Портрет его жены: русские музы европейских художников
Кем вдохновлялись Дали, Матисс и Пикассо? Ольгой Хохловой, Еленой Дьяконовой и Лидией Делекторской. Взглянем на портреты удивительных русских женщин, которые долгие годы были спутницами величайших художников ХХ века.
Муза законного брака
Имя: Ольга Степановна Хохлова
Место рождения: Нежин
Годы жизни: 1891–1955
Профессия: балетная танцовщица
Муж: Пабло Пикассо
Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)
Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.
«Портрет Ольги в кресле» Пикассо написал в самом начале их знакомства. Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная — такой была Хохлова, балерина легендарной труппы Сергея Дягилева.
Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму.
Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…» И она выходила узнаваемой — и на других портретах, и на этом — самом, пожалуй, известном.
Картина основана на фотографии Ольги в мастерской Пикассо, поэтому у нас есть редкая возможность сравнить, как видел ее влюбленный художник и как — беспристрастная камера. На всех портретах ранних лет их брака Ольга такая же, как на этом, увиденная через призму влюбленности, — задумчивая, воздушная, идеальная. Настоящая «русская душа».
Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой? Пикассо хватило на целых десять лет. Чем дальше, тем больше жена раздражала его.
И вот — никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде). Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила.
У Пикассо появилось новое увлечение, и в конце концов Ольга не выдержала и ушла. Развода он ей не даст — чтобы не делить картин. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо.
Муза внутреннего мира
Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова
Псевдоним: Гала
Место рождения: Казань
Первая работа: учитель
Годы жизни: 1894–1982
Муж: Сальвадор Дали
Брак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти)
Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т. д.
«Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали, была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире — лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире.
А там царила его жена, его величественная Гала. В полотне она становится новой Ледой, а сам Дали — Юпитером, лебедем, парящим рядом и почти не касающимся возлюбленной. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник.
Наверное, их отношения можно охарактеризовать и так.
«Гала» — прозвище, которое переводится как «праздник». И его обладательница была для своих мужчин настоящим фейерверком. До встречи с Дали она успела побыть музой французского поэта Поля Элюара (и даже выйти за него замуж) и немецкого художника Макса Эрнста. Но не задумывась бросила всех ради Дали, который на был моложе ее на десять лет и еще не очень знаменит.
Гала станет для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой — словом, всем. Но, главное, она станет его музой.
И если у художника на картине мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни построил, сама она почти всегда написана реалистично.
Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.
Муза счастливой старости
Имя: Лидия Николаевна Делекторская
Место рождения: Томск
Годы жизни: 1910–1998
Образование: медицинское
Партнер: Анри Матисс
Знакомство: с 1932 до 1954 (до его смерти)
Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой (1940) и др.
Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой.
Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж.
Картина 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены — но милое лицо девушки остается узнаваемым.
Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака искать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22. Она стала помощницей мастера и сиделкой у его жены-инвалида.
Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
Источник: https://www.culture.ru/materials/163254/portret-ego-zheny-russkie-muzy-evropeiskikh-khudozhnikov
Портрет его жены: русские музы европейских художников
Кем вдохновлялись Дали, Матисс и Пикассо? Ольгой, Еленой и Лидией. Взглянем на портреты удивительных русских женщин, которые долгие годы были спутницами величайших художников ХХ века.
Муза законного брака
«Портрет Ольги в кресле» Пикассо написал в самом начале их знакомства. Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная — такой была Хохлова, балерина легендарной труппы Сергея Дягилева. Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…»
И она выходила узнаваемой — и на других портретах, и на этом — самом, пожалуй, известном.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1917. Музей Пикассо, Париж, Франция
Картина основана на фотографии Ольги в мастерской Пикассо, поэтому у нас есть редкая возможность сравнить, как видел ее влюбленный художник и как — беспристрастная камера. На всех портретах ранних лет их брака Ольга такая же, как на этом, увиденная через призму влюбленности, — задумчивая, воздушная, идеальная. Настоящая «русская душа».
Ольга Хохлова в кресле. Около 1917. Фотография: picasso-pablo.ru
Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой? Пикассо хватило на целых десять лет. Чем дальше, тем больше жена раздражала его. И вот — никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде).
Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила. У Пикассо появилось новое увлечение, и в конце концов Ольга не выдержит и уйдет. Развода он ей не даст — чтобы не делить картин. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо.
А вот музой быть перестанет…
Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой в мантилье. 1917. Музей Пикассо, Малага, Испания
Муза внутреннего мира
«Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали, была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире — лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире.
А там царила его жена, его величественная Гала. В полотне она становится новой Ледой, а сам Дали — Юпитером, лебедем, парящим рядом и почти не касающимся возлюбленной. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник.
Наверное, их отношения можно охарактеризовать и так.
Сальвадор Дали. Атомная Леда. 1949. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания
«Гала» — прозвище, которое переводится как «праздник». И его обладательница была для своих мужчин настоящим фейерверком.
До встречи с Дали успела побыть музой французского поэта Поля Элюара (и даже выйти за него замуж) и немецкого художника Макса Эрнста.
Но она не задумывась бросила всех ради Дали, который на тот момент был моложе её на десять лет и еще не очень знаменит. И он с восторгом ей покорился.
Сальвадор Дали и Гала. Фотография: peoples.ru
Гала станет для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой — словом, всем. Но, главное, она станет его музой.
И если у художника на картине мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни навертел, сама она почти всегда написана реалистично.
Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали. Assumpta Corpuscularia Lapislazulina. 1952. Частная коллекция
Анри Матисс. Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской). 1939. Государственный Эрмитаж
Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой.
Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж.
Картина 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены — но милое лицо девушки остается узнаваемым.
Анри Матисс и Лидия Делекторская. Фотография: h-matisse.ru
Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака искать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22. Ей повезло стать помощницей мастера, секретарем, а вдобавок и сиделкой у его жены-инвалида.
Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «я была в продолжение 20 лет „светом его очей“, а он для меня — единственным смыслом жизни».
Анри Матисс и Лидия Делекторская. Фотография: h-matisse.ru
«Друг и помощница», которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои работы. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса.
И пусть она покинула Россию еще в детстве, именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи.
На её надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил её красоту для вечности».
Из: culture.ru
Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/portret-ego-zheny-russkie-muzy-evropeyskikh-khudozhnikov
Портрет его жены: русские музы европейских художников
Previous Entry | Next Entry
astori_18Кем вдохновлялись Дали, Матисс и Пикассо? Ольгой, Еленой и Лидией. Взглянем на портреты удивительных русских женщин, которые долгие годы были спутницами величайших художников ХХ века.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1917. Музей Пикассо, Париж, Франция
Муза законного брака
Имя: Ольга Степановна Хохлова Место рождения: НежинГоды жизни: 1891–1955Профессия: балетная танцовщицаМуж: Пабло ПикассоБрак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.
«Портрет Ольги в кресле» Пикассо написал в самом начале их знакомства. Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная — такой была Хохлова, балерина легендарной труппы Сергея Дягилева. Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…
»И она выходила узнаваемой — и на других портретах, и на этом — самом, пожалуй, известном.Картина основана на фотографии Ольги в мастерской Пикассо, поэтому у нас есть редкая возможность сравнить, как видел ее влюбленный художник и как — беспристрастная камера.
На всех портретах ранних лет их брака Ольга такая же, как на этом, увиденная через призму влюбленности, — задумчивая, воздушная, идеальная. Настоящая «русская душа».
Ольга Хохлова в кресле. Около 1917.Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой? Пикассо хватило на целых десять лет. Чем дальше, тем больше жена раздражала его.
И вот — никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде). Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила. У Пикассо появилось новое увлечение, и в конце концов Ольга не выдержит и уйдет. Развода он ей не даст — чтобы не делить картин.
До самой смерти она останется официальной женой Пикассо. А вот музой быть перестанет…
Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой в мантилье. 1917. Музей Пикассо, Малага, Испания
Муза внутреннего мира
Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) ДьяконоваПсевдоним: ГалаМесто рождения: КазаньПервая работа: школьный учительГоды жизни: 1894–1982Муж: Сальвадор ДалиБрак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти)Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т. д.«Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали, была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире — лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире. А там царила его жена, его величественная Гала. В полотне она становится новой Ледой, а сам Дали — Юпитером, лебедем, парящим рядом и почти не касающимся возлюбленной. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник. Наверное, их отношения можно охарактеризовать и так.
Сальвадор Дали. Атомная Леда. 1949. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания«Гала» — прозвище, которое переводится как «праздник». И его обладательница была для своих мужчин настоящим фейерверком. До встречи с Дали успела побыть музой французского поэта Поля Элюара (и даже выйти за него замуж) и немецкого художника Макса Эрнста. Но она не задумывась бросила всех ради Дали, который на тот момент был моложе её на десять лет и еще не очень знаменит. И он с восторгом ей покорился.Его книга «Дневник одного Гения» начинается так: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ»
Сальвадор Дали и Гала.Гала станет для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой — словом, всем. Но, главное, она станет его музой. И если у художника на картине мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни навертел, сама она почти всегда написана реалистично. Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали. Assumpta Corpuscularia Lapislazulina. 1952. Частная коллекция
Муза счастливой старости
Имя: Лидия Николаевна Делекторская Место рождения: ТомскГоды жизни: 1910–1998Образование: медицинскоеПартнер: Анри МатиссЗнакомство: с 1932 до 1954 (до его смерти)Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой (1940) и др.
Анри Матисс.
Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской). 1939. Государственный ЭрмитажПортретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой.
Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж.
Картина 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены — но милое лицо девушки остается узнаваемым.
Анри Матисс и Лидия Делекторская. Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака искать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22.
Ей повезло стать помощницей мастера, секретарем, а вдобавок и сиделкой у его жены-инвалида. Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «я была в продолжение 20 лет „светом его очей“, а он для меня — единственным смыслом жизни».
«Друг и помощница», которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои работы. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса.
И пусть она покинула Россию еще в детстве, именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи. На её надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил её красоту для вечности».
via
Источник: https://astori-18.livejournal.com/1711685.html
Елена Арсеньева — Грешные музы (новеллы)
Наконец война окончилась. «Великолепная пара» вернулась в Европу. Миновали те времена, когда отец Дали гневался и брызгал слюной на сына и его жену – теперь он гордился успехами Сальвадора.
Слава его гремела в Старом и Новом Свете, на выставки ломились зрители, чтобы увидеть новый шедевр – «Атомную Леду», для которой Гала позировала несколько месяцев.
Да уж, халтурщиком Дали никогда не был, понимая, что право на смелые эксперименты имеет любой, но право на вечность заслуживает только тот, кто умеет работать – рисовать! – всерьез.
Примирение с семьей (увы, неполное, потому что Гала беспрестанно ссорилась с сестрой супруга, которая пописывала лживые – или, наоборот, слишком правдивые? – мемуары) означало для Дали толчок к возвращению в лоно церкви.
Он принялся писать одну картину за другой, посвященные истории Испании и теме католичества, причем Гала везде и всюду присутствовала на них то в образе Девы непорочной, то в образе Мадонны.
Учитывая, что еще лет двадцать назад она перенесла операцию, которая сделала ее бесплодной, это довольно-таки трогательно… Впрочем, супруги никогда не страдали от того, что у них нет детей. «Я ничего не желаю передавать будущему от Дали, – откровенничал художник с журналистами. – Я хочу, чтобы все остановилось на мне».
Да и со своей родной дочерью Гала не общалась. Это странное материнское отвращение к чаду своему дойдет со временем до того, что она лишит Сесиль наследства! Правда, суд признает это решение бесчеловечным и ненормальным и восстановит Сесиль в правах.
Страсть к католичеству дошла в душе Сальвадора до такой степени, что он начал выспрашивать разрешение обвенчаться с Гала (ведь она хоть и была в разводе, но первый муж ее был еще жив, значит, с точки зрения католической церкви, она все равно что замужем).
Он даже подарил римскому папе Пию XII одно из полотен, где она была представлена в образе Богоматери, но, несмотря на это (или именно из-за этого?) и несмотря на все другие усилия, разрешение было дано только в 1958 году – через шесть лет после смерти Поля Элюара, которого некогда, во времена поистине незапамятные, одна русская девочка называла Жененом, умирая от любви к нему.
К тому времени, когда Гала «перед Богом и людьми» стала настоящей женой Дали, ей уже исполнилось шестьдесят пять (или даже больше, если верить некоторым источникам). Возраст немаленький, омоложению не способствующий.
А между тем на глазах Гала случалась масса примеров того, как мужчины в этом возрасте бросали своих верных подруг, бесстыдно меняя их на «неотразимые прелести» молоденьких дурочек.
Да ладно бы только притаскивали этих дурочек в свои постели! Они выгоняли жен из своих домов, лишали их богатства и «совместно нажитого имущества», оставляя взамен прежней роскоши жалкие алименты…
Конечно, Сальвадор не переставал лично и публично клясться в своей негаснущей любви, и Гала понимала, что он поостережется разрушать им же самим созданный миф, но чем черт не шутит! Тем паче что он больше не возбуждался собственной женой. Увы, сие тоже вполне естественно…
И Гала решила «подстелить соломки».
Как ни брыкался все еще верный и несколько потолстевший Сальвадор, она свела его с манекенщицей и певицей Амандой Лир, которая стала его верной спутницей и натурщицей («Анжелика и дракон», «Святой Георгий») на долгие годы, ни в коей мере, впрочем, не стараясь вытеснить из его сердца родной жены, которая порою начинала мучиться страхом смерти и тогда снова и снова брала с Аманды клятву (говорили: даже перед иконой Казанской Божьей Матери, ибо в эти годы ностальжи начала заедать бывшую девицу Дьяконову), что она не покинет бедного мальчика, если не станет Гала.
А между тем Дали жил в убеждении: «Что я без Гала?!»
Одна из его картин, между прочим, называется вот этак: «Галацидалацидезоксирибонуклеиновая»… Гала!
А еще были картины, вдохновленные ее волосами, ее глазами, ее и впрямь прелестной спинкой и попкой: «Моя обнаженная жена, наблюдающая, как ее тело превращается в ступеньки, колонны, небо», «Предмет для Гала», «Галатея со сферами» (опять же Гала), «Портрет Гала с носорогическими признаками», «Портрет Гала с двумя бараньими отбивными на плече»(!!!), «Первый портрет Гала» и просто «Портрет Гала» (не единственный и не последний), «Три лица Гала на скалах», «Замок Гала в Пуболе» (возникающий средь облаков, подобно фата-моргане немыслимой красоты), «Дали со спины, пишущий Гала со спины», «Галарина», «Гала и «Вечерняя молитва» Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры», «Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гала далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Три славные загадки Гала»… и многое, многое, несчетно-многое в этом же роде. И даже «Христос Гала»!
Воистину: «В одиночку постичь и выразить смысл жизни значит сравниться с великими титанами Возрождения. Такова моя жена Гала, которую я обрел себе на счастье.
Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность – это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни.
Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови.
Когда Гала отдыхает, могу сказать, что она равна своей грацией часовне Темпьетто ди Браманти, что близ собора Святого Петра Монтозио в Риме. И как Стендаль в Ватикане, я позже и независимо от него могу поставить на одну доску стройные колонны с ее гордостью, нежные и упорные перила с ее детскостью, божественные ступени с ее улыбкой.
Долгими часами перед мольбертом, украдкой любуясь ею, когда она этого не замечала, я твердил себе, что она такое же прекрасное полотно, как работы Вермеера и Рафаэля.
Тогда как другие, кто нас окружает, кажутся всегда так мало прорисованными, так посредственно отделанными, что похожи скорее на гнусные карикатуры, намалеванные на скорую руку голодным художником на террасе кафе».
Гала, Гала, Гала… Отныне, и присно, и во веки веков!
Несмотря ни на каких Аманд.
Аманда Лир была высоченная (рост 176 см) блондинка с длинными волосами и в символической юбочке. Полная противоположность крошке Гала. Певица писала в своих воспоминаниях: «Дали был наполовину лысым, толстоватым, он показался мне претенциозным и даже смешным…»
Однако довольно скоро она сочла, что художник очень мил. Да он и был таким. К тому же у него огромное состояние, и замок в Каталонии – Casa Dali (уголок которого запечатлен на прелестной картине «Дворик в Порт-Лигате»), и слава…
Аманда провела рядом с Сальвадором около десяти лет. Гала захотела иметь свой собственный замок, и Дали построил его в Пуболе – всего лишь в восьмидесяти километрах от Кадакеса, чтобы создать лишь иллюзию расставания.
Там она проводила время среди красивых молодых людей (Гала питала особенную страсть к голубоглазым и некоторых, по слухам, подбирала чуть ли не на улицах), и самым ярким светилом в этом созвездии мужского очарования сделался супер-стар Джефан (Джеф) Фенхольд. Он был спутником Гала несколько лет.
Она отчаянно, до судорог сердечных, влюбилась в певца и с восторгом исполняла самые нелепые и замысловатые его прихоти, которые рядом с прихотями Дали казались, конечно, убогими (ну подумаешь, студия звукозаписи по сравнению с интервью из скафандра!), но были куда более дорогостоящими, а главное, не приносили никаких дивидендов, кроме мимолетной улыбки этого красавца.
Штука в том, что в определенном возрасте для женщины мимолетно-благосклонная улыбка красивого юноши и сам факт его существования в ее жизни могут значить куда больше, чем даже счет в банке…
Хотя счет в банке у Гала тоже имелся. Да еще со множеством нулей, так что, несмотря на все ее охи-вздохи, прихоти Фенхольда отнюдь не разоряли ее.
И она ни на миг не оставляла попечением своего гениального мужа…
В 70-х годах у Сальвадора началась болезнь Паркинсона, потом Альцгеймера… Ну какое может быть творчество в таком состоянии?! Однако не только картины Дали приносили огромные доходы, но и тщательно созданный миф о нем.
Ради увеличения суммы на своих банковских счетах и ради упрочения мифа, необходимого не только ей, но и всему, как была убеждена Гала, человечеству, она тайно наняла прекрасного художника Мануэля Баладаса, который подделал несколько сотен полотен Дали (говорят, чуть ли не семьсот!).
А может быть, это только слухи, очередной миф для того, чтобы возвеличить не Дали (его безусловное искусство само себя возвеличивало, и как бы ни относиться к сему параноидальному бреду, великий талант отрицать невозможно), а себя, любимую, обожаемую…
Одним из таких мифов были и дневники Гала, которые многие стремились найти, но никто так и не нашел.
Существовали ли они? Неведомо. Однако некоторые выдержки из них – бывшие ли в реальности, выдуманные ли – цитируются довольно часто. И цитаты эти, право, производят-таки впечатление!
Вот такая, например: «Западный человек – это человек, направленный вовне, его талант выражается во внешних проявлениях, а русские женщины всегда смотрят вглубь, главная их жизнь – внутренняя. Именно в этом причина того, что люди искусства с Запада и мы, женщины с Севера, создали столько идеальных союзов».
Источник: https://profilib.org/chtenie/132445/elena-arseneva-greshnye-muzy-novelly-58.php
Белый и Черный Марс в изобразительном искусстве
Белый и Черный Марс в изобразительном искусстве
Планета Марс в чакральном гороскопе соотносится с Вишудхой и символизирует действие, направленное на оформление реальности, преобразование тех или иных объектов.
Дифференцировать проявления черного и белого направлений Марса, понять их специфику, проще всего, пожалуй, на тех примерах, которые предоставлены нам в виде произведений искусства.
Для этого принципиально подходит любой жанр: литература, музыка, кино, театр, живопись и др. Однако наиболее «наглядным», во всех смыслах этого слова, является все-таки изобразительное искусство.
В данной статье в качестве примеров будут рассматриваться произведения, относящиеся к различным школам и направлениям европейской живописи XIX-XX вв.
За этот недолгий, но крайне плодотворный период европейская живопись проделала огромный путь, подарив миру множество шедевров, которыми мы восхищаемся и по сей день.
Анализ произведений искусства в соотношении с чакральными схемами их авторов позволил условно выделить три наиболее существенные характеристики, которые можно использовать для дифференциации черного и белого направлений марсианской чакры применительно к сфере изобразительного искусства:
1. Особенности художественной техники 2. Особенности воздействия на зрителя
3. Проявления новаторства
Особенности художественной техники
Адольф Вильям Бугро «Автопортрет»(Белый Марс) | Поль Сезанн «Автопортрет»(Черный Марс) |
Глядя на автопортреты двух французских художников, написанные в 80-е годы XIX века, нетрудно уловить сходство композиционного и отчасти колористического решения. Однако техника исполнения говорит о том, что их создали люди из абсолютно разных миров.
«Автопортрет» Адольфа Вильяма Бугро (Белый Марс) поражает своей реалистичностью, тонкостью прорисовки, и, можно предположить, фотографическим сходством с самим художником. Такая манера письма в современной жизни, конечно, во многом утратила свою актуальность.
И все же подобная иллюзия материальности, когда виден каждый волосок, каждая морщинка, просто не может не производить завораживающего впечатления. Другое дело Поль Сезанн (Черный Марс), позволивший себе отойти от точного копирования действительности. Своеобразие его техники воспринимается как грубоватость, упрощенность.
Крупные мазки создают ощущение свободной небрежности. В то же время, использование резких контуров и ярких контрастов, как бы разделяющих лицо на отдельные пятна, придает портрету особую выразительность, наполняет его внутренней энергией.
Жюль Бастьен-Лепаж «Сбор картофеля»(Белый Марс) | Винсент Ван Гог «Две крестьянки, копающие картофель»(Черный Марс) |
Прозаичность выбранного сюжета не помешала французскому живописцу-реалисту Жюлю Бастьену-Лепажу (Белый Марс) в своей картине «Сбор картофеля» (1878) изобразить женщин-крестьянок юными и нежными красавицами.
Спокойствие полуулыбок на зарумянившихся лицах, мягкость и грация движений девушек создает иллюзию легкости, как будто они вышли собирать цветы на лугу.
При этом художник очень внимателен и скрупулезен в изображении деталей: складки одежды и мешковины, взрыхленная земля, плетеная корзина и желтоватые клубни – все это до такой степени материально, что буквально чувствуется на ощупь.
А вот у представителя постимпрессионизма Винсента Ван Гога (Черный Марс) в картине «Две крестьянки, копающие картофель» аналогичная тема раскрыта совсем иначе.
Полный отказ от какой бы то ни было «красивости», техническая упрощенность, отсутствие детализации демонстрируют стремление автора к обобщенности образа. Согнутые фигуры двух немолодых женщин, напоминающие то ли комья земли, то ли огромные живые картофелины, олицетворяют будничность и тяжесть крестьянского труда, когда человек вынужден в борьбе за пропитание отдавать свои силы земле, постепенно «становясь ее частью».
Особенности воздействия на зрителя
Пьер Огюст Ренуар «Купальщица»(Белый Марс) | Пабло Пикассо «Купальщица»(Черный Марс) |
«Купальщица» Пьера Огюста Ренуара (Белый Марс) во многом ассоциируется с женскими образами эпохи Возрождения (Рубенс), между ними проглядывает определенная преемственность. Существенная разница лишь в том, что перед нами не героиня греческого мифа, а обыкновенная девушка, нежную красоту которой мастерски подчеркивает художник.
Эта картина, буквально напоенная теплым светом, как будто согревает зрителя, отображая простую и в то же время прекрасную сторону человеческого бытия. Подобный мотив абсолютно по-другому представлен в «Купальщице» у Пабло Пикассо (Черный Марс).
Женский образ, скорее напоминающий головоломку, удивляет и озадачивает, вызывая желание ответить на неизбежно возникающий вопрос: «Так что же все-таки хотел сказать автор?»
Восприятие произведений Черного Марса требует от зрителя большей подготовки и внутренних усилий, вдумчивости, фантазии. Белый же Марс стремится максимально облегчить восприятие, и совершенство беломарсианских форм служит именно этой цели.
Черный Марс говорит на своем собственном языке, не слишком заботясь о том, чтобы его понимали (кому надо – тот поймет), он ищет «своего» зрителя, отсюда «элитарность» черномарсианского искусства.
Для Белого Марса крайне важно быть услышанным, он пытается говорить так, чтобы его поняли другие (причем как можно большее количество) и для привлечения внимания использует самые разнообразные приемы и уловки.
Его задача преподнести все самое лучшее, свои мысли, идеи, эмоции, на «блюдечке с голубой каемочкой», отсюда «массовость» и «популярность». Красота, гармония, совершенство формы, эстетизм – вот важнейшие принципы Белого Марса. Для Черного Марса такими принципами являются: интуиция, открытие, поиск внутренней сути, собственное видение (субъективность) – «я так вижу!»
Проявления новаторства
Имеет значение также эпоха, в которую творил художник. Ведь многое из того, что, скажем, в позапрошлом веке считалось смелым новаторством, а то и просто откровенным «безумством», дало толчок новым стилистическим течениям и школам и со временем было признано «классикой» и образцом для последующих поколений.
Винсент Ван Гог «Коровы»(Черный Марс) | Эдуард Мане «Коровы»(Белый Марс) |
Видавший виды современный зритель вряд ли усмотрит какую-либо революционность в
«Коровах» Винсента Ван Гога (Черный Марс). Да и другие картины этого гениального художника трудно назвать очень уж странными или непонятными.
Кажется, они не слишком далеко ушли от реалистичных изображений: трава похожа на траву, животные – на коров. Однако при жизни автору не прощали той своеобразной манеры письма, которой сейчас восторгаются во всем мире, оценивая его полотна фантастическими суммами.
Даже друзья и коллеги, привыкшие к творческим экспериментам, подсмеивались над ним, считая его новаторские потуги неприемлемыми.
В то же время, Эдуард Мане (Белый Марс), один из основоположников импрессионизма, стремившийся к более материальной и пластичной живописной манере, хоть и не избежал критики со стороны консервативно настроенной художественной элиты, но все же пользовался гораздо большим успехом у современников.
Его попытки разнообразить и усовершенствовать свой художественный почерк, в целом, не выходили за пределы понимания окружающих, хотя и вызывали жаркие споры. Свежая, легкая, динамичная «этюдность», свойственная многим его работам, позволила художнику создавать ощущение живой движущейся реальности («Коровы»).
Черный Марс способен «опережать время», привнося в искусство нечто принципиально новое, необычное, что не всегда понятно окружающим.
Новаторство Черного Марса может проявляться радикальными, революционными изменениями в творческом мышлении и полным отходом от существующих стереотипов.
Способы самовыражения авторов с таким направлением марсианской чакры порой выглядят причудливо и абсолютно неожиданно.
Неудивительно, что именно черномарсианский поток вызвал к жизни огромное количество самых разнообразных стилистических течений в европейской живописи XIX-XX вв.: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм, ар брют и др. Кстати, такие направления, как импрессионизм и сюрреализм, можно отнести к исключениям, так как в них присутствует ощутимое влияние обоих потоков.
Задача Белого Марса – развивать и усовершенствовать присущий той или иной эпохе художественный язык, доводя его до идеала. В каком-то смысле он призван «нести искусство в массы». Нельзя сказать, что Белый Марс статичен и напрочь лишен новаторской жилки.
Однако в данном случае новаторство выглядит скорее как постепенное наращивание мастерства в рамках существующей традиции.
Так, беломарсианский подход проявляется в последовательной преемственности таких живописных школ как классицизм, академизм, романтизм, реализм, натурализм.
Сальвадор Дали «Портрет Гала с носорогическими признаками»(Белый Марс) | Пабло Пикассо «Портрет матери художника»(Черный Марс) |
Конечно, произведения искусства далеко не всегда можно однозначно разделить на «черные» и «белые». А по одной-единственной картине бывает непросто, а порой и невозможно «угадать» основное направление марсианской чакры, присущее художнику.
Было бы ошибкой считать, что все произведения Белого Марса лишены оригинальности и глубокого внутреннего смысла, а черномарсианский художник рисует «всякую абстракцию», потому что просто не способен правдоподобно изобразить человеческое тело.
Так, весьма причудливая идея может быть выражена беломарсиански, при помощи филигранной техники, что мы наблюдаем в большинстве работ Сальвадора Дали (Бело-серый Марс).
А ранний период творчества Пабло Пикассо (Черный Марс) убедительно доказывает мастерское владение реалистичной техникой рисунка и живописи – «Этюд к торсу», «Матадор», «Портрет матери художника», «Автопортрет». Здесь однако важно то, что служит творцу основным внутренним импульсом, и тот способ самовыражения, который является для него преобладающим и наиболее естественным. Этот способ, как видно, часто определяется цветом марсианской чакры.
Художники-обладатели Белого Марса: Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Адольф Вильям Бугро, Жюль Бастьен-Лепаж, Сальвадор Дали, Гюстав Курбе, Генри Кросс.
Художники-обладатели Черного Марса: Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Георг Гросс, Марк Шагал, Василий Кандинский, Франц Марк, Жорж Сёра, Адольф Монтичелли.
Источник: http://mannaz.com.ua/ru/mars-in-art111
Термоядерная Гала (Сальвадор Дали – Елена Дьяконова) — Арсеньева Елена
Список книг автора можно посмотреть здесь: Арсеньева ЕленаКупить и скачать эту книгу
Страсть к католичеству дошла в душе Сальвадора до такой степени, что он начал выспрашивать разрешение обвенчаться с Гала (ведь она хоть и была в разводе, но первый муж ее был еще жив, значит, с точки зрения католической церкви, она все равно что замужем).
Он даже подарил римскому папе Пию XII одно из полотен, где она была представлена в образе Богоматери, но, несмотря на это (или именно из-за этого?) и несмотря на все другие усилия, разрешение было дано только в 1958 году – через шесть лет после смерти Поля Элюара, которого некогда, во времена поистине незапамятные, одна русская девочка называла Жененом, умирая от любви к нему.
К тому времени, когда Гала «перед Богом и людьми» стала настоящей женой Дали, ей уже исполнилось шестьдесят пять (или даже больше, если верить некоторым источникам). Возраст немаленький, омоложению не способствующий.
А между тем на глазах Гала случалась масса примеров того, как мужчины в этом возрасте бросали своих верных подруг, бесстыдно меняя их на «неотразимые прелести» молоденьких дурочек.
Да ладно бы только притаскивали этих дурочек в свои постели! Они выгоняли жен из своих домов, лишали их богатства и «совместно нажитого имущества», оставляя взамен прежней роскоши жалкие алименты…
Конечно, Сальвадор не переставал лично и публично клясться в своей негаснущей любви, и Гала понимала, что он поостережется разрушать им же самим созданный миф, но чем черт не шутит! Тем паче что он больше не возбуждался собственной женой. Увы, сие тоже вполне естественно…
И Гала решила «подстелить соломки».
Как ни брыкался все еще верный и несколько потолстевший Сальвадор, она свела его с манекенщицей и певицей Амандой Лир, которая стала его верной спутницей и натурщицей («Анжелика и дракон», «Святой Георгий») на долгие годы, ни в коей мере, впрочем, не стараясь вытеснить из его сердца родной жены, которая порою начинала мучиться страхом смерти и тогда снова и снова брала с Аманды клятву (говорили: даже перед иконой Казанской Божьей Матери, ибо в эти годы ностальжи начала заедать бывшую девицу Дьяконову), что она не покинет бедного мальчика, если не станет Гала.
А между тем Дали жил в убеждении: «Что я без Гала?!»
Одна из его картин, между прочим, называется вот этак: «Галацидалацидезоксирибонуклеиновая»… Гала!
А еще были картины, вдохновленные ее волосами, ее глазами, ее и впрямь прелестной спинкой и попкой: «Моя обнаженная жена, наблюдающая, как ее тело превращается в ступеньки, колонны, небо», «Предмет для Гала», «Галатея со сферами» (опять же Гала), «Портрет Гала с носорогическими признаками», «Портрет Гала с двумя бараньими отбивными на плече»(!!!), «Первый портрет Гала» и просто «Портрет Гала» (не единственный и не последний), «Три лица Гала на скалах», «Замок Гала в Пуболе» (возникающий средь облаков, подобно фата-моргане немыслимой красоты), «Дали со спины, пишущий Гала со спины», «Галарина», «Гала и «Вечерняя молитва» Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры», «Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гала далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Три славные загадки Гала»… и многое, многое, несчетно-многое в этом же роде. И даже «Христос Гала»!
Воистину: «В одиночку постичь и выразить смысл жизни значит сравниться с великими титанами Возрождения. Такова моя жена Гала, которую я обрел себе на счастье.
Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность – это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни.
Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови.
Когда Гала отдыхает, могу сказать, что она равна своей грацией часовне Темпьетто ди Браманти, что близ собора Святого Петра Монтозио в Риме. И как Стендаль в Ватикане, я позже и независимо от него могу поставить на одну доску стройные колонны с ее гордостью, нежные и упорные перила с ее детскостью, божественные ступени с ее улыбкой.
Долгими часами перед мольбертом, украдкой любуясь ею, когда она этого не замечала, я твердил себе, что она такое же прекрасное полотно, как работы Вермеера и Рафаэля.
Тогда как другие, кто нас окружает, кажутся всегда так мало прорисованными, так посредственно отделанными, что похожи скорее на гнусные карикатуры, намалеванные на скорую руку голодным художником на террасе кафе».
Гала, Гала, Гала… Отныне, и присно, и во веки веков!
Несмотря ни на каких Аманд.
Страниц: Страница 1, Страница 2, Страница 3, Страница 4, Страница 5, Страница 6, Страница 7, Страница 8, Страница 9, Страница 10, Страница 11, Страница 12, Страница 13, Страница 14
Источник: http://myluckybooks.com/termoyadernaya-gala-salvador-dali-elena-dyakonova-arseneva-elena/12
Охота на Снарка, фотопроект по мотивам поэмы Л.Кэрролла. Образ Бильярдного маэстро
Бильярдный маэстро (Billiard-Marker), он же Бильярдный маркер, Игрок. Авантюрист, рискованный, курит сигарету с мундштуком, импозантный, вычурный.
Очень дорого и шикарно одевается, часто без разбору, надевает сразу все драгоценности. Персонаж жестокий, холодный, расчетливый, с острым глазом, готовый убить того, кто не по нраву, кто не похож на него самого, кто прилукавился в кустах.
Всё той же вилкой или кием он может жахнуть, если ему что-то померещилось.
В нашем фотопроекте снова появляются пересечения судеб и характеров. На этот раз схлестнулись два несопоставимых персонажа. Ранее прошла тема «Часы. Время.
Ловец времени», сейчас к ней присоединилась другая – «Игра умов. Игра с головами».
Помните знаменитую Королеву, которая играла головами? И, хотя во многом такие фотографии спорны, ясно одно: Льюиса Кэрролла не надо объяснять. Его не надо понимать. Его надо чувствовать.
«…Заядлый Игрок, — он бы много играл,
Когда бы имел при себе капитал.
Но деньги его в багаже у Банкира…
…Биллиардный маркер — он в два счета бы мог
Команду оставить без пенни,
Но мудрый Банкир положил под замок
Всю сумму доверенных денег…»
Почему-то в вопле четвертом, «Охоте», он именно так приготовился к атаке на Снарка: «…А Маркер биллиардный поспешно свой нос до кончика вымазал мелом…». Замаскировался, по его мнению, что ли?..
Творческая команда проекта:
- Автор идеи и имидж-консультант – Алена Ли (блог http://lihellen.irkfashion.ru/, 89148778525)
- Костюмер – Галина Шичкина (89041408102). Камея, серьги – из коллекции Алены Ли. Мундштук – из коллекции Елены Серебряковой.
- Фото – Елена Серебрякова (89148811055), Елена Зверева (89643502057)
- Макияж – Наталья Даниловцева (Make-up центр, тел. 667-222), Алексей Новицкий (89025150175)
- Прическа – Алексей Новицкий (89025150175)
- Модель – Мария Толстикова
Благодарим за помощь в организации съемок бильярдный зал ресторана ИРКУТСКЪ (бульвар Гагарина 44, тел. 250-186,250-290).
Другие образы проекта:
Образ Барахольщика
Образ Банкира
Образ Беретчика
Образ Барристера
Образ Браконьера
Образ Булочника
Образ Бобра
Образ Башмачника
Образ Гертруды
Как все начиналось
Авторские права на статьи, идею, образы, фото, принадлежат: Ли Елене Николаевне, Елене Серебряковой, Елене Юрьевне Зверевой ©.
Источник: http://irkfashion.ru/fashion/retrospectiva/?id=1788