Описание картины питера рубенса «сусанна и старцы»

П.Рубенс картина «Сусанна и старцы»

Украшение коллекции фламандского искусства в Ростовском музее — большое полотно мастерской Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640) «Сусанна и старцы».  Сюжет ее восходит к Ветхому Завету, Книге пророка Даниила. Красивую и набожную Сусанну решили соблазнить двое старцев.

Они спрятались возле купальни в саду у Сусанны и, когда она осталась одна, набросились на нее. Старцы пригрозили, что если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии с молодым человеком — преступлении, каравшемся смертью. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи.

Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом. Сусанну обвинили и приговорили к смерти. Однако явился пророк Даниил и спросил у каждого из старцев под каким деревом они видели Сусанну, совершающей грех. Получив разные ответы, он уличил их в лжесвидетельстве.

Сусанна была оправдана, развратные старцы казнены.

Тема преследования невинной Сусанны была любимым сюжетом художников, начиная с эпохи Возрождения. Они воспевали прекрасное тело женщины в контрасте с безобразными фигурами стариков. Наша картина — гимн обнаженной цветущей фламандке, с золотыми волосами и нежной розовой кожей. Этот тип женской красоты не уставал прославлять великий живописец.

Сусанны изображена сидящей у края бассейна с фонтаном. Композиция выдержана в строгом, недвижно-пластическом стиле, характерном для творчества Рубенса около 1615 г. С большим искусством включены в узкое пространство три фигуры, четко и ясно выражено значение каждой из них.

Один из стариков срывает с женщины покрывало, другой, нагнувшись, уговаривает ее. Застигнутая врасплох, Сусанна слабо сопротивляется движениям и увещеваниям настойчивых старцев. Поза и выражение лица живо передают испытываемые Сусанной стыд и страх.

Так, монументальные и декоративные качества композиции наполняются убедительной жизненной конкретностью.

Эта картина была гравирована Лукой Ворстерманом, работавшим в ателье Рубенса. Виртуозно владевший техникой резцовой гравюры, Ворстерман в 1617 — 1622 гг. воспроизвел главные полотна своего учителя. Эта же композиция украшает интерьер к картине голландского художника Яна Стена «Больной старик», хранящейся в музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Знаменитый художник Рубенс, «король живописи и живописец королей», как величали его современники, следовал традиции Ренессанса, считающей, что главное — идея, замысел, а исполнение — это ремесленная сторона искусства.

Рубенс сочинял композицию будущей картины, делал эскиз, а по нему ученики мастера писали ее на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам дописывал наиболее важные места. Наша картина — работа ученика по эскизу мастера.

В мастерской Рубенса работали и учились много замечательных художников, ставших впоследствии знаменитыми. Творчество Рубенса оказало влияние на все фламандское искусство. Картина находилась в коллекции князей Юсуповых во Дворце на реке Мойке в С.-Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г.

картина была передана в Эрмитаж. В 1940 г. она поступила в Ростовский областной музей изобразительных искусств.

В РОМИИ (пр.Чехова, 60) на постоянной выставке «Западноевропейское искусство» можно увидеть картину знаменитого художника Питера Пауля Рубенса «Сусанна и старцы».

Источник: http://romii.ru/exhibitions/rubensa_susanna_starci.php

Легенда о Сусанне и старцах

Сусанна в купальне. Жан-Батист Сантер, 1704.

Сусанна (ивр. Шошана — «лилия») — персонаж эпизода греческого перевода Ветхого Завета. Она была дочерью Хелкия и женой Иоакима. (Считается, что это был Иоаким, сын царя Иудейского, помощник Навуходоносора)

История Сусанны. Альтдорфер Альбрехт, 1526.

Сказание рассказывает о том, как во время вавилонского пленения (с 598 по 539 до н. э.) одна прекрасная еврейка была ложно обвинена двумя высокопоставленными развратными старцами, подсматривавшими за ней. Предположительно, двое этих старцев были еврейскими старейшинами (судьями бет-дина).

Сусанна в купальне. Паоло Веронезе, вторая половина 16 века.

Однажды эта красивая женщина купалась в своем саду, отослав прочь своих служанок.

В это время за ней принялись подглядывать два старца, уже некоторое время имевшие подобную привычку: «Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть её».

Сусанна и старцы. Паоло Веронезе, 1585 – 1588

Когда, вымывшись, женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не согласится на их домогательства, они обвинят её в прелюбодеянии и скажут, что в саду у неё было свидание с молодым любовником.

Сусанна и старцы. Антонис ван Дейк, 1622-23Сусанна и старцы. Федериго Кервелли (1625 – 1700) год создания неизвестен.

Она пренебрегает их шантажом: «Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших.

Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Она начинает кричать, прибегают люди и сбитые с толку старцы осуществляют свою угрозу.

Сусанна и старцы. Батони Помпео (1708 — 1787) год создания неизвестен.Сусанна и старцы.

Питер Лели, 1650-5

Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние, причем женщина клянется, что ни в чём не виновата.

В это время в процесс вмешивается юноша по имени Даниил (это будущий знаменитый пророк Даниил), которому Бог открыл, что она говорит правду: «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила».

Сусанна и старцы. Ян Боз, 1642.Сусанна и старцы. Аннибале Карраччи, 1590.

Он изолирует обоих свидетелей и допрашивает их по-раздельности, подвергая перекрестному допросу. Поскольку ни один из них не знает, что именно сказал другой, они ошибаются в деталях — дают различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником.

Старейшины обвиняют Сусанну в прелюбодеянии. Филиппс Галле, гравюра, 1563Даниил выступает в защиту Сусанны. Филиппс Галле, гравюра, 1563

Первый старец говорит, что это происходило под мастиковым деревом, второй — что под вечнозеленым дубом.

Разница в показаниях обоих старцев становится очевидной для всех присутствующих.

На смерть осуждают их, как лжесвидетелей «по закону Моисея», а добродетельная Сусанна торжествует: «и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».

Даниил допрашивает старейшин. Филиппс Галле, гравюра, 1563Забрасывание камнями старейшин. Филиппс Галле, гравюра, 1563

Это событие — не только спасение Сусанны, но и первое явление Даниила в качестве пророка-судии перед народом: «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».

Сусанна и ее родственники славят Господа. Филиппс Галле, гравюра, 1563Тэги: живопись искусство мифы религия

Источник: https://terra-z.com/archives/941

Питер Рубенс

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Портрет Питера Рубенса

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать — воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.

Автопортрет Питера Рубенса

В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери.

Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог.

Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Читайте также:  Описание картины арсения мещерского «ледоход»

Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса — «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.

Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету.

Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную.

Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Питер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 — «Воздвижение креста»
  • 1610 — «Самсон и Далила»
  • 1612 — «Избиение невинных»
  • 1612 — «Избиение невинных»
  • 1614 — «Снятие с креста»
  • 1616 — «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 — «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 — «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 — «Адам и Ева»
  • 1639 — «Суд Париса»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/14222-piter-rubens.html

Рубенс. «Сусанна и старцы». А где же мальчик?

Он дает указание своим чиновникам выбрать из их детей самых толковых и отдать их в обучение (книга пророка Даниила, глава 1): «3.

И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4.

отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому».

Среди отобранных четверо (и будущий пророк Даниил в их числе) были не только способными, но и строптивыми. Они отказались есть, хотя всё было лучше некуда — с царского стола. Начальник евнухов не хотел принуждать детишек. Пытаясь убедить их, он сказал, что если дети будут есть еврейскую еду, они будут бледными и слабыми.

Тогда Даниил предложил кормить его и товарищей иудейской пищей, а остальных царской. Потом сравнить.

«11.Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
12. сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья»

Результат оказался в пользу евреев:

«15. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.
16. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи».

Прошло три года. Все четверо были представлены царю, выдержали экзамен и начали служить:

«17. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
20. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

И все бы хорошо, но задумал Навуходоносор поменять веру. Он соорудил золотого истукана и велел всем поклоняться ему. И не поклоняться ничему и никому другому. А если это случится — ослушников сжигать в печи (глава 3):

«4. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: 5. в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.

6. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем».

Три воспитанника — Анания, Мисаил и Азария (Навуходоносор дал им халдейские имена Седрах, Мисах и Авденаго), отказались поклоняться истукану (почему-то Даниил среди них не упоминается). Царь велел бросить всех в печь. Евреи ответили:

«17. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
18. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся».

В печь добавили нефти, смолы, пакли и дров, раскалили ее настолько, что сгорели палачи. Евреи вышли из огня невредимыми.

Когда Навуходоносор увидел это, он дал приказ:

«95. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего».

Навуходоносора сменил Валтасар, Валтасара — Дарий. Даниил по наследству переходил от царя к царю, продолжал управлять делами. Дарий поставил его над 40 сатрапами (сатрап — губернатор). Дела были настолько хороши, что Дарий намеревался поставить его над всеми сатрапами.

Завистники стали искать способ убрать Даниила. Они подсунули Дарию указ, по которому все жители царства должны были со своими просьбами обращаться только к царю, ни в коем случае к своим богам. Дарий подписал бумагу. И сразу после этого ему донесли на Даниила.

Даниила бросили в ров со львами (глава 6):

«16. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!»

Даниил вышел из рва невредимым.

«21. Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи!
22. Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист…»

Вот этот момент — Даниил во рву со львами — изобразил Рубенс. Даниил молится, а львы вокруг него как бы не видят его. Несколько странно выглядят львы — их морды нарисованы с человеческими выражениями. Это не очень вяжется с молитвенным порывом Даниила.

До нас не дошло никаких подробностей о личной жизни Даниила: был ли он женат, были у него дети или нет, до скольки лет он дожил. Из книги пророка известно, что Даниил служил трем царям, у всех был в почете, для всех он был толкователем снов.

Это все были царские дела. И было одно, которое случилось вне царских покоев.

Дочь почтенного еврея была замужем за богатым и авторитетным человеком, в его доме постоянно бывали весьма уважаемые люди. Затесались к нему в дом два старца, два судьи, которые должны были вершить правый суд. А они показали себя с самой поганой стороны (глава 13, которая не входит в канон)…

«7. Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки. 8. И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней,

9. и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах»

Они очень хотели ее и сговорились вместе овладеть ею (опасались, что поодиночке не справятся?). Выследили, когда она осталась в саду одна и занялась своим туалетом, начали ее доставать. И не просто предлагать ей непотребство, но угрожать, что если она не уступит, ее обвинят в прелюбодействе.

Сусанна в отчаянии (свидетелей нет, а им — судьям — точно поверят) начала кричать, звать помощь. Тогда эти два поганца осуществили задуманное: они обвинили ее в том, что Сусанна отослала служанок специально, потому что к ней пришел юноша, с которым она занялась любовью. Якобы они это увидели, а Сусанна подняла крик, чтобы отвести от себя подозрения.

Несчастную женщину ждала смерть за прелюбодеяние, но тут появился пророк Даниил (книга не говорит о том, насколько Даниил был близок к дому Сусанны, каким образом он узнал о ее беде). Он допросил старцев по-отдельности, и каждый из них назвал совершенно другое место действия.

Сусанну оправдали.

Рубенс не однажды обращался к этой истории. В первом варианте картины (1607 год) старцы очень благообразные, они стараются уговорить ее отдаться без шума. Позднее (1610−1611 год) старики намного агрессивнее, мощнее, их движения и мимика не оставляют сомнения в том, что они готовы взять ее силой (один из них перелезает через ограду и уже щиплет ее).

Драматичность обозначена и мрачным фоном, хотя действие разворачивается в послеобеденное время.

Спасение Сусанны осталось за рамками картин.

Примечание: некоторые комментаторы тринадцатой книги пророка Даниила говорят о том, что подозрения старцев были небеспочвенны, что сбежавший от Сусанны юноша — это сам пророк Даниил.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/53019/

Выставки в Германии 2015: Выставка «Создание шедевра. Берлинская картина «Сусанна и старцы» Рембрандта» в Берлинской картинной г

название выставки:«Создание шедевра. Берлинская картина «Сусанна и старцы» Рембрандта»
время проведения:03.03.2015—31.05.2015
место проведения:Берлинская картинная галерея, Штауффенбергштрассе 40, город Берлин, Германия
сайт выставки:www.smb.museum

Выставка в Берлинской картинной галерее предлагает уникальную возможность увидеть, как творчество одного гениального художника простимулировало воображение другого великого мастера, и оценить результат их творческих действий, не совпадающих во времени, но направленных на один объект—картину Рембрандта «Сусанна и старцы».

Читайте также:  Описание картины казимира малевича «пезаж»

Картина Рембрандта «Сусанна и старцы», которая давно внесена в список шедевров, сейчас хранится в Берлинской картинной галерее. Берлинская картинная галерея, один из ведущих европейских музеев, впервые была открыта в 1830г. Основу коллекции музея составили картины, купленные английским купцом Эдвардом Солли в 1821г.

Для того времени это был один из наиболее научно организованных музеев мира, систематичность которого была уникальной для музейного дела и в Европе.

К сожалению, во время Второй мировой войны постулат, что война освобождает от комплексов, получил своё трагическое подтверждение: здание музея было почти полностью разрушено; многие экспонаты, спрятанные в убежищах по всей Германии, потеряны, а 400 самых больших (в основном, алтари, которые трудно было спрятать)—уничтожены нацистами.

После войны разделение Берлина привело и к разделению коллекции: наиболее ценные произведения искусства экспонировались в пригороде Западного Берлина—Далеме, а остальные—в Восточном Берлине. Только через 50лет после раздела музея, в 1997г, коллекция была вновь объединена в специально построенном для неё здании в Культурфоруме в Берлине.

Сейчас Берлинская картинная галерея гордится богатейшей в мире коллекцией (около 900 работ) европейского искусства периода XIII-XVIIв. Это шедевры Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Яна Вермеера и многих других известных живописцев. Музей собрал прекрасную коллекцию произведений периода Итальянского и Нидерландского Возрождения.

Рембрандт «Автопортрет»

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна, которое стало символом золотого века голландского искусства 40-60гг, представлено в музее 20работами из богатого наследия художника (всего сохранилось около 560картин, 300наименований его гравюр и 1500рисунков). Экспозиция, включающая шедевр художника «Сусанна и старцы», размещается в прекрасном зале восьмиугольной формы и считается одной из самых значительных в мире.

Рембрандт «Сусанна и старцы»

Картина Рембрандта «Сусанна и старцы», одна из лучших работ мастера на религиозную тему, была приобретена Берлинской картинной галереей в 1883г. Рембрандт начал писать картину «Сусанна и старцы» в середине 1630 г, но продана она была только в 1647г. Голландские художники того времени, следуя моде, писали в светлых тонах.

Картина Рембрандта своей богатой фактурой и цветовыми контрастами выделялась на общем живописном фоне Голландии и плохо воспринималась публикой. Картина была написана на библейский сюжет, как и большинство работ художника того периода.

Но несмотря на евангельскую тему, Рембрандт наполнил картину таким живым человеческим содержанием, что её только условно можно рассматривать как религиозное произведение. Сюжет взят из апокрифа—раннехристианского текста, не признанного христианской церковью и не вошедшего в библейский канон. Он повествует о Сусанне (на ивр.

«лилия»), красивой и благочестивой жене вавилонского еврея Иоакима. Двое старцев, предположительно старейшин, тщетно домогались её любви и в отместку за отказ, обвинили её в измене мужу. Суд поверил старцам и приговорил Сусанну к смерти.

От казни за прелюбодеяние Сусанну спас юноша Даниил, будущий знаменитый пророк, которому Бог открыл правду о невиновности девушки. Даниил допросил старцев каждого по отдельности и нашёл противоречия в показаниях развратных стариков. «По закону Моисея» лжесвидетели были приговорены к побитию камнями, а Сусанна—оправдана.

Этот библейский сюжет повторяется в картинах многих художников. Но картина Рембрандта «Сусанна и старцы» с недавнего времени привлекает пристальное внимание не только своим совершенством, но и благодаря сенсационной новости, прозвучавшей на конференции в лондонской Национальной галерее.

Берлинская картинная галерея сообщила об удивительном открытии: один из шедевров музейного собрания—картина Рембрандта «Сусанна и старцы» претерпела значительные изменения. Проводившая исследования реставратор Клаудия Лоренцо-Ландсберг после рентгеновского просвечивания полотна заметила на холсте крошечные пигменты, не существовавшие в XVIIв.

Более того, она отметила, что некоторые фрагменты картины не соответствуют живописной манере Рембрандта. В ходе этой высоконаучной детективной работы Лоренце-Ландсберг выяснила, что в XVIIIв значительная часть полотна была перекрашена, а целые фрагменты смыты растворителем и заново прописаны в более современном для того времени светлом тоне.

Предположительно, эти изменения мог внести знаменитый английский художник и коллекционер Джошуа Рейнольдс, который собирал полотна мастеров старой школы. По данным исследователей, он часто проводил живописные эксперименты, позволяя себе вмешиваться в замысел автора, и вносил свои, «современные», изменения в картины.

Результаты нейтронной авторадиограммы, проведённой в Великобритании, подтвердили, что значительные изменения в картине относятся к периоду, когда владельцем полотна был Рейнольдс. По свидетельству директора музея Берна Линдеманна: «От картины, которую написал Рембрандт, остались только фигуры.

Можно только догадываться, какими мотивами руководствовался Рейнольдс. Очевидно, он считал, что полотно необходимо было усовершенствовать».

Зелёным цветом показаны те места на картине, которые были, предположительно, изменены Джошуа Рейнольдсом. Исследования, конечно, дали ответ на многие вопросы. Но готовы ли мы принять такой ответ?

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evrope/Vystavki-v-Germanii-2015-Vystavka-Sozdanie-shedevra-Berlinskaya-kartina-Susanna-i-starcy-Rembrandta.aspx?ID=2554

В ростов привезли картину рубенса

В ростов привезли картину рубенсаТеперь знаменитое полотно пополнит наш Музей изобразительного искусства

Экспертиза показала, что эта картина является подлинником 

25 октября в Музее изобразительного искусства впервые показали картину «Сусанна и старцы», вернувшуюся после реставрации и экспертизы. Теперь это полотно — настоящая гордость Ростова, ведь далеко не каждый город может похвастаться своим Рубенсом.

— В Центре, где проводили исследование, официально подтвердили авторство Рубенса, — сообщила «КП»-на-Дону» на презентации картины Лариса ЦЫМБАЛ, старший научный сотрудник музея. — Нам позвонили и поздравили. Конечно, это стало радостной новостью.

«Сусанна и старцы» находится в фондах музея с 40-х годов. Тогда из Эрмитажа, так сказать, по разнарядке, в Ростов поступили сразу несколько картин фламандских художников.

«Сусанна» была записана как работа неизвестного художника школы Рубенса. Однако сотрудники музея предполагали, что автор все-таки сам великий фламандец.

Догадку могла подтвердить или опровергнуть только тщательная и дорогостоящая экспертиза. И лишь в 2003 году «Сусанна» отправилась в Москву.

— Картина находилась в плохом состоянии, прямо посередине полотна был порез буквой Г, — рассказывают в музее. — Но самое сложное для реставраторов стало другое — картина была очень грязной. Потому и реставрация и экспертиза затянулась на три года.

Сейчас картина заметно преобразилась. Это отметил и заместитель полпреда в ЮФО Александр Починок, который тоже пришел на презентацию. Оказывается, он не только любитель вина, оловянных солдатиков, но и знаток художественного искусства. Журналистам Александр Починок даже прочитал небольшую лекцию.

В музее рассказали, что полотно везли в бронированной машине, где картину зафиксировали во избежании колебаний. Мало того, для сохранения постоянной температуры «Сусанну» завернули в специальную бумагу и картон.

Несмотря на громкое приобретение, охрану в музее решили не усиливать, здесь стоит сигнализация и ведется постоянное видеонаблюдение за посетителями.

Единственное изменение привычного уклада в жизни музея — кондиционер, который теперь постоянно выключен: полотно пока проходит акклиматизацию.

СКАЗАНО!

«Кто такой Рубенс? Самый успешный, самый популярный… Он жизнь любил, женщин, и с ответной любовью было все в порядке. Рубенсу заказывали картины и заказывали с удовольствием. А что? Естественно, хитовые сюжеты».

(Александр ПОЧИНОК, заместитель полпреда в ЮФО, на вопрос, почему Рубенс часто писал обнаженных женщин.)

КСТАТИ

Сюжет картины «Сусанна и старцы» взят из Библии. Двое старцев подстерегли в саду во время купания Сусанну, жену богатого человека. На ее крики сбежались люди. Чтобы избежать наказания, лживые старцы заявили, что застали ее в объятиях возлюбленного.

За нарушение супружеской верности Сусанна была осуждена на смерть. Спас молодую женщину юноша по имени Даниил. Отведя одного из старцев в сторону, он тихо спросил, под каким деревом он застал Сусанну, а потом с таким же вопросом обратился к другому. Старцы указали на разные деревья — так был раскрыт обман.

Сусанна была оправдана, а развратные старцы казнены.

ЛЮБИМАЯ СУСАННАРостовский областной музей изобразительных искусств преисполнен гордости: полотно «Сусанна и старцы» вернулось из столичного реставрационного центра им. Грабаря не только похорошевшим и помолодевшим, но и с подтвержденным благородным происхождением.Много лет искусствоведы смотрели на эту картину и спорили: написана ли она в мастерской Рубенса, при его участии, или эта копия с картины Рубенса? Если это оригинал, то где тут кисть самого Рубенса, а где его учеников?И вот после тщательного исследования эксперты центра имени Грабаря сделали заключение: это – не копия, а оригинал. Бесспорно – школа Рубенса. Часть работы выполнена учениками (только не стоит при этом представлять полудетей – полуподростков: ученики Рубенса – это первоклассные художники), но головы старцев и ряд деталей написаны самим Рубенсом.Этот вывод – великая радость не только для Ростова: полотен Рубенса в России немного. Да и для мировой художественной жизни это событие, так что о нашей «Сусанне» центр им. Грабаря уже проинформировал рубенсоведов, собравшихся на свою конференцию в Берлине.Есть версия, что наша «Сусанна» – та самая, которую Питер Пауль Рубенс… обменял у английского посла на антики. Он был большим любителем античности. Сохранились письма, где Рубенс предлагает послу обменять ряд антиков на несколько небольших картин и одну большую, но написанную учениками. Лорд на это отвечает: не хочу, мол, учеников, хочу написанную вами. И Рубенс соглашается еще пройтись по ней своей кистью.Ветхозаветный сюжет о Сусанне и старцах привлекал многих художников эпохи Возрождения. История такая: старцы, увидев купающуюся Сусанну, исполнились похотливых желаний и принялись ее домогаться. Молодая женщина резко их отвергла, и тогда мстительные сладострастники решили ее оклеветать. Они рассказали, будто видели, как Сусанна – молодая жена – предавалась греховному наслаждению с любовником. Над Сусанной нависла угроза сурового суда и смерти. Но пророк Даниил усомнился в правдивости старцев. Он изобличил их обман, расспрашивая каждого по отдельности о деталях того, чему они якобы были свидетелями. Так не Сусанну, а старцев настигла жестокая кара.А почему Рубенс и его современники так любили этот сюжет?– Он давал им возможность показать самое прекрасное, что создано природой, – обнаженное женское тело, – говорит старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.Эту «Сусанну» в Россию привезли в конце XVIII века. Она побывала в нескольких частных собраниях: ее первым владельцем был князь Безбородько, последними – князья Юсуповы. В Ростове «Сусанна» с 1940 года: в наш музей ее прислали из Эрмитажа, посчитав не оригинальным полотном, а только копией великого Рубенса.Сейчас обновленная «Сусанна» экспонируется в окружении гравюр XVII века. Они выполнены с других картин Рубенса с его ведома и даже порой при его участии. Но это счастье продлится только две недели. Потом «Сусанну» («Любимую «Сусанну», как говорят о ней сотрудники музея) отправят в запасники. По причине дефицита выставочных площадей: ведь галерею западного искусства, где в последние годы демонстрировалось полотно, от музея отторгли. А обещанная несколько лет назад пристройка к музею и по сей день остается пустым звуком.Все это верно и очень печально. Но мне кажется, что музей все же найдет какой-то компромисс: ведь прежде, когда у музея не было этой подаренной и отобранной галереи, «Сусанна» показывалась посетителям здесь же, в основном музейном здании. Да и как иначе? Рубенс все-таки.

Рубенс вернулся на ДонВ музее изобразительных искусств праздник. Домой вернулся шедевр с реставрации, будто бы Сусанна сделала пластическую операцию и вернулась в родной дом. Полотно Питера Пауэля Рубенса «Сусанна и старцы» вновь перед взорами местных ценителей живописи. Сусанна всё такая же привлекательная, несмотря на многовековые трещинки на обнажённом теле. Старцы, как и положено, похотливые и сладострастные. На презентации присутствовал Александр Починок. Он проявил недюжинные познания в области истории живописи. Кто-то из рядом стоящих работников музея даже пошутил: надо его к нам на работу брать. Починок рассказал, что у художника Рубенса было целое предприятие. Он делал эскизы, а ученики по ним рисовали гравюры. Все его ученики стали выдающимися художниками. Александр Починок отметил, что ему более по душе голландцы.Фламандский живописец Рубенс писал картины в Италии в эпоху барокко, коей характерны были приподнятость, патетика, бурное движение, декор, блеск колорита. Его картины написаны на религиозные и мифологические сюжеты. На выставке можно увидеть замечательные гравюры его учеников, сделанные по его эскизам. Самого же Рубенса не могли не волновать те классические темы, вокруг которых и вращалось всё мировое искусство, будь то живопись или литература. Его работы «Снятие со креста», «Персей и Андромеда», цикл «История Марии Медичи» — историко-аллегорические полотна. К слову, о тех замечательных мастерах — учениках, которые трудились «на фабрике Рубенса», если можно так выразиться, — это А. ван дейк, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс. На выставке вы увидите такие гравюры, как «Положение во гроб» (много народу тащат мертвеца, и чего из смерти делать столько-то пафоса?). Или вот, например, «Счастливое правление королевы» (много атрибутов жизни и смерти: дети, мученики, смерть с косой, ангелы со свирелями или пищалями). А вот передача портрета Марии Медичи Генриху IV. Рождение Марии Медичи, львы, младенцы, ангелы. Всё это — великие свидетельства тех эпох, которые для нас уже непостижимы. И единственное, что позволяет нам прикоснуться к истории, это те подлинники искусства, которые можем мы видеть, пока они доступны.
Читайте также:  Описание картины филиппа малявина «бабы»

ФЛАМАНДСКАЯ РЕЛИКВИЯВ Ростов вернулась подлинная картина Рубенса.Картина «Сусанна и старцы» была подарена Ростовскому музею изобразительных искусств московским Эрмитажем в 1940 году как копия, сделанная одним из учеников Рубенса. Однако постепенно специалисты пришли к другому мнению. Настоящая «Сусанна и старцы», согласно старинным документам, имеет размер 199,5х142см. А ростовская «Сусанна» — 189х142, однако заметно, что картина была обрезана внизу. Произведение находилось в ужасном состоянии — было грязным, кое-где с прорывами.В 2003 году «Сусанну» отправили на реставрацию в Москву. После ее тщательного изучения было установлено, что голова первого старца, лицо второго и отдельные детали картины написаны рукой самого Рубенса, а не его учеников!Существует легенда, согласно которой Рубенс отдал картину «Сусанна и старцы», написанную своим учеником, лорду Карлтону в обмен на коллекцию древних статуэток. Однако лорд воспротивился. Он хотел картину, написанную рукой самого художника. Тогда Рубенс сказал: «Хорошо, я пройдусь по некоторым местам картины своей кистью». Так появился подлинник. «Сусанна» была привезена в Россию в 1790 году и побывала во многих княжеских домах. Последней хозяйкой произведения была Зинаида Юсупова, а из ее дома картина попала в музейные фонды Москвы.Сюжет картины восходит к Ветхому Завету. Замужняя девушка купалась в пруду, а старики подстерегли и домогались любви прекрасной Сусанны. Услышав отказ, старцы распустили перед народом слух о ее легком поведении, а наказанием за супружескую измену в те времена была смертная казнь. Однако мудрый пророк Даниил усомнился в честности старцев, и, допросив каждого, убедился в их лживости. Таким образом, Сусанну оправдали, а старцев казнили. Справедливость восторжествовала.Вернувшееся в ростовский музей произведение Рубенса очень любят и берегут, называют не иначе, как «наша Сусанночка».

В Ростове обнаружен РубенсКартина «Сусанна и старцы», хранившаяся в Ростовском музее изобразительных искусств более шестидесяти лет, оказалась принадлежащей кисти великого фламандского живописца.В минувший четверг картину открыли для показа. Полотно долгое время считалось принадлежащим неизве-стному художнику школы Рубенса. Картина написана по библейскому сюжету: добродетельную супругу торговца во время купания подстерегли двое старцев и начали к ней грязно приставать. Когда на крики женщины сбежались люди, старики заявили, что застали здесь Сусанну с любовником. Несчастной грозила смертная казнь за измену, но юный пророк Даниил открыл правду.На картине, выставленной в ростовском музее, молодая пышнотелая женщина стыдливо прикрывает одежды, к которым тянутся руки похотливых стариков. Картина Рубенса «Сусанна и старцы» вдохновила поэта Илью Сельвинского на строчки: «Прекрасное прекрасно оттого, что есть и безобразное на свете». Правда, поэт смотрел на другую прекрасную Сусанну — хранящуюся в Эрмитаже: к этому сюжету художник прибегал не раз.— Рубенс говорил, что это великолепный пример целомудрия. И написать обнаженную натуру на библейский сюжет было для него очень привлекательным, — рассказывает старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.Ростовское полотно попало в Россию в конце XVIII века, находилось в частных коллекциях, после революции оказалось в Эрмитаже и оттуда в сороковых годах было передано в ростовский музей.— Картина была повреждена, по ее центру проходил Г-образный разрез. К тому же она была сильно загрязнена, поэтому реставрационные работы затянулись на три года: специалисты всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря очищали полотно миллиметр за миллиметром, — продолжает Лариса Цымбалова. – Мы подозревали, что картина может принадлежать Рубенсу: была найдена переписка художника, где он описывает эту работу, созданную его учениками, и обещает пройтись по ней собственной кистью. Он сам сделал головы стариков и другие детали.— Экспертиза, — говорит Цымбалова, — подтвердила эти догадки, и теперь под картиной красуется подпись: «Рубенс Питер Пауль».Экпертиза и реставрация, говорят в музее, стали возможными благодаря финансированию из областного бюджета, но во сколько это обошлось, говорить почему-то постеснялись. Страховую стоимость картины в музее также пока не определили, как и не стали принимать дополнительных мер безопасности: в музее и так есть сигнализация и камеры наблюдения.Посреди презентации картины в музейном зале появился Александр Починок. Улучив момент, зампред перехватил инициативу и вместо музейных работников прочитал собравшимся небольшую лекцию по истории искусства.— В те времена это был один из хитовых сюжетов! — объяснил он и посетовал, что есть немало несчастных людей, которых не научили правильно понимать искусство.    «Газета Дона» (Ростов-на-Дону) 44(412) от 01-11-2006

Источник: http://xn--b1acd1bacakffl.xn--p1ai/15-muzei-teatry-parki/3228-v-rostov-privezli-kartinu-rubensa?showall=1

Пост 39. Рубенс и сёстры Фоурмент. Кто из них Сусанна?

Как пишут биографы великого художника, в его жизни заметный след оставили три музы: Изабелла Брант (первая жена), Елена Фоурмент (вторая жена) и Сусанна Фоурмент (сестра второй жены).

Что касается жен – тут как бы все ясно: семейная жизнь.

Сусанна – особый разговор: никто не утверждает, что она была любовницей Питера, но намеки на это проскальзывают почти у каждого автора, пишущего о жизни художника.

Естественно поискать следы отношения Рубенса к Сусанне в его картинах. Но если картины в большинстве подписаны автором, то рисунки и этюды – увы! Принятая атрибуция произведений не всегда вяжется с логикой и с датами.

 Что делать зрителю? Воспринимать то, что он видит в музеях, на веру: далеко не каждому нужна истина, далеко не у каждого есть интерес раскопать эту истину.

Это не так уж и плохо: чему-то надо верить! Но кому-то нужна и правда.

То, что вы прочитаете дальше, — как бы логические построения, основанные на информации из Интернета, которая бывает и неполной, и недостоверной (например, автор статьи в Википедии пишет о помещенной им иллюстрации, что он не помнит, где он ее взял, мол, где-то в Сети).

Каким образом сестры Фоурмент вошли в круг Рубенса? Его дед по матери был ткачом шпалер. Его тесть, отец Елены, был торговцем шпалерами. То есть, оба семейства соприкасались на протяжении очень долгого времени (два-три поколения или больше). 

Возможно,  они, что называется «дружили семьями». Не исключено, что родственники посещали семью успешного живописца, и знакомство состоялось чуть ли не с того времени, когда Сусанна и Елена были совсем маленькими девочками.

Среди полотен и графических работ Рубенса есть портреты сестер Фоурмент – Сусанны (старшей) и второй жены художника Елены (младшей).

Предположим, что у нас есть возможность побывать в Метрополитенмузее, в Нью-Йорке, в США, посмотреть работы Питера Пауля Рубенса. И не только живописные, но и графические. Их там великое множество, но нам сегодня интересны только сестры.

Следы старшей находим в творчестве Рубенса в 1620 году (если верить принятым датировкам работ). Мастер в расцвете сил, женат, есть трое детишек. Правда, судя по портретам Изабеллы, его жены, у нее есть какие-то достаточно серьезные проблемы со здоровьем. А тут появляется 16 – летняя Сусанна (есть разночтения в дате рождения Сусанны – 1599 год или 1605 год).

Ее карандашный портрет датируется 1620 годом. Угловатые  черты лица, цвет радужки – не то сероватый, не то голубоватый, резко очерчен лоб. И взгляд: ирония, насмешка, недоверие. Все сразу.

Сколько ей лет на портрете? Для 16-летней девушки – слишком взрослые переживания. И вообще, откуда такие чувства? Какие разговоры вел художник со своей моделью?

Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. 1620. Метрополитен музей, Нью-Йорк, США.

А теперь немножко попутешествуем и заглянем в музей изящных искусств в Марселе. Оказывается, и здесь есть портрет Сусанны Фоурмент. Только это уже – этюд маслом.

Можно сказать, что эскиз карандашом и этюд маслом изображают одну и ту же девушку – сходство неоспоримо.<\p>

Рубенс. Портретженщины.

Мusee des Beaux Arts Marselles, Provence, France.

Вероятно, художник намеревался написать большой портрет и сделал для него эскизы. Но…

Есть возможность сравнить два эскиза, можно считать, что это – Сусанна:

В этих портретах  есть нечто совершенно фантастическое: ни в одном портрете, ни мужском, ни женском Рубенс не ухватывал столь сложные чувства  персонажа!

А сейчас заглянем  в Лувр. Здесь есть еще один портрет, на табличке написано: «Питер Пауль Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. 1620 год». Женщина на портрете мало напоминает Сусанну с карандашного этюда. Но – так написано.

Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. 1620 год. 53х71 см. Лувр, Париж, Франция.

Попробуем сделать еще один прыжок «через горы, через расстояния». Мы – в Лиссабоне, в музее Калусте Гульбекяна. Перед нами – портрет Елены Фоурмент в полный рост.

Рубенс. Портрет Елены Фоурмент. 1630, 186х85 см, Museu Calouste Gulbenkian,Lisbon  Португалия

Как же так: в Париже и в Лиссабоне две картины с одним и тем же лицом, а называются по разному. И датированы с разницей в 10 лет!

Можно только сожалеть о том, что нам ничего неизвестно о происхождении этикетки на картине из Лувра. Но, следуя логике, надо полагать, что и то, и другое лицо – это лицо Елены. И датировка, и название в Лувре ошибочны: должно быть «Елена Фоурмент.1630 год». Скорее всего, луврский портрет был лишь заготовкой к лиссабонскому. 

Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. 1620 год. 53х71 см. Лувр, Париж, Франция. Фрагмент.

И ничего в этом портрете, кажется, нет: небольшое полотно, без ярких красок. Но глаза – это нечто невообразимо глубокое!

Этот эффект создается почти полным отсутствием различия в цвете радужки и зрачка. Яма, омут, пропасть!

Сестры.  

Казалось бы, можно поставить точку. А если все наоборот? И в Лувре, и в Лиссабоне потрет Сусанны? Тогда Елену надо искать на других портретах, где нет места сомнениям – там, где она рядом с Питером.

Источник: https://vimuru.blogspot.com/2018/05/39.html

Ссылка на основную публикацию