Описание картины питера брейгеля «крестьянская свадьба»

Питер Брейгель

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства.

Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант).

Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами.

Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста.

После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — Иеронима Босха. Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».

Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»

Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.

Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»

Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями.

За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте.

Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.

Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти»

В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.

Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»

Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» — изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.

Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».

Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.

Предполагаемый автопортрет Питера Брейгеля

Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй — «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля — Ян и Абрахам — также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.

Памятник Питеру Брейгелю

Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.

Произведения

  • 1559 — «Битва Масленицы и Поста»
  • 1559 — «Нидерландские пословицы»
  • 1562 — «Триумф смерти»
  • 1563 — «Вавилонская башня»
  • 1564 — «Самоубийство Саула»
  • 1565 — «Возвращение стада»
  • 1566 — «Перепись в Вифлееме»
  • 1566 — «Избиение младенцев»
  • 1567 — «Страна лентяев»
  • 1568 — «Крестьянская свадьба»
  • 1568 — «Притча о слепых»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/51168-piter-breigel.html

Крестьянская свадьба

Питер Брейгель Старший
Крестьянская свадьба, 1568
Как правило, персонажи Брейгеля многочисленны и безлики. «Крестьянская свадьба» — исключение. Но попробуйте найти на картине невесту и жениха:)

Питер Брейгель Старший — Крестьянская свадьба 

1568, 114×164 см • Масло, Дерево

Описание картины «Крестьянская свадьба»

Биограф Брейгеля Карел ван Мандер рассказывает, что художник был очень дружен с одним из своих заказчиков – купцом по имени Ганс Франкерт.

А одна забава была у приятелей любимой: «Они являлись на свадьбы переодетыми крестьянами и, выдавая себя за родственников либо жениха, либо невесты, подносили, как и все другие, подарки.

Здесь Брейгелю доставляло большое удовольствие следить за теми безыскусными приёмами крестьян в еде, питье, танцах, прыганье, ухаживанье за женщинами и других забавах, которые он так смешно и красиво воспроизводил то масляными, то водными красками, одинаково хорошо умея пользоваться обоими способами. Превосходно и с большим знанием писал он кампинских и других местностей характерные одежды крестьян и крестьянок, причём необыкновенно тонко передавал их неуклюжесть в танцах, походке, осанке и других движениях».

Благодаря этим визитам на свет появились две замечательных картины: «Крестьянская свадьба» (Музей истории искусств, Вена) и «Крестьянский танец», или «Танец невесты» (Институт искусств, Детройт).

Крестьянские дома были тёмными и тесными. Они не вместили бы всех. Поэтому свадьбу брейгелевские крестьяне играют в просторном сарае. Стеной им служит собранная солома. Деревянную дверь по случаю сняли с петель и используют в качестве подноса. Яства в тарелках самые незамысловатые: каша, кисель.

Что удивительно: мест хватило всем, а много глиняных кружек в левом нижнем углу остались незадействованными, но где-то там, в дверях, народ толпится и создаёт давку.

Это может показаться нелогичным, если не знать, что в середине XVI века испанские власти Нидерландов официальным указом запретили крестьянам собираться группами больше двадцати человек, опасаясь заговоров и массовых беспорядков. 

Редко где Брейгель индивидуализирует своих персонажей. Как правило, они трудно поддаются учёту, многочисленны и безлики. «Крестьянская свадьба» в этом смысле – исключение.

Подробно выписано одухотворённое лицо виночерпия, удивлённое и красноносое – музыканта, заинтересованный профиль гостя в черном. Забавен ребёнок в съехавшей шапке на переднем плане, поглощающий хлеб.

А крайнего справа бородача, беседующего с монахом, некоторые считают автопортретом Брейгеля. 

Но где же сами виновники торжества? На картине мы можем видеть только невесту. Как и все остальные женщины, она одета в тёмное. Только гостьи – в праздничных белых чепцах, а у невесты, по традициям того времени, – распущенные волосы и тоненький венец на голове. Невеста молитвенно сложила руки и закрыла глаза. Чего же она ждёт?

Жениха пытались распознать в юноше в красной шапке, раздающем тарелки, а также в человеке в черном, разливающем вино. Все версии не выглядят убедительными. Отсутствие жениха позволяет некоторым интерпретаторам утверждать, что картина имеет религиозный подтекст, где невеста – это церковь, ожидающая своего жениха – Христа, который «грядёт», то есть явится позже, когда настанет срок.4

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Krestyanskaya_svadba1/

Крестьянская тема у Брейгеля

Картины Брейгеля, связанные с крестьянской жизнью.

Брейгель никогда не замыкался в рамках одной темы, одной смысловой трактовки, стремясь всегда отображать события, действия, сцены или настроения с разных сторон.

Во многом это объясняет таинственность созданных им образов, с их никогда до конца не уловимым символизмом. Художник часто сталкивал различные типажи, и их взаимодействие словно высекало искры новых трактовок.

 Все это достигалась в пределах одной композиции или серии работ, созданных в схожем временном интервале.

По завершению работ над циклом картин «Двенадцать месяцев», где крестьянин занимает явно подчиненное место по отношению к природе, художник создает ряд произведений, резко меняя направление своей точки зрения, с которой он смотрит на персонажей. Эти работы отличаются особенно значимой пластической трехмерностью, а точное распределение цветовых пятен создает единый ритм, акцентирующий и направляющий взгляд зрителей в глубину пространства.

Читайте также:  Описание картины караваджо «шулера»

Свадебный танец

Резцовая гравюра (около 1566)

Рисунок Брейгеля был переведен в гравюру Питером ван дер Хейденом. Заднем план работы изображает родителей и друзей, которые в качестве свадебных подарков преподносят практичные и необходимые в хозяйстве вещи: колыбель, деревянный ящик для соли, миски, половник, противень, щипцы, маслобойку, стул и даже мотовило.

Свадебный танец на открытом воздухе

Известно, что Брейгель создавал несколько вариантов и набросков на тему «Свадебного танца», однако эта работа 1566 года считается лучшей в техническом и символическом плане. Гостей с подарками на картине не видно.

Вероятно, что невеста — это девушка, чьи волосы распущены. Она кружится в общем танце. Его избранника однозначно трудно установить.

 Трактуемый, в средние века, в качестве греховного начала людей танец, на данной работе воспринимается как простой ритуал.

Крестьянский танец (Ярмарка)

Около 1567. Музей истории искусства, Вена.

Тема танца — как морализирующего изображения человеческой глупости и греховности — приобретает в этом труде более положительное значение. Однако, некоторое укорительное значение может иметь церковь, расположенная позади толпы. Каждый персонаж представляет собой яркий национальный тип.

Автор смотрит на крестьян не без юмора, но вполне благожелательно, понимая и принимая их привычки. Для жителей нидерландских городов того времени подобные картинки сельской простоты и свободы нравов были, видимо, такой же идиллией, как и жизнь поселян в восприятии парижан XIX века.

Крестьянская свадьба

Около 1567. Музей истории искусства, Вена.

Композиция основывается на евангельском сюжете Свадьбы в Кане. Действия разворачиваются в сарае для сушки сена по завершению сбора урожая, о чем свидетельствуют снопы. Долгое время исследователи идентифицировали фигуру жениха.

Ответ был получен благодаря применению обычая соседней страны. Во Франции жених обслуживает гостей, вместо того, чтобы принимать участие в праздновании.

Таким образом, считается, что главный герой — молодой юноша на переднем плане, держащий большой поднос.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/bruegel/krestyanskaya-tema-u-brejgelya.html

Крестьянская свадьба. Питер Брейгель. | Волшебная сила искусства

  Продолжим знакомство с творчеством Питера Брейгеля. Сегодня мы поговорим о картине Крестьянская свадьба.Но прежде чем обсудить картину,мы должны больше узнать о средневековых свадебных традициях.

ИЗ ИСТОРИИ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ.

               В эпоху Средневековья было гораздо меньше холостых людей в зрелом возрасте, чем на нынешний момент. Свадебные торжества и пиры совершались в юном возрасте.

             Неженатый мужчина в Средние века, не мог рассчитывать на высокие должности, поэтому брак был необходим в те времена. И сейчас некоторые работодатели преимущество отдают женатым и замужним людям. В далеком XV столетье был даже издан и принят закон, по которому свободный от брачных уз мужчина не имел возможности стать ратманом.

ВЕНЧАНИЕ

                    Обряд венчания стали проводить в церкви только с XIII века. До этого священник мог совершать его в любом месте. После чтения молитв святой отец спрашивал, добровольно ли желание молодых стать супругами, а они подтверждали перед лицом Бога нерушимость и добровольность своего союза.

              Затем служился молебен, в котором для молодых испрашивались совершенная любовь, единомыслие, твердая вера, непорочная жизнь и чадородие. По окончании ритуала священник соединял руки молодых.

Церемония завершалась поцелуем новобрачных.

Но когда новая чета направлялась домой, участники процессии точно так же пели непристойные песни, как и во времена языческого Рима, и встречные точно также подхватывали их.

             ПРАВО ПЕРВОЙ НОЧИ

 Этот языческий обычай долго был жив в средневековой Европе. Женившийся крестьянин предоставлял свою молодую жену господину для дефлорации.              Известен случай, когда монахи монастыря Сент-Феобарт купили у местного феодала деревню, а вместе с ней и право первой ночи. Монахи со старанием выполняли принятые на себя обязанности, пока не вмешался епископ Тулузы. 

ОБРУЧАЛЬНЫЕ КОЛЬЦА

                    В разных источниках по разному описывается возникновение традиции обручальных колец. Некоторые авторы считают, что традиция начинает свою историю в Древнем Египте, другие — в Древней Греции.

Традиция обмениваться обручальными кольцами уходит своими корнями в те далекие времена, когда счастливые новобрачные в знак любви и преданности дарили друг другу символические обручальные кольца, сплетённые из пеньки или тростника.

Они то и стали прообразом современных обручальных колец.

           У православных христиан принято носить кольцо на безымянном пальце правой руки, также на правой руке обручальные кольца носят в странах Центрально-Восточной Европы, католики в Австрии, а также, в частности, в России, Польше, Чили, Греции, Испании, Индии, Германии, Венесуэле и др.На левой руке обручальные кольца носят в таких странах как: Куба, Бразилия, Франция, Ирландия, Канада, Мексика, Словения, Швеция, США, Великобритания, Италия.

СВАДЕБНЫЕ ЛЕПЕШКИ 

Если крошку от свадебной лепешки трижды продеть сквозь обручальное кольцо и положить под подушку, то во сне к тебе явится суженый (или суженая). 

Вариацией на тему «свадебной лепешки под подушкой» является еще один северный ритуал. Самый старший житель поселка стоит на пороге дома, в который входит невеста, и бросает через ее голову свадебную лепешку. Те из гостей, кому удастся заполучить кусочек этой лепешки, ночью должны увидеть суженых .

БИТАЯ ПОСУДА

Есть Английское свадебное поверье: «от количества осколков зависело количество счастья, предначертанного молодоженам»

         В России повсеместно считается, что посуда бьется на счастье. На второй день свадьбы в русских деревнях было принято бить глиняные горшки. Разбившийся горшок служил «подтверждением» целомудренности невесты, если же горшок не разбивался, то невеста считалась не «честной» .Если посуда разбивается на множество осколков — это к счастливой старости .

Сильно увлеклась,а то мы так и не дойдём до сути.

Питер Брейгель Старший.Крестьянская свадьба. 1568

               Брейгель был хорошо знаком с жизнью крестьян. Еще в годы жизни в Антверпене он вместе со своим приятелем, купцом Хансом Франкертом, посещал деревенские ярмарки и свадьбы. Друзья переодевались в крестьянские одежды, брали подарки и, поздравляя молодых, представлялись им родственниками жениха или невесты.

                 Брейгель всегда очень внимательно наблюдал за поведением крестьян, танцами и развлечениями, изучал их одежду. Потом он воспроизводил все увиденное на своих рисунках и картинах. Существует предположение, что в «Крестьянской свадьбе» художник изобразил самого себя в облике человека, ведущего беседу с монахом в капюшоне.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

                Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в чёрное мужчина, сидит на перевёрнутом кверху дном чане, остальные — на лавках из неоструганных досок.

На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно, нотариус, приглашённый для заключения брачного договора.

                 На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне.

           Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна.

      На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определённой группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпрепровождения.

              Обратите внимание,что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.Брейгель показывал современникам, что люди, изображённые на полотне, не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными.

             Историки установили, что в Нидерландах того времени количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и, как следствие этого, — недоеданию, голоду, эпидемиям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.

.

                 Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило, жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств.

            Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. 

Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребёнка, изображённого на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.

             Господин в чёрном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее, так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом.Говорят,что художник в этом образе изобразил себя.

            В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования.

Читайте также:  Описание картины якопо тинторетто «рождение иоанна крестителя»

НЕВЕСТА

             Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать.

       В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работы, ей разрешалось один день побездельничать. «Он пришёл с невестой»говорилось о том, кто отлынивал от работы. 

                    Невеста изображена на полотне единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос.

После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок.

Его цена была точно определена, так же, как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

                Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской обряд, при котором мог присутствовать священник, что было, однако, не обязательно.

ЖЕНИХ

                     В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно, это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. По обычаю, устраивали ещё и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днём невесты.

         Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и потом перекочевало в Прагу в знаменитую коллекцию Рудольфа II.

Источники.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1532665

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-krestyanskaya-svadba/

http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0026.shtml

http://www.svadbagolik.ru/article/svadba-v-srednevekov

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3563382

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?

Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.

Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.

  • Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
  • Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».

Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».

Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.

Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».

Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей.

На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч.

Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»

Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»

На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия»Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»

На свадьбе есть и маленькие гости.

Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье.

А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость»Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»

Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?»Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»

А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»

Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий»Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»

Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.

Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.

Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/94765/

Крестьянская свадьба — 1630-1635 Рубенс

Июль 24, 2014

Известный английский критик и теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900) утверждал, что до момента знакомства с картиной «Крестьянская свадьба» он „и думать не смел, что Рубенс — настолько вульгарный и развратный художник”.

Крестьянская свадьба

1630-1635; 145х261 см; дерево, масло; Лувр, Париж

«Здесь невозможно говорить, — возмущался критик, — ни о каких ярких впечатлениях, производимых игрой тонов или элегантностью форм, ни о каком-то остроумии или экспериментировании: все сводится к грубости и хамству, которые можно было бы еще как-то понять, будь они сатирой на пьянство и разврат. Но нет, автор, похоже, упивается этой безвкусицей.
Глядя на все это, я просто не могу себе представить, чтобы порядочный человек мог не то что написать такое, но даже родить это в своем воображении».

Француз Эжен Делакруа (1798-1863), хотя и был в своих суждениях далек от ханжеской точки зрения английского критика-пуританина, но в своем «Дневнике» признавался, что и сам не раз «брезгливо крутил носом», глядя на эту «мужицкую пьянку», однако с должным уважением и даже скрытой завистью отметил, что Рубенс не побоялся быть самим собой и его искренность и внутренняя свобода заставляет пересмотреть наши представления о людях и мире…

Именно эта, не терпящая ограничений свобода была расценена Рёскином как вызов общественному вкусу, хотя почтенный критик не мог не знать, что традиция представления подобных сцен уходит своими корнями в средневековье, а сам мотив крестьянских гуляний был вообще очень популярен во фламандской живописи всех времен.

Картина Рубенса «Крестьянская свадьба», вписываясь в эту традицию, основывается на сочетании реализма, присущего жанровым сценам Брейгеля Старшего, и натурализма, свойственного работам античных мастеров, часто изображавшим пиры Вакха — вакханалии.

Подобную «смесь низкого с возвышенным» (Рёскин) можно найти также и в картине Рубенса «Крестьянский танец», хотя эта картина не так шокировала английского критика, как «Крестьянская свадьба», которая даже с формальной точки зрения была далека от академических требований, поскольку представляла собой дикое, совершенно недопустимое в те времена смешение жанров: в едином композиционном пространстве мы видим собственно жанровую сцену, буколический пейзаж и, в правом нижнем углу, натюрморт.

(1577-1640) Рубенс

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/063-rubens/krestianskaja-svadiba.php

Пост 208. Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?

Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) – нидерландский художник. О его родителях ничего неизвестно.

Судя по всему, у него были выдающиеся способности, так как еще мальчиком он был принят на обучение к Ван Альсту, придворному художнику императора Карла V.

Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян. 

Его дети – Питер Брейгель Младший (1564-1636) и Ян Брейгель Старший (1568-1625). Дети были не менее знамениты, чем отец. Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь. Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».

Судя по тому, насколько подробно художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы – как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».

Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572

Одна из таких картин – «Крестьянская свадьба».

Осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «святой матфей и ангел»

На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове – разрисованный обруч.

Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка – два волынщика.

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба,  1566, 114х164 см, Музей истории искусств, Вена, Австрия

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Жених и невеста»

Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками  (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Свиные ребрышки»

На стенке амбара прибита пара небольших снопов – символ плодородия новой семьи.

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Символ семейного плодородия»

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Разносчики»

На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Самый маленький гость»

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Еще один малыш»

Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Что можно так есть?»

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Амбарная деврь, снятая с петель»

(А разносчик – человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка резная, деревянная.)

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»

Льется рекой эль, в руках гостей – кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Кравчий»

Питер Брейгель Старший, Крестьянская свадьба, фрагмент «Музыканты»

Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов.

От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе:  младшенький – невесты, старшенький – жениха. Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют.

Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть – и не более того.

Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр – необычайно увлекательное занятие.

Источник: https://noseenprob.blogspot.com/2018/07/208.html

Картина Крестьянская свадьба (картина Брейгеля 1568)

Кто автор: Питер Брейгель старший

Как называется картина: Крестьянская свадьба

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1568
  • Оригинальное название картины на английском: Die Bauernhochzeit
  • Холст Музей истории искусств

Описание картины «Крестьянская свадьба (картина Брейгеля, 1568)»

«Крестьянская свадьба» (нем. Die Bauernhochzeit; 1568) — картина Питера Брейгеля Старшего.

Содержание

1 Сюжет 1.1 Сбор был неплох, жена идет под венец 1.2 Амбар полон 1.3 Ложка в шапке — признак бедности 1.4 Жена и пальцем не шевельнет 2 История полотна 3 Литература

Сюжет

Сбор был неплох, жена идет под венец

Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В XVI веке огромных столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздничка из досок.

Последний справа, одетый в темное мужик, посиживает на перевернутом наверх дном чане, другие — на лавках из неоструганных досок.

На единственном стуле со спинкой посиживает старик, может быть, нотариус, приглашенный для заключения супружеского контракта.

На фронтальном плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот, который слева, является наибольшей фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой политре. Возможно, живописец таким макаром желал стабилизировать сложную композицию полотна.

На разносчике пищи сходятся полудиагонали сидячих на фронтальных рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шапке у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шапке и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе.

Юные люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения.

В прошедшем специалисты пробовали интерпретировать полотно, придавая ему религиозный либо аллегоричный смысл. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской», во время которого Иисус преобразовал воду в вино, таким макаром позволяя вновь и вновь заполнять кувшины.

По другой — на полотне изображена «Потаенная вечеря». Ни одна из версий не была доказана, разумеется, что картина полна реалистических деталей, отражающих реальность XVI века.

Карел ван Мандер писал, что Брейгель воспользовался хоть какой возможностью, чтоб побывать у фермеров, будь то свадьба либо хоть какой другой праздничек.

Амбар полон

Две связки колосьев висят на граблях, ручка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сходу приметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.

Картина заполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в нынешнее время. Зерновые служили основой еды и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью хоть какого крестьянского стола. Брейгель демонстрировал современникам, что люди, изображенные на полотне, не будут голодовать последующие 12 месяцев.

В те времена голод в Европе был обыденным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Историки установили, что в Нидерландах тех пор количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и, как следствие этого, — недоеданию, голоду, эпидемиям.

Самыми низкими цены на зерно были сходу после сбора урожая.

Бо́льшую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно игрались и женитьбы. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы.

Они были свободны, крепостная зависимость была отменена, господство испанских Габсбургов было терпимым. Исключительно в 1567 году Филипп II послал барона Альбу, чтоб вышибить более высочайшие налоги и истребить протестантских еретиков.

Последние годы жизни Брейгеля были сразу и последними годами эры благоденствия. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.

Универсальным инвентарем в ту пору был ножик. Даже у малыша, изображенного на фронтальном плане, есть ножик, висячий на поясе Ложка в шапке — признак бедности

Ложка в шапке у разносчика пищи показывает на то, что он беден.

После отмены крепостного права количество безземельных фермеров значительно подросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве либо, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздничках.

Обычно, жили они в хижинах, семьи не имели, так как на ее содержание у их не было средств. Они повсевременно скитались с места на место в поисках работы. Потому ложка в шапке и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка изготовлена из дерева.

Округлые появились позднее. Универсальным инвентарем в ту пору был ножик. Даже у малыша, изображенного на фронтальном плане, есть ножик, висячий на поясе.

Государь в черном костюмчике, возможно, владелец двора. Он дворянин, или обеспеченный городской житель, что трудно найти поточнее, потому что привилегии дворянина носить на боку клинок в то время уже не придерживались.

Он говорит с монахом. В то время эти два сословия были плотно сплетены вместе. Обычно младшие малыши дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала бессчетные земляные наделы и валютные пожертвования.

В отличие от жены, жених на полотне не обозначен настолько очевидно. Возможно, это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он посиживает меж 2-мя мужиками, а жена меж 2-мя дамами. По обычаю, устраивали к тому же свадебный обед, на который жениха не звали совсем, потому что денек женитьбы числился деньком жены.

Жена и пальцем не шевельнет Жена и пальцем не пошевельнет

Место, на котором посиживает жена, выделено зеленоватым сукном и висячим над нею венцом. Жена производит странноватое воспоминание: полузакрытые глаза, на сто процентов недвижна, со сцепленными руками. По обычаю, жене в денек женитьбы не положено было что-либо делать.

В фермерской жизни, полной каждодневной изнуряющей работы, ей разрешалось один денек побездельничать. «Он пришел с невестой» (нем. Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только очередной человек справа на полотне изображен со сцепленными руками, вероятнее всего, городской житель либо дворянин.

Он тоже принадлежит к тем, кто добывает собственный хлеб не физическим трудом.

Жена изображена на полотне единственной из дам с непокрытой головой. В последний раз указывает она на людях роскошь собственных волос. После замужества она, как и все замужние дамы, будет покрывать голову платком.

На голове у нее обруч, так именуемый свадебный венок. Его стоимость была точно определена, так же, как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки жене.

Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской ритуал, при котором мог находиться священник, что было, но, не непременно.

История полотна

Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и позже перешло в Прагу в известную коллекцию Рудольфа II.

Литература

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-krestyanskaya-svadba-kartina-brejgelya-1568.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector