Как можно по-новому посмотреть на картины Боттичелли? Часть 1
Мое увлечение живописью началось с картины Сандро Боттичелли (1445−1510) «Венера и Марс». Когда я листал «Историю мировой живописи», это сценка сразу зацепила мое внимание.
Я довольно неплохо знаю сюжеты мифов. Известно, что Венера (она же Афродита) выбрала из двоих основных претендентов на роль главного любовника (муж Гефест-трудоголик был само собой) из Посейдона и Марса (он же Арес) — вечного драчуна, а не владыку морей.
Их сыночек Амур (он же Эрос) часто опутывал папашу невидимыми сетями любви, обуздывая его агрессивный нрав, и буквально толкал в объятья матери. Чтобы тот немного отвлекся от поля брани. И дал другим передохнуть. Общая установка папаши: заключить перемирие, а потом всех перерезать. Война ради войны. Конечно, Венере стоило немалых усилий отвлечь вояку от его кровожадного призвания.
Боттичелли изобразил сцену следующим образом. Видно, что Венера и Марс недавно занимались любовью. Агрессор заснул. Его мечом играются маленькие сатиры и один, самый нахальный, дует ему прямо в ухо через морскую раковину, подчеркивая этим крепость сна Марса.
Венера смотрит на любимого довольно красноречиво, типа: «Наконец, сдыхались!» Чувствуется, он ее основательно достал! В глазах читается и нежность к атлету, раскинувшемуся в траве, но все-таки больше усталости, поскольку даже Венере с ее любвеобильностью — с трудом удавалось вывести из строя «универсального воина». Глядя на ее противоречивое выражение лица, трудно не улыбнуться.
Будучи в Лувре, я уже ожидал от художника сюрпризов. И не обманулся, увидев достаточно смелую трактовку Мадонны с младенцем в шедевре «Мадонна в розарии».
Маленький Христос, сидя на коленях, с удивлением увидел, что мама неожиданно заснула. Что зачастую бывает у кормящих матерей в состоянии крайней усталости. На лице младенца некоторое удивление, вроде — «опа». Может, время кормления настало, а тут — внезапный перерыв.
Картины Боттичелли, кроме эмоций, связанных с философской или лирической интонациями, всегда подсвечены иронией.
Поэтому мне удивительно было прочитать следующее мнение критика: «Что бы ни писал Боттичелли, на всех лицах его фигур та же мировая скорбь, то же стремление унестись вдаль; его мы видим на лицах мадонн и Венер» (Ласло Маккаи).
Вот те на! Но ведь даже те сюжеты, где, казалось, совсем не до смеха, итальянский художник умудряется подать не без остроумия. На грани жесткости. Например, картина «Возвращение Юдифи с головой Олоферна».
В ее основе библейская история, когда ассирийская армия осадила иудейский город. Его жители готовы были сдаться, как одна богатая и красивая вдова отправилась со служанкой в лагерь врагов.
И соблазнила их предводителя Олоферна. Когда же он заснул в шатре, отхватила ему голову мечом. И, положив голову в мешок, вернулась в город.
Воины, обнаружив тело обезглавленного начальника, пришли в ужас и разбежались.
Юдифь изображали десятки мастеров в совершенно разных трактовках. Вплоть до ХХ века, когда австрийский дизайнер Климт, сделал из нее роковую томную женщину с затаенной смертельной опасностью. Для мужчин.
Тем не менее, одна из основных деталей и в этом невеселом сюжете сделана Боттичелли не без иронии: служанка Юдифи несет голову Олоферна, поместив ее в корзину на своей собственной голове, на манер кувшина.
Понятно, что это нормально для будничной ситуации, но не для такого же «груза»! А они мирно шагают, как бы иллюстрируя пословицу «Сделал дело — гуляй смело». Никто ни до, ни после Боттичелли так дерзко не трактовал этот эпизод.
В последующих вариациях эта идея была окончательно доведена с «прислужничьей» до «официантской». Как, например, в сатирическом фильме-абсурде Карена Шахназарова «Город Зеро», когда главному герою в ресторане подали на подносе торт в виде его головы.
Еще одну деталь в знаменитой картине Боттичелли — «Весна» — критики тоже в упор не замечают.
В центре картины — Венера. Рядом — в цветастом платьице, с рельефным задорным лицом — Весна, разбрасывающая цветочки. Берет она их буквально изо рта Флоры (богини природы).
У той изо рта тянется целый букетный конвейер (тоже не назовешь эту «технологическую» мысль грустной). К Флоре пристает бог ветра Зефир.
С другой стороны полотна жезлом разгоняет тучи Меркурий, прямо над тремя Грациями, в которых целится из лука Амур.
Читаем наблюдение искусствоведа: «К слову, фигуры танцующих Граций и до сих пор поражают своими утонченными очертаниями» (Марк Дюпети). И это о дамах на шестом месяце беременности!
Главная шутка Боттичелли в этой картине состоит в том, что все женщины, изображенные здесь, — беременны (от шести до восьми месяцев). Дескать, весна — зарождение жизни!
Можно прочитать горы литературы (я даже видел один искусствоведческий немецкий фильм о Боттичелли) где обсуждается техника, длина мазков, колорит, но ни слова по существу: о чем же та или иная вещь. Я бы заметил, что у Боттичелли — самые своеобразные Грации на свете!
Продолжение следует
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@katena/posts/6073/
Самые известные картины Боттичелли
Как известно Эпоха Раннего Возрождения оставила нам огромное культурное наследие.
Среди ярких и очень талантливых представителей этого периода можно выделить итальянского художника, представителя флорентийской школы живописи — Сандро Боттичелли.
Родился живописец в семье, не связанной с кистью и красками. Его отец Мариано ди Джованни Филипепи был кожевником, а мать Смеральда воспитывала детей и хранила домашний очаг.
Сначала юный Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, ведь именно так по-настоящему звали будущего художника, решил стать ювелиром, но через пару лет забросил это занятие и стал учиться живописи у самого лучшего мастера этого дела Фра Филиппо Липпи.
Ученик он был очень трудолюбивый и старательный, а результат не заставил себя долго ждать. Каждая его картина — это настоящий шедевр искусства, а библейские темы придают им еще более мистический шарм и настоящий смысл.
Сегодня мы поговорим и вспомним самые красивые и знаменитые картины Сандро Боттичелли.
1
«Рождение Венеры», 1486 г
Сюжет картины возвращает нас к греческим мифам и легендам. Художник воспроизвел на полотне рождение богини красоты, женственности и совершенства — Венеры, или же Афродиты, родившейся из пены морской. На берег она плывет в морской раковине, а подгоняет ее сам бог западного ветра Зефир, он в объятиях своей жены Хлориды, дочери царя Орхомена.
На берегу, величественную и нагую Венеру встречает одна из трех сестер — изящная богиня привлекательности и обаяния нежная Грация. Мы просто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Даже если не знать автора сего произведения и его названия, то сюжет картины навсегда останется в нашей памяти.
В настоящее время шедевр хранится в Галерее Уффици, Флоренция.
2
«Весна», 1482 г
Название картины уже говорит о своем сюжете. На полотне изображена роскошная поляна в апельсиновом саду, где весна входит в свои права, здесь расцветают цветы, которых художник нарисовал больше пятисот штук разных видов, форм и цветов.
Богиня цветов Флора щедро усыпает землю розами и нарциссами, северный ветер Зефир своей силой гнет ветки деревьев к низу. В центре картины стоит сама Венера — богиня радости и любви, а над ней с закрытыми глазами парит младенец Амур, направивший свою стрелу любви в одну из танцующих Граций.
Очень красивая, нежная картина наполнена светом, но не каждый сможет уловить ее истинный смысл. Этот шедевр выставлен в Галерее Уффици во Флоренции.
3
«Венера и Марс», 1483 г
Еще одна из самых популярных картин античного характера и иконографического расположения фигур на полотне. Эту картину Боттичелли нарисовал по заказу богатого семейства Веспуччи. У картины есть скрытый смысл.
Под образами греческих богов Венеры и Марса зашифрованы Джулиано Медичи и Симонетта Веспуччи и их горячая любовь. Украшают экспозицию веселые ангелы, которые резвятся среди двух влюбленных, отдыхающих после страстной встречи.
Эту картину итальянского художника можно увидеть в экспозиции Лондонской национальной галереи.
4
«Мадонна с младенцем», 1467 г
У талантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна с младенцем» поэтому рассказать о какой-то одной картине не получится. В эпоху Возрождения тема рождения маленького Иисуса была очень популярной, поэтому не один живописец того времени изображал Мадонну и ее священное дитя.
Зарождение новой жизни — вот настоящий сюжет этой картины и можно сказать, что все они похожи одна на другую, ведь на них изображена благословенная мать и ее новорожденное чадо. Ореол святости и чистоты, который витает в воздухе, когда смотришь на эти картины, проникает в подсознание и наполняет душу теплом и добром.
Вот он смысл жизни человека дарить жизнь и наслаждаться бытием.
5
Портрет Джулиано Медичи, 1475 г
Как известно Боттичелли был вхож в эту знатную семью и нередко писал для нее картины на разные тематики и отчасти портреты всех членов ее семьи. Одним из таких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в 1475 году.
Сандро написал не одну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Как мы видим, художник использовал ракурс в три четверти.
Если в первом портрете Боттичелли изобразил на заднем фоне интерьер комнаты, то в последней копии он решил сделать однотонный фон, что не было характерным для портретной живописи того времени. Может мастер кисти смотрел далеко вперед….
Все вариации портретов хранятся в разных музеях разных стран мира. А именно в Национальной галерее города Вашингтон, академии Каррара городе Бергамо и третья копия находится в Берлине в музее Саатлих.
6
«Святая Троица», 1493 г
Печальная картина распятия отца нашего небесного была написана в период с 1491 по 1493 гг, ведь в эпоху преклонения церкви обойти такое событие и не увековечить его на полотне мастер просто не смог.
Он был не первым и не последним живописцем, который изобразил эту тему, но каждый художник видит и представляет все по-своему, поэтому и картины вышли все разные, хоть и изображено на них одно и то же.
«Святая Троица» считается самой удачной во всей религиозной живописи Сандро Боттичелли.
7
«Аллегория силы», 1470 г
Эту картину мастер кисти написал в 1470 году где изобразил сильную, но чем-то обеспокоенную, усталую от жестокости и несправедливости женщину в доспехах на троне и с мечем в руке.
Она отождествляет власть, независимость и силу, а некоторые искусствоведы просто убеждены, что художник изобразил греческую богиню войны знойную и храбрую Артемиду.
Сейчас полотно находится в галерее Уффици, во Флоренции.
8
«Поклонение волхвов», 1475 г
Эта христианская тема была настолько популярна, что Боттичелли было заказано написать семь разных копий этого религиозного события. Свою версию картины художник написал в 1475 г, и она теперь хранится в галерее Уффици.
В образе волхвов итальянский живописец изобразил трех членов семьи Медичи: отца Козимо и его сыновей — Козимо младшего и Пьеро. Также там присутствуют внук Козимо — Лоренцо Медичи со своим братом Джулиано. Сюжет картины таков: волхвы пришли поклониться и показать свое почтение и любовь Мадонне и ее священному ребенку.
Джорджо Вазари так высказался в своих «Жизнеописаниях»: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях — то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе.
Невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства».
9
«Возвращение Юдифи в Ветулию», 1478 г
Этого библейского персонажа Боттичелли изображал не раз, так как юная Юдифа олицетворяет все христианские, эстетические и моральные каноны эпохи Ренессанса. Она пример верности, чести и самопожертвования ради других.
Сюжет заключается в том, что вдова Юдифа, когда к их городу подходят воины царя Олоферна, решает спасти город, предложив себя похотливому ассирийцу.
Красавица иудейка сразу понравилась Олоферну, а ночью, дождавшись, когда тот заснёт, Юдифь отрубила ассирийцу голову и вернулась в родной город, миновав спящих стражей. Этот шедевр можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.
10
«Портрет молодой женщины», 1480 г
Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Один из таких портретов мы сейчас с вами и рассмотрим.
Эту картину Сандро нарисовал в 1476–1480 годах, а натурщицей была сама Прекрасная Симонетта Веспуччи любимая женщина Джулиано Медичи и первая красавица эпохи Ренессанса. Боттичелли возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жёсткой рамой, нишей или окном.
Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. Увидеть сей шедевр можно в картинной галерее города Берлина — одного из самых красивых городов мира.
11
«Мистическое Рождество», 1500 г
Сюжет этой картины известен всем. Не смог ее обойти и наш гениальный итальянец.
Что может быть религиозней и священней, нежели рождение сына небесного? Боттичелли очень красиво изобразил это таинство на своем полотне, ведь когда смотришь на эту картину, складывается такое чувство, что ты там присутствуешь — так все выглядит правдоподобно.
Написана она была в конце 1500 года и несет в себе определенный смысл и некий призыв к миру и спокойствию, так как в то время в Италии проходили беспорядки. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые в белые, красные и зелёные одежды.
Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, тем самым концентрируя внимание на мире и покое. Эта картина была одной из последних картин Боттичелли, а находится это чудо искусства в Национальной галерее Лондона.
12
«Паллада и Кентавр», 1483 г
На полотне изображена прелестная дева, увенчанная венком и вооружённая тяжёлой алебардой, которая сильной рукой держит кентавра за его густые волосы, показывая всем своим видом всю свою власть и превосходство над ним.
Красивый венок, сплетённый из веток оливы, опоясывает её грудь и руки, а нежный и немного прозрачный наряд делает ее силуэт еще более женственным и эротичным. Эту картину Сандро написал в подарок на бракосочетание Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи с Семирамидой, а заказал сей подарок сам Лоренцо Медичи.
Происходило все это в 1483 году, в этом же году и был создан этот шедевр, который в настоящее время находится в галереи Уффици.
13
Портрет Эсмеральды Брандини, 1475 г
Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в 1475 году. Здесь мы видим, что женщина изображена уже не в профиль, а в анфас. И это своего рода эксперимент художника, и можно сказать, что он удался. В будущем этот приём подхватят и другие художники.
Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Хранится этот портрет Боттичелли в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело де Вивиано де Брандини из Гаиуоле.
Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения и это, как мы видим, дверной проем.
Сандро Боттичелли был поистине самым одаренным художником-самоучкой эпохи Раннего Возрождения. Из-под его кисти вышло огромное количество картин.
Но к сожалению, все они однотипны и схожи, поэтому мы постарались выбрать для вас самые знаменитые и красивые творения художника тосканской школы живописи.
Надеемся, что Вам понравилась наша выставка картин, а если мы что-то упустили пишите в комментариях.
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-bottichelli.html
Сандро Боттичелли · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии
Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи; Sandro Botticelli), 1445–1510 гг. · знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.
С 1465 г. по 1467 г. Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами.
Так, «Мадонна» (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи.
После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).
В 1470 г. Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 г. он вступает в гильдию св. Луки.
По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет «Силу» (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.
В своем творчестве Боттичелли часто обращается к религиозной живописи, например, «Мадонна Евхаристии» (1472, Бостон, Музей Гарднер).
Согласно символике этого произведения, виноград и колосья пшеницы, которые держит ангел, указывают на таинство причастия, а колос, который берет Мадонна, – горестное принятие будущих мучений Христа.
Две небольшие картины «Возвращение Юдифи из лагеря Олоферна» и «Нахождение тела Олоферна» (обе 1472–1473, Флоренция, галерея Уффици) написаны им по сюжетам из Ветхого Завета.
В 1474 г. Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску «Успение Мадонны» в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583 г.). В этом же году он создал «Св.
Себастьяна» (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер.
При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.
Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Написаны знаменитые «Весна» (ок. 1478), «Рождение Венеры» (1484–1486), «Паллада и кентавр» (1482), «Венера и Марс» (ок. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.
В 1475 г. для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. В картине «Поклонение волхвов» (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.
Боттичелли выступает портретистом не только в «Поклонении волхвов». Великолепен профильный «Портрет Джулиано Медичи» (ок. 1478, Бергамо, галерея Каррара) и «Портрет молодой женщины» (1475, Флоренция, галерея Питти). Известный «Портрет молодого человека с медалью» (ок.
1474, Флоренция, галерея Уффици) является новой композиционной формой портрета и вероятно, первый портрет, выражающий духовную жизнь человека. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета.
Он обращается к трехчетвертному изображению, переходит от погрудного портрета к поясному, пишет на портретах руки, что было новшеством, заменяет нейтральный фон пейзажем.
«Весна» («Примавера») (ок. 1478, Флоренция, галерея Уффици) была написана Боттичелли для кузена Лоренцо Великолепного на сюжет, навеянный стихами Овидия и придворного поэта Медичи Анджело Полициано.
Хрупкая, стройная Весна в затканном цветами платье, поддерживая складки одежды, разбрасывает нежные цветы. В центре картины, склонив голову, помещена мечтательная Венера, покровительница любви, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.
Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Позы, движения носят завораживающий характер: плавные жесты, мягкие наклоны голов, изысканные линии складок одеяний.
Боттичелли создает земной рай, убирая из картины категорию пространства, за деревьями видно небо, но нет глубины, луг похож на прекрасный гобелен.
В образе Венеры Боттичелли стремился соединить черты языческой, телесной, и одновременно, христианской, духовной красоты.
В 1478 г. Боттичелли пишет фреску с изображением казненных заговорщиков для дворца Барджелло, которая была уничтожена в 1494 г., в 1480 г. создает монументальную фреску «Св. Августин» для церкви Всех святых во Флоренции, в 1481 г. – фреску «Благовещение» (Флоренция, галерея Уффици) для паперти монастыря Сан-Мартино далле Скале.
В 1481–1482 гг. папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан Боттичелли, Д. Гирландайо (1449–1494), Перуджино (ок. 1450–1524), Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы.
Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета.
Слева от алтарной стены Боттичелли изображает сцены из Ветхого завета «Испытание Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона», справа от алтарной стены помещены сцены из жизни Христа «Искушение Христа».
«Паллада и кентавр» (1482, Флоренция, галерея Уффици), написанная Боттичелли, как и Весна, для кузена Медичи, находилась на вилле Кастелло вместе с «Весной» и «Рождением Венеры».
Существует несколько толкований этого произведения: победа Лоренцо Великолепного над Неаполем, победа Медичи над Пацци и др. Украшенная оливковыми ветвями, Паллада в белом платье держит алебарду.
Рядом с ней кентавр, изображение которого навеяно античными рельефами.
Картина «Венера и Марс» (ок.
1485, Лондон, Национальная галерея) имеет вытянутые горизонтальные пропорции, отсюда вытекает предположение, что картина была написана Боттичелли для украшения боковой стенки свадебного сундука, кассоне.
В соответствии с гуманистическим мировоззрением, от союза Венеры и Марса (любви и борьбы) рождается Гармония. Бодрствующая Венера и погруженный в глубокий сон Марс символизируют идею триумфа любви, торжества мира над войной.
«Рождение Венеры» (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему «Весны». Миф о Венере, рожденной из пены морской, соответствовал эллинистическим воззрениям круга Лоренцо Великолепного.
Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры.
Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в «Весне», и в «Рождении Венеры» линия – мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность.
Ее облик – достижение великой гармонии, он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.
В 1485 г. Боттичелли создает «Мадонну с младенцем между Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (Берлин, Государственные музеи), написанную для алтаря капеллы в церкви св.
Духа во Флоренции, позже «Мадонну с гранатом» (1487, Флоренция, галерея Уффици) для зала аудиенций во дворце Веккио, «Благовещение» (1489–1490, Флоренция, галерея Уффици) и «Величание мадонны (Мадонны дель Магнификат)» (1483–1485, Флоренция, галерея Уффици).
В 1490-х гг. у художника нарастают пессимистические настроения. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Тоска, безнадежность читается в картине «Покинутая» (ок.
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: «Оплакивание» (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), «Клевета» (ок.
1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя II в. до н.э.
В 1491 г. Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1496 он пишет «Св. Франциска» для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1492–1500 гг.
он создает цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, где каждой песне посвящен один рисунок.
Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев; Рим, библиотека Ватикана).
В 1501 г. завершает работу над «Рождеством» (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». В 1504 г. входит в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело «Давид».
Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
В творчестве Боттичелли находят яркое воплощение черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Он считается одним из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Поэтичность и одухотворенность его картин раннего и зрелого периода перерастают в поздних работах в трагическое мироощущение и болезненную надломленность.
Источник: http://greekroman.ru/art_botticelli.htm
Описание картины клевета сандро боттичелли
Одна из наиболее интересных картин великого флорентийца «Клевета». Боттичелли хотел воссоздать несохранившуюся картину античного художника Апеллеса, известную по описанию Лукиана.
Леон Батиста Альберти «Трактате о живописи» приводит рассказ Лукиана: «Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение.
Со стороны подходила Клевета.
Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам.
Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани.
Г. С. Дунаев Сандро Боттичелли
Как утверждает Джордже Вазари, Боттичелли написал эту картину для своего друга, Антонио Сенъи. Ее сюжет он позаимствовал у греческого художника Апеллеса, жившего в W веке до нашей эры. История оригинала такова — живописец-соперник обвинил Апеллеса в предательстве, совершенном по отношению к его покровителю, египетскому царю Птоломею IV Филопатору.
Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета».
Самара-бота Апеллеса не сохранилась, но было хорошо известно ее подробное описание у Лукиана (тс. 120 — ок. 190). Это описание и использовал Боттичелли, создавая свой «римейк».
Прокомментируем его сюжет. На троне сидит царь Ми-дас, получивший свои ослиные уши в отместку от Аполлона за то, что присудил победу в музыкальном соревновании Пану, а не ему. Стоящие рядом Подозрительность и Неведение что-то нашептывают царю.
Клевета Апеллеса. Деталь
Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио.
В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи. в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны:
(1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).
Сандро Боттичелли
- 1.1 Происхождение и обучение
- 1.4 Талантливый портретист
- 1.3 Двор Лоренцо Медичи
- 1.2 Первые произведения
- 1.6 «Весна» или «Примавера».
- 1.7 Смерть
- 1.
5 «Вигнанка» Боттичелли
Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней
Перед зрителями предстает открытое пространство, море и небо, художник изобразил раннее утро, когда уже рассеялась мгла ночи и мир увидел прекрасную Венеру, которая только что родилась из морской пены.
Эта богиня Красоты стоит на морской раковине, а подгоняет ее по волнам бог ветров Зефир и помогает ей подплыть к берегу.
Появление этой богини на земле триумфально – к ее ногам летят розы, а богиня Ора преподносит юной богине Красоты драгоценный плащ, чтобы укрыть ее. А плащ украшен вышитыми нежными цветами.
Образ героини представлен живописцем с идеально красивыми чертами, в которых поражает безупречность и гармония.
Лицо богини, будто овеяно тенью печали, кротости, на ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развивает ветер.
В картине присутствует ясная и четкая композиция.
Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых.
Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи. «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре [en].
чем объясняется её вытянутый формат. Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.
Живопись Сандро Боттичелли
Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли.
Композиция и особенности картины «Спящая Венера», которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы». Флорентийский неоплатонизм. Творчество Сандро Боттичелли.
Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli. 1 марта 1445 — 17 мая 1510 ) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал.
Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi ), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения .
Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана. однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна » и «Рождение Венеры ».
Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами. которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.
Боттичелли Сандро (1445—1510)
Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию.
Но стремление к живописи заставило его в 1459—65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли ( «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны — «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами» ) написаны под влиянием последнего. Позднее Боттичелли примкнул к направлению А.
Вероккьо и А. Поллайоло, о чем свидетельствуют его аллегория «Сила» (ок. 1469), выполненная в ряду семи других картин для украшения спинок судейских кресел в Трибунале Торгового суда, и полотно «Св.
Источник: http://pravo-38.ru/opisanie-kartiny-kleveta-sandro-bottichelli-76633/
Сандро Боттичелли [Алессандро ди Мариано Филипепи] (1445 — 1510)
04.07.2008
Публикации
Алессандро Филипепи получил прозвище «Боттичелли» (бочоночек) то ли от своего первого учителя-ювелира, то ли от старшего брата.
Он учился у известного флорентийского живописца фра Филиппо Липпи и, возможно, посещал мастерскую одного из самых талантливых представителей второго поколения флорентийских мастеров Раннего Возрождения — скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, где учился и Леонардо да Винчи.
Возвращение Юдифи. 1472—1473
В блистательном созвездии флорентийских живописцев XV века Боттичелли занимает особое место. Ни один из мастеров этой эпохи не обладал таким даром поэтического воображения, не создал мир, наделенный такой одухотворенностью и утонченной, хрупкой красотой.
Унаследовав у своего учителя фра Филиппо Липпи характерную гамму холодных, светлых красок, отчетливость и плавность линий, он уже в первых своих работах предстает как мастер, наделенный более глубоким и тонким, чем у его учителя, поэтическим воображением, изысканностью изобразительного языка.
Такова одна из его ранних работ — небольшая композиция «Возвращение Юдифи» (ок. 1472—1473, Флоренция, Галерея Уффици).
Библейские персонажи Давид и Юдифь, победители могущественных врагов своего народа, были излюбленными персонажами флорентийских мастеров XV века; их подвиги ассоциировались с победами, одержанными в первой половине XV века Флорентийской республикой над ее главным политическим противником — Миланским герцогством.
Поклонение волхвов. 1475—1478
Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Боттичелли — «Поклонение волхвов» (1475—1478, Флоренция, Галерея Уффици) — была заказана семьей Лама, близкой к правившей во Флоренции этого времени семье Медичи, и предназначалась для капеллы Лама в церкви Санта Мария Новелла.
Одно из самых могущественных религиозных объединений Флоренции «Братство Трех Волхвов» устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие Трех волхвов, которое обычно возглавляли члены семьи Медичи, пришедшей к власти в 1434 году.
Поэтому и сам праздник, и тема трех волхвов оказались достаточно тесно связанными с этой семьей.
В картине Боттичелли в ролях волхвов и их спутников выступают члены семьи Медичи. В роли старшего волхва, преклонившего колени перед Мадонной и Младенцем, предстает основатель династии — Козимо Медичи.
В облике второго волхва, облаченного в рубиново-красный плащ, узнается его сын Пьеро, ушедший из жизни раньше старого Козимо; третий, самый молодой волхв, держащий чашу с дарами — это Джованни, младший сын Козимо: в разделенной на две части толпе, присутствующей при торжественной церемонии, легко узнаются другие исторические персонажи.
Так, слева на первом плане выделяется энергично жестикулирующий молодой человек в красной шляпе — это тогдашний правитель Флоренции Лоренцо Медичи, внук Козимо, прозванный современниками Великолепным. Справа в толпе выделяется энергичный профиль чернокудрого красавца — это младший брат Лоренцо — Джулиано, убитый в 1478 году в флорентийском соборе заговорщиками из семьи Пацци.
Наконец, на первом плане справа изображен высокий светловолосый молодой человек в охристо-желтом плаще — единственный персонаж, внимательно глядящий на зрителей; исследователи полагают, что это автопортрет Боттичелли.
В первой своей сложной, включающей около двадцати пяти фигур композиции Боттичелли является нам во всем блеске своего таланта — не случайно через несколько лет она стала образцом для одноименной неоконченной картины Леонардо да Винчи.
Многолюдная сцена у Боттичелли прекрасно организована, очень компактна и уравновешенна; великолепно найдена композиционная пауза, разделяющая толпу на две части, подчеркнутая ярким красочным акцентом — красным плащом Пьетро Медичи.
Эта пауза прекрасно выделяет вознесенную над толпой, сидящую на возвышении среди каменных руин хрупкую фигуру Мадонны и погруженного в раздумье Иосифа. Строгое композиционное равновесие приглушает динамику поз, экспрессию жестов, объединяет персонажей неким состоянием духовного озарения.
Наконец, великолепна красочная гамма картины, излюбленных Боттичелли локальных, эмалево чистых тонов, в которой доминируют оттенки красного — от рубинового до красно-розового, сочетающиеся с сине-голубыми тонами.
Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном (Мадонна Барди)
Хотя в «Поклонении волхвов» Боттичелли изобразил всю стоявшую у власти во Флоренции ветвь дома Медичи и в том же 1475 году расписал боевой штандарт для брата Лоренцо Великолепного — Джулиано, большого любителя турниров, а несколько позже написал его портрет, он не вошел в круг художников, получавших заказы от Лоренцо Великолепного. Главным заказчиком Боттичелли с конца 1470-х годов стал троюродный брат и тезка правителя Флоренции — юный Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которому в год, когда Боттичелли получил от него первый заказ, едва сравнялось восемнадцать лет.
Венера и Марс. Ок. 1485
Именно для него были написаны все прославленные мифологические композиции Боттичелли, украсившие виллу Пьерфранческо в Карреджи.
Вилла в Карреджи стала и местом собраний прославленного объединения блистательных флорентийских эрудитов — поэтов, философов, знатоков античной философии и литературы, названного его участниками Платоновской Академией, которую возглавлял философ и эрудит Марсилио Фичино.
В стенах Платоновской Академии сформировалась новая философская доктрина — неоплатонизм.
В философии неоплатонизма немалое место занимало учение о двуединой сущности Венеры — Венере Пандеймос, олицетворявшей земную любовь, и о Венере Урании (Венере Гуманистас), олицетворении небесной любви, приобщающей человека к познанию высших духовных истин. С этим образом связаны и мифологические композиции, написанные Боттичелли для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Весна. 1477—1478
Первая из них — «Весна» (1477—1478, Флоренция, Галерея Уффици) — стала в наши дни предметом многочисленных научных исследований, авторы которых предлагают разноречивую и сложную интерпретацию сокровенного смысла этой картины.
Между тем картина была написана для хотя и эрудированного, но совсем юного, пятнадцатилетнего заказчика, которому его учитель в одном из писем счел необходимым растолковать простыми словами довольно несложную символику составленного для юноши гороскопа.
Если отрешиться от попыток найти в Весне тайный и сложный философский смысл, то поэтическая сущность этой картины становится особенно очевидной.
Перед нами на фоне рощи апельсиновых деревьев, легкой походкой, едва касаясь земли, проходит вереница прекрасных существ: раздвигая ветки деревьев, летит весенний ветер — Зефир, догоняя убегающую от него богиню цветов Флору, легко ступает по траве Весна — юная стройная женщина в затканном цветами платье и венке на светлых волосах, кружатся в танце, сплетая руки, три грации в развевающихся прозрачных одеждах, Меркурий срывает с дерева золотые плоды. Это явление Весны и ее спутников осеняет своим присутствием Венера Урания, облаченная в целомудренно строгие одежды. Предстающая в центре картины, осененная аркой, которую образуют склоняющиеся ветви, она осеняет своим присутствием это полное одухотворенности, музыки линий шествие.
Рождение Венеры. 1484—1486
Спустя несколько лет Боттичелли написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи другую, не менее прославленную картину — «Рождение Венеры» (1484—1486, Флоренция, Галерея Уффици). В отличие от «Весны», ее сюжет не нуждается в расшифровке и восходит к античному мифу о рождении Венеры из морской пены.
В картине Боттичелли рождение Венеры уподобляется некому сакральному явлению.
Художник строит композицию таким образом, что очертания группы зефиров, подгоняющих своим дыханием раковину, на которой стоит Венера, в левой части картины и очертания фигуры нимфы, спешащей укрыть наготу Венеры бледно-розовым плащом, в правой части композиции напоминают очертания раздвигающегося занавеса, открывающего нам чудесное видение — серебристо-голубую гладь моря, огромную раковину, прибившуюся к берегу и стоящую на ней, целомудренно прикрыв наготу длинными золотыми волосами, прекрасную и хрупкую юную богиню с задумчивым, чуть печальным лицом. Ее красота совершенна и в то же время хрупка, полна одухотворенности, лишена открытой чувственности; обнаженное тело, написанное очень светлыми тонами, почти без теней, как бы излучает отблеск некого небесного сияния. Плавные, замкнутые линии, очерчивающие ее прекрасное тело, нарушает только взметнувшиеся от ветра, поднятого Зефирами, тяжелые пряди золотых волос.
Мадонна с гранатом. 1487
Мадонна дель Магнификат. 1483—1485
Такой же изысканной мелодикой линий и тонкой одухотворенностью образов отличаются несколько написанных Боттичелли в 1480-х годах небольших композиций круглого формата (тондо), изображающих Мадонну с Младенцем и ангелами.
Лучшая из них — «Мадонна дель Магнификат» (1483—1485, Флоренция, Галерея Уффици), где фигуры задумчиво склонившей голову Мадонны и увенчивающих ее короной ангелов естественно и гармонично вписаны в круглое обрамление.
В 1470—1480-х годах Боттичелли неоднократно обращался и к портретному жанру. Наряду с Антонелло да Мессина и Джованни Беллини он принадлежит к самым ярким представителям этого жанра в итальянской живописи XV века.
Его портреты очень разнообразны по композициям — наряду с традиционным типом портрета-бюста, где модель изображается в трехчетвертном повороте, он пишет профильные портреты или изображает модель в более резком, чем в три четверти повороте (так называемый «убегающий профиль»), что придает облику портретируемого более острую экспрессию.
Портрет Джулиано Медичи. Ок. 1478
Таков «Портрет Джулиано Медичи» (ок. 1478, Вашингтон, Национальная галерея искусства), возможно, написанный после его убийства; изобразив лицо Джулиано в резком повороте, почти в профиль, художник подчеркнул трагическую застылость его чеканных черт.
Острый акцент вносит в композицию распахнутая дверь на заднем плане. Черные кудри, рубиново-красные тона одежды подчеркивают мертвенную неподвижность как бы вылепленного из воска лица.
Видимо, портрет этот пользовался большой известностью, о чем свидетельствует превосходная авторская реплика, где Джулиано изображен на фоне открытого окна (Бергамо, Академия Каррара).
Поздний период творчества Боттичелли совпал с драматическими событиями в жизни Флоренции, где уже в конце 1480-х годов назревало недовольство правлением Лоренцо Великолепного; огромные толпы собирались на проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, обличавшего правителя Флоренции. Через два года после смерти Лоренцо Великолепного, в 1494 году, во Флоренции вспыхнуло народное восстание, сыновья Лоренцо были изгнаны. Восстание сопровождалось всплеском религиозного фанатизма — на площадях Флоренции запылали костры, на которых сжигались «языческие» картины и книги. Покровитель Боттичелли Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и его близкие, и ранее выражавшие сочувствие Савонароле, остались во Флоренции. В 1499 году Савонарола был схвачен и по приговору папского суда принял мученическую смерть на костре. Известно, что его гибель потрясла Боттичелли.
Алтарь Сан Барнаба. 1490
Работы Боттичелли 1490-х годов немногочисленны и отмечены драматическим началом.
Оплакивание. Ок. 1490
Такова картина «Оплакивание» (ок. 1490, Мюнхен, Старая пинакотека), где полная драматического пафоса группа близких, оплакивающих Христа, напоминает изломами поз, экспрессией жестов раскрашенные деревянные скульптуры готических мастеров.
Клевета. 1494—1495
В картине «Клевета» (1494—1495, Флоренция, Галерея Уффици) он в последний раз обращается к античной тематике, но выбирает драматический сюжет, основываясь на описании, сделанном Лукианом, картины древнегреческого живописца Апеллеса, которое привел в Трактате о живописи крупнейший флорентийский теоретик искусства Леон Баттиста Альберти. В картине Боттичелли на фоне великолепной антикизированной архитектуры стремительно разыгрывается драматическое действие. Прекрасная обнаженная Истина, поднявшая руку к небу, напрасно взывает о милосердии и благоразумии: закутанная в черный плащ старуха — Раскаяние патетически указывает на четырех молодых женщин с лицемерно-прекрасными лицами — Клевету, влекущую с помощью Коварства, Обмана и Зависти оклеветанного к трону неправедного судьи Мидаса, которому нашептывают свои обвинения Невежество и Подозрение.
И в «Оплакивании», и в «Клевете» стиль Боттичелли существенно меняется — плавность пронизанных тонкой одухотворенностью движений сменяется резкой жестикуляцией, экспрессивными позами, которые при всей их резкости и внешней экспрессии кажутся более застывшими. Особенно это чувствуется в «Клевете», где иллюстративное начало преобладает над поэтическим.
Мистическое Рождество. 1501—1505
Последняя картина Боттичелли —«Мистическое Рождество» (1501—1505, Лондон, Национальная галерея) составляет разительный контраст всем созданным им на протяжении тридцатилетнего творческого пути работам.
Испытавший в конце жизненного пути глубокие душевные потрясения, крушение того прекрасного иллюзорного мира, с которым было связано его творчество, старый художник открывает для себя чистый, возвышенный, проникнутый глубоким религиозным чувством мир, который некогда запечатлел в своих работах Фра Анджелико.
Фронтальная композиция Рождества нарочито архаична, в облаке многочисленных ангелов, кружащихся в хороводе на небесах, поющих на соломенной крыше навеса, под которым укрылось Святое Семейство, сопровождающих пастухов, пришедших поклониться Младенцу, обнимающихся на земле с людьми, есть бестелесная хрупкость.
Лишенными земной материальности, пронизанными неким легким небесным светом кажутся очень светлые, сияющие своей чистотой краски. Вновь обретает тончайшую одухотворенность рисунок и ритм линий, особенно поразительный в хороводе танцующих в небесах ангелов.
Этой проникнутой глубоким религиозным чувством картиной завершается творческий путь Боттичелли. Художник дожил до 1510 года, но, как рассказывает со слов очевидцев в своих Жизнеописаниях Вазари, он был тяжело болен, с трудом ходил, опираясь на два костыля.
В последнее десятилетие его жизни Флоренция, где одновременно работали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, стала центром формирования нового художественного стиля — Высокого Возрождения.
Однако традиции творчества Боттичелли продолжали существовать вплоть до начала 1520-х годов, найдя дальнейшее развитие в творчестве его талантливого ученика, рано умершего Филиппино Липпи (сына учителя Боттичелли Филиппо Липпи), и в работах Пьеро ди Козимо.
Ирина Смирнова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=514
Творчество Сандро Боттичелли
с которыми он вместе вырос.
Обучение юного Боттичелли шло традиционным путем. Он копировал
рисунки мастера. В мастерской Вероккио судьба свела его с
Леонардо да Винчи, который был на несколько лет моложе его. Их
общий учитель Вероккио был не только живописцем и скульптором,
но и выдающимся геометром, ювелиром и музыкантом. Однако в
этой среде, насыщенной разнообразным искусством, Боттичелли
остался тем, кем был — живописцем.
Насколько известно, он даже и не пытался заняться каким-нибудь
иным видом искусства или наукой, как, например, Леонардо да
Винчи. Что касается архитектуры, то она интересовала лишь как
объект изображения, необходимый при построении задних планов
картин. еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в
писании портретов. В эту эпоху в Италии портрет был для
живописца как бы испытанием мастерства.
В пору молодости Боттичелли молодые флорентийские художники восхищались тонко написанными пейзажами голландских мастеров и сами в своих картинах стремились к углублению пространства, изображая
холмистые дали или помещая главные фигуры на фоне зовущих в
даль морских просторов. Боттичелли в своих ранних картинах
тоже пытается создать иллюзию глубины, но позже, по мере того,
как в его произведениях ведущая роль переходит к линии,
пространство как бы сужается и дали исчезают из его работ.
Таковы были условия, в которых развивался талант молодого
Боттичелли.
Боттичелли — величайший мастер линии.
Его композиции перегружены фигурами, а их пространственное построение
условно и часто лишено ясного единства; его колорит иногда страдает
типичной для флорентинцев жесткостью, а в рисунке и пластической
моделировке форм он явно пренебрегает реалистическими завоеваниями своей
школы. Из всех средств художественной выразительности от отдает
решительное предпочтение только одному — линии.
Боттичелли — величайший мастер линии. Этим простейшим элементом
изобразительного языка он владеет виртуозно. Его картины буквально
пронизаны линейным началом. Линия служит главным средством построения
фигур и главным средством их эмоциональной выразительности, линейный ритм
связывает отдельные части в единую композицию. Линия и линейный ритм в
какой-то мере подчиняют себе и объемно — пространственные и цветовые
элементы картины, приобретая вместе с тем новые художественные качества.
В произведениях Боттичелли линия уже не тот простой контур, обрисовывающий
границы объемов, который любили наивно подчеркивать многие художники того
времени и которого, наоборот, старались избегать более поздние мастера,
постигшие тайны живописной светотени. Боттичелли сумел передать в линии и
чисто каллиграфическую красоту, и напряженную душевную экспрессию, и
отточенную музыкальность ритма. В его руках линия становится
безукоризненным художественным инструментом для передачи самых тонких
жизненных чувств и переживании. В позднем творчестве Боттичелли эта
особенность его искусства достигает своего критического апогея и тогда
язык мастера приобретает дисгармонирующую остроту: угловатые и как бы
невесомые фигуры скользят вдоль плоскости картины, изгибаясь и вибрируя от
внутреннего напряжения, подчиняясь в своих движениях капризному ритму
линий, то стремительно взлетающих упругими волнами, то рассыпающихся
мелкими складками.
Произведения Сандро Боттичелли.
В ранних работах Боттичелли преобладают спокойные, «антикизирующие» образы, типичные для зрелого кватроченто, проникнутые мягким
лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. И в них его только
складывающаяся индивидуальность преобразует по своему образу и
подобию всё то, чему он научился. Перед Боттичелли стояла
задача олицетворять силу, страсть и страдание. В ранних
картинах ( «Возвращение Юдифи из лагеря Олферна», «Св.
Себастьян», «Сила») Боттичелли мы видим не бури, сокрушающие
тело и душу, а погруженные в самосозерцание просветленные
образы. В них не чувствуется ни страстных порывов, ни
напряжения физических сил, видна лишь трогательная спокойная
красота изящных тел и внимательная углубленность кротких
взглядов. Ярче всего проявляется одухотворенность образов
Боттичелли в его мадоннах. Он не следует примеру обоих своих
учителей и вообще художников того времени. изображающих
мадонну счастливо улыбающейся матерью, которая даже в
беспокойной обстановке погружена в созерцание своего ребенка и
наслаждается его физической близостью. В одной из первых своих
известных картин Боттичелли подчеркивает неземной характер
сцены, помещая по средневековому удлиненную фигуру мадонны на
фоне сверкающего ореола. В другой картине он изображает
мадонну на архитектурном фоне, но и здесь композиция
аллегорична: маленький Иисус поднимает благословляющую руку,
тогда как Мария прикасается к винограду и колосьям,
символизирующим мистический смысл тайной вечери. Христос у
Боттичелли не дитя нескольких месяцев, а ребенок спаситель;
взгляд матери затуманен предчувствием ожидающих ее сына
страданий. Его картина строится так, что в группировках,
движениях и жестах фигур, столпившихся вокруг Марии с младенцем, зримо передаются самые различные оттенки живого
чувства — от спокойного, почти холодного любопытства до бурного
волнения почти горячей любви.
На примере этих картин видно, что у Боттичелли из-под влияния
школы пробивается прирожденная восторженность и религиозность,
унаследованная от семьи.
Его художественные устремления ведут к игнорированию тех
приемов и методов, пользоваться которыми он научился в
окружении Липпи и Верроккио и которые сначала стимулировали и
его творчество. Художник очень умело пользуется светотенью как
моделирующим средством, но решительно отвергает глубокие тени,
которые как раз в наибольшей степени способны передать
ощущение телесности и пространства. Нарочитое пренебрежение к
законам перспективы часто приводит к тому, что молодому
Боттичелли не удается связать задний план с фигурами переднего
плана. За это его упрекает Леонардо да Винчи.
Особенности формирования личности Боттичелли надо объяснять
самим укладом жизни семьи его отца, многодетного кожевника.
Боттичелли очутился в атмосфере, совершенно отличной от той,
которую порождал патриархальный уклад глубоко религиозной
семьи, в которой он воспитывался и жил. Его мадонны с
удлиненными телами напоминают иконы и скульптуры
средневековья. Религиозной восторженностью Боттичелли,
навеянной домашним воспитанием, объясняется и использования им
настоящего, сверкающего золота для создания иллюзий «райского
света», тогда как его учителя употребляли в подобных случаях
лишь краску. Все это доказывает, что корни искусства молодого
Боттичелли надо искать не столько во влиянии его двух
учителей, сколько в отпечатке, наложенном на него старинной
атмосферой отцовского дома, с которым художник и позже
постоянно поддерживал связь и под влиянием которого прошла вся
его жизнь.
Изгибаясь точно легкая былинка, скользит неслышной поступью
Юдифь — не мужественная библейская героиня, а робкая девушка, почти ребенок, испуганная и опечаленная своим подвигом («Юдифь»).
Ничто не нарушает спокойствия юного мученика Себастьяна,
чье нагое тело прекрасно в своих изящных пропорциях («Св. Себастьян»).
С открытым и независимым видом взирает с портрета неизвестный молодой человек, горделиво прижимающий к груди медаль с профилем Козимо Медичи («Портрет неизвестного с медалью»).
Интересно, что в этом портрете дан новый тип композиции. Раньше
итальянские живописцы передавали портретируемого человека погрудно, строго
в профиль, на нейтральном фоне, что сильно ограничивало возможности
эмоционального и психологического раскрытия образа. По примеру
нидерландских живописцев, Боттичелли изображает свою модель не в профиль,
а почти в фас, со взглядом устремленным прямо на зрителя, с широким
воздушным пейзажем на заднем плане; он тонко использует жест рук для
обогащения портретной характеристики. Позднее его портреты бывали острее и
глубже, но никогда в них не было такой кристальной ясности и цельности
образа как в этом раннем портрете, чуть подернутом дымкой задумчивой
мечтательности. Судя по медали, неизвестный, изображенный на портрете,
имел какое — то отношение к семье Медичи, с членами которой в эти годы у Боттичелли завязываются дружественные отношения. И их портреты,
а заодно и свой автопортрет, художник, по обычаю того времена,
представил в картине «Поклонение волхвов».
«Поклонение волхвов» было одной из любимейших ренессанских тем, дававших возможность художнику сосредоточить в картине всю пышность и великолепие эпохи.
Боттичелли любил этот сюжет и обращался к нему неоднократно. Евангельская легенда о подношении даров новорожденному Христу тремя волхвами не только использовалась им как повод для того, чтобы показать праздничное зрелище богато разодетой толпы; в этой традиционной теме Боттичелли открыл новую сторону — возможность рассказать о мире человеческих переживаний.
К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую реалистическую
основу, приобретают утонченную одухотворенность и взволнованную
поэтичность, которые решительно выделяют его среди всех флорентийских
живописцев. И уже тогда его поэтический идеал, так полно выраженный в
«Весне», получает свою трагическую двойственность. Картина Боттичелли по самому своему назначению, казалось бы, должна была перекликаться
праздничными триумфами, устраиваемые Медичи для увеселения
народа. Однако в ней мало жизнерадостного и ее образы
проникнуты каким-то грустным беспокойством. Она слитная, исполненная ритмическим движением, всеми линиями блаженно сопрягаются с соседними фигурами.
«Весна» Боттичелли — одно из первых в европейской живописи произведений
чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура
Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое
непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение.
Подобно плоскостному декоративному узору на ковре, располагаются фигуры на
картине Боттичелли. Тонкими светлыми силуэтами отчетливо рисуются они на
темном фоне густой листвы и зеленой лужайки, пестреющей цветами. В центре
ее—Венера; она одета и больше похожа на флорентийскую горожанку, чем на
античную богиню. По одну сторону от нее —Весна, вся украшенная цветами, она
словно не замечает нимфы Флоры, которая прижимается к ней, спасаясь от
объятий холодного Зефира; по другую сторону—три грации, застывшие в
хороводе танца; повернувшись к ним спиной стоит полуобнаженный Меркурий;
вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в
одну из граций.
Что означают все эти, не замечающие друг друга фигуры, что связывает их
между собой?
Существует много различных объяснений сюжета «Весны». Однако самые
скрупулезные расшифровки смыслового значения отдельных фигур и деталей
(даже если признать их вполне правильными) еще не дают нам истинного
понимания идейного замысла картины и очень мало дают для понимания ее
художественной ценности. «Весна» — не просто иллюстрация одного или
нескольких классических текстов, прокомментированных в духе флорентийского
неоплатонизм. Это — произведение, где литературная программа и возникшие в
связи с ней личные ассоциации и переживания художника вылились в
зрительный образ, в котором отдельные части объединены в целостную
композицию не столько единым сюжетом, сколько единым поэтическим чувством,
единым ритмическим движением. В прихотливом сплетении и игре линий, в их
плавном течении и в выразительных контрапостах рождается, подобно
музыкальной мелодии, главная тема — праздник весны и любви. Но в этой
беззвучной музыке линий ясно слышатся меланхолические интонации, а в этом
празднике есть нечто призрачное.
Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам,
созданным народной фантазией и поэтому общезначимым. Разве может вызвать
сомнение образный смысл высокой женской фигуры в белом платье,
затканном цветами, с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на
шее, с цветами в руках и с лицом юной девушки, почти подростка, чуть
смущенным, робко улыбающимся? У всех народов, на всех языках этот образ
всегда служил образом весны; в народных празднествах на Руси, посвященных
встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он
столь же уместен, как и в картине Боттичелли.
И сколько бы не спорили ученые о том, кого изображает полуобнаженная
женская фигура в прозрачной одежде, с длинными разметавшимися волосами и
веткой зелени в зубах — Флору, Весну и Зефира, — образный смысл ее
Источник: http://student.zoomru.ru/isk/tvorchestvo-sandro-bottichelli/107508.861230.s2.html