Описание картины пита мондриана «серое дерево»

Питер Корнелит (Пит) Мондриан (с 1911 г. – Мондриан)

Нидерландский художник-абстракционист, основатель школы неопластицизма. Наряду с Кандинским и Малевичем считается основателем абстрактной и нон-фигуративной живописи.

Ранние годы

Пит Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Нидерланды, в строгой протестантской семье. Его мать часто болела, в связи с чем хозяйством занималась старшая сестра, а отец возглавлял местную школу, однако несмотря на свой пост не мог прокормить свою семью.

Тем не менее, он отнёсся с пониманием к рано проснувшемуся в сыне влечению к живописи и даже сам учил его рисовать. Вместе они изготовляли литографии для кальвинистской церкви. Позже отец позволил Питу уехать учиться на художника и с помощью богатых и влиятельных друзей нашёл ему съёмную комнату и обеспечил финансирование учёбы.

Так, в 1892 году в возрасте 20 лет Пит оказался в Амстердаме. Здесь он поступил в Академию художеств.

Весь 1897 год Мондриан провёл со своими братьями в провинции.

После чудовищного отпуска в компании девушки из художественной школы, он возвратился домой и провёл несколько месяцев (с осени 1898 до лета следующего года) со своими родителями, лечась от пневмонии и восстанавливая здоровье. Юноша замкнулся, однако уединение принесло свои плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка.

В его ранних работах отчётливо видно влияние академической традиции, но в то же время заметен формирующийся личный почерк.

Преподаватель Мондриана, Август Аллебе, рекомендовал студенту изображать моделей в студии так, словно они были персонажами из повседневной жизни, но тот писал людей статичными, нередко использовал линейку. В стилевом отношении ранний Мондриан исключительно консервативен.

Художник использовал обстановку мастерской для имитации старины. Пасторальные пейзажи Винтерсвейка имеют мало общего с абстрактными работами, которые позже принесут ему славу.

В 1898 году Мондриан попытался получить PrixdeRome, самую престижную стипендию в области искусства, но проиграл. В 1899 году он выполнил заказ на роспись потолка в особняке в Амстердаме в стиле нео-рококо.

В 1900 году художник примкнул к радикальной протестантской конгрегации Gereformeerde Kerk. В те времена эта пресвитерианская церковь активно сотрудничала с партией консерваторов.

В 1901 Мондриан вновь попытался получить римскую стипендию, но провалился. Кроме того, жюри написало разгромную рецензию на его работы.

Художника обвинили в недостатке навыков, отсутствии таланта и неспособности изображать людей живыми. Его персонажи и вправду оставались безжизненными и статичными.

Более того, его портреты напоминали фотомонтаж: человеческие фигуры были будто приклеены к фону и не слишком хорошо с ним сочетались.

В 1904-5 гг. Мондриан вновь обосновался в провинции и продолжил писать пейзажи в традиционалистской манере. Рассветы и закаты, пастбища и мельницы стали его основными темами. В этот период художник работал исключительно на пленэре и лишь довершал картины в стенах студии.

В 1905 он посетил ретроспективную выставку Ван Гога в Музее Стеделик. Это оказало заметное влияние на его манеру письма. Следующие два года Мондриан активно пишет контрастные вечерние пейзажи и использует первичные цвета.

Он исследует пространство и цвет, его формы становятся более обобщёнными, художник начинает постепенно двигаться в сторону абстрактного искусства.

Через теософию – к абстракции

В 1909 году Мондриан увлёкся мистицизмом Е.П. Блаватской и вступил в голландское Теософское общество. Он оставался его членом до конца жизни. Теософия (от греч.

«theosophia – знание божественной сущности») и теософская символика оказали влияние на философию его творчества.

Родившееся в России и набиравшее популярность в европейских странах – в особенности в протестантских Нидерландах, Германии и Скандинавии – учение Блаватской уделяло огромное внимание вопросам культуры и искусства.

Как пишет искусствовед Роджер Липси, «вступив в двадцатый век, теософия… стремительно распространялась из страны в страну и на какое-то время сделалась главной альтернативной культурой. Она стала “школой”, к которой обращались художники и мыслители в поисках принципиально иного описания мира и человека».

Под влиянием мистицизма художник взялся за перо и принялся за разработку собственных искусствоведческих теорий. По его мнению, абстракционизм противостоит «грубой примитивной животной натуре человека, однако он плоть от плоти истинной человеческой природы.

К 1911 году Мондриан завершил монументальный триптих «Эволюция», выполненный в явно символистском ключе. Эта живописная работа стала выражением его теософских исканий. На ней изображены три женские фигуры, воплощающие три состояния духа – земной, астральный и божественный, – эволюцию от Материи к Духу. У женщины в центре глаза раскрыты, у других закрыты.

Композиционной основой «Эволюции» является равносторонний треугольник, геометрический символ, считающийся в теософии священным. Согласно теософскому учению, целью и смыслом человеческого существования является эволюция; для Мондриана эволюция была «всем».

В своём письме Рудольфу Штайнеру, создателю антропософии, он заявил, что искусство должно стать выражением этой самой эволюции.

Стоит отметить, что Мондриан очень осторожен, когда апеллирует к теософии, более того, он избегает использования этого слова. Даже в иррациональном он всегда стремился найти некое рациональное зерно, подчёркивая, что его волнует именно художественная сторона.

По мнению критика Карела Блоткампа, «Эволюция» с её простой и очевидной символикой является своеобразным исключением в творчестве художника – и только её можно однозначно назвать теософской.

Нельзя отрицать влияние мистицизма на Мондриана, но и причислять его к теософам было неверно.

1911 год стал важнейшим в карьере Мондриана. Он посетил выставку современного искусства в Амстердаме. На него произвели глубочайшее впечатление кубисты Пикассо и Брак. Художник решил переехать во Францию и в 1912 обосновался в Париже. Чтобы отметить своё перерождение, он сократил свою двойную фамилию до «Мондриана».

Он стал работать в жанре так называемого «высокого кубизма» и пошёл дальше своих предшественников, напрочь отказавшись от изображения предметов или природных элементов. Он не использовал популярных приёмов кубизма вроде ротационного зрения (требующего осмотра картины с разных углов) и отказался от богатой цветовой палитры.

Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. Он занялся повторением уже знакомых ему тем: начатая до знакомства с авангардистами серия картин, изображающих деревья, была продолжена – но теперь в кубистской манере.

Применяя различные методы, Мондриан пытался решить одну и ту же задачу: исследовать и передать при помощи геометрии и «светописи» (так он называл живопись) законы мироздания.

Искусствовед и писатель Павел Балека комментирует одно из его докубистических деревьев следующим образом: «Синее дерево Мондриана (1910) – это скорее выражение человеческой драмы, нежели изменения вида природного объекта: мистерия экзистенциальной метаморфозы, перехода из одной формы в другую – преодоление порога смерти на излёте земной жизни, пройдённой человеком». В работе 1912 года на ту же тематику – «Серое дерево» – художник ушёл от трёхмерности и фигуративности и ограничился ритмичными горизонтальными и вертикальными линиями.

Годы Первой мировой войны Мондриан провёл на родине, однако после вернулся во Францию. В 1915 году произошла судьбоносная встреча с художником и архитектором Тео ван Дусбургом. Они оказались единомышленниками, и их дружба переросла в многолетнее плодотворное сотрудничество.

«De Stijl». Неопластицизм

В 1917 году Дусбург и Мондриан основали группу De Stijl (голл. «стиль») и запустили одноимённый журнал.

В группу помимо основателей вошёл целый ряд нидерландских авангардных художников, дизайнеров, архитекторов и скульпторов, среди которых Барт ван дер Лек, Вильмос Хушер, Геррит Ритвельд, Якобс Йоханнес Ауд, Жорж Вантонгерло и некоторые другие. Позднее к ним примкнули Константин Бранкузи, Эль Лисицкий, Джино Северини и Жан Арп.

Через журнал члены группы транслировали принципы и философию неопластицизма – направления абстракционизма, отторгавшего любые фигуративные элементы и стремящегося, по выражению Мондриана, к «выражению чистой пластики».

Неопластицизм аскетичен и использует минимальное количество цветов: ахроматические, красный, жёлтый и синий. Догматичная палитра объясняется необходимостью «абстрагирования от естественного цвета в первоначальный цвет». Эта идея была позаимствована у философа и математика М.Г.

Шунмакерса, предложившего ограничиться тремя красками в книге «Новый образ мира». Объём и изгибы изгнаны, допускаются лишь базовые геометрические формы – линии и точки.

Мондриан, скрупулёзно разрабатывавший и шлифовавший свою теорию на протяжении всей жизни, призывал отказаться от всех форм выразительности в пользу «чистой» обобщённой формы.

Журнал «Стиль» был оформлен всецело в соответствии с эстетическими принципами группы.

Реклама присутствовала только на внутренней стороне обложки, минималистичные иллюстрации были выполнены в мондриановской цветовой гамме.

Подсчитано, что Мондриан обеспечивал порядка 70 % содержания ранних выпусков журнала. Он наконец-то получил возможность опубликовать все свои теоретические изыскания, начиная с 1909 года.

В 1919 году в Париже был опубликовано сочинение Мондриана «Неопластицизм», где подробно изложены основные тезисы. «Я выстраиваю линии и цветовые сочетания на плоских поверхностях, чтобы вполне осознанно передать общее представление о красоте», – писал Мондриан.

Он верил, что при помощи простейших, но выверенных форм он сможет наиболее точно отразить вселенскую гармонию. Его тщательно продуманные композиции не имеют центра и буквально принуждают зрителя воспринимать картину в целом, не сосредоточиваясь на какой-либо детали или области полотна.

Горизонтальные и вертикальные линии создают впечатление равновесия, но равновесия динамического. Несмотря на эмансипацию цвета в неопластицизме, с точки зрения художника именно форма определяет цвет: чем напряжённее линия, тем интенсивнее оттенок.

Прямая линия сообщает цвету максимальную определённость.

В свою живопись Мондриан закладывал определённое социальное послание. «Прояснение идеи уравновешенности средствами живописи имеет огромное значение для человечества, – утверждал он.

– Визуализация этой идеи должна показать, что, хотя человеческая жизнь в настоящее время обречена на хаос, она, тем не менее, в глубине своей основывается на уравновешенности.

Люди поймут, что со временем уравновешенность и гармония смогут все более и более полно жить в нас».

В 20-е годы имя Мондриана уже у всех на слуху, его картины раскупают американские коллекционеры и попадают на престижные выставки. В 1926 году «Анонимное общество» – американская организация, возглавляемая Кэтрин Дриер, Марселем Дюшаном и Ман Реем – приобретает несколько работ Мондриана и организует выставку в Бруклине.

После «Стиля»

Группа De Stijl распалась в 1931 году. Мондриан ввиду непримиримых разногласий с другими участниками покинул сообщество ещё в 1925.

Он уединился в Париже и вёл аскетичный образ жизни, оставался довольно замкнутым, однако продолжал принимать активное участие в творческой жизни столицы.

В 1929 году он вступил в группу Мишеля Сейфора и Торреса-Гарсиа «Круг и квадрат», в 1931 примкнул к движению «Абстракция – Творчество».

В том же году Мондриан приступил к новой серии полотен, в которой увеличил количество чёрных параллельных полос.

Два года спустя была написана знаменитая «Композиция с жёлтыми линиями», на которой разноцветные линии разной ширины пересекают белый ромб.

Затем последовал цикл «решёток» с плотно сгруппированными пересекающимися линиями (характерная работа этого цикла – «Композиция с красным и синим», 1937).

В 20-е годы благодаря своей деятельности в «Стиле» Мондриан получил довольно широкую известность и признание в художественных кругах, однако это никак не отразилась на его плачевном финансовом состоянии. В 1936 году его фамилия попала в список «бедствующих интеллектуалов», ежегодно составляемый Союзом благотворительных организаций Парижа.

Особенности и противоречия

Мондриан говорил, что единственное гениальное изобретение XX столетия – это скотч (появившийся в 1921 году). С его помощью он и создавал свои знаменитые «решётки», наклеивая тонкие полоски на холст и закрашивая свободное пространство.

При этом он мог трудиться над одной картиной месяцами, применяя математический расчёт и нанося слой за слоем, до тех пор, пока не получал удовлетворяющий его результат. Математика провозглашалась основой эстетического впечатления.

В 1914 году Мондриан заявил о желании сделать абстрактное искусство классическим, сопоставимым с «архитектурой древних дреков». В его записных книжках можно обнаружить воображаемые диалоги со старыми мастерами: «Рембранд, мы идём не в том направлении, не так ли?».

С точки зрения художника, его современники-абстракционисты якобы чересчур увлекались декоративизмом, он же стремился совместить традиции и инновации, сделать так, чтобы абстракционизм выглядел логическим продолжением эволюции живописи.

Дэвид Шапиро полагает, что своими теоретизированиями Мондриан временами загонял себя в угол и обнаруживает у него некоторые противоречия между теорией и практикой.

Так, в период с 1899 по 1910 и позднее, в начале 1920-х, художник создал целый ряд акварелей с изображениями цветов, напоминающих своим сочетанием скрупулёзной детализированности и нейтрального фона ботанические иллюстрации.

«Если состоятельная публика требует натуралистического искусства, то художник может использовать свои навыки, чтобы писать такие картины, но их нужно ясно отличать от самостоятельного творчества», – утверждал Мондриан. Между тем, в его доме имелась стена, на которой он развешивал свои цветочные акварели и которую он показывал только близким друзьям.

Шапиро пишет: «Меня страстно увлекли Мондриановские цветы как пример того, что кажется чувственным в работах, в которых чувственность подавляется».

Дэвид Сильвестр рассматривает акварели художника как способ фокусирования на внутреннем мире, в то время как абстракции адресованы миру внешнему. Мондриановские абстракции парадоксальным образом отмечены влиянием реализма.

Хэл Фостер отмечает, что «остатки референциальности» это именно то, что определяет и обосновывает абстракцию, спасая её от бессмысленности.

Все самые известные портреты Мондриана являются постановочными фотографиями, на которых художник позирует в интерьере своего парижского ателье или нью-йоркской студии.

Британский искусствовед Фред Геттингс описывает мастерские Мондриана следующим образом: «Начиная с самой первой мастерской на улице дю-Депар в Париже, в мастерских Голландии и в последней мастерской на 59-й восточной улице в Нью-Йорке, внутреннее убранство до мелочей повторяло те строгие прямоугольники, которые преобладают в его картинах и которые сделали его знаменитым…

он утверждал, что антикварные вещи, а ими художники любят загромождать своё рабочее пространство, превращая мастерскую в “музей старинного искусства”, в действительности только мешают поддерживать контакт со своим временем».

Мондриан создал образ аскетичного, сурового и беспристрастного аналитика, вероятно, полагая, что именно таким его хотят видеть.

Читайте также:  Описание картины ильи остроухова «первая зелень»

При этом на создания своих наиболее зрелых и важных полотен его вдохновляли джаз – в особенности Луи Армстронг – и фильмы вроде «Серенады солнечной долины».

Но самым наглядным доказательством противоречия между имиджем и сущностью Мондриана является огромная фотография Елены Блаватской, украшавшая стену в одном из его жилищ и висевшая среди монохромных прямоугольников.

Влияние на мировую культуру

В 1938 году Мондриан сбежал от нарастающей фашистской угрозы в Великобританию. В Лондоне он приступил к работе над масштабными композициями «Трафальгарская площадь» и «Площадь согласия».

После начала Второй мировой войны и падения бомбы на соседний дом, художник всерьёз испугался за свою жизнь и принял решение покинуть Европу навсегда. Осенью 1940 года он поселился в Нью-Йорке.

Его работы попали в экспозицию печально известной нацистской выставки «Дегенеративное искусство», что, впрочем, ничуть не расстроило художника – он принял это как похвалу.

В США художника приняли действительно тепло, пресса назвала его «одним из величайших беженцев Европы».

В 1942 году в Галерее Дуденсинг в Нью-Йорке состоялась первая и последняя прижизненная ретроспективная выставка работ Мондриана.

В 1943 году Мондриан написал картину под названием «Победа буги-вуги». Сегодня она считается воплощением неопластицизма и квинтэссенцией фирменного мондриановского стиля.

В этой картине он достиг совершенства несмотря на то, что она осталась незавершённой. «Победа» оказалась самой последней работой художника, в конце 1943-го он попал в больницу с воспалением лёгких.

1 февраля 1944 года он скончался.

Первым музеем, решившим включить работу Мондриана в постоянную экспозицию, оказался Национальный музей Сербии.

В 1965 году выдающийся дизайнер Ив Сен Лоран создал платье, вдохновлённое «Композицией с красным, жёлтым, синим и чёрным», которое принесло ему славу и стало визитной карточкой Модного дома.

Сегодня Мондриан единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства наряду с Кандинским и Малевичем. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды дизайна, типографию, архитектуру.

Источник: http://sovremennoe-iskusstvo.ru/hudozhniki/pit-mondrian

Известные картины Пита Мондриана

Подборка знаменитых картин современного художника.

Пит Мондриан (1872–1944) — голландский живописец, известный своим вкладом в развитие абстрактного искусства. В своих произведениях он использовал прямые линии, три основных цвета и оттенки черного и белого. Родоначальник неопластицизма начинал свой творческий путь, экспериментируя с кубизмом.

Работы Мондриана

Красное дерево (1908–1910)

Это самая важная работа художника в рамках движения «луминизм», а также лучшее произведение из серии, посвященной деревьям. В ней замечателен баланс между контрастными оттенками красного и синего цветов, за счет чего создается ощущение равновесия.

Серое дерево (1912)

Изображение тонкого дерева овальной формы воспроизводит идеи кубизма и прекрасно иллюстрирует развитие творческого видения мастера.

Волнолом и океан (1915)

Окончательным шагом на пути к чистой абстракции является серия работ «Пирс и океан», созданная под влиянием кубизма, в том числе, работ Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Это произведение, известное также как «Композиция №10», является яркой кульминацией серии.

Красный, желтый, синий и черный (1921)

В большей мере Мондриан известен трудами в стиле «неопластицизм». Форма абстрактного искусства, отличающаяся от популярных тогда кубизма и футуризма, родилась к началу 1920-х годов. В данной работе, ставшей одной из первых в новом направлении, доминирующий блок красного цвета уравновешивается небольшими блоками других цветов.

Серый ромб с четырьмя линиями (1926)

В середине 1920-х годов Мондриан создает картины с ромбами, чтобы выразить более динамичный ритм в своих работах. Эта картина, основанная на четырех линиях различной толщины, является одной из самых минималистских работ художника.

Красный-синий-желтый (1930)

Данная работа создавалась Мондрианом в момент наивысшей точки развития созданного стиля. В отличие от некоторых дефектных работ и ряда экспериментальных произведений, этот шедевр демонстрирует удивительную чистоту и трезвость.

Композиция с красным, желтым и синим (1942)

Считается, что эта композиция гипнотизирует любителей изобразительного искусства своей уникальной свежестью и уровнем абстракции.

Нью-Йорк, я (1942)

В связи с началом Второй мировой войны художник переехал в Нью-Йорк, что повлияло на его дальнейшее творчество. Американский период продолжался до конца жизни художника, он характеризуется новыми приемами. «Нью-Йорк, я» является одним из самых известных шедевров позднего этапа карьеры Мондриана.

Бродвей буги-вуги (1942–1943)

Вероятно, самая известная картина Мондриана была вдохновлена городским пейзажем Манхэттена и музыкой буги-вуги, которую художник любил. Картина знаменует собой кульминацию всех стилистических инноваций Пита и является знаковой работой для абстрактного геометрического искусства.

Победа буги-вуги (1944)

Это последняя работа Пита Мондриана, незаконченная в связи со смертью художника. Хотя работы Мондриана 1920-х и 1930-х годов отличает академическая строгость, это произведение выглядит ярким, живым и ритмичным. Это объясняется тем, что вдохновение при работе художник черпал из музыки. «Победа буги-вуги» создавалась в ожидании окончания Второй мировой войны.

 Загрузка …

Источник: https://artrue.ru/style/abstract/izvestnye-kartiny-pita-mondriana.html

Пит Мондриан – биография и картины художника в жанре Неопластицизм – Art Challenge

Пиитер Корнелис (Пит) Мондриа?н (7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

https://www.youtube.com/watch?v=PTlNTUVye34

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал.

Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 — в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий.

Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым.

Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания.

Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/80.html

Пит Мондриан. Линия/Выставки в Европе/Выставки

Аннотация название выставки: «Пит Мондриан. Линия»
время проведения: 04.09.2015—06.12.2015
место проведения: музей Мартин-Гропиус-Бау, Niederkirchnerstrasse, 7, Берлин, Германия
сайт выставки: http://www.berlinerfestspiele.de

С 4сентября по 6декабря в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау проходит выставка ключевых работ одного из основоположников абстрактной живописи-нидерландского художника Пита Мондриана. Выставка проводится при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Берлине. Это первая большая экспозиция из 50картин и рисунков Мондриана в Берлине после выставки в 1968г.

Пит Мондриан-один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, чьё искусство во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

Пит Мондриан. Автопортрет

Пит Мондриан и его «искусство чистой пластики»

XXв, предложив людям огромный объём информации через электронные средства связи, изменил количество, форму и содержание социальных контактов. Интеграционные процессы способствовали становлению общечеловеческой культуры на единых основаниях.

Сложение этих факторов привело к изменению культурно-ценностной ориентации человека и формированию новых потребностей и культурных стереотипов.

Эти изменения происходили в рамках массовой культуры, социальная функция которой состояла в регулировании поведения людей и приведении к единообразию их духовной жизни.

Сложность развития художественной культуры XXв состояла в том, что художественная деятельность адаптировалась в экономической, политической, технической и духовной сферах общественной жизни, которые предъявляли к ней требования в соответствии со своими интересами, стимулируя таким образом её разнонаправленное развитие.

«Красный узел» В. Кандинский, 1936г.

Искусство XXв характеризуется распадом художественной культуры на множество самостоятельных направлений и школ, с их активными поисками новых средств художественной выразительности и смелыми экспериментами с формой, цветом и композицией.

Все авангардистские явления: направления, течения и школы, порвавшие с реалистической традицией и считающие эксперимент основой творческого метода, объединяет направление «модерн».

Наиболее крайней школой модернизма стал абстракционизм, который ещё называют беспредметным искусством.

«Мельница в сумерках» Пит Мондриан. 1905г.

Появление абстракции стало закономерным итогом фундаментальных перемен в духовной и художественной жизни XXв, которые способствовали переосмыслению формирующих принципов европейского изобразительного искусства. Абстракционизм как направление возник в нескольких европейских странах в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма и футуризма.

Основоположниками и вдохновителями абстракционизма считаются художники В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Ф.Купка и Р.Делоне. Модерн-это явление с многоярусной иерархией, где каждый достаточно крупный феномен авангардного искусства, утверждался посредством деклараций, манифестов и многочисленных текстов.

Художники-абстракционисты в своих разных по целям теоретических трудах и программных заявлениях определили объединяющий их тезис: абстракционизм, как высшая ступень изобразительного творчества, создаёт формы, присущие только искусству.

«Освобождённое» от копирования действительности искусство, абстракционисты превратили в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания.

«Серое дерево» Пит Мондриан. 1911г.

В пространстве стиля сразу же наметились две основные линии: лирико-эмоциональная абстракция и геометрическая или логическая. Лирико-эмоциональная абстракция (композиция образуется из свободно текущих форм и ритмов) представлена в творчестве В.Кандинского, мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма и информального искусства. Геометрическая абстракция нашла воплощение в супрематизме К.

Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне и в творчестве мастеров постживописной абстракции. В основе геометрической абстракции лежит выразительность прямых и ломаных линий, простых геометрических элементов и плоскостей чистого цвета. Особенно ярко геометрический абстракционизм проявился в 1910-1930-х годах в ряде европейских стран. После эмиграции художников-модернистов (Х.

Хофмана, Д.Альберса, Д.Грэхема и П.Мондриана) в Америку во время II мировой войны, геометрический абстракционизм был принят американскими живописцами и к 1940-1950годам уже имел множество разноплановых последователей, хотя и уступал в популярности абстрактному экспрессионизму.

Примером самой бескомпромиссной и строгой геометрической абстракции в живописи XXв служат произведения Пита Мондриана.

https://www.youtube.com/watch?v=GK9eZ0Zz4lw

Триптих «Эволюция» Пит Мондриан. 1911г. На картине показаны «три этапа познания», что отражает религиозные взгляды художника того периода.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (1872-1944) родился 7марта 1872г в семье директора школы небольшого голландского городка Амерсфорте. Первые уроки рисования Пит получил у отца и дяди.

Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительного искусства (1892-1897). Во время учёбы в академии Мондриан писал много портретов на заказ ради денег.

Своё отвращение к этому жанру, который начинающий художник не признавал и считал «ерундой», он выразил в том, что расстрелял собственный автопортрет. В это время увлечением Мондриана были пейзажи и натюрморты, которые он выполнял в манере старых голландских мастеров.

Позже Мондриан отошёл от традиций реалистического пейзажа, и его кратковременное увлечение импрессионизмом в, так называемых, «вечерних пейзажах» принесло ему известность. В 1911г Мондриан принял участие в амстердамской Международной выставке современных художников, где были представлены работы П.

Пикассо, А.Дерена и Ж.Брака. Интерес к работам кубистов побудил Мондриана к экспериментам в этом жанре: художник начал упрощать формы и, по-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, стремился добиться впечатления структурной ясности.

«Большая композиция» Пит Мондриан. 1919г.

Постепенно из работ Мондриана исчез сюжет, узнаваемость, пространственная глубина и реальная форма. Годы I мировой войны художник провёл на родине в Голландии. В 1917г Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883-1931) стал одним из основателей группы «Стиль»-объединения художников и архитекторов.

Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Последователи Мондриана и Дусбурга объединились вокруг авангардного журнала, названного по имени группы-«Стиль». В первом номере журнала Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи», в которой впервые появился термин «неопластицизм».

«Композиция с Красным, Жёлтым, Синим и Чёрным» Пит Мондриан. 1921г.

Читайте также:  Описание картины бориса кустодиева «балаганы»

Ещё в 1914г, создавая свои первые беспредметные работы, Мондриан выразил уверенность: «Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта».

Во всех своих теоретических работах Мондриан отстаивал своё убеждение, что в реальном мире присутствуют незримые, но невероятно сильные духовные энергии, которые можно выразить только с помощью простых геометрических форм: «Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она-противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно». Результатом многолетних творческих поисков собственного художественного почерка стала теория «искусства чистой пластики», изложенная художником в трактате «Неопластицизм». Мондриан писал; «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных». Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета, посредством которых Мондриан воспроизводил истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, выражая таким образом идею универсальной гармонии.

«Площадь Согласия» Пит Мондриан. 1938г.

Мондриан придерживался строгих правил в построении композиции (его культом было равновесие вертикальных и горизонтальных линий) и порвал с журналом «Стиль», когда Дусбург предложил в качестве нового компонента выразительного языка угол в 45градусов.

В сентябре 1938г, предчувствуя войну, Мондриан уехал в Лондон, где создал крупномасштабные композиции со множеством линий («Трафальгарская площадь», 1939-1943 и «Площадь Согласия», 1938-1843). Эти работы художник завершил уже в Нью-Йорке, куда эмигрировал в 1940г, спасаясь от бомбардировок Лондона.

Америка приняла Мондриана радушно: пресса назвала художника «одним из величайших беженцев из Европы» и уже в 1942 и 1943гг прошли его две персональные выставки в галерее Дьюденсинг. В этот период художник создал произведения, которые строились в ритме синкопы-.

танца, в честь которого они названы: для передачи ритма в переплетениях решётки появились небольшие квадраты, множащиеся на линиях («Нью-Йорк сити», «Бродвей. Буги-вуги», «Победа буги-вуги»).

«Бродвей. Буги-вуги» Пит Мондриан. 1942-1943гг.

Первого февраля Мондриан умер от пневмонии в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище в Бруклине.

Творчество Пита Мондриана вызывает глубокое уважение: он наполнил новым смыслом назначение высокого искусства, определив его ведущую роль в преодолении духовного кризиса современного общества: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа-точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения». Живописное и теоретическое наследие Пита Мондриана во многом определило эстетические и художественные принципы XXвека и повлияло на развитие архитектуры, моды и дизайна. В честь Мондриана назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evrope/Pit-Mondrian-Liniya.aspx?ID=2934

Пит Мондриан. Ethica more geometrico demonstrata*

Как мы все хорошо знаем, Мондриан (1872-1944) был одним из трех создателей первоначальных систем абстракционизма. Остальные двое – Малевич и Кандинский.

Иногда к ним добавляют еще Робера Делоне, но это обременяет стройность трехчленной, освященной традицией, конструкции огорчительным довеском, несущим с собой прискорбную расхлябанность всяческой асимметрии и необязательности, а с ней и хаос, который так не любил Мондриан. Ну его, Делоне, пусть будут трое.

Вкратце, сведенная, опять же, к лаконичной схеме, которую так любил Мондриан, творческая биография Мондриана выглядит так: первоначально он был вполне традиционный художник, который со временем свихнулся на почве эзотерики и Великой Миссии искусства и стал красить картинки с разноцветными прямоугольниками, с помощью которых и хотел переделать мир к лучшему. Нормальная судьба выдающегося представителя раннего авангардизма. Теперь в эту так любимую Мондрианом схему я внесу несколько обременительных, конкретных, позорных, случайных акциденций, которые Мондриан так не любил, но которые так украшают и позволяют расшифровать субстанцию, которую он как раз любил.

Мондриан – тогда еще Питер Корнелис, Питом Мондрианом он по неизвестной мне и неинтересной причине стал в 1911-м году, родился в оголтело протестантской семье кальвинистского толка. Папа его был столь безнадежен в этом деле, что даже преподавал кальвинизм в специальной школе. Детям.

Из своего счастливого кальвинистского детства Мондриан вынес все главные кальвинистские субстанции/ценности: трудолюбие, скромность, умеренность, любовь к Богу, дисциплину, порядок и склонность к ортодоксии. Секретам художественного мастерства обучался сначала у своего дядьки Ф.

Мондриана (тоже, наверное, кальвиниста), потом – в Академии художеств в Амстердаме.

Выйдя на самостоятельную дорогу, он стал искать вдохновение в неброской красоте родной сторонки и слонялся с этюдником по окрестностям Амстердама, Брабанту и Зеландии. Диапазон его исканий включал в себя модерн – видите эту изысканную сетку веток?

Сельская церковь

Банальный реализм с некоторой долей символизма.

Мельница в сумерках

Что-то похожее на поздний северный импрессионизм.

Ветряные мельницы в солнечном свете

И экспрессионизм.

Лес возле Оеле

В 1909-м году у Мондриана случилась эзотерическая интоксикация на почве увлеченности учениями Штайнера и Блаватской, и он вступил в голландское теософское общество. Набор тео-, антропософских и пантеистических идей удачно уложился в его голове рядом с ранее усвоенным кальвинизмом, и Мондриан полностью ушел в символизм.

Амариллис

Главная же его работа этого периода – вот эта.

Эволюция 11

Тут все безнадежно. Про три этапа познания это. Левая часть – физическое тело человека, правая – астральное. Первое тело через второе устремляется к божественному озарению – а куда еще? – это центральная часть.

Ну и символика тут соответствующая, очень оккультная. Да, еще у него в это время все чаще появляется мотив сочетания прямо-таки фаллической вертикали в сочетании с пассивной горизонталью.

Тут ничего неприличного нет, просто Мондриан стал работать с этими субстанциональными категориями – мужское/женское.

Церковная башня в Домбурге

Неизвестно, чем бы кончилось дело, но в 1911-м году он увидел на выставке в Амстердаме работы Пикассо и Брака, относящиеся к аналитическому кубизму, и погиб.

Он совершенно отчетливо понял, что искать Абсолют – а он Абсолют-то как раз и искал – гораздо лучше при помощи кубизма, а не символизма.

Иными словами, в этом месте чувак четко прочухал, что всякую эзотерическую байду до ценителей прекрасного лучше доносить языком аналитического кубизма, нежели облекать их в достаточно отстойную уже гармонию символизма.

Натюрморт с кувшином и имбирем II

Конечно, кубизм понравился Мондриану не своими кунштюками типа разложения объема на плоскости или там множественностью точек зрения, а тем, что он обнажал структуру предмета и показывал таким образом неизменные его качества. Субстанцию, грубо говоря.

Кроме того, кубизм был рационален в отличие от цветистого, эмоционального и многословного символизма. А рационализм как инструмент поиска Абсолюта Мондриан уважал в силу приобретенного в кальвинистском детстве духовного наследия.

В общем, Мондриан собрал вещи, поехал в Париж и сделался там кубистом.

Но кубистом каким-то отдельным. Дальнейшая эволюция этого почтенного направления его интересовала мало, синтетический кубизм и уж, конечно, рококо-кубизм оставили его равнодушными.

Он упорно занимался редукцией реальности, последовательно убирая из работы всё вертляво-акцидентальное, оставляя там крепкое субстанциональное.

Субстанциональное все больше выглядело как горизонтальное/вертикальное, раскрашенное в крайне немногочисленные цвета.

Композиция с овальными и цветными плоскостями II

В 1914-м году в родной Голландии заболел папа-кальвинист, и Мондриан уехал туда сидеть у его постели. Пока папа бюллетенил, дай Бог ему такого здоровья, какое мы желаем себе, грянула война. В силу геополитической обстановки Франция оказалась для Мондриана недоступна, и он всю войну просидел дома.

За это время он сошелся с Тео ван Дусбургом, создал вместе с ним журнал «Де Стиль» и одноименную творческую группу, пообщался с местными философскими и математическими светилами, сдвинутыми на нумерологии и прочей мистике, и сильно продвинулся в своем творчестве в поисках Абсолюта и беспощадной редукции всего остального – а что еще в Голландии делать во время войны? Тоскливо там.

Работы Мондриана становились все менее информативными в смысле простых и незатейливых сообщений об окружающей среде и все дальше уходили от реальности в том самом банальном смысле, в каком мы это слово употребляем.

Тут самое время предаться любимой искусствоведческой забаве, при помощи которой специалисты по его творчеству демонстрируют эволюцию этого самого творчества. Мондриан очень любил дерево как богатый эзотерический символ и нарисовал его много.

Вот дерево 1909-го года.

Красное дерево

1912-го.

Серое дерево

Опять 1912-го, но позже.

Цветущее дерево

1914-й.

Деревья II

Снова 1914-й, позже, и это видно.

Композиция VIII

Я не нашел более поздних деревьев, выполненных, скажем, в стиле «плюс-минус», как его называют опытные мондриановеды. Может, их и нет уже. Сам же стиль такой. Это уже 1915-й год.

Пирс 10

Пирс тут угадывается в этой неброской группе вертикалей внизу, в середине. А дальше – волны, волны… Самое интересное, что, пишучи такие вот картинки, Мондриан продолжал честно ходить на пленэр. Т.е.

он делал нормальный набросок, совсем как настоящий художник, потом приходил в студию и постепенно выбрасывал из зафиксированного мотива все ненужное. Как Микеланджело – я беру кусок камня и отсекаю все лишнее.

Эта работа напоминала как раз ту многолетнюю и мучительную эволюцию дерева. Изображения дерева, понятное дело.

И вот, в 1917-м году случилось непоправимое. Я про Мондриана, понятное дело. Накалякал он вот эту работу.

Композиция с линиями

Ну что ж, накалякал и накалякал. Ему виднее. А только это была первая работа, для которой Мондриан не делал никаких этюдов. Вот не стал, и все. Бросил.

Отныне никаких заигрываний, рукопожатий и объятий у него с реальностью не было.

Раньше он искал абстрактный Абсолют в конкретной действительности, сводя все ее сложное многообразие к неслыханной простоте, отныне же Абсолют стал искаться в абстрактном изначально. Или изображаться изначально абстрактно.

После войны Мондриан опять уехал в Париж** и сразу принялся за работу. Работы его начинают походить на его классические, всем известные, работы.

Композиция с серыми линиями

Композиция: светлые цветные плоскости с серыми контурами

Правда, цвета еще не те, цвета еще немаркие. Но Мондриан продолжает упорно работать и, наконец, в 1921-м году появляется первое настоящее, полностью соответствующее мондриановой концепции произведение.

Композиция №1

Вот теперь о концепции пойдет речь. Концепция у Мондриана простая – средствами живописи, т.е. масляными красками на холсте, изобразить Абсолют. Ну, представьте себе Абсолют. Представили? Вот, ничего сложного.

Абсолют ему зачем понадобился? Многие без него живут, и ничего. Вот зачем. Обозревая пристальным взглядом окружающий мир, он понял, что мир – плох.

Воспринятое и переработанное Мондрианом богатое духовное наследие, включающее в себя христианство в кальвинистской интерпретации, Штайнера, Блаватскую и голландскую мистическую математику, позволяло ему сделать единственный вывод, почему так получилось с миром.

Просто люди слишком глубоко погружены в сиюминутное, видимое, изменчивое, материальное, несущественное, индивидуальное, субъективное, короче, в акцидентальное, гори оно огнем, уже надоело это слово. А главного-то, субстанции-то, Абсолюта, не видят. Если им его показать, и мир станет лучше.

Композиция с красным, желтым и синим

Абсолют, понятное дело, никто не видел. Но он где-то здесь, во всем, что нас окружает.

К нему можно приближаться постепенно, сужая круги, лишая изображение всего случайного, изменчивого, субъективного и необязательного, ибо миметическая живопись, заполненная всем этим, катастрофически искажает суть мира.

Это Мондриан делал, пока еще использовал этюдник и держал себя в руках.

Потом, когда он скатился в болото совершенно пещерного абстракционизма, он сразу стал изображать неизобразимое, некие объективные мыслимые конструкты, понятия, категории, не прибегая при этом к символистской иносказательности, а честно используя язык этого самого абстракционизма, который он назвал неопластицизмом. Понятное дело, что этот Абсолют должен быть предельно гармоничен и лаконичен. К чему, собственно, язык неопластицизма и стремился.

Подпись: Композиция с красным, желтым и синим

Этот язык состоит из того минимального количества неразложимых далее элементов, которое необходимо, с точки зрения Мондриана, для того, что коммуникация все-таки сохранялась. Это три основных цвета спектра: красный, желтый, синий; три не-цвета, как он их называл: белый, серый и черный, и две прямых: вертикаль и горизонталь.

Цвета и линии тут символически нагружены, не-цвета – просто пустоты, провалы пространства. Из работы максимально изгоняется всяческая субъективность – все линии абсолютно ровные, все цветовые и не-цветовые поля – это чертежная заливка.

Все эти элементы не являются чем-то живописным, они – абстракции, что-то вроде философских категорий, просто выражены не словами, а краской. При этом их существование на холсте организуется по принципу гармонии, т.е. визуальная сторона дела сохраняется.

Гармония эта строится на сосуществовании оппозиций: горизонталь-вертикаль, цвет-не-цвет; на ритме прямоугольников и линий; на величине прямоугольников и толщине линий. И еще одной оппозиции – субъективное-объективное.

Объективное тут – набор элементов и законы их существования, субъективное – способ их конкретной организации в рамках конкретной работы. Субъективное как способ выразить и достичь Абсолюта, а не как разнузданную творческую свободу всяческих прежних художников и людей вообще, Мондриан уважал.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «расщепление атома»

Композиция с красным, желтым и синим

Такие картинки – это не только свидетельство об Абсолюте, это визуализированные принципы правильного устройства мира, инструкция такая.

Их созерцание должно было дать мирянам правильное направление мысли, а с ним должно было состояться и правильное изменение этого мира. Т.е. все их функции полностью совпадают с функциями икон.

Собственно, понимающие люди так их и называли – иконоборческие иконы.

Совершенно очевидно, что при всем радикализме идей своих Мондриан остался все-таки одной ногой в традиционном искусстве. Этим он напоминает Кандинского. Мондриан тоже верит в преобразующую силу искусства и гармонии, как в нее верил, допустим, модерн.

Он тоже не подвергает сомнению существование картины, и видит в ней наилучший способ выразить все, чего ждет страждущее человечество. Степенью же радикализма своей утопии он Кандинского совсем не напоминает, как и Малевича.

Нет у него их масштабности, эсхатологичности, предчувствия и даже желания Апокалипсиса. Утопия у него достигается постепенно, европейским эволюционным путем, в отличие от наших, предпочитавших в искусстве бунт.

А вот гордиться нам тут нечем, мы, со своей радикальностью и размашистостью, из всех эсхатологических этапов только Апокалипсис и освоили.

Бонус

Подпись: Композиция А

Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим

Композиция с цветными плоскостями

Тео ван Дусбург. Counter composition XIII

Известная история, как ван Дусбург в 1925-м году предложил для большей динамичности использовать диагонали. Мондриан тут же прервал всякие отношения с группой «Де Стиль» – это ведь была даже не ересь, это вероотступничество! Ну, сами видите.

Композиция с красным, серым, голубым, желтым и черным

Такой формат никак не должен расцениваться как уступка ван Дусбургу. Работы Мондриана принципиально не замкнуты, они предполагают продолжение во все стороны. Формат же их – это как движущаяся рамка, и ее форма не принципиальна. Внутри же нее никаких диагоналей нет.

Картина-поэма

Здесь Мондриан вписал в картину текст Мишеля Сёфора. Предвосхитил, так сказать, будущую судьбу своего искусства, колоссально повлиявшего на дизайн. И на архитектуру. А еще без Мондриана под вопросом остается появление минимализма и оп-арта. Ну, т.е. они бы, конечно, появились, но были бы другими.

Победа буги-вуги

Последняя, неоконченная работа. По ней хорошо видно, что Мондриан не тупо повторял одно и то же, а развивался. Черных линий нет, на их месте линии, состоящие из мелких прямоугольников, окрашенных в основные цвета. А это ведь в системе Мондриана целый переворот.

Ив Сен-Лоран. Платье

Ну вот. Неопластицизм – в массы.

Композиция с сеткой

* Полное название одноименного (намеренная тавтология) трактата Спинозы. С латыньского переводится так: «Этика, изложенная геометрическим способом». У него там не только про этику. В основном про онтологию, субстанцию и прочую философскую требуху. И про человека во всем этом. Впрочем, я его не читал.

** Выздоровел ли папа или как, не знаю.

Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2014/09/8/114722.phtml

Мондриан Питер

Мондриан Пит (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet) (1872-1944), голландский художник. 

Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. 

Родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле.

В 1911 он познакомился с кубистами, и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника.

Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. 

В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков. 

Пит Мондриан в своём ателье в Париже

В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти, и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж.

К этому времени он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен.

Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников. 

В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал “Де Стиль” и группу с таким же названием.

Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом.

В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра. 

К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл “чистой пластической реальностью”. 

Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей

В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк; двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка.

В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда.

В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма. 

Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944.

Его произведения оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер.

Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку “Де Стиль”, так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

История жизни Питера Мондриана

Мондриан – основоположник и вдохновитель течения, названного «неопластицизмом». 

Питер Корнелис Мондриан родился в Амерсфорте 7 марта 1872 года в семье со строгими кальвинистскими убеждениями. Учился Питер в амстердамской Академии художеств. Первыми работами были пейзажи, написанные в традиции голландской школы («Лесной ручей», 1888).

Но не академические опыты, такие, как «Натюрморт с рыбой» (1893), принесли известность молодому художнику, а так называемые вечерние пейзажи.

В сумерках, в лучах закатного солнца Голландия – ее дюны, деревья, ветряные мельницы – предстает загадочно-поэтической («Вечер на берегу Гейна», 1906).

В многочисленных рисунках Модриана, в пейзажах этого периода можно обнаружить ритмы и цветовые аккорды, преследующие пластические цели. Один из первых критиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков». 

Композиция с красным, синим и жёлтым. 1930 г

Пейзажи, написанные после 1907 года, знаменуют собой поворот к кубизму и абстракции «Красное дерево» (1908), «Серое дерево» (1912), «Яблоня в цвету» (1912). «Натюрморт с горшком имбиря» (1912) уже в полном смысле слова кубистическое произведение. Одна из наиболее крупных работ первого парижского периода Мондриана – «Композиция № 9», называемая также «Голубой фасад». 

Начиная с 1908 года, под влиянием Яна Торопа и Слейтерса, Мондриан испробовал приемы дивизионизма, однако эти работы несли на себе также отпечаток фовизма и символизма – «Маяк в Весткапелле», «Церковь в Домбурге» (1914), виды пляжа и дюн

Сам художник писал о том времени:

«Первое, что мне следовало изменить в своей живописи, – это цвет. Чувствуя, что натурные цвета не могут быть воссозданы на холсте, я заменил их чистыми цветами. Во время этого периода экспериментов я впервые поехал в Париж.

Это было около 1910 года, в самом начале кубизма. Несмотря на восхищение Матиссом, Донгеном и другими фовистами, меня сразу же привлекли кубисты, особенно Пикассо и Леже, художники, близкие к абстракции.

У меня ощущение, что только кубисты нашли верную дорогу». 

«Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями», 1918 год

В 1911 году в Амстердаме вместе с Пикассо, Дереном, Браком Мондриан принял участие в Международной выставке современных художников. Знакомство с работами кубистов повлияло на его творчество Мондриан также экспериментирует с формами, упрощает их. 

Обосновавшись в Париже, художник выставил работы в Салоне Независимых. Период с 1912 по 1914 год связан у Мондриана с программой кубистов, которую он перерабатывает в более последовательный геометрический стиль, переходящий в простое черчение на плоскости. 

Красное дерево

В 1913 году он пишет первые абстрактные полотна, являющиеся логическим продолжением его кубистских произведений.

«Постепенно из его работ исчез даже намек на реальную форму. Композиции серии «Море» (1914) по сути своей уже абстрактны, – пишет Н. Геташвили. – Впечатления от бликов света на колеблющейся поверхности моря художник выразил чередованием горизонтальных и вертикальных штрихов, иногда крестообразно пересекающихся». 

Маяк в Весткапелле

Во время Первой мировой войны Мондриан вернулся в Голландию, где вместе с другими художниками основал журнал «Стиль», первый номер которого появился в 1917 году.

Здесь Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» – так появился термин «неопластицизм». В группу его последователей вошли Тео ван Дусбург, Б. ван дер Лек, ван Монгерлоо, Уилс и другие.

Характерно участие в этой группе архитекторов. С точки зрения идей группа была воздействием теософии и платонизма Схунмакера.

«Новое творчество осваивает и раскрывает истины, обнаруженные наукой, – говорил Мондриан, – а именно понимание того, что время и субъективное восприятие прячут настоящую реальность…» 

Художник стремительно эволюционировал, двигаясь к использованию чисто геометрических форм, по-разному окрашенных, как в «Композиции в синем» (1917).

Красная мельница

«Постепенно мне стало ясно, – пишет Мондриан, – что кубизм не сделал логических выводов из своих собственных открытий он не довел абстракцию до ее высшей цели, выражения чистой реальности.

Я чувствовал, что эта реальность может быть выражена только посредством чистой пластики.

Чтобы создать чистую реальность пластически, необходимо свести формы природы к постоянным элементам формы, а естественный цвет к первичному цвету». 

После возвращения Мондриана в Париж в 1919 году, несмотря на многочисленные выставки, работы его не имели успеха. Чтобы заработать на жизнь, он писал цветочные натюрморты. 

Дальнейшим следствием системы Мондриана является реформа палитры.

Ему важно произвести «денатурализацию» красок живописи «Чтобы искусство было абстрактно, то есть чтобы оно не обнаруживало никаких связей с естественным аспектом вещей, необходимо соблюдать закон денатурализации материи, имеющий основополагающую важность. С наибольшей силой осуществляет это абстрагированный от естественного цвета первоначальный цвет». 

Вечерний пейзаж

В 1926 году Мондриан выразил свои наставления художнику в пяти правилах:

1) Средством пластического выражения должна быть плоскость или прямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и не-цветов (белого, черного и серого). В архитектуре пустое пространство должно быть принято за не-цвет, а строительный материал должен быть принят за цвет; 

2) Необходима эквивалентность пластических средств. Различные по размерам и цвету, они, тем не менее, имеют туже ценность. Вообще говоря, равновесие предполагает большую поверхность не-цвета и меньшую поверхность цвета или материи; 

3) Дуализм противоположности пластических средств требуется уже в самой композиции; 

4) Постоянное равновесие достигается отношением положения и выражается прямой линией (границей пластического средства) в ее принципиальном противопоставлении; 

5) Равновесие, которое нейтрализует и устраняет пластические средства, создается отношением пропорций, в которых они взяты и которые являются источником живого ритма». 

Анемоны в вазе

В течение второго парижского периода Мондриан начал наносить на свои холсты прямоугольную сетку и использовать только чистые цвета.

Начиная приблизительно с 1921 года, толстые линии еще четче разделяют план, первичные чистые цвета появляются лишь на периферии композиции в окружении белых или бледно окрашенных полей.

Несмотря на строго геометрический характер композиций, в них всегда присутствует легкая асимметрия. 

Мондриан создает десятки полотен, развивающих тему равновесия вертикалей и горизонталей, равновесия цветных прямоугольников, строго отмеряя при этом количество каждого цвета, равновесия, основанного не на симметрии, но выраженного посредством свободной координации геометрических форм «Композиция с красным, желтым и голубым» (1921 и 1929), «Композиция» (1922). Около 1929-1931 годов на полотнах художника появились цветные полосы по периметру картины. Позднее композиции изменились еще сильнее центр картины часто стал занимать ромб, как в «Композиции с двумя линиями» (1931). 

Деревья на Гейн на восходе Луны 

С образованием в начале тридцатых годов группы «Круг и Квадрат» количество ценителей искусства Мондриана возросло. После начала Второй мировой войны художник искал убежища сперва в Лондоне, а потом в Нью-Йорке.

Его композиции стали более красочными, подвижными и музыкальными. В Америке ему, наконец, удалось достичь благополучия. Здесь Мондриана называли самым знаменитым иммигрантом.

В 1942 году с успехом прошла его первая в жизни персональная выставка. 

В США художник работал над большими композициями, которые несколько усложняются, а достижение идеального, очищенного равновесия по-прежнему остается его целью «Площадь Согласия в Париже», (1938-1943), «Нью-Йорк-сити» (1941-1942), «Бродвей буги-вуги» (1942), «Победа буги-вуги» (1943-1944). Теперь линии, как бы подчиняясь пленившим его ритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветными квадратиками, черная сетка стала необязательной. 

Умер Мондриан 1 февраля 1944 года. 

Источник: http://tunnel.ru/post-mondrian-piter

Ссылка на основную публикацию