Описание картины тараса григорьевича шевченко «аскольдова могила»

Памятный знак Т.Г.Шевченко на Аскольдовой могиле в г.Киеве

Оценка: 0 / 0 участников / 0 рекомендации / (+0) (-0) качество

  • Украина›Киевская область›Київ

   В парковом комплексе “Аскольдова Могила” вблизи церкви святого Николая установлен памятный знак для чествования Шевченко-художника. Именно на этом месте летом 1846 года он выполнил этюд “Аскольдова могила”, о чем свидетельствует надпись на мемориале. Памятный знак сооружен средствами церковной общины и освящен 9 марта 2014 года в день, когда исполнилось 200 лет со дня его рождения 

   Композиция состоит из символического камня, на котором сидел художник, этюдника и самой работы. Для точного воспроизведения бронзового этюдника со всеми принадлежностями за образец были взяты этюдник Т.Г.Шевченко и другие мемориальные вещи, хранящиеся в Национальном музее Тараса Шевченко. Авторы памятного знака – О.Ю.Сидорук и Б.Ю.Крылов.

Источник № 1: 

   Т.Г.Шевченко – великий украинский поэт, художник, мыслитель, революционный деятель.

   Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта (25 февраля по старому стилю 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии (ныне Черкасская область) в семье крепостного крестьянина.

   Его детские годы прошли в родном селе и в селе Кириловка. Будущий поэт рано осиротел. В 1828 году Т.Г.Шевченко попал в услужение в дом помещика Павла Васильевича Энгельгардта в селе Вильшана, через год служил в его доме в Вильно, а с 1831 года — в Петербурге.

Обнаружив способности юноши к рисованию, П.В.Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 году в обучение к художнику Василию Григорьевичу Ширяеву. В составе артели В.Г.Ширяева Т.Г.

Шевченко принимал участие в росписи Петербургского Большого театра как подмастерье-рисовальщик.

   В 1838 году влиятельные покровители Т.Г.Шевченко, среди которых — художник Карл Петрович Брюллов, поэты Василий Андреевич Жуковский и Евгений Павлович Гребенка, выкупили его из крепостничества.

   Получив свободу, Т.Г.Шевченко стал студентом Петербургской Академии художеств. Благодаря высокому уровню подготовки его зачислили сразу в четвертый класс.

   Вскоре он стал одним из любимых учеников К.П.Брюллова.

   В 1840 году в Санкт-Петербурге был опубликован первый украинский сборник стихов Т.Г.Шевченко — “Кобзарь”. Ранние произведения Т.Г.Шевченко написаны в жанре баллады, поэмы, “думки”. Значительные произведения этого периода — поэмы “Катерина” (1838), “Гайдамаки” (1841). На русском языке им были написаны поэмы “Слепая” (1842), “Бесталанный” (1844), драма “Назар Стодоля” (1843).

   В 1843 году Шевченко вернулся на Украину, в течение года путешествовал, занимался живописью. Итогом наблюдений стал альбом “Живописная Украина”. В 1843-1845 годах им были написаны цикл поэзий “Три года” (центральным произведением которого является “Сон”), поэма “Кавказ”, послание “И мертвым и живым…”, стихи “Чигирине, Чигирине”, “Большой погреб”, “Стоит в селе Субботове” и др.

   В 1844 году Т.Г.Шевченко окончил Академию художеств, получив звание “неклассного (свободного) художника”, и вновь отправился на Украину, решив поселиться в Киеве. Работал художником в Киевской временной комиссии по вопросам рассмотрения старых актов. В феврале 1847 года был утвержден на должность преподавателя рисования Киевского университета.

   В марте 1847 года за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества и за антисамодержавные стихи Т.Г.Шевченко был арестован и сослан в Орскую крепость Оренбургского отдельного корпуса с царской резолюцией о запрете писать и рисовать. Во время ссылки, в 1848 году, Т.Г.

Шевченко как художник вошел в состав экспедиции, задачей которой было исследование Аральского моря. В 1850 году по доносу одного из офицеров поэт  был  арестован  в  Оренбурге, по  этапу  отправлен  в  Орскую  крепость и заключен в каземат. Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление. В 1851 году Т.Г.

Шевченко вновь был включен как художник в состав геологической экспедиции в горах Каратау.

   В годы ссылки Т.Г.Шевченко были написаны поэмы “Варнак” (1845) и “Марина” (1848), циклы “В каземате” (1847) и “Цари” (1848), повести “Княгиня” (1853), “Музыкант” (1854-1855), “Несчастный”, “Капитанша”, “Близнецы” (все — 1855). Здесь же было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.

   В 1857 году Т.Г.Шевченко был освобожден из ссылки. По дороге в Петербург вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы. Нижнем Новгороде была написана поэма “Неофиты” (1857), триптих “Доля”, “Муза”, “Слава”.

   Друзья Т.Г.Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге. Здесь он сблизился с кругом авторов “Современника” и близко сошелся с Н.Н.Чернышевским, Н.А.Некрасовым и другими.

   В 1859 году он в последний раз отправился на Украину, но был арестован и возвращен в Петербург.

   Последними прозаическими произведениями Т.Г.Шевченко были повести “Прогулка с удовольствием и не без морали” (1856-1858) и дневниковые записи “Журнал”. В 1858 году был написан ряд высоких образцов интимной и пейзажной лирики.

   В последние годы жизни Т.Г.Шевченко активно занимался просветительской деятельностью. Он подготовил к печати “Букварь” для вечерних школ, который был выпущен тиражом в 10 тысяч экземпляров за счет автора, вместе с другими участниками петербургского украинского общества “Громада” готовил к выпуску первый номер журнала “Основа”.

   Кроме того, Т.Г.Шевченко работал в областях станковой живописи, графики, монументально-декоративной росписи и скульптуры. В 1859-1860 годах он выполнил офорты из произведений зарубежных и русских художников. За успехи в этом искусстве Академия художеств присвоила Т.Г.Шевченко звание академика гравирования.

   Скончался Т.Г.Шевченко 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1861 года. Был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, а через два месяца гроб с его телом, в соответствии с завещанием поэта, был перевезен на Украину и похоронен на Чернечьей горе возле Канева.

   Произведения Т.Г.Шевченко переведены почти на все языки мира, многие произведения положены на музыку Н.В.Лысенко и другими композиторами.

   Стихотворения “Думы мои, думы мои”, “Завещание”, начало баллады “Порченая” (“Реве та стогне Днiпр широкий”) стали народными песнями.

   Именем Т.Г.Шевченко на Украине названы учебные заведения, театры, площади, улицы. Национальная опера Украины, Киевский национальный университет, центральный бульвар города Киева носят имя Тараса Шевченко. На сегодняшний день насчитывается 1384 памятника Т.Г.Шевченко в мире: 1256 в Украине и 128 за рубежом — в 35 государствах.

Источник № 2: 

Источник: https://www.shukach.com/ru/node/37257

«Когда спустя 78 лет после смерти Тараса Шевченко разрыли его могилу и открыли гроб… поэт..

150 лет назад, 22 мая 1861 года, Кобзаря перезахоронили в Каневе на Чернечей горе

Шевченковед Игорь Лиховой рассказал «ФАКТАМ» малоизвестные и любопытные подробности перезахоронения великого украинского поэта.

«Говорят, что предсмертными словами поэта были: «До Канева…»

 — Почему решили похоронить Тараса Шевченко именно в Каневе?

 — Как известно, большую часть жизни поэт провел далеко от родного края. Тем не менее он всегда стремился вернуться в Украину, чтобы, женившись на простой украинской девушке, спокойно жить на родной земле. Но только после возвращения из десятилетней ссылки Шевченко получил возможность свободно выбрать место для дальнейшего проживания.

Летом 1859 года в поисках земли для своей усадьбы Тарас Григорьевич посещал Каневщину, где и заприметил

Чернечу гору.(на фото). Он даже изобразил ее на рисунке «Возле Канева».

Известный историк Михаил Максимович рассказал ему, что у этой горы был расположен древний казацкий монастырь, в котором покоился прах знаменитых гетманов Ивана Подковы, Самийла Кишки и Якова Шаха.

Отсюда, кстати, и название горы — Чернеча. Однако поэта снова арестовали… Этот мир он оставил с мечтой вернуться в Украину. Говорят, предсмертными словами Тараса Шевченко были «До Канева…»

 — Тем не менее его не сразу перевезли в Канев…

 — Тарас Григорьевич умер, не оставив официального завещания. Поэтому его друзьям необходимо было преодолеть большое количество формальностей, чтобы предать тело поэта украинской земле.

И хотя его похоронили в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, что рядом с церковью Смоленской иконы Божьей Матери, земляки поэта еще в день его смерти решили сделать все, чтобы перевезти тело Шевченко в Украину.

На похоронах поэта на Васильевском острове собрались известные российские литераторы Федор Достоевский, Николай Некрасов, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Николай Чернышевский, братья Жемчужниковы (соавторы Козьмы Пруткова. — Авт.) и Курочкины, переводчик Михаил Михайлов…

За те два месяца, пока прах поэта покоился в Петербурге, его могила стала местом паломничества сотен земляков и жителей российской столицы. И вот наступил день, когда траурная процессия с гробом Шевченко отправилась в Украину. Его сопровождали представители украинской громады Петербурга, художник Григорий Честаховский, братья-литераторы Михаил и Александр Лазаревские.

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «портрет жуковского»

Пантелеймон Кулиш по казацкой традиции накрыл гроб красной китайкой и сказал: «Нехай наш батько з'явиться на Вкраїнi лицарем щирим, що жив i вмер, побиваючись про добро, про честь i волю нашу… З'явись, батьку, серед рiдного краю пiд своєю червоною китайкою, заслугою козацькою; згромадь навкруг себе слiпих, глухих та без'язиких, нехай побачать, як далеко вони од правди постали, нехай почують iз мертвих уст твоїх твоє слово безсмертне… Наш єси, поете, а ми народ твiй i духом твоїм дихатимемо во вiки i вiки…»

«Настоятель Каневского Успенского собора, произнесший речь над гробом поэта, был отстранен от должности»

 — Как Кобзарь был доставлен в Украину?

 — Из Петербурга в Москву гроб поэта везли поездом. Оттуда на лошадях, запряженных в артиллерийские дроги, был проделан нелегкий путь через Серпухов, Тулу, Орел, Кромы, Севск, Глухов, Батурин и Бровары — до Киева. И в каждом из городов прибытие процессии с телом Шевченко было большим событием для местных жителей. Так, в Орле ее встречал военный оркестр и местные гимназисты.

В Киеве, когда траурная процессия проходила по Цепному мосту, студенты университета выпрягли лошадей и сами повезли «драгоценный груз» к церкви Рождества Христова на Подоле, где был совершен обряд отпевания.

Проститься с Шевченко пришли многие известные киевляне, национальная элита тогдашней Малороссии: композитор Мыкола Лысенко, писатель Михаил Старицкий, историк Михаил Драгоманов, меценат Платон Симиренко, историк Владимир Антонович, Тадей Рыльский и многие другие. Свидетели вспоминали, что во время церемонии к гробу с телом поэта подошла женщина в траурной вуали, молча возложила терновый венок и исчезла. Многие считают, что это была княжна Варвара Николаевна Репнина, любившая Тараса.

Намерению похоронить поэта на горе Щекавице воспротивились власти и духовенство губернского Киева. Поэтому через два дня прах Кобзаря погрузили на пароход «Кременчугъ» и отправили в Канев.

Между прочим, Шевченко хоронили как неженатого парубка: перед гробом шли молодые девушки в национальных костюмах, громко оплакивая Тараса. В течение двух дней тело поэта было выставлено в Успенском соборе Канева, построенном еще в 1144 году.

Во время церемонии отпевания настоятель Успенского собора Гнат Мацкевич произнес слова, ставшие пророческими: «Благоговей, Малороссия, ко граду нашему: у нас похоронен Тарас Шевченко. Взирай, Малороссия, на его могилу, взирай и молись!» Вскоре после этого священника отстранили от должности. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Чернечу гору, ставшую последним пристанищем Кобзаря, в народе очень скоро стали называть Тарасовой.

 — Какова дальнейшая судьба Шевченковой могилы?

 — После революции и гражданской войны, в 1923 году, большевики осквернили место захоронения Тараса Григорьевича, сбросив огромный памятник-крест, установленный в 1884 году на народные деньги.

Однако через 16 лет в Каневе открыли музей Тараса Шевченко, а на могиле установили памятник. С этим событием связана одна загадочная история.

Для того чтобы гранитный постамент с бронзовым монументом Кобзаря не раздавил гроб, необходимо было точно рассчитать место его размещения. Дело в том, что согласно казацкому обряду могилу

обложили камнями и придали ей форму круга. За многие десятилетия он деформировался от дождей.

Поэтому была создана комиссия из сотрудников НКВД и представителей местной власти, под присмотром которой бурили землю, чтобы найти склеп.

Вскрыв захоронение поэта и открыв крышку гроба, члены комиссии увидели металлический ящик, в котором обнаружили еще один гроб, с окошком. Рядом лежал засохший венок. Позже одна из женщин, присутствовавшая при вскрытии могилы, вспоминала, что «Шевченко лежал как живой».

Но как только на лицо поэта попал воздух, оно моментально стало проседать… В том же 1939 году вход в склеп замуровали железобетонной плитой.

Во время оккупации нацисты организовали на территории музея концлагерь. Но даже они не посмели потревожить прах поэта. В течение многих десятилетий могила Шевченко была и остается местом паломничества для его почитателей со всего мира.

На фото Аскольдова могила в Киеве, которую поэт нарисовал в 1846 году.

Источник: https://fakty.ua/133211-kogda-spustya-78-let-posle-smerti-tarasa-shevchenko-razryli-ego-mogilu-i-otkryli-grob-poet-lezhal-kak-zhivoj

Аскольдова могила в Киеве

Аскольдова могила находится на правом берегу Днепра в Киеве. Здесь, согласно легенде, похоронен князь Аскольд. Сейчас это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте старинного Угорского урочища.

Со времён княгини Ольги и до начала XIX века над могилой князя Аскольда располагалась постоянно реставрирующаяся деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. В 1809—1810 годах здесь построили каменную церковь-ротонду.

В 1936 году церковь была в павильон парка, над которым в 1938 году была надстроена колоннада. С 1990-х годов это действующий храм (УГКЦ), в 1998 году восстановленный в исконном виде.

С 1786 года вокруг Аскольдовой могилы существовало кладбище, где хоронили многих именитых киевлян. На этом кладбище были похоронены лётчики П. Н. Нестеров и Е. Н. Крутень — первые российские асы (их могилы были перенесены). Официальное решение о переносе кладбища, мешавшего строительству парка, было принято в 1935 году.

Во время оккупации на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище, ликвидированное после освобождения Киева в 1944 году. После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов. В 1957 году их прах был перенесён в Парк Вечной Славы.

В парке установлен деревянный крест, напоминающий о том, что в 1918 г. на кладбище были похоронены украинские юноши-патриоты, павшие в бою с большевиками возле станции Круты.

Неподалеку поставлен памятный знак, посвященный отражённому в летописи пребыванию здесь в конце IX в. угров на пути с Поволжья к территории нынешней Венгрии.

Словарь Брокгауза и Эфрона:

Эти живописные места всегда были окутаны загадочными легендами и историями. Они привлекали внимание как жителей Киева и гостей города, так и писателей и поэтов. Аскольдова могила не раз упоминалась в произведениях Тараса Шевченко, писатель Загорский посвятил этому месту свой роман.

Неподалеку от Аскольдовой могилы находится памятник апостолу Андрею Первозванному, святому, который в истории Киева сыграл важную роль.

Согласно летописанию Нестора, две тысячи лет тому назад Апостол Андрей, после попыток насадить христианство в скифских землях, благословил берег Днепра и предрёк ему славу Иерусалима русских земель.

Скульптура памятника была создана Швецовым из огромного куска гранита. Монумент восхваляет славные деяния святого Андрея Первозванного

В урочище Аскольдова могила находится также Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая — храм работы Андрея Меленского в Киеве. Современный храм возвели в 1809 году, но культовые строения существовали на этом месте начиная с XI века и с самого начала всегда носили имя Святого Николая

Древняя церковь святого Николая была построена около X века неким Ольмой рядом со своим двором, над могилой князя Аскольда в урочище Венгерском, которое с XVIII века зовется Аскольдовой могилой.

Название церковь получила за имя, которое принял Аскольд при крещении в 867 году — Николай. Определенное время распространённой была мысль о том, что к построению церкви причастна княгиня Ольга, а, следовательно, церковь является самой древней на Руси.

Возникла эта теория, скорее всего, из-за ошибки переписчика, который, в свое время, вместо «Олма» написал «Олга». Тем не менее, некоторые исследователи и авторы придерживаются другой версии.

Самые смелые отстаивают фантастическое утверждение, что основатель православного храма Ольма — это язычник Олмош (Альмош), предводитель венгров, которые проходили мимо Киева в конце ІX века.

Статуя у церкви Святого Николая

В 971 году церковь Святого Николая была разрушена сыном Ольги — Святославом, правление какого повязане с жестокой языческой реакцией, преследованием христиан и уничтожением церквей. Лишь в 990 году князь Владимир опять построил здесь деревянный храм.

В 1036 году при церкви был основан женский монастырь, в котором доживал свои годы один из основателей Киево-Печерской обители преподобный Феодосий. Он содержался то ли на самой Аскольдовой могиле, то ли на возвышении над ней.

Существует перевод, связанный с событием, которое произошло в 1113 года в жизни великого князя Киевского Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Возвращаясь поздней порой с охоты, он забрел в дремучем лесу, который покрывал собой местность современного Печерска.

Ища дорогу из него, князь неожиданно увидел яркий свет, что его излучал образ Святого Николая, который содержался на высоком пеньке, как раз возле той же дороги.

В память о таком чудесном представлении он в 1115 году учредил при Николаевской церкви на Аскольдовой могиле (превратил ли из отмеченного выше женского) мужской монастырь (возобновил ли после разрушения его в 1096 году половцами). Через какое-то время на месте приключения, которое произошло с Мстиславом, зявилася стовпоподибна каплица (слуп) с образом Святого Миколая, которая указывала направление движения к обители на Аскольдовой могиле.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «портрет репина»

К самому Микильского монастыря, окруженного густым пустынным лесом, добавились названия Пустынный, Слупский или Столбовый. в 1147 году князь Андрей Боголюбский приписал его к Киево-печерской обители. Возобновленный после разрушения, причиненного в 1240 году татаро-монголами хана Батыя, монастырь в XV веке опять грабился татарами.

Самое давнее изображение церкви Святого Миколая — деревянной, с тремя банями — было найдено на плане Кальнофойского. В конце XVI века обитель была определённое время униатской.

При митрополите Киевском Петре Могили она получила от украинских гетманов целый ряд универсалов и грамот на владение мастностями.

Один из них, а именно Иван Мазепа на протяжении 1690—1696 годов собственным средством построил на горе над Николаевской церковью по проекту архитектора Иосифа Старцева большой каменный 5-банный Вийсково-микильский собор, который стал соборным храмом Микильского монастыря. В келье вокруг него переселилась большая часть братии из территории на Аскольдовой могиле, а под горой осталось монастырское кладбище из деревянной Николаевской церковью, которая из главной превратилась в приписную кладбищенскую.

На фото церковь Святого Николая, интерьер

Церковь Святого Миколая на Аскольдовой могиле прославилась, став первым храмом, который посетил Папа Римский Иван Павел ІІ во время своего апостольского визита на Украину летом в 2001 году. На фото памятная доска Иоану Павлу ІІ на стене церкви

Под памятной доской, установленной на стене церкви в честь визита Папы, написано:

«В цеми храме Св. Миколая Чудотворца на Аскольдовой могиле 23 июня в 2001 г. Божьего Святейший Отец Иван Павел ІІ в молитве перед Чудотворной иконой Зарваницкой Богородицы отдал под Ее покровительство свое Апостольское путешествие Украиной»

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=183

На Аскольдовій Могилі

Друковані ЗМІ

01.12.2008

Справа, за станцією метро «Арсенальна», стрімко спускається доріжка до Паркової алеї. Ще донедавна такий затишний, заліснений дніпровський схил в урочищі, яке згадується в літописах, нині сплюндрований. Тепер тут будівельний майданчик, де височіє отой висотний будинок-монстр, який викликав обурення киян.

Начебто його мали «усікти», але коли часто проходжу повз і дивлюся на нього, він не зменшується і, видається, поволеньки опоряджується. Скільки тоді зрубали дерев – тінистих, могутніх, кряжистих – широчезних в обхваті! Потім швиденько викорчували ці пні, аби не нагадували про розбій серед білого дня.

І ніхто із кучмівської свити нині не покараний, хоча за кордоном таке варварство в заповідній зоні розцінюється як кримінал.

Якщо йти далі Парковою алеєю – зліва Зелений театр, а на горі церква Святого Миколая. Це місце віддавна облюбували художники: згадаймо хоча б акварель «Аскольдова могила» Тараса Шевченка (1846 р.), літографії та картини багатьох митців. Серед них Іван Їжакевич теж намалював картину «Могила Аскольда».

На ній – занесене снігом урочище; на передньому плані видніється цвинтар, будиночок священика. Оддалік міст над скутим кригою Дніпром. І в центрі – рожева церковця-ротонда з колонадою.А який тут рай був улітку, можна уявити, прочитавши дожовтневий довідник М.

Захарченка, інспектора класів Інституту шляхетних дівчат: «Довкола церкви, спускаючись уступами майже до Дніпра простелився величезний квітник із клумбами тінистих дерев, чарівних троянд та інших пахучих квітів. Серед буйних газонів виднілися надгробні пам'ятники з білого мармуру. Вся Аскольдова могила обведена кам'яною огорожею.

Із боку Миколаївського узвозу тут збудовані в давньому стилі кам'яні ворота і невеличкий кам'яний будиночок для церковного причту».Унікальність цього цвинтаря створював не лише мальовничий ландшафт. У цьому урочищі відбулася зустріч київських князів Діра та Аскольда з варязьким вікінгом Олегом, який їх убив.

Тіла князів, за свідченням літописів, «погребоша на горі, єже ся нині зовет Угорскоє». За переказами, князь Аскольд охрестився в Цареграді у 860 році разом із частиною своєї дружини і дістав християнське ім'я Микола.

Через 50 років на цьому місці велика княгиня Ольга побудувала дерев'яну церкву Святого Миколи, куди потім перенесли з Вишгорода її останки (пізніше князь Володимир перепоховав її в Десятинній церкві).Близько 1036 року тут заснували Микільський жіночий монастир, де, як припускають історики, провела свої останні дні мати преподобного Феодосія Печерського.

А в 1690 році за кошти гетьмана України Івана Мазепи було збудовано п'ятибаневу кам'яну церкву з хорами, дзвіницею – Військово-Микільський собор. Сюди перевели більшу частину братії сусіднього монастиря. На жаль, Мазепина церква до наших днів не збереглася, її зруйнували більшовики (на цьому місці стоїть колишній палац піонерів).

Стара ж дерев'яна церква на Аскольдовій могилі залишилася при цвинтарі, який із 1786 року став загальноміським.У 1810 році головний архітектор Києва, відомий зодчий Андрій Меленський звів невелику кам'яну церкву-ротонду на два яруси і престол у стилі ампір з усипальницею під нею.

Храм славився прекрасним іконостасом із каррарського мармуру та золота, розписами за ескізами художника В. Васнецова, чудовою оранжереєю, за якою наглядав ієромонах Рафаїл, умілий садівник. Це він розпланував доріжки, дев'ять терас для поховань, що спускалися каскадом, побудував сходи.Цвинтар став одним із найупорядкованіших у Києві.

Тут були могили відомих у Києві письменників, політичних, громадських, духовних діячів. На Аскольдовій могилі упокоївся Василь Федорович Симиренко, багатий українець-промисловець, який протягом тривалого часу матеріально підтримував видання «Киевская старина», «Рада», «Громадська думка», «Літературно-науковий вісник». Його коштом вийшло кілька видань Шевченкового «Кобзаря».

Василь Федорович усе своє життя пунктуально виділяв десятину від своїх прибутків на розвиток української культури. Він матеріально підтримував і заохочував працю М. Драгоманова, М. Коцюбинського, М. Грушевського, фінансував хор М. Лисенка, не відмовляв у коштах багатьом діячам культури. «Кожен мусить робити те, до чого вдатний, – пояснював Василь Федорович.

– Вони тямляться на громадських справах, то нехай їх і роблять, а я тямлю заробляти гроші, то і мушу їх заробляти для України». Крім почесного громадянина Києва Василя Симиренка, на Аскольдовій могилі поховано Єпіфанія, архімандрита Микільсько-Пустинно-Слупського монастиря, Г. Петрова, директора училищ Київської губернії, М.

Юзефовича, поета, архівіста, який очолював Київську археологічну комісію, що видала «Літопис Граб'янки», П. Андрієвського, редактора київської газети «Зоря», та багато інших достойних людей.На цьому цвинтарі знайшли свій останній притулок також родичі відомих письменників: Е. Гулак-Артемовський, Д. Кантемир, М. Лєскова, А. Маркович, М. Подолинська, Ф. Рилєєв.

Крім того, тут поховані учасники воєн – 1812 року, Кримської та російсько-турецької 1853-1856 років.І ще багато років тихо минав би час, спокійно спливали б дні над цією чарівною місциною, де люди творили молитву Богові та думали про упокій душі. Та ось настав 1917 рік, і на цей некрополь чигала одна біда за одною.

У березні 1918 року на цвинтарі з'явилася свята могила – братське поховання Героїв Крут, які загинули в нерівному бою з червоною російською бандою Муравйова. Знаменитий хор Олександра Кошиця відспівав панахиду над 30-ма київськими студентами. Відгукнувся на цю подію й поет Павло Тичина: «На Аскольдовій могилі поховали їх»…

Сьогодні про цих юнаків нагадує дерев'яний хрест на символічній могилі біля церкви. Очевидно, вже давно настав час спорудити Героям Крут пам'ятник.У 1919 році за більшовицької влади колегія комунгоспу вирішила закрити цвинтар: мовляв, він переповнений, хоча місця було ще доволі. Час від часу за клопотаннями родичів тут ще ховали киян.

Але в 1934 році, мов смерч, змела, сплюндрувала бандитська влада це кладовище, зрештою, як і тисячі інших. Причину знайшли таку – цвинтар мав стати амфітеатром, звідки глядачі могли б спостерігати за святом на Дніпрі.Зберігся документ того часу – наказ комісара освіти УРСР В.

Затонського голові міськради Гінзбургу, де, зокрема, зазначалося: «Аскольдову могилу треба як кладовище ліквідувати, церкву закрити. Надгробні пам'ятки використати як матеріал для будівель та оформлення парків тощо.

Бажано, щоби мармур у великих кусках було використано як матеріал для скульптур, а то, приміром, не могли донедавна знайти шматка мармуру, щоби замовити погруддя вождів революції».Очевидець цього вандалізму заслужений архітектор, Герой України Олесь Силин розповідав мені, як стояли тоді на Аскольдовій могилі каменедробарки і трощили надгробки на друзки.

Читайте также:  Описание картины ивана крамского «портрет льва толстого»

Хоча довкола була така краса – гармонія вічного супокою в стародавньому урочищі над Дніпром, білосніжність мармурових скульптур, витончене мереживо чавунних ґрат. Стягували з постаментів «буржуев всех мастей», а це були київська професура, духівництво, меценати, актори, письменники, лікарі, інженери, журналісти – відомі й шановані люди.

Плити з їхніх могил ішли на бордюри тротуарів Хрещатика та колишньої вулиці Кірова.Цвинтар облаштували під парк відпочинку, а церкву, знявши з неї баню з хрестом – під парковий павільйон. «Помилували» лише акторів М. Соловцова й М. Глєбову, льотчиків П. Нестерова й С. Крутеня, колекціонера старожитностей В. Тарновського, громадського діяча С.

Подолинського, могили деяких родичів киян, які було перенесено на інші кладовища. Не стало 2000 поховань на Аскольдовій могилі. На жаль, і досі немає бодай якоїсь скромної таблички, яка б нагадувала, що на цих кручах існував один із найгарніших в Європі і найпрестижніших у Києві цвинтарів.Під час Другої світової війни на Аскольдовій могилі німці ховали своїх солдатів та офіцерів.

Їхні могили в 1944 році було знищено. А з 1945 року праворуч від церкви вже ховали радянських воїнів: звідси власне й починається Парк вічної слави.Пам'ять про некрополь із часом стала пригасати. Хіба що старожили пам'ятали, якої дивовижної краси він був. Деяка надія на його відродження заяскріла після відкриття Музею історії Києва в 1979 році.

Аскольдова могила стала його філією, парковим павільйоном. Тоді ротонду сяк-так відремонтували і в ній почали влаштовувати сезонні виставки. А в 1985 році працівники Музею історії Києва оголосили конкурс на кращий проект реставрації. Журі відібрало проект, за яким пропонували відновити церкву в тому вигляді, як її спорудив А.

Меленський, збудувати одноповерховий будинок священика з брамою та дзвіницею. У підвалі церкви святого Миколая (а це єдина вціліла споруда Микільсько-Пустинно-Слупського монастиря) мала розміститися  експозиція, яка б ознайомлювала відвідувачів із історією цього некрополя. Проект передбачав також відгородити невеличку частину території – ті тераси, де були поховані відомі діячі науки та культури, і поставити символічні знаки.Але на відтворення і реставрацію цього музейного комплексу «Історична місцевість Аскольдова могила» не було коштів, проект завис у повітрі, а церква руйнувалася, облітав тиньк зі стін, скрізь розповзався грибок. І ось після тривалої тяганини, опору влади нарешті у ротонді почала проводити богослужіння греко-католицька конфесія, тоді єдина в Києві, що була безпритульною. Нарешті після зволікань міськдержадміністрація зробила в церкві ремонт, зібрали на це гроші також віруючі. …Нині над цією оригінальною церковцею-ротондою, як і колись, височіє хрест. При вході до храму – меморіальна дошка із зображенням Папи Івана-Павла ІІ, який під час свого візиту до України відвідав Аскольдову могилу.У Києві тепер збудовано і відновлено багато храмів. І однак з усіх кінців міста сюди приїжджають віруючі Української Греко-Католицької церкви. Часто стоїмо ми впритул або ж на сходах чи на подвір'ї, бо приміщення церкви зовсім невеличке. Видно, якийсь магнетизм, особливу ауру випромінює це намолене місце, бо, побувавши тут, іншими очима дивишся на довколишній світ, на цю суєту суєт і розумієш: то все – земна марнота, вічною є тільки дорога до Всевишнього.

Ольга МЕЛЬНИК

За матеріалами: http://ukrgazeta.plus.org.ua/

Источник: http://askoldova-mohyla.org/uk/item,1717

Аскольдова могила (Верстовский)

Давно не ходили в театр, особенно на русские романтические оперы? Тогда опера Верестовского «Аскольдова могила» – это то, что Вам нужно. Первое представление этой оперы состоялось в далеком 1835 году, а именно 16 (28) сентября, на сцене Большого театра в Москве. Композитором картины на четыре действия стал Алексей Верстовский, а автором либретто был Михаил Загоскин.

История создания оперы имела свои взлеты и падения. Михаил Загоскин на момент создания либретто был очень известной фигурой при дворе. Он состоялся как статский советник, литератор, член Российской академии и т.п.

На его счету 29 романов, повестей и рассказов, но особое место занимает серия исторических романов. Загоскин относился к ним с особой скрупулезностью, тщательно собирал все материалы.

И вот, в 1833 году роман, да именно роман, «Аскольдова могила» потерпел крах и неудачу у читателей, а так же и у критиков. Но, через два года, именно этот роман стал основой этого прекрасного произведения.

По сюжету, действия происходят в Киевской Руси, когда христианство только-только было принято, т.е. во времена Великого князя Кивского – Владимира Первого (Владимира Святославовича). Но в опере, из-за отсутствия в те время в Российской Империи точной исторической науки, речь идет про Святослава Игоревича, и, тем не менее, это попытка освещения максимально подлинных фактов.

Итак. Действие первое начинается с картинки рыбацкой деревушки, на днепровском берегу, около Киева. В этой деревне проживает некая девушка Надежда, дама сердца Всеслава, которая приняла христианство. Тут же виднеются рыбаки, к которым приходит Неизвестный.

Этот таинственный герой приверженец былой языческой старины, все так же прославляет прошлые времена и отвержено стремится настроить жителей деревни против Святослава.

И Неизвестный планирует заговор с коварным и интригующим планом… Он хочет сделать Всеслава, верного княжеского дружинника, князем, ведь он, по его мнению, потомок Аскольда.

По сценарию Всеславу назначается встреча у Аскольдовой могилы, но у жителей свои интересы, они там собираются на праздник – Усладов день. Девушки водят хороводы, поют песни и играют в различные игры. Так же в тереме боярина Вышаты празднует и княжеская дружина, но хозяин зовет их всех идти к Аскольдовой могиле.

Он уже знает, что там будут собираться христиане, и у него задание от Неизвестного – похитить любимую Святослава, Надежду.

Действие второе имеет мрачные события. У заговорщиков все идет по плану, на берегу Днепра у Аскольдовой могилы, собираются в полночь христиане, среди них есть Надежда.

Неизвестный вдалеке раскрывает Всеславу свою великую тайну, что тот правнук Аскольда и именно он должен занять трон князя, который принадлежит ему по праву. Но Всеслав оказывается верным своему царю, и тут происходит похищение Надежды.

Всеслав, спасая девушку, убивает одного из дружинников князя, и ему ничего не остается, как бежать от гнева своего князя.

Действие третье происходит в селе Предиславино. Надежда томится в тереме, вместе с остальными наложницами князя Святослава. Ее мучает неизвестность судьбы

любимого Всеслава. Но мир не без добрых людей, и ее тоску старается развеять гудочник Торопка. У него это на славу получается и под эти славные мелодии Всеслав освобождает свою Надежду. Побег не удалось скрыть и Вышата отдает приказ отыскать беглецов.

Действие четвертое состоит из захватывающих событий. Появляются новые герои – колдунья Вахрамеевна, которая в своей избе варит волшебное зелье. К ней приходит барин Вышата и просит ее показать с помощью волшебства, где скрываются влюбленные. Колдунья выполняет просьбу, сквозь таинственную дымку показывает, что они находятся на берегу Днепра.

И тут начинается финал. Мы возвращаемся к берегу Днепра, к Аскольдовой могиле, где на ночь укрылись влюбленные. Бушует ночная буря.

Неизвестный не отступает от своих намерений, уговаривает Всеслава выступить против царя и вернуть былые обычаи, но молодец отказывается.

Неожиданно появляется посланник царя, который доносит влюбленным благую весть, что им можно пожениться и, что Всеслав прощен за убийство дружинника. А Неизвестного ждет печальная участь. Он погибает в буре.

Все четыре действия сопровождаются шикарной музыкой и ариями. Музыка «Аскольдовой могилы» выделяется своей свежестью, выразительностью и богатством. В ней использовались: марш, мазурка, полонез,… Множество хоровых эпизодов, в которых изображены старинные обычаи.

Музыкальные формы, которые использовал Верстовский, это песни и номера романсового характера и куплетного строения.

Многие песни получили широкую известность – «В старину живали деды», которую исполнял Неизвестный, «Ах, подруженьки, как грустно», «Уж как веет ветерок», а так же баллада «Близко города Славянска», и не без удалой и лихой застольной «Заходили чарочки по столику».

Источник: http://orfey.club/opyeri/askoldova-mogila-vyerstovskiy/

Ссылка на основную публикацию