Описание картины ореста кипренского «портрет жуковского»

Орест Адамович Кипренский: картины, краткая биография :

Журналист Фаддей Булгарин упоминал этого выдающегося художника как человека, одаренного необычным талантом видеть глубину души, скрытую от посторонних глаз. Речь идет об Оресте Адамовиче Кипренском.

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как “Натурщик с красным плащом”, “Гектор и Андромаха”, “Читатели газет в Неаполе”.

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть “сумасбродным Орестом” и “пылким”.

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

Творческая индивидуальность

В раннем творческом периоде Орест Адамович Кипренский обращал внимание на работы Левицкого и Угрюмова. Он также отражал романтическое восприятие образов, когда рисовал портреты участников Отечественной войны. Ему была присуща легкая романтическая манера рисования, он работал размеренно и спокойно, ловя тонкие нотки оттенков и чувственные движения вокруг.

В 1816 году художник Кипренский начал путешествовать по разным странам, рисовать свои картины, которые пользовались успехом в Италии, Германии, Швейцарии. Впервые его талант был признан в Европе. Поворотным моментом в творчестве стала поездка в Италию. Портреты Кипренского приобрели определенность форм, образов, классическую манеру письма.

Художественные веяния Кипренского

В начале 19 века русское портретное искусство немного изменилось благодаря воздействию Кипренского. Картины его помогали раскрыть человеческую индивидуальность, утвердить идеал гармоничности, особые нюансы личности. В своих рисунках он мог передать всю глубину чувств, которую испытывают люди.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара.

На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига.

Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо.

Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей.

Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Кипренская живопись

Женские изображения – особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству.

Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания.

В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Знаменитые произведения Ореста Кипренского

Портрет Давыдова Е. В. художник создал в 1809 году. Сейчас картина принадлежит Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга. Многие полагали, что на полотне изображен друг поэта Пушкина, военный предводитель по фамилии Давыдов.

Но это предположение было ошибочным, как стало известно позже. Оказывается, у Давыдова было 2 брата, отважно сражавшихся против французов.

Историки и искусствоведы по сей день ведут споры по поводу того, какой из двух братьев изображен на полотне, но склоняются в пользу Евграфа.

В 1816 году художник написал портрет Жуковского В. А. Увидеть эту картину Кипренского можно в Третьяковской галерее в Москве. Это яркий пример мастерства Ореста Адамовича.

Некое родственное мироощущение объединяло Кипренского и Жуковского. Хотя поэзия далека от живописи, но Жуковский всегда говорил, что два вида искусства тесно связаны.

Вообще, разные вещи сближали этих двух творческих людей.

Картина “Бедная Лиза» была написана Кипренским в 1827 году по знаменитой повести Карамзина. Литературное произведение является ознаменованием русского сентиментализма.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина “Читатели газет в Неаполе”, созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна.

На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом.

Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках.

Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «автопортрет в молодости»

Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

Источник: https://www.syl.ru/article/329604/orest-adamovich-kiprenskii-kartinyi-kratkaya-biografiya

Орест Кипренский: картины и их описание. Художник Орест Адамович Кипренский

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19 го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать крепостная Анна Гаврилова родила ребенка вне брака.

Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем.

А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен “Мадонна с младенцем” и “Портрет отца Адама Швальбе”. Немного позже художник получает большую золотую медаль за полотно “Князь Донской после Куликовской битвы”.

После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора архитектора Воронихина.

Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к жанру портрета.

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы.

Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В.

Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811 1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал историческую живопись и постоянно порывался создать какое либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для галереи Уффици, известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

Римские неприятности

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, где посланником от российского государства был назначен некто А. Италинский, очень далекий от искусства и в общем то достаточно невежественный человек.

К художникам наместник относился непочтительно, считая их бездельниками. Кто то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, о его связях с итальянскими карбонариями.

В результате наветов и заведомо ложных обвинений Орест Адамович вынужден был покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое то время ушел в себя и забросил работу. Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него.

Финансовые проблемы

Орест Адамович уже получал меньше заказов и стал нуждаться в деньгах. К тому же как раз в то время художник надумал жениться, а это, как известно, – дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому лицом, он удачно продал несколько картин, сумел расплатиться с кредиторами, и жизнь для него вновь обрела смысл.

Кончина

Для того чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые тихо обвенчались в небольшой церквушке, а спустя некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких. Это произошло 5 октября 1836 года. Спустя четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след потерялся во времени.

Немногочисленные друзья художника вскладчину установили на его могиле скромный памятник. Ни в одной газете на было сообщения о кончине живописца, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

Источник: https://autogear.ru/article/180/092/orest-kiprenskiy-kartinyi-i-ih-opisanie-hudojnik-orest-adamovich-kiprenskiy/

О чем рассказали портреты (о василии андреевиче жуковском)

“Что за прелесть чертовская его небесная душа!..”
А. С. Пушкин

   Бывают комнаты, которые передают характер владельца, похожи на него. О спальне в доме поэта Василия Андреевича Жуковского этого, пожалуй, не скажешь: комната для своего времени обычная. Почему же мы начинаем с нее рассказ?

   Обратите внимание, сколько портретов на стенах!    Люди первой половины XIX века любили окружать себя портретами близких. Фотографии изобретено еще не было. И портреты тех, кого хотелось видеть часто, всегда, заказывались художникам. Благословенный, как выяснилось, обычай! Благодаря ему мы в лицо знаем не только Державина, Жуковского, Пушкина, но и всех, кто был рядом с ними.    К счастью для нас, образованные люди той эпохи умели рисовать. Вы, наверное, видели рисунки Пушкина. Его энергичное, скорое перо, мгновенно схватывающее сходство, запечатлело друзей, знакомых, фигурки литературных героев, самый ход его мыслей: вот тут он остановился, задумался – и мы знаем, о чем. Сохранились и рисунки Жуковского. Рисунки эти драгоценны, потому что жизнь поэта рассказывается в них как бы его собственными словами.    Разглядывая рисунки, сравнивая между собой портреты Жуковского, написанные его современниками, мы лучше поймем и этот необыкновенный характер и строй его стихов. Перед нами приоткроются “окошечки” в эпоху, в жизнь, совсем на нашу не похожую.

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «анна австрийская»

Рисунок первый. Детство

   Кто эта женщина? Почему она сидит, так странно скрестив ноги? Это мать Жуковского. Она была турчанкой. Во время русско-турецкой войны убит ее муж, разграблен дом, а сама она, шестнадцатилетняя вдова, привезена из Бендер в село Мишенское. Вместо турецкого имени Сальха получила русское Елизавета Дементьевна. И стала Елизавета Дементьевна домоправительницей в доме помещика Бунина.

   Неслышно двигалась она по дому, в присутствии господ не смела сесть, перед сыном робела. Сын ее Василий рос в помещичьих покоях, среди девочек Буниных. Они вместе учились, бегали по парку и дубовой роще, ставили спектакли. Пьесы сочинял двенадцатилетний Василий Жуковский. “Камилл или Освобожденный Рим” называлась его первая пьеса. В длинных белых рубашках, с венками на головах девочки изображали римских сенаторов. Вместо занавеса – простыня, плошками для светильников служили скорлупки от грецких орехов. Забавно, весело!    И все же от детских лет осталось у Жуковского чувство одиночества, привкус несчастья, обделенности теплом. Обдумывая свои детские годы, он запишет в дневнике: “Не имея своего семейства, в котором я бы что-нибудь значил, я видел вокруг себя людей мне коротко знакомых, потому что я был перед ними выращен, но не видал родных мне, принадлежащих по праву, я привык отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия, и потому что всякое участие ко мне казалось мне милостию. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем…”    И все, что не смогла дать ему семья, подросток стал искать в дружбе.

Еще один очень важный портрет

   Перед нами портрет Андрея Тургенева. Вот кто в жизни Жуковского сыграл огромную роль! Не просто друг – старший друг, умный друг, поэт. С братом его Александром Жуковский учится в Московском благородном пансионе. Андрей уже студент.

Он самостоятелен в суждениях, у него пылкое сердце, нетерпеливое воображение. Юноши вместе читают Шиллера, делятся мечтами. Но Андрею Тургеневу кажется, что дружба может стать чем-то большим. Это не только встречи, прогулки, споры и признания.

Глазами друга меряешь, проверяешь всякую свою мысль и поступок, дружба – честное зеркало. Это Андрею Тургеневу принадлежит идея создания Дружеского литературного общества.

“Что соединяет нас всех в одно, – говорится в уставе общества, – это то же, что до сих пор составляло радость и счастье нашей молодости, это дух благий дружества, сердечная привязанность к своему брату, нежное благожелательство к пользам другого…”

   1 и 7 апреля – для членов общества дни особые, праздничные, в эти дни они встречаются. А если кто-то из них окажется в разлуке с другими, он должен вспоминать отсутствующих (так позже Пушкин будет праздновать лицейскую годовщину). В 1802 году Андрей Тургенев по службе уезжает в Вену, но и оттуда летят письма. Причем письма пишутся одному и всем, они обходят друзей вкруговую, как чаша на пиру, всех объединяя.    Под влиянием Андрея Тургенева Жуковский начал писать дневник, всматриваться в свой характер, особенно отмечая недостатки. Он обдумывает, как избавиться от медлительности, как говорить правду, не оскорбляя при этом достоинства людей, как побороть зависть.    Жуковский писал дневник, как бы под строгим взглядом друга, в то время как друга уже не было в живых. Андрей Тургенев умер внезапно, нелепо, от простуды, не дожив и до двадцати двух лет. Долгие годы Жуковский горевал, живо чувствовал утрату. Любовь к другу он перенес на его брата Александра. Почти сорок лет делили они радость и горе, дарили друг другу близких людей, всех близких соединяя в один круг, как делал Андрей Тургенев. Замечательный юноша наделил их пламенным и нерушимым чувством дружбы. К друзьям прежде всего обращены стихи Жуковского: И где же вы? Разрознен круг наш тесный; Разлучена веселая семья; Из области младенчества прелестной Разведены мы в разные края… Но розно ль мы? Повсюду в поднебесной, О, верные, далекие друзья, Прекрасная всех благ земных примета, Для нас цветет наш милый цвет завета. (“Цвет завета”)    Если вдуматься, до чего бедна внешними событиями жизнь Жуковского – по пальцам можно пересчитать! (Трудно приходится его биографам.) И сколько в ней движения силы душевной! Если в ровное течение дней и врываются события, они так и остаются незавершенными, размытыми: начало всегда энергично, а концы словно бы потеряны. В самом деле, вот в 1812 году (ему уже двадцать девять лет) он вступает в московское ополчение. В решающий момент Жуковский даже был на Бородинском поле, но полк так и простоял в резерве: взрывы снарядов, бегущие фигурки Жуковский увидит издалека. Воином он так и не стал, его положение в армии точно определяет название стихотворения “Певец во стане русских воинов”. Он сочинял бюллетени о боевых операциях. А когда русская армия начала победное наступление, Жуковский заболел и был отправлен домой.    В балладах, которые переводит поэт, происходит столько странных, мрачных и героических событий: дерзкий паж бросается за кубком в пучину морскую (“Кубок”), рыцарь Делорж входит в клетку с разъяренными львами и тиграми (“Перчатка”); жадного, злого епископа Гаттона, не пожелавшего поделиться с голодными хлебом, раздирают крысы (“Суд божий над епископом”); любовь к Франции поднимает императора Наполеона из гроба, и он устраивает своим войскам смотр (“Ночной смотр”).    Как послушно передает гибкий стих поэта движение. Прочтите вслух строчку: “Кто скачет, кто мчится под хладною мглой” – и вы услышите стук копыт, что ни слово – удар, увидите, крупно, как в кино, ноги скачущего коня. Странная особенность стихов Жуковского заключается в том, что при подвижности ритма герои баллад застыли, застигнутые на месте одним переживанием, одним состоянием, как скульптурные изваяния. Навсегда замерла перед зеркалом Светлана: “Подпершися локотком, чуть Светлана дышит” (“Светлана”), в страхе прижались друг к другу отец и сын в балладе “Лесной царь”. И царская дочь Минвана, которая любит молодого певца, но не может стать его женой, всю жизнь будет ждать его под деревом свидания (“Эолова арфа”). Неподвижная, застывшая фигурка, полная тихой скорби. Они замерли словно бы под тяжестью сильного, я бы сказала, монолитного переживания: если уж любовь, так и смерть над ней не властна; если героя толкает на поступок достоинство – достоинство это самой высокой, золотой пробы, и жадность поэт изображает не обычную – сверхъестественную, злодейскую. В балладах (как и в жизни Жуковского) главным становятся не события, они в названии пересказаны, а чувства, состояния его героев.    История “Эоловой арфы”, история бедного певца, отправленного в вечное изгнание деспотичным царем, – история любви Василия Андреевича Жуковского. В балладе есть слова, которые часто выводил он в письмах, мечтая о будущем: “веселое вместе”.    Но почему так грустно, так несчастливо обрываются все истории Жуковского, почему не сбываются?

Читайте также:  Описание картины бартоломе эстебано мурильо «непорочное зачатие»

Рассказ о двух портретах

   Вскоре после окончания пансиона он стал воспитателем в родственной семье Протасовых, у него две ученицы – Саша и Маша. С Сашей он дружит, бегает наперегонки, смех ее звучит то в доме, то в парке. Саша проказница. Зазвучит ее смех в ритмах баллады “Светлана”, ей посвященной: “Раз в крещенский вечерок девушки гадали”… Саша оставила нам портрет Жуковского тех лет.

   А вот другой рисунок, набросанный рукой поэта, – Маша Протасова, сдержанная, поэтичная, молчаливая. Ей семнадцать лет. Жуковский полюбил свою ученицу. Они мечтают о счастье, планируют “веселое вместе”. По складу характера они похожи, они и чувствовали себя единой душой, разделенной на две половинки. Они писали один дневник, по очереди передавая его друг другу.    Но мать отказалась выдать Машу Протасову за Жуковского. И долгие годы, до смерти Маши, они продолжали любить друг друга издалека.

История портрета, оцененного в человеческую жизнь

   Вот портрет Жуковского, написанный талантливым живописцем Карлом Брюлловым. История его прекрасная и жуткая одновременно.

   Разве не жутко представить, что во времена Жуковского, когда поэты писали прекрасные стихи и творили художники, человек мог принадлежать другому человеку. Буквально принадлежать, как вещь. Так принадлежал Тарас Шевченко помещику Энгельгардту. Застав однажды “мальчика” за неположенным занятием: он срисовывал портреты в гостиной – Энгельгардт приказал выпороть его на конюшне. Но потом, подумав, что в имении свой портретист пригодится, отправил его в учение к “комнатному живописцу” Ширяеву. В Летнем саду, где Тарас копировал статуи, его заметили петербургские художники и решили выкупить способного юношу. Энгельгардт заломил цену по тем временам огромную: две с половиной тысячи рублей. Таких денег не было ни у художников, ни у Жуковского, который принял участие в судьбе юноши.    Тарас был в отчаянии. От потрясения он заболел. И тут к нему пришли с известием, что с сегодняшнего дня он, Тарас Шевченко, вольный человек. Деньги были выручены за тот самый портрет, с которого начался рассказ. Брюллов написал портрет Жуковского, портрет разыграли в лотерею, и Тараса Шевченко выкупили. Вот какой это дорогой портрет: он спас человека.    Своих четырех крепостных Жуковский отпустил на волю еще в 1820 году. Он был человеком деятельной доброты. Он не умел оставаться равнодушным, пройти мимо чужой беды. Для него просто не существовало понятия “чужая беда”. Беда – значит, необходима помощь.    Своим положением при дворе (он был воспитателем наследника) Жуковский пользовался, чтобы помогать людям: снова и снова просил он царя о смягчении участи декабристов; Герцену было невмоготу в захолустной Вятке, куда его сослали, и Жуковский добился, чтобы Герцена перевели во Владимир. Столько раз приходилось ему сопровождать просьбы словами: “Я за него поручиться могу!” Пока Николай I не прикрикнул на воспитателя сына: “А кто мне за тебя поручится!” И всю ночь Жуковский писал царю письмо: “…я защищаю тех, кто вами осужден или обвинен перед вами… Разве вы не можете ошибаться? Разве правосудие (особливо у нас) безошибочно?.. И разве могу, не утратив собственного к вам уважения и вашего, жертвовать связями целой моей жизни”.

“Его стихов пленительная сладость…”

   Портрет художника Кипренского воспроизводят почти во всех сборниках поэта. Художник хотел передать и подвижные, живые черты мечтательного юноши и душу поэзии, загадочную, таинственную, романтичную. Она любит развалины замков, туманы и тайны. Мы, сегодняшние люди, чувствуем поэта несколько иначе. Почему дошел до нас тихий (слово “тихий” – любимое) голос Жуковского?

   Чтобы понять это, вспомним еще раз Державина, который свалился на русскую поэзию грохочущим водопадом. Землю и государство Державин видит как бы сверху, в блеске нестерпимом. Стихиями, молниями, ветрами, войнами, явлениями монархов и похоронами героев он распоряжается, как бог и как ребенок. Державину мало сказать о водопаде: “далече рев в лесу гремит”. К реву он добавит “стук млатов”, “визг пил и стон мехов подъемных”. Он замешает в этот адский оркестр громы, озорно и театрально эхом прокатится “о строке: “Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам” (“Водопад”).    А сверкание в его стихах такое, что глазам больно от злата-серебра. “Какое зрелище очам!” – воскликнет он восхищенно. Мир для него – прекрасное театральное зрелище, радость и механизм которого он живописует в стихах.    Жуковский открыл мир в душе человека, мир ничуть не менее грандиозный. Потому что в человеческих чувствах и мыслях отражаются и земля, и небо, и люди, и государства. Сам он жил “жизнью души” и вдохнул ее в поэзию.    Вот чем близки нам его стихи: в них и сегодня жива деятельная “небесная” душа Жуковского – его доброта, верность любви и дружбе, отвращение ко всякому злу, детское непонимание самого механизма зла.    “Тихий” голос, конечно, больше подходит к Жуковскому. Он вслушивается в неуловимое, улавливает мгновенное, даже в стихах о природе поэт пытается остановить падение листка или летучий его блеск:    Лишь сорван ветерка минутным дуновеньем    На сумраке листок трепещущий блестит,    Смущая тишину паденьем…    Самый лад, строй стихов перестраивается. Державин запечатлел мощь и державную твердость русской речи – рычащие, скрежещущие звуки согласных. В мелодичных стихах Жуковского русский язык запел, зазвенел. Поэт дунул в гласные, как музыкант в дырочку флейты – и такая полилась мелодия! Пушкин считал его своим учителем. Это Пушкин писал о Жуковском:    Его стихов пленительная сладость    Пройдет веков завистливую даль.    И, внемля им, вздохнет о славе младость,    Утешится безмолвная печаль,    И резвая задумается радость.

Источник: http://journal-shkolniku.ru/zhukovskii.html

Ссылка на основную публикацию