Описание картины николая богданова-бельского «у дверей школы»

Николай Петрович Богданов – Бельский 1868

1 Николай Петрович Богданов – Бельский Николай Петрович Богданов – Бельский<\p>

2 Николай Петрович Богданов – Бельский Картины Богданова- Бельского автобиографичны, написаны с любовью к крестьянским детям, в которых пробиваются ростки духовной жизни, в них раздумья художника о печальной участи детей, его гражданская позиция человека. Картины Богданова- Бельского автобиографичны, написаны с любовью к крестьянским детям, в которых пробиваются ростки духовной жизни, в них раздумья художника о печальной участи детей, его гражданская позиция человека. С.В.Малютин. Портрет Н.П. Богданова – Бельского г.<\p>

3 Подлинный край вдохновения Будущий художник родился на Тверской земле, в маленькой деревне Шоптово, здесь прошло его сиротское детство, здесь испытал он и первые житейские радости. Будущий художник родился на Тверской земле, в маленькой деревне Шоптово, здесь прошло его сиротское детство, здесь испытал он и первые житейские радости.<\p>

4 Любимый учитель На способного девятилетнего мальчика обратил внимание замечательный педагог Сергей Александрович Рачинский, который взял его в свою школу Сергей Александрович Рачинский<\p>

5 Свой путь в жизни, в искусстве… Будущее определила замеченная любимым учителем страсть к рисованию. Позади осталось нелегкое время учебы в иконописной мастерской Троице – Сергиевой лавры, интересные годы учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества. «Меня тянуло в деревню. Мне казалось, что там я напишу что-то значительное, нужное…» Н.П.Богданов – Бельский<\p>

6 Они написаны сердцем… Устный счет г.У дверей школы.1897 г.<\p>

7 У больного учителя г.<\p>

8 Герои его произведений- дети Дети на уроке г. Дети. Игра на балалайке.1937<\p>

9 Раздумья художника о будущем детей Сочинение Новая сказка.1891<\p>

10 Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь Н.А.Некрасов<\p>

11 Тема и идея Что сближает произведения поэта и художника? Какова идея картины? Что хотел сказать художник своей картиной?<\p>

12 Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай… Н.А.Некрасов<\p>

13 Рабочие материалы Мальчик: одет очень бедно: и озямчик и опорочки в дырах и заплатах, стоптанные лапти; за плечами две котомки, в одной, наверное, книги, а в другой – съестные припасы; видно, что пришел издалека; стоит, опираясь на палку у порога школы, не решается войти… одет очень бедно: и озямчик и опорочки в дырах и заплатах, стоптанные лапти; за плечами две котомки, в одной, наверное, книги, а в другой – съестные припасы; видно, что пришел издалека; стоит, опираясь на палку у порога школы, не решается войти…<\p>

14 Рабочие материалы Класс: просторная комната с высоким потолком, стены и пол из струганых досок, ряды парт, напротив парт- доска; географическая карта и таблицы на стене, к потолку подвешена керосиновая лампа, в углу – иконы… Дети: занимаются с увлечением, не замечают стоящего у дверей мальчика…освещены солнечным светом Краски: не очень яркие, преобладают коричневые, серые тона…<\p>

15 Композиция сочинения I. Вступление. II.Основная часть III.Заключение.<\p>

16 Примерный план сочинения I. Крестьянские дети- герои картин художника Богданова – Бельского. II.О чем рассказала картина «У дверей школы». II.О чем рассказала картина «У дверей школы». 1.Мальчик у дверей школы. 1.Мальчик у дверей школы. а)каким художник изобразил мальчика? а)каким художник изобразил мальчика? б)о чем говорит внешний вид мальчика? б)о чем говорит внешний вид мальчика? 2.Классная комната. 2.Классная комната. а)большая светлая комната; а)большая светлая комната; б)ряд парт и доска; б)ряд парт и доска; в) карта и таблица на стене; в) карта и таблица на стене; г) иконы г) иконы 3. Роль двери в композиции картины. 3. Роль двери в композиции картины. 4.О чем рассказали краски? 4.О чем рассказали краски? IIIВера художника в свой народ и свою страну<\p>

17 Лексико – орфографическая работа Объясните значение слов: озямчик, опорочки, лапти, котомка. Вставьте пропущенные буквы: к..ртина, комн..та, изобр..жено, к..росиновая лампа, п..т..лок, деревя(н,нн)ый, т..блица.<\p>

18 Типы текстов ОписаниеПовествованиерассуждениеПочему?Какой? Что происходит? Задание: сопоставь типы текстов и вопросы.<\p>

19 Синтаксические конструкции, используемые при описании помещения Вспомните описание кабинета, обратите внимание на постановку знаков препинания. Большая светлая комната. Посредине три ряда ученических столов и стульев. Перед ними – кафедра и классная доска. У стены напротив – стеллажи с книгами, а на той, что отделяет класс от коридора- стенды; над ними – портреты писателей и поэтов.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/59064/

Картины Богданова-Бельского Николая Петровича: названия, описание

Художник со звучной фамилией Богданов-Бельский был выходцем из самых низов общества. Казалось бы, среда, в которой он рос, должна была неизбежно перемолоть его и поглотить, но нет.

Художник получил образование и известность. Его биография – пример не только счастливого стечения обстоятельств, но и неустанного упорного труда.

Образ сельской школы, ее воспитанников и учителей стал одним из основных в его творчестве.

Николай Петрович Богданов-Бельский: биография

Морозным днем 8 декабря 1868 года у смоленской батрачки родился внебрачный сын. Все знают, как общество относилось к таким детям, да еще и из низов. Мать с ребенком «из милости» приютил ее старший брат. Много лишений выпало на долю маленького Николая. При рождении он получил фамилию Богданов – данный Богом. «Бельский» художник позже добавил сам, в честь уезда, в котором вырос.

Первые два года образования мальчик получил в сельской церковной школе в Шопотове. Благодаря протекции своего учителя-священника он попал в школу профессора Рачинского. Здесь обучались такие же, как и Николай, простые крестьянские мальчишки. Этот человек сыграл определяющую роль в жизни художника. Сам Богданов-Бельский всегда говорил, что всем обязан ему.

Видя талант мальчика к живописи, Рачинский помог ему поступить сначала в рисовальную школу при Троице-Сергиевой лавре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Покровитель помогал мальчику материально, ежемесячно выделяя деньги на содержание.

В училище Николай поступил в пейзажный класс, где трудился весьма успешно, часто бывая первым среди одногруппников. Юноше очень повезло с учителями, это были замечательные русские художники: Василий Поленов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников. Над темой выпускной картины Николай долго размышлял, и подсказал ее Рачинский.

Результатом увлеченной работы художника стало полотно «Будущий инок».

После окончания московского училища Богданов-Бельский продолжает учебу в петербургской Академии художеств в классе Ильи Репина. В конце 1895 года выпускник отправляется в Европу: в Париж, Мюнхен, а затем в Италию. Обогащается колорит картин художника, усиливается его владение живописными техниками.

Славу в России Богданову-Бельскому приносят картины «У дверей школы» и «Устный счет». На художника посыпались заказы: портреты, натюрморты, пейзажи. Он писал самых известных и влиятельных людей своей эпохи. Его кисти принадлежат портреты императора Николая II, великих князей, Федора Шаляпина. Но любимые его модели – крестьянские ребята, живые, искренние и непосредственные.

Работы художника приобрела Третьяковская галерея, он участвует в выставках товарищества передвижников. Его картины путешествуют по России, затем вывозятся в Париж и Рим. В 35 лет Николай Петрович Богданов-Бельский становится академиком живописи, а спустя 10 лет – членом Академии художеств.

После прихода к власти революционно настроенного правительства официальным искусством становится «левое». Начинается травля художников-реалистов, классическое искусство чахнет и искореняется. Коровин, Поленов, Васнецов, Нестеров – все испытали на себе тяготы послереволюционного времени.

По приглашению своего друга Богданов-Бельский переезжает в Ригу. Здесь художник с новыми силами принимается за работу, активно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Картины его пользуются успехом и расходятся по частным коллекциям.

До сих пор множество холстов Богданова-Бельского рассеяно по Западной Европе.

В 1941 году 73-летнего художника настигло новое испытание: война. Но не осталось больше сил бороться, слишком многое было пройдено и выстрадано. Художник заболевает, творческие силы оставляют его. Николаю Петровичу сделали операцию в Германии, но она не помогла.

В 1945 году во время бомбежки художник умирает. Похоронен он был на русском кладбище в Берлине. Картины Богданова-Бельского и сейчас остаются очень востребованными.

Часть из них можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее, многие находятся в частных коллекциях.

“Будущий инок” (1889)

На идею этой картины Богданова-Бельского натолкнул его друг и опекун Рачинский. Написана она была в 1889 году.

В тесной комнате избушки сидят двое: пожилой странник-монах и мечтающий крестьянский мальчик. Монах что-то рассказывает ему, и мальчишка заслушался. Перед его глазами встают картины благочестивого мирного будущего. Он внимает страннику, но мыслями уже не в комнате, а где-то в неведомых далях. Когда-нибудь и он так же пойдет с котомкой за спиною прославлять имя Божие.

Картина была написана для выпускного экзамена в училище. С большой тревогой художник ожидал его результата: как-никак, учился он в пейзажном классе, а полотно представил жанровое. Несмотря на опасения, картина имела успех и была куплена крупным коллекционером, а затем попала в императорский дворец.

“Виртуоз” (1891)

Это одна из первых картин с крестьянской ребятней, которую написал Богданов-Бельский. Виртуоз, оказывается, – простой мальчишка. Простой, да не совсем. Его игра на балалайке собрала вокруг кружок детворы. Здесь два малыша, девочка и мальчик постарше.

Все они вслушиваются в музыку, как на концерте великого артиста, ловят каждый звук. Сам виртуоз сосредоточен на своей игре. Художник расположил их на живописной полянке в березовом лесу.

Пейзаж, милый каждому сердцу, гармонично обрамляет группу детей и, кажется, сам внемлет игре юного дарования.

“Устный счет” (1896)

В 1896 году написал эту картину Богданов-Бельский. Сочинение по ней до сих пор часто задают написать детям в школе. В роли учителя художник изобразил своего собственного наставника Рачинского. Класс в сельской школе. Идет устный счет.

Картина наполнена напряжением, во всем чувствуется усердная работа. Доминирующее место занимает черная грифельная доска с математическим примером. Вокруг доски столпились ребята разного возраста.

Пример непростой, а попробуй еще сосчитай его в уме! На каждом лице видна напряженная работа мысли. На переднем плане мальчик задумчиво потирает подбородок. Он коротко острижен, непослушные волосы топорщатся ежиком.

По сравнению с другими ребятами, одет он совсем бедно: грязная рубаха с драным локтем подпоясана шнурком, грубые штаны видели и лучшие времена. Лицо его напряжено: вот он, ответ, уже близко, сейчас сорвется с языка!

Мы не знаем, кем станут все эти мальчишки в будущем. Может быть, продолжат дело дедов и отцов и останутся пахать землю в деревне. Может быть, уедут в город и «выбьются в люди», а кто-то даже сам станет учителем. Одно можно сказать точно: в тунеядца и лодыря никто из них не превратится, из всех выйдет толк.

В 1897 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи «Устный счет». Картина и сейчас пользуется популярностью, многие останавливаются перед ней, чтобы рассмотреть подробней.

“У дверей школы” (1897)

Многие картины Богданова-Бельского, изображающие сельскую ребятню, автобиографичны. «У дверей школы» – как раз такая. На картине мы видим чистый светлый класс сельской школы. Грифельная доска с ровно расчерченными строчками, аккуратные ряды парт, прилежно склоненные над книгами головки. И на всю эту благодать смотрит новый ученик.

Одет мальчик очень бедно. Пиджак, сшитый из лоскутов, кажется, сейчас рассыплется прямо на нем, на штанах зияют большие дыры, лапти потрепанные и грязные. Он стоит спиной к зрителю и выглядывает из-за двери украдкой на все это великолепие, не решаясь войти.

Возможно, так же когда-то стоял молодой пастушок Николай, не смея переступить порог школы своего благодетеля Рачинского.

“Посетители”

Двое малышей, мальчик и девочка, зашли в барский дом. Возможно, это юные друзья самого художника пришли ему позировать. Худенькие дети коротко острижены и одеты по-праздничному. На девочке ярко-красное платье в горох, на мальчике рубашка с нарядным узором.

Пестрая одежда перекликается с живописной драпировкой за спинами детей. Они сидят на роскошном, по их меркам, мягком кресле с резными ручками и торжественно пьют чай из блюдец. На столике перед ними чашка и стакан, баранки и кусочки сахара. Посещение барского дома – непростое событие.

В лицах малышей читается осознание торжественности момента, напряженные фигурки вызывают умиление.

Картины Богданова-Бельского всегда подкупают своей искренностью и непосредственностью. Жаль, что многое из творческого наследия художника утрачено для нас: осталось за границей и разошлось по частным коллекциям.

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/kartini-bogdanova-belskogo-nikolaya-petrovicha-nazvaniya-opisanie/

Богданов-Бельский Николай ПетровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Николай Петрович Богданов-Бельский – русский художник-передвижник, академик живописи. Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии. Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево.

Автопортрет, 1915, Луганский художественный музей
Крестьянский мальчик, Третьяковская галерея
Горе, 1909, Сумский художественный музей
Воскресное чтение в сельской школе, 1895, Русский музей, Санкт-Петербург

Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884–1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника».

В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов.

Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897).

В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Устный счет, 1895, Третьяковская галерея
За чтением письма, 1892, Сумский художественный музей
Ученицы, 1901 год, Саратовский художественный музей
Кондрашка, 1939, Государственный художественный музей Латвии
Новая сказка, 1891, Национальный художественный музей, БеларусьБудущий инок, 1889,

частное собрание

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года. В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

Дама с розами, Государственный музей искусств Казахстана, Алматы
Дети, 1910-е годы, Самарский художественный музей
Деревенские мальчики, 1936, Государственный музей Латвии, Рига
У дверей школы, 1897, Русский музей
Портрет девочки, 1910-е годы
Юный музыкант, 1920-е

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой. Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

По материалам Русского биографического словаря А.А. Половцова.

У больного учителя, 1897, ГТГ
В церкви, 1910-е годы, ГТГ
Дети за пианино, 1918, ГТГДама на балконе Кореиз. ПортретИ.А. Юсуповой (?), 1914, Омский

музей изобразительных искусств

Портрет А.К. Горчакова, 1904 год,Омский музей изобразительных

искусств имени М.А. Врубеля

Портрет М.С. Шереметевой, 1898,Национальный музей

Республики Беларусь

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/bogdanov-belsky.html

Школьники в живописи

?amarok_man (amarok_man) wrote,
2016-09-01 22:37:00amarok_man
amarok_man
2016-09-01 22:37:00

Оригинал взят у eho_2013 в Школьники в живописи

С Днем знаний!

К 1 сентября – подборка картин “школьной тематики”…

Томас Брукс. Новый ученик. 1854

Тема школы и обучения детей вдохновляла художников с давних времен…

Альфред Ренкли. Сельская школа. 1855

В разных странах и у разных художников появлялось множество картин, запечатлевших процесс обучения. Порой они кажутся наивными, но ведь эти полотна отражают реалии своего времени.

Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих. 1860-е гг.Мартин Рико и Ортега. Школьный двор или Урок рукоделия. 1871Альбер Бетаннье. Темное пятно. 1887.Морган Вестлинг. Сельская школа. 1879
Jean-Baptiste Jules Trayer. Бретонская детская школа. 1882Эмилия Шанкс. Новенькая в школе. 1891Николай Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897Картины художника Николая Богданова-Бельского долгое время считались свидетельством “ужасов царизма” – бедные обрванные дети у порога сельской школы, как факт нищеты и бесправия… Однако, как раз судьба и картины этого художника показывают, и пользу учения, и то, чего может добиться настойчивый и усердный ученик во все времена.

Изображал он на этих работах себя – незаконнорожденного сына крестьянки-батрачки, которого стеснялась даже родня, не пожелавшая дать мальчику родовое имя и записавшая его Богдановым (богоданным родственничком)… Но мальчик хотел учиться, пошел в школу, где учителя помогли ему развить способности…

Николай Богданов-Бельский. Устный счет. В народной школе Рачинского. 1895Здесь художник изобразил самого себя мальчиком, настойчиво овладевающим знаниями…

Итак, Коля учился и учился – поступил в иконописную мастерскую, потом в Училише живописи, ваяния и зодчества, потом в Петербургскую академию художеств, стажировался за границей – в Италии, во Франции.

Его простое, бедняцкое происхождение препятствием не стало, напротив, как человек “несостоятельный”, он получал всемерную помощь, освобождение от оплаты, преференции,  стипендии.

В результате стал знаменитым художником, модным и дорогим портретистом, писавшим представителей великосветского общества, и выглядел вот так:

Николай Богданов-Бельский. Автопортрет. 1915Узнаете мальчика в драных лаптях, поглощенного устным счетом?И все же деревенские ребятишки и сельские школы оставались любимой темой художника:Николай Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе.

1897Революционные преобразования ХХ века привнесли в отечественную живопись идеологическую составляющую. Все школьники сделались пионерами, за исключением тех, кто был октябрятами или комсомольцами…Иван Куликов. Пионеры. 1929Иван Владимиров. Иностранцы в Ленинграде.

1937Вообще, школа и ученики были одной из любимых тем художников-соцреалистов… Тут не нужно было мучительно прославлять строй или вождей, боясь совершить идеологическую ошибку – просто радостные дети, пришедшие в класс, уже были достойной темой.Александр Кержнер. В первый класс. 1950Иван Козлов. Первоклассница.

1950Анатолий Волков. Первое сентября. 1951Однако, некоторые художники и тут бежали впереди паровоза – вот девочка собирается в школу 1 сентября, крутится у зеркала в белом фартучке, приготовила портфель и цветы учительнице…

Интересен интерьер – комнату ребенка украшают не куклы, не мишки или картинки с цветочками – портреты и бюсты вождей…

Не знал товарищ Волков, что 1953 год не за горами! До середины 1950-х года эта картина воспроизводилась на открытках вместе со сталинским портретом, позже художник решил ее переписать:Живопись стала менее соцреалистичной, с грубым мазком, а вожди исчезли, словно и не бывало…Норман Рокуэлл. День рождения учительницы. 1959.

Западная живопись школьной тематики в тот период была малоотличима от советской, но казалась еще более сентиментальной.

Вот, к примеру, школьники принесли любимой учительнице скромные подарки к дню рождения – цветочек, яблоко, маленькие сверточки, перевязанные шнурками… Учительница растрогалась и даже никого не ругает за непротертую доску, валяющуюся на полу грязную губку для доски и растоптанный мел…П.

Драченко. Пионерская песня. 1959А наши пионеры пели с учителем песни…Т. Максименко. Выпуск стенгазеты. 1960…выпускали стенгазеты…Виктор Цветков. Не решила. 1970-е гг….и настойчиво овладевали знаниями, как и полагалось пионерам. Правда, овладение шло с переменным успехом…

Всех с праздником!

Источник: https://amarok-man.livejournal.com/876363.html

Деревенское детство в картинах Богданова-Бельского

Детство стало главной темой всей жизни и творчества Богданова-Бельского. По иронии судьбы художник никогда не имел ни семьи, ни собственных детей, но с неутомимым увлечением писал чужих деревенских мальчишек и девчонок.

По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты. Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным.

А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность.

Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А.

Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей).

Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни.

Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей). «Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».

Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е.

Маковский, И. М. Прянишников.

Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» — он не мог разобраться. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским.

Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…

«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа. Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины. Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж. Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место. Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище — прим. автора) кутерьма!» «Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловный успех! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная выставка. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника. В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев — профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств. В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его — в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это очень важно понимать и знать будущим искусствоведам — экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Источник: http://wildkids.biz/500-derevenskoe-detstvo-v-kartinah-bogdanova-belskogo.html

Конспект урока “Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы”

Главная » Русский язык » Конспект урока “Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы”

Здесь Вы можете скачать Конспект урока “Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы” для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

    ■еслучайно. Мы будем говорить об этом на нашем уроке. Но не о школе се-Ьдняшней пойдет речь, а о школе дореволюционной России, да к тому же 1ще изображенной на картине.

    Задача нашего урока непростая: нам необходимо будет написать сочи-■ение-описание с элементами действия по картине, для чего нужно будет 1кунуться в мир прошлого, оказаться во второй половине XIX века, постоять ■а пороге школы того времени, понять героя картины, который тоже стоит ■а пороге школы. А поможет нам в этом русский художник с непростой |удьбой Николай Петрович Богданов-Бельский.

    Для многих детей в дореволюционной России мечта об учебе была не-Выточной. Бедные люди, дети крестьян далеко не всегда имели возмож-Нсть учиться в школе.

    Одним из тех, кому действительно повезло, был Николай Петрович Богда-Л-Бельский (1868-1945). Будущий известный художник родился в бедной Ьмье. Мальчик мечтал об учебе, но, возможно, его мечта никогда бы не сбы-Кь, если бы ему не посчастливилось попасть в школу С.А. Рачинского. I С.А.

    Рачинский — высококультурный человек, безгранично любивший ■ой народ, создавший свою особую систему образования. Он оставил ■лжность профессора Московского университета, поселился в своем име-ш, создал школу, которая была известна во всей России, школу, в которой 1рила атмосфера доброты и братства.

    Он заметил ум, талант, одаренность рятилетнего мальчика, определил его в школу и оказывал ему материаль-и моральную поддержку, пока тот учился.

    Первое художественное образование будущий художник получил в ри-альной школе при Сергиевой Лавре, позже учился в академии. I. Богданов-Бельский очень любил свою малую родину — Смоленщину, .in многочисленные пейзажи родных мест.

    Работал он и в жанре портре-Н(> прославили его картины, которые он посвятил детям, школе: «Устный I» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). Да­те рассмотрим одну из них, которая называется «У дверей школы».

    Всмотритесь внимательно в картину. Какое настроение она создает?
    кажется, что картина создает немного грустное настроение, по­
    что мальчик, стоящий v порога, видимо, хочет учиться так же, как и
    Ости ни нтт 11 на inn, что >ти картина пронизана

    Источник: https://docbase.org/61958-konspekt-uroka-opisanie-vnutrennego-sostoyaniya-ge-roev-po-kartine-n-bogdanova-bel-skogo-u-dverey-shkoly.html

    Ссылка на основную публикацию