Творчество и жизнь Пабло Пикассо
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!
Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна. Марк Шагал как-то сказал, что Пикассо меняет стиль чаще, чем носки. Он настолько разный в каждый следующий период, что кажется, что это писали разные люди.
«Все имеют право меняться, даже художники,» — острил сам Пикассо по этому поводу. И хотя он вошел в историю мирового искусства как создатель кубизма, однако кубизм как таковой был лишь одним из периодов его творчества, и занял лишь одно десятилетие.
А он творил более 70 лет! И это не считая десятилетия раннего периода его ученичества на родине, в Испании, когда он ещё только искал себя.
Один из великих фотографов 20 века, Дэвид Дуглас Дункан как-то спросил его, какой из периодов ему наиболее близок, какой он считает самым значимым в своем творчестве. Пикассо растопырил пятерню: «Как вы думаете, какой из пальцев мне наиболее дорог? Они нужны мне все!»
Пабло Пикассо родился в 1881 году в семье искусствоведа. Руис Хосе — отец Пабло, увлекался живописью, но поняв, что сын талантливей его, отдал краски и кисти Пабло и стал его первым наставником. В тринадцатилетнем возрасте Пабло отправили учиться в Барселонскую художественную Академию, затем он продолжил обучение в Мадриде, в академии «Сан-Фернандо».
После окончания учебы Пикассо переезжает в столицу Франции. Именно там испанский художник создает свои лучшие произведения. Это творчество относится к раннему периоду.
“Желтый пикадор” (1889) считается одной из первых картин Пикассо, которую мальчик написал под впечатлением от боя быков. Коррида всю жизнь оставалась его страстью.Вид на порт Малаги, 1889Портрет матери художника, 1896Сумасшедшая с кошками, 1901
Голубой период. Как правило, все картины этого периода художник выполнял в сине-зеленых оттенках. Герои — это бедные дети и матери, старики. Тогда Пикассо перемещался между Испанией и Францией, ещё не поселившись в Париже окончательно.
Это был самый тяжелый период в жизни начинающего художника. Быстро “взять Париж” ему не удалось. Его первая выставка, организованная в галерее Воллара в 1901 году, имела неплохие отзывы, критики приняли его доброжелательно. Но и не более того.
Все отметили его свежесть, признали, что его следование образцам импрессионизма вполне профессионально. Однако пожелали ему выработать свой индивидуальный, более узнаваемый стиль. К тому же, его картины не покупали.
Для Пикассо такая реакция Парижа — доброжелательная, но не восхищенная, была равносильна провалу.
Сидящая женщина в капюшоне, 1902Женщина со скрещенными руками, 1902Аскет, 1903
Розовый период. В картинах этого периода прослеживается больше радости. В них преобладают оранжевые и розовые тона.
Пабло Пикассо осваивается на Монмартре, встречает Фернанду Оливье. Постепенно новая жизнь вытесняет тягостные настроения и краски голубого периода.
Один из излюбленных мотивов новой живописи Пикассо — тема цирка, он пишет бесчисленных арлекинов и акробатов.
Актер, 1904Дама с веером, 1905Автопортрет с политрой, 1906Мальчик, ведущий лошадь, 1906
Африканский период.
1907 год, Пикассо — в эпицентре художественного авангарда начала века, соcредоточенного в Париже — поэты, художники, арт-критики, ведущие французские арт-дилеры. Пикассо авангарднее всех.
Художник отходит от изображений конкретного человека, и больше интересуется африканскими мотивами.
Авиньонские девицы, 1907Дама с веером, 1907Горшки и лимон, 1907Купание, 1908
Кубизм. Художник разбирает мир на элементы и собирает новую реальность — реальность художественного произведения.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье), 1910Гитара (Я люблю Еву), 1912Человек у камина, 1916
Неоклассицизм. Картины становятся более четкие и яркие.
Пикассо попадает в театральную среду, он оформляет спектакли для балета труппы Дягилева, влюбляется в русскую балерину Ольгу Хохлову, в следующем году они поженятся.
Ольга хочет, чтобы на портретах она была похожа, она склонна к традиционности, консерватизму и респектабельности.
Портрет Ольги в кресле, 1917Первое причастие, 1919Две женщины, бегущие по пляжу (Бег), 1922
Сюрреализм. На творчество художника оказывают влияние семейные проблемы.. Пикассо с 1927 года — в тайной связи молоденькой девушкой — Марией-Терезой Вальтер, которую он случайно встретил на улицах Парижа. Ей было 17, ему 45.
Спящая, 1927Поцелуй, 1931Мария-Тереза анфас и в профиль, 1931
После войны Пикассо знакомится с Франсуазой Жило, которая рожает ему двух детей. Франсуаза — это «цветок» как в личной, так и творческой судьбе Пабло. В 1949 году создается знаменитый «Голубь мира»:
Пикассо живет отдельно от Мари-Терез Вальтер и их дочери Майи, однако не теряет с ними связи, он полностью обеспечивает их и дважды в неделю проводит с ними время, играет со своей маленькой дочерью и рисует ее.
Существует целая коллекция портретов играющей Майи.
Послевоенное творчество Пабло можно считать счастливым, рождение двух детей дает темы для создания замечательных семейных картин.
Он переезжает на юг Франции и наслаждается морем, пляжем и теплым солнцем.
Рисующие Клод и Палома, 1954
Осенью 1947 года Пабло устраивается на Фабрику «Мадура». Увлеченный ручным трудом он собственноручно выполняет множество блюд, кувшинов, тарелок и статуэток. Иногда они несколько архаичны, но всегда полны остроумия и очарования.
В 1954 году Пикассо расходится с Франсуазой. Это становится для художника тяжелым моральным кризисом и отражается на его творчестве. Серия работ, исполненная между 1953 и 1954 гг., в ироничной и озадачивающей манере выражают горечь старости и скептицизм по отношению к живописи. Позже Пикассо знакомится со своей будущей супругой Жаклин Рок, которая вдохновит его на серию фактурных портретов.
Портрет женщины в зеленом платье, 1956
Жаклин была последней музой гения и ухаживала за ним до смерти. Умер Пикассо на своей вилле в 1973 году.
Источник: https://medium.com/eggheado-art/625d5dcd6700
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо ставят на одну ступеньку с великими художниками XX века. Разноплановый и уникальный в своей манере, он считается вдохновителем и создателем кубизма. Он оставил миру около сотни тысячи работ, включая рисунки, скульптуру и керамику. Его произведения искусства хранятся во многих музеях мира. Картины – одни из самых дорогих и часто похищаемых.
Картины Пикассо
Он вышел из нищеты благодаря русскому эмигранту, который одним из первых по достоинству оценил талант испанского художника, собрав коллекцию из более полусотни картин Пикассо. Сегодня они украшают Эрмитаж и Музей изобразительных искусств в Москве.
А благодаря русской балерине Ольге Хохловой, ставшей первой его женой и матерью первенца, он обрел счастливую семейную жизнь. Но ненадолго. Пикассо привык жить для себя: в его послужном списке бесчисленное множество разбитых женских сердец, трое внебрачных детей, которым он так и не стал заботливым отцом.
Пабло Пикассо умер глубоким стариком и очень богатым человеком в окружении своих близких.
Его имя настолько длинное, что он всегда пользовался только первым и последним именем. Пикассо – фамилия его матери, казалась ему более благозвучной, чем фамилия отца. Хосе Риус – художник, так и не состоявшийся. Он работал смотрителем в музее, имел нервный характер и кучу вредных привычек. Дом держался на матери – Мария была суровой женщиной, чье решение всегда было окончательным.
Ей было 25 лет, когда дон Хосе неожиданно сделал ей предложение. Через год (25.10.1881) у них родился мальчик, потом две дочери. Пабло с детства баловали, он был любимчиком в семье. Семья жила в Малаге – это юг Испании, где теперь находится музей художника, в котором выставлено более 150 работ Пикассо.
Он начал проявлять интерес к мольберту рано, первое время с ним занимался его отец. Первая серьезная работа появилась в восьмилетнем возрасте и с ней художник никогда не расставался. Это «Пикадор» — картина, которую ребенок написал после посещения корриды. Темные, тревожные тона и наездник в ярком желтом костюме на коне.
Как уверяют исторические документы, на мальчика повлияло землетрясение, разрушавшее часть города, принесшего сотни тысяч смертей. Трехлетнего Пабло из развален спас отец. Многие считают, что именно это детское потрясение породило кубизм: изломанные и смещенные формы, беспорядочные куски некогда одного целого.
Муштра отца, трехлетние курсы живописи в частном пансионе предварили студенческую жизнь. В тринадцать он поразил своей техникой приемную комиссию Барселонской Академии художеств и стал самым юным студентом. Его романы с преподавательницами и студентками не прошли незаметно: на Пабло жаловались его семье регулярно.
Через три года пришлось сменить учебное заведение на более престижное: Мадридскую академию. Но учеба там продлилась меньше года. Молодого художника увлекли другие прелести жизни: он был частным гостем публичных домов и не скрывал свой интерес к этой стороне жизни, наполнив эротикой значительную часть своих работ.
Хотя писать серьезные вещи он не переставал, изучая манеру письма Веласкеса, Гойи и в Эль Греко.
Его ранние работы, созданные в возрасте 15 лет – «Первое причастие», «Портрет матери» и «Автопортрет» — находятся в музее Пикассо, в Барселоне.
Годы юности были нищими: как вспоминал один из его друзей того периода, Пабло было негде жить и он снял угол прямо в доме терпимости, а в качестве оплаты расписал стены сюжетами на эротические темы. Это ему нисколько не мешало работать и над другими заказами: картинами для монастыря на религиозные мотивы. К сожалению, позже эти картины не сохранились из-за испанской войны.
Париж он открыл для себя, будучи студентом: его первая поездка состоялась в 1900 году, но он оказался под большим впечатлением от царивших там свободных нравов в жизни и искусстве, что через четыре года он переберется туда окончательно.
Живопись французских художников наложила на него отпечаток. Но Пабло расширял свои горизонты не только в этом направлении: его увлекало искусство арабских мастеров, готика и японская гравюра.
Он ходил по музеям днями напролет, знакомился с молодыми коллегами и зависал в их мастерской.
Героями его картин и рисунков становятся пейзажи Монмартра и сцены уличной жизни: нищие, проститутки, дамы за столиками в кафе, танцовщицы, дети.
Денег на краски не было, поэтому вошедший в историю искусства «голубой» период Пабло, был связан и с этим фактом. В те годы он поселился в неуютном и холодном сарае, где жили многие эмигранты-художники, имея общее имущество и натурщиц.
Одну из них называли Фернанда Оливье, хотя оно у нее было совсем другое: Амали Лат. Девушка считалась первой красавицей в окружении молодых художников.
Говорили, что Фернанда — внебрачная дочь очень состоятельного человека. После смерти матери, в 15 лет — ей ничего не оставалось, как согласиться позировать. С Пабло их сблизил опиум и абсент.
К 24 годам работами Пабло стали интересоваться галеристы, он уже пару раз вставлялся в небольших кафе, какие-то работы удалось продать, так что деньги, хоть и изредка, но бывали в карманах. Его жизнь с Фернандой была полна не только страсти, но и вспышек ревности.
Он запирал свою подругу на ключ, а сам уходил добывать пропитание, нередко забирая заказы, что оставляли разносчики на пороге чужих дверей.
К этому времени относится двухгодичный срок «розового» периода в его картинах, столько же «африканского» и начало кубизма, из-за которого в 1911 году он и расстался с Фернандой.
Девушка недолго наслаждалась благополучием, обретенным в квартире, где стояли рояль, огромные зеркала и работали две прислуги.
Несколько выставок, знакомство с местной богемой и модными художниками Модильяни и Матиссом, успешная продажа картин позволили Пикассо быстро обустроить свою жизнь. Он всегда стремился к роскоши и не жалел на это денег, не имея привычки откладывать накопления.
Своим благополучием он был обязан и русскому миллионеру Сергею Щукину, с которым он познакомился на Монмартре, зарабатывая тем, что за пару франков писал шаржи на прохожих. Щукин стал покупать работы и не жалел денег. Сто франков за картину Пабло считал невиданной щедростью. Он стал постоянным покупателем, вытащив художника из нужды.
Пикассо никогда не велся на поводу у всех – искал свою манеру письма и нередко вводил окружение в настоящий шок. Например, его знаменитое полотно «Авиньонские девицы» публика не приняла. Пресса назвала ее скандальной, друзья плевались, зато нынешние искусствоведы именно ее возвели в ранг родоначальницы кубизма.
Во время написания этой картины разразился кризис с Фернандой: ей не понравилось, как он изобразил ее прекрасное тело в новой манере. Зная его ревнивую натуру, она отправилась позировать ню к другому художнику.
Правда, к этому времени у Пабло уже была новая пассия. Ева Гуэль (настоящее имя Марсель Умбер) – худенькая 27-летня подружка молодого художника.
Поэтому, когда он увидел Фернанду изображенную на картинах, выставленных на Монмартре, то поставил точку в их девятилетних отношениях.
Ева была тихой и спокойной, она охотно позировала и не обижалась на кубизм. Она влюбилась страстно, стала хозяйкой в квартире, а художник воспевал ее в своих полотнах, признаваясь в бесконечной любви.
Они часто путешествовали по Европе, лишь изредка наведываясь в Париж на выставки. Несмотря на враждебность к новому направлению искусства, натюрморты Пабло в стиле кубизма хорошо продаются. Популярность Пабло росла и ему все чаще галеристы предлагали свои услуги.
Через четыре года путешествий он ей сделал предложение. Но случилось несчастье: невеста подхватила туберкулез и вскоре умерла.
Пабло не скрывал горечь утраты и невыносимую боль в душе. Горе отразилось на его внешности: он перестал следить за собой, увлекался опиумом и не вылезал из борделей. В течение двух лет его жизнь шла кувырком. В России в это время началась революция, переломавшая многие судьбы.
Эмигранты спасались бегством, в том числе балетная труппа Сергея Дягилева. В Рим и отправился художник, чтобы поучаствовать в проекте, на который его с трудом уговорил знакомый – Жан Кокто, сотрудничающий с балетом.
В Италии жизнь Пабло обрела краски: он работал нал над костюмами и декорациями труппы, и встретил очаровательную балерину Ольгу Хохлову – дочь белогвардейского офицера. Уже через год они поженились.
Через три года, когда Пабло исполнилось уже 40 лет, родился первенец.
Жизнь к этому времени вошла в русло, которым жили преуспевающие буржуа. Светская жизнь била ключом, пара стала посещать званые вечера, премьеры и приемы. Появился лимузин и собственный водитель. Гардероб состоял из модных и дорогих вещей именитых портных.
Из его жизни на время ушел кубизм и мрачные краски, появились понятные и правильные формы, выразительные и светлые тона. Он пишет Ольгу и сына, ставя время и дату на каждом из сотни рисунков. Своего сына родители обожали.
Но насладившись сытостью, Пабло все чаще нервничал: он вспоминал свои бедные, но безмятежные годы становления, и постепенно съехал в мастерскую, оставив на попечение Ольги их респектабельную квартиру. Жена не мирилась с решением уйти в свой мир, не могла понять его настроений и считала все это блажью.
Содержание картин того периода показательно: женские образы в неприглядных видах, во многих из которых угадывалась его супруга.
О разводе речи не шло: Пабло понимал, что делить свои картины он не будет ни с кем.
Ольга не раз вспоминала, что мать Пикассо сразу ее предупредила, что для ее сына никто не важен, кроме его самого. Она будет до конца жизни (умрет в 1955 году) упрекать его во всем, в том силе, что он так и смог стать примерным семьянином и верным мужем.
В 46 он встретит юную Марию Терезу Вальтер. Ей 17 и не мудрено, что внимание именитого художника, бросившего к ее ногам замок Буажелу и всячески баловал возлюбленную.
Он напишет сотни ее образов, сотворит скульптуру, которую установят на могиле художника. Первой картиной, стоимостью более $100 млн станет «Обнаженная, зеленые листья и бюст», проданная в 2010 году с аукциона.
На ней изображена спящая Мария возле бюста, который сделан с нее же.
Всего более полусотни работ он посвятит своей возлюбленной.
Через восемь лет их отношений (раз в неделю) родится Майя. Хорошенькая и веселая девочка вырастет без отца. В своих воспоминаниях она признается, что никогда не питала иллюзий на его счет. Пабло оставит их, когда Майе исполнится два года. Но до ее 20 лет будет с ней иногда встречаться. В его картинах дочь появится 12 раз: последний – в 1943 году.
Пабло оставлял своих женщин и детей, но никогда не прекращал их материально обеспечивать. Для Марии Терезы разрыв стал драмой, она надеялась на то, что он когда-нибудь поведет ее под венец. Она так и не смогла пережить смерть единственной любви всей ее жизни: через четыре года после смерти Пабло, она свела счеты с жизнью.
Художник сотрудничал с повстанцами все предвоенные годы, а в конце войны вступил во французскую компартию.
Известна история, как нацисты пришли с обыском в дом Пикассо. Увидев его «Гернику» — масштабное полотно об одноименном испанском городке, который разбомбили немцы – один из них спросил, сделал ли это художник. На что тот ответил: «Нет, это сделали вы».
Работу художника над этой картиной снимала его любовница Дора Маар. Уникальный фоторепортаж вошел в историю искусствоведения, а Дору называли не просто свидетелем действа, но и соавтором, ведь она дала дельные советы, когда Пабло сомневался. Кстати, может благодаря ее участию в процессе, работа была быстро закончена.
Дора ни разу не позировала для художника, но ее образ отражен во многих его работах. Роман был странный и с надрывом. Он продолжался семь лет.
Пабло говорил, что эта женщина терпела от него многое, но он больше не готов видеть женские слезы.
Она страдала неврастенией, и опасаясь за ее жизнь, Пабло отправил ее в клинику, поставив точку в их любовных отношениях. Но навещал ее художник еще долгое время.
Измученный неурядицами и притязаниями на его время со стороны оставленных им женщин, Пабло сел разбирать свои архивы. Ему помогал его друг еще со студенческой скамьи, ставший его секретарем. Он перепечатал стихи, которые Пабло начал писать в последний год отношений с Марией Терезей, когда ему уже было 55. Они без рифмы, но полны образов и настроений.
Войну он пережил в оккупированном Париже: приспосабливался к трудностям, передвигался на автобусах и искал уголь, чтобы топить в мастерской.
С Франсуазой Жило он познакомился в 1943 году. Ей было всего 21 год. Она снова привнесла радость в жизнь и творчество знаменитого художника.
В 66 лет Пабло снова стал отцом: у них с Франсуазой родился сын Клод, а еще через два года — дочь Палома. Через месяц после рождения дочки он стал дедом: его сын Поль осчастливил внуком, которого назвали Пабло. Его рисунок «Голубь мира» создан в год рождения дочери и внука.
О десятилетнем романе Франсуаза написала книгу «Моя жизнь с Пикассо», экранизированную в 1996 году. Эта женщина оказалась единственной, кто сам ушел от Пабло, как только почувствовала охлаждение.
Пабло ни в чем себе не отказывал. В 77 лет он купил замок Вовенарг, перевез туда все свои работы коллекции картин Курбе, Ренуара, Гогена, Матисса, Модильяни, Сезанна и других. Провел там два года, практически не прерываясь на работу.
Музой его была Жаклин Рок – продавщица, с которой он познакомился в 1953 году в супермаркете. Она была красива и воспитывала шестилетнюю дочь.
Почти 80 летний Пабло сделал ей предложение: его жена Ольга умерла (он даже не приехал на похороны), так что последние годы он решил провести в спокойной обстановке. Они сыграли свадьбу и переехали в имение Мужен.
Жаклин было 34 года, она видела в художнике свой единственный шанс выйти в люди. Она боготворила его, называла не иначе как монсеньор и сносила все его капризы, не моргнув глазом.
Пабло под конец жизни сильно сдал: почти не слышал и не видел. Она следила за его распорядком дня, диетой и покоем. Постепенно отвадила от дома всех его детей и друзей.
Впрочем, это было не трудно – Пабло не интересовался их жизнью и раньше.
Он умер в 1973 году, не позаботившись о близких. Завещания не было, а родственникам было что делить. Два года потребовалось французскому правительству, чтобы провести инвентаризацию имущества и многочисленной недвижимости.
Оказалось, что это самое внушительное наследство, которое делило французское государство — более 1,5 миллиардов франков. Наследники вели ожесточенную борьбу, отвоевывая себе кусок пожирнее. Окончательное соглашение между ними было достигнуто через семь лет после смерти Пабло.
Из оставшихся в живых тридцать процентов состояния досталось Жаклин (это 350 млн франков), внукам – по двадцать процентов каждому, детям вне брака – по 10 процентов.
Жаклин, чье здоровье подорвали годы распрей и ожиданий, застрелилась в 1986 году и похоронена рядом с могилой мужа.
Источник: http://qoon.ru/articles/pablo-pikasso/
Жизнь Пабло Пикассо: история гения и донжуана
Биография одного из самых известных и противоречивых людей в истории искусства
Самый известный и влиятельный художник XX века, пионер жанра кубизма и испанский экспатриант Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года.
Родители Пикассо
Пожалуй, самый известный художник, чье до нелепого длинное имя стало нарицательным, родился в октябре 1881 года в городе Малага, Испания. В семье было три ребенка — мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной.
Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Например, он вспоминал, что мать, обнаружив его неординарный талант к вязанию, произнесла слова, которые он запомнил на всю жизнь: «Сынок, если ты пойдешь в солдаты, ты станешь генералом. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой».
Тем не менее, как иронично отмечал художник, «я решил пойти в художники и стал Пабло Пикассо».
© Sputnik / Сергей Пятаков
Репродукция картины «Девочка на шаре» работы Пабло Пикассо
Детство Пикассо
Несмотря на то, что школьная успеваемость Пикассо оставляла желать лучшего, он демонстрировал уникальные навыки в рисовании, и в 13 лет уже мог соревноваться с отцом.
Хосе часто запирал его в комнате с белыми стенами и решетками в качестве наказания за плохую учебу.
Со свойственной ему иронией, Пикассо позже рассказывал, что сидеть в клетке ему доставляло огромное удовольствие: «В камеру я всегда проносил тетрадь и карандаш. Я сидел на скамье и рисовал. Я бы мог там сидеть вечно, сидеть и рисовать.»
Начало творческого пути
Будущая легенда художественного искусства впервые заявила о своей претензии на гениальность, когда семья Пикассо перебралась в Барселону. В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда.
Экзаменаторы были потрясены, когда Пабло за сутки прошел вступительные испытания, рассчитанные на целый месяц. Но вскоре подросток разочаровался в местной системе образования, которая, на его взгляд, «была слишком зациклена на классике».
Пикассо начал прогуливать занятия и бродить по улицам Барселоны, попутно делая наброски зданий. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. В то время все известные деятели искусства собирались в кафе «Четыре Кота», где Пикассо стал завсегдатаем.
Его неподражаемая харизма заработала ему широкий круг связей, и уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.
© Sputnik / В. Громов
Репродукция картины П. Пикассо «Бутылка перно (столик в кафе)»
Кубизм, синий и розовый периоды Пикассо
Отрезок между 1901 и 1904 годами известен как синий период Пикассо. В работах Пабло Пикассо тех времен доминировали мрачные синие тона, и меланхоличные темы, точно отражавшие его душевное состояние — художник пребывал в тяжелой депрессии, которая подписывала его творческие порывы. Этот период ознаменовался двумя выдающимися картинами Старый Гитарист (1903) и Жизнь (1903).
© Sputnik / Алексей Свердлов
Репродукция картины Пабло Пикассо «Нищий с мальчиком»
Во второй половине 1904 года происходит радикальная смена парадигмы его творчества. Полотна розового периода исполнены розовых и красных красок, а цвета в целом гораздо нежнее, тоньше и деликатнее. Архетип розового периода — картина La famille de saltimbanques (1905).
В жанре кубизма Пикассо работал с 1907 года. Это направление отличается использованием геометрических форм, которые дробят реальные объекты на примитивные фигуры.
«Авиньонские девицы» — первая значительная работа кубического периода Пикассо. На этом полотне лица изображенных людей видны одновременно в профиль и в анфас.
В дальнейшем Пикассо придерживался именно такого подхода, продолжая дробить окружающий мир на отдельные атомы.
© Sputnik / А. Свердлов
Картина «Три женщины» художника П. Пикассо
Пикассо и женщины
Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Он был женат дважды, но имел бессчетное количество связей с женщинами самого разного уровня и нравственности.
Сам Пикассо резюмировал свое отношение к женскому полу следующим образом: «Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног».
Неизвестно, связано ли открытое презрение Пикассо к прекрасному полу с тем, что две из семи самых важных женщин художника покончили с собой, а третья умерла на четвертый год совместной жизни.
Неоспоримым фактом остается то, что Пикассо не был привязан ни к одной из десятков или, возможно, сотен любовниц и жен, но активно использовал их, в том числе и финансово. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова.
Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Так, с молодой любовницей Дорой Маар Пикассо познакомился в баре, когда та искромсала свои пальцы в кровавое месиво, пытаясь ножом попадать в промежутки между пальцев.
Это глубоко впечатлило Пикассо, и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.
© Sputnik / Алексей Свердлов
Репродукция картины Пабло Пикассо «Свидание»
Душевные расстройства Пикассо
На протяжении его жизни и даже после смерти, Пикассо приписывали целый букет психических заболеваний. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром.
Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство абсолютного превосходства и уникальности, и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания.
Шизофренический статус Пикассо подвергается серьезным сомнениями со стороны медицинского сообщества, так как не представляется возможным диагностировать по картинам настолько сложное заболевание, но достоверно известно, что Пикассо страдал тяжелой формой дислексии — нарушение способности читать и писать при сохранении нормального интеллекта.
Пабло Пикассо умер в 1973-м в возрасте 91 года.
© Sputnik / РИА Новости
Пабло Пикассо беседует с Марселем Кашеном и Жаком Дюкло
Факты
• Пикассо был крайне суеверным. В последние годы жизни он запрещал своей жене отдавать его обноски их садовнику, опасаясь, что тот случайно смахнет с одежды его гениальность.
• Полное имя — Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо
• Картина Пикассо «Алжирские Женщины» — самая дорогая картина, когда-либо сошедшая с аукциона. В 2015-м ее приобрели за 179 миллионов долларов.
• Пикассо ненавидел водить из страха повредить свои руки. Его роскошным лимузином Hispano-Suiza всегда управлял личный водитель.
• У Пикассо был роман с Коко Шанель. Как вспоминала мадемуазель Шанель, «Пикассо был единственный мужчина во втором тысячелетии, который меня возбуждал.» Однако сам Пикассо опасался ее, и часто жаловался, что Коко была слишком известная и непокорная.
• Про самовлюбленность и астрономическую самооценку Пикассо ходят легенды. Впрочем, некоторые слухи вовсе таковыми и не являются. Легендарный художник однажды сказал другу: «Бог — это тоже художник… как и я. Я — Бог».
Источник: https://sputnik-ossetia.ru/spravka/20171026/5125710/pablo-pikasso-biografia-lichnaya-zhisn.html
Картины Пикассо голубого периода (Picasso)
Работы, созданные Пабло Пикассо между 1901 и 1904, относят к «голубому» периоду, так как в картинах этого периода у Пикассо преобладали акценты синего цвета. Но это далеко не единственная особенность.
В это время молодой Пикассо находит свой собственный художественный язык, впервые ярко проявляется индивидуальность мастера: несмотря на все еще звучащие ноты влияний, мы уже имеем дело с проявлением истинной индивидуальности художника.
В первых картинах, созданных Пикассо в Париже, отмечаются черты импрессионизма, постимпрессионизма, академизма. Сейчас же Пикассо создает нечто принципиально новое. В картинах Пикассо появляется обобщенная трактовка образа.
Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только главное, предельно способствующее раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния. В картинах Пикассо появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к «трехмерности» изображений, стал уходить от классической перспективы.
И постепенно многоцветность уходит с полотен Пикассо, уступая место пронзительному по своему эмоциональному настрою голубому цвету. «Голубой – это цвет всех цветов» — любил говорить Пикассо.
В работах «голубого периода» Пикассо ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. На картинах изображены изнеможенные скорбью и страданием люди . Их бледные, отчасти удлиненные тела в некоторых произведениях напоминают работы испанского художника Эль Греко.
Депрессивные мотивы возникли в творчестве Пикассо после самоубийства его друга – художника Карлоса Касагемаса. Весной 1901 г. Пабло Пикассо второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу.
Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой тот покончил с собой. В то время на него давили горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти… — это и послужило психологической подоплёкой «голубого периода».
Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».
По возращению в Париж из Испании, где он провёл 14 томительных месяцев и где было написано большинство картин «голубого периода» , его новые ощущения, новые интересы, новая муза приводят Пабло к новому рубежу творческого развития. Картины Пикассо приобретают иную окраску.
Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона.
Одним из самых ярким произведений переходного периода от «голубого» к «розовому» считается картина Пикассо «Девочка на шаре».
Смотрите о Пикассо:
PicassoLive.ru Пабло Пикассо онлайн, галерея работ, жизнь и творчество, биография по годам, картины, каталог фото и видео
Автопортрет Пикассо
Автопортрет Пикассо
Склонившийся Арлекин
Трагедия
Старый еврей
Старый гитарист
Жизнь
Аскет
Женщина с шиньоном
Смерть Касагемаса
Портрет Солера
Завтрак слепого
Женщина с вороной
Гладильщица
Гурман
Любительница абсента
Любительница абсента
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/298-picasso.html
Великая любовь Пикассо
«Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». Пабло Пикассо
«Мистерия», «Безумие», «Волшебство» — это первые слова, которые пришли меценатам на ум, когда они попробовали описать творение Пабло Пикассо. Особая аура художника была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Это сочетание, которому женщины не могли сопротивляться.
AdMe.ru публикует для вас историю любви великого живописца.
Пикассо в молодости и старшем возрасте
© allday
Пикассо был потрясающим мужчиной с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Однако многие женщины не могли смириться с характером художника и кончали с собой, либо сходили с ума.
В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу.
Вместо того, чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.
https://www.youtube.com/watch?v=JiMfn7n_65U
В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!». Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.
На личном фронте дела складывались куда лучше.
Женщины всегда обожали Пикассо.
Первая возлюбленная Фернанда Оливье
Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года).
В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники, и где Фернанда Оливье иногда позирует им.
Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.
© img-fotki
Пабло Пикассо, Фернанда Оливье и Хакин Ревентос. Барселона, 1906
Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее.
«Фернанда в черной мантилье», 1905
Как считают исследователи, она была моделью и для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.
Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило по себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился.
Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние.
Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром — кубизм, как комплекс, был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались — Пикассо и Фернанда.
Русская балерина Ольга Хохлова
Настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. История их отношений началась 18 мая 1917 года, когда Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.
© picassolive
Фотопортрет Ольги Хохловой.
© © picassolive
Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже, 1917.
После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась.
Ольга — иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права. Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского.
Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.
«Портрет Ольги в кресле», 1917
После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась.
Ольга — иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.
В июле 1919 года они отправились в Лондон на новую премьеру «Русского балета» — балет «Треуголка» (исп. «El Sombrero de tres Picos», фр. «Le Tricorne»), для которого Пикассо снова создавал костюмы и декорации.
Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Это было время, когда они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях.
4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.
«Обнаженная в красном кресле», 1929
Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.
Мари-Тереза Вальтер
© picassolive
Фотопортрет Мари-Терезы Вальтер.
«Женщина в красном кресле», 1939
В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Мари-Терезе Вальтер. Это был пожар, мистерия, безумие.
Время любви к Мари-Терез Вальтер, было особенным, и в жизни и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения дочери, являются вершиной его творчества.
В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод.
Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах.
Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.
Дора Маар
© picassolive
После рождения ребенка он охладевает к Мари и заводит себе еще одну любовницу — 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мари-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них.
Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками.
Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни. Мари-Тереза вскоре повесилась. А Дора Маар, которая навсегда останется на картине «Плачущая женщина».
Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан.
После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество.
Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.
Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной.
Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу… Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности.
А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.
Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве.
Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем.
Франсуаза Жило
Художник быстро забыл покинутых им любовниц. Вскоре он уже стал встречаться с 21-летней Франсуазой Жило, которая годилась мэтру во внучки. Познакомился с ней в ресторане и тут же пригласил ее… принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.
© timelifeblog
Франсуаза Жило с цветком, Валлорис, 1949
В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. О своем 10-летнем романе с великим художником Франсуаза Жило написала впоследствии книгу «Моя жизнь с Пикассо», по которой затем был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо».
В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Знакомство Франсуазы и Пикассо произошло на профессиональной почве: молодая женщина увлекалась искусством и занималась живописью. Некоторое время она позировала художнику и брала у него уроки. Спустя полгода после знакомства их отношения переросли в роман.
Для отображения образа непокорной возлюбленной Пикассо прибегает к новым для себя техникам, осваивая литографию и гравюру. С появлением в жизни Пикассо Франсуазы в его картины возвращается лирика.
«Женщина-цветок», написанная в 1946 году — это ода женственности и нежности.
С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» — самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».
Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.
Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.
Сильветт Давид
Девушка, которую Пикассо знал как Сильветт Давид на короткий миг, в середине 1950-х годов, стала музой художника.
Он был очень расположен к этой прелестной молодой особе, обладательнице стройной фигуры, милого веснушчатого лица, задорной челки и совершенно роскошного хвоста густых белых волос.
Этот облик девушки Пикассо изобразил в целой серии работ — свыше сорока картин, рисунков и скульптур.
© faz
Фотопортрет Сильветт Давид.
Портрет Сильветт Давид, 1954
Жаклин Рок
Жаклин Рок была с Пикассо на протяжении последних двух десятилетий его жизни. Ее преданность, влюбленность и заботливость покорили художника. Такие качества в женщинах всегда были для него ценны, а в последние годы — просто необходимы.
© picassolive
На протяжении почти 20 лет Жаклин была чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 её портретов — это всё его Жаклин.
По материалам tanjand, picassolive
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/velikaya-lyubov-pikasso-773360/
Пабло Пикассо: картины как иллюстрация жизненного пути :
Если мы зададимся вопросом, кто из художников ХХ века является основоположником и квинтэссенцией современного изобразительного искусства, то ответ напрашивается один — Пабло Пикассо. Картины этого гения являются гордостью ведущих музеев мира. Все полотна мастера – а их несколько десятков тысяч! – знают разве что его биографы.
Время от времени из частных коллекций на лоты аукционов попадают еще неизвестные широкой публике работы художника. Вместе с тем, каждый уважающий себя человек видел (хотя бы в иллюстрациях) «Девочку на шаре», «Бег» и «Гернику». Что ж, давайте расширим свои горизонты и познакомимся поближе с известными полотнами мастера.
Ниже вы увидите фото, демонстрирующие некоторые картины Пабло Пикассо, с названиями которых связан творческий путь художника.
Эволюция собственного стиля
Родившийся в 1881 году Пабло Диего Хосе должен был бы по отцу носить фамилию Руис. Но мальчик с раннего детства хотел отличаться от своего предка-художника. А потому избрал фамилию матери – Пикассо. Талант у юного художника проявился рано.
Когда мальчик достиг семилетнего возраста, отец поручил ему дописывать фрагменты своих картин (например, лапки голубей). Когда Пабло исполнилось тринадцать, он написал натюрморт. Техника исполнения так потрясла отца, что он бросил рисовать. Все средства он тратил на то, чтобы дать сыну самое лучшее образование.
Пабло учился в Барселоне, Мадриде, неоднократно ездил в Париж, где посетил все музеи. В 1902 году его друг совершил суицид. Под впечатлением смерти начался «голубой период» в творчестве Пабло Пикассо. Картины его полны меланхолии. В основном затрагиваются темы смерти, печали.
В этом стиле написаны полотна «Любительница абсента», «Свидание», «Нищий с мальчиком», «Трагедия». В удлиненных пропорциях героев прослеживается влияние Эль Греко.
«Розовый период»
Поселившись на Монмартре, Пабло Пикассо постепенно отходит от грусти и окунается в бурный и гротескный мир цирка и театра. Серо-голубая палитра постепенно сменяется розовой и охристой. Полотно «Девочка на шаре» можно назвать переходным. Оно прославило Пабло Пикассо.
Самые известные картины «розового» периода наполнены странствующими комедиантами, циркачами, гимнастами. Это «Семья акробатов с обезьянкой», «Шут», «Молодой Арлекин». В том же 1904 году художник встретил Фернанду Оливье, которая стала его первой музой. Под конец розового периода Пикассо увлекся античными мотивами.
Так появились полотна «Мальчик, ведущий коня» и «Девочка с козлом».
Африканский период
С 1906 года Пикассо трудился над портретом своей знакомой – Гертруды Стайн. Более семидесяти раз он переписывал картину, и всякий раз был неудовлетворен результатом. На следующий год художник открыл для себя удивительный и магический мир африканских масок и скульптур.
Это послужило толчком к тому, что мастер стал изображать не конкретного человека, а личность как таковую. Африканские веяния оттолкнули от Пабло Пикассо, картины которого были непонятны французским художникам начала ХХ века, многих старых друзей.
Особенно шокировало зрителей полотно «Авиньонские девицы» (1907 год). Из-за этой скандальной картины с Пикассо порвал Матисс. Художник Ж. Брак так высказался об «Авиньонских девицах»: «Складывается такое впечатление, будто нас хотели попотчевать паклей и напоить керосином».
Однако искусствоведы признают, что эта работа стало отправной точкой авангарда.
Кубизм
Это довольно длительный период в творчестве художника. Поэтому его подразделяют на несколько этапов. Первый – так называемый «Сезановский». Пикассо наследует цветовую палитру французского художника. К этому этапу относятся «Бидон и миски», «Женщина с веером». В «аналитическом кубизме» предмет изображен разбитым на несколько фрагментов.
Это портреты Амбруаза Воллара, Фернанды Оливье, Канвейлера. Период «синтетического кубизма» порождает серию натюрмортов. Пабло Пикассо, картины которого теперь представляют по большей части ноты с музыкальными инструментами, курительные трубки, бутылки вина и столовые приборы, делает упор на декоративность и контрастность.
Яркими образчиками этого этапа являются полотна «Натюрморт с плетеным стулом», «Столик в кафе», «Скрипка и гитара». Потом началась Первая мировая война, перевернувшая сознание миллионов.
Художник вернулся к неоклассицизму («Портрет жены Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Портрет сына Поля»), а затем перешел к сюрреализму («Танец», «Женщина с цветком», «Девушка перед зеркалом» и другие).
Пабло Пикассо: самые известные картины
Долорес Ибаррури однажды сказала: «Если бы Пикассо не создал за свою жизнь ничего, кроме «Герники», то и тогда его можно было бы причислить к лучшим художникам своей эпохи». Толчком к созданию картины послужила бомбардировка маленького баскского городка.
В апреле 1937 года немецкая эскадрилья под названием «Кондор», ночью бомбила Гернику. Пабло Пикассо, известные картины которого являются вызовом современным диктаторам, никогда там не бывал. Но весть о гибели Герники подействовала на него, как удар хлыста.
Гигантское полотно в черно-белых тонах было создано за месяц. Техника «кубизм» не скрывала, а только подчеркивала ужас происходящего. Черные и белые краски, словно документальные хроники, фиксируют сцены насилия.
Однажды во время обыска в доме художника нацистский офицер спросил, указывая на фотографию «Герники»: «Это вы сделали?» И на это получил самый прямой ответ. «Нет, это сделали вы!»
Источник: https://www.syl.ru/article/188344/new_pablo-pikasso-kartinyi-kak-illyustratsiya-jiznennogo-puti