Выставка художника Константина Коровина
Константин Коровин является виртуозным мастером, глубоко чувствующим цвет. Он стал первым и непревзойденным импрессионистом в русской живописи.
Для того, чтобы посмотреть и оценить все его работы, начиная с ранних произведений абрамцевского периода и до картин, написанных в эмиграции, можно посетить выставку Константина Коровина в Государственной Третьяковской галерее. Выставка посвящена 150-летию со дня рождения художника.
Константин Коровин. Осень. 1880-е
Начиная со времени ученичества, когда Коровин постигал живописные приемы наставников, А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, он уже являлся сложившимся самостоятельным автором. Пейзаж «Осень» (1880-е) напоминает о тонком лиризме саврасовской живописи.
Константин Коровин. Речка в Меньшове. 1885
В картинах «Речка в Меньшове» (1885) и «За чайным столом» (1888), написанных на даче Василия Дмитриевича, чувствуется влияние его учителя Поленова. По примеру Поленова для картины «За чайным столом» Коровин использовал фотографию.
Константин Коровин. За чайным столом. 1888
Картину «В лодке» (1888) Коровин писал традиционным классическим методом: он делал несколько пейзажных этюдов речного берега и написал два портрета М.В.Якунчиковой.
Константин Коровин. В лодке. 1888
Подготовительные работы Коровин также делал и для известного полотна «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889), принесшему ему мировую известность на всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-89
Цветовой гармонии живописец добивается в картинах, написанных в Париже, в частности, «В мастерской художника» (1892-1894), выполненной в изысканных оливково-коричневых тонах.
Константин Коровин. В мастерской художника. 1892-94
Превосходная тональная разработка была сделана Коровиным в северных этюдах, это «Зима в Лапландии» (1894) в серебристо-серой гамме.
Константин Коровин. Зима в Лапландии. 1894
Этюдом с натуры является поэтически проникновенная работа художника «Зимой» (1894), о которой его ученик Б.В.Иогансон писал:
Константин Коровин. Зимой. 1894
Существует одна особенность раннего творчества художника. Произведения, написанные в этот период, стали основой, определившей все дальнейшее развитие мастера. В картине «За чайным столом», совместившей пейзаж, портрет, жанр и натюрморт, наметилась вся будущая тематика его работ.
Константин Коровин. У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина. 1916
Удачно найденное решение двойного портрета в работе «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» претворилось в его творчестве 1910-х годов, например, в картине «У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина» (1916).
Продолжение рассказа о жизни и творчестве художника Константина Коровина следует…
Выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта до 12 августа.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/konstantin-korovin/vyistavka-hudozhnika-konstantina-korovina-2
Картина Коровина «За чайным столом»
egul
ВЫСТАВКА КАРТИН КОНСТАНТИНА АЛЕКСЕЕВИЧА КОРОВИНА В РУССКОМ МУЗЕЕ
Человек в офицерской фуражке за столом
После посещения 11 сентября 2011 выставки картин Константина Алексеевича Коровина, что была в корпусе Бенуа Русского Музея я немного покопался в разных источниках. Точнее — попытался выяснить, кто же изображён на картине «За чайным столом» (1888):В частности, слева сидит некто в офицерской (?) [не гимназической? не студенческой?] фуражке.
Если офицерская, то как тогда предписывали господам офицерам сидеть за столом (в фуражке? без оной?). Если не офицер, то, понятно, неважного воспитания личность или же уставы гимназические и прочие предписывали то же, что и для офицерской фуражки.
В музее, хотя я изучил огромный каталог выставки (но не приобрёл его, безумные там краски), ничего не нашёл.
После поездки стал копать.
Впрочем, смотрите сами.
==================
Итак,
Полнота воплощения красоты натуры, стремление к максимальной «правде видения» свойственны произведениям Коровина, написанным в имении Поленова в Жуковке, где Коровин провел лето 1888 года.
Одним из центральных произведений этого цикла является работа «За чайным столом». Коровин изобразил в ней спиной Елену Поленову, за ней приятеля семьи Вячеслава Зиборова, лицом к зрителю Наталью Поленову и в профиль ее сестру художницу Марию Якунчикову. Однако не портреты людей, не их характеристики интересуют художника.
Главное в ней – передача общего настроения, которое непредвзято и непреднамеренно фиксируется глазом.
Концепция картины в какой-то мере перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, наполненными светом и воздухом.
Коровин тоже превосходно почувствовал дыхание летнего утра, те ощущения, которые испытывает человек в эти ранние часы, когда дышится легко, полной грудью.
Палитра мастера необыкновенно чиста, краски сверкают, серебристые рефлексы сообщают всему светоносность и воздушность. С их помощью все приводится в единую цветовую гармонию.
=======================
Глава четвертаяПредстояло опять, быть может с необходимой строгостью, помуштровать Константина, вкусившего сладость оваций.
Впрочем, на даче у Поленовых, попав в «ужасно вдохновительную» компанию — писать этюды ходили вшестером: Василий Дмитриевич с женой и сестрой, Коровин, Остроухов и младшая сестра Натальи Васильевны Маша Якунчикова, — Коровин нагрунтовал кипу холстов, раньше всех поднимался, работал с утра до ночи, вообще повел себя так, словно недавнее упоение театром было тяжелой кабалой, из которой удалось, наконец, вырваться. Тут легко впасть в тон нестеровских насмешек над изменчивой коровинской натурой, однако нет, пожалуй, оснований. Долго тянул, не в силах оторваться от декораций, — а разве не прав он был, заявляя: «Декорации я так же пишу, как и все, и думаю, что это такое же чистое искусство». Вдали от театральных соблазнов кинулся к работе на натуре, будто только о ней и мечтал, — а ведь наверняка и мечтал, ведь и в театре ничего ему не было дороже «прославления жизни», ничего сокровеннее «языческого поклонения природе». А результат? Это не веривший в серьезность коровинского труда Нестеров, посетив Жуковку летом 1888-го, предположил насчет гостившего там Коровина, что «роль его, кажется, ограничивается шутовством (хотя благородным)». Помимо шутовства сделал Коровин целую серию прекрасных, свежих и необычных холстов.«За чайным столом» — групповой портрет собравшихся за утренним самоваром Елены Дмитриевны, Натальи Васильевны, Марии Васильевны и дачного гостя Вячеслава Ивановича Зиборова. Хотя все-таки не совсем портрет, поскольку Зиборов, чье лицо почти скрыто головой соседки, представлен, в основном, белой фуражкой, а Елена Дмитриевна вообще сидит спиной. К разряду жанровых композицию тоже не отнесешь, так как ни фабулы, ни коллизии, ни психологии; общение персонажей намечено лишь в рамках привычного домашнего ритуала за столом. Причем, образная роль сервировки настолько велика, что Остроухов обозначил холст «этюдом с интересом nature mort'ist'a». Этюдно, живо и как бы случайно, взяты острые ракурсы, фрагментарные срезы, и все же не этюд — продуманная, выстроенная картина. Удивившая Серова («вещица Коровина недурная, но жанром назвать немножко трудно»), однако переставшая смущать нечеткой типологией с тех пор как исследователи определили, что портретно-натюрмортно-бытовой «Чайный стол» Коровина возвестил в русской живописи тенденцию к слиянию жанров, «размыванию жанровых границ». Не случайно, конечно, на этот органичный этап искусства первыми вышли Коровин и Серов, который свою «Девочку с персиками» тоже затруднялся называть портретом, но тенденции тенденциями, авторы о них не думали, а «Чайный стол» — холст, где Константин Коровин впервые столь полно (картинно) выразил личный взгляд на мир. Итак, его «картина мира». Жаркие лучи на ослепительно белой скатерти и благодетельная тень в саду за низенькой оградой, отблески стекла и фарфора, горящий золотыми гранями-зеркалами самовар. Четыре человека по четырем сторонам стола, изящная симметрия, как в фигуре старинного танца: две сидящие друг против друга женщины наклонили головы, во «второй паре» девушка в белой матроске и гость в белой офицерской фуражке глядят друг на друга. Нет, нет, никакой сюжетно-романической линии. «Вы не находите, что сегодня еще жарче, чем вчера?» — «Пожалуй. Вам со сливками?» — «Извольте». Не более.Живые позы, незначительные движения, случайные детали — естественность прекрасного равновесного мира. Мира уютного родственного круга, спокойных и деликатных людей, мира, живущего согласно, цельно, гармонично… и всего одно мгновение. На переднем плане, у самого входа в картину, кольцо участников чаепития разомкнуто, виднеется спинка отодвинутого свободного стула. Вот-вот к столу подсядет кто-то пятый, его ждут, для него уже приготовлен прибор, возможно, с его приходом сцена станет еще живее, светлее, радостнее. Но кто бы ни пришел — весело объявляющий программу дня Поленов, или робеющий, только входящий во вкус застольных художественных дебатов Остроухое, или заехавший повидать симпатичное поленовское семейство одинокий и тоскующий Нестеров, — настроение станет иным, равновесие будет нарушено, картина исчезнет, вернее, появится другая. А скорее всего, отодвинутый стул и пустой прибор ждут самого Коровина, который вошел на террасу и увидел все сразу, в едином потоке света и красок. Было бы ошибкой назвать его взгляд, поймавший минуту живой гармонии, беглым, скользящим. Смотрит он очень внимательно, цепко ухватывая вязь пластически перетекающих деталей, замечая всю прелесть этого прочно и любовно устроенного быта, наслаждаясь и упиваясь тем, чего не было в его детстве, чего нет сейчас в его холостяцкой воле, чего у него так никогда и не будет… Однако отчего же «нет, не было и не будет»? Раз пережил с силой, которую доказывает эта картина, значит, было, — счастливы художники! Все поленовское семейство наперебой изумлялось чуду коровинского прилежания: «Ужасно радуюсь, что у Коровина продолжают ладиться его работы», — писала Елена Дмитриевна; «Коровин работает с таким жаром… захлебывается, о Москве и не думает», — удовлетворенно сообщала Наталья Васильевна.
От горячей поддержки Поленовых, а может, и без посторонних влияний, вдохновение Коровина тем летом вошло в такую плодоносную фазу, что вслед за «Чайным столом» появилась чуть менее эффектная, зато гораздо более лиричная, еще одна картина пейзажно-жанрово-портретного типа — «В лодке» (1888), где Коровин изобразил себя и Марию Якунчикову:
=======================СПРАВКА (http://regiment.ru/bio/Z/94.htm#)Зиборов Вячеслав Иванович (17.08.1868 г. — 19.10.1917 г.)
Источник: https://egul.livejournal.com/19980.html
Константин Коровин (1861 -1939). Избранные работы
?
anabelle215
April 24 2018, 15:05
Александр Бенуа от творчестве Константина Алексеевича Коровина (1861, Москва — 1939, Париж) — русского живописца и театрального художника:
«Когда появились на Передвижных выставках первые картины К.Коровина, все у нас были еще так далеки от требований чисто живописных красочных впечатлений, что публика мучительно ломала себе голову, добиваясь разгадать «дикие» намерения художника.
«Кому нужна эта некрасивая барышня, стоящая среди березовых стволов, или эти три, ничего не выражающие, пестрые девицы, позирующие перед каким-то пастушком, и т. п.?» — с недоумением спрашивали себя посетители Передвижных выставок, пришедшие «поучиться жизни» у Вл. Маковского и его товарищей.
Кое-какое понятие о красивом колорите существовало у нас даже в 70-х и 80-х годах, но красивыми в красочном отношении считались тогда разве только картины Семирадского, Харламова и К. Маковского, да в западном искусстве — Макарта, Бенжамен-Констана, словом, все несколько грубоватое творчество, соблазняющее толпу яркими и пестрыми созвучиями.
Репин дал несколько образчиков отличных в красочном отношении картин, по большей части этюдов с натуры, но редко кто любовался этими его произведениями, и даже его поклонники больше изумлялись верности передачи натуры, нежели красоте, получавшейся благодаря этой верности. О красоте вообще мало было разговора, и даже совсем забыли о ее существовании.
Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и самая живопись Коровина: дерзко-небрежная, грубая и, как казалось многим, просто неумелая.
Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах — высокого достоинства, что автор их — настоящий живописец.»
Мостик.Константин Алексеевич Коровин. 1880-еВ парке. Константин Алексеевич Коровин. 1880В мастерской художника.Константин Алексеевич Коровин 1890-еВ мастерской художника. Константин Алексеевич Коровин 1892Бумажные фонари. Константин Алексеевич Коровин 1898Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович.
Вторая половина 1880-хКоровин Константин Алексеевич – Настурции. 1888Коровин Константин Алексеевич – Осенью (Девушка в саду). 1891За чайным столом. Константин Алексеевич Коровин. 1888
«За чайным столом изображено семейство Василия Поленова , учителя Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Поленов нередко приглашал любимых учеников (а Коровин несомненно входил в их число) к себе на дачу, в деревню Жуковка. Эта картина вызывает в памяти многочисленные завтраки импрессионистов В своем «чаепитии» Коровин использует излюбленный прием этого направления – эффект случайного кадра.
В его пользу говорят такие детали как отодвинутый стул на переднем плане справа. Кажется, сидящий за ним только что встал – и, возможно, потянулся за кистью? Из-за отсутствия постановочной композиции зритель уверен, что наблюдает обычную сцену дачного отдыха. Однако отнести эту картину к импрессионизму можно разве что с очень большой натяжкой.
Потому что присущей течению легкости, спонтанности, мимолетности здесь не найти. Напротив, и композиция, и колорит тщательно простроены. Как классифицировать эту картину? Пейзаж? Натюрморт? Бытовая сцена? Групповой портрет? Последняя версия, пожалуй, наиболее полно проявлена. Жена Василия Поленова Наталья занята шитьем.
Дочь Елена сидит напротив матери, ее мы видим со спины. Мария Якунчикова, сестра Натальи, увлеченно беседует с морским офицером, расположившимся на противоположном краю стола. Перекрестная композиция создает две линии – расслабления и напряжения, причем с интересным цветовым контрастом.
Жена и дочь художника написаны теплыми охристыми тонами, при этом изображены в расслабленных позах, хочется сказать, что они прохлаждаются. Линия Мария Якунчикова – офицер, напротив, написана холодными тонами синего и белого, а вот их позы свидетельствуют о горячей заинтересованности беседой и, возможно, друг другом, об увлеченности.
Это колористическое противопоставление продублировано и в натюрморте: сияющая на солнце медь самовара и бело-голубой, выполненный в прохладных тонах чайный набор. В том же цветовом контрасте исполнен пейзаж: зеленые и охристые тона сменяют и дополняют друг друга.
Коровин в этом же, 1888 году, представил картину на восьмой выставке общества любителей художеств, и она имела большой успех.»(Описание картины — автор Алена Грошева; сайт — artchive.ru)
В лодке. Изображены Константин Алексеевич Коровин и художница Мария Васильевна Якунчикова. Константин Алексеевич Коровин. 1888Осень. Аллея в Жуковке. Константин Алексеевич Коровин. 1888У окна.Константин Алексеевич Коровин. 1893На даче. Константин Алексеевич Коровин. 1895Летом. Сирень.
Константин Алексеевич Коровин. 1895Мостик. Константин Алексеевич КоровинКоровин Константин Алексеевич – Терраса. Вечер на даче.
1901
Особенности творчества художника Константина Коровина: увлечение светом и цветом присутствует, но в сравнении с французскими импрессионистами Коровин сохраняет слишком большую приверженность предмету изображения, свет и цвет для него чаще всего — прием и способ писать предмет, но не единственный повод для создания картины; отсутствие мимолетности, свет не растворяет предмет; декоративность; этюдизм; применение темных цветов, в то числе табуированного импрессионистами черного.
Ручей.Константин Алексеевич Коровин. 1902
В воспоминаниях одного из его учеников, Н.М. Чернышева, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:
» По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах.
Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства.
Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб.»
Коровин Константин Алексеевич – Осень. На мосту. 1910-еВ комнате. Константин Алексеевич Коровин. 1911Две дамы на террасе. Константин Алексеевич Коровин. 1911Коровин Константин Алексеевич – Черемуха. 1912Лето. Константин Алексеевич Коровин.Терраса. Константин Алексеевич Коровин. 1915Ветер.Константин Алексеевич Коровин. 1916В лодке.
Константин Алексеевич Коровин. 1915Девушка с гитарой.Константин Алексеевич Коровин. 1916У окна.Константин Алексеевич Коровин. 1917Коровин Константин Алексеевич – Летним вечером у крыльца. 1922
В картине «Летним вечером у крыльца», 1922 г.
художник смог передать множество живописных нюансов, которые позволяют, несмотря на условную импрессионистскую стилистику, говорить о реальности происходящего.
Это и беспокойное предсумеречное небо, которое находит своё отражение в окне веранды, и подсвеченный потолок над крыльцом, и неровный цвет зелени – яркий у переднего плана картины, где достаёт свет, и тёмный до черноты в глубине полотна.
Зелень на переднем плане изображена мазками, направленными в одну сторону, что привносит в картину с одной стороны динамизм, а с другой, некоторую эфемерность происходящего. Возможно, это совсем и не реальность, а всплывающая в памяти горячо любимая обстановка.
Может, это именно тот дом, где собирались в своё время представители так называемого абрамцевского кружка, центром которого был меценат Савва Мамонтов…
Это произведение Константин Коровин создал незадолго до того, как навсегда покинул свою любимую родину – по настоятельному совету А. Луначарского живописец отбыл во Францию из нового советского государства, где не мог найти себе места. Известно, что художник очень тосковал по родине. В Европе ему не хватало русской природы, родной речи, берёзок, вот таких вот вечеров у крыльца деревенского дома.
https://artchive.ru
https://www.wikiwand.com
http://kkorovin.ru
muzei-mira.com
Источник: https://anabelle215.livejournal.com/55504.html
Описание картины Константина Коровина «Весна». Описание картин коровин
ГлавнаяКартиныОписание картин коровин
Константин Коровин по праву считается одним из основателей русского импрессионизма.
Любимый ученик Саврасова, последователь Нестерова и Левитана, он создавал настолько яркие и красочные работы, что на фоне остальных мрачных изображений действительности они смотрелись очень выигрышно.
В его произведениях позитивна не только цветовая гамма, но и композиция, и даже энергетика, исходящая от картины. Такой картиной является и работа «Весна», которую художник написал в непростом для России 1917 году.
Последователь французских импрессионистов, в первую очередь Клода Моне, Константин Коровин внёс свои особенности в этот стиль.
В его картинах удивительным образом соединяются порой несовместимые вещи: холод и тепло, спокойствие и беснование, гармонию и буйство. Его произведения — это не сценка, это — целое повествование.
На картине «Весна» помимо берёз, художник изобразил дом и людей, которые сидят за столом. Использование нескольких смысловых акцентов в произведении наполняет его множеством смыслов.
Картина Коровина «Весна» художник использовал интересный приём: на ней зритель не увидит резких переходов от персонажа к персонажу или от плана к плану.
Всё очень естественно и плавно, природа и люди медленно, но верно просыпаются после холодной зимней спячки.
Свои картины художник писал только с натуры, отсюда такая удивительная цветовая точность и эмоциональная лёгкость и в то же время острота его произведений.
Данная картина — не первая работа живописца в импрессионистском стиле. Первой такой работой считается «Портрет хористки», написанная в 1883 году.
Год написания картины: 1917.
Размеры картины: нет данных.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: импрессионизм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Константин Коровин «За чайным столом». Описание картины
К первым по-настоящему импрессионистским работам Коровина принято относить, так называемые, «жуковские» картины. Цикл получил название от деревни Жуковка, где располагалась дача Поленовых, с которым Коровин были дружен. Сюда приехал художник не только за свежим воздухом, но и решать важные технические задачи – Коровин много работал над проблемой передачи световоздушной среды.
Нужно сразу отметить, что подобные вопросы уже поднимались в живописи французских импрессионистов, и каждый из них нашёл свой вариант воплощения данной задачи, что же касается Коровина, ему был ближе подход Моне, который ставил во главе угла окружающий пейзаж, нежели героя-человека.
Дачная жизнь у Поленова протекала бурно и многолюдно – гостеприимный хозяин с радостью встречал друзей, собратьев и учеников. Здесь гостили Нестеров, Серов, Остроухов и многих других выдающихся личностей своей эпохи. Все эти гости и стали героями «жуковских» картин Коровина.
В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова.
С первого взгляда бросается в глаза, чисто импрессионистское построение композиции – эффект случайного кадра, изобретённый ещё французскими сотоварищами. Герои будто случайно были запечатлены на полотне – позы их расслаблены и каждый занят своим делом.
Центр композиции был заведомо перемещён влево, а как бы обрезанный край с той же левой стороны будто разыгрывает перед нами целую историю. Сидел, мол, художник за столом, встал и запечатлел эту сцену – вон и пустой стул чуть отодвинут, будто Коровин вот только что встал.
Этого и добивался живописец — изобразить сиюминутное мгновение в его реалистичности и динамичности.
Это присуще многим картинам импрессионистов – выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично. Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть – внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.
Удивительным образом претворена эмоциональная сторона картины. Каждый из участников передаёт свою атмосферу – спокойное настроение царит вокруг Натальи с шитьём в руках, в позах и лицах остальных чувствуется некое напряжение. Даже обрезанная фигура Елены, которая видна нам со спины, красноречиво об этом свидетельствует.
По своему настроению и светопередачи картина Коровина очень напоминает живопись Огюста Ренуара.
1888 г. Масло, холст. 48,5 x 60,5 см. Музей В.Д. Поленова, Россия
www.hudojnik-impressionist.ru
Описание картины Константина Коровина «Ручей»
Константин Алексеевич Коровин всегда любил русскую природу и очень часто ее рисовал. Он видел прекрасное даже в самых маленьких деталях. Художник восхвалял природное совершенство и стремился передать ее первозданный вид. Его картины передают истинную красоту русской земли.
В 1898 году Константин Алексеевич написал полотно «Ручей». Отдаленно картина напоминает творчество Поленова, цветопередача не происходит через яркие пятна. Все оттенки приглушенные, на заднем плане красуются холмы и низкорослые деревья. Ручей спокойный, на его глади растут очаровательные кувшинки.
Поверхность отражает небо, от этого картина становиться живой. Кажется, что слышится даже звук этой умиротворенной воды. Также мы видим в отражении зеленую растительность.
Мостик из дерева уже местами прохудился, но это не портит общее восприятие. Напротив, реальность поражает и заставляет длительными минутами переставлять, как нога ступает по этой старой, но крепкой конструкции.
Пейзаж нарисован накануне вечера, солнце еще не село, но чувствуются тени, характерные для вечернего времени суток. Художник, словно настоящий поэт, сумевший кистью передать всю слаженность и рифму окружающего природного естества.
Нельзя не любить эту картину.
В каждой недалекой деревушке есть такой небольшой ручеек с деревянным мостиком. Люди ежедневно перебегают через него, но только единицы смогут увидеть эту неподдельную красоту. Коровин К. А. смог рассмотреть каждую идеальную линию. Он просто перерисовал то, что так умело, нарисовала сама природа. Все оттенки и цвета подобраны гармонично. Ничто не раздражает человеческий взгляд.
Далеко не каждый владелец кисти мог нарисовать такое полотно. Все пейзажи этого художника наполнены теплотой и уютом. Автор передает настоящую красоту и при этом совершенно ничего не дорисовывает. Природа – это лучший художник и именно у нее нужно учиться смешивать краски и дарить свою душу.
Описание картины Константина Коровина «Ручей» | источник
sochinenie-o.ru
Коровин Константин «Розы» описание картины, анализ
Исследователи творчества известного русского и советского художника-импрессиониста Константина Коровина выделяют особый, «цветочный» период его творчества, приходящийся на начало двадцатого века. В это время живописец особенно часто обращался к тебе цветочных натюрмортов.
Именно к этому периоду творчества Коровина относится данная картина «Розы». Как известно, художник посвятил изображению роз не одно полотно, его всегда привлекали эти величественные, шикарные цветы — настоящие королевы среди других цветов.
Изображенные на этой картине розы привлекают внимание зрителя своим свежим видом.
В работе художник использует холодные оттенки. Лепестки, написанные оттенками красного удивительным образом гармонируют с серыми цветами их окружения. Кажется, что картина источает холод и печаль.
Даже светлые пятнышки теплых оттенков кажутся случайными на этом полотне и не в силах изменить общее впечатление от нее. Так художник хочет подчеркнуть самостоятельность красоты этих цветов. Отсутствие сюжета в этом цветочном натюрморте еще более подчеркивает независимость этих прекрасных, но таких холодных творений природы.
В общем, картина оставляет впечатление некоторой незавершенности, недоработанности. Нечеткость линий вкупе с отсутствием выделяемых элементов заставляет зрителя воспринимать все изображение как единое целое, не заостряя свое внимание на чем-нибудь одном. Этим способом художник еще раз подчеркивает не сами цветы, а их холодную красоту и независимость.
Год написания картины: 1912.
Размеры картины: 93 x 70 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: цветочный натюрморт.
Стиль: импрессионизм.
Галерея: Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Омск, Россия.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Константин Коровин «Зимой». Описание картины. Художники импрессионисты
На протяжении небольшого периода с 1894 по 1895 год Коровин создал целый цикл картин, посвящённый зимним пейзажам севера и средней полосы России. «Зимой» — одна из этих работ, экспонирующаяся сегодня в Третьяковской галерее.
Цветовой колорит картины скромен, однако, каждый цвет у Коровина получается каким-то объёмным и богатым – столь филигранно было фактурное письмо живописца. Композиция выстроена по диагонали.
В центре сюжета – обычная крестьянская изба, укрытая белым снегом. Всё вокруг буквально дышит размеренной сельской жизнью – покосившийся забор, заснеженный двор, лошадка, готовая вести своих хозяев куда-то.
Вдали чуть различима полоса леса, перекликающаяся со стройными голыми берёзками на переднем плане.
Автору также удалось изобразить едва уловимую дымку свежего морозного воздуха, которая застилает весь неприхотливый пейзаж.
На переднем плане мы видим тёмную покорную лошадь, запряжённую в сани. Деревенская лошадка спокойно стоит во дворе, привычно ожидая своего хозяина, который вот-вот должен появиться из избы.
Цифровое изображение не в силах передать ещё один уникальный приём Коровина наряду с неуловимой дымкой морозного воздуха – это перламутровое свечение белизны на полотне, полученное в результате смешения серого и белого в их различных тёплых и холодных тонах.
Современные искусствоведы замечают, что не стоит недооценивать эту неприхотливую по сюжету зимнюю картину Коровина. Во-первых, её исполнение выше всяких похвал, а во-вторых, эта картина наряду и с другими «коровинскими» полотнами стала исходной точкой для многих прославленных пейзажистов будущего, таких как Левитан и Серов.
1894 г. Холст на картоне, масло. 37,2 х 52,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.hudojnik-impressionist.ru
Описание картины Константина Коровина «Весна»
13.04.2015
Русский художник Константин Коровин известен нам своими интересными и своеобразными картинами. Его считают родоначальником импрессионизма в России. Пейзажи, написанные Коровиным, занимают значительное место в искусстве и отличаются своей яркостью, красочностью.
Этим работы художника легко оттеснили обыденные бытовые рисунки и простые портреты. Картины Коровина являются шедевром и в наши дни, составляя конкуренцию современной живописи.
В холстах художника всегда чувствуется надежда на светлое будущее, он был уверен, что чёрная полоса всё равно когда-то закончится. Коровин в своих картинах умеет применять различную цветовую гамму, из-за чего в его творениях всегда присутствует необъяснимая энергетика.
Как известно термин импрессионизм впервые начали применять французы в конце ХIX века. Константин Коровин в своих трудах пытается применить эту технику с использованием русской манеры.
Среди картин художника холст «Весна» отличается своеобразностью, который был создан в 1917 году. Полотно данного автора одновременно отражает и холод, и тепло, так же идеальную гармонию и бурные эмоции. В нём природа идеально сочетается современностью. Художник через картину рассказывает историю.
Кроме красивой берёзовой рощи, в полотне присутствуют и образы людей, которые сидят за столом. Недалеко стоит их дом. Как говорит сам автор, без таких дополнений, рисунок получился бы неполным, не имел бы определённого смысла. Картина «Весна» не отличается чёткими линиями, там нет резких переходов.
С такой тактикой художник сумел идеально описать непередаваемые ощущения весенней природы после долгой и холодной зимы. Умелый цветовой подбор и их насыщенность полностью отражают эмоции самого автора.
Данная работа Коровина отличается натуральностью, так как шедевр был создан на самой природе, и это делает картину живой.
8-poster.ru
Описание картины Константина Коровина «Ручей»
Константин Алексеевич Коровин всегда любил русскую природу и очень часто ее рисовал. Он видел прекрасное даже в самых маленьких деталях. Художник восхвалял природное совершенство и стремился передать ее первозданный вид. Его картины передают истинную красоту русской земли.
В 1898 году Константин Алексеевич написал полотно «Ручей». Отдаленно картина напоминает творчество Поленова, цветопередача не происходит через яркие пятна. Все оттенки приглушенные, на заднем плане красуются холмы и низкорослые деревья. Ручей спокойный, на его глади растут очаровательные кувшинки.
Поверхность отражает небо, от этого картина становиться живой. Кажется, что слышится даже звук этой умиротворенной воды. Также мы видим в отражении зеленую растительность.
Мостик из дерева уже местами прохудился, но это не портит общее восприятие. Напротив, реальность поражает и заставляет длительными минутами переставлять, как нога ступает по этой старой, но крепкой конструкции.
Пейзаж нарисован накануне вечера, солнце еще не село, но чувствуются тени, характерные для вечернего времени суток. Художник, словно настоящий поэт, сумевший кистью передать всю слаженность и рифму окружающего природного естества.
Нельзя не любить эту картину.
В каждой недалекой деревушке есть такой небольшой ручеек с деревянным мостиком. Люди ежедневно перебегают через него, но только единицы смогут увидеть эту неподдельную красоту. Коровин К. А. смог рассмотреть каждую идеальную линию. Он просто перерисовал то, что так умело, нарисовала сама природа. Все оттенки и цвета подобраны гармонично. Ничто не раздражает человеческий взгляд.
Далеко не каждый владелец кисти мог нарисовать такое полотно. Все пейзажи этого художника наполнены теплотой и уютом. Автор передает настоящую красоту и при этом совершенно ничего не дорисовывает. Природа – это лучший художник и именно у нее нужно учиться смешивать краски и дарить свою душу.
opisanie-kartin.com
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/opisanie-kartin-korovin.html
Картины Коровина завораживают своей оригинальностью и красотой | Отдых и развлечения за 10.10.2018 (Октябрь 2018 год)
В российском искусстве очень много известных замечательных художников. Каждый из них специализируется на определенном жанре: портретисты, пейзажисты и так далее.
Среди талантливых живописцев можно выделить такого художника, как Константин Коровин. Картины его известны всем любителям художественного искусства.
Рассмотрим подробнее историю становления и труда живописца Константина Коровина.
Биография талантливого мастера
Родился Коровин в тысяча восемьсот шестьдесят первом году в городе Москве. В четырнадцать лет он решил учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Год проучился на архитектурном отделении. Затем решил перейти на отделение по живописи. Ему повезло учиться у таких знаменитых мастеров, как Поленов В.Д. и Саврасов А.К.
В тридцать три года молодой художник вместе со своим другом, знаменитым художником Валентином Серовым, решает поехать на Север. Такие знаменитые картины Коровина, как «Геммерфест.
Северное сияние», «Гавань в Норвегии», «Мурманский берег», «Ручей святого Трифона в Печенге», появились именно благодаря этому путешествию.
Любитель живописных мест был настолько очарован природой Севера, что не мог не запечатлеть эти красоты на холсте.
Благодаря поездке в Париж, молодой человек увлекся импрессионизмом. Это направление привлекало его тем, что он мог передать реальную жизнь в яркой и насыщенной, изменчивой и чувственной форме. Картины Коровина «Париж утром», «Париж, бульвар Капуцинок» смогли точно и ярко передать жизнь и настроение столицы Франции в утреннее и вечернее время.
Помимо импрессионизма, художник также увлекся символизмом. Основной характеристикой данного течения было передача через свои картины некоего символа и загадочности. Такие картины Коровина, как «Муза», «Северная идиллия», несут в себе какую-то недосказанность и таинственность.
В создании этих картин ему помогли поэт Константин Бальмонт и художник Модест Дурнов. Тяжелые годы во времена Первой Мировой войны не сломили художника. Он продолжал творить. По совместительству работал маскировщиком.
Константин Коровин, как художник, принял участие во многих выставках различных направлений: «Мир искусства», «Союз русских художников» и других.
В сорок лет К. Коровин преподавал в том же самом училище, с которого когда-то начал свой путь художника в четырнадцать лет. Среди его учеников были такие знаменитости, как художник Николай Чернышев, писатель Сергей Волков, сценограф и артист Сергей Николаев.
После революции 1917 года живописец активно участвовал в вопросах восстановления и сохранения памятников культуры и искусства, сотрудничал с театрами, организовывал выставки и аукционы. Талантливый человек талантлив во всем.
Когда ему пришлось отказаться от написания картин (из-за плохого зрения), он начал писать интересные рассказы. Был женат, воспитал сына Алексея, который также пошел по стопам отца и стал известным художником.
Умер Константин в возрасте семидесяти восьми лет в Париже.
Художник Коровин. Картины с названиями
За всю свою жизнь К. Коровин написал довольно-таки много картин – более трехсот. Он писал и пейзажи, и портреты, и натюрморты, есть и автопортрет. Каждая работа очень красочно оформлена. Художник любил яркие тона, что говорит о его доброй и отзывчивой душе, о его любви к жизни.
Среди его картин можно отметить такие, как «Розы», «Летом», «За чайным столом», «Крым», «Бахчисарай» и другие. Он очень любил розы, которым посвятил много произведений. Рассмотрим описание картины Коровина «За чайным столом»
Картина «За чайным столом»
Данная работа была написана художником в 1888 году. Коровину очень нравилась спокойная дачная жизнь, когда можно отдохнуть душой и телом, привести мысли в порядок, обрести спокойствие, насладиться природными звуками и общением с приятными и хорошими людьми.
Поэтому Коровин хотел передать в данной картине спокойную, ничем не обремененную жизнь. На холсте изображены три женщины и один мужчина. Одна из женщин спокойно что-то шьет, трое разговаривают о чем-то не важном, повседневном. Возможно, о природе или планах на будущее.
Картина символизирует мир и спокойствие.
Послесловие
Картины Коровина точно передают все ощущения, которые когда-то чувствовал сам художник. Всматриваясь в его произведения, можно догадаться, о чем он думал в тот или иной период своей жизни.
Источник
Источник: http://kwoman.ru/kartiny-korovina-zavorajivaut-svoei-originalnostu-i-krasotoi.html
Константин Коровин: биография, картины, разбор картин, личная жизнь художника
Константин Коровин уже в 1880-х годах увлекся новым для России живописным течением, и его работу «Портрет хористки» называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Кроме импрессионистских пейзажей и натюрмортов художник создавал театральные декорации и оформлял павильоны для всероссийской и международной выставок, а также писал рассказы и мемуарные очерки.
«И вот я в мастерской Школы живописи»
Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина — купца первой гильдии, владельца ямского извоза.
Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи.
В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать красоту природы.
Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные.
И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все — и Каменев, и Прянишников.
Но мне больше нравилось, как рисовала мать».
В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение — в пейзажный класс Алексея Саврасова.
У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души».
В творческих кругах отмечали связь работ Константина Коровина и Алексея Саврасова, особенно она была заметна в пейзажах Коровина 1870-х годов «Ранняя весна» и «Последний снег». Живописец и искусствовед Игорь Грабарь в 1909 году писал: «Коровин — автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей.
Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина».
Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс.
Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам — после окончания Школы он так и не получил звания классного художника.
Кавалер почетного легиона
Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».
В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию.
Заполярье очаровало Коровина. Он говорил: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей…» Под впечатлением от поездки художник создал свои знаменитые «северные» работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Зима в Лапландии», «Пристань на Севере», «Ручей св.
Трифона в Печенге» и другие.
В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке».
Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона: с помощью живописца Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.
В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.
Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них — «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.
В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом — и в этом жанре он был верен импрессионизму. В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы — пятен, росчерков, зигзагов.
Не только художник, но и литератор
В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Он уехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту.
На его пейзаже «Севастополь зимой» о войне напоминает только боевой корабль.
В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости».
Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей.
Но все это Коровина тяготило. В одном из писем он писал: «Боже, как надоела политика!». Как только появлялась возможность, художник уезжал из Москвы — сперва в ярославскую деревню Охотино, затем на берег тверского озера Удомля, где когда-то работал Исаак Левитан.
Вдали от столицы Константин Коровин писал вечерние интерьеры.
К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.
В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу — для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала мешали материальные проблемы, потом тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже.
Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе.
К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением.
Федор Шаляпин говорил: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?»
В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8236/konstantin-korovin
Обжорный ряд, дыни и горох: что ели москвичи в прошлые века
МОСКВА, 8 окт — РИА Новости, Анна Михайлова. Пока в столице один за другим открываются рестораны русской кухни, а издания о еде провозглашают ренессанс отечественной кулинарии, самое время узнать, что именно мы возрождаем.
Галина Ульянова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, рассказала РИА Новости, чем питались москвичи в прошлые века и какие продукты можно было найти на тарелке у боярина и извозчика.
Репродукция картины «Завтрак» работы художницы Катерины Белокур
О дореволюционных гастрономических привычках наших предков часто судят по классике русской литературы.
Одно описание ужина из «Евгения Онегина» живо рисует стол столичного франта: «Пред ним roast-beef окровавленный / И трюфли, роскошь юных лет, / Французской кухни лучший цвет, / И Страсбурга пирог нетленный / Меж сыром лимбургским живым / И ананасом золотым».
Однако историки используют более широкий спектр источников — от «Домостроя» до путевых заметок иностранцев, которые посетили Москву в качестве послов, врачей, туристов. Некоторые нюансы отечественной гастрономии искренне удивляли заморских гостей, рассказывает Галина Ульянова.
«Например, они пишут, что русские очень гостеприимные, но в то же время от них неприятно пахнет — чесноком, луком. Это говорит о том, что данные продукты употреблялись в пищу в больших количествах. Чеснок и лук имели двоякое применение: использовались и как антисептики, и как вкусная приправа, которая улучшает качество любой пищи, прежде всего мяса», — отмечает историк.
Репродукция картины Василия Перова «Трапеза»
«Много интересного можно найти и в монастырских книгах, ведь в те времена монахи вели большое хозяйство, обеспечивая не только свои нужды, но и выращивая продукты на продажу», — рассказывает Галина Ульянова.
«В перечне рождественских кушаний, упомянутых в дополнении к «Домострою», было написано, что к столу надо подавать такие яства, как потрох лебяжий, гуси верчёные, баранина печеная, ухи курячьи, мозг лосий, зайцы сковородные.
Нам сегодня непонятно, что это, а тогда — поcкольку устав монастырской жизни предполагал сочетание постов с периодами разговения — после постов монахи старались стол разнообразить и готовили довольно изощренные блюда, как вот эти гуси на вертеле и зайцы на сковороде», — объясняет историк.
Репродукция картины «Завтрак аристократа»
Подробные описания дворянских пиров XVIII-XIX веков свидетельствуют о том, что в тот период в Москве и других крупных городах появились настоящие гурманы.
Историки связывают это с тем, что после того как Петр I «прорубил окно в Европу», на вкусы россиян стало влиять знакомство с западноевропейской кухней.
С середины XVIII века, при «веселой царице» Елизавете Петровне, законодательницей мод как в одежде, так и в кулинарии была Франция, утверждает Галина Ульянова.
«Некоторые богатые вельможи приглашают в Москву французских поваров. Сочетается русский размах с французским кулинарным искусством. Начинается специальное приготовление исходных продуктов.
Мы знаем по мемуарам, что был такой невероятный богач и гурман граф Василий Мусин-Пушкин, который выкармливал индеек на трюфелях, а телят отпаивал на сливках и держал их в люльках, как новорожденных младенцев, чтобы мясо было нежнейшим, — рассказывает историк.
— К столу Григория Потемкина, фаворита императрицы Екатерины II, подавали такие удивительные блюда, как похлебка из рябчиков с пармезаном и каштанами, говяжьи глаза в соусе под названием «поутру проснувшись».
Репродукция картины Бориса Кустодиева «Трактирщик»
Сведения о торговле в Москве, которые историки недавно нашли в архивах и только начали изучать, говорят о том, что и простые москвичи питались достаточно сытно и разнообразно.
«Мы видим, что уже в 1820-е годы в Москве существовал Обжорный ряд. Там были подобия кафе, как сейчас в Германии: мясная лавка, где можно купить себе рульку или съесть кусочек мяса, которое при тебе готовят. Были также многочисленные колбасные избы, то есть уже 200 лет назад колбаса широко употреблялась», — говорит Галина Ульянова.
Историк отмечает, что потребление мяса москвичами достигало впечатляющих масштабов. Вопреки расхожему мнению, эта пища не была для жителей самого богатого города Российской империи дорогой и труднодоступной.
«Я нашла материалы за 1830-е годы, по которым получается такая статистика — 106 килограммов мяса в год на каждого москвича. Это много, если учитывать, что люди еще посты держали, то есть ели мясо не каждый день. С другой стороны, в прежние времена люди в городе имели огромные физические нагрузки, поэтому им нужно было плотно питаться», — уточняет Ульянова.
Репродукция картины Константина Алексеевича Коровина «Рыба, вино, фрукты» из собрания Государственной Третьяковской галереиТех же, кто мясу предпочитал рыбу, тоже не ждало разочарование, ведь в непосредственной близости от Москвы водились виды, которые сегодня мало кто пробовал.
«Согласно статистическому описанию России 1808 года, не только в Волге, но даже в реках центральных губерний — Ярославской, Владимирской, Рязанской — в промышленных масштабах ловили севрюгу, белугу, стерлядь, осетров, сомов, то есть рыбу, которую мы сегодня считаем деликатесом.
Конечно, и тогда ее не ели каждый день, но она там водилась и поступала на московские рынки», — рассказывает историк.
Однако важнейшим продуктом во все времена оставался хлеб. Его традиционно привозили в Москву из южных губерний: с Кубани, Ставрополья, из украинских земель, а также с Поволжья — из Саратовской, Казанской, Самарской, Нижегородской областей, где были огромные промышленные мельницы.
«Поражает даже множество названий хлеба (и хлебобулочных изделий. — Прим. ред.) в русском языке. Кроме того, были, например, булочный курень (это, наверное, типа кафе-кондитерской), пряничная изба, хлебный курень, саешная. Вообще, сайки — булочки без начинки из легкого теста — все время фигурируют в документах», — отмечает историк.
Зинаида Серебрякова. «За обедом (За завтраком)». 1914Репродукция картины Зинаиды Серебряковой «За обедом» («За завтраком»). 1914
На хлеб, как и на мясо, в Российской империи существовала фиксированная цена, зависевшая от сезона. Власти строго следили за тем, чтобы жизненно важные продукты оставались доступными.
«Например, на Болотной площади был огромный мучной рынок. Мучные ряды, которые работали ежедневно, существовали в двух десятках мест Москвы. Мы видим в архивах за 1840-1850-е годы ведомости розничных цен, которые из полиции, следившей за порядком на рынках, подавались сначала генерал-губернатору, а он, в свою очередь, должен был их сообщать в Министерство внутренних дел в Петербург, чтобы ни в какой из губерний не завышали цены и народ не голодал», — подчеркивает Галина Ульянова.
Как можно судить по народным песням и поговоркам, самыми популярными фруктами были яблоки, а глаза девушек сравнивали со спелыми вишнями. Интересно, что при этом в Москве можно было без труда достать и куда более экзотические фрукты.
«Как следует из архивных документов об устройстве летних фруктовых рынков на площадях, сюда привозили дыни и арбузы, которые выращивались в окрестностях Москвы. В теплицах даже выращивали спаржу. Также в Москву уже с конца XVIII века поставляли лимоны и апельсины — эти «тропические» фрукты привозили из Греции», — рассказывает историк.
Константин Коровин. «За чайным столом». 1888
Для тех, кто не мог позволить себе экзотику, в XIX — начале ХХ века самой доступной пищей были овощи. Летом свежая морковь стоила всего 12 копеек сотня, огурцы — 15 копеек за сотню. Их закупали тысячами и засаливали на зиму в дубовых бочках. Одним из самых популярных продуктов у рядовых москвичей также был горох.
«Горох перетирали в муку, делали из этой муки лапшу и оладьи, варили кисели, огромное количество блюд из него было — от свежего до сухого. Это очень отличается от нашего сегодняшнего рациона. Также в ходу были репа и свекла — неприхотливые культуры. Картошка стала незаменимым каждодневным продуктом уже позже, в советское время», — объясняет Галина Ульянова.
Что касается десертов и сладких лакомств, то они долгое время оставались привилегией более состоятельных горожан.
«В 1830-е годы появляются какао, кофе и шоколад, но тогда это были «предметы роскоши», особенно кондитерские изделия. Также начинается производство сахара из свеклы, и к концу XIX века он становится предметом массового потребления.
Насчет сахара вопрос достаточно дискуссионный, потому что вплоть до середины прошлого века он считался очень полезным. Ученые писали, что употребление сахара положительно повлияло на продолжительность жизни, ведь люди массово занимались ручным трудом.
Натаскать воды, наколоть дрова, ухаживать за скотиной, запрячь лошадь — для этого нужны были продукты, которые давали человеческому организму энергию», — констатирует историк.
Источник: https://weekend.rambler.ru/articles/38097437-obzhornyy-ryad-dyni-i-goroh-chto-eli-moskvichi-v-proshlye-veka/