Описание картины кузьмы петрова-водкина «новоселье»

Пояснения к статье М.Кантора “Как смотреть картины” III. Новоселье

Пе­ре­хо­дим к по­с­лед­ней кар­ти­не, во всех смы­с­лах по­с­лед­ней, так как кар­ти­на «Но­во­се­лье» на­пи­са­на в 1937-м го­ду, не­за­дол­го до смер­ти ху­до­ж­ни­ка. Но да­дим опять сло­во Ма­к­си­му Кан­то­ру:

  • М.Кантор: «Кар­ти­на «Но­во­се­лье» на­пи­са­на в 1937-м го­ду – во вре­мя по­валь­ных аре­стов и за­се­ле­ний но­вых хо­зя­ев в ос­во­бо­див­ши­е­ся квар­ти­ры. Вы по­ла­га­е­те, Пе­т­ров-Вод­кин, ав­тор со­тен зна­чи­тель­ных хол­стов с об­ще­че­ло­ве­че­с­ки­ми те­ма­ми, – не­ожи­дан­но ре­шил отой­ти от сим­во­лиз­ма, ос­во­ить бы­то­вую сцен­ку без вся­ко­го умы­с­ла? Ну, пра­во же, от­не­си­тесь со вни­ма­ни­ем к ге­нию.»

Ну, во пер­вых, ес­ли при­смо­т­реть­ся, то за­се­ле­ние про­ис­хо­дит не в осо­во­бо­див­шу­ю­ся квар­ти­ру ре­п­рес­си­ро­ван­но­го, а яв­но в «ста­ро­ре­жим­ную» квар­ти­ру. Это так на­зы­ва­е­мое «уп­лот­не­ние». При­чем по­хо­же, что уп­лот­не­ние про­хо­дит где-то на Двор­цо­вой на­бе­ре­ж­ной.

Вот виды из ок­на квар­ти­ры на кар­тине и на современной фотографии:
Похожи? Вид на фотографии, это вид из ок­на от­де­ле­ния рос­сий­ско­го Кра­с­но­го Кре­ста, расположенного по адресу: улица Мил­ли­он­ная 11, Санкт-Пе­тер­бург.

Но и сам Петров–Водкин пояснял о своей картине:

  • Сю­жет кар­ти­ны — празд­не­ст­во в ра­бо­чей се­мье по слу­чаю все­ле­ния в 1922 го­ду в бар­ский особ­няк.

О чем рассказывается в биографии художника. Но идем даль­ше.

А ка­ко­ва ис­то­рия со­з­да­ния кар­ти­ны? Фраг­мент из артциклопедии:

  • «По­с­лед­ней боль­шой кар­ти­ной ма­с­те­ра ста­ло по­лот­но “Но­во­се­лье” (1937), вы­пол­нен­ное по за­ка­зу вы­став­ко­ма вы­став­ки “Ин­ду­ст­рия со­ци­а­лиз­ма”. Пи­сал он его не­сколь­ко лет и пред­ста­вил жю­ри вы­став­ки в 1938 го­ду. Но жю­ри от­ка­за­лось экс­по­ни­ро­вать по­лот­но на вы­став­ке, и, по­лу­чив до­го­вор­ную сум­му, ав­тор пе­ре­дал его в за­па­с­ник Треть­я­ков­ской га­ле­реи.»

То есть, не вдруг, а был за­каз, ко­то­рый ху­до­ж­ник ста­рал­ся вы­пол­нить. Ху­до­ж­ник про­дол­жал экс­пе­ре­мен­ти­ро­вать, но по­лу­чен­ный ре­зуль­тат счи­тал неудо­в­ле­тов­ри­тель­ным.

Вот как он сам его оха­ра­к­те­ри­зо­вы­вал:

  • «У ме­ня есть ошиб­ка. Она за­клю­ча­ет­ся в том, что я не по то­му пу­ти по­вел раз­вер­ты­ва­ние сю­же­та — я стиш­ком за­гру­зил кар­ти­ну, че­рес­чур мно­го рас­ска­зы­вая, и это сби­ло ме­ня с ус­т­ре­м­ле­ния на пред­мет и от­вле­к­ло в сто­ро­ну рас­ска­за, от ко­то­ро­го зри­тель ни­че­го хо­ро­ше­го не по­лу­чит.»

Даль­ше Ма­к­сим Кан­тор про­дол­жа­ет раз­ви­вать те­му Ле­ни­на-Ста­ли­на, счи­тая кар­ти­ну пря­мым про­дол­же­ни­ем сю­же­та «Смер­ти ко­ми­са­ра»:

  • М.Кантор: «Эта кар­ти­на столь же сим­во­ли­ч­на, как иные его ве­щи – это итог ре­во­лю­ции. Это рас­сказ о том, что слу­чи­лось по­с­ле смер­ти ко­мис­са­ра, и по­с­ле то­го, как аре­сто­ва­ли встре­во­жен­ную се­мью.»
  • М.Кантор: «Он на­ри­со­вал но­во­го Хо­зя­и­на квар­ти­ры по­хо­жим на Ста­ли­на и Ле­ни­на не слу­чай­но, Есть порт­рет Ле­ни­на, на­пи­сан­ный Пе­т­ро­вым-Вод­ки­ным в 1934 го­ду, и Хо­зя­ин – пра­к­ти­че­с­ки ко­пия это­го порт­ре­та, да­же по­за та же, да­же ли­цо схо­же.»

А вот как опи­са­на ис­то­рия соз­дна­ния кар­ти­ны в био­гра­фии ху­дож­ни­ка:

  • «Все по­с­лед­ние го­ды жиз­ни Пе­т­ров-Вод­кин был за­нят боль­шой кар­ти­ной “Но­во­се­лье” (за­вер­ше­на в 1937 г., ГТГ). Ху­до­ж­ник при­да­вал ей боль­шое зна­че­ние, тща­тель­но ра­бо­тал над ее об­раз­ами, мно­гое пе­ре­пи­сы­вал, ко мно­го­му вновь и вновь воз­вра­щал­ся. Сю­жет кар­ти­ны — празд­не­ст­во в ра­бо­чей се­мье по слу­чаю все­ле­ния в 1922 го­ду в бар­ский особ­няк. Изо­б­ра­же­но око­ло двух де­сят­ков пер­со­на­жей, со­б­ран­ных в не­сколь­ко групп. Пе­т­ров-Вод­кин под­роб­но, по-фе­до­тов­ски, рас­ска­зал о кар­ти­не, оха­ра­к­те­ри­зо­вав ее глав­ные пер­со­на­жи так, что мы уз­на­ем “кто есть кто” – кто от­ку­да при­е­хал в Пе­т­ро­град и кто что ду­ма­ет и чув­ст­ву­ет, – но не о том, ка­кое ме­с­то та или иная фи­гу­ра за­ни­ма­ет в пла­сти­че­с­ком ре­ше­нии ком­по­зи­ции. Та­ким об­ра­зом, оче­вид­но, что он тща­тель­но раз­ра­бо­тал “сце­на­рий” и за­тем уже смо­т­рел на свою за­да­чу как на чи­с­то изо­б­ра­зи­тель­ную. И он, дей­ст­ви­тель­но, уме­ло “по­до­б­рал” пер­со­на­жи и не ме­нее уме­ло об­ри­со­вал об­ста­нов­ку при­спо­соб­лен­но­го под жи­лье за­ла, где скуд­ное уго­ще­ние ус­т­ро­е­но на фо­не кар­тин в зо­ло­че­ных ра­мах, а длин­ная тру­ба “бур­жуй­ки” пе­ре­се­ка­ет ог­ром­ное зер­ка­ло трю­мо. Но жи­во­пись кар­ти­ны – са­мой боль­шой во всем его на­сле­дии – ока­за­лась тус­к­лой и од­но­об­раз­ной.»

​Идем дальше:

  • «М.Кантор: «Пе­т­ров-Вод­кин – ма­с­тер де­та­ли: по­смо­т­ри­те на оси­ро­тев­ший ок­лад с лам­пад­кой – икон­ку вы­дра­ли (это над го­ло­вой ста­ри­ч­ка в пра­вом уг­лу), по­смо­т­ри­те на порт­ре­ты пре­ж­них жиль­цов квар­ти­ры – они ви­сят по сте­нам, по­смо­т­ри­те на вы­би­тое сте­к­ло – в са­мом цен­т­ре ком­по­зи­ции. И – ис­хо­ди­те из то­го, что ху­до­ж­ник не глу­пее вас, он го­во­рит то, что хо­чет ска­зать, вы толь­ко слу­шай­те вни­ма­тель­но.»

Оклади правда  без иконы, но слож­но со­гла­сить­ся с тем, что на сте­нах «порт­ре­ты пре­ж­них жиль­цов квар­ти­ры. Один «порт­рет» вид­но ря­дом с ико­ной. Вто­рой жен­ский, но судя по набору остальных картин на стенах, едва ли он — семейный.
Тре­тий же, от­ра­же­ный в зер­ка­ле, так вообще — на­тюр­морт:Такое вот “внимание к мелочам” у Максима Кантора.  Ну а за­вер­шить рас­сказ о «Но­во­се­лье» хо­чет­ся фраг­мен­том ин­тер­вью до­че­ри ху­до­ж­на­ка, опуб­ли­ко­ва­нного на сайте ра­дио «Сво­бо­да» 17.07.2008:

«Еле­на Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на: По­с­лед­няя кар­ти­на па­пи­на – «Но­во­се­лье». Это уже 1937 год, в Ле­нин­гра­де мы жи­ли. Три раза при­ез­жа­ло жю­ри из Мо­с­к­вы, что­бы при­нять кар­ти­ну, и не при­ни­ма­ли ее. То нож не ту­да по­вер­нут, то цвет не тот. В об­щем, вся­кую ерун­ду. А в 1937 го­ду Но­вый Год мы спра­в­ля­ли в До­ме пи­са­те­лей.Чи­та­ли Пуш­ки­на, чтец за­ме­ча­тель­ный, мно­го бы­ло вся­ких лю­дей ин­те­ре­с­ных, и Ми­ха­ил Зо­щен­ко. Мне он не по­нра­вил­ся. Я уже все-та­ки бы­ла в 1937 го­ду боль­шая. Ко­г­да мы до­мой при­е­ха­ли, он спра­ши­ва­ет:– «Ну как те­бе, по­нра­вил­ся?».– «Что он все вре­мя из­де­ва­ет­ся над людь­ми, на­сме­ха­ет­ся? Нет».А па­па мне объ­я­с­нил, что он не из­де­ва­ет­ся над людь­ми, а по­ка­зы­ва­ет тех, ко­то­рые ме­ша­ют жить. И вот ко­г­да эту кар­ти­ну «Но­во­се­лье» не при­ня­ли, он мне го­во­рит:– «Вот ты Са­мо­хва­ло­ва кар­ти­ны зна­ешь?».– «Знаю»– «Те­бе нра­вит­ся?»

–«Да. Ве­се­лые фи­з­куль­тур­ни­ки, тан­цы…»

Он го­во­рит:– «А у ме­ня кар­ти­ны без тан­цев, без му­зы­ки. Тут раз­го­ва­ри­ва­ют, тут лю­ди что-то ре­ша­ют, дис­кус­сия ка­кая-то идет».По­то­му что это 1937 год, ко­г­да да­ли ему квар­ти­ру, ком­на­ту да­ли ра­бо­че­му, они ра­ды, но они не зна­ют, как даль­ше бу­дет. Од­ну ночь — во­ро­нок уво­зит од­но­го, дру­гую ночь – вся се­мья про­па­да­ет, рас­стре­ли­ва­ют.

Так что тут он мне ска­зал: «Вот, по­че­му мою кар­ти­ну не при­ня­ли. По­то­му что там нет ра­до­сти, та­кой эй­фо­рии. А тут – то, что лю­ди ду­ма­ют. Вот я и го­во­рю, что лю­ди лю­бят и тан­цы лю­бят, и пе­ние, но лю­бят и ду­мать». Я мол­ча­ла, я да­же ма­ме не ска­за­ла, я уже бы­ла не ма­лень­кая, я уже по­ни­ма­ла.».

Но статья все равно хорошая, благодаря ей Петров–Водкин стал для меня почти как родной и действительно, если быть внимательным к мелочам, то его картины могут много чего рассказать.

Текст и иллюстрации из журнала Культпросвет

Источник: https://dzeso.livejournal.com/644286.html

(no title)

[Sep. 29th, 2017|01:23 pm]Сергей Сергеевич Каринский
ТРИ НОВОСЕЛЬЯКак известно, в сети гуляет “демотиватор” на основе картины советского художника А.И.Лактионова (1910-1972) Переезд на новую квартиру (1952). Это эталонное произведение плакатного соцреализма позднесталинской эпохи, в одном ряду со сталинским ампиром и Книгой о вкусной и здоровой пище (особенно, издания того же 1952 г.):Это вселение нередко трактуют как въезд новых жильцов в квартиру репрессированных или даже расстрелянных прежних хозяев, что, конечно же, неверно. Тут – новая квартира, комнату-другую в которой дали этим счастливым советским людям. Да и время было уже не то, когда, действительно, советские люди относительно массово вселялись на освободившуюся площадь врагов народа. То время – тридцатые, эпоха пресловутого большого террора. Но было ведь время ещё раньше, сразу после революционной катастрофы, когда ещё оставались бывшие, которых уплотнял или вовсе вытеснял народ-победитель, в особенности же его большевицкая верхушка. Такого рода явление отразил на своей картине уже не советский, а русский художник, знаменитый автор Купания красного коня К.С.Петров-Водкин (1878-1939). Это картина – Новоселье. Рабочий Петроград (1937):Особенно говорящ вид из окна с фанеркой в переплёте, в котором синеют крепость и Нева. Это квартира настоящих бывших, высшего разбора, как-никак на самой Дворцовой наб.! Но помимо чисто жанровой нагрузки картина несёт и более глубокие смыслы, отсылая, в частности, к композиции Тайной вечери, глумливо пародируемой в духе нового мира. Вот из чего надо делать “демотиватор” Хорошо, что хозяев расстреляли!  Или даже: Хорошо, что мы победили!И, для сравнения, третья картина со вселением, Новые хозяева (1913) Н.П.Богданова-Бельского (1868-1945):Тут изображены новые обитатели дворянской усадьбы, но вселившиеся в неё по праву, законно приобретя её у прежних хозяев или у Дворянского банка, которому имение отошло от заложивших его владельцев. Эта картина отражает бурную социальную динамику Империи последнего её периода, когда происходил энергичный приток новых жителей в верхние этажи здания русского общества. Заметим попутно, что автор картины, в отличие от Петрова-Водкина, не стал осовечиваться, а предпочёл продолжение нормальной жизни в лимитрофной эмиграции, что, увы, не уберегло его от ужасного конца.
Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «мадонна в шатре»
Comments:
From: yu_sinilga2017-09-29 01:44 pm (UTC) (Link)

При желании можно даже установить, чью именно квартиру заняли шариковы и швондеры.Лоб нового хозяина жизни ленинский, а трубка сталинская.Сандомирский замечает: “В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке”. Он творит антиевхаристию, сложив крестообразно руки; трубка в его руке — не просто маскировка художником религиозного подхода к теме, а циничное антикадило. Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом. Руководит всеми этот основной иуда. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В.И. Ленина, которого на портрете живописец изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе.

Edited at 2017-09-29 01:49 pm (UTC)

From: enzel2017-09-29 02:12 pm (UTC) (Link)

Лукавый сын сапожника (!) подкузьмил Ильича, подантикадив одновременно другому сыну сапожника. И вскорости помер.

From: igparis2017-10-01 07:42 am (UTC) (Link)

Да и время было уже не то, когда, действительно, советские люди относительно массово вселялись на освободившуюся площадь врагов народа.

——————- в 1952 советские люди не вселялись ни относительно, ни абсолютно массово никуда, кроме лагерей…

таким образом становясь врагами народа; это случалась и с ударницами в платочках – в 1000 раз чаще, чем получение ими квартир (новых – в 10 раз реже, чем освободившихся после посадки прежних хозяев)

From: enzel2017-10-01 08:10 am (UTC) (Link)

Но тогда уже массово не расстреливали, как в годы Большого террора. А на известном “демотиваторе”, с которым я полемизирую, написано “хорошо, что хозяев расстреляли!” Другое дело, что сама картина Лактионова лжива. Но это ведь и так ясно, поскольку соцреализм, как одна из разновидностей лжи, лжёт всегда, принципиально.

Edited at 2017-10-01 01:55 pm (UTC)

Источник: https://enzel.livejournal.com/444719.html

Советское новоселье в живописи

Кузьма Петров-Водкин. «Новоселье (Рабочий Петроград)» (фрагмент)

Жилищный вопрос в Советском союзе всегда стоял остро. После Революции в разрушенные города тянулся поток рабочих поднимавших индустрию страны, затем грянула Вторая Мировая война. В мирные годы люди строили БАМ, поднимали целину, покоряли Сибирь. Все это время бытовые условия оставляли желать лучшего, и получение нового жилья становилось действительно радостным событием.

В 1937 году Кузьма Петров-Водкин пишет свое самое большое полотно «Новоселье (Рабочий Петроград)» (титульное изображение).

Официально сам автор датирует происходящее на полотне весной 1922 года, когда простая рабочая семья въехала в хорошую квартиру в центре города, оставшуюся от сбежавшего за границу богача. Художник продумал все детали, распределив роли героям композиции.

Члены большой семьи ведут себя скованно, им непривычно находиться в роскошной обстановке. Люди принесли в новое жилище свою скромную утварь, и теперь дорогой барский ковер соседствует с деревенским половиком, а среди дворцовых стульев затесалась простенькая табуретка.

В картине нет явно радующихся людей, они ведут достаточно сдержанную беседу. Петров-Водкин никогда не останавливался на простом бытописательстве в своих произведениях, его картины всегда наполнены глубинным смыслом.

Вполне возможно, что новоселье на полотне относиться к реальному времени создания, то есть к 1937 году, периоду политических репрессий. Художник отсылает зрителя к «Тайной вечере», в которой каждый может оказаться Иудой. Люди получили новую квартиру, и сейчас радуются, но никто из них не может быть уверен в своей дальнейшей судьбе.

Александр Лактионов. «Переезд на новую квартиру»

В послевоенном 1952 году Александр Лактионов пишет «Переезд на новую квартиру». На первый взгляд, это идеальный сюжет конца сталинской эпохи. Пышущая оптимизмом хозяйка с орденом на груди радостно оглядывает новые владения.

Совершенно идеальные дети – чинный пионер в белоснежной рубашке бережно держит большой портрет товарища Сталина, на руках у девочки примостилась пушистая кошка. Все сияет совершенной чистотой.

Но даже в советское время картина была воспринята неоднозначно, в ней разглядели критику мещанского быта. Женщина перевезла в новую квартиру все свои старые вещи, включая безделушки и искусственные цветы. Такая привязанность к бытовым мелочам официально не приветствовалась в СССР.

Кроме того, в послевоенные годы, когда большая часть семей лишилась мужской половины, главенствующая роль женщины  выглядела чересчур драматично.

Дмитрий Мочальский. «Новоселы. Из палатки в новый дом»

Еще один вариант новоселья можно увидеть на полотне «Новоселы. Из палатки в новый дом» Дмитрия Мочальского. Оно входит в серию работ, посвященных  целине. Две семьи въехали из временных палаток в настоящий дом, но жилища новых соседей разделены лишь раздвигающейся шторкой.

Художник стремился показать контраст быта совершенно разных семей. Большую часть холста занимает хорошо освещенное пространство, в котором проживает семья с двумя детьми. Люди здесь отчетливы и подвижны, непоседливые дети слушают читающего отца, мать готовит пищу.

Их окружают необходимые в  большой семьи вещи — кувшин для умывания, детский велосипед, кухонная утварь. Вторая семья состоит из двух человек мужа и жены. Их жизнь более размеренна, лишена бытовой суеты.  Мочальский показывает лежащего на кровати немолодого мужчину, беседующего с женой.

Быт этой семьи совершенно иной, их окружают книги и гитара.

Юрий Пименов. «Лирическое новоселье»

Одним из самых романтичных произведений советской эпохи можно назвать «Лирическое новоселье» Юрия Пименова. В просторном, почти невесомом пространстве осталась наедине молодая пара. Ремонт еще не окончен,  стопки книг лежат прямо на полу. Молодые супруги еще не обзавелись мебелью и бытовыми мелочами, у них есть любовь и огни ночного города за окном.

Алина Свердлова-Александрова

Источник: https://lenin.guru/sovetskoe-novosele-v-zhivopisi/

Кузьма Сергеевич Петров

1 Кузьма Сергеевич Петров – Водкин (1878–1939 Кузьма Сергеевич Петров – Водкин (1878–1939 Выполнила : Бикчураева Е. В.- учитель географии МОУ « ООШ 14» г. Балаково<\p>

2 Родился в Хвалынске ( Саратовская губерния ) 24 октября (5 ноября ) 1878 в семье сапожника ; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов Автопортрет<\p>

3 Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895– 1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В. А. Серов. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).<\p>

4 Решающей оказалась встреча с В. Э. Борисовым – Мусатовым, по совету которого Петров – Водкин едет осенью 1905 года для дальнейшей учебы за границу. Он побывал в Стамбуле, Греции, Италии и Франции, где в академии Колоросси он совершенствовал технику рисунка. Первой его картиной стало небольшое полотно ” В кафе ” (1907).<\p>

5 Ранний Петров Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам (” Элегия “, 1906; ” Берег “, 1908; ” Сон “, 1910). Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер « Элегия » 1906 г. « Сон »<\p>

6 В том же году он побывал в Африке. По впечатлениям этого путешествия были написаны « Негритянская деревня »” (1907) и ” Берег ” (1908)<\p>

7 В 1908 г. Петров – Водкин вернулся в Россию и поселился в Петербурге ( Еще живя в Париже он женился на Марии Йованович, дочери хозяйки частного пансиона. Портрет жены<\p>

8 « Играющие мальчики » В 1911 г. он пишет « Играющих мальчиков », которые стали его программным произведением, определившим многие особенности поздней манеры. Именно здесь Петров – Водкин впервые во всей полноте применил трехцветную гамму. Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами : красным, желтым, голубым ( или зеленым ).<\p>

9 « Купание красного коня » Появлению « Красного коня » предшествовало важное событие в мире искусства : в гг. начинается расчистка и собирательство древних икон. По существу, в эти годы только и было открыто исключительно высокое национальное древнерусское искусство. На Петрова – Водкина вид расчищенных шедевров иконописи XIIIXV веков, которые он тогда впервые увидел на выставке, произвел огромное впечатление. Это был своего рода прорыв, художественный шок. Он сейчас же применил в своем творчестве элементы иконописи, и только после этого его манера обрела яркую оригинальность и законченность он нашел наконец свой идеал красоты<\p>

10 « Купание красного коня » Центром всего замысла стал не всадник, а пылающий призывный образ коня, напоминающий коня Георгия Победоносца на многих древних иконах. И сразу образ приобрел огромную силу : мощный, могучий, огнеподобный конь, полный сдерживаемой силы, вступает в воду ; на нем хрупкий голый мальчик с тонкими как плети руками, с отрешенным, вневременным лицом, который держится за коня, но не сдерживает его в этой композиции было что – то тревожное и что – то пророческое<\p>

11 « Мать » г На холсте изображена молодая крестьянка в бедной деревенской избе, кормящая грудью ребенка. Образ ее подобен кормящей Богоматери. Обстановка сведена до минимума : на столе лишь крынка и чашка, в углу киот без иконы. В окне видна часть деревенской улицы. Как ни на каком другом, на этом полотне заметно смещение координат комната вместе с фигурой матери как бы качнулась и поплыла в пространстве, еще сильнее наклонен пейзаж за окном. Противовесом этому « перекошенному » миру служит фигура младенца. Общий образ произведения мягкий, задушевный и одновременно тревожный.<\p>

12 « На линии огня » (1916). Она изображает взвод солдат, идущий в штыковую атаку. Их остановившиеся « белые » глаза говорят о воле, жестокости и какой – то духовной слепоте. На переднем фоне смертельно раненный юный прапорщик. Он схватился за грудь, он умирает, в его лице последнее мгновение жизни, его взгляд растерянный и улетающий в надземную даль.<\p>

13 «1918 год в Петрограде ». В 1920 г. Петров – Водкин пишет полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах.. Сюжет его, как и всех картин художника, очень прост : на переднем плане, на балконе юная мать с младенцем. За ней темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. Картину называли « Петроградской мадонной », и действительно это одно из самых обаятельных творений Петрова – Водкина.<\p>

14 « Рабочие » На переднем плане два рабочих, один из которых напряженно и страстно старается доказать что – то другому. Но взгляд его оппонента тяжелый, мрачный и словно отрешенный устремлен в другую сторону. Лица рабочих сознательно огрублены и носят даже некоторые черты дегенеративности ( вообще у позднего Петрова – Водкина появляется, хотя и не подчеркнуто, элемент мрачноватого гротеска, усиливающий ощущение внутренней тревоги ).<\p>

15 « Смерть комиссара » г. Земля изрезана оврагами, песок, глина, чахлая трава и камни. В центре на переднем плане смертельно раненный комиссар отряда. Вдали сбившиеся в кучу, бегущие в бой под стук барабанов фигуры солдат, написанные без всякой патетики. Тонкое нервное лицо комиссара исполнено предсмертной муки. Страдальческий взгляд устремлен одновременно на небо и вслед отряду. Его поддерживает простоватого вида боец, в котором нет ни гнева, ни боли.<\p>

16 «1919 год Тревога На картине показана квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе Она во множестве деталей : в беззащитной, совсем не героической мещанского вида фигуре рабочего, который напряженно из – за занавески всматривается в окно, в холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола мятом фартуке, в старых и изорванных обоях Еще более она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка<\p>

17 Натюрморты В поздних работах Петров – Водкин постепенно отходит от лаконизма своих прежних картин Он пишет натюрморты.<\p>

18 Натюрморты<\p>

19 Натюрморты<\p>

20 Умер художник в Ленинграде ранним утром 15 февраля 1939 года<\p>

21 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА Утренний натюрморт<\p>

22 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Девушка у окна »<\p>

23 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Красулино »<\p>

24 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Полдень. Лето – 1917»<\p>

25 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Новоселье »<\p>

26 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Самарканд. 1926»<\p>

27 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Купальщицы »<\p>

28 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Девушки на Волге »<\p>

29 РАБОТЫ ПЕТРОВА – ВОДКИНА « Окрестности Хвалынска »<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/97565

Из ЖИЗНИ художника Петрова-Водкина

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Лекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА» → Бим-Бад: ПРОСТО о сложном → Отношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР → МХК и уроки РИСОВАНИЯ → yчительская ПОДСОБКА

______________________________

Из жизни
К.С. Петрова-Водкина

(1878 —  1939)

Автопортрет (1897)

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников ХХ столетия, родился  в семье сапожника (Хлыновск, 1878 ), что не помешало ему стать талантливым живописцем и графиком, автором великолепных мемуаров.

Признано, что в его творчестве над всякой изобразительной материей преобладает активное, одухотворяющее эту материю содержание.

Уже в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».

По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).

Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год.

Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) – на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

По материалам Википедии

Калейдоскоп интересных фактов из жизни художника

Биографические материалы  взяты отсюда
в редакционной версии блога «Дневник Парашутов»

Российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) – Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника.

Известно – если кто сильно “набрался”, про него говорят: пьян как сапожник. А уж когда сапожник носит фамилию Водкин, это и вовсе вызывает улыбку: мол, Бог шельму метит.

К шестнадцати годам Сергей Петров-Водкин, будущий отец будущего живописца, а в те времена ученик сапожных дел мастера Акундина, по питейной части не уступал ни учителю, ни собственному легендарному деду Петру, когда-то известному на весь Хлыновск пьянице, прозванному Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, а в конце концов образовалась и закрепилась за семьей двойная фамилия). Но тут с Акундиным стало твориться неладное: что-то мерещилось, слышались какие-то голоса. Однажды он взял кроильный нож да и зарезал собственную жену, и сам вскоре скончался в страшных муках. Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. И сделался единственным сапожником на весь Хлыновск, в рот не бравшим водки. Ну а его сын, окончив четырехклассное приходское училище, в 1893 году пошел работать ремонтщиком волжских судов. Потом Кузьма поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. Провалив экзамен по сочинению, он, увидев на улице вывеску: «Классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова», решил попытать счастья там, и… был принят. Проучился художник в этой школе с 1895 по 1897 год.

Одна из первых картин Кузьмы была сделана по особому случаю. В тот день Кузьма заплыл чуть не на середину Волги, а вернуться обратно не сумел – силы вышли. К счастью, тонущего мальчишку с берега заметил перевозчик Илья Федорович Захаров – лучший пловец в Хлыновске.

Он спас Кузьму, а через неделю сам утонул при попытке вытащить из воды еще какого-то бедолагу.
Кузьма взял новую жестянку и нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей и небо, пересеченное зигзагами молнии. В углу – надпись: “Погибший за других! Вечная тебе память!”.

Поворот в судьбе будущего художника начался с приезда в Хвалынск знаменитого петербургского архитектора Романа Фёдоровича Мельцера. Он прибыл на Волгу по просьбе его старой знакомой — помещицы Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк.

Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала у Казарьиной в доме поломойкой, а сам Кузьма – помощником садовника. Однажды мать показала архитектору рисунки своего талантливого сына.

Мельцер был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.

Сама барыня Юлия Михайловна Казарьина взялась оплачивать его учение в Петербурге, и потом еще целых восемнадцать лет, до самой своей смерти в 1912 году, выплачивала Петрову-Водкину по двадцать пять рублей в месяц. Кузьма считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

В Европу художник попал так: получив от Казариной очередные 25 рублей, он уговорил продавца новомодных дорогущих машин – велосипедов – сдать один в аренду.

И, перекинув через плечо ремень дорожной сумки (в ней — географическая карта, смена белья, чайник, ящик с красками и маленький револьвер вельдог, специально придуманный для велосипедистов, чтобы защищаться от собак), отправился путешествовать в Варшаву, Прагу, Мюнхен, Геную, Париж… Везде он смотрел во все глаза, слушал какие-то лекции, и не только по живописи… Его вдруг стали интересовать проблемы геофизики и космогонии, и Кузьма из кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом – он, имевший за плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в приходском училище. А кончилось тем, что одно французское астрономическое общество избрало Петрова-Водкина своим почетным членом! Проехав Европу, половину Африки и четверть Азии, отучившись в нескольких академиях живописи, а также прослушав сотню лекций по геофизике и космогонии, Петров-Водкин вернулся в Петербург и первым делом отправился знакомиться со своим коллегой, художником Бенуа, о котором был много наслышан. Утонченный эстет Бенуа посмотрел на визитную карточку, поморщился и не велел принимать:

– Ну что, право, за фамилия такая – Водкин! А имя-то, имя-то какое! Подумать только: Кузьма! Ему бы в сапожники идти, а ведь тоже мнит себя человеком искусства…

В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина).

Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин. Автопортрет 1926-27. Русский музей
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. Если в 1910–1915 годах он преподавал в частной школе Е.Н.Званцевой, то с 1918 по 1933 г.

Петров -Водкин преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских в Петрограде (Ленинграде) и в Академии художеств.

Не считая эпизода, когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту (дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию художнику не приходилось.

Петров-Водкин занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. И долгих пятнадцать лет с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему.

Некоторые преподаватели ненавидели эту систему и называли её  “трехплёткой”. В конце концов, из-за неистового Кузьмы Академию были вынуждены покинуть такие корифеи  рафинированного искусства, как Бакст и Добужинский. Близкий к ним Сомов в своё время говорил про Кузьму Сергеевича: “тупой, претенциозный дурак”.

Но и это не помешало Петрову-Водкину стать одной из весьма значимых фигур в искусстве ХХ века.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Лекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА» → Бим-Бад: ПРОСТО о сложном → Отношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР → МХК и уроки РИСОВАНИЯ → yчительская ПОДСОБКА

.

Источник: http://www.openlesson.ru/?p=13013

“Утренний натюрморт” Петров-Водкин: описание картины и связь с реальностью

Искусство и развлечения 6 марта 2016

Если присмотреться поближе, то в блестящем чайнике можно разглядеть кота, и отражается в нем только одно из яиц. Граненый стакан со свежим чаем и умный взгляд собаки. Какую же историю пытался передать в картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин? Описание картины будет приведено ниже.

Краткая биография художника

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин появился на свет в 1878 году в Саратовской губернии. В возрасте 27 лет окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, среди наставников которого был В. А. Серов. После этого много путешествовал и посещал художественные студии в Европе.

Его ранние работы выполнены в духе символизма (например, «Сон» 1911 года). Картину «Купание красного коня» (1912 год), принесшую художнику мировую известность, отождествляют с судьбой России.

В 1910 году автор создает собственную художественно-теоретическую систему, в которой пытается передать «живое смотрение» на окружающий его мир. Эту тенденцию пытается передать в своих натюрмортах «Селедка» и «Утренний натюрморт» Петров-Водкин.

Описание картины «После боя» 1923 года дает понять зрителю, что художник пытается идеализировать образ гражданской войны. В картине «Тревога» 1934 года можно проследить «предчувствие» политики «большого террора» Сталина, а «Новоселье» 1937 года словно высмеивает бывших буржуев.

Петров-Водкин любил обращаться к литературе в своих поздних произведениях («Пространство Эвклида» 1933 год) и создавать в них «вымышленные автобиографии».

Художник умер в Ленинграде в 1939 году.

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

В определенный период своего творчества Петров-Водкин сосредоточился на натюрмортах. Так, «Утренний натюрморт» можно описать, как некую «поэму» о пространстве и вещах в нем. Художник использует нежные, светлые краски: синеватые колокольчики, контрастирующие с желтыми одуванчиками, розоватый деревянный дачный столик.

Предметы на этом столе одновременно создают перспективу и находятся одинаково близко к зрителю. Форма предметов определенная и четкая. Художник намеренно создает неправильное отражение в никелированном кофейнике и также искаженную за стаканом с чаем ложку.

Этим Петров-Водкин пытается подчеркнуть: то, что видит наше зрение, зависит от реальных свойств самих предметов.

Художник намеренно вводит в картину живые существа – выглядывающую из-за стола собаку и кота, который отражается в кофейнике. Это в свою очередь символизирует присутствие человека. Можно также увидеть, что «присутствие» усиливают все предметы, находящиеся на столе.

Кто, если не человек, принес свежие полевые цветы? На кого направлен взгляд собаки и чьи спички лежат на столе? Художник специально написал натюрморт с той стороны, где и должен сидеть человек.

Таким образом, у зрителя может возникнуть эффект присутствия, который подразумевал на своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин.

Описание картины «Селедка» и сравнение с «Утренним натюрмортом»

Петров-Водкин стал свидетелем переломных моментов в истории: первая мировая и гражданская войны. В 1918 год, когда написаны обе эти картины, художник жил в Петербурге и преподавал в художественном училище.

На картине «Селедка» можно видеть, что вместо стола находится полотно с инициалами художника. Оно накрыто розовой бумагой (альтернатива скатерти). Предметов немного: две картофелины, кусок черного хлеба и селедка на темно-синей бумаге. В «Утреннем натюрморте» стол более скудный (чай, яйца), но атмосфера картин схожая. Они обе навевают светлые чувства и отображают повседневную простоту.

Художник изображает тяжесть времени на этих картинах, пища в те времена была скудна и однообразна. Именно поэтому на полотнах изображена пусть скудная, но еда, которой были рады люди в то нелегкое время. Обе картины наполнены светлой грустью и в то же время радостью.

Таким образом, изображает повседневность, наполненную простыми радостями, в своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин. Описание картины, данное в статье, открывает огромный простор для размышлений о том, чем жил художник, как он видел окружающий мир и каким он пытался его передать нынешним зрителям.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/123622/

Ссылка на основную публикацию