Поль Сезанн Автопортрет: Описание произведения
Сезанну не особо нравилось, как он выглядел. На этом портрете ему 36 лет, но он рано полысел, из-за стеснительности и вспыльчивости не пользовался популярностью у женщин и слыл чудаком. Он придумал для себя светский образ нерасторопного, грубоватого медведя, сварливого увальня.
Имитировал южный акцент, таскал картины на тележке, по делу и без дела ругался, подолгу молчал. В этой эффектной роли удобно было прятаться и паясничать, скрывать неловкость и мириться с непониманием. Сезанну удалось разыграть этот шутовской образ даже в чужих пьесах: в книге Амбруаза Воллара и некоторых последовавших за ним биографов.
Настоящий Сезанн — интеллектуал, мудрец, проницательный наблюдатель, читатель, отшельник, пророк и вдохновитель всего последовавшего за ним современного искусства. Этот Сезанн со временем прорисовывается в изданных воспоминаниях близких друзей, в восторженных отзывах молодых художников. И всегда — в автопортретах.
Только за 1875 год Сезанн пишет 3 автопортрета (1, 2), и еще несколько — в ближайшие пару лет. И это значит, что конец 1870-х — время самого интенсивного самопознания для художника. Потому что автопортрет для него — всегда важный инструмент самоанализа, а возможно и самовоспитания, и самоорганизации.
Так же, как живописными средствами Сезанн вскрывает непреходящую суть горы Святой Виктории или старой сосны, яблока или покосившегося дома, так же он обходится сам с собой.
Часто Сезанну в упрек ставили отсутствие внешнего сходства на автопортретах. При этом большинство из них расходилось по личным коллекциям друзей и коллег Сезанна — один, например, принадлежал Писсарро, еще один — Дега. Сезанн не писал фотографических портретов.
Часто в нескольких изображениях его жены трудно опознать одного и того же человека, но при этом легко почувствовать, в каком она была настроении и о чем могла думать. Каждый автопортрет Сезанна — это образ человека-горы, человека-глыбы.
Но это глыба в становлении, глыба, внутри которой непрерывно происходят геологические, тектонические, мистические процессы.
За всю жизнь Сезанн напишет 26 живописных автопортретов — и при этом ни одного за последние 10 лет жизни. Пытаясь проанализировать эту плотность самоосознающей энергии художника в 70-80-е и последовавшее за этим молчание историк культуры Питер Гэй писал:
«Наиболее важные автопортреты Сезанна… выглядят подчеркнуто замкнутыми. Абсолютно всё – форма, цвет, лысая голова, широкие плечи – подчинено общей идее… Он накладывал краску короткими заметными параллельными мазками, стремясь скорее к живописности, нежели к жизненности.
А глаза, издревле считавшиеся зеркалом души, он сделал непрозрачными и непроницаемыми. Однако, несмотря на это, пустые взгляды, которые Сезанн устремляет с полотна на зрителя, весьма красноречивы.
Автопортреты выдают его главный секрет: он всю жизнь пытался навязать своей неуправляемой, возможно, даже хаотической сущности хоть какой-то порядок…
Источник: https://artchive.ru/artists/1020~Pol_Sezann/works/347718~Avtoportret
Маршрут вокруг Экс-ан-Прованса: по следам Сезанна
Автопортрет Поля Сезанна
Поль Сезанн, выдающийся импрессионист, родился и вырос в Экс-ан-Провансе. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн, занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет.
Поль был воспитанным ребенком, хорошо учился. Однако отец не считал его увлечение рисованием серьезным и прочил ему карьеру юриста.
Однако, видя, сколь неохотно Поль учился на факультете права в университете Экс-ан-Прованса, отец отпустил его в Париж учиться живописи, назначив скромное жалованье.
В Париже над творениями Поля многие насмехались, но поддержку юному художнику оказал Камиль Писсарро, один из основоположников импрессионизма, а также его лучший друг детства еще со школы в Экс-ан-Провансе, знаменитый в будущем писатель Эмиль Золя.
Портрет жены работы Поля Сезанна
Ненадолго вернувшись в Экс поработать в банке отца, Поль вновь уехал в Париж, учиться живописи. Там он познакомился со своей будущей женой, Гортензией Ортанс, юной натурщицей.
Она родила Полю сына, названного в честь отца Полем-младшим, но долгое время художник скрывал эти отношения от отца, боясь лишиться содержания. Открылось все в 1878 году, когда отец вскрыл письмо матери к Полю: она знала о внуке и часто навещала его.
Отец требовал отказаться от отношения, но Поль был непреклонен, даже ценой потери финансовой поддержки. Долгое время Поль пребывал в бедности, ему помогал только лучший друг Эмиль Золя, ставший тогда уже известным романистом.
Примирение отца и сына Сезанна произошло на свадьбе Поля и Гортенции в 1886 году, как раз после окончания дружбы с Золя, который опубликова роман о художнике-неудачнике, герой которого был списан с Поля.
Одна из самых известных работ Поля Сезанна
Церемония бракосочетания Поля Сезанна прошла в Экс-ан-Провансе. Той же осенью Луи-Огюст умер, оставив большое наследство Полю. Только теперь, в 47 лет, художник наконец то получил возможность не зависеть от финансовых обстоятельств и полностью погрузиться в живопись.
Даже семья не отвлекала его от любимого дела: к тому времени чувства уже остыли и супруги жили врозь: Поль в семейном особняке Жас де Буффан (название дословно означает «Пристанище Ветров») в Эксе, а Ортанс с сыном в Париже.
Поль только приезжал навещать их время от времени.
Поль Сезанн
Истинное признание пришло в 1895 году, когда коллекционер Амбруаз Воллар организовал в своей галерее в Париже персональную выставку Сезанна, где было представлено около 150 полотен.
Работы не сильно впечатлили публику, но произвели неизгладимое впечатление на нескольких молодых художников. Для них Сезанн стал культовой личностью, причем уединенная жизнь художника добавляла ему загадочности.
Поездки к Полю молодые называли между собой «паломничество в Экс».
В 1897 скончалась мать Поля. Он был вынужден продать дом Жас де Буффан, чтобы выплатить долги, а сам перебрался в квартиру на улице Бульгон. В 1901 году он купил небольшой участок земли на окраине Экса, обустроив там свою студию. Теперь там расположен музей художника: нет ни одной его квартиры, но сохранилась «рабочая обстановка» Сезанна.
Автопортрет Поля Сезанна
В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Все случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая на пленэре, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь.
Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил — старый мастер упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких.
К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвященная памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.
Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков.
Есть три варианта маршрутов по следам Сезанна:
- Маршрут по Эксу Сезанна — по местам, связанным с жизнью Поля Сезанна и его семьи
- Маршрут вокруг Экс-ан-Прованса — особняк и мастерская художника в пригородах Экса, а также места, где рисовал художник, в первую очередь, карьеры Бибемус. Достопримечательности вдоль этого маршрута описаны ниже.
- Дорога Сезанна — только на машине.
Маршрут Поля Сезанна по ближайшим окрестностям Экса включает посещение особняка Жас де Буффе, посещение студии-ателье Сезанна и живописные карьеры, пейзажи которых запечатлены на многих работах художника.
1 — МАСТЕРСКАЯ СЕЗАННА
L’ATELIER DE CÉZANNE.
Именно здесь, на холме Лов среди предметов, которые были ему дороги, моделей его последних натюрмортов, его мебели, его рабочих принадлежностей, вы более интенсивно почувствуете присутствие художника.
С 1902 года до самой смерти в 1906 году Сезанн каждое утро работал в этой мастерской, где царит свет и тишина, – колыбели рождения десятков произведений, хранящихся сегодня в знаменитых музеях по всему миру, последнее из которых «Большие купальщицы».
В мастерской имеется книжно- сувенирный магазин, здесь регулярно проводятся периодические выставки и организуются культурные и гастрономические мероприятия во время туристического сезона.
Желательно бронировать участие в экскурсии.
Примерное время на осмотр — 30 минут. В это входит посещение самой студии и сада.
Мастерская-ателье Поля Сезанна в Экс-ан-Провансе
Вход:
- Единый тариф 6€
- Льготный 2,50€ (13-25 лет)
- Бесплатно для детей до 13 лет, лиц, инвалидов, представителей прессы, музейных работников и экскурсоводов (по предъявлению удостоверения)
- Cézanne Passeport – 12 € (посещение трех мест: Мастерская, поместье Жас де Буффан и карьеры Бибемус). Пункты продажи: Офис по туризму, мастерская Сезанна и поместье Жас де Буффан. Действителен на 1 человека с 1 апреля до 31 октября – 1 вход для каждого
Время работы:
- 1 октября — 31 марта: 10:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00. Тур на английском в 16:00.
- 1 апреля — 30 июня и 1 — 30 сентября: 10 — 12 и 14 — 18, тур на английском в 17 ч.
- 1 июля — 31 августа: 10 — 18, тур на английском в 17 ч.
Добраться: автобус номер 5 от la Rotonde Victor Hugo — остановка Cézanne.
- 9, avenue Paul Cézanne- 13090 Aix-en-Provence
- Tél: 33 (0)4 42 21 06 53
- Fax : 33 (0)4 42 21 90 34
- Internet : www.atelier-cezanne.com
Мастерская-ателье Поля Сезанна в Экс-ан-Провансе
2 — ПОМЕСТЬЕ ЖАС ДЕ БУФФАН
LA BASTIDE DU JAS DE BOUFFAN.
Отнесенное к разряду исторических памятников поместье в Жа де Буффан (Обитель ветров) и его парк открыты для экскурсий в сопровождении экскурсовода, дающих представление, чем было это семейное поместье для художника: местом жизни, пристанищем, живым пейзажем его первых произведений и творческой мастерской.
На первом этаже молодой Сезанн написал десяток настенных композиций. Он устанавливал свой мольберт в парке, перед домом, фермой, рощей и величественной каштановой аллеей, бассейном и его каменными изваяниями… В общей сложности тридцать шесть работ маслом и семнадцать акварелей были созданы здесь между 1859 и 1899 гг.
В 2013 году были проведены реставрационные работы в оранжерее, предполагается провести такие работы и в поместье.
Посмотреть можно только с экскурсией. Гид проведет вас по разным местам, запечатленным Сезанном на его картинах. В овальной гостиной представлена виртуальная коллекция его работ.
Время на посещение — около 45 минут.
Фамильное поместье Жас де Буффан
Время работы:
- 2 января — 31 марта: экскурсия на англ по средам и субботам в 12:00
- 1 апреля — 31 мая: туры на английском по вт, чтв и сб в 14 ч.
- 1 июня — 30 сентября: еж. в 14 ч.
- 26 августа — 15 сентября 2015 — закрытие на съеимки фильма
- 1 октября — 31 октября: туры на англ в 14 ч по вт, чтв и сб.
- 1 ноября — 31 декабря: по ср и сб в 14 ч.
Проезд:
- автобус 8, остановка Corsy.
- Маршрутное такси от «Parking des 3 Bons Dieux» и «Bibémus»
Вход:
- Единый тариф 6€
- Льготный 2,50€ (13-25 лет)
- Бесплатно для детей до 13 лет, лиц, инвалидов, представителей прессы, музейных работников и экскурсоводов (по предъявлению удостоверения)
- Cézanne Passeport – 12 € (посещение трех мест: Мастерская, поместье Жас де Буффан и карьеры Бибемус). Пункты продажи: Офис по туризму, мастерская Сезанна и поместье Жас де Буффан. Действителен на 1 человека с 1 апреля до 31 октября – 1 вход для каждого
Адрес:
- Bastide du Jas de Bouffan
- 17 Route De Galice
- 13090 AIX EN PROVENCE
3 — КАРЬЕРЫ БИБЕМУС
LES CARRIÈRES DE BIBÉMUS. Экскурсии в сопровождении экскурсовода в центр грандиозного массива Сент-Виктуар – величественную живописную вершину, где Сезанн заложил основы кубизма и создал всемирно известные произведения.
КАРЬЕРЫ БИБЕМУС — вживую и на полотне Сезанна
Из этих карьеров добывался бледный камень, из которого созданы многочисленные монументы в Эксе. Расположенные между route du Tholonet и route de Vauvenargues, Bibémus — это скеалистое плато, часть которого использовалось для добычи камней долгое время.
Именно здесь зародился кубизм, на этом скалистом плоскогорье площадью 7 гектаров, где добывался карьерный камень для строительства экских монументов вплоть до XVIII века. Сезанн открыл это заброшенное место: буйная растительность хаотично завоевала пространство, но желто-охровая скала хранит следы рук человека.
Этот поразительный рельеф и своеобразие природы художник воплотил во всемирно известные шедевры между 1895 и 1904 гг., такие как «Красная скала».
Сегодня в самом сердце Большой площадки Святой Виктории каменоломни Бибемус раскрывают все свое живописное величие по ходу маршрута вокруг деревянного домика, где художник хранил свои произведения, а иногда ночевал.
Карьеры Бибемус
Карьеры стали разрабатываться еще в древние времена, но в основном камень отсюда шел на постройку домов в Экс ан Провансе в 17 и 18 вв. В эпоху Сезанна карьеры были уже практически заброшены.
Художник арендовал небольшой сарайчик, где он мог хранить холсты и краски и даже порой ночевать.
Здесь он нарисовал 11 живописных полотен и 16 акварелей, изображая лландшафты, где камень и раститения дополняют друг друга.
Помимо вида на гору Сент-Виктуар и природы, отраженной на полотнах Сезанна, здесь можно полюбоваться необычным мотивом из оранжевых скал в виде геометрических форм, послуживших вдохновением для ярких работ художника, которые стали первыми работами в кубизме, ставшие известными во всем мире.
Гора Сент-Виктуар глазами Поля Сезанна
- Посещение около 1 часа
- Местность на открытой природе, обрывистый пеший маршрут требует хорошей физической формы. Рекомендуются туристические ботинки
- Возможность приема макс. 20 чел., рекомендуется бронирование посещения
- Открыто только для посещения в сопровождении экскурсовода, нет свободного посещения
- Отправление на специальной маршрутке из паркинга 3 Bons Dieux (бесплатный паркинг). Встреча за 45 мин до посещения. После выхода из маршрутки, явиться ко входу в каменоломни (приблизительно 150 м пешком)
Вход: (включая стоимость маршрутки 1,10€)
- Единый тариф 7,10€
- Льготный 3,60€ (13-25 лет)
- Бесплатно (кроме маршрутки 1,10€) : — для детей до 13 лет, лиц, инвалидов, представителей прессы, музейных работников и экскурсоводов (по предъявлению удостоверения)
Проезд:
- Автобус : из города № 6, остановка 3 Bons Dieux
- +33 (0)9 70 80 90 13 www.aixenbus.fr
- На машине : стоянка на паркинге 3 Bons Dieux (бесплатно) GPS : 43°32’6.96 N — 5°28’32.29 E
- Место отправления специальной маршрутки для посещения каменоломни Бибемюс
Также могут быть интересны статьи:
Источник: http://frenchtrip.ru/cities/aix-en-provence/vokrug-eks-an-provansa/po-sledam-sezanna/
Сезанн Поль
Другие известные живописцы
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Экс-ан-Прованс. Его отец был владельцем шляпного магазина. Он женился на матери Поля, Анне-Элизабет, когда мальчику уже исполнилось пять лет. Поль учился в одной школе с писателем Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом. Мальчиков сближала любовь к литературе.
В 1852 году Поль стал пансионером «Коллежа Бурбон». Здесь он пребывал до 1858 года, последние два года, до 1858 года, был приходящим учеником. В том же году Поль начинает учиться в Муниципальной школе рисования.
При поддержке матери и младшей сестры Мари он получает от отца разрешение посвятить себя живописи и в 1861 году отправляется в Париж. Некоторое время он учится в академии Сюиса, но уже в сентябре возвращается в Экс. Поль устраивается служащим в отцовском банке и снова посещает рисовальную школу.
Через несколько месяцев он уезжает в Париж, где проваливается на вступительном экзамене в Школу изящных искусств. Вскоре Поль вновь возвращается в столицу, снимает мастерскую.
Отныне жизнь художника связана с двумя городами — Парижем и Эксом. Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Бывая в столице, Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане.
Как и его новые друзья, будущие импрессионисты, Поль охотно проводит время в пригородах столицы. Он много работает в окрестностях Экса — в Эстаке, в Гарданне, в имении отца Жа-де-Буффан. Со временем поездки в Париж становятся все более редкими. Уже в ранних произведениях Сезанн ищет способы передачи материальной сущности вещей.
Его привлекает Домье остротой формы, динамикой, смелыми контрастами темных и светлых цветовых пятен.
Автопортрет, 1875
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер «Убийство», «Натюрморт с черепом и подсвечником», «Оргия», «Человека голубом колпаке», «Дядюшка Доминик», «Девушка у пианино». Можно выделить среди этих работ большой «Портрет отца».
Таким образом, Поль, наверное, хотел утвердиться в глазах отца как художник. В 1870 году началась война с Пруссией. Отец дважды «выкупал» Поля, спасая от призыва в армию. Художник уезжает в Эстак, неподалеку от Марселя. Здесь он живет с молодой натурщицей Гортензией Фике.
В 1872 году у них рождается сын Поль.
«Брак долгое время держали в секрете от отца, — рассказывает Ю.Г. Шапиро. — Лишь в 1878 году последний случайно узнал все и наказал сына, наполовину уменьшив средства, которые давал ему на жизнь.
Сезанн был вынужден вернуться в Экс, временно оставив жену и маленького сына в Марселе, где их поддерживал, посылая деньги, Золя. Лишь в 1886 году художник смог официально оформить брак с Гортензией Фике.
А несколько месяцев спустя, после смерти отца, он стал обладателем значительного состояния». После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре.
Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года. В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения свето-воздушной среды.
Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. Отказавшись от построения формы с помощью контуров, Сезанн начал лепить ее цветом, от чего форма сделалась более пластичной и весомой.
В 1874 и 1877 годах Сезанн выставляется вместе с импрессионистами.
Портрет отца Поля Сезанна
На первую выставку импрессионистов художник представил три картины, в том числе «Дом повешенного» (1873). Несмотря на критику, у этой картины нашелся покупатель.
Он объяснял удивленным знакомым «У меня есть гарантия — личное письмо Клода Моне, в котором он заверяет, что картина еще станет знаменитой. Я прикрепил это письмо с задней стороны картины.
Если недоброжелатели вздумают надо мной посмеяться, я сразу покажу им письмо!» На Сезанна нападали еще яростнее, чем на других художников-импрессионистов.
Он отошел от группы, постепенно уединился, стал подолгу жить в Эксе «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов», — писал художник. Иллюзорная передача природы и нюансов освещения уже не удовлетворяет Сезанна.
Художник стремится показать мир объективно. Он хочет передать постоянные качества природы, найти и запечатлеть на холстах тот извечный порядок и гармонию мироздания, которые он не находил в разрываемой противоречиями социальной действительности своего времени.
На смену импрессионистическому «изображаю как вижу» приходит сезанновское «изображаю как есть».
Поль Сезанн в молодости
Начинается самый плодотворный период Сезанна — «классической живописи».
Между 1882 и 1888 годами внимание его в основном сосредотачивается на пейзаже, в котором художник стремится передать свои ощущения «Поворот дороги» (1882), «Маленький мост» (1882-1885), «Дома в Эстаке» (1882-1885), «Вид Гарданны» (1885-1886), многочисленные изображения горы Сент-Виктуар (1885-1887), «Пейзаж с горой святой Виктории» (1885-1887), виды Марсельской бухты, «Мост через Марну в Кретёе» (1888).
После 1890 года и до конца века лучшие шедевры Сезанна — это портреты «Курильщик» (1892), «Мальчик в красном жилете» (1890- 1895), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Мадам Сезанн в желтом кресле» (1890-1894), «Портрет садовника Валлье» (1906).
В картине «Пьеро и Арлекин» художник использовал в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок. Персонажи являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и демонически-активного начала. Для Сезанна главным были поиски художественно-пластического решения.
Напряженная, несбалансированная композиция, схематизация фигур открывают пути к появлению экспрессионизма и кубизма.
История жизни Поля Сезанна
«Портрет Поля Сезанна» (1890-1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Изображение превосходно вписано в окружающее его пространство, объемно выступая из него как внезапное и мощное видение.
«Женщина с кофейником» (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Положение фигуры в пространстве и трактовка окружающей обстановки создают полное единство картины.
Ярко-синий цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует с нежным серовато-розовым цветом фона и ярко-оранжевым тоном кожи. «Картежники» (1890-1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна.
Ахилл Амперера
Он много раз изображал этот мотив с большим или меньшим числом игроков.
Цветовой эффект основан на контрастах между сине-фиолетовой курткой игрока, сидящего слева, и желтой с синими тенями фигурой игрока справа и на контрасте этих тонов с красными тонами фона и тел с желтым тоном стола.
В середине девяностых годов Сезанн начинает работать над портретами, которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и оставались незавершенными — «Портрет А. Воллара» (1899), «Портрет Г. Жеффруа» (1895).
«Творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в многочисленных натюрмортах, — считает Н.Л. Мальцева. — Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия».
Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем он умеет обратить наше внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам «Горшок с геранью и фрукты» (1890-1894), «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899).
Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши» (1888). В начале XX века Сезанн создает знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства.
В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение.
Картина Поля Сезанна «Персики и груши»
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь — рисуешь чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Слава приходит к художнику в конце жизни.
На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.
В 1904 году проходит большая ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем Салоне. На следующий год там же выставлены «Большие купальщицы», над которыми художник работал семь лет. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Сезанн оставался фанатиком живописи до своего последнего вздоха.
Картина Поля Сезанна «Берега Марны»
В конце жизни он из-за диабета уже не мог далеко ходить пешком, но каждый день в любую погоду, невзирая на болезнь, отправлялся на этюды в повозке.
15 октября 1906 года он простудился, работая на натуре над картиной «Хижина Журдина», а 22 октября — скончался.
Только после смерти художника выяснится, какое огромное творческое наследие он оставил после себя, — восемьсот с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков.
Источник: http://tunnel.ru/post-sezann-pol