Описание картины сергея виноградова «дети»

Деревенское детство в картинах Богданова-Бельского

Детство стало главной темой всей жизни и творчества Богданова-Бельского. По иронии судьбы художник никогда не имел ни семьи, ни собственных детей, но с неутомимым увлечением писал чужих деревенских мальчишек и девчонок.

По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты. Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным.

А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность.

Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А.

Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей).

Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни.

Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей). «Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».

Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е.

Маковский, И. М. Прянишников.

Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» — он не мог разобраться. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским.

Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…

«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа. Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины. Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж. Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место. Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище — прим. автора) кутерьма!» «Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловный успех! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная выставка. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника. В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев — профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств. В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его — в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это очень важно понимать и знать будущим искусствоведам — экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Источник: http://wildkids.biz/500-derevenskoe-detstvo-v-kartinah-bogdanova-belskogo.html

Ирина Ушакова. Памяти художника Н.П. Богданова-Бельского (+ГАЛЕРЕЯ КАРТИН) / Православие.Ru

Сегодня, 6/19 февраля 2015 года, исполняется 70 лет со дня кончины одного из лучших русских художников XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), оставившего после себя прекрасные образы Святой Руси.

Н.П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939    

Мы называем имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), и рядом с ним неизменно встает образ его покровителя и учителя С.А. Рачинского. Портретист, действительный член Академии художеств Н.П.

Богданов-Бельский стал, наверное, самым известным учеником профессора, педагога-просветителя С.А. Рачинского.

Его картины «Устный счет», «У дверей школы», «Вести с фронта», «Воскресные чтения в сельской школе», портреты государя Николая II и императрицы Марии Федоровны, Святейшего Сербского Патриарха Варнавы, графини Шереметьевой, артиста Московского Художественного театра А.Р. Артёма и другие работы находятся в самых известных музеях мира.

Н.П. Богданов-Бельский. Вести с фронта. 1905    

Будущий художник родился 8 декабря 1868 года в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).

Поскольку он был внебрачным сыном крестьянки, то выбрал себе фамилию-псевдоним Богданов, а вторая часть фамилии – по названию родного уезда – добавится в 1905 году, при получении художником звания академика.

Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”».

Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах.

Эти-то рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школ для крестьянских детей.

Он попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка.

Н.П. Богданов-Бельский. Автопортрет    

Рачинские взяли Николая в татевскую школу, где он учился с 1878 по 1882 год, и оставили его жить в своем доме как члена семьи. В школе народного учителя С.А. Рачинского дети изучали закон Божий, толкование Псалтири, обучались церковному пению, постоянно участвуя в церковных службах.

Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке.

Учителя и ученики татевской школы дважды ходили за сотню верст в паломнический поход в Нило-Столобенскую пустынь. Для детей было несказанной радостью, когда жители сел, принимавшие их на обед или ночлег, просили спеть молитвы, почитать Псалтирь. Останавливаясь на привале, ребята делали пейзажные зарисовки.

Читайте также:  Описание картины василия перова «последний кабак у заставы»

Первыми уроками рисования были эти походы и для Николки.

Дальнейшее обучение будущего художника в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.

Московское училище живописи воспитало таких выдающихся художников, как братья Маковские, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.И. Шишкин, С.П. Боткин… Учителем Богданова-Бельского в пейзажном классе был В.Д. Поленов, в фигурном – И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание его учителей, отмечались наградами.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских.

Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве.

И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.

Увидев пейзаж «Еловый лес», написанный Богдановым-Бельским в Татеве, профессор В.Д. Поленов заметил: «В вашей картине меня пленят простота и внутренняя красота пейзажа. Ваш лес живет и дышит – это главное».

Одобрил картину и Левитан, заметив особые настроения во всех работах Николая на московской выставке, где впервые участвовал юноша. Тогда были проданы пять картин Богданова-Бельского на 325 рублей.

«Еловый лес» купил известный фабрикант и коллекционер картин В.Г. Сапожников.

С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.

В одной из первых серьезных работ художника «Будущий инок» (1889) отразились черты реализма и натурализма, преобладавшие тогда в Московском училище живописи, но присутствовала в ней и духовная атмосфера. Она будто сходила с икон, которые художник созерцал в татевском храме, с картин мастеров «Золотого века», на которые Богданов-Бельский смотрел всё свое детство в доме Рачинских.

Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». И за этим сюжетом он отправился в Татево. Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами.

Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в Троицкой церкви, причастился и ушел из села. Юношу нашли через две недели в зимнем лесу. Он смастерил себе шалаш, питался припасенным хлебом и был полон решимости стать отшельником.

Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот, но он не догадался спросить совета у людей духовно опытных.

Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889    

Этот случай побудил Богданова-Бельского написать картину «Будущий инок». Во время напряженной работы над картиной Великим постом с художником даже сделался обморок.

Картина понравилась учителю Рачинскому, но сам живописец был ею недоволен и по дороге в Москву думал, не бросить ли картину в лесу. Возле Ржева сани Богданова-Бельского опрокинулись в сугроб, и он обрадовался, что картина испорчена.

Но она лежала невредимой далеко от саней.

В 1889 году Николай Петрович представил работу «Будущий инок» в экзаменационный комитет и получил за нее Большую серебряную медаль и звание «классного художника».

В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон.

Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой.

Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне.

О своих впечатлениях от всенощного бдения в соборе Богданов-Бельский писал в письме Рачинскому, что он стоял в оцепенении, когда на середину собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Поразила его и красота ночного Эгейского моря, которое он запечатлел на своих этюдах «У берегов Афона», «Морской прибой».

На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира.

С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех.

Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств.

Молодежь из Академии отказалась писать картину на Золотую медаль по заданной теме и во главе с И.Н. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель. Представителями передвижников были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский. Меценаты П.М.

Третьяков и К.Т. Солдатенков в то время поддержали художников, которые много путешествовали по России, одно время во главе с известным критиком В.В. Стасовым.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/77387.html

Виноградов Сергей Арсеньевич

Для увеличения — нажмите на изображение

 Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье сельского священника. Окончил приходскую школу, затем Костромскую гимназию, где увлекся рисованием и решил посвятить свою жизнь искусству. В 1880 переехал в Москву, поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского.

В 1885 и 1886 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1888 за картину «Барышник-лошадник» («Корчма на шляху») получил большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1889 продолжил обучение в ИАХ в Петербурге у Б. П. Виллевальде и К. Б.

Венига, но вскоре из-за болезни бросил учебу и возвратился в Москву. 

В 1884–1890 посещал рисовальные вечера в доме Поленова. С 1889 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, годом позже за картину «Обед работников» был удостоен 3-й премии Общества.

С самых первых выставок пейзажи, жанровые картины, рисунки Виноградова были высоко оценены критикой и стали предметом собирательства. Среди первых приобретателей произведений художника были такие крупные коллекционеры русского искусства, как П. М. Третьяков, И. С.

Остроухов, П. И. Харитоненко, И. А. Морозов, М. А. Морозов и другие.

В 1891–1896 жил в Харькове, преподавал рисунок в ремесленном училище. В 1892 вступил в ТПХВ, экспонировал свои произведения на выставках Товарищества вплоть до 1901. В 1896 переехал в Москву. Работал в области книжной графики, оформлял книги в издательстве А. Д. Ступина.

С 1897 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1901 выступил в числе инициаторов «Выставки 36-ти художников» в залах Строгановского училища в Москве. В 1901–1903 и 1906 участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1903 стал одним из учредителей Союза русских художников. В 1904 экспонировал свои произведения на Международной выставке в Дюссельдорфе, в 1905–1906 — в выставках русского искусства в Париже и Берлине, организованных С. П. Дягилевым.

В 1909 за картину «Лето» был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В 1912 избран академиком, в 1916 — действительным членом ИАХ в Петербурге. Много путешествовал по России, неоднократно совершал поездки по Волге и Северу. В 1902 вместе с М. А. Морозовым отправился в Европу. В 1915–1917 жил и работал на даче К. А. Коровина в Гурзуфе.

Активно занимался общественной деятельностью, входил в Орловское общество изящных искусств (с 1911), Общество Рязанского городского художественно-исторического музея им. И. П. Пожалостина, Московский литературно-художественный кружок.

После революции 1917 входил в состав комиссии по оформлению московского Кремля к празднованию первой годовщины Октября. В 1923–1924 возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сопровождал выставку в США, в Советскую Россию не вернулся.

По приглашению Н. П. Богданова-Бельского переехал в Латвию, где поселился в Риге. В 1925 организовал персональную выставку в Риге. Некоторое время преподавал в мастерской Богданова-Бельского, затем основал собственную школу-студию. В 1930 в Риге состоялась выставка учеников Виноградова.

Продолжал заниматься творчеством. В 1929 выпустил в Риге альбом акварелей и рисунков «Псково-Печерский монастырь».

Принимал участие в выставках Культурного фонда Латвии (1935 и 1937), а также художественного общества «Эстетика» (1935 и 1938).

Посылал свои произведения на выставки русского искусства в Европе, в частности в Копенгаген (1927), Прагу (1928), Лондон (1935), Белград (1936). Персональные выставки мастера состоялись в Риге в 1935, 1936–1937.

Автор мемуаров о художниках Маковском, Прянишникове, Поленове, Сорокине и других.

Виноградов принадлежит к числу наиболее значительных мастеров русского искусства рубежа XIX–XX столетий. Он имел репутацию виртуозного живописца и блестящего рисовальщика.

В раннем творчестве создавал жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции, близкие передвижнической традиции — «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Бабы» (1894) и другие. Уже в них художник использовал многие приемы импрессионистов, в частности особое внимание уделял передаче эффектов освещения.

В 1900-х сосредоточился на пейзаже в уже абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере, яркими, насыщенными цветами, светлым свежим колоритом. В 1910-х, как и многие товарищи по Союзу русских художников (например, С. Ю. Жуковский и Л. В.

Туржанский), увлекся темой старинных русских усадеб, запечатлевая в свои картинах парки и интерьеры, проникнутые тонким лиризмом и элегичностью. Среди членов Союза выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей.

Произведения Виноградова находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Рижском художественном музее, музее Карнеги в Питтсбурге.

*   *   *

Читайте также:  Описание картин ивана айвазовского «автопортрет» (1892 и 1838)

Галерея (108 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/russkaya-zhivopis/3623-vinogradov-sergej-arsenevich

Илья Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР.

Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг.

В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.

Илья Глазунов

Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе.

Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл — в деревню Гребло Новгородской области.

После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

Живопись

В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика.

В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе.

Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.

https://www.youtube.com/watch?v=vtf5RGvR5XI

Картина Ильи Глазунова из цикла «Русь»

Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл.

Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины.

По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.

Картина Ильи Глазунова «Дороги войны»

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств.

Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».

Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.

Илья Глазунов за работой над картиной «Пробудившийся восток»

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом Сергеем Михалковым, который стал помогать молодому художнику.

В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, Анатолия Рыбакова, Татьяны Самойловой.

В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.

Портреты знаменитостей Ильи Глазунова

Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Мирей Матье, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев. В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Илья Глазунов пишет портрет Джины Лоллобриджиды

В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера.

Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова.

Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского «Идиот»

Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово».

Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской».

С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.

Картина Ильи Глазунова «Мистерия ХХ века»

В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства.

В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника.

В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.

Художник-постановщик Илья Глазунов балета «Маскарад» в одесском оперном театре

В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера.

В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии.

В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».

Картина Ильи Глазунова «Изгнание торговцев из Храма»

В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом В. Путина. Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством.

Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного Сергия Радонежского, а в 2010 году – Орден Преподобного Андрея Рублева.

В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».

Илья Глазунов и Владимир Путин

В начале июня 2017 года состоялось открытие Музея сословий, который расположился в крыле галереи Ильи Сергеевича.

На трех этажах разместились экспозиции предметов быта, документов и фото, имеющих отношение к сословиям дореволюционного общества: дворянству, крестьянству и православию.

Основу экспозиции составили древние иконы, которые Илье Глазунову удалось собрать в советское время по разным уголкам страны, а также полотна русских художников – Рериха, Нестерова, Сурикова, Кустодиева.

Картинная галерея Ильи Глазунова

Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.

Личная жизнь

В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.

Илья Глазунов с семьей

Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».

Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова

В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича.

Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне.

В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.

Смерть

9 июля 2017 года сердце художника остановилось. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.

Илья Глазунов в 2017 году

Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.

Картины

  • «Дороги войны» — 1957
  • Цикл «Поле Куликово» — 1980
  • «Прощание» — 1986
  • «Вечная Россия» — 1988
  • «Великий эксперимент» — 1990
  • «Моя жизнь» — 1994
  • «Мистерия XX века» — 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» — 1999
  • «Закат Европы» — 2005
  • «И снова весна» — 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» — 2011

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/7984-ilia-glazunov.html

Картины — Виноградов, Сергей Арсеньевич. Картины виноградова

ГлавнаяКартиныКартины виноградова

Картина «Летом», с ее бесхитростным сюжетом, считается одной из вершин творчества Сергея Виноградова. В 1909 году за эту работу художник получил вторую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене. «После чего, как из рога изобилия, посыпались мне приглашения принять участие в иностранных выставках», — писал Виноградов. В следующие пять лет его работы увидели Париж, Прага и Венеция.

На рубеже столетий в России бурно развивается промышленность, застраиваются города, и одновременно уходит в прошлое усадебный быт. В представлении части интеллигенции вместе с «дворянскими гнездами», с их нравственными ценностями и преемственностью поколений, утрачивались и исконно русские традиции.

В искусстве появляется тема ностальгии по уходящей эпохе. В 1903 году Чехов пишет «Вишневый сад». Многие московские художники, включая Сергея Виноградова и Константина Коровина, которые были друзьями и учениками Василия Поленова, автора «Бабушкиного сада», также обращаются к теме дворянской усадьбы.

Картина «Летом» написана в имении Всеволода Мамонтова Головинка, расположенном в Тульской губернии.

По приглашению хозяев дома, которые были очень увлечены искусством, Виноградов приезжал погостить в усадьбу десять лет подряд. Во время этих визитов он создал много пейзажей, жанровых и интерьерных работ (1, 2, 3).

«Как воодушевляла Головинка милая. Как хотел передать в картинах ее поэзию, ее радостность», — вспоминал художник.

Читайте также:  Описание картины ивана крамского «христос в пустыне»

Две хрупкие элегантные женщины в белых платьях расположились за столом в тени дерева — за шитьем и книгой. Тени причудливыми голубовато-лиловыми пятнами ложатся на землю, скатерть и одежду дам. Солнце освещает верхнюю часть дома и деревья, над которыми простирается чистое бледно-голубое небо.

Колористическое решение полотна подчиняется главному цветовому акценту — стене усадьбы, выполненной в оранжево-коричневатых тонах. Эти краски перекликаются со световыми пятнами на земле и деревьях, расположенных в левой части холста, а цвет скамеек по обе стороны от стола — с густой зеленью сада.

Виноградов, используя импрессионистские приемы и поленовские традиции пленэрной живописи, настолько умело наполняет пространство картины теплым воздухом, что летний зной ощущается почти физически.

Композиционное решение полотна «огораживает» внутренний дворик имения от внешней среды, перенося зрителей в уединенный мир ее обитателей.

Этот мир полон спокойствия и умиротворения, жизнь в нем протекает в полной гармонии человека и природы.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-vinogradova.html

Анна Германовна Виноградова

Анна Германовна Виноградова родилась в 1975 году в Краснодаре. С 1978 по 1994 год жила и училась в одном из старейших городов Русского Севера — Вологде. Здесь сохранились в наибольшей чистоте и первозданности многие древние формы традиционной русской народной культуры, что во многом предопределило круг интересов художницы.

В 1994 году она поступила в Ярославское художественное училище. Факт сам по себе достаточно интересный, так как Анна практически не имела специальной подготовки. Она не оканчивала художественную школу, что было, вообще-то, необходимым условием для поступления в училище, являющееся базовым для Государственного академического института им. В. И. Сурикова в Москве.

Блестяще окончив первый курс, студентка престижного училища Анна Виноградова едет на каникулы в Санкт-Петербург. Здесь, узнав о существовании подготовительных курсов в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, она принимает решение, резко изменившее ее жизнь.

Анна уходит из училища и тем же летом 1995 года поступает на подготовительные курсы графического факультета. А уже в следующем году становится студенткой факультета графики и по распределению попадает в мастерскую Ли Клима. Казалось бы, все идет прекрасно. Но уже через два месяца Анна переводится в мастерскую В. Г. Старова.

В 1998 году Анна Виноградова — студентка второго курса — участвует в выставке молодых художников Санкт-Петербурга «Русский Север» в выставочном зале Академии художеств.

В следующем году она получает заказ на разработку эскизов костюмов для ансамбля «Русский балет-XXI век».

Балеты-мистерии, исполняемые этим коллективом, создавались в рамках государственной программы «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» и включали в себя три спектакля, в основе которых были древнерусские календарные праздники: «Здравствуй Масленица!», «Купальские костры» и «Дед Мороз». Премьера всех трех мистерий состоялась в 2000 году.

Посмотрев их, главный балетмейстер Санкт-Петербургского академического театра музыкальной комедии Кирилл Ласкари писал: «древние языческие обряды переданы выразительным языком, зал замирает и рукоплещет. Это яркое и эмоциональное зрелище».

Отмечая неординарность этого события, рецензент московского журнала «Мир детского театра» (№ 2, 2000г), пишет: «Надо отдать должное художнику. Со своей задачей Анна справилась блестяще. Об этом свидетельствуют эскизы костюмов и тот успех, который неизменно сопутствует каждому представлению балетов-мистерий „Троян“ („Здравствуй Масленица!“). В этом успехе немалая доля принадлежит художнику, создавшему настоящую феерию красок, орнаментов, ритмов». Это была первая работа Анны Виноградовой для театра.

Оглушительный успех спектаклей вызвал такой общественный резонанс, что в том же 2000 году в Вологодском центре культуры была открыта персональная выставка, «Мистерии Анны Виноградовой», где помимо эскизов костюмов к балетам программы «Троян» были представлены также эскизы костюмов к балету-мистерии «Дети камня» того же коллектива, «Русский балет-XXI век».

Будучи студенткой третьего курса, Анна принимает участие в выставке «Рисунок в академии художеств». Ею была представлена серия иллюстраций к «Повестям Белкина» А. С. Пушкина. Эти тонкие психологические портреты, решенные как рисунок-набросок, впоследствии были выкуплены для передвижных выставок в Китае и вошли в каталог «Russian Canvas».

После окончания третьего курса Института в 1999 году и будучи сложившимся, вполне успешным художником-графиком, Анна Виноградова все более и более осознает, что ее истинное призвание-живопись. И вновь резко меняет все в своей жизни.

Она берет академический отпуск и целый год посещает вольнослушателем одну из немногих, сохраняющих традиции русской реалистической живописи мастерских Института им. И. Е. Репина — мастерскую проф. В. И. Рейхета. В 2000 году Анна становится студенткой третьего курса факультета живописи. И хотя в том же году уходит из жизни профессор В.И.

Рейхет, традиции мастерской не изменяются. Их продолжают коллеги мастера — В. В. Пименов, Н. Н. Репин, Н. С. Лысак, Н. Д. Блохин.Многие работы, выполненные художницей на протяжении 2000 г., также были отобраны для передвижных выставок в Китае.

В 2001 году в одном из крупнейших металлургических центров России — городе Череповце, в выставочном зале Череповецкого отделения союза художников России открылась совместная выставка работ Анны Виноградовой и Александра Владимирова, где было представлено около 30 работ художника: портреты, пейзажи, натюрморты, эскизы костюмов, акварели, рисунки.

Выставка имела большой успех.Но, как часто бывает, рядом с радостью идет горе. В 2001 году ушел из жизни отец Анны, который был для нее самым духовно близким человеком-другом, учителем, единомышленником.

Завершая последнюю творческую работу отца- построенную по его проекту в Вологде памятную часовню в честь 2000-летия христианства, Анна Виноградова совместно с Александром Владимировым выполняет в 2001 году мозаику «Богоматерь Владимирская».

Часовня и мозаичное изображение богоматери, прижимающей к себе младенца, стали одной из культовых достопримечательностей Вологды. Сюда приходят молодожены, положить цветы на счастье, больные с просьбами о выздоровлении, студенты перед экзаменами.В 2002 году Анна Виноградова стала матерью.

С рождением сына она на долгое время выбыла из учебного и творческого процесса. Но когда через два года Анна вернулась в Институт, именно ее работы были выбраны для экспонирования на выставке «Лучшие рисунки академии 2004 года» и получили вторую премию.

Начиная с 2004 года Анна Виноградова вновь возвращается к теме «Масленицы», первое обращение к которой относится к 1998 году, когда создавались эскизы костюмов к балетам-мистериям «Троян» («Здравствуй, Масленица!»). Она работает над моделями женской одежды, в которых использует элементы традиционного северного русского женского народного костюма.

В 2005 году, участвуя в конкурсе «Гипермода», проходившем в Санкт-Петербурге под эгидой международной научно-общественной организации «Северная традиция», получает за свои костюмы премию «Золотая игла».Именно в 2004 году появляются варианты композиции на тему «Шествие масленичного поезда», в которых впервые в русской живописи Масленица предстает не просто веселым праздником, а сложным обрядовым комплексом со своей внутренней, очень архаической структурой. Один из эскизов композиции, вместе с другими живописными работами художницы, экспонировался на рождественской выставке-продаже студенческих работ в Академии художеств. Практически все они были приобретены В. А. Мерзляковым и впоследствии вызвали бурный интерес на передвижных выставках «Галереи живописи 20 века» в Китае.

Шествие масленичного поезда

С этого момента начинается активное сотрудничество А. Г. Виноградовой и В. А. Мерзлякова. Она постоянно участвует во всех выставках «Галереи живописи 20 века». Среди почитателей ее таланта известные политики, коллекционеры, бизнесмены Китая.

Работа над темой Масленицы завершилась в 2006 году, когда художница блестяще завершила дипломную работу-многофигурную композицию «Шествие масленичного поезда».

Яркая, ликующая живопись, сложнейшие ракурсы, глубокий внутренний смысл и ясное понимание семантики обряда, живые и глубоко народные образы — все это в полной мере присутствует в этом прекрасном произведении русского реалистического искусства.

Дети — фрагменты картины

Практически сразу после окончания института Анна Виноградова была приглашена в США, где ее избрали членом Американской ассоциации портретистов. Работы художницы были высоко оценены галереями Америки и, начиная с 2006 года, они успешно продаются в Калифорнии, Нью-Мехико, Флориде и Чикаго.

В 2007 году работы Анны Виноградовой приняли участие в «Большом Октябрьском фестивале» в Амстердаме.

В 2008 году ею был выполнен цикл работ, посвященных, одному из древнейших календарныхо брядов-празднику Ивана Купала.

Это «Прогулка», «Девушка вплетающая папоротник в венок», «Гаданье на венках», «Пляшущие», «Молодая хозяйка», «Переходящая брод» , а также серия рисунков.

Логическим завершением этого цикла стала многофигурная композиция «Плетение венков», о которой в книге отзывов писал один из посетителей: «Что-то очень дремучее, красивое, таинственно-лесное, славянское, сказачное, древесно-растительное, душевно-лирическое и чуть театрально-русское, давно забытое и почти утраченное. Спасибо за возвращение!»

Гадание на венках

Плетение венков

Пляшущие

В том же 2008 году Анной Виноградовой был создан ряд портретов, среди которых хотелось бы отметить очень живописный, тонкий и чрезвычайно лиричный «Портрет сына с фолклорными игрушками» , а также портрет выдающегося фльклориста, прфессора Санкт-Петербургской консерватории А.М. Мехнецова — «Гусляр».

Все эти работы были представлены на персональной выставке художника, прошедшей в октябре 2008 года в «Голубой гостиной» Санкт-Петербугского отделения союза художников России. Нужно отметить что выставка прошла с большим успехом и в начале 2009-го года Анна Виноградова была принята в союз художников России.

Гусляр

Сегодня Анна Виноградова — молодой, яркий, своеобразный живописец, обладающий своей собственной, неповторимой творческой манерой, прекрасный мастер рисунка, автор изысканных и тонких акварелей, работы которой находятся во многих частных коллекциях России и далеко за ее пределами.

Светлана Жарникова
Искусствовед, кандидат исторических наук

Натюрморт с самоваром

Лежащая в папоротниках

В поле

Гадание на углях

Великий полоз

Шексна 2

Петрушка

Маша

Серебряное копытце

Утро папоротников

Русский танец

Лошадки

Девушка с алой лентой

Прогулка

Переходящая брод

Молодая хозяйка

Русалка

Вышивальщица

Портрет сына Олега

http://vinogradova-anna.com/av-mp/

Источник: https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/7052-anna-germanovna-vinogradova.html

Ссылка на основную публикацию