Божье око — 2. нло на картине рафаэля
В продолжении темы «БОЖЬЕ ОКО НАД ВОЛОГДОЙ» http://oleg-aliyev.livejournal.com/23621.html
Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых – великий итальянский художник Рафаель Санчо (Raphael Sanzio/Santi)… Складывается впечатление, что кто-то намеренно «передвинул» первую картину вниз, чтобы обрезать верх с «опасным» обьектом — великолепно изображенённой «летающей тарелкой»…
Что в реальности и было абсолютной правдой. Рафаель был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари – он был «атеистом с богатым воображением»… Вторая картина была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход».
Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз, и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration)…
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаеля…
Картина Рафаэля «Преображение»
Картина неизвестного художника «Уход».Это – картина Рафаэля, считавшаяся уничтоженной.
Совмещение двух картин Рафаэля
______________________________________________________________________________________
Старинная фреска ХI века, на которой показана ждущая
Вайтмана. Называется она «Тарелка у могилы Иисуса»,
в данное время находится в Музее Ватикана, Рим
(Fresco of XI century «Saucer at the Tomb of Jesus»,
Museo Soccero Vaticano, Roma)
_______________________________________________________________________________________________________
На старинных картинах, иногда, встречаются любопытные изображения. Одна из них, например, картина «Мадонна, Иоанн и младенец Иисус», которая была написана в XV веке Доменико Гирландайо (1449-1494) и является частью коллекции Лозера во дворце «Палаццо Веччио».
Или, например, другая картина. Обратите внимание на женщину. К ней, во время чтения книги с неба спускается голубь (увеличение рисунка ниже).
Вверху увеличенные два изображения: левый верхний угол и верхний правый. Фреска «The crucifixion», находящаяся над алтарем монастыря Visoki Descani в Косово, Сербия. Здесь запечатлен момент распятия Спасителя (создана ≈ 1350 год).
Это фрагмент Тибетского перевода санскритского текста «Prajnaparamita Sutra», датируемая 10-м веком и хранящаяся в японском музее.
Виманы, которые Вы видите на верхнем рисунке, в правом нижнем углу (в красном квадрате), удивительно напоминают современные НЛО.
Виманами называют древнеиндийские летающие колесницы богов.
Petroglyphs / Петроглифы
Petroglyphs found on cave and mountain walls in many parts of the world, imply that ancient aliens may have visited the planet.
В 1898 году в египетской гробнице Saqquara была найдена деревянная модель напоминающая планер, датированная примерно 200 годом до нашей эры. Более подробную информацию Вы получите просмотрев видео:
28.03.10, ОТВ «Центр», Анна Прохорова
Каменный саркофаг правителя в Храме Надписей, в древнем городе майя Паленке. Рельеф на его крышке давно служит предметом споров: не высек ли художник VII столетия чертеж реактивного авиационного двигателя?
Если этот рисунок представить в другом цвете (не только в чёрно-красном), то это может напоминать и схожесть с космонавтом, сидящим в космическом аппарате перед стартом…
Информация для размышления. Три изображения выше:1. Картина неизвестного художника «Уход». Это – картина Рафаэля, считавшаяся уничтоженной.2. Совмещение двух картин Рафаэля.3. Картина Рафаэля «Преображение».
________________________________________________
Преображение Господне
(Икона, Новгород, XV век)____________________________________ИСТОЧНИКИ:
http://www.levashov.info/About-Svet/about-23.html
http://oleg-aliyev.livejournal.com/23621.html
http://apocalypse-2012.com/eye/ufo.html
http://paranormal-news.ru/blog/quot_sluchajno_quot_upushhennaja_detal_v_kartine_rafaehlja/2010-11-17-129
http://jizn.my1.ru/news/sluchajno_upushhennaja_detal_v_kartine_rafaehlja/2010-03-16-126
http://via-midgard.info/news/article/9454-razoblachenie-heztonea.html
http://via-midgard.info/news/article/page,1,8,9326-preobrazhenie-iisusa-xrista.html
Олег Алиев | Создайте свою визитку
Источник: https://oleg-aliyev.livejournal.com/27173.html
Рафаэль Санти. Последние годы творчества/Классика/Дом Художника
Творчество Рафаэля — явление европейской культуры, которое имеет особое значение – высшего ориентира в духовной жизни человечества и образца эстетического совершенства. О последних годах творчества Рафаэля, картине Рафаэля «Преображение», которая стала последней в творчестве великого художника, картинах «Мадонна с рыбой», «Святое семейство под дубом» читайте в нашей статье.
Страстных поклонников своего таланта Рафаэль нашёл в Испании: испанцы никогда не упускали возможность купить или даже выменять произведения великого мастера и художников его школы.
Благодаря меценатской деятельности испанских королей, собиравших произведения искусства на протяжении нескольких столетий, в настоящее время подборка из 7 полотен Рафаэля в Прадо – одна из лучших в мире. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг.
), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V.
Филипп II был известным коллекционером живописи, и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг.): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах, и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
«Мадонна с рыбой», Рафаэль Санти
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св.Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Согласно ветхозаветной легенде, Товия с помощью подаренной Архангелом Рафаилом рыбы вылечил слепоту своего отца Товита.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Художественный язык религии – это образы святых. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал свои ангелом-хранителем, представляет Деве Марии и Христу молодого Товия, который держит рыбу. Справа от Богоматери – Св.
Иероним со львом, его главным признаком. Св. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников.
Поэтому в ренессансной Италии бытовала традиция, когда перед отъездом сына семья заказывала картину на сюжет с Товией и ангелом, и Товия изображался похожим на отправляющегося в путь сына семейтсва.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце д‘Элиодоро .
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Приглушённая цветовая гамма полотна построена на контрасте тёплых жёлтых и холодных зелёных тонов, где единственное яркое пятно – кардинальская одежда Иеронима.
В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги.
У этого шедевра Рафаэля любопытная история. В Неаполе картина была украдена и вывезена в Мадрид. Во время французских войн Франция вышла на европейский политический подиум и по праву сильного «подарила» себе шедевр Рафаэля: «Мадонна с рыбой» переехала в Париж. Позже картину вернули в музей Прадо, который она украшает и сейчас.
«Святое семейство под дубом», Рафаэль Санти
Станковые картины Рафаэля религиозного содержания последнего периода его жизни принадлежат к самым совершенным его произведениям.
Религиозную композицию, включающую в себя Богоматерь с Младенцем и фигуру Иосифа, принято называть «Святым семейством». Музей Прадо гордится «Святым семейством под дубом» Рафаэля.
На картине художник изобразил классический вариант святого семейства с Ионанном Крестителем, и в ней уже ощущается оттенок академизма.
Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Из-за своей уникальности и размеров картина никогда не покидала Ватикан, и в других музеях выставлялась только её копия.
«Преображение», Рафаэль Санти
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик.
В Писании говорится, что Иисус повёл апостолов Петра, Иакова и Ииакима на гору Фавор, где преобразился перед ними, представ в светлом образе в окружении божественного ореола. Раздавшийся в это время голос Бога подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
Спустившийся с горы Иисус и апостолы встретили толпу людей, сопровождающую отца и его одержимого дьяволом сына, которые пришли просить Иисуса об исцелении ребёнка. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света.
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности.
Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Эта картина осталась неоконченной — дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию, и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Проведённая в 70-х годах XX века реставрация спасла бесценный шедевр и приблиза его к первоначальному виду.
Рафаэль умер в Риме в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения, после внезапной трёхдневной болезни. О смерти Рафаэля существует много легенд, иногда бросающих тень на его репутацию. Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой.
А после его смерти она боялась умереть».
Могила Рафаэля в Пантеоне
Творчество Рафаэля стало явлением европейской культуры, которое обрело особое значение – высшего ориентира в духовной жизни человечества и образца эстетического совершенства.
автор: Людмила Велигорская
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Rafael-Santi-Poslednie-gody-tvorchestva.aspx?ID=2516
Путь творца. Рафаэль Санти Преображение
Ренессанс — время интеллектуального рассвета, время, когда вся культура приняла особые очертания. Такое цветение и подъем духовного уровня произошел благодаря великим личностям, героям эпохи. Одним из таких людей был Рафаэль Санти.
Биография
Рафаэль родился в 1483 г в городке Урбино в семье придворного живописца Джованни Санти. Отец не обладал такими талантами, как Рафаэль, однако любовь сыну к искусству привил именно он. Джованни расписывал храмы и брал мальчика с собой, Рафаэль сидел и спокойно разглядывал фрески, а иногда, с позволения отца, смешивал краски.
Мать умерла в 1491 году, позже умер отец. Рафаэль стал сиротой в 11 лет, но благодаря связям отца продолжал заниматься живописью с придворными преподавателями.
Начало творчества
В семнадцать лет он приходит в мастерскую П. Перуджино. Пьетро, прославленный итальянский художник, был главой большой мастерской. Рафаэль стал его самым знаменитым учеником.
С самого начала творческого пути Рафаэля Санти выделяло его умение сочетать краски, показать всю их глубину, выстроить гармонирующую композицию.
Одна из таких ранних работ — «Мадонна Конестабиле», изображающая Деву Марию и младенца Христа.
Рафаэль Санти прославился еще и как архитектор, после смерти Браманте занял пост архитектора собора Св. Петра.
Преображение. 1518-1520
Картину «Преображение» Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Вокруг картины существуют споры о том, вся ли она написана рукой Рафаэля.
Есть предположения, что Р. Санти не успел закончить картину в связи со скоропостижной смертью, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена: Христос и апостолы. А сюжет в нижней части картины исполнен учениками Рафаэля Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.
По другой версии, вся картина написана Рафаэлем и лишь несколько фигур были закончены учениками.
Известно лишь, что умирая творец показал своему ученику Джулио Романо жестом на картину «Преображение», призывая его закончить произведение.
Картина Рафаэля Санти «Преображение» описывает библейский сюжет, написанный в евангелиях. Христос решил показать свой истинный облик, взял он Иакова, Иоанна и Петра.
Пошел на высокую гору, где были лишь они, и преобразился. Лицо его засияло, как солнце, одежда стала белая, как свет.
Когда они пришли к народу, подошел к Иисусу человек и приклоняя колено просил исцелить своего бесноватого сына. Христос исцелил мальчика и бес вышел из него.
Долго Рафаэль не знал, как написать эту картину. Как изобразить эти сложные сюжеты, это чудо. Он старался представить себя на месте апостолов, которые лицезрели происходящее, но он не мог приблизить себя к этим неземным ощущениям.
Кропотливо он начал писать картину. Несколько раз менял положение фигур, изменял композицию.
Рафаэль Санти «Преображение»: описание
Фигура Христа вызывает восхищение, как передан свет, создается ощущение возвышения, полета. Это настоящее чудо, апостолы ослеплены от увиденного.
Низ картины контрастирует верху, здесь полумрак, все теснятся, толкаются. Это все людская суета и суматоха. Это все низменно по сравнению с тем, что мы видим в лице Христа.
Картина признана мировым шедевром. В 1797 году войска Наполеона конфисковали «Преображение». Картину поместили в Лувр, где ее изучали художники, она стала примером – идеалом. Сам Наполеон считал Рафаэля гением, а «Преображение» — самой грандиозной его работой. Лишь в 1815 году картину вернули в Ватикан.
Из-за переездов картина была повреждена. Дважды подвергалась реставрации.
Конец жизненного пути
Многие творцы при жизни не были ни знамениты, ни признаны. Но Рафаэль Санти не был в их числе, художника почитали, даже называли «божественным». Благодаря его талантам он имел могущественных покровителей и жил в роскоши.
Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников…
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения — картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Рафаэль похоронен в Пантеоне.
К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии, исполнив этим желание своего учителя.
Источник: https://autogear.ru/article/366/608/put-tvortsa-rafael-santi-preobrajenie/
Преображение по Рафаэлю
19 августа — Праздник Преображения Господня. В истории известно больше иконописных, нежели живописных примеров Преображения. Причина, возможно, отчасти в том, что именно условный язык иконы наиболее адекватно мог передать чудесную сцену явленного ученикам Божественного света, момент, когда воочию можно увидеть объединение Божественной и человеческой природы Христа.
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Тем не менее, и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Пример, который вспоминается едва ли не в первую очередь, — работа Рафаэля, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке.
Раньше всего, в IV веке, праздник Преображения появился в Палестине, где императрица Елена установила храм Преображения. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.
Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом.
Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Один из трех великих художников Высокого Возрождения, он не отличался ни трагизмом Микеланджело, ни многочисленными увлеченными научными изысканиями Леонардо, — его искусство было мягким и приятным для глаз, оно искало гармоничный идеал человека.
Рафаэль был востребован и уважаем, а его последователи подхватили стиль своего маэстро и продлили ему жизнь.
Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Шумно потому, что многолюдно. Потому, что вся эта публика — апостолы, Моисей и Илия по сторонам от Христа, просящий излечить бесноватого сына отец и просто свидетели чуда — активно жестикулируют, удивляются и восклицают.
Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Он — что соответствует скорее Вознесению — воспарил над землей. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Во-вторых, божественная природа Христа дополнительно акцентируется четким разделением на горний и дольний, небесный и земной миры. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).
А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
Наконец, еще одна деталь. Говорят, что в облике Христа угадываются черты самого Рафаэля. Говорят также, что гении чувствуют приближение смерти. А еще, что эта (еще незаконченная) картина стояла у гроба художника.
Получается, что живописец не только попытался символически объединить воедино два чуда христианской истории, но и в определенном смысле предсказал собственную кончину и вознесение на небеса в таком претенциозном духе, сравнив себя с Христом.
К этой работе можно относиться по-разному — как, собственно, и делают. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля.
Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными.
Погоня за эффектностью — контрастное освещение, обилие цветных драпировок, изгибы многочисленных фигур, разделение на небесную и земную части — приемы, заставляющие припомнить масштабные композиции для Ватиканского дворца.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее; как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках — «Сикстинская Мадонна».
Рафаэль — ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Его прижизненная слава, да и прошедшее с тех пор время показали, что ставка была сделана правильно.
Эпоха Ренессанса, одним из столпов которой он был, возродила не только интерес к человеку, поставив его в центре вселенной, но и принялась за активное развитие всех сфер его жизни. И театра далеко не в последнюю очередь. Каждое время и каждый человек расскажут вам историю со своими, самыми важными для него, акцентами.
Описанное евангелистами Матфеем, Марком и Лукой чудо Преображения Христа, повергшего ниц изумленных учеников, явившего в лучах высшего света свою Божественную природу Петру, Иакову и Иоанну, т.е. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытатьсяпередать в строгой, сдержанной манере иконописи.
Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое — это случай Рафаэля и его мастерской.
Для них важно повествование — недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. 9:37). И здесь — не что иное как желание насытить историю подробностями, т.е. придать ей еще большей убедительности.
В одном случае получается молчаливый образ для поклонения, в другом — шумное, почти театральное по своей патетике произведение, хотя и заказанное для церкви…
Источник: http://www.taday.ru/text/129098.html
Преображение Господне в иконографии и в живописи
Преображение Господне – один из самых таинственных евангельских эпизодов, вокруг которого на протяжении двух тысячелетий кипят и мирские споры.
Джованни Беллини. Преображение Господне. 1487. Масло, дерево. 115х182 см. Национальная галерея Каподимонте, Неаполь.
Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).
Шесть дней спустя Иисус поднялся на гору помолиться, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
Появилось облако, осенившее всех, и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 7:15).
Таким образом, трое учеников узрели Преображение и услышали Глас Божий, прямо указавший на Иисуса как на Сына Божия. Однако сам Иисус, спускаясь с горы, запретил ученикам говорить об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Так и было сделано.
В результате запрета, исполненного верными учениками, рассказ о Преображении Господнем стал известен за пределами узкого круга, в который входили только Петр, Иаков и Иоанн, уже после Воскресения Христова.
Исследователи и толкователи, смотрящие на Евангельскую историю с критических позиций, высказывают сомнения в достоверности рассказа троих свидетелей Преображения.
Больше того, высказывается предположение, что запоздалый рассказ троих апостолов о увиденном ими Преображении, ставился под сомнение некоторыми другими апостолами и был одним из поводов для споров внутри апостольского сообщества, хотя сами споры были порождены иными причинами, в частности, конкуренцией в сообществе.
Как бы то ни было, а со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI век.
На датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены – собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), Синай.
Позднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже – троих распростертых или согбенных в молитве учеников.
Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla – миндалина) – это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. 52х35 см. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, Париж.
Именно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.
Преображение Господне. Икона. XII век. Византия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иконографические новшества появляются только с XIII- XIV столетий, когда фигуры учеников начинают изображать эмоционально, в простертыми руками и выразительными лицами, на которых написаны восторг и изумление.
Почти одновременно возникает практика вписывания в нимб не только Иисуса, но и фигур пророков. В русской иконе мы замечаем унаследованную от Византии традицию прорисовывать, помимо нимба, отдельные лучи, исходящие от Иисуса, часто по направлению к ученикам.
Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Неизвестный автор. Преображение Господне.
Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Около 1516 г. 164 × 119 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль.
В XIX веке появились иконы, на которых очевидцами Преображения стали изображать уже всех 12 учеников.
В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. заглавную иллюстрацию к этой статье), написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия.
Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию.
Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане.
Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».
Джованни Беллини. Преображение Господне. Около 1455 года. Музей Коррер, Венеция.
При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники – современники Беллини.
Дуччо ди Буонинсенья (1260-1319). Преображение Господне. 1308-1311. Темпера. 44х46 см. Лондонская национальная картинная галерея.
Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.
Рафаэль Санти (1483-1520). Преображение Господне. 1519-1520. Масло, дерево. 405х278 см. Пинакотека Ватикана, Ватикан.
Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма.
Иисус и пророки воспарили над горой, и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес.
Свет располагается вокруг фигуры Христа, и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака.
Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления, изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.
Ветер от этого «рафаэлевского взрыва» гнет вековые деревья и раздувает их кроны.
Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим – они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.
Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.
Андрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение. 1807.
Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции.
Николай Кошелев (1840-1918). Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.
Другое известное произведение российского искусства на этот сюжет – мозаика Николая Кошелева в Храме Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге.
Источник: http://eaculture.ru/gallery/2627