Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием :
Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.
«Времена года»
Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.
Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью.
Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост.
Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.
Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.
Настроение радости несет произведение «Сенокос».Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай.
Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.
«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.
Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.
Страшные события на родине
Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными.
Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец.
В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем.
Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.
Путешествие в Италию
В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения.
Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес.
Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.
Вавилонский зиккурат
Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей.
Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением.
Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба.
Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.
Поздние работы
Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» — немеркнущий шедевр Брейгеля.
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится.
Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Источник: https://www.syl.ru/article/305104/piter-breygel-starshiy-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniem
«Колорит»: «Мужицкая» живопись Питера Брейгеля. Смыслы картины «Падение Икара»
Питер Брейгель Старший – это один из наиболее известных художников Северного Возрождения, и можно лишь гадать, почему так вышло, что на фоне целой плеяды одаренных творцов той эпохи общеизвестными стали именно Брейгель, Босх и Дюрер. Сегодня Concepture разбирает по полочками картину Питера Брейгеля «Падение Икара».
Стиль Брейгеля, быть может, не столь запоминающийся, как у Босха, но довольно узнаваемый. Кроме того, по какой-то причине его картины очень любят использовать иллюстраторы и оформители книг (особенно его «Вавилонскую башню», «Охотников на снегу» и «Зимний пейзаж»).
В первую очередь, это очень насыщенные деталями и действиями картины, в которых преобладают реалистические сюжеты, часто соединенные с библейскими темами и мотивами. В большинстве случаев картина Брейгеля представляет собой смесь пейзажа и жанровой сцены. Именно за интерес к визуальной и нарративной стороне жизни простого народа, Брейгель и получил свое прозвище – «Мужицкий».
Картина «Перепись Вифлееме», 1566 г.
Бытует даже легенда, что художник часто переодевался в крестьянскую одежду, чтобы гулять среди селян и подмечать яркие мелочи жизни.
Также стилю Брейгеля характерна палитра из чистых цветов (как в иконописи, где каждый цвет – прежде всего символ), с некоторым преобладанием желтого тона (что во многом связано с фламандской манерой и вообще теми средствами и техниками, которыми писались картины в то время).
Брейгеля действительно можно считать одним из самых ярких представителей и эпохи в целом, и складывающейся франко-фламандской школы живописи, а потому в его работах отразилось многое – техника того времени, исторические события, представления о мироздании. И все-таки хотелось бы обойтись здесь без ставших привычными в отечественной литературе клише, вроде этого:
Подобные суждения пытаются установить связь автора и эпохи как-то слишком наивно и «в лоб». А ведь за такой попыткой лежит и убеждение исследователя в том, что он выше и умнее жителей того времени, хотя бы просто потому что знает последствия. Возможно, совсем избежать подобной позиции и не удастся, но мы попробуем.
Брейгель непредвзятым взглядом
Воображение зрителя. Как художник он обращается прежде всего к воображению зрителя.
Схематичные из-за малых размеров фигурки не показывают, а рассказывают о происходящем, равно как ключевые смыслы и эмоции вычитываются и даже домысливаются нами.
Так, например, главное событие, вынесенное в название, у него часто находится отнюдь не на первом плане: таковы «Падение Икара», «Обращение Савла», «Перепись в Вифлееме», более того, в последней картине мы даже не видим лица Иосифа.
Картина «Обращение Савла», 1567 г.
Однако то, что было для современника Брейгеля понятным знаком-отсылкой, для нас – уже загадка, требующая расшифровки. Например, в картине «Охотники на снегу» можно найти сразу несколько отсылок, точно указывающих на месяц декабрь (крестьяне готовятся коптить свинью, охотники с жалкой добычей, игры на льду).
Театральная сцена. Мир в картинах Брейгеля похож на театральную сцену, на которой одновременно разыгрываются и маленькие эпизоды человеческих жизней, и природные, космические процессы. По сути в основе его визуального опыта не снимок с натуры, а театральная мистерия, показывающая, что наша повседневность не чужда великого и значительного.
Картина «Фламандские пословицы», 1559 г.
Мистерия как особый жанр в то время остается знаковым явлением для городов, он постепенно освобождается от контроля церкви (переходя в ведение муниципалитетов).
Ярче всего эта сценичность, соединяющаяся в некое общее «космическое» зрелище, проявилась в цикле картин «Времена года» (количество картин неизвестно, до нас дошли только пять работ – «Сенокос», «Жатва», «Возращение стада», «Охотники на снегу» и «Хмурое утро»).
Карнавальное мироощущение, также связанное с шествиями и мистериями, хорошо заметно в других работах (например, «Детские игры», «Фламандские пословицы», «Битва Карнавала с Постом» и другие).
Двойственное настроение. Настроение, превалирующее в сюжетах, о которых повествует Брейгель, довольно двойственно – это что-то трагически-ироническое.
Повествуя о серьезных событиях, он при этом не отказывает себе в иронии, зубоскальстве и доле гротеска, а юношеский пафос Возрождения у него почти всегда уравновешен стариковской народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках.
Картина «Возвращение стада», 1565 г.
Брейгеля сложно заподозрить в высокомерии или отсутствии симпатии к тем, кого он изображает (т.е. по сути простолюдинам), но вы не найдете у него и идеализации крестьянства. По этой причине его картины буквально сопротивляются какой-то однозначной интерпретации, а уж тем более некоей выводимой морали.
Загадочное «Падение Икара»
Это единственная картина Питера Брейгеля, написанная на мифологический сюжет, где-то во второй половине 50-х годов XVI века. На самом деле до нас дошли две версии картины «Падение Икара»: классическая (более логичная) и со странностями (парадоксальная), и обе вызывают вопросы о подлинности.
Первая находится в собрании музея Ван Бюрен в Брюсселе, вторая – в Царском музее роскошных искусств (тоже в Брюсселе). Причем сложно датировать их точно, обычно по умолчанию считается, что вторая написана где-то в 1558 году. Под странностями картины из Царского музея имеются в виду следующие моменты (мы остановимся только на нескольких):
Картина «Падение Икара», версия из Ван Бюрен.
во-первых, на ней есть Икар, но нет Дедала, который по мифу находился тоже в небе (на картине из Ван Бюрен он есть, именно на него направлен взгляд пастуха);
во-вторых, солнце на картине изображено в закате на горизонте, что нелогично, т.к. закатное солнце вряд ли бы растопило воск крыльев Икара, к тому же пейзаж в общем нарисован в яркой, а не закатной части дня (что видно по гамме и теням);
в-третьих, возможно в силу плохого состояния картины на этой версии нельзя разобрать, что представляет собой крупная белая точка в кустах (перед пахарем).
Обычно это пятно трактовали как голову мертвого или спящего человека, якобы подчеркивающего смысл картины. Возможно, лицо было дорисовано позже.
Однако инфракрасное изучение версии из Ван Бюрен позволило обнаружить, что это не лицо, а зад человека, справляющего нужду.
Эта двойственность породила мнение о том, что первая версия – оригинал, а вторая – чья-то неумелая копия. Однако были и те, кто напротив утверждал, что именно парадоксальное построение композиции – признак гения, отступающего от канона, который, согласно нарративу мифа, предписывал изображать Икара вместе с Дедалом.
Картина «Падение Икара», версия из Царского музея роскошных искусств.
Великий художник способен изобразить не только то, что можно видеть, но и то, чего видеть нельзя. Так, например, уставившийся в никуда пастух – не просто какая-то несуразица, а естественное удивление человека, над которым только что нечто пронеслось по небу (т.е. мы буквально видим траекторию падения Икара).
Поэтому, на наш взгляд, второе суждение вполне оправданно, учитывая склонность Брейгеля к необычным ракурсам, символам и загадкам, а также иронии и свободному отношению к канонам. В некотором смысле эта точка зрения подтверждается и любопытным фактом: повсеместно цитируемой стала именно вторая версия картины.
О принадлежности обеих картин кисти Брейгеля до сих пор идут споры. Обе версии, вероятно, (даже с инфракрасной рефлектографией искусствоведение – наука неточная) являются копиями с одной картины, предположительно написанной Брейгелем.
На это указывает характер первоначального наброска, более простого по технике, чем манера великого художника.
Однако в целом по своим смыслам с большой долей вероятности можно утверждать, что «Падение Икара» когда-то было задумано (и, возможно, написано) Питером Брейгелем Старшим.
Дело в том, что в общей смысловой канве этой картины очень тонко переплетены три ключевых элемента: идеи Ренессанса, ироническое отстранение от них и указания на народную мудрость, выступающую контрапунктом этого отстранения.
Таким образом, возникает узнаваемый стиль Брейгеля Старшего, в котором высокое (идеалы Возрождения) и низкое (народное, мужицкое здравомыслие) не столько противопоставляются, сколько пребывают в динамике и взаимном дополнении.
Именно по этой причине «Падение Икара» невозможно проинтерпретировать сугубо в одном ключе: ни как чисто трагическое произведение, ни напротив, как высмеивание трагического пафоса.
Верхняя центральная часть картины «Падение Икара» (версия из Ван Бюрен): в небесах парит Дедал.
Итальянский Ренессанс во многом опирался на две взаимосвязанные идеи – гуманизм и гносеологический оптимизм. Вера в человека и вера в познаваемость мира придает Возрождению напор и задор, характерный юношеству.
Однако где-то на периферии сознания вместе с этой дерзостью и оптимизмом появляется меланхолия. Причина в том, что человек – не только гордый творец, но еще и хрупкое существо, подвластное случаю.
Мир (даже если и познаваем) велик, а жизнь человека коротка, и всякая юность, красота и острота ума – довольно часто мимолетны.
Человек Ренессанса бежит прочь от этих мыслей, но они возвращаются в форме ощущений (возможно, поэтому в итальянском искусстве той эпохи это чувство нашло себе место лишь в музыке).
Брейгель, выбравший сюжет о наказании за гордыню, явно отсылает не только к традиции христианского порицания этого греха, но и буквально изображает судьбу тех, кто возомнил себя титанами духа.
В то же время на картине присутствует целый ряд образов, показывающих, что сам автор не отказывается от идей Возрождения, а лишь указывает на трагизм существования (особенно легкомысленного, как у Икара).
Детали и образы
Общая композиция «Падения Икара» задана двумя источниками. Первый – сюжет мифа об Икаре и Дедале.
Он хорошо известен, чтобы его пересказывать, отметим лишь любопытный момент: в отличие от большинства мифов, где боги наказывают людей за высокомерие или непочтительность, история Икара – это гибель из-за легкомыслия в отношении отцовского совета, а также пренебрежения естественными законами.
Правый нижний угол картины «Падение Икара»: в воде можно заметить тонущего Икара.
Вторым источником считается голландская пословица «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Именно это и изображено на переднем плане картины. У этой поговорки, вероятно, есть несколько прочтений, как минимум буквальное и символическое.
В буквальном прочтении речь идет о том, что ничто не должно быть важнее выживания тех, кто еще жив, и главной угрозой для большинства оставался голод.
В символическом же плане плуг – это указание на космический цикл, включающий в себя повторяющиеся природные процессы, и они безразличны по отношению к судьбам людей.
Левый нижний угол и центральная часть картины «Падение Икара»: пахарь с плугом – предположительно отсылка к пословице.
Главными персонажами картины являются пахарь, пастух с собакой, рыбак, а также тонущий Икар (в варианте из Ван Бюрен еще Дедал) и еще один человек в кустах. Список этих персонажей, кроме последнего, по всей видимости, Брейгель взял из строк Овидия. В «Метаморфозах» он описывает полет Икара и Дедала так:
Персонаж же, скрывающийся в кустах, становится своего рода подписью Брейгеля; как выше уже отмечалось это фигура человека, справляющего нужду (она будет повторяться несколько раз в его картинах, например, в «Сороке на виселице»). Она подчеркивает безразличие присутствующих персонажей к произошедшему с Икаром.
Несколько важных символов
Куропатка
Правый нижний угол картины «Падение Икара»: на ветке рядом с рыбаком видно куропатку.
Во-первых, это куропатка (сидящая на ветке над рыбаком), которая имеет прямое отношение к мифу о Дедале. Согласно Овидию, причиной бегства Дедала на Крит было убийство своего юного племянника Пердикса, чьи таланты вызвали зависть мастера. Погибший Пердикс был превращен Афиной в куропатку. И ее присутствие на картине добавляет произошедшему оттенок возмездия.
Меч
Левый нижний угол картины «Падение Икара»: на небольшом выступе рядом с ослом можно заметить некие предметы, предположительно меч и сума
Во-вторых, это меч, кошель или сума и мешок (расположенные на камне перед пахарем).
Сегодня сложно определить, что именно вкладывал в эти символы Брейгель и его современники, но по большому счету это указания на то, вокруг чего строится жизнь простого человека – защита себя, борьба с нищетой и забота о пропитании. Недаром одна из голландских поговорок звучит так: «Человек без денег – всё равно что мертвец».
Каракка
Правая центральная часть картины «Падение Икара»: рядом с тонущим Икаром изображена каракка.
В-третьих, каракка, направляющаяся то ли в город вдали, то ли в открытое море. Стоит отметить, что во времена Брейгеля это не обычный корабль, а настоящее сверхсовременное чудо техники и человеческой мысли.
По сравнению с небольшими коггами и неуклюжими галерами, составлявшими основную часть флотов средневековья, каракка (со временем превратившаяся в галеон) – это просто космолёт. Это первый корабль, действительно приспособленный для открытого моря, с большим экипажем и сложной конструкцией.
На построенной госпитальерами в 1522 году каракке «Святая Анна» была кузница, ветряная мельница, печи, столовые, цветочный сад.
Именно на таком типе судна Колумб достиг Америки, и команда Магеллана совершила первое кругосветное плавание.
Присутствие образа такого корабля вряд ли было случайным или было призвано еще раз подчеркнуть безразличие окружающих к Икару (экипаж корабля смотрит в другую сторону).
Скорее он подчеркивает контраст между технологиями (и тем, что они обещают в будущем) и традиционным тяжелым трудом крестьянина.
Брейгель и «новые времена»
Стараясь уйти от банальных суждений и моралите, некоторые исследователи склоняются к мысли о том, что для Брейгеля важной темой творческой рефлексии остается связь человека и мира. Возможно, «Падение Икара» – это род суждения о том, как связаны человек и природа.
Картина «Мизантроп», 1568 г.
В то же время нужно подчеркнуть амбивалентность этого суждения: на картине можно заметить не только мысль о подчинении природе (как это делают пахарь, пастух и рыбак), но и о возможности ее познания и преобразования (корабль и город – это рукотворная, «вторая природа» человека, улучшающая его жизнь).
В целом же эта картина является яркой иллюстрацией сложного отношения Брейгеля к «новым временам».
С одной стороны, Возрождение без сомнения способствовало прогрессу наук, искусств и нравов, а это сулило облегчение и улучшение жизни для всех.
С другой стороны, в реальности призывы умных мужей мало что значили, в Европе расцветали охота на ведьм, религиозная нетерпимость, кровавые войны (теперь с еще более совершенным оружием), от чего страдали прежде всего простые люди.
Да и сами идеалы гуманизма были противоречивы, а также не лишены легкомыслия и высокомерия. Брейгель критикует отрыв этих идей и идеалов от реальности, но не становится и консерватором-традиционалом. Зная оба мира, он знает и о том, что правда у каждого своя. И каждому – своё. Или как сурово вещает еще одна голландская поговорка: «Что для одного смерть, для другого – хлеб».
Источник: http://concepture.club/post/rubrika_2021/smysly-kartiny-padenie-ikara
Питер Брейгель-старший: картины
Фламандский художник Питер Брейгель Старший прожил недолгую жизнь, чуть более сорока лет. Впрочем, в ХVI веке в северных странах средняя продолжительность жизни составляла те самые 40 лет.
В отличие от многих других нидерландских мастеров, включая знаменитого Иеронима Босха, он не расписывал алтари в церквях.
Брейгель писал картины, которые зачастую попадали к знающим толк в живописи коллекционерам.
«Падение Икара»
Одна из ранних работ художника – «Падение Икара» (1558). Действие античного мифа Брейгель перенес в современные ему Нидерланды, создав на его основе притчу о человеческом равнодушии.
Здесь каждый занят своим делом: пахарь возделывает землю, рыбак забрасывает сети, пастух пасет стадо овец. Никто не обращает внимания на тонущего неподалеку от берега Икара.
Недаром говорят в Нидерландах: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает».
«Времена года»
В европейской живописи долгое время не было пейзажного жанра. Считалось, что изображение природы в отсутствии человека не будет интересно зрителю. Именно Брейгелю принадлежит заслуга создания жанра.
В 1565 году он написал цикл из шести картин под общим названием «Времена года». Каждая из этих работ отражает состояние природы в течение двух месяцев. Правда, одна из них утрачена.
Судя по всему, она была посвящена весенним месяцам.
Пейзажи Питера Брейгеля населены людьми, тем не менее, центральным образом в них является природа. Лучшей картиной цикла считаются «Охотники на снегу». Здесь изображен заснеженный зимний пейзаж, скованная льдом река и охотники, бредущие по снегу со своими собаками.
Конец зимы – начало весны художник показал в картине «Сумрачный день». Поэтическому изображению летнего сельского труда посвящены пейзажи «Жатва» и «Сенокос».
Завершает цикл картина «Возвращение стада», где показана поздняя осень, когда, в преддверии ненастья, погонщики спешат загнать стадо в теплый хлев.
«Слепые» и «Торжество правды»
Страшная, поистине душераздирающая сцена изображена в картине Брейгеля «Слепые» (1568). Слепые с пугающими пустыми глазницами цепочкой движутся за слепым поводырем и – один за другим – падают в реку.
Сюжет о том, как люди готовы слепо повиноваться вождям, ведущим их в никуда, оказался настолько актуален, что в конце ХIХ века бельгийский драматург Морис Метерлинк, под впечатлением от произведения Брейгеля, создал пьесу под тем же названием – такую же философскую и трагически безысходную.
Рассказывают, что в конце своей недолгой жизни живописец работал над картиной, обещавшей стать непревзойденным шедевром. Однако не сохранилось не только эскизов и набросков, но даже упоминаний о том, что было на ней изображено.
Известно только ее название – «Торжество правды». Возможно, все это лишь красивая легенда.
Ведь кто как не Брейгель, так правдиво рассказавший в своих картинах-притчах о человеческой природе, должен был прекрасно понимать, что торжество правды на земле изобразить практически невозможно.
Источники:
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-955424-piter-breygel-starshiy-kartiny-
Питер Брейгель — Путеводитель от Михаила Шварца
Питер Брейгель, родившийся в голландском городе Бреда, был одним из великих европейских художников. Он работал во Фландрии, Антверпене и Брюсселе.
«Вавилонская башня» Питера Брейгел
Питер Брейгель, родившийся между 1525 и 1530 годами в голландском городе Бреда, был одним из великих европейских художников. Он работал во Фландрии, Антверпене и Брюсселе, где скончался в 1569 году. Многие его работы представлены в Вене в Музее истории искусств.
Сюжеты его картин, не вписываясь в традиционную иконографию, были больше аллегорического или, скорей, сатирико-аллегорического типа. Жизнь Брейгель воспринимал как явление причудливое и странное. Это относилось не только к его собственному существованию, но и к жизни толпы, которую он наблюдал, воспевая с большим чувством юмора ее естественную непосредственность.
Питер Брейгель
Однако Брейгель был известен так же, как пейзажист. Пейзажей он написал довольно много.
Недаром о нем говорили, что, «пересекая Альпы, он заглатывал горы и скалы, чтобы потом их выбросить из себя на холсты и панно, оставляя в наследство человечеству первозданность природы в каждом ее аспекте».
В картинах, написанных за последние годы, его живописное искусство наполнено драматическим расколом между природой, что есть истина, и человеком — воплощением ошибок.
К этому периоду принадлежат картины, написанные в Антверпене для Николаса Йонгелинка — шесть больших досок примерно одного размера (117×163), известные как Календарь 1565 года; на каждой из них изображены два месяца года (доска с весной, к сожалению, утеряна).
Одна из самых знаменитых картин «Охотники на снегу» прославилась зимним пейзажем с изображением маленьких людей на фоне грандиозной природы.
Светящийся снег по всему полотну, серо-розоватые силуэты мужчин, тяжело ступающих после трудной охоты, что подчеркнуто четким контуром их фигур. Дома, исчезающие под покровом снега, оставившего видными только их фасады желтого цвета.
На оледенелом пруду крошечные фигуры катающихся на коньках, движения которых едва намечены в общем неподвижном пейзаже.
Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114×164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».
Событие в первой картине происходит в хлебном амбаре: большой праздничный стол, за которым приглашенные сидят, едят, пьют; молодая жена в одиночестве неподвижна и грустна; в двери входят еще какие-то люди.
Линия стола протягивается по трем осям, поддерживаемым столбами; на столе уже расставлены блюда; рука, доставляющая блюда, ломает перспективу всей композиции. В левой части картины — ребенок, жующий лепешку, его глаза и часть лица спрятаны под шапкой с полями; эта фигура написана с большим знанием цвета и синтетической формы.
Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. На переднем плане тяжело танцует пара; за игроком на волынке внимательно наблюдает его товарищ — широко распахнув глаза, он будто контролирует правильность звуков инструмента.
В левой части картины виден стол с несколькими крестьянами, будто спорящими между собой; за ними — целующаяся пара.
Одним словом, в картине во всем пульсирует живая жизнь: от фигуры к фигуре, от движения к движению, от жеста к жесту; и, несмотря на четко представленные индивидуальные характеристики отдельных персонажей, в общем эта картина производит впечатление безликости толпы.
В Музее истории искусств представлены работы:
«Игры детей» Питер Брейгель, 1560«Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель, 1559«Вавилонская башня» Питера Брейгеля«Возвращение стада» Питер Брейгель, 1565Питер Брейгель «Охотники на снегу»«Обращение Савла» Питер Брейгель, 1567«Крестьянская свадьба» Питер Брейгель«Крестьянский танец» Питер Брейгель, 1568
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
Источник: https://venagid.ru/2790-pieter-bruegel-de-oude
Питер Брейгель Старший
08 10 2014 гид 1 комментарий
Питер Брейгель. Автопортрет(?)
Питер Брейгель был главным художником нидерландской живописи XV-XVI веков, когда в искусстве важно было показать мир и роль человека в мире. Брейгель делал это по-особому. И вся жизнь его была особенной.
Он женился на дочери художника. Дети, когда выросли, тоже стали живописцами, поэтому его называют Питер Брейгель Старший, как главу семьи. Он часто изображал крестьянский быт, самих крестьян, их работу, отдых, потому ему дали прозвище «Мужицкий». Основные темы картин – пейзаж и жанровая живопись, то есть сцены из жизни.
Питер Брейгель известен всему миру, но о его жизни совсем ничего не известно. Родился в крестьянской семье. Кто-то называет 1525 год рождения, кто-то – 1530-ый, а кто-то устанавливает дату между этими двумя. Из документов известно только, что официально стал художником в 1551 году (его приняли в Гильдию живописцев города Антверпен в Нидерландах), женился в 1563 году и умер в 1569.
Сенокос
Жатва
Возвращение стада
Охотники на снегу
Как выглядели в действительности его жена, дети, даже он сам, никто не знает. Портреты Брейгеля так не похожи друг на друга и на его автопортрет, что удивительно: как знаменитый художник смог оставаться таким загадочным? И почему? Брейгель на это ничего не говорил.
На картине Брейгеля предположительно он сам
Художник Эжен Лампсониус. Портрет Питера Брейгеля
Он не оставил никаких документов и писем, только одну надпись под своей картиной «Мизантроп»: «Так как мир коварен, я иду в траурных одеждах» (то есть «Я печален оттого, что вижу: люди не умеют правильно жить»).
Мизантроп
В то время нельзя было говорить то, что думаешь, потому что инквизиция (церковь) уничтожала правдивых людей.
И художник стал свои мысли зашифровывать в картины, как другой художник, Арчимбольдо, зашифровывал в портреты натюрморты… Обладая огромным интеллектом, широким кругозором и тонким чувством юмора, Питер Брейгель сумел заинтересовать своими картинами-ребусами не только современников, но и нас, живущих на столетия позднее
Безумная Грета
Игры детей
Фламандские пословицы
В XVI веке учились на образцах античных художников и классиков эпохи Возрождения. Брейгель уезжает в Италию, там много работает, читает мудрые книги, думает. Вернувшись, становится графиком и делает рисунки для издательства гравюр.
Большая рыба поедает малых рыб
Алхимик
Чревоугодие
Гордыня
Питеру Брейгелю очень нравились работы художника Босха. Он даже подражал своему учителю, и это заметно в картинах.
Главное, за что ценят Брейгеля, – его живописное представление о мире. Брейгель считал, что природа – главная на земле. А человек, с его работой, отдыхом, религией, всего лишь маленькая часть этой природы, но они неразрывно связаны.
Другая особенность художника – соединение в одном полотне панорамной живописи и миниатюры. Питер Брейгель как будто стоит на высокой горе и видит каждого человечка, каждый кустик у подножия ее. И картины нужно рассматривать долго, в деталях. Тогда они много расскажут.
Вавилонская башня (один из трех вариантов этого сюжета Питера Брейгеля)
Во всех картинах Брейгеля есть пейзаж, в котором легко узнаются те места, где он жил: красивые морские просторы, высокие горы и, словно живые, лесные чащи. Всюду среди этой красоты – люди. Они мелкие, но они везде, как часть природы.
Люди несовершенны, поэтому Брейгель никогда не писал красивых лиц, чаще они страшные, уродливые. Лишь к концу жизни художник стал изображать людей крупным планом, однако все равно был разочарован в них и верил только в гармонию природы.
Страна Лентяев
Питер Брейгель написал много картин. До нас дошло около 45. Все они находятся в музеях за границей, в России их нет
Источник: http://museumdoma.ru/piter-breygel-starshiy/