Деревенское детство в картинах Богданова-Бельского
Детство стало главной темой всей жизни и творчества Богданова-Бельского. По иронии судьбы художник никогда не имел ни семьи, ни собственных детей, но с неутомимым увлечением писал чужих деревенских мальчишек и девчонок.
По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты. Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным.
А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность.
Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А.
Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.
Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей).
Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни.
Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.
С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».
Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей). «Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е.
Маковский, И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» — он не мог разобраться. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским.
Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…
«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа. Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины. Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж. Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место. Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище — прим. автора) кутерьма!» «Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловный успех! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная выставка. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника. В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев — профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств. В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его — в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это очень важно понимать и знать будущим искусствоведам — экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.
Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Источник: http://wildkids.biz/500-derevenskoe-detstvo-v-kartinah-bogdanova-belskogo.html
Ирина Ушакова. Памяти художника Н.П. Богданова-Бельского (+ГАЛЕРЕЯ КАРТИН) / Православие.Ru
Сегодня, 6/19 февраля 2015 года, исполняется 70 лет со дня кончины одного из лучших русских художников XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), оставившего после себя прекрасные образы Святой Руси.
Н.П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939
Мы называем имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), и рядом с ним неизменно встает образ его покровителя и учителя С.А. Рачинского. Портретист, действительный член Академии художеств Н.П.
Богданов-Бельский стал, наверное, самым известным учеником профессора, педагога-просветителя С.А. Рачинского.
Его картины «Устный счет», «У дверей школы», «Вести с фронта», «Воскресные чтения в сельской школе», портреты государя Николая II и императрицы Марии Федоровны, Святейшего Сербского Патриарха Варнавы, графини Шереметьевой, артиста Московского Художественного театра А.Р. Артёма и другие работы находятся в самых известных музеях мира.
Н.П. Богданов-Бельский. Вести с фронта. 1905
Будущий художник родился 8 декабря 1868 года в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).
Поскольку он был внебрачным сыном крестьянки, то выбрал себе фамилию-псевдоним Богданов, а вторая часть фамилии – по названию родного уезда – добавится в 1905 году, при получении художником звания академика.
Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”».
Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах.
Эти-то рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школ для крестьянских детей.
Он попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка.
Н.П. Богданов-Бельский. Автопортрет
Рачинские взяли Николая в татевскую школу, где он учился с 1878 по 1882 год, и оставили его жить в своем доме как члена семьи. В школе народного учителя С.А. Рачинского дети изучали закон Божий, толкование Псалтири, обучались церковному пению, постоянно участвуя в церковных службах.
Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке.
Учителя и ученики татевской школы дважды ходили за сотню верст в паломнический поход в Нило-Столобенскую пустынь. Для детей было несказанной радостью, когда жители сел, принимавшие их на обед или ночлег, просили спеть молитвы, почитать Псалтирь. Останавливаясь на привале, ребята делали пейзажные зарисовки.
Первыми уроками рисования были эти походы и для Николки.
Дальнейшее обучение будущего художника в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.
Московское училище живописи воспитало таких выдающихся художников, как братья Маковские, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.И. Шишкин, С.П. Боткин… Учителем Богданова-Бельского в пейзажном классе был В.Д. Поленов, в фигурном – И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание его учителей, отмечались наградами.
16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских.
Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве.
И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.
Увидев пейзаж «Еловый лес», написанный Богдановым-Бельским в Татеве, профессор В.Д. Поленов заметил: «В вашей картине меня пленят простота и внутренняя красота пейзажа. Ваш лес живет и дышит – это главное».
Одобрил картину и Левитан, заметив особые настроения во всех работах Николая на московской выставке, где впервые участвовал юноша. Тогда были проданы пять картин Богданова-Бельского на 325 рублей.
«Еловый лес» купил известный фабрикант и коллекционер картин В.Г. Сапожников.
С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.
В одной из первых серьезных работ художника «Будущий инок» (1889) отразились черты реализма и натурализма, преобладавшие тогда в Московском училище живописи, но присутствовала в ней и духовная атмосфера. Она будто сходила с икон, которые художник созерцал в татевском храме, с картин мастеров «Золотого века», на которые Богданов-Бельский смотрел всё свое детство в доме Рачинских.
Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». И за этим сюжетом он отправился в Татево. Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами.
Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в Троицкой церкви, причастился и ушел из села. Юношу нашли через две недели в зимнем лесу. Он смастерил себе шалаш, питался припасенным хлебом и был полон решимости стать отшельником.
Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот, но он не догадался спросить совета у людей духовно опытных.
Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889
Этот случай побудил Богданова-Бельского написать картину «Будущий инок». Во время напряженной работы над картиной Великим постом с художником даже сделался обморок.
Картина понравилась учителю Рачинскому, но сам живописец был ею недоволен и по дороге в Москву думал, не бросить ли картину в лесу. Возле Ржева сани Богданова-Бельского опрокинулись в сугроб, и он обрадовался, что картина испорчена.
Но она лежала невредимой далеко от саней.
В 1889 году Николай Петрович представил работу «Будущий инок» в экзаменационный комитет и получил за нее Большую серебряную медаль и звание «классного художника».
В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон.
Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой.
Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне.
О своих впечатлениях от всенощного бдения в соборе Богданов-Бельский писал в письме Рачинскому, что он стоял в оцепенении, когда на середину собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Поразила его и красота ночного Эгейского моря, которое он запечатлел на своих этюдах «У берегов Афона», «Морской прибой».
На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира.
С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех.
Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств.
Молодежь из Академии отказалась писать картину на Золотую медаль по заданной теме и во главе с И.Н. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель. Представителями передвижников были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский. Меценаты П.М.
Третьяков и К.Т. Солдатенков в то время поддержали художников, которые много путешествовали по России, одно время во главе с известным критиком В.В. Стасовым.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/77387.html
Виноградов Сергей Арсеньевич
Для увеличения — нажмите на изображение
Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье сельского священника. Окончил приходскую школу, затем Костромскую гимназию, где увлекся рисованием и решил посвятить свою жизнь искусству. В 1880 переехал в Москву, поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского.
В 1885 и 1886 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1888 за картину «Барышник-лошадник» («Корчма на шляху») получил большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1889 продолжил обучение в ИАХ в Петербурге у Б. П. Виллевальде и К. Б.
Венига, но вскоре из-за болезни бросил учебу и возвратился в Москву.
В 1884–1890 посещал рисовальные вечера в доме Поленова. С 1889 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, годом позже за картину «Обед работников» был удостоен 3-й премии Общества.
С самых первых выставок пейзажи, жанровые картины, рисунки Виноградова были высоко оценены критикой и стали предметом собирательства. Среди первых приобретателей произведений художника были такие крупные коллекционеры русского искусства, как П. М. Третьяков, И. С.
Остроухов, П. И. Харитоненко, И. А. Морозов, М. А. Морозов и другие.
В 1891–1896 жил в Харькове, преподавал рисунок в ремесленном училище. В 1892 вступил в ТПХВ, экспонировал свои произведения на выставках Товарищества вплоть до 1901. В 1896 переехал в Москву. Работал в области книжной графики, оформлял книги в издательстве А. Д. Ступина.
С 1897 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1901 выступил в числе инициаторов «Выставки 36-ти художников» в залах Строгановского училища в Москве. В 1901–1903 и 1906 участвовал в выставках «Мира искусства».
В 1903 стал одним из учредителей Союза русских художников. В 1904 экспонировал свои произведения на Международной выставке в Дюссельдорфе, в 1905–1906 — в выставках русского искусства в Париже и Берлине, организованных С. П. Дягилевым.
В 1909 за картину «Лето» был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.
В 1912 избран академиком, в 1916 — действительным членом ИАХ в Петербурге. Много путешествовал по России, неоднократно совершал поездки по Волге и Северу. В 1902 вместе с М. А. Морозовым отправился в Европу. В 1915–1917 жил и работал на даче К. А. Коровина в Гурзуфе.
Активно занимался общественной деятельностью, входил в Орловское общество изящных искусств (с 1911), Общество Рязанского городского художественно-исторического музея им. И. П. Пожалостина, Московский литературно-художественный кружок.
После революции 1917 входил в состав комиссии по оформлению московского Кремля к празднованию первой годовщины Октября. В 1923–1924 возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сопровождал выставку в США, в Советскую Россию не вернулся.
По приглашению Н. П. Богданова-Бельского переехал в Латвию, где поселился в Риге. В 1925 организовал персональную выставку в Риге. Некоторое время преподавал в мастерской Богданова-Бельского, затем основал собственную школу-студию. В 1930 в Риге состоялась выставка учеников Виноградова.
Продолжал заниматься творчеством. В 1929 выпустил в Риге альбом акварелей и рисунков «Псково-Печерский монастырь».
Принимал участие в выставках Культурного фонда Латвии (1935 и 1937), а также художественного общества «Эстетика» (1935 и 1938).
Посылал свои произведения на выставки русского искусства в Европе, в частности в Копенгаген (1927), Прагу (1928), Лондон (1935), Белград (1936). Персональные выставки мастера состоялись в Риге в 1935, 1936–1937.
Автор мемуаров о художниках Маковском, Прянишникове, Поленове, Сорокине и других.
Виноградов принадлежит к числу наиболее значительных мастеров русского искусства рубежа XIX–XX столетий. Он имел репутацию виртуозного живописца и блестящего рисовальщика.
В раннем творчестве создавал жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции, близкие передвижнической традиции — «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Бабы» (1894) и другие. Уже в них художник использовал многие приемы импрессионистов, в частности особое внимание уделял передаче эффектов освещения.
В 1900-х сосредоточился на пейзаже в уже абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере, яркими, насыщенными цветами, светлым свежим колоритом. В 1910-х, как и многие товарищи по Союзу русских художников (например, С. Ю. Жуковский и Л. В.
Туржанский), увлекся темой старинных русских усадеб, запечатлевая в свои картинах парки и интерьеры, проникнутые тонким лиризмом и элегичностью. Среди членов Союза выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей.
Произведения Виноградова находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Рижском художественном музее, музее Карнеги в Питтсбурге.
* * *
Галерея (108 изображений)
* * *
Источник: http://gorenka.org/index.php/russkaya-zhivopis/3623-vinogradov-sergej-arsenevich
Илья Глазунов
Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР.
Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг.
В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.
Илья Глазунов
Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе.
Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл — в деревню Гребло Новгородской области.
После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
Живопись
В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика.
В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе.
Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.
https://www.youtube.com/watch?v=vtf5RGvR5XI
Картина Ильи Глазунова из цикла «Русь»
Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл.
Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины.
По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.
Картина Ильи Глазунова «Дороги войны»
Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств.
Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».
Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.
Илья Глазунов за работой над картиной «Пробудившийся восток»
В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом Сергеем Михалковым, который стал помогать молодому художнику.
В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, Анатолия Рыбакова, Татьяны Самойловой.
В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.
Портреты знаменитостей Ильи Глазунова
Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Мирей Матье, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев. В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Илья Глазунов пишет портрет Джины Лоллобриджиды
В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера.
Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова.
Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского «Идиот»
Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово».
Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской».
С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.
Картина Ильи Глазунова «Мистерия ХХ века»
В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства.
В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника.
В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.
Художник-постановщик Илья Глазунов балета «Маскарад» в одесском оперном театре
В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера.
В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии.
В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».
Картина Ильи Глазунова «Изгнание торговцев из Храма»
В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом В. Путина. Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством.
Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного Сергия Радонежского, а в 2010 году – Орден Преподобного Андрея Рублева.
В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».
Илья Глазунов и Владимир Путин
В начале июня 2017 года состоялось открытие Музея сословий, который расположился в крыле галереи Ильи Сергеевича.
На трех этажах разместились экспозиции предметов быта, документов и фото, имеющих отношение к сословиям дореволюционного общества: дворянству, крестьянству и православию.
Основу экспозиции составили древние иконы, которые Илье Глазунову удалось собрать в советское время по разным уголкам страны, а также полотна русских художников – Рериха, Нестерова, Сурикова, Кустодиева.
Картинная галерея Ильи Глазунова
Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.
Личная жизнь
В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.
Илья Глазунов с семьей
Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».
Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова
В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича.
Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне.
В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.
Смерть
9 июля 2017 года сердце художника остановилось. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.
Илья Глазунов в 2017 году
Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.
Картины
- «Дороги войны» — 1957
- Цикл «Поле Куликово» — 1980
- «Прощание» — 1986
- «Вечная Россия» — 1988
- «Великий эксперимент» — 1990
- «Моя жизнь» — 1994
- «Мистерия XX века» — 1999
- «Разгром Храма в Пасхальную ночь» — 1999
- «Закат Европы» — 2005
- «И снова весна» — 2009
- «Изгнание торговцев из храма» — 2011
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/7984-ilia-glazunov.html
Картины — Виноградов, Сергей Арсеньевич. Картины виноградова
ГлавнаяКартиныКартины виноградова
Картина «Летом», с ее бесхитростным сюжетом, считается одной из вершин творчества Сергея Виноградова. В 1909 году за эту работу художник получил вторую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене. «После чего, как из рога изобилия, посыпались мне приглашения принять участие в иностранных выставках», — писал Виноградов. В следующие пять лет его работы увидели Париж, Прага и Венеция.
На рубеже столетий в России бурно развивается промышленность, застраиваются города, и одновременно уходит в прошлое усадебный быт. В представлении части интеллигенции вместе с «дворянскими гнездами», с их нравственными ценностями и преемственностью поколений, утрачивались и исконно русские традиции.
В искусстве появляется тема ностальгии по уходящей эпохе. В 1903 году Чехов пишет «Вишневый сад». Многие московские художники, включая Сергея Виноградова и Константина Коровина, которые были друзьями и учениками Василия Поленова, автора «Бабушкиного сада», также обращаются к теме дворянской усадьбы.
Картина «Летом» написана в имении Всеволода Мамонтова Головинка, расположенном в Тульской губернии.
По приглашению хозяев дома, которые были очень увлечены искусством, Виноградов приезжал погостить в усадьбу десять лет подряд. Во время этих визитов он создал много пейзажей, жанровых и интерьерных работ (1, 2, 3).
«Как воодушевляла Головинка милая. Как хотел передать в картинах ее поэзию, ее радостность», — вспоминал художник.
Две хрупкие элегантные женщины в белых платьях расположились за столом в тени дерева — за шитьем и книгой. Тени причудливыми голубовато-лиловыми пятнами ложатся на землю, скатерть и одежду дам. Солнце освещает верхнюю часть дома и деревья, над которыми простирается чистое бледно-голубое небо.
Колористическое решение полотна подчиняется главному цветовому акценту — стене усадьбы, выполненной в оранжево-коричневатых тонах. Эти краски перекликаются со световыми пятнами на земле и деревьях, расположенных в левой части холста, а цвет скамеек по обе стороны от стола — с густой зеленью сада.
Виноградов, используя импрессионистские приемы и поленовские традиции пленэрной живописи, настолько умело наполняет пространство картины теплым воздухом, что летний зной ощущается почти физически.
Композиционное решение полотна «огораживает» внутренний дворик имения от внешней среды, перенося зрителей в уединенный мир ее обитателей.
Этот мир полон спокойствия и умиротворения, жизнь в нем протекает в полной гармонии человека и природы.
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-vinogradova.html
Анна Германовна Виноградова
Анна Германовна Виноградова родилась в 1975 году в Краснодаре. С 1978 по 1994 год жила и училась в одном из старейших городов Русского Севера — Вологде. Здесь сохранились в наибольшей чистоте и первозданности многие древние формы традиционной русской народной культуры, что во многом предопределило круг интересов художницы.
В 1994 году она поступила в Ярославское художественное училище. Факт сам по себе достаточно интересный, так как Анна практически не имела специальной подготовки. Она не оканчивала художественную школу, что было, вообще-то, необходимым условием для поступления в училище, являющееся базовым для Государственного академического института им. В. И. Сурикова в Москве.
Блестяще окончив первый курс, студентка престижного училища Анна Виноградова едет на каникулы в Санкт-Петербург. Здесь, узнав о существовании подготовительных курсов в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, она принимает решение, резко изменившее ее жизнь.
Анна уходит из училища и тем же летом 1995 года поступает на подготовительные курсы графического факультета. А уже в следующем году становится студенткой факультета графики и по распределению попадает в мастерскую Ли Клима. Казалось бы, все идет прекрасно. Но уже через два месяца Анна переводится в мастерскую В. Г. Старова.
В 1998 году Анна Виноградова — студентка второго курса — участвует в выставке молодых художников Санкт-Петербурга «Русский Север» в выставочном зале Академии художеств.
В следующем году она получает заказ на разработку эскизов костюмов для ансамбля «Русский балет-XXI век».
Балеты-мистерии, исполняемые этим коллективом, создавались в рамках государственной программы «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» и включали в себя три спектакля, в основе которых были древнерусские календарные праздники: «Здравствуй Масленица!», «Купальские костры» и «Дед Мороз». Премьера всех трех мистерий состоялась в 2000 году.
Посмотрев их, главный балетмейстер Санкт-Петербургского академического театра музыкальной комедии Кирилл Ласкари писал: «древние языческие обряды переданы выразительным языком, зал замирает и рукоплещет. Это яркое и эмоциональное зрелище».
Отмечая неординарность этого события, рецензент московского журнала «Мир детского театра» (№ 2, 2000г), пишет: «Надо отдать должное художнику. Со своей задачей Анна справилась блестяще. Об этом свидетельствуют эскизы костюмов и тот успех, который неизменно сопутствует каждому представлению балетов-мистерий „Троян“ („Здравствуй Масленица!“). В этом успехе немалая доля принадлежит художнику, создавшему настоящую феерию красок, орнаментов, ритмов». Это была первая работа Анны Виноградовой для театра.
Оглушительный успех спектаклей вызвал такой общественный резонанс, что в том же 2000 году в Вологодском центре культуры была открыта персональная выставка, «Мистерии Анны Виноградовой», где помимо эскизов костюмов к балетам программы «Троян» были представлены также эскизы костюмов к балету-мистерии «Дети камня» того же коллектива, «Русский балет-XXI век».
Будучи студенткой третьего курса, Анна принимает участие в выставке «Рисунок в академии художеств». Ею была представлена серия иллюстраций к «Повестям Белкина» А. С. Пушкина. Эти тонкие психологические портреты, решенные как рисунок-набросок, впоследствии были выкуплены для передвижных выставок в Китае и вошли в каталог «Russian Canvas».
После окончания третьего курса Института в 1999 году и будучи сложившимся, вполне успешным художником-графиком, Анна Виноградова все более и более осознает, что ее истинное призвание-живопись. И вновь резко меняет все в своей жизни.
Она берет академический отпуск и целый год посещает вольнослушателем одну из немногих, сохраняющих традиции русской реалистической живописи мастерских Института им. И. Е. Репина — мастерскую проф. В. И. Рейхета. В 2000 году Анна становится студенткой третьего курса факультета живописи. И хотя в том же году уходит из жизни профессор В.И.
Рейхет, традиции мастерской не изменяются. Их продолжают коллеги мастера — В. В. Пименов, Н. Н. Репин, Н. С. Лысак, Н. Д. Блохин.Многие работы, выполненные художницей на протяжении 2000 г., также были отобраны для передвижных выставок в Китае.
В 2001 году в одном из крупнейших металлургических центров России — городе Череповце, в выставочном зале Череповецкого отделения союза художников России открылась совместная выставка работ Анны Виноградовой и Александра Владимирова, где было представлено около 30 работ художника: портреты, пейзажи, натюрморты, эскизы костюмов, акварели, рисунки.
Выставка имела большой успех.Но, как часто бывает, рядом с радостью идет горе. В 2001 году ушел из жизни отец Анны, который был для нее самым духовно близким человеком-другом, учителем, единомышленником.
Завершая последнюю творческую работу отца- построенную по его проекту в Вологде памятную часовню в честь 2000-летия христианства, Анна Виноградова совместно с Александром Владимировым выполняет в 2001 году мозаику «Богоматерь Владимирская».
Часовня и мозаичное изображение богоматери, прижимающей к себе младенца, стали одной из культовых достопримечательностей Вологды. Сюда приходят молодожены, положить цветы на счастье, больные с просьбами о выздоровлении, студенты перед экзаменами.В 2002 году Анна Виноградова стала матерью.
С рождением сына она на долгое время выбыла из учебного и творческого процесса. Но когда через два года Анна вернулась в Институт, именно ее работы были выбраны для экспонирования на выставке «Лучшие рисунки академии 2004 года» и получили вторую премию.
Начиная с 2004 года Анна Виноградова вновь возвращается к теме «Масленицы», первое обращение к которой относится к 1998 году, когда создавались эскизы костюмов к балетам-мистериям «Троян» («Здравствуй, Масленица!»). Она работает над моделями женской одежды, в которых использует элементы традиционного северного русского женского народного костюма.
В 2005 году, участвуя в конкурсе «Гипермода», проходившем в Санкт-Петербурге под эгидой международной научно-общественной организации «Северная традиция», получает за свои костюмы премию «Золотая игла».Именно в 2004 году появляются варианты композиции на тему «Шествие масленичного поезда», в которых впервые в русской живописи Масленица предстает не просто веселым праздником, а сложным обрядовым комплексом со своей внутренней, очень архаической структурой. Один из эскизов композиции, вместе с другими живописными работами художницы, экспонировался на рождественской выставке-продаже студенческих работ в Академии художеств. Практически все они были приобретены В. А. Мерзляковым и впоследствии вызвали бурный интерес на передвижных выставках «Галереи живописи 20 века» в Китае.
Шествие масленичного поезда
С этого момента начинается активное сотрудничество А. Г. Виноградовой и В. А. Мерзлякова. Она постоянно участвует во всех выставках «Галереи живописи 20 века». Среди почитателей ее таланта известные политики, коллекционеры, бизнесмены Китая.
Работа над темой Масленицы завершилась в 2006 году, когда художница блестяще завершила дипломную работу-многофигурную композицию «Шествие масленичного поезда».
Яркая, ликующая живопись, сложнейшие ракурсы, глубокий внутренний смысл и ясное понимание семантики обряда, живые и глубоко народные образы — все это в полной мере присутствует в этом прекрасном произведении русского реалистического искусства.
Дети — фрагменты картины
Практически сразу после окончания института Анна Виноградова была приглашена в США, где ее избрали членом Американской ассоциации портретистов. Работы художницы были высоко оценены галереями Америки и, начиная с 2006 года, они успешно продаются в Калифорнии, Нью-Мехико, Флориде и Чикаго.
В 2007 году работы Анны Виноградовой приняли участие в «Большом Октябрьском фестивале» в Амстердаме.
В 2008 году ею был выполнен цикл работ, посвященных, одному из древнейших календарныхо брядов-празднику Ивана Купала.
Это «Прогулка», «Девушка вплетающая папоротник в венок», «Гаданье на венках», «Пляшущие», «Молодая хозяйка», «Переходящая брод» , а также серия рисунков.
Логическим завершением этого цикла стала многофигурная композиция «Плетение венков», о которой в книге отзывов писал один из посетителей: «Что-то очень дремучее, красивое, таинственно-лесное, славянское, сказачное, древесно-растительное, душевно-лирическое и чуть театрально-русское, давно забытое и почти утраченное. Спасибо за возвращение!»
Гадание на венках
Плетение венков
Пляшущие
В том же 2008 году Анной Виноградовой был создан ряд портретов, среди которых хотелось бы отметить очень живописный, тонкий и чрезвычайно лиричный «Портрет сына с фолклорными игрушками» , а также портрет выдающегося фльклориста, прфессора Санкт-Петербургской консерватории А.М. Мехнецова — «Гусляр».
Все эти работы были представлены на персональной выставке художника, прошедшей в октябре 2008 года в «Голубой гостиной» Санкт-Петербугского отделения союза художников России. Нужно отметить что выставка прошла с большим успехом и в начале 2009-го года Анна Виноградова была принята в союз художников России.
Гусляр
Сегодня Анна Виноградова — молодой, яркий, своеобразный живописец, обладающий своей собственной, неповторимой творческой манерой, прекрасный мастер рисунка, автор изысканных и тонких акварелей, работы которой находятся во многих частных коллекциях России и далеко за ее пределами.
Светлана Жарникова
Искусствовед, кандидат исторических наук
Натюрморт с самоваром
Лежащая в папоротниках
В поле
Гадание на углях
Великий полоз
Шексна 2
Петрушка
Маша
Серебряное копытце
Утро папоротников
Русский танец
Лошадки
Девушка с алой лентой
Прогулка
Переходящая брод
Молодая хозяйка
Русалка
Вышивальщица
Портрет сына Олега
http://vinogradova-anna.com/av-mp/
Источник: https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/7052-anna-germanovna-vinogradova.html