Описание картины пьера огюста ренуара «в театре»

Дамы на портретах Ренуара №1

Ренуар.
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ.

(часть первая)
На террасе. (Две сестры.) 1881 г.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste RenoirЭта работа как и некоторые ниже её, относится к всемирно знаменитым работам Ренуара.

Этот двойной портрет, также как и портрет Ирен Кахен (увидите чуть ниже) часто используют для аватара в русском Киберпространстве. Есть и другие работы, которые сделали аватаром.Второе название этой работы —«Две сестры»—по-русски обычно не используют. Поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь.Эту картину нужно описывать.

Но это очень долго.Обратите только внимание на то, что всю яркость красок и восхищение природы, которые создал сам Ренуар, он же сам побил ПЫЛАЮЩИМ БЕРЕТОМ! Берет абсолютно доминирует над местностью, как писали в Сталинские времена о Сталинских соколах—то есть о военно-воздушных силах.

Конечно к берету добавлены там и здесь, и в волосах младшенькой, красные цвета и оттенки. Но всё равно —- сам берет правит бал.Вместе с пылающим беретом, хорошо совмещается и не совсем стандартный взгляд девушки.То есть её портрет —ПОЛУЧИЛСЯ. Хотя не всякому мужчине понравится некоторая напряжённая неясность во взгляде.

Но Ренуар не писал для нас, товарищи мужчины. Ренуар, твёрдо знал, как ИХ нужно писать.

Девушка заплетающая косу.1885 г. (Сюзанна Валадон)Моделью для этого портрета была знаменитая Сюзанна Валадон.Дочка прачки, которая стала известной и очень успешной художницей. И её написали как натурщицу Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега, Пюви де Шаванн и т. д.Я уже описал её в этом журнале, в статье «Эротика»

На всякий случай, даю ссылку.

http://veniamin1.livejournal.com/10829.html

Madame Alphonse Daudet — 1876.
Портрет актрисы Жанны Самари.(1878)Находится в Эрмитаже.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir
Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.Находится в Москве. В Музее Пушкина.Я уже помещал оба портрета этой актрисы. Оба они, как вы видите, живут в России. И по-прежнему я могу сказать только то, что та Жанна, которая живёт в Москве мне нравится больше. Мнения, как говорят в культурных кругах, всегда раздвояются и растрояются.Можно снова обсудить кому какая Жанна по нраву. Давайте поговорим.

Эта актриса, такая привлекательная, прожила всего 33 года.Она выбрала Ренуара, для того чтобы работы Ренуара прославили её в обществе.Чтобы она стала именем, о которых говорят в салонах. Она оглядывалась на пример Сары Бернар. Это всё было сложно. Ренуар много раз написал её на его работах до 1880-81 года. Она есть на его всемирно и оглушительно знаменитой работе «Завтрак Гребцов»

.Нажмите.Жанна стоит в углу направо и её якобы или не якобы, обрабатывает друг Ренуара. Он есть на многих знаменитых работах, включая «Танец в Буживале». Можно посмотреть эту знаменитую работу во всех видах, по той ссылке на пост «Эротика», которую я дал выше.Но Жанна разочаровалась в результате. Поэтому к 1881 г. она оставила Ренуара и перешла к художникам, которые писали в академической манере.

Получилось вот что.

Портрет Жанны Самари. (1879)
Аббема, Луиза (1853-1927) Louise AbbemaИ этот портрет тоже не сделал Жанну сверхзвездой.Эта художница, Аббема, впервые прославиласьзнаменитым портретом именно Сары Бернар. Можно предположить, что именно поэтому её выбрала Жанна Самари.Но дело в том, что практически не приходится сомневаться, что Луиза Аббема была любовницей Сары Бернар. А это совсем другое дело, не так ли?И что в ней нашла Сара Бернар? Если бы вы видели! Синий чулок в очках.Действительно—ЛЮБОВЬ ЗЛА…У Самари были хорошие роли и удачи в театре. Но она хотела блестящей славы.Поэтому, она осталась недовольна и этим портретом.И всё же Жанна была талантлива во многом.Она успела опубликовать успешную и талантливую книжку для детей с прекрасными иллюстрациями знаменитого иллюстратора и эта книга наверное прославила её.

Но в этом же году, очень быстро после публикации, Жанна умерла от брюшного тифа. Ей было 33 года.

Портрет Жюли Мане, 1894Среди той кучки. которая создала импрессионизм, была женщина. Она была в их числе без всякой скидки (по тем временам скидка была бы естественным делом) на то, что она была дама.Это сказал и признал сверхразборчивый Дега, когда он согласился пригласить её выставить работы на первой выставке импрессионистов.Её звали Берта Моризо. Берта была всю жизнь в очень дружеских отношениях с художником Эдуаром Мане.За брата Моне, Эжена, Берта Моризо вышла замуж.Ренуар написал их дочку.

Эта дочь, Жюли, тоже стала художником. И между войнами, в 30-ых, она проводила выставки импрессионистов, которых она знала с самого раннего детства. От неё, от Жюли, отались многолетние, интереснейшие дневники, переведенные на многие языки мира.

Девочка расчёсывающая волосы. 1894г.
Мадемуазель Ирен Кахен 1880 г.
Розовое и голубое.1881г.На этих двух последних портретах—три сестры. Старшая отдельно. А младшие вместе на сдвоенном портрете.Я уже описал эти портреты в посте «Импрессионизм №1 Ренуар, Пьер Огюст(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir»Вот ссылка, если захотите прочесть. Интересно. Рекомендую.
http://veniamin1.livejournal.com/2271.html
На морском берегу. 1883.Алина Шариго. By the Seashore.
На морском берегу. Алина Шариго. 1883.На фоне моря сидит будущая жена Ренуара. Свободные люди, дети гор. Она , Алина Шариго, была уже десять лет любовницей Ренуара, когда он решил, что хочет на ней жениться. Первому мальчику, уже было пять лет.Их сын, великий кинорежиссёр, родился уже на законных основаниях. После того, что папа женился на маме.Это, как вы видите, сладенькая работа. Вторая ещё ничего. Но первая прямо патокой намазана.Ренуар в предыдущем, в 1882 году, вернулся из Италии. И он настолько круто пременился, что практически перестал быть импрессионистом. Он даже отказался от мазка импрессионистов.Потому что он не мог писать кожу так, как он хотел.Он, Ренуар, попал под влияние Италии 16 века. Не он первый. Если откроете ссылку, на пост «Импрессионизм №1 Ренуар, Пьер Огюст(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir»,то там я по-моему написал и поговорил об этом. Только к концу десятилетия, к 1890 году, Ренуар частично, (полностью никогда), вернулся к прежнему стилю.

По крайней мере его НЮ, стали снова оригинальными НЮ Ренуара. Он больше не писал под Рафаэля. Его НЮ 80-х годов, тоска зелёная.

Профиль Сюзанны Валадон.1885

Ренуар,Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-AugusteИ вот снова портрет Валадон.В продолжении этой темы, вы ещё увидите один-другой портрет Сюзанны Валадон.Ренуар писал её много и охотно.Её сын, был ещё талантливее чем мама как художник, хотя он стал АЛКОГОЛИКОМ. Очень много шансов за то, что это был сын Ренуара. Почитайте в ссылке на неё (см. выше) если заинтересуетесь.

Я рассказал об этом.

Шитьё. (1874-1876)
Madame Charles Fray — 1901.
Madame Stora в алжирском платье.1870.
Madame Thurneyssen — 1908.
Madame Victor Chocquet, 1875.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir
Marie Meunier — 1877.
Mademoiselle Demarsy, 1882.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir

Вениамин.

Источник: https://veniamin1.livejournal.com/23582.html

«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете — Дневник живописи

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Читайте также:  Описание картины бориса кустодиева «балаганы»

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На синтиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.

Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться  из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/renuar-zhanna-samari/

Жанна Самари и ее портреты

Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.

А это сама Жанна Самари. Узнаёте?

Феликс Надар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.

Да, кажется, портрет, созданный Ренуаром, довольно далёк от действительности. Вроде бы все черты ее внешности переданы верно – и в то же время складываются в образ гораздо более утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром.

Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром.В 1875 году девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез».

Играла в основном служанок и субреток в спектаклях по пьесам Мольера и была довольно популярна. До замужества она жила недалеко от мастерской Ренуара и часто приходила к нему позировать. Всего Ренуар создал четыре ее портрета.Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны.

Уже через месяц после окончания работы над ним художник решил написать второй портрет, который и стал самым известным. Эта работа принимала участие в выставке и вызвала противоречивые реакции.

Одни зрители, разумеется, знавшие Жанну по её выступлениям в театре, были просто очарованы, другие негодовали: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала». Третий портрет: В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье. Этот образ – настоящей аристократки.

Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г.

Видимо, и Ренуар видел в ней нечто большее, чем обычную земную женщину, — прекрасный и лёгкий образ, который вдохновляет нас и спустя многие десятилетия.

Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879).А этот — Шарля Эмиля Огюста Каролюс-Дюрана (1885).Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.

Читайте также:  Описание картины поля сезанна «яблоки»

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/zhanna-samari-i-ee-portrety/

Ренуар и его модели. Жанна Самари

ngasanova

March 26th, 2013

Ренуар встретил актрису Жанну Самарии (Jeanne Samary) в 1877 году. Историки мскусства предполагают, что Жанна играла значительную рольв жизни художника. Он создал три портрета Самари, и они являются одними из лучших работ Ренуара. Каждые портрет имеет своё своеобразие и даже отличаются они друг от друга и по составу, цвету, размеру.

Бабушка Жанны Самарии, её тети и другие родственницы были актрисами в Комеди Франсез. Ее отец был виолончелистом в оркестре Парижской оперы. Сын деревенского скрипача был в основном известен своими полированными ногтями, о которых он заботился с величайшей тщательностью и мыл руки каждые полчаса.Жюль Бастьен-Лепаж.

Портрет Марии Самари, 1880Сестра Жанны, Мария, сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она пережила своих братьев и сестер и тихо умерла в осажденном Париже во время Первой мировой войны.Старший брат стал скрипачом в оперетте, а позже известным парижским антикваром.Анри де Тулуз-Лотрека. Портрет Генри Самари.

1889Младший брат, Генри, был актером в Комеди Франсез, очень успешным. Но Генри не считал, что он состоялся как актер, и ушел из театра. Работал со своим старшим братом в бизнесе антиквариата. Он затем женился на очаровательной актрисе Джульетт Мили, стал ее импресарио. Умер от перитонита в возрасте 37 лет.

В 14 лет Жанна поступила в театральную школу, а в 18 лет она дебютировала в Комеди Франсез в роли Дорин В. Мольера «Тартюф». Ее слава быстро росла. Жанна была известна не меньше великой Сары Бернар. К концу 1870-х годов имя Огюста Ренуара также стало известно широкой публике. Это был 36-летний стройный человек, вдумчивый и серьезный.Пьер-Огюст Ренуар.

Автопортрет, 1876Ренуар не любил Комеди Франсез, но он часто ходил туда из-за Жанны:

«По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки… По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!»

Сын художника в своих воспоминаниях говорит, что «перед моим отцом никогда не стояло вопроса о женитьбе на Жанне».
Да и сама Жанна Самари говорила – «Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти».
Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1887Весной 1877 года известный фотограф Надар сфотографировал актрису Жанну Самари. Глядя на фото можно сказать, что она была довольно – проста, с тяжелым подбородком, полная фигура, уродливые волосы.Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Шарпантье с детьми. 1878Пьер Огюст Ренуар написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные литераторы, художники, музыканты.Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми — дочерью Жоржеттой и сыном Полем — и большой собакойВозможно, что у мадам Шарпантье Ренуар и познакомился с актрисой. Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге. Вот что он пишет:

«Поговорим о Жанне Самари. Передо мной репродукция, с ее большого портрета. Как обидно, что я не знал ее! В ней воплощен весь театр: тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой… Вечером в чудесном белом

платье и театральном гриме она становилась королевой…»

Ренуар встретил Самари у Шарпантье..Портрет Жанны Самари, 1877Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки.

Поскольку в этом же 1877 году Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.Портрет Жанны Самари, 1877Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски.

Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом.

То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны.

Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.»Портрет актрисы Жанны Самари». 1878 г.В 1878 году Ренуар пишет третий портрет Жанны Самари, где она представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками.

Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.Манера письма Ренуара изменилась, стала более гладкой, краски плавно переходят от одного тона к другому. Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение.

Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ.

Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию. Художник открыл многогранность внутреннего и внешнего облика Самари и этой работой завершил серию ее портретов.

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд,когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания, и великолепной в парадном костюме — на портрете в рост из собрания Эрмитажа.*** Раньше для выхода в свет были необходимы легкие и воздушные платья. Но время идет, мир меняется и, чтоб чувствовать

себя уверено и красиво, можно и леггинсы купить для выхода в свет, вот так.

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/799115.html

Ренуар Пьер Огюст

Ренуар Пьер Огюст

(1841 — 1919)

Глядя на пронизанные солнцем пейзажи, веселые празднества, красивых улыбающихся женщин, доверчивые лица детей на полотнах Ренуара, создается впечатление, что жизнь всегда поворачивалась к художнику только светлой стороной.

А между тем приятие жизни как радости говорит, прежде всего, о мужестве Ренуара, который знал и нищету, и горести, и годы непризнания.

Но даже неизлечимая болезнь, которая скрючила его пальцы, лишая возможности писать красками, не погасила этой радости — он стал заниматься скульптурой.

Источником такого отношения к жизни помимо врожденного дара стало наслаждение, которое испытывал Ренуар работая. Его счастьем была живопись.

Сын портного, Огюст с тринадцати лет начал работать — его пристроили расписывать фарфор. (Хотя Шарль Гуно, пораженный абсолютным слухом мальчика, советовал ему учиться музыке.) Затем будущий художник перешел на роспись вееров, штор и т. д. По вечерам он прилежно посещал Школу рисунка и декоративных искусств.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «голова медузы горгоны»

На заработанные деньги Ренуар поступает в 1862 году в Школу изящных искусств, занимается в мастерской академика Глейра, где знакомится с Моне, Сислеем, Базилем.

Глейр давал ученикам хорошую профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Академии. Подойдя однажды к Ренуару, который, по его мнению, передавал фигуру натурщика недостаточно «идеально», профессор заметил: «Вы пришли заниматься живописью ради удовольствия? — Конечно, — простосердечно ответил ученик, — если бы она не доставляла мне удовольствия, я бы не стал ею заниматься!»

Через два года Ренуар с друзьями навсегда покинул Школу и стал работать самостоятельно. В 1864 году в Салон была принята его картина «Эсмеральда, танцующая с козочкой» (впоследствии уничтоженная самим мастером — он счел ее слишком темной и «академичной»).

Знакомство с Курбе и его влияние чувствуется в произведениях «Харчевня матушки Антонии» (1866, Стокгольм, Национальный музей), «Диана-охотница» (1867, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Лиз с зонтиком» (1867, Эссен, Музей Фолькванг). В эти же годы начинается совместная работа с Моне на берегах Сены на пленэре.

Импрессионизм избавил художника от влияний, он с упоением пишет сверкающую на солнце реку, белые паруса, отражения в воде, цветовые рефлексы — «Купанье на Сене» («Лягушатник») (1869, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «Сена в Аржантее» (1873, Портленд, Музей искусств).

Полотна написаны широким, свободным мазком, чистыми звонкими красками, художник от души отдается «счастью» живописи.

Ренуар — тонкий мастер городского пейзажа. В картине «Понт-Нёф» (1872, Нью-Йорк, частное собрание) живописцу удалось передать особое обаяние древнего города, неброский, изысканный колорит, продуманную окраску зданий, пеструю толпу, высокое небо с легкими облаками и сияющий свет, заливающий все вокруг. Это город людей и для людей.

Ренуара влечет не только пейзаж, но и человек. Великолепна его «Ложа» (1874, Лондон, Институт Курто), изображающая эффектную парижанку в театре. Для кавалера позировал брат художника Эдмон, для дамы — девушка с Монмартра.

Мастер любит писать шумные сборища в маленьких ресторанах на Сене, народные балы, на которых царит беззаботное веселье — «Бал в Мулен де ла Галет» (1876, Париж, Музей Орсэ), где к вину подавались фирменные галеты — откуда и название. Сюда приходили с семьями по воскресеньям и танцевали с трех часов дня до глубокой ночи.

На переднем плане изображены друзья живописца с их подругами, но важны не отдельные персонажи, а стремление передать атмосферу легкости, раскрепощенности, свободы.

Для «Завтрака гребцов» (1881, Вашингтон, Галерея Филлипс) вновь позировали друзья. Слева у стола играет с собачкой миловидная девушка — Алина Шериго, будущая жена художника. «Возле нее спокойно», — говорил мастер. Она родила ему трех талантливых сыновей, последнего Клода (Коко), когда Ренуару было шестьдесят лет.

Любовью, уютом теплого семейного дома веет от портретов Алины с детьми. В отличие от многих импрессионистов человек занимает в творчестве Ренуара гораздо большее место. В прекрасном «Портрете четы Сислей» (1869, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц) художник с особой деликатностью касается такой тонкой материи, как взаимоотношения людей.

Он подчеркивает их духовную близость, бережную рыцарственность мужчины, доверчивую нежность женщины. Нежность — вот слово, которое нередко хочется произнести возле полотен Ренуара, особенно когда он пишет детей, женщин и людей, близких ему по духу.

Портрет четы Сислей красив по цвету, хорошо скомпонован, позы естественны — люди легко и свободно чувствуют себя в пространстве холста.

К лучшим портретам XIX века можно отнести «Портрет Виктора Шоке» (1876, Винтертур, Фонд О.

Рейнхардта), друга художника, коллекционера, экономившего на всем, чтобы покупать Делакруа, Моне, Ренуара и других; скромного, интеллигентного человека, образ которого отмечен редким душевным изяществом.

На полотне запечатлен не только Шоке, но и сам Ренуар — мы чувствуем его незримое присутствие в том, с какой симпатией пишет он друга, предает его обаяние, ясность духа, деликатность.

Особенно хороши добрые глаза, их проникновенный взгляд. Токи взаимной симпатии пронизывают и портрет рано умершей прелестной актрисы Жанны Самари (1877, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Они лучатся в ее синих глазах, нежной, чуть печальной полуулыбке.

Звучные сочетания розовых, голубовато-зеленых тонов помогают в создании образа талантливого, яркого человека.

Рисунок, как и лепка форм здесь свободны, цветовые мазки нередко выходят за границы формы, что придает изображению ощущение дыхания жизни — плечи, руки, овал лица не скованы четким контуром, губы написаны широким мазком и кажутся настолько теплыми и трепетными, будто в любой миг могут шевельнуться от глубокого вздоха или улыбки. Художник писал актрису с воодушевлением и любовью, восхищался ею как актрисой и женщиной: «Что за кожа! Право, она освещает все вокруг… Настоящий солнечный луч», — говорил Ренуар.

Портреты особенно удавались художнику, когда между ним и моделью возникала взаимная симпатия, доверие.

Поэтому так хороши изображения детей с их широко распахнутыми в мир глазами, открытой улыбкой, доверчивостью, радостным приятием жизни, столь близким самому художнику («Девочка с лейкой», 1876, Вашингтон, Национальная галерея искусства; «Госпожа Шарпантье с детьми», 1878, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Ребенок с кнутиком», 1885, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Но, пожалуй, областью, где талант художника раскрывается наиболее вдохновенно, была обнаженная модель. Когда Ренуар пишет тело женщины, он буквально священнодействует. С величайшей бережностью и нежностью кисть, «лаская» формы, наносит мазки на холст, цвет чуть сгущается в углублениях, перламутр кожи насыщен многозвучием рефлексов — чуть голубоватых, розовых, бледно-зеленых. Ренуар воспевает красоту женского тела как высшее творение природы: «Если бы Бог не создал женскую грудь, я, быть может, не стал бы живописцем», — заметил он однажды.

Обнаженные Ренуара дышат одухотворенной чувственностью — отсюда ощущение чистоты и целомудрия. В них нет и следа жеманности, кокетливой двусмысленности, их красота естественна, как красота цветка или плода.

Художник столь боготворит обнаженное тело как некий прекрасный дар природы, что искренне удивляется, когда модель стесняется обнажить грудь — ведь это самое прекрасное, что может женщина явить миру. «Обнаженная» (1876, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина), «Светловолосая обнаженная» (1904—1906, Вена, Музей истории искусства) — модели не похожи на царственных одалисок Энгра, не очень вяжется их облик и с нашим представлением об изящных, стройных француженках.

Живописец поклоняется плоти естественной, не стянутой корсетом, не замученной диетой, как поклонялись первобытные племена женщине — дарительнице самого большого чуда — новой жизни.

Поэтому ему часто позируют служанки, няни его детей, приехавшие из деревни девушки, выросшие среди природы, со здоровым телом, свежей, чистой кожей, — такие, как Габриэль Ренар — няня, служанка, любимая натурщица, член семьи («Габриэль с обнаженной грудью», 1907, Франция, частное собрание).

Творчество Ренуара на протяжении долгого творческого пути менялось. После поездки в Италию, покоренный Рафаэлем, он стал более строг по отношению к рисунку, к более точной передаче форм, контура.

В этот период, прежде чем писать маслом, он делает десятки рисунков, эскизов с натуры — так появились «Большие купальщицы» (1884—1887, Филадельфия, Музей искусств), созданные как бы в соревновании с Энгром и Сезанном.

Однако эта нарочитая четкость рисунка и формы сковывала живописный темперамент мастера, и он вскоре вернулся к «самому себе», помещая модели среди цветов, плодовых деревьев, радуясь родственной близости всего живого (Ода цветам, 1909, Париж, Музей Орсэ).

В начале 1890-х годов творчество Ренуара получает официальное признание, в 1900 году он становится кавалером ордена Почетного легиона. Приходит и богатство. Ухудшается лишь здоровье. Мучительные ревматические боли лишают его возможности писать красками, он переходит на ваяние и с помощью скульптора Гино создает прекрасные скульптуры.

«Произведение искусства, — говорил Ренуар, — должно вас взволновать, захватить, увлечь». «Картина должна быть радостной, красивой, да, красивой! В жизни и так слишком много тяжелого…»

Источник: http://art.batato.ru/renuar-per-ogyust/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector