, загнанный в угол, согласился. Собрав все свои работы, он отправляется в Рим. Но по дороге его задерживает военный патруль, а лодка с картинами уплывает вниз по течению.
Узнав о помиловании, стражники отпускают художника, но его уже покинули силы. Микеланджело Меризи умер по дороге в Рим. Где находится его могила, неизвестно. Ему было всего 37 лет.
Творчество Караваджо
Несмотря на свой буйный характер и достаточно безнравственное поведение, Микеланджело Меризи был невероятно талантлив. Его работы совершили переворот в живописи. Картины его настолько реалистичны, что многие специалисты считают этого мастера родоначальником фотографии.
Живописец использовал в своей работе те же приемы, что и при фотосъемке. К большому сожалению, после смерти художника не найдено ни одного наброска. Даже самые сложные композиции он сразу начинал писать на холсте. А во время обыска у него в комнате обнаружили несколько огромных зеркал и стеклянный потолок.
Караваджо «Смерть Марии». 1604-1606, Лувр, Париж, Франция
На своих полотнах он изображал Библейские сюжеты, но натурщиками выступали обычные люди с улиц Рима. Для своей работы «Смерь Марии» он пригласил куртизанку. Служители Ватикана пришли в ужас, увидев законченную картину.
Однажды для работы ему принесли тело умершего человека. Остальные натурщики в ужасе пытались бежать, но выхватив кинжал, Караваджо приказал им остаться. А сам спокойно продолжил работать. Его работы потрясают своими красками и яркими образами
Караваджо стал новатором в живописи и по праву считается одним из основоположников современного искусства.
Видео
В этом видео дополнительная информация и картины мастера по теме «Караваджо: биография и творчество»
Друзья, оставляйте в комментариях ваши дополнения к статье «Караваджо: биография и творчество художника», ведь вам есть, что сказать об искусстве. Заходите на этот сайт за новыми историями!
МирТесен
Источник: https://damy-gospoda.ru/karavadzho-biografiya-i-tvorchestvo/
Описание картины Караваджо «Шулера». Шулеры картина
ГлавнаяКартиныШулеры картина
Год создания: 1594.Тип: масло, холст.Габариты: 94*131 см.
Шулеры
Картина шулеры (в дословном переводе «карточные мошенники») была создана около 1594 года итальянским художником Микеланджело да Караваджо, известного не только своими работами, но и буйным нравом. Считается, что оригинал приобретен художественным музеем Кимбелл в 1987. Возможно, Караваджо окрасил несколько копий картины.
История
Данная работа является важным этапом для становления Караваджо как художника.
Она была написана после того, как художник начал самостоятельную карьеру уйдя из мастерской Джузеппе Чезари (Кавалер д’Арпино), в которой был создан натюрморт с цветами и фруктами (1601).
С 1594 года Караваджо начинает продавать свои работы через посредника (Просперо Орси), который помог заключить живописцу контракты по всем мире.
Натюрморт с цветами и фруктами
Описание
На картине изображены два богато одетых мальчика, которые играют в карты. Но зрителю видно, что один из них шулер. Дополнительные карты он вложил в пояс за спиной. Зловещий пожилой человек смотрит через плечо честному игроку, сообщая напарнику информацию о картах. Молодой соучастник изображен с кинжалом под рукой.
Семь деяний Милосердия. Караваджо.
Это вторая картина созданная Караваджо после ухода из мастерской. Первая из них, «Гадалка», привлекла внимание и помогла приобрести хоть небольшую, но важную на начальном этапе репутацию.
Фигуры этих картин предлагали зрителю нечто новое. Реалистичные сцены уличной жизни, большое внимание к мелким деталям (потрепанные перчатки старшего «шулера», тревожный взгляд подростка и другие).
Все эти фигуры связаны общей драмой, но каждый является уникальным элементом в этой игре.
Гадалка. Караваджо.
Популярность зарождающегося, благодаря Караваджо, барокко побудило многих подражателей делать копии. Считается, что и автором были написаны несколько версий картины.
Кардинал Франческо Дель Монте, который являлся выдающимся коллекционером, приобрел «шулеров» и стал первым важным покровителем Караваджо, подарив ему квартиру сначала в одном из своих помещений, а затем на одной из главных римских площадей.
artrue.ru
Описание картины Караваджо «Шулера»
Мастер реалистических картин эпохи барокко, Караваджо повествует в своих шедеврах о жизни вокруг без намека на упрек. На одном из полотен 1596 года, названном «Шулера», итальянский живописец демонстрирует сценку мелкого карточного мошенничества. Такие действия были привычной будничностью для общества того времени, очевидной забавой.
Композиция изображения построена по классическим канонам. Три фигуры мужского пола расположены в воображаемом треугольнике. Подобный прием облегчает восприятие и делает картину очень уравновешенной.
Справа за столом мы видим юного мальчика, он спокойно смотрит на свои карты. Лицо красивого юноши светлое и несколько наивное. Двое других участников старинного покера – сообщники.
Мужчина зрелых лет находится за спиной засмотревшегося на колоду мальчишки. Цепким взглядом он считывает масти и показывает на пальцах тайные знаки более молодому игроку. На его перчатках видны срезанные обрывки ткани – для удобства прощупывания крапленых карточек.
Второй мошенник готовится достать из разреза одежды приготовленные карты. Он нарочно вводит в заблуждение товарища по игре в покер глупым, отвлеченным взглядом. Так и хочется узнать, как же дальше сложилась партия. Удалось ли совершить обман? Не расстроился ли доверчивый мальчонка?
Художник уделил много внимания проработке костюмов. Обманщики облачены в пестрые, полосатые одежды, что делает их схожими с шутами. На их шляпах – пышные птичьи перья.
Фон картины нейтральный, бежевый. На нем отчетливо заметен большой освещенный солнцем участок. Вообще, в полотне «Шулера» достаточно много света и мало затемненных участков. Отказавшись от драматизации, Караваджо пишет гимн веселому празднику и игре. Но нас, зрителей, все же огорчает обман: он призывает быть в жизни более осмотрительными.
opisanie-kartin.com
«Шулеры» Караваджо. Так кто же жулик? > magicpedia.ru
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/shulery-kartina.html
Караваджо Шулера
«шулера»— картина итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная около 1594 года.
Кардинал Франческо Дель Монте, который являлся выдающимся коллекционером, приобрел «шулеров» и стал первым важным покровителем Караваджо, подарив ему квартиру сначала в одном из своих помещений, а затем на одной из главных римских площадей.
Пришел ли через Костантино или Orsi, Караваджо к уведомлению о знаменитом коллекционере кардинале Франческо Del Monte, которая купила Шулеров и стала первым важным покровителем художника, дав ему жилье в его Палаццо Madama позади Пьяцца Навона, затем как теперь один из основных квадратов в Риме. Картина Караваджо Шулера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Ненастоящий гений: Высокий суд Лондона постановил, что эта версия Шулеров Караваджо является всего лишь копией.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Первое время Караваджо сильно нуждался.
В 2012 году судья постановил, что аукцион должен выплатить истцу 2, 7 млн (стоимость работы и компенсацию) за то, что за семь лет до этого продал ему фальшивку. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Рыцари официально исключили художника из ордена.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Через год, в 2010-м, фонд Вексельберга подал в суд на Christies. – Глаз – это всего лишь складка на полотне».
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. В 1607 году перебрался на остров Мальта.
16 января 2015 года Высокий суд Лондона вынес решение в пользу «Сотбис», объявив, что согласно экспертной оценке картина скорее всего принадлежит кисти другого художника, вследствие чего истец выплатил «Сотбис» 1, 8 миллиона фунтов стерлингов за судебные издержки.
- Описание картины Караваджо «Шулера»
- РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИЛЛЮЗИОНИСТОВ
- «Шулеры» Караваджо оправдали свое название
- Вокруг картины Караваджо Шулеры разгорелся скандал
- «Шулерам» не обмануть лондонский суд
- На «Сотбис» подали в суд из-за проданного за бесценок Караваджо
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. А атрибуция Маона. Свет – главный участник его картин.
Искусство притягивает как магнит.
Предметы Гадалки и Шулеров предложили чему-то новые, реалистические сцены уличной жизни, особенно с этим красиво предоставленным вниманием к небольшим деталям, таким как пальцы разделения на перчатках пожилого человека или тревожном взгляде неабсолютнолетнего жулика на его владельца.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Работа является важной вехой в творческой биографии Караваджо. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Один дилер старых мастеров, знавший его, сказал мне, что Маон «в последние годы мог атрибутировать мои детские каракули» как творение Караваджо.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр.
16 января 2015 года Высокий суд Лондона вынес решение в пользу «Сотбис», объявив, что согласно экспертной оценке картина скорее всего принадлежит кисти другого художника, вследствие чего истец выплатил «Сотбис» 1, 8 миллиона фунтов стерлингов за судебные издержки.
На стороне истца оказался даже директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи. Следующими владельцами «Шулеров» стало семейство Колонна-Шарра.
- Караваджо создал картину «Шулеры»
- Картина Шулера – Караваджо Микеланджело
- Словари и энциклопедии на Академике
- Общееколичествопросмотровстраницы
Третья картина— «Св. 1593, там же), «Вакх» (ок. Иоанна и застрахована на 10000000. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
После публикации в 2009 году Каталога подделок произведений живописи под эгидой Росохранкультуры у Aurora Fine Arts Investment появилось «вещественное доказательство» : в издании Одалиска прямо числилась в списке фальшивок под первым номером, причем составители подтверждали это заключениями экспертов из Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. От Дель Монте картина перешла в коллекцию кардинала Антонио Барберини, племянника Папы Урбана VIII (чей портрет Караваджо напишет в 1598 году). Спасибо всем. Это было вторым такая живопись, которую создал Караваджо. – сумму, как раз достаточную для того, чтобы покрыть год обучения в Итоне.
- Дело, которое практически нельзя выиграть
- обвиняется в том, что не распознал работу Караваджо
- Убийца и гений Микеланджело Меризи да Караваджо
- Мировая художественная культура
В алтарных картинах «Мученичество св. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. «Ерунда.
Он нарисовал его, когда он делал попытку независимой карьеры после отъезда семинара кавалера Джузеппе Чезари д39Арпино, для которого он рисовал «цветы и фрукты», окончание деталей для Кавалера выпускало серийно (и крупный) продукцию. Ни один художник того времени не прошел мимо увлечения Караваджо.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Следующими владельцами «Шулеров» стало семейство Колонна-Шарра. долларов). 1593, Уффици), «Гадание» (ок. фунтов (63 тыс.
– сказала судья. – читателей. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Лапуччи посчитала, что на музейных Шулерах изображен более ранний «момент нарратива», а следовательно, картина Туэйтса – более поздний вариант.
Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Важно, что и судья посчитала, что Шулера – это копия с картины Караваджо.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Британский историк искусства Денис Мэхон приобрел копию Шулеров на аукционе в 2006.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
В заметке, озаглавленной «Последняя карта в судебной баталии Караваджо» (Final card in Caravaggio court battle), сообщается о завершившемся судебном процессе по делу о продаже картины «Шулеры».
В 2006 году британский искусствовед Денис Махон приобрёл на аукционе «Сотбис» копию «Шулеров». Судьба Караваджо была поистине непростой.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Бывший ее владелец по имени Ланселот Уильям Туэйтс (Lancelot William Thwaytes) заявил об обмане со стороны аукционного дома Сотбис (Sothebys).
Он написал её в начале своей независимой карьеры, вскоре после ухода из мастерской Джузеппе Чезари в январе 1594 года, где занимался рисованием «цветов и фруктов», оформляя детали картин, массово выпускавшихся мастерской. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Истец приобрел полотно в 1962 году у своего двоюродного брата за 140 фунтов, а в декабре 2006 года при посредничестве Сотбис продал за 46 тыс. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 – 1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане.
Сам Караваджо неоднократно писал по две копии своих картин, как это известно в случае с «Мальчиком, укушенным ящерицей», «Гадалкой» и «Лютнистом».
Это предполагает, что Караваджо, возможно, нарисовал по крайней мере две версии работы (поскольку он, как полагают, сделал с Мальчиком, Укушенным Ящерицей). Если вычесть комиссию Sothebys, Туэйтс получил 34, 468 тыс.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Продавец Ланселот Туэйт, естественно, был шокирован такой информацией и подал иск на Sothebys в Высокий суд Лондона.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Работа представляет важный этап для Караваджо.
Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. В 2006 году британский искусствовед Денис Махон приобрёл на аукционе «Сотбис» копию «Шулеров».
Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи.
По мнению специалистов аукционного дома, речь шла о копии картины Шулера Караваджо, хранящейся в Художественном музее Кимбелла в техасском Форт-Уэрте. Рисовал с натуры без эскизов.
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. От Дель Монте картина перешла в коллекцию кардинала Антонио Барберини, племянника Папы Урбана VIII (чей портрет Караваджо напишет в 1598 году).
Картина была продана за 42 тыс.
Он отучился в художественной школе в Милане. Сам Караваджо неоднократно писал по две копии своих картин, как это известно в случае с «Мальчиком, укушенным ящерицей», «Гадалкой» и «Лютнистом».
Оставался ли он в свои 90 с лишним лет заслуживающим полного доверия экспертом. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Узнав из статьи в Daily Telegraph, что картина теперь стоит «до 50 млн», Ланселот Туэйтс «пришел в ужас» (цитата из материалов дела) и подал в суд на Sothebys, обвинив аукционный дом в том, что тот проглядел шедевр.
Это предполагает, что маловероятно, что это было сделано художником копии. Оливия, Вера, Александр Андреевский, Борис, Ирина – огромное искреннее спасибо.
Реалистичные сюжеты «Гадалки» и «Шулеров» из уличной жизни внесли свежую струю в тогдашний мир живописи и привлекли внимание к высокому мастерству начинающего художника, проявившемуся в изображении мелких деталей, таких как перчатки с отверстиями для пальцев у пожилого шулера и напряжённый взгляд юного.
Караваджо покинул семинар Арпино в январе 1594 и начал продавать работы через дилера Костэнтино, с помощью Просперо Орси, установленного живописца гротесков Маньериста (маски, монстры и т. д. ). Сэр Денис Мэхон умер в 2011 и живопись была дана взаймы Музею Лондона Заказа Св.
Уверен, что скоро его представят на суд – или для удовольствия. Такое расхождение во мнениях неизбежно заставляет сомневаться в обеих версиях. при эстимейте в 20 – 30 тыс. Спасибо Семену – за неравнодушие.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/karavadzho-shulera/
Микеланджело да караваджо
Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев других стран Европы. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI – начала XVII века получило название «караваджизма».
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии.
После смерти отца, служившего управляющим в дворянском поместье, одиннадцатилетний мальчик был отправлен в Милан для обучения живописи у художника Симоне Петерцано. Около 1592 года Микеланджело переехал в Рим.
Он поступил в мастерскую Кавалера д'Арпино, известного живописца. Тот поручал молодому художнику в основном писать цветы и фрукты. Неудивительно, что они присутствуют в первых картинах Караваджо.
«Больной Вакх», без сомнения, является автопортретом, в то время художник, не имея возможности оплачивать модели, писал себя самого, глядя на отражение в зеркале. Это первое у Караваджо изображение Вакха поражает зрителя непосредственностью. Фигура Вакха воспринимается столь осязательно конкретно, благодаря новому композиционному приему «фрагментирования» натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Мальчик с фруктами» (около 1593), «Вакх» (около 1593), «Гадалка» (около 1594), «Лютнист» (около 1595) он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Свои модели художник ищет в народной среде, порой, быть может, не без вызова господствующим эстетическим идеалам, он пишет людей, противостоящих «добропорядочному» обществу – картежников, шулеров, цыганок. На картине «Шулера» два картежника обыгрывают доверчивого юношу. Как отмечает Н.А. Лившиц: «При всей повествовательности и даже анекдотичности сцены она построена четко и строго: фигуры составляют в целом подобие треугольника; это использование в построении картины простых геометрических очертаний, упрощающих композицию и облегчающих ее восприятие, несомненно было подсказано художнику искусством Высокого Возрождения, с которым он был хорошо знаком». Говоря о картине «Гадалка», один из первых биографов отмечает: «Вряд ли среди произведений этой школы встречалось что либо, выполненное с большей грацией и чувством, чем эта цыганка кисти Караваджо, предсказывающая счастье молодому человеку…» О создании этой композиции рассказал писатель Беллори: «Когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия и Гликона, как образцах для учения, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, говоря, что достаточно учиться у природы. А для подтверждения своих слов зазвал он на постоялый двор проходившую случайно по улице цыганку и написал ее, как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени. Написал он там и молодого человека, который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, другую же, без перчатки, протянул цыганке, и та внимательно на нее смотрит, и столь чисто выразив правду в обеих полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил». У Караваджо завязываются отношения с одним из поставщиков картин, который «помогает ему сбыть несколько своих полотен». Главное же он представляет его кардиналу дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берет к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» – другими словами, помещение, питание и вознаграждение. Для кардинала Караваджо создал в середине девяностых годов несколько произведений. Среди них две одинаковые по величине и близкие по содержанию картины: «Музыка» и «Лютнист». В первой художник удачно передал состояние творческого вдохновения юных музыкантов. «Лютниста» лучшее из всего, созданного им ранее, по свидетельству современников, Караваджо очень любил. Бальоне сказал об этой картине, что «юноша кажется живым и настоящим». «Здесь нет ни глубоких чувств, ни сложной психологии, но прекрасно передано состояние человека, вдохновенно и всецело отдавшегося музыке, – пишет С. Всеволжская. – В композиции этой картины большую роль играет новый живописный прием светотеневого контраста, который впоследствии приобретет огромное значение в творчестве Караваджо. Прозрачный полумрак наполняет все помещение… Контрасты света и тени использованы для выделения главных моментов композиции и рельефной лепки объемов». Постепенно задачи, которые ставит перед собой художник, усложняются. В таких произведениях, как «Жертвоприношение Авраама» и «Юдифь», есть попытка передать драматическое действие. «Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. Вот отзыв английской путешественницы Анны Миллер, видевшей картину в 1779 году: «Эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление; она кажется написанной с натуры. Ее идея вызвала во мне дрожь ужаса, так что мне стало не по себе – те же чувства я испытала бы, глядя на настоящую казнь. Отрезанная голова, перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, сила, с которой действует Юдифь, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживается жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью: это произведение создал Микеланджело да Караваджо». С годами мастерство Караваджо совершенствовалось. Он уже чувствовал в себе силы приняться за большое, значительное произведение. Первый большой заказ Караваджо удалось получить с помощью своего покровителя кардинала дель Монте. Художнику предстояло выполнить серию картин из жизни св. Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. До 1600 года он пишет четыре полотна – «Св. Матфей» (два варианта), «Призвание св. Матфея» и «Мучение св. Матфея».
«»Призвание Матфея» занимает особое место в наследии Караваджо. С этим произведением, более чем с каким либо другим, связана мировая слава мастера, оно ранее всего приходит на ум при звуках его имени. Тому есть многие основания.
Впечатление откровения, вызванное этим полотном при его появлении, было связано и с тем, что оно оказалось в числе первых работ Караваджо публичного назначения, было созданием монументальной формы, и с тем, что в нем впервые со зрелой полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М.И. Свидерская). Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли ему славу, хотя и весьма противоречивую. Одних привлекала необычность его живописной манеры, смелость и большое мастерство, других возмущала «грубость» его типажей.
В начале нового века Караваджо создал самые значительные произведения. Для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме им были исполнены две картины: «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла». С.
Всеволжская пишет: «Возросшее мастерство художника проявилось в совершенном владении рисунком, цельности композиции, монументальности. В картине «Распятие св. Петра» Караваджо создал образ человека, глубоко убежденного в своей правоте и умирающего за истину. Прекрасно переданы движения палачей, с усилием поднимающих тяжелый крест.
Вторая картина, изображающая пораженного небесным явлением и поверженного на землю гонителя христиан Савла, выполнена с еще большим мастерством и виртуозностью. Художник превосходно передал сложнейшие ракурсы, создал красивую гамму красок, мастерски использовал светотеневую моделировку».
В это же время Караваджо пишет картину «Амур победитель», которая по справедливости причисляется к прекраснейшим творениям художника. «»Амур» Караваджо устанавливает особый контакт со зрителем, вызывая в нем немедленный и непосредственный отклик, – пишет Д. Бонсанти.
– Зрителя ошеломляет, с какой свободой выражает свою радость герой картины, столь далекий от смертных, подчиненных законам природы, с «презрением к миру» и с полной безнаказанностью и уверенностью в себе, которые рождают удивление и зависть».
В 1603 году Муртола писал об этой картине: «Не надо смотреть, не смотри на Амура в этих картинах, он воспламенит твое сердце». В 1601–1604 годах Караваджо создал «Положение во гроб». Оно было исполнено по заказу для церкви Санта Мария ин Валличелла в Риме. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо.
Даже враги должны были признать его высокие художественные достоинства. О популярности этого произведения свидетельствуют многочисленные свободные копии с него, сделанные Рубенсом, Фрагонаром, Жерико, Сезанном. Как пишет Д.
Бонсанти: «В композиции господствует строго рассчитанное равновесие; физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества.
Святой Никодим, изображенный справа, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, которая заключает в себе и особый смысл: сцена показана с точки зрения снизу вверх, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа, и кажется, что персонажи картины вот вот передадут его если не собственно зрителю, то кому то, кто находится рядом с ним. В результате зритель отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие. Становятся понятны те особые чувства, которые «Положение во гроб» вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». Вершиной творчества Караваджо явилась исполненная им в 1605–1606 годах большая картина «Смерть Марии». Не церковными догмами, ставящими мадонну над всем земным, руководствовался художник, создавая это произведение. В нем он воплотил народные верования, почитавшие в Марии бедную многострадальную мать. К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо. Она была отвергнута заказчиками, которые нашли, что картина написана неподобающим образом, мадонна лишена благородства, а в ее лице недопустимо наглядно показаны признаки смерти. Глубокое содержание вложено и в другие произведения, созданные в те же годы. Жестокое страдание и бессилие против зла звучат в картине «Давид с головой Голиафа». Этот образ тем более потрясает, что в чертах лица Голиафа видят сходство с самим Караваджо, а Давид являет собой не торжество победителя, а горькую скорбь. Караваджо отличался буйным нравом. Еще в начале 1601 года один внимательный иностранец осведомитель, близкий друг д'Арпино, посылает на север следующее живое описание художника: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской – проработав две недели, он предается месячному безделью. Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно». Слуга из трактира жаловался на то, что Караваджо бросил ему в лицо блюдо с вареными артишоками. В октябре и ноябре 1604 года художника дважды арестовывали полицейские за то, что он оскорблял их криками «Иди ты в…» Однажды Караваджо подвергли допросу после полученного им ранения. Он отвечал: «Я ранил себя сам своей шпагой (в горло и левое ухо! – Прим. авт. ), упав на этих улицах. Я не знаю, где это случилось, и никто при этом не был». Исходя из всего этого, вряд ли можно считать случайным происшествие 31 мая 1606 года, когда в ссоре, возникшей во время игры в мяч, Караваджо убил Рануччо Томмазони из Терни. Сам он тоже был ранен и скрывался в семье своих аристократических друзей Колонна. Караваджо вынужден был покинуть Рим. Ему приходится постоянно переезжать из города в город. Видимо, в Неаполе Караваджо написал большую картину «Мадонна с четками», где использовал традиционную схему построения композиции с мадонной в центре на возвышении и отказался от светотеневых контрастов, дав рассеянное освещение. Там же он написал другое большое полотно «Семь деяний милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа.
В 1607 году Караваджо перебирается на остров Мальта. Он пишет портрет гроссмейстера Мальтийского ордена Алофа де Виньякура и в награду возведен в сан кавалера Мальтийского ордена. Любопытно, что ордену художник был обязан портрету, в котором дал яркую характеристику самодовольного, жестокого и неумного человека. И снова несносный характер подводит художника. Вступив в конфликт с могущественным вельможей, он был брошен в тюрьму и осенью 1608 года бежал на Сицилию.
Рассчитывая на прощение, он решает вернуться в Рим и для этого нанимает фелуку. По ошибке в Порто Эрколе он был арестован тосканскими властями и препровожден в тюрьму.
Когда недоразумение выяснилось и его освободили, фелуки уже не было: она исчезла вместе со всем его имуществом.
Обобранный, полубольной художник хочет отправиться в Рим пешком, но страшный приступ лихорадки оказался для него смертельным. 18 июля 1610 года он умер в Порто Эрколе.
Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1128-2010-07-09-09-08-54.html
Караваджо | волшебная сила искусства
НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ МИМО ТВОРЧЕСТВА великого итальянского художника Микела́нджело Меризи да Карава́джо.1571-1610.
Он выступил реформатором европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.Его направление в живописи получило название КАРАВАДЖИЗМ.
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
КАРАВАДЖО БЫЛ ОЧЕНЬ НЕОРДИНАРНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.
Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалеку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.
Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.
Чтобы лучше понять его живопись ,нужно узнать,что он был за человек.
Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.
«Кающаяся Мария Магдалина»
29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччио Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
«Юноша с корзиной фруктов»
Борромео-епископ Милана, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.
Ему постоянно приходилось прятаться и переезжать с места на место.Умер Караваджо в возрасте 38 лет.
Основые темы его живописи БЫТОВЫЕ И РЕЛИГИЗНЫЕ. Так как картин им было написано великое множество,то я остановлюсь в основном на бытовом жанре.
«Корзина с фруктами» (1596), пинакотека Амброзиана, Милан.
В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».
Музыканты.
Трое юношей в условно-театральных костюмах сидят и готовятся к репетиции. В центре Марио Миннити подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, между ними, третьим с рожком Караваджо поместил себя. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.
Юноша с лютнёй.Эрмитаж.
Красоты картине добавляли и гармоничные краски и композиция. В паре с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».
Куртизанка Фалида.
Нарцисс у ручья.
Легенда о Нарциссе – классический миф Древней Греции. Нарцисс – сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы – вырос таким красивым, что ни одну женщину не считал достойной себя. Нимфа Эхо, влюбившаяся в Нарцисса и отвергнутая им, высохла от горя так, что от нее остался только голос.
В конце концов Немезида – богиня правосудия – решила наказать Нарцисса за гордыню. Нарцисс наклонился над источником и увидел свое отражение, и влюбился в него. Влюбился так, что не смог оторваться от отражения и умер от любви к себе.
Шулера.
Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка»
Гадалка.
В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.
Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога.
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.
Отдыхна пути в Египет.
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
«Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.»
Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Призвание апостола Матфея, 1599
Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение.
Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках.
Охранники, вооружённые молодые люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.
В изумлении, он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр — лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне.
Иисус появился лишь на мгновение его босые ноги повёрнуты к выходу. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки.
ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНАЯ РАБОТА МЕДУЗА.
Медуза ГОРГОНА.
Горго́на Меду́за — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее»
Воскрешение Лазаря.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
«Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря.
Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Святая Екатерина Александрийская
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.
Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта
Источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://renessans.jimdo.com/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE/
http://smallbay.ru/caravaggio.html
http://www.bibliotekar.ru/avanta/6.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE
Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3014676
«Шулеры» Караваджо оправдали свое название
Автор: Борис Столяров| 8 июля 2014 11:23
29 сентября 1571 года родился Караваджо.
Представляем одну из наших публикаций о Великом Мастере…
Это история о том, как «Шулеры» Караваджо создали из коллекционера мецената.В 2011 году в возрасте 100 лет в Лондоне скончался известный коллекционер живописи и знаток творчества Караваджо сэр Дэнис Маон.Свою коллекцию после смерти он завещал британскому народу.
Маон был младшим сыном большой семьи банкиров и наследником солидного состояния. Коллекцию живописи он начал собирать в 30-е годы прошлого столетия. Сэр Дэнис Маон был известен в среде искусств не только как коллекционер, но и искусствовед.
Назвать его крупным коллекционером или тонким знатоком живописи, все же, нет оснований.Но отличие у него, все же, было — он получил всемирную известность за свою способность находить уникальные полотна в самых неожиданных местах.
Сэр Маон часто высказывал оригинальные – отличные от других, мысли и суждения, но главное — имел странный для своей среды принцип: он никогда не покупал на аукционах полотна, стоимость которых превышает 3 тысячи долларов.
И лишь в 2006 году сделал исключение — приобрел на аукционе Sotheby‘s «Шулеров» за 42 тысячи фунтов, которых – странным образом и по странному совпадению, «искусствоведы» определили как «полотно кисти одного из учеников» Великого Караваджо.
Руку самого Мастера они на нем не увидели.Кто они – эти «искусствоведы», чью профессию я умышленно взял в кавычки?«Мы не обязаны отчитываться – кто именно выносит вердикт относительно качества и цены продаваемых нами картин» — заявили адвокаты Sotheby‘s, получающие в месяц больше, чем та цена, за которую «Шулеры» были проданы.
Эти слова они произнесли в стенах высокого суда Лондона, куда их пригласили по иску к Sotheby‘s, истцом по которому выступил некто Lancelot William Thwaytes – чтобы не ввести вас в заблуждение неправильным переводом, я привел его имя на английском.Кстати – о фамилиях.
Ох, уж эти переводы фамилий евреев – имя Denis Mahon, из-за того, что в иврите средняя буква произносится сложно, и при написании ее часто просто пропускают, а «вав» читается и как «о», и как «у», одни называют нашего героя Денис Махон, другие — Махун, а третьи – Маон.Но вернемся к иску.
M-r Thwaytes утверждал – он, де, упустил многомиллионную прибыль из-за того, что аукционный дом при продаже картины «Шулеры» не опознал в ней руку Караваджо.И намекнул – это сделано намеренно.
Ситуация расшифровывается просто: «Шулеры» принадлежали семье Thwaytes с 1962 года, и когда семья, испытывая финансовые трудности, обратилась к Sotheby‘s, те предложили за нее всего 40 тысяч фунтов.
Thwaytes были, что называется, ошарашены заявлением «искусствоведа» аукционного дома, вынесшего вердикт – картина не что иное, как копия с оригинала Караваджо (около 1594).Но, что редко бывает – копирование произведено еще в XVII веке.В качестве доказательства указали — оригинал картины «Шулеры» находится в Музее изобразительных искусств Кимбелл, что в штате Техас.В Музее изобразительных искусств Кимбелл?Это – серьезно…
«Лютнист»
Представляю, как Thwaytes были удивлены и опечалены – кто-то из их предков когда-то приобрел копию…А думал, наверное, что оригинал.Что поделаешь, и Thwaytes смирились – копия, так копия – великому Sotheby‘s виднее.
Но странно, то, что им предложили – около 40 тысяч фунтов для прижизненной копии, мягко говоря — маловато, меньше, как минимум – в 5 раз, но, уверяли аукционисты, продать дороже будет нелегко.И правда – продали всего лишь на 2 тысячи фунтов больше.Но как в сказке, едва «Шулеров» продали, они, не стесняясь, ожили – с очень оригинальной формулировкой.
«Шулеры» от Thwaytes – не копия, а оригинал, но 2-й, то есть, написан тоже Караваджо.Буду точен – случилось это через год после продажи на аукционе – сэр Маон правила Sotheby‘s, по которым в течение года можно опротестовать сделку, судя по всему, хорошо знал.
Сэр привлек для экспертизы специалистов по итальянскому барочному искусству, которые без труда нашли 8 «твердых признаков» Великого Караваджо.Среди них – то, что часть лица одного из персонажей, закрытая шляпой, была тщательно прорисована художником перед нанесением краски.То, что копиисты никогда не делают – им это просто ни к чему.О, это в стиле Караваджо! Это ему присуще…
После такого вердикта картину оценили в 10 миллионов фунтов, застраховали на эту сумму, и Маон получил разрешение на вывоз «Шулеров» за рубеж.Но не вывез – это доподлинно известно, и искусствоведы перешептывались между собой – вы «Шулеров» Маона не видели?
Слева — «Св. Матфей и ангел», справа — «Давид с головой Голиафа» (1607-1610)
Теперь, зная о «Шулерах» больше, заглянем в комнату переговоров высокого суда Лондона.Адвокаты доказывали — то, что это была копия, утверждали видные знатоки Караваджо.И правда – ведь оригинал висит в Техасе.Второе – это подтверждает и рынок живописи — каталог с «Шулерами» видели специалисты, и ни один из них не высказал сомнение относительно цены.
Правда, истец хорошо подготовился – он «вынул из кармана» и противоположные мнения — других авторитетных искусствоведов, среди которых, в основном, итальянцы, в том числе – авторитетный в мире живописи того времени директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи.А они заявили – полотно, которое «искусствоведы» Sotheby‘s приняли за копию, имело на момент продажи с аукциона все признаки оригинала.
Сумма иска так и осталась неизвестной, но можно быть уверенным – Thwaytes требовали не менее 10 млн фунтов.Микеланджело да Караваджо, а, вообще-то – Меризи, ставший позже еще и да Караваджо, родился в 1573 году в селении Караваджо близ Милана – потому-то и получил к своей фамилии Меризи приставку да Караваджо.
Отдых на пути в Египет (Rest on Flight to Egypt). 1596-97.
Oil on canvas, 133,5 x 166,5 cm, Galleria Doria-Pamphili, Rome
В 11 лет он был отдан на обучение в Милан мастеру Симоне Петерцано – ученику Тициана, человеку передовых воззрений, имевшему собственный взгляд на изобразительное искусство. Но в историю живописи Симоне Петерцано вошел для широкой публики как учитель Караваджо.
И мало кто знает – его кисти принадлежит алтарный образ Миланского собора — честь, которой удостаивались немногие.Есть все основания полагать, что именно этому он учил молодого Микеланджело да Караваджо.
И вовсе не случайно итальянские искусствоведы заявляют — к именам Микеланджело Буонарроти и Рафаэля, тех, кто построил Вечный город Рим, можно по праву добавить имя Караваджо.Около 1590 года Караваджо приехал в Рим. Поначалу бедствовал, нанимался на любую работу, одно время даже вел беспорядочную жизнь, познав дно городской жизни.
И, кстати, позже, это стало одной из его любимых тем.Караваджо, если верить его биографам, отличался бурным темпераментом и авантюрным складом характера, и часто даже оказывался в опасных для жизни ситуациях. Много раз дрался на дуэлях, неоднократно попадал в тюрьму.
Но спасало то, что у художника был могущественный покровитель — политик и знаток искусства кардинал Франческо Мария дель Монте. Ему нравилось творчество самобытного парня, и он оказывал ему внимание.
Караваджо-живописца любила итальянская знать – ему заказывали портреты и жанровые сцены вельможи того времени — семьи Массимо и Барберини, могущественный маркиз Джустиниани, даже сам кардинал Боргезе.Пропустим толстый раздел описания стилей и техники Великого Мастера – он удивительно легко менял их, периодически возвращаясь, дополняя, модернизируя.
Он, если и подражал, то как Мастер, заставляя традиционалистов двигаться за ним, а не презирать его.Он знал и любил аллегории.Откуда знал – ведь он не имел хорошего образования?Биографы Караваджо обходят это молчанием, я же – просто пожимаю плечами.
Караваджо – это звонкий колорит, прекрасная, часто – прозрачная, светотень, индивидуальная на общем фоне выразительность лиц (если более глубоко – то образов), как в картинах «Маленький больной Вакх» (вы видели эту картину выше, вместе с автопортретом Мастера) и в простом бытовом мотиве «Мальчик с корзиной фруктов» (вы ее видите слева).
Караваджо был чужд идеям художественной концепции маньеризма и академизма.Считается, что именно на внутреннем противостоянии с ними он вкладывает силы в сложные жанры – натюрморт и быт.
Ярко освещенный лучом света передний план картины и густая тень сзади – это «Лютнист» (вы видите его выше). Подобный метод получил название кьяроскуро — резкое противопоставление света и тени, стиль, который Караваджо, если и не изобрел, то, по мнению экспертов, применил одним из первых.
Бытовой жанр – это наши «Шулера»….На изломе XVI—XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов.
Для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме он написал три картины, посвященные апостолу Матфею, из которых, к сожалению, сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (вы видите ее на иллюстрации).
В 1606 году Караваджо убил на дуэли богатого римского бездельника и бежал в Неаполь, откуда позже перебрался на Мальту. Но и там попал в скандальную любовную историю и оказался в тюрьме. Друзья, которые приютили его на этом острове, помогли бежать, и он в течение 3-х лет скитался по городам южной Италии.
Наконец, от кардинала Гонзага он получил помилование и разрешение вернуться в Рим. Караваджо был рад возвращению — ему было еще меньше 40, он был полон сил, замыслов, строил планы на будущее…Но, ожидая прибытия корабля, заразился лихорадкой, и 18 июля 1610 года — уже во время плавания, скончался.
Произошло это на подходе к Порто-Эрколе, что на восточном побережье острова Монте-Арджентарио.Умирающего живописца вынесли на палубу и он со слезами на глазах, вспоминая свою беспутную жизнь, смотрел на бирюзовые воды лагуны Орбетелло, песчаную косу, намытую рекой Албенья и морскими течениями, уютную деревеньку, стоявшую вдали на возвышении.
Караваджо умирал, глядя на свою любимую Италию… Мастер Живописи, один из основателей реализма в живописи, прожил бурно, но до обидного мало.До сих пор специалисты гадают – как этот талантливый Художник писал — свои сложные композиции он сразу реализовывал на холсте.Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза к картинам Караваджо…
В Лондоне прошло торжественное представление 57 картин, переданных известным коллекционером сэром Денисом Маоном в дар музеям страны.Общая стоимость картин итальянских художников XVI-XVII веков, работавших в стиле барокко, достигает 150 млн долларов США.
Сэр Маон распорядился: основная часть коллекции — 25 полотен — получит лондонская Национальная галерея. Остальные картины он распорядился передать Шотландской национальной галерее в Эдинбурге, Эшмоловскому музею в Оксфорде, Художественной галерее Бирмингема, Музею Фицуильяма в Кембридже и музею дома Темпл Ньюсэм в Лидсе.
А нам, любителям живописи, досталась история жизни и ранней смерти Великого Караваджо, а также поучительный век – художественные хитрости и добрые дела сэра Дениса Маона, почитателя Великого Мастера.
Караваджо, «Шулеры», Барокко, Италия, Живопись, Sotheby‘S
Похожие материалы
Источник: http://stop-news.com/sobytiya-i-fakty/shulery-karavadzho-opravdali-svoe-nazvanie