Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Часть 2
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), – великий фламандский художник и дипломат.
Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.
Особенности творчества Рубенса
Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану сБрейгелем. Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.
Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.
Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг.
Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.
Факты биографии
Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов.
Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен.
Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца.
Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.
Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).
Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины.
Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.
Достижения Рубенса
В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом.
Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль.
Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени…
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.
Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.
Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.
«История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.
Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/3904702.html
Рубенс и королевская семья. Где же кардинал?
Они встретились в Париже и заключили договор, по которому Рубенс обязывался написать 24 полотна для украшения дворца, построенного Марией по образцу итальянских. Все шло как нельзя лучше: Рубенс писал свои полотна и привозил их Марии на просмотр и одобрение.
А дворец, для которого предназначались картины, был просто великолепен. И огромен. Соответственно, и полотна Рубенса были громадного размера — до 7 метров в длину, до 4 в высоту. Сегодня в этом дворце заседает Сенат Франции, а картины выставлены в Лувре.
Для Рубенса это была уникальная возможность создать себе имя, которое можно поставить в ряд с Микельанджело Буонаротти и Рафаэлем де Сантис. Такого объема работы у него не было ни до, ни после.
Не только Мария участвовала в этом процессе. Рядом с ней находился ее заклятый друг кардинал Ришелье.
Этот человек появился возле нее в 1614 году, когда юный король Людовик ХIII, сын Марии, достиг 13 лет и по обычаю королевских семей тех времен обручился с Анной Австрийской (которой тоже было 13 лет). Чуть позднее Ришелье становится духовником Анны.
Когда юный король из номинального властителя превратился в настоящего короля, он поссорился с мамочкой настолько, что отослал ее подальше от себя. И Ришелье послал туда же. Хорошо, что оставил ее в живых.
Прошло какое-то время. Видимо, Людовика мучила совесть, потому что начался путь сближения матери и сына. Ришелье был посредником и преуспел — королева-мать вернулась в Париж. В благодарность за это Мария настояла, чтобы Людовик назначил Ришелье кардиналом. (Кончилось это многолетнее сотрудничество тем, что кардинал изгнал Марию Медичи из Франции.)
…Кардинал тоже в восторге от живописных талантов Рубенса, он заказывает ему несколько полотен (в письмах упоминаются по меньшей мере три). Ему нравится история Марии в изображении Рубенса.
Естественно, что работа художника касается и короля Франции Людовика ХIII, и его жены Анны Австрийской. В то время, когда Рубенс пишет свои работы, ему и ей — по 20 лет. Они тоже должны быть частью той эпопеи в красках, которую задумала Мария.
Незримо присутствует при этом и Генрих IV — король Франции, отец царствующего Людовика ХIII, муж Марии. Его убили в 1610 году, но Мария хочет запечатлеть своего покойного супруга рядом с собой.
Художник, получивший заказ на историческую тему, да еще при живых участниках эпизодов, отражаемых в картинах, должен донести до заказчика и до зрителя правду событий. Да так, чтобы и заказчик принял и оплатил заказ, и чтобы история не была искажена. Не просто. Далеко не просто. Потому что оценка у каждого своя. И каждый хочет видеть себя несколько лучше, чем он есть на самом деле.
Сложности (если они у Рубенса были!) должны были начаться с портретов. Генриха IV Рубенсу не пришлось писать с натуры. Для своих полотен он использовал портреты работы придворного живописца Франса Поурбуса-младшего (Frans Pourbus) (1569−1622).
Для портретов Марии Медичи Рубенс сделал несколько эскизов. В 1622 году, когда это все начиналось, Марии было 47 лет (она родилась в 1575 году). А впервые Рубенс увидел Марию почти за двадцать лет до этого. Вот что пишет биограф Рубенса К. В. Уэджвуд: «.
в октябре 1600 года он совершил путешествие во Флоренцию, чтобы принять участие в одном из самых значительных событий века — королевской свадьбе. Невестой была Мария Медичи, младшая сестра жены Винченцо I, Гонзага, герцога Мантуанского. Женихом был не кто иной, как король Франции.
Король не смог выкроить время, чтобы присутствовать на собственной свадьбе, поэтому свадебную церемонию предстояло проводить по доверенности». (В интерпретации Рубенса перед бракосочетанием был момент, о котором Уэджвуд не упоминает: Генриху IV показывают портрет его невесты.
И король как бы в восторге от увиденного.)
Возможно, что Рубенс нарисовал тогда портрет невесты. Можно сказать уверенно, что тогдашние впечатления он отразил в полотнах, написанных спустя почти четверть века.
Но художник не мог полностью остаться во власти воспоминаний, потому что в те времена это была молодая женщина, а теперь — матрона. Да еще, говорят, настолько пышная, что не вмещалась в трон. И он сделал несколько рисунков с натуры.
На них — заплывшие глазки, жирная шея, мощный второй подбородок.
Что делает Рубенс? Чуть меняет арку бровей, чуть раздвигает губы, слегка уменьшает второй подбородок — и перед нами обаятельная цветущая женщина. И — что немаловажно — весьма сходная с оригиналом! Есть упоминание о том, что Рубенс написал парадный портрет Марии (увы, недоступен). А портрет, который находится в Прадо, нельзя назвать парадным, скорее всего это заготовка.
С молодыми было несколько проще. Рубенс сделал парадный портрет Людовика в рыцарских доспехах с роскошным шлемом. Король получился серьезным и представительным молодым человеком.
На самом деле он любил петь и танцевать, сочинял песенки и танцевал в балетах, которые были в моде при дворе.
Это он сочинил знаменитый Мерлезонский балет, который нам показали в фильме «Три мушкетера», он же его поставил и станцевал в нем несколько номеров.
Анна Австрийская, жена Людовика, видимо, была для Рубенса не только привлекательной, но и проблематичной. Он написал по меньшей мере четыре ее портрета! В какое время они были написаны? Датировка не всегда точная. Во всяком случае, все они относятся к 1622−1625 годам. Не исключено, что ему что-то не удавалось, поэтому он возвращался к ней неоднократно.
Насколько точны портреты Рубенса? Трудно сказать. Но есть возможность сравнить его работы с работами Франса Поурбуса-младшего.
Историки почти не освещают взаимоотношений кардинала и художника. Есть письма, в которых упоминается о желании Ришелье заполучить картины Рубенса (причем бесплатно).
Есть упоминание о том, что цикл картин о Генрихе IV не был даже начат из-за нежелания кардинала видеть при дворе агента испанского короля (которого везде представлял Рубенс).
И нигде не упоминается о том, что существовал портрет кардинала работы Рубенса.
В то же время на картине «Подписание мира в Ангулеме» возле трона — скептически настроенный кардинал (скептически — потому что он положил свою руку на руку королевы, как бы удерживая ее от принятия оливковой ветви — символа примирения).
Есть предположение, что это — Ришелье. Но события на картине состоялись на три года раньше, чем Ришелье получил сан кардинала, он стал кардиналом в 1622 году.
Очень может быть, что Рубенс пренебрег исторической точностью и изобразил тогдашнего епископа в кардинальской мантии и шляпе.
Все 24 полотна Рубенса сегодня украшают Лувр. Кто знает, если бы не эти картины, много ли народу вспомнило Марию Медичи?
История создания этих шедевров оставила нам несколько загадок. Где парадный портрет Марии Медичи? Почему было четыре портрета Анны Австрийской? Почему все портреты королевской семьи разбросаны по всему миру, а не находятся во Франции? Наконец, почему нет портрета кардинала?
Кто ответит на эти вопросы?
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/49813/
Эрмитаж. Живопись | Александр Филюрин. Ежедневные заметки
Эрмитаж поражает. В частности, он поражает своей коллекцией живописи. Ты смотришь на эти картины и не можешь насмотреться. Ты ешь их взглядом и не можешь насытиться. На снимке рафаэлева «Мадонна Конестабиле». Младенец Иисус редактирует Священное Писание. Шучу.Информация из Википедии. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (принято считать, что их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Потом было еще много приобретений, а в посмертной описи имущества Екатерины в 1796 году перечисляются 3 996 картин. |
В Эрмитаже есть несколько полотен Леонардо да Винчи. 1 — «Мадонна Бенуа». 2 — «Мадонна Литта».
1 — Паоло Веронезе, «Обручение Св.Екатерины», 1548. Замечателен рулончик туалетной бумаги в руках служанки, все-таки изображены события III века н.э. 2 — Художник представляет заказчику набросок картины.
3 — Селфи в IV веке до н.э. Все это находится в зале европейской скульптуры XIX века, стены которого декорированы художником Г. Хильтеншпергером картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников.
1 — Джордано Лука, «Битва лапифов с кентаврами». Лысина туриста удивительно хорошо вписалась в реалии полотна. 2 — Джулио Романо «Любовная сцена». На этой картине меня порадовали тапочки. Казалось бы, XVI век, а шлепанцы как у нас.
4, 5 — Питер Пауль Рубенс, «Голова старика » и «Христос в терновом венце», 1612. Полотна заставили меня остановиться. От них идет сила, оба персонажа люди решительные, способные на поступок, на жертву.
И Христос здесь не слабый, не надломленный, не просящий о снисхождении, а понимающий, на что идет.
1 — Паулюс Поттер, «Наказание охотника», 1653. Это не просто картина, а целый комикс. 2 — Впервые я увидел экскурсовода, который не дает общие сведения, а рассказывает нечто интересное.
Он напомнил слушателям, что на картине изображена Анна Австрийская, та самая супруга короля Франции Людовика XIII, которой д’Артаньян сотоварищи вез алмазные подвески.
Гид наизусть процитировал описание королевы, данное Дюма-отцом и предложил сравнить его с полотном: Анне Австрийской было в то время лет двадцать шесть или двадцать семь, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка королевы или богини.
Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия. Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома, — она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение.
Кожа ее славилась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах. Наконец, волосы, белокурые в юности и принявшие постепенно каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, очаровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько менее яркой окраски, а самый требовательный скульптор — больше тонкости в линии носа.
Источник: http://filurin.ru/2015/06/ermitag-givopis/
Пост 7. Рубенс и королевская семья. А где же кардинал?
Эта история началась в 1622 году, когда Мария Медичи решила запечатлеть для будущих поколений свою биографию. Она пригласила для этого лучшего живописца, которого знала история – Рубенса. Блестящий художник и успешный дипломат, обаявший всех и вся.
Они встретились в Париже и заключили договор, по которому Рубенс обязывался написать 24 полотна для украшения дворца, построенного Марией по образцу итальянских. Все шло как нельзя лучше: Рубенс писал свои полотна и привозил их Марии на просмотр и одобрение.
А дворец, для которого предназначались картины, был просто великолепен. И огромен. Соответственно, и полотна Рубенса были громадного размера — до 7 м в длину, до 4 м в высоту. Сегодня в этом дворце заседает Сенат Франции, а картины выставлены в Лувре.
Люксембургский дворец. Зал заседаний сената.
Для Рубенса это была уникальная возможность создать себе имя, которое можно поставить в ряд с Микельанджело Буонаротти и Рафаэлем де Сантис. Такого объема работы у него не было ни до, ни после.
Не только Мария участвовала в этом процессе. Рядом с ней находился ее заклятый друг кардинал Ришелье.
Этот человек появился возле нее в 1614 году, когда юный король Людовик ХШ, сын Марии, достиг 13 лет и по обычаю тех времен и королевских семей обручился с Анной Австрийской (которой тоже было 13 лет). Чуть позднее Ришелье становится духовником Анны.
Когда юный король из номинального властителя превратился в настоящего короля, он поссорился с мамочкой настолько, что отослал ее подальше от себя. И Ришелье послал туда же. Но хорошо то, что оставил ее в живых.
Галерея Марии Медичи в Лувре.
Прошло какое-то время. Видимо, Людовика мучила совесть, потому что начался путь сближения матери и сына. Ришелье был посредником и преуспел – королева-мать вернулась в Париж. В благодарность за это Мария настояла, чтобы Людовик назначил Ришелье кардиналом. (Кончилось это многолетнее сотрудничество тем, что кардинал изгнал Марию Медичи из Франции.)
Кардинал тоже в восторге от живописных талантов Рубенса, он заказывает ему несколько полотен (в письмах упоминаются по меньшей мере три). И ему нравится история Марии в изображении Рубенса.
Естественно, что работа художника касается и короля Франции Людовика ХШ, и его жены Анны Австрийской. В то время, когда Рубенс пишет свои работы, королю и королеве – по 20 лет. Они тоже должны быть частью той эпопеи в красках, которую задумала Мария.
Незримо присутствует при этом и Генрих 1У – король Франции, отец царствующего Людовика ХШ, муж Марии. Его убили в 1610 году, но Мария хочет запечатлеть своего покойного супруга рядом с собой.
Художник, получивший заказ на историческую тему, да еще при живых участниках событий, отражаемых в картинах, должен донести до заказчика и до зрителя правду событий. Да так, чтобы заказчик принял и оплатил заказ, и чтобы история не была искажена. Не просто. Далеко не просто. Потому что оценка у каждого своя. И каждый видит себя несколько лучше, чем он есть на самом деле.
Сложности (если они у Рубенса были!) должны были начаться с портретов. Видимо, Генриха 1У Рубенсу не пришлось писать с натуры. Он для своих полотен использовал портреты работы придворного живописца Франса Поурбуса – младшего (1569-1622) (Frans Pourbus).
Для портретов Марии Медичи Рубенс сделал несколько эскизов. В 1622 году, когда это все начиналось, Марии было 47 лет (она родилась в 1575 году). А впервые Рубенс увидел Марию почти за двадцать лет до этого.
Вот что пишет биограф Рубенса К.В. Уэджвуд: «..в октябре 1600 года он совершил путешествие во Флоренцию, чтобы принять участие в одном из самых значительных событий века — королевской свадьбе. Невестой была Мария Медичи, младшая сестра жены Винченцо I, Гонзага, герцога Мантуанского.
Женихом был не кто иной, как король Франции. Король не смог выкроить время, чтобы присутствовать на собственной свадьбе, поэтому свадебную церемонию предстояло проводить по доверенности.» (В интерпретации Рубенса перед бракосочетанием был момент, о котором Уэджвуд не упоминает: Генриху 1У показывают портрет его невесты.
И король как бы в восторге от увиденного.)
Генриху 1У представляют портрет Марии Медичи.
Возможно, что Рубенс нарисовал тогда портрет невесты. Можно сказать уверенно, что тогдашние впечатления он отразил в полотнах, написанных спустя почти четверть века.
Но художник не мог полностью остаться во власти воспоминаний, потому что в те времена это была молодая женщина, а теперь – матрона. Да еще говорят, настолько пышная, что не вмещалась в трон. И он сделал несколько рисунков с натуры.
На них – заплывшие глазки, жирная шея, мощный второй подбородок.
Рубенс. Мария Медичи.
Что делает Рубенс? Чуть меняет арку бровей, чуть раздвигает губы, слегка уменьшает второй подбородок – и перед нами обаятельная цветущая женщина. И – что немаловажно – сходная весьма с оригиналом! Есть упоминание о том, что Рубенс написал парадный портрет Марии (увы, недоступен). А портрет, который находится в Прадо, нельзя назвать парадным, скорее всего, это заготовка.
Рубенс. Мария Медичи. 1622 год, 130х108 см, Прадо, Мадрид, Испания.
С молодыми было несколько проще. Рубенс сделал парадный портрет Людовика в рыцарских доспехах, с роскошным шлемом. Король получился серьезным и представительным молодым человеком.
На самом деле он любил петь и танцевать, сочинял песенки и танцевал в балетах, которые были в моде при дворе.
Это он сочинил знаменитый Мерлезонский балет, который нам показали в фильме «Три мушкетера», он же его поставил и в нем станцевал несколько номеров.
Рубенс. КорольФранцииЛюдовикХШ. 1622 год, 118х96 см, Norton Simon Museum, Pasadena, California, USA
Рубенс.Королева Франции Анна Австрийская.1622-1625 годы
Анна Австрийская, жена Людовика, видимо, была для Рубенса не только привлекательной, но и проблематичной. Он написал по меньшей мере четыре ее портрета! В какое время они были написаны? Датировка не всегда точная. Во всяком случае, все они относятся к 1622-1625 годам.
Не исключено, что ему что-то не удавалось, поэтому он возвращался к ней неоднократно.<\p>
Насколько точны портреты Рубенса? Трудно сказать.
Но есть возможность сравнить его работы с работами Франса Поурбуса – младшего, придворного живописца, который писал портреты членов королевской семьи (Франс Поурбус умер в 1622 году).
История почти не освещает взаимоотношений кардинала и художника. Есть письма, в которых упоминается о желании Ришелье заполучить картины Рубенса (причем бесплатно).
Есть упоминание о том, что цикл картин о Генрихе 1У не был даже начат из-за нежелания кардинала видеть при дворе агента испанского короля (которого везде представлял Рубенс).
И нигде не упоминается о том, что существовал портрет кардинала работы Рубенса .
В то же время на картине «Подписание мира в Ангулеме» возле трона — скептически настроенный кардинал (скептически – потому что он положил свою руку на руку королевы, как бы удерживая ее от принятия оливковой ветви – символа примирения).
Есть предположение, что это – Ришелье. Но события на картине состоялись на три года раньше, чем Ришелье получил сан кардинала, он стал кардиналом в 1622 году.
Очень может быть, что Рубенс пренебрег исторической точностью и изобразил тогдашнего епископа в кардинальской мантии и шляпе.
Подписание договора в Ангулеме.
Все 24 полотна Рубенса сегодня украшают Лувр. Кто знает, если бы не эти картины, много ли народу вспомнило Марию Медичи?
История создания этих шедевров оставила нам несколько загадок. Где парадный портрет Марии Медичи? Почему было четыре портрета Анны Австрийской? Почему все портреты королевской семьи разбросаны по всему миру, а не находятся во Франции? Наконец, почему нет портрета кардинала?
Кто ответит на эти вопросы?
Источник: https://vimuru.blogspot.com/2017/09/7.html
Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, 1577-1640) — король художников и художник королей
Питер Пауль Рубенс и мастерская Портрет инфанты Марии Анны Австрийской Частное собрание Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Женский портрет, 1625-30. Королевское собрание, Лондон Питер Пауль Рубенс Музей истории искусств, Вена Рубенс, копия с работы Тициана Питер Пауль Рубенс Рубенс 1625 Галерея Палатина Флоренция Питер Пауль Рубенс Музей истории искусств, Вена Рубенс, Питер Пауль Эрмитаж, Санкт Петербург Питер Пауль Рубенс Анна Австрийская, королева Франции Питер Пауль Рубенс: Жаклина де Кастр, жена Жана-Шарля Корде (совместная работа с ван Дейком) Королевский музей искусств Брюссель Рубенс, Питер Пауль Питер Пауль Рубенс Музей Конде Шантийи Питер Пауль Рубенс Питер Пауль Рубенс Питер Пауль Рубенс 1606. Национальный фонд, Кингстон Лейси, Дорсет, Англия Питер Пауль Рубенс Старая пинакотека Мюнхен Рубенс Рубенсхейс Антверпен Рубенс Питер Пауль (1577-1640) Эрмитаж, Санкт-Петербург Птер Пауль Рубенс ок 1609-10. Коллекция Тиссен-Борнемиса Мадрид Питер Пауль Рубенс Питер Пауль Рубенс Галерея Палатина Флоренция Питер Пауль Рубенс 1625. Музей искусств Тель-Авив Питер Пауль Рубенс 1620 Национальный каталонский музей Барселона Питер Пауль Рубенс 1622-25 Музей Нортона Саймона Пасадена Питер Пауль Рубенс Музей искусств Кимбелл Форт-Уорт Питер Пауль Рубенс Алатея Телбот, графиня Шрусбери Старая пинакотека Мюнхен Рубенс Музей истории искусств, Вена Питер Пауль Рубенс 1603. Институт Курто Лондон Питер Пауль Рубенс 1606 Национальная галерея Вашингтон Питер Пауль Рубенс Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, пятый маркиз Денья, герцог Лерма, доверенное лицо Филиппа III. Рубенс Питер Пауль Рубенс 1612-13 Институт искусств Курто, Лондон Рубенс Портрет Амброджо Спинола. 1625 г. Карл V Габсбург, император Священной Римской империи. Рубенс Питер Пауль (1577-1640) Автопортрет с мантуанскими друзьями Около 1606, xолст, масло. 77,5 Х 101, Кельн, Музей Вальраф , Рихартц, Германия Self-Portrait in a Circle of Friends from Mantua Питер Пауль Рубенс Частное собрание Питер Пауль Рубенс 1630-32 Старая пинакотека Мюнхен Питер Пауль Рубенс 1623 Национальная галерея Канберра Питер Пауль Рубенс Музей истории искусств, Вена Питер Пауль Рубенс ок 1623.Рубенсхейс Антверпен |
Питер Пауль Рубенс и мастерская
Портрет инфанты Марии Анны Австрийской
Частное собрание
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Женский портрет, 1625-30.
Королевское собрание, Лондон
Питер Пауль Рубенс
Изабелла д’Эсте
Музей истории искусств, Вена
Рубенс, копия с работы Тициана
Девушка с флажком, ок 1613.
Питер Пауль Рубенс
Портрет Екатерины Мэннерс, герцогини Бекингем
Рубенс
Портрет Джорджа Виллерса, герцога Бакингема
1625 Галерея Палатина Флоренция
Питер Пауль Рубенс
Инфанта Изабелла Клара Евгения, жена Эрцгерцога Альбрехта
Музей истории искусств, Вена
Рубенс, Питер Пауль
Портрет королевы Елизаветы
Эрмитаж, Санкт Петербург
Питер Пауль Рубенс
Анна Австрийская, королева Франции
Питер Пауль Рубенс: Жаклина де Кастр, жена Жана-Шарля Корде
(совместная работа с ван Дейком)
Королевский музей искусств Брюссель
Рубенс, Питер Пауль
Портрет эрцгерцога Фердинанда
Питер Пауль Рубенс
Портрет Жаклины де Кастр
Музей Конде Шантийи
Питер Пауль Рубенс
Портрет Изабеллы де Бурбон
Питер Пауль Рубенс
Portrait of Anne of Austria — 1621 -1625
Питер Пауль Рубенс
Маркиза Мария Серра Паллавичино (ок1575-1630)
1606. Национальный фонд, Кингстон Лейси, Дорсет, Англия
Питер Пауль Рубенс
Филипп V, король Испании
Старая пинакотека Мюнхен
Рубенс
Портрет эрцгерцогини Изабеллы
Рубенсхейс Антверпен
Рубенс Питер Пауль (1577-1640)
Портрет короля Филиппа IV
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Птер Пауль Рубенс
Портрет женщины с четками
ок 1609-10. Коллекция Тиссен-Борнемиса Мадрид
Питер Пауль Рубенс
Женский портрет
Питер Пауль Рубенс
Портрет Екатерины Мэннерс, герцогини Бекингем
Галерея Палатина Флоренция
Питер Пауль Рубенс
Портрет мадам де Вик
1625. Музей искусств Тель-Авив
Питер Пауль Рубенс
Алатея Телбот, графиня Арудел
1620 Национальный каталонский музей Барселона
Питер Пауль Рубенс
Людовик XIII, король Франции
1622-25 Музей Нортона Саймона Пасадена
Питер Пауль Рубенс
Конный портрет герцога Бекингема
Музей искусств Кимбелл Форт-Уорт
Питер Пауль Рубенс
Алатея Телбот, графиня Шрусбери
Старая пинакотека Мюнхен
Рубенс
Альбрехт VII, эрцгерцог австрийский
Музей истории искусств, Вена
Питер Пауль Рубенс
Император Карл V
1603. Институт Курто Лондон
Питер Пауль Рубенс
Портрет маркизы Бриджиты Спинола-Дориа
1606 Национальная галерея Вашингтон
Питер Пауль Рубенс
Максимилиан I, император священной римской республики
Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас,
пятый маркиз Денья, герцог Лерма, доверенное лицо Филиппа III.
Рубенс
Фердинанд III, император священной римской республики
Питер Пауль Рубенс
Портрет семьи Яна Брейгеля Старшего
1612-13 Институт искусств Курто, Лондон
Рубенс
Св Бега с супругом
Портрет Амброджо Спинола.
1625 г.
Карл V Габсбург, император Священной Римской империи.
1604 г.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640) Автопортрет с мантуанскими друзьями Около 1606, xолст, масло. 77,5 Х 101,
Кельн, Музей Вальраф , Рихартц, Германия
Self-Portrait in a Circle of Friends from Mantua
Питер Пауль Рубенс
Портрет сына художника
Частное собрание
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фурман
1630-32 Старая пинакотека Мюнхен
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет
1623 Национальная галерея Канберра
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет 1639
Музей истории искусств, Вена
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет
ок 1623.Рубенсхейс Антверпен
Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ — мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты — всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию
Здесь малая часть моих любимых портретов Рубенса. Приглашаю насладиться гением художника и Вас, друзья ))
Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».
Источник: http://wolshebniza100.blogspot.com/2015/01/sir-peter-paul-rubens-1577-1640.html