Пояснения к статье М.Кантора «Как смотреть картины» III. Новоселье
Переходим к последней картине, во всех смыслах последней, так как картина «Новоселье» написана в 1937-м году, незадолго до смерти художника. Но дадим опять слово Максиму Кантору:
- М.Кантор: «Картина «Новоселье» написана в 1937-м году – во время повальных арестов и заселений новых хозяев в освободившиеся квартиры. Вы полагаете, Петров-Водкин, автор сотен значительных холстов с общечеловеческими темами, – неожиданно решил отойти от символизма, освоить бытовую сценку без всякого умысла? Ну, право же, отнеситесь со вниманием к гению.»
Ну, во первых, если присмотреться, то заселение происходит не в осовободившуюся квартиру репрессированного, а явно в «старорежимную» квартиру. Это так называемое «уплотнение». Причем похоже, что уплотнение проходит где-то на Дворцовой набережной.
Вот виды из окна квартиры на картине и на современной фотографии:
Похожи? Вид на фотографии, это вид из окна отделения российского Красного Креста, расположенного по адресу: улица Миллионная 11, Санкт-Петербург.
Но и сам Петров–Водкин пояснял о своей картине:
- Сюжет картины — празднество в рабочей семье по случаю вселения в 1922 году в барский особняк.
О чем рассказывается в биографии художника. Но идем дальше.
А какова история создания картины? Фрагмент из артциклопедии:
- «Последней большой картиной мастера стало полотно «Новоселье» (1937), выполненное по заказу выставкома выставки «Индустрия социализма». Писал он его несколько лет и представил жюри выставки в 1938 году. Но жюри отказалось экспонировать полотно на выставке, и, получив договорную сумму, автор передал его в запасник Третьяковской галереи.»
То есть, не вдруг, а был заказ, который художник старался выполнить. Художник продолжал эксперементировать, но полученный результат считал неудовлетоврительным.
Вот как он сам его охарактеризовывал:
- «У меня есть ошибка. Она заключается в том, что я не по тому пути повел развертывание сюжета — я стишком загрузил картину, чересчур много рассказывая, и это сбило меня с устремления на предмет и отвлекло в сторону рассказа, от которого зритель ничего хорошего не получит.»
Дальше Максим Кантор продолжает развивать тему Ленина-Сталина, считая картину прямым продолжением сюжета «Смерти комисара»:
- М.Кантор: «Эта картина столь же символична, как иные его вещи – это итог революции. Это рассказ о том, что случилось после смерти комиссара, и после того, как арестовали встревоженную семью.»
- М.Кантор: «Он нарисовал нового Хозяина квартиры похожим на Сталина и Ленина не случайно, Есть портрет Ленина, написанный Петровым-Водкиным в 1934 году, и Хозяин – практически копия этого портрета, даже поза та же, даже лицо схоже.»
А вот как описана история созднания картины в биографии художника:
- «Все последние годы жизни Петров-Водкин был занят большой картиной «Новоселье» (завершена в 1937 г., ГТГ). Художник придавал ей большое значение, тщательно работал над ее образами, многое переписывал, ко многому вновь и вновь возвращался. Сюжет картины — празднество в рабочей семье по случаю вселения в 1922 году в барский особняк. Изображено около двух десятков персонажей, собранных в несколько групп. Петров-Водкин подробно, по-федотовски, рассказал о картине, охарактеризовав ее главные персонажи так, что мы узнаем «кто есть кто» – кто откуда приехал в Петроград и кто что думает и чувствует, – но не о том, какое место та или иная фигура занимает в пластическом решении композиции. Таким образом, очевидно, что он тщательно разработал «сценарий» и затем уже смотрел на свою задачу как на чисто изобразительную. И он, действительно, умело «подобрал» персонажи и не менее умело обрисовал обстановку приспособленного под жилье зала, где скудное угощение устроено на фоне картин в золоченых рамах, а длинная труба «буржуйки» пересекает огромное зеркало трюмо. Но живопись картины – самой большой во всем его наследии – оказалась тусклой и однообразной.»
Идем дальше:
- «М.Кантор: «Петров-Водкин – мастер детали: посмотрите на осиротевший оклад с лампадкой – иконку выдрали (это над головой старичка в правом углу), посмотрите на портреты прежних жильцов квартиры – они висят по стенам, посмотрите на выбитое стекло – в самом центре композиции. И – исходите из того, что художник не глупее вас, он говорит то, что хочет сказать, вы только слушайте внимательно.»
Оклади правда без иконы, но сложно согласиться с тем, что на стенах «портреты прежних жильцов квартиры. Один «портрет» видно рядом с иконой. Второй женский, но судя по набору остальных картин на стенах, едва ли он — семейный.
Третий же, отраженый в зеркале, так вообще — натюрморт:Такое вот «внимание к мелочам» у Максима Кантора. Ну а завершить рассказ о «Новоселье» хочется фрагментом интервью дочери художнака, опубликованного на сайте радио «Свобода» 17.07.2008:
«Елена Петрова-Водкина: Последняя картина папина – «Новоселье». Это уже 1937 год, в Ленинграде мы жили. Три раза приезжало жюри из Москвы, чтобы принять картину, и не принимали ее. То нож не туда повернут, то цвет не тот. В общем, всякую ерунду. А в 1937 году Новый Год мы справляли в Доме писателей.Читали Пушкина, чтец замечательный, много было всяких людей интересных, и Михаил Зощенко. Мне он не понравился. Я уже все-таки была в 1937 году большая. Когда мы домой приехали, он спрашивает:– «Ну как тебе, понравился?».– «Что он все время издевается над людьми, насмехается? Нет».А папа мне объяснил, что он не издевается над людьми, а показывает тех, которые мешают жить. И вот когда эту картину «Новоселье» не приняли, он мне говорит:– «Вот ты Самохвалова картины знаешь?».– «Знаю»– «Тебе нравится?»
–«Да. Веселые физкультурники, танцы…»
Он говорит:– «А у меня картины без танцев, без музыки. Тут разговаривают, тут люди что-то решают, дискуссия какая-то идет».Потому что это 1937 год, когда дали ему квартиру, комнату дали рабочему, они рады, но они не знают, как дальше будет. Одну ночь — воронок увозит одного, другую ночь — вся семья пропадает, расстреливают.
Так что тут он мне сказал: «Вот, почему мою картину не приняли. Потому что там нет радости, такой эйфории. А тут – то, что люди думают. Вот я и говорю, что люди любят и танцы любят, и пение, но любят и думать». Я молчала, я даже маме не сказала, я уже была не маленькая, я уже понимала.».
Но статья все равно хорошая, благодаря ей Петров–Водкин стал для меня почти как родной и действительно, если быть внимательным к мелочам, то его картины могут много чего рассказать.
Текст и иллюстрации из журнала Культпросвет
Источник: https://dzeso.livejournal.com/644286.html
(no title)
|
|
Источник: https://enzel.livejournal.com/444719.html
Советское новоселье в живописи
Кузьма Петров-Водкин. «Новоселье (Рабочий Петроград)» (фрагмент)
Жилищный вопрос в Советском союзе всегда стоял остро. После Революции в разрушенные города тянулся поток рабочих поднимавших индустрию страны, затем грянула Вторая Мировая война. В мирные годы люди строили БАМ, поднимали целину, покоряли Сибирь. Все это время бытовые условия оставляли желать лучшего, и получение нового жилья становилось действительно радостным событием.
В 1937 году Кузьма Петров-Водкин пишет свое самое большое полотно «Новоселье (Рабочий Петроград)» (титульное изображение).
Официально сам автор датирует происходящее на полотне весной 1922 года, когда простая рабочая семья въехала в хорошую квартиру в центре города, оставшуюся от сбежавшего за границу богача. Художник продумал все детали, распределив роли героям композиции.
Члены большой семьи ведут себя скованно, им непривычно находиться в роскошной обстановке. Люди принесли в новое жилище свою скромную утварь, и теперь дорогой барский ковер соседствует с деревенским половиком, а среди дворцовых стульев затесалась простенькая табуретка.
В картине нет явно радующихся людей, они ведут достаточно сдержанную беседу. Петров-Водкин никогда не останавливался на простом бытописательстве в своих произведениях, его картины всегда наполнены глубинным смыслом.
Вполне возможно, что новоселье на полотне относиться к реальному времени создания, то есть к 1937 году, периоду политических репрессий. Художник отсылает зрителя к «Тайной вечере», в которой каждый может оказаться Иудой. Люди получили новую квартиру, и сейчас радуются, но никто из них не может быть уверен в своей дальнейшей судьбе.
Александр Лактионов. «Переезд на новую квартиру»
В послевоенном 1952 году Александр Лактионов пишет «Переезд на новую квартиру». На первый взгляд, это идеальный сюжет конца сталинской эпохи. Пышущая оптимизмом хозяйка с орденом на груди радостно оглядывает новые владения.
Совершенно идеальные дети – чинный пионер в белоснежной рубашке бережно держит большой портрет товарища Сталина, на руках у девочки примостилась пушистая кошка. Все сияет совершенной чистотой.
Но даже в советское время картина была воспринята неоднозначно, в ней разглядели критику мещанского быта. Женщина перевезла в новую квартиру все свои старые вещи, включая безделушки и искусственные цветы. Такая привязанность к бытовым мелочам официально не приветствовалась в СССР.
Кроме того, в послевоенные годы, когда большая часть семей лишилась мужской половины, главенствующая роль женщины выглядела чересчур драматично.
Дмитрий Мочальский. «Новоселы. Из палатки в новый дом»
Еще один вариант новоселья можно увидеть на полотне «Новоселы. Из палатки в новый дом» Дмитрия Мочальского. Оно входит в серию работ, посвященных целине. Две семьи въехали из временных палаток в настоящий дом, но жилища новых соседей разделены лишь раздвигающейся шторкой.
Художник стремился показать контраст быта совершенно разных семей. Большую часть холста занимает хорошо освещенное пространство, в котором проживает семья с двумя детьми. Люди здесь отчетливы и подвижны, непоседливые дети слушают читающего отца, мать готовит пищу.
Их окружают необходимые в большой семьи вещи — кувшин для умывания, детский велосипед, кухонная утварь. Вторая семья состоит из двух человек мужа и жены. Их жизнь более размеренна, лишена бытовой суеты. Мочальский показывает лежащего на кровати немолодого мужчину, беседующего с женой.
Быт этой семьи совершенно иной, их окружают книги и гитара.
Юрий Пименов. «Лирическое новоселье»
Одним из самых романтичных произведений советской эпохи можно назвать «Лирическое новоселье» Юрия Пименова. В просторном, почти невесомом пространстве осталась наедине молодая пара. Ремонт еще не окончен, стопки книг лежат прямо на полу. Молодые супруги еще не обзавелись мебелью и бытовыми мелочами, у них есть любовь и огни ночного города за окном.
Алина Свердлова-Александрова
Источник: https://lenin.guru/sovetskoe-novosele-v-zhivopisi/
Кузьма Сергеевич Петров
1 Кузьма Сергеевич Петров — Водкин (1878–1939 Кузьма Сергеевич Петров — Водкин (1878–1939 Выполнила : Бикчураева Е. В.- учитель географии МОУ « ООШ 14» г. Балаково<\p>
2 Родился в Хвалынске ( Саратовская губерния ) 24 октября (5 ноября ) 1878 в семье сапожника ; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов Автопортрет<\p>
3 Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895– 1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В. А. Серов. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).<\p>
4 Решающей оказалась встреча с В. Э. Борисовым — Мусатовым, по совету которого Петров — Водкин едет осенью 1905 года для дальнейшей учебы за границу. Он побывал в Стамбуле, Греции, Италии и Франции, где в академии Колоросси он совершенствовал технику рисунка. Первой его картиной стало небольшое полотно » В кафе » (1907).<\p>
5 Ранний Петров Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам (» Элегия «, 1906; » Берег «, 1908; » Сон «, 1910). Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер « Элегия » 1906 г. « Сон »<\p>
6 В том же году он побывал в Африке. По впечатлениям этого путешествия были написаны « Негритянская деревня »» (1907) и » Берег » (1908)<\p>
7 В 1908 г. Петров — Водкин вернулся в Россию и поселился в Петербурге ( Еще живя в Париже он женился на Марии Йованович, дочери хозяйки частного пансиона. Портрет жены<\p>
8 « Играющие мальчики » В 1911 г. он пишет « Играющих мальчиков », которые стали его программным произведением, определившим многие особенности поздней манеры. Именно здесь Петров — Водкин впервые во всей полноте применил трехцветную гамму. Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами : красным, желтым, голубым ( или зеленым ).<\p>
9 « Купание красного коня » Появлению « Красного коня » предшествовало важное событие в мире искусства : в гг. начинается расчистка и собирательство древних икон. По существу, в эти годы только и было открыто исключительно высокое национальное древнерусское искусство. На Петрова — Водкина вид расчищенных шедевров иконописи XIIIXV веков, которые он тогда впервые увидел на выставке, произвел огромное впечатление. Это был своего рода прорыв, художественный шок. Он сейчас же применил в своем творчестве элементы иконописи, и только после этого его манера обрела яркую оригинальность и законченность он нашел наконец свой идеал красоты<\p>
10 « Купание красного коня » Центром всего замысла стал не всадник, а пылающий призывный образ коня, напоминающий коня Георгия Победоносца на многих древних иконах. И сразу образ приобрел огромную силу : мощный, могучий, огнеподобный конь, полный сдерживаемой силы, вступает в воду ; на нем хрупкий голый мальчик с тонкими как плети руками, с отрешенным, вневременным лицом, который держится за коня, но не сдерживает его в этой композиции было что — то тревожное и что — то пророческое<\p>
11 « Мать » г На холсте изображена молодая крестьянка в бедной деревенской избе, кормящая грудью ребенка. Образ ее подобен кормящей Богоматери. Обстановка сведена до минимума : на столе лишь крынка и чашка, в углу киот без иконы. В окне видна часть деревенской улицы. Как ни на каком другом, на этом полотне заметно смещение координат комната вместе с фигурой матери как бы качнулась и поплыла в пространстве, еще сильнее наклонен пейзаж за окном. Противовесом этому « перекошенному » миру служит фигура младенца. Общий образ произведения мягкий, задушевный и одновременно тревожный.<\p>
12 « На линии огня » (1916). Она изображает взвод солдат, идущий в штыковую атаку. Их остановившиеся « белые » глаза говорят о воле, жестокости и какой — то духовной слепоте. На переднем фоне смертельно раненный юный прапорщик. Он схватился за грудь, он умирает, в его лице последнее мгновение жизни, его взгляд растерянный и улетающий в надземную даль.<\p>
13 «1918 год в Петрограде ». В 1920 г. Петров — Водкин пишет полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах.. Сюжет его, как и всех картин художника, очень прост : на переднем плане, на балконе юная мать с младенцем. За ней темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. Картину называли « Петроградской мадонной », и действительно это одно из самых обаятельных творений Петрова — Водкина.<\p>
14 « Рабочие » На переднем плане два рабочих, один из которых напряженно и страстно старается доказать что — то другому. Но взгляд его оппонента тяжелый, мрачный и словно отрешенный устремлен в другую сторону. Лица рабочих сознательно огрублены и носят даже некоторые черты дегенеративности ( вообще у позднего Петрова — Водкина появляется, хотя и не подчеркнуто, элемент мрачноватого гротеска, усиливающий ощущение внутренней тревоги ).<\p>
15 « Смерть комиссара » г. Земля изрезана оврагами, песок, глина, чахлая трава и камни. В центре на переднем плане смертельно раненный комиссар отряда. Вдали сбившиеся в кучу, бегущие в бой под стук барабанов фигуры солдат, написанные без всякой патетики. Тонкое нервное лицо комиссара исполнено предсмертной муки. Страдальческий взгляд устремлен одновременно на небо и вслед отряду. Его поддерживает простоватого вида боец, в котором нет ни гнева, ни боли.<\p>
16 «1919 год Тревога На картине показана квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе Она во множестве деталей : в беззащитной, совсем не героической мещанского вида фигуре рабочего, который напряженно из — за занавески всматривается в окно, в холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола мятом фартуке, в старых и изорванных обоях Еще более она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка<\p>
17 Натюрморты В поздних работах Петров — Водкин постепенно отходит от лаконизма своих прежних картин Он пишет натюрморты.<\p>
18 Натюрморты<\p>
19 Натюрморты<\p>
20 Умер художник в Ленинграде ранним утром 15 февраля 1939 года<\p>
21 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА Утренний натюрморт<\p>
22 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Девушка у окна »<\p>
23 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Красулино »<\p>
24 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Полдень. Лето – 1917»<\p>
25 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Новоселье »<\p>
26 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Самарканд. 1926»<\p>
27 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Купальщицы »<\p>
28 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Девушки на Волге »<\p>
29 РАБОТЫ ПЕТРОВА — ВОДКИНА « Окрестности Хвалынска »<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/97565
Из ЖИЗНИ художника Петрова-Водкина
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Лекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА» → Бим-Бад: ПРОСТО о сложном → Отношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР → МХК и уроки РИСОВАНИЯ → yчительская ПОДСОБКА
______________________________
Из жизни
К.С. Петрова-Водкина
(1878 — 1939)
Автопортрет (1897)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников ХХ столетия, родился в семье сапожника (Хлыновск, 1878 ), что не помешало ему стать талантливым живописцем и графиком, автором великолепных мемуаров.
Признано, что в его творчестве над всякой изобразительной материей преобладает активное, одухотворяющее эту материю содержание.
Уже в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).
Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год.
Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) – на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.
По материалам Википедии
Калейдоскоп интересных фактов из жизни художника
Биографические материалы взяты отсюда
в редакционной версии блога «Дневник Парашутов»
Российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) – Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника.
Известно – если кто сильно “набрался”, про него говорят: пьян как сапожник. А уж когда сапожник носит фамилию Водкин, это и вовсе вызывает улыбку: мол, Бог шельму метит.
К шестнадцати годам Сергей Петров-Водкин, будущий отец будущего живописца, а в те времена ученик сапожных дел мастера Акундина, по питейной части не уступал ни учителю, ни собственному легендарному деду Петру, когда-то известному на весь Хлыновск пьянице, прозванному Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, а в конце концов образовалась и закрепилась за семьей двойная фамилия). Но тут с Акундиным стало твориться неладное: что-то мерещилось, слышались какие-то голоса. Однажды он взял кроильный нож да и зарезал собственную жену, и сам вскоре скончался в страшных муках. Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. И сделался единственным сапожником на весь Хлыновск, в рот не бравшим водки. Ну а его сын, окончив четырехклассное приходское училище, в 1893 году пошел работать ремонтщиком волжских судов. Потом Кузьма поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. Провалив экзамен по сочинению, он, увидев на улице вывеску: «Классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова», решил попытать счастья там, и… был принят. Проучился художник в этой школе с 1895 по 1897 год.
Одна из первых картин Кузьмы была сделана по особому случаю. В тот день Кузьма заплыл чуть не на середину Волги, а вернуться обратно не сумел – силы вышли. К счастью, тонущего мальчишку с берега заметил перевозчик Илья Федорович Захаров – лучший пловец в Хлыновске.
Он спас Кузьму, а через неделю сам утонул при попытке вытащить из воды еще какого-то бедолагу.
Кузьма взял новую жестянку и нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей и небо, пересеченное зигзагами молнии. В углу – надпись: “Погибший за других! Вечная тебе память!”.
Поворот в судьбе будущего художника начался с приезда в Хвалынск знаменитого петербургского архитектора Романа Фёдоровича Мельцера. Он прибыл на Волгу по просьбе его старой знакомой — помещицы Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк.
Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала у Казарьиной в доме поломойкой, а сам Кузьма – помощником садовника. Однажды мать показала архитектору рисунки своего талантливого сына.
Мельцер был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.
Сама барыня Юлия Михайловна Казарьина взялась оплачивать его учение в Петербурге, и потом еще целых восемнадцать лет, до самой своей смерти в 1912 году, выплачивала Петрову-Водкину по двадцать пять рублей в месяц. Кузьма считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».
В Европу художник попал так: получив от Казариной очередные 25 рублей, он уговорил продавца новомодных дорогущих машин – велосипедов – сдать один в аренду.
И, перекинув через плечо ремень дорожной сумки (в ней — географическая карта, смена белья, чайник, ящик с красками и маленький револьвер вельдог, специально придуманный для велосипедистов, чтобы защищаться от собак), отправился путешествовать в Варшаву, Прагу, Мюнхен, Геную, Париж… Везде он смотрел во все глаза, слушал какие-то лекции, и не только по живописи… Его вдруг стали интересовать проблемы геофизики и космогонии, и Кузьма из кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом – он, имевший за плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в приходском училище. А кончилось тем, что одно французское астрономическое общество избрало Петрова-Водкина своим почетным членом! Проехав Европу, половину Африки и четверть Азии, отучившись в нескольких академиях живописи, а также прослушав сотню лекций по геофизике и космогонии, Петров-Водкин вернулся в Петербург и первым делом отправился знакомиться со своим коллегой, художником Бенуа, о котором был много наслышан. Утонченный эстет Бенуа посмотрел на визитную карточку, поморщился и не велел принимать:
– Ну что, право, за фамилия такая – Водкин! А имя-то, имя-то какое! Подумать только: Кузьма! Ему бы в сапожники идти, а ведь тоже мнит себя человеком искусства…
В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина).
Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин. Автопортрет 1926-27. Русский музей
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. Если в 1910–1915 годах он преподавал в частной школе Е.Н.Званцевой, то с 1918 по 1933 г.
Петров -Водкин преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских в Петрограде (Ленинграде) и в Академии художеств.
Не считая эпизода, когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту (дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию художнику не приходилось.
Петров-Водкин занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. И долгих пятнадцать лет с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему.
Некоторые преподаватели ненавидели эту систему и называли её “трехплёткой”. В конце концов, из-за неистового Кузьмы Академию были вынуждены покинуть такие корифеи рафинированного искусства, как Бакст и Добужинский. Близкий к ним Сомов в своё время говорил про Кузьму Сергеевича: “тупой, претенциозный дурак”.
Но и это не помешало Петрову-Водкину стать одной из весьма значимых фигур в искусстве ХХ века.
.
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Лекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА» → Бим-Бад: ПРОСТО о сложном → Отношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР → МХК и уроки РИСОВАНИЯ → yчительская ПОДСОБКА
.
Источник: http://www.openlesson.ru/?p=13013
«Утренний натюрморт» Петров-Водкин: описание картины и связь с реальностью
Искусство и развлечения 6 марта 2016
Если присмотреться поближе, то в блестящем чайнике можно разглядеть кота, и отражается в нем только одно из яиц. Граненый стакан со свежим чаем и умный взгляд собаки. Какую же историю пытался передать в картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин? Описание картины будет приведено ниже.
Краткая биография художника
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин появился на свет в 1878 году в Саратовской губернии. В возрасте 27 лет окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, среди наставников которого был В. А. Серов. После этого много путешествовал и посещал художественные студии в Европе.
Его ранние работы выполнены в духе символизма (например, «Сон» 1911 года). Картину «Купание красного коня» (1912 год), принесшую художнику мировую известность, отождествляют с судьбой России.
В 1910 году автор создает собственную художественно-теоретическую систему, в которой пытается передать «живое смотрение» на окружающий его мир. Эту тенденцию пытается передать в своих натюрмортах «Селедка» и «Утренний натюрморт» Петров-Водкин.
Описание картины «После боя» 1923 года дает понять зрителю, что художник пытается идеализировать образ гражданской войны. В картине «Тревога» 1934 года можно проследить «предчувствие» политики «большого террора» Сталина, а «Новоселье» 1937 года словно высмеивает бывших буржуев.
Петров-Водкин любил обращаться к литературе в своих поздних произведениях («Пространство Эвклида» 1933 год) и создавать в них «вымышленные автобиографии».
Художник умер в Ленинграде в 1939 году.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
В определенный период своего творчества Петров-Водкин сосредоточился на натюрмортах. Так, «Утренний натюрморт» можно описать, как некую «поэму» о пространстве и вещах в нем. Художник использует нежные, светлые краски: синеватые колокольчики, контрастирующие с желтыми одуванчиками, розоватый деревянный дачный столик.
Предметы на этом столе одновременно создают перспективу и находятся одинаково близко к зрителю. Форма предметов определенная и четкая. Художник намеренно создает неправильное отражение в никелированном кофейнике и также искаженную за стаканом с чаем ложку.
Этим Петров-Водкин пытается подчеркнуть: то, что видит наше зрение, зависит от реальных свойств самих предметов.
Художник намеренно вводит в картину живые существа – выглядывающую из-за стола собаку и кота, который отражается в кофейнике. Это в свою очередь символизирует присутствие человека. Можно также увидеть, что «присутствие» усиливают все предметы, находящиеся на столе.
Кто, если не человек, принес свежие полевые цветы? На кого направлен взгляд собаки и чьи спички лежат на столе? Художник специально написал натюрморт с той стороны, где и должен сидеть человек.
Таким образом, у зрителя может возникнуть эффект присутствия, который подразумевал на своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин.
Описание картины «Селедка» и сравнение с «Утренним натюрмортом»
Петров-Водкин стал свидетелем переломных моментов в истории: первая мировая и гражданская войны. В 1918 год, когда написаны обе эти картины, художник жил в Петербурге и преподавал в художественном училище.
На картине «Селедка» можно видеть, что вместо стола находится полотно с инициалами художника. Оно накрыто розовой бумагой (альтернатива скатерти). Предметов немного: две картофелины, кусок черного хлеба и селедка на темно-синей бумаге. В «Утреннем натюрморте» стол более скудный (чай, яйца), но атмосфера картин схожая. Они обе навевают светлые чувства и отображают повседневную простоту.
Художник изображает тяжесть времени на этих картинах, пища в те времена была скудна и однообразна. Именно поэтому на полотнах изображена пусть скудная, но еда, которой были рады люди в то нелегкое время. Обе картины наполнены светлой грустью и в то же время радостью.
Таким образом, изображает повседневность, наполненную простыми радостями, в своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин. Описание картины, данное в статье, открывает огромный простор для размышлений о том, чем жил художник, как он видел окружающий мир и каким он пытался его передать нынешним зрителям.
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/123622/