Описание картины рембрандта «урок анатомии доктора тульпа»

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа»

Дата создания: 1632 год. Тип: картина маслом.

Местонахождение: галерея Маурицхёйс.

Синопсис

Среди наиболее известны групповых портретов эпохи голландского барокко, безусловно числится «Урок анатомии доктора Тульпа», авторства Рембрандта. Это первая большая картина мастера, которая помогла ему укрепить репутацию в Амстердаме.

Созданная по заказу гильдии амстердамских хирургов, она изображает знаменитого доктора и хирурга Николаса Тульпа, который рассек предплечье мертвого тела, чтобы продемонстрировать принципы работы некоторых мышц другим членам гильдии.

В отличии от аналогичных портретов, в том числе «Урока анатомии Деймана» (1656), Рембрандт игнорирует тенденции стремления к анатомическому реализму, сосредотачивая внимание на психологических аспектах, подчеркивая любознательность зрителей их близостью к мертвецу.

Эта престижная работа является уникальной, так как это первый известный холст, который автор подписал своим именем, что свидетельствует о растущей уверенности в своих силах. До покупки, в 1828 году, королем Уильямом I и переезду в галерею Маурицхёйс, шедевр висел в анатомическом зале в Ноймаркте.

Урок анатомии доктора Тульпа

Традиционно Нидерланды становились местом проведения лекций по анатомии, учрежденных одним из первых анатомов Андреасом Везалии. Раз в год глава гильдии хирургов проводил урок для ее членов, в ходе которого труп преступника, после казни, расчленялся в учебных целях. Врач Николас Тульп являлся ректором этих собраний с 1628 по 1653 год.

Представленная работа демонстрирует собрание 31 января 1632 года. Кроме лектора на картине изображены семь слушателей из гильдии и труп грабителя, которого повесили ранее, в тот же день. В нижнем правом углу можно увидеть учебник, вероятно о строении человеческого тела. Вероятно, это работа «ткань человеческого тела», авторства Везалия.

Портреты

В голландской живописи 17-го века групповые портреты подобных уроков анатомии обычно придерживаются устоявшейся формуле. Хирург и труп находятся в центре, в окружении членов гильдии, а взгляды персонажей направленны на художника.

Рембранд создает новый подход, сочетая портреты и происходящее действо. Впервые взгляды и жесты слушателей выражали интерес к уроку.

Любой потенциальный клиент художника, несомненно, был впечатлен жизненной силой и энергией, которой 26-летний живописец наделил участников сцены. Столь же революционный подход, но в изображении милицейских портретов, Рембрандт демонстрирует в «Ночном дозоре» (1642 год).

Вместе, две эти картины в одиночку оправдывают репутацию мастера, как одного из ведущих портретистов Европы и живописца, стоящего в списке лучших художников всех времен.

Содержание

Картина не является подлинным отражением событий, произошедших в январе, так как они начинались со вскрытия желудка и черепной коробки. В центре композиции, благодаря интенсивному освещению, выделен труп.

От него глаза зрителя переходят к засвеченным лицам хирургов, выражающих разную степень заинтересованности в происходящем.

Оттуда следует переход к темной фигуре доктора, использующего пинцет для отделения определенных мышц и сухожилий от руки, и поясняя некоторые особенности анатомии свободной левой рукой.

Усиливает драматичность и атмосферу происходящего использование света и тени, придающих скульптурной монолитности фигурам. Светотень и манера письма Рембрандта часто, и стоит заметить справедливо, ассоциируется с Караваджо, а также некоторыми голландскими реалистами.

Ужин в Эммаусе. Караваджо.

Смысл

Мораль урока анатомии вряд ли очень глубока. Очевидно, что Рембрандт подчеркивает связь между преступлением и позорной смертью, хотя скоротечность жизни чувствуется и без того.

Имеются предположения о том, что согласно некоторым публикациям на тему анатомии, человеческая рука считается высшим мобильным инструментом, дарованным Богом, что связанно с мнением об этой науке, как о пути познания Господа.

Четверть века спустя рядом с уроком доктора Тульпа был повешен урок анатомии Деймана, который также написал Рембранд.

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Портреты

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/rembrandt/kartina-urok-anatomii-doktora-tulpa.html

Картина недели: «Урок анатомии» Рембрандта

Итак, люди обожают трупы. Идеально, если трупы ещё и ходят — фильмы про зомби сдают лучшую кассу и в категории ужасов, и в категории комедии. Кого-то смех разбирает на похоронах, и это естественная реакция удивлённого организма на пугающее осознание собственной смертности.

Зрелище смерти увлекало и Рембрандта ван Рейна.

Ни инфернальный, но декоративный Босх, ни избегавший прямых заявлений Брейгель, ни другие герои рубрики «Картина недели», не высказывались на тему получения чувственного и умственного удовольствия столь радикально.

Удовольствие Рембрандта многосоставно и человечно, и сейчас речь пойдёт именно о нём. Об остальном Рембрандте, и об этой работе в частности, написаны тома, ведь он самый обласканный вниманием живописец-революционер классической грядки.

Картина написана в 1632 году, её заказали амстердамские врачи. Успешные торговцы и богачи по праву рождения заказывали натюрморты и обнажёнку, а люди, умевшие что-то делать, предпочитали изображения себя в процессе производства.

Справка о смерти

Полное название полотна — «Урок анатомии доктора Тульпа». Это не единственная картина Рембрандта с таким сюжетом: тогда писать уроки и групповые портреты было страшно модно. Врач Николас Тульп здесь главный. Долгие годы он был главным лектором и анатомом Гильдии врачей города Амстердама и очень любил, когда его писали.

Современный практикующей медик ivroz рассказывает о своём опыте общения с мертвецами и рассказ его превращается в полноценный культурологический очерк, из которого пытливый читатель, если не испугается объёма трактата, узнает почти всё о голландской медицине того времени и том, какую характеристику она получила от Рембрандта:

«Для меня, человека XXI века, выбравшего ремесло врача, этот первый «визит» вызвал глубокое душевное потрясение.

Я и большинство моих однокашников-неофитов ожидали почти мистического события: переступив через себя, мы готовились увидеть ту тонкую грань которая отделяет живое, мыслящее и чувствующее существо от бездыханной уже материи… Но с таким волнением ожидаемое это действо произошло гораздо проще, чем мы ожидали.

Не было ни экзальтированных возгласов, ни гримас отвращения, ни обмороков. Профессор несколько мрачновато и довольно сально шутил, показывая нам на наглядном примере основы строения различных органов. Осмысливая потом произошедшее, я понял, что то, первое, вскрытие явилось для меня моментом одновременного уверования и разочарования.

Вера в высшее предназначение человека – потому что уже само тело его удивительно тонко и сложно устроено, как точнейший научный прибор. И разочарования ибо тело тленно, и достаточно одного маленького сбоя, чтобы эта сложная машина перестала работать.

В королевской галерее Маурицхейс, что в Гааге, где-то между «Смеющимся мальчиком» Франса Халса, «Быком» Паулюса Поттера и «Девушкой с жемчужной сережёкой» Яна Вермера, хранится немалый холст кисти великого Рембрандта, который своей цветопередачей и композицией сразу выделяется среди всех прочих картин галереи. Картина эта, названная «Урок анатомии доктора Тульпа», совсем не похожа на радостные пасторали и светящиеся драгоценными украшениями и слезинками глаз портреты светских особ жизнеутверждающего искусства позднего Ренессанса…»

«Урок анатомии доктора Деймана» написан 24 года спустя, в 1656-ом

Почему вам будет легко понять Рембрандта

– на картине происходит многоступенчатый акт наслаждения. Ученики Тульпа вкушают плод от древа познания, они прокачивают головы, наслаждаясь собственной крутостью, и получают чувственное удовольствие от общения с мертвецом. Если выражаться рафинированным языком, тут имеет место незамутнённое удовлетворение одновременным торжеством эроса и танатоса;

– собравшиеся на урок доктора узнают закон, по которому функционирует тело, с одной стороны, и работу смерти с другой.

Строго говоря, вы пятилетний, отрывающий лапки жуку или голову пупсу, делали ровно то же и с тем же результатом для развития вашей личности.

И да, к садизму такие детские занятия пока не имели отношения — тревогу нужно бить, когда человеку уже 10, а не 5, и он перешёл на живность покрупней;

– на «Уроке анатомии» впервые открыты порнографические, на вкус обывателя, детали, которые были немыслимы до Ренессанса.

Анатомические театры были закрыты для широкой публики, доступ имела только элита: члены профессионального сообщества и извращённые мыслящие богачи, котором продавали билеты за очень большие деньги.

На картине человеческий труп стал предметом поп-культуры, а это большой подарок Рембрандта обществу, начинающему шевелиться в сторону сотворения богопротивного культа из человека;

– это безбожное высказывание, опять же, недопустимое во времена Лихого Средневековья. Европейцы впервые отказываются от концепции безграничного и вездесущего Бога, он больше не объясняет всего на свете.

Публика начинает мыслить критически и познавать эмпирически, единая истина перестаёт существовать. И этот нарисованный труп рецидивиста Ариса Киндта очень помогает рядовому европейцу думать своей головой.

Действующие лица и их выражения

Главарь сборища доктор Тульп приподнимает мышцы рассеченной руки мертвеца Киндта, бывшего при жизни преступником и много натворившего этими самыми руками. Пальцы трупа сгибаются от манипуляций с мышцами! Задача консилиума — полное разоблачение этой магии.

У всех слушателей Тульпа одинаковый имидж. Ощущение такое, что их стригут в одном и том же барбершопе — прямо как принято сейчас у московских модников. Физиономии при этом отличаются разнообразим реакций: человеку справа откровенно дурно, судя по взгляду он, собственно, в гробу видел эти уроки. Левый испытывает благоговейный страх.

А вот страх не тупой, а любопытный. Мужчина с рыжеватой бородой и красноватым лицом заинтересован уроком, но, похоже, мучается с перепоя, и его, конечно, посещают мысли о вечном.

Человек, которого мы видим выше, позирует Рембрандту. Рембрандт вообще первый из коллег, кто отказался от маханического изображения людей, ценного в котором было разве что портретное сходство.

Вместе с людьми он писал своё отношение к ним.

Доктор явно фаворит Рембрандта. Он изображён на удивление не противным: человек, увлечённый своим делом, настоящий профессионал, просто душка, словом. И да, вы уже, наверное догадались, что Тульп — это тюльпан. Фамилия досталась врачу от древних голландских цветочников.

Имя этого человека тоже известно. Его зовут Якоб Блокк и он явно самый прилежный слушатель урока, получивший от Рембрандта самую лестную характеристику. Он напряжённо следит за движениями мёртвых пальцев и чувствуется, что сознание его полностью во власти голоса Тульпа. Блокк отдувается за всех похмельных и тщеславных моделей.

Если верить знатокам, перед собранием в правом углу с точки зрения наблюдателя, расположился раскрытый том атласа доктора Андреаса Везалия. Это удалось определить по фрагментам изображенного на видимой странице разъяснительного текста.

Anonimous/LiveJournal Media, 2016 год

Источник: https://www.livejournal.com/media/46974.html

Урок анатомии доктора Тульпа

Рембрандт – Урок анатомии доктора Тульпа.

Год создания: 1632

Холст, масло.

169,5 х 216,5 см

Маурицхёйс, Гаага

«Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632) — картина Рембрандта. Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.

Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран (Adraen Slabran) (второй слева), Якоб де Витт (Jacob de Witt) (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт (Jacob Koolvelt) (первый слева), Маттейс Калкун (Mathijs Kalkoen) (рядом с Витом), Франс ван Лунен (Frans van Loenen) (наверху), Якоб Блок (Jacob Blok) (перед ним), Харман Харманс (Hartman Hartmansz.) (с листком в руке).

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Почти два столетия картина провисела там, где и была написана, в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум.

В результате его усилий она в 1828 году была продана в собственность Королевства Нидерландов. Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными.

Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.

Описание картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»

Вскрытие трупов и их анатомическое изучение было очень распространенным действием в Европе в первой половине XVII века.

Это действо собирало большое количество докторов и хирургов, иногда к ним присоединялись простые горожане. Именно такое публичное ознакомление с анатомией человеческого тела стало сюжетом картины Рембрандта.

Медики столпились у стола анатома, на котором расположено тело, их внимание сосредоточено на препарированной руке.

Год создания картины 1632. Доктор анатомии Николас Тульп стал центральной фигурой. Коллеги доктора, имена которых сохранились в истории: Слабран, де Витт, Колевелт, Калкун, ванн Лунен, Блок и Харманс также изображены на холсте. Не кануло в лету и имя того человека, тело которого лежит на анатомическом столе. Это Адриан Адрианс, вор и грабитель.

Его приговорили к казни через повешение, после чего и была проведена аутопсия – патологоанатомическая процедура, посмертное вскрытие и исследование тела. В Амстердамской гильдии хирургов такие публичные вскрытия проходили раз в год, все желающие могли присутствовать.

Художники приглашались отдельно – их задача состояла в том, чтобы запечатлеть искусность работы медиков.

Особенно тщательно Рембрандт прорисовал исследуемый труп, указывая этим на интерес, с которым доктора изучают анатомию, внутренние органы тела человека. Доктор Тульп сосредоточил свое внимание на руке трупа, максимум света на холсте именно здесь.

Читайте также:  Описание картины федора васильева «евпраксия»

Сейчас стало известно, что художник впоследствии доработал картину, дорисовав руку. Изначально кисти руки на холсте не было, ее отрубили вору перед казнью по заведенному в те времена порядку.

Основными на картине являются темные краски, но фигуры и лица выписаны четко.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Urok_anatomii_doktora_Tulpa/

Рембрандт и медицина: Урок анатомии доктора Тульпа, Урок анатомии доктора Деймана

Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, какой мог выпасть на долю голландского художника XVI-XVII в.

Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в Амстердаме врача, доктора Тульпа, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, с демонстрацией на трупе казненного преступника Ариса Кинтда (тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов).

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Голландии, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней.

В Голландии того времени подобная анатомическая демонстрация служила общественным развлечением. Ей предшествовала публичная казнь преступника, чей труп поступал в анатомический театр, а позже, вечером, гильдия хирургов устраивала банкет и факельное шествие.

Стремясь зафиксировать все индивидуальные особенности портретируемых, художники точно следовали натуре и давали несколько застывшее изображение с тщательной реалистической передачей черт лица и костюмов, единственным украшением которых были белые воротники. Главное, что интересовало художников – достигнуть портретного сходства. Таким образом, эти мастера изображали своих героев механически, ничего в них не изменяя, подобно современным фотографам.

По-иному подошел к раскрытию темы Рембрандт, внесший в нее активность самого способа изображения. Картина Рембрандта “Урок анатомии” (длина двести семнадцать, высота сто шестьдесят три сантиметра), решена в скупой черно-белой гамме, слегка расцвеченной оттенками желтовато-коричневого цвета.

Поток света от зрителя, как бы проникая сквозь прозрачную пленку изобразительной поверхности картины, вливается в полутемную аудиторию. В глубине виднеются очертания слабо освещенной внутренней арки помещения, сдвинутой от главной вертикальной оси изображения влево.

Еще сильнее влево сдвинута группа семерых врачей на первых планах; они слушают лекцию.

Полукольцом, изгибающимся вглубь левой половины картины, эти бородатые медики с обнаженными головами, окаймленными снизу белоснежными жабо (роскошными кружевными воротниками), обступили стоящий по диагонали, направленной из правого нижнего угла картины, невысокий дощатый стол, накотором лежит на спине обнаженный труп.

Его бедра слегка прикрыты белой тряпкой. Рембрандт изобразил персонажи иначе, чем его предшественники. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине.

У Рембрандта аутопсия начата с руки, хотя обычно хирурги сначала вскрывали брюшную полость и вынимали внутренние органы. Это могло объясняться двумя причинами.

Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, и его исследованию анатомии руки. Вторая — религиозное послание: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми.

Наука должна была доказывать людям могущество Бога.

Единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа, стоящего справа от главной вертикали картины, за ногами трупа, и демонстрирующего сухожилия и мускулы на препарированной левой, дальней от зрителя, руке свежего покойника.

Оттянув похожим на ножницы металлическим пинцетом, который он зажал в пальцах правой руки, ярко-желтую мышцу, которая управляет движениями пальцев, другой рукой он показывает, как действует эта мышца – и действительно, сейчас растопыренные ярко-красные пальцы мертвеца согнутся.

Заинтересованные действиями и словами ученого доктора, слушатели сравнивают вскрытую ниже локтя руку Ариса Киндта с рисунками из громадного анатомического атласа Везалия, раскрытого на нужной странице. Атлас – толстая книга – находится рядом с нами, в правом нижнем углу картины, в ногах покойника.

Корешком книга опирается на правую часть рамы, а рисунками повернута к медикам, поэтому нам видны не рисунки, а только часть разъяснительного текста на соседней странице.

Итак, все семеро участников демонстрации изображены слева от главной вертикали полотна; все они одеты и пострижены по единой моде – короткие, зачесанные назад волосы, усы, бородка клинышком.

Но физиогномические опыты ранних лет помогли Рембрандту показать своеобразную реакцию каждого из врачей.

Подчеркивая напряженное внимание слушателей и обособляя фигуру ученого, Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы, и само объединившее их событие, придавая ему оттенок героической значимости.

И, однако, Рембрандту и здесь еще не удается окончательно добиться цели. Стремясь создать иллюзию полной реальности, художник делает участником события самого зрителя. Мы как бы входим в аудиторию во время лекции, и двое из слушателей – первый и пятый от Тульпа, оба на дальнем плане – оглянулись в нашу сторону.

Застыл в центре заднего плана в искусственной позе, как бы привставая с загороженного другими сидения, ближайший к доктору персонаж – Гартман Гарманс; он приподнимает руку с зажатым в нем листом бумаги, демонстрируя нам список врачей, изображенных на картине.

Порывисто наклонился вправо, поближе к трупу, третий от Тульпа врач, Якоб де Витт, но его взгляд говорит о размеренной, спокойной задумчивости, никак не соответствующей положению его подавшегося вперед туловища.

Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ван Лунен – пятый ученик, если считать влево от доктора; Лунен, находящийся позади и выше всех, по-видимому, не стоит, а сидит на верхней скамье.

Зато во втором от доктора слушателе при внимательном взгляде уже с полной ясностью обнаруживается та отдаленная перспектива, тот оттенок чего-то живого и неуловимого, неопределенного и пламенного, что составляет сущность гения Рембрандта.

Мы видим только его голову.

Все остальное серо, затушевано, да и само лицо превосходно построено без видимых контуров, оно как бы вылеплено изнутри и насквозь проникнуто той особенной, бесконечно тонкой жизнью, которую один Рембрандт умел открыть под внешней оболочкой вещей.

Этого персонажа зовут Якоб Блокк. Он очень живо, остро реагирует на рассказ Тульпа, зорко, пытливо следит его тревожный взгляд за движением руки профессора, выдавая цепкую работу мысли и остроту восприятия.

Это единственный в картине до конца удавшийся образ.

Именно выразительное лицо Блокка, помещенное Рембрандтом немного левее самого центра изображения, создает впечатление той общей увлеченности аудитории, которая возникает при первом взгляде на картину.

Другая, безусловно живая фигура картины, одна из самых реальных – это доктор Тульп. В нем, насколько известно, лучше всего передано и сходство.

Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, свободным, изящным, профессионально уверенным жестом рук. На нем широкополая темная шляпа – символ, возвышающий его над окружающими; у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой.

И воротник у него не такой, как у остальных – не пышное жабо, доходящее до плеч, но сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, как и такие же ослепительно белые отложные манжеты. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.

Но даже доктор Тульп, несмотря на его внешнюю оживленность, несмотря на одухотворенность, которую легко прочесть в его широко раскрытых карих глазах, даже он несколько противоречит психологии картины – он не смотрит ни на слушателей, ни на труп, ни на вошедшего зрителя, ни на свои руки.

До Рембрандта художники обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо наполовину покрытое тенью. Как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и центральный персонаж, тело Ариса Киндта занимает большую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мертвость.

Принесший славу Рембрандту “Урок анатомии” был во многом произведением новаторским. Рембрандт впервые задумывает групповой портрет как некое драматическое событие, основанное на полном единстве переживаний и тесном взаимодействии всех действующих лиц.

Картина воспринимается не как тщательно задуманный по композиции групповой портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод.

“Урок анатомии” одним ударом проливает на талант Рембрандта полный свет, подобный тому, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины.

Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. В 1656-ом году он написал второй “Урок анатомии” для анатомической школы в Амстердаме.

Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины; уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Этого фрагмента достаточно, чтобы судить о том, как далеко ушел Рембрандт от своей ранней “Анатомии доктора Тульпа”.

Он производит страшное впечатление. На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, лицом к нам; между Дейманом и нами распростерт, к нам ногами, ужасный труп, на который смерть наложила свою зеленовато-синюю печать.

Труп лежит в резком ракурсе, перпендикулярно к изобразительной поверхности картины, головой в глубину; ракурсом в искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов.

Этот термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, возникающих при рассматривании фигур или предметов с необычных, как правило, очень близких точек зрения, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая.

В этих случаях вид предмета, рассматриваемого даже в фас, фронтально, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью.

В соответствии с очень близким расстоянием от зрителя передние части предмета непропорционально увеличиваются; так с очень близкой точки зрения передние ножки стола оказываются во много раз больше, чем задние. Так и во втором варианте “Урока анатомии”.

Из-за специально выбранной художником точки зрения, при которой труп лежит почти на уровне глаз зрителя, и его ступни слева и справа от нас находятся так близко, что, кажется, прикасаются к изобразительной поверхности изнутри, получается впечатление, что каждая из этих ужасных ступней по размерам больше, чем видимая в глубине между ними голова. Другим следствием этой точки зрения является иллюзия, что длина трупа в глубину почти такая же, как и его ширина.

С безжалостной откровенностью художник фиксирует внимание зрителя на огромных, нескладных, пальцами вверх, ступнях трупа. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота, из которого удалены внутренности.

На перевернутой ко лбу коже его черепа, подчеркивая полную застылость этого красно-рыжего от вытекшей крови мертвого куска материи. Но Дейман приподнял над трупом его голову и, работая внутри нее хирургическими ножницами,обратил ее лицом к зрителю, как на портрете.

Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания.

Этот контраст мертвого тела и живого духа человека, незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, но хорошо видимый зрителю, был сознательно задуман Рембрандтом.

Жестокая физиология смерти отступает перед ее духовным смыслом – философским и моральным. Это позволяет художнику в таком мотиве, как исследование хирургами трупа казненного преступника и сецирование его черепа, выявить его человечность, а, следовательно, и этическую значимость.

webhnd.com по следам medicusamicus.com

Источник: http://webhnd.com/hnd/rembrandt-i-medicina-urok-anatomii-doktora-tulpa-urok-anatomii-doktora-dejmana/

Врач Николас Тульп (9 октября 1593 — 12 сентября 1674)

December 8th, 2008

06:11 pm – Врач Николас Тульп (9 октября 1593 — 12 сентября 1674)—Что это? — спросила она как то очень студеным вечером, заглянув в Володин «закуток» — так называлась в квартире издавна его узкая комната.— Где «что» — не понял Володя, с трудом отрываясь от книги.— Да вот! Ты картины стал покупать?— Это не картины, а копия с полотна Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпиуса»…— А а! — кивнула Аглая. — Но зачем тебе, дурачок, «Урок анатомии»?— А затем мне, Аглая Петровна, «Урок анатомии», что я буду врачом, — сильно потягиваясь и сладко зевая, произнес Володя. — Таково мое решение.— Еще добавь «на сегодняшний день», — посоветовала тетка. — В твоем возрасте решения меняются довольно часто. Я очень хорошо помню, как ты собирался пойти в летчики, а потом в сыщики.Володя молчал и улыбался: да, действительно, кажется, что то такое было.— Тульпиус этот был хорошим доктором? — спросила Аглая.— Он голландец, — вглядываясь в порыжевшую от времени копию, сказал Володя, — Ван Тульп. Был доктором бедняков, профессором анатомии в Амстердаме. На портретах его обычно изображают со свечой и девизом врача. Теперь этот девиз вошел в поговорку: «Светя другим, сгораю сам».— Красиво! — вздохнула Аглая. — Подумай, какие ты вещи узнал. И книг понатаскал полный закуток.Она открыла анатомический атлас, который Володя взял в библиотеке, и съежилась:— Страхи какие! Пойдем чай пить, поздно. Пойдем, будущий Тульпиус…Юрий Герман “Дело которому ты служишь (огромное спасибо olegtal, читаю запоем)Личности двух человек на этом портрете известны. Один из них — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Другой — труп: Арис Киндт по прозвищу Младенец, настоящее его имя было Адриан Адрианзон. Покойник тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.Рембрандт изобразил лицо Ариса Киндта наполовину покрытое тенью, как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смертиКто же такой Николас Тюльп?Николас Тульп. Портрет работы Пикеноя, написанный им в благодарность за лечение Тульпом его дочери, 1633, Музей Стеделийк, Амстердам Николас Тульп (9 октября 1593 — 12 сентября 1674) — голландский хирург и мэр Амстердама. Урождённый Клаус Пиетерзон, он был сыном процветающего торговца, активного участника в общественной жизни Амстердама. С 1611 по 1614 изучал медицину в Лейдене. По возвращении в Амстердам, он стал уважаемым врачом и женился на Аагфе ван дер Фоег в 1617 году. Амбициозный молодой человек, он взял себе фамилию Тульп и изменил имя на Николас (являющееся правильной формой имени Клаус). Свою карьеру политика он начал с роли городского казначея, и в 1622 году он стал членом магистрата в Амстердаме.XVII век известен как Золотой век Голландии, а порт Амстердам как военно-морская база и главный центр Ост-Индской компании, являвшейся одной из крупнейших в тот период. Карьера д-ра Тульпа являлась отражением успеха его города. В Амстердаме население выросло с 30.000 в 1580 до 210.000 в 1650 году, врачебная и политическая карьера д-р Тульпа сделали его влиятельным человеком в городе. Он управлял небольшим экипажем посещая своих пациентов. Благодаря своим связям в городском совете, в 1628 он был назначен прелектором (президентом) Амстердамской гильдии хирургов. Его жена скончалась в этом же году, оставив ему пятерых малолетних детей. В 1630 он женился вновь, на этот раз на дочери мэра Оутсхорна, которая родила ему ещё 3 детей.В обязанности прелектора входило проведение ежегодных анатомических уроков, материалом для которых служили тела публично повешанных преступников. В то время в европейских городах, аутопсия была законной, если проводилась над телами мужского пола, казненными преступниками. Анатомические уроки проводились с согласия городского совета, и средства от сбора шли в городской фонд для совещаний и торжественных ужинов. Для членов городского советы и членов гильдии это было обязательное мероприятие, которое они должны были посещать и оплачивать входной билет. В Европе эти уроки также посещали видные врачи, для обмена мнениями по поводу анатомии и химических процессов в человеческом теле.Как и подобает после выбора нового прелектора, гильдия заказала групповой портрет членов гильдии. Рембранд, в ту пору молодой человек 26 лет от роду, получил заказ и создал ставший всемирно известным портрет: «Урок анатомии доктора Тульпа». Полотно изображает Тульпа, проводящего урок анатомии и находится в музее Маурицхейс в Гааге. Существует много предположений о том, почему доктор Тульп начал аутопсию с предплечья.По одному из из предположений, толчком к этому послужил интерес медицины того времени к лимфатической системе или к белым венам. Существовало две работы по анатомии, посвящённых этой теме, Уильяма Гарвея и Марчелло Мальпиги. В 1628 году при аутопсии недавно повешенного преступника, проведённой под руководством французского сенатора Николаса Пейреска, были открыты лимфоточные капилляры, поскольку несчастный обильно поел перед казнью и его тело было исследовано всего через полтора часа после этого. Сосуды можно увидеть невооружённым глазом только после, если субъект исследования, принял незадолго до этого пищу.Событие, запечатленное Рембрандтом на картине, датируется 16 января 1632 года. Амстердамской гильдии хирургов, в которой Тульп занимал место городского анатомиста, разрешали один урок анатомии в год, и тело предназначенное для аутопсии должно было быть телом казненного преступника. Преступника с картины Рембрандта звали Арисом Киндтом. Позднее Рембрандт написал в 1656 году ещё одно полотно, изображающее наследника Тульпа на этом посту: «Лекция по анатомии доктора Деймана». Поскольку предшественник Тульпа, доктор Себастиан Егбертц, в 1619 году был изображен на групповом портрете изучающим человеческий скелет, то картина Рембрандта явилась первым прецедентом подобного рода. Потребовалось ещё сто лет, прежде чем хирургам разрешили проводить аутопсию женского тела.По роду своей деятельности доктор Тульп был ответственным за аптеки. Аптекари Амстердама имели доступ к огромному разнообразию трав и пряностей прибывавших на кораблях с Востока. Это являлось доходной статьей многих аптек, которых насчитывалось 66 в 1633 году. Шокированный неимоверными ценами на шарлатанские средства против чумы (население Амстердама существенно сократилось после эпидемии чумы 1635 года), доктор Тульп решил изменить ситуацию. Он собрал своих друзей и они написали в 1636 году сообща первую Фармакопею Амстердама Pharmacopoea Amstelredamensis. С 1636 года все аптекари должны были сдавать экзамен по этой книги, чтобы получить разрешение на открытие новой аптеки. Эта книга стала стандартом и использовалась в качестве образца в других городах ГолландииЕго наиболее известная работа по медицине — Observationes Medicae, была издана в 1641 году и вышла повторно в 1652 году. Он посвятил первое издание книги своему сыну, который только что окончил учиться на врача в Лейдене, а второе издание также было посвящено ему, в связи с его преждевременной смертью. Книга была написана Тульпом на латыни, языке непонятном обывателям, дабы они не смогли прочесть в книге о собственных болезнях[источник?]. Книга содержит подробное описание работы Тульпа, в том числе 231 случай заболеваний и смерти. Книгу ещё называют «книгой монстров», поскольку Тульп с одной стороны описал аутопсирсию экзотических животных, привезенных в Голландию судами Ост-Индской компании, с другой — благодаря фантастическим историям, приведённым им в своей работе.Например, Ян де Доот, кузнец из Амстердама, страдавший от сильных болей из-за камней в почках, наточил нож и удалил камни самостоятельно, поскольку не хотел стать жертвой вырезальщиков камней. Ими являлись брадобреи, которые практиковали подобные операции, часто, однако, заканчивавшиеся летальным исходом. Ко всеобщему удивлению, Ян де Доот выжил после операции, продемонстрировав всем почечный камень величиной с яйцо. Картина, иллюстрирующая этот рассказ, находится в Боерхаавском музее в Лейдене.Тульп подробно описал состояние которое мы сегодня знаем, как мигрень, разрушительные последствия для лёгких, вызванные курением табака, и показывал понимание человеческой психологии при описании эффекта плацебо. Тульп также обнаружил клапан на стыке толстой и тонкой кишок, известный как клапан Тульпа. Его описание симптомов бери-бери у голландских моряков, осталось незамеченным, пока причина (недостаток витамина B1) не была исследована двести лет спустя.Отчасти по причине успеха своих книг, он стал в 1654 году бургомистром Амстердама, пост который он занимал четыре срока подряд. Его сын Дирк женился на Анне Бург, дочери Альберта Бурга, также бывшего бургомистром Амстердама, который, как и Тульп, изучал медицину в Лейдене в 1614 году. В 1655 году дочь Тульпа, Маргарита, вышла замуж за Яна Сикса, который заведовал в магистрате делами семьи и был коллекционером живописи и одно время другом Рембрандта.В 1673 он был принят в Административный комитет Республики в Гааге, где он и скончался позднее. Тульп похоронен в Новой церкви Амстердама. Йост ван ден Вондел, поэт того периода, написал несколько стихотворений о Тульпе, и помимо знаменитой картины Рембрандт существует ещё несколько картин, мраморных и бронзовых статуй его изображающих
Читайте также:  Описание картины павла никонова «наши будни»
From:

Date:

debosher
December 8th, 2008 03:39 pm (UTC)
(Link)

Вообще, интересно читать про родоначальников хирургии как науки.. Хирургии не как методы извращенных тыканий в живое тело человека, сопровождающегося жуткими мучениями и стонами больного, а именно прикладной науки, направленной на исцеление человека руками, основанной на точном знании топографии и анатомии человека..Интересно читать про людей, тайком, под страхом жизни, навещавших кладбища в поисках свежего анатомического материала..Очень интересно читать труды Архиепископа Луки.. Принципы этого земского врача можно применять в гнойной хирургии и по сей день..

Спасибо за пост!

From:

Date:

debosher
December 8th, 2008 07:13 pm (UTC)
(Link)

“Очерки гнойной хирургии” , Архиепископ Лука.. Войно – Ясенецкий

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

debosher
December 8th, 2008 07:15 pm (UTC)
(Link)

Как любому медику, это просто необходимо для ознакомления..не вопрос, конечно))

только вот.. надо вспоминать анатомию ))

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

pheonae
December 8th, 2008 07:25 pm (UTC)
(Link)

я кстати неплохо ее помню)))) со всеми фоссами и фовеями,проминенциями и туберанциями))

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

debosher
December 8th, 2008 08:16 pm (UTC)
(Link)

так-так-так.. попрошу, 8 пар черепно-мозговых нервов, с дырками и местами выхода-входа..

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

gevella
December 8th, 2008 04:14 pm (UTC)
(Link)

ППКС коммента выше.эт на 1ом курсе забиваешь на истмед жоско.а вот сейчас очень даже интересно.

спасибо, Тань.

From:

Date:

pheonae
December 8th, 2008 06:43 pm (UTC)
(Link)

Маш, не поверишь-сама сегодня думала отом, что раньше ист мед мне не очень интерестен был, а сейчас прям прет)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

lana_sv
December 8th, 2008 08:25 pm (UTC)
(Link)

красота именно в том еще что не только читать, а еще и подборка работ, вот это просто поразительно, вот удовольствие то

Источник: https://pheonae.livejournal.com/185389.html

Рембрандт Ван Рейн Урок Анатомии Доктора Тульпа

Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Впервые Рембрандт пишет картину, суть которой ему недоступна. Однако амстердамский порт – это прежде всего Биржа, на которой решается все. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное.

Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Это первая большая картина мастера, которая помогла ему укрепить репутацию в Амстердаме. Но это было не так. Уже четыре года он praelector anatomiae (преподаватель анатомии) Гильдии хирургов.

«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Если только это не еще более свежее воспоминание – об Антверпене и Рубенсе. Алтье, одна из сестер, уже более десяти лет жила в Амстердаме.

Что не так на картине Рембрандта ван Рейна Урок анатомии доктора Тульпа

Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Типажи его картин нарочито простонародны, но их чувства и переживания глубоки и возвышенны.

На нем широкополая темная шляпа у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой.

Одна смерть, возможно, помогла ему осознать произошедшую в нем перемену – смерть Питера Ластмана прошлой весной, когда он работал над «Уроком анатомии доктора Тульпа».

Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Амстердам был самым крупным художественным центром.

Картина «Урок анатомии доктора Тульпа»

По рассказам, он слышал, как великий человек сказал перед смертью: «Господи, помилуй мою душу и этот бедный народ» – эти слова передавались в семье из поколения в поколение. Семейство Эйленбюрха живет в доме, стоящем над спокойными водами Веазе. Ни один корабль не попадет в порт без того, чтобы там не составили его опись.

«Для меня, человека XXI века, выбравшего ремесло врача, этот первый «визит» вызвал глубокое душевное потрясение. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности.

Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Вероятно, это работа «ткань человеческого тела», авторства Везалия.

В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Не было ни экзальтированных возгласов, ни гримас отвращения, ни обмороков. Но обучение продолжилось всего полгода. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс.

Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.

Среди наиболее известны групповых портретов эпохи голландского барокко, безусловно числится «Урок анатомии доктора Тульпа», авторства Рембрандта. Встань и иди в город, куда шел”. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «портрет анны австрийской»

Рембрандт и медицина: Урок анатомии доктора Тульпа, Урок анатомии доктора Деймана

Как ученый – издаст свои труды у Эльсемиров и заработает репутацию своими трудами о чудовищах изучив, в частности, необыкновенного орангутанга, которого король Англии подарит статхаудеру.

Клас Питерсзон, сменивший имя и фамилию на Николас Тульп, так как его отец занимался торговлей тюльпанами (по-голландски – «tulp»), был выдающейся личностью: он исполнял обязанности члена городского совета избирался бургомистром, но прославился, прежде всего, благодаря своему основному занятию – врачебному делу.

Упряжки отправляются в город. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Впервые взгляды и жесты слушателей выражали интерес к уроку.

Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Впрочем, урок анатомии, о котором идет речь, не похож на другие. В реформатских странах знают, как обстоят дела с местоположением Солнца.

Что же до Саске – Рембрандт несколько раз гулял с ней и ее родственницей. Да. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Одна забавлялась тем, что надела берет художника, взбив его и сдвинув на ухо.

Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Покончено с выстроенными в ряд фигурами, позирующими возле трупа. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.

Как политик он восемь раз будет избран городским казначеем и четыре раза – бургомистром. В центре композиции, благодаря интенсивному освещению, выделен труп.

Эта знаменитая картина Рембрандта есть на многих кафедрах анатомии в мире.

Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании.

Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Наверное, это было даже слишком.

Картина недели: «Урок анатомии» Рембрандта

Это Адриан Адрианс, вор и грабитель. Год создания картины 1632. В заказе нет ничего необычного: Миревельт, Томас де Кейзер писали «Уроки». Кассель. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом.

Не кануло в лету и имя того человека, тело которого лежит на анатомическом столе. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов.

Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.

Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Прогуливающиеся следуют за ними до самого Гильдейского дома. Николасу Тульпу тридцать девять лет.

В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда.

Рембрандт “Урок анатомии доктора Тульпа”

Черные и серые силуэты живут своей жизнью в этой горизонтальной плоскости, простертой до самого горизонта, где мачты, реи, снасти – точно шпили соборов, а деревянные краны находятся в постоянном движении, размеренно и со скрипом кланяясь то кораблям, то молу.

Микрокосмос человеческого тела исследовали невооруженным глазом и в восхищении обнаружили, что человеческая машина – чудесное, божественное творение. Еще нигде не было такой абсолютной организации. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.

Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками.

Но существовала и анатомия Тициана и хотя Альбрехт Дюрер не дошел до самого вскрытия (он оставил его в стороне в своем «Трактате о пропорциях»), Рубенс заказал в Антверпене Павлу Понтию сделать гравюры со своих рисунков мышечной структуры частей тела. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины.

175, 5 x 210, 5 см. В Вики о ней есть несколько интересных фактов. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Урок анатомии доктора Тульпа»

Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Голод больше не страшен. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

Любой потенциальный клиент художника, несомненно, был впечатлен жизненной силой и энергией, которой 26-летний художник наделил участников сцены. Это бойкое место. Тем не менее перед операционным столом всегда испытываешь некие опасения.

И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. У того Ромбаута из Леувардена было девять детей: три сына и шесть дочерей. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.

Рембрандт “Урок анатомии доктора Тульпа” 25361902

Рембранд создает новый подход, сочетая портреты и происходящее действо. Ластману было всего пятьдесят.

Обычно все внимательно следили за тем, как снимается кожа, расчленяется тело, как под скальпелем появляются мышцы, кости, органы, пока не останется один скелет, которому гравер по-прежнему придавал человеческие позы. Он окунулся в современный мир.

Раз в год во многих европейских городах устраивали публичную аутопсию (вскрытие) тела казненного преступника. Савл упал на землю и услышал голос: “Савл, Савл, что ты гонишь меня.

Голландские жанровые картины отражают жизнь не такой, какой она уже сложилась в их век, а такой, какой ее хотелось бы видеть представителям тогдашней буржуазии. Холст, масло. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная.

Старший умер и его младший брат Ульрик, адвокат, стал главой семьи. Он работает над тем, чтобы отобразить впечатление от полученного знания.

Урок анатомии доктора Тюльпа Рембрандт Хармес ван Рейн

В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Год прошел и столько событий – в это даже трудно поверить. Обычно вскрытие начинали с брюшной полости, но Тульп почему-то сперва вскрыл руку. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Правой рукой он показывает, а жестом левой привлекает внимание к тому, что объясняет.

Представленная работа демонстрирует собрание 31 января 1632 года. Чувствуется, что в этих образах нет согласия, однородности.

Описание картины «Урок анатомии доктора Тульпа»

Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам.

Они были опекунами Саске, младшенькой. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Он знал, что играет важную роль.

Этот контраст и придает картинам мастера неповторимость. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Ему кланяются на улицах Амстердама. Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне.

Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Доктор Николас Петерсзоон2 по прозвищу Тульп (Тюльпан) родился в 1593 и умер в 1674 году. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой.

Аромат древних чар кружит ему голову.

:Рембрандт ван Рейн «Урок анатомии доктора Деймана»

Библейская тема и здесь является главной. Я – Иисус, которого ты гонишь. Не позабыть бы изобразить на полотне раскрытую книгу – трактат по анатомии. Иные.

И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Другие – Адмиралтейству, где пополняет свои запасы военный флот.

Впервые Рембрандт присутствовал при вскрытии или по крайней мере смотрел на него как художник, которому поручено изобразить это на картине.

Он застал пастора в его жилище при больнице, сидящим в потемках, сложив руки на Библии. С рисунка Рембрандт сделал гравюру. Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень.

На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Здесь вспарывают, отделяют, отворачивают кожу.

И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Никаких волн, всегда полный штиль, несколько рыбаков удят рыбу.

Одни из них внимательно слушают объяснение доктора, другие устремили взгляд на связку мышц, которую он подхватил пинцетом, третьи взирают на зрителя: Рембрандт внес такой «диссонанс» в картину, чтобы установить контакт между смотрящими на нее и изображенными.

Курсовая работа: Рембрандт Харменс ван Рейн

Возможно, ему и надо было ослепнуть, чтобы этого достичь. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.

Столь же революционный подход, но в изображении милицейских портретов, Рембрандт демонстрирует в «Ночном дозоре» (1642 год). Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Какая красота в легких, печени, сердце, какую великолепную систему образуют сосуды, нервы, какая стройность в позвоночнике. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы.

Рембрандт ван Рейн “Урок анатомии доктора Тульп”

Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Вместе с ними он видел столько разных вещей, домов, кораблей, людей.

Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя.

В отличии от аналогичных портретов, в том числе «Урока анатомии Деймана» (1656), Рембрандт игнорирует тенденции стремления к анатомическому реализму, сосредотачивая внимание на психологических аспектах, подчеркивая любознательность зрителей их близостью к мертвецу. Некоторые принадлежат компаниям, беспрестанно строящим новые.

Он увидел в них трудолюбивое, старательное творчество.

В отличие от исполненной художником почти четверть века спустя работы «Урок анатомии доктора Деймана» (1656, Амстердамский музей) на данном полотне основное эмоциональное напряжение создается не пугающими анатомическими подробностями, а контрастом между мертвым телом и живыми людьми.

Графические варианты притчи о блудном сыне поражают накалом драматизма и воздействуют на зрителя они не меньше, чем знаменитое живописное полотно на эту тему. Нидерланды (Голландия). Третьи – городу, хранящему хлеб и торф для бесплатной раздачи беднякам.

Открыто показаны на картине лишь руки трупа и Тульпа. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, так же была пририсована позже.

Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты. Картинная галерея.

Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Неизвестный Рембрандт: 5 самых больших загадок великого мастера
  3. Рембрандт Урок Анатомии Доктора Тульпа
  4. Рейтинг блогов и записей Живого Журнала
  5. Словари и энциклопедии на Академике

В нижнем правом углу можно увидеть учебник, вероятно о строении человеческого тела. Это известный жанр. Взглянуть на порт. Там все серое: и море и небо.

В тот раз, когда Рембрандт запечатлел доктора Тульпа за демонстрацией физического строения человека, труп принадлежал Арису Киндту (настоящее имя – Адриан Адриансзон), повешенному за то, что избил и ограбил человека, а также тяжело ранил тюремного охранника. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.

В Амстердаме построены самые большие хлебные амбары в мире. Он сделает двойную карьеру: политическую и научную. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. У него много учеников. Барокко. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии.

В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Самое интересное в виде мозаики

Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Врач Николас Тульп являлся ректором этих собраний с 1628 по 1653 год. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки.

Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Среди живописцев был один, знавший о мышцах больше всех врачей, – Леонардо да Винчи.

Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Картина, создана в 1632 году, писалась с доктора анатомии Николаса Тульпа и его коллег. Не все картины хороши, так как девушкам не хватает жизненности индивидуальности.

Однако старания Апостола оказались напрасными. В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке.

Попутно Рембрандт поупражнялся в передаче оттенков слоновой кости и голубого, проявляющихся у трупов. В центре внимания Рембрандта все же стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений.

Рук почти не видно. Доктор анатомии Николас Тульп стал центральной фигурой. Молодые женщины, каких он еще никогда не писал.

К нему сложнее подобраться.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201804/rembrandt-van-reyn-urok-anatomii-doktora-tulpa/

Ссылка на основную публикацию