Описание картины клода лоррена «похищение европы»

ГМИИ. Франция XVII век. Клод Лоррен

Ещё один живописец, представляющий французское искусство XVII века – Клод Лоррен. Как и Пуссен, большую часть жизни он прожил в Риме.  Он и Николя Пуссен были близкими друзьями, перерисовали всё, что только было можно, необычайно плодовиты, у обоих очень много картин.

Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод. И все знали, что это – Лоррен. Клода Моне “Клодом” не называли, просто Клодом был Лоррен. Для рассказа о пейзажах художника очень важно иметь ввиду следующее.

Правила французской академии художеств

В 1648 году была открыта Академия во Франции. Первые, отучившиеся там художники стали академиками и именно они спорили и определяли, какие же художественные жанры могут существовать на французской земле.

Натюрморту места не осталось совсем, остальные же жанры они расставили в следующем порядке : 1. Историческая картина (идеал Пуссена – мифология, история, литература).
2. Парадный портрет.
3. Пейзаж.

Презираемый жанр, но его признавали, когда в нём была сюжетная завязка.

Клод Лоррен. Пейзажи

Лоррен был одним из тех, кто писал пейзажи. Для того, чтобы поднять свой жанр на более высокий уровень, Лоррен вписывал в него мифологический или исторический сюжет. Тогда пейзаж считался историческим, а художник назывался историческим пейзажистом. 

«Похищение Европы» – один из лорреновскх пейзажей, находящихся в экспозиции ГМИИ. Во всех своих пейзажах он изображает землю, воду – заливы или бухты, небеса, рассветы или закаты и варьирует их по-разному, фантазируя до бесконечности.

 Все его пейзажи – сочинённые. И все строятся по следующим принципам:

– В пейзажах Лоррена всегда царит прекрасное лето.

 – Действо разворачивается, как бы на сцене, у которой есть кулисы.И если кулисы вплотную примыкают с одной стороны, то с другой – отодвинуты вглубь.

– Три плана всегда построены по принципу геометрии и оптики.

 – Трём разным планам соответствует три цвета – первый план – коричневато-зелёный, второй – доминирующий зелёный, третий – голубой.

 Эти традиции Лоррена станут непререкаемыми в глазах французских академиков и будут, по сути, неизменны до тех пор, пока во Франции не появятся художники – барбизонцы, старавшиеся по новому посмотреть на жанр пейзажа. Они будут отвергнуты только импрессионистами. Последние станут трактовать жанр пейзажа совершенно по-новому.

Клод Лоррен. “Похищение Европы”

Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Кстати, совершенно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось.

Из этого мифа были выделены некоторые эпизоды, которые многократно интерпретировались в искусстве и литературе. Сюжет о похищении Европы достаточно известен.

Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже, и унёс её на противоположный берег моря.
 

“Тот берег” и был назван в честь принцессы – Европой. Этот  сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.

В этом пейзаже Лоррен создаёт своеобразную живописную кулису, помещая на первый план деревья, следуя принципам, о которых было сказано выше. Интересно, что Лоррена признают одним из предвестников импрессионизма, он также любил наполнять свои пейзажи светом и воздухом.

Даже больше – главная фигура в композициях художника – свет, который всё на себя нанизывает. Лоррен однажды заметил, что косые лучи света, как на этом пейзаже, позволяют всё на себя нанизать, дать спаянную деталь построения.

Лучи у него скользят, падают тени от персонажей, и, глядя на игру света, восстанавливается композиционный строй пейзажа. И если у Пуссена пейзаж немыслим без сюжета и сюжет взаимосвязан с окружением, то у Лоррена похищение девушки Зевсом никак не отражается на том, как трактован пейзаж.

В нём нет никакого драматизма и художнику не важно, кого изображать, Зевса или Аполлона, Европу или Венеру. Для него включение мифа в пейзаж был поводом для написания пейзажа, трактовки пейзажа исторической картиной. 

 “Похищение Европы” происходит из собрания Б.Н.Юсупова. Это работа высочайшего качества. Лоррен часто не сам вписывал фигурки в пейзаж, а поручал это ученикам. В этом же полотне всё до мельчайших  деталей выполнено самим Клодом.

Продолжение “ГМИИ. ФРАНЦИЯ XVII век. Портрет Аделаиды Савойской.”

Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-klod-loren/

Французский художник Клод Лоррен

Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; 1600- 1682).

Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellee, Gelee); 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. 

Клод Лорен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг.

он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки.

С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса, и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П.

Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Здесь он декорирует свод церкви и пишет архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.

В1627 году Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Там он живёт до самой смерти (1627—1682). Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.

В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем». В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо), из которых — два пейзажа с отшельниками. Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивольо, принца Колонну.

Похищение Европы. 1667. Лондон. Королевская коллекция
В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650); с 1634 он — член Академии св. Луки (т. е. художественной академии). Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказывается, предпочитая спокойную работу. Он общается с художниками, в частности — с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина.
Лоррен не был женат, но имел дочь, Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество.Лоррен умер в Риме в 1682. 
Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.
Пейзаж с Асканием стреляющим в Оленя Сивиллы, 1682. Оксфорд. Ashmolean Museum

Пейзаж с нахождением Моисея.1638. Прадо

Суд Париса. 1645-1646. Вашингтон. Национальная галерея 
Похищение Европы. 1655. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Остальные картины кликабельны*

Отплытие царицы Савской.1648.Национальная галерея, Лондон
«Морская гавань при восходе солнца»1674. Старая пинакотека.
«Гавань с виллой Медичи»
«Пейзаж с пастухами (Пастораль)»
«Вид Дельф с процессией паломников» Рим, галерея Дория-Памфили
«Осада Ла Рошели войсками Людовика XIII»
«Эгерия, оплакивающая Нуму»
«Пейзаж с кающейся Магдалиной»
«Пейзаж с Аполлоном, музами и речным божеством» 1652 Национальная галерея Шотландии
Вид Римской Кампаньи из Тиволи, вечером (1644-5) 
«Пейзаж с Давидом и тремя героями»
«Пасхальное утро»
«Поклонение золотому тельцу»
«Пейзаж с нимфой Эгерией и царем Нумой» 1669.Galleria Nazionale ди Каподимонте.
«Пейзаж с пастухом и козами» 1636. Лондон, Национальная галерея
«Пейзаж с Аполлоном и Меркурием»1645 г. Рим, галерея Дория-Памфили
«Отплытие св. Павла в Остию»
«Одиссей передаёт Хрисеиду ее отцу» 1648 г. Париж, Лувр
«Деревенский танец»
«Прибытие Клеопатры в Тарсу» 1642, Лувр
«Изгнание Агари»
«Ацис и Галатея»
«Кампо Ваччино»
«Отплытие св. Урсулы»
«Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки»
«Примирение Кефала и Прокриды»1645 г. Лондон, Национальная галерея
«Эней на острове Делос»1672 г. Лондон, Национальная галерея
«Пастух»
«Вилла в римской Кампанье»
«Бегство в Египет»
http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post136796405/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43194732032/prev

Клод Лоррен. В чем заключается тайна его живописи?

Однажды юная и прекрасная дочь сидонского царя Агенора Европа, как повествует древнегреческий миф, вместе с подругами отправилась на берег моря. Ее увидел могучий громовержец Зевс и решил похитить. Чтобы не испугать юную царевну, он принял образ кроткого белого быка и, когда Европа уселась на его спину, быстро помчался к морю, волны которого расступились перед ним.

Этот поэтический миф привлекал многих художников. Его запечатлели древнегреческие скульпторы и вазописцы, римские мозаичисты и мастера помпейских росписей. Очень популярен был сюжет «Похищение Европы» в искусстве эпохи Возрождения.

К нему обращались крупнейшие художники XVII—XVIII вв. Прекрасную картину на этот сюжет создал русский живописец В. Серов. Каждый мастер выразил свое понимание древнегреческого мифа.

Одни стремились передать бурную динамику сцены похищения, других привлекали возможности богатого декоративного решения картины.

Клод Лоррен избирает иной путь. На его картине фигуры людей, животные занимают незначительное место. Они оживляют передний план, вносят в него движение, жизнь.

Этим приемом художник подчеркивает, что сцене похищения отведена второстепенная роль. Главное для него — образ возвышенной, гармоничной природы, с которой человек живет в мире и согласии. Это идеальный мир.

В полотне словно воплотились представления о «золотом веке» человечества.

Преобладающее значение в композиционном построении имеют линии, влекущие взор в глубину: к извилистому берегу морского залива, стоящим на рейде кораблям и спускающимся к морю горам. Этому же подчинено и цветовое решение картины.

Густой изумрудно-зеленый цвет водной поверхности переднего плана постепенно переходит в светло-голубой, почти сливающийся с небом на горизонте.

Не случайно Лоррен помещает здесь небольшое, словно растворяющееся в мареве белое пятнышко паруса.

Картина наполнена светом и воздухом. Тонким кружевом вырисовываются на фоне неба листва деревьев, корабельные снасти.

Композиция картины, распределение затененных мест, свет, разлитый в ней и связывающий передний и дальний планы в одно нераздельное безбрежное пространство, увлекают зрителя в прозрачную морскую даль, призывают последовать за одиноким парусом на горизонте. Безмятежная идиллия сцены меркнет перед манящей далью, полной простора, воздуха.

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «крестьянская свадьба»

Картина исполнена высокого лирического чувства и вместе с тем пронизана затаенной грустью о другой жизни, может быть, насыщенной тревогой и борьбой, но не менее прекрасной. Именно это качество привлекло в XIX в. художников-романтиков к произведениям Клода Лоррена.

Лоррен — представитель искусства французского классицизма XVIII в. Направление зиждилось на преклонении перед разумом человека, признании целесообразности мироздания.

Идеал классицизма — человек, живущий в счастливом единении с природой. Почти всю жизнь живописец провел в Риме, однако и вдали от родины остался глубоко национальным художником.

Он был страстно влюблен в природу, понимал и ценил ее величественную красоту.

Композиции Лоррена — это сочиненные ландшафты. Но в их основе — многочисленные зарисовки, сделанные в окрестностях Рима.

Художник предпочитал писать против солнца, когда все предметы становятся как бы прозрачными, и любовно отделывал детали переднего плана, тающие в дымке дали.

Мифологические персонажи он вводил в свои полотна, следуя нормам классицизма, не признававшего «чистого» пейзажа, как якобы «низшего» среди других жанров.

Решающего значения эти сцены не имеют, а являются лишь смысловым и художественным дополнением картины. Их исполнение Лоррен обычно доверял собратьям, искушенным в жанровой и мифологической живописи.

Для самого же мастера главными в картине всегда были лирическое ощущение природы, воздух и свет.

По поэтичности и гармонической ясности его произведения принадлежат к лучшим образцам мировой пейзажной живописи, волнуют зрителя возвышенным чувством прекрасного, простотой композиции и свежестью красок.

Проблема освещения в живописи постоянно занимала художника. В том же зале музея находится его полотно «Прибытие Энея в Италию, или Утро Римской империи». Название можно легко заменить на «Утро в гавани».

Ведь фактический герой картины — солнце, лучи которого пробиваются сквозь золотистую дымку утреннего тумана. Лоррен выбирает торжественное мгновение, когда солнечный диск едва поднимается над горизонтом и золотая дорожка бежит по ряби волн.

Прибрежные скалы и корабли в гавани еще погружены в легкий сумрак, но природа уже пробуждается ото сна. Ночные тени только на переднем плане. Чем дальше, тем воздушнее становятся предметы. Они словно пронизаны светом и кажутся пылающими на золотисто-огненном фоне.

Скалы и корабли, словно кулисы, обрамляют величественную сцену. Во всем ощущается гармония; кажется, что совершенство достижимо, а природа навсегда останется возвышенной и прекрасной.

Тончайшая передача состояний природы, воздушной среды — ключ к разгадке тайны живописи Лоррена. Он стремится запечатлеть холодный рассеянный свет раннего утра, яркость полудня, таинственный сумрак ночи.

Поэтому его картины нередко составляют циклы, посвященные разным временам года и состояниям природы. Один из них, состоящий из 4-х картин, «Четыре времени суток» («Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь»), 1651−1672 гг., хранится в Эрмитаже.

Эта сюита — одна из жемчужин в коллекции французской живописи XVII в. музея.

Наиболее ярко особенности творческого метода Клода Лоррена проявились в полотне «Утро». Какая необыкновенная свежесть, светлая поэзия разлиты в картине! Господствует настроение тихой задумчивости, даже некоторой грусти — этому служит излюбленный художником мотив античных руин. Но оно скоро исчезнет, растворится под ослепительными лучами восходящего солнца.

Лоррен тонко чувствует изменения световоздушной среды в различные моменты дня: наступления светлого утра с первыми проблесками солнца, его захода и погружения природы в сумеречную тьму.

Последовательно высветляя композиционные планы по мере их удаления, он достигал впечатления широты пространства.

Художник помещал источник света в самой глубине картины, у горизонта или высоко, как бы за пределами, добиваясь тончайших переходов от светлых до затененных участков изображения. Это сообщало его произведениям безмятежность, спокойствие и гармонию.

Мягкой живописной манерой Лоррен передавал особенности колорита в самой природе, которую он воспринимал сквозь призму личных переживаний. Мечтательные и элегичные пейзажи мастера наряду с его циклом картин «Четыре времени суток» — это хвалебный гимн миру, его величавой красоте. Воздух, простор, прозрачные манящие дали являются главными героями пейзажей Клода Лоррена.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/29448/

Похищение Европы в живописи

01.03.2015

Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора.

Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит.

Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.

Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910).

Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов.

Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно.

Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка.

Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.

Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей, и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Она никак не похожа на юную царевну. К тому же, Рембрандт изобразил сам момент похищения: мощный бык вспарывает водную гладь, а на лицах подружек Европы застыл невообразимый ужас.

У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Европа только-только уселась на спину быку, и он еще не собирается бросаться в бегство. Все спокойно и умиротворенно. Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869).

Полотно в первую очередь привлекает оригинальность мазка, он кажется рваным и незавершенным. Благодаря летящему купидону, создается впечатление, что бык с девушкой тоже парят в воздухе. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему.

Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано.

Жан Кузен старший. 1550

Паоло Веронезе. 1578

Петер Пауль Рубенс. 1630

Рембрандт.1632

Корнелис Шут I. 1640-1642

Франческо Альбани. 1645

Шарль-Жозеф Натуар. 1731

Франсуа Буше.1732-1734

Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франсуа Буше. 1747

Французская школа. XVIII век

Себастьяно Конка

Клод Лоррен. 1667

Лука Джордано. 1675-1677

Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740

Ноэль-Николя Куапель.1727

Джованни Баттиста Тьеполо. 1725

Жан Батист Мари Пьер. 1750
Похищение Европы. Гюстав Моро. 1869Антонио Караччи
Похищение Европы. Симон Вуэ, 1640

Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.

Похищение Европы. Николай Бурдыкин

Похищение Европы

Источник: https://8-poster.ru/onenews/410/

Похищение Европы картина Серова В. А. 1910 г

Похищение Европы картина Серова В. А. замечательного русского живописца, была завершена в 1910 г. и известна в нескольких (около десяти) авторских вариантах. Написана на картоне темперой и имеет размер 71 х 98 см.

На картине изображено море, над которым огромный оранжево-коричневый сильный бык на спине уносит красавицу Европу. Она выглядит совершенно спокойной и даже равнодушной к происходящему.

Хотя сюжет заимствован из греческой мифологии, в Европе мы не увидим мраморной застывшей красоты. Ее можно принять за обычную девушку.

Вокруг этих двух персонажей — в морской воде резвятся дельфины, словно свита, сопровождающая быка.

В этом произведении мы легко обнаружим символику. Европа уже не следует долголетнему поклонению античности, она находится в движении вперед. И это ее, как видим, не беспокоит.

Впереди нет конкретной цели, конечного пункта следования, но это будущее, и Европа не собирается оплакивать прошлое, оставленное ею по воле божественного Зевса. Какой берег выберет, стремительно уносящий ее могучий бык? Ответа на этот вопрос нет.

Но герои композиции оглядываются на зрителей, приглашая их последовать за ними.

Миф о похищении царевны лежит в основе теории о зарождении европейской цивилизации. Рожденных красавицей троих детей, усыновил правитель Крита. Их потомки и стали первыми европейцами.

Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм. Его дают дельфины, именно они, своими играми, еще больше подчеркивают физическую силу быка. Можно сказать, что автор намеренно сделал море лишь фоном, хотя, и могущественным, и неукротимым в своей стихии.

Небольшие блики, легкое отражение персонажей на воде — все это также подчеркивает силу Зевса, которому безропотно подчиняется все в этом мире. Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение.

Присмотритесь, и вы без труда различите мазки, градуированные тончайшими переходами близких оттенков.

В картине Похищени е Европы трудно найти второстепенные детали. Оно написано как бы по определенной схеме, что характерно для модернизма. Серов большое внимание уделяет образу Быка.

Если внимательно всмотреться в эту центральную фигуру, то мы без труда заметим черты человеческих эмоций.

Это перевоплощение главного бога Олимпа — Зевса, воспылавшего неукротимой страстью к дочери правителя Финикии Агенора.

Стоит также особо подчеркнуть, что палитру картины — смешение коричневых, синих и черных оттенков — автор позаимствовал из старинных фресок, увиденных им на острове Крит.

Серов создавал эту картину, после своей поездки на Крит в 1907 г, где он с огромным интересом рассматривал развалины величественного Кносского дворца. Это одна из его последних работ. Она представляется осмыслением творческого пути, размышлением о современном мире. Возможно, поэтому «Похищение Европы» признано самым удачным из произведений Серова. Это образец модернизма.

Древний миф много раз вдохновлял живописцев. Но картина Серова Похищение Европы полностью отличается от других произведений. Здесь не присутствуют светлые тона и изящество линий.

Она масштабна и монументальна. Композиция строится на движении по диагонали, словно изображенные персонажи движутся не только вперед, но и ввысь.

Большую часть полотна занимает море: грозное, бушующее и неспокойное.

Напомним, что два варианта картины Похищение европы находятся в Третьяковской галерее Москвы, еще один — в Русском музее Санкт-Петербурга.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «отречение петра»

Многие искусствоведы утверждают, что лучший вариант долгие годы был в семье художника. В 1996 г.

наследники Серова написали руководству Третьяковской галереи и попросили принять этот вариант на хранение, выдвинув только одно условие — о выставлении его в постоянной экспозиции.

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/pohischenie-evropy.html

Клод Лоррен Картины

Картины Клода Лоррена чаруют своими уютными пейзажами и живостью сюжетов. Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник.

Закажите печать картин Клода Лоррена любого формата и размера, на ваш выбор.

Основоположник жанраОсновоположник этого жанра и автор картины – Клод Желле, прозванный Лоррен (1600-1682), француз по происхождению, но сформировавшийся как художник и творивший в Италии, в Риме, всю свою жизнь, за вычетом нескольких лет.

В картине используются типичные приемы классического пейзажа – характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний. Гете писал о французском живописце Клоде Лоррене: «нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда».

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году.

Оказавшись в плену очарования этой картины, вы все глубже и подробней вглядываетесь в ее детали, будто проникшись замыслом Клода Лоррена: как можно дольше задержать зрителя около своего творения, открывая ему неведомые до того объекты и явления природы, подвластные мастерству живописца.

Позднее картины Клода Лоррена становятся более интимными и деликатными.

Художник Клод Лоррен, творчество, картины, биография

Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Луки (т. е. художественной академии).

В позднем периоде работы художника становятся все более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Вероятно, он дал начальные навыки будущему художнику. Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея).

Описание картины Клода Лоррена «Утро»

Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском).

Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.

Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин.

Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр.

Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена. Здесь свою творческую карьеру он начал, как и многие художники, с фресок и портретов на заказ, а позже полностью сосредоточился на пейзажной живописи.

Описание картины Клода Лоррена «Похищение Европы»

Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). Родился в крестьянской семье и рано стал сиротой.

Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо).

Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры.

Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи. Аллегри и Н. Колонбеля. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо.

  • Клод Лоррен: биография и творчество
  • Картины и репродукции Клода Лоррена
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»
  • Все Картины Клод Лоррен по алфавиту

Из этого мифа были выделены некоторые эпизоды, которые многократно интерпретировались в искусстве и литературе. Позже Клод Лоррен переехал в Неаполь, а затем навсегда поселился в Риме.

Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Тасси некоторое время сотрудничал с известным римским мастером Орацио Джентилески.

Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей.

Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Среди родственников мальчика – гравер (старший брат). В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром.

  • Лоррен – от идеального пейзажа к идиллии
  • Словари и энциклопедии на Академике

Лувр, Париж.

Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Мастер пространственных решений, художник изображает действие на фоне заката солнца — чуда природы. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище.

С огромным мастерством художник показывал игру солнечных лучей в различное дневное время, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. — 18 г. н. э. ).

Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане.

В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр. Рано остался сиротой.

Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура.

Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси.

В композиции уравновешены две части: справа высится красивый античный храм с ионическими колоннами, на его высокой платформе — стройные фигуры женщин. Пейзаж с Товием и ангелом, 1663.

Сюжет о похищении Европы достаточно известен.

Ничто не предвещает трагической развязки. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н.

«пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах.

Не зная английского языка, нанявся слугой в дом художника-пейзажиста Агостино Тасси (1578 – 1644). Национальный музей Каподимонте, Неаполь. Аллегри и Н. Колонбеля.

Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Холст, масло, 116153, 5 см.

Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.

Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы.

Холст, масло, 155199 см.

С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П.

Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Во II веке она была умерщвлена. Холст, масло, 5612 см.

Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Он всегда уделял большое внимание изображению света, поставил целую проблему освещения, разделив его на утренний и вечерний, сумеречный интересовался атмосферой, плотностью воздуха, его светонасыщенностью.

Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.

До него подобное не было принято вовсе. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П.

Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Кампо Ваччино в Риме, около 1636.

Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. В подростковом возрасте он добрался Рима, чтобы научиться художественном ремеслу. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию.

Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины.

Особенно хороша картина «Утро». Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.

Аллегри и Н. Колонбеля. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба.

В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить.

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «женский портрет»

Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.

В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627.

Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии).

Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии.

Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей).

Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок.

Но на художественную манеру Лоррена живопись караваджистов не повлиял. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение.

Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей – Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Интересно, что именно Лоррен ввел в работу живописца понятие пейзаж по желанию заказчика.

Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы.

Вдалеке виден Колизей. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки.

Действие происходит в лесу у озера Неми. Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея). В левом углу картины Галатея подплывает в ладье к берегу, в центре картины изображена радостная встреча влюбленных.

Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.

Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/klod-lorren-kartiny/

Колпинский Юрий — Всеобщая история искусств в шести томах. Том 4 (с иллюстрациями)

Другое крупное произведение Франсуа Мансара — церковь Валь де Грае (1645—1665) была построена по его проекту уже после его смерти.

В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в.

, фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.

Таким образом, в первой половине 17 в. начинается процесс вызревания нового стиля и подготовляются условия для расцвета французского зодчества второй половины столетия.

* * *

В начале 17 в., после периода гражданских войн и связанного с ними известного спада культурной жизни, в изобразительном искусстве, как и в архитектуре, можно было наблюдать борьбу пережитков старого с ростками нового, примеры следования косным традициям и смелого художественного новаторства.

Наиболее интересным художником этого времени был работавший в первые десятилетия 17 столетия гравер и рисовальщик Жак Калло (ок. 1592—1635). Он родился в Нанси, в Лотарингии, юношей уехал в Италию, где жил вначале в Риме, а затем во Флоренции, где находился вплоть до своего возвращения на родину в 1622 году.

Очень плодовитый мастер, Калло создал более тысячи пятисот гравюр, чрезвычайно разнообразных по своим темам. Ему пришлось работать при французском королевском дворе и герцогских дворах Тосканы и Лотарингии.

Однако блеск придворной жизни не заслонил от него — тонкого и острого наблюдателя — многообразия окружающей действительности, полной резких социальных контрастов, изобиловавшей жестокими военными потрясениями.

Калло — художник переходной эпохи; сложность и противоречивость его времени объясняют противоречивые черты в его искусстве. Еще заметны в работах Калло пережитки маньеризма — они сказываются и в мировосприятии художника и в его изобразительных приемах. Вместе с тем творчество Калло дает яркий пример проникновения во французское искусство новых, реалистических тенденций.

Калло работал в технике офорта, которую он усовершенствовал. Обычно мастер использовал при гравировании повторное травление, что позволяло ему добиваться особой четкости линий и твердости рисунка.

Жак Калло. Офорт из серии «Нищие». 1622 г.

Жак Калло. Кассандр. Офорт из серии «Три Панталоне». 1618 г.

В произведениях Калло раннего периода еще сильны элементы фантастики. Они сказываются в стремлении к причудливым сюжетам, к преувеличенной гротескной выразительности; мастерство художника иногда принимает характер самодовлеющей виртуозности. Эти черты особенно ярко сказываются в сериях гравюр 1622 г.

—«Балли» («Танцы») и «Гобби» («Горбуны»), созданных под впечатлением итальянской комедии масок. Произведения подобного рода, еще во многом поверхностные, свидетельствуют о несколько односторонних поисках художником внешней выразительности. Но в других сериях гравюр уже отчетливее выражаются реалистические тенденции.

Такова целая галлерея типов, которых художник мог непосредственно видеть на улицах: горожан, крестьян, солдат (серия «Каприччи», 1617), цыган (серия «Цыгане», 1621), бродяг и нищих (серия «Нищие», 1622).

Эти маленькие фигурки, выполненные с исключительной остротой и наблюдательностью, обладают необычайной подвижностью, острой характерностью, выразительностью поз и жестов.

С виртуозным артистизмом передает Калдо элегантную непринужденность кавалера (серия «Каприччи»), четкий ритм танца в фигурах итальянских актеров и их ужимки (серия «Балли»), тяжеловесную чопорность провинциальной аристократии (серия «Лотарингское дворянство»), старческие фигуры в лохмотьях (серия «Нищие»).

Жак Калло. Мученичество св. Себастьяна. Офорт. 1632-1633 гг.

Наиболее содержательны в творчестве Калло его многофигурные композиции. Тематика их очень разнообразна: это изображение придворных празднеств («Турнир в Нанси», 1626), ярмарок («Ярмарка в Импрунете», 1620), военных триумфов, битв (панорама «Осада Бреды», 1627), охот («Большая охота», 1626), сцен на мифологические и религиозные сюжеты («Мученичество св.

Себастьяна», 1632—1633). В этих сравнительно небольших по размерам листах мастер создает широкую картину жизни. Гравюры Калло носят панорамный характер; художник смотрит на происходящее как бы издалека, что позволяет ему добиться широчайшего пространственного охвата, включить в изображение огромные массы людей, многочисленные разнохарактерные эпизоды.

Несмотря на то, что фигуры (а тем более детали) в композициях Калло нередко очень малы по размерам, они выполнены художником не только с замечательной точностью рисунка, но и в полной мере обладают жизненностью и характерностью.

Однако метод Калло таил в себе отрицательные стороны; индивидуальные особенности действующих лиц, отдельные детали нередко становятся неуловимыми в общей массе многочисленных участников события, главное теряется среди второстепенного.

Недаром обычно говорят, что Калло смотрит на свои сцены как бы в перевернутый бинокль: его восприятие подчеркивает отдаленность художника от изображаемого события. Эта специфическая особенность Калло — вовсе не формальный прием, она закономерно связана с его художественным мировоззрением.

Калло работал в эпоху кризиса, когда идеалы Возрождения утратили свою силу, а новые положительные идеалы еще не утвердили себя. Человек у Калло, по существу, бессилен перед внешними силами. Не случайно темы некоторых композиций Калло приобретают трагическую окраску. Такова, например, гравюра «Мученичество св. Себастьяна».

Трагическое начало в этом произведении заключено не только, в его сюжетном решении — художник представил многочисленных стрелков, спокойно и расчетливо, как по мишени на стрельбище, выпускающих стрелы в привязанного к столбу Себастьяна,— но и в том чувстве одиночества и бессилия, которое выражено в осыпаемой тучей стрел крошечной, трудно различимой фигурке святого, словно затерявшейся в огромном безграничном пространстве.

Наибольшей остроты достигает Калло в двух сериях «Бедствий войны» (1632—1633). С беспощадной правдивостью показал художник страдания, которые обрушились на его родную Лотарингию, захваченную королевскими войсками. Гравюры этого цикла изображают сцены казней и грабежей, наказание мародеров, пожары, жертв войны — нищих и калек на дорогах.

Художник подробно повествует о страшных событиях. В этих изображениях нет никакой идеализации и сентиментальной жалости. Калло как будто бы не выражает своего личного отношения к происходящему, он кажется бесстрастным наблюдателем.

Но в самом факте объективного показа бедствий войны заключена определенная направленность и прогрессивный смысл творчества этого художника.

На раннем этапе французского абсолютизма в придворном искусстве преобладающее значение имело направление барочного характера.

Первоначально, однако, поскольку во Франции не было значительных мастеров, королевский двор обращался к знаменитым иностранным художникам. Так, например, в 1622 г.

для создания монументальных композиций, украсивших недавно построенный Люксембургский дворец, был приглашен Рубенс.

Постепенно наряду с иностранцами стали выдвигаться и французские мастера. В конце 1620-х гг. почетное звание «первого художника короля» получил Симон Вуэ (1590—1649). Долгое время Вуэ жил в Италии, работая над росписями церквей и по заказам меценатов. В 1627 г. он был вызван Людовиком XIII во Францию.

Многие из созданных Вуэ росписей не сохранились до нашего времени и известны по гравюрам. Ему принадлежат помпезные, выдержанные в ярких красочных тонах композиции религиозного, мифологического и аллегорического содержания. Образцами его работ могут служить «Св.

Карл Борромей» (Брюссель), «Принесение во храм» (Лувр), «Геркулес среди богов Олимпа» (Эрмитаж).

Вуэ создал и возглавил официальное, придворное направление во французском искусстве. Вместе со своими последователями он перенес во французскую монументальную декоративную живопись приемы итальянского и фламандского барокко. По существу, творчество этого мастера было мало самостоятельно.

Обращение Вуэ в его поздних произведениях к классицизму также свелось лишь к чисто внешним заимствованиям.

Лишенное подлинной монументальности и силы, иногда до приторности слащавое, поверхностное и бьющее на внешний эффект, искусство Вуэ и его последователей было слабо связано с живой национальной традицией.

Источник: https://fanread.ru/book/13017089/?page=61

Ссылка на основную публикацию