Описание картины николая ге «христос в гефсиманском саду»

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду

На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.

Василий Перов.

Христос в Гефсиманском саду, 1878
Задержимся у этой картины и дадим себе труд рассмотреть ее внимательней. В первую очередь мы увидим выхваченные из мрака лунным лучом руки и голову человека, распростертого ниц. Поза его расслабленна, в нем не чувствуется никакого напряжения.

Именно так, “пав на лице свое”, жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности. Ранняя весна, и ночи в горах близ Иерусалима еще холодны.

Голые еще деревья рассеивают свои тени в свете ночного светила (близится полнолуние) не в силах укрыть одинокую человеческую фигуру, и только одинокий цветок склонился над головой молящегося сына человеческого.

А там, справа, за стеной колючих кактусов, которые словно вытягивают свои тоненькие шеи и ждут чего-то, там вдалеке раскинулся древний город. Несмотря на позднюю ночь в окнах домов горит свет. Люди Бога празднуют великий праздник Пасхи. Они не знают еще, что несколько часов назад в неприметной Сионской Горнице Бог дал людям всего мира Новый Завет.

Отойдем ненадолго, чтобы оглянуться и посмотреть на другие картины Перова-Передвижника. Вот за нами: “Сельский Крестный ход на Пасхе” 1861 года и хрестоматийное “Чаепитие в Мытищах” – 1862. Левая стена: “Тройка” (1866) и прекрасные портреты: А.Н. Островский (1871) и Ф.М. Достоевский (1872), далее, охотничьи сюжеты.

И вот мы возвращаемся к вершине творчества живописца: картине “Христос в Гефсиманском саду” (1878), “Моление о чаше”.

Как случилось, что Василий Перов, возмущавший властей своими обличительными сюжетами, обрушивавшийся то на церковную иерархию, то на социальное неравенство, освоивший тонкости психологического портрета, на финальном этапе своего творчества оставил все это, чтобы написать сверхнатуралистического Христа.

 

Давайте еще раз вглядимся в эту удивительную картину. Таинственный и возвышенное “Гефсиманское моление” стало сюжетом для прекрасных картин многих великих художников. Василий Перов отказывается от традиционных трактовок, принятых в европейской живописи и не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях. Его предшественники создавали шедевры, решая пластическую позу и психологию портрета Спасителя в час Его возвышенной молитвы. В картине Перова поза Христа статична. Зритель не видит лица Иисуса, а психологическое состояние передается через изображенный пейзаж. Ходожник ищет реально существующего Иисуса Назаретянина, с другой же стороны он не позволяет себе использовать свой талант портретиста, и тем самым внести фальшь в эту историческую картину.

Вместо натуралистического напряжения Василий Перов вносит в свою картину новый пласт духовной реальности.

Крестообразный цветок, склонившийся над Христом и золотой терновый венец над Его головой – эти приемы одинаково чужды и современной Перову академической живописи, ищущей земного образа Сына Человеческого и отказывающейся от изображения Божественного, и иконописи, изображающей Горний Мир и не нуждающейся в аллегории.

На картине Перова цветок и венец – это вневременные знаки, символы будущей крестной смерти и воскресения, страдания и увенчания славой. Через сто с лишним лет они не поблекли на этой картине.____________________Использованы материалы сайта

Перов Василий Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. – [электронный ресурс]

Источник: https://affabricatus.livejournal.com/25381.html

Сравнительный анализ картин Н.Н. Ге “Христос в Гефсиманском саду” и В.Г. Перова “Христос в Гефсиманском саду”

Евангельские сюжеты – одна из самых распространенных тем в живописи. Среди них особое место занимает молитва Христа в Гефсиманском саду, как самое яркое и трагическое событие земной жизни Спасителя, за которым следует арест, суд и страшная казнь… Гефсимания – это место у подножия маcличной горы, где Иерусалимцы высаживали оливы.

Иисус часто ходил сюда со своими учениками. Здесь же, отходя от учеников, в смертельной скорби молился. Именно это место и этот сюжет изображены на картинах Василия Григорьевича Перова и Николая Николаевича Ге “Христос в Гефсиманском саду”. И целью курсовой работы будет сравнительный анализ этих произведений, определение целей задач работ.

Николай Николаевич Ге и Василий Григорьевич Перов были ровесниками. Их жизнь и творчество пришлось на эпоху правления Николая 2, Александра 2, Александра 3го.

Это было время значительных перемен в общественной жизни, непростых исторических эпизодов – Крымская война, окончившаяся военно-политическим поражение самодержавия, отмена крепостного права.

Но это не помешало 19 веку стать эпохой величайшего подъема русской культуры, расцвета литературы, музыки, живописи.

Тогда же образовалось объединение художников-передвижников, к которым и относились и Перов и Ге.

Николай Николаевич Ге был одним из организаторов этого движения.

Ведущее место в работах Ге занимали морально-философские, психологические проблемы. Выражал он свои мысли часто в Евангельских образах и сюжетах. Также на его творчество сильно повлияло знакомство с Александром Андреевичем Ивановым.

Именно под впечатлением его «Явления Христа народу» в 1869 году он пишет картину «Христос в Гефсиманском саду».

Однако успеха у публики произведение не имеет, как и многие другие работы Ге, которым отказывали в выставках, подвергали церковной цензуре.

Для Перова были характерны картины провокационного, разоблачительного характера. Он старался обнажать подлинное лицо современной ему жизни и отличался непримиримым отношением к духовенству.

Из-под его пера выходили полотна, обличающие церковь, высмеивающие её, такие как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза». Но в 1878 году он создаёт серию картин религиозного содержания.

Среди них – «Христос в Гефсиманском саду», написанная под явным воздействием картины Ге 1876, (которая являлась эскизом к картине 1869) но наполненная иным содержанием.

На картине Ге изображена лунная ночь в оливковой роще, где под переплетающимися ветвями олив на одном колене стоит Иисус Христос, уединившийся в саду после тайной вечери для горестной молитвы. Его фигура полностью занимает центральное пространство полотна, из-за чего картина тяготеет к портрету.

Композиция картины построена так, что полотно выглядит очень динамично. Огромные деревья, изображенные с легким наклоном, вытягивают вертикальный холст ввысь, почва поката, линия горизонта наклонена. Ветви паутиной оплетаю верхнюю часть картины, придавая работе напряженность, мистицизм.

Они будто опоясывают фигуру Христа, погружая его в атмосферу безысходности.

На полотне Перова также изображен залитый лунным светом оливковый сад. Но главное отличие этой картины от многих других в том, что на ней не изображен лик Христа, хотя Перов всегда уделял мимике особое внимание. На переднем плане лежит простершийся ниц Иисус.

Читайте также:  Описание картины кузьмы петрова-водкина «новоселье»

Его руки бессильно протянуты вперед, кисти напряженно согнуты, параллельно им стелются пряди волос. Это положение усиливает горизонталь формата картины. Голова Христа выделена обрамлением рук и светом. Композиция открыта.

Стволы деревьев срезаны, как и на картине Ге, и устремляются ввысь уже за пределами холста, создавая атмосферу взлета и свободы, контрастирующей с прижавшейся к земле фигурой Христа. В левой части картины изображена стена, не дающая переднему плану развиться в глубину. Зато справа Перов изобразил ночной город, развивающий композицию.

Город, в котором Иисуса недавно принимали как учителя, Спасителя, но в котором сейчас его ждут только крестный ход и страшные мучения, о чем напоминает изображённый над головой Иисуса терновый венок.

Цветовая палитра этих картин отчасти схожа. В ней преобладают темные холодные и бледные тона. Мрачный, гнетущий, безрадостный колорит был необходим для изображения этого сюжета.

В картине Ге цветов гораздо меньше, чем у Перова. Изображение окутано мраком, из которого то тут, то там проступают болезненно-бледного цвета блики. На лице и руках Христа эти блики символизируют жизнь, которая ещё теплится в теле, но готова его покинуть.

Несмотря на монохромность картины, она наполнена невероятным множеством оттенков черного, синего, бурого цветов. Фигура Христа будто выхвачена из мрака. Эту картину очень сложно репродуцировать из-за обилия темных, иссиня-черных цветов.

евангельский художник христос

У Перова полотно будто овеяно зеленоватой дымкой. Кажется, что этого цвета на изображении не много, но в действительности он является доминирующим.

Эта дымка добавляет изображению призрачности, туманности. Колорит этой картины богаче, в ней присутствуют бордовые, голубые, бирюзовые, желтые тона.

Но даже они не могут победить мертвенную бледность деталей, лихорадочное мерцание бликов на полотне.

Источником света в обеих картинах я является Луна. Но у Ге свет более рассеянный, резкие переходы от света к тени практически отсутствуют. Здесь больше едва заметных бликов, чем освещенных поверхностей. Лунным светом выделены лицо и рука Иисуса.

В то же время у Перова свето-теневые соотношения ярче. Они подчеркивают силуэты фигур, предметы, складки одежды, делают изображение более четким. Переходы от света к тени – резче. Источник света освещает фигуру Христа до пояса, выделяя его.

У обоих художников манера письма живописна.

У Ге можно назвать экспрессивной. Кажется, что он кладет краску небрежно, будто сухой кистью. Мазок – крупный, широкий. Это особенно бросается в глаза на фигуре Христа. Пейзаж же более сглаженный. Дымчатые линии спокойны и плавны

Перов ведет линию нежнее, делая её гладкой, изящной. Нет угловатых, шероховатых мазков. Письмо воздушное, лёгкое, гармоничное. Задний план почти прозрачен, особенно падающие тени. Только на очень светлых местах и на бликах краска лежит фактурно, отчетливо виден мазок.

Стараясь обратить внимание зрителя на важнейшие детали картины, Ге очень четко прописывает лик Христа, его спутанные волосы, одежду, делая центральными не только расположение его фигуры на холсте, но и смысловую роль. Также строго и скрупулёзно изображены ветви над головой Иисуса.

Такое внимание к изображению их сложных форм необходимо для создания напряжения в картине. Дальний план: земля деревья, а также нижняя часть одежды Христа изображены более плоскостно, они будто поглощают себя собственной сетью.

Это необходимо для создания глубины в картине и наполнения изображения драматизмом.

Очень точно, тонко и внимательно Перов прописывает некоторые детали. Одежда, волосы, руки, терновый венок, белесая стена, природа ближнего плана выглядят невероятно объёмными. Художник акцентирует внимание на этом предметном ряде. В то время как дальний план: город и деревья, поглощенный тьмой становится плоскостным, почти двухмерным.

Массивность деревьев подчеркивает лишь слабая каёмочка лунного света. Темнота, поглотившая задний план, уже надвигается и на павшего ниц Христа, лишая четкости полы его одежды.

Таким распределением акцентов художник стремиться не только выделить более важные детали, но и создать необходимую атмосферу неясности, мрачности происходящего, близкой опасности.

Данный сюжет Евангелия допускает возможности разной трактовки душевного состояния Христа. Поэтому, преследуя схожие цели (передача трагической атмосферы Гефсиманского сада, внутренних переживаний Христа), художники выражают их по-разному.

Ге старался уделить особое внимание изображению единства человека и природы, которая созвучна эмоциональному состоянию Иисуса. Мрачные, нависающие над головой Христа ветви отзываются на смятение в его душе, на неопределенность, ждущую его впереди.

Художник пытался изобразить одиночество Спасителя, безысходность, которую он чувствовал, его душевные муки. Это ощущается и в композиции картины, и в тональном соотношении.

Мимика Христа, его поза, которая своей статичностью и вертикальностью создаёт контраст с динамичным пейзажем, говорит о готовности к страданиям, об отчаянной и неравной борьбе с обычным человеческим страхом, а также о проявлении внутренней божественной силы.

Так же для Ге Иисус был олицетворением лучших человеческих качеств. Он был идеалом человека, который художник искал в своём творчестве. Ге восхищался им и старался показать публике, насколько неоценим его подвиг. «Ге хотел сотрясти мир страданиями Христа, заставить людей рыдать, а не умиляться.

» О мировоззрении Ге может многое сказать и его крепкая дружба со Львом Николаевичем Толстым. Их взгляды на мораль и религию оказались схожи, и это общение повлияло на творчество обоих. В особенности на картины Ге религиозного характера.

Одной из целей Перова – были поиски особой выразительности позы, которую он нашел в этой картине. Позы, которая способна сказать больше мимики.

Отсутствием изображения лика он также хотел сохранить чистоту и неприкосновенность образа Христа, отказав себе тем самым в использовании самого благодатного, самого выразительного элемента в психологической художественной характеристике и уменьшив круг своих возможностей.

Но это не мешает распростёртой на земле фигуре выглядеть очень выразительно и проникновенно. Она и трагична и величественна. Хотя поза полна отчаяния, тело кажется слабым, руки – безвольными, зритель верит, что сильный духом Христос встанет и пройдет свой путь до конца.

Трактовка евангельского сюжета не была так важна Перову, как изображение личности Христа, его двойственной природы – человека и бога. Это произведение возникло ещё и как следствие собственных переживаний художника. В его сознании в то время была поколеблена вера в светлое будущее русского народа. Это одна из причин, почему картина имеет такое сильное психологическое воздействие на зрителя.

В заключение стоит отметить, что эти произведения родились под влиянием одной эпохи, одних деятелей искусства. Большое значение имеет то, что и сами художники влияли друг на друга.

Но, невзирая на то, что они пытались выразить одну идею, идею, которая в то время занимала умы многих людей, и Перов, и Ге работали исходя из собственных переживаний, собственных впечатлений.

Читайте также:  Описание скульптуры джованни бернини «аполлон и дафна»

Это и влияет на наше восприятие, этих картин.

Полотно Ге погружает зрителя в атмосферу Гефсиманского сада, заставляя почувствовать то опустошение, ту безысходность, то воздействие природы на душу человека, которое испытывает Христос

В то же время глядя на картину Перова, зритель начинает понимать то отчаяние, которым было наполнено сердце Спасителя. Увидеть его душевные мучения и заставить зрителя пропустить их через себя.

И всё же эти произведения имеют между собой прочную связь Этой связью является сила их проникновенности, сила воздействия на умы зрителя, а также общая проблематика.

Алексей Александрович Федоров-Давыдов, советский искусствовед, говорил: «В «Христе в Гефсиманском саду» религия взята как личная драма человека вообще, вне времени и пространства, как выражение величайшего «томления духа».

Именно эта проблема, актуальная и по сей день, и объединяет людей разных эпох и разных мировоззрений.

Использованная литература

1. О.А. Лясковская «В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника» 1879

. А. Верещигина. «Николай Николаевич Ге» 1988

Источник: https://yamiki.ru/item/163183

Страстная неделя в картинах русских художников

Previous Entry | Next Entry

bellezza_storiagalik_123
Оригинал взят у galik_123 в Страстная неделя в картинах русских художников
Семирадский Генрих Ипполитович. Грешница

25 апреля 2016 – Великий ПонедельникВ Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Мф 21, 18-22

Нестеров Михаил Васильевич. Христос у Марии и Марфы

26 апреля 2016 – Великий Вторник

В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25, 1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.
Липгарт Эрнст Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах

27 апреля 2016 – Великая Среда

В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды.

Мф 26, 6-16

Бронников Фёдор Андреевич. Иуда
Ге Николай Николаевич. Иуда. Совесть

28 апреля 2016 – Великий Четверг. Тайная Вечеря

В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения).
Бакалович Степан Владиславович. Омовение ног
Журавлев Фирс Сергеевич. Омовение ног (мозаика)
Живаго Семен Афанасьевич.

Тайная Вечеря
Шебуев Василий Козьмич. Тайная Вечеря
Ге Николай Николаевич. Тайная Вечеря
Бейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)
Бейдеман Александр. Тайная Вечеря.

(Эскиз росписи церкви в Ливадии)

29 апреля 2016 – Великая Пятница. Распятие Христа

В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ге Николай Николаевич. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад
Нестеров Михаил Васильевич.

Моление о чаше
Перов Василий Григорьевич. Христос в Гефсиманском саду
Куинджи Архип Иванович. Христос в Гефсиманском саду
Репин Илья Ефимович. Взятие Христа стражею
Ге Николай Николаевич. Суд синедриона
Ге Николай Николаевич. Что есть истина?
Егоров Алексей Егорович.

Истязание Спасителя
Крамской Иван Николаевич. Хохот. “Радуйся, Царю Иудейский”. Левый и правый фрагменты
Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста
Моллер Федор Антонович. Несение креста
Боткин Михаил Петрович. Жены, издали смотрящие на Голгофу
Голынский Василий Андреевич.

Распятие Иисуса Христа
Васнецов Виктор Михайлович. Распятый Иисус Христос
Нестеренко Василий. Распятие
Ге Николай Николаевич. Распятие
Верещагин Василий Петрович. Ночь на Голгофе
Боткин Михаил Петрович. Скорбящая Богоматерь
Кошелев Николай Андреевич. Снятие с Креста
Васнецов Виктор Михайлович.

Положение во гроб
Ге Николай Николаевич. Возвращение с погребения Христа

30 апреля 2016 – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад

Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.
Боровиковский Владимир Лукич. Христос во гробе

1 мая 2016 -Воскресение Христово. Пасха

Пасха значит “переход”, “избавление”. С Воскресением Христа празднуется избавление человеческого рода от власти греха и смерти.
Ге Николай Николаевич. Вестники Воскресения
Поленов Василий Дмитриевич. Возвестила радость плачущим
Нестеров Михаил Васильевич. Воскресение Господне

Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/449200.html

Статья по МХК по теме: 7 ВЕЛИКИХ ПОЛОТЕН НИКОЛАЯ ГЕ

        Русский художник с французскими корнями Николай Ге всю свою жизнь наполнил проповедью духовной красоты. Его последние работы необычайно взволнованны, пронизаны эмоциональностью, искренностью и духовностью. В день его смерти  предлагаем вспомнить 7 великих полотен живописца.

1

«СУД ЦАРЯ СОЛОМОНА» (1854)

      Он мог бы стать математиком, но страстное желание творить оказалось сильнее. После двух лет обучения на математическом отделении философского факультета Петербургского университета, Николай Ге в 1850 году поступает в петербургскую Академию художеств. Время обучения пришлось на последние мрачные годы правления Николая I.

Студентам приписывалось четкое следование канонам классицизма и его главным темам: мифологическим сюжетам и античным героям. Молодой Ге решает, что если следовать, то за лучшим. В те годы для многих в Академии образцом для подражания был Карл Брюллов, не исключением стал и Николай, восхищавшийся автором «Помпеи».

      «Суд царя Соломона» — работа, которая написана в абсолютно брюлловской манере: ярко и красочно. Известный библейский сюжет о провокационном решении царя Соломона разрубить надвое ребенка, который стал причиной ссоры двух женщин, каждая из которых утверждала, что именно она – мать дитя.

Полотно написано в соответствии с академическими канонами – классическая композиция, характерные «говорящие» жесты и выразительные позы.

      После окончания Академии, Николай Ге, пытаясь освободиться «от духоты» застывшей в ожидании страны и не дожидаясь выдачи финансовых дотаций на стажировку, уезжает вместе с молодой женой в Италию. Результатом попыток создать отчетное, программное полотно Ге становится создание большого количества эскизов, однако ни один из замыслов не воплощается в жизнь.

В счастливой семейной жизни пролетают несколько лет, а отчитаться перед Академией по-прежнему нечем. Ге много читает, работает и ни на один день не останавливается в поиске идей для своей первого великого полотна. И вот однажды тема сама находит художника.      В процессе изучения жизни Христа, перед Ге отчетливо встает одно их ключевых евангельских событий.

Всего-то и остается, что перенести его на картину. Художник долго ищет среди друзей и знакомых тех, кто имел бы внутреннее или внешнее сходство с учениками Христа. В итоге апостола Петра он пишет с себя, а в качестве отправной точки для написания центрального персонажа становится Герцен. Картина-откровение потрясла зрителя правдой и реализмом.

Да, именно так все и происходило! Тесная и сумеречная комнатка, сквозь тряпицу на окне видно, как угасает синь ночного неба, низкий стол на трех ножках, за которым размещены персонажи – все это потрясает убедительностью. На переднем плане темный силуэт Иуды, нервно набрасывающего плащ на ходу.

Юный Иоанн порывисто вскочил, Петр недоуменно смотрит вслед предателю, остальные апостолы потрясены. И только Иисус замер в отрешенной и скорбной позе – он знает, что случится: неизбежное предательство Иуды, отречение Петра, мучительная смерть.

      Картина была принята публикой, а Ге в столь юном возрасте стал профессором Академии художеств – это был беспрецедентный случай.

Однако церковь посчитала иначе: трактовка сюжета была признана неканонической, на полотне присутствовал «недопустимый материализм». В итоге – картину запретили репродуцировать.

3

«ВЕСТНИКИ ВОСКРЕСЕНИЯ» (1867)

        Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду».

И в Петербурге, и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд.

Только спустя годы публика дорастет до понимания сюжета, в дни же, когда Ге вернулся из солнечной Италии в серый Петербург и так нуждался в поддержке, публика осталась равнодушна.

4

«ХРИСТОС С УЧЕНИКАМИ ВХОДИТ В

ГЕФСИМАНСКИЙ САД» (1889)

       После серии полотен на историческую тему, расстроенный непониманием своего творчества и резкой критикой, разуверившийся в своем таланте мастер покидает в 1875 году Петербург и поселяется в Черниговской губернии.

Он коренным образом меняет жизнь: сооружает необычную мастерскую с системой зеркал, осваивает печное дело и начинает класть печи, изредка для заработка пишет портреты соседей. Знакомство в 1862 году с Львом Толстым становится судьбоносным для Ге: он понимает, что не одинок в поисках идеала, отчетливо видит, что творчество может служить самой жизни.

Художник возвращается к работе на качественно новом уровне.
В то время как в Петербурге почти забыли о Николае Ге, на одной из передвижных выставок появляется его полотно «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад». Работа несомненно заслуживает право встать в один ряд с лучшими живописными произведениями: волнующе-тревожное настроение, необычайная красота колорита, сюжет.

Апостолы торжественно спускаются по ступеням в темноту, и только Иисус останавливается на мгновение, чтобы поднять глаза к бесконечно-прекрасному звездному небу. Картина была вновь подвергнута жесткой критике церкви.

5

«ХРИСТОС В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ» (1869-1880)

        Ге с новыми силами обращается к евангельским темам – его полотна звучат теперь как страстные проповеди. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа.

Все сомнения он оставляет в Гефсиманском саду и без страха идет до конца навстречу своему предназначению. Картины художника стали появляться в Петербурге регулярно: их снимали с выставок, подвергали беспощадной цензуре и гонениям.

Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. О запрещенных картинах говорили, их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться».

Ге становится апостолом нового искусства. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура.

6

«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? ХРИСТОС И ПИЛАТ» (1890)

        Построение полотна способно перевернуть традиционное представление понимания добра и зла, свети и тени. Пилат стоит в мощном потоке солнечного света, тогда как Христос кажется, напротив, погруженным во мрак. Но если внимательнее рассмотреть полотно, можно увидеть, что прокуратор стоит против солнца и лицо его погружено во мрак.

Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Лицо измученного пытками Христа, напротив, освещено, его одежды при пристальном взгляде окрашиваются в пурпурные цвета, а вокруг всей фигуры появляется божественное сияние. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд.

Ее шокировал образ Христа, который абсолютно не соответствовал многовековой традиции изображения Спасителя как совершенного духовно и прекрасного внешне человека.

Третьяков сначала отказался покупать картину, но после гневного, но аргументированного письма Толстого, в котором он пожурил мецената за «сбор навоза» и «отказ взять жемчужину», Третьяков изменил решение и приобрел картину.

      «Голгофа» Ге осталась незаконченной. Публика увидела ее уже после смерти мастера. Новаторская форма произведения с использованием любимого приема противопоставления персонажей наполнена глубочайшим нравственным смыслом. Сына Божьего отправляют на позорную смерть.

Слева в поле зрения вторгается рука, которая повелительным жестом подает сигнал к началу казни. Иисус знает, через что должен пройти. Он исступленно заламывает руки и поднимает глаза к небу, к Отцу. В Страстном цикле Ге пишет и два варианта «Распятия», при взгляде на которые создается угнетающее впечатление.

      «Что есть истина?» и «Голгофа» производят эффект разорвавшейся бомбы. Возмущенное духовенство и общественность обращаются к царю и тот повелевает снять картины с выставки. «Разве может быть этот оборванец и бродяга Христом? Разве так можно класть краску? Этот Ге совсем разучился писать!»

Николай Ге скончался  13 июня 1894 года.

Он до конца своих дней был уверен в том, что искусство может помочь человеку прозреть и немного улучшить этот мир.

Фаина  Шатрова

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2013/06/15/7-velikikh-poloten-nikolaya-ge

Ссылка на основную публикацию