Описание картины рогира ван дер вейдена «святой лука, рисующий мадонну»

Тайны «Святого Луки» раскрыли петербургские реставраторы

У петербуржцев и гостей города остался всего месяц, чтобы посетить выставку, на которой представлена всего одна картина — полотно Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну».

Вернее, собственно картину они смогут увидеть и в дальнейшем — она принадлежит Государственному Эрмитажу.

А вот оценить вложенные в реставрацию картины труды можно только на выставке из цикла «Возрожденные шедевры», где представлены все этапы работы реставраторов, постаравшихся воссоздать первоначальный вид картины с непростой судьбой.

Смена имени как двигатель успеха

Сведения о жившем в XV веке выдающемся нидерландском художнике Рогире ван дер Вейдене обрывочны и противоречивы. Никто не может точно назвать год его рождения, информация о детстве, юности и творческом становлении будущего классика Северного Возрождения тоже весьма скудна.

С образованием Роже де ля Пастюра — именно такое имя на старофранцузском получил будущий Рогир ван дер Вейден — тоже полная неразбериха.

Но искусствоведы склоняются к тому, что Роже-Рогир учился-таки в университете — его глубокие знания богословия говорят в пользу этого предположения.

Зато точно известно, что художник был женат на дочери брюссельского сапожника и у них было четверо детей. В Брюсселе он и прожил большую часть своей жизни, с чем и связана перемена его имени — с французского художник перевел его на нидерландский, на котором говорили в этом городе.

И не зря — ставший Рогиром Роже получил статус официального городского живописца и не был обделен заказами. Он вообще представлял собой новый тип живописца — успешного, состоятельного, дружащего с властью. И это все прекрасно, но для того, чтобы оставить свой след в истории, — маловато.

Шедевр в четырех экземплярах

Прославился же дер Вейден тем, что в своих работах концентрировался на внутреннем мире человека. Все персонажи его картин — носители яркой индивидуальности. Фон, задний план его не слишком интересуют, а вот человек со всеми его эмоциями и переживаниями — очень даже.

Причем это касается не только обычных людей, но и библейских персонажей. Так, главный шедевр дер Вейдена и один из главных шедевров живописи XV века — полотно «Снятие с креста» — потому и оказывает такое воздействие на зрителей: эмоции здесь показаны прежде всего человеческие.

Что нарушало принятые каноны, но вызывало гораздо больше сопереживания.

Ну а самый загадочный шедевр дер Вейдена — это, конечно же, тот самый «Святой Лука, рисующий Мадонну». По легенде, евангелисту Луке никак не давался образ Мадонны, и тогда она явилась к нему сама. С тех пор Лука и считается покровителем художников. И в этом никаких тайн нет. Тайны начинают с того момента, как дер Вейден взялся за кисть, чтобы запечатлеть рисующего Луку.

Судя по всему, художник не ограничился одним полотном — кроме эрмитажного насчитывается еще по крайней мере три аналогичных. Они находятся в Бостоне, Мюнхене и Брюгге.

«Автопортрет» с Мадонной?

В Эрмитаж же «Святой Лука» попал еще в XIX веке, причем частями. Почему в свое время кто-то «распилил» картину, неясно, но специалисты объясняют такое негуманное отношение к произведению искусства коммерческой выгодой — по частям полотно было легче продать.

И первой в 1850 году была приобретена часть, на которой изображен Лука с карандашом в руке и листом бумаги. Через 34 года была куплена другая часть — с Мадонной и младенцем. О том, что это одной целое, догадались, только когда части соединили. К тому же изображения были на дереве, в Эрмитаже их перевели на холст.

И это все счастливая случайность, части картины вполне могли «разъехаться» по разным коллекциям и никогда не воссоединиться.

Но они воссоединились в Эрмитаже, и после этого сто с лишним лет картина не реставрировалась. За это время, естественно, краски поблекли, восприятие картины изменилось. Несколько лет назад Экспертный совет Эрмитажа решил вернуть полотну краски, присущие ранней нидерландской живописи.

При этом, как рассказал художник-реставратор Валерий Бровкин, проведший кропотливую работу по восстановлению первоначального облика полотна, картина была в довольно приличной сохранности — художники из гильдии Святого Луки, проводившие первую реставрацию, за качество отвечали перед своими коллегами.

Поэтому после всех исторических катаклизмов и «разрезаний» мелкие недочеты вроде осыпаний краски существовали, но их было не так много.

Сегодня же, после работы современных реставраторов, которая длилась два года, картина предстала во всей своей красе. Мы видим полностью раскрытый авторский экземпляр XV века.

На котором проявились невидимые до этого детали — фактура покрывала Богородицы, чернильница на столе, фигурки Адама, Евы и дьявола с запретным плодом в резьбе на троне Богородицы, даже капелька молока у рта младенца, ранее скрытая лаком.

Кстати, предполагают, что в облике святого Луки дер Вейден изобразил самого себя. Так что и «автопортрет» классика живописи теперь выглядит по-другому.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

У этой картины — многовековая детективная судьба

Источник: http://www.interessant.ru/culture/tainy-sviatogho-luki-ra-1

Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. К завершению реставрации

Государственный Эрмитаж
18 мая — 25 сентября 2016
Аполлонов зал

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. К завершению реставрации» из цикла «Возрожденные шедевры».

Рогир ван дер Вейден (ок. 1400 — 1464) — один из выдающихся художников XV столетия — Золотого века нидерландской живописи, ученик знаменитого мастера северного возрождения Робера Кампена, работал в Брюсселе. В нидерландскую живопись он внес тему раскрытия человеческих переживаний и оказал значительное воздействие на своих современников и последователей.

В настоящее время в мире известны четыре варианта картины «Святой Лука, рисующий Мадонну». Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других — в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия). Картина поступила в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части.

Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая — с изображением Мадонны с Младенцем была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера, она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции.

За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций. В 1854 году часть со святым Лукой была паркетирована (т.е. основа картины с задней стороны была усилена, чтобы препятствовать ее деформации) Федором Табунцовым.

Затем, в 1867 году, эта половина была переведена с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым.

В 1884 году он же после приобретения второй половины картины перевел ее с дерева на холст и соединил в единое целое с первой частью.

После соединения двух половин картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» приобрела почти первозданный вид.

Почти — потому что она оказалась лишенной верхней части композиции, а также на ней были сделаны две реставрационные приставки — вверху половины со святым Лукой и внизу половины с Мадонной.

Несохранившуюся часть верха картины сейчас можно представить, сравнивая произведения с тремя другими известными вариантами.

Композиция картины Рогира ван дер Вейдена восходит к несохранившемуся произведению Робера Кампена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Одновременно видна перекличка с находящейся в Лувре картиной «Мадонна канцлера Ролена» (1435) кисти Яна ван Эйка, старшего современника Рогира.

Эта работа — характерное произведение нидерландского искусства. На переднем плане изображена Мадонна с Младенцем и евангелист Лука, рисующий ее лик; в глубине виден пейзаж, наполненный жизнью.

Сюжет евангелиста Луки, рисующего Мадонну, идет от византийского искусства VIII века. Около XII века он проникает в западноевропейскую живопись. Согласно преданию, Святой Лука долго пытался написать портрет Мадонны, но никак не мог вспомнить ее черты.

Тогда Мария явилась ему, и евангелист запечатлел ее образ. Святой Лука считался в Европе покровителем художников, и его изображения украшали помещения гильдий живописцев в различных городах.

В нидерландской живописи к образу Святого Луки, рисующего Мадонну, обращались такие выдающиеся художники, как Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, и многие другие.

Мастера часто отождествляли себя со Святым Лукой, поэтому многие видят в изображенном Рогиром ван дер Вейденом евангелисте возможное портретное сходство с самим живописцем.

Святой Лука представлен в момент творчества.

В отличие от художников Итальянского Возрождения, уделявших особое внимание человеку и изображавших его обычно в центре композиции, нидерландских мастеров интересует и человек, и его окружение.

Поместив фигуры Марии с Младенцем слева и Луки — справа, всю среднюю часть картины Рогир ван дер Вейден занял пейзажем, открыв взору зрителя перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах.

В руках Святого Луки виден серебряный карандаш — типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге. Это чудесный пример техники рисования, которую, надо думать, Рогир ван дер Вейден знал в совершенстве.

Святой Лука изображен в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, на голове коричневая шапочка. На поясе у него висит чернильница. Есть предположения, что это костюм врача, который был в употреблении в XIV веке. Однако более правильным видеть в нем мантию и шапочку, связанную с католической традицией, возможно, это одежды аббата или кардинала.

Позади Святого лежит раскрытая книга. Это Евангелие, которое святой Лука только что перестал писать. Теперь, после раскрытия записей, рядом с книгой стала видна открытая чернильница.

Ниже изображена голова быка — символ святого Луки. На подлокотнике трона Мадонны изображена сцена искушения Адама и Евы змием, предлагающим им яблоко. Трон Богоматери украшен дорогим ковром, который должен был нависать над ней балдахином, изображенным в утраченной верхней части картины.

Напротив Святого Луки, присев на ступеньку своего трона в красивых, богато украшенных одеждах, Мадонна кормит Младенца Христа. Ван дер Вейден сумел передать лицо Мадонны очень естественным и одновременно идеальным. Она смотрит любящим материнским взглядом на Младенца, аккуратно поддерживая его.

После реставрации стала видна капелька молока, проступившая на ее груди, скрытая раньше темным разложившимся лаком. Этот нюанс дает еще одну трактовку сюжета этой картины как Мадонны-Млекопитательницы.

Спустя столетие, в середине XVI века такие изображения будут запрещены, и в западноевропейской традиции они постепенно исчезнут.

Если дополнить картину недостающей сверху частью, то строго в центре на пересечении диагоналей, на втором плане композиции изображены две фигуры, стоящие у каменной ограды моста. Их считают фигурами святых Иоакима и Анны, родителей Мадонны.

Проведенная реставрация вновь дала нам возможность увидеть левую руку святого Иоакима, считавшуюся утраченной под записями, которой он указывает на что-то происходящее вдали.

По ступенькам на площадь поднимается женщина с ведрами воды, какой-то горожанин стоит у входа в лавку. Есть предположения, что это лавка художественных предметов. Над ней у окон второго этажа развевается сохнущее белье. В отдалении, на правом берегу, скачут всадники.

Легкость, с которой изображены эти маленькие фигуры, отсутствие механичности в их движениях показывает руку большого художника.

В начале 2013 года после исследования памятника в ИК- и УФ-лучах, проведения рентгеноскопии, изучения состава материалов живописи, как авторских, так и реставрационных, была начата работа по реставрации картины. Для исследований использовались: сканирующий электронный микроскоп с рентгеновским микроанализатором (SEM-EDX), газовый хроматомасс-спектрометр (GCMS), поляризационный микроскоп (PLM).

В конце 2015-го реставрация картины была закончена. Было проведено раскрытие от многослойного сильно потемневшего лака, удалены старые реставрационные записи и мастиковки, заходящие на авторскую живопись, тонированы утраты авторской живописи. На реставрационных приставках XIX века проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции.

Реставрация картины проведена Валерием Юрьевичем Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи (заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая Татьяна Александровна Баранова).

Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV — XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства (заведующий Сергей Олегович Андросов).

  • Источник:hermitagemuseum.org
  • Источник:hermitagemuseum.org
  • Источник:hermitagemuseum.org
  • Источник:hermitagemuseum.org
  • Источник:hermitagemuseum.org
  • Источник:hermitagemuseum.org
  • Источник:hermitagemuseum.org

Источник: hermitagemuseum.org

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160519_veiden.html

Скрытый символизм картины «Святой Лука рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена

Картина является одним из самых известных произведений мастера, но при всей своей красоте и легкости, таит в себе множество скрытого символизма.

Но какого? И причем же тут святой Лука?

Фрагмент оригинальной картины.

Принято считать, что на картине изображен евангелист Лука (являющийся покровителем художников), обращенный к Деве Марии, которая держит на коленях младенца Иисуса.

К сожалению не сохранилось ни каких письменных свидетельств времен создания шедевра, но Ван дер Вейден, вероятно, написал свою знаменитую работу для Гильдии художников Святого Луки в Брюсселе, что частично объясняет изображение именно святого Луки.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «лилии»

Особая атмосфера частично достигается за счет использования ярких красок и иконографии богатой символическими мотивами.

Фигуры расположены в буржуазном интерьере, помещенном на фоне внутреннего двора, реки с городом и живописного ландшафта.

Во дворе находится огороженный сад, являющийся одним из многих символов чистоты Девы Марии.

Принято считать, что Вейден находился под сильным влиянием известного религиозного художника Яна ван Эйка и картина во многих аспектах является вольной копией «Мадонны канцлера Ролена».

«Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк, 1435 год.

Что вполне заметно по общей композиции, элементам ландшафта и цветами одежд действующих лиц.

Однако в последующих копиях (к настоящему времени известно о существовании трех) Вейден вносит множество отклонений от концепций ван Эйка.

Копии авторства Вейдена.

Может показаться удивительным, но вовсе не Дева Мария а евангелист Лука изображен в качестве главного персонажа. Его профессия художника достаточно реалистично показана с учетом специфики ремесла XV века.

Кроме того, многие исследователи склонны считать, что Вейден ассоциирует Луку не иначе как с собой, придавая ему практически абсолютное внешнее сходство.

С учетом, что сам художник являлся крайне влиятельным человеком и находился под особым покровительством Бургундского двора, и даже являлся официальным живописцем города Брюсселя, не возникает сомнений, что при желании он вполне мог себе позволить даже такую дерзость.

Это подкрепляется тем фактом, что Лука показан рисующим «серебряной иглой» на белой бумаге, а это чрезвычайно сложная техника, которая требует высокой концентрации и мастерства, но именно ее обычно и использовал Вейден для создания набросков.

Современные искусствоведы склонны считать, что художник не только изобразил себя в образе святого, но и смело подчеркивает свое умение и мастерство в создании подготовительных эскизов.

Источник: https://homsk.com/martin/skrytyy-simvolizm-kartiny-svyatoy-luka-risuyushchiy-madonnu-rogira-van-der-veydena

Возвращение «Святого Луки, рисующего Мадонну»

Общий вид картины до реставрации в косом свете. Видны деформации в местах соединений частей картины / Фото предоставлены Государственным Эрмитажем

Общий вид картины в процессе реставрации перед началом тонировок

Общий вид картины после завершения реставрации

В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. 17 мая итог двухлетней работы реставраторов был представлен зрителям.

Представление о старой живописи как о темных картинах — давно развенчанный миф. В последние годы Эрмитаж дает зрителям возможность убедиться в этом буквально собственными глазами.

В 2012 году эрмитажные реставраторы расчистили «Бегство в Египет» Тициана, и в самой ранней и большой работе художника зрители обнаружили массу до тех пор скрытых деталей.

Теперь пришел черед Рогира ван дер Вейдена, чей «Святой Лука, рисующий Мадонну» много лет висел в начале экспозиции искусства Нидерландов в Романовской галерее Малого Эрмитажа. Большая картина, написанная маслом и темперой на доске (и переведенная с дерева на холст при реставрации в конце XIX века), состоит из двух частей.

Ее история в Эрмитаже начинается в 1850 году, когда была приобретена правая половина с изображением святого Луки, происходящая из коллекции короля Нидерландов Виллема II. Левая с изображением Мадонны с Младенцем из собрания королевы Испании Изабеллы II была куплена в 1884 году, после чего части работы образовали в музее единое целое.

Эрмитажный «Святой Лука, рисующий Мадонну» — один из четырех известных. В Музее изящных искусств в Бостоне с 1893 года находится картина, которая считается первой оригинальной работой. Скорее всего, она была написана в 1435–1440 годах в качестве алтарного образа для капеллы брюссельской гильдии Святого Луки, объединявшей художников, членом которой был и ван дер Вейден.

Композиция ван дер Вейдена восходит к одноименной и утраченной работе Робера Кампена и «Мадонне канцлера Роллена» Яна ван Эйка из Лувра, а в образе евангелиста художник изобразил себя.

В Старой пинакотеке в Мюнхене, музее Гронинге в Брюгге и в Эрмитаже есть три повторения, причем эрмитажная вещь датируется 1440 годом и, таким образом, является второй по времени создания. Теперь, после проведенных исследований и реставрации, значение работы ван дер Вейдена из коллекции Эрмитажа выходит на первый план.

Реставрационные работы с 2013 по конец 2015 года проводил художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа Валерий Бровкин.

Левая и правая часть эрмитажной работы, долго существовавшие разделенными, не совпадают по размеру, и еще при предыдущих реставрациях пространство над головой евангелиста была надставлено.

Теперь проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции, так что ясность и четкость планового и перспективного построения ван дер Вейдена стали еще более очевидны.

Картина освобождена от слоев сильно потемневшего лака, и теперь взгляду открываются мелкие детали, такие как жители города за своими занятиями или корабли на горизонте, а на груди Мадонны проступила не видная раньше капелька молока.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3077/

Рогир ван дер Вейден 1399/1400–1464 Мастер нидерландского Возрождения Святой Лука, рисующий Мадонну. Фрагмент 1435–1440. — презентация

1 Рогир ван дер Вейден 1399/1400–1464 Мастер нидерландского Возрождения Святой Лука, рисующий Мадонну. Фрагмент 1435–1440<\p>

2 Известные изображения художника Шпалера «Суд Траяна» по картине из Золотого зала брюссельской ратуши. Фрагмент. 1455–1461 Гравюра. Фрагмент. 1570<\p>

3 Достоверных сведений о Рогире ван дер Вейдене мало. Художник не подписывал свои картины. Во время Второй мировой войны были уничтожены архивы, связанные с именем художника. Рогир родился в Турне, по- французски его звали Роже де ля Пастюр. В 1435 г. художник с семьей переехал в Брюссель, резиденцию герцогов Бургундских, и перевел свое имя на фламандский язык – Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. Фрагмент. 1435–1440<\p>

4 Эта картина, написанная для капеллы гильдии Св. Луки, была принята современниками с восторгом и вдохновила многих из них на создание копий. Святой Лука, рисующий Мадонну 1435–1440<\p>

5 Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена Святой Лука, рисующий Мадонну. Фрагмент<\p>

6 Ранние работы подтверждают догадки о том, что творческий путь художника начинался на поприще скульптуры. Снятие с креста 1438<\p>

7 Главное для художника, начиная с ранних работ, – изображение эмоций человека. Алтарь Мирафлорес. 1445<\p>

8 Алтарь Иоанна Крестителя. 1455<\p>

9 Самая крупная работа Рогира ван дер Вейдена алтарь Св. Колумбы, созданный для церкви в Кёльне. Алтарь Св. Колумбы. 1458–1459<\p>

10 Поклонение волхвов (Алтарь Cв. Колумбы) –1459<\p>

11 Несмотря на успешно складывавшуюся жизнь художника, многим его произведениям присуща драматичность. Страшный суд.1446–1451. Алтарь в открытом виде<\p>

12 Страшный суд. 1446–1451. Алтарь в закрытом виде<\p>

13 Со временем суровый стиль художника смягчился. Экспрессию сменила умиротворенность. Фигуры обрели естественность и индивидуальность. Алтарь Бладелена Фрагмент. 1452<\p>

14 Считается, что ван дер Вейден «завез» в Италию масляную живопись во время путешествия в Рим, Феррару и Флоренцию. Триптих семейства Брак е<\p>

15 Пять фигур образуют треугольную композицию, очертаниям которой вторят контуры скалы – места погребения Христа. Положение во гроб. 1450<\p>

16 Готические элементы алтарей ван дер Вейдена были уже настолько архаичными, что воспринимались как новое слово в искусстве. Алтарь семи таинств 1460<\p>

17 Помимо алтарных образов ван дер Вейден создавал портреты, художественными приемами напоминающие схему, разработанную Р. Кампеном. Портрет Франческо (Лионелло) д Эсте 1460<\p>

18 Портрет женщины. 1453Портрет молодой женщины. 1460<\p>

19 Портреты герцогов Бургундских Портрет Антуана Бургундского. 1461–1462 Портрет Филиппа Доброго После 1450 Портрет Карла Смелого, герцога Бургундского Около 1460<\p>

20 Рогир ван дер Вейден изобрел новую форму портрета-диптиха Портретный диптих Филиппа де Круи. 1460<\p>

21 Диптих «Распятие» – одно из последних произведений художника. Здесь мастер, всегда стремившийся к чистоте и лаконичности контуров, превзошел себя. Все формы картины, взятые по отдельности, полны беспокойства, но в целом создают впечатление полной уравновешенности и статичности. Иоанн Евангелист и святая Мария Диптих «Распятие». Фрагмент –1464<\p>

22 Распятие. 1463–1464<\p>

23 Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Я. Белошапкиной. Газета «Искусство» 3/2011 Герб Филиппа де Круи Обратная сторона портретного диптиха 1460<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/993758/

Брюгге: удивительное искусство XV века

?Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще — чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком.

И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения.

Зачитывалась книгой Татьяны Седовой «Художественные музеи Бельгии», её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко:

1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна(Sint-Janshospitaal Brugge)Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге(Groeningemuseum Brugge)Адрес: Dijver 12, BruggeОткрыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг «Поклонение волхвов»

Небольшой трехстворчатый алтарь «Поклонение волхвов» был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга — прим.).

Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг «Обручение святой Екатерины»

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, «Обручение святой Екатерины», гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями.

Главная створка открытого алтаря — «Обручение святой Екатерины» — представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа.

По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) — святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни — меч и колесо.

Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной — башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу.

Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка — с серьезностью и печалью, душевная наивность — с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.Лица всех присутствующих сосредоточенны.

Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью.

Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, — трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки.

Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг «Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове»

«Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове», хранимый в госпитале святого Иоанна, — единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой — Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии — прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой — протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа — прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк «Богоматерь каноника ван дер Пале»

До сих пор «Богоматерь каноника ван дер Пале» остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери.

Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.

Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой.

Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты.

Трон украшен скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами.

Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции.

Подражание Мемлинга в картине «Обручение святой Екатерины» композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема.

Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной — мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе.

Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут — колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.

Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг «Триптих Мореля»

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют «Триптих Мореля», по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью.

На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх «Страшный суд»

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом.

Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей.

Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом.

В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден «Святой Лука, рисующий Мадонну» (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже — копия работы Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну».По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад.

Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.

Этот шедевр Северного Возрождения — одна из самых загадочных картин Эрмитажа. «Святой Лука, рисующий Мадонну» создавался учеником Яна ван Эйка — Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей.

Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах.

Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.

Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.

Источник: https://wwitch.livejournal.com/31487.html

У «святого луки» больше нет шрама

Корреспондент «Вечёрки» с трудом пробрался сквозь толпу желающих увидеть отреставрированную картину. 

«Блестящий шедевр, блестящая реставрация! Большая победа!» – так директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отозвался о выставке «Рогир ван дер Вейден. «Святой Лука, рисующий Мадонну». К завершению реставрации», которая открылась в Аполлоновом зале Зимнего дворца.

В советские годы был очень популярен детектив «Возвращение «Святого Луки». Фильм был основан на реальных событиях – похищении картины Франса Хальса с выставки в ГМИИ им. Пушкина. По иронии судьбы кража произошла вскоре после горделивого заявления министра культуры Екатерины Фурцевой о том, что в СССР картины из музеев не воруют.

Эрмитажного «Святого Луку, рисующего Мадонну» Рогира ван дер Вейдена, к счастью, не похищали. Но история картины, как рассказал на вернисаже Михаил Пиотровский, драматична.

Еще в начале XIX века картина, написанная около 1440 года, находилась в Испании, в монастыре, который был разорен в ходе наполеоновских вторжений. Во время разгрома монастыря картина, как предполагают, была распилена на две части, чтобы проще было продать.

Во второй половине XIX века волею судьбы обе части оказались в Эрмитаже. Правую половину – с евангелистом Лукой – приобрели при Николае Первом в 1850 году в составе коллекции короля Нидерландов Виллема II.

Левую – с изображением Мадонны с Младенцем – купили в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера (она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции). Когда Бер привез картину в Петербург и предложил ее Эрмитажу, собрался экспертный совет.

Знатоки живописи высоко оценили картину, вспомнив, что в музее уже есть работа, вероятно написанная рукой того же мастера. А когда соединили две половинки, то ахнули – обе части совпали идеально, на глазах превратившись в единое произведение искусства. Так Эрмитаж обрел шедевр.

«Встреча» в Эрмитаже – огромная удача, ведь картины вполне могли оказаться в разных частях света. Прошло 130 лет, лак потемнел, краски потухли. В 2012 году было принято решение о новой реставрации.

В XX веке стало известно, что существует еще несколько версий этой картины – в Бостоне, Мюнхене и Брюгге. Все варианты «Святого Луки» очень близки по композиции и рисунку, но несколько отличаются в цвете.

Первоначальным считается вариант, который хранится в Бостоне. Там есть переделки в рисунке, обнаруженные в результате исследований.

– Я был в Брюгге, видел их вариант еще до того, как мы отреставрировали свой, – вспоминал на вернисаже Михаил Борисович. – И вынужден был признать, что он выглядит лучше. Зато сейчас можно сказать, что наш «Святой Лука» ни в чем не уступает той картине.

Как говорит замечательный мастер Валерий Бровкин, до реставрации картина выглядела так, будто мы смотрим на нее «сквозь грязное стекло»:

– Нужно было снять поздние наслоения и записи, которые ее огрубляли. И вот теперь она предстала такой, какой была много лет назад. Самым сложным было сделать незаметным этот стык, похожий на шрам, результат варварского распиливания.

После реставрации открылось множество интересных деталей и нюансов, которые раньше были незаметны.

Например, святому Иоакиму (один из пары на втором плане, стоящей к нам спиной и любующейся водами канала) «вернули» левую руку, которая была скрыта под поздними записями. Сам святой Лука обрел чернильницу, которую тоже было не видно.

Стала лучше видна милейшая морда быка, выглядывающего из дверей, за спиной святого Луки. Как известно, бык, телец – символ евангелиста.

– Смотрите на картину внимательно, – обратился к собравшимся Михаил Борисович. – Смотрите не только на главных персонажей, но и на городской пейзаж и на всех этих крошечных человечков, там запечатленных.

Последуем совету директора Эрмитажа. «Мадонна канцлера Ролена» кисти ван Эйка считается предшествующей нашей картине. Святой Лука и Мадонна запечатлены на фоне мистического пейзажа, где нет никаких людей и бытовых подробностей, только величественная природа. Рогир ван дер Вейден, ученик Робера Кампена и Яна ван Эйка, поместил библейскую историю в декорации современной ему жизни.

Предположительно, мы видим жизнь Брюгге. Задумчиво созерцают канал мужчина и женщина, которых считают изображением святых Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Можно рассмотреть и другие, совсем крошечные фигурки. Женщину с ведрами, полными воды. Мчащихся всадников. Какого-то несознательного горожанина, справляющего нужду прямо на улице.

Соединение мистического и земного, возвышенного и обыденного вообще характерно для нидерландских художников.

Рогир ван дер Вейден блестяще передал чувства, которые испытывает Лука перед Мадонной и Младенцем: благоговение и сосредоточенность. Коленопреклоненный, он весь ушел в созерцание, а его серебряный карандаш движется, словно сам собой.

Картина была написана как алтарный образ для часовни живописцев. В «Святом Луке» многие исследователи видят автопортрет художника. Как известно, евангелист Лука владел ремеслом врача и живописца.

По легенде он был первым, кто запечатлел Деву Марию с натуры, так как Богоматерь явилась ему. С давних пор святой Лука считается покровителем художников. Не каждому, конечно, является сама Мадонна.

Но и сегодня, когда смотришь на картины талантливых мастеров, испытываешь чувство, будто их рукой движет кто-то свыше. Может быть, сам святой Лука со своим серебряным карандашом.

Источник: https://vecherka-spb.ru/2016/05/28/u-svyatogo-luki-bolshe-net-shrama/

«Путешествие в Эрмитаж» Познавательные

Программу «Путешествие в Эрмитаж» ведёт из петербургской студии «Радио России» Анна Всемирнова.

Завершена реставрация одного из шедевров Эрмитажа – картины нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden) «Св. Лука, рисующий Мадонну». В начале мая живописное полотно будет представлено широкой публике.

Евангелист Лука является покровителем художников, поскольку ему, по легенде, принадлежит первое изображение Девы Марии с младенцем. Сам сюжет евангелиста Луки, рисующего Мадонну, восходит к византийскому искусству VIII века.

Около XII века сюжет проникает в европейскую традицию, и во многих городах Европы изображения Святого Луки украшают помещения гильдий живописцев. Многие художники обращались к этому сюжету, зачастую отождествляя и свой образ со Святым Лукой.

Поэтому не исключено, что и Рогир ван дер Вейден оставил на полотне автопортрет.

Впрочем, загадок с этим полотном хватает. Начнём с того, что картина поступила в Эрмитаж, разделённой на две части.

Первой была приобретена в составе коллекции короля Нидерландов Виллема II (Willem II) часть картины, изображающая Луку с карандашом в руке и листом бумаги, где он начертал портрет Богоматери.

А спустя 34 года была приобретена часть полотна с Мадонной и младенцем. Когда их соединили, стало ясно, что это две части одной картины.

Рассказывает хранитель нидерландской живописи Эрмитажа Николай Зыков.

Н. Зыков: Она связывается с Рогиром ван дер Вейденом или кругом Рогира ван дер Вейдена очень чётко. Известны четыре картины, которые сейчас сохранились в мире – в Бостоне, в Мюнхене, в Брюгге и у нас. Одна из них была написана по заказу капеллы гильдии Святого Лука. Какая из этих четырёх? Большой вопрос.

Скорее всего, можно убрать из этих четырёх картины в Брюгге и в Мюнхене и выбирать между бостонской и эрмитажной, притом что бостонская считается сейчас вообще первичной картиной, потому что там есть изменение композиции, есть сюжеты, которые ушли вообще из неё. Но при этом что интересно? И бостонская, и наша картины, они обе происходят из Испании.

В каталоге коллекции Виллема II, который был издан его художественным агентом Л.Дж. Ньювенхейсом (L.J. Nieuwenhuys), описывается, что эта створка до 1813 года украшала один из монастырей в Испании, который был разрушен в эпоху наполеоновских войн.

И это чётко сходится с тем, что вторая половина происходит из коллекции Изабеллы II, испанской королевы в XIX веке. Потом она была изгнана во Францию.

Первым поступил Святой Лука, в 1850 году. В 1867 году был осуществлён перевод её на холст, и она в таком виде висит в экспозиции Эрмитажа. Причём, так как она была отсечена пополам, то внизу виден кусок материи от плаща Мадонны. И в каталогах Эрмитажа отмечено, что это часть картины.

Упоминаются картины, которые известны были на тот момент – мюнхенская и испанская, которая потом попала в Бостон. И предполагают, что эта картина была створкой какого-то триптиха или диптиха. И возможно, что у неё были следы от петелек. Это нас относит к двум источникам XVI века.

К записи в инвентаре дворца Эскориал, в котором описывается доска «Святой Лука» с двумя боковыми створками и надписями на греческом и латинском языках. И, с другой стороны, это относит нас к описанию в «Дневнике о посещении Нидерландов» А. Дюрера, когда он пишет, что заплатил два штюпера за то, чтобы ему открыли картину «Святой Лука».

Не за то, чтобы церковь или капеллу открыли, а именно: открыли картину. Если это так, то, скорее всего, он мог видеть именно эту картину.

Датой рождения художника называют 1399 или 1400 годы в герцогстве Бургундия. При рождении ему дали имя Роже на родном языке. Получил университетское образование и был глубоко знаком с богословием.

К 35 годам переехал в Брюссель, где говорили преимущественно на голландском. И своё имя Роже де ля Пастюр (Rogier de le Pasture) переводит с французского на голландский и становится Рогиром ван дер Вейденом.

Получив титул мастера, обучался в мастерской Робера Кампена (Robert Campin). Не миновал Рогир ван дер Вейден и влияния своего старшего современника – Яна ван Эйка (Jan van Eyck).

В 1436 году Рогир получил почётный титул «художника города Брюсселя» и до конца своих дней жил там, являясь официальным городским живописцем, не обделённым заказами и герцога Бургундского, и вельмож.

Художник понимал толк в дорогих тканях, можно сказать, глядя на его произведения. Святой Лука изображён в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, прямо кардинальские наряды. Роскошный парчовый балдахин гармонирует с нарядом молодой матери, кормящей младенца.

Колонны, декоративная плитка на полу говорят о том, что помещение богатое, а рядом бюро, где евангелист, видимо, делал записи в Библии, но отвлёкся, поскольку к нему явилась Мадонна, образ которой ему никак не удавался. И вот он торопится в рисунке уловить её образ.

Все детали помещения, городского пейзажа за окном, реки с корабликами, рыночной площади можно рассмотреть только сейчас, после завершения работы реставраторов.

В Лаборатории научной реставрации станковой живописи все этапы реставрационного процесса представлены наглядно фотоснимками. Всю эту работу увидит и публика в зале.

Н. Зыков: Важно понимать, что это помещение, где они находятся, стоит над рекой. Здесь важно вспомнить, что есть картина ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», находящаяся в Лувре, которая очень близка композиционно.

Там, правда, мужская фигура канцлера Ролена находится с левой стороны, а Мадонна – с правой, но при этом у них цвета одежды сохраняются, как здесь. И эта картина датируется практически теми же годами, что и бостонский «Святой Лука».

Здесь очень всё переплетается, потому что ван Эйк был связан, конечно, и с Р. Кампеном, ну а Рогир учился у него. И считается, что у Р. Кампена была картина «Святой Лука, рисующий Мадонну», которая не сохранилась. Р.

ван дер Вейден совершенно спокойно мог видеть оригинал Р. Кампена

Сейчас после реставрации стало хорошо видна даже капелька молока у рта младенца, скрытая прежде лаком. На втором плане в картине – две фигуры, стоящие у каменной ограды моста. Их считают фигурами Иоакима и Анны, родителей Мадонны.

Реставрация, а её делал художник-реставратор Валерий Бровкин, дала возможность нам увидеть левую руку Иоакима, утраченную прежде под записями. Он ею показывает что-то, происходящее вдали. Напомню, картина была первоначально написана на доске, а в XIX веке переведена эрмитажными мастерами на холст.

Сегодня, увы, это лишает реставраторов дополнительной информации о произведении.

Рассказывает заведующий Лабораторией Виктор Анатольевич Коробов.

В. Коробов: Были сделаны исследования и в инфракрасных лучах, и в ультрафиолете, и рентген этого произведения. Для исследования брали пробы красочных слоёв и грунтов для определения авторского состава и поздних наслоений.

Возвращаясь к бостонскому варианту, они опубликовали все полученные данные, сведя их в большую книгу, и на основе этой публикации наш аналитик с Валерой Бровкиным брали с тех же самых мест полотна пробы с тем, чтобы в дальнейшем можно было проводить сравнительный анализ.

Следуя уже по тому пути, которым прошли американские исследователи на своей картине, мы двинулись в том же направлении.

И теперь вы будете издавать этот труд, чтобы он тоже был доступен всем остальным реставраторам?

В. Коробов: Именно так. И нужно признать, что напластования были многочисленными и существенными.

А сколько слоёв напластований и лака было там?

В. Коробов: Мы можем по контрольке сказать, что было четыре слоя. Но четыре – это минимум. Вот здесь в одном режиме съёмка, и вы видите, насколько живопись преобразилась в процессе раскрытия.

Начиная с того, что появилась голубизна вод…

В. Коробов: Да. Тонально и по колориту всё изменилось. Трава и плащ… Обратите внимание: тёмные места становятся светлее, а светлые становятся темнее.

В ряде случаев для того, чтобы повысить контрастность после лаковых пигментированных слоёв, иногда тёмные места усиливали реставраторы или художники, в руки которых попадала эта картина. Просто прописывали, промазывали тени и тёмные детали.

Поэтому мы сейчас можем видеть мелкие подробности, в виде, например, чернильницы рядом с Библией. Ранее она практически не читалась.

И книги не читались?

В. Коробов: Всё пропадало под этим поздним флёром.

Очень интересно теперь изучать будет картину людям, которые занимаются растениями. У вас прочитывается весь цветочный ковёр, который совершенно прочитать было невозможно. Я даже себе позволю сказать, что здесь есть герань, маргаритка, которая не читалась, ну, совершенно.

В. Коробов: Так как художники, делавшие первую реставрацию, были приняты в гильдию Святого Луки, они отвечали за качество выполненных работ перед своими коллегами по всем процессам, которые претерпевает живопись: войны, революции, разрезание картины на несколько частей, перевод с одной основы на другую.

И при всех катаклизмах, которые произошли с ней, мы видим, что сохранность её очень даже приличная. Безусловно, существуют крокелюры, никуда от них не деться, осыпи мелкие по отношению ко всему полотну, но их не так много.

Здесь в основном утраты от недостающей приставки, которые были восполнены уже в XIX веке сверху и снизу, потому что изначально основа (доска) была распилена в разном формате.

Уверена, старшее поколение помнит документальный фильм режиссёра Павла Когана «Взгляните на лицо». Там скрытая камера, установленная за картиной Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», фиксировала эмоции, отражающиеся на лицах посетителей Эрмитажа, вглядывающихся в картину.

Всякий раз вспоминаю тот фильм, когда вижу в залах Эрмитажа и в том же зале с «мадоннами» итальянцев сегодняшних посетителей музея, которые часто озабочены тем, что делают селфи. Увидеть отрешённое лицо, погружённое в картину, доводится не так часто.

Теперь такое можно увидеть в Лаборатории реставрации в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня», куда приходят слушатели специального абонемента. Огромную работу проводит хранитель, изучая историю жизни полотна художника – художника XV века, о котором сегодня идёт речь, задаваясь вопросами, сомнениями.

Завершают разговор хранитель нидерландской живописи Николай Зыков и заведующий лабораторией Виктор Коробов.

Н. Зыков: У нас есть давняя мечта – соединить четыре картины вместе, чтобы посмотреть их, потому что на самом деле мне довелось видеть две, которые в Брюгге и Мюнхене, и в принципе они один к одному. Но дело всё в том, что во всех тех есть ещё верхняя часть, которой у нас нет.

То есть, там верх окна?

Н. Зыков: Причём здесь ещё есть изображение гильдии живописцев, балдахин наверху над Мадонной тоже. То есть, размер другой. Но масштаб фигур весь, в общем, повторяется чётко. И мне, например, удалось разглядеть, что висит бельё в окне в доме на центральной площади.

В Бостоне оно свисает вниз, а здесь его ветром как бы сдувает. Идеальное лицо, но мюнхенская более сухая. И, конечно, очень важно её сравнивать с картиной ван Эйка, потому что у ван Эйка получается, что помещение парит над землёй. Здесь оно как бы более приземлённое.

И, конечно, когда начинаешь её рассматривать, даже эту площадь, эти фигурки, то замечаешь, как они написаны, буквально какими-то одними касаниями. Убирая все поздние записи, пожелтевшие, порыжевшие слои лака, мы открываем всё-таки живопись в том виде, как она была задумана автором.

Когда мы говорим о повторе авторском, то есть, это ещё одна композиция, выполненная непосредственно самим художником. И, конечно, когда выставка будет представлена…

Вы говорите о выставке, где были бы все четыре варианта?

Н. Зыков: Да. То, безусловно, её нужно напитывать информационным багажом, который получен и у них, и у нас. И это даст больше прав и оснований предполагать, что это поздняя картина или копия.

То есть, ничего ещё не закончилось?

Н. Зыков: Конечно. То есть, всё ещё впереди.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

культура Санкт-Петербург Голландия/Нидерланды живопись картина Эрмитаж гость реставрация

Источник: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57275/episode_id/1297262/

Ссылка на основную публикацию