Описание картины сальвадора дали «расщепление атома»

Реферат: Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Реферат на тему:

«Жизнь и творчество Сальвадора Дали»

Выполнила студентка:

Гришкова А.И.

Омск 2013

Увидел — и запало в душу, и

через кисть пролилось на холст.

Это живопись.

И то же самое — любовь.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали один из самых известных и ярких художников XX века. Это гений сюрреализма, девизом жизни автора было выражение — «Главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо». Теперь по всему миру известны его неповторимые произведения даже тем, кто не интересуется изобразительным искусством.

Самую большую память о себе художник оставил в Театре-Музее Сальвадора Дали во Фигерасе.

Он представляет собой вселенную абсурда, созданную из мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. Это символ творчества художника, ключ к его гениальности.

Также он известен своими литературными произведениями и художественными фильмами.

C. Дали и сюрреализм

Я не сюрреалист, я — сюрреализм. (С. Дали).

На творчество С. Дали также оказало большое влияние течение дадаизм, предшествующее сюрреализму.

Дадаизм или как по — другому его называли искусство дада — это дерзкое, эпатирующее «антитворчество», возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом всемирных мировых катастроф (мировых войн, различных европейских революций).

Это течение отвергало всякую эстетическую программу, и предлагал «антиэстетику».

Для представителей этого течения все доброе и разумное потерпело крах, весь мир для них казался безумным и подлым: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплёвывали… мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра».

Одной из их целей было разрушение любого стиля, любой эстетики при помощи безумия. Главным видом их деятельности являлось — «абсурдизированное зрелище», «воинствующая антихудожественность», которая выражалась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях.

Дадисты одними из первых стали использовать нетрадиционную технику для рисования такую, как бросание красок на холст, в результате чего получались иррациональные конфигурации. Художник при этом считался марионеткой каких-то неподвластных, мировых сил.

Отсюда следует, что сюрреалистическое отношение к бессознательному вытекает из дадаизма. Но творческая направленность у сюрреалистов была иной — не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.

Для того, чтобы освободиться от контроля разума сюрреалисты применяли такие приемы как:

Механические методы (к примеру, они подкладывали под бумажный лист шероховатую поверхность, а затем натирали бумаги при помощи сухих красок, при этом получались различные конфигурации, напоминающие заросли волшебного леса — это техника «фроттажа»).

Психоаналитические приемы. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

) освобождение сознания от рациональных связей и достижения состояния транса;

) подчинение неконтролируемым различным внутренним импульсам;

) работать быстро, без осмысления проделанной работы.

К примеру, Сальвадор Дали принимался за рисование сразу после утреннего пробуждения, когда его мозг был еще не освобожден от бессознательных образов. А иногда он вставал и посреди ночи, так как считал, что промедление приносит с собой искажение полученных во сне образов под воздействием сознания.

Например, картина Курта Швиттерса «Картина с двумя собачками». Этот дадаист создавал картины из мусора, но они представляют собой не бессмысленные объекты, а вполне гармоничные абстарктыне композиции.

На доске в непонятном сочетании закреплены различные предметы (почтовая открытка, рванная оберточная бумага, автобусные билеты, вперемешку с газетными вырезками и прописанной краской).

Сюрреализм (франц. Surrealism, букв. — сверхреализм) — это направление в искусстве XX века, которое провозглашало источником искусства сферу подсознания (сновидения, инстинкты, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.

Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дададизма (писатели — А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники — М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-x гг. (художники С. Дали, П. Блум, И.

Танги), главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. Сюрреалисты стремились переделать мир и изменить его жизнь.

Они верили в то, что бессознательное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Термином sommeils (пер. сны наяву) они обозначали свои собрания. Во время таких «снов наяву» представители сюрреализма занимались игрой.

Они были заинтересованы в случайных и бессознательных смысловых сочетаниях, которые возникали в ходе определенных игр, например такой как «буриме», в которой участники поочередно на листке бумаги составляли фразу, ничего не знаю о частях, написанных предыдущими игроками.

Меня зовут Сальвадором — спасителем — в знак того, что во время угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты. (С. Дали)

Сальвадор Дали очень любил говорить о себе, об этом свидетельствуют многочисленные дневники художника, биографии, множество стихов, статей и других литературных произведений.

Собственными руками С. Дали сотворил миф о себе и своей жизни, поэтому иногда очень не просто понять, где написана, правда, а где чистый вымысел. Как говорил о себе, сам художник: «Дали — наркотик, без которого уже нельзя обходиться».

Художник родился 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч в испанском городке Фигерасе, расположенном неподалеку от Барселоны.

Талант к искусству живописи у юного Дали впервые проявился в четырех летнем возрасте. «В шесть лет я хотел стать поваром, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли», — так говорит Дали.

В возрасте десяти лет он рисует свою первую картину, небольшой пейзаж при помощи масляных красок на деревянной доске. А потом день за днем он просиживал в специально отведенной для его творчества комнате, рисуя свои первые картины.

Вдохновением для написания первых работ послужили пейзажи его родного города Фигераса, а также руины римского города Ампуриуса.

В четрынадцателетнем возрасте С. Дали провидит свои персональную выставку в муниципальном театре Фигераса. Он осваивает такие техники как — импрессионизм, кубизм, пуантизм, и ищет свои собственную манеру рисования. С шестнадцати лет Дали начинает писать, и с того времени литература так же как и живопись становится неотделимой частью его жизни.

Огромное влияние на жизнь и творчество художника в 1929 году оказали два важнейших события в его жизни.

Одним и можно сказать, самым главным событием становится встреча художника с его музой Галой Элюар в Кадакесе. «Гала-единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без нее я никто» — говорит С. Дали.

Она спасает автора от психологического кризиса, и без ее веры он вряд ли бы стал великим художником.

А другим важным событием становится решение С. Дали официально вступить в движение парижских сюрреалистов. В 1929 году в Парижской галерее Гемана проходит первая персональная выставка автора. Также в 1929 вместе со своим товарищем Сан-Фернандо Луисом Бюнюэлем из академии Дали снимает фильм, который являет собой классику сюрреализма под названием «Андалузский Пес».

На следующий день после премьеры фильма авторы становятся знаменитыми. Два года спустя вышел фильм «Золотой век». Художник разрабатывает свой неповторимый сюрреалистический метод под названием «параноидально-критическая деятельность». Разрыву Дали с сюрреалистами способствовали его бредовые политические высказывания, его восхищение Адольфом Гитлером.

Окончательный разрыв происходит в 1939 году.

Отец, недовольный связью сына с его возлюбленной запретил им появляться в родном доме. Дали и Гала переезжают в небольшую деревню под названием Порт Лигат. Тем самым между сыном и отцом возник конфликт, который стал темой для последующих работ автора.

Художник начал писать пустынный пляж, навеянный последними событиями его жизни. Дали создает одну из самых сильных и знаменитых работ под названием «Постоянство памяти», написанная в 1931 году.

А эту работу художника по его словам тающий на тарелки сыр камембер, лежащий на тарелке, тем самым заполняющим пустоту его душевного состояния. Ведь все трагические события в нашей жизни оставляют после себя пустоту, которую со временем мы можем заполнить новыми событиями.

Картина была куплена нью-йоркским музеем современного искусства. И Дали с Галой строят дом в Порт-Льигата.

Начавшаяся гражданская война помешала С. Дали вернуться в родную Испанию и под ее влиянием художник пишет трагическую картину в 1936 году «Предчувствие гражданской войны». Художник называет ее проверкой его гениальной интуиции, так как была написана за 6 месяцев до начала гражданской войны в Испании в 1936 году.

Между 1936-37 годами автор пишет свою картину «Метаморфоза Нарцисса» и литературную работу с таким же названием.

В 1940-х годах, прибывая в США, Дали пишет свою лучшую книгу, свою биография «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Также художник занимается такой работой как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильмам.

После впечатлений, навеянных автору событиями 6 августа 1945 года взрывом над Херосимой, С. Дали пишет картину «Расщепление атома» 1947 год. В то же время Дали увлекается ядерной физикой и пишет такие работы, как «Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951 год и «Галантея сфер», 1952 год, в котором голова его возлюбленной состоит из вращающихся сфер.

Новым символом для написания работ у автора становится рог носорога, и впоследствии созданная картина «Носорогообразная Фигура Илисса Фидия», 1954 год. Он утверждает, что рог носорога — это единственная в природе абсолютно точная логарифмическая спираль, а поэтому единственная совершенная форма.

К 1959 году уже никто не сомневается в гениальности художника, он продает свои картины за высокие цены. Миллионеры того времени мечтали заполучить картины великого автора.

В 1965 году Дали знакомится с ученицей художественного колледжа, подрабатывающей моделью Амандой Лир, впоследствии его нимфой. И в течении последующих восьми лет они с Дали не расстаются. Но Аманда уходит от художника, решив заняться собственной карьерой, тем самым их любовно-дружеский союз распадается — Дали не простил ей обрушившегося на нее успеха.

В 1970 году художнику приходит идея построить для своих работ музей, для которого он выбрал и перестроил театр во Фигерасе. Он открывается в 1974 году.

В 1968-1970 годах была создана картина «Галюциогенный Тореадор» — шедевр метаморфоза. Автор называет ее «весь дали в одной картине», так как она представляет собой целую метаморфозу его образов.

Самого тореодара нелегко рассмотреть, необходимо приглянутся, и все встанет на свои места. В то время популярность Дали росла с бешеной скоростью, различные издатели книг, журналов моды, режиссеры — одним словом все боролись, чтобы заполучить его.

Он уже создал иллюстрации ко многим шедеврам мировой литературы, таким как — Библия, «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Милтона, «Бог и монотеизм » Фрейда, «Искусство любви» Овидия.

Выпускает книги посвященные самому себе и искусству, где восхваляет свой талант — «Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Тайная жизнь С. Дали».

В конце 60-х годов отношения между Галой и Дали сходили на нет, поэтому Дали покупает ей отдельный замок, где она проводит время в обществе молодых людей. За несколько недель до смерти Галы художник пишет картину под названием «Три знаменитых загадки Гала», 1982 год.

После смерти возлюбленной жизнь для художника стала тусклой и серой, некоторые люди считали, что. Гала была движущей силой С. Дали. Он на некоторое время перестал писать картины и появляться в обществе, хотя популярность его с каждым днем все больше росла. Некоторое время спустя Дали начинает рисовать картины, навеянные эпохой Возрождения.

Последние годы жизни С. Дали проводит в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе и в своей комнате в Театре-Музее Дали. «Ласточкин хвост», 1983 год — это последняя из написанных работ художника, представляет собой простую каллиграфическую композицию на белом листе, идеей для которой послужила теория катастроф.

С. Дали скончался 23 января 1989 года, оставив свое состояние и свои работы Испании. Как говорил художник: «Смерть завораживает меня вечностью».

сальвадор дали выставка художник

Фотографии С. Дали

Фотографии Сальвадора Дали сделанные в 1948 году в Нью-Йорке фотографом Филлипом Халсманом.

Картину «Дали и кошки» снимали шесть часов, кошек кидали 28 раз.

В 1954 году фотограф создает целую книгу «Усы», посвященную незаурядной растительности на лице испанского художника.

Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше, — Сальвадор Дали.

Выставка С. Дали в музее М.А. Врубеля

Я всегда видел то, что другие не видели; а того, что видели другие, я не видел. (С. Дали)

В начале этого года, в музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля проходила выставка из частных немецких коллекций под названием «Сальвадор Дали.100 цветных ксилографий. Знаменитые иллюстрации мастера к «Божественной комедии» Данте из частных коллекций Германии».

В 1951 году итальянское правительство заказало художнику серию иллюстраций к новому изданию «Божественной комедии» в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения Данте.

Над этими иллюстрациями художник работал в течение 9 лет (с 1951 года по 1960 год), он создавал по одной акварели к каждой тысяче строк поэта, при этом каждой иллюстрации давал определенное название. В дальнейшем, по заказу французского издателя Жозефа Форэ (для которого С.

Дали создал около 5-ти тысяч гравюр, повторяющих созданную серию, в период с апреля 1959 года оп ноябрь 1963 года) эта серия акварельных работ была воплощена в графике, что потребовало немало труда художника.С.

Дали создал около трех с половиной деревянных досок для изготовления пяти тысяч гравюр, которые к окончанию работ были уничтожены во избежание создания различных копий в будущем. На сегодняшний день местонахождение большого числа акварельных работ неизвестно.

Вот как художник, прочитав всего несколько строк произведения, создает эти немыслимые образы. Больше всего из представленных ста ксилографий мне запомнились три — это «Грозный цербер», «Падший ангел» и «Лес самоубийц».

Меня поразило, то, что даже при близком и пристальном рассматривании картин, ты замечаешь все новые и новые образы, созданные С. Дали. На картине «Грозный цербер» рисунок создан с помощью геометрической фигуры — круга.

Они обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/89186

Сюрреализм сальвадор дали подготовил ученик 11 класса чоу сош «царицынская 1» золотарев вадим. — презентация

1 СЮРРЕАЛИЗМ Сальвадор Дали Подготовил ученик 11 класса ЧОУ СОШ «Царицынская 1» Золотарев Вадим<\p>

Читайте также:  Описание картины анри тулуз-лотрека «танец в мулен руж»

2 Сюрреализм (фр. surrealisme сверхреализм) модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.<\p>

3 Художники-сюрреалисты, стоявшие у истоков формирования сюрреализма, ка стиля и направления в искусстве. Макс Эрнст ( 1891 – 1976 гг.) Джорджо де Кирико( гг.) Рене Магритт(1898 – 1967 гг.) Сальвадор Дали (1904 – 1989 гг.)<\p>

4 Андре Бретон В 1924 году французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В этом документе он говорил, что все проблемы жизни решит именно сюрреализм, так как принесет в общество социальные и психологические перемены. В основу сюрреализма были положены научные концепции Зигмунда Фрейда. Андре Бретон считал, что З.Фрейд случайно открыл могущественную силу снов и воображения, скрытых под слоем рациональных взглядов на жизнь современного общества.<\p>

5 Рене Магритт Бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла. В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму этих метаморфоз картины Рене Магритта стали популярнейшими) образцами сюрреализма.<\p>

6 На картине «Сын человеческий» (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Картина названа именно так, потому что, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.<\p>

7 На картине «Фальшивое зеркало» (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.<\p>

8 Макс Эрнст Немецкий художник, родился в Германском городе Брюль. После Первой Мировой войны увлекся движением дадаизма. Позже он стал одним из основателей сюрреализма. Эрнст развивал разнородные способы выражения своих фантастических, причудливых идей. После того, как увлечение техникой коллажа стало утихать, начал работать в технике фроттажа. Он натирал черный мел на бумагу, получая таким образом разнообразные материалы, текстуры. Такие как, например, листья, дерево, ткани и другие интересные эффекты. «Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстров образной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца». Макс Эрнст<\p>

9 Король Юбю Непонятные фигуры<\p>

10 Эрнст также придумал граттаж — когда холст кладётся на какую-то фактурную поверхность, а потом мастихином втирается краска в образовавшиеся на нем впадинки. Живописный вариант фроттажа. Из серии «Лес»<\p>

11 Джорджо де Кирико «Не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения, и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неизведанное. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика». Джорджо де Кирико Итальянский художник, родился в городе Волос, Греция. С 1911 по 1915 он работал, а также представлял свои картины на выставках в Париже. На его сильных, волнующих полотнах использовалась крутая перспектива, фигуры манекенов, пустые места, различные формы. Такими методами Кирико создавал атмосферу загадочности, одиночества. Его работы оказали большое влияние на художников эпохи раннего сюрреализма, но в тоже время никогда не были удачно копированы.<\p>

12 Одна из наиболее известных картин художника, предвосхитившая сюрреализм на целых десять лет. На ней изображен пустынный городской пейзаж, традиционный для картин де Кирико, все внимание сфокусировано на стене, к которой прикреплена голова греческой скульптуры и хирургическая перчатка. На заднем плане можно заметить силуэт локомотива, что тоже привычно для работ этого художника. «Песня любви», 1914<\p>

13 «Красная башня», 1913 «Преобразованное сновидение», 1913<\p>

14 Сальвадор Дали «Я не сюрреалист, я – сюрреализм», – говорил о себе Сальвадор Дали. В творчестве испанского художника Сальвадора Дали ( ) сюрреализм нашел наиболее законченное и талантливое воплощение. Его жизнь и творчество отличались необычайной эксцентричностью. Работы, личность и даже внешний вид Сальвадора Дали делали его скорее мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.<\p>

15 К 1929 году Дали стал лидером в сюрреализме. Строго реалистичный стиль усилил одержимый кошмарный эффект многих его картин. Самопровозглашенный гений, Дали был, конечно, очень талантливым, разносторонним художником, превосходным чертежником. Его изобретательность, широкое воображение оказало большое влияние на культуру. С.Дали с домашним муравьедом<\p>

16 Картины 1914–1926 гг.: «Ранние годы» Пейзаж близ Фигераса (1910) Женская фигура у окна (1925)<\p>

17 Картины 1926–1929 гг.: «От неокубизма к пресюрреализму» Сюррелистическая композиция (1928) Кубистическая фигура (1927)<\p>

18 Картины 1929–1934 гг.: «Сюрреализм это Я!» Мрачная игра (1929) Преждевременное окостенение станции (1930)<\p>

19 Постоянство памяти (1931 г.)<\p>

20 Картины 1934–1937 гг.: «Параноидально-критический метод» Фигура и драпировка на фоне пейзажа (1935) Отнятие от груди, питающей мебелью- кормом (1934)<\p>

21 Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны (1936 г.)<\p>

22 Картины 1938–1949 гг.: «Американский период» Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938) Философ, освещённый луной и ущербным солнцем (1939)<\p>

23 Картины 1949–1962 гг.: «Ядерный мистицизм» Расщепление атома (1947) Мадонна Порт-Льигата (1950)<\p>

24 Религиозная тема «Распятие» 1951 г., «Тайная вечеря» 1955 г.<\p>

25 Дали рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи — но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин — в лошадей. В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. «Искусство – ужаснейшая болезнь, но жить без нее пока нельзя» (С.Дали)<\p>

26 Скульптуры Сальвадора Дали Гению было тесно в плоскости холста. Сюрреалистическое мировосприятие Дали обязательно должно было вырваться в мир трех измерений. И это произошло. В течение нескольких лет, с 1969 по 1972 годы, Дали создал целую галерею сюрреалистических образов, воплощенных в воске<\p>

27 Ювелирная коллекция Фонда «Гала Сальвадор Дали» роскошное наследие гения История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали, от форм до материала и цвета, а затем лично отбирал материалы и камни и следил, как ювелир Карлос Алемани воплощает в золоте его идеи.<\p>

28 В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом Большим крестом Карлоса III Дали был награждён в трагический для него год: в 1982 г умерла его любимая жена и муза Гала. Простая композиция на белом листе. Простота картины трогательна, как музыка скрипки. Последняя картина Дали. Ласточкин хвост (1983)<\p>

29 » Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон». Сальвадор Дали. Маленький испанский городок Фигерас, наверняка, оставался бы провинциальным и никому неизвестным, если бы тут не родился гений сюрреализма. Вернувшись в конце своей жизни на Родину, Сальвадор Дали, лично занимался созданием одного из самых необычных музеев. Благодаря этому, Фигерас сегодня знаменит на весь мир не только, как место рождения гения, но и место расположения уникального музея.<\p>

30<\p>

31 Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Вся жизнь и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника. Дали похоронили в театре — музее в Фигерасе. Свое состояние и работы художник завещал Испании.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1371650/

Сальвадор Дали: лучшие работы художника

Сегодня, 11 мая, день рождения у великого испанского живописца и скульптора Сальвадора Дали. Его наследие навсегда останется с нами, ведь в его работах многие находят частичку себя — ту самую «безуминку», без которой жизнь была бы скучна и однообразна.

«Сюрреализм — это я», — беззастенчиво утверждал художник, и с ним нельзя не согласиться. Все его работы пропитаны духом сюрреализма — как картины, так и фотографии, которые он создавал с невиданным мастерством.

Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте.

Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.

Великий мастурбатор

Лицо войны

Расщепление атома

Загадка Гитлера

Христос святого Хуана де ля Крус

Дали начал рано интересоваться искусством и еще в школе брал частные уроки живописи у художника Нуньес, профессора академии художеств.

Затем, в Школе изящных искусств при Академии художеств он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида — в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой.

Однако в Академии он надолго не задержался — за некоторые чересчур смелые идеи его отчислили, что, впрочем, не помешало ему организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро стать одним из самых знаменитых художников Каталонии.

Молодые женщины

Автопортрет с рафаэлевской шеей

Корзина с хлебом

Молодая женщина, увиденная со спины

После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Приехав к Сальвадору Дали со своим мужем, она тут же воспылала страстью к художнику и оставила супруга ради гения.

Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения.

Она также стала мостиком, соединявшим гения со всем авангардистским сообществом — ее такт и мягкость позволили ему поддерживать хоть какие-то отношения с коллегами. Образ возлюбленной нашел отражение во множестве работ Дали.

Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече

Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой

Галарина

Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала

Безусловно, если говорить о живописи Дали, нельзя не вспомнить его самые известные работы:

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения

Постоянство памяти

Пылающий жираф

Лебеди, отражающиеся в слонах

Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)

Антропоморфный шкафчик

Сон

Содомское самоудовлетворение невинной девы

Вечерний паук… надежда

Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом

Скульптуры Дали вывели его сюрреалистический талант на новый уровень — с плоскости холста они перескочили в трехмерное пространство, обретя форму и дополнительный объем.

Большинство работ стали интуитивно знакомы зрителю — мастер использовал в них те же образы и идеи, что и в своих полотнах.

Для создания скульптур Дали приходилось по несколько часов заниматься лепкой из воска, а затем создавать формы для отливки фигур из бронзы. Некоторые из них затем были отлиты в увеличенном размере.

Кроме всего прочего, Дали был отличным фотографом, и в век самого начала развития фотографии вместе с Филиппом Халсманом он ухитрялся создавать совершенно невероятные и сюрреалистические снимки.

Любите искусство и наслаждайтесь работами Сальвадора Дали!

Источник: http://i-gency.ru/news/sobytija/2096-salvador-dali-luchshie-raboty-hudozhnika

Великий безумец Сальвадор Дали

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Сальвадо́р Дали́ (11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных и эпатажных представителей сюрреализма, человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе.

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата, который умер от менингита.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Пейзаж близ Фигераса (1910)

Сохранился отличный пейзаж, который он написал в 6 лет, а в 14 лет состоялась его персональная выставка №1 в муниципальном театре Фигераса.

В 17 лет он поступил в Королевскую академию художеств (иное название — Высшая школа изящных искусств). Преподаватели оценили его рисунки довольно высоко, а он был в восторге от живописи и учился рисовать “до изнеможения” .

Два цыганских мальчика (1920)Автопортрет с рафаэлевой шеей (1920-1921)

В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка.

Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом.

Не смотря на это и в силу чрезвычайно высокого мастерства преподаватели сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

Венера и амурчики (1925)Венера и матрос (1925)

В 1926 году Дали изгоняют из Академии за дерзость, затем он попадает на короткое время в тюрьму. Что же, ему эти скандалы только на руку! Начав самостоятельную дорогу в живописи, Дали принялся бороться со здравым смыслом.

Плоть на камнях (1926)

Помимо того, что он безостановочно писал свои невероятные фантазии, он вел себя крайне оригинально.

Как-то в Риме он появился в парке княгини Паллавичини, освещенном факелами, из кубического яйца и произнес речь по-латыни. В Мадриде Дали произнес однажды речь, обращенную к Пикассо. Цель ее — приглашение Пикассо в Испанию.

“Пикассо испанец — и я тоже испанец! Пикассо гений — и я тоже гений! Пикассо коммунист — и я тоже нет!” . Публика стонала.

Великий мастурбатор (1929)

В 1926 художник впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала.

Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет:

В 1934 г.

неофициально вступает в брак с Гало́́й (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона)…Дали, обожавший все нетрадиционное, все “наоборот”, женился на удивительной женщине, которая вполне была ему под стать. Гала в переводе с французского означает “праздник”. На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью. Они не расставались 53 года.

Брак Дали и Галы был довольно странным, скорее это был творческий союз.

Дали не мог жить без своей “половины”: в быту он был довольно непрактичным, закомплексованным человеком, боялся всего: и езды в лифте, и заключения договоров.

Гала говорила: “Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры”. Они представляли собой вечную пару — лед и пламень.

В то же время его отшошения с Галой были достаточно сложны.. В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пу́боль, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1982 году Гала умирает.

В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

Мрачная игра (1929)

В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.

В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

Постоянство памяти (1931)

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет:

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938)Человекообразный комод (1936)

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма.

Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.

Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения (1944)

Все это время Дали не перестает удивлять публику своими чудачествами. Так, приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

7 декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда, устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Это был прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека.

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Пресса и сторонники пуританского общества серьезно раскритиковали эту книгу. Но с помощью нее, в частности, Дали удалось нажить свое состояние в Америке.

Лицо войны (1940)Геополитический младенец (1943)

Дизайнер, иллюстратор, ювелир, фоторепортер, декоратор, портретист, оформитель витрин — всё это список профессий Дали во время пребывания в Америке. Незаурядная работоспособность.

Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino (“Судьба”) был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была заморожена 58 лет. Мультфильм Destino был выпущен в прокат только в 2003 году.

Под влиянием взрыва над Хиросимой в августе 1945 года выходит серия картин, посвященных атому. Наиболее популярная — «Расщепление атома» (1947):

Ностальгия по родине не покидала его и в 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии.

В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Болезнь мешает ему рисовать. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби.

Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигéрас.

Источник: https://medium.com/eggheado-art/-c20777e51c07

Презентация по теме «Сюрреализм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

СЮРРЕАЛИЗМ МКОУ «Бородинская средняя общеобразовательная школа» учитель немецкого языка Маркелова Ольга Владимировна

2 слайд Описание слайда:

Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру.

Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам.

Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. 

3 слайд Описание слайда:

Художники-сюрреалисты, стоявшие у истоков формирования сюрреализма, ка стиля и направления в искусстве. Макс Эрнст ( 1891 – 1976 гг.) Джорджо де Кирико(1888-1978 гг.) Рене Магритт(1898 – 1967 гг.) Сальвадор Дали (1904 – 1989 гг.)

4 слайд Описание слайда:

Андре Бретон В 1924 году французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В этом документе он говорил, что все проблемы жизни решит именно сюрреализм, так как принесет в общество социальные и психологические перемены.

В основу сюрреализма были положены научные концепции Зигмунда Фрейда. Андре Бретон считал, что З.Фрейд случайно открыл могущественную силу снов и воображения, скрытых под слоем рациональных взглядов на жизнь современного общества.

5 слайд Описание слайда:

Рене Магритт «Только мысли присуще сходство. Она наделяется сходством с тем, что видит, слышит или знает, она становится тем, что дарит ей мир. Она невидима в точности так же, как удовольствие или страдание. Но живопись привносит сложность: есть мысль, которая видит и которая может быть описана зримым образом».Рене Магритт.

  Бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости.

Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магритта стали популярнейшими) образцами сюрреализма.

6 слайд Описание слайда:

На картине «Сын человеческий» (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек.

В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Название её – «Сын человеческий».

Картина названа именно так, потому что, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.

7 слайд Описание слайда:

На картине «Плагиат» (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства.

Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии, и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад — символ живого творческого воображения. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.

Созерцая картину, можно лишь восхищаться нежнейшими розовыми, голубоватыми, перламутровыми оттенками — зрелище поистине сказочное.

8 слайд Описание слайда:

На картине «Фальшивое зеркало» (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками.

Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.

Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удалённых друг от друга реальностей.

9 слайд Описание слайда:

Картину «Голконда» (1953) можно рассматривать как овеществлённую метафору: люди «с весом» стали невесомыми.

В названии скрыта ирония: ведь Голконда — полулегендарный город в Индии, славившийся золотыми россыпями и алмазами, и эти люди как бы притягиваются золотом.

Художник подвешивает в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых — при котелках, галстуках и модных пальто — рантье, сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость.

10 слайд Описание слайда:

Это не яблоко Алиса в Стране Чудес

11 слайд Описание слайда:

Макс Эрнст Немецкий художник, родился в Германском городе Брюль. После Первой Мировой войны в биографии Эрнста произошло увлечение движением дадаизма. Позже он стал одним из основателей сюрреализма. Эрнст развивал разнородные способы выражения своих фантастических, причудливых идей.

После того, как увлечение техникой коллажа стало утихать, в своей биографии Макс Эрнст начал работать в технике фроттажа. Он натирал черный мел на бумагу, получая таким образом разнообразные материалы, текстуры. Такие как, например, листья, дерево, ткани и другие интересные эффекты.

Кроме того Эрнст был автором эссе «По ту сторону живописи». Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам., а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение.

«Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца». Макс Эрнст

12 слайд Описание слайда:

Король Юбю Непонятные фигуры

13 слайд Описание слайда:

Еще Эрнст придумал граттаж. Это когда холст кладется на какую-то фактурную поверхность, а потом мастихином втирается краска в образовавшиеся на нем впадинки. Живописный вариант фроттажа. Из серии «Лес»

14 слайд Описание слайда:

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма Варвары Это отклик Эрнста на нацизм. Не впрямую естественно.

15 слайд Описание слайда:

Джорджо де Кирико «Не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения, и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неизведанное.

Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности». Джорджо де Кирико Итальянский художник, родился в городе Волос, Греция.

В биографии Кирико непонятное видение мира, выраженное посредством творчества, развивалось в Мюнхене и Италии. С 1911 по 1915 он работал, а также представлял свои картины на выставках в Париже. На его сильных, волнующих полотнах использовалась крутая перспектива, фигуры манекенов, пустые места, различные формы.

Такими методами Кирико создавал атмосферу загадочности, одиночества. Его работы осуществили большое влияние на художников эпохи раннего сюрреализма., но в тоже время никогда не были удачно копированы.

16 слайд Описание слайда:

Одна из наиболее известных картин художника, предвосхитившая сюрреализм на целых десять лет! На ней изображен пустынный городской пейзаж, традиционный для картин де Кирико, однако, на этот раз все внимание сфокусировано на стене, к которой прикреплена голова греческой скульптуры и хирургическая перчатка. На заднем плане можно заметить силуэт локомотива, что тоже привычно для работ этого художника. «Песня любви», 1914

17 слайд 18 слайд Описание слайда:

«Красная башня», 1913 «Преобразованное сновидение», 1913

19 слайд Описание слайда:

Сальвадор Дали «Я не сюрреалист, я – сюрреализм», – говорил о себе Сальвадор Дали. Испанский художник. К 1929 году Дали стал лидером в сюрреализме.

Строго реалистичный стиль усилил одержимый кошмарный эффект многих его картин. Самопровозглашенный гений, Дали был, конечно, очень талантливым, разносторонним художником, превосходным чертежником.

Его изобретательность, широкое воображение оказало большое впечатление на культуру.

20 слайд Описание слайда:

Картины 1914–1926 гг.: «Ранние годы» Пейзаж близ Фигераса (1910) Женская фигура у окна (1925)

21 слайд Описание слайда:

Картины 1926–1929 гг.: «От неокубизма к пресюрреализму» Сюррелистическая композиция (1928) Кубистическая фигура (1927)

22 слайд Описание слайда:

Картины 1929–1934 гг.: «Сюрреализм — это Я!» Мрачная игра (1929) Преждевременное окостенение станции (1930)

23 слайд Описание слайда:

Картины 1934–1937 гг.: «Параноидально-критический метод» Фигура и драпировка на фоне пейзажа (1935) Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом (1934)

24 слайд Описание слайда:

Картины 1938–1949 гг.: «Американская период» Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938) Философ, освещённый луной и ущербным солнцем (1939)

25 слайд Описание слайда:

Картины 1949–1962 гг.: «Ядерный мистицизм» Расщепление атома (1947) Мадонна Порт-Льигата (1950)

26 слайд Описание слайда:

Скульптуры Сальвадора Дали Гению тесно в плоскости холста. Сюрреалистическое мировосприятие Дали обязательно должно было вырваться в мир трех измерений. И это произошло. В течение нескольких лет, с 1969 по 1972 годы, Дали создал целую галерею сюрреалистических образов, воплощенных в воске

27 слайд Описание слайда:

Ювелирная коллекция Фонда «Гала — Сальвадор Дали» — роскошное наследие гения История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году.

 Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали, от форм до материала и цвета, а затем лично отбирал материалы и камни и следил, как ювелир Карлос Алемани воплощает в золоте его идеи.

MadelleHegelerдемонстрирует ювелирные изделия Сальвадора Дали, Нью-Йорк, май 1959

28 слайд Описание слайда:

Фотографии Сальвадора Дали

29 слайд Описание слайда:

Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон. Сальвадор Дали.

30 слайд Описание слайда:

Американский музей Сальвадора Дали

31 слайд Описание слайда:

Дом-музей в Париже

https://www.youtube.com/watch?v=-nXoYKLwnlE

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_teme_syurrealizm-356277.htm

Молекулярный всадник

Межпредметные знания — это прежде всего общеметодологические знания, способы познания окружающего нас мира, способы умственных действий, логика.

И в этом случае включение в содержание образования вопросов на тему общности и различия объяснения и познания мира представителями науки и искусства имеет огромное влияние на формирование культуры умственного труда учащихся, их научное мировоззрение.

Еще Альберт Эйнштейн говорил, что ему как ученому Достоевский дал больше, чем математик Гаусс. Эйнштейн считал, что искусство и наука неразрывно связаны и имеют в конечном счете единые задачи — они сводятся к познанию и объяснению окружающего мира.

В процессе изучения химии и физики существует еще одна важная причина, по которой включение в содержание образования вопросов искусства представляется достаточно важным. В соответствии с дидактическим принципом научности обучения учебные знания должны соответствовать знаниям научным.

Строение атома — фундаментальное понятие современной науки и тем не менее мы строим изучение химии на основе планетарной модели Резерфорда, предложенной в 1913 году, хотя уже в 1924 году была предложена современная модель строения атома — квантовая, всесторонне подтвержденная экспериментально.

Квантовая теория атома наряду с теорией относительности перевернула многие имевшиеся в науке представления и является, пожалуй, главным научным достижением нашего века.

Почему же мы даже не пытаемся изучить с учащимися современную квантовую модель? В определенной мере ответом на этот вопрос может послужить высказывание Эйнштейна: «Квантовая механика основана на чем угодно, но только не на здравом смысле. А здравый смысл — это те предрассудки, которые складываются в возрасте до 18 лет».

По сути дела, сформированное репродуктивное мышление, стремление мыслить по шаблону, догматическое преподавание предметов и мешают подойти к пониманию основных положений, лежащих в области квантовой теории.

Знакомство с методами познания, существующими в искусстве, помогает учащимся несколько раздвинуть представления о способах познания и объяснения мира, преодолевая тем самым сложившиеся у них стереотипы, помогает хотя бы приблизиться к пониманию некоторых положений квантовой теории, действительно сложной для понимания учащимися хотя бы в силу их возрастных особенностей.

Рассмотрим основные этапы урока на заданную тему.

Поскольку во второй части урока предполагается обсуждение вопросов, связанных со строением атома, вначале имеет смысл провести актуализацию знаний на данную тему и, если есть необходимость, ввести некоторые необходимые понятия.

Представляются модели атомов — планетарная и квантовая. Обсуждаются некоторые основные принципы, лежащие в основе квантовой модели атома — принцип вероятности нахождения электрона в определенной точке пространства и корпускулярно-волновой дуализм.

Возможно также введение понятия о принципе неопределенности Гейзенберга.

Для того чтобы ограничить объект исследования, предлагается проанализировать развитие искусства в период, на который приходится наибольший расцвет научных достижений (ХХ век).

Цель работы — анализируя образцы живописи, проследить, как влияли достижения науки и техники на развитие искусства, определить общие задачи науки и искусства, а затем и различия между ними. Удобно использовать виртуальную галерею картин, выполненную в виде презентации Microsoft PowerPoint.

Поскольку в течение урока происходит живая дискуссионная работа, протекающая в каждом классе по-разному, ниже приводится краткое методическое описание этапов работы и выводов, к которым предполагается прийти.

Первой рассматривается картина «Дома в Эстаке» Жоржа Брака (1906), выполненная в технике кубизма. Задачей учащихся является объяснить замысел художника. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что художник, подобно ученому, за изменчивой внешностью вещей стремился уловить их неизменное и прочное строение.

В разнообразии предметных форм он угадывал основные геометрические фигуры и пытался с их помощью точнее описать неизменную сущность природы. Картина этого же художника «Натюрморт со скрипкой и кувшином» (1910) является образцом аналитического кубизма. Большие и цельные объемы распадаются на множество мелких.

Зрителю дается возможность рассмотреть, из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет через другой. «Столик» (1913) того же художника представляет собой образец синтетического кубизма. Теперь в живописное полотно вводятся реальные предметы (газеты, свитки бумаги и т.д.) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань).

Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей.

Красной нитью при обсуждении картин проходит мысль о том, что художники, как и ученые, пытаются познать и объяснить окружающий нас мир. Эта же идея лежит и в основе дальнейшего обсуждения, но только центр тяжести здесь переходит еще и на то, чтобы проследить, как они это делают.

На смену кубизму приходит направление футуризма. На обсуждение учащихся представляются такие картины, как «Динамизм автомобиля» (1912) и «Музыка» (1911) Луиджи Руссоло, «Поезд — дитя Солнца» Фортунато Деперо (1924), «Ритмы смычка» Джакомо Балла (1912).

При обсуждении отмечается характерное для картин этого направления возвеличивание техники и промышленного духа нового времени. Картины особенно отличаются от предыдущих тем, что художники на них пытались отобразить кинетику движения, описать ее. Как правило, это делалось посредством острых, ломаных линий в манере кубизма.

Футуристы изображали на картинах всевозможные звуки — для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны олицетворять колебания звуковых волн.

Особенный интерес представляет здесь картина «Уличный фонарь» Джакомо Балла (1911), центральное место в которой занимает вовсе не фонарь, а свет, исходящий от него, который и пытается изобразить автор доступными ему средствами.

Далее учащиеся пытаются понять, какое физическое свойство изобразил на своей картине Умберто Боччони, название которой — «Эластичность» (1912) раскрывается позже. Картина есть пример описания физического свойства не в виде формул или вербально, как они привыкли это делать на уроках физики и химии, а художественными средствами.

Особый интерес представляет картина Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912), где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей.

Марсель Дюшан — один из величайших новаторов в искусстве ХХ века — в юности увлекался физикой и математикой. Вместе со своими коллегами он организовал «Салон золотого сечения», целью которого было исследование идеальных пропорций, а также математических основ искусства в целом.

Картина была принята обществом неоднозначно. На Армори-шоу в Нью-Йорке один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике».

Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Марсель Дюшан использовал так называемое хронофотометрическое представление движения.

Далее рассматриваются картины Робера Делоне (1885-1941), именовавшего свое искусство чистой живописью, движением цвета в свете, симультанной живописью. Смысл ее заключается в том, что при взгляде на предмет художник, прежде всего помня о законах физики, извлекает разложенный на составные цвета световой поток. Это поясняется учащимся.

Чтобы они могли оценить способ представления художником окружающего мира, приводятся в пример четыре его картины без указания названий. Им предлагается определить, какую из этих картин можно было бы назвать «Радостью», «Движением в одну сторону», «Тигровым глазом», «Кафедральным собором».

Как правило, большинство учащихся правильно справляется с заданием, из чего они делают вывод о достаточной успешности данного способа изображения предметов.

В ходе обсуждения того, что качественно отличает картины Робера Делоне от предыдущих, делается вывод о развитии нового направления — беспредметной живописи (абстракционизма), который с его отказом изображать видимые реальные формы возник не на пустом месте.

Ведь если кубические эксперименты с формой позволяют зрителю рассмотреть предмет одновременно с разных точек зрения, а таких точек может быть сколь угодно много, то в этом бесконечном «перечислении» ракурсов сам предмет просто потеряется, исчезнет (в определенной степени этот подход предвосхитил идею принципа неопределенности Гейзенберга).

В контексте обсуждаемой проблемы естественным образом возникает вопрос о возможности изображения движения, кинетики теперь уже посредством беспредметной живописи. Комментируется, что с этой задачей достаточно успешно справлялся известный художник Казимир Малевич.

Учащимся представляются изолированные геометрические фигуры одной из его картин, на которой автор с помощью лишь определенного расположения геометрических фигур различных цветов передал движение. Учащимся предлагается на альбомном листе также попробовать решить эту задачу.

После обсуждения результатов их работы представляется подлинная картина Казимира Малевича для сравнения.

Здесь своевременно задать вопрос — существует ли правильное решение поставленной задачи? В чем состоит отличие искусства от науки? Как правило, все ответы учащихся можно свести к тому, что в основе науки лежит объективная деятельность людей, в то время как в искусстве — субъективная.

Подтверждением тому служит высказывание Эйнштейна, который, формулируя основное отличие науки от искусства, утверждал: «Там, где окружающий нас мир перестает быть ареной личных надежд и желаний, где мы как свободные существа, сомневаясь и размышляя, созерцаем его в изумлении, там мы вступаем в царство искусства и науки.

Если мы описываем увиденное известное по опыту на языке логики — это наука, если же представляем в формах, внутренние взаимосвязи которых недоступны нашему сознанию, но которые интуитивно воспринимаются как осмысленные, — это искусство». Уместно также обсудить «Черный квадрат» Малевича, через который автор попытался представить в концентрированном виде всю картину мироздания. Это символ космоса, который одновременно и предельно ясен, и абсолютно непроницаем для человеческого сознания.

Качественным отличием сюрреалистических картин Сальвадора Дали от предыдущих является переход к изображению микромира. Из всех художников этого направления творчество Сальвадора Дали выгодно отличается тем, что его увлечения идеями ядерной физики и квантовой теории нашли очень яркое выражение в его работах.

К тому же «разгадывание» «интеллектуальных загадок» Сальвадора Дали, как часто называют его картины, активизирует познавательный интерес учащихся. В работах «Молекулярный всадник», «Расщепление атома», «Гармония сфер», «Атомная Леда» автор выражает свое восхищение перед красотой и гармонией микромира.

Во многих картинах он представляет материю в виде атомных частиц.

Но ужасающая, разрушительная сила атомной бомбежки японских городов Хиросимы и Нагасаки глубоко потрясла художника как в религиозном, так и научном плане — на картине «Галатея сфер» (1952) взрывающийся бюст его жены Галы свидетельствует об обеспокоенности Дали новыми открытиями в физике.

Работы Дали весьма интересны еще и по следующей причине. Как известно, одна из основных трудностей при формировании представлений о квантовой теории атома заключается в том, что для объяснения этой теории не существует практически никаких моделей, исполняющих, как известно, не только прогностические, но и объяснительные и иллюстративные функции.

Если для объяснения законов макромира мы можем найти аналогии в окружающем нас мире, понятные нам по той причине, что они доступны ощущению нашими органами чувств, то для объяснения законов микромира таких аналогий практически нет. Все представления абстрактны, умозрительны. И здесь важную иллюстративную функцию при изучении явлений микромира могут выполнить картины Сальвадора Дали.

Учащиеся изучают картины Дали на предмет того, какие идеи квантовой теории можно «узнать» на той или иной картине.

Идеи о дуализме, вероятности нахождения электрона в определенной точке пространства можно проследить в таких его картинах, как «Исчезающий образ» (1938), «Рынок рабов и невидимый бюст Вольтера» (1940), «Испания» (1938), «Явление лица и фруктовой вазы на пляже» (1938), «Метаморфозы Нарцисса» (1937), «Лебеди, отражающиеся слонами» (1937), «Быстродвижущийся натюрморт» (1956), «Путь загадок» (1981). Интересна в этом плане картина «В поисках четвертого измерения» (1979) с изображением известного образа — мягких часов, символизирующих, что время для Сальвадора Дали уже не есть прочное и незыблемое понятие, каким оно было. В микромире, где частицы движутся со скоростями, приближенными к скорости света, нет привычного для нас представления о времени. По законам микромира время способно растягиваться или сжиматься в зависимости от движения наблюдателя. Два события могут считаться, с точки зрения одного наблюдателя, разделенными промежутком в один час, с точки зрения другого — одной минутой. Озабоченность художника новыми идеями теории относительности подтолкнула его к возврату этой темы. Теперь в «Дезинтеграции памяти» (1952-1954) Дали изобразил свои мягкие часы под уровнем моря, где камни, похожие на кирпичи, тянутся в перспективу. Сама память разлагалась, так как время уже не существовало в том значении, какое придавал ей Дали. Не только художники, но и писатели были заинтересованы темой непостоянства времени. Перу известного детского поэта Самуила Маршака принадлежит стихотворение:

…Сегодня в полдень

пущена ракета,

Она летит куда быстрее света,

И в цель прибудет

ровно в семь утра…

И даже не сегодня, а вчера…

В подготовленных классах можно обсудить картину «Внутриатомное равновесие» (1947), тема которой очень тесно связана не только с идеями относительности и квантовой теории, но и с приобретающей все большую популярность так называемой теорией хаоса. Актуальна картина «Атомистический крест» (1952), в которой художник провозглашал возможность слияния научных открытий с религиозными истинами.

Анализ картин можно закончить картиной Эшера «Небо и вода» (1938), на которой рыбы и птицы изображены в одном и том же месте и разделены лишь одним движением мысли. Картина подчеркивает важность умения мыслить не догмами, умения отказаться от старых представлений и взглянуть на окружающий мир по-новому.

Зайрат БАЙБАГИСОВА, учитель года Карачаево-Черкесской Республики-1999, кандидат педнаук, учитель химии СОШ №17, города Черкесска

Источник: http://www.ug.ru/archive/8881

Ссылка на основную публикацию