Описание картины лукаса кранаха «венера»

Кранахи в Эрмитаже: Что нужно знать о живописи династии

Дух эксперимента, династическое искусство и женская сила на выставке «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом»

В Государственном Эрмитаже открывается выставка «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом», посвященная Лукасу Кранаху Старшему и его династии —  более 80 живописных и графических работ, которые до этого выставлялись в Пушкинском музее в Москве. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять эрмитажную выставку.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация.

Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные.

Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.

Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу.

Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

СВЕРХУ СЛЕВА: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

СВЕРХУ СПРАВА: «Мартин Лютер», 1529

Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания — в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль.

В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе — имеется в виду сила женской сексуальности.

Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.

Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа.

«Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Эрмитаже, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге.

Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.

Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».

Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз — совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

СВЕРХУ СЛЕВА: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

СВЕРХУ: «Лукреция», 1532

Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.

В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём.

Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская.

Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.

Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза.

Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом.

По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего — то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку — той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её.

В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.

Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви.

А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, в барокко с его бесконечным vanitas и memento mori. И уже Лукас Кранах Младший будет работать в по-настоящему мрачном жанре заказного портрета-эпитафии, изображая скорбящую семью у гроба.

Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов, и подумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы.

Ну а если вы не любитель ужасов, обратите внимание на то, с каким трепетом Кранах Старший рисовал животных — от похожих на собак львов в библейских сценах до вполне реалистичных иллюстраций, которые можно обнаружить в разделе гравюр. В музее вас даже встретит огромная проекция дракончика в короне и с кольцом в пасти, которого художник использовал в качестве подписи, — эмблема, ради которой в Хогвартсе стоило бы открыть пятый факультет.

Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/238495-cranach-hermitage

Кранахи: между Ренессансом и Маньеризмом • ARTANDHOUSES

Впервые в залах ГМИИ им. А.С.

Пушкина собираются вместе произведения великой династии мастеров, ознаменовавших переход от Северного Возрождения к маньеризму: сорок восемь живописных полотен и полсотни графических работ семейства Кранахов предоставлены музеями Готы (замок Фриденштайн), Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и несколькими российскими коллекционерами.

Основатель династии — Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный живописец саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Кранах Старший немало преуспел в карьере.

Будучи одним из самых зажиточных горожан Виттенберга, он неоднократно избирался бургомистром этого городка в Саксонии. И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа.

Лукас Кранах Старший
Моление о чаше

Лукас Кранах дружил с Мартином Лютером, и именно благодаря портрету его кисти мы сегодня знаем, как выглядел знаменитый деятель немецкой Реформации. Живописец основал семейную художественную мастерскую, процветавшую более сотни лет.

Среди самых известных работ Лукаса Кранаха: «Юдифь с головой Олоферна», «Мадонна с младенцем», «Венера и амур», «Плоды ревности.

Серебряный век», «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».

Лукас Кранах Старший
Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)

Продолжатель дела отца — Лукас Кранах Младший (1515–1586). В доставшейся ему по наследству мастерской он занимался, прежде всего, тиражированием отцовских оригиналов, религиозных сцен, мифологических аллегорий и парадных портретов.

С наступлением творческой зрелости, Кранах Младший от копирования отказался, отчасти следуя изменениям моды, происходящим при саксонском дворе.

Художник пристрастился к крупноформатным полотнам и картинам-эпитафиям, которые заказывали представители богатых семей, исповедовавших лютеранство.

Лукас Кранах Старший
Плоды ревности (Серебряный век)

Его младший брат, Ганс Кранах (1513—1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. Семейную традицию продолжили также внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554—1595) и правнук, Лукас Кранах III (1586—1645).

Северное Возрождение — термин, описывающий эпоху Возрождения в северной Европе, во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.

Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — художественный стиль XVI — первой трети XVII века,  считающийся ранней стадией стиля барокко. Характеризуется метафорической насыщенностью, пристрастием к гротеску, утратой гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. 

Гмии  им а.с.пушкина: главное здание, волхонка, 12

Источник: http://art-and-houses.ru/2016/03/02/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom/

10 неизвестных: как отличить работы Лукаса Кранаха Cтаршего от его мастерской

Фото: m24.ru/Кинякина Екатерина

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику “10 неизвестных”, в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Читайте также:  Описание картины сандро боттичелли «иоанн креститель»

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В ГМИИ им.Пушкина открылась выставка “Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом”. 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший, “Венера и Амур”, 1509

Лукас Кранах Старший, “Венера и Амур”, 1509

В первую очередь, когда приходишь на выставку в ГМИИ, надо понимать, что Кранахов было как минимум четыре: Лукас Кранах Старший, Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший – его сыновья, и Лукас III Кранах – его внук. При этом у Лукаса Кранаха Старшего была еще и целая мастерская, которая дописывала его работы или, наоборот, делала подготовительные этапы.

Лукас Кранах Старший, “Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой”, 1510-е

Лукас Кранах Старший. “Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой”, 1510-е

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину “Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой”. На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы.

В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено фигурами святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Лукас Кранах Старший, “Христос и Богоматерь”, 1516-1520

Лукас Кранах Старший, “Христос и Богоматерь”, 1516-1520

Картина “Христос и Богоматерь” небольшая по формату, но очень смелая по композиционному решению для своего времени.

Портреты персонажей взяты максимально крупно в отрыве от традиционных религиозных сюжетов, из-за чего дистанция между ними и зрителем полностью стирается.

Лукас Кранах Старший действительно был новатором, завершающим эпоху Дюрера и всего Северного Возрождения и открывающим новый период в истории живописи.

Лукас Кранах Старший, “Мадонна с младенцем (в винограднике)”, 1523

“Мадонна с младенцем (в винограднике)”, 1523

Конечно, выставка не отражает и десятой части творчества мастера, но тем не менее дает представление о характерных особенностях живописи каждого из художников династии. Картины в экспозицию собирались буквально со всего света, но среди них есть и те, которые все время находятся в постоянном собрании ГМИИ. Одна из них – “Мадонна с младенцем (в винограднике)”.

Лукас Кранах Старший, “Большая Мадонна с младенцем под яблоней”, 1526

Лукас Кранах Старший, “Большая Мадонна с младенцем под яблоней”, 1526

Картина “Большая Мадонна с младенцем под яблоней” приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа.

Если сравнить эту работу с предыдущей, то можно заметить несколько характерных особенностей, важных для всей живописи Лукаса Кранаха Старшего: это, в первую очередь, обобщенные, сглаженные черты округлых лиц Мадонны и младенца, узкие миндалевидные глаза и почти никак не выраженные эмоции. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.

Лукас Кранах Старший, “Женский портрет”, 1526

Лукас Кранах Старший, “Женский портрет”, 1526

Кранах всегда очень точен в деталях: будь то детали одежды, тонкие пряди волос, которые он отделяет золотистыми прорисовками, или элементы пейзажа – все это можно разглядывать до бесконечности. А самый внимательный зритель обязательно заметит и знаменитую подпись мастера – крошечного крылатого дракона, который может быть нарисован где угодно.

Лукас Кранах Старший, “Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение”, 1529

Лукас Кранах Старший, “Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение”, 1529

В этой картине объединено сразу несколько библейских сюжетов: грехопадение Адамы и Евы и изгнание из рая композиционно расположены в левой части картины, справа же изображены распятие и воскрешение Христа.

Сюжеты дополнены массой интересных и необычных деталей.

Например, в левой части смерть, изображенная в виде скелета, гонит Адама из рая вместе с дьяволом, а в правой части агнец божий топчет скелет, символизируя тем самым воскрешение Христа и победу над смертью.

Лукас Кранах Старший, “Юдифь на пиру у Олоферна”, 1531

Лукас Кранах Старший, “Юдифь на пиру у Олоферна”, 1531

У этого произведения сюжет тоже очень сложный, состоящий из нескольких линий. На переднем плане Юдифь сидит за одним столом с Олоферном, одетым по моде XVI века в окружении воинов.

А на заднем плане, вдали у шатров можно разглядеть, как Юдифь кладет голову Олоферна в мешок.

При этом существует еще и картина большого формата, изображающая точно такую же композицию с шатрами, то есть продолжение или следующий кадр сюжета.

Лукас Кранах Старший, “Христос и грешница”, 1532

Лукас Кранах Старший и мастерская, “Христос и грешница”, 1532

Картина принадлежит к позднему этапу творчества художника, когда он работает в основном вместе со своей мастерской. По тому, как написаны лица на этом произведении, можно сказать, где Кранах работал сам, а где ему помогали подмастерья.

Центральные образы Христа и грешницы принадлежат самому мастеру: его кистью написаны крупные черты лица, ярко выделяющиеся на темном фоне.

Толпа вокруг, изображенная с различными выражениями и гримасами, скорее всего создавалась его учениками.

Лукас Кранах Младший, “Мадонна с младенцем”, 1537

Лукас Кранах Младший, “Мадонна с младенцем”, 1537

Лукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Так как его старший брат Ганс умер еще при жизни отца, Лукас возглавил мастерскую в 22 года, при этом он уже имел большой художественный опыт.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/99175

«Венера и Амур» Лукаса Кранаха : Мир искусства

Ноябрь 18, 2013

4 декабря в Лондоне состоятся торги аукционного дома Bonhams. В разделе «Искусство старых мастеров» будет представлена неизвестная ранее картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», датируемая 1537 годом. Эстимейт художественного произведения, находившегося на протяжении целого века в частной коллекции, составляет 2,4-3,2 миллиона долларов.

В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. Гипотезу, что картина принадлежит кисти Лукаса Кранаха Старшего, первыми осмелились выдвинуть эксперты аукционного дома Bonhams.

В дальнейшем это предположение было подтверждено Дитером Кеплином — швейцарским искусствоведом, специалистом по творчеству Лукаса Кранаха.

На произведении искусства был обнаружен автограф немецкого мастера, которым он пользовался в начале своего творческого пути.

Картина немецкого живописца изображает Венеру и Амура, которого покусали пчелы за попытку украсть мед. Сюжет для своего произведения Лукас Кранах Старший позаимствовал у древнегреческого поэта Феокрита. Правда, историю художник передал не буквально, а с назидательным смыслом, что любое удовольствие обязательно связано со страданием.

В творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) насчитывается 27 произведений, написанных на сюжет, связанный с Венерой и Амуром, им самим и учениками его мастерской. Знаменитые работы Кранаха, на которых художник запечатлел Венеру и Амура, находятся в музеях Лондона, Нью-Йорка, Глазго. Великолепная картина «Венера и Амур», датируемая 1509 годом, хранится в Государственном Эрмитаже.

Настоящим шедевром для граждан СССР стала пробившаяся на экран рок-опера «Юнона и Авось»,

Театр и артист

Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить

Нана Патекар и Намрата Широдкар

Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.

Грим оживляет историю

Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является

Любительский театр XVIII века

Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна

Режиссура и реквизит

Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры

Первые звёзды театра

Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой

Екатерининская реформа

Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа

Театральные подмостки XVIII века

Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти

Театры Москвы и Петербурга XVIII века

Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.

Русский театр в XVIII веке

Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном

Лекарство для души

Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Читайте также:  Описание картины тараса григорьевича шевченко «аскольдова могила»

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

Источник: http://ourarts.ru/?p=2562

Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром

В Пушкинском музее идет выставка важнейшего художника Северного Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего и продолжателей его династии. «Афиша Daily» изучила работы мастера, говорящие о нем как о ловком бизнесмене, арт-директоре Реформации и ценителе женской стройности

«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520

Пейзаж, в который помещена Богоматерь с младенцем, имеет символическое значение: источник — утоление духовной жажды, скала — твердость веры. И в то же время он отсылает к знакомым художнику ландшафтам Южной Германии.

Лукас Кранах родился в 1472 году в семье живописца в местечке Кронах на территории нынешней Баварии — название он и взял в качестве фамилии. Кронах покинул еще молодым — подмастерьям полагалось провести пару лет в странствиях, чтобы набираться опыта и рекламировать свой талант.

В итоге художник ненадолго осел в Вене, где написал свои первые известные работы, в том числе «Отдых на пути в Египет» и «Кающегося святого Иеронима» со сказочными чащами альпийских предгорий на заднем плане.

За это чувство природы раннего Кранаха причисляют к дунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра — для них это уже не фон для сюжета, а самостоятельный пласт картины. Главной фигурой дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер — считается, что именно он создал первый в истории европейской живописи чистый пейзаж , избавленный от человеческих фигур.

«Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца.

Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов.

Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб — крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской.

Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.

«Венера и Амур», 1509

Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета.

Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.

Впоследствии мастерская Кранаха поставит производство Венер — простоволосых и в шляпках, с купидонами и без — на поток. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне.

Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней слишком откровенным, но из-за поднявшейся шумихи быстро пошло на попятную.

«Плоды ревности (Серебряный век)», 1530

На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас — художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).

Работа над полотнами велась конвейерным способом — для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей — и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.

Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.

В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади — настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании.

Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, — последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.

«Женский портрет», 1526

И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера — удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком.

«В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» — это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа.

Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века — Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529

Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви.

Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.

По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника.

«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского , наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/890-kranahi/

Портреты и живопись Лу́каса Кра́наха Ста́ршего

Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография , 1516).

Оставим сейчас в стороне политическую суть движения Реформации и остановимся на портретах кисти Кранаха, которые считаются одной из самых приятных сторон творчества художника.

 Хотя немецкий драматург, теоретик  искусства и литературный критик  Лессинг писал, что Кранах «не  может вложить в голову портрета  больше, чем сколько имеется в  его собственной

голове. А способностью читать в душах великих людей почтенных Кранах, по-видимому, не отличался» Немецкий профессор Рихард Мутер тоже считал, что портреты Кранаха вызывают сожаление, что рядом с великими людьми не оказались Дюрер или Гольбейн. Когда художник имеет дело с простыми бюргерами или крепкими мужицкими фигурами, у него бывают удачньк

приемы.

Но его Лютер и Меланхтон?! Разве его лютеровские портреты не возбуждают только мысль о том докторе Лютере, о котором поют студенты в погребках? Кранах не является истолкователем духовного величия, он рисует великих людей в местном колорите Виттенберга, а не в их вечном значении. Он рисует Лютера, заведовавшего в Виттенберге церковным приходом, а непылкого Лютера, удары которого расшатали всю Европу»

Так вот случается с великими произведениями. Прошло несколько веков, и теперь портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, написанные Лукасом Кранахом, считаются единственными и лучшими портретами этих людей. Художник не гонится за чуждым ему художественным претворением действительности, не тянется за итальянским искусством, а просто и искренне воспроизводит то, что видит.

По сравнению с мужскими портретами Кранаха, женские слабее и однообразней. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

В изображенном на эрмитажном портрете женском лице соединились черты двух современниц Кранаха – принцессы Сибиллы Клевской и беглой монахини Катарины из Боры, ставшей женой Мартина Лютера. Но, имея некоторое сходство и с тем и с другим прототипом, образ, созданный Кранахом, не является собственно портретом. Это, скорее, воплощение идеальной мечты.    

Картина производит загадочное впечатление: на темном фоне пронзительно звучат яркие краски одежд изображенной, жесткий линейный рисунок своей экспрессией вступает в диссонанс с задумчивым состоянием женщины, словно зачарованной собственными грезами.

Читайте также:  Описание картины ильи глазунова «князь олег и игорь»

Женский портрет. 1526

Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна»  (ок. 1530, Вена, Музей истории искусства).

Сходство не только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет.

Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини. 

«Юдифь с головой Олоферна» 

Вероятно, вооруженная женщина изрядно смущала воображение современников Кранаха, если учесть количество воспроизведений трагических библейских героинь – таких, как Юдифь или Саломея, вышедшие из Виттенбергской мастерской.

Этих женщин Кранах изображает не просто с оружием в руках, а с отрезанными мужскими головами, которые они держат на посеребренных подносах, ни на миг не скрывая лукавой улыбки победительниц.

Однако между идеей жестокости и тем, как художник изображает женщину, нет никакого соответствия – композиции портретов всегда строятся по принципу оксиморона.

 Посмотрите на картину «Саломея, что держит голову Иоанна Крестителя». Как можно совместить трогательный  веночек из полевой травы, удерживающий  золотистые кудри даже не женщины, а совсем юной девушки, с окровавленной  ношей, которую героиня держит в вытянутых руках, словно корзину цветов?

Лукас Кранах Старший. “Саломея, держащая голову Иоанна Крестителя”.

Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве Кранаха черт жеманства и условности, пристрастия к сложным аллегорическим и мифологическим сюжетам, оживлению некоторых традиций готики (застылость композиции, мелочная отделка деталей, архаические каноны красоты). Нарастающая стандартность произведений Кранаха усугублялась тем, что его мастерская выпускала с его знаком-подписью множество однообразных посредственных картин.

Лукас Кранах Старший – Портрет молодой дамы.

Нередко произведения Луки Кранаха, сделанные в последние десятилетия его жизни, связывают с маньеризмом. Другие пытаются оспаривать это. Но как бы то ни было, его любимой моделью становится изысканная — почти до жеманства — женщина, с косо поставленными глазами и манерно изгибающимися линиями силуэта.

Не отказываясь вовсе от достижений предшествующих лет, художник вновь усиливает декоративное начало в своей живописи. Он создает мир, в котором действие развивается по особым законам, где все рафинированно, утонченно. Изыскан цветовой и линейный строй, картина напоминает собой драгоценную, почти ювелирно сработанную вещь.

Тем не менее, в ней достаточно сильно эмоциональное начало, хотя и скрытое за кажущейся порой рациональной системой приемов, которые варьируются из полотна в полотно. Образцы маньеристического творчества Луки Кранаха Старшего есть и в наших музеях — ив Москве, и в Ленинграде.

 
В числе наиболее известных работ этого же плана — многочисленные «Венеры»”, «Аполлон и Диана» (1530) в Берлине, «Суд Париса» (1529) в нью-йоркском музее Метрополитен.

Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах “Рай” (1530) и “Источник юности” (1546).

Они напоминают детский рисунок, лубок, нечто нереальное, но подкупающее своей наивностью и своеобразной, сказочной поэтичностью.

Построение пространства в этих картинах нарочито упрощенное: на фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, домиками, деревьями резвятся крохотные, смешные, хрупкие фигурки людей и животных, изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н.Н. Никулин).

Новации Лукаса Каранаха в искусстве Северного Возрождения

Говоря о творчестве Лукаса Кранаха нельзя не остановиться на том, какой неоценимо огромный вклад он внёс в живопись. 

Лукас Кранах создал систему вкусов, собственный канон, которому следовала вся Саксония. А на своих картинах художник превратил немецкое княжество в волшебную страну, где среди причудливых замков и скал герои мифов и легенд, а также друзья и знакомые Кранаха вели беспечальную жизнь бессмертных существ

Этапом в развитии искусства Северного Возрождения стало обращение немецкого художника Лукаса Кранаха к написанию обнаженной натуры.

1 января 1508 года курфюрст дарует  художнику гербовую грамоту. Ядром  герба становится впоследствии  знаменитая змейка с перепончатыми  крыльями, перьями на голове и  колечком в пасти.

В том же  году Кранах отправился в Мехелен, чтобы написать портрет молодого Карла V. Эта поездка дала ему возможность познакомиться с фламандской живописью. Наибольшее впечатление произвел на него Квентин Массейс.

Он открывает для себя итальянские картины, в первую очередь Леонардо да Винчи.

Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной.

Он первым написал обнаженную богиню любви Венеру. Это был смелый шаг. До этого времени мастера живописи, как впрочем, и сам Кранах, в картинах использовали библейские сюжеты. Они писали для церкви и портреты знатных людей по их заказу.

И вот Лукас Кранах проявил смелость и новаторство и создал эротический портрет “Любезной Анны”. Образованные, с высоким уровнем развития и культуры друзья художника откликнулись критическими замечаниями и рассуждениями по поводу картины, которые были легкомысленно-весёлыми и даже шаловливыми.

Это происшествие нарушало заведенный в обществе порядок.

Если в библейском сюжете Кранах хотя бы делает вид сокрытия обнаженного женского тела, ориентируясь на законы церкви, – то в изображениях языческих богинь, особенно Венеры и лесных нимф, позволяет себе значительно большую свободу. Свою первую Венеру в сопровождении маленького Амура Кранах написал в 1509 году (теперь эта картина находится в коллекции петербургского Эрмитажа).

Хрупкая осанка, длинные вьющиеся волосы, расчесанные на две стороны, темный фон и почти прозрачная кожа напоминают Венеру Сандро Ботичелли, которую, кстати, сам Лукас вряд ли когда-то видел. Он скорее вдохновлялся перепевами, выполненными Альбрехтом Дюрером, первым среди которых была близкая к классическому канону all'antica Ева, о которой говорилось выше.

    Однако эта первая Венера еще достаточно далека от нового канона женской красоты, разработанного мастерской Кранаха, благодаря которому женские портреты в исполнении художника можно безошибочно узнать среди портретов работы его современников.

Хрупкие тела, своим своеобразием обязанные сочетанию готической эстетики Средневековья с гедонизмом Возрождения, появляются на полотнах Кранаха лишь в 20-х годах XVI в.    

Маленькие округлые груди, высокая талия, улиткоподобный пуп, находящийся прямо посередине немного выпяченного живота, который обычно является логическим центром композиции, длинные худые ноги с острыми коленками и подчеркнуто удлиненными, часто растопыренными пальцами …

Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной.     Фигуры почти всегда предстают полностью обнаженными, если не считать дымка, окутывающая их тела.

Этот прозрачный муслин, что, словно вода, обтекает изгибы женских тел, является одним из самых любимых инструментов Кранаха, который позволяет достичь невозможного: изобразить тело, являющееся одновременно одетым и обнаженным.

    Впрочем, если женские фигуры обычно лишены одежды, то их тела украшены пышными аксессуарами. На головах они несут громоздкие, скошенные набок шляпы, которые подчеркивают особый разрез их миндалевидный глаз, в тщательно убранные волосы вплетены жемчужины.

На тонких шейках – тяжелые драгоценные украшения, которые в те времена носили куртизанки, на пальцах рук – массивные перстни. Все это мешает воспринимать их, как существа вне времени, воплощение природы, и наоборот, вписывает эти фигуры в достаточно определенный культурный и исторический контекст.    

Эти молодые женщины, которые являются свидетелями Реформации и живут в суровые и набожные времена, действительно, кажется, получают огромное удовольствие от собственной эротичности. Сквозь кисейную ткань они бросают на зрителя откровенный, немного высокомерный и чрезвычайно соблазнительный взгляд, магия которого будто заставляет время двигаться назад.

Одновременно, и довольно парадоксальным образом, эротизированные тела на картинах Кранаха часто находятся рядом с полными богобоязненного морализма предосторожностями. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника»: «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна, ибо она отдыхает».

Картина датируется 1537 годом и представляет первое в истории Северной Европы изображение лежащей обнаженной женщины.    

Основательница традиции, эта сонная нимфа является отдаленной родственницей «Спящей Венеры» Джорджоне и «Олимпии» Мане. Ее образ, несомненно, навеян традиционным для Ренессанса сюжетом: фавн или сатир подсматривают за наядами, купающиеся в ручье.

Однако на картине Кранаха фигура сатира-подсматривальщика вытеснена из композиции как ненужная, место вуайериста, для которого разыгрывается вся сцена, занимает сам зритель.

«Не нарушь ее сна!» – Предостережение запрещает прикасаться к соблазнительной красавице, но действительно ли она тихо-мирно спит?

 
   

Лукас Кранах Старший. “Нимфа, отдыхающая возле источника”.

 
А может, она лишь притворяется спящей и с улыбкой следит за тем, кому адресован этот символическая запрет? Взгляд ее прищуренных глаз вкупе с откровенной позой не только не запрещают, а наоборот, скорее призывают зрителя разделить этот послеобеденный отдых.

Идею запрета усиливает присутствие оружия – колчан со стрелами, висящий на дереве, отсылая к традиционной символике девы-охотницы Дианы.

Одновременно на амбивалентность приглашение-запрета намекает непринужденная деталь в углу картины – две куропатки, символизирующие плодородие и пылкую плотскую страсть.

Перед тем как навсегда покинуть давший ему столько счастья и творческой силы Виттенберг, мастер создает своего рода поэму любимому городу. Глубокий старик пишет картину “Источник юности”, излучающую светлую и звонкую радость.

Вопреки всякой жизненной логике, но в полном согласии с мудростью сказок, композиция этой картины развивается от конца к началу – от старости к молодости. Издалека видны бесплодные скалы, откуда ведут и везут расслабленных дряхлых старушек.

С трудом добираясь до великолепного бассейна, убогие жертвы старости не слишком охотно погружаются в целебную воду. Но с приближением к центру этого чудо-озера изможденные купальщицы начинают волшебно меняться.

На самой его середине победно вздымаются над головой полегчавшие руки. И, вновь юные, женщины по-ребячьи резвятся и плещутся в озере молодости.     

Всю свою жизнь Лукас Кранах Старший трунил над извечной женской мечтой о бесконечной молодости. И вот принимает эту невинную слабость как собственную, ибо в момент создания брызжущей жизнью, прозрачной водой и солнечным светом картины художнику уже далеко за семьдесят.   Женщины, которым он щедро дарит вторую молодость, резво выпрыгивают на цветущий берег, осененный плодоносными деревьями.

 Ох, уж эти загадочные  рощи и дебри Кранаха! Когда-то, будучи в Нидерландах, он познакомился  с самым мистическим художником  Европы – Иеронимом Босхом – и примкнул  к его таинственной секте “Садовых  братьев”, исповедовавших полную  свободу в любви, мечтавших о возвращении на землю легендарного Золотого века.

“Источник юности” – поистине достойный финал великого  живописца. Ибо в этой картине  таится та неистовая жизненная  сила, с какой художник всегда шел дорогой невозможного.

Безупречными классическими красавицами Леонардо, Рафаэля, Джорджоне мы можем только смиренно восхищаться издали, со стороны, как недосягаемыми божественными образами.

Тогда как в причудницах Лукаса Кранаха, в этих раскосых и длинноногих вечных подростках, мы как бы узнаем наших непредсказуемых сестер и современниц.

Это щемящее задушевное родство делает близкой нашему веку и душу их создателя.

Источник: http://referat911.ru/Iskusstvo/portrety-i-zhivopis-lukasa-kranaha/394938-2897573-place2.html

Ссылка на основную публикацию