Описание картины михаила нестерова «дали»

История и описание картины Видение отроку Варфоломею Нестерова

Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любовью к святому Сергию Радонежскому.

Картина «Видение отроку Варфоломею» является первой из целого цикла его работ, посвященных преподобному игумену.

Это объясняется тем, что Нестеров – художник, творчество которого сформировалось на почве высокой духовно-христианской традиции. Он нежно любил свою Родину, ее природу и людей, живших рядом с ним.

О художнике

Родился Нестеров Михаил Васильевич 31 мая, а по старому стилю 19 мая, 1862 года в Уфе.

Согласно семейным преданиям, род будущего художника происходил из новгородских крестьян, которые когда-то переселились на Урал.

Его дед Иван Андреевич был крепостным, а позже стал, как тогда называли, вольноотпущенным. Он сумел на “отлично” закончить семинарию и, приложив немало усилий, выбился в купеческое сословие.

Семейная легенда

Чем же можно объяснить такую большую тягу художника к святым образам? Существовала некая семейная легенда, согласно которой маленький Михаил чуть не умер, но, благодаря вмешательству святого, который чудесным образом исцелил его, мальчик все-таки выжил.

Надо сказать, что лечили тогда детей достаточно суровыми народными методами. Например, держали их прямо на снегу или на морозе или, наоборот, укладывали в горячую печь. По словам самого художника, его матери показалось, что он умер.

Тогда ребенка, как полагается, обрядили и положили под иконами, на грудь поместили образок святого Тихона Задонского, а сами уехали на кладбище – заказывать похороны. Через какое-то время мать заметила, что ее ребенок очнулся. Она была уверена, что это чудо случилось благодаря заступничеству святого.

С тех пор особенно почитаемым и любимым в их роду стал, помимо Сергия Радонежского, и Тихон Задонский.

Работа над картиной

Нестеров «Видение отроку Варфоломею» писал, будучи в Комякине. Недалеко от этого места находилась Троице-Сергиева лавра. Также рядом расположена и усадьба Абрамцево, владельцем которой являлся знаменитый в то время меценат Савва Мамонтов.

Как известно, он очень любил приглашать к себе в гости уже состоявшихся, знаменитых художников: Серова, Васнецова, Билибина, Врубеля. Бывал там и Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» – картина, в которой использованы именно абрамцевские пейзажи. Сам художник писал о том, что этюд для этой работы он набросал, будучи прямо там.

Тогда его до глубины души поразила незамысловатая подлинность российской природы. Сохранилось несколько подготовительных рисунков и этюдов к этому самому знаменитому его полотну.

Тематика холста

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» посвятил Сергию Радонежскому, жившему в XIV веке. Он был основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря. В миру носил имя Варфоломей. Он до сих пор является одним из самых почитаемых святых в России.

Именно с благословения Сергия, Дмитрий Донской отправился на битву, произошедшую на Куликовом поле в 1380 году. Бой против полчищ монголо-татар под руководством хана Мамая закончился победой русского войска. С нее началось освобождение земель от монгольского ига.

Для художника образ юного Сергия стал своего рода символом, который давал надежду на то, что русская духовность все же возродится.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает один из эпизодов жития Сергия Радонежского. В отличие от своих братьев, в детстве мальчику очень трудно было изучать грамоту.

Однажды, ища пропавшую лошадь, он забрел в лес, где ему встретился монах, молящийся у дуба. Варфоломей пожаловался иноку, что грамота дается ему с большим трудом.

Старец с помощью таинства причастия помог отроку обрести знания.

Цвета на полотне

Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», нельзя не заметить тепла, исходящего от нее. Почти все цвета, используемые художником для ее написания, – солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра.

На переднем плане картины видим две центральные фигуры – инока и отрока, окруженных осенним, чисто русским пейзажем. На втором – холм, заросший высокой травой.

Она уже почти вся пожелтела и местами высохла, но все же на ее фоне хорошо видны небольшие нежно-голубые цветы.

Глубину картине придают холмы, расположенные по бокам: слева – желто-зеленый, поросший высокими елями, а справа – красно-желтый.

На заднем плане виднеется засеянное золотой пшеницей поле, а на его краю – две ветхие, чуть покосившиеся, темные избушки. За ними изображена деревянная, уже не новая церковь с ярко-голубыми куполами в окружении стройных берез и елей. Напротив нее, через дорогу, вьется, поблескивая, небольшая речушка. Вода в ней чистая и прозрачная.

Центральная фигура

Надо сказать, что описание картины «Видение отроку Варфоломею» будет неполным, если отдельно не упомянуть о том, как был найден образ для одного из главных героев. Говорят, что Нестеров долго искал натуру, чтобы написать с нее мальчика.

Но однажды ему случайно встретилась девочка, которая страдала чахоткой. Он был поражен ее видом: на болезненном детском личике, казалось, жили лишь яркие глаза, смотревшие на него каким-то неземным взором.

Именно тогда художник и понял, что наконец-то нашел образ отрока.

На картине маленький Варфоломей изображен в простой белой крестьянской рубахе, на поясе у него виден кнут, а с руки свисает уздечка. Как было сказано выше, согласно Житию, отец мальчика послал его разыскивать потерявшуюся лошадь. Глядя в глаза отроку, можно увидеть всю чистоту его души. Они смотрят на старца очень серьезно, по-взрослому, как будто видят свое будущее предназначение.

Образ инока

Некоторую таинственность картине придает то, что лицо святого скрыто надвинутым куколем. Видно, что старец бережно держит в своих руках ларец. В этом усматривается любовь и нежность, которые направлены в сторону отрока. Варфоломей же, стоя перед иноком, сложил молитвенно руки, а его ноги, чуть согнутые в коленях, красноречиво свидетельствуют о явном преклонении перед святостью старца.

Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», следует отдельно упомянуть и о золотом нимбе, окружающем голову инока. После того как в 1890 году полотно было впервые продемонстрировано на выставке передвижников, именно эта небольшая деталь вызвала нешуточные споры среди художников.

Они сразу же заметили одно характерное несоответствие: лицо старца написано в профиль, а сам нимб почему-то в фас. Следуя художественной правдоподобности, святость должна была быть изображена лишь тонкой золотой линией, а не кругом, как на картине.

Но, скорее всего, нарисовав эту деталь таким образом, художник Михаил Нестеров хотел привлечь внимание зрителей не к лику святого, т. е. к его внешним чертам, а именно к его праведности.

Противопоставление

Интересная деталь, которую необходимо включить в описание картины «Видение отроку Варфоломею»: у ног мальчика растет очень слабенькая и тоненькая елочка, похожая на него, а сзади старца – дуб, старый и морщинистый, как и сам инок. Это дерево всегда олицетворяло мудрость и величие.

Продолжая сравнивать образ старца и отрока, невозможно не отметить, что простая белая рубашка на мальчике – это самая яркая деталь, находящаяся в центре картины. Она символизирует чистоту и юность, тогда как темные, почти черные одежды инока – мудрость, приходящую с годами, и старость.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» написана очень гармонично. Соломенные волосы мальчика напоминают осенние поля и пожелтевшие листья на березах, а его сапожки и штанишки выполнены теми же красками, что и куколь старца.

Цикл картин о преподобном Сергие Радонежском

Нестеров – художник, которого не покидал образ этого святого на протяжении почти всей жизни.

После первой картины, посвященной Сергию Радонежскому («Видение отроку Варфоломею»), он приступает к следующей большому полотну – «Юность преподобного Сергия». Работая над ним, он как бы создавал легенду о Святой Руси.

В этой мифической стране природа и человек сливались воедино, объединенные возвышенной одухотворенностью и молитвенным созерцанием.

Картины художника Нестерова отличаются своими необычными пейзажами. Чаще всего на них присутствует неброская природа либо средней полосы России, либо северных ее районов.

Такой тип пейзажа так и называется – нестеровским. Для него присущи тонкие березы, пушистые сосны, рябины с ягодами и резными листьями, а также раскидистые вербы.

Каждое дерево на картинах как бы наделено своей собственной душой.

Послереволюционная деятельность

После 1917 года Нестеров занимался в основном написанием портретов, так как церкви были у большевиков не в чести. В своих картинах художник всегда тяготел к лирической линии своего искусства.

Именно поэтому он продолжил ее в женских портретах. Это особенно заметно, когда он писал свою дочь Веру в 1928 году.

Она изображена в белом бальном платье с нежно-розовыми цветами на груди, сидящей на старинном диване.

Свою другую дочь, Наташу, Нестеров изобразил в образе девушки, жившей во времена французской революции. Эта картина получила название «Девушка у пруда», а написана она в 1923 году.

Интересен тот факт, что чем больше лет становилось Нестерову, тем энергичнее и мастеровитее казалось его искусство. Как ни странно, лучшие из портретов были написаны им уже после 70-летнего возраста. Художник рисовал не только других людей, но и себя.

Есть несколько его автопортретов. На одном из них фоном он сделал высокий обрыв над рекой Белой. Последней его работой стал пейзаж под названием «Осень в деревне».

Художник очень любил свою родную землю и немного суровую, но такую милую сердцу русскую природу.

Какую же картину считал лучшей и наиболее удавшейся М. Нестеров? «Видение отроку Варфоломею», конечно же. По словам художника, он очень хотел, чтобы не только современники, но и потомки оценили по достоинству это произведение искусства. Его мечта сбылась. Сейчас эта картина выставлена в Государственной Третьяковской галерее, в зале № 39.

Источник: https://autogear.ru/article/160/073/istoriya-i-opisanie-kartinyi-videnie-otroku-varfolomeyu-nesterova/

К 155-летию со дня рождения михаила васильевича нестерова: описание картины «видение отроку варфоломею»

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), молодой художник из далёкой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина “Видение отроку Варфоломею” стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.

Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться.

Его папа полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером.

Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым – “Пустынник” и “Видение отроку Варфоломею”.

Читайте также:  Описание картины виктора борисова-мусатова «призраки»

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х-1880-х годов.

Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители учёной и художественной элиты, высшая знать и члены Царской семьи.

Экспонировать свои работы на “передвижной” было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты. Это ли не успех?

Но незадолго до открытия выставки над “Варфоломеем” сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления – “таран русской критики” В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Нестеров вспоминал: “Судили картину страшным судом.

Они все четверо согласно признали её вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно”. Дело кажется таким серьёзным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.

Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей Галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: “Картина эта попала на выставку по недоразумению… ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает.

Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика…” Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодёжь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный.

Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.

Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма.

Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека – мира видений, грёз, фантазий.

Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Превратил картину в подобие декоративного панно.

Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя.

В представлении художника это был глубоко народный Святой, “лучший человек древних лет Руси”.

По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного.

Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, М.В.

Нестеров вошёл в мир народных преданий и верований, связанных с преподобным Сергием Радонежским.

Напитавшись “русским духом”, Михаил Васидьевич начинает искать в жизни “подлинники” своих грёз. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создаёт ирреальные образы.

С крыльца Абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, “такая русская, русская осенняя красота”. Он проникается каким-то особым чувством “подлинности” и “историчности” этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины.

Не сразу Нестерову удаётся найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из лёгких. По преданию, неизвестный Святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нём “сосуд избранный”.

Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивлёнными глазами, “скорбно дышащим ртом” и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе “не от мира сего” он узнал своего Варфоломея.

Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за “Видением отроку Варфоломею” он работает над большой картиной “Юность преподобного Сергия”. Художник творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворённые, объединены возвышенным молитвенным созерцанием.

Михаил Васильевич создаёт свой тип пейзажа, получивший название “нестеровского”. Такого ещё не было раньше в русском искусстве.

Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишённой изобилия и бравурности южной, он отбирает определённые её приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах.

Неизменные составляющие нестеровского пейзажа – юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные берёзки, пушистые сосёнки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми серёжками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой…

По материалам открытых источников

“Видение отроку Варфоломею”. М.В. Нестеров

Нестеров испытывает какую-то особенную любовь именно к Сер­гию Радонежскому. Видно, что он вложил всю душу в этого малень­кого чистого святого мальчика и что он верит во все, что сотворил Сергий Радонежский

Михаил Васильевич Нестеров писал картину в Комякине, недале­ко от Троице-Сергиевой лавры. Рядом находилась усадьба Абрамце­во, которой владел меценат Савва Мамонтов. Он любил приглашать к себе знаменитых русских художников, таких, как Васнецов, Вру­бель, Серов, Билибин.

И Нестеров был не исключение. Абрамцев­ские пейзажи очень вдохновляли художника: «Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам предста­вилась такая русская, русская осенняя красота.

Там где-то розо­ватые осенние дали, поднимается дымок, ближе – капустные ма­лахитовые огороды, справа – золотистая роща. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его…

», – признавался Нестеров.

Михаил Васильевич очень хотел, чтобы картина, в которую он вкладывал душу и веру, была оценена по достоинству современни­ками и потомками. Ему приснились два пророческих сна. В первом он поднимается по высокой лестнице, которая ведет к самым небе­сам.

Во втором же сне картина “Видение отроку Варфоломею” ви­сит в Третьяковской галерее в Ивановском зале на почетном месте. Этот зал знаменит картиной художника Александра Иванова “Явле­ние Христа народу”.

Так во снах ему привиделось и то, что именно эта картина станет лучшей в его творчестве, божественным откро­вением, и то, что потомки оценят ее по достоинству.

Цвета на картине теплые: оранжевый, желтый, красный, охра, зелено-желтый, коричневый и вообще весь пейзаж очень светлый и радостный. На переднем плане картины две фигуры. Их окружает настоящий русский пейзаж.

На третьем и четвертом планах изобра­жены золотые, засеянные пшеницей поля, черно-коричневые избуш­ки, немного покосившиеся, небольшая деревянная церквушка с коло­кольней и голубыми куполами, молодые березки, елочки с рыжими и лимонно-желтыми листочками и мелкая речушка с чистой прозрач­ной водой, отливающей красивым синим цветом, быстро струящаяся далеко внизу под холмом, на котором стоят отрок и инок. Холм – второй план. Он зарос высокой травой, уже пожелтевшей и высох­шей, но все равно еще видны в некоторых местах нежно-голубые полевые цветы. Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева – желто-зеленый, а справа – желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глуби­ну пространства. К. Паустовского очень впечатлил пейзаж, изобра­женный Михаилом Васильевичем Нестеровым: «Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России. Самое замечательное в этой картине – пей­заж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть».

Картина написана по самой впечатляющей из историй Жития Преподобного Сергия Радонежского. Варфоломею, в отличие от братьев, не давалась грамота, и, случайно встретив инока на лугу, он попросил его помолиться о нем Господу. И именно этот момент изображен на картине. С тех пор отроку грамота давалась легко.

Долгое время Нестеров не мог найти натуру для лица маленько­го Варфоломея. Однажды в Абрамцевских окрестностях он встретил девочку, больную чахоткой. Его очень поразил ее какой-то неземной взгляд, тоненькое, болезненное личико, яркие глаза.

На картине отрок Варфоломей стоит в белой, чистой, простой, крестьянской рубахе, а с пояса свисает кнут для лошадей, потому что, согласно Житию, отец послал Варфоломея искать лошадь. Его глаза, в которых видна вся светлая душа отрока, серьезно, не по- детски смотрят на святого старца. Варфоломей как будто предви­дит свое будущее.

Сразу виден контраст между старцем и отроком. Белая рубашонка Варфоломея – самое яркое пятно на всей картине – символизиру­ет юность, чистоту, а темное, почти черное одеяние инока-старость, мудрость. Цвет волос мальчика в тон осенним полям – соломенный, а его штанишки и сапожки нарисованы теми же красками, что и ку­коль старца, как будто они похожи в своей святости.

Заметна очень интересная вещь: рядом с отроком растет малень­кая елочка, такая же тоненькая и слабенькая, как и отрок, а рядом со старцем – старый, морщинистый дуб, явно похожий на инока своим величием и мудростью.

Лицо инока скрыто под куколем, и это делает картину еще более таинственной. Голову окружает золотой нимб, который не сразу за­метен. Сразу после демонстрации картины на выставке передвижни­ков в 1890 году возникло много споров о нимбе старца. Ведь лицо инока нарисовано в профиль, а нимб в фас, поэтому нимб должен быть изображен только золотой линией.

Нестерова ругали за не­правдоподобие, но мне кажется, что так он хотел направить внима­ние зрителя не на лицо инока (внешние черты), а на его святость. Инок открывает небольшой ковчег, а Варфоломей рядом сложил Руки в молитве. Бросаются в глаза и руки старца, они так бережно держат ковчежек, в них ощущается нежность и любовь, направлен­ные на мальчика.

Его колени немного согнуты. Он явно хочет покло­ниться святому старцу. Но и старец стоит, наклонившись к мальчику, может быть, чтобы лучше слышать слова отрока, а может быть предвидя его будущий подвиг. На этой картине, в отличие от других, более поздних, Варфоломей нарисован без нимба, т.к.

Нестеров, как видно, хотел изобразить начало святого пути Сергия Радонежского.

Читайте также:  Описание картины николая богданова-бельского «у дверей школы»

Первые эскизы картины появились на острове Капри в Италии! На них была только некоторая часть пейзажа и фигуры посередине, инок стоит к нам лицом, а вот лица отрока не видно. Но тогда центром картины становится инок, а не мальчик.

Пейзаж на этом эскизе не выразителен. На нем нет неба и видна лишь полоска озе­ра, он лишен глубины, пространства и воздуха. Потом Нестеров по­нял, что именно пейзаж лучше всего выделит это волшебство, чудо и изменил композицию.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. – Москва, РГБ, 2014.

27 Июля 2017

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/opisanie-kartiny-videnie-otroku-varfolomeyu

Художник Нестеров М.В

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе. Художественные способности проявились у мальчика еще в раннем детстве.

Родители не пошли против желаний сына и отправили его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу здесь Нестеров начинает в 1877 году. Главным педагогом для начинающего художника стал В.Г. Перов.

В это время появляются картины «Знаток», «Домашний арест», «Жертва приятелей», «В снежки».

Связь с учителем у Нестерова была очень крепкой. Не случайно именно после того, как Перов перестает руководить классом, Нестеров решает переводиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако рутина академического образования не приходится по вкусу художнику. Он большую часть времени проводит в Эрмитаже, пополняя свои знания. Там же Нестеров знакомится с Крамским.

В 1883 году художник возвращается в московское училище. В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М.

Заньковецкой. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Однако все эти ранние работы отличаются неспособностью верно и правдиво изобразить события.

И только с конца восьмидесятых годов Нестеров начинает проявлять себя как зрелый и самобытный мастер искусства живописи. Он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Именно на таких выставках были показаны его работы «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». Первая работа посвящена известному религиозному сюжету. Она была сразу же приобретена П.М. Третьяковым.

Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Художник ратовал за возрождение религиозной живописи, полагая, что единственный верный путь для русского народа – путь религиозный.

Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью.

Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной.

В девяностые годы Нестеров вновь обращается к портретному жанру. Он работает над портретами В.И. Мухиной, И.Д. Шадра, П.Д. и А.Д. Кориных, И.П. Павлова.

Нестеров умер 18 октября 1942 года в Москве.

Лучшие картины Нестерова М.В.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/nesterov-m-v/

Михаил Нестеров (1862-1942): биография, творчество. Художник Михаил Васильевич Нестеров :

Русская живопись славится многими талантливыми именами. Герой же нашего сегодняшнего рассказа – Михаил Нестеров.

Детские годы художника

Место его рождения – город Уфа. Дата рождения – 31 мая 1862 года. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. Мать Нестерова, Марию Михайловну, уроженку Ельца, отличала богатая натура и властный характер.

Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Горожане его почитали. Несмотря на то что он торговал мануфактурными и галантерейными товарами, занятие это особо отца не увлекало. Василия Ивановича интересовали история и литература, чтение книг и еще художественный талант сына.

За что Михаил Васильевич Нестеровбыл очень благодарен своему отцу.

Учеба в Москве

До двенадцатилетнего возраста мальчик жил в своем родном городе, получал гимназическое образование. В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Таково было распоряжение отца.

Но обстоятельства сложились иначе, и живописец оказался в реальном училище К. П. Воскресенского. В 1877 году именно Воскресенский советует ему поступить в другое учебное заведение, а именно Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его руководителем становится В. Г. Перов.

Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова.

Начиная с 1879 года Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) участвует в ученических выставках, которые организуются в учебном заведении. Ранний период его творчества длился с 1879 по 1884 год. В это время преобладающей тематикой картин живописца был быт. «Домашний арест», «В снежки» – все это работы данного периода.

Нестеров Михаил Васильевич: картины

Вхождение молодого художника из Уфы в художественный мир России было смелым и стремительным. Его произведение «Видение отроку Варфоломею» вызвало сенсацию на 18-й Передвижной выставке (г. Москва).

Признание, слава – все то, о чем он мечтал, стало реальностью. Отец в шутку говорил, что поверит успеху сына тогда, когда Павел Михайлович Третьяков, знаменитый московский коллекционер, купит его картины.

Такой день наступил: Третьяков приобрел две работы художника.

Религиозная живопись – так можно охарактеризовать то направление, к которому принадлежат произведения Нестерова.

До конца своей жизни он был уверен в том, что работа «Видение отроку Варфоломею» является самым лучшим его произведением. В преклонном возрасте Михаил Нестеров любил говорить, что жить будет не он сам, а его картина.

И если через десятки лет после его смерти она сможет что-то донести зрителям, значит, живы оба: и художник, и его работа.

«Видение отроку Варфоломею»

Произведение «Видение отроку Варфоломею» стало первым из цикла полотен, посвящённых Сергию Радонежскому. Его образ волновал Нестерова всю жизнь.

За более чем пятидесятилетнюю творческую карьеру художником созданы пятнадцать значительных работ, которые были посвящены любимому герою.

Последняя картина «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899) так и не была закончена, остались лишь эскизы.

На те деньги, которые Нестеров получил за работу «Пустынник», он отправился в первую поездку по европейским странам. Он побывал в Австрии, Франции, Германии, Италии. Юный художник был впечатлен их природой и искусством. Во время этой поездки Нестеров Михаил Васильевич, биография которогобогата многими событиями, создал произведение «Остров Капри».

Кстати, «Пустынник» – это была первая значительная картина, свидетельствующая о самобытности таланта художника. «Настроение» – такое слово в неизменном виде встречалось практически во всех полученных отзывах. На полотне Нестеров изобразил старца-монаха, ушедшего от мирских дел и суеты и нашедшего счастье и покой в уединении.

С 1884 года Михаил Васильевич Нестеров приступил к созданию картин на историческую тематику. Это были работы «Прием послов» (написана в 1884 году), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (написана в 1885 году). В этот же период живописец работает над выполнением иллюстраций для периодических изданий.

1885 год. Нестеровым было получено звание свободного художника. Произошло это благодаря картине «Призвание М. Ф. Романова на царство». В том же году, летом, Нестеров обвенчался. Его избранницей стала М. И. Мартыновская.

Родители были против выбора сына. В 1886 году Михаил Васильевич получил звание классного художника и Большую серебряную медаль. «До государя челобитчики» – так называлась картина, за которую его удостоили перечисленных наград.

Серьезный период в творчестве художника

Художник становится отцом. Дочь, появившуюся на свет в 1886 году, назвали Ольгой. Но, к сожалению, умерла его супруга. Многие последующие работы Нестерова знакомят нас с образом любимой жены. В таких произведениях, как «Царевна», «Христова невеста», он запечатлел черты лица умершей супруги.

Данная работа послужила началом появления целой череды картин с женскими образами, которые отличала чуткая, одинокая душа, полная внутренней, скрытой, прелести и страдания. Нестерову удалось создать новый поэтический образ. Здесь же им в первый раз была изображена неброская красота среднерусской природы. «Нестеровский» – такое название позднее дали данному уникальному типу пейзажа.

«За приворотным зельем» – это следующая работа, в которой раскрыты душевная красота и глубокое безысходное горе русской женщины. В ее основу художник положил тему неразделенной любви. Мы видим на полотне молодую девушку, пришедшую к колдуну-мельнику с надеждой, что ему удастся присушить человека, которого она любит и который разлюбил или вовсе не любил ее.

Роспись храмов и церквей

1890 год. С «Отроком» познакомился профессор Прахов (он заведовал росписью Владимирского собора, Киев). Его поразил художественный талант автора. Прахов сделал Нестерову предложение поработать в соборе.

Художник, поколебавшись, согласился. Он отдал двадцать два года жизни церковной росписи. Чтобы изучить приемы монументальной живописи, Михаил Нестеров путешествовал по Риму, Палермо, Константинополю и Равенне.

Работая в Киеве, Нестеров близко общался с семейством Праховых и В. Васнецовым. В то время участвовать настоящему художнику в таких работах считалось зазорным. Тем не менее именно благодаря росписи церквей и храмов Нестеров стал широко известен.

Второй брак

1902 год. Нестеров решил познакомить публику с еще не законченной работой «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Аз успокою вы». Среди пришедших на показ зрителей была Екатерина Петровна Васильева. Прошло несколько месяцев, и они с Михаилом Нестеровым поженились.

На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. После того как началась Гражданская война, семье Нестеровых пришлось перебраться на Кавказ.

Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Из-за болезни он долгое время не мог работать. Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Основную часть из них составляли женские портреты.

Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты.

Последние годы жизни живописца

В 1938 году Нестерова арестовали, и в течение двух недель он находился в Бутырской тюрьме. Его зятя, видного юриста В. Н. Шретера, обвинили в шпионаже и после расстреляли. Дочь Ольгу Михайловну отправили в ссылку. А в 1941 году художнику присвоили Сталинскую премию за портрет И. П. Павлова. Его последняя работа – «Осень в деревне» – была написана в 1942 году.

Читайте также:  Описание картины павла филонова «формула весны»

18 октября 1942 года художник скончался в Боткинской больнице. Ему на тот момент шел 81-й год. И в самые последние дни своей жизни в руках Нестеров держал палитру и кисть. Он продолжал рисовать. Михаил Нестеров похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.syl.ru/article/292871/mihail-nesterov—biografiya-tvorchestvo-hudojnik-mihail-vasilevich-nesterov

Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 8 класс (описание)

Видение отроку Варфоломею

Нестеров Михаил Васильевич один из самых знаменитых религиозных художников того времени. Благодаря своей семье и тому воспитанию, в котором он вырос и получил, ему удалось создать множество шедевров на религиозную тематику. Благодаря своему творчеству, он приобрел широкую популярность.

Одной из самых известных картин, посвященных религии есть картина «Видение отроку Варфоломею». Все свои работы художнику посвящал людям. Данное произведение было посвящено святому Сергию Радонежскому. Этот превосходный холст, как первооткрыватель, как новая страничка в живописи. После нее вошла волна картин на данную тематику.

Художник изучал жизнь святого с большим интересом. Святой Сергий Радонежский нес в себе надежду, что в скором времени на Руси возродится дух монастырской жизни. Все старались брать пример со святого. В больших монастырях начали строительство храмом, писались иконы. Художник, когда писал полотно, проживал вблизи самого святого. И мог, более подробно, ознакомится с его жизнью и деятельностью.

На картине изображены два человека. Это один из дней жизни святого в далеком детстве. Тот по приказу отца был в поиске скотины, которая куда-то пропала. Парень блуждал по долине и встретил странного старца.

Он остановился уточнить у него, не видел ли он овец. Тот стоял загадочно под деревом, его лица не видно, видно только седую бороду.

  А незнакомый старец, подарил ему дар постижения смысла Священного Писания и премудрости.

Мы видим как молодой мальчишка, одетый в русскую национальную одежду, белая подпоясанная рубашка, синие шаровары, красные сапоги, с кнутом на пояске стоит лицом к старцу, который одет в черный балахон, его голова светится как нимб. Лица мы не видим. Видно только как он что-то держит в руках.

А парень тем временем скрестив руки, внимательно слушает. Они стоят под могучим деревом, в ногах высокая зеленая трава. Как раз разгар лета. За спиной высокие зеленые холмы. Маленькие соломенные домики с огородами, и высокий храм за домами. Видно не большую синюю речку, которая простирается вдоль всего оврага.

  Светло-голубое небо спокойно.

В полотне присутствует какая-то загадка и таинственность. Так как в этот момент передается дар постижения смысла Священного Писания и премудрости.

Вариант 2

Один из моих любимых русский художников это Михаил Васильевич Нестеров, посещая выставки, где находятся его картины, у меня всегда возникало огромное количество ярких эмоций и появлялось воодушевленное чувство.

Этот человек действительно заслужил звание деятеля искусств РСФСР (1942 года).

Художник родился в 19 мая 1862 года в городе Уфе, ему посчастливилось стать сыном интеллигентных родителей, которые дали ребенку хорошее воспитание, образование и окружили любовью.

С самых малых лет Михаил Васильевич начал восторгаться природой, и основным жанром его картины были пейзажи.

Так на картине «Видения отроку Волфоломею» на переднем плане выступают действующие фигуры, на которые и сделан акцент в работе, но стоит взглянуть за спины главных героев, как перед тобой встают необыкновенной красоты пейзаж.

Такую природу мог написать, только по настоящему талантливый мастер, но не только мастерски выполненная работа может оставить впечатление, а и сам сюжет, ведь это первая картина посвященная Сергею Радонежскому.

Смотря на картину, чувствуется вся чистота, святость главного героя и лично мне, после знакомства с этим холстом хочется верить во что-то воистину светлое, доброе и бескорыстное.

Школьное сочинение для 8, 9 класса

← Лель↑ Нестеров М.В.Осенний пейзаж →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-nesterova-m.v/sochinenie-po-kartine-nesterova-videnie-otroku-varfolomeyu

«Русский рынок живет в своем темпе»

Андриан Мельников

Интересен выбор площадки. Выставочное помещение, примыкающее к территории храма Христа Спасителя, накладывает какие-то ограничения или обязательства?

Безусловно. Начиная с тематики выставок и заканчивая такими нюансами, как вернисажи без алкоголя.

Здесь уместно мыслить высокими категориями: говорить о традиционных ценностях, развивать социальные программы, проводить образовательные лекции и мастер-классы. Здесь мы не покажем какой-нибудь концептуальный перформанс или провокационные полотна, они нам и не близки.

Дизайн интерьера разработан моим другом Жюльеном Боаретто, правнуком Галы, жены и музы Сальвадора Дали. Получилась своеобразная «сокровищница», которая хоть и находится в самом центре города, но в то же время скрыта от посторонних глаз.

Сначала я развесил по залам кое-какие полотна из своего собрания русской живописи. Потом пригласил сюда владельцев картин и российских коллекционеров, и они сами убедились, что это пространство — достойное обрамление для произведений искусства.

И я им безмерно благодарен за то, что они доверили нам свои собрания. Залы постепенно наполнялись шедеврами. Так и сформировалась выставка Художественные сокровища России.

Такая выставка прекрасно вписывается в атмосферу пространства — и визуально, и концептуально.

Михаил Нестеров. С отъездом. 1880. Холст, асло. Местонахождение картины было неизвестно более полувека, пока она не всплыла на датском аукционе в 2008 г.

Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама), Чириков И.С. 1896 год, Москва. Дерево, темпера, творёное серебро и золото.

Шультце Иван Фёдорович. “Оливковая роща”, 1920-е – 1930-е годы.

Виллевальде Александр Богданович. “Атака русских улан во время Венгерской кампании 1848-1849 гг.”, 1881 год.

Матвеев Фёдор Михайлович. “Lago Maggiore”, 1812 год.

Нестеров Михаил Васильевич. “Видение отроку Варфоломею, часть II”, 1917 год.

Саврасов Алексей Кондратьевич.«Рыбаки. Берег Днепра», 1859 год

Шишкин Иван Иванович.”Кама близ Елабуги”, 1895 год.

Работы каких художников будут на первой выставке?

Здесь есть и Левитан, и Васнецов, и Нестеров, и Петров-Водкин — то есть собрано самое лучшее. И у каждого полотна интересный провенанс, своя история.

Возьмем, например, жанровую картину Нестерова С отъездом. Это его студенческая работа, которую он показал на Третьей ученической выставке.

На выставку пришел Василий Перов. Он остановился у этой картины и спросил: «Чья?» Студенты испуганно показали на Нестерова.

Перов взглянул на молодого художника и неожиданно произнес: «Каков-с!» Представьте себе 17-летнего впечатлительного Нестерова. Он просто летал от счастья. Об этом случае я прочитал в его автобиографии Давние дни.

Именно эти события повлияли на дальнейший творческий путь художника.

Местонахождение картины долго было неизвестно, пока великая княжна Ольга Александровна Романова не продала ее на аукционе в Дании в 1948 году перед отъездом в Канаду. Дальше снова провал в истории, пока она не всплыла несколько лет назад на этом же аукционе.

Или еще одна шедевральная картина Михаила Нестерова — Видение отроку Варфоломею, часть II. Первое полотно мы хорошо знаем, оно сейчас висит в Третьяковской галерее.

Второе полотно 1917 года, которое представлено у нас, — это развитие истории: схимник провожает отрока по выбранному им духовному пути. Художник написал эту картину по просьбе Федора Шаляпина.

Шаляпин забрал ее с собой в эмиграцию, в Париж. У нас есть фотография его студии, где картина соседствует с кустодиевским портретом.

Есть у нас два парных полотна Алексея Саврасова из личной коллекции Павла Третьякова. Шедевры Ивана Шишкина и Федора Васильева. Целый зал с полотнами Айвазовского.

Уникальные портреты кисти Тропинина, Брюллова и Репина. На выставке много потрясающих икон рубежа XIX–ХХ веков, например Чирикова и Гурьянова.

Иконы с окладами Тараброва, Овчинникова и других.

Пространство и сами экспонаты великодушно освятил отец Михаил, протоиерей Русской православной церкви, который ведет службы в храме Христа Спасителя.

Значит ли это, что вы будете ограничиваться русским искусством XIX — начала ХХ века?

Мы не будем ограничивать себя временными и географическими рамками.

После выставки Художественные сокровища России к нам, я надеюсь, переместится экспозиция старых европейских мастеров из частных коллекций, которая сейчас выставляется в Таллине в здании городской ратуши. Выставка называется Art Rules.

Хотим дать возможность искусству править в эти сложные для всех времена. В следующем году планируем привезти выставку Караваджисты, которая уже имела успех в Париже.

Это выставки-продажи?

Это абсолютно некоммерческая история. Конечно, здесь будут билеты и сувенирная продукция, потому что нужно содержать помещение, оплачивать охрану, свет, коммуникации, аренду. Разумеется, мы подключаем и спонсоров. Например, нам оказывает поддержку Фонд храма Христа Спасителя.

Подделок русской живописи сейчас много?

Когда-то была целая волна подделок. Например, картины европейских художников, переделанные под русское искусство. Теперь их меньше.

Недавно обнаружил одну интересную подделку на французском аукционе. Выдавали за старого мастера XVII века.

Это ноу-хау в области арт-фальсификации: специальный тонкий холст с принтом картины наклеили на старую доску, потом чуть живописи, гели, покрыли лаком, состарили, закатали в вакуумную пленку, снова покрыли лаком, немного пыли и загрязнений сверху. Выглядит это неплохо, пока не посмотришь в микроскоп.

Подделку, приобретенную на аукционе, вернуть практически невозможно. Поэтому лучше довериться профессиональным консультантам. В России лучшая репутация в этой области у Международной ассоциации антикваров и арт-дилеров. Я давно знаю эту организацию изнутри и готов за нее поручиться.

Вы давно на рынке искусства, больше десяти лет. Какие вы видите изменения, перспективы? Рынок сейчас гибнет?

Все далеко не так трагично. Дело в том, что большая часть русского искусства находится в частных собраниях и государственных галереях. За последние десять лет коллекционеры опустошили русский арт-рынок. Сначала они просто инвестировали в искусство. А потом они влюбились в него, стали продвинутыми коллекционерами и теперь не спешат расставаться со своими собраниями.

Когда искусство просто бездушная инвестиция, картины пылятся в хранилище. Но если это любовь, искренняя любовь к искусству, ты хочешь поделиться красотой, которой обладаешь.

Поэтому многие сейчас подумывают о создании своего музея или арт-проекта, а некоторые уже запустили этот процесс. Я знаю многих коллекционеров и инвесторов, которые находятся в постоянном поиске живописи и прикладного искусства.

Русский рынок не гибнет — он живет в другом темпе.

А что вы сами любите в искусстве больше всего?

Моя любовь — старые мастера. Я прошел через увлечение современным искусством, импрессионизмом, модернизмом, XIX веком. Но в итоге именно в полотнах старых мастеров я нашел что-то действительно близкое мне. В те времена люди больше писали от сердца и для Бога.

Ваша деятельность в целом ограничена искусством?

Не сказал бы, что искусство как-то ограничивает нашу деятельность. Оно, наоборот, открывает нам новые горизонты. Мы с моей командой занимаемся самыми разными проектами, связанными с искусством: издаем книги, разрабатываем образовательные программы, внедряем современные технологии в выставочные пространства.

Мы даже запустили ресторан, где помимо высокой кухни есть и экспозиция живописи. Посетители могут узнать об окружающих их картинах из каталога, который мы назвали Арт-меню. Так искусство проникает в повседневную жизнь.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2075/

Ссылка на основную публикацию