Описание картины поля гогена «жена короля»

К дню рождения художника поля гогена

Вот чем хороши великие художники, сколько бы постов о них не делали, все равно найдешь что-то для себя новенькое. Мне так многое нравится у Поля Гогена, что, выбирая любимое из сотен его работ, с трудом остановилась. Надеюсь, вы тоже получите удовольствие от этой подборки…

Париж в снегу, 1894

К.Дебюсси – Грезы

Французский живописец, скульптор-керамист и график Поль Гоген / Paul Gauguin родился в Париже 165 лет назад 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис, был журналистом, одержимым радикальными республиканскими идеями.

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал.

Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Нотр Дам де Аньес, 1884

Поль прожил в Перу до семи лет. Воспоминания об этих годах всегда жили его душе и позже вдохновили на полные опасностей скитания по свету.

Горшки и букеты, 1886

В 1855 году Гогены вернулись во Францию и поселились в Орлеане. Вскоре Полю надоела серая провинциальная жизнь. При первой же возможности он нанялся на торговое судно и покинул родной дом. Это случилось в 1865 году.

За несколько лет Гоген превратился в настоящего морского волка. Он побывал в Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании.

Позже будущий художник поступил на службу во французский военно-морской флот и продолжил свои путешествия, бороздя просторы от Средиземного моря до Полярного круга.

Мальчик у воды, 1885

В 1871 году Гоген оставил флот. К тому времени мать Поля уже умерла, и его опекун, Гюстав Ароза, помог ему получить место в одной из самых солидных биржевых фирм Парижа. Труды на новой ниве были вполне успешны, поведение не вызывало никаких нареканий — казалось, что дальнейшая жизнь предопределена на много лет вперед.

Пейзаж Бретани, 1888

В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген, поощряемый опекуном, страстно предавался своему хобби. Этим хобби было рисование.

Метте Гоген в вечернем платье, 1884

Писать красками он начал в 1870-х годах. Гюстав Ароза собирал картины, через него Гоген узнал некоторых членов кружка импрессионистов. Импрессионизм в те годы оставался самым авангардным течением в живописи. Гоген с энтузиазмом принял идеи своих новых знакомых и принялся воплощать их на своих полотнах. Этому способствовало и то, что он взял несколько уроков у Камиля Писсарро.

Натюрморт, 1889

Поначалу Гоген очень скромно оценивал собственные возможности. Когда одну из его картин отобрали для показа в Салоне, он не сказал об этом даже жене.

С течением времени имя Гогена все чаще звучало в артистических кругах, и художник стал задумываться над тем, чтобы полностью посвятить себя живописи.

Биржевой кризис 1882 года, поставив под вопрос дальнейшее финансовое процветание Гогена, послужил неплохой мотивировкой окончательного выбора, сделанного в пользу искусства.

Пейзаж в Понт-Авене, 1886

Впрочем, финансовый кризис отразился и на живописи. Картины перестали пользоваться спросом, и жизнь Гогена превратилась в борьбу за выживание. Стремясь сократить расходы, Гоген в 1884 году вместе с семьей переехал в Руан, а чуть позже — в Данию.

Там художник торговал брезентовыми изделиями, а его жена давала уроки французского языка. Бизнес Гогена не задался, что (вкупе со всем остальным) привело к обострению его отношений с Мэтт. В июне 1885 года брак распался.

Гоген вернулся в Париж со своим вторым сыном, Кловисом, а Мэтт с другими детьми осталась в Дании.

Вечерний первоцвет в вазе, 1885

Гоген продолжал биться в тисках бедности и дошел до того, что поступил кассиром на железнодорожную станцию. Но для его живописи именно это время стало переломным. В тоске по оригинальному стилю, художник изменил импрессионизму.

Начало перемен связано с Бретанью.

Пейзаж с двумя бретонками, 1889

Впервые Гоген приехал сюда в 1886 году. В конце XIX века Бретань была еще живописной окраиной. Здесь сохранились древние традиции, резко выделяющие эту французскую провинцию на фоне остальных районов страны.

Бретонцы были кельтским народом с собственным языком, национальными костюмами и своими религиозными праздниками. Все это пробудило дремавшую в сердце художника любовь к экзотике. Ему снова захотелось странствовать.

Сад на рю Карсель, 1883

Но первое после долгого перерыва путешествие Гогена оказалось не слишком удачным. В 1887 году он отправился в Панаму вместе с художником Шарлем Лавалем, рассчитывавшим на материальную поддержку от своего шурина.

Помощи этой приятели не дождались, и Гогену пришлось наняться рабочим на строительство Панамского канала. Накопив немного денег, художники отправились дальше. На Мартинике Гоген заболел малярией и дизентерией, после чего был вынужден вернуться домой.

Зиму он провел у друзей, а ранней весной 1888 года вновь перебрался в Бретань.

Прибрежный пейзаж, 1886

Гоген не падал духом. Один из художников, знавших его тогда, заметил, что Гоген напоминает ему надменного капитана большого судна, добавив, что тот «замкнут, самоуверен, молчалив и угрюм, хотя при желании может быть очаровательным и милым». Другой описывал его еще более экспрессивно: «рубака, трубадур, пират». 

Сады Вожирара, 1879

Еще одно знакомство Гогена чуть не закончилось трагедией. В октябре 1888 года он согласился провести зиму в Арле, на юге Франции, вместе с Ван Гогом, который мечтал основать в Арле новую колонию художников.

Он с нетерпением ждал Гогена, надеясь найти в нем единомышленника.

Но для Гогена эта поездка была лишь счастливой возможностью, не заботясь о хлебе насущном, поработать в теплых краях — брат Ван Гога, Тео, обещал оплачивать все расходы.

Свинопас, Бретань, 1888

Ситуация осложнилась из-за позиции, занятой Гогеном. В Бретани вокруг него сложился круг восторженных поклонников, и теперь он обращался с Ван Гогом, как с учеником. Уже спустя некоторое время оба художника напоминали «готовые извергнуться вулканы». 23 декабря Ван Гог набросился на своего гостя с ножом, а потом отрезал себе часть уха.

Гоген незамедлительно уехал в Париж.

Четыре бретонки, 1886

Несколько лет Гоген провел в разъездах между Парижем и Бретанью, но его уже манили новые горизонты. В 1889 году он посетил Всемирную выставку в Париже, которая напомнила художнику о далеких странах. Его охватила страсть к перемене мест.

Выбор пал на Таити, где Гоген намеревался «погрузиться в чистоту природы и не видеть никого, кроме туземцев». Чтобы оплатить путешествие, он устроил распродажу своих картин. Предприятие оказалось выгодным и принесло более 10 000 франков.

Семья Шуффенеккер, 1889

В июне 1891 он прибыл на Таити и сразу же испытал страшное разочарование. Столица острова, Папеэте, была цивилизована и утратила свою первобытность. Занесенные европейцами болезни буквально выкосили местное население, сократив его за сто лет в десять раз: с 70 до 7 тысяч. Остров вымирал, и вместе с ним умирали местные ремесла, искусство, обряды.

Большое дерево, 1891

Гоген купил соломенную хижину в глухой деревушке и принялся за работу. Палитра художника расцвела яркими красками, повторяющими краски тропической зелени, моря, солнца, песка. На многих лучших работах Гогена, написанных в этот период, изображена 13-летняя Техура, которую ее родители охотно отдали в жены Гогену.

Вайрумати, 1897

И до появления Техуры Гоген любил, вернее, хотел любить маорийцев. Но как ни старался, он не мог проникнуть в душу этой расы. Он слушал песни на берегу или в хижинах, как слушают музыку другого мира, но с тех пор, как Техура вошла в его повседневную жизнь, все изменилось. Любовь к Техуре и любовь к маорийцам слились в одно и равно расцветали в нем. Чувства проникают глубже, чем разум.

Читайте также:  Описание картины федора васильева «возвращение стада»

Таитянская пастораль, 1898

Девушка была прекрасна, прекрасна своей первобытной красотой, прекрасна своей первобытной младенческой, капризной, но серьезной, созерцательной душой, полной глубокой вдумчивости, какая присуща именно детям, и сквозь душу Техуры Гогену открывалась душа маорийской расы, она звучала в теле дикарки Техуры, как звучала в песнях на пляже, когда начинало смеркаться и в маленьких хижинах Матаиеа зажигались ночники.

А ты ревнуешь? 1892

Но, несмотря на идиллическое настроение полотен, жизнь по-прежнему не слишком улыбалась художнику. Деньги быстро кончались, и в целях экономии приходилось разводить краски пастой из корней хлебного дерева. Сильно пошатнулось и здоровье художника. Частые и беспорядочные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом. В конце концов, он запросился обратно во Францию.

Таитянская идиллия, 1901

Возвращение было недолгим. Получив в 1895 году небольшое наследство, Гоген вновь уехал на Таити, где его продолжали преследовать нужда и болезни. Уставший, близкий к отчаянию, художник перебрался в 1901 году на Маркизовы острова.

Здесь 8 мая 1903 года он скончался от сердечного приступа.

Дух мертвых не дремлет, 1892Лежащие таитянки, 1894Жена короля, 1896Ареареа (Озорная шутка), 1892Таитянский пейзаж, 1891Никогда (О, Таити), 1897Цветы и ковер, 1881Две девушки, 1899Девушка с веером, 1902Дома в Ле Поулду, 1890Дорога на Таити, 1891Меланхолия, 1891Натюрморт с мандолиной, 1885Орана Мария (Мы приветствуем тебя, Мария), 1891Портрет молодой женщины, Вет-Жан Гупиль, 1896Таитянки на берегу, 1892Таитянская Ева, 1892

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6614207.html

«Олимпия» Эдуарда Мане в Москве

Шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом, или Форнарина» (нач. 1520-х) Джулио Романо и скульптуры Праксителя «Афродита Книдская» (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.).

Анна Бебекина
19 апреля 2016

Картина Мане лишь однажды покидала стены Музея д’Орсэ в Париже: в 2013 году ее вывезли для демонстрации с Венерой Урбинской Тициана, которая послужила отправной точной для Мане. Дело в том, что саму «Венеру Урбинскую» власти не разрешили вывезти из Италии, поэтому полотну Мане пришлось отправиться в Венецию.

Желание Мане переосмыслить образ тициановской Венеры в духе своей эпохи послужило толчком для долгого путешествия. Попытку поднять современность до высоких классических образцов, закрепить ее важность и на этом пути обрести новое понимание и того и другого критики расценили как опошление античного образа.

Художник был обвинен в вульгарности и аморальности.

На картине изображена не выдуманная богиня, а вполне узнаваемая в то время в Париже девушка– любимая модель Мане –  Викторина Мёран.

Художник не пытался идеализировать свою модель, наоборот, стиль немногочисленных ювелирных украшений и фасон туфель девушки указывают на конкретное период времени, в котором живет Олимпия.

Помимо этого масло в огонь подлило название картины: в Париже XIX века олимпиями называли дам «полусвета», куртизанок.

Это имя стало нарицательным после романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» – так звали одну из героинь, антагонистку и коллегу главной героини.

Вопреки обыкновению девушка не стыдливо потупила глаза, а немного агрессивно смотрит на зрителя, усиливает впечатление ее напряженная поза и жест – девушка на картине словно инстинктивно защищается от нападок публики. На помощь к ней приходит ее «рыцарь» – черный кот, проснувшийся от шелеста бумаги, в которой принесла букет – подарок от поклонника – черная служанка.

Если вернуться к «Венере Урбинской», то можно оценить чувство юмора художника: маленькую собачку, символ верности и  домашнего уюта, он заменил на черного взъерошенного кота, а готовящих приданное (намек на брак и непорочность) слуг на заднем плане на служанку, которая принесла букет цветов от поклонника — цветы традиционно считаются символом дара, пожертвования.

Критики и журналисты просто разгромили картину на Парижском салоне 1865 года, в итоге многие приходили, чтобы только плюнуть на картину.

Закончилось тем, что картину повесили в самом дальнем углу салона над дверным проемом, якобы, чтобы зрители не причинили ей вреда тростями и зонтами в припадке ярости и глумления.

Но и дальнейшая судьба картины была не слишком блистательна. В 1889 году картина была выставлена по случаю 100-летия Великой Французской революции.

Когда богатый американец захотел купить ее за любые деньги, друзья Мане собрали по подписке 20 000 франков и выкупили «Олимпию» у вдовы художника, чтобы принести её в дар государству.

Не слишком обрадованные таким подарком власти после некоторого сопротивления все же приняли дар и отдали его на хранение в запасники Люксембургского дворца. В1907 — без лишнего шума «Олимпию» перенесли в Лувр.

Истоки этой темы, преломившейся в шедеврах Тициана, Веласкеса, Гойи, Мане и других мастеров, восходят к творчеству древнегреческого скульптора Праксителя, одна из самых известных скульптур которого «Афродита Книдская» присутствует на выставке.

В его произведениях отразился переворот, совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э.

, уход от преобладания героических, мужественных черт даже в женских образах, к женственным, наделенным чертами интимности, лиризма, мечтательности.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина под названием «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует шедевру Тициана, но принадлежит более позднему историческому периоду, так как выполнена художником Джулио Романо, учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров – наследников великих гениев Возрождения.

Также на выставке демонстрируется картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена (1848–1903) из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«Te Arii Vahine Королева (Жена короля)» (1895) была написана художником во время пребывания на Таити. Свою «Венеру» художник нашел среди жителей островов Океании. Интересно, что именно фотографию «Олимпии» Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие.

Прекрасная гостья Мане будет возлежать на высоких подушках в стенах Пушкинского музея до 17 июля, а потом отправится домой в музей д’Орсэ.

Читайте также

Источник: https://www.euromag.ru/events/171olimpija187-eduarda-mane-v-moskve/

10 женских образов на картинах любителя абсента Поля Гогена

8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген.

Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов.

В нашем обзоре 10 картин великого художника, на которых изображены таитянки, дарившие Гогену любовь, радость и вдохновение.

Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д' Орсэ.

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин.

Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными.

Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью».

Читайте также:  Описание картины тимофея неффа «мечтание»

2. Парау Парау – Беседа (1891)

Парау Парау – Беседа. 1891. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни».

Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности.

Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.

Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально.

После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной.

Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».

3. Её зовут Вайраумати (1892)
  Её зовут Вайраумати. 1892. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура.

За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник – Техура боялась призраков, ждущих своего часа.

Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно.

Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал “Её зовут Вайраумати”.

На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.

4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)

Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует 1892. Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс.

У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация.

Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать.

Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет.

Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».

5. Жена короля (1896)

Жена короля. 1896. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити.

Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о “Олимпии” Эдуарда Мане и “Венере Урбинской” Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «..

.Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», – писал Гоген одному из своих друзей.

6. Эа хаэре иа оэ – Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)Эа хаэре иа оэ – Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893

Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно не похожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения.

Название картины с языка племени маори переводится как приветствие “Куда идешь?”. Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины – ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.

7. Те авае но Мариа – Месяц Марии (1899 г.)

Те авае но Мариа – Месяц Марии. 1899. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.

Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.

8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)

Женщины на берегу моря (материнство). 1899. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Картина, созданная Гогеном в последние годы жизни, свидетельствует о полном уходе художника от европейской цивилизации. Эта картина вдохновлена реальными событиями – Пахура, таитянская возлюбленная художника в 1899 году родила ему сына.

9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)

Три таитянки на желтом фоне. 1899 г. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Ещё одна из последних работ художника – «Три таитянки на желтом фоне». Она полна загадочных символов, которые не всегда можно расшифровать.

Не исключено, что художник закладывал в это произведение некую символическую подоплеку. Но при этом полотно это декоративное: полная гармония ритмичных линий и цветовых пятен, пластика и грация в позах женщин.

На этой картине художник изобразил мир с той естественной гармонией, которую цивилизованная Европе утратила.

10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?»)

«Когда ты выйдешь замуж?» 1892 г.

В начале 2015 года картина Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») стала самым дорогим произведением живописи – она ушла с аукциона за $300 миллионов.

Полотно, принадлежавшее швейцарскому коллекционеру Рудольфу Штехелину, датируется 1892 годом. Факт продажи шедевра он подтвердил, на сумму сделки не озвучивал.

СМИ удалось выяснить, что купила картину организация Qatar Museums, которая покупает произведения искусств для музеев Катара.

Источник: https://kovlam.livejournal.com/1002762.html

Сезанн и Гоген

 После долгого перерыва, связанного c защитой диссертации магистра и напряжённой работой, я надеюсь как можно скорее завершить цикл рассказов о майских событиях. Возвращаясь к теме художников, представленных в ГИСЕиА, я позволю обойти стороной проходных мастеров второй половины XIX века и раскрою подлинные жемчужины.

Поль Сезанн (выше автопортрет мастера) представлен достаточно широко в экспозиции музея. Художник, чей талант вошёл в историю, благодаря постимпрессионизму. Художник прожил 67 лет, из которых 55 посвятил рисованию. Безусловно, в России находятся далеко не самые шедевры французского мастера, однако и нам есть, чем гордиться. Я выбрал несколько полотен.

 Деревья в парке (Жа де-Буффан), написаны между 1876-1877 годах. Перед нами типичный пейзаж Прованса в поместье, которое приобрел отец художника. Приятный солнечный день.

Ещё один южный пейзаж, из Экса. “Равнина у горы св. Виктории, вид со стороны Валькро”.

Мастер довольно часто оттачивал свои приёмы на неприметной горе, пытаясь добиться совершенства и торжества идеи. Приблизительная датировка между 1882-1885 годами.

 

“Пьеро и Арлекин (Марди-Гра)” давно ходят в иконах пушкинского музея. Эту картину я помню с детских лет.

Марди Гра – французский народный христианский праздник, означающий конец “жирных” дней и подготовки к Великому посту. Дословный перевод звучит, как “жирный вторник”.

Читайте также:  Описание картины филиппа малявина «бабы»

Христианский подтекст давно выветрился, сменившись карнавальным развлечением и праздным отдыхом. Художник потратил два года на полотно.

Сезанн ставил перед собой разные творческие эксперименты. Например, довольно не правильный с традиционной точки зрения натюрморт, но зато обладающий динамикой, а не мертвой скукой. Картина “Персики и груши” датирована 1895 годом.
 Одной из лучших картин Сезанна, попавшей в Россию, является “Мужчина, курящий трубку”.

Казалось бы: совершенно рядовой сюжет, но тема вечна. Дело даже не в пагубной привычке мужчин к табаку. Несмотря на простую обстановку и недорогой костюм, мужчина проникнут достоинством и самоуважением. Он о чём-то крепко задумался.

Может быть о любимой или о той жизни, которую он так беспутно прожигает? В любом случае, он одинок и наедине со своими мыслями.
 Поль Гоген (автопортрет мастера выше) является одним из самых значимых представителей постимпрессионизма.

Человек, с удивительной судьбой, он пожалуй является самым путешествующим из всех французских художников не только своей поры.

Свое детсвто он проведёт в Перу и лишь в 7 лет вернётся во Францию, а годы спустя моряком покорит Средиземное и Северное моря, Индийский и Атлантический океаны, проживёт несколько лет в Копенгагене, побывает на строительстве Панамского канала, но прославит его Таити и Хива-Оа, не самые большие острова в Тихом океане.

Целый зал творчества Гогена! К чёрту натюрморты! Лучше начну с любимой картины: “Кафе в Арле”. Всё просто и по-провинциальному мило. Арль – это небольшой городок на юге Франции, в Провансе. В воздухе кружат кольца от трубок посетителей. Кто-то из посетителей уже порядком пьян и спи, а кто продолжает знакомство. Дама улыбается художнику. Возможно, он угостит её коктейлем? Кстати, автопортрет написан годом позднее, чем сцена в кафе (1888).

 

В “Её звали Вайраумати” художник обыгрывает полинезийские мифы в древнеегипетском ключе. На дворе 1892 год, но в Тихом океане царит природная естественность и всякое отсутствие мусора цивилизации.

“А, ты ревнуешь?”. Дело здесь не в женской наготе, а красках. Человеческое тело служит продолжением солнечного света в этих нереальных тонах. Кстати, он оставил жену с пятью детьми. В Таити у него появилась местная молодая жена.

 

MATAMOE (“Смерть”). Пейзаж с павлинами. Снова символизм и нереальность происходящего.

Королева (жена короля) написана четырьмя годами позднее, чем предыдущие три картины, в 1896 году. Необычайная гармония композиции и цвета.”Таитяне в комнате” (“Не работай”). Созерцать мир гораздо приятней, когда рядом жена, кошка и папироса.

“Сбор плодов” 1899 призывает скорей к другому. Труд – он как известно, облагораживает.

Один из любимых пейзажей. Здесь всё в гармонии, хотя уже проступают признаки цивилизации. “Пейзаж. Лошадь на дороге”. Написано легко, словно детской или юной рукой.

Сложно сказать, где здесь Гоген увидел “Великого Будду”, учитывая язычество местного населения и явного идола, которому поклоняюсь, как оберегающему очаг.

“Брод” (“Бегство”) – полон символизма. Есть сходство с картиной Дюрера “Рыцарь, смерть и дьявол”. Репродукцию именно этой картины француз взял с собой в Полинезию. Белый конь – символ смерти. Всадник на чёрном коне делится пищей с пицей.

Вдалеке лодка с парусами символ неизбежных перемен. На мой субьъективный взгляд, всадник на белом коне напоминает Ван Гога, в период после ссоры с Гогеном, когда Ван Гог отрезал себе ухо (или это сделал Гоген?).

Поль давно болел проказой (лепрой), но продолжал писать, уехав на другой, более отдалённый остров Хива-Оа.

Одна из последних работ мастера. “Натюрморт с попугаями” (1902) г. В следующем году он скончается, не дожив до 54 лет. Помимо мёртвых попугаев и сосуда для хранения воды(?), мы видим весьма слабую копию Будды Шакьямуни, выполненной в местной школе, с отходами от канона.

Мастер словно предчувствует свою скорую кончину, а возможно три попугая – это символ уходящих ярких мастеров-постимпрессионизма? Ван Гог покончит жизнь самоубийством в 1890 году, Поль Гоген умрёт в 1903 году, Поль Сезанн переживёт его на три года.

Это лишь моё предположение и оно ни на что не претендует.

P.S. Зал Гогена – один из самых популярных в галереи. Даже девушки и женщины не способны устоять перед магией красок и активно обсуждают полотна, либо фотографируют на память.

Источник: http://www.kochergin.info/2014/07/Gauguin-Cezanne.html

Описание картины Поля Гогена «Жена короля»

Поль Гоген, сын француза-журналиста и перуанской креолки из богатой семьи, детство провел в Перу, в семье своей матери.

Яркие наряды коренных жителей Южной Америки, раскованность их поведения, необычная природа стали первыми впечатлениями детства будущего живописца и отчасти сформировали его внутренний мир, дав позитивный заряд на всю жизнь.

Закончив школу и Мореходное училище во Франции, удачно создав семью, сколотив состояние и путешествуя по свету, Поль, тем не менее, испытывал сильную тягу к экзотическим местам – подобным тому, где он провел свое детство.

Цивилизацию и все ее признаки Гоген называл “болезнью”. Первая поездка на Таити дала уставшему от жизни мужчине все то, чего ему так не хватало в цивилизованном мире.

Вернувшись во Францию, он привез с собой более восьмидесяти полотен, но не сыскав успеха и признания, вернулся в Полинезию.

Поль Гоген стал первым художником Европы, отрекшимся от реализма в пользу примитивизма и наивной живописи, чтобы стать ближе к природе.

Картина “Жена короля” написана Гогеном во время второй поездки на Таити и является одним из самых значимых произведений художника. Это полотно – открытый вызов европейским традициям живописи и, возможно, даже своеобразная насмешка над оными.

Поза красавицы-таитянки точно повторяет позу Олимпии с одноименной картины Мане и отчасти копирует тициановскую “Венеру Урбинскую”.

Однако Гоген не фиксирует внимание зрителя на одном конкретном мифе, наполняя свой сюжет множественными знаками и символами.

На заднем плане мы можем видеть древо познания (древо добра и зла), что является прямой отсылкой к Ветхому Завету, и беседующих старцев, едва различимых в тени деревьев.

Таитянская Ева готовится вкусить плод, который даст ей знание – яркие красные фрукты лежат у ног девушки, молодая служанка собирает свежие плоды с веток.

В чертах женщины с портрета угадывается Техура, жена Гогена – таким образом, изображая ее Евой, себя он видит Адамом.

В пользу версии о портрете жены художника говорит и большой красный веер в руке таитянки – Поль уже изображал Техуру с этим веером, который, скорее всего, являлся ее любимым аксессуаром.

Знаменательно и название картины – именуя свою жену королевой, художник мнит себя царственным лицом, королем живописи или белым королем Таити.

Кроме того, творец сознательно упрощает формы, насколько это вообще возможно – в противовес “Олимпии” и “Венере Урбинской” с их детально, досконально прописанными телами Гоген рисует свою возлюбленную так, как нарисовал бы обнаженную женщину ребенок.

Отсутствие всякой стыдливости, торжество красоты нагого тела – характерная черта поздних портретов Гогена.

Уехав в Полинезию с “билетом в один конец”, он открыто протестовал против всякой цивилизации и восхищался естественностью и наивностью аборигенов, не знающих чувства стыда.

Такое поведение местных жителей напоминало творцу о первозданном библейском рае – и Таити он считал истинным раем на Земле. В пользу ветхозаветной версии говорят и мелкие детали картины.

“Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют” – писал автор о своем творении. “Жена короля” демонстрирует удивительное единение человека с природой. Яркие, сочные краски навевают ощущение тропической жары, вечного экваториального лета. Гоген показывает зрителю мир, которого не коснулось зло и над которым не властна цивилизация.

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-polya-gogena-zhena-korolya/

Ссылка на основную публикацию