Описание картины сандро боттичелли «симонетта веспуччи»

Симонетта Веспуччи – первая красавица Ренессанса

«Портрет молодой женщины» в мифологическом образе, Боттичелли (авторство Боттичелли не доказано, некоторые предполагают, что картина написана Якопо дель Селлайо). 1480-1485

Симонетта Каттанео родилась в 1453 году в Генуе, в семье крупных торговцев. В 16 лет ее выдали замуж за Марко Веспуччи, родственника того самого Америго Веспуччи, мореплавателя, в честь которого будет названа Америка.

Сандро Боттичелли. Весна. 

Молодожены обосновались в родном городе жениха — Флоренции. Их прибытие совпало с периодом, когда Лоренцо Великолепный стал главой республики после кончины своего отца. Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов во дворце и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Джулиано был очарован прекрасной Симонеттой и назвал ее своей дамой сердца. Считается, однако, что эта влюбленность так и осталась платонической. Об этой любви слагались стихи и баллады. А еще по Симонетте сходили с ума чуть ли не все знатные мужчины Флоренции — еще бы, ведь она не только была красива, в нее был влюблен сам Джулиано Медичи, да и Лоренцо был к ней неравнодушен.

«Портрет молодой женщины» (ок. 1476—1480). Одни считают, что на портрете изображена Симонетта Веспуччи, другие предполагают, что это мать или жена Лоренцо Великолепного. Авторство Боттичелли также не доказано, картина может принадлежать кисти Вазари

Современник Симонетты профессор Флорентийского университета, поэт Полициано описывал её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».

Так же платонически, как и братья Медичи, был влюблен в Симонетту и художник Сандро Боттичелли. Считается, что с того момента, как Боттичелли встретил прекрасную Симонетту, она стала моделью для всех Мадонн и Венер, которых он писал.

При этом, судя по всему, она никогда ему не позировала, скорее всего, он даже ни разу не разговаривал с ней, а вскоре Симонетты и вовсе не стало — в 23 года она умерла от чахотки и была искренне оплакана всей Флоренцией.

С тех пор Ботичелли писал ее образ по памяти.

Боттичелли. Портрет молодой женщины. Также оспаривается и авторство и предположение, что на портрете изображена Симонетта Веспуччи

Несмотря на то, что Симонетта Веспуччи умерла более пятисот лет назад, споры искусствоведов вокруг ее личности не утихают до сих пор. Что можно достоверно сказать об этой женщине? Да практически ничего.

Одни утверждают, что она изображена на множестве полотен Боттичелли, другие считают, что на этих картинах мы видим, скорее, идеализированный образ рано умершей молодой женщины, третьи полагают, что художник и вовсе запечатлел совсем других дам.

А есть еще и те, кто считает, что и большинство этих картин были написаны вовсе не Боттичелли! Мы даже не можем утверждать, что Симонетта действительно была красива — ведь нет ни одного ее портрета, про который было бы доказано, что он написан с натуры.

Так, наиболее достоверным ее изображением считается семейный портрет семьи Веспуччи в церкви Оньисанти (фреска работы Гирландайо) — и вы можете сами убедиться, что это изображение мало чем напоминает златовласую красавицу. 

Фреска Гирландайо с изображением Мадонны делла Мизеркордия, защищающей семью Веспуччи в капелле Веспуччи в церкви Оньисанти. Считается, что Симонетта — это единственная женщина, изображённая в группе с непокрытой головой.

Одно можно сказать точно: Боттичелли бережно хранил любовь к Симонетте всю жизнь. Он пережил свою музу на 34 года и завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой, в церкви Оньиссанти.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/simonetta-vespuchchi-pervaya-krasavitsa-renessansa/

Симонетта веспуччи. прекрасная дама ренессанса

 Сандро Боттичелли Автопортрет. Фрагмент фрески «Поклонение волхвов» 1475 г. Филиппино Липпи Портрет С.Боттичелли. Фрагмент фрески «Распятие святого Петра» 1481-83 г.г. 1453, Генуя или Портовенере — 26.4.1476, Флоренция

Сандро Боттичелли Симонетта Веспуччи 1475 г. Сандро Боттичелли Портрет молодой девушки (Симонетта Веспуччи) 1475-80 г.г.

Симонетта принадлежала к знаменитому роду купцов и мореплавателей. Родилась в 1453 году, по одним источникам в Портовенере, по другим — в Генуе.

В 1468-ом году в возрасте 15 лет вышла замуж за Марко Веспуччи, сынА нотариуса Анастасио Веспуччи, второй сын которого — Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом, то есть был знаменитым флорентийским мореплавателем Америго Веспуччи.

Муж Симонетты – Марко — был также приятелем Джулиано Медичи – соправителя Флоренции, поэтому после свадьбы молодая чета и переехала во Флоренцию. Однако её брак не был счастливым. Во Флоренции она была открыта для живописи Ботичелли и другими известными художниками.

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались Лоренцо и Джулиано Медичи из правящей в то время во Флоренции семьи Медичи. Поскольку Лоренцо занимался государственными делами, у Джулиано было больше времени ухаживать за ней. В 1475-ом году во время рыцарского турнира она познакомилась с Джулиано Медичи и в скором времени стала его возлюбленной.

Джулиано Медичи Giuliano de Medici 1453 — 26 апреля 1478, Флоренция

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1476-78 г.г. Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1478 г.г. Второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного. Джулиано не был женат, однако имел любовницу в лице героини этого сообщения – Симонетты Веспуччи.

Утверждают, правда, что они были тайно обручены, т.е. Симонетта была женой Джулиано, но документальных подтверждений этому нет. Темнокудрый брат правителя Флоренции не слишком обременял себя делами государственного правления, зато блистал на турнирах и балах, покоряя своей элегантностью, горделивой осанкой и рыцарской статью.

Он всецело оправдывал свое романтическое прозвище, которым наделила его народная молва, — Принц Юности. Джулиано был любим горожанами, и не только. На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя. Симонетта считалась первой красавицей эпохи флорентийского Ренессанса. За свою красоту получила титул «Несравненной».

Бесчисленные поэмы и полотна художников были созданы в её честь. Люди разного состояния и привычек, невежественные и хорошо образованные, все горячо обсуждали сердечную привязанность младшего Медичи. Однако Алексей Гастев, написавший книгу о Леонардо да Винчи, награждает Симонетту весьма нелестными эпитетами.

«Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео, – пишет он, – имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался, как у беременной, и нос был велик, однако же, подчиняясь внушению Медичи, граждане Флоренции считали ее образцом красоты и прелести».

В честь возлюбленной Джулиано Медичи, самой прекрасной дамы Флоренции, устраивались турниры, ей посвящали стихи, художники считали за честь написать ее портрет. Вот как описывается один из турниров. В последних числах января 1475 года на площади Санта-Кроче во Флоренции на манер средневековых рыцарских турниров устраивалась традиционная джостра.

В ней принимал участие брат правителя города Лоренцо Медичи – Джулиано, избравший дамой своего сердца красавицу Симонетту Веспуччи. Он выступил под знаменем, которое создал для него известный в то время во Флоренции художник Сандро Боттичелли. На нем была изображена Симонетта – в виде Афины Паллады, в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках.

«Сандро Боттичелли, – сообщает биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, – прославился во Флоренции и за ее пределами. Именно этого мастера избрал Джулиано, чтобы запечатлеть на знамени образ своей возлюбленной. К сожалению, время не сохранило эту работу».

Правда, Вазари утверждает, что в январе 1475 года состоялось знакомство Джулиано и Симонетты, а турнир в честь Симонетты, на котором Джулиано нес стяг с ее изображением, написанным Боттичелли, состоялся за три недели до ее смерти. Флорентийский придворный поэт Полициано, прославляя влюбленных, сочинил в их честь поэму.

Вот как он воспел красоту и грацию Симонетты: Она бела и в белое одета; Убор на ней цветами и травой Расписан; кудри золотого цвета Чело венчают робкою волной. Улыбка леса — добрая примета: Никто, ничто ей не грозит бедой. В ней кротость величавая царицы, Но гром затихнет, вскинь она ресницы. Однако большинство портретов Симонетты Веспучи были написаны уже после ее смерти.

Двадцатитрехлетняя Симонетта, обаянием и образованностью которой так восторгались современники, умерла 26 апреля 1476 г. от чахотки ровно через год после знаменитой джостры. Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Огниссанти во Флоренции. Ее уход из жизни в молодом возрасте надолго погрузил город в траур.

Флорентийцы не только оплакивали живую женщину, перед которой преклонялись, но и скорбели об уходе Прекрасной Дамы и о конце идеальной любви. После смерти Симонетты , брат Джулиано, Лоренцо Медичи напишет: «Настал вечер. Я и самый близкий друг мой шли, беседуя об утрате, постигнувшей всех нас.

Воздух был чрезвычайно прозрачен, и, разговаривая, мы обратили взоры к очень яркой звезде, которая поднялась на востоке в таком блеске, что не только она затмила другие звезды, но даже предметы, расположенные на пути ее лучей, стали отбрасывать заметные тени.

Мы некоторое время любовались ею, и я сказал затем, обратившись к моему другу: «Разве было бы удивительно, если бы душа той прекраснейшей дамы превратилась в эту новую планету или соединилась с ней? И если так, то что же дивиться ее великолепию? Ее красота в жизни была великою радостью наших глаз, пусть же утешит нас теперь ее далекое сияние».

Лоренцо написал большое количество сонетов на смерть Симонетты Веспуччи, где показал себя таким же огорчающимся и влюбленным, как и его брат. Даже А.

Гастев, так нелицеприятно описавший в своей книге внешность Симонетты, подчеркивает: «Многие оплакивали ее смерть, будучи в уверенности, что в таких людях отражается лик Божий и созерцающие подобную красоту коротким путем сообщаются с небом». Встречается, правда, еще версия, что Симонетта умерла не от чахотки, а от яда или даже неудачных родов.

А еще через два года, в тот же самый день – 26 апреля, прямо посреди пасхальной церковной службы в в соборе Санта Мария дель Фиоре во Флоренции от рук заговорщиков семьи Пацци пал красавец Джулиано Медичи.

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1476-78 г.г. Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1478 г.г.

Мудрейший и опытнейший Николо Макиавелли в своей «Истории Флоренции» содрогается от той меры коварства и лживости, которая позволила заговорщикам провожать молодого Джулиано в храм и забавлять его шутками, не забывая при этом «под предлогом дружеских объятий ощупать все его тело, что убедиться, нет ли на нем кирасы».

Главари заговора продолжали разыгрывать эту жуткую комедию предательства там, в церкви, окружая Лоренцо и Джулиано лицемерным оживлением и лестью. Притворство заглушило бдительность. Джулиано пал под ударами кинжалов. Брату Джулиано — Лоренцо Великолепному удалось спастись.

Наемников, говорят, поддержало семейство Веспуччи, якобы (по известной причине!) враждебно относившееся к клану Медичи. Неожиданная смерть известных в городе молодых людей казалась мистической. Их судьба еще долго волновала флорентийцев, их недолгую, но такую яркую любовь без устали воспевали поэты.

Флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные черты Симонетты будут навсегда утрачены. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.

Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-детски трогательное выражение лица и глаза, излучающие надежду, вызывают трепет умиления».

В разные годы Боттичелли создал четыре профильных изображения Симонетты, правда даты на найденных мной портретах не соответствуют датам, указанным в информации, найденной в инете. На одном из них – за строгим оконным проемом словно бы пустота, бездна. Симонетта одета просто, по-домашнему, ее прическа небрежна. Она перед лицом вечности…

Такой представил себе художник прекрасную флорентийку в последние дни ее жизни. С нее Боттичелли писал своих знаменитых “Весну” и “Венеру”, так что задумчиво-печальное выражение ее одухотворенного лица сделалось символом “боттичеллиевского настроения”.Сандро Боттичелли Весна (Primavera) 1482 г. Вот как описана работа Боттичелли над «Весной»: «Боттичелли заперся в мастерской.

Не отвечал на стук в дверь, на записки друзей. Приходил работать вместе с зарей. Уходил затемно. Большая картина стояла на двух мольбертах. Она была тяжела, очень тяжела, эта загрунтованная доска. Но не менее тяжел был труд живописца, ликующий и горький. Ведь ничего не давалось легко. Об этом говорили кипы набросков, эскизов, рисунков, валявшихся на полу, приколотых к стенам.

Подоконник студии был тесно уставлен чашками с темперой. На маленьком столике, украшенном мозаикой, в древней античной амфоре стояла хрупкая ветка черешни. Палитра Сандро была похожа на створку раковины-жемчужины, так сиял перламутр красок на ее поверхности. Художник писал «Весну». Он глядел на белую ветку черешни в амфоре и вспоминал прекрасную Симонетту Веспуччи, джостру, Джулиано… Чудесный знакомый и таинственный мир претворялся у него в сердце. Но это стоило дорого. Боттичелли осунулся, похудел, скулы заострились. Морщины от напряжения и раздумий легли у надбровий, прочертили жестче углы сжатых губ. Сандро не брился, у него выросла борода. Лицо стало темным, будто опаленным. Только глаза, светлые диковатые глаза мастера сияли восторженно. Он любил. Любил неистово, страстно, неутолимо свою картину. Свою «Весну». Все его помыслы, мечты были устремлены к одному желанию – как донести, не расплескать чувства, показать людям во всей прелести чудотворение природы». Думается, что Боттичелли в миг окончания картины «Весна» был полностью охвачен святой верой в то, что красота спасет мир. И эта мысль, выраженная Достоевским в XIX веке, укрепляет вечную жизненность этого убеждения. Искусствоведы спорят между собой до сих пор, одни считают, что Симонетта изображена в образе самой Весны, другие – что в образе Флоры, а третьи – что все женские образы писались с Симонетты. Одно, в чем искусствоведы солидарны, так это в том, что в образе Меркурия на картине «Весна» Боттичелли изобразил Джулиано Медичи.

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «поля»

Сандро Боттичелли Весна фрагмент картины «Весна» 1482 г. Сандро Боттичелли Флора фрагмент картины «Весна» 1482 г. Сандро Боттичелли Меркурий фрагмент картины «Весна» 1482 г. Еще мы можем лицезреть Симонетту и Джулиано на полотне «Венера и Марс».Сандро Боттичелли Венера и Марс 1483 г. Нередко в картинах Боттичелли в образах идеальных героев флорентийцы различали черты своих современников или известных личностей. Так и на этом полотне художник запечатлел Джулиано де Медичи и его возлюбленную Симонетту.Сандро Боттичелли Венера фрагмент картины 1483 г.Сандро Боттичелли Марс фрагмент картины 1483 г. Картина “Венера и Марс” наделена меланхолической мечтательностью, даже щемящей тоской. Художник, кажется, угадал грядущую судьбу героев.

Ну, и конечно, Симонетта изображена в «Рождении Венеры».

Сандро Боттичелли Рождение Венеры 1485 г.

«Рождение Венеры» — величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции.

Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании — небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Литературными источниками для ее написания были произведения Полициано, Вергилия и Гомера. На картине изображено не само рождение богини, а последовавший за тем момент.

Афродитa Урания — небесная Венера, рожденной из моря без матери, достигает берега, где ее встречает одна из граций.

Идею картины часто связывают со станцами талантливого поэта Анжело Полициано, члена кружка Медичи: Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу, И небеса их радуются бегу.

Сказали б: море истинное тут. И раковина с пеной — как живые, И видно — блеск глаза богини льют. Пред ней с улыбкой небо и стихии.Сандро Боттичелли Венера фрагмент картины 1485 г. В одной из галерей я нашел еще одну Венеру Боттичелли. Датирована она 1485-90 годами.

Эскиз ли это «Рождения Венеры», или отдельное произведение — неизвестно!Сандро Боттичелли Венера 1485-90 г.г. Ботичелли закончил «Рождение Венеры» в 1485 году, через 9 лет после её смерти. Считается, что с момента их встречи моделью всех его Мадонн и Венер была Симонетта.

Сандро Боттичелли Мадонна с младенцем 1470 г. Сандро Боттичелли Мадонна с книгой 1483 г.

Сандро Боттичелли «Мадонна с гранатом» 1487 г. Одна и та же женская фигура неизменно представала на полотнах Боттичелли в середине 1470-1480-х – юная девушка в платье, затканном цветами, часто с венком на золотых волосах.

«Симонетта была настолько хороша собой, что Боттичелли пожелал запечатлеть красоту уже умершей к тому времени женщины в своей картине «Весна», – подчеркивает английский художник и писатель, превосходный знаток жизни и творчества великого флорентийца Эдмунд Швинглхурст.

Венера и Весна Боттичелли, его Флора, грации и мадонны напоминают Симонетту, какой она навсегда осталась в памяти художника. Бытует даже версия, что Боттичелли завещал похоронить себя рядом с прахом Симонетты. Но, думаю, это всего лишь красивая легенда.

«Трепетная, струящаяся, то гибкая и плавная, то взволнованная, летящая, но всегда завораживающая своей грациозностью и изяществом линия Боттичелли, – восхищается искусствовед Ольга Немировская. – Она в «русалочьих», будто разметанных ласковым ветром прядях волос его Венеры, в мягких танцевальных движениях его граций, едва касающихся земли, будто парящих в воздухе.

В изломе тканей, в складках одежды, то легко окутывающей стан, то стремительным потоком несущейся за нимфами. Знаменитый «боттичеллиев контур», в котором отразилась нежная, порывистая душа художника. Во всем, что создал его удивительный гений, будь то портреты, мифологические аллегории или образы задумчивых, грустных мадонн, живет поэтически тонкое, обостренное чувство красоты мира и женщины… В его лучших картинах гармонично слились идеальная красота и светлая, но глубокая печаль, любовь и вызванные ею тревоги…» Изображена Симонетта также в виде Клеопатры со змеей на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды».

Пьеро ди Козимо Портрет Симонетты Веспуччи 1480-90 г.г.

Константин Сомов Портрет Симонетты Веспуччи (копия картины П. ди Козимо) 1939 г.

Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры — известная картина видного представителя итальянского Ренессанса Пьеро ди Козимо. Стиль портрета, выбранный на этой картине Пьеро ди Козимо, считался к тому времени уже устаревшим.

Скорее всего, художник использовал за основу для портрета одну из медалей, на которой Симонетта Веспуччи была изображена в профиль. На полотне Пьеро ди Козимо волосы Симонетты искусно уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом. Мода на высоко выбритый лоб была распространена в последней четверти XV в.

в аристократических кругах не только Италии, но и Нидерландов. Пьеро ди Козимо запечатлел Симонетту на фоне выразительного ландшафта.

Тёмные облака на заднем плане почти повторяют профиль Симонетты и вероятно должны символизировать преждевременную смерть девушки, также как и высохшее дерево слева, которое являлось символом смерти на многих полотнах итальянского Ренессанса. О смерти изображённой на портрете говорит и Аспид, обвившийся вокруг цепочки на шее Симонетты.

Именно Джорджо Вазари увидел в этом символе указание на Клеопатру, которая умерла от укуса змеи. По другой интерпретации, согласно античной мифографии змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни и принадлежит Янусу, богу нового года, и Сатурну (Хроносу) — отцу времени.

Надпись внизу картины гласит Ianuensis (принадлежащая Янусу).Пьеро ди Козимо Смерть Прокриды 1486-1510 г.г.Пьеро ди Козимо Смерть Прокриды. Фрагмент картины 1486-1510 г.г. Короткое время, которое Симонетта прожила во Флоренции, стало финалом «золотого века» города. Со смертью Симонетты и последовавшей вскоре гибелью Джулиано изменился сам дух эпохи и начался закат флорентийского Ренессанса.

http://subscribe.ru/group/

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/11/blog-post_3730.html

Симонетта Веспуччи, копия с портрета работы Сандро Боттичелли, 1476-1480

Симонетта Веспуччи, копия с портрета работы Сандро Боттичелли, 1476-1480

Симонетта Веспуччи (в девичестве — Симонетта Каттанео), генуэзка, была любимицей Флоренции, любовницей Джулиано Медичи и женой Марко Веспуччи, старшего брата Америго — того самого, в честь которого названа Америка.

Особый восторг флорентийцев и зависть флорентиек вызывали её «кудри золотого цвета» — это из сонета Полициано. Кроме того она обладала исключительно грациозной шеей, величавой осанкой и легким нравом.

Джулиано, прозванный «Принцем Юности», был не единственным её поклонником — считается что был в неё влюблён и Боттичелли (благо жил он в двух шагах от дворца Веспуччи), и непримиримый соперник Медичи, Франческо Пацци (правда, злые языки утверждали что изнасиловать Симонетту он пытался исключительно по политическим мотивам, дабы насолить Джулиано и Лоренцо Великолепному).

История любовного соперничества Медичи и Пацци закончилась ожесточенной схваткой между ним и Джулиано во время рыцарского турнира — «джостры», состоявшегося после Рождества 1475 года. Пацци был повержен, но, благодаря расторопности устроителей, никто не пострадал; а победитель получил от прекрасной Симонетты поцелуй и фиалковый венок.

Особой пикантности ситуации добавило то, что Джулиано медичи выступал на турнире под хоругвью с изображением своей возлюбленной в виде Афины Паллады. Хоругвь нарисовал Сандро Боттичелли.

 Афину живописец писал с натуры, с Симонетты, как вы уже догадались; и мы не будем повторять того, что говорили злые языки по поводу частых визитов жены Марко Веспуччи в мастерскую художника.

Симонетта Веспуччи умерла 26 апреля 1476 года, в возрасте 23 лет. Так что хоругвь для турнира осталась единственным портретом, написанным с неё Боттичелли при жизни.

Остальные изображения, созданные его рукой (Вазари упоминает два портрета, хранившихся у Медичи, но, по всей видимости существовали и другие), — посмертные.

Художник их писал — по примеру Данте — «дабы ослабить силу своих страданий».

Оригиналы этих портретов не сохранилось — до нас дошли только копии, выполненные его учениками. Дело в том, что во Флоренции объявился доминиканский монах Джироламо Савонарола. Своим призванием он объявил борьбу с пороком; и эта борьба сделала его в итоге властителем Флоренции.

27 февраля 1497 года по приказанию Савонаролы на площади Синьории была возведена из дерева семиступенчатая пирамида. Каждая ступень символизировала один из смертных грехов, на вершине восседало чучело Карнавала. Карнавал — вместе с «Суетой» — должен был быть сожжен.

«Суету» олицетворяли сложенные в пирамиду маски, наряды, женские украшения, крамольные книги и… картины. В том числе и картины Боттичелли, ставшего истовым последователем сурового монаха, — часть из них художник принес и возложил на костер сам.

Сгорели все «безбожные» изображения из мастерской, сгорели и портреты Симонетты из дворца Медичи.

После этого Боттичелли писал большей частью религиозные сюжеты (исключая несколько исторических полотен) — мрачные и темные. Умер он в в нищете, в 1510 году.

Существует рассказ о том, как Микеланджело увидел в темном переулке согбенного старика, с трудом ковыляющего, опирающегося на костыли.

Приглядевшись, Микеланджело узнал в нём Боттичелли; он окликнул знаменитого предшественника; тот протянул к нему руку, Микеланджело протянул руку в ответ… и понял, что старик просит у него подаяния.

Источник: http://tempora.club/simonetta-vespuchchi-kopiya-s-portreta-raboty-sandro-bottichelli-1476-1480/

Симонетта Веспуччи – муза Сандро Боттичелли

Культ Прекрасной Дамы, рожденный трубадурами Средневековья, для художников итальянского Возрождения стал неиссякаемым источником вдохновения. Пример тому – картины Сандро Боттичелли, одного из самых значительных живописцев Италии.

Сандро Боттичелли

На его полотнах в красках воспета красота Симонетты Веспуччи – молодой флорентийки, которая, впрочем, даже не подозревала, что стала идеалом красоты для скромного художника.

О самой Симонетте до нас дошло мало сведений, даже не известно, где точно она родилась. Но известно, что она была замужем за Марко Веспуччи, родственником того самого мореплавателя Америго Веспуччи, чьим именем назван американский континент.

Симонетта Веспуччи

Говорят, многие знатные флорентийцы, включая правителя города Лоренцо Медичи, добивались благосклонности красавицы Симонетты.

Однако она выбрала его младшего брата и соправителя Джулиано.

Ловкий, статный красавец  Джулиано Медичи был равнодушен к делам управления республикой, но не пропускал балов и турниров. Популярность его у флорентиек всех социальных слоев была огромной. Симонетта Веспуччи – первая красавица Флоренции – не была исключением.

Джулиано Медичи

Поэты сочиняли поэмы в ее честь, художники, включая Сандро Боттичелли, писали портреты, а сердцеед Джулиано Медичи после победы на турнире 28 января 1475 года провозгласил Симонетту своей Дамой и королевой турнира.

Боттичелли тогда изобразил ее на знамени победителя в образе Минервы с головой Медузы Горгоны в руках.

О характере отношений Симонетты и Джулиано  доподлинно ничего не известно, некоторые исследователи полагают, что они не вышли за рамки платонической любви. Как бы то ни было, продолжались они не долго – Симонетта Веспуччи вскоре умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет. Есть и другая версия ее смерти – яд.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Спустя ровно два года 26 апреля 1478 г. Джулиано пал от рук заговорщиков, и во Флоренции еще долго вспоминали об этой паре. Более того, со смертью Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи закончилась «золотая эпоха» флорентийского Ренессанса.

А искусствоведы до сих пор спорят о том, на всех ли полотнах  Сандро Боттичелли продолжал воссоздавать образ прекрасной Симонетты даже после ее смерти. Например, свою знаменитую картину «Рождение Венеры» художник закончил спустя 9 лет после кончины Симонетты Веспуччи.

Источник:

«Ангел Флоренции: кем была загадочная Венера Сандро Боттичелли?»



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2016/02/blog-post_4.html

Симонетта Веспуччи модель Сандро Боттичелли

Когда Сандро Боттичелли и его очаровательная модель Симонетта Веспуччи встретились, его считали первым художником при дворе Лоренцо Медичи, а ее — прекраснейшей из женщин.

Своим современникам Боттичелли, или Алессандро ди Мариано Филипепи (так звучит настоящее имя мастера) был известен как автор религиозных полотен, и вряд ли он предполагал, что через пять столетий самой знаменитой назовут его светскую картину — “Рождение Венеры”.

Кто знает, так ли хороша на самом деле была юная Симонетта: завистники уверяли, что девушка вовсе не обладала идеальной фигурой, и лишь под влиянием высокого покровителя из семейства Медичи граждане Флоренции признали ее “образцом красоты и прелести”.

Однако досужие разговоры мало интересовали синьо-риту: ведь восторженные жители родного города называли ее не иначе как “звезда Генуи”.

Благодаря внушительным отцовским капиталам — она родилась в семье генуэзского судовладельца — Симонетта удачно вышла замуж Ее супругом стал состоятельный флорентиец Марко Веспуччи, родственник мореплавателя Америго Веспуччи.

Неизвестно, каким видела свое будущее новоиспеченная синьора: возможно, она мечтала стать верной женой и хорошей матерью, трепетно оберегающей домашний очаг. Но судьба, как водится, распорядилась по-своему. Тогда еще не были придуманы , но они и не были нужны. Если ты судовладелец или реально классный руководитель, то зачем тебе курсы? А вот если ты только хочешь стать руководителем, то заходите на www.zpgroup.ru и вам там помогут.

Легенда гласит, что во время одного из празднеств при дворе Лоренцо Медичи Симонетту увидел Джулиано, родной брат Лоренцо. Сэтого момента ее участь была решена: слух о том, что у младшего Медичи появилась “дама сердца” вскоре подтвердился.

Теперь “жемчужина Флоренции”, как с чьей-то легкой руки прозвали Симонетту, стала появляться рядом с Джулиано на всех публичных мероприятиях. В ее честь устраивались рыцарские турниры, победителем которых неизменно оказывался Джулиано.

Кстати, именно по его заказу любимый художник Медичи Боттичелли впервые написал Симонетту, изобразив красавицу в образе Афины Паллады на штандарте Джулиано. А придворный поэт Анджело Полициано прославил своего господина и его пассию в “Стансах для турнира”. “Несравненная!” — кричала толпа, глядя, как Симонетга венчает героя после очередного состязания.

О том, как отреагировал на новый статус своей жены Марко, история умалчивает. Известно только, что до свадьбы он был дружен с Джулиано. С тех пор ее личико да и стан (скорее всего, изрядно приукрашенный фантазией живописца) не раз появлялись на полотнах Сандро Боттичелли.

И хотя знаменитые “Весна” и “Рождение Венеры”, предположительно, были созданы по заказу кузена Медичи — Лоренцо ди Пьерфранческо — и украшали его виллу Кастелло, относительно модели у гостей дома сомнений не возникало. В прелестном лике обеих красавиц флорентийцы без труда узнавали возлюбленную герцога Джулиано. Правда, узнав, в очередной раз горько оплакивали.

Дело в том, что картины появились на свет спустя несколько лет после смерти Симонетты: согласно официальной версии, она умерла от чахотки весной 1476-го в возрасте двадцати трех лет. А ровно через два года (день в день, если верить преданию) от руки заговорщика пал Джулиано. Это произошло во время богослужения в соборе Санта-Мария дель Фьоре 26 апреля 1478 года.

Сегодня трудно сказать, кому именно мир обязан спасением изображений красавицы с печальной судьбой. Ведь множество картин с фривольным сюжетом было предано огню стараниями “полиции нравов” под предводительством доминиканского монаха Джироламо Савонаролы.

Религиозные фанатики призывали всех принять участие в торжественных “сожжениях суеты”, то есть бросить в костер драгоценную утварь, роскошные одеяния, произведения искусства и книги, противоречащие христианскои морали. Многие художники собственноручно несли к пылающим площадям свои холсты.

Известно, что и Сандро Боттичелли не избежал влияния Савонаролы. Тем не менее “Рождение Венеры”, а также другие его картины сохранились, пролежав в безвестности почти триста лет славу флорентийца на долгие века затмили его молодые современники — Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

На “Ровдение Венеры” обратили внимание лишь в середине XIX века, когда живописцы-прерафа-элиты Джон Миллее и Данте Россетти заново открыли Боттичелли, а заодно припомнили строки из стансов поэта Полициано.

Источник: http://allomir.com/simonetta-vespuchchi-model-sandro-bottichelli.html

Художник Боттичелли, анализ картины «Весна. Видео

Кто же ты, Венера Сандро Боттичелли?

Прекрасные девушки всегда были и будут являться источником вдохновения для художников.

Поклонение прекрасным дамам породили множество мировых шедевров искусства.

Для художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, такой музой и идеалом красоты являлась
Симонетта Веспуччи.

С. Боттичелли.Портрет Симонетты Веспуччи

Молодая красавица не обращала никакого  внимания на скромного художника.  А ведь именно благодаря ему её прекрасный образ остался в веках, но она, к сожалению,  так и не узнала об этом, так как жизнь ее оказалась слишком короткой.

Сандро Боттичелли

О Симонетте Веспуччи известно немного.  Симонетта вышла замуж за Марко Веспуччи –родственника известного мореплавателя Америго Веспуччи.

Другом Марко был  соправитель Флоренции –Джулиано Медичи и молодожены решают  перебраться во Флоренцию

После переезда во Флоренци., красавица Симонетта не осталась незамеченной в обществе. Ее внимания добивались многие мужи города. Среди ее поклонников был сам правитель – Лоренцо Медичи.

Портрет Джулиано Медичи. С. Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. С. Боттичелли

Но Симонетта была влюблена в его младшего брата Джулиана  — брак с Марко оказался не очень счастливым.

Джулиан был красив, ловок, статен и силен.  Он был кумиром и желанным мужчиной для многих дам Флоренции. Джулиано совсем не интересовался государственными делами, в отличии от своего брата, правителя Флоренции. Его больше прельщали турниры и балы.

Симонетту  тоже  считали первой красавицей и называли «несравненной». Поэты посвящали ей стихи, а художники писали ее портреты.

С. Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи.
Венера и Марс. Сандро Боттичелли, 1483 г.

Симонетта и Джулиано испытывали влечение друг к другу, но многие считали, что их любовь носила платонический характер.

Какие взаимоотношения были между ними на самом деле –сейчас уже трудно установить.

Но тот факт, что Джулиано на турнире, проходившем 28 января 1475 года , провозгласил Симонетту своей дамой сердца и назначил её королевой турнира, известен совершенно точно.

Сандро  Боттичелли запечатлел это событие на своей картине, изобразив Симонетту в образе Миневры .  Умерла Симонетта в 23 года от чахотки ( однако есть предположение, что это был яд). Ее раннюю смерть оплакивала вся Флоренция. Ровно через два года, в этот же самый день, умер возлюбленный Симонетты –Джулиано. Многие усматривали в этом мистические явления.

Но Сандро Боттичели , в память о прекрасной Симонетте, на протяжении 15-ти лет использовал в своих работах ее образ.

Посмотрите, сколько грации изображено на картине С.андро Боттиччелли «Весна»

«Весна» картина С. Боттичелли

Самая известная его работа –« Рождение Венеры» была написана спустя целых 9 лет после ее смерти.

Сандро Боттичелли «Весна- рождение Венеры»

Дорогие друзья! Я очень рекомендую Вам посмотреть удивительный фильм из серии авторских фильмов  историка искусстава -Паолы Волковой. Послушайте, какой анализ она дает картине Боттичели «Весна»

С. Боттичелли «Весна», описание картины

ЕСЛИ ВАМ ЭТА СТАТЬЯ БЫЛА ИНТЕРЕСНА, ПОДЕЛИТКСЬ ЕЙ С ДРУЗЬЯМИ! СПАСИБО!

Пожалуйста, не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей — поделитесь с друзьями! Тем самым вы окажете мне огромную помощь в развитии блога

Источник: http://priyatelnitsa.ru/yarkaia-lichnost/kto-zhe-ty-venera-sandro-bottichelli.html

Венера Боттичелли — эталон красоты. Картина Сандро Боттичелли

Искусство и развлечения 24 апреля 2016

Римская богиня любви и красоты Венера, равно как и ее греческая «сестра» Афродита, на протяжении многих веков воспевалась поэтами, скульпторами, художниками.

Мифы о ней сохранились до наших дней, как и многие произведения искусства, в которых она неизменно воплощала идеал женской красоты. И одним из самых известных шедевров, посвященных ей, несомненно, является «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Итак, что мы знаем об этой картине?

Боттичелли до «Венеры»

Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Боттичелли он стал уже позднее, получив это прозвище, в переводе с итальянского означающее «бочонок», вслед за старшим братом, отличавшимся изрядным лишним весом.

Будущий великий живописец родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи.

В его мастерской он пробыл пять лет, прежде чем тот уехал, а юный Сандро перешел к Верроккьо.

Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Открыв собственную мастерскую, молодой человек довольно быстро снискал популярность и признание. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи.

В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции, и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению — Микеланджело.

До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.

История картины

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.

Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. Согласно другим версиям, изначально заказчиком был совершенно другой человек.

Ну а эта картина, как и «Весна», о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину «Венера» Боттичелли.

Описание

Картина представляет собой полотно примерно 2 на 3 метра, она выполнена темперными красками на холсте. На ней изображена молодая обнаженная женщина на берегу моря, стоящая в раковине и символизирующая Венеру.

Слева от нее боги ветров, которые очевидно, помогли ей доплыть, а справа — одна из Граций, спешащая к ней с красной мантией, чтобы укрыть. Вокруг Венеры цветы (розы, анемоны), внизу камыш.

Строго говоря, это не рождение, а скорее прибытие богини на землю.

Символизм

«Рождение Венеры» — картина Боттичелли, которую часто приводят в пример, говоря о том, как искусно художники вплетают в свои полотна потаенный смысл. В ней особенно четко видно влияние автора неоплатонизма — учения, соединившего в себе некоторые идеи как христианства, так и язычества. Выделяют следующие наиболее четкие символы:

  • Раковина, в которой стоит Венера, именно той формы, что олицетворяет женское лоно.
  • Ветра, расположенные в левой части картины (некоторые еще принимают их за ангелов), в виде фигур мужчины и женщины символизируют единство плотской и духовной любви.
  • Ора Талло (по другой версии — одна из Граций) «отвечала» за весну, а именно в это время года происходит рождение богини.
  • Розы — признанный символ любви.
  • Васильки на одеянии Грации — олицетворение плодородия.
  • Плющ и мирт вокруг ее шеи символизируют привязанность и плодовитость соответственно.
  • Анемоны у ног Грации — цветы богини Венеры, согласно мифам, появившиеся из слез, которые она пролила, горюя после гибели своего возлюбленного Адониса.
  • Камыш — символ скромности.
  • Апельсиновое дерево в правом верхнем углу — знак вечной жизни.
  • И наконец, красная королевская мантия — божественная власть, которую дарует красота.

Как видно, символизма картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли содержит достаточно. А что же можно сказать о личности, ставшей прототипом главной героини полотна?

Модель

Наиболее вероятной кандидатурой на роль богини любви в данном случае является Симонетта Веспуччи, в 1470-х в возрасте 16 лет приехавшая с мужем во Флоренцию и сразу ставшая ее первой красавицей.

Сандро, вероятно, знал ее еще до того — он довольно близко общался с ее семьей, поскольку с родителями жил в соседнем квартале.

Подлинных сведений о том, насколько были близки художник и модель, нет, но специалисты по творчеству Боттичелли считают, что с момента их встречи все Мадонны и Венеры были писаны с нее.

Однако Симонетта была замужем, а кроме того, ее поклонниками были многие горожане, в том числе и очень влиятельные. Один из них — Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо — даже считался ее возлюбленным, хотя свидетельств о том, что его чувства не были платоническими, нет. Вполне возможно, что она просто осталась дамой его сердца, как это было тогда принято.

Симонетта могла бы вдохновить своей красотой гораздо больше деятелей искусства своего времени, однако в возрасте 23 лет, в 1976 году, она скончалась от чахотки. Ее смерть стала горем едва ли не для всей Флоренции.

«Венера» Боттичелли появилась лишь спустя 9 лет после ее кончины, а ведь богиня на ней так свежа и красива. Художник до конца своей жизни прожил в одиночестве, так и не женившись. Похоже, его единственной возлюбленной так и осталась Симонетта, нашедшая свое бессмертие в знаменитом полотне.

Местонахождение

В настоящее время шедевр располагается там же, где и был создан — во Флоренции, в галерее Уффици. Как правило, вокруг картины все время толпятся люди, но иногда все-таки можно улучить момент, чтобы досконально ее рассмотреть как вблизи, так и издали.

Интересные факты

  • «Весна» и «Венера» Боттичелли имеют в качестве центральной фигуры одну и ту же модель, однако они были написаны с перерывом в 7 лет.
  • При создании полотна художник использовал новаторские для своего времени приемы — дробил лазурит для получения синей краски, использовал холст, а не доску, добавлял в краски минимальное количество жира, а также покрыл картину яичным желтком, благодаря чему она дошла до наших дней практически в первозданном виде.
  • В пропорциях и позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры, каноны которой были заложены еще Праксителем и Поликлетом.

Культурное влияние

Картина «Венера» Боттичелли — первое полотно с изображением полностью обнаженной женской фигуры, сюжет которого не посвящен первородному греху. И она по заслугам стала главным шедевром, воспевшим красоту, не нуждающуюся в чем-либо еще.

На фоне остальных работ художника, имеющих в основном религиозную тематику, этот сюжет кажется странным.

Тем не менее, возможно, без этой «Венеры» мы лишились бы многих мировых шедевров, без которых сегодня просто невозможно представить историю искусства.

И сегодня «Венера» Боттичелли продолжает вдохновлять художников, фотографов, моделей. Создаются многочисленные подражания, но оригинал, воплотивший в себе идеал женской красоты, может быть только один.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/122494/

Сандро Боттичелли: «Весна» |

Partner №7 (190) 2013

История одной картины

Иосиф Цвиткис (Мюльхайм-на-Руре)

А. Н. Бенуа в своей «Истории живописи» писал: «…

среди всех художников Флоренции XV века самым впечатлительным, самым поэтичным является, безусловно, Сандро Боттичелли».

Прекрасным подтверждением этих слов служит картина «Весна», по-итальянски («Примавера»), созданная в 1477 — 78 годах, но ставшая широко известной лишь в XX столетии.

Эта картина создавалась в период расцвета творчества художника, в период, когда Флоренция была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий, а художники и поэты воспевали красоту жизни, красоту людей.

На одном из турниров главным героем должен был стать младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного — Джулиано. «Прекрасной дамой» Джулиано была Симонетта Веспуччи, в которую он был безнадежно влюблен. Для этого турнира Боттичелли расписал для Джулиано Медичи штандарт, на котором изобразил Симонетту в виде Афины Паллады.

После этого турнира художник Алессандро ди Мариано Филипепи, вошедший в историю искусств как Сандро Боттичелли (Боттичелли — прозвище, означающее бочонок), стал приближенным Медичи, а его постоянным заказчиком становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузен Медичи Великолепного. По заказу ди Пьерфранческо Медичи для виллы Кастелло Боттичелли написал ряд картин, в том числе и «Весну» — шедевр мирового искусства. Правда не исключено, что заказчиком «Примаверы» был сам Лоренцо Великолепный.

В 1482 году могущественный правитель Флоренции задумал использовать своего родственника Лоренцо ди Пьерфранческо в своих политических играх и с этой целью решил его женить на юной девушке Семирамиде, происходящей из могущественной флорентийской семьи, которую Медичи хотели видеть своей союзницей. Молодых людей обвенчали, даже не спрашивая, как они относятся друг к другу.

В те времена заказывать картину к свадьбе было делом обычным.

И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина, и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой летуччо, как бы составляя ее верхнюю часть, в то время как ниже располагалась спинка этой софы.

Возможно, поэтому картина и имеет такую большую ширину — 314 см при высоте 203 см. Большие размеры картины впечатляют, тем более, что она выполнена не на холсте, а на деревянном щите, толщиной восемь сантиметров.

Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «…обе выполнены с грацией и выразительностью».

Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках(!) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.

С этого времени и начала расти ее всемирная известность.

Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений — фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей», и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» — это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры — Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй, и сам он был влюблен. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты.

Поэтому в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты.

Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.

В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых — она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет.

Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти.

Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.

Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3+1+3+1, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга.

И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.

Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами — это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.

Но при этом ритм линий — поразительный, формы — изысканные, цвета — нежные. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.

«Примавера» — картина о весне и любви, но не только. Это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо флорентийским философом Марсилио Фичино, другом Лоренцо Велеколепного и главой так называемой Платоновской академии.

На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.

По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.

Сожалея о совершенном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Флора — это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.

Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.

В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру, изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.

Еще выше, над Венерой, изображен путто (или Амур) — ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.

При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду.

Три грации: Красота, Целомудрие и Любовь — легко движутся в танце, словно парят. Боттичелли изобразил этих прекрасных девушек в одеждах, кажущихся сотканными из света. Их переплетенные руки и их хоровод символизируют цепь благодеяний, которые проходят из рук в руки.

Венера и ее спутницы грации — это символы второго месяца весны — апреля. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры.

И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Может быть, поэтому Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.

В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Это — гимн и природе, и человечеству.

Почему же Боттичелли назвал свое произведение «Примавера» — «Весна»?

В том грандиозном спектакле, который нам представил Сандро, главным персонажем всё-таки следует считать Флору. Она одна обращена лицом к зрителю, продвигаясь к авансцене, богиня испытующе глядит на нас.

Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини…

В волшебной приветливости Весны — очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки… Всё происходящее на картине лишь ее окружение…

Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».

 Существует мнение, что «Примавера – это отражение горечи утраты. Сандро был однолюбом, так никогда и не женился и завещал похоронить себя в церкви Оньиссанти, вблизи любимой женщины. Ведь в этой церкви, в семейной капелле Веспуччи, была похоронена Симонетта.

Волшебная грация, красота, богатство красок и блестящее исполнение, присущее «Весне», послужило тому, что ее растащили на «цитаты»: календари, женские косынки, футболки, кружки, сувениры.

Таким образом, Боттичелли стал кумиром массовой культуры. «Примавере» посвящают стихи, издают огромным тиражом репродукции.

Популярность «Весны» такова, что уже многие годы она является визитной карточкой музея Уффици.

Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2013/7/236/6102/_?lang=de

Ссылка на основную публикацию