Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.
По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.
В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.
До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.
Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.
В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).
Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.
Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.
Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.
Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.
Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.
Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/42.html
Сандро Боттичелли (Мадонны)
.
Из Флоренции
Саша Черный
Мадонна с младенцем и со святым Иоаном Крестителем, 1468г., Лувр, Париж
[more= ]
Мадонна во славе, около 1469-1470, Уффици, Флоренция
Опираясь на пример Филиппе Липпи и Верроккьо, художник дает обновленную интерпретацию образа Мадонны. Он удлиняет пропорции фигуры, подчерки вает тонкость кистей рук.
На голове Марии прозрачная вуаль — деталь, которую он заимствует у Липпи и будет часто повторять. Свободно ниспадает ее одеяние, не похожее на костюм горожанки, что характерно для картин его учителя, несущих в себе жизненные ассоциации.
С головой, поникшей, словно цветок, Богоматерь выглядит трогательной и хрупкой. почти бесплотной, хотя драпировки пластично облегают ее тело.
Херувимы, образующие ореол вокруг головы Мадонны, — этот символический мотив прославления — лишь подчеркивают смиренность представленного Боттичелли образа.
Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна евхаристии), 1471г., Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США
В замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж — реку и холмы, — Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его «Мадонн».
Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда неопределенно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.
Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью — образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу виноград и колосья на блюде, знак таинства Евхаристии, будущих страданий Господа, Его Страстей.
В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, и какой-то внутренней разобщенности персонажей.
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Виноград и колосья — вино и хлеб символическое изображение причастия; по мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры.
Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. В близкой по времени «Мадонне Бенуа». В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета — символ креста.
Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам.
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают другдруга.
В картине царит атмосфера раздумья и внутреннего одиночества. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.
Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна), тондо, около 1477 г.
Описания этой картины мне к сожалению не удалось найти, если у кого оно есть — просьба выложить его в комментарии.
Мадонна с книгой, 1479-1485 гг., Музей Польди-Пеццоли, Милан
Картины Ботичелли полны символических образов. Картину “Мадонна с книгой” также называют «Мадонна, обучающая чтению младенца Христа». Умение читать во времена всеобщей безграмотности вызывало почтение. Книги были большой редкостью, по большей части научные или богословские.
Установлено, что книга, лежащая перед Марией – «Часослов Марии», она символизирует авторитет церковного учения.
Вишни, лежащие рядом с книгой, призваны символизировать обетованный рай, дверь в который открылась для верующих во Христа.
Гвозди и терновый венец в руках Младенца символизируют предстоящие страдания Спасителя.
Мадонна Магнификат, около 1481-1486, сцена: Мадонна с Младенцем Христом и пятью ангелами,
тондо, галерея Уффици, Флоренция
Мария и младенец Христос, фрагмент Алтаря Барди, 1484-85, Берлин, Картинная галерея
Алтарная композиция для церкви Святого Варнавы во Флоренции, 1488 г.
Мадонна на троне, четыре ангела и святые — слева: Екатерина Александрийская, Августин, Варнава,
справа: Иоанн Креститель, Игнатий и архангел Михаил.
Алтарь Сан Марко (Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном
(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном
(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном
и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием), 1488-90, Уффици, Флоренция
Мадонна под балдахином, около 1493, Пинакотека Амброзиана, Милан
http://www.abcgallery.com/B/botticelli/botticelli.html
(с)sunsan
Источник: https://terrao.livejournal.com/884860.html
«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи: описание, история и интересные факты :
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.
Рождение гения
Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.
Образование
В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан.
В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени.
Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода.
В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.
Наследие и конец жизни
Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых – “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.
Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.
Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи
Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад.
Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”.
Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций.
Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.
Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины
Ближайший предтеча Иисуса Христа – Иоанн — всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом.
Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению.
Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.
На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам.
Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей.
Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.
“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину.
Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.
Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа.
Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение.
Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.
Загадка “Иоанна”
Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи.
Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи.
Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно).
Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.
Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.
Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
Источник: https://www.syl.ru/article/303457/ioann-krestitel-leonardo-da-vinchi-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi
Иоанн Креститель в изобразительном искусстве
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии» — «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.
) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии. В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях — под именем Юханна.
В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов». Кроме того, на Руси приобрёл фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвящённых ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни)
Об Иоанне свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий, а также историк Иосиф Флавий, дополняя сведения о последних днях деятельности Иоанна.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_…
http://nearyou.ru/leg/sikrest.html
- Рогир ван дер Вейден «Наречение Иоанна Крестителя»
- Рафаэль Санти «Мадонна с щеглёнком»/два маленьких мальчика — Иисус и Иоанн Креститель/
- Рафаэль Санти «Прогулка Мадонны»
- Андреа Мантенья «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной»
- Мастерская Вероккьо «Крещение Христа»
- Леонардо да Винчи
- Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»
- Сандро Боттичелли «Алтарь /деталь/святой Иоанн Креститель и святой Игнатий»
- Тициан Вечеллио
- Ганс Мемлинг
- Аньоло Бронзино
- Микеланджело Меризи де Караваджо
- Гвидо Рени
- Якопо дель Селлайо
- Эль Греко
- Эль Греко /Фрагмент/
- Паоло Веронезе
- Микеланджело Меризи де Караваджо
- Питер Брейгель Младший «Иоанн Креститель проповедует перед народом»
- Гертген тот Синт Янс «Иоанн креститель в пустыне»
- Босх Иероним «Иоанн Креститель в пустыне»
- Иванов Александр Андреевич фрагмент / голова Иоанна Крестителя/ картины «Явление Христа народу»(«Явление Мессии»)
- Микеланджело Меризи де Караваджо «Казнь Иоанна Крестителя»
- Хуан Фландес «Месть Иродиады»
- Соларио Андреа «Голова Иоанна Крестителя»
- Гертген тот Синт Янс «Сожжение останков Иоанна Крестителя-Юлианом Отступником»
- Фрагмент иконы Иоанн Креститель из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва
- Иоанн Креститель — македонская икона
- Коптская икона
- Франсуа Огюст Рене Роден «Иоанн Креститель»
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43118694107/prev
Сандро Боттичелли 1445–1510 Поклонение волхвов. Фрагмент. 1475. — презентация
1 Сандро Боттичелли 1445–1510 Поклонение волхвов. Фрагмент. 1475<\p>
2 Искусство Сандро Боттичелли по сей день остается неразрешимой загадкой для исследователей, пытающихся понять причину его притягательности. Ученые мужи недоумевают, как может художник, «часто неправильный в рисунке и редко приятный по колориту, с болезненными образами и мучительно взвинченными чувствами» обладать такой силой воздействия на зрителя? Человек, стоящий перед картиной Боттичелли, меньше всего думает о каких-то неправильностях и несообразностях, сразу же целиком и полностью попадая под власть этого чарующего и лиричного мастера. Даже имя его Сандро Боттичелли звучит как-то особенно легко и звонко, подобно нежному звону колокольчика, и почти невозможно поверить в его настоящий смысл: в переводе с итальянского «боттичелли» означает всего-навсего «бочонок». Во Флоренции, родном городе живописца, в конце XV в. сложилась совершенно особая культура, причудливым образом сочетавшая в себе земную радость бытия и неподдельный интерес к античной философии. Благовещение (?)<\p>
3 1445. Алессандро Филипепи (таково настоящее имя Сандро Боттичелли) родился во Флоренции в семье кожевника Учится ювелирному мастерству Учится у живописца фра Филиппо Липпи Переходит в мастерскую Андреа Вероккьо Заводит собственную мастерскую. Впервые упоминается как самостоятельный художник в связи с созданием «Аллегории силы» для здания торгового суда во Флоренции. Сводит знакомство с Лоренцо и Джулиано Медичи. Даты жизни и творчества Аллегория силы Портрет Джулиано Медичи 1478–1480 Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи 1475<\p>
4 1475. Пишет «Поклонение волхвов» с большим количеством скрытых портретов, в том числе членов семейства Медичи Едет в Рим, где работает над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане Возвращается во Флоренцию. Для дворца Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи создает картину «Весна» («Примавера») Пишет «Рождение Венеры» Во Флоренцию приезжает Джиролано Савонарола. Попав под влияние Савонаролы, Боттичелли полностью отказывается от своих прежних «греховных» произведений, обращаясь исключительно к религиозной тематике Создает «Мистическое Рождество», единственное подписанное самим Боттичелли и датированное произведение Умирает в возрасте 65 лет. Поклонение волхвов Наказание левитов. Фрагмент. Роспись Сикстинской капеллы. 1481–1483<\p>
5 Именно линия, а не объем, является главным средством формообразования в живописи Боттичелли. Как в готическом искусстве, фигуры его героев вытянуты, их пропорции кажутся удлиненными. Так возникает неповторимый «эффект Боттичелли», когда внимание зрителя полностью растворяется в виртуозном сплетении изящных извивов линий. Первые признаки самобытного стиля Боттичелли проявились в картине «Святой Себастьян», где воин-мученик изображается почти фронтально, без всякого намека на ракурс. Святой Себастьян Около 1473 В «Рождении Венеры» Боттичелли даже не пытается изобразить хотя бы подобие реальности. Морские волны – и те обозначены галочками, будто на детском рисунке. Но картина не производит плоскостного впечатления. Объемность и глубина пространства достигаются благодаря тонкому линейному ритму, создающему иллюзию движения формы. Линия<\p>
6 Рождение Венеры. 1482–1486<\p>
7 Великолепное владение линией особенно заметно в серии иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1492–1500). Портрет Данте Рай Чистилище<\p>
8 Ад «Божественная комедия» Данте<\p>
9 Еще более важной стала роль линеарности в позднем творчестве мастера, отражающая трагическую дисгармонию его душевного состояния. Картины наполнились угловатыми фигурами, изгибающимися от наполняющего их внутреннего напряжения. Мистическое Рождество Клевета Апеллеса. 1494<\p>
10 Странный синтез. Новое звучание старых мифов Боттичелли стал едва ли не первым художником, обратившимся в своей живописи к мифологическим сюжетам, став истинным предвестников возрождения Античности. Картины Боттичелли по стилю исполнения близки готическим традициям, тогда как по духу, силе выражения идеи являются квинтэссенцией раннего Возрождения. Венера и Марс. Около 1483 Одним из первых чисто светских произведений Боттичелли стала картина «Венера и Марс».<\p>
11 Мифологическая тема нашла продолжение в «Примавере», причем преломилась в ней в соответствии с философией неоплатонизма. Весна (Примавера). 1482<\p>
12 Обращение к Античности позволяло воплощать не только мысли неоплатоников, но и отношение художника к политическим событиям. Так, картина «Паллада и кентавр», при всем многообразии трактовок, скорее всего является аллегорией победы Лоренцо Медичи над недругами. В этом контексте кентавр воплощает дух распри, тогда как Афина выступает в качестве носительницы разумного начала. Афина Паллада и кентавр 1483<\p>
13 Декоративность Декоративность – одна из главных отличительных особенностей живописного стиля Боттичелли. Художник пренебрегает проработкой объемов, используя яркие пятна чистого цвета и прибегая к теням только в случае крайней необходимости (эти охристые тени станут характерной чертой его живописи). ). Высокой декоративностью отличаются даже религиозные произведения Боттичелли. Мадонна Магнификат 1482–1483<\p>
14 Мадонна Евхаристии е Мадонна на троне, Иоанн Креститель, Иоанн Евангелист. Алтарь Барди 1484–1485<\p>
15 Вечная женственность Героини Боттичелли – олицетворение подлинной красоты. Все его картины пронизаны мягким лиризмом, женские образы кажутся нежными и хрупкими, даже если это суровая Афина или Юдифь. Возвращение Юдифи. 1472–1473 Юдифь, покидающая палатку Олоферна. 1485–1490<\p>
16 Теоретически почти все женские образы Боттичелли являются отражением его представления о неоплатонической Венере Гуманитас, в которой внешняя красота всегда является отражением красоты внутренней. Практически эта идея нашла воплощение в образе обычной земной девушки по имени Симонетта Веспуччи, возлюбленной Джулиано Медичи, любимице всей Флоренции и Прекрасной даме самого Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. Около 1480<\p>
17 «Оплакивание» относится к числу самых глубоких произведений не только Боттичелли, но и всего мирового искусства. Оплакивание Христа В последние годы жизни разочарованный Боттичелли впал в глубокую меланхолию, о чем свидетельствуют его поздние работы, и особенно – «Оплакивание Христа». Художник по-прежнему не считается с реальной действительностью ни в пропорциях, ни в позах. Все свои силы он отдает созданию потока бесконечных линий, связывающих фигуры воедино, заставляя почувствовать в поворотах голов и сплетении рук беспредельную скорбь.<\p>
18 Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 7-8/2013 Портрет молодого человека 1469<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1149770/