Описание картины карла кривелли «мадонна с младенцем»

Мадонны Карло Кривелли

laila50
Карло Кривелли (1435 – 1495)  Мадонна с младенцем .Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в.Подписывавший свои картины “Карло Кривелли, венецианец”, он лишь в молодости был связан с венецианской школой.

Карло Кривелли (1435 – 1495) | Мадонна с младенцем и двумя ангеламиТрадиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли, его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона. Не менее значительным для творческого формирования Кривелли было знакомство с ранними работами Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжелые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жесткость моделировки форм, как бы изваянных из какого-то прочного материала, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста.
Мадонна с младенцем .Но основой творческой манеры Кривелли, ставящей его на особое место среди художников его поколения, является сознательная,несколько стилизованная архаизация, позволяющая ему соединять в единое целое драгоценную отделанность форм,нарядность и мягкость красок, несколько манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с преувеличенной патетикой драматических сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, резкой утрированностью жестов, угловатостью линий.В поздних работах Кривелли  доминирует утонченное декоративное начало.
Карло Кривелли (1435 – 1495)  Мадонна с младенцем 1482.
Мадонна с младенцем .

Писал только темперой, хотя масло становилось всё популярнее, и лишь на дереве, хотя позднее и перенесли некоторые работы на холст. Вегетерианец.Декоративность, золото – консервативный стиль, возможно, навязанный патронами.Было много эпигонов – “кривеллески”. Crivelleschi. Представитель скорее интернациональной готики.

Вазари его не упоминает – стал не популярен.Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в XIX веке во многом благодаря
двум итальянским исследователям.

Большая коллекция его работ находится в Национальной галерее ЛондонаСтал популярен у прерафаэлитов.
Мадонна с младенцем (Madonna Linsky).Автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Для произведений Кривелли характерны сложная символика, перенасыщенность композиции тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма.

Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой.

Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены
и не производят впечатление пестроты.

Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.

Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.

1480.Madonna della PassioneLa Madonna della Rondine.

источник: Zampetti P. Carlo Crivelli. Milano, 1961.
перевод И. Смирнова

Источник: https://laila50.livejournal.com/471365.html

Итальянский художник Карло Кривелли (1430-1495)

О жизни Кривелли достоверно известно немногое. Вероятно, он родился в Венеции. Самая ранняя из сохранившихся датированных работ Кривелли — полиптих,выполненный им для церкви Сан Сильвестро в местечке Масса Фермана в провинции Марке (закончен в 1468).

В 1490 принц Капуи Фердинанд пожаловал ему дворянский титул, вероятно, не за художественные достижения, а за его политические убеждения. В то время Кривелли жил в Асколи-Пичено.

Для произведений мастера характерны орнаментальность, внимание к деталям, четкость и жесткость в трактовке форм и экспрессивность, близкая по духу к поздней готике.

Имя Карло Кривели (сына неизвестного венецианского художника Якопо) впервые упоминается в 1457 году при обстоятельствах его осуждения в Венеции за прелюбодеяние.

Нет данных об образовании Карло, но если отталкиваться от его первой подписной работы («Мадонна»), то прослеживается схожесть по декоративности и изобретательности со страстной падуанской живописью середины XV века, в которой еще чувствовалось преобладание Скварчоне, но уже и проглядывалась склонность к новшествам Ренессанса. Ренессанс был доставлен тосканцами (Липпи и Донателло) в Венето, предвосхищая появление Мантеньи.

Кривели, спустя некоторое время в 1465 году становится гражданином города Дзаре,а в 1468 году возвращается в область Марке, в которой художник создает полиптих для ц. Сан-Сильвестро в Масса-Фермана, несмотря на работу в различных городах он предпочитает остаться в этой области и встретить там свою смерть.

Карло Кривели был культурно изолирован несмотря на небольшие черты феррарской школы и отголоски фламандского влияния, которые были перенесены ко двору д’Эсте Рогиром ван дер Вейденом.

Это повлияло на углубление мастера в развитие падуанских уроков, сочетая в себе нрав поздней готики и инновацию Возрождения.

В Марке талантливый Кривели исполняет бесчисленные полиптахи, большинство которых в настоящее время находятся в различных музеях мира или стали реконструкциями в работах современных исследователей.

Структура готических композиций представляет собой неизменное использование золотого фона, который привносит архаический вид в сочетании с новаторским чувством формы, выполненном в духе эстетики.

В пластическом толковании рельефных фигур проявляется возрождение, это особенно заметно в их расположении в пространстве, они словно ищут новые перспективы. Ярким примером становятся сцены «Страстей». Творчество Карло не привязано к датам,известна датировка (1470 год) лишь произведения «Мадонна» из Мачераты.

Явной художественной зрелостью Кривели пронизан могучий трехъярусный алтарь из собора в Асколи (1473 год).

Художественный шедевр соткан из утончённой пластической модуляции, композиционного ритма, скрупулезного изложения сюжетов и фантазии в совокупности с пышной элегантностью одежд и лёгких движений рук.

Не менее значимой работой Карло Кривели является «Триптих» из ц. Санта-Лючия в Монтефьоре делль’Азо (часть неизвестного полиптиха).

Данные величественные произведения выказывают самобытный предел выразительных способностей мастера, за которым таится стилистический отход к более манерной и декоративной живописи. Например, «Мадонна со свечой», «Святые».

Заключительным творением Кривели становится Коронование Марии с изображением «Пьеты» в люнете. Оно сильно перегружено по композиции.

Пылающий экспрессионизм, который был характерен для предшествующих работ мастера на тему «Пьеты» сменяются сентиментальной интонацией полной неги, а также появлением овладевающими по своей правдивости фрагментов «натюрморта».

Вторая половина творчества Карло также отмечена такими работами как: два алтаря из Нац. гал. в Лондоне, Св. Иакова, передача ключей апостолу Петру, знаменитое «Благовещение», Мадонна триптих, Экстаз блаженного Габриеля Ферретти, Алтарь Одони.

Витторе Кривелли (примерно в 1440 году Венеция — 1501 году Ферма) повторяя выбор брата Карло Кривели, в 1465 переезжает в Дзару, а после в область Марке, в которой он разворачивает обширную деятельность, временами сотрудничая и с сами братом.    https://artchive.ru/artists/279~Karlo_Krivelli

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/5795289.html

Мадонна с младенцем и святыми

Полиптих из пяти частей

Около 1480

дерево, темпера, позолота

113х190 (с обрамлением); центральная композиция: 105х41,5; боковые части – 105х34,5 (каждая)

Инв.: 212

Основы створок – доски пихты; паркетированы; волокна древесины направлены вертикально. В разных местах трещины основы и небольшие утраты красочного слоя, восполненные реставрационной ретушью. Фон, нимбы и украшения выполнены позолотой и частично гравированы.

В центре полиптиха Мадонна, со стоящим на ее коленях Младенцем (в руке Христа – держава, увенчанная крестом), восседает на троне с короной на голове как Царица Небесная; раскрытая книга рядом с ней – Книга Премудрости Соломона; в центре, у ее ног, лежит большое «гранатовое яблоко», под лопнувшей кожурой которого видно множество зерен; гранат здесь не только христианский символ страданий Христа и Воскресения, но и символ Церкви, то есть единства многих под одним началом. По правую руку от Мадонны изображены Святой Антоний аббат с книгой (без традиционных атрибутов – посоха и свиньи) и Святой Николай, держащий епископский (пасторский) посох (но без митры) и книгу с лежащими на ней тремя золотыми шарами.

По левую руку от Мадонны представлены Святой Христофор с посохом из пальмового дерева и Младенцем Христом на плече и святая с книгой и пальмовой ветвью – общими для многих святых атрибутами, а также с короной на голове, позволяющей предполагать, что это изображение Святой Екатерины Александрийской.

В Румянцевский музей поступил как «запрестольный иконостас венецианской школы Мурано». Муратов (1910) считал работой падуанской школы. Романов (устно) приписывал Бартоломео Виварини. Авторство Витторе Кривелли определил Лазарев (устно), и под этим именем памятник был занесен в инвентарную книгу музея.

Полиптих из собрания ГМИИ является одним из центральных произведений Витторе Кривелли раннего периода наряду с такими, как находившаяся ранее в собрании Байер в Нью-Йорке Мадонна с Младенцем и ангелами (Papetti 1997, № 1), и другая композиция на ту же тему, принадлежавшая английскому консулу в Венеции Джону Стрейнджу (Papetti 1997, № 4), известная также по офорту из Музея Коррер в Венеции (инв. 1337). В названных работах встречаются мотивы, использованные и в московском полиптихе. Ранний период творчества Витторе Кривелли, до 1460 года, отмечен близостью манере Антонио Виварини; особенно это заметно в решении боковых частей алтарной композиции из ГМИИ, где фигуры святых замкнуты в себе и существуют изолированно. Дзери (Zeri 1961; 1992а) указывал также на стилистическую и типологическую связь с работами Франческо де Франчески и Джорджо Скьявоне. Именно традициям муранской школы автор нашего полиптиха обязан особым чувством декоративной выразительности, стремлением соединить пластические достижения Ренессанса с почти «готическим» увлечением орнаментальностью и красочностью. В работах Витторе Кривелли часто можно видеть образ Мадонны, сидящей на мраморном троне на фоне небольшой инкрустированной ниши, изображение мраморного пола и богато орнаментированных тканей. Плод граната, запечатленный на переднем плане центральной композиции, следует рассматривать не только как дань иконографической традиции, но и как проявление особого эстетического чувства. Интерес к подобным мотивам определял творчество старшего брата Витторе, Карло Кривелли, нередко помещавшего на переднем плане своих картин с изображением Мадонны и Младенца плоды нарочито преувеличенных размеров.

Московский полиптих представляет большой интерес как образец раннего творчества художника.

Что же касается работ Витторе Кривелли зрелого периода, а именно находящихся в Марках многочастных алтарных композиций (в церкви Сант Агостино в Toppe ди Пальме, Палаццо Комунале в Сант Элпидио и Городской галерее в Сан Северино), то в них верность основным принципам ранних лет соединилась уже с более широким освоением ренессансного опыта.

Указывая на трудности датировки полиптиха из ГМИИ, Дзери (Zeri 1961; 1992а) полагал, что он был исполнен еще в Далмации. В этой связи представляет интерес подпись на гравюре с картины из собрания Стрейнджа: VICTOR.DE.CRIBELLIS./ VENET.PINXIT. Содержащееся здесь указание на венецианское происхождение художника может объясняться тем, что он работал вдалеке от Венеции, в Далмации.

Происхождение: между 1886 и 1898 приобр. Д.А. Хомяковым в Италии (предположительно в лавке антиквара Онганьи на площади Сан Марко в Венеции); 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 4 (Школа Мурано, середина XV века).

Литература: Кат. РМ 1901, с. 37, № 446 (здесь и в других кат. РМ до 1908 – «Запрестольный иконостас венецианской школы Мурано»); Илл. кат. РМ 1901, №364, табл. 13; Отчет РМ 1901,c.6l,№ 10; Кат. РМ 1903, с. 46, № 451; Кат. РМ 1908, с. 83, № 758; Кат. РМ 1909, с. 83, № 763; Кат. РМ 1910, с.

83, № 763 (Неизвестный мастер начала XVI века); Муратов 1910, с. 7-9 ил. (Падуанская школа XV века); Кат. РМ 1912, с. 93, № 2 (здесь и далее – Школа Бартоломео Виварини); Кат. РМ 1913, с. 100, № 2; Кат. РМ 1915, с. 205, 218, № 558; Путеводитель музея 1934, с. 49; Кат. ГМИИ 1948, с.

42 (здесь и далее – Витторе Кривелли); Кат. ГМИИ 1957, с. 74-75; Кат. ГМИИ 1961, с. 103; Zeri 1961, р. 228, 229, 231-235, fig. 18, 19; Di Provvido 1972, p. 42-46, tav. 3; Dizionario Bolaffi 1973, IV, p. 81 (в разделе библиографии); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 17; Альбом ГМИИ 1981, № 12-14 ил.

; Zampetti in Dizionario biografico degli italiani, 31, 1985, p. 161; Кат. ГМИИ 1986, с. 99; Альбом ГМИИ 19896, № 84 ил.; Маркова 1992, с. 90-92 ил.; Markova 1992, р. 22, 30, 31; Zeri 1992а, р. 173-178; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 88-89; Guidebook 1995, р. 88; Кат. ГМИИ 1995, с. 98-99 ил.; Papetti 1997, р. 98, tav.

II, 199-200, № 2, 201-203, 208, 219, 224; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 152.

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/15-16_century/c/crivelli_vittore/madonna_and_child_with_saints.php

Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) представляет сейчас замечательную выставку «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний», которая знакомит нас с одной из малоизвестных граней искусства итальянского Возрождения.

Читайте также:  Описание картины ильи остроухова «первая зелень»

И не только потому, что творчество этого живописца и при жизни, и после смерти существовало в тени таких великих гениев эпохи, как Рафаэль, Леонардо, Микеланджело, Тициан.

Показанные на выставке десять картин из итальянских собраний написаны в разные годы для провинции Марке, с которой была тесно связана вся жизнь художника.

Я хочу вам сказать, дорогие читатели, что войдя на выставку, я стояла, словно завороженная, перед картинами великого мастера. И потому мне очень хочется, чтобы прочитав мой рассказ и посмотрев на представленные здесь произведения художника, вы запомнили его, и, услышав где-нибудь его имя, представляли себе его чудесные работы.

Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса

Лоренцо Лотто родился около 1480 года в Венеции. В самой Венеции он не получил признания, хотя с полным правом может считаться одним из величайших живописцев своего времени.

Из Венеции Лотто уехал еще в юном возрасте, и с тех пор художник был тесно связан с Северной Италией (городами Ломбардии и Венето) и областью Марке, расположенной в Центральной Италии. Художник рано удостоился высокой похвалы.

В одном из документов 1505 года он назван «pictor celeberrimus» (прославленный художник), но произошло это за пределами Венеции – в городе Тревизо. Именно в провинции мастер в основном получал заказы, там он работал, ведя неустроенную жизнь до конца дней своих.

Лоренцо Лотто. Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и Святыми. 1538

Художник не следовал принципам Джорджоне, не оглядывался на Тициана, он был верен лишь самому себе, с годами все острее ощущая, что его искусство чуждо родному городу.

Все заметнее отдаляясь от классической Венеции, Лоренцо Лотто все больше интересовался мастерством великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Живописцы были знакомы.

Их связывала духовная близость, и неудивительно, что многие картины итальянского художника окрашены чисто северной эмоциональностью.

Лоренцо Лотто. Дева Мария из Благовещения. 1526-27

В родной Венеции Лотто бывал лишь эпизодически. В конце декабря 1525 года он приехал туда из Бергамо, который заняли французские войска.

Однако в Венеции он окунулся в атмосферу острого соперничества Порденоне и Тициана, который к тому времени уже создал свою знаменитую «Ассунту» для церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. В эту новую художественную реальность Лоренцо Лотто не вписался.

В 1538 году он еще раз ненадолго приехал в Венецию, чтобы вскоре покинуть ее уже навсегда. Последние годы художник провел в провинции Марке, в Лорето, страдая от одиночества и бедности.

Лоренцо Лотто. Ангел из Благовещения. 1526-27

Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса. Гениальная одаренность мастера позволила ему раскрыть и воплотить в своих работах новые грани итальянского искусства первой половины XVI столетия, которое в широком сознании связано главным образом с классическим идеалом Рафаэля.

Лоренцо Лотто. Святое семейство со Св.Екатериной Александрийской. 1533

Пути от Лоренцо Лотто идут и в будущее, однако его влияние сказалось не столько в Венеции, сколько за ее пределами. По словам Роберто Лонги, известного итальянского историка искусства,

Лоренцо Лотто. Мадонна с Младенцем. 1526-27

Расположенная в Центральной Италии провинция Марке находится на восточном Адриатическом побережье Апеннинского полуострова. Некогда она представляла собой конгломерат небольших городов-государств, каждое из которых называлось «марка» — Марка Анконы, Марко Урбино и т.д.

(итальянское слово «Марке» указывает на множественное число). На протяжении веков эта территория сохраняла тесные отношения с Венецианской республикой, которую называли царицей Адриатики.

Эти контакты касались не только торговли и экономических отношений, но включали также и сферу искусства. Собственный вклад этой провинции в мощное культурное движение, переживаемое Италией в эпоху Возрождения, не было значительным.

Там работали в основном приезжие – венецианские мастера. Во второй половине XV века Карло Кривелли, а с первого десятилетия XVI века Лоренцо Лотто.

Лоренцо Лотто. Мистическое обручение Святой Екатерины. 1523

В 1506 году Лотто впервые едет в Марке, где ему была заказана большая алтарная композиция для церкви Сан Доменико в Реканати. Впоследствии он возвратился туда не раз и там же, при храмовом комплексе Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето, он и закончил свои дни.

Полученные им в Марках заказы на выполнение живописных произведений состоят почти исключительно из произведений религиозного характера, предназначенных для церквей.

На выставке можно видеть картину «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и Святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (Анкона, Городская пинакотека), которая является образцом монументальной алтарной композиции мастера.

Лоренцо Лотто. Портрет Лючины Брембати

Работы Лоренцо Лотто

Некоторые из представленных на выставке работ, такие как «Св.

Рох» (Урбино, Национальная галерея) или створки с изображением «Девы Марии из Благовещения» и «Ангела из благовещения» (Йези, Городская пинакотека), в прошлом были частями алтарных композиций, которые дошли до нас во фрагментах.

Укажем также на работы, посвященные религиозной тематике, но написанные не для церквей, а как молельные образы для частных лиц. Это «Святое Семейство со Св.Екатериной Александрийской» (Бергамо, Академия Каррара), «Мадонна с Младенцем» (Рим. Квиринальский дворец).

Лоренцо Лотто. Принесение во Храм. 1554-55

Также для частного лица была исполнена и картина «Мистическое обручение Св.Екатерины» (Бергамо, Академия Каррара), на которой рядом с Мадонной представлен заказчик произведения Николо Бонги.

За фигурами художник поместил, по рассказам современников, великолепный пейзаж с видом на гору Синай. Но при оккупации французскими солдатами Бергамо один из них вырезал этот пейзаж и  увез с собой.

В отличие от ранее названных, это полотно, одно из выдающихся созданий мастера, было написано для Бергамо, для которого Лоренцо Лотто выполнил большое число работ.

Лоренцо Лотто. Автопортрет

Художник создал обширную галерею портретов и по праву считается одним из ведущих мастеров этого жанра.

Об этой стороне творчества мастера дает представление знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (Бергамо, Академия Каррара), который, как и предыдущая работа, был написан в Бергамо.

В то же время для провинции Марке художник не написал ни одного портрета. Лоренцо Лотто умер около 1556 года, вероятно, в Лоретто.

Музей изобразительных искусств. Выставка Лоренцо Лотто

В России находится всего две работы Лоренцо Лотто. Это «Мадонна с Младенцем» — Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, и «Портрет супругов» в собрании Государственного Эрмитажа.

https://www.youtube.com/watch?v=m9UjeUxCme8

Музей изобразительных искусств не впервые знакомит зрителей с работами Лоренцо Лотто, но никогда прежде его творчество не было представлено столь полно, как на данной выставке, где можно видеть произведения, редко покидавшие пределы Италии.

Выставка открыта до 10 февраля 2013 года.

Все картины кликабельны.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/lorentso-lotto-renessans-v-provintsii-marke-kartinyi-iz-italyanskih-sobraniy

Мадонны Рафаэля (42 картины)

“Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском” (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

“Мадонна Солли” (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

“Мадонна Пасадина” (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения – городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

“Мадонна с младенцем на троне и святые” (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

“Мадонна Диоталлеви” (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу – Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. “Мадонна Диоталлеви” датирована 1504 годом.

На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино – учителя Рафаэля.

“Мадонна Конестабиле” (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас “Мадонна Конестабиле” находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). “Мадонна Конестабиле” считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

“Мадонна Грандука” (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

“Малая Мадонна Коупера” (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

“Мадонна Терранува” (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев – итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

“Мадонна Ансидей” (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

“Орлеанская Мадонна” (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля “Святое семейство с безбородым святым Иосифом” (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля “Святое семейство под пальмой” (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

“Мадонна в зелени” (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

“Мадонна с щеглёнком” (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

“Мадонна с гвоздиками” (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. “Мадонна с гвоздиками”, как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. “Мадонна с гвоздиками” Рафаэля – вариант “Мадонны с цветком” Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

“Прекрасная садовница” (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля “Святое семейство с агнцем” (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина “Святое семейство Каниджиани” (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля “Мадонна Бриджуотер” (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

“Мадонна Колонна” (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

“Мадонна Эстерхаци” (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «преображение господне»

“Большая Мадонна Коупера” (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и “Малая Мадонна Коупера”, картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

“Мадонна Темпи” (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). “Мадонна Темпи” – одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

“Мадонна делла Торре” (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

“Мадонна Альдобрандини” (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев – семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

“Мадонна в голубой диадеме” (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

“Мадонна Альба” (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы – герцогини Альба. “Мадонна Альба” долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

“Мадонна с вуалью” (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

“Мадонна из Фолиньо” (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке.

Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами.

Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

“Мадонна с канделябрами” (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

“Сикстинская Мадонна” (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа – святая Варвара. “Сикстинская Мадонна” находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

“Мадонна дель Импанната” (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Справа – Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

“Мадонна в кресле” (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 “Мадонна в шатре” (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

“Мадонна с рыбой” (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

“Прогулка Мадонны” (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля “Святое семейство Франциска I” (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца – короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном – Иоанном Крестителем. Позади – фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля “Святое семейство под дубом” (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

“Мадонна с розой” (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью “Agnus Dei” (Агнец Божий). Позади всех – святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина “Малое святое семейство” (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа “Малым святым семейством”, чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины “Большое святое семейство” (“Святое семейство Франциска I”).

Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/134%D0%BFny-rafajelja

Картина “Мадонна с младенцем”: описание и фото :

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года.

Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто.

Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности.

Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.

Великолепна его “Мадонна Брера”, в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции – Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.

Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона.

Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте.

По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор.

Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.

Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина “Мадонна с младенцем” Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности.

Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены.

Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение.

Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.

Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах.

Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери.

Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо.

Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.

Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон.

Читайте также:  Описание картины альбрехта блоха «зима»

Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого.

Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

Источник: https://www.syl.ru/article/298071/kartina-madonna-s-mladentsem-opisanie-i-foto

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.

Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Картина названа по фамилии своего прежнего владельца – герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо.

Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна.

Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.

В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.

У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным.

Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным.

Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.

Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств.

В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.

Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать.

Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке.

Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений.

Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.

Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».

Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-madonna-s-mladencem-madonna-litta/

Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля – Дневник живописи

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504-1505 гг. Палаццо Питти, Флоренция

Следующее поколение художников после Рафаэля (1483-1520 гг.) оказались в отчаянном положении. Знатоки искусства в один голос утверждали, что превзойти по мастерству Рафаэля уже невозможно. Совершеннее некуда. Оставалось только восхищаться, копировать и подражать.

Беспорность его мастерства признана и в наши дни. Так в чем же она выражается? Это можно легко оценить с помощью картины Рафаэля “Мадонна Грандука”. Тем более, что в картине есть одна загадка. Ответ на неё я также попытаюсь найти.

Рафаэль как творец совершенной красоты

Так в чем же секрет Рафаэля? Почему многие считают его лучшим художником всех времён?

Рафаэль виртуозно владел методом Леонардо да Винчи “сфумато”. Очертания лиц как бы растворяются в плавных переходах от света к тени. Это делает фигуры объемными и живыми.

Также он подходил к созданию композиции как архитектор. Его композиционные решения очень гармоничны. Мадонна Грандука слегка развёрнута вправо, а младенец – влево. Это и делает их простые позы такими лаконичными.

Рафаэлю удалось приблизиться к совершенной простоте. В том, как расположены руки, как ниспадают складки одежды. Создаётся ощущение, что только так и должно быть.

На самом деле за этой простотой стоит долгий поиск самого верного решения. Только Рафаэлю удавалось так умело прятать предварительную работу. Как будто он создавал свои работы на одном дыхании. Без усилий. Хотя, конечно, это было не так.

Рафаэль был учеником Перуджино. Он тоже писал Мадонн. Разница между ними очевидна. Ученик превзошёл учителя. Рафаэлю удалось достичь вершины подлинной красоты. Все его предшественники были лишь в поиске этого совершенства.

Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США

Загадка Мадонны Грандука

Если вы хорошо знаете работы Рафаэля, то наверняка вам известно, чем “Мадонна Грандука” отличается от других его работ. Если нет, то посмотрите на пару других картин, чтобы заметить разницу.

Картины Рафаэля. Слева: Мадонна в зелени. 1505 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Справа: Святое семейство (Мадонна с безбородым святым Иосифом). 1506 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Обе картины написаны в то же время, что и Мадонна Грандука. Отличаются они фоном. Почти все Мадонны написаны Рафаэлем на светлом фоне интерьера или на лоне природы. Этим он добивался “циркуляции воздуха” и объемности.

Мадонна Грандука была не исключением. Судя по предварительному рисунку, картина задумывалась с пейзажем на заднем фоне.

Рафаэль Санти. Рисунок к картине “Мадонна Грандука”. Кабинет набросков и этюдов в Галерее Уффици, Флоренция, Италия.

Более того, рентгеновский снимок картины также показал, что Мадонна Грандука изначально была создана совсем с другим фоном.

Рентгеновский снимок картины Рафаэля “Мадонна Грандуки” (скопировано с сайта Corriere Della sera). 1. Под чёрной краской – другой слой краски, окружающий фигуры. 2. Балюстрада 3. Пейзаж 4. Нависающая структура (занавес или дерево). 5.

Ещё одна структура (стена дома или занавес).

Многие искусствоведы считают, что Рафаэль в подражание Леонардо да Винчи закрасил свой фон чёрной краской. Ведь великий Леонардо предпочитал темный и мрачный фон. Но тогда Рафаэлю достаточно было заглушить яркие краски.

Зачем закрашивать глухим черным цветом?

Я в эту версию слабо верю. Рафаэль отличался очень кропотливой подготовкой перед созданием картины. Не верится, что он создал картину, а потом вдруг его “осенило” изменить фон. К тому же все остальные его Мадонны того же периода написаны исключительно со светлым задним планом.

Я могу предположить, что фон закрасил кто-то другой. Причём сделано это в стиле Караваджо. Поэтому это явно произошло в 17 веке, 100 лет спустя. Химический анализ краски также подтвердил, что изменения внесены в это время.

Вполне возможно, что это сделал Карло Дольчи (1616-1686), религиозный художник 17 века. Картина принадлежала ему всю жизнь. Пока её не купил у его наследников Герцог Франциск III в 1800 году. Приобрёл он её уже с черным фоном. Судя по описаниям картины того времени.

Кстати, Мадонна получила своё название именно в честь этого владельца (Grand Duca – Великий Герцог в переводе с итальянского).

Карло Дольчи. Мадонна с младенцем. 1660-1670 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Дольчи любил писать святых как раз на тёмном фоне. Тем самым он усиливал религиозность картин. Возможно, ему вздумалось внести изменение и в “Мадонну Грандука”.

Тайна Бриджуоторской Мадонны

Я бы остановилась на этой версии с вероломным Карлом Дольчи, если бы не ещё одна нестыковка!

У Рафаэля есть ещё одна Мадонна с закрашенным черным фоном. Картина написана 1,5-2 года спустя после Мадонны Грандуки.

Рафаэль Санти. Бриджуоторская Мадонна. 1507 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

История та же! Рентген показал, что под чёрной краской – пейзаж в окне. На сайте Национальной галереи Шотландии также указана версия, что Рафаэль сам закрасил пейзаж темной краской.

Получается, что мастер тщательно продумывал композицию, тратил силы на сложный задний план с пейзажем. Чтобы потом все закрашивать? Причём с завидной регулярностью? Это совершенно не похоже на его метод работы.

Возможно, что обе Мадонны принадлежали одному и тому же владельцу до покупки одной из них Карлом Дольчи, то есть в начале 17 века. Может быть этот владелец решил, что пейзажи и интерьеры отвлекают зрителя от Священного образа. Поэтому решил их закрасить.

К сожалению, это только предположение. Установить, кто владел картинами в этот период, мне пока не удалось. Поиски продолжаются.

О других картинах художника читайте в статьях:

 “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/madonna-granduka-rafael/

Ссылка на основную публикацию